автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Античность в прозе Т.Л. Пикока
Полный текст автореферата диссертации по теме "Античность в прозе Т.Л. Пикока"
На правах рукописи
Чечелева Вера Николаевна АНТИЧНОСТЬ В ПРОЗЕ Т.Л.ПИКОКА
Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва-2008
003455119
Работа выполнена на кафедре всемирной литературы филологического факультета Московского педагогического государственного университета.
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор НИКОЛА Марина Ивановна
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор ЦВЕТКОВА Марина Владимировна
кандидат филологических наук, доцент БОНДАРЕНКО Марина Игоревна
Ведущая организация - Институт русского языка
им. А.С.Пушкина
Защита диссертации состоится «15» декабря 2008 года в 16.00 на заседании диссертационного совета Д 212.154.10 при Московском педагогическом государственном университете.
Адрес: 119991, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.
Автореферат разослан «ноября 2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
, ^ Кузнецова А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Античная литература общепризнанно является важнейшей частью мирового культурного наследия. Все следующие за античностью эпохи вели эстетический диалог с нею. Вместе с тем с течением времени, особенно в период Х1Х-ХХ вв., диалог этот принимал более сложный и многоаспектный характер.
В интересующий нас период в Англии XIX в. все крупные художники слова в той или иной мере, с разными целями обращались к античности: Дж.Г. Байрон, П.Б. Шелли, Д.Китс, Ли Хаит и другие. Т.Л.Пикок в этом ряду относится к числу наиболее страстных поклонников античности, эрудитов и прежде всего эллинофилов.
Из первых специальных работ о Пикоке можно выделить монографии английского исследователя А.М.Фримена (1911) и американского литературоведа К.Ван Дорена (1966), в которых преобладает биографический материал.
10-томное собрание сочинений Пикока, выпущенное Х.Ф.Л.Бретт-Смитом и К.Е.Джонсоном в 1926-1934 расширило представление о творческом диапазоне писателя - автора стихотворений, поэм, драм, литературно-критических эссе, музыкальных обзоров, романов - вызвало появление целого ряда статей и очерков о его творчестве в работах по истории и теории английского романа.
Из числа последующих работ наиболее содержательной и значительной является монография К. Доусона «Изучение творчества Т.Л.Пикока» (1970), прослеживающая творческий путь писателя от ранних поэтических произведений до последних романов и эссе.
Из работ литературоведов других стран Европы следует отметить диссертацию шведского критика Х.Челлина «Изучение «романов-бесед» Т.Л. Пикока» (1974), рассматривающего вопрос о жанровой специфике романов Пикока.
Одним из наиболее значимых зарубежных исследований более позднего периода можно назвать монографию М. МакКей (1991), рассматривающую вопросы художественного мира Пикока. Несомненным достоинством исследования является изучение эволюции художественного мастерства Пикока.
В отечественном литературоведении интерес к творчеству Пикока начался с докторской диссертации А.А.Бельского «Пути развития реализма в английском романе первой трети XIX века» (1969), где творчеству Пикока посвящена одна из глав, связывающая Пикока с литературой реалистического направления.
Дальнейшее исследование творчества Пикока продолжено в кандидатской диссертации М. Низамовой «Романы Томаса Лава Пикока» (1979). В названной работе ставился вопрос о месте Пикока в литературе Х1Хв., художественном своеобразии его романов.
Важной вехой знакомства отечественного читателя с творчеством Пикока стала публикация его романов «Аббатство кошмаров», «Усадьба Грилла» и ряда статей в авторитетном издании «Литературных памятников» (1988), которая включает глубокую статью Е.Ю. Гениевой «Сатирик Пикок, «смеющийся философ», содержащую многосторонние оценки творчества Пикока. Литературовед представила контекст творчества Т.Л.Пикока, осветила основные вехи его биографии, акцентируя внимание на уникальной образованности писателя, а также проследила процесс формирования его творческого метода, опираясь при этом на основные труды Пикока в области литературной критики.
Выделив ряд наиболее значимых, с нашей точки зрения, исследований творчества Пикока, заметим, что работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, посвященные самым разным аспектам творчества Т.Л. Пикока, не отражают в должной мере такой, на наш взгляд, важной проблемы, как восприятие писателем античности и отражение ее традиций в художественном мире Пикока. Специальное рассмотрение влияния античности позволит по-новому взглянуть на проблемы своеобразия жанра и художественного мира романов Пикока.
Актуальность работы. Тема исследования находится в русле активно разрабатываемых современным литературоведением проблем диалога с традицией. До сих пор не уделялось должного внимания одному из важнейших аспектов творчества Т.Л.Пикока, связанному с влиянием на него античного наследия. Основным критерием системного подхода к анализу художественного произведения является комплексный подход к решению литературоведческих проблем, заключающийся в необходимости рассматривать произведение в системе влияний и взаимодействий, что открывает возможности его нового прочтения. Влияние античного наследия на творчество Пикока хотя и находит отражение в ряде зарубежных научных работ (Mulvihill J., Dawson С.) на уровне постановки проблемы и констатации факта существования античных аллюзий и реминисценций, тем не менее не являлось отдельным, специальным аспектом исследования. Как правило, его анализ в указанных работах играет вспомогательную роль, в то время как специальное рассмотрение этого влияния имеет важное научное значение.
Научная новизна работы связана с многоаспектным анализом философско-эстетической концепции Т.Л.Пикока. В исследовании также
проводится системный анализ аспектов художественного освоения античности в творчестве Т.Л.Пикока, в частности, изучены традиции античных жанров в романах Т.Л.Пикока (древнеаттической комедии, симпосия, менипповой сатуры, философского диалога); прослежено отражение античности в системе персонажей Т.Л.Пикока; рассмотрена роль античных аллюзий в романах Т.Л.Пикока; проанализированы поэтика цитирования античных текстов и конструирование эпиграфов в романах. Оценивается значение рецепции античности в творческой эволюции писателя.
В качестве объекта анализа и материала исследования были использованы литературно-критические эссе Т.Л.Пикока, в частности, особое внимание уделено эссе «Четыре века поэзии» (1820), а также романам писателя, в которых наиболее ярко и наглядно отразились античные традиции названных аспектов («Хэдлонг Холл» (1815), «Аббатство кошмаров» (1818) и «Усадьба Грилла» (1861). Материал исследования потребовал привлечения ряда источников античной литературы (в частности, произведений Гомера, Платона, Аристофана, Еврипида, Эсхила, Вергилия, Геродота, Гесиода, Горация, Овидия, Плутарха, Цицерона), а также текстов эпохи Просвещения (трактат Вико «О принципах новой науки») и романтизма (произведения Шелли, Колриджа, Вордсворта и других романтиков).
Цель исследования - изучение рецепции античности в эстетике и художественном творчестве Т.Л.Пикока, ее отражение в своеобразии художественного мира писателя.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему рецепции античности, нашедшую отражение в философско-эстетической концепции Т.Л.Пикока.
2. Представить характер освоения традиции ряда античных жанров в романах Т.Л.Пикока.
3. Определить особенности функционирования античного наследия в системе персонажей Т.Л.Пикока.
4. Выявить роль античных аллюзий в романах Т.Л.Пикока.
5. Определить новаторство Т.Л.Пикока в поэтике цитирования античных текстов и системе эпиграфов.
6. Проанализировать роль авторского комментария в романах Т.Л.Пикока.
7. Оценить значение античной традиции для эволюции творческого метода Т.Л.Пикока.
Основные методы, которых мы придерживались в рамках данного исследования, - сравнительно-исторический, типологический, культурно-исторический, биографический,
Теоретическая и методологическая база исследования представлена рядом трудов по теории и истории литературы (А.Н.Веселовский, М.М.Бахтин, М.Л.Гаспаров, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, Ю.Н.Тынянов и другие), по истории английской литературы (И.Тэн, Н.Я.Дьяконова, А.А.Елистратова, В.Б.Ивашева, Е.И.Клименко, Н.П.Михальская, Б.М.Проскурнин, Н.А.Соловьева), по культурно-исторической ситуации в Англии XIX века (Т.Маколей, Дж.М.Тревельян), по проблемам изучения античной литературы и мифологии (А.Ф.Лосев, И.М.Тронский, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.Ф.Зелинский, О.М.Фрсйдснбсрг), а также литературоведческих работ, касающихся творчества Т.Л.Пикока (А.А.Бельский, М.Низамова, Е.Ю.Гениева; B.Burns, M.Butler, C.Dawson, A.M.Freeman, H.Mills, C.Van Doren и другие).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Диалог с античной традицией, нашедший широкое и многоаспектное отражение в эстетике и художественном творчестве Т.Л.Пикока, развивается в русле актуализации интереса к античности в Англии XIX века.
2. Эстетическая теория Т.Л.Пикока, отражающая его концепцию литературного процесса, основана на принципах критического соотнесения закономерностей развития современной и античной литературы.
3. Жанровая поэтика романов Т.Л.Пикока развивается в контексте интеллектуализации английского романа, тяготеет к синтетической жанровой природе, включающей античные жанровые формы.
4. Античные литературные традиции нашли воплощение в сюжетных мотивах романов Т.Л.Пикока, системе персонажей, их характерах и поэтике имен.
5. Интеллектуализм романов Т.Л.Пикока проявляется в богатстве античного аллюзивного и цитатного материала, насыщении содержания авторского комментария античными текстами и реалиями.
6. Анализ рецепции античного наследия в прозе Т.Л.Пикока отражает преимущественное увлечение писателя греческой литературой и культурой, что позволяет сделать вывод об эллинофильстве писателя.
Научная достоверность работы обусловлена критическим подходом к анализу поставленных проблем, творческим применением существующих в отечественном и зарубежном литературоведении методологий, изучением оригинальных текстов произведений Т.Л.Пикока, а также достаточно широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих исследований, материалов по истории, философии и эстетике литературы Англии XIX века.
Теоретическое и практическое значение диссертации в том, что материалы работы могут быть использованы для проведения дальнейших научных исследований о влиянии античности на творчество Т.Л.Пикока и в целом на английскую литературу рубежа ХУШ-Х1Х веков и первой половины XIX векз, а также в преподавании курсов и спецкурсов по зарубежной литературе XIX века.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационного исследования изложены на международных и всероссийских научных конференциях в г. Москве (2006, 2007, 2008), научно-практических семинарах в Нижнем Новгороде (2006, 2007, 2008). Также результаты исследования нашли свое отражение в семи статьях и тезисах по теме диссертации.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, состоящей из 165 наименований.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дается общая характеристика работы, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту.
I глава, «Философско-эстстическая концепция ТЛ.Пикока в контексте восприятия античности в Англии XIX века», состоит из двух параграфов.
В § 1 «Место творчества Т.Л.Пикока в контексте литературного процесса Англии в первой половине XIX века» воссоздан широкий контекст литературного процесса Англии названного периода и определено место философско-эстетической концепции Пикока в литературе Англии XIX.
Интересным и одновременно достаточно сложным представляется вопрос о месте творчества Т.Л.Пикока в контексте литературного процесса в Англии в первой половине XIX в., что обусловлено «переходным веком», эпохой слома привычных эстетических координат.
Так, сильна была просветительская традиция, и эстетические воззрения Пикока во многом были созвучны взглядам философов-просветителей. Среди авторов, привлекавших внимание Пикока, были Т.Р.Мальтус, У.Драммонд.
На рубеже XVIII-XIX веков и начале XIX века зарождалась и набирала силу также романтическая традиция. Отношение Пикока к романтизму -вопрос сложный и еще недостаточно изученный. Авторы монографий о творчестве писателя решали его в основном на материале поэтических произведений, при этом одни из них относят Пикока к романтикам, например, Э.Бейкер (E.A.Baker), другие отрицают какие-либо связи с романтизмом, например, М.Джегер (M.Jaeger). Категоричность выводов тех vi других литературоведов, ограничение материала исследованием только поэтического наследия Пикока явилось причиной игнорирования сложного переплетения эстетических принципов в творчестве писателя.
На наш взгляд, не принимая романтизм как литературную теорию, как распространенное мировосприятие, Пикок все же испытал влияние романтизма на раннем этапе своего творчества. В основном это проявилось в его ранних поэтических произведениях' и поэмах «Философия меланхолии» (1812), «Рододафна» (1818). Будучи писателем, продолжившем в своем творчестве традиции просветительской литературы, Пикок не мог принять основных положений романтической эстетики. Он критикует романтиков прежде всего за то, что они порывают с традициями Просвещения. Однако, несмотря на критику отдельных сторон романтизма, Пикок усвоил целый ряд плодотворных художественных исканий романтизма не только в поэзии, как было показано, но и в прозе. Например, особенно можно выделить тяготение к синтезу жанровых форм, включение поэтических текстов в прозаическую романную структуру, разностильная тональность за счет приема иронии и так далее. Но, быть может, главное, что сближает Пикока с романтиками, это его преданность этико-эстетическому идеалу, воссозданному в его романах.
Особый интерес представляет творческий диалог Т.Л.Пикока и Дж.Остен, писательницы реалистического направления, в плане решения проблемы следования традиции Просвещения. Так, Остен стоит у истоков формирования жанра реалистического романа, который достиг в ее творчестве качественно нового этапа по сравнению с просветительской литературой. Пикок также стремился к преодолению ограничений, наложенных просветительской традицией.
Эстетическая концепция Пикока, выраженная в эссе «Четыре века поэзии», в определенной мере может быть соотнесена с идеями итальянского ученого Дж.Вико, высказанными в трактате «Принципы новой науки об общей природе наций» (1725). В нашем исследовании подчеркивается типологическая близость концепции Пикока к концепции Дж.Вико. При этом
' «Песнь четырех ветров», «Медовая песня Талейсина», «Блистание зимы», «Яблоневый сад Мерлина» (1819-1824).
отмечается, что в своем эссе Пикок достаточно продуктивно применяет циклическую концепцию развития общества к иному материалу - развитию поэтического творчества. Путь развития европейской поэзии, по мысли Томаса Лава Пикока, определенным образом соотносится с четырьмя эпохами, выделенными им в развитии античной поэзии. Эссе «Четыре века поэзии» представляет собой своеобразную многомерную циклическую концепцию, где повторение основных закономерностей и процессов на каждом из этапов развития литературы позволяет говорить о родстве явлений древней и современной литературы.
Эпохи, представленные Пикоком, следующие: «железный» век, «золотой», «серебряный», «медный». Приведем только один пример выстроенной писателем конструкции. Например, предвосхищая разговор о «железном веке» европейской поэзии (здесь он имеет в виду средневековье), английский писатель стремится очертить социо-культурный фон, доминантой которого он по праву считал понятие варварства, важное для античности. Он видит закономерность в том, что европейская поэзия «железного века» шла по тому же пути, что и античная поэзия, с той лишь разницей, что происходила своеобразная смена эстетических координат: началось увлечение мифологией средневековых варварских народов (кельтов, скандинавов, германцев). Оригинально Пикок рассматривает зарождение жанра средневекового романа: он видит его на путях соединения культа куртуазной любви с мифологической основой (прежде всего кельтской), представляется необходимым подчеркнуть видение Пикоком синкретичного характера поэзии «железного века». Динамику литературного процесса писатель связывает с динамикой жанровой системы: смена ведущих жанров, по его мнению, обусловлена глубоким качественным переломом в мировосприятии человека того времени, когда во главу угла становятся иные приоритеты.
Т.Л.Пикок рассматривает поступательное развитие европейской литературы как своеобразный ритм, когда основные тенденции одной эпохи отвечают сходным явлениям другого периода.
Многие идеи, выраженные в эссе Пикока «Четыре века поэзии», проясняются из своеобразного литературно-философского диалога, который с Пикоком ведет Шелли в «Защите поэзии». Полемизируя с Пикоком, Шелли называет поэзию одним из порождающих начал. Так, поэзия христианства, одна из доминант современной европейской поэзии, явилась важным фактором становления и устойчивого развития европейской цивилизации.
Особый интерес в эссе «Защита поэзии» представляет иная, чем у Пикока, расстановка акцентов в истории поэзии. Так, эпическими поэтами
названы Гомер, Данте, Мильтон. При этом в работе доказывается положение о том, что творчество европейских поэтов глубоко проникнуто верованиями античности, и таким образом прослежена связь античной и европейской поэзии.
Шелли отвергал тезис Пикока о повышенной субъективности, излишней декоративности современной поэзии, и, как следствие, о невозможности достижения ею благотворного воздействия на общество. Наоборот, одной из задач автора «Защиты поэзии» послужило доказательство положения о том, что поэзия на современном этапе переживает возрождение, и в строках современных поэтов содержится напряженная жизнь, перекликающаяся с современностью.
Таким образом, Шелли, поэт и мыслитель романтического направления, в своей концепции попытался представить чувство, воображение и разум как равновеликие категории человеческого мышления.
В нашей работе развивается положение о том, что особое место занимает изложение эстетической концепции Пикока также в контексте полемики, развернувшейся на страницах журнальных обозрений. Так, Пикок отдает должное мысли Ф.Джеффри об исторической роли литературного произведения и, углубляя ее, говорит о неспособности поэзии на современном этапе, так называемом «медном» веке европейской поэзии, служить обществу, приносить практическую пользу: «Ей [поэзии] никогда не взрастить философа, или государственного деятеля, или попросту разумного и полезного члена общества»2.
Действительно, в многочисленных предисловиях, эссе и критических обзорах других авторов названного периода более проявлялась историческая составляющая, нежели собственно литературно-эстетическая, которая подразумевала бы детальный анализ художественного мира писателя. Это может быть объяснено влиянием на литературную критику работ по истории и антропологии таких шотландских ученых как Д.Юм, А.Смит и другие. Это влияние сказалось на аспекте рассмотрения искусства: оно мыслилось прежде всего как продукт жизни общества на определенной ступени его культурного развития.
Так, во взгляде Пикока на задачи литературы можно увидеть близость идеям трактата Р.Форсайта «Принципы моральной философии». Одним из слагаемых элементов концепции эссе «Четыре века поэзии» служит мысль Форсайта, выраженная в первой главе «О вкусе»: об исторической сущности искусства как порождении определенного этапа в истории цивилизации.
2 Т.Л.Пикок. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла / Отв. ред. Н.И.Балашов, Е Ю.Гениева. - М.: Наука, 1988. С. 241
Пикок на первый план выдвигает раскрытие исторической роли литературы на разных этапах развития цивилизации, в то же время преуменьшая собственное значение литературы как искусства.
В итоге, Т.Л.Пикок критически оценивает роль поэзии на современном этапе развития общества и приходит к неутешительному выводу о том, что современная поэзия не способна удовлетворить растущие потребности общества в интеллектуальном совершенствовании, ее функция сводится в основном к развлекательной.
В£2 «Рецепция античности в эстетике Т.Л.Пикока» особое внимание уделено творческому использованию античных феноменов в философско-эстетической концепции Т.Л.Пикока на фоне актуализации интереса английской культуры к античности.
В историко-философских трудах литературы Англии XIX в. античность представлена, с одной стороны, воплощением «золотого века», недостижимым идеалом (Ф.Шлегель), с другой - идеальной формой, представленной совокупностью эстетических норм и требований (Д.Китс).
Симптоматично, что в Англии появляется большое количество историографических трудов, затрагивающих проблемы истории и культуры античной эпохи («Афины. Их возвышение и падение» (1837) Э.Бульвер-Литтона, «Александрия и ее школы» (1854) Ч.Кингсли и многие другие).
Важно отметить, что античность в общественном сознании эпохи представлена как этап в развитии истории (например, в очерках Ф.Шлегеля), а не как вневременная эстетическая парадигма.
Особый интерес в плане актуализации интереса к античности занимает уже упомянутое эссе Т.Л. Пикока «Четыре века поэзии», в котором последовательно освещаются и своеобразно решаются проблемы истории как античной, так и современной литературы. Пикок, на наш взгляд, продуктивно применил древнегреческий миф Гесиода о циклическом развитии цивилизации к истории литературы. Особенность концепции английского писателя состоит в функциональном назначении этого мифа: идея цикличности, воплощенная в эссе «Четыре века поэзии», связывает воедино разнородные элементы его концепции истории литературы (изменения в жанре, стиле, понятии авторства, этической составляющей, функционировании формы).
Пикок последовательно разрабатывает идеи поступательного развития поэзии, когда одна эпоха закономерно сменяет другую, причем, в отличие от точки зрения древнегреческих поэтов, на это есть ряд как объективных, так и субъективных причин; каждая последующая эпоха, по мнению писателя, основывается на достижениях предыдущей, что выражается в «шлифовании
основных идей предыдущего века» как в содержательном, так и в художественном плане. Иногда же, по мысли Пикока, литературная мысль осознанно выбирает иной путь, формально выраженный в новом жанре, - в этом Пикок видит основание зарождения оригинальной поэзии.
Т.Л.Пикок, выделяя четыре века в развитии поэзии - «железный», «золотой», «серебряный», «медный» - рассматривает развитие античной поэзии как поступательную смену жанров, имеющих преемственный характер. Приведем только один пример. Так, «золотой век»: Гомер, олицетворяющий собой героический эпос, сменяется выдвижением лирической поэзии Пиндара и Алкея. На смену ей приходит трагическая поэзия Эсхила и Софокла Трагедию сменяет историческая проза, а именно Геродот, с котором Пикок говорит в контексте историографии: « ...с прогрессом разума и культуры факты в своем значении потеснили вымысел»3. Творчество этих авторов он воспринимает как важные звенья преемственного развития поэзии. В творчестве названных авторов Пикок ценит выражение стремления человека к познанию своей сущности через призму истории, поиск ответов с опорой на древние мифы, стремление упорядочить и систематизировать картину мира. В этом контексте закономерно выделение Пикоком имени Фукидида, «Историю» которого он оценивает как новый этап в развитии словесного искусства, знаменующий последовательный отход от сказочности в сюжете и декоративности в языке в отличие от прозы Геродота, у которого история звучала «как поэма».
Эссе Томаса Лава Пикока «Четыре века поэзии» является важным свидетельством его острого интереса к античной словесности, этапам формирования и преемственного развития жанровых форм, факторам, воздействующим на это развитие. Суждения Пикока об античных авторах обогащают наше представление об общих эстетических взглядах и оценках английского классика XIX века.
Во II главе «Аспекты художественного освоения античности в творчестве ТЛ.Пикока» рассмотрены следующие проблемы: традиции античных жанров в романах Пикока, античность в системе персонажей, роль античных аллюзий, поэтика цитирования античных текстов, поэтика эпиграфов, роль авторского комментария в романах Т.Л.Пикока.
В § 1 «Традиция античных жанров в романах Т.Л.Пикока» представлен характер освоения традиции античных жанров в романах Т.Л.Пикока. Так, романы писателя содержат память о многих жанрах античной литературы:
3 Т.Л.Пикок. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла / Отв. ред. Н.И.Балашов, Е.Ю.Гениева. - М.: Наука, 1988. С. 241.
философском диалоге, симпозиуме, менипповой сатуре, древнеаттичсской комедии. Данный факт можно объяснить как тяготением Пикока к античным жанровым формам, так и общим процессом интеллектуализации литературы. Роман Пикока развивался в русле интеллектуализации английской прозы. Наиболее полно эта интеллектуализация нашла выражение в диалогах. Пикок конструирует диалог в значительной мере в духе Платона, весь построенный на постепенном, последовательном нанизывании речей, которые приоткрывают с разных сторон главную заданную в начале тему беседы.
При этом диалог многотонален, музыкален, имеет особую структуру, в которой можно выделить следующие элементы: экспозиция, представление различных точек зрения на проблему, агон, эксод.
Определенная часть диалогов связана также с традицией Лукиана. Близость философского диалога Пикока и традиции Лукиана можно обосновать тем, что для поэтики писателей характерен синтез философского диалога и комедии. Эго выразилось в особой, парадоксальной трактовке серьезной темы (диалог «Парламентская мудрость» в романе «Усадьба Грилла»),
Говоря о синтезе различных жанров в романах Пикока и диалогах Лукиана, следует обозначить традицию менипповой сатуры, отразившейся в творческом методе названных писателей. Так, прозаический текст Пикока насыщен стихотворными вставками из самых разных, преимущественно греческих авторов. В тексте смешению подвергаются элементы языка и стиля с целью пародирования трагических сюжетов на манер Мениппа: проявляется комический эффект в соединении трагического и эпического стиля с фамильярными словами и выражениями и приложение высокого стиля к низменным ситуациям.
Таким образом, драматические диалоги не составляют однородной группы, а характеризуются определенными особенностями.
В диссертации также рассматривается связь творчества Пикока с традицией древнеаттической комедии. Пикок писал об особой значимости комедии «золотого века», времени расцвета творчества Аристофана.
Феномен древнеаттической комедии он ценил по трем причинам: ее близость народному, вакхическому происхождению; поэтическое качество и изобретательность; сатирическое, прямо выраженное политическое содержание.
Пикок творчески переосмысливает и применяет эстетические принципы комедии Аристофана. Так, пьеса «Аристофан в Лондоне» в романе «Усадьба Грилла» представляет собой пародию на спиритический сеанс.
Диалогичность как основной принцип древнеаттической комедии находит свое выражение в разыгранной героями пьесе, в которой сценически воплотились разноплановые диалоги героев.
Введение хора в роман в большой степени отражает эстетическую позицию Пикока о том, что комедия являет собой совершенную художественную форму, органично сочетающую различные виды искусства: словесное, музыкальное, художественное.
Интересно содержание хоровых партий пьесы «Аристофан в Лондоне», прежде всего «парабасы», вытекающее в значительной мере из ее художественного своеобразия. Парабаса лирична в своей художественной основе: автор-хор поет и «присказывает». Так, хор облаков в парабасе пьесы «Аристофан в Лондоне» выступает комментатором событий, представляет героев.
При создании фантастического или смешного, гротеска и бурлеска, древняя комедия культивирует мифологическую травестию. В пьесе «Аристофан в Лондоне» представлен своеобразный каталог пародированных явлений: «псевдо-природа», «псевдо-миф», «псевдо-город», «псевдореформаторы», «псевдо-агон», «псевдо-достижения».
На наш взгляд, уникальность пьесе «Аристофан в Лондоне» сообщает ее подчеркнутое внешнее соответствие эстетике жанра древнеаттической комедии, а также стремление писателя представить внутреннее содержание пьесы, соответствующее характеру комедии Аристофана.
В §2 «Античность в системе персонажей Т.Л.Пикока» определены особенности функционирования античного наследия в системе персонажей романов писателя. Так, в романе «Усадьба Грилла» образ мистера Грилла выполняет функцию, определяемую его именем. Во-первых, в имени Грилла закодирована традиция, берущая свое начало в гомеровском эпосе и продолженная в диалоге Плутарха. Функцией Грилла была попытка доказать Улиссу высшее счастье жизни других животных в сравнении с человеческой. В романе «Усадьба Грилла» мистер Грилл критикует пороки современного общества, противопоставляя ему совершенное античное гражданское общество. В то же время имя Грилла ассоциируется с традицией эпикуреизма: известное выражение «эпикурова стада я поросенок».
Важно, что, обладая изначально определенным семантическим потенциалом, имя в романах Пикока реализует значимые из уже имеющихся ассоциаций и приобретает новые.
Также имена позволяют при максимальной экономии речевых средств дать представление о том, как автор видит свой персонаж, к каким
историческим событиям, политическим, философским и эстетическим концепциям апеллирует.
Принцип двуименности отражает особое видение логики развития персонажа. Мисс Грилл играет роль Цирцеи в пьесе «Аристофан в Лондоне».
Значение имени складывается из ассоциаций, возникающих в процессе развития текста.
В §3 «Роль античных аллюзий в романах Т.Л.Пикока» выявлена роль античных аллюзий в романах писателя. Система аллюзий способствует созданию индивидуального стиля английского писателя, сообщает повествовательному дискурсу романа особенную тональность, выраженную в особой, индивидуально-авторской интерпретации классического наследия, обогящдет структуру романов.
Особое значение в аллюзивном дискурсе романа принадлежит сравнениям с мифологическими образами. Мифологический прототекст, составленный из разнообразных мифов и произведений античной литературы, являет собой обширный культурный пласт, который служит различным целям писателя.
К функциям аллюзии также относится обозначение доминанты в образе персонажа.
Особенную глубину и полемическую направленность приобретают суждения героев, подкрепленные сравнением или значимым противопоставлением античному примеру.
Нередко аллюзия выполняет функцию логического завершения рассуждения, в известном смысле апелляция к классическому источнику позволяет представить аргументацию в более объемном виде, переводит разговор в новую область - область мифологического.
Часто Пикок использует аллюзии при описаниях. Например, в описание идиллической картины природы вплетаются мифологические и литературные образы, что придает повествованию особую тональность, близость мифопоэтическому культурному пласту.
Одной из важных функций аллюзии можно считать функцию раскрытия эстетической концепции писателя.
В §4 Поэтика цитирования античных текстов в романах Т.Л.Пикока выявлена роль цитат в романах писателя. Цитата в романах Пикока достаточно часто употреблена в качестве эпитета, сравнения или противопоставления, яркой метафоры, гиперболы. Намерением писателя при этом является создание эффекта иронии, гротеска, пародии и тому подобное. Особое место в представлении функции фигуры речи занимают оригинальные латинские и греческие цитаты.
Нередко аллюзия-цитирование начинает серьезный глубокий философский спор-диалог. Например, в романе «Усадьба Грилла» цитата из девятой Пифийской оды Пиндара «Умному зову тайные вверены ключи святых ласк» является началом разговора, имеющего своей целью сравнить и противопоставить античную (древнегреческую) модель жизни и современную. Так, рассуждение об отличии «греческой» души от английской является составной частью более широкого контекста диалога об отличии античной культуры от современной английской.
Характерно, что прием цитирования обладает важным идейным содержанием. Цитаты, употребленные в определенном контексте, позволяют наглядно представить актуальные проблемы, волновавшие современную Пикоку Англию б свете представлении об античном идеале и эстетических образцах.
Для Пикока характерно стремление определенным образом выделить, подчеркнуть ту или иную мысль в своем произведении, экономно и глубоко охарактеризовать явления действительности посредством художественных образов мирового искусства, в частности, мифологии.
Прием цитирования особенно важен в композиции диалога. Показательно, что цитата во многих случаях является отправной точкой в его развитии. Важно заметить, что аспекты освоения античности в романах Пикока взаимообусловлены.
В £5 Поэтика эпиграфов в романах Т.Л.Пикока рассмотрена роль эпиграфов в романах писателя. Литературные эпиграфы в романах Пикока во многом характеризуют духовный мир писателя, его интересы, эстетические предпочтения, что обеспечивает личностную характеристику автора, которого по праву можно назвать горячим эллинофилом. Благодаря системе эпиграфов можно обозначить парадигму автора как художественной личности.
Особого рода расстановка акцентов в системе эпиграфов отражает основные положения эстетической системы Пикока. Содержанием эпиграфа часто служат переводы античных текстов, выполненные самим Пикоком, что способствует воссозданию колорита античного мира, а также организации особого лексико-стилистического строя романа.
Система организации эпиграфов в процессе эволюции творчества Пикока подтверждает идею углубления внутренней связи эпиграфа с текстом.
Эпиграфическая манера в творчестве ТЛ.Пикока развивалась в прямой связи со всем творческим развитием писателя. Система эпиграфов в итоговом романе Пикока «Усадьба Грилла» подвергается переосмыслению в
соответствии с новыми эстетическими требованиями эпохи повышенного внимания к интеллекту.
§6 Роль авторского комментария в романах Т.Л.Пикока. Вопрос о роли примечаний в «гипертексте» прозы Пикока раскрывает особенность отношения автора к античному наследию, выражает идею композиционного единства его произведений, состоящих из эпиграфов, предпосланных всему тексту и, как в романе «Усадьба Грилла», каждой главе в отдельности, собственно художественного текста и примечаний.
Органичное развитие и обогащение художественного текста следует искать в примечаниях, где Пикок не только описывает мифологический образ, мотив, феномен культуры, но и дает дополнительную модель авторского взгляда на события, происходящие в мифологическом времени-пространстве. Благодаря соотнесению авторской точки зрения в примечаниях и динамики мифологического повествования можно говорить о сюжетном взаимодействии текста в примечаниях и художественного текста.
Примечания характеризуются жанровым разнообразием. Диалог между различными жанрами внутри примечаний создает многогранную структуру внутренних и внешних соответствий, имеющих литературную, научную, философскую и эстетическую основы. Внутреннее соответствие выражает связующий диалог между комплексом примечаний и художественным текстом и образует общий для них композиционный замысел.
Развитие концепции романа и выраженных в ней идей можно видеть также на примере диалога писателей различных исторических и литературных эпох в примечаниях. Заметим, что диалогичность как один и главных принципов построения романа в данном случае находит свое отражение и на структурном уровне примечаний, при этом нередко в диалог вступают современные авторы и античные.
Характерно для примечаний многообразие жанров, и каждый из них сообщает тексту романа особенную тональность и сюжетный ход.
В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются дальнейшие перспективы. Подчеркивается мысль о том, что для Пикока важно было возродить не только античную форму, но и сам поэтический дух Античности. Именно в этом отражается принципиальная позиция писателя по отношению к современной литературе, которую он считает «непоэтичной».
Основные положения исследования отражены в следующих публикациях:
1. Чечелева В.Н. Античные образы и мотивы в прозе ТЛ.Пнкока (1785-1866) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: Научный журнал. № 1(2). - Киров, 2008. - С. 79-82 /0,4 пл./.
2. Чечелева В.Н. Восприятие античности в прозе ТЛ.Пикока // Знание. Понимание. Умение. № 3. - М., 2008. - С. 240-244 /0,4 п.л./.
3. Чечелева В.Н. Oíd Comedy в романе Т.Л.Пикока «Усадьба Грилла» (1860-1861) // Experimenta lucífera: Материалы IV Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. - Н.Новгород: Изд. Ю.А.Николаев, 2007.-С.87-88/0,1 п.л./.
4. Чечелева В.Н. Проблемы истории литературы в эссе Томаса Лава Пикока «Четыре века поэзии» (1820) // Филологическая наука в XXI веке: Взгляд молодых. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых 7-8 декабря 2007 года. -М. - Ярославль, 2007. - С.346-351 /0,3 п.л./.
5. Чечелева В.Н. Традиция Аристофана в романе Т.Л.Пикока «Усадьба Грилла» (1860-1861) // Проблемы современного филологического образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. - М. -Ярославль: Ремдер, 2007. - С.89-92. /0,1 п.л./.
6. Чечелева В.Н. Традиция философских диалогов (Платон, Лукиан) в романах Т.Л.Пикока // XIX Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе и культуре: Сборник статей и материалов / Отв. ред. М.И.Никола. -М.:МПГУ, 2007."-С.261-262 /0,1 п.л./
7. Чечелева В.Н. Традиция философских диалогов в романах Томаса Лава Пикока // Experimenta lucífera: Материалы V Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. - Н.Новгород: Изд. Ю.А.Николаев, 2007. -С.116-118 /0,1 п.л./.
Подп. к печ. 30.10.2008 Объем 1 п.л. Заказ №. 131 Тир 100 экз.
Типография МПГУ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чечелева, Вера Николаевна
Введение.
I. Философско-эстетическая концепция Т.Л.Пикока в контексте восприятия античности в Англии XIX века.
§1. Место творчества Т.Л.Пикока в контексте литературного процесса Англии в первой половине XIX века.
§2. Рецепция античности в эстетике Т.Л.Пикока.
II. Аспекты художественного освоения античности в творчестве Т.Л.Пикока.
§ 1. Традиция античных жанров в романах
Т.Л.Пикока.
§2. Античность в системе персонажей Т.Л.Пикока.
§3. Роль античных аллюзий в романах Т.Л.Пикока.
§4. Поэтика цитирования античных текстов в романах
Т.Л.Пикока.
§5. Поэтика эпиграфов в романах Т.Л.Пикока.
§6. Роль авторского комментария в романах Т.Л.Пикока.
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Чечелева, Вера Николаевна
Античная литература общепризнанно является важнейшей частью мирового культурного наследия. Все следующие за античностью эпохи вели эстетический диалог с нею. Вместе с тем с течением времени, особенно в период XIX-XX вв., диалог этот принимал более сложный и многоаспектный характер.
В интересующий нас период в Англии XIX в. все крупные художники слова в той или иной мере, с разными целями обращались к античности: Дж.Г. Байрон, П.Б. Шелли, Дж.Китс, Ли Хант и другие. Т.Л.Пикок в этом ряду относится к числу наиболее страстных поклонников античности, эрудитов и прежде всего эллинофилов.
Широкому кругу читателей имя Томаса Лава Пикока (1785-1866) стало известным в 10-е годы XIX века, после выхода в свет первых его романов. Однако действительное признание писателя началось в 60-е годы, в конце его творческого пути. При жизни Пикока и до появления первого сборника сочинений в 1875 году не было специальных исследований его творчества, в том числе, интересующего нас аспекта - рецепции античности. Статьи в периодических журналах носили, как правило, информативный характер, не ставили целью обстоятельное рассмотрение творческого пути романиста, его эстетических и литературных взглядов.
Английские критики на протяжении долгого времени затруднялись определить место Т.Л.Пикока в истории направлений и жанров английской литературы XIX века, а потому называли его второстепенным писателем с оригинальной художественной концепцией. Так, исследователи творчества Т.Л.Пикока XX века - Джон Бойнтон Пристли (J.B.Priestly)1, Хаувард Миллз (H.Mills) 2 , Карл Доусон (C.Dawson) 3 - высоко оценивая остроумие, сатирическое представление образов и явлений действительности в романах Т.Л.Пикока, удивляясь его феноменальной начитанности, отказывают писателю в выражении последовательной эстетической концепции.
В названном ряду работ как исключение можно рассматривать авторитетное мнение английского критика XX в. Дж. Ралея (G.Ralley): «В Пикоке нет ничего от мизантропа. Он умеет восхищаться, любить. Все искреннее, естественное, все, что волнует людей, дорого ему. Он смеется над идеалистами, творцами систем. Сам же - и это ли не парадокс? - очарован идеями, любит их, играет ими»4.
Фрэнсис Ливис (F.R.Leavis) в книге «Великая традиция» сделал попытку раскрыть эстетические намерения Т.Л.Пикока. Так, критик отмечает: «Ироническое изображение современного общества и цивилизации основано у Пикока на серьезной нравственной основе и стройно продуманной системе духовных ценностей. Только при первом приближении его книги кажутся легким, незамысловатым чтением. На самом деле они не теряют своего интереса для духовно развитых умов и по сей день»5.
Интерес исследователей к творчеству Пикока начинает расти после выхода в свет первого собрания сочинений писателя. Так, в первые десятилетия XX в. появляются статьи и очерки о творчестве Пикока в монографиях по истории английской литературы.
Первые специальные работы о Пикоке - монографии А.Фримена
6 7
A.M.Freeman) и К. Ван Дорена (С. Van Doren) - представляют собой достаточно интересные исследования творчества писателя. При этом авторы ставили своей целью накопление довольно обширного фактографического материала, используя в основном биографический подход к анализу произведений Пикока.
Одной из первых проблем, вызывающих интерес исследователей творчества английского писателя, можно назвать содержание идейной и g общественно-политической позиции Пикока . Недостаток многих работ заключается в односторонности характеристики взглядов писателя, акценте на пессимизме и скепсисе, доминировавших, по мнению критиков, в умонастроении Пикока, особенно в последний период творчества.
Важной вехой знакомства английского читателя с творческим диапазоном Пикока - автора литературно-критических эссе, поэм, стихотворений, романов, музыкальных рецензий, пьес - стало издание 10томного собрания сочинений писателя Х.Ф.Л.Бретт-Смитом и
К.Е.Джонсоном в 1926-1934 гг.9, что способствовало появлению целого ряда статей и очерков о его творчестве в исследованиях по истории и теории английского романа. Авторов этих работ волновала проблема характера сатиры в произведениях романиста. Так, наметились две тенденции: одни исследователи, как, например, английские литературоведы Х.Уокер
H.Walker)10, А.Поллард (A.Pollard) 11 и американский критик Т.Рашелл 1 ?
F.T.Russell) , представляли метод Пикока как преимущественно сатирический в традиции английской сатирической литературы эпохи
1 ^
Просвещения. Напротив, английский критик Г.Китчин (G.Kitchin) склонен был рассматривать творчество Пикока в русле юмористической традиции. В качестве доказательства исследователь приводил утверждение Дж.Сейнтсбери (G.Saintsbury)14 о развитии писателем «комедии гуморов» Б.Джонсона.
Соотношение сатирической и юмористической линий в произведениях Пикока, а также их место в творчестве писателя послужили предметом обстоятельного рассмотрения в книге Дж.Б.Пристли «Т.Л.Пикок»15. Так, по мнению писателя-критика, сатирик и юморист органично соединились в Пикоке. Важно отметить, что Пристли, продолжив исследование жанрового своеобразия романов Пикока, выделил две группы - «романы-беседы» и исторические романы; это определение закрепилось в зарубежном литературоведении. В качестве основной особенности «романа-беседы» как жанровой модификации Пристли рассматривал выдвижение на первый план диалога, дискуссии персонажей, в которых получили отражение актуальные проблемы современности.
Вступая в полемику с исследователями, считавшими Пикока писателем, не заслуживающим внимания, Пристли высказывал суждение о том, что романист представил наиболее важные проблемы идеологической, духовной, социальной жизни английского общества своего времени, при этом основную роль сыграла новая созданная им форма романа. Для нас важно отметить, что Пристли впервые рассмотрел вопрос о влиянии философии Эпикура на Пикока, определил истоки его эпикуреизма, характерные особенности его проявления в произведениях. Современные английские литературоведы развили и углубили многие положения и выводы о творчестве Пикока, сформулированные Пристли.
В английском и американском литературоведении начиная с 40-х годов XX века "творческое наследие Пикока изучалось достаточно пристально. Так, вышли в свет 2-томное собрание романов под редакцией Д.Гарнетта, сборник литературно-критических статей и эссе Пикока, появился целый ряд специальных работ о творчестве писателя16.
В середине XX века особенную остроту получила полемика зарубежных литературоведов о творческом методе Пикока в литературном контексте эпохи. Например, профессор Оксфордского университета Ян Джек (Ыаск) в своей монографии о литературной жизни Англии первой половины XIX века 17 выявил недоказательность утверждений некоторых литературоведов об «остром индивидуализме» писателя как характерологической черте его творческой концепции. Так, американский
1В исследователь Э.Вагенкнехт (Е.^^епскпесЫ;) и итальянский критик М.Прац (М.Ргаг)19 в своих работах не в полной мере отразили роль и место творчества Пикока в развитии английского романа XIX века, анализируя произведения Пикока вне литературного контекста. Вступая с ними в полемику, Я.Джек говорил о необходимости рассматривать творческую концепцию писателя в литературно-эстетическом контексте эпохи.
Эту мысль развил далее Г.Миллз в своей монографии «Пикок, его окружение и его время» 20 . Предметом его исследования выступили литературные связи Пикока с писателями и критиками различных эстетических традиций, например, с П.Б.Шелли, Дж.Г.Байроном,
У.Хэзлиттом, Ч.Лэмом, Ли Хаитом, С.Колриджем и другими писателями -современниками. В монографии детальному анализу подверглись также литературные взгляды Пикока. Так, Миллз говорил о важной для изучения творчества писателя проблеме его отношения к литературе романтизма, выявив общие черты, сближавшие Пикока с романтиками, при этом подчеркнув существенное различие в эстетических взглядах писателя и романтиков.
Богатое использованным фактографическим материалом исследование Миллза, на наш взгляд, имеет существенный недостаток: неосвещенным осталось зрелое творчество Пикока (20-60-е годы XIX в.), что не позволило автору сделать более полное заключение о своеобразии творческого метода английского писателя - современника не только романтиков, но и великих английских реалистов.
Впервые в английском литературоведении предпринята попытка выработать цельную концепцию творчества Пикока в монографии Карла
21
Доусона «Изучение творчества Т.Л.Пикока» . В работе К.Доусона прослеживается творческий путь писателя начиная с его ранних поэтических произведений и до последнего романа «Усадьба Грилла» (1861). Особую ценность данному исследованию сообщает анализ малоизученных статей и эссе Пикока по литературе, музыке, навигации. Так, в новом свете представлены литературные обозрения и рецензии, комментирующие литературно-художественную концепцию писателя и систему его общественно-политических взглядов.
К 80-м годам XX века относится зарождение интереса исследователей других стран Европы к творчеству Пикока. Так, в диссертации шведского
00 критика Х.Челлина (Н.К]еШп) «Изучение романов-бесед Т.Л. Пикока» проанализирована группа «романов-бесед», при этом выявлены не только художественные особенности их композиции, но также виды диалогов и их роль в художественном пространстве текста. Однако заметим, что новаторство Пикока в создании жанровой модификации «романа-беседы», романа-трактата», отразившего актуальные вопросы и проблемы эпохи, практически осталось за рамками исследования.
Таким образом, монографии К.Доусона, Х.Челлина, а также английского критика Ф.Фелтона (F.Felix)23 в определенном ключе обобщили и систематизировали многие наблюдения, ранее сделанные зарубежными исследователями творчества Пикока.
Одним из значимых актуальных зарубежных исследований можно назвать также монографию Маргарет МакКей (М. McKay) «Творческое развитие Т.Л.Пикока» (1991) 24 . В данной работе рассмотрены наиболее важные аспекты художественного мира Пикока, причем с акцентом на более глубоком понимании природы, характера его персонажей. Несомненным достоинством исследования является анализ развития художественного мастерства Пикока: прослежено направление и характер этого развития от первого до последнего романа. Доказано на текстовом уровне, что уже в своих ранних романах Пикок был новатором в повествовательной технике, в особенности, в оригинальном использовании драматического диалога: остроумие представлено в сочетании с пародией на сократический диалог и сатирой, что явило предпосылки к созданию повествовательного дискурса, во многом уникального в английской литературе. М. МакКей доказала, что в своих романах Пикок — творец особого интеллектуального художественного мира. Так, в «Усадьбе Грилла», написанной после тридцатилетнего периода молчания, он использовал новый повествовательный прием, монолог, разговор с самим собой, предвосхитивший технику потока сознания, который появился в английском романе в начале XX века. Пикок - пародист и мастер бурлеска - в этом видит исследователь его талант сатирика. М. МакКей отметила, что в конце творческого пути Пикок разработал принцип психологического реалистического анализа, что наглядно представлено в исследовании автором двух важных для сюжета и композиции романа групп персонажей, священнослужителей и женщин. Так, в первых романах они являли собой лишь карикатуры, а в последнем - полнокровные образы, занимающие центральное положение в сюжете. Главные женские образы представляли для исследователя особый интерес, так как это первые эмансипированные женщины, появившиеся в английской литературе.
9 ^
Заметим, что и ранее критики обращали свое внимание на женские образы, но исследования их не содержали столь глубокого анализа.
В отечественной культуре и литературоведении Пикок известен мало. В докторской диссертации А.А.Бельского «Пути развития реализма в английском романе первой трети XIX века» (1969) творчеству Пикока посвящена одна из глав. Тема диссертации - английский роман первых двух десятилетий XIX века (основное внимание автора обращено на творчество В.Скотта, Дж.Остен, М.Эджуорт) - определила рамки исследования творчества Пикока. Это преимущественно анализ раннего периода литературной деятельности писателя, романов 10-х годов. Однако трудно согласиться с суждением литературоведа о том, что Пикок «принадлежал в первую очередь английской литературе первой трети XIX века», после 1831 г. (выход в свет романа «Замок Кротчет») «творческая активность писателя резко снизилась»26.
Важным вкладом в дальнейшее исследование творчества Пикока в отечественном литературоведении стало диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата филологических наук Низамовой Муниры «Романы Томаса Лава Пикока» (1979).
Автор работы поставила вопрос о методе писателя, который зарубежные исследователи обходили молчанием; устанавливала периодизацию творчества Пикока, определяла ее значение для анализа романов; рассматривала художественное мастерство писателя, автора злободневных «романов-бесед», романов-дискуссий о современности. В диссертации своеобразие формы романов впервые рассмотрено на глубоком текстовом уровне; раскрыто новаторство стиля Пикока. Большое внимание уделено исследованию острой литературной борьбы времени и места Пикока в ней. Показана роль Пикока в развитии реалистической литературы Англии XIX века, определено его место в национальной литературе; затронут вопрос о влиянии Пикока на творчество последующего поколения английских писателей (в частности, писателей начала XX века).
Важной вехой знакомства отечественного читателя с творчеством Пикока стала публикация его романов «Аббатство кошмаров», «Усадьба Грилла» и ряда статей в авторитетном издании «Литературных памятников» . Глубокая статья Е.Ю. Гениевой «Сатирик Пикок, «смеющийся философ», содержащая многосторонние оценки творчества Пикока, является до сих пор одним из основных критических материалов для исследователя творчества английского писателя. Литературовед представила контекст творчества Т.Л.Пикока, осветила основные вехи его биографии, акцентируя внимание на уникальной образованности писателя, а также проследила процесс формирования его творческого метода, опираясь при этом на основные труды Пикока в области литературной критики.
Имя Т.Л.Пикока также изредка упоминается в отдельных работах других отечественных ученых. Так, Н.Я. Дьяконова в своей монографии «Лондонские романтики и проблемы английского романтизма» (1971) обозначила близость Пикока к группе лондонских романтиков, в которую входили Де Квинси, Ч.Лэм и У.Хэзлитт.
Н.А.Соловьева в своей работе «У истоков английского романтизма» (1988) в главе под названием «Готический роман» и поиски возможностей жанра» говорит о Пикоке в контексте травестийной линии «готического» романа, развивающейся в новых исторических условиях. Так, Н.А.Соловьева видит в романе «Аббатство кошмаров» (1818) пародию на романтическое искусство и философию, при этом основой пародии она по праву считает диалоги.
Выделив ряд наиболее значимых, с нашей точки зрения, исследований творчества Пикока, заметим, что работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, посвященные самым разным аспектам творчества Т.Л. Пикока, не отражают в должной мере такой, на наш взгляд, важной проблемы, как восприятие писателем античности и отражение ее традиций в художественном мире Пикока.
Теоретик русского литературоведения М.М.Бахтин решительно выступал против замыкания произведения в «малом времени», в рамках только современной и ближайшей автору культурной эпохе. Он настоятельно подчеркивал необходимость восприятия любого произведения в большом культурном контексте. Бахтин ввел категорию «большого времени», под которым понимал созревание произведения и бесконечное раскрытие его потенциальных смысловых глубин, обогащение со временем новыми значениями в изменившемся социально-культурном контексте. Он писал, что смысловые явления могут существовать в скрытом, латентном состоянии, потенциально, и раскрываться только в благоприятном для этого раскрытия
28 смысловом культурном контексте последующих эпох . Традиции Бахтина развивает далее С.Аверинцев. Он пишет: «В «большом времени» смысл прорастает как зерно . «Большое время» реальнее, чем изолированный исторический момент; последний есть по существу наша умственная конструкция» [2: 210]
По мысли М.М.Бахтина, произведение не может жить в будущих веках, если оно не вобрало в себя что-то от прошлых веков; в «большом времени» ничто и никогда не утрачивает своего значения. В нем остаются на равных правах и Гомер, и Эсхил, и Софокл, и все античные писатели-мыслители. В продолжение своей мысли М.М.Бахтин отмечает, что отношения между эпохами человеческого духа представляют собой «бесконечный и незавершенный диалог, в котором ни один смысл не умирает»29. Мысли М.М.Бахтина созвучны размышлениям крупнейшего отечественного философа и культуролога В.С.Библера, который определяет саму культуру как диалог культур, как форму «. одновременного бытия и общения индивидов различных культур» [16: 423]. Приведенные суждения авторитетных филологов служат еще одним подтверждением целесообразности обращения к теме диалога с традицией отдельного писателя, в данном случае Т.Л.Пикока
Актуальность работы. Тема исследования находится в русле активно разрабатываемых современным литературоведением проблем диалога традиций. До настоящего времени не уделялось должного внимания одному из важнейших аспектов творчества Т.Л.Пикока, связанному с влиянием на него античного наследия. Основным критерием системного подхода к анализу художественного произведения является комплексный подход к решению литературоведческих проблем, заключающийся в необходимости рассматривать произведение в системе влияний и взаимодействий, что открывает возможности его нового прочтения. Влияние античного наследия на творчество Пикока хотя и находит отражение в ряде зарубежных научных работ (Mulvihill J., Dawson С.) на уровне постановки проблемы и констатации факта существования античных аллюзий и реминисценций, тем не менее не являлось отдельным, специальным аспектом исследования. Как правило, его анализ в указанных работах играет вспомогательную роль, в то время как специальное рассмотрение этого аспекта имеет важное научное значение. Такой подход даст возможность по-новому взглянуть на проблемы своеобразия жанра и художественного мира романов Пикока.
Научная новизна работы связана с многоаспектным анализом философско-эстетической концепции Т.Л.Пикока. В исследовании также проводится системный анализ аспектов художественного освоения античности в творчестве Т.Л.Пикока, в частности, изучены традиции античных жанров в романах Т.Л.Пикока (древнеаттической комедии, симпосия, менипповой сатуры, философского диалога); прослежено отражение античности в системе персонажей Т.Л.Пикока; рассмотрена роль античных аллюзий в романах Т.Л.Пикока; проанализированы поэтика цитирования античных текстов и конструирование эпиграфов в романах. Оценивается значение рецепции античности в творческой эволюции писателя.
В качестве объекта анализа и материала исследования были использованы литературно-критические эссе Т.Л.Пикока, в частности, особое внимание уделено эссе «Четыре века поэзии» (1820), а также романам писателя, в которых наиболее ярко и наглядно отразились античные традиции («Хэдлонг Холл» (1815), «Аббатство кошмаров» (1818) и «Усадьба Грилла»(1861). Характер исследования потребовал обращения к ряду источников античной литературы (в частности, произведения Гомера, Платона, Аристофана, Еврипида, Эсхила, Вергилия, Геродота, Гесиода, Горация, Овидия, Плутарха, Цицерона), а таюке литературы эпохи Просвещения (трактат Вико «Принципы новой науки об общей природе наций») и романтизма (произведения Шелли, Колриджа, Вордсворта и других романтиков).
Цель исследования - изучение рецепции античности в эстетике и художественном творчестве Т.Л.Пикока, ее отражение в своеобразии художественного мира писателя.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему рецепции античности, нашедшую отражение в философско-эстетической концепции Т.Л.Пикока.
2. Представить характер освоения традиции античных жанров в романах Т.Л.Пикока.
3. Определить особенности функционирования античного наследия в системе персонажей Т.Л.Пикока.
4. Выявить роль античных аллюзий в романах Т.Л.Пикока
5. Определить новаторство Т.Л.Пикока в поэтике цитирования античных текстов и системе эпиграфов.
6. Проанализировать роль авторского комментария в романах Т.Л.Пикока.
7. Оценить значение античной традиции для эволюции творческого метода Т.Л.Пикока.
Основные методы, которых мы придерживались в рамках данного исследования, - сравнительно-исторический, типологический, культурно-исторический, биографический.
Теоретическая и методологическая база исследования очерчивается рядом трудов по теории и истории литературы (А.Н.Веселовский, М.М.Бахтин, М.Л.Гаспаров, В.М.Жирмунский, Е.М.Мелетинский, Ю.Н.Тынянов и другие), по истории английской литературы (И.Тэн, Н.Я. Дьяконова, А.А.Елистратова, В.Б.Ивашева, Е.И.Клименко, Н.П.Михальская, Б.М.Проскурнин, Н.А.Соловьева), по культурно-исторической ситуации в Англии XIX века (Т.Маколей, Дж.М.Тревельян), по проблемам изучения античной литературы и мифологии (М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.Ф.Зелинский, А.Ф.Лосев, И.М.Тронский, О.М.Фрейденберг), а также литературоведческих работ, касающихся творчества Т.Л.Пикока (А.А.Бельский, Е.Ю.Гениева, М.Низамова; B.Burns, M.Butler, C.Dawson, A.M.Freeman, H.Mills, C.Van Doren и другие).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Диалог с античной традицией, нашедший широкое и многоаспектное отражение в эстетике и художественном творчестве Т.Л.Пикока, развивается в русле актуализации интереса к античности в Англии XIX века.
2. Эстетическая теория Т.Л.Пикока, отражающая его концепцию литературного процесса, основана на принципах критического соотнесения закономерностей развития современной и античной литературы.
3. Жанровая поэтика романов Т.Л.Пикока развивается в контексте интеллектуализации английского романа, тяготеет к синтетической жанровой природе, включающей античные жанровые формы.
4. Античные литературные традиции нашли воплощение в сюжетных мотивах романов Т.Л.Пикока, системе персонажей, их характерах и поэтике имен.
5. Интеллектуализм романов Т.Л.Пикока проявляется в богатстве античного аллюзивного и цитатного материала, насыщении содержания авторского комментария античными текстами и реалиями.
6. Анализ рецепции античного наследия в прозе Т.Л.Пикока отражает преимущественное увлечение писателя греческой литературой и культурой, что позволяет сделать вывод об эллинофильстве писателя.
Научная достоверность работы обусловлена критическим подходом к формированию комплекса поставленных проблем, творческим применением существующих в отечественном и зарубежном литературоведении методологий, изучением оригинальных текстов произведений Т.Л.Пикока, а также достаточно широкой базой привлеченных отечественных и зарубежных литературоведческих исследований, материалов по истории, философии и эстетике литературы Англии XIX века.
Теоретическое и практическое значение диссертации в том, что материалы работы могут быть использованы для проведения дальнейших научных исследований о влиянии античности на творчество Т.Л.Пикока и в целом на английскую литературу рубежа XVIII-XIX веков и первой половины XIX века, а также в преподавании курсов и спецкурсов по зарубежной литературе XIX века.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационного исследования изложены на международных и всероссийских научных конференциях в г. Москве (2006, 2007, 2008), Нижнем Новгороде (2006, 2007, 2008). Также результаты исследования нашли свое отражение в семи статьях и тезисах по теме диссертации.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Античность в прозе Т.Л. Пикока"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рецепция античности в эстетике и художественном творчестве Т.Л.Пикока находит своеобразное отражение в художественном мире писателя, для эстетической концепции которого характерна множественность литературных ориентиров — Просвещение, романтизм, реализм.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет проблема диалога Пикока и писателей романтического направления. Так, несмотря на критику отдельных сторон романтизма, Пикок усвоил целый ряд плодотворных художественных исканий романтизма не только в поэзии, как было показано, но и в прозе. Например, особенно можно выделить тяготение к синтезу жанровых форм, включение поэтических текстов в прозаическую романную структуру, формирование разностильной тональности за счет приема иронии и так далее. Но, быть может, главное, что сближает Пикока с романтиками, это его преданность этико-эстетическому идеалу, воссозданному в его романах.
Одна из главных особенностей эстетической теории Т.Л.Пикока, отражающей его концепцию литературного процесса, заключается в критическом соотнесении закономерностей развития современной и античной литературы. Таким образом, писатель, творчески применив миф древнегреческого поэта Гесиода о циклической смене эпох, принципиально изменил функциональное назначение этого мифа: идея цикличности, воплощенная в эссе «Четыре века поэзии», связывает воедино разнородные элементы его концепции истории литературы (изменения в жанре, стиле, понятии авторства, этической составляющей, функционировании формы). В эстетике Пикока воссоздана своеобразная многомерная циклическая концепция, где повторение основных закономерностей и процессов на каждом из этапов развития литературы позволяет говорить о родстве явлений древней и современной литературы.
Т.Л.Пикок рассматривает развитие европейской литературы как своеобразный ритм, когда основные тенденции одной эпохи отвечают сходным явлениям другого периода, тем самым доказывается положение о преемственном развитии европейской литературы.
Также во взгляде Пикока на задачи литературы можно увидеть близость идеям трактата Р.Форсайта «Принципы моральной философии». Одним из слагаемых элементов концепции эссе «Четыре века поэзии» служит мысль Форсайта, выраженная в первой главе «О вкусе»: об исторической сущности искусства как порождении определенного этапа в истории цивилизации. Пикок на первый план выдвигает /раскрытие исторической роли литературы на разных этапах развития цивилизации, в то же время преуменьшая самоценное значение литературы как искусства.
Многие идеи, выраженные в эссе Пикока «Четыре века поэзии», проясняются из своеобразного литературно-философского диалога, который с Пикоком ведет Шелли в «Защите поэзии». Особая расстановка акцентов в названной работе позволяет яснее представить, в частности, проблему поэзии как особого рода искусства.
Диалог Пикока с античной традицией, развивавшийся в русле актуализации интереса к античности в Англии XIX века, нашел широкое и многоаспектное отражение не только в эстетике, но также и в художественном творчестве писателя.
Творчество Т.Л.Пикока, отражая определенную динамику литературного процесса, внутреннее драматическое движение мысли, выразилось в разработке своеобразной жанровой модификации романа — «романа-дискуссии», «романа-идеи», при этом особое значение имели актуальные идеи и политическая ангажированность. Названные факторы явились причиной формирования особой поэтики романов Пикока, обусловленной дискуссионным характером эпохи.
Жанровая поэтика романов Т.Л.Пикока, развиваясь в контексте интеллектуализации английского романа, тяготеет к синтетической жанровой природе, включающей такие античные жанровые формы, как философский диалог, симпозиум, мениппова сатура, древнеаттическая комедия.
Повествовательный дискурс романов Пикока являет собой своеобразное экспериментальное поле, где строгой оценке подвергаются достижения жанра.
Экспериментаторство в жанровой модели романа привело к расщеплению романного ядра и перегруппировке отдельных элементов в новую структуру. Романный дискурс осложнен пародийной рефлексией, что проявляется, в частности, в системе персонажей, особенностях сюжета, конфликта.
Античные литературные традиции нашли воплощение в сюжетных мотивах романов Т.Л.Пикока, системе персонажей, их характерах и поэтике имен. Так, обладая изначально определенным семантическим потенциалом, имя в романах Пикока реализует значимые из уже имеющихся ассоциаций и приобретает новые. Также имена позволяют при максимальной экономии речевых средств дать представление о том, как автор видит свой персонаж, к каким историческим событиям, политическим, философским и эстетическим концепциям апеллирует.
Интеллектуализм романов Т.Л.Пикока проявляется в богатстве античного аллюзивного и цитатного материала, насыщении содержания авторского комментария античными текстами и реалиями.
Особое значение в аллюзивном дискурсе романа принадлежит сравнениям с мифологическими образами. Мифологический прототекст, составленный из разнообразных мифов и произведений античной литературы, являет собой обширный культурный пласт, который служит различным целям писателя. Одной из важных функций аллюзии можно считать функцию раскрытия эстетической концепции писателя.
Прием цитирования обладает важным идейным содержанием. Цитаты, употребленные в определенном контексте, позволяют наглядно представить актуальные проблемы, волновавшие современную Пикоку Англию в свете представлений об античном идеале и эстетических образцах.
Для Пикока характерно стремление определенным образом выделить, подчеркнуть ту или иную мысль в своем произведении, экономно и глубоко охарактеризовать явления действительности посредством художественных образов мирового искусства, в частности, мифологии.
Прием цитирования особенно важен в композиции диалога. Показательно, что цитата во многих случаях является отправной точкой в его развитии. Важно заметить, что аспекты освоения античности в романах Пикока взаимообусловлены. Литературные эпиграфы в романах Пикока также во многом характеризуют духовный мир писателя, его интересы, эстетические предпочтения, что обеспечивает личностную характеристику автора, которого по праву можно назвать горячим эллинофилом. Благодаря системе эпиграфов можно обозначить парадигму автора как художественной личности.
Особого рода расстановка акцентов в системе эпиграфов отражает основные положения эстетической системы Пикока. Содержанием эпиграфа часто служат переводы античных текстов, выполненные самим Пикоком, что способствует воссозданию колорита античного мира, а также организации особого лексико-стилистического строя романа.
Система организации эпиграфов в процессе эволюции творчества Пикока подтверждает идею углубления внутренней связи эпиграфа с текстом.
Эпиграфическая манера в творчестве Т.Л.Пикока развивалась в прямой связи со всем творческим развитием писателя. Система эпиграфов в итоговом романе Пикока «Усадьба Грилла» подвергается переосмыслению в соответствии с новыми эстетическими требованиями эпохи повышенного внимания к интеллекту.
Вопрос о роли примечаний в «гипертексте» прозы Пикока раскрывает особенность отношения автора к античному наследию, выражает идею композиционного единства его произведений, состоящих из эпиграфов, предпосланных всему тексту и, как в романе «Усадьба Грилла», каждой главе в отдельности, собственно художественного текста и примечаний.
Органичное развитие и обогащение художественного текста следует искать в примечаниях, где Пикок не только описывает мифологический образ, мотив, феномен культуры, но и дает дополнительную модель авторского взгляда на события, происходящие в мифологическом времени-пространстве. Благодаря соотнесению авторской точки зрения в примечаниях и динамике мифологического повествования можно говорить о сюжетном взаимодействии текста в примечаниях и художественного текста.