автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Антирелигиозная деятельность партийных организаций Западной Сибири в 1950-е годы

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Сосковец, Любовь Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Антирелигиозная деятельность партийных организаций Западной Сибири в 1950-е годы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Антирелигиозная деятельность партийных организаций Западной Сибири в 1950-е годы"

ТОМСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЖЕНИ В.В. КУЙШШЕПА

На правах рукописи УДК 329.0,46.1:001/571.1/

/

СОСКОВЕЦ Любовь Иаановна •

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙШХ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1950-е ГОДД • К^У

Специальность 07.00.01 -История Коммунистической партии Советского Союза

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание*1 ученой степени кандидата исторических наук

ТОМСК - 1991

Работа выполнена на кафедре политической истории естественных факультетов Томского ордена Октябрьской Революции .и ордена Трудового

Красного Знамени государственного университета им.В.В. Куйбышева %

Научный руководитель - доктор исторических наук,

прсх^ессор Кузнецов М.С.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Тимонин Е.И.

кандидат исторических наук Постол В. И.

Ведущая организация - Томский государственный педагогический институт, кафедра политической истории

Защита состоится 12^<.1991 г. в 15 часов на заседании специализированного совета К 063.53.01 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Томском государственном университете имени Куйбышева (634050, Томск-50, пр.Ленина, 36).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Томского государственного университета Автореферат разослан " " 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета

............................./

кандидат исторических наук;'/' . , / /¿4 У ^Ч

доцент /{С'Ь / В.Я.Баянов

- 3 -ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальное г ь ре м н. Современное состояние советского общества настоятельно требует решения вопросов, связанных с духовной сферой жизни. Поэтому в центре многих общественно-политических дискуссий находятся проблемы свободы совести, процессы развития религиозного и безрелигиозного сознания, формы взаимоотношений между государством и церковью, между веоуцими и атеистами.

За годы перестройки в этих отнесениях пооипошли огромные изменения: приняты союзное и республиканское законодательство о свободе вероисповеданий, регистрируются новые приходы, расширяются права вепудих и их организация. Совместная работа перущих и атеистов сегодня охватывает благотворительную, миротворческую деятельность, борьбу с негативными явлениями морального характера, защиту культурных и исторических памятников.

Процессы дальнейшего развития нашего государства по пути демократки ставят задачу: критически пересмотреть слокивсуося систему атеистического воспитания с тем, чтобы изжить старке подходы, отбросить привычные стереотипы и найти приемлемые решения. Предстоит осмыслить трудности, успехи и неудачи на пути утверждения в жизни советского общества принципов свобода совести, понять в чем и как долины отразиться процессы демократизации в сг^ере регулирования взаимоотношений между государством и религиозными организациями, Берущими и атеистами, чтобы при этом не ущемлялись интересы ни тех, ни других, чтобы не допустить привилегий одной концессии на другими. Критерием здесь должны служить приоритет общенародных интересов, значимость общечеловеческих ценностей.

Решение этих проблем невозможно без достаточного знания истории становления атеизма в насей стране. Осмысление исторического опыта КПСС, как монопольно правившей более 70 лет партии, еще очень долго будет иметь актуальное значение. В этом плане большой познавательный и практический интерес представляет изучение деятельности партии и ее организаций по антирелигиозному воспитанию, ведь именно в этой сфере идеологической работы КПСС наиболее ярко проявились непримиримость к инакомыслию-, авторитаризм, вульгарно-классовый подход.

Анализ анчирелигиозной практики парторганизаций позволяет выяснить влияние партийно-бюрократического государства на духовную жизнь общества.

Хронологические рамки исследования охватывают пятидесятые (1950-1959) годы. Это десятилетие было одним из самых противоречивых в развитии партии и советского государства, так как в эти годы проявились основные черты двух периодов в существовании командно-административной системы - сталинщины и хрущевской "оттепели". В 5С~е годы, как в капле воды, отразилось вся практика антирелигиозной работы партии за советский период, основная суть которой заключалась в том, что декларируемые принципы свободы совести грубо нарушались в повседневной конкретной работе партийных организаций по атеистическому воспитанию. Именно по отношению к верущим и их организациям можно проследить, что в сущностных своих чертах командно-административная система не менялась в разные периода существования.

В эти годы Центральным Комитетом КПСС были приняты несколько специальных постановлений по антирелигиозной пропаганде, поэтому важно выяснить, как парторганизации строили работу по их выполнению .

Территориальные рамки работы включают Заьадную Сибирь в границах Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, .Омской, Томской и Тк.менской областей. Естественная и насильственная миграция из других краев и областей страны привела к Нормированию многонационального состава населения Западной Сибири, что, в свою очередь, обусловило многоконфессиональный характер религиозной обстановки. На территории региона действовало значительное количество религиозных организаций самых различных вероисповеданий. С учетом этого можно считать, что основные черты и направления в работе партийных организаций Западной Сибири по антирелигиозному воспитанию отражали процессы, происходившие в стране и в партии в целом.

С другой стороны, религиозная ситуация в Западной Сибири имела и свои особенности: высокий процент незарегистрированных общин, значительная доля сектантских объединений, многонациональный состав верущих. Это не могло не придавать' специфических черт задачам антирелигиозной пропаганды.

Степень изученности темы. Историография становления и развития атеизма в СССР, партийного руководства антирелигиозным воспитанием включает в себя широкий круг монографий, книг, брошюр, диссертационных работ, статей.

В современных газетно-журнальнкх публикациях, пожалуй, ни

оцин раздел обществоведения не получил такой уничижительной оценки, как исследования по научному атеизму. Причем, она принадлежит не только публицистам, но и известным специалистам этой отрасли знаний. Низкий уровень многих атеистических работ признали доктора философских наук В.И.Гараджа, Л.И.Митрохин, Э.А.Филимонов, С. Н. Савельев ■'л

Для более конкретного анализа имеющейся по проблеме литературы представляется более целесообразно разделить ее условно на несколько групп.

Первую из них составляют труды философов, историков, в которых разрабатывались теоретические проблем научного атеизма.

Ко второй группе исследований можно отнести работы, посвященные теоретическим и практическим вопросам организации атеистического воспитания.

Третья, довольно многочисленная, группа состоит из работ, в которых освещается исторический опыт деятельности партии и ее организации по атеистической пропаганде.

И, наконец, четвертую группу составляет литература, в которой рассматриваются вопросы становления атеизма в Западной Сибири, места и роли в этом процессе партийных организаций.

Среди литературы первой группы важное значение имеют исследования, в которых освещаются вопросы гуманистической сущности атеизма, его взаимосвязи с духовной культурой, выясняются, какие социально-экономические и духовные факторы влияют на распространение атеистических взглядов. Этому посвящены коллективные сборники, а также монографии и статьи А.Ф.Окулова, Н.П.Андрианова, Д.М.Угрино-внча, В.А.Черняк и др.^"

Но в данных работах содержатся крупные недостатки. При определении методологических основ научного атеизма их авторы сосредоточили усилия на раскрытия критических, а не позитивных сторон нзуч-

^См.: Наука и религия. 1988. 2; Коммунист 1987. 12; Литературная газета. 1990. 25 июля; Социологические исследования. 1950.'

о

См.: Атеизм и проблехм нравственности // Воптюсы научного атеизма. - М.: Мысль, 1980; Атеизм в СССР: становление и развитие. -М.: Мысль, 1986; Научный атеизм, религия и современность. - Новосибирск: йзд-во гиб. отд. АН СССР, 1987; Православие и современность.-Киев: Наукова Думка, 1Уб8д Окулов А.Ф. Социальный псогресс и религия. -М.: Политиздат, 19о2; Андотанов Н.П. Социалистический образ жизни - творчество: гуманистическая ценность атеизма. - Л.: ЛГУ, 1985; Угринорич Д.М. Психология религии. М., Политиздат, 1986; Черняк В.А. Социология атеизма и исторический материализм. -Алма-Ата; Казахстан, 19с9.

- 6 -

но-атеистйческого знания. Отсюда проистекало неоправданное стремление обязательно противопоставлять религиозную и коммунистическую мораль, религиозные идеалы и ценности социалистического общества, показать антиобщественный характер деятельности религиозных организаций. Отдельные авторы особое усердие проявляли в доказательстве "общественной вредности" религиозных пережитков, причем подходы к этому ими не менялись на протяжении десятилетий. Например, в коллек тивном сборнике "Православие и современность", вышедшем в спет уже в 1988 г., утверждается, что религиозные пережитки мешают проявлению возможностей личности, парализуют творчество человека, освящают равнодушие к современному прогрессу...

В атеистической литературе до сих пор не решены вопросы ключевого характера, такие, как выяснение причин воспроизводства религии ь социалистическом обществе, ее места и роли б общественном сознании. Очевидна несостоятельность многих хрестоматийных объяснений причин воспроизводства религии в нашем обществе, к числу которых в течение десятилетий специалисты в- области научного атеизма относили отставание сознания .от бытия, "родимые пятна"'капитализма, влияние капиталистического окружения, недостаточное освоение сил природы, "встречавшиеся еще кое-где несправедливости в распределении" и тому подобные причины'.

Б последние 2-3 года появился ряд работ, в основном статей, в которых ояначень. новые подходы к рассмотрению религиоведческих и атеистических проблем. Так в книге "Научный атеизм"(под редакцией П.М.Мчедлова) переосмысливаются некоторые укоренившиеся в прошлом представления о религии, ее месте в общественном сознании, полнее и глубже характеризуется место и значение атеизма в системе духовной культуры^.

Аналогичные вопросы поднимаются и в материалах "круглых столов", проведенных редакциями журналов "Вопросы философии" и "Коммунист" в 1989-1990 гг. , а также в выступлениях В.11. Гараджи , Л.Н.Митрохина".

^Православие и современность" -Киев: Наукова Думка, 1988.С.4.

о

См.: Научный атеизм.-М.: Политиздат, 1988.

^Вопросы философии. 1989. !." И. С.30-63; Коммунист. 1990. № 3• С. 70-79, . ' >

^Гарадаа В.И. На уровень требований дня // Паука и религия. 1988. )Г 2; Митрохин Л.Н. Философия и религия // Вопросы философии.

- 7 -

Но публикаций подобного плана еще недостаточно. Они не содержат обобщающих выводов. Многие вопросы в них рассматриваются и порядке постановки проблем. На сегодняшний день не они определяют лицо научно-теоретической литературы по атеизму, а те многочисленные исследования, которые были созданы до 1988 г.

В полной мере ото относится и ко второй группе литературы, в которой разрабатывались теоретические и практические проблемы организации научно-атеистического воспитания. Работ по даннслу направлению очень много. В ряде из них - моногппфиях, статьях П.Д.Селиванова, Р.П.Платонова, Н.Г.Агалоссйи др. определялись принципы и задачи атеистического воспитания, его место и роль в системе идеологической деятельности КПСС^. Такие авторы, как Л.Л.Круглов, В.М.Гой, Л.В.Савченко в своих исследованиях рассматривали вопросы использования различных форм и средств в атеистическом воспитании^.

Давая об1'1ую характеристику работам второй группы, следует в первую очередь отмстить их излишнюю "эатеоретизированность". & авторы вели бесплодную в научном отнокении "терминотворческую" дискуссии - что понимать под методом, формами, средствами атеистической пропаганды, что такое система, комплексность атеистического воспитания и тому подобнее.

Большей конкретностью отличаются те исследования, которые отнесены к третьей группе литературы. Они посвящены анализу практической деятельности партии и ее организаций по антирелигиозному воспитании, истории становления атеизма в СССР. В них показано значение марксистской теории научного атеизма для практической работы партийных организаций. Могкно выделить в этом отношении труды Л.Т.Зе-

Селиванов П.Д. Партийное руководство атеистическим воспитанием. - М.: Политиздат, 1973; Нлатрнов Р.II. Пропаганда атеизма: организация, содержание, результата: ^Из опыта СССР). - ¡»I.: Политиздат, 1955; Агапова Н.Г. Рттштиз теории атеистического воспитания в документах и решениях КПСС: Авторе'!, дис... кенд. с'илос. наук. М.,

о

См.: Круглов А.Л. Индивидуальная робота и ее место в атеистическом Еоспитании. - Минск: Беларусь, 1904; Гой В.У. Средства массовой информации и пропаганды и их место в системе атеистического воспитания: Автореф. дис... канд. фил ос. наук. - Киев, 1984; Савченко Л.Г. Роль периодической печати в Формироьании атеистического ориентированного общественного мнения: - Автореф. дис... канд. философ, наук. - М., 1987.

- 8 -

щикова, Г.В.Воронцова, А..Ф.Окулова^. Однако этими авторами, как и многими другими, процесс становления атеизма в нашей стране показан крайне односторонне, как неизбежный к закономерный результат в поступательном социально-культурном и экономическом развитии советского общества. В их работах совершенно отсутствует критика постоянных нарушений со стороны партии и государства принципов свободы совести, не упоминается о преследовании духовенства и верующих, варварском отношении к памятникам религиозной культуры.

Такими же недостатками страдают, практически, все исследования, осуществленные историками по обобщению опыта антирелигиозной работы партийных организаций различных регионов страны.

Большая часть литературы этого раздела выполнена в форме диссертационных сочинений.

В 60-70-е годы по проблеме руководящей роли парторганизаций в деле атеистического воспитания написали свои диссертации 3.И.Назарова. И.Н.Романов, Л.Д.Адамская, Т.А.Сиплова и многие другие*".

В центре внимания этих и других диссертантов оказались вопросы формирования системы антирелигиозного воспитания, подготовки кадров, массовые и индивидуальные формы работы с верущими. Но уже сам факт того, что хронологические рамки кх исследований совпали с периодом, вошедшим в историческую науку доперестроечного времени как "период развернутого строительства коммунизма" определял во многом целевую установку и способ аргументации авторов историко-партий-ных исследований. При коммунизме, как известно, партийными идеоло-

См.: Вещиков А.Т. Атеистическое движение в СССР / Опыт изучения деятельности КПСС по осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении религии Г'.' - Авторе^, дис... доктора ист.наук. -М., 1972; Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие.-Л.: Лениздат, 1983; Окулов А.Ф. Ленинское атеистическое наследие и современность. -М.: Политиздат, 1986.

о

См.: Назарова З.И. Деятельность Ленинградской партийной организации по научно-атеистиуескому воспитанию населения в период строительства коммунизма к 1959-1963 гг.): АвтореЛ. дис... канд. ист. наук.- Л., 1965; Романов И.Н. Научно-атеистическая пропаганда Московской партийной организации (1У59-1965 гг.): Авторе^, дис... канд. ист. наук. - Н., 1968; Адамская Л.П.. Деятельность партийных организаций Украины по атеистическому воспитг'ию рабочего класса в 1961-1966 гг.: АвтсреЛ. дис... канд. ист. наук. - Днепропетровск, 1973; .Сиплова Т.А. Деятельность партийных организаций по атеистическому воспитанию населения в 1961-1966 гг. ша материалах Архангельской и Вологодс ей областей) : Авторе^, дис... канд'. ист. наук. -

гами места для религии не отводилось, поэтому все, что делали партийные организации по ее преодолению вызывало только положительную • оценку диссертантов.

Впрочем, такие же подходы были характерны и для тех историков, которые написали свои работы уже в 80-е годы. Это относится к диссертациям М.Н.Сидоренко, Н.А.Демченковой, Н.А.Шмонова^.

Завершая обзор историко-партийной литературы по проблемам атеистической деятельности парторганизаций, следует отметить, что она несла на себя печать времени. Приводимый ее авторами богатый Фактический материал получал соответствующую интерпретацию. Во всех работах прослеживается стремление показать деятельность партийных организаций как положительную, весьма эффективную, строго продуманную и даже научно обоснованную. Если и подвергались критике партийные организации, то только за отсутствие наступятельности, активности в борьбе с религиозной идеологией. Метода работы, выбор Форм и средств, содержательная сторона антирелигиозной пропаганды не вызывала у исследователей никаких возражений.

На этом фоне выделяется работа В.Г.Шарова, написанная на материалах Ленинградской областной парторганизации. Ее автор критически рассмотрел те извращения командно-административной системы, которые на практике привели к деформации принципов свободы совести, попытался раскрыть причины этого, определить новые, социально-значимые ориентиры для атеистической пропаганды^.

Но среди трудов партийных историков еще крайне мало таких работ.

Практически нет современных публикаций и по вопросам развития атеизма в Западной Сибири, хотя в целом литература этой группы дово-

См.: Сидоренко H.H. Деятельность партийных организаций Урала по атеистическому воспитанию трудящихся в 1959-1965 гг. 1ло материалам партийных организаций Пермской, Свердловской, Челябинской обл): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Свердловск, 1987; Демчен-ксва H.A. Деятельность Компартии Белоруссии по совершенствованию ('орм и методов атеистического воспи^ния трудящихся Ü97I-I980 гг.): Автореф.-дис... канд. ист. наук. - Минск, 1уо7;. Шмоноп H.A. Деяте-' льность Татарской областной парторганизации по атеистическому еос-питанию^трудящихсл (I97G-I967): Автореф. дис. канд. ист. наук.' 2

См.: Шаров В.Г; Деятельность КПСС по .обеспечению атеистического воспитания трудящихся в 70-00 годы 1на материалах Ленинградской организации КПСС): Автореф. дис... канд. ист. наук. - Л.,

- 10 -

льно многочисленна. Западносибирские философы и историки уделяли немало внимания разработке научно-атеистических проблем, в том числе и исследованию деятельности парторганизаций региона по антирелигиозному воспитанию.

Интересны работы, выполненные на конкретных социологических материалах изучения степени религиозности в различных областях и среди различных групп населения Западной Сибири. К их числу относятся трудь: А.И.Квардаксьа, А.Т.Москаленко и А.А.Чечулина, В.£.Чек-менева, А.И.Шпинеяа и других*.

В плане данного диссертационного исследования наиболее важными оказались статьи по религиозному сектпнству В.А.Арсенкина, А.Е.Катунского, Л.П.Сопляковой, опубликованные о сборнике "Вопросы теории-и практики научного атеизма", выпущенного и Новосибирске в 1961 г. В них не только давалась сценка деятельности религиозных объединений действовавши^ в западносибирских областях и на Алтае , но и частично обобщался опыт габоты с ними, накопленный отдельными парторганизациями в 50-е годы*1.

В этом же отношении изиеетный интерес представляет популярные бросюры по религиозному сектантству, эыпущэннкс в начато 60-х годов книжными издательствами Сибипи^.' Их авторы - 0.А.Антонова, А.И.Фила-

См.: Квардаков А.И. Религиозные пережитки в сознании и быту сельского населения и пути их преодоления: Авторе'''. дис... канд. Философ, наук. - Новосибирск, 1969; Москаленко А.Т.. Чечулин A.A. Микросреда верующего и атеистическое воспитание. - Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. A4 СССР, IS79; Чекмсче? В.0, Состояние гелкгиознос-ти населения Западней.Сибири и принципы научной огганизании атеистического воспитания чопыт соцколог'/иеского исследования): Аргогр*. дис... канд. йклосо'-. наук, Томск, 1959; Чекменев В.П. Состояние и формы проявления религиозности ? различных группах населения Западной Сибири // Методическое пособие по научному атеизму. - Новосибирск: Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1969; Шлкнев А.И. Социологические исследования процессов секуляризации и проявления религиозности сре> ди молодежтна материалах ллтг Некого края // Опыт исследования социологических проблем труда, ^'газования и воспитания молодежи. -Новосибирск: Изд-во Сиб'. отд. Ал СССР, 1977.

^См.: Арсенкин В.К. Приспособленческая тактика современного баптизма и вопросы атеистической'пропаганды, Катунский А.Е. Современное старообрядчество к особенности атеистической работы с ними. Катунский А.Е., Соплякова Л.П. Реакционная сущность идеологии евангельских христиан-баптистов и необходимость борьбы с ней // Вопросы теории и практики научного атеизма. - Новосибирск: Изд.-во Сиб. отд АН СССР, 196I. 1

о

См.: Антонова O.A., Филатов А.И. Кто такие сектанты? - Омск: Книж. изд-во, IS6I; Чернов А.З. О религиозных сектах Томской области.- Томск: Книж. изд., 1961; Цсетогоров Э. Сектанты и что они проповедуют? - Новосибирск: Книж. изд., i960.

- II -

тов, А.ЭЛернов, Э.Цветогоров давали наглядное представление об отношении к религиозным организациям, существовавшем в изучаемые годы. Они крайне негативно оценивали роль сектанских проповедников, не видели в религиозной жизни ничего положительного.

О характере взаимоотношений между верущкми и атеистами, о формах и методах антирелигиозной пропаганды можно узнать и из другой-популярной литературы, среди авторов которой находятся непосредственные участники атеистической работы 50-60 годов В.К.Арсенкин, Ф.А.Батурин, А.И.Бобровникова, М.Ф.Кэшникон1.

Особое место в западносибирской историографии по проблемам антирелигиозной работы парторганизаций занимают исследования И.М.Ши-льдяшова, перу которого принадлежит не только брошюры, гг? он выступал как участник антирелигиозной пропаганды 50-60-х годов, но и диссертационные сочинения, и монография^»В его научных трудах решается 'много вопросов: обобщается опыт парторганизаций по подготовке кядроЕ антирелигиозного актива в 60-70-е годы, применение различных форм пропаганды, показывается специфика воспитательной работы с различными категориями верующих, особенности проявления религиозности в городе и деревне, основные черты различных концессий и т.п.

И хотя на главные выводы ученого наложили отпечаток теоретические установки, характерные для научно-атеистической литературы застойного времени, в целом нельзя не отнестись положительно к широте проделанной им работы по изучению партийного руководства антирелигиозным воспитанием населения.

Из других работ историков следует отметить, что в диссертациях Ф.Л.Лукннского, В.И.Неверова, Е.И.Тимонкна, В.П.Шокеля есть отдельные разделы, где так или иначе освещается работа парторганиза-

См.: Арсенкин В.К. Молодежи о вреде религии. - Барнаул: Книг., изд., T96I; Еятурин Ф.А. Я иду к вер.ущим. - М.: Госполктилдат,-1261; BonnoPHHKODa A.il. Мой опыт индивидуальной работы с гэерущими. -Барнаул: Кни;ч. и?д. , 1964: Кашников М.Ф. Религия отступает. - Барнаул: Алт. ккиж. изд., 19<М.'

п

СМ.: Шиль.дяшов И.М. Атеисты наступают. - Барнаул: Алт. Книж. изд., 1961; Он же.И^ опыта атеистического воспитания трудящихся. -Барнаул: Книж. изд., 1964; Шильдяасв И.М. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по атеистическому воспитании трудящихся в условиях строительства коммунизма »1959-1965 гг.): Автоосф. дис... канд. ист. наук. - Новосибирск, 1966: Шильдяиов И.М. Религия и атеистическое воспитание в Сибири '.конец 1950-х - середина '70-х годо): Автооеф. дис... доктора ист. наук.-Ноьосибирск; 1985; Шиль-дяиов И.М. Религия и атеистическое^вослитзние в Сиэкри. - Новосибирск: Изд.- Сиб. отд. АН СССР, 1962.

- 12 -

ций Западной Сибири по антирелигиозной пропаганде^.

Таким образом, анализ литературы показывает, что в ней нет работ по изучению антирелигиозной деятельности партии и ее организаций в 50-е годы. Большая часть исторкко-партийных трудов написана на материалах других регионов, а исследования Ю.Шильдяшова охватывают иные временные рамки. Кроме того, пересмотр теоретических положений научного атеизма, задачи обновления исторического знания создают объективную необходимость дальнейшего исучения вопросов, связанных с антирелигиозной борьбой партийных организаций Западной Сибири.

Исходя из актуальности и малоизученности темы, автором диссертации определена цель: на основе анализа деятельности партийных организаций Западной Сибири раскрыть основные чарты партийного руководства процессом антирелигиозного воспитания трудящихся в 50-е годы. .

Основные задачи исследования:

- рассмотреть работу парторганизаций по подбору и подготовке кадров антирелигиозного актива;

'- проследить основные подходы партийных комитетов к выработке целей, методов атеистического воспитания, разработке партийных решений по антирелигиозной пропаганде, определить действенность этих постановлений;

- проанализировать эффективность применения Форм устной и печатной антирелигиозной пропаганды;

- выявить, в чем и как проявлялось применение административно-командных методов партийного руководства антирелигиозным воспитанием.

Научная новизна диссертации заключается в том, что поставленные в ней проблемы автор попыталась исследовать с учетом обновления исторического знания, переосмысления и критического

Лукинский Ф.А. Деятельность КПСС по атеистическому воспитанию трудящихся масс (1954-1960 гг.): Автореф. дис... канд. ист. наук.-М. , 1961; Неверов В.И. Деятельность Алтайской краевой партийной организации по коммунистическому воспитанию тружеников села (19531958 гг): Автореф. дис... канд.. ист. наук. - Алма-Ата, 1963; Тимо-нин Е.И. Деятельность партийных организаций Западной Сибири по усилению роли обцеобгазогчтбльннх -школ в коммунистическом воспитании учащихся * 1956-1961 гг".): Авторе*'. дне... канд. ист. наук. - Томск, 196/; Шокель В.П. Деятельность'партийных организаций Кемеровской области по повышение роли культурчо-проргсчч^тельннх учреждений в коммунистическом роркктамик трудядихоя ,105Г>-19б1 гг.): Автореф. ;;иг.«. канп. пот. ппук. - Том<-к, I1??."!.

анализа антирелигиозной деятельности парторганизаций. Значительное внимание обращается на те искажения принципов свободы совести, которые деформировали гуманистическую сущность научного атеизма. Впервые предпринята попытка плказать влиянии закрытого постановления секретариата ЦК КПСС от 4 октября IS53 г. на ужесточение характера атеистической пропаганды. В научный оборот вводится много ранее не использованных источников.

Н а з а 'Читу в ы н о с я у с я:

- утверждение о том, что деятельность партийных организаций по атеистической пропаганде была составной и неотъемлемой часть» борьбы партии па идейное единомыслие соэетского общества и по еути сводилась к антирелигиозной борьбе;

- положение о том, что работа парторганизаций Западной Сибири по атеистическому воспитании не могла быть эффективной, так как бы-лп лишена научного анализа, строилась на принципах голого отрицания религии, с использованием малоубедительных утверждений о вредности религиозной идеологии и морали;

- вывод, что приверженность командно-административным методам работы приводила к грубым нарушениям принципов свободу совести, попранию прав верующих;

- тезис о том, что подобная практика нанесла моральный ущерб самому понятию атеизм.

Практическая значимость работы определяется тем, что выводы и предложения, сформулированные в ней, могут быть полезны и использованы заинтересованными организациями для выработки новых подходов к постановке атеистического воспитания, налаживанию различных форм диалога светских и религиозных организаций. Кроме того, приводимые в исследовании факты и обобщения позволят читателям еще раз убедиться в антигуманной сущности политики партийно-бюрократического государства по отношению к религии, церкви, иерущим.

И с т о ч н и к о в у м базу настоящего исследования составили документы партийных, комсомольских, профсоюзных организа-1 ций, государственных учреждений, периодическая печать. В ходе работы автором было изучено более Б5 фондов 4 центральных^ и 12 мест-

%ентральный партийных архив Института марксизма-ленинизма 1.ЩЛ IM);' Центральный Государственный архив Октябрьской революции vljTAOP); Центральный архив ЦК ВЛКСМ (ЦА ЦК ВШСМ); Центральный архив РСФ<?Р (ЦГА РСФСР)/

- 14 -

пых партийных и государственных архивов*.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, дается историографический анализ литературы, характеристика источников, определяются хронологические рамки, цель, задачи и научная новизна диссертации, основные выводы и положения, выдвигаемые на защиту.

В первой главе - "Состояние религиозности и антирелигиозной работы в Западной Сибири к началу 1950-х годов" -религиозная обстановка в регионе характеризуется как сложная и многообразная. Здесь были представлены, практически, все, имевшиес: на территории СССР, религии. В областях Западной Сибири, Алтайском крае действовали православные приходы и молитвенные дома. В Кемеровской, Новосибирской областях имелись довольно крупные организац баптистов. Повсеместно были распространены сектм пятидесятников, и говистов, адвентистов, лютеран, меннонитов, католиков, объединения масульман и старообрядцев.

Одной из особенностей религиозной ситуации в Западной Сибири к началу 50-х годов было наличие большого количества незарегистрированных организаций верующих, т.е. действовавших фактически вне закона. Автор подчеркивает, что причиной этому чаще всего служило нежелание местных властей давать разрешение на официальное существование организаций верующих.

Религиозная ситуация в областях и Алтайском крае в значительной степени осложнилась присутствием большого количества населения насильственно перемещенного сюда из других регионов страны. Многонациональный состав населения обусловливал, в свою очередь, много-конфессиональность. Органы госбезопасности нередко предъявляли религиозным организациям, состоявшим из спецпоселенцев, обвинения в антисоветской деятельности. Как выявлено диссертантом, большая часть этих обвинений была беспочвенна.

Партийные птзхивы Алтайского края (ПААК), Кемеровской (ПАКО) Новосибирской ШАНО), Окской (ПА00), Томской (ПАНО). Тюменской (ПАТюО) облаете й: Государственные•архивы Алтайского края (ГААК), Новосибирской (ГАНО). Кемеровской (ГАКО), Омской (ГА00), Томской (ГАТО), Тюменской (ПАТюО) областей.

Картина религиозной лизни Западной Сибири дополняется автором многочисленными фактами проявления религиозных обычаев, на так называемом, бытовом уровне - массовое участие населения в религиозных обрядах, распространение церковной атрибутики, "святых писем", "крестных ходоз", гуляний в дни религиозных праздников. В религиозных обрядах принимали участие члены партии. Это становилось предметом сбсукдения на заседаниях партийных комитетов. Вместе с тем, диссертант констатирует, что порою "оргвыводы" по отношению к коммунистам, участвовавшим в религиозных обрядах по настоянию семьи, по степени тяжести наказания явно не соответствовали сипени тяжести самого проступка. Тем более, что в нормальном обществе это являлось бы личным делом каждого человека.

Кроме анализа религиозной ситуации в первой главе дается оценка работы парторганизаций по атеистической п{опаганде. Автор в результате изучения материалов пришла к выводу, что в начале 50-х годов в парторганизациях Западной Сибири отсутствовала систематическая, продуманная работа по атеистическому воспитанию трудящихся. Планы антирелигиозных мероприятий нз составлялись, вопросы организации атеистической пропаганды редко обсуждались на партсобраниях, бюро парткомов.

Таким образом, состояние религиозности и антирелигиозной пропаганды к началу 50-х годов требовали от парторганизаций уделять больше внимание птому направлению работы.

Решить такую задачу было невозможно без привлечения квалифицированных кадров лекторов и пропагандистов научно-атеистических знаний. Анализу деятельности парторганизаций по подбору и подготовке кадров антирелигисзников посвящена вторая глава "Подготовка кадроь антирелигиозного актираГЗдесь подчеркивается, что проблема привлечения к атеистической работе высокообразованных специалистов разных отраслей знаний остро стояла перед парторганизациями на протяжении всего изучаемого периода. В начале 50-ъ годов из-за недостатка кадров постоянно не выполнялись планы.чтения лекций научно-атеистической тематики, были малочисленны научно-атеистические секции при правлениях Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.

После выхода в свет постановления ЦК КПСС от 7 толя 1954 г. "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" партийные комитеты Западной Сибири стали уделять больше внимания подготовке лекторов-атеистов, В диссертации показано,

. _ Г6 -

что для этого использовались различные средства.

Наиболее распространенной формой подготовки лекторов-антирелигиозников являлись семинары. Сначала одно-двухдневные, эпизодические, а со второй половины 50-х годов в практику вошло проведение долгосрочных семинаров. На них слушатели знакомились с методикой подготовки выступлений по атеистическим темам, обменивались опытом, обсуддали лекции коллег, перед лекторами-атеистами выступали научные сотрудники вузов, партийные и советские руководители. Так, на семинаре, проведенном Еесной 1957 г. в г.Томске, перед слушателями выступили доктора наук А.Перельман, В.Пегель, Б.Иоганзен, К.Ярошев-ский, кандидаты • наук А.Сухотин, Л.Алякринский, Г.Пелих^.

С 1958 г. обкомы и горкомы партии стали использовать для подготовки лекторов-антирелигиозников Вечерние университеты марксизма-ленинизма, где создавались специальные группы и отделения. Уже в 1959 г..Вечерние университеты марксизма-ленинизма при Барнаульском и Новосибирском горкомах партии выпустили по сорок слушателей, прошедших многомесячные курсы.

Помимо долгосрочных семинаров, курсов при УМЛ, по инициативе отдельных горкомов, райкомов партии стали создаваться годичные се' минары для обучения лекторов-атеистов. Такие семинары действовали в Кемерове, Омске и других городах. А в Барнауле и Бийске в 1956 г. были созданы Дома атеистов, как центры методической и теоретической помощи для организаторов антирелигиозной работы.

Таким образом, в 50-е годы партийные организации осуществляли подготовку кадров по различным направлениям. Это давало определенные результата. В диссертации названы фамилии многих лекторов, чьи выступления на антирелигиозные темы пользовались популярностью у слушателей, приводятся примеры интересной работы отдельных научно-атеистических секций.

Но все-таки проблема подготовки именно высококвалифицированных кадров так и не была решена. Далеко не все, кто присутствовали на семинарах, активно участвовали в пропаганде атеизма. Объяснялось это рядом обстоятельств: формальным отношением многих парторганизаций к подбору будущих слушателей, отсутствие:- контроля за их работой, перегруженностью лекторов другими общественными поручениями.

Это, в свою очередь, являлось одной из причин низкого качества выступлений лекторов-антирелигиозников. Сказывались тага® плохая

^ЦПА ШЛ. Ф. 551, оп. 2, д. 1223, л. 20,29.

постановка с рецензированием текстов лекций, проблема с литературой, а самое главное - невысокий общеобразовательный уровень лекторов. Например, из 205 членов Кемеровского областного общества по распро-. странению политических и научных знаний, читавших в середине 50-х годов лекции по атеистической тематике, только 76 человек имели высшее образование^.

При подготовке лекторов организаторы атеистического воспитания совершенно не учитывали необходимость их специализации по демографическим, конфессиональным и другим особенностям той или иной организации верующих. Ответственные за семинары и курсы плохо информировали слушателей о содержании религиозного вероучения, формах работы религиозных проповедников. Не случайно, многие выступления лекторов страдали абстрактностью, в них отсутствовал местный материал.

Партийные руководители постоянно требовали от лекторов-атеистов "наступательности в разоблачении религиозной идеологии", осуждали их за просветительский характер лекций. В диссертации приводятся примеры, когда воинствующий, наступательный характер лекций приобретал форму воинствующего невежества, перерастал в "попоедство", оскорбление чувств верующих.

Автор делает вывод, что даже наиболее грамотные и квалифицированные лекторы строили свои выступления, не выходя за рамки идеологических стереотипов во взглядах на религию и церковь, пытаясь непременно доказать реакционный характер любой религии. В силу сложившихся канонов перед кадрами атеистов даже не ставился вопрос о поиске в религии общечеловеческих ценностей. Наоборот, от партийных идеологов шли постоянные установки на доказательство непримиримости религиозной и коммунистической морали.

Но было бы неправильно во всех недостатках обвинять тех, кто занимался атеистической работой. Многие из них были энтузиастами своего дела, но в большинстве ...дилетантами, которые не могли самостоятельно преодолеть господствовавшие в стране идеологические догмы, от которых пострадали не только атеизм, но и другие общественные науки.

Между тем, такой состав кадрового корпуса не мог не определять характер и особенности всей атеистической воспитательной работы, проводившейся г .ртийными организациями Западной Сибири в 50-е годы. •

^ГАКО. ф. 359, оп. I, д. 10, л. 179, 262.

Втретьей главе - "Партийное влияние на развитие устных форм антирелигиозной пропаганды" автор исследования стремилась решить две основные задачи. Во-первых, показать, какое место -в антирелигиозной пропаганде занимали устные формы работы (лекции, беседы, вечера, кинолектории и т.п.), а во-вторых, на примере руководства устной пропагандой проследить, как действовал механизм определения целей атеистического воспитания, как вырабатывались партийные постановления по антирелигиозной работе, как они воплощались в жизнь.

На основе'изучения состояния лекционной антирелигиозной пропаганды, других форм устной пропаганды, анализа партийных решений по данным вопросам было сделано несколько основных выводов. •

В 50-е годы лекционная пропаганда являлась основной формой распространения атеистических знаний. Этой работой занимались - при руководящей роли парткомов - лекционные бюро при органах исполнительной власти и областные, городские и районные отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний.

Но проводилась лекционная пропаганда крайне несистематично. В диссертации на многочисленных примерах показано, что после непродолжительного оживления в работе лекционных структур, наступал спад,и лекционная пропаганда в отдельных местах могла не вестись годами. Например, наивысшая активность в деятельности парткомов и лекционных организаций наблюдалась во второй половине 1954-начале 1955 гг., а затем только в 1958-1959 гг. Совпадало ото, как правило, с принятием соответствующих постановлений партийных комитет?, в частности с постановлением ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" и постановлением секретариата ЦК КПСС от 4 октября 1956 г.

Низкая эффективность от принимавшихся в немалом количестве партийных постановлений по научно-атеистической пропаганде объяснялась несколькими причинами. В определенной мере ото являлось след-, ствием'отсутствия контроля за выполнением собственных решеннй

В организации атеистического воспитания ярко проявился традиционный стиль работы парторганизаций - кампанейщина, когда работа велась либо сразу после постановления, либо накануне проверки вышестоящим органом.

Многие постановления по научно-атеистической пропаганде так и оставались на бумаге, так как принимались они без должного анализа, кто л как будет к: выполнять. В диссертации на фактическом материале доказано, что в большинстве случаев парторганизации не кмэ-

ли ни достаточного умения, ни способностей, ни просто времени для проведения атеистической паботы нэ соответствующем уровне. Часто на местах просто не знали, что противопоставить религиозной идеологии. При этом, в диссертации высказывается мысль, что возможно члены первичных партийных организаций еще и потому не вели антирелигиозной работы, что на бытовом, домашнем уровне попросту не видели, да и не могли видеть, особого вреда в религии.

Но отсутствие знаний и умений не могло не сказываться на урсв« не атеистической пропаганды, которая постоянно выливалась в антирелигиозною борьбу. Упрощенный взгляд на эволюцию религии при социализме, утверждение, что в советском обществе нет социальны причин для ее воспроизводства приводили к тому, что она объявлялась только пережитком капитализма, а ее приверженцы носителями таких пережитков, а С- "родимыми пятнами" капитализма у нас не привыкли церемониться.

Многие выводы третьей главы наглядно подтверждены в ч е т -в е р т о й - "Организация антирелигиозной пропаганды средствами печати".

В данной глаЕе диссертант на основе сплошного изучения, практически, всех областных и краевых газет Западной Сибири за десяти« летний период, пришла еще раз к выводу о нзсистематичности пропаганда атеизма, которая велась на страницах газет в 50-е годы. Так же, как и устная пропаганда, печатная разворачивалась после соответствующих указаний, дававших в постановлениях партийных комитетов.

В работе дается подробная харектеристика различным направлениям антирелигиозной пропаганды, проводившейся на страницах газет. В них освещалась практика работы парторганизаций, пропагандировался ' опыт лучших, подвергались критике те, кто стоял в стороне от антирелигиозной деятельности. Газеты помещали теоретические статьи по проблемам религии и атеизма, материалы естественно-научного цикла. Отдельные редакции газет вели библиографические разделы, в кеторых рекомендовалась научно-атеистическая литература. Автор исследования подробно остановилась и на характеристике форм подачи антирелигиозного материала, которые использовались в разных газетах.

Но основное внимание в данной глове сосредоточено на анализе качественной стороны печатной пропаганды. Основной еызод в этой связи такой: большая часть газетных публикаций срадала поверхностным подходом к явлениям жизни, связанным с религией, молоаргументи-рованностью многих пояснений, относящихся к критике религиозного

вероучения. Особенно наглядно ато доказано на примерах критических статей о религиозной морали, реакционной роли религиозных праздников и обрядов.

Сами названия газетных публикаций отражали настрой и содержания помещенного в них материала. В отдельных статьях борьба с религиозной идеологией подменялась разоблачением деятельности служителей культа. Протест у диссертанта вызвали тенденциозность подбора подобных материалов, сам стиль и язык. Причем, журналистское перо было едким не только к духовенству, но и к рядовым верующим, к характеристике религиозных обрядов.

В заключении четвертой главы автор подчеркивает, что нельзя всю ответственность за отмеченные недостатки возлагать только на редакцию той или Иной газеты. .Главная причина заключалась не в промахах одной отдельно взятой газеты, а в общем подходе к определению целей, методов ведения антирелигиозной пропаганды, имевший место в изучаемые годы как среди теоретиков атеизма, так и среди практических работников, занимавшихся этими вопросами.

Последняя пятая глава - "Приверженность командно -административным методам в практике атеистической работы и в отношении к религиозным организациям и верующим" - содержит много фактического материала, иллюстрирующего нарушение партийными и советскими органами принципов свободы совести и конституционных прав верующих .

Это выражалось, прежде всего, в разрешительной практике регистрации организаций верующих и культовых зданий, когда многим религиозным группам власти отказывали в регистрации без должных на то оснований. Партийные комитеты не только не осуждали подобную практику местных органов власти, но и подчас сами выступали инициаторами применения административных мер против верующих и их объединений.

Показателен и тот факт, что в борьбе с религией партийные организации прибегали к помощи органов госбезопасности, которые постоянно нагнетали обстановку вокруг верующих.и духовенства, обвиняя га в антисоветских настроениях и даже действиях.

Подрзрительность', недоверие к верующим и священнослужителям сказывались на выборе форм и средств ведения антирелигиозной работы. В' диссертации выдвинут и обоснован тезис о том, что организаторы атеистическто воспитания прибегали к административным методам, когда не умели использовать воспитательные приемы. Обращено внимание, что администрирование нередко перерастало в произвол и самодурство -партийных- и сметских органов, вмешательство в личную жизнь ге-

- 21 -

рующих. Особенно в этом плане "доставалось" представителям духовенства.

В заключительной главе значительное внимание уделено характеристике закрытого постановления секретариата ЦК КПСС от 4 октября 1958 г., которое до этого ни разу не рассматривалось в литературе по атеистическим проблемам. С принятием этого закрытого постанодле-ния произошло резкое ужесточение позиций парторганизаций ко всему, что было связано с религией.

Таким образом становится очевидно, «то действовавшая в стране командно-административная система управления всеми отраслями жизни, отчетливо проявляла себя и в решении религиозного вопроса. Утвердившаяся в советском обществоведении точка зрения, что религия ничего в себе, кроме реакционности не несет, что представители духовенства-скрытые антисоветчики, а. верующие - забитые и обманутые люди, - во многом определяла поведение тех, кто был призван заниматься атеистическим воспитанием. В атмосфере недоверия и подозрительности к верующим формировался тип работников, склонных решать все вопросы, связанные с религией, силсрыми способами. Давали о себе знать к теоретические положения, в соответствии с которыми религия в СССР уже не имела корней, а существовала лишь как досадный пережиток прошлого. Поэтому среди практических работников проявлялись настроения, что достаточно соответствующего натиска - и с религией -пережитком будет покончено.

В з а к л ю ч с н и и диссертации подведены итоги, сформулированы основные выводы, в которых отмечено, что партийные организации Западной Сибири в 50-е годы вегь комплекс атеистических воспитательных мероприятий свели к идейной критике религии. Это привело к замене научно-атсистической пропаганд,! антирелигиозной борьбой. Содержательная сторона антирелигиозной пропаганды страдала от издержек, проистекавших от вульгаризаторского подхода к оценке роли религии, игнорирования содержавшихся в ней общечеловеческих нравственных ценностей. В эти годы, как и прежде, партия оказалась не готова вести на равных идейный спор с религией, поэтому предпочитала не давать людям свободно выбирать между религиозным и безрелигиозным мировоззрением, поэтому продолжала заниматься вытеснением религии, объявив ее вредной, а свое учение - единственно верным.

Главный вывод из истории антирелигиозной деятельности партийное организаций заключается в том, что нельзя насильственно навязывать людям какое-то одно мировоззрение, а необходимо предоставить

- 22 -

каждому возможность свободного выбора тех или иных идейных концепций.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Сосковец Л.И. Реализация ленинских принципов атеистического воспитания трудящихся в работе партийных организаций Западной Сибири в 50-е годы // Партийные организации и социально-экономическое развитие Сибири в годы социалистического строительства. Томск, гос. ун-т им. В.В.Куйбышева, 1990. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР

416332 от 23.04.90.

2. Сосковец Л.И. Роль партийно-комсомольской печати в формировании научно-атеистических взглядов трудящихся Сна примере Томской области) // Из истории партийного руководства социально-экономическим и культурным развитием Сибири в годы социалистического строительства. Томск, гос. ун-т, 1990. Рукопись деп. в ШИОН АН СССР

№ 41689 от 25.04.90.

3. Сосковец Л.И. Административные методы и деятельности партийных организаций по атеистическому воспитанию трудящихся С1950-1959 гг.) // ,Из истории общественно-политического развития Западной Сибири в советский период. Томск, гос. ун~т им.В.В.КуйбышеБа. Рукопись деп. -в ИНИОН АН СССР I," 44491 от 3.07.91.