автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Антиутопия в творчестве Энтони Берджесса
Полный текст автореферата диссертации по теме "Антиутопия в творчестве Энтони Берджесса"
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
" Г ^ л
' 1 У 0 (] На правах* рукописи
- ■ УДК 820-31
ХАБИБУ1ЛИНА Лилия Фуатовна
АНТИУТОПИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭНТОНИ БЕРДКЕССА
Специальность 10.01.05 - Литература стран Западной Европы, Америки я Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
НИЖНИЙ НОВГОРОД 1994
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной • литературы Казанского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета им.В.И.Ульянова-Ленина
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент В.Б.ШАМИНА •
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОП.П.ОНЕНТЫ: доктор филологических наук, профессор С.Н.&ЮШЕКИНА
кандидат филологических наук, доцент Разумовская Т.Ф.
Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Защита состоится " /¿,2 " <р(?6р@иси-Р 1994 г', в
часов на заседании специализированнного совета К.133.28.02 по специальности 10.01.05 - литература стран Западной Европы, Америки и Австралии при Нижегородсском ордена Трудового Красного Знаменигосударственном педагогическом университете им.М.Горького
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института по адресу: Нижний Новгород, ул.Ульянова, д.1.
Автореферат разослан " /</'" ¿,#/¿/<^£¿/1994 г.
Ученый секретарь специализированного совета
доцент Н.М.Ильченко
Актуальность .Проблема антиутопия в литературе XX века является одной из важных и малоизученных в современном литературоведении. Несмотря на обилие работ как у нас, так и за рубежом, она считается практически неразработанной, между тем как необходимость в этом очевидна. Хотя антиутопия постоянно становится объектом внимания специалистов из различных областей знания, в том числе и литературоведения, нет четких определений антиутопии, нет литературных критериев для этой художественной формы. Актуальность работы определяется и тем, что к антиутопии обращаются в своем творчестве' многие современные зарубежные писатели / достаточно упомянуть лишь К.Воннегута/. Одним из этих писателей становится и Э.Бердаесс. Обращение к его творчеству вызвано необходимостью восполнения пробела в изучении литературного процесса XI века в нашем-литературоведении,
Джон Энтони Берджесс Уилсон / 1917-1993/ - видный представитель английской литературы. Большинство исследователей относит его творчество к философской прозе. Берджесс умело пользуется приемами "массовой" литературы, экспериментирует в области формы, но при этом его безусловно можно считать писателем для интеллектуалов. Круг творческих интересов Бердаесса очень широк. Это писатель, поэт, лингвист, композитор, автор телесценариев и оперных либретто.
Вклад Энтони Бердаесса в развитие английской литературы значителен и неоспорим. Его перу принадлежит более тридцати романов, творчество писателя известно во всем мире. Тематика и проблематика его произведений весьма многообразна. Для творчества Бердаесса характерно наличие "сквозных" тем и образов, к которым он в различных формах, под разным углом зрения обращается на протяжении всей жизни. Взаимоотношения личности и общества, сосуществование различных видов культур, проблемы творческой личности, человеческих взаимоотношений, религиозные вопросы - все это относится к кругу интересов писателя. Определенной точкой пересечения названных тем и проблем становятся антиутопические романы Бердаесса, к ним он обращается на всех этапах своей деятельности. Таким образом, на материале его антиутопий можно проследить основные тенденции развития мировоззрения и творчества писателя.
Целью данного диссертационного исследования является анализ алтиутопических произведений Энтони Бердаесса с точки зрения их жанровой специфики, определение их места в творчестве художника и выявление на их примере некоторых общих тенденций развития этой жанровой разновидности романа.
Предметом исследования является практически все творчество
2V
писателя, однако анализ интересующей нас проблемы проводится на основе четырех произведений, которые мы считаем антиутопическими романами:"Жаждущее семя", "Заводной апельсин", "1985", "Конец всемирных новостей".
Теоретической основой исследования стали работы по различным вопросам философии, истории, социологии и 'литературоведения, указанные в библиографии. В соответствии с поставленными задачами, ■ в диссертации были использованы'историко-литературный, системный и сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Научная новизна работы состоит в том-, дто это первое в отечественном литературоведении исследование по творчеству Энтони Берджесса, которое ранее было представлено у нас отдельными рецензиями, предисловиями, комментариями, статьями,- В работе вводится в научный оборот новый материал, рассматривается не переведенные на русский язык романы писателя. Впервые предпринята попытка дать целостный развернутый анализ антиутопических романов Берджесса как важной части его творчества. В диссертации также впервые в нашем литературоведении выделены некоторые определяющие черты антиутопического романа как литературного явления.
Апробация работа. Основные положения диссертации изложены в опубликованных нами статьях и тезисах докладов / см.' список опубликованных работ/, а также в выступлении на двух Международных конференциях литературоведов-ангяистов, на конференции литературоведов Поволжья и аспирантских семинарах при кафедре русской и зарубежной литературы КГУ.
Научно-практическая ценность работа состоит в том, что она может быть использована для дальнейшего изучения творческого наследия Энтони Берджесса. Диссертация может служить дополнительным источником при изучении общих вопросов современного состояния английской литературы и при чтении специальных и общих курсов по современной зарубежной литературе.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 222 названия, в том числе 115 на английском языке.
СОДЕШШЕ РАБОТЫ •
Во введении обоснована актуальность поставленной проблемы, дан обзор исследований по теоретическим вопросам жанровой разновидности антиутопического романа, работ, посвященных творчеству Э.Берджесса, определены методы и сформулированы основные задачи диссертации.
Для рассмотрения антиутопических романов Берджесса необходимо обозначить свои позиция по вопросу антиутопия как жанровой формы литературы. Неоднозначность самой утопии / и антиутопии/ предполагает самые различные подходы и толкования этого явления. Отечественные исследователи утопии и антиутопии, как разновидности первой", анализируют ее с общефилософских или социологических позиций. Литературная утопия и антиутопия трактуется как проявления утопического мышления и не рассматриваются с точки зрения их специфики / работы Э.Я.Баталова,-В.И.Супруна, С.С.Сизова, З.АЛаликовой и др./ В зарубежной литературе об утопии литературоведческий аспект болев разработан. Как художественная форма утопия и антиутопия исследуются в книгах и статьях Н.Фрая, М.Хиллегаса, Ч.Уэлша.А.Морто-на и других,
Ряд проблем, связанных с антиутопией, являются весьма спорными; поэтому нам необходимо определить своп точку зрения по этим вопросам, не претендуя на их решение. В первую очередь, это вопрос о том, считать ли утопию /и антиутопию/ литературным жанром, или это явление имеет иную природу. 3 западных исследованиях утопия часто называется жанром / Г.Морсон/, наши ученые отмечают ее нежанровую природу /например, 3.Баталов/. Принимая во внимание различив подходов к вопросам жанра у нас и за рубежом, а также отмечая скорее содержательный, нежели формальный характер утопии /я антиутопии/, мы считаем ее комплексом социально-философских идей, которые могут выражаться в рамках любого литературного жанра, а также в иных формах /декларации, программы и т.д./. Антиутопия тяготеет к романной форме: в ней основную роль играет конфликт, в противоположность утопии, где конфликт отсутствует; в романе конфликт является одним из жанрообразующях факторов. Кроме того, антиутопия сближается с романом благодаря другим общим чертам: внимание к проблемам личности, историзм, диалектический-характер / эти черты выделены Г.Морсоном/.
В XX веке параллельно с антиутопией развивается научная фантастика. Эти явления часто пересекаются, имеют много общего. Однако мы можем выделить черты антиутопии, которые обязательны для нее, но не необходимы в научно-фантастическом произведении: это наличие социальной сатиры и критики определенной утопической концепции. Главное в антиутопии - человек и его взаимоотношения с государством, обществом, а описание научных и технических достижений будущего вторично, в научной фантастике - наоборот. Тем не менее, сосуществование черт антиутопии и научной фантастики в рамках одного произведения вполне возможно: часто антиутопист может пользо-
4 с'
ваться приемами научной фантастики для установления контакта с массовой аудиторией.
Сложилось так, что произведения, противостоящие утопии, имеют различные названия; наряду с термином "антиутопия" есть термины "дистопия","какотопия", "негативная утопия". Часто их пытацтся разделить / Дд.Кейтеб, у нас - Э.Я.Баталов, С.С.Сизов и др./. В большинстве зарубежных исследований, где чаще встречается анализ конкретных литературных произведений, преобладает литературоведческий подход» эти термины не разделяются. Мы, вслед за М.Хиллегасом, • Ч.Уэлшем, Э.Фроммом принимаем термин "антиутопия", как наиболее общий и употребительный. Кроме того, он, на наш взгляд, максимально соответствует содержанию явления в его динамике.
Сущностное противостояние антиутопии утопии состоит в том, что ' утописты не принимают во внимание или отвергают доктрину первородного греха и изначальную порочность человеческой природы. Посылка о греховности человека, неспособности его подчиняться рационалистическим законам государства определяет содержание антиутопий и их родство с теми литературными формами, в которых эта мысль также является основополагающей /миф, роман, сатира и проч./. Особую актуальность этот тезис приобрел после первой мировой войны, когда и формируется антиутошческий роман как таковой.
Мн считаем антиутопией литературное произведение, представляющее в различных формах отрицательную картину социальной системы, которую автор может наблюдать в тенденциях, существующих в развитии реальных обществ, и пародирующую определенную утопическую концепцию /или ряд утопических концепций /.
В первой глава "Философско-эстетическяе взгляды Э.Бердкесса" рассматриваются особенности религиозных воззрений и эстетических позиций писателя.
. Религиозные взгляды служат основой философского мировоззрения Берлжесса. Главная составляющая его религиозных позиций - манихейство. Еерджесс убежден, что неправый бог правит миром, а праведный, настоящий ушел вниз, под землю. Он считает, что человек создан именно ложным богом. Писатель видит мир как единство противоположностей, противоречий, разрешить которые невозможно. Его представления о добре и зле далеки от христианских взглядов, хотя он и был воспитан в религиозном духе. Еерджесс считает, что понятие добра вне этики, вне морали, находит больше доброго, хорошего в естественных проявтешях1грироль! человека, чем в часто' лицемерных проявлениях христианского милосердия. Писатель убежден, что каждый должен сделать свой выбор между двумя богами.. Сам он не
приешгет христианского стремления к "праведному" и отдает предпоч- ' тение естественному, считая, что человек должен действовать в соответствии с данной ему сущностью, какой бы она ни была. К ее проявлениям Берджесс относит любовь и искусство. Он раскрывает свои взгляды на эти вопросы в ранних произведениях /"На солнце непохоже" /1964/,"Право на ответ"/1966/ и др./, к концу жизни, однако, католическое воспитание дает о себе знать: во втором томе автобиографии /1990/ писатель признается, что очень боится ада.
В русле католицизма Берджесс решает вопросы о свободе воли и свободе выбора, признавая свободу человека относительно общества, но считая его зависимым от воли Бога, давшего ему определенную сущность , индивидуальную природу, отступление от которой наказуемо.' Важный аспект католического наследия в мировоззрении писателя -его пристрастие к ритуалу, которое затем выливается в увлечение игрой с содержанием и формой его произведений.
В связи с вопросом свободы выбора внимание Берджесса привлекает религия ислама, а также одно из великих противостояний христианства средних веков: полемика Августина Блаженного,/354-430/ и английского монаха Пелагиуса-Моргана /ок.ЗбО-пооле 418/. Первый был убежден в изначальной греховности человека, в его несвободе перед Богом, второй отрицает фатальный характер первородного греха и верит в способность человека к добру. Берджесс приходит к выводу о том, что августианство породило современный консерватизм, . капитализм и антиутопизм, а пелагианство было предтечей либерализма, идей коммунизма и утопизма. Сам писатель не принимает до конца ни одной из этих доктрин, но скорее склонен к августианскому взгляду. Наиболее полно эти воззрения раскрываются в романе "Жа -ждущее семя"/1960/, писатель затрагивает проблему борьбы августиан-ского и пелагианского начал и в других произведениях /"Зримые укрепления"/1949/ и др./.
На мировоззрение БерЪсесса также влияли и философские учения XX века. Так, влияние фрейдизма отражается на всем творчестве 'писателя, а роман "Конец всемирных новостей"/1982/ даже содержит пересказ биографии Фрейда. Немалое воздействие на писателя оказала философия экзистенциализма / "сартровский" экзистенциализм/, но это воздействие шло со знаком "минус". Так, в романе "Заводной апельсин"/1961/ отведено немало места скрытой полемике со взглядами Сартра.
Личность Энтони Берджесса сформировалась в эпоху между двумя' мировыми войнами, а писателем он становится уже в зрелом возрасте.,
после второй мировой войны. Это обстоятельство определяет специфику его творческих, эстетических позиций.
Берджесс испытывает на себе определенное влияние модернистской литературы начала XX в./особенно Джойса/. В определенной степени его можно считать писателем постмодернистской ориентации, в то же время его творчество самым тесным образом связано с традицией'английской литературы и вытекает из нее. Решение этой проблемы в полном объеме не входят в задачи данного исследования,поэтому мы лишь касаемся этого вопроса.
Одним из проявлений влияния литературы модернизма является интерес к мифу, который, однако, перерастает чисто литературные рамки. Миф выполняет у Берджесса не только организующую функцию / как у модернистов/, но и согласуется с манихейскими взглядами писателя, представляя мир как единство противоположных начал. Как и модерниста, Берджесс экспериментирует с языком, который выполняет в творчестве писателя те же функции, что и миф.
В целом творчество Берджесса носит игровой характер, что предопределяет всеобъемлющий комизм его произведений, В своих романах писатель балансирует на грани комедии и трагедии, что позволяет исследователям говорить о "черной комедии" Берджесса /Э.Петикс, А.ДеВаЙтис и др./.
Как философские, так и эстетические интересы писателя законо-* мерно приводят его к антиутопическим произведениям, идейный план которых определяет глубокий интерес Берджесса к вопросам свободы личности.
Вторая глава посвящена двум первым антиутопическнм произведениям Берджесса "1аждущее семя" и "Заводной апельсин". Эти романы так тесно связаны друг с другом, что их иногда называют двойниками.
В первом романе - "Жаждущее семя" - Берджесс представляет мир, который развивается по спирали, когда три фазы развития общества
- пелагианская, интерфаза и августианская - последовательно сменяют друг друга. В Британии 60-х, по мнению Берджесса, была сильна пелагианская уверенность в лучшем будущем, Хотя недавние события 50-х
- утрата мирового влияния вследствие потеря большинства колоний -сильно пошатнули эту веру.
В романе "Жаждущее семя" прослеживается влияние нескольких социально-философских учений : теория Мальтуса /главная проблему общества будущего - это перенаселение/ и теорий Тойнби, Шпенглера и Вико о том, что развитие цивилизаций подобно развитию живого организма.
В то же время, в "1'аждущем семени" Бердтасс рассматривает государство как враждебную личности структуру. Конфликт героя / живого организма/ и государства /"машины"/ - главный конфликт произведения. Понятие государство "растворено" в массе людей, стоящих у него на службе, в обществе, а герой-протагонист, на стороне которого законы природы, борется против него в одиночку. Законы природы неизменно побеждают механистические построения.
В основе произведения - древнейший "миф плодородия". В романе прослеживаются известные мифологические мотивы и образы. Например, типичная группа героев: два близнеца - правителя мира и их мать, посвященная водной стихии. Один из близнецов олицетворяет разум, он смертен, второй - чувство, природу, он бессмертен. Главному герою романа, Тристраму Фоксу /второй/, противопоставлен по принципу нонконформизма-конформизма его брат Дерек / первый-, "власть имущий"/. Жена главного героя и любовница его брата - символ женственности и материнства, единого материнского лона, принимающего и вновь порождающего противоречия жизни. В конце романа героиня становится матерью двух братьев-близнецов.
Основной мифологический мотив романа - мотив жертвенной смерти и возрождения. Он связан с культом умирающего и воскресающего бога и первобытным обрядом инициации, которые затем порождают в литературе мотивы бесплодной земли и поиска героем жены и его участия в универсальном поиске. Все эти мотивы присутствуют в романе.
0 связи с социальными проблемами романа писателю важно показать крушение пелагианских идеалов, поэтому он связывает пелагианскую фазу-развития общества со стадией умирания живого и торжеством бесплодия. Одновременно он акцентирует внимание на одичании человека во время голода и показывает все стадии перехода от хаоса к цивилизации.
Во втором романе, "Заводной апельсин" много сходного с первым. Те же проблемы рассматриваются -под иным углом зрения. Это произведение связано с актуальной в 60-е годы проблемой молодежной преступности. Главный герой произведения - юный хулиган Алекс. Действие романа мы условно относим к кризису пелагианской фазы, описанной в "Жавдущем семени". В "Заводном апельсине" Берджесс полемизирует с двумя пелагианскиш по своей сути теориями, предполагающими возможность улучшения человека с помощью достижений науки. Это учение об условном рефлексе И.Павлова и бихейвиоризм Б.Скиннера.
Преступный подросток, попав в руки государства, испытывает на себе действие "Техники Людовика" /методика, основанная на двух вы-
1 неназванных учениях/ и превращается в "куклу со сломанным механизмом", становится неспособен на свободные действия, лишен выбора. Бердаесс показывает противостояние "плохой" личности и внешне добропорядочного механистического общества, обнажая в третьей части романа с помощью приема, который мы определили как "прием зеркального отражения", жестокую и агрессивную сущность этого общества. Если в первой части Алекс причиняет зло окружающим его людям, то в третьей части все "добропорядочные" члены общества отвечают ему той же жестокостью, пользуясь его беззащитностью. Лишение воли приводит подростка к попытку самоубийства. Но он остается жить и его избавляют от действия "Техники Людовика". Через несколько лет Алекс сам приходит к мысли о необходимости компромисса, подобно тому, как к этой мысли пришел герой первого романа, Трястрам Фокс.
В "Заводном апельсине" также присутствует мотив двойничества. Противопоставление двойников-антагонистов происходит по'принципу нонконформизма-конформизма. По своим взглядам Алекс - августиа-нец, а его антагонист - пелагианец. Своеобразие в том, что двойник Алекса - взрослый человек, писатель, образ "будущего" Алекса. С помощью этого приема Берджесс компрометирует обе позиции и показывает как зло, совершенное кажднм из двойников, оборачивается против него самого через двойника. Как и в "ЗКаждущем семени", двойник исчезает, когда герой учится компромиссу. Двойников, как'и в предыдущем романе, объединяет образ женщины, но в этом произведении она почти не является действующим лицом. Возможно, это связано с тем, что в "Заводном апельсине" мотив жертвенной смерти и возрождения решается в русле христианской, а не языческой традиции. Алекс, по мнению многих исследователей, может рассматриваться как Христос "наоборот".
"Жаждущее семя" и "Заводной апельсин" объединяет общая авторская концепция, проблематика, мифологическая основа. Оба романа представляют большой интерес с точки зрения развития антиутопической формы романа как в творчестве Берджесса, так и в антиутопической литературе в целом.
Романы Берджесса во многом продолжают антиутопическую традицию, однако отличаются большим своеобразием. Изображение конфликта государства и личности в романах Берджесса отличается от канона антиутопии. Это выражается во-первых, в зыбкости образа государства. Кроме того, идейный путь героя Берджесса идет не от смирения через протест к сломленности, как в традиционной антиутопии, а от протеста через.испытание к добровольному компромиссу. Это серьезное от-
отупление от антиутопической концепции, переход к чему-то иному. Если утопия представляет собой статику,* антиутопия - путь от расцвета к разрушению /это касается и общества и личности героя/, то в произведениях Берджесса развитие, благодаря мифологической основе, происходит по кругу, содержит все три фазы /разрушение-становление-расцвет/, таким образом совмещает в себе утопию и антиутопию, преодолевая известную ограниченность обеих.
В утопии, предполагаются, а. в антиутопии реально присутствуют два мира, часто разделенные стеной^ материализующие антиномию • цивилизация-природа /или механизм-организм/. Наличие двух миров соответствует гашхейским взглядам писателя, но, в соответствии с этими взглядами, границы между мирами в произведениях исчезают. Мы сталкиваемся "с подобием некоего двоемирия: каждый сочетает в себе две сущности, разумного члена общества и агрессивного дикаря. Общество в целом таю&е поворачивается то одной, то другой стороной.
Использование мифологической основы является шагом впред в -развитии антиутопического романа. Утопия враждебна мифу,, а антиутопия потенциально тяготеет к нему. Соединение антиутопии и глифа становится реализацией этой потенции, но 'с другой стороны - это преодоление деструктивной сущности антиутопии, а значит - отступление от нее.
Антиутопия несет в себе обязательное тяготение к пародии, а значит, к комизму. Однако содержание антиутопий, их проблематика настолько серьезны, что комическое в них отходит на задний план, теряется, "заглушается" трагическим содержанием. Берджесс в своих антиутопических романах сознательно балансирует на грани комического и трагического, манипулирует эффектом отстраненности, необходимым для восприятия события в кошческом ключа. Эффект у него часто односторонний, зависящий от степени вовлеченности главного героя. Таким образом, при всех приемах комедии, эффект комического для читателя почти всегда отсутствует, хотя по сравнению с предыдущими антиутопическими произведениями, в романах Берджесса тяготение антиутопии к пародии реализовано в большей степени.
Произведения Берджесса продолжают традицию антиутопии и в отношении ее подчеркнутого историзма, внимания к традиции. Это проявляется во всем: в обращении писателя к мифу, религии, фольклору, в теме классической музыки в "Заводном апельсине". Берджесс использует каждую возможность, чтобы вызвать литературные или исторические ассоциации. Литературная традиция так много значит в
1.0
произведениях, что влияет' и на сам жанр романов. Помимо черт антиутопического романа, они несут в себе черты других жанровых разновидностей и тематических разновидностей романа, что вообще свойственно антиутопия. Так,"Жаждущее семя" имеет признаки притчи, сказки, "рыцарского" романа. В "Заводном апельсине" мы также находим черты притчи, романа "воспитания","молодежного" романа и "истории преступления и наказания". Однако сходство почти всегда со знаком "минус". Берджесс, являясь представителем новой волны антиутошзма, послевоенной, не считает уже необходимым пародировать собственно утопии, это сделано его предшественниками. Его задача - дискредитировать утопическое мышление, утопические представления о возможности улучшения человеческой природы. Он осуществляет это на всех уровнях в своих произведениях, в том числе компрометирует черты утопического мышления, заложенные в названных жанровых формах.
В третьей главе мы рассматриваем романы "1985" /1978/ и "Конец всемирных новостей"/1982/.
Роман "1985" состоит из двух частей: основной части, в которой разворачивается сюжет, предпослана почти такая же по объему первая часть, которую можно назвать скорее публицистической, нежели литературной. Материал первой части условно делится на три тематических блока:
- рассуждения о современных политических проблемах, анализ обстановки в мире и в Англии;
- возвращение к прежним антиутопическим произведениям, попытка еще раз объяснить свои позиции в них;
- подробный разбор романа Оруэлла "1984".
Эти три блока первой части переходят в три уровня художественного осмысления перечисленных тем во второй.
- Изменение ситуации в мире и неприятие усилившегося влияния британских профсоюзов и арабских капиталов в Англии Приводят к тому, что Берджесс делает конфликт этих сил одним из главных в своем романе. То, что относится к этому конфликту, составляет тематический уровень произведения.
- В "19§5" писатель не отходит от разработанных им в прежних антиутопических романах типов героев, сюжетов, ситуаций, принципов их организации. Сгажетно-композиционный уровень романа буквально пронизан реминисценциями из антиутотЙ 60-х годов.
- Берджесс не только идет на сознательное продолжение и подражание роману Оруэлла "Л84", но и ведёт полемику с ним. "1984" становится некой моделью для произведения Берджесса и определяет структурный
- 'уровень "1985".
В первой части романа Берджесс серьезно рассматривает историю анархо-синдикализма, так как власть анархо-синдикалистов описана в "1985". Конфликт личности и общества в романе - это конфликт анархической индивидуальности и анархо-синдикаяистской группировки, стремящейся к власти.
В этом романе больше, чем в каком-либо другом, отражена непосредственная реакция автора на современные ему политические проблемы, что закономерно' сказывается на художественности произведения.
' В идейном плане конфликт тред-юнионов и ислама - это по сути тот же конфликт пелагианства и августианства, что и в антиутопиях 60-х годов. Как пелфаза в "Жаждущем семени", власть профсоюзов либеральна и нерелигиозна, а ислам, подобно гусфазе, несет в себе жесткий режим и сильный религиозный заряд. В "1985" Берджесс акцентирует внимание не на кризисе власти или религии либерального государства, а на вытекающем из них кризисе культуры / в ранних романах этот вопрос решается среди прочих, но не выделяется/. Культурную традицию писатель связывает с природным началом в человеке, враждебном государству, поэтому герои-интеллектуалы у него представлены профессорами-люмпенами с криминальными наклонностями и агрессивными подростками, которые в своих бандах усердно изучают латынь и древнегреческий.
Путь героя "1985" формально повторяет путь Тристрама и Алекса, но по сути противоположен им, так как это путь смерти без возрождения. На первых страницах романа погибает жена героя, его "анима", смысл жизни, и хотя он ведет борьбу во имя ее, его поиск не имеет цели, не имеет сггасла. В'конце романа герой кончает с собой. Мотив возрождения присутствует в произведении, но лишь на общественном уровне: ребёнок рождается у короля Англии. Однако это не снимает настроения обреченности индивидуальности в обществе.
В "1985" есть тема, лишь обозначенная в предыдущих антиутопических романах и реализованная в данном произведении, - это тема войны, пронизывающая его от предисловия до эпилога.
"1985" носит во многом пародийный характер по отношению к "1984" Оруэлла. Пародийность задана с самой первой фразы. Далее она усиливается. Например, с помощью комического образа "героя с плаката" Билли Символического рабочего писатель высмеивает сокрушительное воздействие на умы портретного образа Старшего Брата. Явно пародиен образ любовницы героя: их связь перепевает и принижает страсть, связывавшую Уинстона Смита и Джулию в "1984". В
этой пародии Берджесс выражает главное несогласие с романом Орузл-ла: он считает, что-только брак, а не незаконная связь может помочь герою противостоять государству. Однако в основном "1985" становятся продолжением и развитием тем "1984". Так, образ лидера профсоюзов становится одновременно "продолжением" образа Голд-стейна / по положенно лидера рабочих/ ж О'Брайена /по сути/. Образ О'Брайена стал базовым и для образа лидера исламистов. В целом, в романе отсутствует трагический накал "1984", все ситуации снижены, облегчены.
Таким образом, роман Оруэлла стал моделью для "1985", подобно тому, как шф был моделью для антиутопических романов 60-х. Стремление Бердаесса эксплуатировать /пусть даже пародируя/ старую антиутопическую форму оборачивается кризисом антиутопического романа в его творчестве и демонстрирует несовременность классической антиутопии. Однако пародия позволяет писателю сделать следующий шаг по направлению развития новой, противоположной антиутопии, формыГ Выход~из кризисной ситуации намечается в 1978 году, когда Берджесс пишет роман "Конец всемирных новостей". Этот роман становится новым шагом в развитии антиутопического романа, являясь' еще одним свидетельством тяготения литературы XX в. к жанровому синтезу.
В новом романе писатель соединяет три различных по жанру сюжета: рассказ о конце света, краткую биографию Фрейда и либретто музыкальной пьесы о визите Троцкого в Нью-Йорк. Выбор сюжетов объясняется тем, что Бердаесс считает открытие бессознательного, теорию социализма и изобретение космической ракеты тремя важнейшими событиями XX века. В построении произведения он использует метод монтажа, считая его главной художественной формой столетия. -Стремление к такому обобщению предопределяет итоговый характер произведения.
В романе выдвигаются на первый план нравственные проблемы, проблемы человеческих взаимоотношений, в частности, семьи. Берджесс считает семью одной из главных ценностей в газик. Герои всех трех его сюжетов сначала покидают семьи по различным причинам, а к концу романа приходят к мысли о ее первостепенном значении.
Тема семьи тесно связана с темой любви, взаимоотношения полов, темой будущих поколений. 8 одной из сюжетных линий повествования о конце света мы встречаем образ, подобный образу жены Три-страма из "Жаждущего семени" - это Эдвина Гойя. Она тоже ищет
спасение для будущего ребенка. Его. рождение во время краха цивилизации - это •продолжение в этом романе мотива жертвенной смерти и возрождения.
В романе четко обозначен конфликт механистического и природного, порядка и стихии, "небесного" и земного. Этот конфликт олицетворяет семейная пара Броуди - главные герои истории о конце света. Здесь механистическое начало парадоксально воплощено в образе женщина. Практически все основные герои трех сюжетов могут быть поделены на две группы по. принципу механизм-организм, причем пара Броуди олицетворяет единство противоположных начал, остальные герои поляризуют конфликт. Так, отец героини, профессор Фрейм, больше привержен механизму, чем его дочь, черты механистической .личности доведены до абсурда в образе Бартлетта - последнего неудачливого диктатора на Земле - командира космического корабля, который должен спасти лучших представителей пившгазаши. К "механистическим" относится образ Троцкого. Лагерь "организма" включает образ Пгезицента СМ, отказавшегося от спасения и предпочитающего погибнуть вместе со своей страной, со своей ЗемяеЧ. Главным среди "земных" образов является Уиллет, актер, двойнйк Шекспира, каким его представил Берджесс в своем романе "На солнце непохоже".
Все симпатии писателя на стороне земного, природного. В эту антиномию включается и противопоставление прошлое-будущее. Берджесс и его герои предпочитают прошлое, хотя главные герои - писатель Броуди и Эдвина Гойя с мужем - осознают свой долг перед будущим. Конфликт механизм-организм, прошлое-будущее в сюжете о Фрейде представлен как противостояние старого больного профессора и молодых фашистов, ворвавшихся в его дом. Моральная победа первого бесспорна.
Сгажэт о Фрейде выводит на анализ религиозно-мифологического уровня романа, который имеет в основе тот же мотив жертвенной с?герти и возрождения, представленный как мотив умирающего и воскресающего бога. Сбраз Фрейда ассоциирован с Моисеем Ветхого Завета. -Божественная сущность этого образа в полной мере реализуется в его двойнике из параллельного сюжета - профессоре Фрейме. Смерть профессора - творца нового мира для людей, космического корабля -имеет сакральный смысл. На смену старым "богам" рождается сын Эдвины Гойя, названный Иисусом, - новы1 бог.
Религия присутствует в романе и на уровне сюжета: история проповедника Кальвина Гропиуса обыгрывает сюжет о спасении праведника /Ноя/ во время гибели человечества. Это история Ноя "нао-
борот", так как спасается не "праведный", а"грешный" - "блудный сын" Кальвина и муж Эдвины - Дэшиэль Гропиус.
Несмотря на обилие библейских ассоциаций, реальное наличие бога в романе не предполагается. Его заменяет сам автор, сотворивший мир своего произведения. В эпилоге молодые обитатели космического корабля, предки которых спаслись от гибели на Земле, сами определяют прослушанные ими истории, называя все мифом.
Материалом для созданного писателем мифа нового времени слу-. жит история и философия XX века и его собственное творчество. Основой является Библия. Берджесс почти не отходит от разработанных им тем, моделей, сюжетов, образов, но создает на их основе нечто совершенно новое. С помощью сложной структуры /роман построен по принципу контрапункта/ писатель придает своему произведению объемность и глубину. За счет изменения .ритма произведение приобретает динамизм. Особый способ связи■отрывков - как бы случайное созвучие реплик героев, фраз, отдельных слов - создает ощущение взаимосвязи и взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего.
Произведение построено по классическому романнему принципу. Его заданность обнаруживается лишь в эпилоге. Здесь так или иначе присутствуют черты прежних антиутопий Берджесса, но отсутствуют такие важные признаки антиутопии, как социальная сатира. Вследствие фантастичности сюжета и временной отстраненности почти нет трагизма. Временная отстраненность способствует и смещению точки обзора и изображения событий - они воспринимаются не с позиции героя, как это характерно для антиутопии, а "сверху", "снаружи", с позиции Демиурга, что свойственно утопии. Все это позволяет нам сделать вывод о том, что писатель приходит в своем романе "Конец всемирных новостей" к новой стадии развития утопии, качественно .«ного типа, которая синтезирует черты традиционных утопии и антиутопии.
В заключении диссертации подведены общие итоги исследования.
Анализ четырех романов Энтони Берджесса с точки зрения эволюции жанровой формы позволяет сделать некоторые выводы о путяг развития антиутопического романа в его творчестве.
Мировоззрение Энтони Берджесса формировалось в эпоху, когда проблемы, рассматриваемые антиутопистами в области художественного творчества, решались в самых различных сферах: в литературе модернизма и философия экзистенциализма, физиологом Павловым и психоаналитиком Фрейдом. После второй мировой войны писатель
по-своему осмысляет волнующие его проблемы, с учетом опыта истории и философии. Повышенное внимание Берджесса к религии, ее происхождению, к мифу порождает своеобразие его произведений, имеющих мифологическую основу.
. Благодаря мифологической основе романы Берджесса приобретают новые для антиутопии черты: утверждают взгляд на мир как на единство противоположностей, традиционное для антиутопии наличие двух миров оборачивается двоемирием, то есть единством разных миров, утверждается спиральное развитие истории. Комизм, заложенный в'антиутопии, приобретает универсальный характер. Герой романов Берджесса приходит к необходимости принять мир во всей его сложности и противоречивости. Усложняется форма произведений.
Берджесс приходит в конечном итоге к роману-мифу, который синтезирует черты утопии и антиутопии. "Конец всемирных новостей" еще раз доказывает необходимость и продуктивность выхода за рамки существующих форм, даже если он заклинается просто в непривычном сочетании и варьировании этих форм. Принцип построения романа - единство и борьба противоположных начал - объемлет здесь как содержательный, так и формальный уровни.
Анализ эволюции антиутопических романов позволяет рассмотреть некоторые закономерности развития этой жанровой разновидности и в конкретной художественной практике показать, каким образом они проявляются в каждом случав на различных уровнях: идейном, сю-жетно-композиционном, структурном.
На примере этих романов можно убедиться, что тяготение к синтезу, к преодолению устоявшихся представлений, к универсализации - основная тенденция как в творчестве Берджесса, так и в литературе XX века в целом. Можно предположить, что эта тенденция является закономерным лугам развития антиутопии, ведущим от отрицания утопии к диалектическому единству утопии и антиутопии, к некой, обогащенной опытом нового века, разновидности утопии.
Конкретный анализ творчества Берджесса мы рассматриваем как небольшой вклад в этой области, решение же проблемы в целом нуждам ется в усилиях многих исследователей.
ПО ТЕДЕ ДИССЕРрАщИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЭДУВДИЕ РАБОТЫ:
1. Жанровое своеобразие романа Э.Бердаесса "Заводной апельсин" //Вторая межвузовская конференция литературоведов-англистов посвященная 200-летию П.Б.Шелли. Тезисы докладов и сообщений. -Орел, 1992.
2. Антиутопия в творчестве Э.Бердаесса /по роману "Жаждущее семя"/ // Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни. Тезисы межгосударственной научной конференции. - Казань, 1992.
3. Библейские мотивы в романе Э.Бердаесса "Конец всемирных новостей" // Английская .литература в контексте русской и национальной культуры. Тез'исы докладов. - Смоленск, 1993.
4. Элементы антиутопии в романе Э.Бердаесса "Хаадущее семя" // Проблемы современной филологии: сборник работ молодых ученых и аспирантов филологического факультета Казанского государственного университета. - Казань, 1993.
Готовится к печати:
5. Особенности художественной структуры антиутопия Э.Бердаесса. // Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь, 1994.