автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Анархистское движение в Сибири, первая четверть ХХ века

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Штырбул, Анатолий Алексеевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Анархистское движение в Сибири, первая четверть ХХ века'

Текст диссертации на тему "Анархистское движение в Сибири, первая четверть ХХ века"

ОМСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО

ШТЫРБУЛ Анатолий Алексеевич

АНАРХИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СИБИРИ (первая четверть XX века)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

Диссертация

на соискание ученой степени доктора исторических наук

1резидиум ВАК России !|

На правах рукописи

решение от

-Научный консультант -

исудил ученую степень ДО КТО

s V J i

заслуженный деятель науки РСФСР,

J-

доктор исторических наук, профессор В.М.САМОСУДОВ

/

)

ОМСК - 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................4

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНАРХИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СИБИРИ.................................69

ГЛАВА II. АНАРХИСТЫ СИБИРИ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ (1900-

февраль 1917 гг.)..............................109

§ 1. Становление анархистского движения в крае

(1900 - июнь 1907 гг.).........................109

§ 2. Сибирские анархисты между двумя революциями: от революционного экстремизма - к утрате активности (июнь 1907 - февраль 1917

гг.).............. . . ..........................131

ГЛАВА III. АНАРХИСТЫ СИБИРИ В ПЕРИОД УГЛУБЛЕНИЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (февраль 1917 - апрель 1918 гг.)................................176

§ 1. Сибирские анархисты от Февраля - к Октябрю: в поисках стратегии и тактики.............176

§ 2. Первая Советская власть и анархисты Сибири ............................................211

ГЛАВА IV. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И АНАРХИСТЫ СИБИРИ

(апрель 1918 - февраль 1920 гг.)..............258

§ 1. Анархисты Сибири на фронтах граэеданской

войны (апрель - август 1918 г.)...............258

§ 2. Сибирские анархисты Сибири в период антисоветских режимов (лето 1918 - февраль 1920 гг.)..........................................289

ГЛАВА V. СИБИРСКИЕ АНАРХИСТЫ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД КРИЗИСА ПОЛИТИКИ "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА"

(1920 - первая половина 1921 гг.).............332

§ 1. "Сибирская махновнц^на": анархисты и массовое сопротивления крестьян Сибири политике "военного коммунизма" (1920 - весна 1921

гг.)..........................................332

§ 2. Анархистские организации и идеи анархизма

в Сибири (1920 - первая половина 1921 гг.) .... 378 ГЛАВАVI. УГАСАНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ АНАРХИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СИБИРИ (первая половина 1920-х гг.).....400

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................446

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................455

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ..........................481

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ........................483

ВВЕДЕНИЕ

Анархизм, как одно из нескольких мировых политических движений1 - явление сложное и неоднозначное, несмотря на кажущиеся упрощенность и прямолинейность. Именно сложность и неоднозначность, наряду с распространенным высокомерно-пренебрежительным отношением к проблеме, стали главными причинами того, что до настоящего времени исследование истории российского анархизма заметно отстает от исследования таких политических движений, как социал-демократия, большевизм, народничество и неонародничество, либерализм, монархизм. Между тем, без серьезного исследования анархистского движения отечественная российская история и политическая история России, как ее часть, будут неизбежно выглядеть неполными. Проблема истории анархистского движения тесно связана с такими важными самостоятельными проблемами, как история социалистического движения в целом и рабочего движения. В масштабе России она плотно смыкается с историей трех революций и гра-заданскои воины, первого крупного политического кризиса Советской власти в 1921 году, первых лет НЭПа, так как анархи-

1 Несмотря на то, что анархисты на протяжении вот уже полутора веков в большинстве своем отрицают политическую деятельность (имея ввиду, прежде всего, ее буржуазные проявления) и не считают себя политическим движением, логика социальных процессов вовлекает их в эту деятельность, что объективно делает анархизм политическим, хотя и весьма своеобразным, движением.

стское движение было составной и неотъемлемой частью этих процессов и событий. Исследование анархизма, таким образом, необходимо для воссоздания наиболее полной картины общественного движения в России в первой четверти XX в.

Изучение анархистского движения на территории Сибири -крупнейшего территориально-географического региона не только России, но и всего мира - будет способствовать созданию более полной картины истории анархизма как России, так и мирового анархистского движения в целом.

В настоящее время представляется интересным и полезным опыт негосударственной самоорганизации и общественного территориально-производственного самоуправления, наработанный российскими, в том числе и сибирскими, анархистами в первой четверти XX в.

Кроме того, возроэадение анархистского движения в России и, в том числе, в Сибири вызывает законный интерес к истории предшественников этого движения в крае, а для исследователя появляется интересная возможность сравнить анархистов и неоанархистов, между деятельностью которых лежит исторический отрезок времени длиной более чем в полстолетия.

В дополнение к сказанному следует добавить, что проблема истории анархизма в Сибири до сих пор слабо изучена (о чем подробно пойдет речь в историографической части введения) и представляет определенный научный интерес.

Для всестороннего и объективного исследования анархизма как движения за негосударственный, самоуправляющийся социализм, необходимо помнить, что диапазон этого движения многообразен и широк: от неприятия государства, анархо-бунтарских действий против него (бунтов, экспроприации, терактов) - до организации негосударственных структур и обгье-

динений трудящихся на началах социальной справедливости (общт, коммун, автономных колоний, артелей и других видов трудовых кооперативов, независимых грофсоюзов-синдикатов) .

Именно эти две стороны анархизма имел в виду М.А.Бакунин, определяя "русского мужика" как "бунтаря по пррроде" и "социалиста по инстинкту". "В народной жизни и в народной мысли есть два начала, два факта, на которые мы опереться можем: частые бунты и вольно-экономическая община"1. Русские анархо-коммунисты-хлебовольцы, вслед за своим вождем П.А.Кропоткиным, считали, что "современный пролетариат собирает энергию для двойной работы: 1) разрушения старой формы общества, т.е. государства и капитализма, и 2) созидания новой формы общества на принципах анархического (безгосударственного) коммунизма"2.

Однако, созидательная часть анархизма, в отличие от разрушительной, до сих пор изучена слабо. Большинство исследователей самых разных идейных направлений традиционно видят в анархизме лишь одну (или преимущественно одну) сторону. Образ анархистского движения и его представителей сложился именно на этой основе. Так, в СССР сначала историография, а затем литература и искусство создали почти исключительно отрицательный, разрушительный, зловеший и одновременно карикатурно -сатирический образ. Несомненно, что некоторые основания для этого имелись, но было и другое, серьезное и положи-

1 Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. - М. , 1989. - С.541.

Хлеб и Воля: Статьи П.Кропоткина, В.Черкезова и др. -СПб., 1906. - С.97.

тельное, что заставляло часть прудящихся масс идти за анархистами на борьбу за социальную справедливость.

До недавнего времени роль политического руководителя трудящихся масс в революционном движении начала XX в. и, в особенности, в период Октябрьской революции и гражданской войны, почти безраздельно отводилась РСДРП(б) - РКП(б), и это в советской историографии, как правило, не оспаривалось. Упоминания о других революционных партиях носили эпизодический характер, их революционная роль почти не раскрывалась, акцент делался на противоречия с большевиками (коммунистами), подчеркивалась враждебность диктатуре пролетариата, и на этом основании они либо причислялись к лагерю контрреволюции, либо же их деятельность просто замалчивалась. Лишь в последние полтора-два десятилетия этим партиям стало уделяться сравнительно больше внимания. На смену жесткой критике, как главной канве изучения, приходят обгьектив-ность и всесторонний анализ. Это касается и политического течения анархистов. Однако стереотип преодолевается не сразу. Если в отношении дофевральского периода анархистов сравнительно быстро, хотя и с оговорками, признали революционерами, то в отношении периода Октября и гражданской войны это оказалось сложнее. Так, в энциклопедии гражданской войны утверждается , что большинство анархистов выступили в ходе войны против Советской власти1. В другом фундаментальном издании анархисты рассматриваются как контрреволюционная политическая сила, исключение сделано лишь для небольшой их части по

1 Гражданская война и военная интервенция в СССР. - Энциклопедия. - М., 1987. - С.34.

принципу лояльности к РКП (б)1. Один из ведущих специалистов по непролетарским партиям Л.М.Спирин признает анархистов просоветской политической силой, но только до февраля 1918

о

г. В обыденном же сознании давно закрепилось мнение, что анархисты были пособниками белых в борьбе против красных. До конца 1980-х гг. это считалось их политическим криминалом, а сегодня зачастую преподносится как бесспорная заслуга. Истина же в обоих случаях остается в стороне. Ее выявление продолжает оставаться важной научной задачей историков.

Таким образом, данная проблема относится к числу научно значимых и актуальных, что и послужило автору одним из оснований для избрания ее в качестве предмета исторического исследования .

Историография анархистского движения в России довольно обширна и разнообразна. Анализируя ее вопросы, автор сознательно сосредоточивает основное внимание на тех из них, которые касаются событий в Сибири, хотя ни в коем случае не ограничивается только сибирской историографией и характеризует все основные этапы и вехи отечественной историографии анархизма3.

1 Непролетарские партии России: Уроки истории. - М. , 1984. -С. 473-477.

Сгофин Л.М. Классы и партии в граяеданской войне в России. -М., 1968. - С.28-30.

о

Наиболее полно становление и основные проблемы историографии российского анархизма рассмотрены в кн. : Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. (Борьба партии большевиков против анархизма. 1917 - 1922 гг.) - М.; 1974. - С. 520.

Историография анархистского движения в Сибири начинается с самодержавно-охранительного раздела и представлена "Обзором революционного движения в округе Иркутской судебной палаты", изданным для служебного пользования работников карательных органов. В "Обзоре" отражена слабость анархистского движения Восточной Сибири и Дальнего Востока в период первой российской революции по сравнению с социал-демократическим и неонародническим движениями. Вместе с тем, анархисты Восточной Сибири и близкая к ним Забайкальская федерация групп вооруженного народного восстания представлены как неотъемлемая часть революционного движения1.

Следующем небольшим, но важным разделом историографии проблемы является эсеро-меньшевистское направление. Историк-меньшевик Б.И.Горев в статье, посвященной исследованию экстремизма, в том числе и анархизма в России первого десятилетия XX в., коснулся в общих чертах и сибирской тематики. Наверное, из-за слабого знания фактов Горев высказал предположение о том, что в первом десятилетии XX в. "по-видимому, совершенно неизвестным остался анархизм, как сколько-нибудь заметное явление, - в Сибири. . . "2 . Это предположение, фактически ставшее ключевым выводом автора, до сих пор гракти-

1 См. : Обзор революционного движения в Округе Иркутской судебной палаты за 1897-1907 гг. - СПб., 1908.

2 Горев Б.И. Аполитические и антипарламентские группы // Общественное движение в России в начале XX века. - СПб., 1914. - Т.З. - Кн.5. - С.479.

чески никем не оспаривалось, более того, находило поддержку в солидных исследованиях советских историков1 .

Е.Е.Колосов, один из ведущих эсеровских деятелей Сибири и политик с российским именем, в историко-публицистическом очерке-исследовании "Сибирь при Колчаке" подробно остановился на проявлении анархизма в партизанско-повстанческом движении Сибири периода гравданской войны 1918-1920 гг. Отметив в специальном разделе "Сибирская махновщина" то, что бунтарско-погромный и примитивно-антигосударственный характер был лишь одним из направлений партизанского движения и очагами встречался повсеместно в Сибири, Колосов особо выделил в этом отношении район на стыке Томской и Алтайской губерний - зону действий очрядов Г.Ф.Рогова и И.П.Новоселова. При этом он обратил внимание на антигосударственный характер этих действий как при Колчаке в 1918-1919 гг., так и при Советской власти в 1920 г. "Это была настоящая сибирская махновщина, оставлявшая в душе постороннего наблюдателя тяжелое и гнетущее впечатление", - заключает автор. Самым трагическим выражением "сибирской махновщины'' Колосов считал "кузнецкий погром" в декабре 1919 г., который связывал с отрядами Г.Ф.Рогова и И.П.Новоселова2.

Дореволюционная и посчреволюционная немарксистская отечественная историография не являлась системной. Она эпизодически касалась лишь отдельных вопросов истории как россий-

Подробнее об этом см. часть Введения, посвященную третьему

периоду сибирской советской историографии проблемы.

р

Колосов Е. Сибирь при Колчаке: Воспоминания. Материалы. Документы. - Б.м., 1923. - С.13, 29-30.

и

ского, так и сибирского анархизма. Этот недостаток она не сумела и не успела преодолеть.

Советскую историографию - единственную пока системную историографию проблемы - можно разделить на три устоявшихся периода:

1) 1917 - середина 1930-х гг.;

2) середина 1930-х - середина 1950-х гг. ;

3) середина 1950-х - начало 1990-х гг.

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. наметился новый период, который уже не является частью советской историографии и речь о котором пойдет особо.

Первый период советской марксистской историографии российского анархизма явился заметным шагом вперед в изучении проблемы. Одна за другой вышли несколько книг, в которых анархизм в России стал предметом самостоятельного изучения как в целом, так и в разных его аспектах1. Была заложена определенная научная основа и для изучения проблемы по отдельным регионам сараны.

Первый период историографии сибирского анархизма открывается статьей Я.М.Свердлова "Туруханский бунт", посвященной событиям тогда еще десятилетней давности - вооруженному выступлению и побегу группы ссыльных из Туруханского края,

1 См. : Яковлев Я. Русский анархизм в великой русской революции. Пг., 1921; Лазовский А. Анархо-синдикализм и коммунизм. - М., 1923; Горев Б.И. Анархизм в России (от Бакунина до Махно). -М. ,1930; Равич-Черкасский М. Анархисты. - Харьков, 1930.

большинство в которой составляли анархисты1. Затем следует исторический обзор "Анархисты" в Сибирской советской энциклопедии. Автором обзора являлся И.М.Гейцман, бывший анархист (с 1923 г. член РКП/б/) , один из лидеров анархистского движения в Сибири в 1914 и в 1917-1918 гг. Рассматривая анархизм в Сибири как часть революционного движения, автор тезисно обрисовал этапы истории анархистского движения в крае от возникновения до ухода с политической арены, остановился на некоторых важнейших событиях, прежде всего тех, активным участником которых он был (конференция анархистов в с.Манзурка Иркутской губернии весной 1914 г., съезд сибирских анархистов в 1917 г. в Иркутске), отметил участие анархистов в антиколчаковском партизанском движении и наличие в Сибири и на Дальнем Востоке своеобразного "партизанского анархизма". В конце автор сделал вывод: "Пока практика и пропаганда анархизма критиковала буржуазный строй и эсеро-меньшевистскую демократию, анархисты в Сибири имели некоторую почву. Но как только эта "демократия" уступила место Советской власти - практика и пропаганда анархизма осталась

^ о

без всякой почвы" . Нельзя не отметить, что данный вывод выглядит странным: его автор не мог не знать, что очередной подъем анархистского движения в России и в Сибири пришелся на 1920-1921 гг. и происходил в условиях победившей Советской власти, будучи связан с сопротивлением политике "военного коммунизма".

1 См.: Свердлов Я. Туруханский бунт // Известия ВЦИК. - 1919. - 18 марта.

2 Гейцман И. Анархисты // Сибирская советская энциклопедия (далее ССЭ). - Т.1. - Новосибирск, 1929. - С.110.

Важным моментом в становлении историографии проблемы стал выход воспоминаний анархистов, чья судьба была так или иначе связана с Сибирью: Г. Сандомирского, А. Буйских, Д.Ермаковского, И.Гейцмана1 . В этих воспоминаниях в разном об'ьеме присутствует и сибирская тематика (за исключением воспоминаний И.Гейцмана о В.И.Ленине) , относящаяся, главным образом, к периоду буржуазно-демократических революций и, отчасти, к последующему периоду - 1917-1919 гг.

В сопроводительной исторической статье Л.Леонова (Виленского) к воспоминаниям Д.Ермаковского о Туруханском бунте проанализированы туруханские события 1908-1909 гг. и дана их историческая оценка. Отдавая должное мужеству участников Туруханского бунта, автор ст�