автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Античный миф об Атланте и Атлантиде: опыт фольклористического рассмотрения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Крайко, Юлия Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Обзор научной литературы.
Теоретическая база диссертационной работы: характеристика мифологического мышления и его реализация в эпосе.
Цели и задачи исследования.
Материалы исследования: источники.
Методы исследования.
Структура работы.
ГЛАВА 1. ИСТОКИ АНТИЧНОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ОБ АТЛАНТЕ И АТЛАНТИДЕ
1.1. Эпическая поэма Гелланика «Атлантиада».
1.2.Географическое местоположение Атланта и Атлантиды в свете теории мифо-эпического вымысла
1.2.1. Вопрос о догреческом бытовании традиции об Атланте и 36 Атлантиде.
1.2.2. Мотив географической удаленности Атланта и Атлантиды как 42 указание на древность предания.
1.2.3 Царство Атланта как особый дуалистический ареальный мир.
1.2.3. Движение предания с запада на восток.
1.3. Гора Атлант в системе мифо-эпических представлений об Атланте и 67 Атлантиде.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. ЭПИЧЕСКИЙ СИНКРЕТИЗМ В АНТИЧНОМ ПРЕДАНИИ ОБ АТЛАНТЕ
2.1. Генеалогия Атланта: принадлежность к доолимпийской династии 80 богов.
2.2. Потомки Атланта и их связь с древнейшей атлантической 85 традицией.
2.3. Мифо-эпические функции Атланта.
2.4. Эвгемеристическая традиция об Атланте.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА 3. ЧЕРТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ЭПОСА В ПОВЕСТВОВАНИИ ОБ АТЛАНТИДЕ.
3.1. Платоновский миф об Атлантиде и античная традиция об Атланте.
3.2. Трехчастная структура Ж. Дюмезиля в мифо-эпическом предании об Атлантиде.
3.3. Мотив идеализации старины в эпическом предании об Атлантиде.
3.4. Признаки эпического синкретизма в предании об Атлантиде.
3.4. Признаю! эпического синкретизма в предании об Атлантиде.
3.4.1. Сочетание истины и вымысла.
3.4.2. Качественное единообразие эпического мира.
3.5. Мотив смены эпических поколений в предании об Атлантиде.
Выводы по третьей главе
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Крайко, Юлия Владимировна
Несмотря на то, что миф об Атланте и Атлантиде является объектом исследований и вызывает интерес уже в течение многих веков, остается один его аспект, изученный недостаточно.
Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что впервые миф рассматривается с точки зрения эстетики и поэтики архаического античного мифа и эпоса.
Большинство исследователей, изучающих миф об Атланте и Атлантиде как фольклорный феномен (Байи, Рене Генон, Э.Коллинз) рассматривают его как архаическую доисторическую мифо-эпическую традицию, реминисценции которой встречаются в мифах и преданиях многих народов древнего мира.
Жан Сильвен Байи, французский астроном и общественный деятель 18 века, анализируя генеалогии мифологических богов (финикийскую, египетскую, греческую), приходит к выводу, что основа теогонии у древних народов берет начало от атлантов. Боги этих народов атлантического происхождения - они происходят от Урана и Геи, первых царей Атлантиды. Древние источники связывают историю атлантов с историей древнего Египта, Финикии, Греции (такие как Диодор Сицилийский, Санхониатон)
Байи также убежден, что присутствующий во всех древних религиях культ Солнца, огня, особое почитание солнечных божеств (Осирис, Адонис, Аполлон, Геракл, Фрникс и др.) имеет атлантическое происхождение: он мог зародиться только в краях, где люци испытывали недостаток в солнечном свете и тепле, то есть на Севере, на полюсе.
Изучение древних преданий приводит Байи к обоснованию концепции полярного происхождения працивилизации атлантов и цивилизации древнего мира в целом2).
Так, согласно античной эпической традиции, географическое местоположение Атланта связано с географией потустороннего мира, -загробной жизни - царством Аида, преисподV ней. В мифологии царства Аида, царства мрака, ночи, теней, которое, по преданию, находится у пределов земли, воплотилась память народов о своей полярной прародине, гАе шесть месяцев длится ночь и царит холод, замирает жизнь. Сады Гесперид, Елисейские поля, Тартар, по свидетельствам древнегреческих авторов (Гомер, Гесиод, Плутарх), находились на Севере. Остров Огигия, жилище дочери Атланта Калипсо, сады Гесперид, где Атлант держит небесный свод, находятся, как следует из древнего эпоса, на пути в Аид, то есть на Севере3).
Французский философ-традиционалист Рене Генон в своих исследованиях рассматривает Атлантиду как «наследницу» изначальной сакральной мифологической Традиции.
В трудах «Символы священной науки», «Атлантида и Гиперборея», «Царь Мира» Рене Генон исследует истоки, пути развития изначальной сакральной Традиции.
Истоки атлантической традиции, по Р.Генону, - на дальнем западе.
Согласно Рене Генону, первородным духовным центром, где находится исток всех мифологических традиций, исток изначальной традиции, была Гиперборея, или Гиперборейская Тула, как свидетельствуют Веды и другие сакральные источники. Гиперборея занимала полярное положение и в буквальном и в символическом смысле слова. Именно Тула гипербореев предстваляет собой первый и наивысший центр для совокупности человечества теперешней Манвантары. Все другие «священные острова», повсюду обозначаемые именами со схожими значениями были только образами этого острова.
Среди них - и остров Атлантида - духовный центр атлантской традиции, которая существовала в течение вторичного исторического цикла, включенного в Манвантару. Атлантида, атлантическая традиция в этот период была преобладающей формой и как бы «замещением» первородного центра. Находилась Атлантида далеко на Западе, в Атлантическом
4) океане
В работах Г.Властова и А.И.Немировского особое внимание уделено анализу образа Атланта.
Г.Властов в исследовании «Теогония Гесиода и Прометей» рассматривает гесиодиче-скую легенду об Иапете и его сыновьях Атланте, Менетие, Прометее, Эпиметее как этнический миф, где четко прослеживаются догреческие корни и финикийское влияние.
Г.Властов рассматривает греческую мифологию как изложение на символическом языке исторических фактов. Так, по его мнению, древнейшие греки во времена Гесиода ясно сознавали, что их культ сложился из многих элементов, из которых некоторые принадлежали к культам народов, приходивших с греками в соприкосновение. Эта мысль, прежде чем она облеклась в поэтическую и аллегорическую форму, предполагает изучение прошлого, критический взгляд на него, ясное сознание, что в древний ведический культ отцов вносится начало чуждое, чужеземное, и, наконец, предполагает приискание легендарной формы, в которую эта мысль могла бы быть вылита.
Образ Атланта в античном мифе и эпосе - это ярчайший пример олицетворения в ми-фо-поэтической форме догреческой неведической культуры и культа, с которыми ведические греки вели ожесточенную борьбу, и от которых в то же время они заимствовали множество их достижений. Атлант, будучи сыном Урана в финикийской космогонии, как наблюдатель звезд, как кознодей в «Одиссее», как сын несомненно этнического Иапета, как лицо, с которым входит в сношение путешественник Геракл, как изобретатель астрономии и отец Плеяд, Атлантид и Геспера, как составитель карты звездного неба, является представителем древнейшей цивилизации, культурного типа племен, с которыми взаимодействовали финикийцы и греки 5).
А.И.Немировский в статье «Две Атлантиды» также выдвигает идею о догреческих (критских) корнях предания об Атланте.
Обосновывая свою гипотезу, А.И.Немировский ссылается на труды зарубежных ученых. Шведский исследователь М.Нильссон в труде «Микенское происхождение греческой мифологии» (1932 г.), опираясь на археологические открытия в области крито-микенского мира, которые дают ключ к историческому пониманию мифов, приходит к выводу, что греческая Олимпийская мифология восходит ко второй половине II тыс. до н.э. Она отражает раннегосударственный строй и общественные отношения микенской эпохи. Если сопоставить ее с мифологией древних египтян или вавилонян, то это будет сравнительно молодая мифология. Но в ней сохранились элементы гораздо более ранних мифологических представлений минойского мира. По мнению немецкого исследователся Бранденштайна (книга «Атлантида», вышедшая в 1951 году), как раз фигура Атланта, сына титана Иапета и океаниды Климены, и принадлежит к древнейшим мифологическим персонажам. Само имя «Атлант» происходит от названия критской страны Атлантиды. Страна же эта не имеет ничего общего с Атлантическим океаном. Перенос же имени «Атлант» на дальний запад в рассказе Платона является, по всей видимости, отголоском событий микенской эпохи, воспоминанием о ранних плаваниях критян, а античный мифо-эпический образ Атланта, гиганта, поддерживающего небесный свод, доносит представление микенцев о могуществе эгейской Атлантиды.
А.И.Немировский считает, что наиболее близки к морю и одновременно к Криту дочери Атланта Плеяды (они считались покровительницами моряков, а их восхождение считалось началом наиболее благоприятного периода для плавания) и его потомки в третьем и четвертом поколениях (Ясион, Дардан, Главк, Огигия, Аталанта) 6).
Роберт Грейвс также находит критское влияние в предании Платона об Атланте и Атлантиде. Эта традиция говорила о том, что минойский Крит, влияние которого испытывали на себе и Египет, и Италия, потерпел поражение от союза эллинских племен во главе с Афинами, или как, в результате подводного землетрясения или по другой причине, огромные береговые сооружения, построенные кефтиу («людьми моря» или жителями Крита и их союзниками) на острове Фарос, оказались глубоко под водой.
Некоторые детали, которые сообщаются в рассказе Платона об Атлантиде, включая принесение в жертву быка на вершине стелы и систему снабжения горячей и холодной водой во дворце Атланта, говорят в пользу того, что это были критяне, а не какой-то другой народ. Как и их царь Атлант, они «знали все глуби моря» 7).
Современный британский ученый Эндрю Коллинз, опираясь на результаты сравнительного изучения западносемитского финикийского и индоевропейского греческого языков, а также на исторические и мифологические факты из трудов Диодора Сицилийского, Плутарха, Плиния Старшего, Псевдо-Аристотеля, Филона Библского устанавливает, что греческая легенда о боге Атласе, держащим на плечах небесный свод, связанная с преданием об Атлантиде, восходит к финикийским или карфагенским источникам8).
Э.Коллинз приводит также множество фактов из мифологических традиций архаических культур Центральной Америки. Эти традиции - о древнейшей прародине древнейших предков и носителей высшей мудрости, которых предания именуют «змеями» или «пернатыми змеями». Ацтлан, мифическая прародина мексиканцев, Тулан, прародина майя и Тла-паллан, родина бога тольтеков Кетцалькоатля, согласно древним преданиям, - места, представляющие собой обширные массивы суши посреди моря, как и Атлантида Платона. По мнению исследователя, в этих сказаниях содержатся отголоски предания о прародине человечества - об Атлантиде 9).
Теоретическую базу диссертационной работы составляют труды зарубежных и отечественных исследователей мифа и эпоса, объединенных трактовкой мифа как особого типа художественного мышления, в основе которого лежит реальный факт, истина (т] аХт^баа): факт бытия или факт общественного сознания.
Одна из таких трактовок нашла отражение в работе немецкого философа Ф.В.Шеллинга «Введение в философию мифологии». В центре труда Шеллинга — анализ древней мифологии как естественной религии: Шеллинг понимает мифологию как реальную для древних людей религиозную систему, учение о богах (политеизм), в которых верили люди.
Шеллинг исходит из того, что сознание человека является изначально мифологическим - то есть полагающим Бога, и мифология является порождением этого сознания 10). В связи с этим, философ делает вывод, что события, о которых повествуют мифы, надо понимать буквально.
Главный постулат теории русского филолога-лингвиста А.А.Потебни состоит в том, что миф — это особый, синкретический тип мышления, где образ равен значению. Он очень важен для диссертационной работы, так как в ней делается попытка проследить эволюцию эпического синкретизма - художественого мышления эпоса - на примере образа Атланта.
В своей теории мифа А.А.Потебня исходит из факта взаимовлияния языка и мышления.
Значение языка состоит в том, что именно он объективирует мысль, а слово — это известная форма мысли М).
Согласно теории А.А.Потебни, общая форма человеческого мышления, в том числе и мифологического, состоит в объяснении вновь познаваемого (в языке, в предложении функцию его выполняет подлежащее) прежде познанным (в предложении - сказуемым).
Древний же язык находился на более низкой ступени развития. Члены предложения в нем были однородны (так как не было еще частей речи), близкие к нынешнему существительному. Из такого состояния языка, предложения вытекает и синтетическое, синкретическое суждение, мысль, необходимость один объект определять через другой 12).
Таким образом, мифологическое мышление, в силу своей синкретичности, из-за того, что оно не может дифференцировать, отличить вещь от ее качеств, функций и действий (оно воспринимает их в совокупности, единстве с самой вещью, отождествляет их с ней), просто отождествляет познаваемое и прежде познанное (раковина есть море).
По мнению А.А.Потебни, миф - словесное произведение, то есть совокупность образа (= сказуемого), представления и значения (=подлежащего, т.е. того, что подлежит объяснению). Последующий миф создается при помощи предшествующего мифа-слова. Миф -это апперцепция в слове (Штейналь)13).
Из синкретизма мифологического мышления исходил и А.Н.Веселовский, формулируя понятие «синкретического» эпитета. Синкретические эпитеты - это древнейший пласт любого языка. Их возникновение объясняется физиологическим синкретизмом и ассоциацией наших чувственных восприятий (например, впечателения звука могут быть вызваны впечатлением зрительным, световым). Синкретические эпитеты отвечают этой слитности чувственных восприятий, которые первобытный человек выражал нередко одними и теми же лингвистическими показателями. Так, целый ряд индоевропейских корней обозначает понятие напряженного движения, проникания, и в то же время понятие звука и света, горения, далее обобщаясь до выражения отвлеченных отношений (греческое о^ид имеет значение «острый», в физическом, осязательном смысле, и служит для обозначения звуковых и световых впечатлений, передавая яркость, остроту света). В основе такого рода двойственности, по мнению А.Н.Веселовского, нет метафоры, а есть безразличие или смешанность определений, свойственная нашим чувственным восприятиям и более сильная в древнейшую пору их закрепления формулами языка 14).
Особое значение для диссертационной работы имеют исследования по античному мифу и эпосу.
Крупнейший русский филолог и философ А.Ф.Лосев рассматривает стихию чудесного, образного в мифе, которая, по его мнению, является результатом сочетания в мифе вещественного и идеального, чувственного образа и общей идеи.
АФ.Лосев в своем понимании мифа, как и А.А.Потебня, исходит из единства языка и мышления: «Миф есть всегда то или иное обобщение: «миф» по-гречески значит не что иное, как «слово». А всякое слово, или речь уже обобщает. Те существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им как чему-то общему всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность того или иного множества или даже бесконечного числа частных явлений» 15).
Формирование мифологии А. Ф.Лосев считает результатом перенесения первоб|>1тным человеком на природу общинно-родовых отношений. Так природа становилась магической, наполнялась живыми существами, по своей силе уже бесконечно превосходящими человека
Отсюда обосновывается необходимость изучения мифологии в ее связи с реальной действительностью, с породившей ее исторической средой.
Античная мифология должна рассматриваться исторически не только в смысле разделения ее на периоды, но и в смысле установления разновременных рудиментов в пределах каждого отдельного мифа17).
Эволюционный подход А.Ф.Лосева к изучению мифо-эпического предания и исследование мифа в его связи с реальной действительностью, реальным фактом, используются в диссертационной работе при анализе эволюции мифа об Атланте и Атлантиде.
АФ.Лосев в развитии античной мифологии выделяет несколько периодов: доолим-пийская хтоническая мифология (ее этапы - фетишизм, анимизм); олимпийская героическая мифология. Завершающий период развития мифологии связан с процессом разложения родовых отношений, который приводит к постепенному распаду мифологического мышления 18)
В работах И.В.Шталь находим развитие положений А.А.Потебни о мифе как особом типе художественного мышления, где образ и значение образуют нерасторжимое единство, применительно к античному материалу мифа и эпоса.
На анализе эволюции эпического синкретизма - художественного сознания гомеровского эпоса, который является главной темой работ КВ.Шталь, базируется предпринятое в диссертации исследование античного предания об Атланте и Атлантиде.
Согласно И.В.Шталь, в мифе образ присутствует в полном объеме, без отрыва от понятия. Но миф в чистом виде до нас не дошел. Миф дошел или в авторском пересказе (например, Эсхил, Павсаний), или в мифо-эпическом предании (через эпос). Главная отличительная черта эпоса архаического периода, имеющего опору в мифо-эпическом предании, по Страбону, в том, что он совмещает в себе и вымысел (образное начало), и реальность, истину, поучает и доставляет удовольствие одновременно: «Вымысел (б р.ибо?) и истина (aXrjGeia) как формы проявления «приятного» и «полезного», а, в конечном счете, художественного и понятийно-логического мышления, в гомеровском эпосе слиты воедино и образуют вымысел особого рода, свойственный лишь эпической синкретической поэзии». «В эстетической терминологии Страбона понятие б цООод, «вымысел», приобретает расширенное значение, оказывается вымыслом, построенным на истине, содержащим истину, в противовес то ттХастр.а, «вымыслу», в воспроизведении дел и фактов свободному от истины бывшего. Термин б (iOQos у Страбона противопоставлен то ттХастца и прилагается к поэтическому вымыслу Гомера» 19).
В работе «Художественный мир гомеровского эпоса» показано, что принципы и закономерности образного строя поэм Гомера обусловлены типом художественного мышления — эпическим синкретизмом.
Его следствием является главный художественный принцип эпоса — «принцип качественного единообразия мира при количественном неравенстве качест». В соответствии с основным эпическим законом, любой эпический «каждый» не противопоставляется эпическому «все», но единообразен с ним. Принцип «качественного единообразия при количественном неравенстве качеств» лежит в основе всех художественных явлений эпоса20).
Соизмеримость понятий «весь» и «каждый» проявляется, прежде всего, в соизмеримости понятий «человек» — «герой» - «племя» (эпический герой — часть и целое, «каждый» человек племени и «все» племя одновременно)2|).
Исключительность эпического героя ("ripws) как следствие его особого положения в родо-племенном коллективе, как следствие синкретического тождества героя и племени делает его воплощением общинного этико-эстетического идеала человека, идеала dvfjp ауавод, «муж хороший», или avfip apicrros, «муж лучший» и антиподом идеала - aW]p како?, «муж дурной».
Идеалу, «мужу хорошему», «лучшему», как и его антиподу, «мужу дурному», сопутствуют постоянные эпитеты, смысл которых тождествен понятию идеала или, напротив, его антипода. Так, лучший - всегда отличный перед другими, превосходный, славный, знаменитый (например, кХитод - И., II, 742), хороший, добрый eug, гцЗд - Ил., XVI, 464 и др.), беспорочный (dfj.up.cov - Ил., II, 770; XVIII, 55), достойный удивления (ayauog - Ил., V, 625 и др.) благородный (ёстбХод - Ил., VI, 452; XXIII, 546 и др.) и, напротив, дурной уже по самой своей природе, жалкий, несчастный, а потому презираемый (Xirypog - Ил., XIII, 119, 237 и ДР-)
Перечисленными свойствами и качествами наделен каждый герой эпоса: они для него обязательны. Эти качества и способности различаются только количественно 22\
Согласно И.В.Шталь, количественный перевес некоего качества в характере героя эпос возводит в принцип.
Количественный перевес качества образует индивидуальное свойство героя, которое выделяет его из среды ему подобных, и, вместе с тем, не отделяет от нее вовсе, окончательно. Каждое общее свойство героя, присущее всем героям, может при соответствующем количественном изменении превратиться в свойство индивидуальное и, напротив, индивидуальное свойство — в свойство общее 23).
В книге «Одиссея» — героическая поэма странствий» И.В.Шталь показывает, как в поэме Гомера прослеживается путь, движение от древнейших слоев эпического сознания к слоям последним, наиболее поздним, новым. В результате конфликты космогонические сменяются конфликтами социальными, завершающими и упраздняющими эпический взгляд на мир, для которого характерна вера в качественное единообразие мира 24).
Закономерности художественного мышления эпоса позволяют ощутить многослой-ность, многозначность образов эпических героев: в них можно легко обнаружить взаимопроникающие этико-эстетические слои. Каждый герой эпоса ориентирован на единый этико-эстетический идеал и отображает внутреннее движение этого идеала на пути развития эпического художественного сознания — эпического синкретизма.
Так, герой первого-второго эпического поколения - древнейший герой-великан, сражающийся с чудовищами, или дерзкий герой-богоборец, обладающиий сверхсилой, чрезмерным, сверхмужеством, превосходящий силой и другими качествами, достоинствами самих богов, уступает место герою третьего поколения - герою «малого роста», который не силой, но умом совершает подвиги войны и покорения моря. А на смену герою, воину и мореходу, приходит герой четвертого поколения, наделенный добродетелями простого смертного мужа - герой-землепашец, с его подвигами мирных работ.
И.В.Шталь делает вывод, что целостная многоплановость гомеровского изображения, многоэтапность образа в его нерасторжимом единстве - основа и суть художественного освоения эпического мира25).
Жорж Дюмезиль, французский специалист по сравнительной мифологии индоевропейских народов, в своих трудах применяет структурный метод изучения мифов и других культурных и социальных феноменов.
По Ж.Дюмезилю, древнейшая индоевропейская система общественного устройства основана на трех мифологических функциях. Это - магическая власть, воинская сила, плодородие. Слаженное взаимодействие этих функций в обществе осуществляется под наблюдением царя и является гарантией поддержания гармонии и стабильности общественного устройства.
Трехчастная структура воспроизводится и на эпическом уровне, в эпосе.
В труде «Осетинский эпос и мифология» исследователь приводит в качестве примера, подтверждающего его теорию, древнюю легенду о золотых талисманах, упаврщх с неба, связанную с происхождением скифов» (Геродот, IV. 5-7).
Дюмезиль считает, что золотые талисманы, упавшие с неба, символизируют три функции у индо-иранцев: чаша имеет культовое значение, оружие (секира) предназначено для войны, ярмо и плуг - для земледельцев 26).
Как выяснилось в ходе диссертационного исследования, трехчастная структура Ж.Дюмезиля присутствует во многих индоевропейских мифо-эпических образах, в частности, в античном эпическом предании об Атланте и Атлантиде.
Исследования, осуществленные отделом фольклора ИМЛИ РАН под редакцией В.М.Гацака, базируются на принципах историко-типологического анализа разностадиальных памятников народного эпоса. В этой серии трудов по эстетике и поэтике фольклора обоснована необходимость различать эпические произведения не только по их общим типовым качествам, родству, но и различать их в пределах родственного стадиального ряда, выявляя дистанцию и различия между ними, элементы полистадиальности.
Так, в сборнике «Типология народного эпоса» выявляется полистадиальность эпоса, так как «для развития исторической типологии важно различать последовательные ряды эпических произведений». Эпос в своем историческом развитии проходит три стадии: герои-ко-архаический эпос, историко-героический и исторический эпос (особенно насыщенный социальными мотивами) 2Т>.
Основная цель диссертационной работы - реконструкция античного мифо-эпического предания об Атланте и Атлантиде.
В процессе работы над диссертационным исследованием были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать истоки античной мифо-эпической традиции об Атланте и Атлан тиде;
- Определить на основании античных источников первичную локализацию Атланта и Атлантиды в пределах античной ойкумены и выяснить дальнейшие пути распространения предания;
- Провести анализ генеалогии и эпических функций Атланта;
- Рассмотреть вопрос о возможном тождестве персонажа платоновского мифа об Атлантиде Атланта и одноименного классического персонажа античного мифа и эпоса;
- Исследовать диалоги Платона «Тимей» и «Критий», повествующие об Атлантиде, как фольклорный феномен - с точки зрения эстетики и поэтики древнего античного эпоса.
Материалы исследования. Диссертационная работа выполнена на материале античных нарративных источников. Предметом исследования являются источники разных эпох: от архаики, до источников византийского периода (с 8 в. до н.э. по 12 в.). В работе использован широкий и разнообразный круг античных авторов 28).
Античная архаика (приблизительно 8-7 вв. до н.э.) представлена героическим эпосом Гомера («Илиада», «Одиссея»), космологической поэмой Гесиода «Теогония». Используются также фрагменты из хоровой лирической поэзии Пиндара и Симонида Кеосского (6-5 вв. до н.э.). Среди материалов исследования и античная драма - отрывки из трагедий Эсхила и Еврипида, созданных в 5 в. до н.э. В круг материалов диссертации входят пересказы и фрагменты сочинений Гелланика Митиленского, одного из первых античных логографов (соби-ратлей преданий), греческая историческая проза Геродота («История», 5 в. до н.э), а также сочинение историка эпохи раннего эллинизма Тимея (356-260 гт. до н.э.).
Один из основных источников исследования - философские диалоги Платона «Ти-мей» и «Критий» (5-4 в. до н.э.).
Широко представлены в диссертации материалы из трудов риторов, философов, историков и географов так называемого римского периода греческой литературы (эпохи римского владычества).
Среди них - «Римские древности» ученого-ритора Дионисия Галикарнасского (1в. до н.э.), где излагалась история Рима. Автор ввел в повествование множество материалов древних мифов, преданий и обычаев. Труд историка Диодора Сицилийского (90-21 гг. до н.э.) «Историческая Библиотека» содержит всеобщую историю средиземноморских народов от мифических времен до смерти Юлия Цезаря, и имеет энциклопедический характер. Диодор пересказывает труды своих предшественников, не проявляя критического отношения к этим материалам, (кон. 1 - сер. 2 вв.). Сочинение современника Диодора географа Страбона «География» содержит множество сведений по истории литературы, по мифологии и разным отраслям знания. Оно основано на большом научном материале, почерпнутом отчасти из научных трудов его предшественников, таких, как Посидоний, Эратосфен и другие, отчасти из личных наблюдений автора во время далеких путешествий.
К этому же периоду относятся и источники «Описание Эллады» Павсания (2 в.), так называемая «Библиотека Аполлодора» (мифографическое сочинение, принадлежащее неизвестному автору 2 в.), «Лексикон» Гарпократа (словарь по древнегреческой литературе, написанный приблизительно в 1-2 вв.), «Жизнеописание знаменитых философов» Диогена Ла-эртского (3 в.), «Пирующие софисты» Атенея (3 в.), «О природе животных» Клавдия Элиана (2-3 вв.). Это - энциклопедические сочинения, а их авторов принято называть грамматиками и лексикографами. Их главная цель - популяризация прежних достижений древней культуры, изложение в занимательной форме сведений на самые разнообразные темы.
Ряд источников принадлежат к литературе, созданной в заключительный период развития античного мира. Для нее характерна, по большей части, переработка классических мотивов из литературы, преданий, мифов. К этому периоду относится поэма Нонна Панопо-литанского «Дионисиаки» (5 в.), в центре которой - рассказ о боге Дионисе, о его походе против индийцев.
Орфические гимны», сложенные в разное время, начиная с эпохи позднего эллинизма, представляют собой религиозные песнопения в честь разных богов. Эпитеты и свойства богов соответствуют религиозному учению орфиков, которое имело древнейшие истоки и сформировалось задолго до античной олимпийской мифологии.
Отдельно следует назвать источники, относящиеся к ранней христианской литературе, сформировавшейся в лоне античной культуры. Это, прежде всего, «Строматы» Климента Александрийского (прибл. 150-215 гг.). Основная мысль «Стромат» в том, что античная языческая культура (мифология, философия) подготовила человечество к принятию христианского вероучения. Сочинение Климента Александрийского представляет собой рассуждения на разные темы, особенно об отношении древнегреческой культуры к христианству.
Труд христианского автора Ипполита (прибл. 160-235 гг.) «Хроника» содержит всемирную историю от сотворения мира до 234 г. н.э.
Евангельское приуготовление», принадлежащее Евсевию Памфилу (прибл. 260-340 гг.) из Кесарии, продолжает традицию Климента Александрийского: автор показывает, что вся древняя история и культура до появления христианства была только подготовкой к его утверждению.
Самые поздние источники относятся к литературе, созданной на рубеже двух эпох -греческой и византийской. В ее основе лежит переработка классического античного наследия.
К этому периоду относятся «Комментарии к «Тимею» Платона, написанные философом-неоплатоником Проклом (410-485 гг.), «Комментарию) к диалогу Платона «Федон», принадлежащие неоплатонику Дамаскию (5-6 вв.) и «Лексикон» Гесихия (5 в.), представляющий собой словарь древнегреческого языка.
Хронография» Иоанна Малалы (5-6 вв.) принадлежит уже к византийской, средневековой культуре. «Хронография» - это всемирная история от сотворения мира до дней жизни автора, события которой стали подготовкой к принятию христианства.
Сочинение Стефана Византийского «Этникон» (6 в.) - это географический словарь, повествующий о землях, странах, об обычаях населяющих их народов.
Различные схолии, или комментарии, в основном, анонимны, и не имеют точной датировки.
Некоторые из них составлены византийскими учеными, которые занимались античной греческой литературой, и издавали тексты античных классиков, снабжая их своими комментариями (таковы, например, комментарии Евстафия на «Илиаду» и «Одиссею», написанные в 12 веке).
Лексикон» Суды создан в 10 веке. Это словарь, который содержит много ценных сведений о древней греческой литературе и мифологии.
Источник «О посольствах», принадлежащий византийскому императору Константину Багрянородному, также относится к 10 веку.
Римские источники представлены поэтическими, мифографическими и энциклопедическими сочинениями.
Поэма Публия Вергилия Марона «Энеида», написанная в 29-12 гг. до н.э. - поэтическая обработка древнего предания об Энее и о его отношениях к Дидоне. Поставив цель воспеть героическое прошлое Рима и легендарного основателя царства в Италии, на основе которого впоследствии вырос Рим, Вергилий сделал попытку воскресить жанр древнего героического эпоса, ориентируясь на эпические поэмы Гомера.
Метаморфозы» Овидия (2-8 гг.) - поэтическое произведение, где изложены мифы о разных превращениях людей - в животных, в растения, в различные предметы.
В основу «Пунической поэмы» Силия Италика (25-101 гг.) положены исторические события второй Пунической войны. Во многом она является подражанием «Энеиде» Вергилия и эпосу Гомера. По традиции древних эпических поэм, в исторические события, описанные в поэме, вмешиваются мифо-эпические боги.
Сильвы» Папиния Стация - поэта, жившего в 1 веке, представляют собой сборник из 31 стихотворения разнообразного содержания (посвящения, панегирики, описания, утешения и т.д.), которые точно характеризуют самого поэта и его эпоху
Мифы» Гигина и «Первый Ватиканский мифограф» - это мифографические сочинения, задача которых — изложить все известные мифы.
Мифы» Гигина (кон. 1 - сер. 2 вв.) состоят из отдельных фабул. Основная часть книги Ги является переводом с греческого языка. В ней использованы труды греческих авторов, напр] «Схолии в Аполлонию Родосскому)). О биографии Гигина, написавшего «Мифы», ничего не из! но.
Первый Ватиканский мифограф» написан в 7 в. Он принадлежит анонимному позднему j тинскому мифографу.
Хорография» Помпония Мелы относится к середине 1 в. н.э. Это увлекательное опис дальних стран и народов, вошедших в состав Римской империи. «Хорография» характерна для н этого времени (эпохи империи), которая стремилась систематизировать, пересказать в занимател форме факты, уже открытые ранее, или же дать полезные сведения для практической деятельное.
Эта тенденция обнаруживается и в «Естественной истории» знаменитого римского ученс писателя Плиния Старшего (23-79 гг.). Она представляет собой энциклопедию в 37 книгах, и сведения о самых различных сторонах древней науки, техники, культуры. «Естественная исто имеет компилятивный характер.
Среди источников исследования - труд, принадлежащий римскому автору 4 века Серв* «Комментарии на книги «Энеиды» Вергилия», содержащий богатый мифологический материал.
Общий список источников включает 51 наменование.
Методы исследования. Методологической базой диссертации является комплекс подходов к изучению древнего мифа и эпоса. Основной метод исследования - иеторико-типологический: выявляются мотивы, особенности эстетики и поэтики эпического повествования, характерные для эпоса определенного периода, этапа эволюции художественного эпического сознания, Историко-типологический метод позволяет объяснить сходные эпические сюжеты и мотивы, встречающиеся в преданиях разных народов мира. Исследование осуществляется путем лексико-семантического и сюжетно-типологического анализа античных текстов (филологический метод, состоящий в непосредственном изучении текста). Анализ базируется на буквальном понимании мифо-эпического сюжета, на концепции мифа как типа художественного мышления, где сочетаются образ (вымысел) и значение (факт бытия или общественного сознания). Миф рассматривается как языковой, словесный феномен, синтез образа, представления и значения. Учитывается религиозный аспект мифа, его культовое значение, сакральность мифологического образа. Для исследования устойчивых структур, мотивов в мифологическом сюжете используется структурный метод. Автором диссертации учтены теоретические положения, выдвинутые Ф.В.Шеллингом, А.А.Потебней, А.Н.Веселовским, А.Ф.Лосевым, И.В.Шталь, Ж.Дюмезилем, В.М.Гацаком.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении античного предания об Атланте и Атлантиде как свидетельства существования многослойного эпоса. Впервые предание исследуется с точки зрения наличия в нем черт эпического художественного сознания - эпического синкретизма и признаков его эволюции. Помимо этого, в диссертационной работе переосмысливается господствующая до настоящего времени в науке гипотеза о восточных истоках мифа об Атлантиде.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на Всероссийских научных конференциях «Пушкинские чтения» (в 2003 и 2004 гг., ЛГУ им. А.С.Пушкина), и опубликованы в сборниках материалов конференций, а также в сборнике статей кафедры классической филологии МГУ им. М.В.Ломоносова «Вопросы классической филологии» (2003 г.). Результаты, полученные в ходе исследования, и методы изучения мифа и эпоса, использованые в диссертации, применяются в работе над научно-исследовательским проектом «Архаический эпос Древней Греции» группы «Античная литература и культура» ИМЛИ им. А.М.Горького РАН.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографии, приложения и содержит 192 страницы машинописного текста в компьютерном наборе. Во Введении определяются характер исследования, степень его актуальности и научной новизны, рассматривается история изучения проблемы, поставленной в диссертации (обзор научной литературы), определяются задачи и проблематика исследования, его теоретическая база, содержится характеристика нарративных источников, на материале которых выполнена диссертационная работа, оговариваются структура и методы исследования. В первой главе рассматривается творчество античного логографа Гелланика Митилен-ского и его сочинение «Атлантиада», посвященное Атланту и его потомкам. Также исследуются истоки античной мифо-эпической традиции об Атланте и Атлантиде: проводится ана
Заключение научной работыдиссертация на тему "Античный миф об Атланте и Атлантиде: опыт фольклористического рассмотрения"
Выводы по третьей главе
Миф об Атлантиде является образцом эпического жанра. В нем обнаружена эстетика и поэтика эпоса — черты эпического синкретизма, в основе которого лежит сочетание истины (факта бытия и общественного сознания) и вымысла (образного, поэтического момента).
Как мифо-эпическая традиция, предание об Атлантиде уходит своими корнями в глубь веков. Свидетельства об этом находим в самом тексте Платона. Это, прежде всего, временная удаленность (действия, описанные в предании, происходят за девять тысяч лет до эпохи Солона), а также географическая удаленность.
У Платона мы имеем дело с античной версией древнейшей традиции об Атлантиде. Предание об Атлантиде — это неотъемлемая часть античного эпоса об Атланте и Атлантиде, как показал сравнительный анализ «классического» и «платоновского» Атланта, в результате которого было обоснована их тождество.
Миф об Атлантиде, переданный Платоном, является этапом эволюции античного эпического образа Атланта. На этом этапе Атлант представляется царем Западного океана, сыном божества и смертной женщины, то есть героем. Это более позднее, по сравнению с образом Титана, несущего колонны неба и земли (или небо), представление, частично лишенное сакральности.
Античный миф об Атлантиде в целом, по нашему мнению, также является образцом мифологии героизма. Об этом свидетельствует его эстетика и поэтика. Персонажи предания - боги, герои, люди, природа наделены чертами, функциями, характерными для эпического сознания эпохи героев.
Так, боги наделены культурными и художественными функциями, они гармоничны, мудры, доброжелательны по отношению к людям: они обустраивают остров, жизнь людей, выбирают наиболее благоприятные места для жизни своих потомков, заботятся о них, «пестуют» их, стараются улучшить качество их жизни, покровительствуют развитию ремесел и наук, даже впервые изобретают их. Посейдон, Зевс, Афина, Гефест в античном предании об Атлантиде - типичные олимпийские боги.
Жители Атлантиды по происхождению герои, потомки бога Посейдона и смертной женщины Клейто. Этот момент также свидетельствует о принадлежности предания к героическому веку. Деятельность и функции царей на острове Атлантида - это типичные подвиги, свойственные эпохе героев. Вся деятельность царей направлена на создание гармоничной, культурной, справедливой, богатой и счастливой жизни на острове. Они ведут борьбу с беззакониями, покоряют природу (как истинные герои), строя здания, храмы, купальни, проводя каналы, орошая почвы, поля, повышая урожаи, добывая полезные ископаемые и т.д. Они наделены, как все герои, воинской мощью.
Природа и климат Атлантиды и Афин гармоничны и прекрасны, способствуют богатой и счастливой жизни. В предании природа не враждебна человеку, как в мифологии эпохи хтонизма. Человек живет в гармонии с окружающей средой, природой, даже покоряет ее. В мифе об Атлантиде проявляется характерная для героического века мощь человека и его власть над природой. Таким образом, у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий» отражена одна из стадий развития многослойного античного эпоса об Атланте и Атлантиде.
162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое в диссертационной работе исследование мифа об Атланте и Атлантиде позволяет сделать следующие выводы:
1. Античный миф об Атланте и Атлантиде - это единая эпическая традиция с архаическими догреческими истоками, видимо, берущая свое начало на далеком западе.
2. Античная традиция об Атланте и Атлантиде многослойна, как показал анализ его распространения по ойкумене. В ней прослеживается древнейший слой - первоначальное бытование на крайнем западе; финикийский слой - распространение предания с запада на восток, в финикийский Карфаген (Северо-запад Африки); заключительный этап бытования предания - античный, эллинский слой (Аркадия, Беотия, Малая Азия (Фригия), Фракия.
3. Анализ генеалогии и эпических функций античного Атланта, героя-эпонима Атлантиды, показывает, что в его образе налицо основные этапы развития древнегреческого эпоса, его хронологические пласты: эпоха древних богов, героев (полубогов), смертных людей — мирных героев с характерными для их мифо-эпического времени идеалами эпической героики, качествами, функциями. Это - результат отражения в предании эволюции эпического художественного мышления, эпического синкретизма. Этот фает, несомненно, свидетельствует о существовании развитого эпоса об Атланте и Атлантиде, который не сохранился, не дошел до нас.
4. Сравнительный анализ двух образов - Атланта, героя античного мифа и эпоса, и одноименнго персонажа платоновского мифа об Атлантиде, свидетельствует о том, что они — тождественны и принадлежат к одной и той же мифо-эпической традиции. Тождественность персонажей доказана путем выявления идентичных мотивов в классическом и платоновском преданиях: единая локализация, происхождение (связь с морем, морской стихией), идентичные эпические функции. Доказательство идентичности образа античного мифа и эпоса и персонажа диалогов «Тймей» и «Критий» позволяет сделать вывод о связи повествования Платона с древней а^ицчндц традицией об Атланте и его царстве, о том, что предание об Атлантиде - это неотъемлемая часть античного эпоса об Атланте и Атлантиде. Помимо этого, сравнительный анализ двух образов свидетельствует о том, что миф об Атлантиде, переданный Платоном, является этапом эволюции античного мифо-эпического образа Атланта. На этом этапе развития эпического художественного сознания Атлант представляет царя Западного океана, сына божества и смертной женщины, то есть героя. Следовательно, в диалогах Платона мы сталкиваемся с более поздним вариантом образа Атланта, деятельность и функции которого осуществляются не в Космосе, как прежде функции древнего Титана Атланта, а в социуме. Таким образом, идентичность классического и платоновского Атланта, свидетельствующая о связи предания, переданного Платоном с античной фольклорной традицией, выявляет традиционный контекст мифа об Атлантиде у Платона, его опору на эпическую традицию, как архаическую, так и более позднюю античную.
5. В диалогах Платона «Тимей» и «Критий», повествующих об Атлантиде, выявлена эстетика и поэтика древнего античного эпоса: обнаружено наличие в них признаков эпического художественного сознания. Черты эпического синкретизма в предании таковы: сочетание истины и вымысла, взаимодействие образного и понятийно-логического начал в тексте; основной принцип характеристики эпического мира и его составляющих в предании, вытекающий из синкретизма художественного мышления эпоса - «принцип качественного единообразия при количественном неравенстве качеств, это единообразие составляющих»; ориентация всех составляющих эпического мира (богов, людей, природы, животных) на всеэпи-ческий идеал «хорошего», «лучшего»; мотив смены эпических поколений в предании и эпического идеала, им соответствующего.
Список научной литературыКрайко, Юлия Владимировна, диссертация по теме "Фольклористика"
1. Aeliani de natura animalium, libri XV1., varia historia, epistulae / Rec. R.Hercher. Lipsiae, 1864- 1866. Vol. I-II.
2. Aeschyli tragoediae / Ed. H. Weil, Lipsiae, 1926
3. Scholia graeca in Aeschylum quae extant omnia / Ed. O.L. Smith. Leipzig, 1976 1982
4. Ammiani Mercellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Rec. Gardthausen. Lipsiae, 1874-75. Vol. I-II
5. Anthologia graeca, griechisch und deutsch / Ed. H.Beckby. Bd. I IV. Munchen, 1957 - 1958
6. Anthologia lyrica graeca / Ed. E. Diehl. Vol. I II. Lipsiae, 1925. Fasc. 1, 1954. Fasc. 2, 1955. Fasc. 3, 1954
7. Athenaei Naucratitae Deipnosophistarum, libri XV / Rec. G. Kaibel. Lipsiae., 1923 1927.
8. Apollonii Rhodii Argonautica emend. R. Merkel, scholia vetera. / Ed. Keil, 1854. Vol. II
9. Mythographi Graeci, v. I, Apollodori Bibliotheca / Ed. R.Wagner. Lipsiae, 1926.
10. Clementis Alexandrini Opera omnia / Ed. O. Stahlin. Berolini, 1936. Vol. I III.
11. Die Fragmente der Griechischen Historiker / Von F. Jakoby. Leiden, Brill, 1934-1957. Т. IA-IIIC
12. Diodori bibliotheca historica / Ed. Fr. Vogel et C. Th. Fischer. Lipsiae, 1888 1906. V. I - IV
13. Dionysi Halicarnasei antiquitates Romanae / Ed. C. Jacoby. Lipsiae, 1885-1905. Vol. I IV
14. Euripidis tragoediae ex rec. A. Nauckii. Lipsiae, 1912 1921. Vol. I - III
15. Euripidis tragodiae et fragmenta / Rec. Dindorf, Vol. IV VII, Scholia. Lipsiae, 1863
16. Eusebii Caesarensis opera / Ed. G. Dindorf. Lipsiae, 1867. Vol. I IV
17. Eustathii commentarii ad Homeri Iliadem et Odysseam / Ed. Stallbaum. Lipsiae, 1825 1830. Vol. I-VII.
18. Excerpta historica iussu imperatori Constantini Porphyrogeniti confecta, vol. I: excerpta de legationibus / Ed. C. de Boor. Berlin: Weidmann, 1903
19. Harpocrationis Lexicon in decern oratores Atticos, vol. I. Oxford: Oxford University Press,1853
20. Hellanici Lesbii fragmenta / Ed. Fr. Sturz. Lipsiae, 1826
21. Herodoti historiarum, libri XI. / Rec. H. R. Dietsch. Lipsiae, 1933 1935. Vol. I - II.
22. Hesiodi carmina / Ed. A.Rzach. Lipsiae, 1913
23. Poetae minores Graeci, v. II, Scholia ad Hesiodum / Ed. Th. Gaisford. Lipsiae, 1823
24. Hesychii Alexandrini Lexicon / Rec. Schmidt. Jenae, 1858 1868. Vol. I - V
25. Hippolyti Chronicon / Ed. R. Helm post A. Bauer, Hippolytus Werke, Vol. 4 Die griechischen christlichen schriftsteller 46. Berlin: Akademie-Verlag, 1955.
26. Historia Alexandri Magni / Ed. W.Kroll. Berlin: Weidmann, 1926. Vol. I
27. Homeri opera / Rec. D.B. Monro, T.W.Allen. L.: Oxonii, 1976 1980. Vol. I - V
28. Hygini fabulae / Ed. P. K. Marshall. Stutgardiae Lipsiae, 1993
29. Ioannis Malalae Chronographia / Rec. G. Dindorf. Bonn. 1831
30. Melae Pomponii de chorographia libri / Ed. C.Frick. Lipsiae, 1880
31. Nonni Panopolitani Dionysiaca / Ed. A.Ludwich. Lipsiae: Teubner, 1911
32. Orphica / Rec. E. Abel. Lipsiae, 1885
33. Ovidii Nasonis Metamorphoses / Ed. W.S.Anderson. Leipzig: Teubner, 1985
34. Pausaniae Graeciae descriptio / Ed. M.H. Rocha-Pereira. Leipzig Teubner. Vol. I. 1973; Vol. II. 1979; Vol. III. 1981
35. Pindari carmina cum fragmentis / Post B. Snell ed. H. Maehler. Leipzig, 1975 1987
36. Scholia vetera in Pindari carmina / Rec. A.B. Drachmann. Lipsiae, 1903. V. I II
37. Scholia et paraphrases in Nicandrum et Oppianum in Scholia in Theocritum / Ed. F. Dubner. Paris: Didot, 1849
38. Plini Secundi Historia naturalis / Ed. C. Mayhoff. Leipzig: Teubner, 1967 1985. Vol. I - VI
39. Platonis dialogi / Ed. C. Hermann. Bd. VI. Lipsiae, 1921
40. Plutarchi vitae parallelae / Rec. CI. Lindskog et K. Ziegler. Lipsiae, 1969 1980. Vol. I. - IV
41. Procli Diadochi in Platonis rem publicam commentarii / Ed. G.Kroll. Leipzig, 1899 1901. Vol. I-II.
42. Procli Diadochi in Platonis Timaeum commentarii / Ed. Diehl. Lipsiae, 1903 1906. Vol. I - III
43. Servii Grammatici qui feruntur in Vergilii Aeneidos libros commentarii / Rec. G. Thilo et H. Hagen. Lipsiae, 1922 -1927. Vol. I III
44. Silii Italici Punica / Ed. Bauer. Lipsiae, 1890 1892. Vol. I - II
45. P. Papini Stati Silvae / Rec. A. Marastoni. Lipsiae: Teubner, 1961
46. Scholia Graeca in Homeri Odysseam / Ed. G.Dindorfius. Lipsiae: Oxonii, 1855. Vol. I II
47. Scholia in Dionysii periegetae orbis descridtionem / Ed. K. Muller, Geographi Graeci minores, Vol. II. Paris: Didot, 1861
48. Stephani Byzantini Ethnica / Ed. A. Meineke. Berolini, 1849
49. Strabonis Geographica / Rec. A. Meineke. Lipsiae: Teubner, 1886. Vol. I III
50. Suidae Lexicon / Ed. Abler. Lipsiae: Teubner, 1928 1936. Vol. I - IV
51. Vergilii Maronis Opera / Ed. Janell. Lipsiae: Teubner, 1938
52. Переводы, использованные при работе с источниками
53. Аполлодор Афинский. Мифологическая библиотека. JI., Наука, 1972
54. Вергилий. Собрание сочинений. Пер. С.Ошерова. Спб., 1994
55. Вергилий Публий Марон. Энеида. Пер. А.Фета. М., 1888.
56. Гомер. Илиада. Пер. с древнегреч. Н.Гнедича. М., Дюна, 1993
57. Гомер. Одиссея. Пер. с древнегреч. В.Жуковского. Киев, 1982
58. Геродот. История. Пер. Г.А.Стратановского. М., Ладомир, 2001.
59. Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы. Фрагменты. Пер. с древнегреч. В.Вересаева, О.Цыбенко. М., Лабиринт, 2001
60. Гигин. Мифы. Пер. с лат. Д.О. Торшилова. СПб., Алетейя, 2000.
61. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях, изречениях знаменитых философов. Пер. с греч. МЛ.Гаспарова. М., 1979
62. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Пер. с древнегреч. И. Алексеева. СПб., 1774-76
63. Еврипид. Медея. Ипполит. Вакханки. Пер. с древнегреч. И.Ф.Анненского. СПб., Азбука, 1999
64. Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Пер. с древнегреч. Ю.Голубца. СПб., Алетейя, 1997
65. Овидий. Метаморфозы. Пер. С.Шервинского. М., 1938
66. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. Пер. с древнегреческого С.П. Кондратьева. М., 2002
67. Первый Ватиканский мифограф. Пер. с лат. В.Н. Ярхо. СПб., Алетейя, 2000
68. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. Диалоги «Тимей». «Критий». Пер. с древнегреческого С.С.Аверинцева. М., 1994
69. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2-х томах. М., Наука, 1994
70. Страбон. География в 17-ти книгах. Пер. с греч. Г.Мищенко. М., 1879
71. Pliny. Natural History /with an English translation by H. Rackham. London, Cambridge, 1989. Vol. II
72. Научные исследования мифа, эпоса, древней религии
73. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940
74. Дюмезиль Жорж. Осетинский эпос и мифология. Пер. с франц. В.И.Абаева. М., Наука, 1976
75. История греческой литературы. Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. М., 1955. Том II.
76. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957
77. Пластика и рисунки древних культур. Первобытное искусство. М., Наука, 1983 г.
78. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905
79. Типология народного эпоса. М., Наука, 1975
80. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика. М., Наука, 1980
81. Торшилов Д.О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., Алетейя, 1999
82. Тураев Б.А. Отрывки финикийской космогонии и мифологии Филона Библского. — Финикийская мифология. Спб., 1999.
83. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., «Восточная литература» РАН, 1998.
84. Шеллинг Ф.В. Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1978.
85. Шифман И.Ш. Древняя Финикия мифология и история. - Финикийская мифология. Спб., 1999.
86. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., Наука,1983
87. Шталь И.В. Эпические предания Древней Греции. М., Наука, 1989
88. Шталь И.В. «Одиссея» героическая поэма странствий. М., Наука, 1978
89. Исследования мифа об Атланте и Атлантиде
90. Жан Сильвен Байи. Письма об Атлантиде Платона и о древней истории Азии // Атлантида и Гиперборея: Мифы и факты. Пер. с франц. А.Гарькавого. М., 2003
91. Властов Г. Теогония Гесиода и Прометей. Спб., 1897.
92. Генон Рене. Символы священной науки. Пер. с франц. Ника Тирос. М., 1997
93. Генон Рене. Атлантида и Гиперборея // Атлантида и Гиперборея: Мифы и факты. М., 2003
94. Генон Рене. Царь Мира // Вопросы философии, №3,1993
95. Gerhard Е., Koenig Atlas im Hesperidenmythos, Berlin, Akademie, 1841
96. Голосовкер Я.Э. Сказания о Титанах. М., Высшая школа, 1993
97. Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. К.Лукьяненко. М., Прогресс-Традиция, 2001
98. Коллинз Э. Врата Атлантиды: Сенсационные открытия британских ученых. М.: Эксмо-Пресс, 2002
99. Немировский А.И. Две Атлантиды // Вопросы истории, № 3, 1978
100. Норов А.С. Исследования об Атлантиде. Спб., 1854
101. Панченко Д.В. Мифологическое в платоновском рассказе об Атлантиде. Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1985», выпуск XVIII, ч.1. М., 1988.
102. Рабинович Е.Г. Атлантида (контексты платоновского мифа). Текст: семантика и структура. М., 1983.
103. Телегин С.М. Священный миф. Анатомия мифа. М., УРАО, 20051. Словари и энциклопедии
104. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейскихязыках: Образ мира и миры образов. М., Гуманит. изд. центр Владос, 1996
105. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ «Большая Российскаяэнциклопедия», 1998
106. Chantraine, Pierre. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots. Paris, Klincksieck, 1968.1.1970, II. 1974, III. 1977, IV.
107. Frisk H. Griechisches etymologisches Worterbuch. Heidelberg, 1954 1972. Bd. 1 - 3
108. Lempriere's Classical Dictionary of Proper Names mentioned in ancient authors / Ed. by F.A. Wright, m.a. London, Henley and Boston, 1978.
109. Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschafit / Begonnen von Georg Wissowa. Stuttgart, 1896