автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Анархизм в российской культуре XIX - начала XX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маринова, Анна Маратовна
Введение
Глава I. Анархизм - идея и явление
1.1. Анархическая трактовка свободы, как стержень мировоззрения
1.2. Анархизм - западноевропейский культурный феномен
Глава II. Социокультурные грани классического российского анархизма
2.1. Российский менталитет и анархическое мироощущение
2.2. Становление и развитие классического анархизма XIX века в России
Глава III. Анархизм и российская культура взаимопроникновение идей
3.1. Анархические интенции в культурном ренессансе начала XX века
3.2. Трансформации российского анархизма в начале XX века
Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Маринова, Анна Маратовна
Актуальность темы исследования. Радикальные изменения, которые произошли в последние годы в политической, социальной и экономической жизни России, привели к смене идеологии и культурной переориентации общества. Новые реалии мира, глобализация и универсализация современной цивилизации ставят иные, чем прежде задачи и порождают незнаемые ранее противоречия в функционировании и развитии общества и культуры. Осуществляется переход от старого типа цивилизации к новому, который характеризуется изменившимся набором ценностей, другими представлениями о мире, обществе и человеке. Личность приобретает существенно более значимую роль системообразующего фактора цивилизации и субъекта историко-культурного процесса. XX столетие рельефно представило многообразие функционирования различного рода социально-политических систем общества. В этих условиях приобретает острую актуальность исследование тех сторон культурного наследия, которые по ряду причин политического и идеологического характера были малоизвестны или недоступны широкому кругу отечественных исследователей.
Таким малоисследованным феноменом российской культуры и является, на наш взгляд, анархизм. Анархией испокон веков называли беспорядок, хаос, разрушающий и развращающий культурные традиции. Однако сегодня мы должны осознать, что теоретические изыскания в области безгосударственного устройства общества внесли определенную лепту в культурное наследие нашего народа. Еще в начале XX века К.Диль отмечал, что прежде чем приступить к изучению анархизма «нужно разъяснить два широко распространенных ложных взгляда на сущность анархизма: во-первых, тот взгляд, будто анархисты представляют собой секту полупомешанных преступников, и будто не существует ни анархической теории, ни анархической программы. На самом деле теория анархизма существует. Это социальная философия крайнего политического и экономического либерализма; учение о том, что при полной свободе отдельных личностей возможна общая гармоническая деятельность».1 Анархизм представляет собой определенный способ восприятия, осмысления и попыток переустройства мира. Это еще далеко не исследованное и не осмысленное наследие многих мыслителей и деятелей культуры прошлого.
Изучение анархизма обусловлено общественно-политической значимостью этого феномена. Анархизм являлся неотъемлемой частью как западноевропейской, так и российской культуры. Идеи анархизма не являются одним лишь достоянием истории, но продолжают сохранять свою привлекательность и в настоящее время. Разнообразные анархические течения и организации существуют в России и в наши дни. В Западной Европе же современный анархизм имеет еще большее распространение, подпитывая как различные левацкие и радикальные группировки, так и профсоюзное движение и получившее в последние годы широкую огласку антиглобалистское движение. Все эти группы и организации опираются на классическое наследие, которое не утрачивает своей актуальности.
Анархизм, несомненно, оказал огромное воздействие и продолжает влиять на развитие культуры современного общества (музыка, живопись, литература, массовая культура). Это влияние отмечено и современными российскими писателями, работающими в жанре научной фантастики и антиутопии.
Без изучения анархизма невозможно на наш взгляд адекватно представить общественную мысль и общественное движение в России во второй половине XIX - начале XX века. Анархизм выступал не только и не столько как политическое течение, сколько как нравственный идеал, противополагаемый современному классикам этого направления (М.А.Бакунину и П.А.Кропоткину) общественному строю, который в
1 Диль К Социализм, коммунизм и анархизм. М., Книгоиздательство "Трибуна" 1906. С. 43. процессе модернизации превращается в развитый капитализм. Работы теоретиков российского анархизма имели несомненное влияние на развитие культуры б дореволюционной России, о чем говорит близость ряда известных поэтов и художников к анархистским кругам.
Анархизм, являясь многоплановым явлением общественной жизни, бесспорно, требует комплексного исследования специалистами различных общественных дисциплин. Рассмотрение анархизма не как политического или социально-экономического учения, а как феномена культуры, системы ценностей, мировоззренческого ориентира позволит более глубоко осмыслить его сущность. Исследование анархизма в таком контексте имеет не только научно-теоретическое, но и прагматическое, прикладное значение. Глубинный анализ истоков, сущности и особенностей этого направления философско-культурологической мысли, может иметь большое значение для анализа и прогнозирования событий в пестром фейерверке современных общественных движений и течений.
Степень научной разработанности проблемы. В своем развитии отечественная историография российского анархизма прошла несколько этапов, связанных с социально-экономическим прогрессом и политической историей России, каждый из этих этапов имел свои характерные особенности.
Первый этап изучения истории и теории российского анархизма (начало XX века) характеризуется постановкой основных вопросов, сбором фактических материалов и рассмотрением хронологии событий.1 Большое внимание в то это время уделялось изданию основополагающих трудов русских анархистов.
Российский анархизм довольно длительное время находится в центре внимания не только историков, но и философов, экономистов, социологов,
1 Базаров В. Анархический коммунизм и марксизм. СПб., 1906; Дшть К. Социализм, коммунизм и анархизм. М., Книгоиздательство "Трибуна" 1906; Жуковский Ю. Прудон и Луи Блан. СПб., 1866; Кроненберг М. Предисловие к русскому изданию Штирнер М. Единственный и его собственность. Ч. 2. СП б. 1909. юристов. Первые же, специальные научные исследования анархизма были жестки и критичны. Они связаны с именами основателей марксизма. Борьба с анархизмом, критический анализ политической теории идеологов анархизма - одна из важных традиций марксистко-ленинской политической культуры.
К.Маркс и Ф.Энгельс в работах «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Доклад Генерального Совета о праве наследования», «Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», «Об авторитете» и др. подвергли детальному критическому разбору идеи различных течений анархизма, утверждая, что они несостоятельны и непригодны для рабочего движения.1 По подсчетам Е.М.Корноухова, критика теории и практики анархизма содержится в 430 произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса. Суть расхождений между Бакуниным и Марксом определялась лишь принципами достижения безгосударственного общества. Для Маркса государство подлежало некоторым усовершенствованиям и должно, было играть роль в деле улучшения жизни рабочего класса. Бакунин же придерживался другой цели - окончательного и полного освобождения рабочих от эксплуататоров, а также уничтожения всякой политики посредством разрушения государства. Жесткости противостояния между этими мыслителями способствовала и взаимная личная неприязнь. В переписке Маркса и Энгельса 1869 г. сквозило подозрение, что Бакунин хочет встать во главе европейского рабочего движения. «Быть может, его придется официально исключить из Интернационала» - писал Маркс; «. нужно не дремать и постараться его л обезвредить» - вторил ему Энгельс. Относительно бакунинской политической программы К.Маркс заметил следующее: «Если бы г-н Бакунин был знаком хотя бы с положением управляющего рабочей кооперативной фабрикой, то все его бредни о господстве полетели бы к
1 Маркс К, Энгельс Ф. Сом. Т. 20.
2 См. Гильом Д. Карл Маркс и Интернационал. Пб-М., 1920. С.59 черту».1 Вряд ли стоит искать за политическими амбициями этих деятелей, сколько ни будь серьезную оценку творчества М.Бакунина.
В.И.Ленин продолжил традиции, заложенные Марксом и Энгельсом по критике анархизма, его работы «Анархизм и социализм», «Новые утопии» и около 240 других (по подсчетам С.Н.Канева), обобщали исторический опыт борьбы с анархизмом, критиковали и идеологию и деятельность анархистов.3 «. Мелкобуржуазный революционаризм, грозный, надутый, чванливый на словах, пустышка раздробленности, распыленности, безголовости на деле .»,4 так, не стесняясь в выражениях, определял Ленин характерные черты анархического движения, при этом он признавал, что анархизм имеет общую цель с коммунистами. И действительно, шквал критических замечаний в адрес анархистов со стороны В.И.Ленина пришелся на первые советские годы, когда строилось государство диктатуры пролетариата, предусматривавшее жесточайшую дисциплину. Анархисты же в силу своих убеждений не могли принять этого и становились зачастую ярыми противниками Советской власти, что повлекло за собой всевозможные гонения, вплоть до физического уничтожения представителей анархических групп.
Серьезную, и даже трагическую роль в судьбе анархизма, а следовательно и в ходе его дальнейшего исследования сыграл И.В.Сталин. Работа молодого Сталина «Социализм и анархизм»5(1906г.) в течение ряда лет определяла характер и направленность исследований темы в нашей литературе. В этой работе Сталина совершенно не подвергается критике главное и существенное в анархизме. «Краеугольный камень анархизма -личность, освобождение которой писал Сталин, является главным условием освобождения массы, коллектива. По мнению анархизма освобождение
1 Маркс К. Конснстп шив Бакунина «Государственность и анархия». II Маркс К., Энтедъс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 617
2 Ленин В.И. Новые утопии. Поли. собр. соч. Т. 22.; Там же, Анархизм и социализм. Полн. собр. соч. Т. 5.
3Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974.
4 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 44. С. 101
5 Сталин И.В. Социализм и анархизм Собр. соч. T.l. М., 1946. массы невозможно до тех пор, пока не освободится личность. Ввиду чего его лозунг: «Все для личности». Краеугольным же камнем марксизма является масса, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения личности».1 Следовательно, марксизм и анархизм, по мнению Сталина, базируются на взаимоотрицающих и исключающих друг друга принципах. Если для 1906-1907 гг. в конкретной полемике с анархистами эта работа сыграла определенную роль, то 40 лет спустя представленная как универсальная истина, она консервировала ряд догматических представлений
0 социализме, о соотношении теории марксизма и анархизма. Борьбу К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина против анархизма, предметное исследование теории анархизма отводили на второй план. Следует также принять во внимание, что классики марксизма оценивают анархизм как политический феномен, но не как явление европейской и российской культуры.
В первые десятилетия советской власти рассматривались, в основном, ранние формы анархизма и публиковались биографические материалы его основателей. Этому в определенной степени способствовало уважительное отношение большевиков и, прежде всего В.И.Ленина, к личностям столпов российского анархизма. Еще во время гражданской войны вышел двухтомник П.А.Кропоткина.2 М.П.Сажиным была предпринята попытка, издать 15-ти томное собрание сочинений М.А. Бакунина. За 1919-1921 гг. изданы лишь 5 томов. Вышедшие примерно в этот период исследовательские труды Б.И.Горева, В.П.Полонского, Ю.М.Стеклова, А.А. Корнилова, не лишенные некоторой предвзятости и узости в изучении проблемы, тем не з менее, и сегодня представляют определенный научный интерес. Значительный всплеск интереса был связан с печальной датой смерти П.А.Кропоткина и дальнейшей деятельностью Музея и Всероссийского
1 Сталин И.В. Соч. 1946. Т. 1. С. 296
2 Кропоткин Y1A. Собрание шчинетт. Т. 1-2. М., 1918.
3 Горев Б.И. М.А.Бакунин, его жизнь, деятельность и учение. М., 1919; Полонский В.П. Бакунин. М., 1919; Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. М., 1920. T.1; Корнилов А.А. Годы странствий Михаила Бакунина. Л., 1925. и др. комитета по увековечению памяти П.А.Кропоткина. Увидели свет два выпуска бюллетеня Всероссийского комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина, сборник статей под редакцией Н.К.Лебедева и А.А.Борового, сборник статей и материалов под редакцией П.Е.Щеголева, включающие статьи Н.К. Лебедева, А.А.Борового, Н.Ашерова и др.1 Последней широко и гласно отмечаемой в стране памятной датой, связанной с анархизмом, стало 50-летие со дня со дня смерти М.А.Бакунина. В связи с этим событием увидели свет большое число разного рода книг, брошюр, статей. Особый интерес среди всего этого разнообразия представляют сборники «Очерки истории анархического движения в России» под редакцией А.А.Борового и «Михаил Бакунин. 1876-1926. Неизданные материалы и статьи», в издании, которого участвовали М.П.Сажин, Ю.М.Стеклов, В.П.Полонский, Н.Бродский, М.Н.Покровский.
30-е годы в истории России связаны с ужесточением тоталитарного режима, что привело к известным передержкам и в изучении анархистского движения. Установившиеся стереотипы мышления существенно деформировали исследовательский процесс и приводили (даже в случаях привлечения новых архивных материалов) к фальсификации выводов и апологии официально принятой историографии.
Второй этап (конец 50-х гг. - конец 80-х гг.), характеризуется постепенным расширением круга рассматриваемых проблем с привлечением становящихся все доступнее архивных документов (возможности для исследователя расширились в связи с развенчанием культа личности). Научные работы стали объективнее освещать это сложное, многообразное общественное явление. Особенно значимым в изучении анархизма явилось творчество Н.М.Пирумовой, издавшей, начиная с 1966 г., ряд работ, которые
1 Бюллетень Всероссийскою общественного комитета по увековечению памяти Г!. А.Кропоткина. № 1-2. М., 1924; Петр Кропоткин. Сборник статей. Пг.-М., 1922; Памяти Петра Алексеевича Кропоткина. Сб. ст. и материалов. Пг., 1922.
2 Очерки истории анархического движения в России. Сб. ст. М., 1926.; Михаил Бакунин. 1876-1926. Неизданные материалы и статьи. М., 1926.
3 Ярославский К.М. Анархизм в России. М., 1939; Горев Б.И. Анархизм в России. (От Бакунина до Махно). М„ 1930. вмещали в себя огромное количество биографического материала, и анализ взглядов идеологов российского анархизма.1
С 60-х годов появляются работы по философии анархизма.
A.Д.Косичев «Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность» (1964), А.А.Галактионов, П.Ф.Никандров «Русская философия XI-XIX веков»(1970), где особое внимание уделяется анархической интерпретации теории общественного прогресса. В обстоятельной монографии В.А.Малинина «Философия революционного народничества» (1972), основанной не только на опубликованных, но и архивных материалах, а также построенной по проблемному принципу, философско-культурологические идеи анархизма исследуются в контексте идеологии революционного народничества.
К началу 70-х гг. приоритетными в рассмотрении анархизма оставались направления, связанные с борьбой большевиков с анархизмом в революционном движении в первые годы Советской власти, а также критика анархизма и его методологии основоположниками марксизма и
B.И.Лениным. Но наметились так же новые качественные тенденции, связанные, прежде всего, с выделением различных направлений научного интереса. Именно к этим годам относятся работы А.Д.Косичева, Ф.Я.Полянского^ В.В.Комина, С.Н.Канева, С.Ф.Ударцева и ряда других.2 В.В. Комин, например, указывает, что все многочисленные направления анархизма роднило лишь одно положение - отрицание государства. В работе
C.Н.Канева, посвященной истории анархизма, говорится, что «анархизм представляет собой определенную систему взглядов, это своего рода
1 Пирумова Н.М. Михаил Бакунин: Жизнь и деятельность. М., 1%6., Бакунин. М., 1970., Петр Алексеевич Кропоткин. М. 1972.
2 Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. М., 1964; Косичев А.Д. Марксизм и анархизм. М., 1971; Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М., 1973; Полянский Ф.Я. Полянский Ф.Я. Критика экономических теорий анархизма. М„ 1976; Комин В.В. Анархизм в России. Калинин. 1969; Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974; Карпушин В.А. Концепции индивидуализма в современной буржуазной философии и социологии (обзор немецкой, французской, английской и американской литературы по проблемам индивидуализма). М., 1968; Пономарев Н.В. Критика анархической концепции власти и современность. Казань. 1978; Спирин Л.М. Крушение помещичьих и буржуазных партий в России (начало XX в. - 1920 г.). М., 1977.
3 Комин В.В. Анархизм в России. Калинин, 1969. С. 9-10. идеология, теория и политическое течение»1 Автор правильно подчеркивает, что анархизм как идеология и анархизм как политическое течение не исчерпывает понятия анархизма в его широком смысле.
В работе Н.В.Пономарева «Критика анархической концепции власти и современность» (1978), анархизм рассматривается как «утопически-консервативное направление» из-за направленности его идеала в прошлое (по мнению автора). Заметной работой по исследованию идеологии анархизма является книга Н.В.Полянского (1976), посвященная экономическим воззрениям Бакунина и Кропоткина. Он считает, что анархизм «имел русские корни и прежде всего в традициях крестьянского движения, однако, по мысли автора, необходимо учитывать и влияние западноевропейской революционной мысли.
Однако только к середине 80-х гг. исследователям удалось выйти на путь объективного изучения российского анархизма, сформировать новый, многоплановый и комплексный, подход к теме. В это время появляются новые работы С.Н.Канева, Н.М. Пирумовой, С.Ф.Ударцева. А.Н.Бороздин, при определении сущности анархизма приходит к выводу, что «анархическая идеология представляет собой разновидность утопического социализма, отличительным признаком которой является антигосударственность, отрицание необходимости существования государства, всякой политической власти вообще. В теоретическом отношении анархизм крайне эклектичен и непоследователен, но основными его чертами являются: идеализм в понимании общественной жизни, индивидуализм (от крайних форм в
1 Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974. С. 5.
2 Канев С.Н. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.) М., 1987; Пирумова Н.М. Социальная доктрина М.А.Бакунина. М., 1990; Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: История и современность. Алматы. 1994;Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989; Пронякин Д.И. Анархизм: исторические претензии и уроки истории. Л., 1990; Пронякин Д.И. Основные доктрины классического анархизма. СП б. 1995. философии М.Штирнера до «гуманистического» индивидуализма в системах анархо-коммунистов), волюнтаризм»1.
В науку приходят новые исследователи российского анархизма. Среди них: А.А.Мкртичян, В.Г.Графский, С.А.Мндоянц, М.А.Арефьев, В.Д.Ермаков. В круг интересов этих исследователей попали социальная философия и политика анархизма, анархическая концепция власти и политико-правовые вопросы анархической теории, отношение анархистов к террору и насилию классификация анархизма.
Огромную работу по составлению библиографического указателя печатных трудов П.А.Кропоткина проделали Е.В.Старостин и И.Л.Беленький, основательно изучившие идейно-теоретическое наследие крупнейшего идеолога российского анархизма/ Их исследование продолжил В.Д.Ермаков, сумевший составить отечественную библиографию по всему 4 российскому анархизму.
К приведенной историографии российского анархизма следует добавить целую серию исследований по истории общественных и революционных движений середины и второй половины XIX века. В революционных кружках народников анархистские идеи весьма мирно уживались с идеями социалистическими и характеризовали большей частью их практические действия. Большую лепту в изучение этого общественного явления внесли Ш.М.Левин, Б.С.Итенберг, С.С.Волк, В.А.Твардовская, П.С.Ткаченко, Э.С.Виленская, Н.А.Троицкий и другие.5
1 Бороздин А.Н. К вопросу об определении сущности анархизма II Научный коммунизм. № 4. 1988. С. 119120.
2 Мкртичян А.А. Кропоткин о революционном терроре // Вестник МГУ. Сер.7: Философия. 1992. № 1. С. 3035; Графский В.Г. Бакунин: Из истории политической и правовой мысли. М., 1985; Мндоянц С.А. Безгосударственный социализм: М.А.Бакунин и ПА.Кропоткин об идеях общественного устройства // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990; Арефьев М.А. Философия анархизма: Очерки истории. СПб., 1992.
3 ПА.Кропоткин (1842-1921): Библиограф, указ.печатных трудов /Сост. Е.В.Старостин. М., 1980. Вып. 1,2., Петр Алексеевич Кропоткин: Указатель литературы, 1921-1992 / Сост. Беленький И.Л., Старостин Е.В. М., 1992.
4 Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты: (Вторая половина XIX - конец XX веков). СПб., 1996.
5 Левин Ш.М. Общественные движения в России в 60-70-е годы XIX века. М., 1958; Итенберг Б.С. Движение революционного народничества. Народнические кружки и " хождение в народ" в 70-х годах XIX
Третий этап - конец 80-х 90-е гг., характерен тем, что в научный оборот вводятся всё новые и новые материалы: исторические, политические, социологические, философские и т.п., раскрываются бывшие еще недавно недоступными архивные источники. С 9 по 15 декабря 1992 г. в Москве проходила международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения П.А.Кропоткина. К ней был приурочен выпуск двухтомного сборника трудов Комиссии по научному наследию П.А.Кропоткина, представленный научными работами 20 авторов и архивными публикациями. По итогам конференции были подготовлены 4 выпуска трудов1 с 55-ю докладами (16 из них - ученых из стран дальнего зарубежья) по пяти направлениям научных изысканий: философия, социально-экономические науки, революционное движение, естествознание и биография. Часть этих материалов помещена в «Интернет», этот материал и был использован в данной работе.
Современное осмысление анархического мировоззрения мы находим в работах таких ученых как Окусов А.П., Макаренко В.Г., появился ряд публикаций в периодической печати.
Истории развития российского анархизма значительное внимание уделяли и зарубежные ученые, посвятившие этой теме как научные, так и научно-популярные работы. Начало исследованию российского анархизма положил Макс Неттлау, работы которого о жизни и творчестве М.А. Бакунина появились еще в конце XIX в.4 В начале XX в., в период первой русской революции были опубликованы на русском языке труды немецких в. М., 1965., Волк С.С. " Народная воля:". 1879-1882. M.-JZ., 1966., Твардовская В. А. Вторая революционная ситуация в России и борьба " Народной воли" // Общественное движение в пореформенной России. М., 1965. С. 179-210., Ткаченко П.С. Революционная народническая организация " Земля и воля" (1876-1879 гг.). М., 1961., Ольховский Е.Р. " Черный передел" (Из истории общественной мысли и революционного движения в конце 70-х и 80-х гг. XIX в.) Автореферат ДКИН. Л., 1968., Виленская Э.С. Революционное подполье в России (60-е годы XIX в.) М., 1965., Троицкий Н.А. Первые из блестящей плеяды: Большое общество пропаганды. Саратов. 1991.
1 Труды Комиссии по научному наследию П.А.Кропоткина. Вып. 1-2. М., 1992. Первый вытек (Идеи П.А.Кропоткина в философии) вышел в 1996 г., остальные - в печати.
2 Окусов А.П. Анархизм. Ростов-на-Дону, 1996; Метаморфозы анархизма// Философские науки. 1990. № 1
3 Макаренко В.Г. Главные идеологии современности. Ростов-на-Дону, 2000
4 В русском переводе: Нетглау М. Жизнь и деятельность Михаила Бакунина. М., 1920. либеральных ученых Р.Штаммлера, П.Эльцбахера, по истории и теориям анархизма.1
Среди зарубежных исследований заслуживают внимание работы А. Мастерса, Г.Вудкока, М.Рока и др. работы этих авторов посвящены общим вопросам истории анархистского движения и анархистской мысли.3 По богатству используемых источников и уровню информированности в различных вопросах темы, особое значение имеют работы П.Аврича, посвященные судьбам российского анархизма в трех русских революциях.4 К числу последних зарубежных изданий по анархизму следует отнести сборник научных статей « Anarchism: Community and Utopia» (Прага, 1993 г.) о философских и социологических воззрениях анархизма, как в современном, так и историческом аспектах.5
Все работы, посвященные истории, теории и практике анархизма различаются подходами, разбросом мнений и оценок, связанных, в том числе, и с политическими амбициями. Их анализ позволил сделать вывод, что отношение к данной теме менялось, в зависимости от исторической конъюнктуры и личности исследователя, от благосклонно предрасположенного до критически настроенного.
Однако исследованы в основном история анархизма, либо его политические или социально-экономические аспекты. Социокультурные мировоззренческие и культурологические идеи анархизма до сих пор представляют собой мало исследованное пространство поэтому их изучение является важной и актуальной научной задачей и может служить темой для диссертационной работы.
1 Штадгмлер Р. Теоретические основы анархизма. М., 1906; Шгаммер Р. Теория анархизма. М., 1906; Эльцбахер П. Сущность анархизма. СПб., 1906., Цоколли Г. Анархизм. СПб.,1914; Ценкер Е. Анархизм: история и критика анархических учений. М., 1906.
2 CarrE.H. Michael Bakuninc. New York. 1961., Masters A. Bakunin. The father of Anarchismus. London. 1974.
3 Calun C. Kropotkin and the rise of revolutionary anarchism. 1872-1886. N.Y. Cambridg. 1989.
4 Brupbaclier F. Marx und Bakunin: Ein Beitrag zur Geschichte der Internationalen Arbeiterassoziation. Berlin. 1976.
5Avrich P.H. The anarchists in the Russian revolution. London. 1973., Avrich P.H. The Russian Anarchists. N.Y. 1978.
Хронологические рамки исследования. Период конца XIX - начала XX века, оказался наиболее продуктивным для развития анархической мысли в России, поэтому он будет интересовать нас в первую очередь. Именно в это время российский анархизм сложился как философское и общественно-политическое течение, пройдя полный цикл от становления и развития классических форм (М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин) до упадка и появления его неоклассических и постклассических направлений в начале XX века (Л.Н.Толстой, А.А.Боровой, П.Д.Турчанинов, Я.И.Кирилловский и др.).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы изучения культуры и социальных явлений. Они включают использование методологии и теоретических концепций отечественной и зарубежной философии и культурологии. В ходе исследования были востребованы методы системного анализа и синтеза, концептуального моделирования, теоретического обобщения.
Цель и задачи работы. Целью диссертационного исследования является рассмотрение российского анархизма XIX - начала XX вв. как социокультурного феномена, являющегося неотъемлемой частью российской культуры. Под культурой в данном случае понимается вся ценностно-смысловая сфера общества, независимо от того, каково происхождение, социальная ориентация и практическая направленность этих ценностей и смыслов.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
• исследовать анархизм как, установку сознания, концепт культуры, выходящего за рамки политического или экономического учения;
• обосновать, что глубинной основой анархического мировоззрения является такая ценность общечеловеческого характера как свобода, взятая в особом предельном срезе рассмотрения; выявить особенные черты проявления анархизма в зависимости от социокулыурной специфики различных обществ на примере Западной Европы и России;
• показать, что становление классического анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина было подготовлено предшествующей историей развития общественной мысли России;
• исследовать социальную почву российского анархизма, показать, что в периоды социальной нестабильности, возникают маргинальные группы, которые являются наиболее восприимчивыми к анархическим идеям; выявить взаимосвязь между представителями культурной богемы «Серебряного века» и анархическим мировосприятием на примере футуристических художественных объединений;
• изучить трансформации российского анархизма начала XX века и способность его к адаптации, в сложившейся политической ситуации.
Объектом исследования является анархизм как явление российской культуры XIX - начала XX века, в его различных аспектах (как ментальная черта российской действительности и как анархическое мироощущение, присущее культурной богеме «Серебряного века»).
Предмет исследования: изучение национальных корней возникновения и ассимиляции исследуемых идей, а так же влияние на анархическую теорию и формирование различных ее направлений ценностных ориентаций и социокультурных традиций русской культуры.
Научная новизна представленного исследования может быть сформулирована следующим образом:
• установлено, что российский анархизм является, прежде всего, видом мировоззрения и миропонимания, целостным представлением о взаимоотношении человека и общества, и представляет собой своеобразную философскую систему;
• показано, что ключевой ценностью анархического мировоззрения является категория свободы, которая объединяет все направления анархической мысли в единую сеть. Свобода, относясь к разряду общечеловеческих ценностей, может служить своеобразным индикатором, дающим возможность проанализировать проявления анархизма в разных культурах;
• выявлена в рамках анархизма взаимосвязь его течений с основными чертами российского и западноевропейского менталитета; рассмотрено влияние специфики западноевропейской и российской культуры на формирование его основных течений; охарактеризованы многоликость российского анархизма, роль и значение ряда неклассических проявлений анархизма в контексте развития культуры «Серебряного века»;
• утверждается, что анархизм взятый как черта культурного менталитета, вектор умонастроений постоянно вновь и вновь возникает в нетрадиционных формах.
Новизна постановки проблемы, полученные при ее изучении результаты, отражены в основных тезисах работы.
Положения, выносимые на защиту:
• современная теория культуры дает возможность рассматривать анархизм не только как политическое течение, но значительно шире, как форму мировоззрения;
• исходной культурологической идеей анархизма, его ключевой ценностью является свобода. Использование ее и как идеала и как универсального индикатора дает возможность проанализировать зависимость разных течений анархизма от особенностей социокультурной специфики как западноевропейской так и российской;
• индивидуалистический анархизм Западной Европы есть специфическое преломление понимания свободы через западноевропейскую ментальность;
• особенности российского менталитета и культурные традиции способствовали формированию «коллективистского анархизма» М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, который стал важной частью отечественного культурного наследия;
• периоды наиболее активного проявления анархического сознания и анархических идей совпадают по времени с развитием в обществе кризисных (революционных) явлений, что порождает появление большого числа людей, вырванных из своих социальных групп и которые составляют питательную среду для распространения анархических идей;
• в начале XX века анархизм получает развитие в области культуры, увлеченность анархическими идеями особенно отчетливо прослеживается в творчестве поэтов-футуристов;
• постклассические и неоклассические анархические теории демонстрируют небывалую способность этого направления общественной мысли быстро приспосабливаться к меняющейся обстановке, предпринимаются попытки синтезировать различные ветви анархической теории и создать общую концепцию анархизма;
• содержащиеся в российском анархизме позитивные черты побуждают к возрождению его во многих культурных и политических формах.
Приведенные положения характеризуют основное приращение знания, связанное с проблемой рассмотрения анархизма как феномена российской культуры, в настоящем диссертационном исследовании.
Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях в Ростовском государственном университете. Основные результаты исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 2,5 п.л.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области теории культуры, социальной философии, социологии, политологии и других дисциплин, связанных с изучением проблем культуры, взаимодействия человека и общества, мировоззрения, и т.д. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов теории культуры, социальной философии, истории, социологии, политологии, социальной психологии. Они могут иметь и определенное практическое значение в сфере современной культурной политики.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Анархизм в российской культуре XIX - начала XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Явление, которое получило название «анархизм» имеет намного более широкие хронологические и содержательные границы, чем это обычно принято полагать. Он не вмещается в рамки только лишь политического или социально-экономической доктрины. Анархизм это ориентация сознания в основе, которой лежит определенный аксиологический ряд, ключевым звеном которого является такая общечеловеческая ценность как свобода. На этом основании анархизм можно считать явлением не только российской, но и мировой культуры, своеобразным идеалом свободы, взятой в ее крайних, радикальных выражениях. Именно в этом ключе, в настоящее время представляется наиболее перспективным дальнейшее изучение и осмысление анархизма.
Анархизм, конечно же, нельзя полностью, исчерпывающе свести к такой системе ценностей как свобода. Но в то же время свобода, относясь к общечеловеческим ценностям и имея самые пестрые проявления в различных культурах, в рамках пространственно-временных координат может служить своеобразным индикатором дающим возможность проанализировать специфику проявления анархизма в разных культурах. Причем, основываясь на этих показателях можно проанализировать и динамику развития этого явления. Свобода, как идеал, так и индикатор представил анархизм в культуре.
Мы можем с большой долей уверенности сказать, что анархизм представляет собой своеобразную философскую систему, т.е. «организованную совокупность (множество) философских идей с отношениями и связями между ними, образующими определенную их целостность или целостное их множество».1 Анархизм как раз и является такой множественностью философских идей, причем разнообразие их
1 Каменский Э. А. История философии как наука. М., 1990. С. 99 поистине безгранично, их объединяет только стремление избавиться от излишней ограниченности, будь то в области политики или культуры.
Анархизм является порождением западного общества. Именно здесь наиболее полно и ярко получили воплощение модель индивидуальной свободы. Причем, зачастую оставаясь предельной целью и переплетаясь с феноменом западноевропейского индивидуализма, этот феномен общественного и личного сознания оформлялся в идеологию индивидуалистического анархизма. Стремление западного общества обеспечить наиболее полную свободу индивида, влечет за собой возможность проявления анархических интенций и в будущем, о чем свидетельствует движение «Антиглобалистов», основную массу приверженцев которого составляют люди, причисляющие себя к анархистам.
В середине XIX века анархизм, проникает в Россию и, там на другом культурном субстрате с ним происходили серьезные изменения. Наличие в русском народе анархических мыслей и устремлений было поначалу, скорее интуитивным, чем осознанным проявлением или руководством к действию. Развитие и становление российского анархизма имеет глубокие исторические корни, и свои характерные только для российского менталитета особенности. Анархическим, федералистским, антиэтатистским по духу было почти всё движение революционного народничества, что, несомненно, подготовило почву для оформления классической теории анархизма.
В основе развития российского классического анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина лежат идеи биосоциальной направленности человеческой истории, происхождения института насилия в лице государственных образований. Организация общественной жизни «сверху вниз» является основной причиной всех негативных последствий, к которым приводит существование государств, следовательно, освобождение от любой формы насилия над человеком кроется в уничтожении государства как такового.
К началу XX века в России сформировался слой людей, которые в той или иной степени могли стать носителями анархических идей, к ним мы относим, прежде всего, представителей интеллигентской богемы, выходцев среды мелких предпринимателей (ремесленников) и маргинальные люмпенизированные городские элементы. Взлеты популярности анархизма совпадают с периодами социальной нестабильности, революционных преобразований и т.д., когда появляется большое количество маргинальных групп, которые лишенные привычной социальной опоры пытаются найти пути выхода из сложившейся ситуации, в тотальном отрицании государственных устоев.
Начало XX века совпадает с распространением анархических настроений в область культуры и искусства, здесь эти идеи находят благодатную почву для развития, что влечет за собой всевозможные смешанные варианты анархических теорий, начиная от биокосмического миропонимания и заканчивая строительством коммун по образцу толстовцев.
К проявлениям анархизма можно отнести: в живописи - значительную часть художников-импрессионистов и абстракционистов, космистов и др. В скульптуре - кубизм, конструктивизм, абстракционизм и т.д. В поэзии -символизм, футуризм, биокосмизм и др. В театральных постановках - театр абсурда, условно-символические направление т.п. Типологическое родство анархизма со многими из этих бунтарских», «хаотических» направлений творчества, разрушающих «границы дозволенного» проявлялось, порой и в непосредственном единстве, в близости к анархизму ряда их представителей.
Все это подтверждает мысль о том, что анархизм перешагнул узкие рамки политического течения. В широком смысле слова анархизм это явление общекультурного характера и он выступает как значительный сегмент не только российской, но и мировой культуры. Многообразные толкования и проявления анархического миропонимания говорят о глобальном и глубинном характере такого взгляда на окружающий мир, а примеры его разнообразных трансформаций в рамках различных культур дают право утверждать, что идеи анархизма не погибли. Анархизм вроде бы, завершив свою историю в качестве целостного (и достаточно впечатляющего политического движения) может проявиться в будущем самым удивительным, непредсказуемым образом, приобретая самые замысловатые формы.
Далеко не исчерпывающий охват проблемы, содержащийся в настоящей работе, показал, что она имеет серьезные перспективы для дальнейшего изучения. Механизм изучения анархизма как явления культуры в разных ее модификациях дает широкое поле для дальнейших теоретических исследований, а актуальность проблемы требует прикладных социологических исследований и выработки рекомендаций для конкретных ситуаций.
Учитывая сказанное, автор считает возможным, и необходимым очертить направления дальнейшей разработки проблемы. Исследования можно осуществить по двум направлениям. Одно из них - углубление видения анархизма, то есть создание более четкой и универсальной модели его трактовки как явления культуры и анализ отдельных фрагментов этого феномена в конкретных социокультурных условиях.
Второе, это разработка идей, не вошедших в нашу работу, но тоже связанных с анализом культурных аспектов анархизма. Здесь можно назвать: соотношение и наложение друг на друга различных анархических течений и культурных традиций, генезис анархизма и культурных традиций во временном интервале и т.д. Таковы основные перспективы дальнейших исследований в русле данной проблематики.
1.
2,
3, 4
5, 6
7. 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
124
Список научной литературыМаринова, Анна Маратовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Антонов В.Ф. Народничество в России утопия или отвергнутые возможности. //Вопросы истории. № 1. 1991.
2. Артемов В.М. Проблема свободы: М.Бакунин и П.Кропоткин. //http//www .base. dux.ru/sci/history/tk-03. htm
3. Аршинов П. История махновского движения. Запорожье. 1995
4. Базаров В. Анархический коммунизм и марксизм. СПб., 1906.
5. Бакунин М.А Философия. Социология. Политика. М., 1989.
6. Бакунин М.А. Бог и Государство//Равенство. 1906.
7. Бакунин М.А. Материалы для биографии Бакунина. Т. 3. Бакунин в Первом Интернационале. М.-Пг. 1928.
8. Бакунин М.А. Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем. Т. 2. Гегелианский период. 1837-1840. М., 1934.
9. Бакунин М.А. Государственность и анархия // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989
10. Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987. Бакунин М.А. Материалы для биографии Бакунина. Т. 3. Бакунин в Первом Интернационале. М.-Пг. 1928.
11. Бакунин М.А. Письмо родным (Сестрам и братьям) (1 мая 1845 г.)// Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем. Т. 3. Период первого пребывания за границей. 1840-1849. М., 1934.18.21