автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Античные образы и мотивы в поэзии Йоргоса Сефериса

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Светличная, Евгения Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Античные образы и мотивы в поэзии Йоргоса Сефериса'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Светличная, Евгения Ивановна

ВСТЛШЕНИЕ.(с. 3-32)

§ I, Античность в новогреческой литературе (с.3-18).

§ 2. Цель, задачи и структура диссертации (с. 19-20).

§ 3. Обзор библиографии (с.20-24).

§ 4. Некоторые исходные положения (с.24-32).

ГЛАВА I. ПОЭТИКА Й.СЕФЕРИСА.(с.ЗЗ-П4).

§ I. Период французского влияния. Сборник "Поворот" (с.33-36).

§ 2. Период английского влияния. Сборник "Миф-история" (с.36-37),

§ 3. Дальнейший жизненный и творческий путь поэта (с.37-40).

§ 4. Анализ стихотворения "Отречение" (с.40-51).

§ 5. Анализ стихотворения "Аргонавты" (с.52-69).

§ 6. Анализ сборника "Миф-история" (с.69-81).

§ 7. Анализ поэмы "Дрозд" (с.81-107).

§ 8. Заключение (с.107-114).

ГЛАВА 2. АНТИЧНЫЙ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Й.СЕФЕРИСА. с.115-180).

§ I. Образы исторических лиц (c.II5-II7).

§ 2, Образы богов (с.117-119).

§ 3. Образы мифических героев (с.П9-120).

§ 4. Географические образы (с.121-122).

§ 5. Цикл мотивов Троянской войны (с.122-135).

§ 6. Цикл мотивов из мифов об Атридах и Эдипе (с.135-151).

§ 7. Цикл мотивов из мифов об Одиссее и аргонавтах (с.151-166).

§ 8. Тема Аида (с.166-174).

§ 9. Понятия судьбы и справедливости (с.175-176).

§ 10. Тема любви. Образ Афродиты (с.176-179).

§ II. Тема творчества (с.179-180).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Античные образы и мотивы в поэзии Йоргоса Сефериса"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До этого мы анализировали античность в творчестве Сефериса, постепенно переходя от образа к образу, от идеи к идее; и хотя в каждом случае пытались выяснить конкретный источник, общего вопроса об античных источниках мировоззрения поэта перед собой не ставили. Попробуем упорядочить в этом плане результаты нашего анализа. Идейная концепция Сефериса в её античном аспекте сложилась, презде всего,под влиянием Платона, Эсхила и Гераклита. Философия Платона явилась для него источником сознания гармонии г и красоты мира и бытия, а также тезиса "познание через мышление"; творчество Эсхила - источником ощущения трагизма и тезиса "через страдания - учимся". Эти идеи сближаются через Гераклита. Прежде всего,в направлении Гераклита дополняется Платон. Оба философа- диалектики, но у Гераклита диалектическая тема выражена более напряженно и остро. Она дисгармонична. И поэтому Сеферис, очень сильно ощущающий дисгармоничность современного мира, смотрит на Платона сквозь Гераклита. При этом Платон несколько трагизирует-ся к сближается с Эсхилом. Идущие от них идеи можно свести к общему знаменателю, довольно безличному и менее выразительному, чем Платон и Гераклит в чистом виде. Таким знаменателем для Сефериса становится стоицизм, которому присущи и уверенность в высшей мировой гармонии, и трагизм необходимости переносить в круговороте судьбы все тяготы и превратности жизни. При этом учение стоиков дает поэту более практическую этическую программу, чем её могли сформулировать Платон, Гераклит и Эсхил.

Складывающаяся таким образом основа идейной концепции поэта в её отношении к античности представляется следующей:

ТРАШЗМ t

Познание через страдание I эс хил

ДИАЛЕКТИКА т единство и борьба противоположностей, справедливость и возмездие I

ГЕРАКЛИТ Практические выводы: стоицизм

Затем эти идеи реализуются в текстах в образах, восходящих, отчасти, к тем же авторам, отчасти - к другим, или же принадлежащих самому поэту. Главный источник образов, выражающих идею гармонии мира и бытия - Платон, у которого Сеферис заимствует космическую модель и образ звезд как символа бессмертия души и вечного круговращения идей, мыслей и вещей в мире. Практически это круговращение осуществляется посредством любви - чувственной, духовной и любви как эротического восхождения души. Образы, выражающие эту идею (женские - Кирка, Елена, Антигона, Афродита; образы плодов, целебных трав и т.д.), складываются в творчестве поэта под воздействием Платона, Еврипида, Гомера, Стесихора, Эсхила, Гесиода, Пиндара, Гомеровских гимнов. Всеобъемлющим символом бытия, все вмещающего в себе и все рождающего из себя, у Сефериса является образ моря - традиционный как для древнегреческой, так и для новогреческой литературы, однако, у него отмеченный влиянием,прежде всего, Эсхила.

Идея познания, в основе которой лежит платоновская теория

ГАРМОНИЯ

Познание через мышление Jr

ПЛАТОН познания в процессе мышления (дополняемая восходящей к романтикам и символизму идеей познания в процессе творчества) и идущая прежде всего от Эсхила идея познания через страдание, дополняется платоновской идеей познания как эротического восхождения души и идеей познания кал усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями. Каждая из них представлена целым рядом конкретных образов.

Познание через страдание: образ Эдипа, восходящий к "Эдипу в Колоне" Софокла; образы Агамемнона и Ореста, основанные на "Агамемноне" и "Хоэфорах" Эсхила, и,отчасти, на "Электре" Софокла; восходящие к Гомеру образы Астианакса, Гекубы, Аццромахи; а также образ Аида, сложившийся в творчестве поэта под влиянием Гомера, Платона, христианской мифологии и народной поэзии.

Познание в процессе мышления и творчества: образ Одиссея, сложившийся на пересечении гомеровского мотива странствий, посещения подземного мира мертвых и идей Гераклита и Платона о познании как поиске; образ Аполлона и посвященных ему пальмы и лебедей; восходящие к общеантичным представлениям образы света, солнца и противопоставленный им образ светлячков; общеантичный, однако, отмеченный влиянием непосредственно Платона и Гомера, образ глаз как основного инструмента познания; образ пещеры, восходящий, отчасти, к Платону, отчасти, к Еврипиду; идущие от Платона образы идолов, зеркал, отражений; сложившийся под влиянием Гомера образ Протея.

Познание как эротическое восхождение души: образ Эльпенора, в котором гомеровский мотив наполнен содержанием, идущим от Платона; образ еврипидовского Пенфея и самого Еврипвда; идущий к Сеферису через Плутарха от Аристотеля образ Силена.

Познание как усвоение опыта и знаний предыдущих поколений: образ царя Асины, источник которого - Гомер; образ Андромеды, света, солнца, золотых вышивок, масок, бахромы, золотого покрова, до.рического хитона, вестников, гонцов и статуй.

Идея единства и борьбы противоположностей, противоречивой сущности всех явлений и вещей в мире в творчестве Сефериса выражается, главным образом, уже самой амбивалентностью значения всех создаваемых поэтом образов, описываемых событий и явлений. Однако наиболее ярко она представлена в гераклитовском образе реки, образах моря, света, лестницы, соединяющей подземный и земной миры; гераклитовском образе Аида, тождественного Дионису, и восходящих к Гомеру и Эсхилу образах "ангельского и черного" света и дня.

Образы, выражающие идею справедливости и возмездия, сложившуюся под влиянием Анаксимандра, Гераклита и утвердившуюся в сознании поэта под воздействием творчества Эсхила и Платона, распадаются на три группы: I) олицетворяющие"хррig ; 2) олицетворяющие "Атт} или предвещающие её; 3) олицетворяющие последствия "Атг) и жертв её. К первой группе относятся, по большей части, образы, связанные с поэзией Эсхила: Атриды, Клитем-- нестра, Агамемнон, Орест, Этеокл и Поленек, Арес; образ Троянской войны, отмеченный влиянием не только Гомера, но Эсхила и Еврипида; идущий от Еврипида образ Медеи; имеющий своим основным источником Платона, Макриянниса и Гесиода образ тирана; и примыкающие к нему образы охотника,"покинувших палестру1}, деревянного коня, Циклопа и Сирен. Вторую группу образов составляют: Эринии и Эвминиды, соотнесенные с одноименными образами из трагедий Эсхила; Горгона, Гидра, монеты, клепсидра, Мойра, Гераклитовское Солнце, Аид, вестники, гонцы и море. К третьей принадлежат образы: Одиссея, Эльпенора, спутников, Сократа, "добровольного марафонца',' источников, каменоломен, черных Симп-легад, современного мира как "бесплодной земли" и Аида; Сизифа, Гекубы, Астианакса, Андромахи, Приама, Тевкра, Аянта, а также, отчасти, образы Клитемнестры и Медеи.

 

Список научной литературыСветличная, Евгения Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Маркс К. и Энгельс Об искусстве. В 2-х т. (сост. М.Лифпип). - М.: Искусство, 1976, - т.1. - 275 е.: т.2 - 719 с.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. О литературе. М.: Ж. Г.Объед., 1933. - 207 с.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.21,с.23-178.

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 3-е доп.изд.- М.: Худ.лит., 1967. 822 с.

5. Ленин В.И. О культуре и искусстве. М.: Искусство, 1956. - 572 с.1. Тексты. Й.Сефериса6. ££ф£рт)д Г. Поiфата.4—Л £и5. 'A-Srfvai,"Imрод, 1963.-290 ae\«.7. 2ecp£pTig Г. По i фата.5-т) £и5. 'A-ftriva i, "1карод,19б4.-ЗЗЗсг£:А.

6. JE\/U)viKii dv£o\6yi,a trig vfag тсоьфешд-.'ASi'Jva, "Ауиирад, 1974. ae\. 452-475.1. Другие работы Сефериса

7. Г. AoKi^g. 'A-'^vat, 1962.-451 сте\.

8. Seferis G. A poet's journal. Days of 1945-1951. Cambridge (Mass.)j Balknap.press of Harvard univ.press, 1974. 206 p.

9. Seferis G. 10 e Kavafis. Pres.da F.M.Pontani. -"Fiera litteraria", Roma, 1963, 17 nov., anno 18, H 46, p.1-2.

10. Seferis G. Letter to a foreign friend. Poetry, Chicago, 1964, oct., vol. 105, H 1, p.50-59.

11. Seferis G. On the Greek style. Selected essays in poetry and Hellenism. Boston, Toronto. The Atlantic Monthly-Press. Book.Little Brown, 1966. 196 c.

12. Seferis G. The art of poetry, XIII. Paris rev., 1970, Pall. N 50, p.57-93.

13. Seferis G. T.S.Eliot in Greece. In: T.S.Eliot.

14. A symposium compled by Richard March and Tambimuttu, London, 1948.- p.126-135.1. Работы, о Й.Сеферисе

15. Гечев Ст. Г.Сеферис национален и модерен. - Литератур-на мисъл, София, 1975, т. 19, № I, с.44-50.

16. Ребер К. Вечер у Зефериса. За рубежом, 1964, 4 января, с.30.

17. Синопулос И. Бяяата страница. Септембри, София, 1976, 4 май, В 4, с.234-239.

18. Черншпова Т.Н. Грецышй поет Йоргос Сеферис. BcecBi®, 1966, & 6, с.101-103.

19. Якушева Л.Б. Некоторые ритмические и интонационные заикономерности верлибра Г.Сефериса. ЙНОН СССР. Библиографический указатель. Новая советская литература по общественным наукам. Языкознание, 1983, Л 10.

20. Якушева Л.Б. Семантика и типология поэтических текстов Г.Сефериса. ИНОН СССР. Библиографический указатель. Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение, 1983, }Ь II.

21. Якрюва Л.Б. Лексико-семантичеекая структура "Романа-мифа" Георгиоса Сефериса* В кн.: Структура текста - 81. М., "Наука", 1981, с.153-154.32. 'Aqpi^pupa crxov r.Secp^prj. N£a *ЕатСа, 'A-Oi^vct, 1-972, N 1087 - 1578.

22. Tia -cov Secpfpr), Тцпугьио d(pi£pojia ах a xpidvxa. xp^via xffg "STpoErfg". 'A-O^va, */1народг19б1. /489 ae\.

23. Kpavi6i6xr)g N. тшьлхлд F»Zeqj£pT}c;. AeuHoafa, "Kuupianwv Ypa|iu£xu)v" ,1955. 50

24. Bedton R. The poet's predicament. limes literary suppl. London, 1975, vol.14, N 3844, p.13-64.

25. M.Briceno. La angustia poetica de Seferis. Caracas,1971. 84 p.

26. Heise H.-J. Giorgos Seferis. Die Maske des Archaischen. In: Heise. Das Profil unter der Maske. Dusseldorf, 1974,1. S.77-82. "

27. Keeley E. T.S.Eliot and the poetry of Seferis. -Comparative Literature, Eugene (Oregon), vol.8, N 3» sum. 1956, p.214-226.

28. Keeley E. George Seferis.,- Encounter, London, 1972, vol.38, U 3, p.37-43.48. keeley E. Seferis and "Mythical Method". Comparative Literature Studies. Urbana, voi;6, N 2, 1969, p.109-125.

29. Keeley E. Seferis' Elpenor. A man of no fortune. -Kenyon review, Cambier, 1966, June,. vol.28, Ж 3, p.378-390.

30. Kubiak Z. Seferis i . nowa poezija grecka. Tygodnik powszechny, Krakow, 1963, 22-29/XI, IT 51-52, p.7.

31. Lange V. Classicist of exile. Hew republic, Washington, Feb. 17, v.158, IT 7, p.28-29.

32. Lacarriere G. Les prisons du soleil. Houvel observateur, Paris, 1971, mai-juin, p.32-33»53» Lapouge G. II a mis dans sa poesie tous les mots de la mer. Figaro lit., Paris, 1963, 2 nov., annee 18, N 915, p.7.

33. Les prix Nobel en 1963. Comite des red. K.M.G. Siegbahn. Stockholm, 1964. 332 p.

34. Levi P. Seferis*Tone of Voice. In: Modern Greek writers Solomos, Calvos, Matesis, Palamas, Cavafy, Kazandzakis, Seferis, Elytis. Ed.by E.Keeley and P.Bien. Princeton (N.J.), Princeton univjf press. 1972, p. 171-190.

35. Mirambel A. Georges Seferis. Prix ITobel 1963* Paris, Les belles lettres, 1964» 74 p.57• Mirambel A. Georges Seferis et la langue poetique dans la Grece moderne. "Revue des etudes grecques", Paris, 1966, jl.-dec., t.79, N 376-378, p.660-697.s"

36. Omaggio A' Seferis. Liviana editrice in Padova, 1970. 244 p.

37. Picon G. Visages de Seferis.' Houvel literature Paris, 1963, 31 oct., annee 41, N 1887, p.1, 3.

38. Pojfctulas G. Historia, nostalgia i mite. Marges, Barselona, 1980, N 20, p.23-33.

39. Rossani W. L'odissea de Giorgio Seferis. In: Rossani W. Patriachi del Novecento, Milano, 1974, p.168-171.

40. Scott-Rilvert I. The Odyssey of Seferis. Hew statsman, London, 1969, June 13, vol.77, N 996, p.844-845.

41. Thaniel G. George Seferis1 "Thrash.11 and the poetry of Ezra Pound. Comparative Literature Studies, Urbana, 1974, vol.2, 3J 4, p.326-336.

42. Thaniel G. George Seferis1 "Thrash". A modern descent. Canad.rev.of comparative Literature; Dunsview, 1977, vo.4, p.89-102.

43. Thaniel G. George Seferis* "Thrash" and T.S.Eliot's "Pour Quartets". Neohelicon, Bp. 1976, t.4, N 3-4, p.261-282.

44. Tsatsos G. Mon frere Goerges Seferis. Rev.des deux mondes, Paris, 1976, U 12, p.576-591.

45. Vitti M. Ghiorgos Seferis. Firenze, La Nuova Italia, 1978. 143 p.

46. Zahareas A.N. Georges Seferis. Myth and history. -Books abroad, Norman, 1968, vol.42, N 2, p.190-198.1. Новогреческая литература

47. Арш.Г.Л. К вопросу об идейном воздействии Великой Французской революции на балканские народы (неизвестный текст конституции и "Военного гимна" Ригаса Велестинлиса). В сб.: "Французский ежегодник, 1963". М., Наука, 1964, с.340-343.

48. Данова Н. Нашоналниет въпрос в гръпките политически програми пред XIX в. София, Наука и изкуство, 1980.335 с.

49. Жечев М. Гръики литературни паралели. София, Наука и изкуство, 1979. - 206 р. (Особенно глава "Георгиос Сеферис или красота назря/гото творчество", с. 146-157).

50. Жечев М. Гръпката поезия между двете световни войни (Бълг.акад.на науките. Инст.за Балканистика).- София: йзд-во на Бълг.акад.на науките, 1983. 339 с.

51. Жечев М. Поглед към совремешата гръцка литература. София, Наука и изкуство, 1975. 163 с.

52. Жечев М. Револющонните традиции в съвременната грълка поезия. В кн.: Идейно-художествени особености на съвременния литературен процес, София, 1975, с.241-248.

53. Ильинская С.Б. Константин Кавафис. (На пути к реализму в поэзии XX века). М., Наука, 1984. 318 с.

54. Ильинская С.Б. Поэзия греческого романтизма. В кн.: Развитие литературы в эпоху формирования наций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Романтизм.М., Наука,1983,с.II5-I4I.

55. Ильинская С.Б. Проблемы формирования реализма в греческой литературе XIX века. В кн.:Реализм в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Пути и специфика литературного развития в XIX в. М., Наука, 1983, с.281-303.

56. Ильинская С.Б. Поэзия Сопротивления в послевоенной Греции. М-., Наука, 1974. 194 с.

57. Молескис Г. Восприятие В.Маяковского в Греции и его традиции в современной греческой поэзии: Автореф.дис.на соиск. учен.степ.канд.филол.наук. М., 1982. 23 с.

58. Мачос Я. Дионисиос Соломос. "Вопросы литературы", М., 1964, В 2, с.112-126.

59. Мочос Я. Великий поэт Греции. В кн.: Костис Паламас. Избранная поэзия. М., Худ.лит., 1970, с.3-12.

60. Мочос Я.Жизнь и творчество Дионисиоса Соломоса5 Автореф. дис.на соиск.учен.степ.канд.филол.наук. М., "Н", 1964. 16 с.

61. Мочос Я. Костас Варналис и литература греческого Сопротивления. М., Выс.школа, 1968,- III с.

62. Мочос Я. Бути влияния Октября на революционную литературу Греции. В кн.: Великая Октябрьская социалистическая революция и мировая литература. М., Наука, 1970, с.538-547. .

63. Мочос Я. Современная греческая литература. М., Наука, 1973. 325 с. (особенно глава "Й.Сеферис и поиски новых форм выразительности").

64. Полевой В.П. Искусство Греши. М., Сов.худ., 1975. -445 с.

65. Сабо К. Современная греческая литература в зеркале новейших советских исследований. Annales Univ.scientiarum budapestinensis de R.Eotva nominatse. Sect.philol.mod., 1978, t.9, p.85-100.

66. Соколок В. Миологические мотивы в творчестке Янниса Рипоса: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.филол.наук. Киев. 1977. 23 с.

67. Спатис Д. Становление реализма в новогреческой драме конца ХП-нач.ХХ века: Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд. искусствоведения. М., 1979. 22 с.

68. Томашевская М.Н. Реалистические тенденции в творчестве Костиса Паламаса. В сб.: Реализм в литературах стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Пути и специфика литературного, развития в XIX веке. М., Наука, 1983, с.304-312.

69. Ходзинис Я. Насоки и проблеми, на съвременната гръцкалитература. Септември, София, 1966, ЛГэ 2, с.243-246.92 . 'AvTOSvKfdri 2. N£a репчатое axrjv veoeMrjviKrj koyoTEXvCa.

70. Nia 4Eox fa, 'A^va ,1949 ,cr.46 Л127-И28.

71. Aiy^prjg ' ZrixfftiaTa xrfg КоуохгууСссд iag. 'A^va, 2I5yxpovti ITCOX??, 1979.-221 ae\.

72. Абу£рт)д м. fkndvш. 1к5. N& хёхщ /без места и даты издания /. a.I 415 оек*

73. ВоитьерСб'пд *Н., Etfvxoirn tcrcfpCa xrfg VEOE\\r)vi>ir}g \oyoTexvfag / 1860-1930/. ,Патсаогцаfag, 1976.-426 ask.

74. ГешруГои Т. Г.РСтаод,о tcolttis тт)д Pci}(iio6N5vr.g,-Necf 1% oxtf, £ Р85,19 6 9, as к . 8-9.

75. AeXtivx) 'А. То бгщот lh6 трауо1>6|, каь л atfyxpovii тсоь^ат)*-Pox6vxa ,-I-97Ij0re?L.303-3I0.

76. Arniapdfg К. 'ioropCa xf)g veoeWriviH^g XoYOTexvfag. JAuo tic тхрсйтед рСбед tog t<£v inoxv 2-т) енб» 'A-fh^vx, "Inapog, (I95-)» a.I 474 aek.

77. ДтрарйЕд NeoeMt) vinos 6i,acptihi.cri6s. *A-9^va, 'Eptiffg, 1977,— -524 aeA.100. ©гоббЗрои B. I4(£vvr.S Р£тстои*6р£сл;т)д. ,Етсь-9е(5рт]аг1 т£х^т}д, J-966, dp. 143-144 ,ae\. 501-502.

78. Kaiarofvng 'А. 'icrropCa xrfg eAAr)vi,H.r)S \oyoT£XvCag.,4-r) £к6» 'A^va,Ko\\(!fpog,(I93- ) * 376102. *4xpavTc5vr)S *A. Etaaytiiyr) ve(Stept) ti;o llfor). *A-&^va ,ДГфрод~, 1952. 260

79. Kapav-c(5vng 'Arco xov ug tov Huptp^A.^» 'AS^vo:, Кол^род,1965. 334 cre\.

80. KapavxeSvrjg fA. NeoeA\r.VTi>tr) \oyoTexvfa: $uaioyvw|.ifeg. 'A^va,

81. Пат1а6фад,1977. <7.2 647 oe\* »

82. KapavT(5vr.g *A» *H ZavTopCvt) на l r' atfyxpovri rcoLfjar] tiag» -- 2то: Про.ВoA.€g, A''''A-&f) va, 1965 ,cre?\. .89-107•

83. KapavxcSv^g 'A. *H uoufcrr) flag цета tov 2ефёрг\. 'A-S^va, AO)\(5vt),I976. 381 aeX*107. &орбйСтод Г»К. *1сгтор£а xrfg veoe\\r)VLKr)g AoyouexvCag* ('Атсо то 1453 wg то I961). *A£^va ,В|.р?аЕк5от1кг) <5ка6тщСад,^962* avl 446 2 - 452-844 ae\.

84. Airffxaog A. (нирааасинкт. катаатрофл сгтг) veoeAAtivikt] \oyoTEXvta.'А^а^Эбб. 33 cte\.

85. Лшиар6&ши\.од- Г. М^рька тсрорМ^шта ttfg crtfyxpovng TtoL^arig.--,Етс1-&е(5рт)СУГ) Tfx^C,I965,lav--9ePp, ,Ы 97-98, aeiV.,51-60.1.'6

86. Мастхробт^хр^д П.А„ ЕИсгаушуг) oxrj veoe\Ar)vtH.rj ф|Ло;\.оуСа. * A-$f) va,Патсо; Cficrr)С, 1976 • -282 сгеХ.

87. Мг)то'<£кт.д; К, Neo£A.\r]vlht) тсеСоурафСа:*Е yevia тои'ЗО.'A-S^va, %E\\r)V. mxi.6e.fa ,1977* 161 creX.

88. Мера,мАт)д М. fH iova£t'a. на I т^ uoi^ari.^O £?Ja.Vi,Hog Tupinbg \$уод тцд хе\еихаГад еСносгаехСад.- ,E7ti-&£(5pT]CT'n x£xvr)S>1963,u<?pti,os"j1. N9 9 fOeK,223-§66 *

89. ИЗ. МЕраиЛт)д M. *Н crt5yxpovr. £ЛЛт)У1иг] Aoyoxexvfa ( 1945-1970 ). а»I. IToi.'flaTi.QeaaaA.ovfHrij^Ho. Kuvaxavxivf6T),I97I«-II5 сгеЛ»

90. ПаЛяц^д К. Та xp^vta |iou ж\ та хаР'с^а цои.*Н тсоь^сгг) цои. 'А^уа,Коис£род,1933» ar.I 198 c&h.

91. ПетрСбг} К. *А%о xov ПаАхфа ыд xov IGapcfwrj. *A-&^va,I96l.- НО

92. По\?тг)С Лл*Н puCavTLvr) H?a}povoifa наu q \а1*иг| ткхрйГбоат).-Ша *Ecrxfa ,cr.44,I5 toia. 1948, aek.,901-909.

93. Pfxcrog Г» Ме\£т£д yta то £pyo xou. ^£fjva,Aioy6vTig,l975.~- 252 creTu

94. PojC^v^S ДоигцСа Kpi,xiKrg: *0 цй-Оод наг xo тсерСрАлцха. ,A^va,I976.-l52 сте\.

95. Г» To dpx&to К.П. Ксфсйрт). 'A-^va,1964.-97 ozk*

96. Tafpnag I. *0 Карс£фТ}д иа\ л £тсохт. тоъ» 5 £и6. K£5pog,I973. 498

97. Ф?иЗрод Д, То bHupaataaxLHo 5pdf(j.a crxrj A.oyoxexvfa nai axr}v х£хщ* %Tfaj 1969,15.1, Ц997, ае^.^-Хгб.

98. Xc£pr)g П. xO на ivotfpiog (i^og (тохАдСо!. nai v£oi).~ N£a 'Eaxfa,1962,15.2, Ы999, ae\»2l4 217.

99. Analogies of light. The Greek poet Odysseus Elytis.-Book abroad, Norman, 1975, vol.49, N 4, p.627-716.

100. Anghelou A. Litterature et histoire en Grece. -Synthesis,Buc., 1979, N 6, p.37-42.

101. Bien P. Constantine Cavafy. N.Y.-London, Columbia univ.press, 1964.- 48 p.

102. Bien P. Kazantzakis and the Linguistic revolution in Greek literature. Princeton (N.J.). Univ.press, 1972. -291 p.

103. Bien P. Myth in modern Greek letters with special attention to Yannis Eitsos's "Philoctetes" Book abroad, Norman, 1974, vol.48, N 1, p.15-20.

104. Bowra C.W. Constantine Cavafy and the Greek past.-In: Bowra C.W. The creative experiment. Grove press. INC, N.Y., 1958, p.29-60.

105. Bowra C.W. Problems in Greek poetry. Oxford, Clarendon press. 1953.- 171 p. ( особенно вводная глава).

106. Campbell G., Sherrard Ph. Modern Greece. London. Ernest Benn Limited, 1968. 462 p.

107. Chadzinikolau N. Odysseas Elytis. Nobel, 1979.-Poezja. W-wa, 1980, N 1, s.10-11.

108. Demos K. The Neo-Hellenic Enlightenment, 1750-1821.-Journal of the History of ideas, N 19, 1958, p.523-541.

109. Dickey W. One Alexandrian some Greeks, and others.-Kenyon review. Jellow Springs, 1961, vol.23, N 4, p.702-709.

110. Dimaras C. Literary renaissance. Modern tendencies in poetry and fiction. Atlantic, 1955, dun-®» volT95, 1J 3p.142-146.

111. Dimaras C. Modern Greek Literature. Albany (N.Y.), State univ.of New York press, 1972. 539 p.

112. Doulis T. Disaster and fiction: Modern Greek fiction and the Asia minor disaster of 1922.- Berkeley etc. Univ. of California press, 1977. 313 p.

113. Eklund B.-L. The ideal and the real. A study of the ideas in Kostis Palamas. Goteborg, 1972. 147 p.

114. Embirikos A. La Renaissance cretoise. XII-е et XVII-e silcles. Paris, Les belles lettres, 1960. 300 p.

115. Friar K. Greek Poems of the 20th centuery. Poetry, Chicago, N 78, 1951, p.145-184.

116. Friar K. Post-war Greek poets. Poetry, Chicago, vo.39, H 2, p.99-107.

117. Fiedler Th. Brecht and Cavafyc-Comparative literature, Eugene, 1973, vol.25, H 3, p.240-246.

118. Fiedler L. Greek mythologies. Encounter, London, 1968, Apr., vol.30, U 4, p.41-55.

119. Keeley E. Cavafy?s Alexandria. Study of a myth in progress. Cambrige (Mass.). Harvard univ.press, 1976. 196 p.

120. Kerenyi К. Streifzuge eines Hellenisten. Von Homer zu Kazantzakis, Zurich, Rhein-Verl. 108 s.

121. Kedros A. Les enfants d*Homer, Litterature grecque contemporaine. Nouv.lit., Paris, 1963, 23 mai, annee 41,1. U 1864, p.6.

122. Knos B. L'histoire de la litterature neogrecque. La period j^esqu'en 1821. Stokholm, Almqivist and Wiks^ll, 1962. - 690 p.

123. Lamm U. Der Einfluss Hietzsches auf die neugriechi-she Literatur. Hamburg, 1970. - 218 s.

124. Laoudaras B. Ideas and Ideals in Contemporary Greek Literature. Balcan studies, Thessaloniki, s.9, H 1, 1968, p.155-166.153« Lavagnini B. La letteratura neoellenica. Milano, "Accademia", Firenze, Sansoni, 1969. 345 p.

125. Levesque R. Domaine grec (1930-1946). Gen6ve, Paris, Ed-s des Trois collines, 1947. 249 p.

126. Liddell R. Cavafy. A critical bibliography. London, Duckworth, 1974* 222 p.

127. Lorenzatos L. The lost center and other essays in Greek poerty. -Princeton (H.J.) /cop.1980/. 200 p.

128. Maskaleris Th. Kostis Palamas. K.Y., 1972.- 156 p.

129. Matsas A. Contemporary poetry and drama in Greece.-Bulletin of the Gohn Rylands. Library,Manchester, vol.27,1. H 1, 1942, p.106-125.

130. Mirambel A. La litterature grecque moderne. Paris, Presses univ. de Prance, 1965» 126 p.

131. MirambrlA. La place de la 5т)м.отьнУ) dans les lettres neogrecques. Etudes balkaniques, 1969, v.1, p.55-62.

132. Mirambel A. Les sources,populaires du roman neo-grec. "Revue des etudes Sud-Est еигорёеппез", Buc., 1964, t.2, К 1-2, p.3-15.

133. Pinchen G.L. Alexandria stills Foster, Durrell and Cavafy. Princeton (N.J.), 1977. 245 p.165» Politis L. A history of modem Greek Literature. Oxford, Clarendon press, 1973. 338 p.

134. Pontani M. Fortuna greca di Ungaretti. Padova, 1972. 71 p.

135. Pontani M. Poeti greci del*900. Ins Terzo Programma. (Torino), EPI, 1962, n.3, p.323-325.

136. Prevelakis P. Nikos Kazantzakis and his Odyssey. A study of the poet and the poem. U.Y.Simon and Schuster. 1961. 192 p.

137. Procopaki Ch. Yannis Rxtsos. Une etude de Ghrysa Prokopaki avec un choix de textes,.

138. Paris, Seghers, 1973» 190 p.

139. Raizis M. Dionysios Solomos. N.Y., 1972. 158 p.

140. Scoff-Rilvert I. Hellenic revival. United Nations World. London, c.1, II 9, dim. 1949, p.356-358.s

141. Sideras A. Entwicklungsphasen der Ueugriechhischen Literatur. Ztschr.fur Balkanologie, Mimchen 1980, Ig.16, S.186-200.

142. Sherrard Ph. fhe Marble Threshing Floor. Studies in Modern Greek Poetry. London. Vallentine, Mitchell, 1956.- 258 p. (особенно p. 1985-232$ 240-241; 252-255).

143. Sherrard Ph. (составитель )• Ehe Pursuit of Greece. London. Murray, 1964* 291 p.

144. Theotokas G. La litt&rature Grecque au ZX-e si^cle.- La poesie a*Europe Paris, 15 dec. 1937, p.547»

145. Toynbee Ar. The western question in Greece and Turkey. A study in the contact of civilisations. H.Y. Fertig, 1970. 409 p.

146. Trypanis C. Greek poetry. From Homer to Seferis. Chicago. The Univ. of Chicago press, 1981. 896 p.

147. Tsakiridis V. Heugriechische Poesie. "Akzente", Munchen, 1968, ds*15, Hf.2, S.97-98.

148. Vassilicos V. Letter from Athens.- Poetry. Chicago, 1964, oct., vol.105, И 1, p.60-64.

149. Vitti M. Storia della litteratura neogreca. (Torino), EPI, (1971). 483 p.

150. Gung R. The contemporary greek influence on englich writers. Life and Letters. London, c.64, dan*» 1950,p.53-64.

151. Миф. Миф в литературе XX в. Техника интерпретации художественного произведения

152. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии. В сб.: О современной буржуазной эстетике. еып.З, М., Искусство, 1972, с.ПО-155.

153. Аверинцев С.С. Мифы. Краткая литературная энциклопедия. М., Сов.энциклопедия, 1967, т.4, с.876-881.

154. Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе. В сб. Античность и современность. М., Наука, 1972, с.90-102.

155. Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре XX века. Некоторые замечания. В кн.: Новое в современной классической филологии. М., Н., 1979, с.5-40.

156. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., Н., 1977. 320 с.

157. Аверинцев С.С. Судьба. Философская энциклопедия. М., Сов.энциклопедия, 1970, т.5, с.158-159.

158. Дцмони В.Г. Поэтика и действительность. I., Сов.пис., 1975, 310 с.

159. Анненский И. Античный мир в современной французской поэзии. СПб, 1908. 39 с.

160. Анненский И. Миф об Оресте у Эсхила, Софокла и Еврипи-да. СПб, 1900. 72 с.

161. Вейман Р.И. История литературы и мифология. М., Прогресс, 1975. 343 с.

162. Гаспаров М.Л. В поисках настоящего верлибра. Литературная учеба, 1980, И 6, с.208-211.

163. Гаспаров М.Л. Работы Б.И.Ярхо по теории литературы. Семиотика, т.4, 1969, с.504-514.

164. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом м1фовоззрении. Вопросы философии, 1969,1. Ji 9, с.88-98.

165. Грабарь-Пасеек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. М., Н;, 1966. 316 с.

166. Гусейнов Г.Ч. Мифологемы "судьбы", "правды" и "ритуала" у Эсхила*. Автореф.дисс.на соиск.учен.степ.кацд.филол. наук, М., 1979,-22 с.

167. Гусейнов Г.Ч. "Орестея" Эсхила. Образ моделирования действия. М. /Б.И./, 1982. 62 с.

168. Жовтис А.Л. О критериях типологической характеристики свободного стиха. Вопросы языкознания, 1970, й 2, с.63-77.

169. Жовтис А.Л. Проблема свободного стиха и эволюпия стиховых форм: Автореф.дисс.на соиск.учен.степ, д-ра филол.наук. Киев, 1975, с.45.

170. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., Сов.писатель, 1972. 114 с.

171. Зверев А. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. М., Н., 1979. 318 с.

172. Зелинский Ф.Ф. Античный мир. т.1, вып. 1-3, Петроград, изд.И.и.С.Сабашниковых, 1922. 99 с.

173. Зелинский Ф.Ф. Древне-грече екая религия. Петроград, Огни, 1818. 163 с.

174. Зелинский Ф.Ф. Идея возмездия в антично! трагедии и жизни. Русская мысль, 1912, кн. II, с.1-46.

175. Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Изд.3-е. Петроград, 1916. 464 с.

176. Зелинский Ф.Ф. Легенда "кургана псицы" . кн. : Театр Еврипида. М., изд.М. и С.Сабашниковых, 1916. с.295-317.

177. Ионкис Г.Э. Английская поэзия 20-го века. М., Высш. школа, 1980. 199 с.

178. Каграманов Ю. Уловки техники и парадоксы "неоархаизма". Вопросы литературы, 1973, № 5, с.89-110.

179. Кессиди Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и худ.творчеству. Вопросы философии, 1966, № 5, с.96-106.

180. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., Мысль, 1972. 311 с.

181. Козовик И. Миф о Елене в античной литературе; Автореф. дисс. на соиск.учен.степ.канд.филол.наук! Киев, 1969. 20 с.

182. Левин Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. Материалы к изучению поэтики Мандельштама, int. Journ.ofSlav.bing.and Poet.The Hague,Mouton, 1969, vol. 12,p. 106-164.

183. Леви-Стросс К. Структура мифов "Вопросы философии", 1970, № 7, с.152-164.

184. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., Учпедгиз, 1957. 620 с.

185. Лосев А.Ф. Гомер. М., Учпедгиз, I960. 350 с.

186. Лосев А.Ф. Мифология. Философская энциклопедия, М., 1964, т.З, с.457-466.

187. Лосев А.Ф. История античной эстетики. т.1, М., Высш.школа, 1963. - 568 е.; т.2, М., Искусство, 1969. - 715 с; т.З.М., Искусство, 1974. - 597 е.; т.4. М., Искусство, 1975. -776 е.; т.5. М., Искусство, 1979. - 815 с.

188. Лосев А.Ф. Проблема Рихарда Вагнера в прошлом и настоящем. В кн.: Вопросы эстетики. Кризис западноевропейского искусства и современная зарубежная эстетика. Вып.8, М., Искусство, 1968, с.67-196.

189. Лотман Ю.м. Анализ поэтического текста. Л., Просвещение, 1972. 270 с.

190. Лотман ю.М. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики. В кн.: American contribution to the Fifth international Congress of Slavists " . София, 1963, с.287-322.

191. Мелетинский E.M. Поэтика глифа. М., Н., 1976. 407 с.

192. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов. В сб.'Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Блоковский сборник Ш (459). Ученые записки Тартуского гос.университета. Тарту, 1979, с.79-121.

193. Пиотровский Адр. Трагический театр Эсхила. В кн.: Эсхил. Трагедии. М.-Л. AcacLemia , 1937, С.1Х-ХХХП.

194. Поэтика древнегреческой литературы. М., Н., 1981. -365 с.г

195. Проблемы античной и зарубежной литературы. Миф и реальность. Ученые записки Тартуского гос.университета. Вып. 626, Тарту, 1982. 156 с.

196. Радщг С.И. Миф и действительность в греческой трагедии. Философские науки, 1962, JS 2, с.114-127.

197. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., Н., 1974. 298 с.

198. Стратилатова В. "Царь Эдип" и тема Эдипа в творчестве Софокла. М.: /Б.и./, 1975. 36 с.

199. Сучков Б. Лики времени. М., Худ.лит., 1976, т.1. -416 с.

200. Теории, школы, концепции: (критические анализы): Художественный образ и структура. М., Н., 1975. 229 с.

201. Теория стиха. Л., Н., 1968. 316 с.

202. Тимофеев Л. Слово в стихе. М., Сов.пис., 1982. 342 с.

203. Томашевский Б.Теория литературы. Поэтика. Изд.6-е, М.-Л., Госиздат худ.лит-ры, 1931. 244 с.

204. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., Н.,1977. 574 с.

205. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., Сов.пис., 1965. 301 с.

206. Уэллек Р., Уоррен 0. Теория литературы. М., Прогресс,1978. 325 с.

207. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., Н., 1978. 605 с.

208. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Л. Гослитиздат, 1936. 454 с.

209. Цивьян Т.Б. Анализ одного "александрийского" стихотворения К.Кавафиса. Б кн.: Славянское и балканское языко:--знание. История литературного языка и письменность. М., Н.,1979, с.271-283.

210. Ярхо Б.И. Методология точного литературоведения (отрывки). Семиотика, т.1У, 1969, с.515-526.

211. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе. Вестник древней истории, 1962, № 2, с.3-26.

212. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила.и некоторые проблемы древнегреческой :трагедии. М., Худ.лит., 1978. 301 с.

213. Aylen Ъ. Greek tragedy and the modern world. By L.Aylen. London, Methuen, 1964„. 376 c.

214. Bodkin M. Archetypal patterns in poetry. Psychological studies of imagination. London. Oxford university press,.> 1963. 340 p.

215. Bloch A. Mythological syncretism in the works of four modern novelists. Intern.modern rev., Frederiction, 1981, •vol• 8, H 2, p. 114-118.

216. Bergsten St. Time and eternity. A study in the structure and symbolism of T.S.Eliot's "Four quartets". Stockholm, Swenska bokf. Bonniers (e.a.), 1960. - 258 p. "

217. Bernhandt R. Odysseus'Tod Prometheus Leben. Ahtike Mythen in der DDR. Leipzig. Mitteldt.Verl., 1983. - 151 S.

218. Bremer D. Licht und Dunkel in der fruhgriechischen Dichtung: Interpretation zur Vorgeschichte der^Lichtemetaphysic. Bonn, 1976. 446 S.253* Bush D. Mythology and romantic tradition in English poetry. Cambrige (Mass.) Harvard univ.press., 1969. 647 p.

219. Cambon G. La lutta con Proteo. Milano. Bompiani, 1963. 316 p.

220. Cassirer Б. Symbol, myth and culture: Essays and lectures of Ernst Cassirer (1935-1945). Hew Haven; London; Yale univ.press, 1979. -304 p.

221. Conradie P.J. The treatment of Greek mythes Лд modern French drama. (A study of the "classical" plays of AnoMen, Gocteauvi GiraudAix and Sartre). Stellenbosch, 1963. - 80 p.

222. Courtney W. The idea of tragedy in ancient and modern drama. N.Y. Russell and Russell, 1967. 132 p.

223. Dickinson H. Myth on the Modern stage. Urbana. Chicago. London. Univ. of Illinois press, 1969» 359 p.v

224. Dirat M. L'hybris dans la tragedie grecque. These.*,.,1.lle, 1973. v.1-2. - 900 p.

225. Dirken H.J. Die aischyleische Gestalt des Orest und ihre Bedeutung f^r . die Interpretation der Eumeniden. Nfrrnberg Carl, 1965. 148 S.

226. Eliot T.S. On poetry and poets. London. Faber and Faber, 1957. 262 p.

227. Eliot T.S. Selected prose. Ed.by G.Hayward.Melbourne etc., 1953. 250 p.

228. Ellmann R. The consciousness of Joyce. Toronto- U.Y. Oxford univ.press., 1977. 150 p.264» Praise S. Le mythe d'Antigone. Paris.Colin, 1974. 262 p.265* Frye U. Anatomy of criticizm. Four essays. Princeton (U.J.) Princeton univ.press., 1957. 383 p.

229. Frye U. T.S.Eliot. Edinburgh London, Oliver and Boyd, 1963. - 106 p.

230. Highet G. The classical tradition. Greek and Roman influence on WesternLiterature. N.Y. London, Oxford, 1953. - 763 p.

231. Kessels A. Studies on the dream in Greek literature. Utrecht, 1973. 179 p.

232. Kirk K. Eliot and his age. T.S.Eliot's moral imagination in the -twentieth", century. N.Y. Random house, 1971. -463 p.

233. KLeinhardt W. MecLea Originalitat und Variation in der Darstellung einer Rache. Eine vergleichende Studie aus-gewahlter. Texte.Hamburg, 1962. 137 S.

234. Kusher E. Greek myths in modern drama: Path of transformation. Ins Literary criticism and myth. London,1980, p.198-209.

235. Kushner E. Le mythe d'Orphee4dans la litterature francaise contemporaine. Paris, Hizet, 1961. 362 p.

236. Lilja S. Dogs in ancient Greek poetry. Helsingfors, 1976. 156 p.

237. Mayerson Ph. Classical mythology in literature, art and music. Toronto. N.Y., 1971. 509 p.275» Myth and literature. Contemporary theory and practice. Ed.by G.Vickey. Lincoln, 1966. 391 p.

238. Myth and the Modern .imagination. Ed.by M.Dalziel., Dunedin, 1967. 124 p.277» Myth and motifs in literature. Ed. by D.G.Kurrows, F.R.Lapodes, S.T.Shawcross. H.Y., Free press, 1973. 470 p.

239. Myth, and symbol. Critical approaches and applications by Hotrop Frye., L.C.Knigts /a.o./. Lincoln.Univ. of Nebraska press, 1963. 196 p.

240. Stanford W. The Ulysses Theme. A study in the adaptability of a traditional hero. Oxfors., Basil Bleckwell, 1963. 273 p.

241. Solmsen F. Electra and Orestes. Three recognitions in Greek tragedy. Amsterdam, Hoordhol-landsche uitg.maatschap-pij., 1967- 34 S.

242. Strich, Fritz. Die Mythologie in der deutschen Literatur von Klopstock bis Wagner. r. Bd. 1-2. Halle a.s., Uiemeyer, 1910.

243. Voigt F. Gerhart Hauptmann und die Antike. Berlin. Smidt, 1965. 215 s.

244. Witzmann P. Antic Tradition im Werk Bertolt Brechfts*V

245. Berlin, Akad.-Verl., 1964. 127 S.

246. White J.J. Mythology in modern novel. A study of prefigurative techniques. Princeton. (U.G.), Princeton Univ.press, 1971. 264 p.