автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Анджело Полициано и гуманистическое движение во Флоренции во второй половине XV века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Анджело Полициано и гуманистическое движение во Флоренции во второй половине XV века"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА. ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Исторический факультет
На правах рукописи УДК 93/-3/
ШЕВЧЕНКО ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
АНДЖЕЛО ПОЛИЦИАНО И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФЛОРЕНЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВЕКА
Специальность 07.00.03 — всеобщая история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
МОСКВА 1991
Работа выполнена на кафедре истории средних веков Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Лоыоносова.
Научный, руководитель: доктор исторических наук, профессор Л.М.БРАТИНА
Официальные оппоненты:
- доктор исторических наук,- профессор А.Д.РОЛОВА
- кандидат исторических наук " О.Ф.КУДРЯВЦЕВ
Ведущее учреадение - кафедра всеобщей истории Ставропольского государственного педагогического института
Защита диссертации состоится sUCr^c? 1991 г.
в часов на заседании Специализированного совета / К.053.05.28 / по всеобщей истории в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова / Москва, Ленинские Горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория 551 имени академика С.Д.Сказкина /.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ вмени А.М.Горького / 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ Д
Автореферат разослан 'Р^^" 1991 г.
Ученый секретарь Специализированного совета доктор исторических наук, профессор И.Л.Ыаяк
I ОБЩ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность и значимость темы исследования. Изучение истории гуманистического движения в Европе и особенно в Италии имеет принципиальное значение для решения многих важнейших вопросов истории европейской культуры эпохи Возрождения и последующих периодов истории Европы вплоть до нашего времени. Эта эпоха ознаменовалась крупными социально-политическими, экономическими и культурными изменениями во всех европейских странах и особенно в Италии, ранее других, в Х1У-ХУ в вступившей на путь раннекапиталистического развития. Важнейшими чертами мировоззрения этой эпохи явилось создание новых представлений о человеке, становление самосознания индивида, идей антропоцентризма, отрицающих средневековые представления о микро- и макрокосме.
Итальянское гуманистическое движение, представлявшее собой сложное и многообразное историческое явление, по праву признано передовой идеологией эпохи Возрождения, главным идейным содержанием этой культуры. Гуманизм способствовал утверждению светской культуры во многом благодаря опоре на античное наследие, был теснейшим образом связан с различными сферами жизни общества: с политикой, культурой, общественным созданием масс, системой образования, наукой, искусством. Как новое мировоззрение гуманизм носил, в целом,светский характер, развивал рационалистические элементы общественного и индивидуального сознания, имел ярко выраженную антидогматическую направленность.
Понимание особенностей процесса исторического развития стран Западной Европы в эпоху позднего средневековья невозможно без глубокого знания культуры Возрождения и гуманизма кейс
- г -
его идейной основы. Особенно актуальным представляется изучение этических концепций гуманизма, поскольку этика была главной сферой приложения сил и интересов участников гуманистического движения. Этот аспект тем более важен, что в исторической науке до сих пор не существует единого мнения о характере ренес-сансного мировоззрения и о судьбах гуманизма. Не говоря уже о крайних точках зрения, в соответствии с которыми гуманизм представлялся, с одной стороны, развитием традиций средневекового теологического мышления, с другой - решительным и полным разрывом еяредшествутацей культуройиэпохой, отказом от ее ценностей, исследователи расходятся и во взглядах на такие основные характеристики гуманистического движения, как состав участников (что влияет на само определение гуманизма), идейная дифференциация, формы и степень связи с обществом, наличие кризисных явлений и ДР.
Одна из возможностей решения этих спорных проблем - в комплексном подходе к исследованию гуманистического движения, кото-рай ыожет быть обеспечен- благодаря использованию разнообразного источникового материала, относящегося как к гуманистическому движению в целом, так и к отдельным его представителям. Эти ноше подходы можно видеть, в частности, в углубленном изучении творчества ведущих гуманистов в системе их социо-культурных связей. В данном случае выбран Авджело Полициано ~ крупный поэт итальянского Возрождения и оригинальный мыслитель - гуманист, интересовавшийся проблемами филологии, философии, истории, права, различными областями античной мысли, живо участвовавший в гуманистическом движении. В его творчестве нашли концентрированное выражение особенности гуманизма второй половины ХУ в. Обращение к творчеству гуманистов, и Полициано в частности, акту-
ально именно сейчас, когда особое значение в жизни нашего общества приобретают вопросы этики, морали и политики, многообразнее и ярче становится спектр суждений о человеке и его деятельности.
Диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного исследования гуманистического движения Флоренции, центра итальянского гуманизма, сквозь призму творчества одного из ярчайших его представителей - Анддело Полизано. Автор работы впервые в отечественной литературе обращается к проблемам взаимоотношения гуманистического движения и Флорентийского университета, к исследованию места и роли книгоиздательского дела в истории ренессансной Флоренции и гуманизма. Это позволяет более полно представить сложную, многоплановую картину развития гуманистического движения последних десятилетий ХУ века.
Предмет и цель исследования. Диссертация представляет собой исследование широкого комплекса опубликованных источников по истории гуманизма Флоренции второй половины ХУ века с целью определить место Анджело Полициано в гуманистическом движении эпохи. Одна из главных целей работы - выявление связей гуманизма с другими факторами культурного развития Флоренции, а также определение значения университетского преподавания и книгоиздательского дела для гуманистического движения последней трети ХУ века.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью задачами диссертации являются: выделение характерных черт мировоззрения Полициано, определение степени влияния на него различных течений гуманистической мысли эпохи, Анализ преподавательской деятельности гуманиста по Флорентийском университете.
Значительное место отводится также такому важному фактору культурной жизни эпохи Возрождения как книгопечатание, которое возникло во Флоренции в начале 70-х г.г. ХУ в. и сразу же оказалось тесно связанным с гуманистическим движением. Из-за скудности данных о начальном периоде истории флорентийского книгоиздательского дела мы не можем достаточно широко иссяедовать эту проблему. Но нам представляется необходимым учитывать роль этого нового в жизни Флоренури явления и попытаться определить характер и степень его взаимодействия с другими явлениями ее культурной жизни.
Теорико-мато дологической- бая ой гвлявтоя шдодоехокбг.'Еошше ние закономерностей исторического, и в частности, историяо-куль-турного развития, а также данная К.Паркеом и Ф.Энгельсом общая оценка культуры Возрождения и гуманизма как ее идейной основы.
Источникевая база исследования. Настоящее исследование основано на широком яруге разнообразных источников. Их можно разделить на три крупные группы. Прежде всего, это сочинения Анд-жело Полициано и других гуманистов на латинском и итальянском языках. Сюда входят трактата, публичные речи, вступительные статьи к университетским курсам и к изданиям сочинений, комментарии, письма. Они принадлежат перу Анджело Полициано, Джовании Пико, делла Миранд о ла , Кристофоро Ландино, Джованни Аргиропу-ло, Лоренцо Медичи, Бартоломео Делла Фонте. Используются также поэтические произведения Полицкано - как итальянские стихи, так и латинские поэмы.
Анализируемые источники охватывают период с 1473 по 1492 гг. и позволяют проследить эволюцию идей в гуманистическом движении Флоренции второй половины ХУ века и в творчестве Аяджело
Полициано, в частности. В основном, мы пользовались новыми критическими изданиями этих сочинений, но также и инкунабулами. Так, "Панепистемон" Полициано исследуется по е<аыо ргмеерз 1498 г.
Вторую группу источников составляют материалы по истории Флорентийского университета в 1473-1502 г., изданные Армандо Ф. Верде в 70-е годы нашего века. Это результат кропотливейшей работы ученого по сбору самых разнообразных сведений, почерпнутых из документов, хранящихся в архивных фондах Италии. Верде провел также серьезную исследовательскую работу, систематизировав полученную информацию. Он приводит огромное количество документов, касающихся разных сторон жизни университета: статуты коллегий, списки окончивших Студио, перечни дисциплин, ежегодно предлагаемых студентам и т.д. Документальный материал публикуется на латинском языке оригинала.
Кроме того, мы пользовались биографическими и библиографическими источниками для получения данных о развитии книгоиздательского дела во Флоренции второй половины ХУ века. В них приводятся библиографические описания, в том числе и первопечатных изданий, а также биографии первых типографов и издателей. Эти материалы требовали очень внимательной и кропотливой обработки - прежде всего, фронтального просмотра справочников, которые строятся в алфавитном порядке авторов произведений, а не их издателей. Поэтому нам приходилось отыскивать среди многочисленных изданий первопечатные книги. Помимо этого, библиографические описания часто бывают неполными, так как инкунабулы могут и не нести информации о печатнике, месте и времени выхода книги. К тому же до нашего времени многие экземпляры дошли в де-
- б -
фектном состоянии. Все это создавало трудности с идентификацией издания. Поэтому мы можем говорить об ограниченной раппрезента-тивности библиографического материала, особенно отражающего первопечатные издания. Следует отметить также, что нас интересовали книги, напечатанные именно во Флоренции, а не издания, например, флорентийских авторов в других городах.
Хотелось бы подчеркнуть, что главными нашими источниками, в том числе по истории Флорентийского университета,являются все асе сочинения гуманистов 70-90-х годов ХУ века.
Степень изученности темы. Гуманистическое движение во Флоренции второй половины ХУ века изучалось дс(недавнего времени только на примере отдельных его деятелей, творчество которых далеко не всегда рассматривалось в контексте культурных движений эпохи.
Андкело Полициано (1459-1494) - Яркий поэт и филолог, привлекал внимание прежде всего историков литературы. В ХУШ веке появились перше труды о его жизни и творческом наследии. Кроме сочинения О.Менкена наиболее известные в этом отношении работы принадлежали перу А.фумагалли и А.Бонуччи.
В первые десятилетия нашего века И.Дель Лунго впервые попытался представить его не только блестящим поэтом и стилистом, но и деятелем культуры, преподавателем Флорентийского университета. Серьезным итогом первого этапа подобного подхода стал труд Дж.Б.Пшсотги, в котором гуманистическая деятельность Полициано и некоторых его коллег рассмотрена достаточно широко. Эта тенденция заметно усилилась в послевоенной историографии, что было связано с углублением интереса исследователей к ренессанс-ному гуманизму в различных его проявлениях.
В тоже время следует отметить, что крупные исследования об этом гуманисте в зарубежной историографии принадлежат филологам. Традиционно творчество Полициано изучается как бы по двум линиям: поэтической, связываемой обычно с его сочинениями на вольга-ре, и гуманистической, эрудитской, отождестйяемой с произведениями на латыни. Однако даже в тех работах, в которых исследуются оба указанных направления его творчества, не решается проблема их органической взаимосвязи. Интересной3"синтетической" в этом смысле работой явилось исследование И.Майер "Анджело Полициано. Формирование поэта-гуманиста (1469-1480)", опубликованное в 1966 г. Но в ней освещается лишь ранний период творчества гуманиста.
Другая линия историографии о Полициано связана с именем Э.Гарэна, который еще в 50-е годы нашего столетия начал заниматься философскими взглядами гуманиста и его окружением. Эта традиция многопланового изучения творчества Полициано основывается на восприятии его поэзии и всего интеллектуального нас«-лщауш как историческо-культурного феномена. Особенно важна общая позиция итальянского исследователя, который считает невозможным анализировать творчество гуманиста в отрыве от культурной среды Флоренции последней трети ХУ века.
Традиционно в историографии исследуются формы и степень влияния на гуманиста философов Платоновской академии, ведущего интеллектуального центра флорентийского гуманизма второй половины ХУ века. Однако предпринимались и попытки рассматривать "нетрадиционный" для историографии о Полициано сферы деятельности гуманиста, осуществленные в частности В.Бранкой в начале 80-х годов. Но и в этой комплексной по своему характеру работе
на первом плане оказывается Полициано-филолог.
В тоже время несомненным достоинством В.Бранки является впервые собранный интересный материал о деятельности гуманиста по комплектованию флорентийских библиотек и поиску преподавателей для университета. Безусловно, это значительно расширяет представления о гуманистической деятельности Полициано. В историографии существуют работы о философских и исторических изысканиях гуманиста, о его увлечении вопросами юриспруденции, медицины, ботаники, архитектуры и даже кулинарии. Особенно важными нам представляются исследования о связях Полициано с другими видными представителями гуманистического движения эпохи. О философских аспектах творчества Полициано писал Ч.Вазоли, в частности, в статье "Полициано-маэстро диалектики", посвященной двум его вступительным статьям к университетскоцу курсу по логике Аристотеля. Интерес гуманиста к истории выявил Н.Рабинстай в небольшом исследовании "Полициано и вопрос происхождения Флоренции", основанном на анализе его письма к Пьеро Медичи.
Некоторые исследователи акцентируют интерес гуманиста к проблемам медицины и другим естественным наукам. Можно назвать работы Дк.Ниял Коттон, которая дважды обращалась к этим сюжетам а также статью Т.Дж.Нарди о связях Полициано с Никколо Лиониче-но - специалистом по вопросам медицины и ботаники. Дк.Дель Гуэ-рра находит отзвуки интереса к естественным дисциплинам даже в поэтвческих произведениях гуманиста. О внимании Полициано к развитию архитектуры и к творчеству Л.Б.Альберти писал С.Грей-сон.
Рад исследователей, специально обращаются к гуманистическому окружению Полициано, причем не только в Италии, но и ¿а ее
пределами. Статья К.Ацджелери "Полициано и Кринито", очерк Р.Вейса "Английский ученик Полициано: Томас Линакр" важны прежде всего потому, что дают значительную информацию о преподавательской деятельности гуманиста:, о его отношениях с учениками и о европейских масштабах влияния его гуманистических идей. Университетские занятия в этой связи представляются интересной и еще не до конца исследованной сферой деятельности Полициано.
Дж.Фумагалли и А.Ыаринони также обращались к проблеме "Полициано и Леонардо Винчи". Фумагалли в большом очерке "Леонардо и Полициано" пишет о взаимодействии между "натурализмом" Леонардо и своего рода "натуралистическим движением" во Флоренции, к которому, по мнению исследовательницы, наряду с Лоренцо Медичи и Луидки Цульчк был близок и Полициано. Созвучие идей последнего теориям; Леонардо видится в особом отношении Полициано к проблеме подражания и к употреблению вольгаре. Но ее аргументы не убеждают многих коллег. В частности, Э.Биджи считает, что происхождение "натуралистических" идей этого гуманиста отлично от основ "натурализма" Леонардо и сводится к проблеме филологически-литературного эклектизма Полициано. А..Наринони в статье "Царство Венеры..." также пишет о глубоких различиях идей этих деятелей ренеавнсной культуры Италии.
В историографии затрагивались и проблемы эстетики Полициано - прежде всего, его поэтики - на материале итальянской лирики. Д.Франкастель, А.Ферруоло, Н.Йонард пытались определить степень значимости мифа и мифологии античности для творчества этого гуманиста л его коллег, в частности, из Платоновской академии. Тат факт, что исследователи не обращались к латинской поэзии и прозе Полициано, ограничило их возможности в оценке эс-
тетики. В отечественной литературе есть лишь одна специальная работа о Полициано, принадлежащая литературоведу Р.И.Хлодовско-му.
Анализ историографии показывает, что до сегодняшнего времени Полициано представляется исследователям либо поэтом, либо деятелем культуры и гуманистом-филологом. Только комплексное изучение его мировоззрения, по напеыу мнению, позволит определить место этого мыслителя в гуманистическом движении эпохи-и расширить представления о самом движении. Все современные исследователи согласны в том, что оно не являлось деятельностью лишь филологов-профессионалов и не исчерпывалось учеными достижениями философов Платоновской академии. Это было движение, объединявшее людей интеллектуального труда и отвечавшее духовным потребностям флорентийского общества.
Хронологические рамки диссертации. 60-90-е годы ХУ века для Флоренции, как и для многих других итальянских государств, были временем активных социально-политических, экономических, культурных и идейных изменений. В первой половине ХУ века гуманизм, следуя традициям предшествующей эпохи, нашедшим выражение в творчестве Петрарки,Боккаччо, Салютати, завоевал прочные позиции в культуре. Ведающиеся гуманисты этого периода прекрасно владели латинской стилистикой, проявляли огромный интерес к различным направлениям античной мысли и литературе древних. Во Флоренции второй половины ХУ века гуманизм достиг этапа зрелости и дальнейшей идейной дифференциации. Он характеризовался оформлением трех значительных направлений: гражданского гуманизма, неоплатонизма и направления, представленного творчеством Л.Б.Адьберти и продолженного Леонардо да Винчи.
Б 60-90-е годы ХУ века произошли изменения социально-политической ситуации в республике, которая фактически превратилась в синьорию Медичи. Город пережил мощное потрясение в 1478 г. в связи с антимедичейским заговором Паеди и Сальвиати. Лоренцо воспользовался неудачей этого выступления для укрепления своей власти.
В экономическом плане Флоренция второй половины ХУ века не была уже сталь преуспевающей, как в начале зека. Курс флорина падал, банковская империя Медичи начала разрушаться, появились конкуренты на шерстяном рынке Европы, в аграрной сфере начались процессы рефеодализации. Но ресурсы еще сохранялись, что позволяло городу выдерживать нападки соседних государств и правителей, а также вкладывать финансовые средства в культуру. В последней трети ХУ века Медичи способствовали оживлению флорентийской университетской жизни, а также проводили активную деятельность, при помощи ведущих гуманистов, по собиранию публичной и личной библиотек. В 70-е годы город с энтузиазмом воспринял наступление эры книгопечатания.
Таким образом, вторую половину ХУ века, по нашему мнению, можно считать важным, законченным периодом не только в истории Флоренции, но и в развитии гуманистической культуры.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем проводится комплексный анализ культурной жизни во Флоренции второй половины ХУ вена, рассматриваются проблемы взаимодействия различных факторов культурного развития ренессансного общества, главным из которых признается гуманистическое движение. Автором предпринята попытка привлечь широкий круг опубликованных источников: нарративных, юридических, статистических и др. В
диссертации показано своеобразие культурного развития Флоренции во второй половине ХУ века, рассмотренное сквозь призму взаимоотношений одного из ведущих гуманистов - Анджело Пслициано и гуманистического движения в целом. Автором сделан перевод с латинского одного из интереснейших сочинений Подициано п0 заговоре Пацци", который прилагается к диссертации.
Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты и данные могут быть использованы специалистами по истории культуры эпохи Возрождения. Выводы диссертации могут представлять интерес рля изучения социально-политической и культурной истории Италии и Европы в средние века и ренессаненую эпоху. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по соответствующей тематике.
Апробация работы. По теме диссертации автор выступила с докладами на конференции " Социальная история и культура средних веков" в Ленинградском государственном университете (ноябрь 1987 г,), на научной конференции в Институте теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР (апрель 1988, Москва), на заседании кафедры истории средних веков Московского государственного университета (ноябрь 1989 г.). Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории средних веков Исторического факультета М1У 13 ноября 1990 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений, куда входят примечания к главам, список литературы и текст перевода сочинения Полициано "О заговоре Пацци".
- 13 -
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во ВВЕДЕНИИ обоснован выбор теш, определены цели и задачи исследования, охарактеризована методологическая основа работы, определены ее хронологические рамки, представлен очерк научной литературы по теме, приведен обзор источников.
Глава I "Полициано и гуманистическое движение" посвящена исследованию гуманистических взглядов Анджело Полициано и ряда его коллег; она состоит из четырех параграфов. В главе рассматриваться некоторые философские аспекты творчества гуманиста, его эстетические и этические взгляды. В каждом из параграфов проводится сравнение идей Полициано и других гуманистов, представителей разных направлений гуманистической ыысли эпохи. Особая тема первой главы - начало книгопечатания во Флоренции и участие гуманистов в этом процессе.
Глава I открывается кратким очерком жизни и творчества Полициано, необходимость которого вызвана стремлением представить фигуру этого гуманиста и мыслителя, крайне мало изученную в советской историографии, и дать общее представление о развитии гуманистического движения во Флоренции второй половины ХУ века.
5 I посвящен некоторым философским аспекта!« творчества Анджело Полициано. В нем исследуется, какое влияние оказывали на этого мыслителя различные направления философской мысли эпохи, какое место в его мировоззрении занимали идеи, связанные в частности, с неоплатонизмом и аристотелизмом эпохи Возрождения. Главные проблемы, волновавшие гуманиста и его коллег, состояли в попытке понять и осмыслить новое место человека в быстро меняющемся мире, его отношения с природой,окружающим миром,
фортуной - непознанной природной салйй. Цдейное богатство мифологии и античной философии,глубоко осмысленное Полициано, легло в основу его гуманистического мировоззрения. В этическом плане он очень требовательно относился к человеку как носителю разума, настаивая на его особой роли и ответственности за судьбы мира в целом.
Полициано волнует и проблема внутренней граыонии самого человека: гармонии его души и тела, разума и страстей, в которой он видит залог гармонизирующего предназначения человека в мире и его возможности в созидании собственного счастья. Здесь очевидно следование гуманиста философской традиции Платоновской академии, в частности в акцентировании роли знания и подчеркивании значения человеческого разума как его носителя. Последнее создает практическую, социальную ориентированность общефилософских взглядов мыслителя, ибо для него - сфера действия человека - земной мир, в нем - место приложения человеческих усилий. Эта практическая направленность философских поисков Полициано выражалась в его активном интересе к этическим проблемам, в частности к "гражданским добродетелям" почерпнутым у Аристотеля и его ренеоансных - интерпретаторов. Таким образом, в творчестве Полициано сказывалось влияние как коллег из Платоновской академии, особенно Даованни Пико делла Мирандола, так и других представителей гуманистического движения Флоренции второй половины ХУ века.
В § 2 проанализированы отношения Полициано с деятелями Платоновской академии и выявлены основные черты их сотрудничества, главным образом в создании эстетической программы итальянского искусства последних десятилетий ХУ века, которые стали
для Флоренции временем расцвета неоплатонической эстетики. Анализ эстетических воззрений Полициано показывает, что эстетика эпохи развивалась разными путями, а эстетическая программа Академии не была однородна.
Характер эстетической теории Полициано определялся его одновременный интересом к философским системам как Платона и неоплатоников; так и Аристотеая и его последователей. Влияние неоплатонизма, в частности идей Пико делла Мирандола, сказалось в оценке гуманистом источника вдохновения как "божественного безумия", в неоплатонической, по-сути, схеме творческого процесса, в признании им платоновского варианта активности формы прекрасного. Но в творчестве Полициано отчетливо заметна и традиция аристотелизма, что выразилось в практической направленности эстетических поисков гуманиста, в его интересе к личности художника, в оценке гармонии, главной цели художественного творчества как диалектического единства противоположностей, в ориентации на доступные и одновременно возвышенные формы выражения в искусстве. В обращении к чисто художественным категориям Полициано делает также акценты на полезности и "утилитарном" подходе к опыту прошлого.
Несмотря на явный интерес Полициано к Аристотели и к ренев-сансному аристотелизму, мы не считаем возможным однозначно относить его к "приверженцам" какой-либо одной эстетической теории. Ценность творчества этого мыслителя заключается в разнообразии его воззрений в области эстетики, а также в осознании им самостоятельности искусства и теории художественного творчества. В отличие от "чистой философии" деятелей Платоновской академии, Полициано, как профессиональный поэт, чувствовал ост-
рую потребность в этом. Это не была еще законченная эстетическая теория, но скорее попытка ответить на запросы искусства, нуждающегося в эстетической программе.
В § 3 рассмотрены некоторые проблемы этики в гуманистическом движении Флоренции второй половины ХУ века. Особый интерес гуманистов к этим проблемам был связан с усилением тирании Медичи во Флоренции в последние десятилетия ХУ века. Проанализирована, в частности, реакция гуманистов разной политической ориентации (Полициано, Ландино и Ринуччини) на события, связанные с неудавшимся заговором Пацци. Общей чертой их оценки является 'э,тнческий подход к изложению событий, ориентированный на традиции гражданского гуманизма.
Кроме того, сочинения гуманистов имели практическую направленность - воспитывать преданных государству граждан, что являлось характерной чертой направления гражданского гуманизма Флоренции и свидетельствовало о широком общественном значении и жизнеспособности его идей и во второй половине ХУ века. При этом взгляды Полициано, Ландиао.Рируччини отмечены достаточной оригинальностью. Полициано, в частности, обращается к идее об особом признании высоконравственной личности, ее возможностях влиять на ход социального развития.
§ 4 посвящен участию гуманистов в книгоиздательской деятельности во Флоренции в 70-90-е года ХУ века. Цель проводимого анализа-в стремлении понять, как взаимодействовало внигоиздатель-ское дело с гуманизмом, как оно было связано с литературной и научной жизнью общества.
В последней трети Х У века гуманистическое движение переживало новый этап развития, пытаясь в новых общественных условиях
/
осмыслить предназначение интеллигенции и возможные формы ее деятельности. Гуманисты пытались приблизиться к решению этой сложной задачи. Полициано интересовался различными видами интеллектуального труда, активно сотрудничая с молодым книгоиздательским делом, которое имело общух с гуманистическим движением задачу - заложить основы изменения общественного сознания и культуры. Их взаимодействие приносило обоядоую пользу, гуманизм обретал новый способ распространения.-.-в обществе, а книгоиздательское дело получало серьезного союзника в своем дальнейшем развитии. Сотрудничество Полициано с типографами и издателями выходило за пределы Флоренции и приобретало общеитальянское значение.
Глава II "Гуманистическое движение и Флорентийский университет во второй половине ХУ вена" посвящена проблеме связи гуманизма и системы высшего образования. Она дает представление о системе университетского образования во Флоренции указанного периода в целом, позволяет проследить этапы развития системы преподавания во Флорентийском университете, с которым во второй половине ХУ века были связаны многие гуманисты, и в течение долгих лет-Полициано. Изначально гуманизм был тесно связан с системой образования, а его взаимоотношения с университетами являются одной из принципиальных проблем истории гуманистического движения. В начале главы дан краткий очерк историографии этой проблемы и истории флорентийского Студио, а также подчеркнуты особенности источниковой базы данного раздела диссертации, который основывается, в частности,на статистическом материале по Флорентийскому университету, собранном: А.Ф.Верде. Привлекаются и материалы о деятельности таких преподавателей-гуманистов, как Кристофоро Ландино, Джоваши Аргирспуло, Бартоломее Делла Фонте, Анджело
Полициано.
В § I анализируется система университетского преподавания во Флоренции в указанный период, рассматриваются особенности организации учебного процесса во флорентийском и в пизанском Сгу-дио, составлявших во второй половине ХУ века Флорентийский университет, система оплаты преподавательского состава, профессиональный состав профессоров, специализация каждого Студио. Флорентийский университета!473-1500 годы предстает целостным организмом с единым управлением, достаточно стабильной системой преподавания, широкими внешними связями.
Особенность Студио, располагавшегося во Флоренции, который нас особенно интересует, так как именно там работали выдающиеся гуманисты эпохи, заключалась в его ориентации на развитие дисциплин гуманитарного цикла. Это осуществлялось через подбор преподавателей для работы во Флоренции,путем повышения оплаты труда, а также через стимулирование улучшения уровня преподавания гуманитарных дисциплин.
В § 2 анализируется работа гуманистов в Студио Флоренции в 50-70 г.г. ХУ века, прежде всего, Джованни Аргиропуло и Кри-стофоро Лавдино, заложивших основу для взлета в преподавания гуманитарных дисциплин, наступившей) в последующий период. Эти гуманисты явились родоначальниками двух важных направлений в преподавании. Аргиропуло положил начало преподаванию философии как самостоятельного предмета, включая в него философское осмысление памятников литературы. Особенное внимание он уделял Аристотелю, ориентировал учеников на изучение текстов философов в греческом оригинале. Ландино развивал традиции латинской грамматической школы, преподавал ораторское и поэтическое искусство,