автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социальная детерминация античной культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ревенко, Илья Алексеевич
Введение
Актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Теоретико-методологические основы исследования.
Положения, выносимые на защиту:.
Научная новизна исследования такова:.
Апробация работы.
Структура работы.
Глава 1. Основные черты античной культуры
1.1. Концепция античности О.Шпенглера.
1.2. Концепция античности А.Ф.Лосева.
1.3. Полисный характер античной культуры (Концепции Ф.Х.Кессиди, Г. В.Драча).
1.4. Концепция античности М. К. Петрова.
Глава 2. Греческий полис как культурно-исторический феномен
2.1. Осмысление места и роли античного полиса в историческом процессе.
2.2. Зарождение и расцвет античного полиса.
2.3. Гоажданские отношения в полисе.
Глава 3. Античный полис как формообразующий фактор античной культуры
3.1. Философия и искусство в античном полисе.
3.2. Созерцательный характер как социальная детерминанта античной культуры.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Ревенко, Илья Алексеевич
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования гуманитарного и рационального дискурса античности для преодоления восточных цивилизационных стереотипов в современном российском обществе. Встает задача осознания необходимости поиска цивилизационных «корней» русской культуры в лоне античности и использование античной модели гражданского общества для ассимиляции России в сфере западного гуманитарного дискурса.
Речь идет о преодолении стереотипа существования двух основных детерминант античной культуры - классического рабовладения и полисной структуры античного общества и утверждения в роли равноправной третьей составляющей -правового гражданского общества. Такое понимание античного гуманитарного дискурса приводит к расширению модели мировосприятия античного грека и корректировке философско-исторической традиции.
Автор считает, что культурный мир античности необходимо исследовать через призму сопоставления развития самосознания члена античного гражданского коллектива и ключевых особенностей античного философского дискурса. Это дает возможность четко представить сумму критериев, позволяющих определить социальные детерминации античной культуры. При этом фиксируется связь пассивной и безличной созерцательности, характерной для античной философии с культурным и мировоззренческим феноменом восприятия античным человеком рабства как имманентного для всего материального мира принципа.
Этически обусловленная направленность действий суверенного и свободного члена полисного гражданского коллектива на достижение общественно значимых целей составляет «вечный двигатель» «греческого чуда». Актуальной в настоящее время является необходимость изменения поведенческой модели членов современного общества с использованием таких достижений античной культуры как пайдея и пронизывающая всё общество гражданско-правовая традиция, что позволит преодолеть сложившуюся в гуманитарной сфере ситуацию крушения этических канонов.
Актуальность данной работы состоит в выделении функции гражданского коллектива как основы построения социально структурированного гражданского общества с горизонтальными связями на базе современного аморфного российского общества, которое организует не внутренняя структура, а внешняя жесткая «вертикаль власти» и бюрократическая система управления, не имеющие «обратной связи» с гражданами.
Степень научной разработанности проблемы
Исследования античной культуры имеют многовековую традицию. Первую попытку создания общей концепции античности предпринял итальянский мыслитель эпохи
Возрождения Джамбатиста Вико в своей работе «Основания новой науки об общей природе науки» (1725).
Новоевропейская культурная традиция эпохи Возрождения искала в античности оправдание своей критики средневекового аскетизма, здесь преобладают практически-секуляризационные тенденции. В основе второй просветительской модификации античности лежит платонизм, который трансформировался в новых условиях во французский рационализм, а также любование художественными формами античности без их глубокого осмысления.
Первая более или менее стройная концепция античности, глубоко затрагивающая её существенные стороны, принадлежит И.И.Винкельману. Важной чертой его концепции является ощущение благородной простоты и спокойного величия мироощущения античных греков, когда красота, возвышенная душа и мудрость совпадают в одном творческом акте. Концепция Винкельмана на долгое время предопределила дальнейшие попытки трактовать античность как единое целое, она не раз изменялась и дополнялась, но само зерно её осталось непререкаемым.
Развитием концепции Винкельмана явилась концепция Шиллера, который сопоставляет античное и новое искусство, вводя категории «наивного» и «чувствительного». Шиллер видит в основе понятия античности два логических принципа «природа» и «идея». Античность, по Шиллеру, - это природа, данная как идея, и идея, данная как природа. Описательная картина античности у Винкельмана становится у Шиллера логически расчлененной идеей.
Дальнейшую диалектическую проясненность этого понятия мы находим в «Философии искусства» Шеллинга. Сущность античного язычества заключается, по Шеллингу, в осуществлении символа как тождества идеального и реального реальными средствами, и символом бесконечного является конечное в противоположность христианству, где это происходит идеальными средствами, и конечное - только аллегория бесконечного. «Наивное» у Шиллера трансформируется у Шеллинга в «возвышенное». Шиллеровские определения превращаются в категории, с необходимостью вытекающие друг из друга и синтезируемые в определенную систему.
Конструктивно-логические категории Шеллинга легли в основу гегелевского учения об античности как о «классической художественной форме».
Подъем развития немецкой исторической науки об античности после Винкельмана привел к опубликованию большого количества трудов, однако вследствие субъективизма и односторонности изложения и большого количества исторических неточностей они не могут быть использованы на современном этапе. Французские работы этого периода носят характер систематических умозрительных обзоров, яркий пример которых - работа Фюстеля де Куланжа «Древняя гражданская община».
Английская школа в основном опиралась на работы немецких исследователей, привнося свойственное английской школе парламентаризма понимание роли демократических учреждений. Наиболее яркий пример здесь «История Греции» Дж.Грота, в которой автор впервые прибегает к методической обработке источников.
Существенное значение имеют работы немецких авторов конца XIX - начала XX вв., рассматривающие греческую историю с точки зрения всемирно-исторической (Г.Ф.Герцберг, JI.Ранке, Э.Мейер, И.Велох, Г.Бузольт).
Особое место среди них занимает «История греческой культуры» Я.Буркхардта, которую отличает реакция против прежней идеализации и приукрашивания, против политической (Дж.Грот) и гуманистической романтики классицизма. Конечно, созданная им мрачная пессимистическая картина полиса не научна. Он уделяет недостаточное внимание таким достижениям античной Греции как основание гражданского правового государства, введение понятия политической свободы, развитие самодовлеющей свободной личности и побуждение этой личности к духовному творчеству. Однако при этом Я.Буркхардт предпринимает попытку объяснить политическую историю Греции с точки зрения исторической психологии, представив полис как «совершенно своеобразный продукт всемирной истории». Недостатком труда Я.Буркхардта является изображение греков как существ политических и недооценка экономической и социальной сторон античного бытия.
Большое влияние концепция Я.Буркхардта оказала на Ф.Ницше, который в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки» определил два основных начала, характеризующих эллинский дух, - аполлинизм и дионисизм. В концепции Ф.Ницше отразилось постклассическое учение А.Шопенгауэра о мировой воле. Ф.Ницше оживил умозрительные построения немецкой позитивной филологии, придав своей концепции античности романтический характер новизны и яркости. Корни её лежат не в немецкой философии XIX в., а в учении неоплатоника V в. до н.э. Прокла. Аполлон Ницше - бог прекрасной иллюзорности, всех сил, творящих образами, возвещатель будущего. Аполлинизм - это чувство меры, соразмерности, самоограничение, свобода от диких порывов. Религия дионисизма - сомнение в аполоническом созерцании, чувство хтонического ужаса, прорывающегося сквозь прекрасную оболочку. Дионисизм разрушает хрупкую оболочку человеческой индивидуальности, он означает исступленный восторг самозабвения, слияние человека с человеком и с природой. Греческий дух - борьба и соединение этих двух стихий. Гомер - победа аполлонийского начала, Архилох, страстный служитель муз, певец дионисийской стихии. Наивысший синтез аполлонического и дионисийского начал Ницше видит в аттической трагедии, где оргийное безумие сливается с аполлонической стройностью. С позиций философского позитивизма и сенсуализма концепция Ницше представляется фантастической. Однако концепция Ницше вмещает в себе логические конструкции Шиллера, Шеллинга и Гегеля, преломленные через призму философии Шопенгауэра.
Попытку наполнить концепцию античности телесным содержанием мы встречаем в работе О.Шпенглера «Закат Европы». Концепция О.Шпенглера построена на выявлении фундаментальных различий в мышлении и мировосприятии античного (аполлоновского) человека и западного (фаустовского). Принципиальный, всеобъемлющий соматизм прослеживается Шпенглером во всех проявлениях античного мышления и античного чувства формы.
Концепция А.Ф.Лосева показывает пластичность мироощущения античного грека, воспринимающего и мыслящего весь окружающий мир, богов и всеобъемлющий космос эстетически. А.Ф.Лосев разделяет отождествление античности с прекрасной, но застывшей мраморной статуей.
Настоящая работа посвящена вопросу социальной основы «греческого чуда» и поэтому наибольший интерес представляет для нас полисный характер античной культуры в концепции Ф.Х.Кессиди и роли личностного начала в развитии античной культуры в концепции Г.В.Драча.
Важной представляется концепция М.К.Петрова, рассматривающего античность как отклонение от нормы. Технологическая матрица античности в целом не отличалась от технологических матриц других древних цивилизаций, отличие Петров усматривает в личном распределении опасности в Эгейском регионе, вызвавшем к жизни фигуру земледельца-воина-пирата, который в процессе развития полисной культуры трансформируется в земледельца-воина-гражданина .
Вопросы генезиса раннегреческого полиса изучены по работам отечественных и зарубежных историков Ю.В.Андреева, Т.В.Блаватской, В.Д.Блаватского,
A.И.Зайцева, К.М.Колобовой, Г.А.Кошеленко, Э.Д.Фролова,
B.П.Яйленко, М.Берента, М.Финли, А.Джонса, М.Хаммонда, Ч.Старр, Ф.Шахермейера, A.M.Снодграсса и др.
Социально-экономическая история древней Греции рассмотрена в работах JI .М.Глускиной, Е.М.Штаермана,
A.Гарсия-и-Белидо, М.Финли. Рабовладение как социальная и экономическая основа античной культуры отражено в трудах Т.В.Блаватской, А.Валлона, А.И.Доватура, К.М.Колобовой,
B.И.Кузищина, Я.А.Ленцмана, И.А.Шишовой, М.Финли, Дж.Фогта.
Вопросы культуры и искусства в античной Греции отражены как в источниках, так и в работах Г.В.Драча, Ф.Ф.Зелинского, Г.С.Кнабе, К.Куманецкого, А.Ф.Лосева, М.К.Петрова, Г.И.Соколова, Н.А.Чистяковой, Е.М.Штаермана, Дж.Р.Грина, Р.Рема, К.М.Робертсона и др.
Религия античных греков освещена в трудах Ф.Ф.Зелинского, Ф.Х.Кессиди, В.Беркета.
Возникновение и трансформация понятия «гражданин» и «гражданские добродетели» отражены в работах Г.В.Драча, С.Л.Утченко, в которых авторы прослеживают связь этих понятий с полисной структурой.
Основу исследования связи основных этапов развития античной философской мысли с социально-экономическим развитием античного полиса и формой его политического устройства составили как источники, так и работы В.Ф.Асмуса, А.С.Богомолова, Ж.-П.Вернана, П.П.Гайденко, Д.В.Джохадзе, Г.В.Драча, Ф.Х.Кессиди, С.П.Лебедева, А.Ф.Лосева, М.К.Мамардашвили, М.К.Петрова, Б.Рассела, К.А.Сергеева, А.Н.Чанышева и др.
Место античной Греции во всемирно-историческом процессе по-разному определяется в теориях локальных культур и цивилизаций Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, в концепции «осевого времени» К.Ясперса и концепции этногенеза Л.Н.Гумилева.
Анализ литературы по теме диссертационной работы показывает необходимость рассмотрения полисного гражданского общества как одной из определяющих доминант античной культуры, исследования роли гражданского коллектива в развитии полисной культуры. Восстановление социокультурного контекста античного полиса и поиск социальных детерминант античной культуры выполнены на основе первоисточников и дополняется анализом существующих концепций античности и трудов, посвященных генезису античного полиса.
Цель и задачи диссертационного исследования
Целью настоящей работы является рассмотрение и выявление основных факторов, вызвавших невиданный культурный прорыв в Греции VI-V вв. до н.э. Цель данной работы достигается путем решения следующих исследовательских задач:
- представить основные философско-культурологические концепции античной культуры;
- показать полисное гражданское общество, являющееся саморазвивающейся и саморегулирующейся системой как социальную основу античной культуры;
- выявить природу гражданских отношений в античном полисе, детерминирующих развитие личности гражданина полиса, его личной инициативы и придающих устойчивость полисной структуре, в той или иной форме существовавшей около тысячи лет;
- выявить регулятивную функцию положительной обратной связи между гражданином и системой управления полисом;
- обосновать определяющее значение полисной структуры и гражданских отношений в античном полисе в процессе перехода от мифологического сознания к рациональному мышлению;
- показать ступени развития античной философии как отражение бытия человека в условиях полисного общества;
- выявить связь созерцательного характера античного мышления с рабовладельческой формацией.
Теоретико-методологические основы исследования определяются отмеченными задачами. Они включают в себя как традиционные способы диалектического анализа, так и специфические методы культурологии, в частности, текстуальный и контекстуальный анализ. Отправным пунктом, имеющим методологическое значение, для автора выступает современное состояние исследуемой им проблемы, суть которой сводится к следующему: В рамках всех ведущих концепций современного европейского рационализма (О.Шпенглер, А.Ф.Лосев и др.) прослеживается односторонность определения социальных детерминаций античной культуры (рабовладение, полисная система, античное право и способы его применения, гражданское общество, замена религиозно-мифологического мышления рационально-философской парадигмой). Автор предлагает преодолеть эту односторонность с помощью введения методологической схемы, определяющей развитие античной философской мысли в её взаимосвязи с развитием гражданских отношений в античном полисе. Это позволит поставить сферу гражданских отношений на новый уровень, на то место, которое должно им принадлежать.
В основу методологического исследования положена реконструкция мировоззрения античного грека в его взаимосвязи с развитием полисной структуры. Автор сознательно акцентирует внимание на взаимоотношениях гражданина и гражданского коллектива в античном полисе. В данном контексте оформляется взаимосвязь античной правовой парадигмы и полисного гражданского общества, которое рассмотрено на примерах кодификации законов Ликурга и Солона.
Особое внимание уделяется автором гражданским отношениям в классическом полисе в период его расцвета, что позволяет обнаружить и проанализировать характерную для античного мира взаимосвязь мировосприятия, мироощущения и построения рациональной модели мироустройства, вскрыть особенности механизма обратной связи между гражданином и гражданским коллективом античного полиса, выявить основные поведенческие модели личности, проанализировать основные социальные детерминанты «греческого чуда».
Теоретическую базу диссертации составили первоисточники в области исследования античной культуры, а также работы известных мыслителей-антиковедов, историков, философов и культурологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проведенный анализ существующих концепций античной культуры показал, что в качестве социальной детерминанты античной культуры принято выделять классическую форму рабства, которая служит социально-экономической базой античной культуры. Автор отмечает несводимость её базиса только к рабовладельческим отношениям без учета развития общественной жизни и гражданских отношений в полисе.
В связи с этим необходимо, опираясь на рассмотренные в данной работе концепции античной культуры перейти к реконструкции и исследованию полисного устройства античного общества как непротиворечивого единства политической организации и правового гражданского общества.
Перспективными исследованиями, в которых выявляется детерминирующий слой античной культуры, являются исследования, посвященные генезису античного полиса и его роли в историческом процессе. Необходимо акцентировать внимание на взаимоотношениях гражданина и гражданского коллектива в античном полисе как одном из основных факторов развития правового гражданского общества и полисной демократии.
Исследование природы гражданских отношений в античном полисе следует проводить с учетом форм собственности, политического устройства полиса, способов законодательного оформления социально-экономического устройства полисного организма и поведенческой модели полисной личности.
Основные цивилизационные характеристики античной культуры рассмотрены в их взаимосвязи с социально-экономическим развитием полиса.
7. Исследован переход «от мифа к логосу», от мифологического, родового сознания к рациональному мышлению гражданина полиса, от традиции - к пайдее, то есть культурному воспитанию, образованию, просвещению, когда место отца занимает учитель - софист, и возникновение и развитие античной философии как отражение этого перехода.
8. Анализ античного философского дискурса на основе изучения процесса самоидентификации личности от гомеровского героя до гражданина полиса в период его расцвета отражает переход от мифологического мышления к рациональному и возврат к мифологическому мышлению на новом уровне в период кризиса полисной системы.
9. Созерцательность античной культуры базируется на наиболее глубоком слое античного мироустройства - классической форме рабства, представляющей собой стойкий культурный стереотип. Видимая целостность полисной структуры испытывает по мере развития рабовладения всё большее внутреннее напряжение, в итоге приводящее к кризису полиса как структурной единицы античного общества и изменению его социокультурной роли в эллинистическую эпоху.
Научная новизна исследования такова:
- показано и рассмотрено полисное гражданское общество как социальная детерминанта античной культуры;
- исследован феномен гражданского коллектива как одного из основных факторов развития полисной культуры;
- выявлена природа гражданских отношений в античном полисе в соответствии с основными чертами античной культуры;
- выявлена регулятивная функция положительной обратной связи между гражданами полиса и полисной системой;
- показано отражение бытия человека через призму античной философии в условиях полисного общества.
Апробация работы
Автор докладывал итоги работы на научно-практической конференции в Ростовском Государственном Строительном Университете.
Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре гуманитарного факультета (на кафедре философии) в Донском Государственном Техническом Университете.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы, включающего 200 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная детерминация античной культуры"
Заключение
Данная диссертационная работа представляет собой попытку рассмотрения основных социальных детерминаций античной культуры с учетом их взаимосвязи. Этот подход позволяет описать механизмы взаимного влияния таких сторон античного общественного устройства как классическая форма рабства, полисная политическая структура, двуединая форма собственности и правовое гражданское общество.
В работе представлены следующие философско-культурологические концепции античной культуры:
- концепция О.Шпенглера, в которой в качестве прасимвола античной культуры рассматривается отдельно стоящее, прекрасное человеческое тело -сома, а телесность лежит в основе всего мировосприятия античного грека;
- концепция А.Ф.Лосева, показывающая эстетический характер античного мировосприятия, в основе которого лежит пластика;
- концепция Ф.Х.Кессиди о полисном характере античной культуры, рассматривающая закономерности перехода от мифологического мышления к рациональному;
- концепция Г.В.Драча, в которой показана роль личностного фактора в переходе от гомеровского героя к гражданину полиса, сопровождающимся изменением телеологической ориентации;
- концепция М.К.Петрова, рассматривающая античность как «отклонение от нормы», а развитие античной социокультурной парадигмы как переход от промежуточного продукта синтеза земледелец-воин-пират к устойчивой форме земледелец-воин-гражданин;
- показан генезис античного полиса и его развитие в качестве саморазвивающейся и саморегулирующейся системы, представляющей собой социальную основу античной культуры;
- рассмотрена природа гражданских отношений в полисе, определяющих развитие личностной ориентации гражданина полиса, как политически активного, образованного индивида, которому свойственны гражданские добродетели, патриотизм, инициатива и стремление к успеху на различных поприщах;
- выявлена регулятивная функция положительной обратной связи между гражданином и системой управления полисом;
- показана правомерность применения термина «гражданское общество» по отношению к гражданскому коллективу и социальным и политическим структурам полиса;
- обоснована взаимосвязь, развитие полисной структуры, гражданских отношений и правовой системы в полисе с процессом перехода ото мифологического сознания к рациональному мышлению;
- показаны ступени развития античной философии как отражения бытия человека в условиях полисного общества и классической формы рабства;
- определена связь созерцательности античного мышления с рабовладельческой формацией и диалектическое единство созерцательности и полисной рациональности, как основополагающих черт античной культуры.
Ключевое понятие данной диссертационной работы -полисный гражданский коллектив и самоидентификация личности в гражданском коллективе. Набор культурных универсалий, определяющих место гражданина в полисной структуре, позволяет реконструировать поведенческий стереотип личности внутри полисной структуры и определить самодовлеющую ценность полиса для своих граждан.
В данном исследовании сделана попытка проследить, каким путем из мифологического мышления, из родовых форм мировосприятия формируется рациональное миропонимание, которое обретает целостность в форме философских концепций.
Развитие античной культурной парадигмы происходило через преодоление перманентного кризиса самой полисной структуры, экономическое развитие которой подрывало основы существования сплоченного гражданского коллектива, являвшегося защитником и гарантом независимости полиса. Жизнеспособность полиса заключалась в органичном сочетании традиций и инноваций, лабильности, быстрой адаптации к изменениям. Эти же качества отличали и античных греков - граждан полисов. Многовариантность полисного политического устройства позволяет определить субъективные факторы, влияющие на выбор социально-экономической модели. Эти различные модели складываются в
198 единую картину античной цивилизации и при всех различиях формируют единый образ носителя данной культуры.
В данном исследовании предпринята попытка отразить специфику и особенности основных факторов, формирующих античную культуру, причем основное внимание уделяется гражданскому коллективу античного полиса и сформированной на его основе социально-политической структуре.
Результаты данной работы открывают возможность дальнейшего изучения роли полиса как безгосударственной структуры в построении прототипа гражданского общества, в некоторых аспектах более совершенного, чем современное, а также исследовать диалектическую взаимосвязь античной созерцательности и полисного рационализма.
Данная работа может послужить основой для спецкурса, посвященного вопросам социальной детерминации античной культуры.
Список научной литературыРевенко, Илья Алексеевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Андокид. Речи, или История святотатцев. СПб., «Алетейя», 1996.
2. Античная лирика. М., «ИХЛ», 1968.
3. Античные гимны. М., «МГУ», 1988.
4. Античные риторики. М., «МГУ», 1978.
5. Аристотель. Соч. Т. 1-4. М., «Мысль», 1975-1983.
6. Аристотель. Афинская полития. --Античная демократия в свидетельствах современников. М., «Мысль», 1997.
7. Аристофан. Комедии. Т. 1-2. М., «Гослитиздат», 1954.
8. Геродот. История в 9-ти книгах. М., «Наука», 1972.
9. Гесиод. Работы и дни. О происхождении богов. Эллинские поэты. М., «Художественная литература», 1963.
10. Гомер. Илиада. М., «Правда», 1984.
11. Гомер. Одиссея. СПб., «Кристалл», 2000.
12. Демосфен. Речи. Т. 1-3. М., «Памятники исторической мысли», 1994.
13. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., «Мысль», 1979.
14. Еврипид. Трагедии. Т. 1-2. М., «Художественная литература», 1969.
15. Исократ. Речи. Письма. БДИ, 1965, №3-4; 1966-1968, №1-4; 1969, №1-2.
16. Ксенофонт. Анабасис. М., «Мысль», 1994.
17. Ксенофонт. Греческая история. СПб., «Алетейя», 1993.
18. Ксенофонт. Киропедия. М., «Мысль», 1993.19