автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Взаимоотношения партийных и советских органов с православной церковью в 1920-1929 гг.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Неживых, Николай Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Взаимоотношения партийных и советских органов с православной церковью в 1920-1929 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимоотношения партийных и советских органов с православной церковью в 1920-1929 гг."

I hi правах рукописи

РГ 6 Ofl 1 О ФЕ9 1998

Неживых Николай Александрович

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПАРТИЙНЫХ И СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В 1920-1929 гг. (МЛ МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)

Специальность 07. 00. 02. - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ОМСК - 1998

па правах рукописи

Неживых Николай Александрович

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПАРТИЙНЫХ И СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В 1920-1929 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СШШРП)

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ОМСК - 1998

Работа выполнена на кафедре отечественной истории Омского государственного технического университета

Научные руководители: доктор исторических наук, профессор

Володарский Ф.Я.

доктор исторических наук, профессор Полканов В.Д.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Бударин М.Е.

кандидат исторических наук, доцент Шепелева В.Б.

Ведущая организация: Сибирский филиал Российского института

культурологии

Защита состоится «.....» февраля 1998 г. в 15.00 часов на заседании

диссертационного совета Д.063.23.03 в Омском государственном техническом университете (644050, 0мск-50, пр. Мира, 11).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного.технического университета.

Автореферат разослан «....» января 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор ¿^¿^^Г Хазнахметов Э.Ш,

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Государственно-церковные отношения являются неотъемлемой составной частью сложного социального организма каждой общественной системы. При этом формы нх взаимоотношений определяются именно первым, исходя из существующих правовых, идеологических, социально-политических и экономических реалий.

Процессы, происходящие сегодня и происходившие ранее в этой области жизни пашей страны, неоднозначно оцениваются как представителями религиозных конфессий, так и представителями государственных органов, общественных организаций и пауки, что ярко проявилось во время обсуждения закона «О свободе совести и вероисповедания» осенью 1997 года. Формирование новой модели государственно-церковных отношений невозможно без уч"та исторического опыта взаимоотношений советского государства с религиозными организациями и в первую очередь с Русской православной церковью. Православие всегда, в том числе и после Октябрьской революции, оставалось самой многочисленной и влиятельной конфессией в России, . отношение светской власти с церковью накладывали существенный отпечаток па религиозную политигу государства в целом, определяли вектор ее осуществления и наиболее ярко выражали ее сущность.

Важность темы определяется еще и тем, что взаимоотношения Советского государе", за и русской православной церкви являются в настоящее время одной из наиболее интересных и вместе с тем малоизученных проблем как в общероссийском масштабе, так и в рамках Сибири. Особую значимость приобретает анализ взаимоотношений власти и церкви в годы IО Па, Развитие государственно-церковных отношений в это время и вариантность их развития определила форму постановки религиозного 'вопроса и методы его решения партигно-государствеиными органами не только в указанный период, по и в дальнейшем. Большое влияние на характер осуществления религиозной политики имела местная специфика и деятельность местных советских и партийных органов, рапсе остававшаяся за рамками исследований.

Значимость темы обуславливается необходимостью в настоящее время установления действенных принципов взаимоотношений Церкви и государственных органов, совершенствования механизмов регулирования этих взаимоотношений. Исторический анализ развития госуДарственио-цсрковиых взаимоотношений может дать ответ, что необходимо иметь в практике и какими путями совсршеистьовать методы решения в пересечении интересов государственных и церковных институтов.

Степень изученности проблемы. Анализ работ, посвященных государственно-церковным взаимоотношениям в нашей стране, позволяет увидеть, что вплоть до начала 90-х годов они имели политизированный характер. Предвзятое изучение данной проблемы определяло некритическую оценку деятельности религиозных

з

организаций или Советской власти в зависимости от пристрастий авторов. Поэтому обзор историографии можно разделить на три блока: советскую, зарубежную и постсове 1 скую.

Начало советской историографии следует отнести к работам партийно-государственных руководителей.' Наибольший интерес представляет сборник Ярославского "Против религии м церкви", в котором помимо его собственных работ приводятся также материалы партийных решений, статьи из центральной прессы и пр." Заложенные в упомянутых работах концептуальные установки но освещению взаимоотношений социалистического государства и церкви определили методологическую основу работ последующих лет.

Особенно ярко это проявилось в выпущенных в тридцатые годы публикациях активных деятелей Союза Воинствующих Безбожников. Лежащая в основе работ концепция, согласно которой строящийся социализм и религия несовместимы, определила задаиность в подборе материалов и вытекающих выводов. С самого начала наметилась специализация направлений. Одна группа исследователей раскрывала антинародную деятельность • и контрреволюционную сущность духовенства и представляла собой антнцерковную пропаганду;3 вторая - отражала деятельность государства в решении религиозного вопроса и в связи с этим проводившуюся антирелигиозную работу."1 Фактически все работы являлись либо статьями в антирелигиозных сборниках, либо агигброшюрами Союза Безбожников, что определило их публицистический характер.

Несмотря на то, что в послевоенные годы происходит значительное расширение.тематики исследований, комплекс научной литературы 60-.\ - 80-х годов, по своему характеру и содержанию сохраняет тс же направления.

Доминирующее положение занимает историко-партийная литература, поевкщеннаг исследованию антирелигиозной работы и деятельности Коммунистической партии по атеистическому воспитанию населения.' Для

' Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. -М., 1959; Луначарский В.А. Избранные атеистические произведения. -М., 1965; Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. -М., 1970 и др.

2 Ем. Ярославский. Против религии и церкви. - М., 1932.

3 Парнпщев А.С. Церковная контрреволюция и гражданская война. - М.-Л. 1930; Кандидов Б.П. Меньшевики и поповщина в борьбе против Октябрьской революции.

• - М-Л., 1931; Меньшевистская контрреволюция, подготовка интервенции и церковь. - М.-Л., 1931; Амосов Н. Октябрьская революция и церковь. - М., 1937 и др.

4 Олещук Ф.П. В поход на Бога. - М.-Л., 1930; Муравьёв Е. За воинствующее безбожие. М.-Л., 1931; Воинствующее безбожие в СССР за 15 лст.(1917-1932) - М., 1932; Религия и антирелигиозное движение в СССР и за границей. - М., 1933; Щепкин И.В. В наступление на религию. - М., 1937 и др.

3 Воронцов Г.В. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы атеистического воспитания масс (1917-1937). - Л., 1970; Вещиков А.Т.

упомянутых публикаций характерна сконцентрированность на партийных решениях и, вследствие этого, использование одного и того же материала из центральных архивов и изданных ранее работ. Это вело к игнорированию региональных ocooeziHOCTeîi, исключало определенную самостоятельность местных органов, определяло заостренность внимания па отдельных сюжетах.

Наравне с названной группой >стоит массив работ, посвященных анализу осуществления принштоь свободы совести в советском государстве и истории Русской православной церкви.' 13 этих монографиях рассматривалась лишь реакция религиозных организаций .. к постзшвлгвяям советской власти. Процесс нормализации отношений между советекн.ч государством i: Русской православной церковью в период НЭПа объяснялся исключительно переходо.%: последней на лояльные позиции в отношении к советской власти i. езязн с вынужденным изменением ею своих социально-политических позиций Деятельность местных орга!;сз власти практически не рассматривалась.

Партийно-классовый подход определил односторонность освещения государственно-церковных отношений в советской историографии. В основу работ советского пернодй был положен методологический принцип о советской! государстве как государстве нового типа, в котором сувдестпование религии является отклонением. Ценность фактического материала, доказывавшего реакционность православной церкви, снижается тенденциозностью его подбора. Отчетливая идеологическая установка, приоритетное вниманиг к деятельности партии и недостаточное изучение деятельности органов советской власти сужало полноту исследований, снижало достоверность и научность большого количестве исследований.

Атеистическое движение в СССР (опыт изучения деятельности Коммунистической парги ; и советского государства но осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении религии) - М., 1972; Лобозов П.К. Политика Советского государства по допросу религии и церкви. - М., 1973; Глебов Г.И. Деятельность Коммунистической партии по осуществлению ленинской политики в отношении пелигии и церкви в 1917-1925 гг. - М., 19SS к др.

' Персиц М.М. Отделение церкви от государства н школы от церкви в СССР. - М,, 1958; Валентинов А. Религия и церковь в СССР. - M.j i960; Лившиц Г.М Религия, к церковь в прошлом и настоящем. - М., 1961; Гордненко Н.С. Современно? православие. - NC., 1968; Шишкин A.A.. Сущность и критическая оценка "обновленческого раскола русской православной церкш;. - Казань, 1970; Курочкин ПЛС, Эволюция современного русского православия. - М; 1971; Иваиос А.И. Политика Советской власти по вопросам религии. - М., 1973; Крыпелев H.A. Русская православная церковь в нерпой четверти XX зека. - М., 1982; Куроедов В.Л. Религия и церковь з советском государстве. - М., 1984; Корзун М.С. Русскаг православная церковь в 1917-1945 гг. - Минск, 1987 к др.

С других позиций рассматривало государственно-церковные отношения русское зарубежье.' Анализируя различные стороны антирелигиозной политики советской власти- идеологию, законодательство, внутрицерковнута жизнь, они приходят к выводу: гонения .ча церковь не временные перегибы, а закономерность, обусловленная полтиной правящей партии. Однако, не имея доступа к архивным источникам и пользуясь лишь опубликованным материалом и свидетельствами очевидцев, зарубежные исследователи не могли полномасштабно и всесторонне представить поднимаемые проблемы. Взаимоотношения церкви и государства на местном уровне не упоминались или были описательными.

Характерной чертой практически всех работ как советского, так и последующего периода является недостаточная освещённость государственно— церковных взаимоотношений в двадцатые годы, что объясняется именно своеобразием чгого периода. Особенность заключается в снижении антирелигиозной работы и оживлении религиозной деятельности. В советское гремя что не укладывалось в заданные рамки постоянно развивающегося атеизма, после перестройки "религиозный нэп'' не соответствовал представлениям о советском иремени как времени гонений.

Перемены последних лег вызвали отказ от идеологических догматов и пересмотра старых подходов к изучению проблем отечественно!! истории, в том числе и истории отношений между церковью и советской властью. Перестройка государственно-церковных отношений способствовала появлению критического ян ал та дечтельноггч партийных и гос\ дарственных органов, возникновению новых направлений в исследовании данного вопроса, благодаря чему были значительно расширены масштабы изыскании, богаче и разнообразнее стала теме гика исследований. Но если труды советского периода были отягощены идеологической патетикой, то первые работ 1.1 постсоветского периода страдали от п\ блчпиетичности.

8 первую очередь это относится к публикациям С.И.Савельева и А.11.Меченого." В своих работах они по-новому представили деятельность Ангирелнгпошой Комиссии при ЦК ВКП(б), показав, что основной ее

' Валентинов A.A. Черная кннга.«Штурм небес». - Париж, 1925: Троицкий С. Почему и как ¡скрываются храмы в СССР. - Белград, 1930; Польский М. Новые мученики российские. - Джордан вил ь, 1940; Pap Г. Пленённая церковь. - Франкфурт -на-Майне, - 1954; ]>оголспев А. Церковь под властью коммунизма. - Мюнхен, 1958; Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917-1945 гг. - Париж, 1977; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - Ku.snacht, 1977; Посиелоьский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995.

2 Савельев С.11 Протоколы антирелигиозных мудрецов // Религия и свободомыслие в к>льтурно-историческом процессе. - Л., 1991; Нежный А.И. Комиссар дьявола. -М., 1993.

деятельностью являлась разработка не форм и методов антирелигиозной пропаганды, а конкретных репрессивных действии по отношению к православию.

Новые подходы в исследовании церковно-государстьс.чных отношений продемонстрированы в работах В.А. Алексеева и М.К. Одинцова.' Первый показал зависимость антирелигиозной политики от переживаемых страной событий и обусловленность методов решения' "религиозного вопроса" внутрипартийной жизнью, второй сделал периодизацию на основе деятельности центральных органов государственной власти, ответственных за проведение церковной политики.

После перестройки церкоьно-государственлых взаимоотношений чи.атель смог ознакомиться и с мнением другой стороны. Но официальные работы Московской патриархии лишь систематически излагают фактическую сторону дела, либо только упоминая, либо полностью оставляя в стороне острые вопросы из жизни церкви - изъятие церковных ценностей, обновленчество, репрессии, события вокруг декларации Сергия." В некоторой степени эти недостатки восполняются работами независимых церковных историков.3

Обзор имеющихся работ позволяет увидеть, что изучение развития государственно-церковных отношений в Западной Сибири развивалось в соответствии с общей историографией. Тематику исследований тридцатых годов определяла их идейно-политическая направленность, что приводило к тенденциозности в подборе фактического материала и отсутствию анализа.4 Во многом это было устранено в публикациях послевоенного времени, но изучение работы государственных органов по-прежнему подменялось исследованиями деятельности парторганов, государственно-церковные отношения - развитием атеизма. В них нет сколько-нибудь цельного исследования тенденций развития сибирской православной церкви после 1917 года, так же как и деятельности местных партийных и советских органов власти.5 •

1 Одинцов М.И. Государство и Церковь в России в XX веке. - М., 1994; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991; Он же. "Штурм небес" отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией. - М., 1992.

2 Русская православная церковь. 988-1988 гг. - М., 1988; Иоанн. Церковные расколы в русской церкви 20-х и 30-х гг XX столетия, их особенности и история. -Сортавала, 1993; Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990 гг. -М., 1994.

3 Вострышев М.И. Божий избранник; крестный путь Святителя Тихона. Патриарха Московского н Всея России. - М., 1990; Степанов В. Свидетельство обвинения. -М., 1993 и др.

4 Антирелигиозный фронт и задачи Союза Безбожников в Сибири. - Новосибирск, 1929; Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск, 1930; Разоблачать церковных мракобесов. - Новосибирск, 1939;

5 Бакаев Ю.Н. Деятельность партийных организаций Сибири по атеистическому воспитанию населения городов и рабочих районов Сибири в 1920-1929 гг. //

Наиболее глубокой и аполитичной является монография Эйнгорна, которую отличает богатство приводимых архивных материалов. 1 Однако ценность работы снижает то, что период НЭПа, несмотря на все его своеобразие, в исследовании не выделяется. Применив периодизацию, автор разбил государственно-церковные отношения по проблемным блокам социально-экономического развития, а силу чего многие взаимосвязанные вопросы оказались разобщены. Во многом это объясняется тем, что автор в первую очередь повествовал о развитии атеизма, увязывая этот процесс со строительством социализма.

Многочисленные статьи краеведов в местной перподнке, появившиеся в последние годы, не смогли полностью восполнить пробелы в истории государственно-церковных отношений на территории Западной Сибири.

Невелик набор по исследуемой проблеме и диссертационных исследований, из которых лишь две касаются непосредственно данной темы. Но М. Белоглазов ограничивает исследование деятельности государственной власти во зремя становления и укрепления Советов рамками Алтайского края, а исследование Т. Коголь направлено в первую очередь на изучение внутренней жизни западносибирской церкви." За пределами этих работ остаются такие вопросы, как анализ законодательной базы, на основе которой существовала церковь и строились государственно-церковные взаимоотношения, зависимость советского аппарата or партийного влияния, формирование массового атеистического сознания, организация антирелигиозной работы силами государственных учреждений и участ не в этом различных общественных организаций.

Анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большое количество исследований они мало касаются выбранной нами темы. Это дает возможность не только сделать определенные выводы о степени ее изученности, но и более точно определить задачи настоящего исследования.

Рабочие Сибири в борьбе за социалистическую революцию и построение социализма. - Новосибирск, 1977. - С.17-29; Боженко Л.И. Антирелигиозная пропаганда Сибири в начале НЭПа// По этапам развития атеизма в СССР. - Л., 1967. С.123-135; Лукинский Ф. А. Партийное руководство научпс-агеистической пропагандой в Сибири // Деятельность Сиббюро ЦК РКП(б) н Снорсвкома в 19191925 гг. - Новосибирск, 1960. С.157-161; Юрасов И. Н. Деятельность Сиббюро ЦК ,РКП(б) по организации антирелигиозной пропаганды в 1920-1925 гг./' Из истории партийных и советских организаций Сибири. - Новосибирск, 1962. - С.118-141; Шильдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. - Новосибирск, 1982.

1 Зйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. - Томск, 1982.

2 Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти православной церкви в восстановительный период на Алтае (.1917-1925 гг.): Авторсф. дисс. ... ка'-д.ист.наук. - Томск, 1992; Коголь Т. Н. Русская православная церковь и государство: Автореф. дисс.... канд.ист. наук. - Томск, 1995.

Цел]; данного исследования: провести анализ содержания и эволюции взаимоотношений Советского государства и Русской Православной Церкви на территории Западной Сибири и контексте происходивших в период 1920 - 1929 годов событий. Учитшля сложность и многогранность темы, трудно дать развернутую характеристику взаимоотношений органов власти и религиозных организаций на протяжении всего - периода, поэтому автор в первую очередь останавливается на существенных моментах и исследует формы и мшоды проведения партийно-государс'.вгнной политики, основные этапы истории государственно-церковных , отношений на фоне событии и процессов, происходящих в стране. Главное внимание, наряду с обобщением уже известных опубтакованных материалов, при этом уделяется недостаточно изученным вопросам деятельности местных органов.

Постановке, указанной цели предполагает решение следующих залам:

- выявить уелочия и причини, которые привели к новому этапу в религиозной политике государства, а также особенности государственно-церковных отношений в годы НЭПа;

- показать влияние Социально-экономических условий и внутрипартийной борьбы на развитие государственно-церковных взаимоотношений;

- определить круг госудаоственны;: органов и учреждений Западной Сибири, занимавшихся осуществлением религиозной политик!:;

- выявить степень самостоятельности местных органов азастн, отвечающих за взаимоотношения с религиозными организациями;

- проанализировать формы, средства и методы конкретного воплощения религиозной политики на местах, показать в какой мере они соотносились с декларируемой политикой и пропагандой;

- рассмотреть состояние, характер и направление антирелигиозной пропаганды, ее место и роль в развитии государственно-церковных отношений;

- исследовать влияние на развитие церковно-государственных взаимоотношений на территории Западно-Сибирского края обновленческого и других расколов православной церкви;

- показать позицию различных течений православного духовенства Западной Сибири в отношении к Советской власти и проводимой ею религиозной политике;

ОбъектоУ! исследования настоящей работы являются взаимоотношении партийных и советских органов с православной церковью в двадцатые годы. Основной акцент при этом сделан на исследовании деятельности местных органов советской власти п условий их функционирования, как наиболее влияющего фактора государственно-церковных отношений.

Хгонологн"сские рамки исследования охватывают период с 1920 по 1929 год как вполне самостоятельный период отечественной истории и истории церкошю-государстпенных взаимоотношений. Верхняя граница определена временем установления Советской власти на территории Западной Сибири, появлением государстгзнных органов, ответственных за проведение религиозной политики и

началом её осуществления. Рамки исследоаания ограничены 1929 годом. В апреле этого года выходит постановление ВЦИК, заменившее собой весь существовавший ранее комплекс многочисленных нормативных документов, определявших деятельность религиозных организаций и их отношения с местными исполнительными органами.

Хронологический порядок изучения определяет разбнвку по главам и разделам, соответствующим более узким по времени периодам, которые связаны с конкретной динамикой или особыми условиями и позволяет показать основные этапы в проведении партийно-государственной политики, проследить последовательность ее осуществления. Б рамках отдельных этапов исследуются внутренние взаимосвязи, конкретные события, тенденции развития и определенные закономерности в проведении религиозной политики.

Территориальные рамки исследования охватывают Западную Сибирь в границах Сибирского края, который, начиная с 1919 г., включал Омскую, Иовоннколаевскую. Томскую, Алтайскую губернии. Внимание к этому региону обусловлено его огромной территорией н социально-экономическими особенностями, определившими существование наряду с общими закономерностями и тенденциями ряда специфических черт.. Выявление этих особенностей позволяет определить местную специфику н, таким образом, имеет важное значение для разработки проблемы в целом.

Методологической основой исследования являются основные принципы диалектико-матсриалистического подхода. В процессе работы автор опирался на принципы историзма и объективности. Данные принципы реашповывалпсь при помоши целого ряда методов исторического исследования: хронологический, системный, статистический, иллюстративный. Использование конкретно-исторического метода способствовало выявлению связи между объективными и субъективными факторами, обусловившими постановку антирелигиозной деятельности в рассматриваемый период. Ситуационный анализ помог глубже проработать узловые моменты исследования, а также выявить особенности и общности на различных этапах эволюции государственно-церковных отношений. Привлечение синхронистического метода позволило сопоставить протекавшие в 1920 - 1929 годах в регионе процессы с общесоюзными.

Источниковая база. Сравнительно малая на современном уровне разработанность перечисленных проблем в российской историографии заставляет .при ее рассмотрении опираться главным образом на архивные источники, и, в первую очередь, - документы тех организаций, в недрах Которых разрабатывались основы государственно-церковных отношений. Были привлечены документы из фондов Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) - фонд АПО ЦК РКП(б) 17 и частично пересекающийся с ним фонд Е. М. Ярославского. Имеющиеся в этих фондах секретные распоряжения и официальные материалы дают возможность проследить чариантиость развития религиозной политики и позволяют сделать выводы о соотношении декларируемой

политики большевиков с их практическими действиями. Осуществление поставленных целей силами высших государственных органов определило обращение к документам, находящихся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), а именно - комиссии по вопросам культов при президиуме В ЦИК (фонд 5263), самого ВЦИК (фонд 1235) и наркомата внутренних дел (фонд 393). Представленная в них переписка, как различных ведомств между собой, так и центральных органов с местными, позволяет определить все нюансы проведения установок партийно-государственного руководства, проследить изменения в церконно-госуарственных отношениях, различить частные случаи от общих. Использование фонда Союза Воинствующих Безбожников (5407) позволяет лучше охарактеризовать его функции "приводного ремня" между парткомами и населением.

Изучение материалов сибирских архивов даёт возможность проследить, как осуществлялась на территории региона религиозная политика, и проанализировать работу органов власти, ответственных за ее проведение. Имеющиеся документы позволяют убедительно доказать существование своеобразия церковно-государс твенных отношений на территории западно-сибирского региона. Материал, необходимый для раскрытия поставленных задач, находится в фондах исполнительных комитетов разного уровня - от волостных до губернских, их административных отделов, а также в фондах епархиальных управлений. Всего при написании диссертации было использовано 37 фондов государственных архивов Западной Сибири - Омской (ГАОО), Новосибирской (ГАНО), Томской (ГАТО), Кемеровской (ГАКО) областей, Алтайского края (ЦХАФАК), партийные фонды, находящиеся на хранении в ГАНО и ЦХАФАК, а также в Центре документации новейшей истории Омской области.

Характеризуя источники, необходимо отметить их видовое многообразие и в то же время отсутствие комплектов документов, систематизированных по теме исследования. Поэтому фактический материал пришлось выявлять также из источников общей информации. В определенной степени это возместило использование опубликованных источников. Влияние идеологических структур партии, подчиненное положение государственных органов партийным, принципы разработки концепции государственно-церковных, взаимоотношений освещает сборник документов высших партийных и государственных органов.' Большое значение для' исследования законодательной базы религиозной политики имеет издававшийся наркоматом юстиции в двадцатые годы сборник декретов и инструкций.2 Источниками, отражающими состояние общественных антирелигиозных организаций, являются опубликованные материалы Союза Воинствующих Безбожников.

1 Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. - М., 1996.

2 Гидулянов П. Отделение церкви от госудаостга и школы от церкви. - М., 1926.

и

Цепным источником является периодическая антирелигиозная печать того времени: газета "Безбожник", журналы "Антнрелигиозник" и "Безбожник". Как в центральных газетах - "Правда", "Известия",, так и в местных - "Советская Сибири" Новосибирска, "Рабочий Путь" Омска, "Красная звезда" Томска, "Красный Алтай" Барнаула содержится большой фактический материал, отражающий не только бытовую сторону, но и многие факты, которые по тем или иным причинам не были отражены в официальных документах.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании новой д ю отечественной истории периода 1920-1929 гг. темы - темы взаимоотношений церкви и государства на территории Западной Сибири, в стремлении автора на основе объективного анализа доступных источников, введения в научный оборот новых и малоизученных документов дать целостную картину развития государственно-церковных отношений. Автором выдвигается ряд позиции, восполняющих неизвестные ранее страницы истории этих взаимоотношений: зависимость их содержания и характера от внутри- и внешнеполитических условий страны; неоднозначность подходов к строительству отношений с Русской православной церковью в высших эшелонах власти, соотношение собственно государственно-церковной политики с политикой партийной; степень самостоятельности государственных органов, отвечающих за взаимоотношения с церковью, и их влияние на формирование и проведение государственной политики в этой области.

В работе исследована динамика взаимоотношений Церкви и государства со времени "бури и натиска" на религию до объявления "атеистических пятилеток". Выяснены причины, чем была обусловлена и кем направлялась государственно-церковная политика того времени; определены конкретные развороты и нюансы, внутренняя логика на том или ином отрезке. В диссертации выявлены как объективные, так н субъективные факторы, оказавшие влияние на развитие взаимоотношений власти и церкви. Особое внимание уделено вопросу формирования и совершенствования механизма птирглигиозных репрессий в советском государстве с подключением к ним административно-контролирующих и карательных органов. Делается попытка определения причин возможности репрессивной политики, деятельности против цер-ви и верующих в общегосударственном масштабе, последовавшей за "религиозным нэпо.ч'".

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов и выводов для подготовки трудов по истории становления государственно-цсркоаных взаимоотношений как в масштаба:. Сибири, так и в целом по России, в учебной работе в вузах, при проведении семинаров и спецкурсов, а также для совершенствования отношений государства п церкви в современный период.

Апробация работы. Основные выводы и положения работы были отражены ь докладах на международных научных конференциях, проходивших в Новосибирске (1995 г) и Омске (1995 г) и региональной научной конференции в Омске( 1997 г).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.

Основное содержание работы

Во введении обоснованы актуальность и научная значимость темы, рассматривается степень се изученности, аргументированы хронологические и территориальные рамки, цель и задачи исследования, нсточниковая база.

В первой главе диссертации характеризуются государственно-церковные отношения на территории Западной Сибири в период становления Советской власти и их развитие в начале НЭПа.

До установления Советской власти празославие всегда не только признавалось, но и субсидировалось правительством, церковь в свою очередь выражала поддержку правящей власти. Степень взаимодействия различалась в зависимости от характера политического режима. При монархии церковь являлась частью госаппарата и управлялась царскими чиновниками. Плюрализм как Временного правительства, так и Сибирской Директории позволил православной церкви самоопределиться как независимому институту, но при авторитарном режиме Колпака была предпринята попытка снова подчинить церковное управление сиетской власти.

После разгрома колчаковщины Сибирское духовенство, стремясь сохранить независимость и целостность церковной организации, выразило подчинение Советской власти как «власти, данной Богом», и заняло аполитичную позицию. Со своей стороны партийно-государственное руководство, осуществляя отделение церкви от государства и связанную с этим секуляризацию, не удержалось на позициях светского государства и перешло к борьбе с церковью, стремясь \нпчтежть религию как чуждое мировоззрение и обвиняя православие в связи с прежними режимами. Hei Зхо„имость максимально быстрого проведения революционных преобразований, не осуществлённых во время гражданской войны, обусловила более жёсткое проведение секуляризации в Западной Сибири. Региональная специфика заключалась также и в том, что отделением церкви от государства до начала 1921 ведали отделы управления губисполкомов вместо ликвидационных отделов губюстиции, на которые оно было возложено решением Совнаркома ешё а 1918 году. Фактически же осуществлением религиозной политики с конца 1920 года занимались межведомственные ликвидкомнссии, состоящие из представителей губкомов, ЧК и отделов губисполкомов. Функции ликвидотделоз сводились к наблюдению за законностью действий местных органов и учёту имущества, переданного в пользование религиозным организациям.

Деятельность местных органов власти, осуществлявших национализацию церковного имущества, конфискацию церковных капиталов и ликвидацию церковной административной структуры,ужесточалась декларативным характером

декрета об отделении церкви от государства и отсутствием нормативных актов, регулирующих государственно-церковные отношения. За переда-:нос религиозным организациям в бесплатное пользование имущество бралась арендная плата, молитвенные собрания облагались сборами, со священнослужителей взимался промышленный налог, верующие ограничивались в гражданских правах. В условиях разгоревшихся с конца 1920 года крестьянских выступлений, когда религиозные организации объявлялись оплотом контрреволюционных сил и очагом антисоветской пропаганды, отделение церкви от государства приобрело характер репрессий. Совмещение секуляризационных и карательных мероприятий в западносибирском регионе способствовало быстрому разрушению церковной структуры и уничтожению её материально-экономической базы. Летом 1921 года парткомы Западной Сибири, осуществляя поставленную ЦК РКП(б) задачу - заменить религиозное, миропонимание коммунистической научной системой, приступили к борьбе с религиозными предрассудками, объявленной ещё в 1919 году на VIII партсъезде. Отсутствие подготовленных кадров и методгл ;ской литературы определило формы антирелигиозной работы, приобретшей характер «попоедства».

Установившийся гражданский мир и уменьшение административно-карательных мероприятий на территории региона способствовали восстановлению церковно-приходской жизни. Оживление религиозной деятельности вызвало беспокойство у партийно-государственною руководства, так как религия к этому времени оставалась единственным легально действующим инакомыслием.

Переживаемые страной трудности - голод и отсутствие средств • явились поводом для усиления антирелигиозной деятельности. Для осуществления вышедшего зимой 1922 года постановления ВЦИК из представителей компомгола, Советов депутатов и финорганов были образованы комиссии по изъятию церковных ценностей, но в начале марта ВЦИК распространил секретное указание о приостановке отчуждения храмовых святынь. На территории Западной Сибири первый этап изъятия осуществлялся в наиболее крупных храмах и не выходил за городские пределы. С апреля, когда были созданы се-;ретные комиссии с участием губкомов, ЧК и ревтрибуналов, сбор храмовых ценностей стал проводиться более полномасштабно и жёстко.

В целом процесс изъятия церковных ценностей на -территории региона по сравнению с центральной Россией носил мирный характер, что объясняется как лояльностью сибирского духовенства, так и бедностью местных храмов. В середине лета 1922 года изъятие ценностей закончилось и проведённые подсчёты показали незначительность полученных средств. Всего в Сибири было собрано на сумму примерно 250 тысяч рублей - 454 пуда серебра по оценочной стоимости 30 рублей за килограмм, что не могло существенно помочь в борьбе с голодом. В ходе изъятия были решены политические задачи - оно послужило поводом к организации мощной антицерковной кампании. Православное духовенство обвинялось на страницах губернских газет в контрреволюционных заговорах, антисоветской пропаганде и саботаже. Здесь же объявлялось о том, что «в церкви должна

произойти реголтоция» - церковь должна обновиться и доказать свою преданность Советской :оасул.

Легом 1922 года западно-сибирские газеты стали помещать воззвания некоторых священнослужителей, призывавших к отходу с аполитичной позиции и постаплепию церкви на служение государству. Но в отличие от центральной России в Западной Сибири обновленчество смогло сформироваться только поздней осенью, когда о европейской части оно уже пошло на спад. Имевшее корни в дореволюционном прошлом обновленчество различалось по своей мотивации и разбилось на враждующе группы. В то время как «Союз Церковного Возрождения» ограничивался догматическими преобразованиями, «Живая Церковь» настаивала на тождественности идей христианства и коммунизма. Арестами сторонников СЦВ местные власти добились занятия сибирским духовенством позиций более радикальной Живой Церкви.

Для того чтобы обновленческая церковь могла существовать, летом 1922 года были разрешены запрещавшиеся ранее созыв епархиальных съездов и существование Епархиальных Управлений, в чём отказывалось патриаршей церкви, а также введён порядок официальной регистрации, что ставило живоцерковников в •»•'.ьнсимость от государства. Перемена религиозной политики и признание церковной организации вызвали изменение структуры государственных органов. Осенью 1922 года лнквидотделы губюстиции были закрыты и наблюдение за деятельностью религиозных организаций было возложено на отделы управления губисполко.мов, действовавших в тесном контакте с ОГПУ. Перепорученне делопроизводства управленческим органам исполнительной власти способствовало более эффективному проведению мероприятий по отделению церкви от государства - к НйЧХ1у 1923 года на территории региона был завершён учёт всех храмов, произведена опись имущества и заключены договора с религиозными группами.

Лёгкость, с которой развернулась Живая Церковь, позволяла считать, что • разложение церкви проходит "спешно. Агитация в пользу обновленчества прекращается, реформирование церкви объявляется тактической уловкой реакционных сил, и антирелигиозная пропаганда приобретает характер разоблачения религии как орудия буржуазии н вида эксплуатации. Предполагалось, что с ликвпда'-ией независимой патриаршей церкви и существованием на всё согласного обновленчества религию можно будет преодолеть решительным «штурмом небес». Опи «комсомольского рождества», которое в Западной Сибири имело по сравнению с центральной Россией более наступательный характер, показал как определённую готовность масс, так и нежелательность открытого столкновения. На XII партсъезде было созвано секретное совещание местных руководителей, которому сделали доклад по религиозной политике, дополнивший резолюцию о .методах ведения антирелигиозной работы. Согласно выпущенному в эти же дни закону, религиозные группы после их перерегистрации в религиозные объединения получали право на существование независимо от наличия храма. Массовое закрытие церквей в конце весны - начале лета 1923 года проходило в

Западной Сибири по одному сценарию и ничем не отличалось от общесоюзной картины.

Под международным давлением партийно-государственное руководство было вынуждено отказаться от открыто репрессивной политики и упорядочить закрытие храмов и существование религиозных организаций. Веда всю работу в соответствии с секретными указаниями ОГПУ местные органы власти отказывали патриаршей церкви в регистрации и к концу 1923 года почти все церкви Западной Сибири были переданы обновленцам.

Либерализация религиозной политики обусловила появление множества подзаконных актов самых разгатх ведомств, - так или иначе регулировавших жизнедеятельность религиозных организаций и государственно-церковные отношения. Для священнослужителей, был отменён спецналог, им давалось право получать на общих основаниях землю и жильё, исполкомам запрещалось взимать рренду' за пользованием храмом, верующие перестали ограничиваться в гражданских правах. Тактика «мирного наступления» на религию обусловила осенью 1923 передачу религиозного делопроизводства в Западной Сибири от отделов "управления губисполкомов органам НКВД, что впоследствии было закреплено указанием директивных органов. Централизованная система подчинённости административных отделов исключала произвольность действий, характерную для местных органов исполнительной власти.

Нормализация государственно-церковных отношений сопровождалась . снижением антирелигиозной пропаганды, что позволяло говорить о наступлении «религиозного нэпа». Во второй половине 1923 года борьба с религиозными предрассудками приобретает формы «борьбы за новый быт». О церкви больше не говорилось как о контрреволюционной организации - с религией стали бгроться как с пережитком прошлого. Созданные при агитпропотделах парткомов антирелигиозные кружки не могли удовлетворить требования по массовости охватывания. Дальнейшее развитие НЭПа делало невозможным воззрат к методам «военного коммунизма» и определило прекращение <\бури и натиска» на религию и церковь. . | >

, , ^130. .второй главе диссертаций рассматривается деятельность партийпо-государстдснпого аппарата по осуществлению религиозной политики в годы наивысшего.подъема НЭПа и реконструкции народного хозяйства.

Поворот внутренней политики «лицом к деревне» обусловил изменение форм .антнрелиг^^.ной. работы. В решениях XIII съезда РКП(б) указывалось, что она должна,имер,;.характер, .исключительно естественно-научного просвещения. Но партнГшотГОсударствешюе руководство не отказалось от попыток регулировать церковную ^жизнь административным воздействием. С целыо ослабить познцик ^р.ноддсуи^в гп "неделе 1924'года было принято решение о пропорционально« . мЬкду' теч'Ыйямп. Это вызвало столь значительный обвал

численности общин Живой Церкви, что местные власти стали принимать меры Д"ч недопущения нежелательной победы «тихоновщины».

Практически во всех городах Западной Сибири были образованы специальные комиссии для обследования храмов. Под различными предлогами договора с Тихоновнами разрызалнеь, и церкзи передавались обновленцам. Благодаря этому Живая Церковь на территории региона удерживала за собой треть православных общин, я то время как в целом по России к ней относилась только шестая часть. Не имея возможности образовывать свои епархиальные управления явочным порядком, в Омске, например, с 1923 по 1925 год сменилось пять епископов -тнхоиовды практически во всех епархиях создавали своп нелегальные органы церковного управления. Во избежание неподконтрольности развития после смерти патриарха им было разрешено иметь свои административные органы.

Поразившая в 1924 и повторившаяся в 1925 годах засуха в южных районах Западной Сибири вызвала оживление религиозной деятельности. В виду этого директивные органы обязывали местные органы власти избегать мероприятий, могущих вызвать обострения. В частности, предлагалось ходатайства о крёстных ходах не удовлетворять. А при их стихийном возникновении - к репрессиям не прибегать. Состояние государственно-церковных отношений зависело от местных органов исполнительной и законодательной власти, определявших рамки свободы вероисповедания. Осенью 1924 года контроль за деятельностью религиозных организаций был возложен на периферийные органы советской власти, действовавшие через милицию. Незнакомство местных органов Западной Сибири с нормативными актами центральных ведомств п невозможность оперативной связи с вышестоящими органами в Москве побудили создать региональный центр.

Летом при Сибкрайисполкоме был образован Сибирский Краезой Административный Отдел, который стал руководить деятельностью местных органов административного управления и сократил количество инструкций к циркуляров но религиозному делопроизподству почти в пять раз. Создание СКАО способствовало нормализации положения - им были разрешены кружечный сбор и собеседование священнослужителей с верующими на дому, запрещавшиеся ранее как «неподдающиеся контролю». В то же время определённая самостоятельность губернских адмотделов сохранялась, что неизбежно усугубляло положение. Например, собрание верующих по-прежнему допускались только с предварительного разрешения местных органов, запрашивающих указаний ОГПУ. СКАО давал разъяснения, что прихожане могут устраивать собрания, не испрашивая на то разрешения, а лишь уведомляя. Из Москвы поступали указания, что верующие могут собираться вообще без уведомления.

Более эффективным средством ограничения религии являлось налоговое давление, приводившее к разорению духовенства и приходов. Тяжесть обложений достигалась в основном за счёт налоготзорчества местной законодательной власти, на чрезмерность и недопустимость которого неоднократно указывалось циркулярами наркоматов. Обоснованием для повышенного налогообложения

являлось отношение религиозных организаций к частным, предпринимательским обществам и зачисление священнослужителей, исполняющих свои обязанности по договору с общиной, в категорию лиц, «получающих доход не по найму». Во взимании налогов, как и при административном воздействии, соблюдался дифференцированный подход. За неуплат1' налога в срок храм у тихоновцев могли отобрать и передать обновленцам, которые, как правило, из-за малочисленности приходов налоги не платили. Священнослужители -живоцерковники, получавшие в ОГПУ жалование, находились в лучшем материальном положении, чем тихоновцы. Последние, чтобы избежать арестов за неуплату налогов, были вынуждены обращаться за помощью к зажиточным крестьянам и нэпманам, что в сводках парткомов и адмотделов трактовалось как «смычка реакционного духовенства с кулаком».

Потерпев неудачу в разложении церкви при помощи обновленческого раскола, в 1926 году партийно-государственное руководство предприняло попытку нового раскола патриаршей церкви. Объединившиеся вокруг епископа Григория иерархи, принимая контроль государства над церковным управлением, отстаивали неприкосновенность догматов. Григорианский раскол патриаршей церкви имел на территории региона свои особенности. В 1926 году, когда в европейской части России не признающие григорьевского ВВЦС епископы арестовывались, часть западно-сибирских епархий объявила автокефальность. В ¡927 году, когда власти стали поддерживать также выразившего подчинение государству' Сергия, множество приходов на территории региона, напротив, признали ВВЦС. Поскольку в других регионах России «григорьевщина» распространения не получила, она была чисто сибирским явлением.

Подчинение всех православных течений государственному контроле вызвало прекращение поддержки как обновленцам, так и группам патриаршей церкви. Это совпало с провозглашением тезиса о возможности построения социализма и сворачиванием НЭПа, что привело к подъёму антирелигиозной деятельности. Изменение религиозной политики вызвало изменения антирелигиозной прона1анды: естсственно-научное объяснение было прекращено и заменено разоблачением классовой сущности религии. Усиление налогового гнёта и административных ограничений по отношению к религиозным организациям подкреплялось обвинениями в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Основной силой в проведении антирелигиозной пропаганды и организации масс для поддержки действий административных органов стали кружки Союза Безбожников, выполняющие функции «приводных ремней» партии и являющиеся «периферией» агнтпропотделов. В силу того, что на территории Западной Сибири Союз Безбожников был относительно менее развит, чем в центральной России, административное притеснение здесь было в меньшей степени поддержано населением и потому имело более выраженный характер произвола. Привнесение в государственно-церковные отношения сталинского тезиса об

усилении классовой борьбы обусловило возможность развёртывания с середины 1929 года открыто репрессивной деятельности силами ОГПУ.

В заключении подведены основные итоги исследования, включающие в себя следующие положения:

- в течение 1920-1929 гг. религиозная политика партийно-государственного руководства прошла несколько этапов, обусловленных как внутрипартийной борьбой, так и общими социально-экономическими условиями;

- взаимоотношения органов государственной власти с лрпчослаыюй церковью в Сибири в период 1920-1929 гг. ¡извивались в целом в соответствии с общими тенденциями развития советской государственности и в -:о же время имели свои характерные особенности;

- к середине 20-х гг. реальная власть в области контроля за церковью в Сибири переходит от собственно властных структур (Советов и их исполкомов) к управленческим органам - НКВД и ОГПУ, использовавших во взаимоотношениях с церковью преимущественно методы административного характера, что обеспечило в дальнейшем проведение репрессий;

- деятельность местных органов власти осуществлялась в полном соответствии с негласными указаниями директивных органов, противоречащими официально декларируемой политике советской власти;

- антирелигиозная пропаганда всегда подчинялась политическим требованиям, соответствовала направлению и развитию государственно-церкклных отношений, уровень проведения антирелигиозных мероприятий был низким, что возмещалось их массовостью и наступательным характером.

В ' приложении содержатся материалы партийных и советских органов, характеризующие их деятельность в осуществлении религиозной политики и отношение к различным аспектам её проведения.

Основные положения и выводы диссертации опубликованы п работах; Неживых H.A. Решение религиозного вопроса на местном уровне в Западной Сибири Н Материалы XXXIII международной научной студенческой конференции «Студент и научно технический прогресс». История. - Новосибирск: НГУ, 1995. -C.9S-100.

Неживых H.A. Об антирелигиозной деятельности Советской власти в первые годы НЭПа // Русское православие в Сибири. К столетию Омско-Тарской епархии: Материалы международной научной конференции. - Омск: Полиграф, 1995. - С.109-111.

Неживых H.A. Сибирская церковь в период революционных потрясений// Революции 1917 г. в России: история, современность, поиск путей примирения и согласия: Материалы региональной научной конференции. - Омск: ОмГТУ, 1997. -С.100-103.