автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Античная традиция в этико-политической мысли раннего английского просвещения

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Кирюшкина, Виктория Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Античная традиция в этико-политической мысли раннего английского просвещения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Античная традиция в этико-политической мысли раннего английского просвещения"

N

с^АРАГОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ^ Ж Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

^ На правах рукописи

КИР ЮШКИ НА Виктория Викторовна

АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЭТИ КО - ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РАННЕГО АНГЛИЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Специальность ii7.00.03. - Всеобщая история (новое время)

Автореферат диссертации па согсканне учекон стелет тэндидата исторических наук

САРАТОВ -1997

\

Работа выполнена на кафедре истории нового ц новейшего времени Сватовского государственного университета ilníchh Н. Г. Чернышевского.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

Защита состоится 28 шаября 1997 г. в_чае. ш заседании джгсертационного

Совета Д.063,74.03. во защите диссертаций ш соискание ученой скакни доктора исторических наук в Саратовском государственном университете по адресу; 410601, Caparos, ул. Радищева, 41,ауд.16.

С диссертацией можно ознакомится в Шучной библиотеке Саратовского государственного университета.

Автореферат разослан ZJ1 сентября 1997 г.

В, К, Даниж»

- доктор историчесхта наух

профессор Н. С. Крелшгю

- доктор исторических наук

профессор Парфенов В. Н. - кандидат исторических, щук ГладьапеаА.В.

- Казанский государственный университет

Ученый секретаре

Специализированного Совет? t> . ■

доктор исторических наук

доцеи*

' Т. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность ]Г научнпч значимость темы. В рамках просветительного движения п европейских государствах XVIII века были заложены л ¡¡формированы основные модели современного гражданского общества, эылп сформу;пгрованы главные принципы правового государства. Первенствующая роль в этом процессе несомненно принадлежала английским просветителям. Именно английские философы, литераторы я политики эформили и внедрили новое политическое, .-"сономическое сознание, новый менталитет в целом, центром которого являлся образ ак-пгяного гражданина, реализующего собственные интересы, при этом необходимо соблюдая общественные. Многие проблемы, связанные как с переменой обществен-юго умонастроения вообще, так и с созданием правового государства в тстности, с которыми сталкивались британцы начала XVIII зека очень 5лизки нам л их рассмотрение в рамках исторического исследования может :пособствовать более верной оценке современной ситуации и решению софе?,теплых насущных задач, стоящих перед намл. Это свидетельствует об исгуалыюсш темы.

Обращение данного исследования к этико-полтттической мысли английского Просвещения отражает общую тенде!щню, прослеживающуюся ;ак в западной, так и в российской историографии. Интерес историков все юлее К01ще1пр1фуется на человеке как представителе той. или иной исто-¡ической субкультуры. Наиболее популярными стали вопросы, связанные с-»собеняостями быга, образа жизни, поведения человека в прошлом, наконец- проблемы менталитета того или иного общества как объекта кстори-[еского исследования. Можно сказать, что в исторической науке идет прочее "гуманизации" истории и данное историческое исследование имеет воей целью внести скромный вклад в решение этой задачи. В диссертации осматривается проблема адаптации идейного наследия одной культуры к .отребностдм другой цивилизации, имеющей собственные культурные осо-енности. Просвещение и античность представляют собой классический рикер такого рода.

Степень изученности темы. Вплоть до недавнего времени английское [росвещение оставалось одной из наименее изученных истор1Гческих тем. (олгое время как в западной так и в отечественной исторической науке алтайский, наряду с другими национальными вариантами проевегительско-э движения оказался в тени, а основное внимание было сосредоточено н?,-зучипш французского Просвещения, которое рассматривалось как хлас-пческое и наиболее яркое выражение этого'культурного явления. Исследо-ания .литературоведов, философов и историков ограшгшвалнсь, как пра-сшо, рассмотрением жизни-и творчества отдельных наиболее известных редставлтелеи раннего английского 11росвещешш. Лишь а последнее вре-я стали появляться работы обобщающего характера, авторы которых юлизируюг английское Просвещена как единое социально- культурное шише (Р. По; тер, Т. Л. Лабутина). Кроме того, хотя факт влияния ан-гЧя.эн культуры на просветительскую мысль общеизвестен, исследовагаш

этого влияния- на основе конкретного материала очень редки, а в отечественной исторической науке практически отсутствуют. Таким, образом, слабая изученность темы сама по себе является стимулом для ее рассмотрения.

Научная новизна исследования определяется степенью изученности темы английского Просвещения и проблемы взаимовлияния культур. Впервые на основе анализа конкретных этических и политических идей раннего английского Просвещения показано как прочему античные мотивы обрели столь приметное место в общественном сознании Великобритании конца XVII- первой трети XVIII веков, сделана попытка проанализировать как трансформировался заимствованный идейный материал в соответствии с потребностями иной исторической эпохи.

Историография темы. В имеющихся .исторических трудах рассматриваются лишь те или иные аспекта интересующей нас темы. А поскольку она предполагает аналитическое исследование общественной (этической и политической) мысли раннего английского Просвещения и философских теорий античности (начинал с Сократа и заканчивая творчеством Квиптилиа-на я Плутарха), то в круг привлекающей нас литературы попадают труды очень разной тематики. Данный историографический обзор строится на основе тематического принципа и начинается с рабог общего характера, охватывающих как период античности, так и эпоху Просвещения. Среди них- книги Б. Гассела и А. Швейцера, авторы которых, благодаря широте своих интересов, имеют возможность проводить сопоставление различных культур, находить точки соприкосновения и антагонизмы, преемственность и новые черты в философских теориях от античности до современности.1

Особый интерес вызывает труд американского ученого П. Гея. в котором прослеживается историческая связь между античной культурой и идеологией нового времени. Но желая рассматривать Просвещение в целом, автор все же концентрируется на его французском образце, оставляя английских просветителей, как правило, за рамками своего исследования.2

■ Среди исторических трудов, посвященных Англии XVIII столетия невозможно обойти вниманием ставшие уже классическими сочинения Т. Маколея й И. Тэна. Непосредстврнно проблемы влияния античной клас-■ сики на развитие английской культуры конца XVII- XVIII веков рассматриваются в книге Д. Джонсона "Формирование английской неоклассической мысли". В большей степени автора интересует влияние литературной античной традиции, но определенное внимание Джонсон уделяет и вопросу проникновения греческих и римских философских идей в сознание англичан "века Августа".3

1 Рассел Б. История Западной философ™. М., 1959.; Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

1Gay P. The Enlightenment: in interpretation. Vol.1. №Y* 1966.

»Маколей Т. Поли. собр. соч. СПб., 1863.Т.5.; Тэн И. Развитие политической и

гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. СПб., 1871.

4.1.; Johnson J. W. The formation of English neoclassical thought. Princsnton, 1967.

' ■>

Наибольший интерес для нашего исследования представляет коллективный труд "Просвещение в национальном контексте". Авторы статен пытаются опровергнуть распространенный в исторической науке ззгляд на французское Просв-лцекие как па классический обра вен. угол о и просветительского движения. Английскому Просвещению. его особенностям, его месту в общем просветительском двнвеении посвящена статья Р. Псргсра. Этот же подход к проблеме Просвещения лег з основу а. следовательской статьи современных отечественных историк ов В. Г. Киеунько л А. В. Ревякина и определяет характер кзллсктиьнсл монографии ''Просветительское движение з Англии". Необходимо также отметить :;«:-Л1 Н. С. Креленко и Т. Л. Лабутииси. посвященные оошсстгеаной и политической мысли раннего английского Просвещения.'1

Ео второй половине XX века у истериков !ю>мтсяьио повышаете) пггерес к отдельным историческим личностям, лх творчеству. Исследсаа-пп становятся более детальными. посвящаются какоЛ-лкбо отдельной гроолемс, отдельному аспекту творческой двпвявпссгл героя. Эта оощая "ендетшия хорошо нрослелл!в:вмся на примере в tca слова сельских работ ::с феблемам английского i ей;::;.

3 'западной в.стсрнстрлрив. одним ив навлолс.; ввиулявчых образов отлкйского Просветлпгя валяется лорд Еолввгбв.мв Для нашей ;емч ;ред стаь л'вол- особый интерес заботы , ; к. Хлутл ;"в:в;олт вллинвбвоа. Хмвпвст Toraï') и С. В. Дв'екмлва Г'Челсвев в'.ллв твлА. Ahb.-bb.' а глл-;сз Болишброха такв;о посвящена статья нечестного отечестве.;а::то ,:ств-:;вл> М. А. Барга. Не мелынее внимание кик в ллвубевлюй. так в отече-твепиой литературе уд:лено творчеству г.вата- иг, осветители Лв-лгсинвил loyna (книги Васильевой, Садор'-евво, статьи Тсввивв; л Ллвпевсоб

3 современно!: асодело? алел1 сков в:геват"-рс в,:в->.- •■•есто в, к •;*!:•;•> Авсссалсвнл отводится Д.лои\ Левку. втв щсра-вству лосващен бср:вв; статей, вышедший по следам м.-в:в;, ллводиов^ всвлс-ввл'на в Гвл-

731. Р.-!.; Кисувл.гс, В. Г., Рлрлвв.н А. В. 1м:вевА;евсе ввлслелвви:-:. ;7 Чствпвя s-ропы: n 8 т.-М„ 1994. Т.■!• : Увелмвчо Н. С. Пурвтлвлллл рвчмвлв'-л г; автл"в-сал согв^ствеваля мысль XVЛ - NA6IJ : елся. (Алл; г.,; !A).: J в: "углвл Т. Л. У гхо*с« согреискьой демократии. М„ l0,9i.

inrr S VBeoant ВлЬвсАгеке. Т<ву I'anBBBst. London; Гепиво, 1965л .ЬсАвзл А А . 'ян зх'Мегсшу. Ал Лрргьяйез of the Г, tad of Henry it. John, Vpcearit Deia-cbroKe. L.. X»5.; С en г M. Л. Иеюрическзя нмевь англя-Дсцого Просаешеияя: ¿олиигйрек. Болвнгбров. Письма об пзугешш и пользе истории. М., ii73.: Tcrcl>:na Г. tiia-s: Pcpss hit Hero. // Essential Aracbs for tiic Study of А1схслб.-;г Гере / S3. ЬуМаушш! ack. Archon books. Haffiden, Connecticut, 1968.; Alp->is P. J. Pcpe's to Batburst end sbs sndevfflian State. // Essential Articles for the Study а/ Alexander Peps / Ed. by Mayjiard ack. Archon bor'-s. Hsmdeu, Connecticut, 1963.; Васильева Т. II. Александр Поуп я о политические сатиры. Кишенез, 1979.; Сидорчснко Л. В. Поуп: в поносах калх Л., 1987.

ле. Социально- политическая теория Докка глубоко анализируется в статье

российского философа Э. Ю. Соловьева.1 _

Джонатан Свифт, его окружение, его эпоха характеризуются в книге М. Левидова. Отдельный аспект творчества сатирика- его памфлеты- исследует И. А. Дубашинский. Жизни и творчеству Даниэла Дефо посвящена книга Д. Урнова. Взгляды Бернарда Мандевиля рассматриваются в работах Б. В. Мееровского и А. Л. Субботина.2

Поскольку наша тема предполагает наряду с изучением просветительской идеологии анализ взглядов античных философов, при написании работы активно, использовались исследования по античной философии. Прежде всего остановимся на трудах обобщающего характера. Для многих работ конца XIX- начала XX веков (Марта, Гомлерца, Корешша, Зелинского) была характерна оценка античного мировоззрения с позиции христианской доктрины.5

Советская историография, основанная на марксистской методологии делала основной уклон на изучение социально- экономической истории. С 20-х годов интерес исследователей перемещается от философской теории в сферу общественно- политических взглядов античных мыслителей (работы С. Я. Лурье, А. К. Бергера, В. С. Нерсесянца, С. Л. Утченко, Е. М. Штаер-ман). Очень интересны две относительно новые книги В. А. Гуторова и Э. Д. Фролова, посвященные античной общественной мысли. Невозможно переоценить вклад в изучение античной культуры А. Ф. Лосева.-5

Как уже отмечалось, историография XX века характеризуется повышением внимания к отдельным историческим личностям, тематической специализацией среди историков. Непосредственно творчеству Цицерона

' John Lock: Wissenschaftliche Kolloquiuai. - Halle, 1985.; Соловьев Э. Ю. Феномен Локка,// Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

2 Л es вдов М. Путешествие б некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж. Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1964.; Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968.; Мееровский Б. В. Мандевиль и его "Басня о пчелах". // Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.; Субботин А.-Л. Бернард Мандевиль. М., 1986.; Урнов Д. Дефо. М., 1990. Марта К. Философы н поэты- моралисты во времена римской империи. М., 1879.;ГомперцТ. Греческие мыслители. СПб., 1912. Т.2.; КорелинМ. С. Падение античного миросозерцания. СПб.,-1901.; Зелинский Ф. Ф. Из истории античной культуры. М., 1915. Ч. 1-2.

'Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.; Нер-сесянц В. С. Политические учения древней Греции. М., 1979; Утченко С. Л. Кризис полиса и политические воззрения римских стоиков. М., 1955; Он же. Политические учения древнего Рима. М.. 1977.; Штаерман Е. М. От гражданина к подданному. // Культура дреаДто Рима. М., 19В5. Т. 1.; Гуторов В. А. Античная' социальная утопия. Л., 19S9; Фролов Э. Д. Факел Прометея (очерки общественной мысли). Л., 1991.; Лосев А. Ф. История античной эстетики (Софисты, Сократ, Сохратики, Платон). М., 1969: Он же. История*античной эстетики. Высокая классика. М., 1974; Он же. История античной эстетики. Поздняя классика. Аристотель. М., 1974.; Он же. Зллинистическо-римская эстетика I-I1 вв. н. э. М.,

im.

т

посвящены книги французского исследователя П. Грималя и советского историка С. Л. Утченко. Большой интерес для нашей темы представляют ста-_ тьи А. Ф. Лосева о Посидонии, Диогене Лаэршш, Плутархе, а также его работы о жизни и философии Платона и Аристотеля. Философия Платона рассматривается в и книге Асмуса. Необходимо отметить капитальный труд, А. VI. Доватура "Политика и Политии Аристотеля''. а также его статью, посвященную философии и государственной деятельности римского императора- стоика Марка Аврелия Антонина. Большое внимание уделено в советской историографии анализу взглядов другого представителя поздней Стой- Лущи Аннея Сенеки (исследования Р. Ю. Виппера. В. С. Горского, С. А. Ошерова). Мало исследованная в нашей историографии философская теория Эгшктета анализируется в работе Е. М. Штаерман.1

Как видим, в зарубежной и отечественной историографии исследуют-:я отдельные аспекты интересующей нас темы. Многочисленные работы шсвечивают различные, порой неожиданные грани исследуемой пробле-иы. Но общего исследования степени и характера злияния античных идеи 1а общественную мысль раннего ангншгского Просвещения мы не находим. Чежду тем, нам представляется интересной такая лостаясвк;1 зопроса.

Цель данной диссертации- на основе имеющихся научных знаний по щеологии античности и эпохе Просвещения показать, как идеи одной :ультуры получают новую жизнь, интерпретируются в рамках нового, ко-1ечно по многим своим установкам отличающегося мировоззрения. Для юстижения этой темы необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные идеи общественной и политической мысли 1аннего английского Просвещения и выделить те из них на формирование :Отсрых оказали значительное влияние теории античных мыслителей.

' 2. Проанализировать степень и характер влияния античных авторов а этические теории английских ав густианцев.

3. Определить место античной традиции в образе идеального гграви-еля, разработанного в английской просветительской литературе первой оловинч XVIII века.

Источники. Такая постановка цели и з^дач предполагает исследова-ие различных культурно- исторических пластов. Поскольку основным редметом нашего исследование является идеология раннего английского [росвещения, на источниках, характеризующттх ее мы и остановимся гсреж-?всего-. Специфика исследопання определяет собой ¡.¿айне разнообразный1

Грималь П. Цицерон. М., 1991.; Утченко С. Л. Цицерон и его врет М.г 1972.; смус В. Ф* Платон. М.,. 1975.-; Доватур А. И. Политика и Пояигни Аристотеля. [.-Л.. 1965.; Доватур А. И. Римский император Марк Аврелий Антония. // !арк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985., Виппер Р. Ю. Эппеские ире-¡гиозные взгляды Сенеки. // Вестник Древней Истории. 1943. ЛЬ 1.; Гор-:ов В.. С. Политические взгляды Сенеки-У/ Из-иеторяа античной хуяьтуры. М^ '76.; Ошероа С.... Сенека. От Рима тс миру. // Сенека. Нравственные письма, к уцигаю. М.,. 1977.; Штаерман Б.. М.. Эпиктет и его место з античной фштосо-I». // Вестник Древней. Истории-1,975. Ха 2..

характер используемых источников. Естественно, что основным типом источников для нас являются сочинения самих просветителей, которые в свою очередь можно условно разделить на несколько групп.

Самой многочисленной группой литературных источников оказываются философские трактаты- эссе (этической, политической или иной тематики) широко распространенные в английской литературе конца XVII-первоп половины XVII! века. Наибольший интерес для нашей темы представляют сочинения Джона Локка (1632-1704 гг.) по проблемам политической философии, религии, педагогической теории. Локковские положения. касающиеся самых различных аспектов мировоззрения легли в основу просветительской идеологии.1

Огромное значение для изучения этических взглядов августнаныев имеет анализ взглядов Э.-Э. Шефтсбери (1671-1713 гг.). которые сыграли важную роль в процессе внутреннего освобождения человека, создания естественной морали, основанной на разуме. Продолжая теоретическую линию Покка. Шефтсбери ставит своей целью научить человека "пользоваться разумом'', обосновать "здравый смысл" как естественный, а значит-, истинный взгляд на-мир. При этом ценности античной цивилизации. ее философия остаются для писателя высшим идеалом.2

Важное значение для нашего исследования имеют сочинения английских политических деятелей "века Августа"- Темпля, Болингброка, Сомер-са. Лаконично ярко отражено просветительское мировоззрение в поэмах А. Порта (1688-1744 гг.). Его поэтическое эссе "Опыт о человеке" предсгаЕ-ляет собой ценнейшую для исследователя антологию английской просветительской мысли.3

В качестве второй группы использованных* литературных источников можно выделить политические памфлеты и периодическую литературу, которые занимали важное место в литературной традиции Англии кон. XVII-перв. полов. XVIII вв. В этот период памфлеты, другие политизированые сочинения были основным орудием политиков в борьбе за общественное мнение. Журнальные эссе мгновенно реагировали на каждое событие политической жизни Англии. Понятно, что сейчас они являются не только незаменимыми источниками по политической истории Англии того периода, -но также предоставляют богатый материал для изучения политической мысли, общественного сознания Англии эпохи Просвещения. Самое активное участие в "памфлетной войне" принимали такие известные писатели

1 Локк Д. Два трактата о государственном правлении. // Локк Д. Сочинения : в 3 т.-М., 1988. Т.З.-; Локк Д. Письмо о веротерпимости. // Локк Д. Сочинения. М., 1988. Т.З.; Локк Д. Мысли о воспитании. // Локк Д. Сочинения. Т.З.; Он же. Что ' читать и изучать юному джентельмену. II Локк Д. Сочинения. Т.З.

1 Шефтсбери Э.-Э. Эстетические опыты. М., 1975.

> Болингброк. Идея о Короле-Патриоте. // Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.; Поуп А. Опыт о критике. // Поуп А. Поэмы. М., 1988;

Он же. Виндзорский лес. II Там же.; Он же. Опыт о человеке. // Англия в памфлете. М., 1987.

как Д. Дефо и Дж. Свифт. Необыкновенной популярность пользовались журналы Стиля я Адцисона.1

Определенное значение для нашего исследования имели художественные сочинения "века Августа". Прежде всего- романы Дефо и Свифта. Значительным подспорьем , ля данного исследования стали записи из "Дневника для Стеллы" Свифта, а также- корреспонденция А. Поупа.2

Разнохарактерные сочинения просветителей позволяют воссоздать идеологию английского Просвещения во всех ее проявлениях. Большинство сочинений августианцев сильно политизированы, что необходимо учитывать при работе с ними. С другой стороны, эта черта английской литературы кон. XVII- первых десятилетий XVIII вв. является одной из определяющих черт общественного сознания англичан этого периода и очень важна для его понимания. Политизированость сочинений просветителе!! отражает особенности политической ситуации, сложившейся в Англии на рубеже XVII- XVIII вв., характеризующейся бурным процессом законотворчества. Наряду с литературными в исследовании использогались источники юридического плана, которые б' ши необходимы дл.« лучшего понимания той политической ситуации, в которой активно действовали английские просветители.-5

Данное исследование было бы невозможно без анализа сочинений античных. авторов. Античная философия предоставляет неисчерпаемый материал для изучения, но нас интересовали наиболее распространенные взгляды "древних" на политику, мораль, педагогику и прежде всего те идеи, которые были восприняты и адаптированы идеологией нового времени. Следует оговориться, что в данном исследовании не ставилась задача- определить ра какие конкретно сочинения античных философов опирались просветители и какие произведения греческих и рижских авторов не были известны европейцам XVIII века. Это могло бы стать темой отдельного исследования. Кроме того, необходимо учитывать,- что многие положения неизвестных тогда античных трактатов стали достоянием европейской культуры XVIII века через свидетельства других античных авторов, фрагменты, приведечные в их сочинениях, а также через малоизвестные арабскле интерпретации сочинений античных философов. Поэтому при работе с источниками мы прежде всего рассматривали влияние наиболее распространенных античных идей, которые для европейцев XVIII века являлись воплощением наиболее характерных черт антцчной культуры.

Так, фундаментальным значением для антично., философии обладали положения Платона и Аристотеля. Естественно, что их сочинения являлись зажнейшими источниками для нашего исследования. Неизменный интерес английских августианцев вызывали положения эпикурейской и стоической

Избранные листки из английского "Зрителя" и некоторых других периодиче-жих изданий того же рода. Кн.1-6. М., 1833-1836.; Англия в памфлете. М., 1987. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. М., 198!.; Pope A. The correspondence of A Pope / id. by G. Sherbum. Oxf., 1956. \ol.l.

Закс юдательство английской революции. 1640-1660. M.-JL, 1946; Конституции

i законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. М„ 1957.

философских школ, оформившихся в, IV веке до н. э. Эллинистическая философская литература дошла до нас почти исключительно в виде фрагментов и свидетельств более поздних авторов (Плутарх, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелии). Но основной материал представлен в книги Диогена Лаэрция, посвященной истории греческих и римских философских'школ.1

Огромной популярностью среди просветителей пользовались диалоги римского оратора, политика, философа Марка Туллия Цицерона. Анализ его политических и этических трактатов"имел огромное значение для разработки нашей темы. Роль признанных авторитетов "древности" играли в просветительской культуре представители римской поздне-стоической школы- Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий Антонин. Их сочинения стали важными источниками для данного исследования. Не меньшее значение имели и сочинения Плутарха- одного из .самых популярных античных писателей в Европе XVIII века.: Анализ источников как по идеологии английского Просвещения, так и по философской мысли античности позволяет заключить, что избранная нами тема в достаточной мере обеспечена историческим материалом.

Методологическая основа исследования. При работе с многочисленными и разнообразными литературными источниками широко применялся системный метод.' Исследование, лежащее в рамках общей проблемы взаимовлияния культур было бы невозможно без использования сравнительно-исторического метода. Кроме того, рассматривая происхождение отдельных идей ранних английских просветителей мы обращались к генетическому методу.

■ Хронологические рамки. .Данное исследование ограничено сравнительно небольшим этапом б формировании нового мировоззрения: в нем рассматривается значение античной философской мысли для этико-политкческой теории раннего английского Просвещения. Временные рамки нашего исследования ограничиваются условно 1689 -1740-ми годами. "Славная революция" 1688-1689 гг. стала своеобразным рубежом, ознаменовав утверждение основных исходных принципов организации нового Общества (новые механизмы власти и гражданские свободы). Поэтому началом века Разума и Просвещения в Ангшш можно считать 1689 год.

Заключительная временная граница данного исследования обосновывается событиями политической жизни Великобритании. В 1745 году окон-

1 Платон. Сочинения: г. 3 т.- М., 1971-1972. Т.З. 4.1-2.; Аристотель. Сочинения: в 4 т.-М., 1984. Т.4.; Диоген Лаэртекий. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

2 Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.; Сенека. Утешение к Полибию. •// Вестник Древней Истории. 1991. № 4.; Он же. О блаженной жизни.1 // Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. 4.2.: Он же. Нравственные письма к Лущилию. М., 1577.; Арриан. Беседы Эпиктета. // Вестник Древней Истории. 1975. № 2-4, 1976. № 1-2.; Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985.; Плутарх. Нравственные и философские сочинения. СПб., 1789.; Плутарх. "Моралии". // Вестник Древней Истории. 1976. № 3. -1781. № I.; Плутарх. Сочинения. М., 1983.

чилась полной неудачей последняя попытка реставрации Стюартов, предпринятая английскими якобитами. С тех пор угрозы в адрес достижений "славной революции" со стороны "Претендента" больше не пугали британцев. Сложившаяся политическая ситуация, казалось, несла обществу порядок и Покой. Начинается новый этап в политической истории Великобритании. Кроме того, в сороковых годах завершается жизнь и творческая деятельность последних ярких представителей раннего английского Просвещения- Поупа и Болингброка.

Практическая значимость диссертации состоит в углублении знаний о сущности просветительской идеологии, генезисе английского Просвещения. Собранный в работе материал и некоторые положения диссертации могут быть использованы как исследователями культуры нового времени, так и ■ философами, социологами при разработке различных тем, а также в учебном процессе в рамках общих и специальных курсов.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Принцип деления материала по лавам- проблемный. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

II СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обоснованы актуальность темы, ее научная значимость и новизна, сформулированы цель л задачи работы, определена ее методологическая основа, дана характеристика источниковой базы д использованной литературы.

Первая глава под названием "Идеи государства и общества в английском Просвещении" состоит из двух параграфов. В данной главе параллельно решаются две задачи. Прежде всего, в соответствии с заявленной темой диссертации здесь рассматривается значение античной философии для политических теории раннего английского Просвещслня. Но это исследование проводится на фоне общего анализа политической мысли ав-гусгианцев.

В первом параграфе ("Ранние Просветители и формирование английского парламентаризма") выявляются античные корни ряда основных политических концепций августианцев. Но для того, чтобы осознать отношение просветителей к античным авторам, необходимо выявить что именно заставило их обратиться к мудрости "древних", какие задачи ставили они перед собой.

Политическая тематика занимала значительное место в сочинения просветителей. При этом особенностью политической- мысли августианцев была тесная связь с политической практикой, ее актуальность. Важность политических проблем предопределялась тон исторической ситуацией, которую переживало английское общество в кон. XVII- перв. полов. XVIII вв. - Развитие государственности, складывание нового гражданского общества, формирование новых политических институтов ставило на повестку дня множество политических вопросов.

Ту роль, которую сыграли просветители в формировании английского парламентаризма невозможно переоценить. Их.сочинения оказывали

огромное воздействие на фогм:грозание общественного мнения, которое с этих пор становится важным фактором политической жизни. Своими публикациями просветители непосредственно участвовали в законотворческом процессе, глазной тенденцией которого было смещение центра власти в сторону законодательного органа. Писатели и политики- просветители боролись за установление финансовой зависимости короны от парламента. Крайне злободневны бь;лк вопросы о реформировании судебной системы, о парламентской коррупции.

Важнейшей задачей просветителей было теоретическое оформлс. ше новой государственной теория, идеологии, наконец- внедрение в умы сограждан нового политического сознания. Для этого было необходимо обратиться к опыту предшествующих культур в поисках авторитетов, исторических сравнений и аналогий. Средневековая культура была почти бесплодна в плане развитие государственной теории. Средневековый мир ассоциировался у августианцев с такими понятиями как невежество, суеверие, беззаконие. Зато определенные черты сходства просветители находили в подходах, которые были свойственны античным мыслителям. В условиях гражданских обществ античности была рождена общественно- политическая теория, которая оказалась близка августианцам.

Античная мысль,' антич. ая кслориг пользовались неизменным вниманием со стороны просветителей. Лежащие в основе просветительской политической тес, пи концепции "общественного договора", "разделения властей", "смешанной формы правденк„", утверждение о главенствующей-роди законодательной власти своими идейными корнями уходят б философию античности. Положение об условном, договорном происхождении государства и законов было разработано греческими софистами (первая половина V в. до н.э.). Эта идея, развитая Джоном Локком легла в основу политической мысли Просвещения. Локковская интерпретация "договорной теории" позволяла сделать вывод о равенстве и независимости всех людей по природе, ставила государственную власть в положение "делопроизводителей" народа и обосновывала ограничение королевской прерогативы.

Рассуждая об оптимальности "смешанной формы правления", установившейся по их мнению в.Англии после 1658 года, августианиы использовали для подтверждения и развития своих взглядов примеры из политической истории дрег-?его Рима,- положения политической философии Аристотеля и Цицерона. Разработанный Аристотелем принцип "разделения властей" стал неотъемлемой частью государственной теории нового времени. Утверждение о необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную занимает важное место в государствен ой концепции Локка, обосновывается в сочинениях Свифта и Боликгброка.

Г лавным выводом политических концепций августианцев было положение о необхода: :эсти расширения полномочий парламента за счет ограничения королевской прерогативы. Тем самым просветители обосно-

вывали ту политическую борьбу за ограничение власти Короны', которая велась в Англии в конце XVII- XVIII вв. _.

Во втором параграфе, озаглавленном как "Отражение межпартийной борьбы в творчестве августианцев", еще более ярко прослеживается связь просветительской теории с политическими реалиями английского государства кониа XVII- первых десятилетий XVIII веков. Английский парламентаризм складывался в атмосфере политических баталий между партиями тори и вигов. Особо ожесточенные споры разгорелись в английском обществе по внешнеполитической проблеме антифранцузских войн, по вопросу о палатшщах, по проблеме у'совершенствования избирательной системы и вопросу об оп ;нмалыюм сроке полномочий парламента.

Партийное деление, которое лежало в основе этих дискуссий раскололо на два лагеря и просветителей. Их выбор, как правило, был обусловлен собственной близостью кругу "денежных" или "земельных" интересов. Так, вигская ориентация прослеживается в сочинениях Дефо, Адцисона, Стиля, Галифакса, тогда как торийски; симпа.ии были свойственны Свифту, Бо-лингброку, Поупу и Арбетноту. Умеренность и практицизм английских просветителей ярко проявляется в их религиозных взглядах, в рассуждениях о свободе совести.

В сочинениях августианцев, посвященных конкретным злободневным вопросам британской политики, которые по большей части и рассматриваются в данном параграфе, греческие, а еще в большей степени,- римские политические деятеля, римская политическая история привлекались в качестве исторических аналогий, служащих образцом, а иногда- и предупреждением для читателей. Необходимо отметить, что подход августианцев как к античной философии, так и к античной истории не отличался стремлением к объективной их оценке. Античные идеи воспринимались просветительской культурой в повой интерпретации, а греческая и римская история часто модернизировалась августианцамн, чтобы служить убедительным подтверждением их взглядов.,

Во второй главе диссертации рассматривается роль античных мотивов в формировании этической мысли раннего английского Просвещения. Центральная для просветительской мысли идея Свободы в сфере этики воплотилась в вполне конкретную свободу от церкви и ее догматизма. В противовес средневековой христианской морали авгусгианцы развивали теорию "естественной нравственности". Главным критерием истинности моральных норм становится их разумность. С другой сторон*.!- в условиях бурного процесса освобождения человека в политическом, интеллектуальном, нравственном плане- августианцы стремились не допустить перерастания этого раскрепощения в анархию, в сфере этики- «уберечь эгоизм от саморазрушения, обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе»1.

Суть английской просветительской этики- в рационализации жизненных и деловых отношений между людьми, соответствующей новым политическим и экономическим условиям. Этика просветителей должна была заново обосновать мораль. Человек нового времени уже приучился не ве-

'История Европы: в 8т.-М., 1994. Т.4. С.306.

рить, а понимать, постигать разумом предлагаемые ему' "истины". И рациональная философия античности помогала просветителям давать разумные объяснения основным вопросам человеческого бытия: о происхождении морали, о природе человека, об отношении человека к обществу, об истинном и мнимом благе, о счастье.

Для обоснования своей этической системы просветители нередко обращались к римской .натурфилософ™, к разработанному ею понятию "единой Природы", элементом которой является и сам человек и законом которой он должен подчиняться как своим собственным. Эта картина л.л-роздания воплотилась в просветительской идеологии в образе "Великой цепи бытия". Полагая, что моральные нормы заложены в вечных и неизменных законах природы, Шефтсбери, Поуп, Аддисон и многие другие просветители делают вывод о существовании неизменных, вечных моральных правил, об абсолют лосги понятий добра и зла. Также очень близка была просветителям, убежденным, что правильно понятые личное и общественное блага совпадают та общественная, гражданственная система этики, которая была представлена Цицероном в его трактате "Об ооязанно-стях".

Аффективная теория августианцев также во многом базировалась на положениях античной филосс ^ии. Прос '.етители отвергают стоическое утверждение порочной природы страстей, так хорошо вписавшегося в христианскую эти..у и особенно- в мораль пуританизма. Они развивают аристотелевскую концепцию страстей, настаивая н' необходимости гармоничного их соотношения. Вообще, античная эстетика с ее понятиями Гармонии, Меры, "Золотой середины", оказала значительное влияние на просветительскую идеологию.

Очень актуален для августианцев был вопрос об энтузиазме. В Англии XVII- первой половины Х\'Щ веков в ходе политической борьба осо-беинЬ часто использовались религиозные противоречия в обществе. Против этой практики боролись своими сочинениями просветители, раскрывая суть религиозного энтузиазма. Развивая свое учение об истинном, и ложном энтузиазме, Шефтсбери прямо ссылается на авторитет Платона и разрабатывает его положения.

В этической мысли Просвещения прослеживается влияние двух противоположных философских традиций, берущих свое начало в античной культуре. С одной стороны- это философия Сократа, Платона и наследующих им школ (академики, перипатетики, стоики), с другой- философия, заложенная софистами и развитая киренаиками и эпикурейцами. В русле второй традиции развивает свои взгляды на природу человека и общества Б. Мандевиль, а частично- и Свифт. В основе аффективной природы человека, по их мне оо, лежат исключительно эгоистические устремления, а их ограничение является главнейшей функцией государственного и церковного институтов.

Развивая государственный дух этики Цицерона, Марка Аврелия и других античных философов, августианцы ориентировали свошьсочзаждая

15

г »

на активную общественную деятельность, доказывали, что челйвек может достигнуть своего счастья лишь в обществе, работая на его благо.

Вопросы этики и политики занимали центральное место в идеологии ранних английских просветителей. Более того, эти две сферы оказывались настолько взаимосвязашш, что порой являли собой разные грани единой политической концепции. Рассмотрению именно такой концепции и того влияния, которое на нее оказала античная философия посвящена третья глава диссертации "Античная традиция в просветительском образе идеального правителя".

Первый параграф "Роль этических идей в политической мысли ав-густианцев" начинается с краткого обзора тех метаморфоз, которые претерпевал взгляд на путь совершенствования общества и на роль воспитания • и образования в этом процессе в новом шгровоззрении, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая английским "веком Разума". На фоне этого экскурса ярко выявляется умеренность и практицизм английских просветителей. Августианцы считали нравственнее воспитание необходимым элементом процесса совершенствования человеческого общества, но полагали, что этот элемент может действовать лишь во взаимосвязи с разумным политическим устройством, наилучшим образом организующим общество. Неразрывно связывая "силу и славу'!, государства с нравственным здоровьем граждан, большинство августианцев приходило к выводу о том, что важнейшей задачей правящих является исправление нравов общества, контроль за его этическим сознанием, для чего государственные деятели сами должны в достаточной мере обладать этическими достоинствами. Подобные ' рассуждения наиболее полное развитие получили в "Идее о Короле-Патриоте" Болингброка и в сочзтениях Александра Поупа.

Богатейший материал для развития теории об идея льном правителе августианцы почерпнули из античного идейного наследия. Представления античных философов о неразрывной связи между нравственным здоровьем общества и политической ситуацией органично вплелись в новое просветительское мировоззрение. Эта интеграция как в античной, так и в августиан-сксй идеологии проходит через понятие "справедливости", которое несет как этическую, так и общественно-политическую смысловую нагрузку. Это понятие составляет важный элемент образа "идеального правителя" и включает в себя такие принципы хорошего правления как'стремление к общему благу, воздаяние каждому по заслугам, примирение сталкивающихся частных шггересов в обществе и соблюдение закона.

В образе просвещенного монарха идеология нового времени использовала идею Платона о правителе - философе. Но в отличие от греческого философа августианцы не довольствуются этическим критерием. В их предоставлении просвещенный правитель выступает элементом той конституционной системы, которая оформляется в Англии с конца XVII века. В этико-политической концепции августнашхев просвещенный правитель лишь дополняет собой систему разделения властей, но никак не стоит над ней. Как и все элементы социально- политического механизма, он действует в рамках закона. Этим положением августианцы продолжают теоретическую ли-

нию Сократа, Аристотеля, Цицерона и Марка Аврелия, которые отвергали платонсво требование неограниченной власти для правителя - философа.

Утилитаризм новой идеологии ярко проявился в рассуждениях Бо-лингброка и Свифта о методах, которыми хороший правитель должен пользоваться, желая оздоровить 1гравы в государстве. Августианцы предлагают использовать эгоистические наклонности человека, делая этический образ жизни полезным, выгодным для него.

Во втором параграфе рассматривается теория нравственного воспитания как часть политической мысли английских просветителей. Просветители видели на пути распространения знаний и высоких нравственных принципов среди граждан решение многих задач совершенствования общества. Главный способ оздоровления морального сознания английских, граждан августианцы видели в пэзьтшении нравственного и образовательного уровня людей, управляющих государствам, исходя из того, что правильно воспитанные государственные деятели смогут не только реформировать крапы общества, но и обеспечить общее благополучие страны.

Взгляд на педагогику как неотъемлемую часть политическс'! теории был характерен и для антично!! культуры. Несомненно, что это сходство представлений о воспитании заставило авгу стланцев обратить внимание на античную педагогическую' мы аь и некап- в ней материал для подтверждения и развития своих положений. Ссылаясь на авторитет древних авторов, английские прос? гители рассуждали о методах в ->епиташш, о содержании воспитатеяыш-обра>овательного процесса. Прос?егители принимают исполненные гуманизма. рассудсдсния античных философов о силе личного прпмерд з процессе воспитания, о вреде телесного наказания, о сслалоквмн (откровенном разговоре с самим собой. осмыслении самого себя), ставят вслед за античными авторами моральное воспитание ребенка по своему значению выше, чем его об^атесапие. При эго« агг'-стаанцы отвергали государственную систему Боепитания, предлагаемую античными философами, не отсечгящую индивидуалистическому характеру буржуазного об-щеетва. Чрсдо 1"; было и положение саратовской и платоновской педагогики о природой способностях как решающ».! факторе при формировали личности.

Несомненное ьд^гдлге на -зосплтательнуго теорию Ло:;т;а оказали взгляды Плутарха. Образ мыслей греческого писателя был уже свободен от той всепоглощающей идгн государственности. которая имеет место в фило-софш£ Платона. Космополитизм к шшизиауалтм, ярко проявгвккигся п воззрениях р;шсхих стояков и вохаедшк через их учение в мировоззрение жителей Ойкумены эпохи- Римской империи отразился в педагогических взглядах Плутарха. Писатель выделяет воспитание и обучение как решающий фактор гг и формировании личности. Подобные приоритеты оказались близки новоевропейскому миросозерцанию и были закреплены в педагогической теории Лохка.

В заключении диссертации подведены основные итоги исследования.

Проевепггели, унаследовавшие от гуманистов пиетет перед античной культурой, уже не рассматривали философию "древних" как высшую муд-

росгь. Они рассматривали свое время как более "рациональное" '(разумное) нежели античность. Тем не менее, августианцы несомненно ощущали себя продолжателями той культурной традиции! которая берет начало в античной философии и которая была прервана в период средневековья. Просветители обращались к античной культуре вполне сознательно. Разноплановая, совмещающая в себе всевозможные идейные течения античная философия позволяла августианцам находить в ней то, что отвечало их новому мировосприятию, помогало оформить его в концепции и теории. То, какие положения античных мыслителей были привлечены просветителями и то как, в какой интерпретации они были привлечены, во многом раскрывает суть самой просветительской идеологии. Итак, Говоря о влиянии античной философии, мы имеем в виду отбор и адаптащпо, которым подвергались многие идеи "древних" в новой идеологии.

Апробация темы. Диссертация обсуждалась и получила рекомендацию к защите от кафедры истории нового и новейшего времени Саратовского государственного университета. Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Орлова В. В. Античная традиция в "Идее о Короле-Патриоте" Бо-лингброка и рассуждениях о Просвещенном монархе Александра Поупа. Саратов, 1996.-10 с. Рукопось представлена Саратовским государственным университетом. Деп. в ИНИОН АН РФ. 10.10.96, № 51961.

2. Орлова В. В. Концепция "идеального правителя" в политической мысли раннего английского Просвещения (кон. XVII- перв. полов. XVIII вв.) // Научно - теорепгческое обеспечение профессиональной подготовки студентов педвуза. Саратов, 1997. Вып. 9. -1 с.

3. Орлова В. В. Значение идей античной философии для этики Шефтсбери и Поупа. // Новая и новейшая история. Саратов, 1997. Вып. 16,12 с.

4. Орлова В. В. Влияние политической конъюнктуры на отношение ранних английских просветителей к войне. // Духовная сфера деятельности человека. Вып.2. Саратов, 1997.-6 с.

■—