автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Антиглобализм в России

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Бедей, Анна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Антиглобализм в России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Антиглобализм в России"

Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова «Военмех»

На правах рукописи УДК 113 572

БЕДЕЙ Анна Михайловна

АНТИГЛОБАЛИЗМ В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙАНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург 2004

Диссертация выполнена на кафедре философии гуманитарного факультета Балтийского государственного технического университета им. Д. Ф. Устинова «ВОЕНМЕХ».

Научный руководитель: доктор философских наук,

профессор Заслуженный работник высшей школы РФ А. П. Мозелов.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор В.Т. Пуляев, доктор философских наук, профессор Р.А. Хомелева.

Ведущая организация: Санкт-Петербургский

Государственный университет аэрокосмического приборостроения

Защита состоится «_»_2004 г. в_на заседании

диссертационного совета К.212.010.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук в Балтийском государственном техническом университете им. Д. Ф. Устинова «ВОЕНМЕХ» по адресу: 190005, Санкт-Петербург, 1-я Красноармейская ул.,д.13,ауд.401(УЛК).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Балтийского государственного технического университета им. Д.Ф. Устинова «ВОЕНМЕХ».

Автореферат разослан «_»_2004 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор

О. П. Семёнов

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации затронули все сферы человеческой жизни, стали неким символом социального времени и пространства. Мировые интеграционные взаимосвязи коснулись не только основ социума, который под воздействием этих процессов трансформируется и меняет вектор своего развития, но затронули и каждого отдельного человека, способ его существования и смысл жизни. Исследование глобализации и ее идеологии - глобализма, невозможно без анализа ее альтернативной модели антиглобализма.

Процесс глобализации в современном мире неоднозначен, противоречив и сложен. Всепроникающие интеграционные процессы породили множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, военно-политического, конфессионального, демографического и нравственного характера.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы и правила игры, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного управляемого мирового сообщества. Глобализация на сущностном уровне предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни по принципу «господства - подчинения», хотя подчас это и не фиксируется обыденным сознанием.

Сегодня для нас принципиально важным является вопрос о том, какое место в этих интеграционных процессах займет Россия, какую роль она будет играть в системе «нового мирового порядка»? Впишется ли она в идеологию «сверхзападнизма»? Или она сможет возглавить антиглобалистское движение? В этом аспекте необходимо понять направленность антиглобалистского движения не только в России, но и во всем мире. Выявляя природу и содержание антиглобализма,

С.Петер1 09 »0

антипода глобализма в реальных интеграционных процессах мира важно понять, станет ли это новое движение реальной позитивной силой или пойдет по оппортунистическому пути смягчения идеологии и практики глобализма, его «гумманизации».

От решения этих и многих других проблем зависит то, как будет развиваться человечество, которому брошен серьезный вызов глобализмом "по-американски" в настоящем и ближайшем будущем. Поэтому динамика глобализма и антиглобализма в современном мире, их внутренние и внешние противоречия предполагают настоятельную необходимость целостного философского осмысления глобализации как всепроникающего социального процесса в мире и антиглобализма как нового социального явления.

Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается истинностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество полученной информации. Проблема «глобализм-антиглобализм» привлекла внимание многих философов, ученых, государственных деятелей, политиков, журналистов и служителей церкви. Теоретические построения западной философии глобализма представлены в работе концепциями С. Хантингтона, 3. Бжезинского, Ф. Фукуямы, К. Поппера, Ж. Аттали. В целом, исследование феномена западного глобализма обладает большей полнотой в сравнении с разработанностью проблемы антиглобализма. Антиглобалистское движение постоянно растет и развивается, затронув многие страны и народы, но, несмотря на растущий масштаб движения, теоретико-философское его осмысление остается пока малоизученной темой. Антиглобализм начал распространяться как массовое движение именно тогда, когда последствия глобализации стали очевидными для мыслящих слоев населения и активной части молодежи. Процесс глобализации оказался настолько сложным и противоречивым, основательно затронув интересы самых различных социальных слоев, что даже в среде каждой из групп исследователей (а к ним можно отнести левых и правых, марксистов и

неолибералов и т.д.) не выявить единства в трактовке феноменов глобализации, глобализма и антиглобализма. Обзор научного и научно-публицистического материала показывает, насколько неоднозначно интерпретируют феномен антиглобализма философы, ученые, политические деятели и писатели. Растущее снизу и не прогнозировавшееся в явном виде большинством ученых, историческое социальное движение масс -антиглобализм, опережает теоретические программные построения и сценарии мыслителей.

В то же время в исследовании было важно выявить некоторые истоки антиглобализма, объективные основы возникновения новой альтернативы. Теоретики и практики антиглобалистского движения (К. Агитон, Э. Валлерстайн, А.А. Цветков) отмечают, что по генезису, по принципам, по масштабам это движение напоминает волну "новых левых" 1968 г. В то же время, очевидно, что без мощного профсоюзного движения и левых партий, интеллектуальной элиты такой масштаб движения и его популярность были бы невозможны.

Систематическое исследование этого движения еще крайне далеко от своего завершения. Этой теме посвящены лишь немногие монографии, среди них можно выделить работу А.В. Бузгалина «Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения»; «Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста», составлена А.Ю. Ашкеровым; под редакцией А.А. Цветкова был опубликован сборник «Антология современного анархизма и левого радикализма». К числу первых доступных материалов можно отнести многообразные сайты, содержащие не слишком систематизированные массивы информации и несколько сот статей, затрагивающие эти проблемы.

Отрадно, что сегодня, феномену антиглобализма посвящены международные форумы, конференции и семинары в которых нашла отражение информация о нем.

В настоящее время доминирующими тенденциями в исследовании антиглобализма является выявление негативных последствий глобализма "по-американски". Ряд авторов (А.С. Панарин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов, В.В. Гречаный, И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляев и др.) пытаются создать целостную научную базу, социально-критическую теорию глобализма. Фундаментальные исследования этих авторов могут стать в некоторой степени толчком, который поможет протестному оппозиционному движению оформиться идеологически. В нашей стране исследования антиглобализма основывается на более широком и многогранном анализе, т.к. движение противников империалистической глобализации в России имеет гораздо более свежую историю, чем во всем мире, поскольку оно связано с поиском реальных исторических альтернатив в социальной, экономической, политической областях, нежели глобализм «по-американски».

Относительно освещения феномена антиглобализма в России, надо отметить, что здесь нет сложившихся тенденций или закономерностей. Как уже отмечалось выше новое социальное явление "антиглобализм" весьма противоречиво, работы и публикации на эту тему носят довольно неоднозначный и порой диаметрально противоположный характер. В среде исследователей этой проблемы нет общих мнений даже относительно названия данного феномена, сами участники движения не приемлют ярлык "антиглобалистов", в этой связи в публикациях их называют как "альтерглобалистами", так и "массовой антиглобалистской альтернативой", а также "движением против корпоративной глобализации", "альтернативным глобализмом". Все это не может не осложнять осмысление данного феномена, как по форме, так и по содержанию. Определить идеологическую базу движения, выявить его системность крайне сложно, поскольку он подвержен влиянию многообразных политических мнений, которые представляют различные социальные интересы, что вызывает противоречия и конфронтацию внутри самого движения, препятствуя созданию полной и целостной картины антиглобализма в современном мире. В целом, по

нашему мнению, социально-философский анализ этого социально-политического направления носит фрагментарный характер и является доминирующим в исследовании антиглобализма.

Отметим также, что как это не парадоксально, на Западе сохраняются более лояльные оценки антиглобалисткого движения, особенно в академической среде, в то время как в России не только глобализм "по-американски" является предметом резкой критики, но и к антиглобализму отношение довольно осторожное и неоднозначное.

Еще одним направлением в исследовании "антиглобализма" являются работы непосредственных участников этого движения. За пределами России наиболее известными практиками и одновременно теоретиками-идеологами движения являются Н. Хомский, Т. Негри, X. Бей, С. Джордж, С. Хоум, субкоманданте Маркое, У. Белло, С. Жижек, Л. Ларуш и многие другие. В России известны активисты антиглобалисткого движения и его теоретики -А.В. Бузгалин, А.А. Цветков, Б.А. Кагарлицкий, Л.А. Булавка и др. Уже складывается определенная теоретическая база, где на первый план выходят исследования западного глобализма а, следовательно, направленность этих работ антиглобалистская. Такие отечественные философы как А.С. Панарин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов и др. пытаются создать теоретические основания и базовую концепцию для новой, необходимой альтернативы нынешнему капитализму. Подчеркивается настоятельная необходимость выработки важнейших стратегических задач в ближайшем будущем: созревание качественно новой протестной силы, способной затронуть сами основы глобализма "по-американски".

Исследований, посвященных непосредственно проблеме сущности антиглобализма, значительно меньше в сравнении с серьезными критическими рассуждениями о процессах глобализации, о неравномерности развития человечества в современном мире, о возможных перспективах и сложностях глобально-интеграционных процессов.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - социально-философский анализ антиглобализма в России в контексте социогуманитарных знаний. Выявление собственных особенных черт новой социальной реальности - антиглобализма. Попытка создать целостную картину нового социального феномена, раскрыть его роль и место в современном историческом развитии. Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи исследования:

• проанализировать содержание и выявить сущность глобализма "по-американски";

• Выявить предпосылки возникновения феномена антиглобализма в современном мире;

• раскрыть природу антиглобализма, его принципы и противоречия в мировом оппозиционном движении;

• рассмотреть идейную базу критических концепций глобализма в России;

• обосновать типологизацию направлений антиглобализма в России;

• исследовать динамику развития нового протестного движения -антиглобализма и его перспективы.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные понятия и категории диалектики (принципы всеобщей связи и развития, категории процесса и момента процесса, части и целого, сущности и явления, противоречия, единичного, особенного и всеобщего, пространства и времени, сознательного и бессознательного и др.). Естественно-научная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом из области социальной философии, в которой рассматриваются и формулируются такие проблемы, как социальная онтология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные изменения и социальные противоречия, затронуты также области специальной социологической теории, антропологии, демографии и этнологии.

Методологической основой диссертационной работы послужили диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях современного мира сущность и содержание явлений глобализации, глобализма и антиглобализма, Был использован также компаративный метод, в частности метод аналогий и противопоставлений, позволяющей проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их тождество и различия. В диссертационной работе использованы материалы международных форумов, семинаров и конференций, документы и программы политических партий, объединений и союзов по исследуемой тематике.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе осуществлено системное исследование нового социального феномена - антиглобализма, проведен социально-философский анализ этого движения как в контексте мировых протестных сил, так и в рамках особенностей России. Современные глобально-интеграционные процессы, воспроизводятся как объективная данность, преднаходимость, по существу не оставляющие выбора человечеству, т.е. идеологически их можно интерпретировать как разновидность глобального тоталитаризма. Доказано, что возникновение и развитие качественно нового социального феномена - антиглобализма носит крайне противоречивый характер и определяется, как неразвитое целое, с еще формирующейся структурой взаимосвязи и взаимодействия, а глобализм и антиглобализм понимаются как полюсы глобализационных процессов в мире.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:

1). Объективными предпосылками возникновения антиглобализма являются экономическая неоднородность мира и ее поляризация, резкое социальное неравенство развивающихся стран, образование

«сверхэкономики», «сверхгосударственности», «сверхидеологии»,

«сверхуправления», диктат усредненности в многообразии форм социальной, культурной и этнонациональной жизни, а также демографические, конфессиональные противоречия.

2). Антиглобалистское движение остается противоречивым социальным феноменом, по своим экономическим, политическим, социальным и культурным основаниям. Идеология антиглобализма в той форме, в которой она существует сейчас, зародилась внутри европейского «среднего класса», который быстро и чутко отреагировал на разрушение системы экономических и социальных гарантий и, таким образом, пытается лишь реформировать существующее мироустройство. Перспективу гуманизации неолиберальной экономики и общества, как правило, поддерживают респектабельные и обеспеченные участники движения. Создание и финансирование доминирующих антиглобалистских организаций в известной степени осуществляется западноевропейской экономической и социальной элитой, например, партии «зеленых» т.е. само движение существует за счет капитализма, который пытается критиковать.

В политической сфере антиглобалистское движение выступает против милитаризма и агрессии НАТО (Организация североатлантического договора), выдвигает антивоенные требования, но одновременно участники движения находятся в пространстве стран, входящих в этот и другие милитаристские блоки.

В культурной области для сторонников антиглобалистского движения характерно неприятие распространения универсализма и унификации, вытеснения национальных культур и религий. На практике антиглобалистское движение борясь за национально-государственные особенности, стремится создать свои надгосударственные и глобальные структуры организации (например, по сетевому принципу). В целом антиглобалистское движение непосредственно интегрировано в пространство массовой западной культуры, отчасти, являясь ее носителем.

3). Антиглобализм органически связан как с традиционными формами оппозиции, так и противостоит сверхгосударственности, сверхэкономики, сверхидеологии и сверхуправляемости, т.е. отчужденности человека в современном социуме, в котором глобальное потребительское общество создает и воспроизводит самого потребителя.

4). Антиглобализм понимается не только как противоречивое социальное явление, но и как позитивное, диалектическое отрицание глобализма "по-американски", как один из реальных социальных вызовов современного общества глобальному тоталитаризму.

5). "Антиглобализм" в России воспроизводится в двух аспектах: в узком смысле слова - речь идет о движении, которое непосредственно ассоциировало себя с этим именем, в этой связи оно является молодым и ограниченным как по кругу участников, так и по своим социально-политическим задачам; в широком смысле слова, движение противников капиталистической глобализации в России имеет, более длительную историческую память и представляет реальную, альтернативную интеграционную модель развитая общества, основанного на справедливости, гуманности, добротолюбии, .нестяжательства, державности сохранении «цветущей» сложности мира.

6). Социально-философская критика современного глобализма отечественными философами, учеными, писателями, публицистами может рассматриваться как определенный теоретический фундамент антиглобализма в России. Практически же постепенно зарождается протест достаточно широких народных масс, идущий "снизу", который является своего рода ответом на вызовы глобализма. Таким образом, в антиглобализме наличествует момент рефлексивности когда теоретические поиски, т.е. момент сознательного отчасти реализуется в социальной практике.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и объединение большого по объему противоречивого, разрозненного теоретического

материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового социального явления - антиглобализма в современном обществе. Философско-методологический и социально-философский анализ процессов глобализации и антиглобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества. В диссертации отражена динамика и противоречия глобализма, негативные последствия эволюции которого стали толчком к формированию новой оппозиционной силы в мире. Уже в ближайшем будущем станет понятно, сможет ли антиглобализм стать реальной альтернативой глобализму, либо же это движение останется стихийным и временным.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления острых экономических, социокультурных, национальных и религиозных противоречий и путей их разрешения ноосферным социализмом. Материалы диссертации пополняют теоретический и фактический фонд преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологи, этнологии.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и материалы диссертации нашли отражения в публикациях и докладах на следующих конференциях: «Гуманизм, глобализм и будущие России». (Санкт-Петербург, 2002г.); « Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века» (Санкт-Петербург, 2003г.); «Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития» (Гродно, 2003г.); «Глобализм и этносоциальные отношения в современной России» (Санкт-Петербург, 2004г.).

Структура исследования. Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее разработанности в социальной философии, формируются наиболее актуальные вопросы современных глобально-интеграционных процессов, а также методологические основания их возможного разрешения. Кроме того, проводится краткий анализ задач исследования и в этой связи обосновывается практическая и теоретическая значимость и научная новизна диссертационной работы. Отмечается, прежде всего, что в наступивший период глобальных изменений и неоднозначных исторических перспектив актуализируется потребность в осмыслении таких новых противоречивых социальных феноменов, как антиглобализм.

В первой главе «Феномен глобализма в современном мире» предпринят разносторонний анализ такого социального явления, как глобализм, рассмотрены современные концепции западной философии глобализма.

В первом параграфе «Сущность американского глобализма» раскрывается содержание понятий «глобализм» и «глобализация». На наш взгляд, для современного мира, глобализация - это необратимый объективный процесс экономической, политической, культурной, информационной интеграции человечества, что не может не приводить к ослаблению государств и их специфических культур. Происходит формирование универсальной системы ценностей, единого экономического, геополитического и культурного пространства. Глобализм определен в диссертации, как направление, отражающее целенаправленную и планомерную деятельность, осуществляемую с целью отчуждения людей от исторически выработанных экономическо-хозяйственных, политических, культурных ценностей, направленная на господство мировой рыночной экономики и идеологии неолиберализма.

Многие исследователи (У. Бек, А.Ю. Ашкеров, Б.К. Джегутанов, А.В. Бузгалин и др.) подчеркивают опасность современных глобальных процессов, протекающий сегодня под знаком невиданной универсализациии, где экономика властвует над другими формами социального бытия и предъявляет модели его унификации, избрав в качестве собственно этикоонтологического принципа - тотальную обратимость.

Философски-критически проанализированы работы представителей западной философии глобализма - С. Хантингтона (концепция столкновения цивилизаций), К.Поппера (теория открытого общества), Ф.Фукуямы (теория «мондиализма»), 3. Бжезинского (геополитические переделы мира), Ж.Аттали (концепция «Торгового Строя») и др. Теоретические западные концепции, обосновывающие «природу» и историческую необходимость глобализма, сравниваются в работе с рефлексией отечественных ученых и философов, в частности, Г.А. Зюганова, А.С. Панарина, А.И. Уткина, А.А. Зиновьева и мн. других.

В диссертации делается вывод, что глобализм "по-американски" стратегически ведет к некой единой модели человеческого жизнеустройства: в области экономических отношений - неолиберализм (рыночная экономика без границ); в сфере политических отношений стирание национальных государств и государственных границ, которое приводит к возникновению некоего сверхобщества и мирового правительства (А.А. Зиновьев); В социальных отношениях - культ индивидуализма, резкое снижение численности народонаселения так называемых развивающихся стран (концепция «золотого миллиарда»). И, как драматичное следствие -нивелирование культур, обычаев и нравов, верований, традиций, языка, самоидентичности народов, т.е. цветущей сложности.

Второй параграф «Социально-философские предпосылки возникновения антиглобализма» посвящен выявлению онтологических оснований, вызвавших появление нового феномена - антиглобализма, мощной волны оппозиционного движения глобализму. Бурный подъем

сопротивления обусловлен современными глобально-интеграционными процессами, которые проходят, в общем, в экономических и социально-политических интересах наиболее развитых стран, «золотого миллиарда».

Среди основополагающих причин ведущих к формированию нового оппозиционного движения выявляются:

Во-первых: глобальная экономическая экспансия. Она является движущей силой всех процессов глобализации, развивающихся по правилам международных наднациональных институтов, таких как транснациональные корпорации (ТНК), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный банк (ВБ) и др. Эти новые мировые центры власти пристально следят за осуществлением своих глобальных интересов и постоянно пытаются расширить зону своего влияния и контроля. Сегодня власть единого мирового капитала, используя преимущества своей транснациональной кооперации, развитости информационного общества и мобильности, стала тотальной, охватила весь мир, и, следовательно, по существу, подчинила все сферы человеческой жизни и определило ее новую тотальную отчужденность. Вследствие диктатуры мирового финансового капитала усилилась поляризация богатства и бедности. Это привело к возникновению глобального «гетто отсталости», к обострению социально-экономического неравенства, усилению эксплуатации многих государств и народов.

Во-вторых: под действием неолиберальных реформ как социальной причины сегодня наблюдается ослабление государственных и социальных механизмов, в частности, в России. Ослабление в России государственности, кризис социальной политики вызвали целый ряд катастрофических следствий, которые сегодня являются настоящей угрозой национальной безопасности для нашей страны, среди них: коррумпированность, терроризм, обнищание целых слоев населения, детская беспризорность, наркомания, алкоголизм, преступность, высокая смертность и.т. д.

В третьих: военно-политическая агрессия запада. Главная цель войн, инициируемых США и его сателлитами - это реализация целого комплекса задач. Они сводятся к важной стратегической установки глобального масштаба - построение всего остального мира в выгодной для себя общемировой структуре, где США будут единолично распоряжаться мировыми ресурсами, бесконтрольно их потреблять, а другим странам предписывать экономические, социальные и духовные рецепты выживания. Войны, развязанные США на территории других государств являются одним из важнейших оснований возникновения антиглобализма и антиамериканизма в современном мире.

В четвертых: культурные, нравственные и духовные основания возникновения антиглобализма выражаются в попытке американизации всего человечества и жизни отдельного человека. Сегодня насаждение западных ценностей имеет статус «универсальных», «общечеловеческих». Главной отличительной чертой новой «глобальной культуры» является ее теснейшая связь со средствами массовой информации без которых массовая культура не смогла бы так прочно укорениться не только в развитых странах, но и в развивающихся, особенно среди молодежи. Средства массовой информации и масс-культура являются новым информационным оружием целенаправленного программирования и зомбирования человека, средством управления массовым сознанием и созданием человека - потребителя. Цель такой культурной экспансии очевидна - разрушить национальные, исторически выработанные народом ценности, лишить народы суверенитета, этнической и культурной идентичности, уничтожить нравственные и духовные традиции.

В заключительной части параграфа подчеркивается настоятельная необходимость формирования новой сдерживающей силы, которая могла бы стать реальным противовесом нынешнему так называемому «мировому порядку», «золотому миллиарду».

Вторая глава - «Основные направления антиглобализма в России» посвящена определению роли и места антиглобалистского движения, выявлению его специфических черт и особенностей, как в России, так и в других странах. Посредствам социально-философского анализа мирового антиглобалистского движения, компаративным методом воспроизводится достаточно целостная картина антиглобализма в России.

В первом параграфе - «Мировой антиглобализм» рассмотрены динамика развития и генезис движения. Выявлена сущность антиглобалистского движения, показано его содержание, структура, принципы, противоречия и перспективы.

Несмотря на сегодняшнюю популярность антиглобализма во всем мире его теоретическое осмысление пока еще находится на начальном этапе. Систематическое исследование данного движения также крайне далеко от своего завершения. Оно может характеризоваться как еще неразвитое целое, с формирующейся структурой взаимосвязи и взаимодействия, включающей как действительную критику противоречий глобализации и глобализма "по-американски", так и элементы утопизма и анархизма.

В диссертационной работе выделяются основные направления мирового антиглобализма и его типологизация:

Первое направление: распространение и развитие антиглобалистского движения на Западе;

Второе - антиглобализм в странах третьего мира;

Третье - радикальная исламская оппозиция;

Четвертое - антиглобализм в России.

Доказывается, что антиглобалистское движение достаточно противоречиво, аморфно и раздробленно. Трудно выявить его идеологическую базу, пронизанную различиями в социально-политических и культурно-нравственных интересах и концепциях их отражающих. Среди идеологов движения анализируются концепции: Н. Хомского, Т. Негри, М.

Хардта, Н. Кляйна, С. Джордж, Ги Дебора, У. Белло, С. Жижека, С. Хоума, X. Бейя, К. Апотона и др.

Во втором параграфе - «Теоретические основания антиглобализма в России» дан анализ концепций, взглядов и мнений отечественных авторов А.С. Панарина, А.А. Зиновьва, Г.А. Зюганова, Г.Джемаля, С.Г. Кара-Мурзы, ВА Лисичкина, Л.А. Шелепина, И.Н. Панарина, Л.Г. Панариной, М.Г. Делягина, А.Г. Дугина и др., затрагивающих проблему «глобализм -антиглобализм». Антиглобализм в России - это, с одной стороны, критика глобализации и противоречий глобализма, а с другой праксеология антиглобалистской борьбы.

Теоретически и эмпирически обосновывается тезис, что сегодня в России существует достаточно многообразная, но еще далекая до завершения теоретическая база, имеющая антиглобалистскую направленность. Исследователи солидарны в том, что глобализм "по-американски" несет в себе разрушительную силу, как для нашей страны, так и для всего человечества. Отечественные интеллектуалы пытаются создать альтернативную модель развития мирового сообщества и России, условно названную как «ноосферизм», «ноосферный социализм», где господствуют не «борьба всех против всех», конкуренция, отбор, а законы кооперации. Критику глобализма отечественными учеными можно квалифицировать как антиглобалистскую борьбу (пока еще во многом теоретическую), которая может стать в скором будущем и идеологией всего протестного движения в России, наполнить его смыслом и содержанием.

Мы полагаем, что основными концептами идеологии антиглобализма в России должны быть: во-первых, в экономической области - реализация идей устойчивого развития, создание экономики с хозяйственной самодостаточностью, с восстановлением государственного контроля над экономикой и продовольственной безопасностью, возрождение науки, образования и внедрения высоких технологий постиндустриального общества; во-вторых, в военно-политической области - создание центра

силы на основе стратегического союза Китая и Индии с целью утверждения многополярного мира, борьба против исламского фундаментализма и экстремизма; в-третьих, в демографической области - решение проблемы русских в России и русских в странах СНГ, укрепление межконфессиональных и межэтнических связей в России; в-четвертых, в духовно-идеологической области - укрепление в обществе идей социальной справедливости, «Русской идеи» как основы национальной идеологии и духовных традиций в России.

В третьем параграфе - «Типологизация направлений антиглобализма в России» доказывается, что в России существует определенная специфичность оппозиционного движения. Антиглобалистское движение в России связано с социально-политической оппозицией нынешней коррумпированности рыночной системы и управляемой демократии. Ее возглавляет левая коммунистическая и социал-демократическая оппозиция, существующая фактически с момента распада СССР. Кроме того, в России наличествует и так называемая правая оппозиция глобализму со стороны немногочисленных монархических, и других национально ориентированных организаций, противопоставляющих глобальной экспансии необходимость возрождения нашей страны как особой самостоятельной державы, «империи». В целом в России складывается достаточно сложная социально-политическая картина, отражающая внутренние противоречия интересов различных слоев общества, в том числе, оппозиции, что в известной мере размывает государственное и национальное единство страны, а также антиглобалистское движение в России в целом.

Доказывается, что движение противников буржуазного западнизма, в нашей стране имеет более продолжительную и сложную предысторию (начиная с дискуссии славянофилов и западников), оно, прежде всего, связано с поиском особенных экономических, политических, социальных, культурных и нравственных идеалов, законов кооперации и взаимопомощи, державности, добротолюбия и добротоделанья, нестяжательства и

православной этики, цветущей сложности и взаимоуважения народов ее населяющих.

В заключение диссертации подводятся итоги проделанной работы и намечаются некоторые перспективы дальнейших исследований диссертационной темы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Антиглобализм в России. // Гуманизм, глобализм и будущее России. Материалы международной научной конференции. СПб., 2002, С.216-218.

2. От стратегии американского глобализма к антиглобализму. // Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века. Материалы международной научной конференции. СПб., 2003, С. 122-125.

3. Феномен антиглобализма. // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Материалы международной научной конференции. Гродно, 2003, С. 162-165.

4. Антиглобализм и этносоциальные проблемы современного мира. // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. Материалы международной научной конференции. СПб., 2004, С. 130-134.

Подписано в печать 15.11.2004 Формат 60x84/18. Бумага документная. Печать трафаре-шая. Печ. л. 1.0. Тираж 100 экз. Заказ № 7/. Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Типография БГТУ 190005, С.-Петербург, 1-я Красноармейская, 1.

12 50 6 0

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бедей, Анна Михайловна

Введение.

Глава 1. Феномен глобализма в современном мире

1.1. Сущность американского глобализма.

1.2. Социально-философские предпосылки возникновения антиглобализма.

Глава 2. Основные направления антиглобализма в России

2.1. Мировой антиглобализм.

2.2. Теоретические основания антиглобализма в России.

2.3. Типологизация направлений антиглобализма в России.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Бедей, Анна Михайловна

Актуальность темы исследования. Процессы глобализации затронули все сферы человеческой жизни, стали неким символом социального времени и пространства. Мировые интеграционные взаимосвязи коснулись не только основ социума, который под воздействием этих процессов трансформируется и меняет вектор своего развития, но затронули и каждого отдельного человека, способ его существования и смысл жизни. Исследование глобализации и ее идеологии - глобализма, невозможно без анализа ее альтернативной модели антиглобализма.

Процесс глобализации в современном мире неоднозначен, противоречив и сложен. Всепроникающие интеграционные процессы породили множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, ф военно-политического, конфессионального, демографического и нравственного характера.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы и правила игры, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного управляемого мирового сообщества. Глобализация на сущностном уровне предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни по принципу «господства - подчинения», хотя подчас это и не фиксируется обыденным сознанием.

Сегодня для нас принципиально важным является вопрос о том, какое место в этих интеграционных процессах займет Россия, какую роль она будет играть в системе «нового мирового порядка»? Впишется ли она в идеологию «сверхзападнизма»? Или она сможет возглавить антиглобалистское движение? В этом аспекте необходимо понять направленность антиглобалистского движения не только в России, но и во всем мире. Выявляя природу и содержание антиглобализма, как в известной мере антипода глобализма в реальных интеграционных процессах мира важно понять, станет ли это новое движение реальной позитивной силой или пойдет по оппортунистическому пути смягчения идеологии и практики глобализма, его «гуманизации».

От решения этих и многих других проблем зависит то, как будет разви-<+ ваться человечество, которому брошен серьезный вызов глобализмом «по-американски» в настоящем и ближайшем будущем. Поэтому динамика глобализма и антиглобализма в современном мире, их внутренние и внешние противоречия предполагают настоятельную необходимость целостного философского осмысления глобализации как всепроникающего социального процесса в мире и антиглобализма как нового социального явления.

Степень научной разработанности проблемы. Изученность научной проблемы оценивается истинностью и полнотой сведений о познаваемом объекте, которые в совокупности определяют качество полученной инфор-Ф мации. Проблема «глобализм-антиглобализм» привлекла внимание многих философов, ученых, государственных деятелей, политиков, журналистов и служителей церкви. Теоретические построения западной философии глобализма представлены в работе концепциями С. Хантингтона, 3. Бжезинского, Ф. Фукуямы, К. Поппера, Ж. Аттали. В целом, исследование феномена западного глобализма обладает большей полнотой в сравнении с разработанностью проблемы антиглобализма. Антиглобалистское движение постоянно растет и развивается, затронув многие страны и народы, но, несмотря на растущий масштаб движения, теоретико-философское его осмысление остается пока малоизученной темой. Антиглобализм начал распространяться как массовое движение именно тогда, когда последствия глобализации стали очевидными для мыслящих слоев населения и активной части молодежи. Процесс глобализации оказался настолько сложным и противоречивым, основательно затронув интересы самых различных социальных слоев, что даже в каждой из групп исследователей (а к ним можно отнести левых и правых, марксистов неолибералов и т.д.) невозможно выявить единства в трактовке феноменов глобализации, глобализма и антиглобализма. Обзор научного и научно-публицистического материала показывает, насколько неоднозначно интерпретируют феномен антиглобализма философы, ученые, политические деятели и публицисты. Растущее снизу и не прогнозировавшееся в явном ви-# де большинством ученых, историческое социальное движение масс - антиглобализм, опережает теоретические программные построения и сценарии мыслителей.

В то же время в исследовании было важно выявить некоторые истоки антиглобализма, объективные основы возникновения новой альтернативы. Теоретики и практики антиглобалистского движения (К. Агитон, Э. Валлер-стайн, А.А. Цветков и др.) отмечают, что по генезису, по принципам, по масштабам это движение напоминает волну «новых левых» 1968 г. В то же время, очевидно, что без мощного профсоюзного движения и левых партий, ,9 интеллектуальной элиты такой масштаб движения и его популярность были бы невозможны.

Систематическое исследование этого движения еще крайне далеко от своего завершения. Этой теме посвящены лишь немногие монографии, среди них можно выделить работу А.В. Бузгалина «Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения»; коллективную монографию «Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста», (составлена А.Ю. Ашкеровым; под редакцией А.А. Цветкова), опубликован также сборник статей «Антология современного анархизма и левого радикализма». К числу первых доступных материалов можно отнести многообразные сайты в сети Интернет, содержащие не слишком систематизированные массивы информации и несколько сот статей, затрагивающие эти проблемы.

Отрадно, что сегодня, феномену антиглобализма посвящены международные форумы, конференции и семинары в которых нашла отражение информация о нем.

В настоящее время доминирующими тенденциями в исследовании антиглобализма является выявление негативных последствий глобализма «по-американски». Ряд авторов (А.С. Панарин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов, В.В. Гречаный, И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляев, Исаев Б.А.и др.) пытаются соз-■т дать целостную научную базу, социально-критическую теорию глобализма. Фундаментальные исследования этих авторов могут стать в некоторой степени толчком, который поможет протестному оппозиционному движению оформиться идеологически. В нашей стране исследования антиглобализма основывается на более широком и многогранном анализе, т.к. движение противников империалистической глобализации в России имеет гораздо более свежую историю, чем во всем мире, поскольку оно связано с поиском реальных исторических альтернатив в социальной, экономической, политической областях, нежели глобализм «по-американски». г Относительно освещения феномена антиглобализма в России, надо отметить, что здесь нет сложившихся тенденций или закономерностей. Как уже отмечалось выше новое социальное явление «антиглобализм» весьма противоречиво. Работы и публикации на эту тему носят довольно неоднозначный и порой диаметрально противоположный характер. В среде исследователей этой проблемы нет общих мнений даже относительно названия данного феномена, сами участники движения не приемлют ярлык «антиглобалистов», в этой связи в публикациях их называют как «альтерглобалистами», так и «массовой антиглобалистской альтернативой», а также «движением против корпоративной глобализации», «альтернативным глобализмом». Все это не может не осложнять осмысление данного феномена, как по форме, так и по содержанию. Определить идеологическую базу движения, выявить его системность крайне сложно, поскольку он подвержен влиянию многообразных политических мнений, которые представляют различные социальные интересы, что вызывает противоречия и конфронтацию внутри самого движения, препятствуя созданию полной и целостной картины антиглобализма в современном мире. В целом, по нашему мнению, социально-философский анализ этого социально-политического направления носит фрагментарный характер и это является доминирующим в исследовании антиглобализма.

Отметим также, что как это не парадоксально, на Западе, особенно в т академической среде, сохраняются более лояльные оценки антиглобалистко-го движения, в то время как в России не только глобализм «по-американски» является предметом резкой критики, но и к антиглобализму отношение довольно осторожное и неоднозначное.

Еще одним направлением в исследовании «антиглобализма» являются работы непосредственных участников этого движения. За пределами России наиболее известными практиками и одновременно теоретиками-идеологами движения являются Н. Хомский, Т. Негри, X. Бей, С. Джордж, С. Хоум, суб-команданте Маркое, У. Белло, С. Жижек, JL Ларуш и многие другие. В России известны активисты антиглобалисткого движения и его теоретики -А.В. Бузгалин, А.А. Цветков, Б.А. Кагарлицкий, J1.A. Булавка и др. Уже складывается определенная теоретическая база, где на первый план выходят исследования западного глобализма а, следовательно, направленность этих работ антиглобалистская. Такие отечественные философы как А.С. Пана-рин, А.А. Зиновьев, Г.А. Зюганов и др. пытаются создать теоретические основания и базовую концепцию для новой, необходимой альтернативы нынешнему капитализму. Подчеркивается настоятельная необходимость выработки важнейших стратегических задач в ближайшем будущем: созревание качественно новой протестной силы, способной затронуть сами основы глобализма «по-американски».

Исследований, посвященных непосредственно проблеме сущности антиглобализма, значительно меньше в сравнении с серьезными критическими рассуждениями о процессах глобализации, о неравномерности развития человечества в современном мире, о возможных перспективах и сложностях глобально-интеграционных процессов.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы — социально-философский анализ антиглобализма в России в контексте социогуманитар-ных знаний. Выявление собственных особенных черт новой социальной реальности - антиглобализма. Попытка создать целостную картину нового социального феномена, раскрыть его роль и место в современном историческом развитии. Для достижения указанной цели необходимо разрешить следующие задачи исследования:

• проанализировать содержание и выявить сущность глобализма «по-американски»;

• выявить предпосылки возникновения феномена антиглобализма в современном мире;

• раскрыть природу антиглобализма, его принципы и противоречия в мировом оппозиционном движении;

• рассмотреть идейную базу критических концепций глобализма в России;

• обосновать типологизацию направлений антиглобализма в России;

• исследовать динамику развития нового протестного движения -антиглобализма и его перспективы.

Методология и источники исследования. Теоретико-методологическую основу работы составили фундаментальные понятия и категории диалектики (принципы всеобщей связи и развития, категории процесса и момента процесса, части и целого, сущности и явления, противоречия, единичного, особенного и всеобщего, пространства и времени, сознательного и бессознательного и др.). Научная база представлена теоретическими концепциями и фактическим материалом из области социальной философии, в которой рассматриваются и формулируются такие проблемы, как социальная онтология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные изменения и социальные противоречия, затронуты также области специальной социологической теории, антропологии, демографии и этнологии.

Методологической основой диссертационной работы послужили диалектический метод, позволяющий выявить в многообразных противоречиях 4 современного мира сущность и содержание явлений глобализации, глобализма и антиглобализма. Был использован также компаративный метод, в частности метод аналогий и противопоставлений, позволяющей проанализировать и сопоставить различные концепции, мнения и факты, установить их тождество и различия. В диссертационной работе использованы материалы международных форумов, семинаров и конференций, документы и программы политических партий, объединений и союзов по исследуемой тематике.

Научная новизна и положения, выносимые на защиту. Новизна ^ диссертационной работы определяется реализацией цели и основных задач, указанных в предыдущем разделе. В работе осуществлено системное исследование нового социального феномена - антиглобализма, проведен социально-философский анализ этого движения как в контексте мировых протестных сил, так и в рамках особенностей России. Современные глобально-интеграционные процессы, воспроизводятся как объективная данность, преднаходимость, по существу не оставляющие выбора человечеству, т.е. идеологически их можно интерпретировать как разновидность глобального тоталитаризма. Доказано, что возникновение и развитие качественно нового социального феномена - антиглобализма носит крайне противоречивый характер и определяется, как неразвитое целое, с еще формирующейся структурой взаимосвязи и взаимодействия, а глобализм и антиглобализм понимаются как полюсы глобализационных процессов в мире.

Положения, выносимые на защиту, представлены следующими тезисами:

1). Объективными предпосылками возникновения антиглобализма являются экономическая неоднородность мира и ее поляризация, резкое социальное неравенство развивающихся стран, образование «сверхэкономики», «сверхгосударственности», «сверхидеологии», «сверхуправления», диктат усредненности в многообразии форм социальной, культурной и этнонацио-нальной жизни, а также демографические, конфессиональные противоречия.

2). Антиглобалистское движение остается противоречивым социальным феноменом, по своим экономическим, политическим, социальным и культурным основаниям. Идеология антиглобализма в той форме, в которой она существует сейчас, зародилась внутри европейского «среднего класса», который быстро и чутко отреагировал на разрушение системы экономических и социальных гарантий и, таким образом, пытается лишь реформировать существующее мироустройство. Перспективу гуманизации неолиберальной экономики и общества, как правило, поддерживают респектабельные и обеспеченные участники движения. Создание и финансирование доминирующих антиглобалистских организаций в известной степени осуществляется западноевропейской экономической и социальной элитой, например, партии «зеленых» т.е. само движение существует за счет капитализма, который пытается критиковать.

В политической сфере антиглобалистское движение выступает против милитаризма и агрессии НАТО (Организация североатлантического договора), выдвигает антивоенные требования, но одновременно участники движения находятся в пространстве стран, входящих в этот и другие милитаристские блоки.

В культурной области для сторонников антиглобалистского движения характерно неприятие распространения универсализма и унификации, вытеснения национальных культур и религий. На практике антиглобалистское движение, борясь за национально-государственные особенности, стремится создать свои надгосударственные и глобальные структуры организации (например, по сетевому принципу). В целом антиглобалистское движение непосредственно интегрировано в пространство массовой западной культуры, отчасти, являясь ее носителем.

3). Антиглобализм органически связан как с традиционными формами оппозиции, так и противостоит сверхгосударственности, сверхэкономики, сверхидеологии и сверхуправляемости, т.е. отчужденности человека в современном социуме, в котором глобальное потребительское общество создает и воспроизводит самого потребителя.

4). Антиглобализм понимается не только как противоречивое социальное явление, но и как позитивное, диалектическое отрицание глобализма «по-американски», как один из реальных социальных вызовов современного общества глобальному тоталитаризму.

5). «Антиглобализм» в России воспроизводится в двух аспектах: в узком смысле слова - речь идет о движении, которое непосредственно ассоциировало себя с этим именем, в этой связи оно является молодым и ограниченным как по кругу участников, так и по своим социально-политическим задачам; в широком смысле слова - это движение противников капиталистической глобализации в России имеет, более длительную историческую память и представляет реальную, альтернативную интеграционную модель развития общества, основанного на справедливости, гуманности, добротолюбии, нестяжательстве, державности сохранении «цветущей» сложности мира.

6). Социально-философская критика современного глобализма отечественными философами, учеными, писателями, публицистами может рассматриваться как определенный теоретический фундамент антиглобализма в России. Практически же постепенно зарождается протест достаточно широких народных масс, идущий «снизу», который является своего рода ответом на вызовы глобализма. Таким образом, в антиглобализме наличествует момент рефлексивности когда теоретические поиски, т.е. момент сознательного отчасти реализуется в социальной практике.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и объединение большого по объему противоречивого, разрозненного теоретического материала в единую концепцию, что ведет к целостному осмыслению нового социального явления - антиглобализма в современном обществе. Философско-методологический и социально-философский анализ процессов глобализации и антиглобализма вносит существенный вклад в разработку теоретических основ современного общества. В диссертации отражена динамика и противоречия глобализма, негативные последствия эволюции которого стали толчком к формированию новой оппозиционной силы в мире.

Уже в ближайшем будущем станет понятно, сможет ли антиглобализм стать реальной альтернативой глобализму, либо же это движение останется стихийным и временным.

Разработанные в диссертации положения могут быть использованы для дальнейшего теоретического осмысления острых экономических, социокультурных, национальных и религиозных противоречий и путей их разрешения ноосферным социализмом. Материалы диссертации пополняют теоретический и фактический фонд преподавания социальной философии, общей социологии, философской антропологии, политологии, культурологи, этнологии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антиглобализм в России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ антиглобализма в России обнаружил множество сложностей и противоречий. Процесс глобализации в современном мире неоднозначен, противоречив и сложен. Всепроникающие интеграционные процессы породили множество проблем и конфликтов экономического, социокультурного, духовного, военно-политического, конфессионального, демографического и нравственного характера.

Сегодня глобализм устанавливает во всем мире свои унифицированные законы и правила игры, т.е. осуществляется процесс становления некоего единого и взаимосвязанного управляемого мирового сообщества. Глобализация на сущностном уровне предполагает установление взаимозависимости между людьми, включая все сферы общественной жизни по принципу «господства - подчинения», хотя подчас это и не фиксируется обыденным сознанием.

Для объективного понимания сущности современного социально-исторического процесса в диссертационной работе были дифференцированы две тенденции - глобализация и глобализм. На наш взгляд, для современного мира, глобализация - это необратимый объективный процесс экономической, политической, культурной, информационной интеграции человечества, что не может не приводить к ослаблению государств и их специфических культур. Происходит формирование универсальной системы ценностей, единого экономического, геополитического и культурного пространства. Глобализм определен в диссертации, как направление, отражающее целенаправленную и планомерную деятельность, осуществляемую с целью отчуждения людей от исторически выработанных экономическо-хозяйственных, политических, культурных ценностей, направленная на господство мировой рыночной экономики и идеологии неолиберализма.

Сегодня происходит становящееся все более очевидным оформление универсальной системы ценностей, должной действовать в едином социокультурном пространстве, в котором господствуют экономические доминанты, диктуемые немногими «странами-лидерами нового мирового порядка». При этом неизбежно - что считается не только естественным и неизбежным, но всемерно поощряется - нивелируютя и унифицируются все другие самобытные формы социального бытия, и выстраиваются модели его стандартизации и узкой регламентации. В качестве этикоонтологического принципа, определяющего специфику происходящих преобразований выступает тотальная, всепоглощающая обратимость.

Глобализм и антиглобализм - это два полюса глобализационных процессов. Антиглобалистское движение характеризуется раздробленностью и эклектичностью, аморфностью идеологической базы, которая формируется под влиянием различных движений, течений, организаций (синтез идей либерализма, анархизма, социализма, левой идеологии марксизма).

Теоретическое осмысление новой альтернативной идеологии отечественными учеными, их выводы из научного исследования самой сути западного глобализма позволяют нам различить в пестроте сложной и неоднородной, на первый взгляд, хаотичной картины умножающихся в России антиглобалистских сил наличие усиливающихся интеграционных тенденций, определяющих, по нашему мнению будущее антиглобализма в нашей стране. Хотя среди отечественных ученых нет полного единства относительно проблемы «глобализм - антиглобализм», тем не менее, все исследователи солидарны в том, что сегодня настоятельно требуется альтернативная, более справедливая, нежели глобализм, модель развития мирового сообщества. Критически рассмотренная оценка глобализма отечественными исследователями может быть отправной точкой поиска теоретических оснований, консолидирующих пока еще слишком часто стихийную практику антиглобалистской борьбы, выработки ее научно обоснованной идеологии. Такая научная база может наполнить протестное движение большим, чем ныне, смыслом и содержанием, стать тем фундаментом, на котором только и может быть обеспечена целостность и внутреннее единство новой оппозиционной силы нашей стране, гарантировано обретение антиглобализмом самостоятельной платформы и ее дальнейшее динамичное развитие.

 

Список научной литературыБедей, Анна Михайловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аббас Халиф. «Каждый из нас Саддам!»// Завтра, №14, 2003.

2. Аналитический Центр НАМАКОН. На рубежах атаки // Завтра, №10, 2003.

3. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993.

4. Ашкеров А.Ю. Эссе. Тело и глобализация // Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004.

5. Бажанов В. Вне логики времени. Антиглобалистские тенденции // Ев-pona-Europe.Warszawa, №2(3), 2002.

6. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-традиция, 2001.

7. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2003.

8. Бирелл Р. Молекулярная революция // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

9. Блиссет Л. Да здравствует неоизм // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

10. Ю.Блиссет Л. Десять правил для тех, кто хочет стать настоящим культовым художником // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

11. Болахенский В., Джегутанов Б. Глобализация и глобализм: сущностные основания дифференциации и перспективы развития // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ, 2003.

12. Бузгалин А.В. Альтерглобализм к теории феномена. Позитивная программа альтернеобализма // Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

13. Бузгалин А.В. Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

14. Букчин М. Очерчивая революционный проект // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

15. Букчин М. Экоанархизм // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.1 б.Валлерстайн И. Америка и мир: сегодня, вчера, завтра // Свободная мысль. №4,1995.

16. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М.:Логос, 2003.

17. Б.Валлерстайн И. После либерализма. М.:УРСС, 2003.

18. Валлерстайн И. Исторический капитализм // Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

19. Ванейгем Р. Революция повседневности // // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.1. М.: Ультра-Культура, 2003.

20. Войтоловский Ф. Идейно-политические процессы внутри антиглобалистских движений // Мировая экономика и международные отношения, №2, 2003.

21. Галеано Э. Вскрытые вены Латинской Америки. М.: Прогресс, 1986.

22. Гафуров С. Феноменология "антиглобализма" // Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

23. Герасимов В. Пёрл-Харбор 2 // Общество и экология, №29, 2001.

24. Гербон Г. Глобализация и неравенство // Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004.

25. Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.: ТЕРРА, 1997.

26. Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно?: Вопросы и ответы. М.: ТЕРРА, 2003.

27. Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга: экономические реформы в России 1991-2002. М.: Эксмо: Алгоритм, 2004.

28. Глазьев С.Ю. Кто в стране хозяин? / Сборник ст. М.: ТЕРРА, 2001.

29. Горелова JI.A. Информационная война — феномен современного общества // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ, 2003.

30. Горц А. Экология и свобода // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

31. Гречаный В.В. Философия глобализма и современная Россия // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. С-Пб.: БГТУ, 2001.

32. Гречаный В.В. Нравственные основания политики // Гуманизм, глобализм и будущее России. С-Пб: БГТУ, 2002.

33. Гумилев J1.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.

34. Данилевский И.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

35. Дахин В. Подводные рифы глобализма // Свободная мысль. XXI, №4, 2003.

36. Дебор Г.Э. Введение в критику городской географии // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: УльтраКультура, 2003.

37. Дебор Г.Э. Отрывки из «Комментария к "обществу спектакля" // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: УльтраКультура, 2003.

38. Дебор Г.Э. Теория дрейфа // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

39. Декларация сопротивления Новому мировому порядку от 20 апреля 2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

40. Делягин М. Либеральный тупик // Завтра, №43, 2001.

41. Демидов А. Альтерглобалистское движение в России: некоторые предварительные итоги// Альтерглобализм. Теория и практика "антиглобалистского" движения. М.: УРСС, 2003.

42. Демидович П.Г. Эволюция евразийской доктрины и проблема интге-грации евразийского пространства // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГу, 2003.

43. Джемаль Г. Оппозиция в эпоху глобализма // Завтра, №51, 2001.

44. Джемаль Г. Революция пророков. М.: Ультра-Культура, 2003.

45. Дугин А.Г. Философия глобализма. Философия контрглобализма (бессодержательность термина "глобальная безопасность" и реальные значения глобализации) // Доклад на Международной Конференции «Глобализм и глобальная безопасность». М., 2001.

46. Жижек С. Хрупкий абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Прагматика культуры, 2003.

47. Жилин Ю. Глобализация в контексте развития современной цивилизации // Свободная мысль. XXI, №4, 2003.49.3иновьев А.А. Идеология партии будущего. М.: Алгоритм, 2003.

48. Зиновьев А.А. Великий эволюционный перелом. М., 2003.

49. Зиновьев А.А. Запад. М.: Алгоритм, 2003.

50. Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход? М.: Газета «Правда», 2001.5З.Зюганов Г.А. Глобализм и международный терроризм // Диалог, № 10, 2002.

51. Зюганов Г.А. Человечество перед выбором // Завтра №51, 2001.

52. Зюганов Г.А. Святая Русь и кощеево царство. Основы русского духовного возрождения. М.: Резерв, 2003.

53. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М.: Молодая гвардия, 2002.5 7.Зюганов Г.А. Подберезкин А.И. Россия перед выбором. М.: Обозреватель, 1995.

54. Иванов С. Призрак антиглобализма бродит по планете // Советская Россия, №35, 2002.

55. Исаев Б.А. Глобализация, глобалистика, глобализм и национальные интересы России // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. СПб.: БГТУ, 2001.

56. Кефели И.Ф., Миронов А.В., Пуляев В.Т., Шеляпин Н.В. Идеологические ориентиры в социокультурном пространстве России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2001.

57. Кирвиль Ч.С. Глобализация и будущее восточнославянских стран // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ 2003.

58. Кирвиль Ч.С., Мозелов А.П. Глобализирующийся мир и восточнославянская цивилизация // Гуманизм, глобализм и будущее России. СПб.: БГТУ, 2002.

59. Кирвиль Ч.С. Проблема исторического самоопределения восточнославянских народов // глобализм и этносоциальные отношения в современной Россини. С-Пб.: БГТУ, 2004.

60. Кириенко В.В. Восточнославянский менталитет и социокультурные аспекты интеграционных процессов Беларуси, России и Украины// Восточнославянские страны в эпоху глобализации. Гродно: ГрГу, 2003.

61. Клеман К., Шеин О. Профсоюзы и "антиглобалистское" движение. М.: УРСС, 2003.

62. Колеман Дж. Комитет 300. М.: Витязь, 2003.

63. Коньков В. Молчание ягнят. Война в Ираке и позиция Кремля // Завтра, №13, 2003.

64. Кустаев А. Кризис государственного суверенитета: Обзор новейших точек зрения западных политиков.// Космополис, №1, М., 2003.

65. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла: Мировое господство США. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003.

66. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия под властью плутократии: (история черного десятилетия). М.: Алгоритм, 2003.

67. Майданик К. Альтернативное движение: фаза консолидации? // Мировая экономика и международные отношения, №12, 2002.

68. Мартин Г.П. Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001.

69. Матузов В. А Что же Россия? // Завтра, №16, 2003.

70. Махатхир бин Мохаммад. Война не выход //Завтра, № 16, 2003.

71. Мозелов А.П., Пуляев В.Т., Иванников Н.В. Российская интеллигенция и глобализм. // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. С-Пб: БГТУ, 2001.

72. Мумия Абу Джамал. Неизвестные истоки войн // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

73. Мумия Абу Джамал. Секретные войны // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

74. Нагорный А. Ирак: за вашу и нашу свободу// Завтра, №15, 2003.

75. Никишов Г.А. Глобализм как одна из характерных особенностей современной цивилизации и русская культура // Глобальное общество и Россия: тенденции эволюции и последствия. С-Пб: БГТУ, 2001.

76. Новиков Д. Иной мир возможен // Советская Россия. №139, 2002.

77. Новиков В.Т., Кандричин Н.А., Легчилин А.А. Глобализация общества: концептуальные модели и социокультурные альтернативы // Восточнославянские страны в эксплуатации: выбор путей развития. Гродно: ГрГу, 2003.

78. Ньютон X. «Революционное самоубийство» // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

79. Ньютон X. О движении в защиту мира // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура.

80. Павочка С.Г. Евразийская идея в контексте глобализации // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГу, 2003.

81. Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру. За Хайдегге-ра // Сумерки глобализации: Настольная книга антиглобалиста. М.: Ермак, 2004.

82. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2002.

83. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: Алгоритм, 2003.

84. Панарин И.Н., Панарина Л.Г. Информационная война и мир. М.: Олма-Пресс, 2003.

85. Панарин А.С. Народ без элиты: между отчаянием и надеждой // Наш Современник, №11, 2001.

86. Панарин А.С. Север-Юг. Сценарии обозримого будущего // Наш современник, №5, 2003.

87. Петрелла Р., Агитон К., Удри Ш.А. Другая глобализация. М.: УРСС, 2003.

88. Политическая платформа "черных пантер" // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

89. Полынов М.Ф. Демографические проблемы современной России // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. СПб., БГТУ, 2004.

90. Программа действий против колонизации России от 20.04.2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

91. Программа Единых Действий Левых сил. 19.05.2004.

92. Программа информирования об угрозе «Нового мирового порядка» от 20.04.2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

93. Программа сопротивления разорению страны и народа от 20.04.2002 // Форум «Векторы антиглобализма». М.: И-Прома, 2002.

94. Пуляев В.Т. Новая парадигма гуманитарного развития в условиях глобализации // Гуманизм, глобализм и будущее России. С-Пб: БГТУ, 2002.

95. Рогожина И. Политическое лицо антиглобалистов // Мировая экономика и международные отношения, №6, 2002.

96. Рубеж 2020. Перспективная военная стратегия США и Россия // Завтра, №13, 2002.

97. Сардар 3., Дэвис М.В. Почему люди ненавидят Америку? М.: Проспект, 2003.

98. Саттон Э. Власть доллара. М.: Фэри-В, 2003.

99. Слинко И., Слинко Е. Антиглобализм как социально-политический феномен XXI века // Восточнославянская страна в эпохе глобализации: выбор путей развития. Гродно: ГрГУ, 2003.

100. Субетто А.И. Рыночно-капиталистическая глобализация как форма гибели человечества в XXI веке или прорыв к ноосферному, духовному социализму// Гуманизм, глобализм и будущее России. СПб.: БГТУ, 2002.

101. Субетто А.И., Пуляев В.Т. Глобальная этносоциология против мондиалистской глобализации // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. СПб.:БГТУ 2004.

102. Субкоманданте Маркое. Когда ручьи спускаются с гор // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: УльтраКультура, 2003.

103. Субкоманданте Маркое. Приветствие Генерального командования САНО на открытии первой межконтинентальной встречи за человечество и против неолиберализма // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

104. Субкоманданте Маркое. Четвертая мировая война// Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: УльтраКультура, 2003.

105. Субкоманданте Маркое. Другая революция: Сапатисты против нового мирового порядка. М.: Гилея, 2002.

106. Судовцев Г. Крах Америки // Завтра, № 14, 2003.

107. Антиглобалисты против тайных повелителей мира.// Новый Петербург, №46, 2001.

108. Тирания глобализма // Завтра, №43, 2001.

109. А 113. Тихонравов Ю.В. Геополитика. М.: «Интел-Синтез», 1998.

110. Тони Негри. Наступит ли кончина государства-нации. «Империя» как высшая стадия империализма // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

111. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2002.

112. Уткин А.И. Американская империя. М.: Эксмо, 2003.

113. Фанон Ф. «Весь мир голодных и рабов» // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура,2003

114. Хаким Бей. Информационное чародейство: оккультное наступление на социальные институты // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

115. Хаким Бей. Коммюнике ассоциации онтологического анархизма // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

116. Хаким Бей. Миллениум // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

117. Хаким Бей. Устойчивые временные зоны // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

118. Холландер П. «Антиамериканизм». СПб.: Лань, 2000.

119. Холландер П. Политические пилигримы. СПб.: Лань, 2001.

120. Хомский Н. «Государства-изгои». М.: Логос, 2003.

121. Хомский Н. Классовая война. М.: Праксис, 2003.

122. Хомский Н. Неолиберализм и глобальный порядок // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра. Культура, 2003.

123. Хоум С. Голландские ПРОВО, «Коммуна 1», «Мазерфакеры»,

124. Л йиппи и «Белые патеры» // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: Ультра-Культура, 2003.

125. Цветков А. Без государства. Анархисты // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

126. Цветков А. Левые радикалы: Флирт с анархизмом // Антология современного анархизма и левого радикализма. Т.2. М.: УльтраКультура, 2003.

127. Цветков А. Полезная тавтология и черный флаг анархизма // Антология современного анархизма и левого радикализма. T.l. М.: Ультра-Культура, 2003.

128. Цветков А. Суперприсутствие. М.: Ультра-Культура, 2003.

129. Шамир И. «Хозяева дискурса». М.: Гилея, 2003.

130. Шлизенгер А. мл. Циклы американской истории. М.: Прогресс, 1992.

131. Юрьев А.С. АТТАК Домашний врач капитализма // Дуэль, №21,2004.

132. Янин И. Неопалимая идея // Завтра, №47, 2001.

133. A National Security Strategy For a New Century. October, Washington, 1998.

134. Andreani G. Gouvernance globale: origines d'une idee// Politiqueetrangere, №3, 2001.

135. Becker G.S. When globalization suffers, the poor take the heat // Business week // New York, №3813, 2003.

136. Brown D.S., Brown J.C. Desposato S.W. Left turn on green? The unintended consequences of international funding for sustainable development in Brazil // Comparative politic studies, Beverly Hills, №7, 2002.

137. Brzezinski Zb. Power and Principle. Memoirs of the National Security Adviser. New York, 1983.

138. Colin L. Powell. Remarks at Council of the Americas. 31th Washington Conference. Washington, May 7, 2001.

139. Friedman Th. Understanding Globalization. The Lexus and the Olive Tree. New York: Anchor Books, 2000.

140. Fukuyama F. Le meilleur des monds, acte II // Politique etrangere, №92, 2001.

141. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York, 1992.

142. Gerges F. Deepening discontent // World today/ London, №5, 2003.

143. Gibson Graham J.K. An ethnics of the local // Rethinking Marxism. Amherst, №1,2003.

144. Holmes L. Post-communism. New-York, 1997. 123. Carter A. Success and Failure in Arms Control Negotiations. Oxford, 1989.

145. Huntington S. The clash of civilizations and the remaking of world order. Great Britan, 1997.

146. Ikenberry J. America's Imperial Ambition // Foreigh Affairs, September-October, 2002.

147. Jessop B. The future of the state in an era globalization // international Politic, Bonn, №3, 2003.

148. Kiely R. The race to the bottom and international labor solidarity // Review.Binghamton, 2003, №1, 2003.

149. Kissinger H. American Foreign Policy. New York, 1977.

150. Kissinger H. Diplomacy. New York. Touchstone, 1994.

151. Kissinger H. Does America Need a Foreign Policy? Toward a Diplo-mace for the 21st Century. New York. Simon and Schuster, 2001.

152. Mathien L. Le mouvement contre la mondialisation liberale // Regards sur l'actualite. Paris, №276, 2001.

153. Mink G. Contagion anti-europeenne en Europe conrale // Politique etrangere. Paris, №3, 2002.

154. Prakash L. Us'transformation on through Iraq II. From superpower to super-monster// Mainstream-New Delhi, №15, 2003.

155. Saradamoni K. War is "normal", It's just a matter of "perspective" // Mainstream New Delhi, №15, 2003.

156. Yoking B. War in Iraq how did we get here?// Democracy watch. Dalbridge, № 17, 2003.

157. Zepp-la Rouche. The view from old Europe'// EIR Washington, №8, 2003.