автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Современный британский антиглобализм

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Калинина, Екатерина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
Диссертация по истории на тему 'Современный британский антиглобализм'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современный британский антиглобализм"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

на правах рукописи

Калинина Екатерина Александровна

Современный британский антиглобализм (конец XX - начало XXI веков)

Раздел 07.00.00 - Исторические науки Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (новое и новейшее время)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 4 0КТ 2910

Москва 2010

004610673

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультета Московского Государственного Университета имени М.ВЛомоносова

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Сергей Александрович Соловьев (Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова)

Официальные оппоненты:

доктор политических наук, заместитель директора Алексей Анатольевич Громыко (Институт Европы РАН)

Ведущая организация:

кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой Татьяна Валентиновна Браиловская (Московский Государственный Лингвистический Университет)

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Защита состоится <йб» октября 2010 года в^часов на заседании Диссертационного Совета Д_501.002.12 по всеобщей истории при Московском Государственном Университете им. М.В.Ломоносова.

Адрес: 119992, Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп. 4, Исторический факультет, ауд.416А.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им. A.M. Горького (учебный корпус № 1 МГУ)

Автореферат разослан сентября 2010 года

Ученый секретарь Диссертационного Совета ,—?

кандидат исторических наук, доцент —Т.В.Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена исследованию британского антиглобализма на рубеже XX - XXI веков, его идеологии, деятельности и отличительным чертам.

Антиглобализм - популярный термин последних лет, часто попадающийся нам на глаза в средствах массовой информации. Это плод глобальной трансформации, переживаемой современным обществом, которое вступает в новую эпоху, характеризуемую как «экономика знаний» или как информационное общество. Классовая структура индустриальной эпохи в наиболее развитых странах уходит в прошлое, изменяются партийные и политические механизмы и роль государства в социально-экономической сфере. Источником роста становится производство новых знаний, в результате чего формируется новый тип общества -информационное. Его отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина» - сеть Интернет.

Человечество вступает в период глобализации - новый этап своего развития, когда трансформация различных сфер жизни общества приводит к укреплению интеграции, интернационализации и модернизации жизни людей. Глобализация подразумевает постепенное объединение мирового пространства в своеобразную единую зону с высокой мобильностью информации и капитала, что становится возможным благодаря современным инфокоммуникационным технологиям и усовершенствованию средств производства. Это противоречивый и неоднозначный процесс, которому даются разнообразные оценки.

Неудивительно поэтому, что глобализация породила и такое явление, как антиглобализм. Он возник как протестное движение, направленное на изменение современного мира и/или путей его объединения. Это неоднородное и очень пестрое сочетание разных организаций, отстаивающих интересы широких слоев населения, пожелания которых зачастую пересекаются или противоречат друг другу. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации и выдвигают свои

требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан.

Характерные черты и особенности антиглобализма можно рассматривать в разных аспектах, в том числе и национальном. В отечественной историографии акцент сделан на значение антиглобализма для России и возможных последствиях глобализации для нашей страны. В зарубежной историографии исследуются в основном общие тенденции эволюции движения.

Такое явление, как современный британский антиглобализм, оставалось за пределами интересов исследователей. Вместе с тем оно тесно связано с изменениями в мировоззрении британцев конца XX - начала XXI веков, с ментальной модернизацией страны, и является одним из наиболее заметных протестных движений современной Великобритании.

Объектом настоящего исследования является движение против глобализации в Соединенном Королевстве, предмет исследования - его характерные особенности.

Хронологические рамки работы охватывают конец XX - начало XXI веков. Выбор данного временного отрезка обусловлен зарождением антиглобалистского движения в конце XX века и резким ростом его популярности на рубеже веков в связи с развитием информационных технологий и увеличением числа пользователей сети Интернет. В новых условиях противники глобализации стали создавать свои Интернет-представительства - сайты, - которые позволяют им привлекать внимание широкой общественности, координировать свои действия и проводить совместные акции. Исследование завершается настоящим временем (2010 г.).

Цель данного диссертационного исследования - проанализировать британское антиглобалистское движение и его характерные черты.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были сформулированы следующие задачи.

Во-первых, изучить идеологию британских антиглобалистов и ее отличительные черты, показать, в какой мере они следуют общемировым тенденциям и чем выделяются. Следует проанализовать как крупные

антиглобалистские организации Соединенного Королевства, так и более мелкие, чтобы сформировать целостную картину данного явления.

Во-вторых, рассмотреть повседневную деятельность английских противников глобализации и ее особенности, показать, какие методы воздействия применяют различные организации, чем и как они привлекают к себе сторонников и какими способами стараются изменить мир.

В-третьих, изучить британский антиглобализм как массовое движение, объединяющее широкий круг различных организаций и способное увлечь значительное число людей. Хорошим примером здесь может служить анализ создаваемых антиглобалистами коалиций и проведение ими массовых уличных манифестаций.

В-четвертых, выделить особенности, характерные именно для британского антиглобализма, показать его национальную специфику. Это позволит сделать вывод о том, следует ли он общим тенденциям эволюции движения против глобализации или обладает уникальными особенностями, выделяющими его из мирового антиглобалистского сообщества.

По итогам данной работы можно будет сделать вывод о характере британского антиглобализма и его особенностях, то есть провести его всесторонний комплексный анализ.

Поставленные в исследовании задачи определяют методологические основы диссертации. Для анализа явления глобализации в целом и становления и роста антиглобалистского движения применяется исторический подход. Непосредственно антиглобалистская активность исследуется в рамках институционального подхода и системного подхода, поскольку выступает элементом и результатом политической и экономической систем. Также в работе используется сравнительный анализ для рассмотрения идеологических и других особенностей различных объединений.

Актуальность темы определяется высокой активностью антиглобалистского движения (достаточно вспомнить только манифестации в британской столице в 2009 г.) и отсутствием специальных исследований, посвященных его британскому крылу, в отечественной и зарубежной историографии. Антиглобализм - одно из наиболее молодых и динамичных

протестных движений современности, и его развитие и особенности - важная характеристика ментальности общества и происходящих в нем изменений.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что в работе проведен анализ антиглобализма в Соединенном Королевстве, прослежена история движения и его характерные черты, показана специфика британского антиглобализма и введены в научный оборот новые материалы, ранее не затрагивавшиеся в отечественных и зарубежных исследованиях современных протестных движений. Материалы и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в учебном процессе, при написании учебников и учебных пособий, а также для специализированных курсов по современной истории Великобритании.

Апробация. Затронутые в работе проблемы были более детально освещены в авторских статьях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Источниковедческая база исследования. Для исследования поставленной проблемы был применен значительный массив источников, многие из которых были ранее неизвестны русскому читателю. По большей части они являются Интернет-источниками (сайтами), что придает им ряд характерных особенностей. В частности, специфика использованных источников связана с тем, что они позволяют более детально исследовать структуры гражданского общества, ставшие видимыми в новом информационном обществе за счет использования современных технологий.

Выбор источников для исследования современного британского антиглобализма был обусловлен перечнем организаций, которые принимают активное участие в протестных акциях и манифестациях антиглобалистского движения. Не все они готовы открыто назвать себя антиглобалистами, но их участие в массовых выступлениях против глобализации, за более справедливый мир и решение глобальных проблем современности позволяет отнести их к изучаемому движению.

К Интернет-источникам относятся не только привычные исследователям электронные библиотеки, но и официальные сайты антиглобалистских

б

объединений, их «общественное лицо». В эпоху информационного общества сайты зачастую становятся визитной карточкой организации, удобным инструментом для оповещения о готовящихся акциях и привлечения новых сторонников. Иногда получается так, что при невозможности получить достоверную информацию из других источников, анализ сайта - единственный способ составить представление о целях и деятельности организации. Используя сайт как источник, важно обращать внимание не только на содержание ресурса, но и на композицию страниц, использование дополнительных средств для привлечения внимания посетителя (цветовые решения, изображения (статичные и анимационные), подписи к ним, наличие формы обратной связи, гостевой книги и/или форума). Анализ того, насколько данный ресурс удобен и прост в обращении, также может быть очень полезен для исследователя.

Что касается репрезентативности использованных источников, то в первую их группу попали материалы наиболее заметных антиглобалистских объединений, выбранных в качестве примеров различных аспектов сопротивления глобализации. Ко второй группе были отнесены источники, характеризующие наиболее яркие и самобытные (или, напротив, наиболее четко следующие общим тенденциям) организации. Третья группа - это материалы периодической печати, посвященные английскому протестному движению нового типа.

Первая группа источников включает в себя Интернет-сайты объединений, которые наиболее характерны для пяти главных идеологических направлений британского антиглобализма: это сторонники «справедливой торговли», активисты борьбы с бедностью в развивающихся странах, благотворительная организация, сторонники ускорения развития в «третьем мире» и борцы за отмену долгов бедных государств. К данной группе были отнесены «Движение за справедливую торговлю», «Сделаем бедность историей», «Оксфам», «Движение за развитие мира» и «Юбилейная кампания по отмене долгов»1. Традиционно их сайты структурированы следующим образом: главная страница рассказывает о предстоящих акциях и наиболее важных событиях, кампаниях и назначениях,

' Trade Justice Movement http://www.tim.org.uk [on-line] [cited 14 June 2008]; Make Poverty History. http://www.makepovertvhistorv.or% [on-line] [cited 29 July 2008]; Oxfam. http://www.oxfam.ory.uk/ [on-line] [cited 22 June 2008]; World Development Movement, http://www.wdm.ore.uk/about/index.htm [on-line] [cited 22 December 2008]; Jubilee Debt Campaign, http://www.iubileedebtcampaign.ory.uk/ [on-line] [cited 16 June 2009].

важных для антиглобалистов. Ссылки ведут на статьи, более подробно освещающие тот или иной вопрос. Обычно сайт имеет разделы «О нас» (с рассказом об основных идеях организации и том, за что она борется), «Члены организации» (если она является коалицией), «Новости» и «События», «Брифинги и ресурсы» (где посетитель может ознакомиться с документами по самым различным вопросам) и «Принять участие» (призыв вступить в ряды сторонников объединения и контактная информация). Наличие широкого спектра сведений, представленных на официальных сайтах, позволяет исследовать как идеологические воззрения данных объединений, так и их практическую деятельность.

Вторая группа - Интернет-представительства менее крупных антиглобалистских организаций, - предоставляет значительный объем материала для анализа их стремлений, политики, действий и надежд. Такой Интернет-ресурс обычно включает похожий ряд традиционных разделов, среди которых особо выделяются материалы для прессы (это очень распространенный раздел, что свидетельствует о желании антиглобалистов как можно шире популяризовать свои идеи, привлекая к ним как можно больше внимания. Обычно они с готовностью идут на контакт с прессой). В конце перечня часто следуют предложения принять участие в деятельности организации и пожертвовать деньги на ее развитие, а у некоторых - купить соответствующие товары (например, отмеченные знаком «Справедливая торговля»), или благотворительные подарки. Ключевым отличием данной группы организаций служит их большая (по сравнению с объединениями из первой группы) специализация и более узкая направленность агитации и действий.

Безусловно, размещенную на официальных сайтах указанных организаций информацию нельзя назвать объективной, она ангажирована и преподносится в выгодном антиглобалистам свете. Для анализа теоретических воззрений антиглобалистов это не является большим препятствием, а для более точного рассказа о манифестациях и других действиях противников глобализации были привлечены другие источники.

Третья группа - это материалы прессы. Выступления антиглобалистов, особенно если они сопровождаются массовыми митингами и столкновениями с полицией - довольно популярная тема статей в средствах массовой информации. В

работе использовались материалы ведущих изданий Великобритании: The Times, The Guardian, The Observer, The Daily Telegraph, а также Британской вещательной компании {ВВС). Кроме того, международная пресса также не оставила выступление антиглобалистов без внимания: были привлечены статьи арабоязычной медиагруппы Al Jazeera, американского журнала The Wall Street Journal, французской газеты Le Monde и Интернет-издания The Huffington Post (США).

Следует упомянуть также использованные в работе материалы статистики, доступные на официальном сайте ООН2, и доклады Генерального секретаря Пан Ги My на о значении и роли глобализации3.

Историографический обзор. Работ, посвященных непосредственно теме британского антиглобализма, до настоящего времени не было.

В отечественной историографии работы исследователей посвящены общим чертам движения против глобализации и особенностям его проявления в России. Среди отечественных сторонников антиглобализма необходимо в первую очередь назвать A.C. Панарина, сторонника марксистской интерпретации глобализации (работа «Искушение глобализмом»4 и другие книги5), и A.B. Бузгалина6, также марксиста по убеждениям. Панарин пишет, что перед человечеством стоят глобальные проблемы, от решения которых зависит его выживание (угроза разрушения природной, социальной и духовной среды). Западный мир предпочитает бороться с трудностями, «экспортируя» их в периферийное пространство (это западный сценарий глобализации). Для противостояния такому развитию событий Панарин призывает к возрождению сильной духовной власти, ныне находящейся в упадке из-за крушения прежних «больших идей». Эта духовная власть должна будет базироваться на принципе универсализма, то есть

2 http://www.un.org/ru/ [on line] [cited 14 November 2008].

3 Шестьдесят четвертая сессия. Пункт 57(a) предварительной повестки дня* Глобализация и взаимозависимость: роль Организации Объединенных Наций в поощрении развития в условиях глобализации и взаимозависимости. Доклад Генерального секретаря. 19 августа 2009 г. С. 1. http://daccess-dds-nv.un.or£/docAJNDOC/GEN/N09/487/63/PDF/N0948763.Ddf?QpenElement Гоп-line) [cited 31 January 2010].

4 Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2003.

5 Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001. Он же. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. Он же. Север — Юг. Сценарии обозримого будущего. // «Наш современник», №5,2003 г. http://derzava.com/art desc.php?aid=260 [on line] [cited 06 February 2009].

4 Бузгалин A.B. «Антиглобализм»: в поисках позитивной альтернативы новой империи. http://www.alternatiw.ru/node/76 [on-line] [cited 07 April 2007].

спасения всех, а не избранных, и тем самым сможет противостоять гедонистическому эгоизму. Также Панарин думает, что только готовность к ограничению своих потребностей, то есть аскетизм, должна лежать в основе идеологии антиглобализма.

Бузгалин выдвигает идею «глобализации снизу» путем создания сети кооперативов с органами местного самоуправления и экологическими организациями и активно поддерживает идеи антиглобализма. Согласно его точке зрения, движение антиглобалистов имеет три основных сферы: протестные массовые акции, постоянную, «повседневную» деятельность организаций, которые прямо ассоциируют себя с антиглобалистским движением, и социальные форумы. Движение представляет собой новый тип отношений в обществе и общественной деятельности, начавшийся с использования современных технологий. Антиглобализм - это альтернатива капиталистической глобализации под лозунгом «Иной мир возможен». Среди его принципов Бузгалин называет интернационализм (международный характер движения), интерклассовый и интер-идеологический характер и антигегемонистский (часто антикапиталистический) подход.

Проблемами антиглобализма в отечественной философии занимался A.B. Зайко7, рассматривавший это явление как вариант «деконструкции». По его мнению, антиглобализм существует не только и не столько на улицах, сколько в посланиях по электронной почте и на специализированных сайтах. Движение организовано по принципу ризомы, то есть является нелинейным и неструктурированным, постоянно изменяющимся при сохранении определенных ключевых черт. Тем самым утверждается альтернативность антиглобализма по отношению к закрытым и статичным линейным структурам общества, которое включает всех своих членов в жесткую иерархию.

Вопросам антиглобализма и глобализации посвящено большое количество сборников, таких как сборник статей российских и зарубежных активистов антиглобализма «Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения»8. Он содержит в себе экономический анализ глобализации, описание

7 Зайко A.B. Антиглобализм как деконструкция. // В кн. Глобализация в социально-философском измерении. Сб. материалов конференции. Спб., 2003. С. 41-43.

' Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения. Под ред. A.B. Бузгалина. М., 2003.

акций антиглобалистов и их организаций, а также основные положения политики сопротивления глобализации. Авторы пишут, что альтерглобализм представляет собой западный ответ на неправильность нового мирового порядка, не отвергая глобализацию в целом, как явление, но предлагая ее «усовершенствование».

Интересными для исследуемой темы были книги российских ученых М. Соколова и Ф.Д. Бобкова. Соколов в своей работе «Субкультурное измерение социальных движений»9 анализирует субкультуры в западном обществе, называя в их ряду и антиглобализм. Бобков считает антиглобализм еще не сформировавшимся движением, своеобразным «прологом» к будущим событиям10.

Широкий круг западных исследователей занимался общими проблемами антиглобализма. Среди них - Антонио Негри и Майкл Хардг, которые в книге «Империя»" пишут, что модерн исчерпал себя и, опираясь на марксистскую модель понимания истории, утверждают, что Капитал стал настолько всесильным, что приобрел глобальные черты, стал «всем», тотальным явлением (Империя). Необходимо бороться с ее всевластием, чем и занимаются антиглобалисты.

В книге египетского политолога и экономиста, одного из теоретиков неомарксизма и основоположников мир-системного подхода Самира Амина «Вирус либерализма. Перманентная война и американизация мира»12 высказан призыв к созданию демократических народных и национальных объединений, способных преодолеть силу, представленную империалистическими и компрадорскими гегемонистическими блоками. В итоге сочетание демократических достижений и социального прогресса (к которым призывают антиглобалисты) будет частью длительного перехода к мировому социализму.

Британский троцкист Алекс Каллиникос в книге «Антикапиталистический манифест»13 последовательно отстаивает антиглобалистские взгляды. Для него они равносильны антикапиталистическим, так как бросают вызов всей системе, ее основополагающим ценностям и принципам (хотя есть и реформистский, локалистский и даже буржуазный антикапитализм). Скорее это даже широкое

9 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход. http.7/subculture.narod.ru/lexts/bool(2/sokolov.htm [on line] [cited 14 April 2007].

10 Бобков Ф.Д. Современный глобальный капитализм. М., 2003. С. 230-231.

11 Hardt М., Negri A. Empire. Harvard, 2000.

'2 Амин С. Вирус либерализма. Перманентная война н американизация мира. М., 2007.

13 Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М., 2005.

антикорпоративное движение, в котором усиливаются антикапиталистические и социалистические тенденции. Оно неоднородно, но держится вместе, осознавая связанные с расколом опасности.

Для описания внутренней структуры движения значительную помощь оказала книга Пола Кингснорта «Одно «нет», много «да». Путешествие к центру глобального движения сопротивления»14, рассказывающая о путешествии автора с целью исследовать глобальное движение сопротивления, то есть антиглобалистов.

Кристоф Агитон в книге «Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста»15 подробно рассматривает движения и организации, взаимодействие которых составило наиболее знаменитые протестные антиглобалистские акции 1999-2002 гг.

С. Шампо16 полагает, что антиглобалисты противопоставляют «мораль» и «прибыль», отвергая возможность реализации моральных идеалов в рамках рыночной экономики. Для них характерен «романтический миф» о коммунитарности и критика современной парламентской демократии. Движение сочетает архаические и новаторские черты.

М.Р. Кратке17 пишет, что антиглобализм - не социалистическое и не коммунистическое движение. Его идеологи критикуют глобальный капитализм с моральных и политических позиций, не создавая реальной альтернативы существующей системе. Это неформальный интернационал, выступающий против политических партий, стремящийся к борьбе внепарламентскими методами и открытый для всех желающих. Для него характерно постоянное обращение непосредственно к обществу, но нет единой концепции и ясной программы.

Книга бывшего главы «Партии «зеленых» Великобритании» Дерека Уолла «Вавилон и после него: экономика антикапиталисшческого, антиглобалистского и радикального «зеленого» движений»18 посвящена рассказу о разных проявлениях антиглобализационного движения и их характерных представителях.

14 Kingsnorth P. One No, Many Yeses: A Journey to the Heart of the Global Resistance Movement. Free Press, 2004.

15 Агитон К.Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста. М„ 2004.

16 Шампо С. Идеология антиглобализма // В кн. Животовская И.Г. Альтерглобализм и антиглобалистское движения в современном мире. Сб. М., 2006. С. 76-82.

17 Кратке М.Р. На пути к новому Интернационалу? // В кн. Животовская И.Г. Указ. соч. С. 111-116.

18 Wall D. Babylon and Beyond: The Economics of Anti-Capitalist, Anti-GIobalist and Radical Green Movements. Pluto Press, 2005.

Для описания теоретических воззрений антиглобалистов мы использовали книги канадской журналистки Наоми Кляйн (ее знаменитая работа «No Logo»19 написана скорее не как научное исследование, а как протест против современного корпоративного монополизма) и известного лингвиста и сторонника анархизма Ноама Хомского (книги «Прибыль на людях»20 и «Общее благо»21). Эти работы позволили составить более полное представление об идеях западных (в том числе британских) антиглобалистов.

Нельзя не сказать несколько слов о ярком представителе антиглобалистского движения - субкоманданте Маркосе, которого называют лидером сапатистов. Его работы22 показывают, что идеи сапатистов близки воззрениям западных антиглобалистов: они тоже отвергают неолиберальную глобализацию, стремящуюся лишить мир разнообразия и превратить его в товар.

Важную роль в понимании глобализации (как того явления, которому противостоят антиглобалисты) сыграли книги одного из ярких идеологов неолиберализма Френсиса Фукуямы23, Самуэля Хантингтона24, критически относившегося к идее торжества западных либерально-демократических ценностей, а также Иммануила Валлерстайна25 и Ульриха Бека26.

Валлерстайн утверждает, что глобализация - это далеко не новое явление, существующее еще с XVII века. Рост же активности масс (в том числе и антиглобалистов), с его точки зрения, связан с ухудшением положения трудящихся классов в связи с наступлением понижательной фразы кондратьевского цикла в 1967-1973 гг.

" Klein N. No Logo. L.,2000.

20 Хомский H. Прибыль на людях ITrofit over people! http://lib.rus.ec/b/l 59836/readtft7 Ton linel [cited 13 February 2010].

21 Chomsky N. The Common Good. Odonian Press, 1998. P. 154. См. также статьи Chomsky N. Modem-Day American Imperialism: The Middle East and Beyond. http://www.zcommunications.org/modern-dav-american-imperialism-the-middle-east-and-bevond-bv-noam-chomskv [on line] [cited 01 February 2010], Chomsky N. Crisis and Hope: Theirs and Ours, http://www.zcommunications.org/crisis-and-hope-theirs-and-ours-by-noam-chomsky [on line] [cited 01 March 2010].

22 Субкоманданте Маркое. Четвертая Мировая война. http://vasinskv.stsland.ni/Marcos/4war.htm [on-line] [cited 10 April 2007]; Он же. Неолиберализм, хаотическая теория экономического хаоса. http://vasinskv.stsland.tu/Marcos/neoliberalizm.htm [on-line] [cited 01 April 2007]; Он же. 7 деталей мировой головоломки. http://vasinskv.stsland.ni/Marcos/7.htm [on-line] [cited 14 April 2007].

23 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.

24 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

25 Валлерстайн И. Исторический капитализм. // В кн. Альтерглоблизм. Теория и практика «антиглобалистского» движения. М., 2003. С. 114-122.

26 Бек У. К социологии глобализации. //В кн. Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. М., 2004. С. 15-48.

Бек считает, что экономическая глобализация как таковая не есть механизм и нечто самодвижущееся, а является всецело политическим проектом транснациональных акторов, институтов и совещательных коалиций.

Так как антиглобализм - это одно из новых явлений эпохи информационного общества, при написании диссертации были также использованы исследования данного феномена, в частности, работы известного социолога Мануэля Кастельса27, одного из создателей независимой новостной сети «ИндиМедиа» Д. Морриса28 и отечественного автора А.Н. Прокопенко29.

Научная новизна исследования состоит в том, что анализ движения противников глобализации в Соединенном Королевстве проводится впервые. Специальных работ, посвященных указанной теме, до настоящего времени не было. В диссертации проведено комплексное рассмотрение идеологии и практики антиглобалистского движения в Великобритании, а также отношения общества к выступлениям активистов движения против глобализации.

В научный оборот российской исторической науки вводится большое количество новых источников, данных и обобщений, применяются оригинальные подходы к анализу состояния и динамики развития британского крыла движения антиглобалистов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, источниковедческого очерка, обзора историографии, четырех глав, заключения, текстовых и графических приложений, списка использованных источников и литературы. Главы подразделяются на параграфы по тематическому принципу. Подобная структура дает возможность последовательного и целенаправленного изучения различных аспектов темы диссертационной работы.

27 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура http://polbu.ni/kastels informepoch/ [on line] [cited 15 May 2008]; Кастельс M. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494-505. я Morris D. Globalization and Media Democracy: The Case of Indymedia. // Shaping the Network Society. MIT

Press, 2003. http://www3.fis.utoronto.ca/research/iDrp/c3n/Cl/DMorris.htm [on line] [cited 26 June 2009].

29 Прокопенко А.Н. Интернет как информационное средство глобализации. Автореф. дисс. кандидата исторических наук. Ростов-на-Дону, 2004.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность, научная новизна работы, формулируются цель и основные задачи исследования. Особое внимание уделяется анализу использованных источников и степени изученности проблемы в британской и российской исторической науке.

Первая глава «Современное общество, глобализация и антиглобализм» посвящена краткому рассказу об обществе наших дней, явлении глобализации и антиглобализму в целом.

Современное общество, которое можно охарактеризовать как информационное, аполитично, но не асоциально, и структурирует само себя, используя глобальное средство коммуникации - сеть Интернет. Гражданское общество и его проявления (его ключевой элемент - наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти) сейчас также непосредственно связаны с переходом к информационному обществу.

Глобализация экономики стала важнейшей особенностью развития мирового хозяйства в конце XX века. Постепенно она охватывала все большее число стран, распространялась на различные сферы жизни общества, формировала небывалый по объему рынок капиталов, товаров и услуг.

В первой главе кратко охарактеризованы теоретические взгляды на глобализацию, имеющиеся в литературе. Это неолиберальный подход, неоконсерватизм, марксизм, синергетические воззрения и попытка обобщенного восприятия данного феномена30.

Согласно позиции Ф. Фукуямы и других неолибералов, глобализация неизбежна и является «концом истории», это добровольное принятие всем миром западной либеральной модели общества как наиболее совершенной.

По неоконсерваторам (к ним можно причислить и С. Хантингтона), глобализация в форме доминирования Запада невозможна, так как незападные цивилизации готовы к модернизации, но не к вестернизации. Тем не менее

30 Например, отечественный философ С. А.Карпова (Карпова С.А. Деконструкция гуманизма в постмодернистской глобализации. Автореф. дисс. кандидата философских наук. Белгород, 2005) и руководство ООН (см. упоминавшиеся доклады).

Хантингтон не является противником глобализации. Неоконсерваторы стремятся отстоять национальное государство как носителя традиционных ценностей.

В социальной синергетике31 глобализация - один из этапов развития человечества как нелинейной системы, за которым последуют новое «распадение» мира и новая глобализация.

Согласно же марксистскому подходу32 к глобализации, это односторонний процесс развития мирового капитала в интересах «золотого миллиарда», направленный на создание «сетевой Империи», с которой необходимо бороться, опираясь на силу духа.

Итак, глобализация - это многосторонний процесс, который включает расширение финансовых рынков, формирование международных интегрированных производств на базе ТНК, распространение технологии, информации и знаний через национальные границы, складывание общего потребительского рынка и общемировых стандартов качества, либерализацию мировой торговли, ограничение возможностей произведения автономной политики национальными государствами. Это новое состояние информационного общества, которым характеризуется современный этап развития человечества. И одним из новых способов его осмысления в рамках активного гражданского общества развитых стран Запада является антиглобализм, или альтерглобализм.

Антиглобализм - яркий пример новых социальных движений, - это собирательное название для различных социально-политических, идеологических течений, которые существуют в разных странах и являются реакцией на усреднение, унификацию мировой социальной среды. Данный термин применяется для обозначения весьма разнородных течений и подразумевает различные ветви левого радикализма и активистов экологических, феминистских, антивоенных и других движений.

31 Социальная синергетика: Мировоззрение современного общества в условиях глобализации и постмодерна. Сб. Йошкар-Ола, 2005; Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетические принципы коэволюции сложных систем. http://sDkurdvumov.narod.rU/D 1 KnvazevaKurdvumov.htm [on-line] [cited 27 March 2007]; Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. Синергегическая теория глобализации. Спб„ 2004 и др.

32 Представлен А.Негри и М.Хардтом, сторонниками тоталлогии Ю.Г. Тютюнником и В.В. Кизимой, А.С.Панариным и др.

Считается, что антиглобализм зародился во Франции, когда в июне 1998 г. несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, «АТТАК-Франция»33. Главным требованием АТТАК является установление «Налога Тобина»34 (предложенного в 1972 г. нобелевским лауреатом по экономике Д. Тобином). На формирование антиглобализма большое влияние оказали идеи ситуационизма (направление западного марксизма) и «новых левых».

Яркой вехой в истории движения стал знаменитая «битва в Сиэтле» в декабре 1999 г. (первое проявление антиглобализма в США). Массовая акция протеста (как минимум 40 тыс. участников) была связана с прохождением конференции Всемирной торговой организации (ВТО) в г. Сиэтл и направлена против политики экономической глобализации. Эта антиглобалистская акция вызвала по-настоящему большой резонанс в обществе. После Сиэтла антиглобалисты стали постоянно проводить манифестации, часто приурочивая их к правительственным мероприятиям.

Близки к антиглобалистам по своим воззрениям сапатисты, восставшие в Мексике в 90-е годы XX века против разрушения образа жизни индейцев.

В первой главе также описаны идеи ведущих антиглобалистских идеологов - Н.Кляйн, Н.Хомского и других, включая сторонников антиглобализма в литературе.

Антиглобализм - неоднозначное явление, не имеющее четко выраженного центра, структуры и лидеров. Это, скорее, союз (зачастую временный) различных социальных движений и групп ради достижения какой-либо конкретной цели. В основном для участников и идеологов движения характерна ориентация на марксистскую идеологию. При этом позитивный идеал обрисован нечетко, речь идет о недостатках процесса глобализации и методах борьбы. Кроме того, для антиглобалисткого движения характерны открытая сетевая структура, виртуальное

33 АТТАС - Association pour la Taxation des Transactions financières pour l'Aide aux Citoyens. // Qu'est-ce que Attac? http://ww.attac.org/fr/au%E2%80%99est-ce-aue-attac [on line] [cited 07 February 2010].

34 Налог Тобина - предложение взимать налог в размере 0,1%-0,25% с операций с иностранными валютами, что могло бы ограничить трансграничные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными и уменьшить их вред, особенно для развивающихся стран.

существование многих организаций (они зачастую наиболее активны в сети Интернет), а также интернациональность.

Во второй главе «Идеология британского антиглобализма» речь идет об идеологических воззрениях английских противников глобализации. Первый раздел - «Идеология антиглобалистских организаций Великобритании», - рассказывает об объединениях сторонников пяти основных идеологических тенденций британского антиглобализма (следует отметить, что разделение это несколько условно): это сторонники «справедливой торговли», активисты борьбы с бедностью в развивающихся странах, благотворительная организация, те, кто полагает, что именно развитие позволит улучшить жизнь в «третьем мире», и борцы за отмену долгов бедных государств. На основе выбранных примеров подробно рассказано о чаяниях и стремлениях крупных коалиций британских антиглобалистов.

Представленные объединения имеют как сходства, так и различия. Если сторонники «справедливой торговли» из «Движения за справедливую торговлю» ориентированы прежде всего на борьбу с бедностью и защиту окружающей среды, то благотворительная, гуманитарная организация «Оксфам» стремится решить в первую очередь такие проблемы как повышение уровня жизни в развивающихся странах (ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов, развитие образования и здравоохранения), и лишь затем экологические и экономические вопросы (например, борьба с бедностью и реформирование системы торговли).

Активисты борьбы с бедностью - «Сделаем бедность историей», - очень близки к сторонникам «справедливой торговли», потому что стремятся к отмене долгов стран «третьего мира» и оказанию им финансовой помощи. В том же русле эволюционируют и апологеты развития «третьего мира» («Движение за развитие мира»), выступающие как за изменение существующей торговой системы и отмену долгов бедных стран, так и за сохранение климатического и биоразнообразия Земли.

Что касается тех, кто видит главный недостаток существующей мирохозяйственной системы в огромных долгах государств «третьего мира», то они, не отвлекаясь на другие аспекта построения более справедливого будущего, как это свойственно остальным перечисленным объединениям, подвергают

критике существующие варианты уменьшения долгового бремени развивающихся стран и призывают бороться за предоставление бедным государствам бескорыстной помощи («Юбилейная кампания за отмену долгов»).

Второй раздел посвящен анализу идеологии других, по большей части менее массовых организаций английских антиглобалистов, которые обладают какими-либо интересными особенностями или, наоборот, достаточно типичны для британского антиглобализма. Это христианские антиглобалистско-благотворигельные объединения «Христианская помощь»35 и «Фонд слез»36, католическая организация «Католическое агентство по развитию заморских территорий»37 и христианский в своей основе, но одновременно ориентированный на торговлю «Трейдкрафт»38, а также любопытная христианская организация под необычным названием «Пошли корову»39, цель которой - помощь жителям Африки путем обеспечения их скотом и сельскохозяйственным инвентарем.

Помимо христианских объединений для британских антиглобалистских коалиций характерно наличие нейтральных в идеологическом отношении групп. Ярким их примером являются «Акция помощи»40 (ее цель - сражаться с негативными последствиями бедности и изменить тот порядок, что делает бедных бедными) и «Всемирное действие»41 (борется за «мир справедливости и равноправия», то есть с бедностью и дискриминацией по половому признаку), а из объединений более узкой специализации - «Инженеры против бедности»42 (специализированная неправительственная организация, работающая в сфере «инженерных разработок и международного развития»).

Популярна также тема защиты прав женщин и равноправия полов вообще -в составе крупных объединений довольно велико число «женских» организаций (таких как «Женщины мира»43).

" Christian Aid. www.christian-aid.org [on-line] [cited 16 August 2009].

36 Tearfimd. www.tearfimd.ore/ [on-line] [cited 01 September 2009].

37 CAFOD - Catholic Agency for Overseas Development http://www.cafod.org.uk [on-line] [cited 01 December

2009].

31 Traidcraft. http://www.traidcraft.co.uk/ [on-line] [cited 20 December 2009]. 3' Send a Cow. www.sendacow.org.uk/ [on-line] [cited 24 November 2009].

40 ActionAid. www.actionaid.org.uk [on-line] [cited 23 August 2009].

41 One World Action, www.oneworldaction.org [on-line] [cited 08 October 2009].

42 Engineers Against Poverty (EAP). http://www.engineereagainstpovertv.ore [on-line] [cited 15 June 2009].

45 Womankind Worldwide, http://www.womankind.org.uk/ [on-line] [cited 13 September 2009].

Еще один ключевой вопрос для антиглобалистских коалиций - это решение экологических проблем. Соответственно, были изучены идеи организации под названиями «Друзья Земли»44. К ним примыкает множество студенческих и преподавательских ассоциаций, таких как «Люди и планета»45.

«Фонд справедливой торговли»46 ратует за маркировку продуктов знаком, удостоверяющим, что данный товар продается и экспортируется согласно правилам «справедливой торговли». В тесном сотрудничестве с ним работают «Международные организации по маркировке продуктов знаком "Справедливая торговля"»47, целью которых является обеспечение максимального доверия к системе «справедливой торговли».

Важность информационного аспекта для английских антиглобалистов характеризует наличие независимой новостной сети «Индимедиа»48.

Многие из организаций, идеология которых проанализирована во второй главе, появились в 60-70-е гг. XX века, когда информационное общество только зарождалось, а антиглобалистское движение еще не сформировалось. Со временем, однако, они, если можно так выразиться, вступили в ряды антиглобалистов - не по названию (оно не очень популярно среди противников глобализации), а по сути. Они выступают против господствующего варианта мироустройства и готовы бороться за то, чтобы изменить его к лучшему.

Осознавая себя частью «более широкого альянса против бедности», антиглобалистские объединения при опоре на общие идеалы справедливости, сочувствия «третьему миру» и бережного отношения к природе (потому что это Божье творение или потому что она обеспечит жизнь будущих поколений) обладают своими отличительными чертами, позволяющими им выделиться из общей массы. Возможность отказаться от жестких рамок всеобщей идеологии создает предпосылки для более широкой популярности антиглобалистских воззрений, для охвата разнородных слоев населения. «Специализация» отдельных

44 Friends of the Earth, http://www.foe.co.uk [on-line] [cited 24 July 2009].

45 People and Planet, www.peopleandplanet.org/ [on-line] [cited 24 August 2009].

44 Fairtrade Foundation, http://www.fairtrade.org.uk/about what is fairtrade.htm [on-line] [cited 13 August 2007].

47 Fairtrade Labelling Organizations (FLO) International.

4! В работе анализируется деятельность ее британского отделения «Индимедиа Соединенное Королевство (СК)» // Indymedia UK. http://www.indvmedia.org.uk/en/ [on-line] [cited 02 September 2007].

организаций и одновременно их включение в более широкие объединения - одна из характерных особенностей протестных движений современности.

Третья глава называется «Деятельность английских антиглобалистов». В ней рассматривается, какие действия предпринимают антиглобалисты для реализации своих теоретических постулатов.

В первой части проведен анализ деятельности пяти крупнейших антиглобалистских объединений Великобритании, во второй - рассмотрена активность других организаций, идеология которых была описана ранее. Можно сделать вывод, что все они пытаются следовать тем заповедям, о которых говорят.

Их основные методы воздействия - это акции, митинги и написание воззваний. Несколько выделяется положение «Сделаем бедность историей», что связано с тем, что большая часть членов данной организации присоединилась к ней только на 2005 г., а в 2006 г. в ее рядах остались сравнительно немногие.

В разные годы активность английских антиглобалистов была разнонаправленной. В 2005 г., когда Британия была председателем ЕС и «Большой восьмерки», они обращались к английскому правительству, призывая его подать пример другим развитым странам и оказать помощь государствам <аретьего мира». Этому отдали дань все освещенные в работе коалиции. Во многом в результате антиглобалистской активности правительство Соединенного Королевства стало лидером движения за снижение долговой нагрузки на «третий мир», предложив отменить 100% долгов некоторых стран Всемирному банку и МВФ, и дало обещание сделать так, чтобы торговля приносила пользу в первую очередь бедным странам. На саммите «Большой восьмерки» в 2005 г. было принято решение об отмене долгов 42 стран и предоставлении им к 2010 г. дополнительной помощи в размере 50 млрд. фунтов, и половина средств предназначалась странам Африки. Вместе с тем, несмотря на такие многообещающие заявления, по состоянию на 2007 г. лидеры стран «Большой восьмерки» все еще не сформировали план по выполнению своих обещаний. Антиглобалисты Британии продолжили свои акции, чтобы постараться заставить правительства сдержать свое слово.

После 2005 г. английские противники глобализации стали ориентироваться на весь мнр в целом.

С материальной точки зрения антиглобалисты полагаются на добровольные пожертвования людей, являющихся членами объединений или просто желающих помочь им.

В зависимости от идеологических основ деятельности каждой из антиглобалистских организаций ее активность имеет свои особенности: христиански ориентированные объединения готовы принимать дарения денег в память о любимом человеке и просят молиться за успех их мероприятий (хотя не все антиглобалистские организации, декларирующие ориентацию на христианские ценности, говорят об особой роли и действенности молитвы, что свидетельствует об их более формальном отношении к своим религиозным корням), «зеленые» движения обучают более экологичному образу жизни, объединение молодежи и студентов ратует также за осовременивание образования, в то время как другие организации разрабатывают специальные программы в пользу бедного населения Земли, или помогают женщинам в развивающихся странах сделать конкретные шаги по защите своих прав, или направляют коров в Африку, чтобы тамошние фермеры смогли крепко встать на ноги.

Для антиглобалистских организаций Великобритании характерен налет благотворительности, сочетающийся со стремлением внести лепту в изменение мира своими силами. Кто-то при этом сочетает черты бизнес-организации и поддержку «справедливой торговли», а кто-то не пытается заработать денег.

Важная черта британского антиглобализма - его «пацифизм в действии» и готовность к сотрудничеству с правительственными структурами. Английские антиглобалисты стараются добиваться своих целей относительно законными средствами.

Антиглобалисты вызывают неоднозначное отношение в обществе. С одной стороны, их воспринимают как детей из обеспеченных семей, от нечего делать играющими в защитников бедных стран и «зеленых», или энвайронменталистов. С другой стороны, общественность признает важность поднимаемых ими вопросов, которые касаются будущего всего человечества.

В четвертой главе - «Участие британских антиглобалистов в протестом движении», - речь идет о проводимых антиглобалистами крупных протестных акциях и участии в политической жизни Британии. В качестве примеров

гг

рассмотрены марш протеста во время проведения Лондонского саммита «Большой двадцатки» 2 апреля 2009 г. и отношение антиглобалистов ко всеобщим выборам, состоявшимся в Соединенном Королевстве 6 мая 2010 г.

Саммит в Лондоне был второй встречей глав государств и правительств стран «Группы двадцати», посвященной мировому финансовому кризису. Для выступления во время него антиглобалисты всей Великобритании объединились в альянс, получивший название «Прежде всего нужно думать о людях» (Put People First), под лозунгом «Рабочие места, справедливость, защита климата». Участниками объединения стали более 150 британских организаций, а в марше, по данным антиглобалистов, приняли участие около 35 тыс. человек. Параллельно аналогичные (хотя и не столь массовые) марши прошли в других европейских странах.

Участие такого большого количества людей в демонстрации «Прежде всего нужно думать о людях» связано с несколькими причинами. Во-первых, это мощный альянс, программные требования которого находятся в русле общих тенденций британского антиглобализма и по сути являются соединением ключевых требованием самых разных организаций - именно тем, с чем все они готовы согласиться. Во-вторых, участники английского антиглобалистского движения считают себя частью мирового протестного движения. Они рады показать, что едины со своими единомышленниками в других странах, и стараются действовать согласованно, чтобы оказать давление на политических лидеров и заставить их обратить внимания на их требования.

Хотя в итоге альянс «Прежде всего нужно думать о людях» не был полностью доволен итогами саммита «Большой двадцатки», в своем пресс-релизе он подчеркивал, что объединенные усилия более полутора сотен британских организаций не прошли даром, а помогли донести до власть имущих требования рядовых граждан; достойная работа и доступ к коммунальным услугам для всех, конец бедности и неравенству, построение экологичной экономики.

Антиглобалистская манифестация получила широкое освещение в прессе, как в британских, так и в зарубежных изданиях. В целом текст газетных публикаций о лондонской демонстрации выдержан в нейтральных тонах. Издания

всех направлений довольно единодушно повествуют о фактах, стараясь не делать оценок.

И во время подготовки и проведения всеобщих выборов в 2010 г. антиглобалисты Соединенного Королевства, безусловно, не могли остаться в стороне. Особую активность в политических дискуссиях и составлении рекомендаций проявили «Движение за развитие мира», «Оксфам», «Юбилейная кампания по отмене долгов» и новая коалиция «Голосуй глобально».

В «Голосуй глобально» вошли 183 организации. Коалиция призывала сторонников всех групп и организаций, поддерживающих альтернативный курс развития Британии и мира, соединить свои усилия и выступить единым фронтом на всеобщих выборах под лозунгом «Сделаем так, чтобы эти выборы учли интересы бедного населения мира!» «Голосуй глобально» разработала собственный предвыборный манифест, посвященный ключевым принципам международного развития, которых должны придерживаться политические партии Соединенного Королевства.

Однако несмотря на такой широкий состав и специально подготовленные документы антиглобалистские предвыборные пожелания и действия практически не получили освещения в СМИ. Безусловно, деятельность антиглобалистских объединений в преддверии всеобщих выборов 2010 г. нельзя назвать совсем безрезультатной (по их собственным словам, именно в ответ на их обращения лидеры ведущих британских партий обнародовали свои воззрения относительно курса международного развития, были направлены петиции в поддержку бедных государств и проведен ряд митингов), но внимания СМИ она не привлекла. Это, на наш взгляд, связано в первую очередь с тем, что в предвыборный период антиглобалисты не проводили массовых акций.

Можно сделать вывод, что мирные и малочисленные мероприятия не привлекают широкую публику и прессу, как и ориентированность в первую очередь на Интернет-активность.

Вместе с тем нельзя исключить, что цели у антиглобалистов во время двух описанных кампаний были все-таки разными. Несмотря на заметное сходство ситуации (там и там была создана широкая коалиция и сформулированы обобщенные требования, устраивающие всех участников), возможно, что во время

саммита й 20 протестные движения пытались в первую очередь привлечь внимание к своим требованиям, в то время как перед выборами мая 2010 г. они старались прежде всего сориентировать своих сторонников и просто сочувствующих в программах ведущих британских партий, чтобы помочь им принять верное решение.

Интересно также отметить простоту и скорость создания антиглобалистских коалиций. Это возможность, предоставленная им новыми глобальными средствами коммуникации.

В заключении содержатся основные выводы исследования.

Антиглобалистское движение является проявлением гражданского общества, одним из основополагающих элементов которого становится наличие множества ассоциаций или, в более общем плане, центров социальной власти. Сеть Интернет сделала их более доступными для изучения - они создали свои сайты, которые может посетить исследователь, стали размещать новости и объявления, объединились в более широкие союзы.

Современное информационное общество ориентировано в первую очередь на средний класс. Саморегуляция гражданского общества также основана на активности представителей среднего класса. Одной из форм такой активности в условиях гражданского общества является участие его представителей в антиглобалистских движениях. Это те его слои, которые заинтересованы в укреплении демократии, но без вооруженных столкновений.

По итогам анализа английского антиглобализма создается впечатление, что рассмотренные в работе объединения действительно стараются отстаивать те принципы, которые декларируют.

Перечислим особенности британского антиглобализма.

Во-первых, это «торговый» характер - отстаивание идеи «справедливой торговли», которая противопоставляется фритреду. Существуют даже специально созданные «Фонд справедливой торговли» и «Международные организации по маркировке продуктов знаком "Справедливая торговля"». «Справедливая торговля» предполагает формирование цены не на основе рыночных механизмов, а с учетом возможности под держивать достойный уровень жизни для производителя в странах «третьего мира» и той цены, по которой их товары продаются в «первом

мире». С точки зрения английских антиглобалистов, «справедливая торговля» поможет развивающимся государствам продвинуться по пути прогресса.

С распространением «справедливой торговли» для английских антиглобалистов связана и борьба с бедностью. Эта черта не уникальна только для британского крыла движения, однако является весьма важной для его понимания и, что также интересно, подчеркивает его в какой-то степени «экономический» характер. Британские антиглобалисты, как и антиглобалисты других западных стран, склонны в первую очередь ориентироваться на проблемы населения государств «третьего мира». В случае Великобритании интересно также, что в первую очередь ее антиглобалистов интересует положение в бывших имперских странах, которые ранее входили в зону ее влияния.

Во-вторых, следует назвать наличие заметного христианского течения в антиглобализме. Многие из христианских организаций при этом напрямую не называют себя антиглобалистскими (хотя и входят в соответствующие коалиции), а просто стараются бороться за лучший мир так, как они его понимают. Путь к моральному совершенству в британском антиглобализме имеет именно религиозные корни. Это стремление к улучшению в ограниченных рамках, так как религиозность британских противников глобализации не является синонимом фанатизма. Они готовы не только молиться за успех своего дела и помогать нуждающимся христианам, но и работать вместе с нехристианскими объединениями и оказывать содействие всем, вне зависимости от их веры.

В-третьих, английский антиглобализм характеризует стремление по возможности оставаться в рамках законности. Не все объединения при этом одинаково активны, но многие из них предпочитают действовать в первую очередь убеждением, что соотносится с британской концепцией «третьего пути», конформизма в пределах существующей системы и ее постепенного эволюционного изменения. Британские антиглобалисты также готовы к сотрудничеству с правительственными структурами. Данная черта разительно отличается как от классического образа антиглобалиста-бунтаря, созданного СМИ, так и от сторонников движения в континентальной Европе, которые обычно не желают иметь с официальными институтами ничего общего. К тому же английские

антиглобалисты готовы конструктивно работать даже с ВТО, Международным Валютным фондом и Всемирным банком, если те согласятся на компромисс.

Можно назвать еще одну характерную черту английского антиглобализма -противодействие изменению климата и защиту окружающей среды. Это не уникальная для британского крыла антиглобализационного движения черта, но интерес к данной проблематике обусловлен прежде всего высокой степенью активности «зеленого», или энвайроменталистского, движения в Соединенном Королевстве.

Упомянем также гуманитарную составляющую британского антиглобализма - борьбу за равноправие женщин, противодействие разным формам дискриминации, стремление совершенствовать образование и здравоохранение в странах «третьего мира» и поддержку профсоюзов.

Повседневная деятельность британских антиглобалистов характеризуется следующими особенностями. В период председательства Великобритании в ЕС и «Большой восьмерке» в 2005 г. они обращались в первую очередь к британскому правительству, призывая его подать пример другим развитым странам и оказать помощь государствам «третьего мира». После 2005 г. английские противники глобализации вновь расширили круг своих обращений - национальные и государственные границы не имеют для них значения, и поле их деятельности -весь мир. Это характерная черта эпохи информационного общества, сетевые структуры которого способны действовать в любой точке планеты.

С материальной точки зрения все антиглобалисты зависят от добровольных взносов членов своих организаций и просто сочувствующих их делу. В этом смысле они близки к благотворительным организациям, функции которых они частично могут брать на себя. На наш взгляд, основное отличие состоит в том, что благотворительные организации готовы ограничиться только смягчением последствий стихийных бедствий или существующей в мире несправедливости, а антиглобалисты призывают активно бороться с первопричинами создавшейся ситуации, как они их понимают. Это более выраженная гражданская позиция, следующий шаг к более справедливому миру.

Важным составным элементом борьбы антиглобалистов за справедливость является использование собственных независимых СМИ (таких как «Индимедиа»). Это позволяет им донести свое видение ситуации до мировой общественности.

Использование новых технологий свойственно не только британским антиглобалистам, а всему движению в целом.

Итак, британские антиглобалисты - это пример сетевой структуры современного гражданского общества, которая стала «видимой» благодаря современным информационным технологиям. В антиглобалистском движении Великобритании в основном принимают участие представители средних слоев, которые заинтересованы в демократии и оказании содействия развивающимся странам, но по возможности без конфликтов и жесткого противостояния существующей власти. Движение не имеет четко выраженного центра, иерархии и лидеров. Многие сторонники антиглобалисткого движения верят, что «сетевая структура» - его сильная сторона, поскольку очень сложно победить противника, не имеющего единого организационного центра.

В то же время отсутствие единой идеологической основы и децентрализованность, безусловно, имеют и свои отрицательные стороны. В первую очередь это разобщенность участников, периодически приводящая к тому, что планируемые мероприятия оказываются не такими массовыми, как могли бы быть, и потому не привлекают внимания мировой общественности. Также это несовпадение стремлений различных антиглобалистских групп и связанная с этим несогласованность и даже противоречивость их действий. Они стремятся сделать мир лучше, но интересно отметить, что при протесте против засилья брендов, логотипов и корпораций они производят и распространяют собственную сувенирную продукцию, а некоторые из них (особенно кооперативы) призывают покупать их товары или посещать именно их кафе, так как они руководствуются принципами «справедливой торговли».

Как мы видели на примере манифестации антиглобалистов во время Лондонского саммита «Большой восьмерки» в апреле 2009 г., они стали своеобразным «клапаном недовольства» современного общества. Этот марш также еще раз показал, что участники английского антиглобалистского движения считают себя частью мирового движения против существующей модели

глобализации. Они рады показать, что едины со своими единомышленниками в других странах и стараются действовать согласованно, чтобы оказать давление на политических лидеров и заставить их обратить внимания на свои требования. Акции с привлечением большого количества участников позволяют оценивать антиглобализм как новое массовое движение эпохи информационного общества.

Антиглобалисты зачастую выступают не «за» определенные принципы, а «против» современного мироустройства или его отдельных черт. Поэтому основное место в их риторике занимает описание капиталистического мира и его критика, а не позитивный идеал или четкая программа действий.

С данной особенностью антиглобалистского движения связано то, что оно характеризуется довольно слабой теоретической составляющей. «Отрицательность», протестность антиглобалистской идеи не создает позитивного образа будущего, и потому порой складывается впечатление, что и сами участники движения не имеют о своей цели четкого представления. С другой стороны, именно протестность движения обеспечивает его отличие от других, ибо на платформе отрицания возможно объединение самых разных социальных сил.

Итак, мы рассмотрели идеологию британского антилобалистского движения, его повседневную активность и крупные массовые акции, а также охарактеризовали его наиболее яркие особенности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время формирование антиглобалистского движения в Великобритании, как и во всем мире, еще не завершено. Это новый нарождающийся тип протестного движения, основанный на «сетевых принципах», но пока еще не ясно, станет ли он действительно «другой революцией» или останется просто одной из форм молодежной субкультуры.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Современный британский антиглобализм: общее и особенное // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. М., 2009, № 3.

2. Антиглобализм и его британская специфика // Рукопись депонирована в ИНИОН РАН. М., 2008.

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25.09.2000 г. Подписано в печать 10.09.2010 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,8 Печать авторефератов (495)730-47-74,778-45-60

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Калинина, Екатерина Александровна

Введение

Содержание

Обзор использованных источников

Обзор использованной литературы

Глава 1. Современное общество, глобализация и антиглобализм

§ 1. Информационное общество

§ 2. Феномен глобализации

§ 3. Что такое антиглобализм

Глава 2. Идеология британского антиглобализма

1. Идеология антиглобалистских организаций Великобритании

§ 1. Сторонники «справедливой торговли»

§ 2. Активисты борьбы с бедностью в развивающихся саранах

§ 3. Благотворительное объединение

§ 4. Развитие как путь к благополучию «третьего мира»

§ 5. Борцы за отмену долгов бедных государств

2. Примеры воззрений различных объединений противников глобализации в Соединенном Королевстве

Глава 3. Деятельность английских антиглобалистов

1. Деятельность крупнейших организаций британских антиглобалистов

§ 1. «Движение за справедливую торговлю»

§ 2. «Сделаем бедность историей»

§ 3. «Оксфам»

§ 4. «Движение за развитие мира»

§ 5. «Юбилейная кампания по отмене долгов»

2. Деятельность других антиглобалистских объединений Великобритании

Глава 4. Участие британских антиглобалистов в протестном движении

§ 1. Антиглобалистская активность во время проведения саммита G20 в Лондоне в апреле 2009 г.

§ 2. Всеобщие выборы 6 мая 2010 г. и позиция антиглобалистов

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по истории, Калинина, Екатерина Александровна

Антиглобализм - популярный термин последних лет, часто попадающийся нам на глаза в средствах массовой информации. Это сложное явление, зачастую по-разному понимаемое последователями, нейтральными наблюдателями, политически ангажированными обозревателями и противниками. Это плод глобальной трансформации, переживаемой современным обществом, которое вступает в новую эпоху, характеризуемую как «экономика знаний», или как информационное общество.

Классовая структура индустриальной эпохи в наиболее развитых странах уходит в прошлое, изменяются партийные и политические механизмы и роль государства в социально-экономической сфере. Источником роста становится производство новых знаний, в результате чего формируется новый тип общества -информационное. Его отличительной чертой являетея ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всемирная информационная «паутина» - сеть Интернет.

Человечество вступает в период глобализации - новый этап своего развития, когда трансформация различных сфер жизни общества приводит к укреплению интеграции, интернационализации и модернизации жизни людей. Интеграция означает слияние разнородных взаимодействующих элементов в целое, в систему, что приводит к сближению и более тесному взаимодействию национальных экономик ряда государств, происходящему обычно на основе их региональной близости, обусловленному взаимными интересами и направленному на создание единого хозяйственного организма. Экономическая интеграция проявляется в создании различных межгосударственных объединений экономического характера, региональных торговых и промышленных группировок, основанных на принципах общих рынков, зон свободной торговли, таможенных и валютных союзов. Существование таких систем обеспечивается проведением согласованной межгосударственной экономической политики. \

Глобализация, к более точному определению которой мы вернемся чуть ниже, подразумевает постепенное объединение мирового пространства в своеобразную единую зону с высокой мобильностью информации и капитала, что становится возможным благодаря современным инфокоммуникационным технологиям и усовершенствованию средств производства.

Высокоиндустриальные страны Запада являются лидерами данного процесса и получают от него наибольшие дивиденды. Хотя колониальная система не существует уже около полувека, экономическая эксплуатация стран глобального Юга во многом сохраняется. Вместе с тем мир продолжает меняться, и современная Великобритания, как его часть, меняется вместе с ним.

В литературе глобализация получила довольно подробное освещение - как явление в целом, гак и его отдельные аспекты, такие как экономика в новых условиях, политическое взаимодействие и роль государства, глобальные экологические проблемы, вопросы демографии и международные отношения.

Вместе с тем проблема осмысления глобализации - одна из наиболее актуальных проблем современного мира. Это противоречивый и неоднозначный процесс, которому даются разнообразные оценки. Одни видят в глобализации залог счастливого будущего человечества, начало новой эпохи, а другие воспринимают ее как зловещее проявление современного капитализма, как новый вариант колониализма или как порождение своекорыстных устремлений кучки транснациональных корпораций. Неудивительно поэтому, что глобализация породила и такое явление, как антиглобализм. Будучи сложным комплексным явлением, он объединяет людей с различными целями и интересами.

Антиглобализм возник как протестное движение, направленное на изменение современного мира и/или путей его объединения. Это неоднородное и очень пестрое сочетание разных организаций, отстаивающих интересы широких слоев населения, пожелания которых зачастую пересекаются или противоречат друг другу. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации и выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан.

Антиглобалисты (об этом термине мы чуть позже поговорим подробнее) — это представители самых разных групп общества, настроенные воинственно и не очень, поддерживающие глобализацию в целом и критикующие только ее отдельные аспекты или отрицающие данное явление, сторонники протекционизма и «справедливой торговли».

Материалов, посвященных непосредственно антиглобализму, значительно меньше, чем по проблематике глобализации. По большей части они затрагивают протестную активность движения и представляют собой публикации в периодической печати. Более фундаментальные работы по данному вопросу зачастую носят общий характер. Кроме того, многие из них написаны самими антиглобалистами и представителями левого крыла, что определяет их идеологическую направленность.

Характерные черты и особенности антиглобализма можно рассматривать в разных аспектах, в том числе и национальном. В отечественной историографии акцент сделан на значение антиглобализма для России и возможных последствиях глобализации для нашей страны. В зарубежной историографии исследуются в основном общие тенденции эволюции движения.

Такое явление, как современный британский антиглобализм, остается за пределами интересов исследователей. Вместе с тем оно тесно связано с изменениями в мировоззрении британцев конца XX - начала XXI веков и является одним из наиболее заметных протестных движений современной Великобритании.

В конце XX века Соединенное Королевство претерпело значительные экономические и социальные перемены, а также прошло через мировоззренческую трансформацию. Кризис идентичности, постигший Великобританию во второй половине XX века, дает о себе знать до сих пор. Важной составляющей ментальности Соединенного Королевства является то, что страна пережила распад империи. По известному выражению советника президента США Д. Ачесона, «Британия потеряла империю, но не нашла новой роли в мире»1. Конец Британской империи повлек за собой не только изменения во внутренней и внешней политике государства, но и привел к изменениям в национальном самосознании. Привычный

1 Цит. по: Великобритания эпохи реформ. Под. ред. А.А.Громыко. М., 2007. С. 18. мир изменился, жители Соединенного Королевства перестали ощущать свою принадлежность к метрополии, взамен чего сформировались постимперский синдром, ярко проявившийся в Фолклендском кризисе 1982 г., и комплекс «маленькой Англии», ощущение уязвимости своей страны перед внешними опасностями и стремление защититься от них. Отношение к колониям как к отсталым регионам, нуждающимся в покровительстве, и объектам «бремени белых» переменилось - теперь это были независимые государства2. Но ощущение некой ответственности за судьбу ранее покоренных народов, чувство раскаяния за годы имперской эксплуатации остались, и создается впечатление, что подобные черты британского мировоззрения проявляются и в деятельности английских антиглобалистов.

Другим ключевым элементом ментальной модернизации Великобритании является определение ею своей принадлежности как части англосаксонской или европейской семьи народов. Хотя большинство британских политиков считает «особые отношения» с США исчерпавшим себя проектом, простые англичане настороженно относятся к Европе. В Соединенном Королевстве скептически воспринимают идею многополярного мира, в котором Европа является противовесом Америки. Несмотря на господство в США неоконсерватизма, которому чужды идеи европейского «государства всеобщего благосостояния», оба региона принадлежат к западной цивилизации и руководствуются единой базовой системой ценностей.

Третий элемент изменения британского мировоззрения связан с межнациональными отношениями внутри страны. Протестантизм, патриархальность институтов власти, монархия, империя — все это уже не служит столь же надежной основой для объединения Соединенного Королевства, как раньше3. В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части страны государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец

2 Там же.

3 Великобритания эпохи реформ. С. 23.

25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. Весьма значительную политическую автономию получила Шотландия, в Уэльсе же ассамблея является лишь совещательным органом.

В современной жизни Британии черты традиции и модернизации тесно переплелись. Для многих жителей страны «золотой век» не в будущем, а в прошлом, в дни викторианской эпохи, когда существовал Рах Britannica. И одной из интересных черт нового времени является развитие британского антиглобализма, отличного от других общественных движений Соединенного Королевства.

Объектом настоящего исследования является движение против глобализации в Соединенном Королевстве, предмет исследования - его характерные особенности.

Хронологические рамки работы охватывают конец XX - начало XXI веков. Выбор данного временного отрезка обусловлен зарождением антиглобалистского движения в конце XX века и резким ростом его популярности на рубеже веков в связи с развитием информационных технологий и увеличением числа пользователей сети Интернет. Появление и распространение «всемирной паутины» стало основой формирования нового информационного общества и одним из неотъемлемых компонентов глобализации. Соответственно стало формироваться и движение ее противников — то есть антиглобализм. В новых условиях противники неолиберального варианта глобализации стали создавать свои Интернет-представительства — сайты, — которые позволяют им привлекать внимание широкой общественности, координировать свои действия и проводить совместные акции. Исследование завершается настоящим временем (2010 г.), так как находится в развитии и его формирование еще не завершено. Тем не менее на настоящий момент представляется возможным сделать выводы о характерных особенностях его британского крыла.

Цель данного диссертационного исследования - провести анализ британского антиглобалистского движения, его характерных черт и особенностей.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании были сформулированы следующие задачи.

Во-первых, рассказать об идеологии британских антиглобалистов и ее отличительных чертах, показать, в какой мере они следуют общемировым тенденциям и чем выделяются. Следует рассмотреть как крупные антиглобалистские организации Соединенного Королевства, так и более мелкие, чтобы сформировать целостную картину данного явления.

Во-вторых, рассмотреть повседневную деятельность английских противников глобализации и ее особенности, показать, какие методы воздействия применяют различные организации, чем и как они привлекают к себе сторонников и какими способами стараются изменить мир.

В-третьих, показать британский антиглобализм как массовое движение, объединяющее широкий круг различных организаций и способное увлечь значительное число людей. Хорошим примером здесь может служить анализ создаваемых антиглобалистами коалиций и проведение ими массовых уличных манифестаций.

В-четвертых, выделить особенности, характерные именно для британского антиглобализма, то есть его показать национальную специфику. Это позволит сделать вывод о том, следует ли он общим тенденциям эволюции движения против глобализации или обладает уникальными особенностями, выделяющими его из мирового антиглобалистского сообщества.

По итогам данной работы можно будет сделать вывод о характере британского антиглобализма и его особенностях, то есть провести его всесторонний комплексный анализ.

Поставленные в исследовании задачи определяют методологические основы диссертации. Для анализа явления глобализации в целом и становления и роста антиглобалистского движения применяется исторический подход. Непосредственно антиглобалистская активность исследуется в рамках институционального подхода и системного подхода, поскольку выступает элементом и результатом политической и экономической систем. Также в работе используется сравнительный анализ для рассмотрения идеологических и других особенностей различных объединений.

В соответствии с поставленной целью и задачами исследования, настоящая диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка