автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен антиутопии в социальных практиках современности

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Брега, Сергей Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Феномен антиутопии в социальных практиках современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен антиутопии в социальных практиках современности"

На правах рукописи

Брега Сергей Сергеевич

ФЕНОМЕН АНТИУТОПИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

3 О СЕН 2010

Москва-2010

004609306

Диссертация выполнена на кафедре философии и религиоведения Военного университета

Научный руководитель

доктор философских наук, доцент Кафтан Виталий Викторович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Родачин Владимир Михайлович

кандидат философских наук Бокша Екатерина Александровна

Ведущая организация

Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина

Защита состоится «/¿~» октября 2010 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (Д - 215.005.03) при Военном университете (123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Автореферат разослан «/О » ОУ 2010 года.

Ученый секретарь диссертаг доктор социологических нау]

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

В начале XXI века человечество активно исследует возможные пути своего развития, что связано с усиливающимся динамизмом социальных процессов, развертыванием незаметных ранее тенденций. Современное общество несет в себе часть черт, которые присущи антиутопии: угроза мировых войн с применением ядерного, химического, бактериологического оружия; социальные манипуляции и зомбирование сознания; массовые болезни и эпидемии; голод и нищета; перенаселение и генетическая катастрофа; тоталитарное государство и коррупция; зависимость людей от машин и химии; отравленные вода и еда; синтетическая пища, одежда, жильё и др.

В отношении современного состояния социума и возможности воплощения в нем антиутопий среди философов существуют различные мнения. Так, Ж. Бодрийяр считал, что антиутопия уже осуществлена на практике. Это «случилось с нашими мечтаниями, находящимися под радикальным знаком антикультуры, ниспровержения смысла, деструкции разума и конца репрезентаций, - вся эта антиутопия, которая вызвала в Европе столько теоретических, политических, эстетических и социальных конвульсий, так никогда в действительности и не реализовавшаяся, воплотилась здесь, в Америке, более простым и более радикальным образом... здесь реализуется антиутопия: антиутопия безрассудства, де-территоризации, неопределенности субъекта и языка, нейтрализации всех ценностей, конца культуры»1.

Э. Тоффлер, напротив, полагал, что создаваемая ныне глобальная цивилизация «Третьей волны» не является антиутопией. «Несмотря на то что, Третья волна бросает вызов человечеству и таит в себе опасности - от экологической катастрофы до угрозы ядерного терроризма и электронного фашизма, она не является просто кошмарным продолжением индустриализма»2. Это цивилизация, поощряющая индивидуальное развитие, приветствующая (а не подавляющая) расовое, региональное, религиозное и культурное разнообразие. Цивилизация, не застывшая, но пульсирующая, непрерывно порождающая новое, и в то же время способная обеспечить стабильность тем, кто в ней нуждается. Цивилизация, которая не отдает все свои силы и энергию рынку. Цивилизация, способная направить сильные страсти в искусство. И, наконец, это демократическая и гуманная цивилизация, поддерживающая равновесие с биосферой и не попадающая в опасную экономическую зависимость от остального мира.

В этой ситуации растет значимость не только определения перспектив дальнейшего видоизменения общества, но и способности преодолеть возникающие перед человечеством угрозы, основные контуры которых часто пытались обозначить различные мыслители в виде социальных предостережений, антиутопий.

' Бодрийяр Ж. Америка. - СПб., 2000. С. 175-176.

2 Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2004. С. 451.

Актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, определенным кризисом в построении социальных проектов будущего развития общества, обусловленного крахом «Проекта Модерна», разрушением коммунистической идеологии и навязываемых в качестве их альтернативы идеалов и ценностей общества потребления.

Во-вторых, наличием крайне противоречивых взглядов и социальных иллюзий в отношении будущего человечества, которые вступают в определенное противоборство друг с другом.

В-третьих, активными попытками некоторых социальных акторов масштабного осуществления антиутопий в современной социальной жизни.

В-четвертых, определенной компрометирующей ролью, которую сыграли антиутопические образы, массово создающиеся и распространяющиеся в общественном сознании посредством литературы, телевидения, кино- и видеофильмов, коммуникационных сетей в дискредитации целого ряда социальных проектов.

В-пятых, наличием масштабных антиутопических настроений среди широких масс людей, совокупность которых по своему характеру можно определить как глобальный пространственно-временной эсхатологический кризис, ставящий на повестку дня вопрос об ожидании гибели человечества в мировой катастрофе.

К проблеме изучения антиутопии обращались многие исследователи, которые сформулировали подходы к ней в различных науках.

В рамках филологического знания антиутопия исследуется, прежде всего, как разновидность литературного жанра. Так, Е.Ю. Козьмина сделала попытку создать теоретическую модель жанра романа-антиутопии, определить границы между пониманием романа-антиутопии в литературном и историко-политическом контексте современной автору действительности1.

А.Н. Воробьева установила, что в XX веке происходит осуществление утопии в реальной истории, что ведет мировое сообщество к катастрофическим последствиям, антиутопия при этом происходит из утопии путем естественного схождения на одних и тех же объектах изображения, становясь, наряду с утопией, наиболее адекватной формой художественного воплощения общечеловеческого стремления к коллективному совершенствованию общего мира2.

В культурологии сложилось понимание антиутопии как самостоятельного жанра художественного творчества, который возможен только через систему социокультурных и культурфилософских критериев: восприятие социума как антиутопического зависит от субъективного видения представленной модели читателем. По мнению И.Д. Тузовского, основной процедурой

1 Козьмина Е.Ю. Поэтика романа-антиутопии (На материале русской литературы XX века): Авторсф. дис. ...канд. филол. наук. - М., 2005.

2 Воробьева А.Н. Русская антиутопия XX - начала XXI веков в контексте мировой антиутопии: Авторсф. дис. ...д-ра филол. наук. - Саратов, 2009.

формирования «ощущения антиутопического» является перверсия системы ценностей моделируемого социума относительно современного автору общества при сопереживании (самоотождествлении) читателя герою1.

В социологии внимание исследователей направлено на анализ институ-ционализации социальных антиутопий как элементов доктрин обществ, которые используют различные концепции социологии политики и социологии управления. Так, В.Г. Немировский и Д.Д. Невирко доказывают, что весь исторический процесс развития общества можно рассматривать как смену борющихся между собой социальных моделей утопий и антиутопий на вещественно-энергетическом, функционально-организационном, информационном и др. уровнях, при этом реализация антиутопии приводит к социальному краху общества2.

Собственно философские исследования посвящены изучению массового сознания, его эхатологического характера как источника антиутопии3, а также глубокой взаимосвязи и определенной трансформации утопии в антиутопию, что стало возможным в условиях современной катастрофогенной социокультурной реальности4.

Вместе с тем следует признать, что исследователи антиутопии оставили за рамками своего изучения целый ряд вопросов, таких, как определение собственно антиутопии не как литературного жанра, а как социального явления, имеющего довольно сильное влияние на развитие общества. Кроме того, не получила должного освещения проблема содержательных сторон антиутопии в ее взаимосвязи с субъективной и объективной стороной ее конструирования и распространения в социуме. Остались не выясненными последствия реализации антиутопии в обществе.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что феномен антиутопии как социального явления, активно влияющего на общественные процессы и отношения, не получил в научной литературе всестороннего освещения в рамках социально-философского анализа.

Степень научной разработанности проблемы. Представление об уровне социально-философского осмысления феномена антиутопии можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых рассматриваются сущностные черты и особенности антиутопии как социального явления. Так, в тру-

' Тузовский ИД. Образ будущего в современных социокультурных концепциях (на материале анализа футурологии и антиутопий): Автореф. дис. ...канд. культурологии. -Челябинск, 2009.

2 Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социальные утопии и антиутопии в массовом сознании и бессознательном // Социология человека. От классических к постнеклассическнм подходам. - М., 2008.

3 Цуркан A.A. Эсхатостическое сознание как источник антиутопической традиции (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Воронеж, 1996.

4 Якушева Н.Б. Трансформация утопии в антиутопию в культуре XX века: Автореф. дис.... канд. филос. наук. - СПб., 2001.

дах Б.А. Ланина, Л. Тульчинского, М. Эпштейна, И. Фролова, В. Чаликовой раскрывается тесная взаимосвязь дихотомии утопии и антиутопии, которая носит по сути амбивалентный, взаимообусловленный характер1.

Сущностные черты антиутопии пытались выявить Ф. Аинса, Р. Гальцева, И. Роднянская, И.Д. Тузовский, В. Штепа, Л.М. Юрьева2.

Для выявления сущности антиутопии представляют интерес собственно антиутопические произведения Э. Бёрджесса, Р. Брэдбери, Ж. Верна, В. Войновича, К. Воннегута, Д. Глуховского, Е. Замятина, С. Лема, Дж. Лондона, Дж. Оруэлла, Т. Толстой, Г. Уэллса, О. Хаксли3, анализ которых, позволяет вычленить такие постоянно присутствующие черты антиутопии, как: сатирическое изображение утопического проекта, иерархизация социума, массовые репрессии, контроль и программирование социальных и индивидуальных действий, псевдокарнавальность реальности, в центр которой ставится абсолютный страх и др.

Имеется также ряд трудов, анализирующих антиутопии на кино- и телеэкране, среди них наибольшего внимания заслуживают позиции Г. Иеффета, С. Жижека, Д. Рашкоффа, М. Роулендса, показывающие смещение антиутопического проектирования в плоскость медийно-визуального отображения социума4.

Ко второй группе следует отнести исследования, которые посвящены непосредственному анализу содержания антиутопии и ее роли в социальных процессах и отношениях.

1 Панин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века: Автореф. дис. ...д-ра филол. наук. - М., 1993; Тульчинский Л., Эпштейн М. Проективный философский словарь. - М., 2003; Фролова И. Антиутопия // Философский словарь. - М., 2001; Чаликова В. Зеркала антиутопий // Антиутопии XX века. - М., 1989.

2 Аинса Ф. Реконструкция утопии. - М., 1999; Гальцева Р. Роднянская И. Помеха -человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. - 1988. - № 12; Тузовский ИД. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. - Челябинск, 2009; Штепа В. 1Штопия. - Екатеренбург, 2004, Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. - М., 2005.

3 Бёрджесс Э. Заводной апельсин. - СПб., 2005; Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. - СПб., 2000; Берн Ж. Пятьсот миллионов бегумы. - М., 1975; Войнович В. Москва 2042. - М., 2002; Воннегут К. Механическое пианино (Утопия 14). - М., 2002; Глухов-скийД. Метро 2033. - М., 2009; Замятин Е. Мы. - М., 1990; Лем С. Возвращение со звёзд. - М., 2007; Лондон Дж. Железная пята // Собр. соч.: в 4 т. - М., 1984. Т. 3; Оруэлл Дж. 1984. - Пермь, 1992; Толстая Т. Кысь. - М., 2009; Уэллс Г. Машина времени. - СПб., 2004; Хаксли О. О дивный новый мир. - М., 2002.

4 Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / Под ред. Г. Йеффета. - М., 2003; Жижек С. Матрица: Истина преувеличений //Матрица как философия. - Екатеринбург, 2005; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.; Екатеринбург, 2003; Роулендс М. Философ на краю Вселенной: НФ-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах. - М., 2005.

Субъекты антиутопии в значительной мере были проанализированы в книгах С.И. Гессена; С.Г. Кара-Мурзы1. Объекты антиутопии, главным из которых для современного общества выступает массовое сознание, получили всестороннее освещение в работах Б.А. Грушина, Н.П. Кирилова, А.К. Уледова, Т.В. Науменко, В.Г. Немировского . Т.А. Пчелинцевой удалось в значительной мере приблизится к выявлению функций антиутопии3. Научные изыскания В.Г. Браунинга, A.A. Зверева, О. Хаксли, Э. Фромма позволили получить представление о технологиях реализации антиутопии в социальном пространстве современного общества4.

Д.М. Володихин, А.Н. Воробьева, Б.А. Ланин, Э. Тоффлер С.Г. Шишкина5 выделили некоторые основания для классификации проявления антиутопии в социальных практиках.

Третью группу представляют исследования, затрагивающие возможные последствия реализации антиутопий в социальных практиках. Здесь следует назвать исследователей как образов будущего в целом, так и антиутопии в частности, А. Азимова, Е. Брандиса, А. Ваджры, С. Волкова, Д. Галковского и др.6

Негативные последствия антиутопии стали объектом анализа в трудах Дж. Де Граафа, В. Дмитревского, С.Г. Кара-Мурзы, Н. Кляйн, Ж. Бодрийяра, Э. Фромма7.

1 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - M., 2001; Гессен С.И. Крушение утопизма // Современные записки. - 1924.- Кн. XIX.

2 Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. -М., 1987; Кирилов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики: Вопросы теории и методологии. - Томск, 1995. Кн. 2; Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М., 1968; Науменко Т.В. Массовое сознание // Теоретический журнал Credo. - 2000; Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект по-стнсклассичсской социологии // Социологические исследования. - 2006. - № 2.

3 Пчелинцева Т.А. Функции утопии // Закономерности развития современной науки: Сб. статей. Томск, 1981.

4 Browning W.-C. Toward a Set of Standards for Antiutopian Fiction //Cithara. - 1970. -№ 10; Зверев A.A. Предисловие // Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. - М., 1989; Huxley A. Brave New world revisited. - N.-Y., 1965; Fromm E. Afterword to George Orwell Ts 1984. -N.Y., 1962.

5 Зверев А. «Когда пробьет последний час природы...». Антиутопия. XX век // Вопросы литературы, 1989, №1; Чаликова В. Утопия и свобода. - М., 1994; Шишкина С.Г. К вопросу об особенностях жанра антиутопии в контекстах русской и английской литератур // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. - Иваново, 1998; Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2004; Воробьева А.Н. Русская антиутопия XX века в ближних и дальних контекстах. - Самара, 2006; Володихин Д.М. Война сценариев // Агентство политических новостей - 2005 - 10 июля; Ланин Б.А. Антиутопия в литературе русского зарубежья // nctrovcr.narod.ru/lit3wave/l_5.htm

6 Азимов А. Меня здесь нет. - М., 2003; Брандис Е„ Дмитревский В. Тема предупреждения в научной фантастике // Вахта Арамиса. - J1., 1967;

7 Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или Конец социального. - Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2000; Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. - М., 2007; Де Грааф Дж. Потрсблятство. Болезнь, угрожающая миру. - М., 2003; Кара-Мурза С., Волков С., Галковский Д. и др. Что для России

Четвертую группу образуют работы ученых, в которых затрагивается проблемы преодоления негативных последствий антиутопий. Привлекают внимание работы С. Джоржа, К. Мангейма, С. Жижека исследующие возможности раскрытия в политической сфере общества тесной взаимосвязи антиутопии с идеологией1. Экономическим аспектам реализации антиутопии уделяется внимание в работах Н. Кляйн, Дж. Перкинса, Н. Хомского2.

Особенности осуществления антиутопий в социальном пространстве общества проанализированы в книгах 3. Баумана, М. Кастельса, Ю. Хабермаса и др.3

Духовные аспекты противодействия антиутопиям затронуты в исследованиях Э. Блоха, С.Е. Вершинина, К. Квина, Г. Марселя, Э. Фромма и др.4

Следует признать, что проблема изучения антиутопии в современных социальных условиях в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с выбором пути социальных изменений в стране и составляет один из важнейших аспектов дальнейшего развития российской цивилизации. При этом важно подчеркнуть, что анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы феномена антиутопии пока еще не стало предметом целостного и систематического социально-философского анализа. Это и предопределило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Объектом диссертационного исследования выступает феномен антиутопии. Предмет исследования - сущность, содержание, структура, основные формы проявления и технологии реализации антиутопии в социальных практиках, а также возможности преодоления негативных последствий влияния антиутопии на современный социум.

Цель диссертационного исследования состоит в создании социально-философской концепции антиутопии, позволяющей постичь ее сущность, связь с общественными процессами, а также в реконструкции процесса возникновения, становления и развития антиутопии как социального феномена.

лучше? - М., 2004; Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. - М., 2005; Фромм Э. Иметь или быть? // Величие и ограниченность теории Фрейда. - М., 2000; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.

1 Джордж С. Доклад Лугано. О сохранении капитализма в XXI веке. - Екатеринбург, 2005; Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. - M., 1999; Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. - М., 1991.

2 Кляйн Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. - M.: Добрая книга, 2009; Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. - М., 2005; Хомский Н. Прибыль на людях: Неолиберализм и мировой порядок. - М., 2002.

3 Бауман 3. Индивидуализированное общество. - M., 2002; Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург, 2004; Хабер-мас Ю. Политические работы. - М., 2004.

4 Bloch Е. Das Prinzip Hoffnung, Bd. 1-3. - В., 1954-59; Вершинин С.Е. Жизнь - это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. - Екатеринбург, 2001; Quinn Cf. M.S. Hoping // Southwestern Journal of Philosophy, 1975; Marcel G. Homo viator. - Paris, 1945; Фромм Э. Революция надежды. - M., 1999.

Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение следующих доминирующих задач:

1. Определить сущностные особенности антиутопии как социальной практики.

2. Раскрыть структуру антиутопии как особого явления современности.

3. Обнаружить и определенным образом классифицировать различные виды антиутопий.

4. Показать социальные последствия антиутопического конструирования применительно к социальным процессам, свойствам и отношениям

5. Определить основные направления преодоления негативных последствий реализации антиутопий в социальных практиках современности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования диссертационного исследования составили идеи и положения зарубежных и отечественных мыслителей по проблемам общественного развития, мировоззрения, духовности, места личности и социальных групп и их роли в жизни общества и государства.

В работе широко представлены итоги осмысления проблем общественного развития в ходе научно-практических конференций и семинаров, в диссертациях и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации и интернете по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования: структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический, социокультурный и цивилизационный (культурологический) подходы, принципы социального детерминизма, преемственности, историзма, структурно-конструктивистского и деятельностного подхода и т.д.

В диссертационном исследовании также используются идеи ряда философских направлений, таких, как семиотика, герменевтика, конструктивизм, синергетика и др.

Эмпирическая база включает результаты и выводы исследований, посвященные современному состоянию, как российского общества, так и западного, процессам развития общества под влиянием утопий и антиутопий, контент-анализ публикаций в периодической печати и других источников, а также обобщение практики деятельности основных субъектов по реализации антиутопических проектов.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование структурно состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формируются его цель и задачи, указыва-

ется теоретико-методологическая и эмпирическая основа диссертации, определяется научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе - «Сущность феномена антиутопии в социальных практиках современности», выявляются сущностные признаки антиутопии как общественного явления, ее глубинные связи с социальными практиками современности.

Доказывается, что рассмотрение антиутопии невозможно без исследования утопии, которая выступает ее противоположностью, основой такого исследования является амбиутопизм - взаимосвязь утопии и антиутопии, амбивалентное сочетание утопизма и антиутопизма, противоречивое, амбивалентное, отношение к будущему, которое заряжено всеми их плюсами и минусами.

На основе выделения идеационального (неосуществимость и нереальность утопических идей) и инструментального (образец социального преобразования мира) подходов к сущности утопии делается вывод о том, что такая разница во мнениях исследователей обусловлена, прежде всего, ее неоднозначностью и внутренней противоречивостью, что свидетельствует о том, что здесь скрываются два различных антагонистических феномена, имеющих дихотомическую взаимосвязь: утопия и антиутопия.

На основе анализа социокультурных тенденций конструирования социального будущего показывается, что антиутопия является не только литературным жанром, как полагает большинство ее исследователей, а социальным феноменом, откликом «человеческого существа на давление нового порядка».

Опираясь на методологию И. Канта в работе представлены гносеологический, моральный, онтологический и антропологический срез антиутопии в ее влиянии на общественные процессы, свойства и отношения. При этом в гносеологическом измерении особое внимание уделяется утопизму как некоей форме, познавательной стороне утопии и антиутопии.

В моральном измерении антиутопии рассматривается соотношение утопии и антиутопии как идеала и антиидеала, антиутопия в этом смысле не просто негативно окрашенное описание потенциально возможного будущего, но именно спор с утопией, реализация ее противоположности, то есть изображение общества, претендующего на совершенство, с ценностно-негативной стороны. Под социальным антиидеалом здесь обозначается худшее состояние социальной жизни, социальное зло, обусловленное активной реализацией антиценностей, негативных духовных проявлений, когда антиидеал выступает в качестве цели социальной практики осуществляя реализацию отрицательного образа общества - антиутопии.

Для онтологического измерения антиутопии наибольшую ценность представляет показ всесторонней взаимосвязи антиутопии с пространственно-временным континуумом, в котором она реализуется. В антиутопии складывается собственные отношения со временем, которые можно охарактеризовать через понятие хронотопа (М.М. Бахтин), который означает неразрыв-

ную слитность в структуре образа конструируемой реальности антиутопии пространственных и временных характеристик.

В антиутопиях находят свое воплощение технологии управления социумом на базе операций с историческим временем и ментальными образами прошлого, настоящего и будущего, которые опираются на несколько пространственно-временных концепций: стабильно длящегося настоящего (будущее воспринимается как естественное продолжение настоящего, неподверженное каким-либо кардинальным переменам); изменяемого прошлого и моделируемого будущего (в антиутопии осуществляется подмена истории миражом, призванным заменить реальность искусственными симулятивными конструкциями); конца истории (невозможность движения общества вперед и ненужность поиска социальной альтернативы) и др. Антиутопии, меняющие ментальный образ будущего могут активно воздействовать и на ментальные образы прошлого и настоящего, меняя тем самым саму социальную ткань общественных связей, свойств и отношений.

Антропологическое измерение антиутопии высвечивает характер ее влияния на человека, среди наиболее важных параметров такого воздействия обозначаются трансгуманизм (техницистское, разрушительное влияние научного прогресса на человека: евгеническая генетическая селекция - деление людей на высших и низших); социачьный контроль (полное лишение или существенное ограничение свободы: принудительный и непринудительный контроль, применение психоактивных наркотических веществ); манипуляция массовым сознанием (стандартизация человека); социальная инженерия (программирование человека для уничтожения в нем чувств и эмоций, утрата нравственности, бездуховность) и др.

На основании указанных признаков антиутопии дается ее авторское сущностное определение как социального явления.

Во втором разделе - «Содержание антиутопии и характер влияния на социальные практики современности» проводится анализ антиутопий на различных этапах развития общества, характеризуются истоки и причины их появления, выявляются содержательные черты, показываются функции антиутопии.

Доказывается, что антиутопический дискурс будущего развития общества активно способствует становлению кризисного мировоззрения эсхатологического характера у массового сознания, спекуляциям на поиске человеком смысла жизни и истории, которые производят общественные и политические группы контркультурного характера, националистические и другие деструктивные движения, использующие страх перед будущим для актуализации расовой, этнической и религиозной нетерпимости в целях рекрутирования новых членов и приобретения общественного влияния.

Отмечается, что в качестве тенденций дальнейшего развития антиутопии следует отметить, что явление антиутопии находит свое воплощение в различных формах ее реализации, внутренним наполнением которых являются следующие идеи:

-интеллектуального равенства людей и отсутствия интеллектуальной иерархии;

- самоценности жизни;

- ущемления личной свободы индивидуума абстрактным понятием общечеловеческих ценностей;

- ухудшения экологической обстановки вплоть до полного исчезновения оной (экологический коллапс);

- генетического вырождения социума вкупе с экспериментами по генной инженерии (клонирование);

- атрофирования мыслительных способностей мозга в связи с исчезновением в них особой необходимости (чипизация сознания);

- утери в процессе глобализации национальных, семейных и других традиций, привычек, знаний и умений;

- смешения и разрушения культур под видом их взаимопроникновения;

- подмены идеальных желаний материальными потребностями, с помощью кажущейся легкости их удовлетворения.

Исследуются различные взгляды на происхождение антиутопии: одновременного возникновения антиутопии и утопия, выступающими взаимообусловленными проявлениями социального предвидения; антиутопии как следствия не всегда позитивных достижений научно-технического прогресса; как продукта развития общества, которое разочаровалось в утопических проектах.

Обосновывается авторская позиция, заключающаяся в том, что антиутопическое видение социального устройства общества соответствует различным этапам развития социального философствования. Показывая в антиутопическом ключе свое понимание настоящего и будущего развития общества различные мыслители в своих антиутопиях воплощают свое мировиде-ние, мироощущение и мирочувствование современной эпохи и свою озабоченность дальнейшей судьбой социума.

Данная точка зрения обосновывается показом взаимосвязи конкретных антиутопий и философских позиций их создателей. В философии античности указывается на метафизический подход Платона («Государство»), описывающего проект идеального общества, имеющего не только утопические, но и антиутопические черты (кастовость, обобществление жен, наличие рабского труда).

В философии средневековья показана религиозно-мистическая позиция Августина Аврелия, в книге которого «О граде Божьем» антиутопия - это «Град земной», который организовали люди-грешники в противоположность «Граду божьему», выступающему социальным идеалом - утопией.

В философской мысли Возрождения Данте Алигьери показывает в своей «Божественной комедии» адскую антиутопию и райскую утопию, делая особый упор на проблеме выбора собственного будущего, который стоит перед каждым человеком.

В Новое Время Ф. Бэкон в своем произведении «Новая Атлантида» описывает совершенное утопическое общество, которое во многом было реа-

лизовано отцами-основателями на американском континенте. Вместе с тем уже здесь можно разглядеть антиутопические черты, которые сегодня активно реализуются в «проекте Просвещения».

Социально-философская мысль Новейшего Времени породила наибольшее количество антиутопических проектов. В антиутопии Е. Замятина «Мы» были гиперболизированы и доведены до логического завершения идеи футуризма и конструктивизма. В трудах Дж. Дьюи («Проблемы человека», «Школы будущего»), Б.Ф. Скиннера нашел воплощение прагматический взгляд на общество. Книги К. Поппера, X. Арендт, К. Фридриха, 36. Бжезин-ского, в которых были проанализированы проявления тоталитаризма, явились в определенной мере антиутопическими построениями неопозитивистов, выступающих идеологами либерально-демократического направления развития человеческого общества. В антиутопии Дж. Оруэлла «1984» можно увидеть некоторые черты постструктуралистского восприятия социальной реачьности. В антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир», книгах Т. Ли-ри, Т. Маккены получил свое воплощение особый психоделический взгляд на социум. В книгах У. Гибсона, Ф. Дика, антиутопических фильмах «Матрица», «Джонни-мнемоник» находит отражение постмодернистское видение социальной реальности.

На основании анализа значимости антиутопии для социума выделяются ее основные функции антиутопии, к которым следует отнести:

- когнитивную функг/ию - антиутопия стимулирует интеллектуальную деятельность (восприятие, память, мышление, воображение) для поиска лучшего социального устройства;

- прогностическую (идейно-эстетическая) функцию - предупреждение о нежелательных последствиях развития индустриального общества и его институтов;

- нормативную функцию, обусловленную необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов, выражается в ее способности управлять социальными процессами;

- семиотическую (символическую) функцию - антиутопия критикует содержание утопической идеи, в том числе используя ее форму, присваивая объектам антиутопии определенные значения, т.е. оперируя словарем утопии, одной из задач которого является маркировка пространства благоприятного, но нигде не существующего;

- деструктивную функцию - антиутопия может способствовать разрушению социальных процессов, связей, отношений, когда она выступает средством идеологической борьбы между различными политическими и социальными акторами.

Для рассмотрения субъектов антиутопии используются наиболее значимые социальные теории: творческо-аутопоэтическая теория, согласно которой субъектами антиутопий являются сами их авторы; синергетическая теория применительно к субъектам антиутопии означает, что сам читатель

или зритель антиутопии, созидает ее вместе с автором; конспирологическая теория позволяет указать на скрытые социальные силы добивающиеся своих узко практических целей реализуя свое видение будущего общества (глобализация, проект Просвещения и т.д.); манипулятивная теория подчеркивает возможности масштабного информационного влияния элит на массы, утверждения мифа о необходимости «власти лучших».

Обосновываются принципы конструирования антиутопии, которыми руководствуются ее создатели, среди которых отмечаются: рационалистичность, максималистичность, стирание всех различий в окружающей конкретной действительности, огульное отрицание всего того, что не есть полнота утверждаемого идеала (антиидеала), догматичность, террористичность, иезуитизм.

В качестве объекта антиутопии определяется массовое сознание, выступающее обыденным знанием, не основанным на специализированном знании, вплетением непосредственно в практическую деятельность людей. Для того, чтобы «обратиться» к массовому сознанию и быть им адекватно воспринятым, необходимо трансформировать свои идеи, выраженные на научном языке специализированного знания, в форму, адекватную массовому сознанию, адаптировать его к восприятию массовым сознанием. В этом отношении субъекты антиутопии осуществляют целеполагающую и целенаправленную идеологическую и политическую деятельность по переводу своих проектов социального будущего в антиутопические формы, которые бы могли быть усвоены массовым сознанием.

Делается вывод о наличии особых технологий реализации антиутопии, основными из которых являются:

- проекция на воображаемое общество тех черт современного автору общества, которые вызывают его наибольшее неприятие;

- расположение антиутопического мира на расстоянии - в пространстве-времени;

- управление временем (хронотопом); обязательная для всех доктрина «подвижного прошлого», согласно которой минувшего не существует, за исключением того, каким оно сконструировано на данный момент. Задача в том, чтобы исчезла всякая возможность несогласия, всякая человеческая индивидуальность;

- описание характерных для антиутопического общества негативных черт таким образом, чтобы возникало ощущение кошмара, страха. Становясь сильнейшим из побуждений, он ломает нравственные устои человека и заставляет его глушить в себе все чувства, кроме инстинкта самосохранения;

- лингвистическое влияние «новояза», разрушающего язык, чтобы стала невозможной сама мысль о сопротивлении;

- использование войны для нагнетания социальной напряженности.

Предпринята попытка систематизации антиутопии по различным основаниям, среди которых обозначаются: воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества; идеологическое основание, то есть критические основаниям, ценностям и интересам, преследуемым авторами антиутопиче-

ских проектов; уровни социума; направленность антиутопий на конкретные социальные проблемы.

Выявлены формы реализации антиутопии, которые выступает способом существования и выражения ее содержания; литература, живопись, кино, мультфильмы, комиксы, компьютерные игры, интернет-ресурсы и др.

Рассмотрены некоторые методы антиутопического влияния, такие методы носят информационный характер и представляют собой прежде всего скрытый информационный контроль, лингвистическое программирование личности, телевизионное «промывание мозгов» и др.

В третьем разделе - «Основные направления преодоления негативных последствий реализации антиутопий в социальных практиках современности», проводится социально-философский анализ последствий реализации антиутопии в социуме, предлагаются некоторые меры по противодействию наиболее негативных результатов их воздействия на социальную ткань действительности.

Доказывается, что ориентируясь на неоднозначный, многогранный характер антиутопии следует признать, что общественные изменения, инициированные антиутопиями часто влекут за собой самые различные социальные последствия как позитивной, так и негативной направленности. При этом необходимо учитывать, что социальные последствия могут иметь следующие признаки: содержание наносимого ущерба, которое может быть материальным, и духовным, при этом обязательно нужно иметь в виду ценностный и моральный вред, поскольку антиутопия может посягать и на нравственные устои общества, а также культурные, религиозные, национальные ценности; объект, которому наносится вред: человек, социальная группа, общество, государство, цивилизация; сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесение ущерба.

Указывается, что положительные последствия реализации антиутопии заключаются в предупреждении о неверном векторе общественного развития, определении недостатков реализуемых социальных проектов, предостережении о возможном отрицательном воздействии на человека и общество новых научных открытий, разработанных технологий, экологии и др., другими словами главным позитивным результатом антиутопии является «освобождении будущего» - оказание помощи людям в выборе такого будущего, которое больше всего отвечает их интересам, стремлениям, надеждам.

Наибольшее внимание в работе уделено анализу негативных социальных последствий реализации антиутопий, место реализации которых полностью совпадают со всеми сферами жизнедеятельности общества.

Показано, что одним из политических последствий антиутопий следует считать их способствование («Мы», «1984», «Властелин колец») в разрушении Советского Союза. Среди экономических последствий антиутопии особо отмечается консюмеризм, утверждение общества потребления, принцип верховенства материального благополучия, которое приводит на индивидуальном уровне большинство людей к поражению и одиночеству, а на социальном - к разрыву социальных связей, оборачивающемуся общей деструкцией

социального организма. Социальные последствия антиутопии, выступают как фактор, подрывающий, дестабилизирующий сами основы социальных институтов общества. К духовно-идеологическим последствиям следует отнести утверждение алармического (тревожного) мироощущения, страха перед будущим, отвлечение от реальных духовно-нравственных проблем (погоня за иллюзиями, эскапизм), примитивизацию духовных интересов.

Для противодействия осуществлению негативных последствий антиутопии предлагается ряд направлений противодействия, которые могут быть сгруппированы по различным сферам общества (политической, экономической, социальной и духовной). При этом в политической сфере основное внимание предлагается сосредоточить на организации противодействия идеологам антиутопий. Представляется, что научный анализ появляющихся антиутопий, обращение философов к осознанию политических последствий их реализации будет способствовать показу антиутопий как разновидностей деструктивной политической идеологии, выявлению ее политически ангажированных авторов, их разоблачению как своеобразной формы «ложного сознания». В социальной сфере основное внимание следует уделить укреплению социальных институтов (государственно-политического, материально-экономического, образовательного, религиозного и семейного), наиболее важных элементов социальной системы общества. Представляется, что для укрепления социальной сферы, ее глубинных структур (габитуса) необходимо особое внимание обратить на возможности социальных технологий, которые могут способствовать решению этой задачи.

Поскольку духовная сфера наиболее уязвима для деструктивных антиутопий, основные усилия по противодействию их реализации следует сосредоточить именно здесь. С этой целью необходимо особое внимание уделить возрождению надежды на будущее, каковая в наибольшей мере представлена в утопическом творчестве. Необходимо учитывать здесь принцип надежды Э. Блоха, согласно которому любая попытка осуществления тех или иных мечтаний, надежд, утопий ведет или к «Ничто» (антиутопии) или к «Все» (утопии), из чего следует, что обществу надо всемерно способствовать возрождению утопии как позитивной фантазии относительно перспектив развития социума.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.

Список литературы отражает основные источники по диссертации.

Объем диссертации - 182 страницы.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

- в определении сущности антиутопии как социальной практики;

- в анализе структурных элементов антиутопии;

- в классификации различных видов антиутопий;

- в выявлении социальных последствий реализации антиутопии в обществе;

- в обосновании основных направлений преодоления негативных последствий реализации антиутопий в социальных практиках.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Сущность антиутопии как социальной практики представляет собой возможный образ социальной реальности, который с помощью инициирования страха перед будущим, характеризуемым жестким контролем над личностью, примитивизацией се потребностей, тотальным ограничением прав и свобод человека, активно воздействует на массовое сознание в целях оказания влияния на проекты будущего социального устройства и деятельность по их осуществлению.

Для выявления наиболее существенных признаков антиутопии следует использовать ее различные срезы: гносеологический (утопизм как некая форма утопического сознания, философское понимание процесса перерождения утопии в антиутопию), моральный (социальный идеал и антиидеал выражающие потребности определенных индивидов и социальных групп, обусловленные активной реализацией противоположных ценностей и духовных проявлений), онтологический (хронотоп в антиутопиях находит свое воплощение технологии управления социумом на базе операций с историческим временем и ментальными образами прошлого, настоящего и будущего, которые опираются на пространственно-временные концепции: стабильно длящегося настоящего; изменяемого прошлого и моделируемого будущего; конца истории; циклического социально-исторического времени) и антропологический (разрушительное влияние научного прогресса на человека - трансгуманизм; полное лишение или существенное ограничение его свободы - социальный контроль; массовая манипуляция сознанием; программирование человека для уничтожения в нем чувств и эмоций - социальная инженерия) в их влиянии на общественные процессы, свойства и отношения.

2. В структуре антиутопии как социального явления выделяются: а) субъекты (их авторы; сам читатель или зритель; скрытые лица, носящие конспирологический характер; манипулятивные СМИ), которые осуществляют целеполагающую и целенаправленную идеологическую и политическую деятельность по переводу своих проектов социального будущего в антиутопические формы; б) объектами (массовое сознание); в) технологии (проекция на воображаемое общество негативных черт; расположение антиутопического мира на расстоянии - в пространстве-времени - хронотопе; инициирование ощущения кошмара, страха; лингвистическое влияние «новояза», использование войны для нагнетания социальной напряженности); г) формы (литература, живопись, кино, компьютерные игры, Интернет-ресурсы) и д) методы их реализации (информационный контроль, лингвистическое программирование личности, телевизионное «промывание мозгов» и др.).

Антиутопии как различные проекты неблагоприятного для человека будущего могут выступать в качестве социальных практик как совокупности экономических, социальных, духовных, политических практических действий, обычных практических процедур и конкретных правил, которые индивиды и социальные группы воспроизводят и преобразуют, которые обусловлены их взаимозависимостью и конкретной деятельностью по освоению и преобразованию объективной социальной действительности и которые с помощью своей определенным образом функционирующей социальной структуры способны конструировать социальное пространство общества.

3. Различные виды антиутопий можно классифицировать по следующим основаниям: по воздействию на различные сферы жизнедеятельности общества (политические, экономические, социальные, духовные антиутопии), по идеологическому основанию (коммунистические, либерально-демократические, фашистские, постмодернистские), по уровням социума (личностная, групповая, общественная, государственная, глобальная антиутопия), по направленности на конкретные социальные проблемы (дистопия, какотопия, практопия, экоутопия, антиантиутопия, постантиутопия, антиутопия «темного будущего», эсхатологическая антиутопия, постапокалиптическая антиутопия, бестнарная антиутопия, постантиутопия, киберпанк).

Классификация антиутопии позволяет раскрывать социальный характер ее различных проявлений, уточнить присущие каждому из видов антиутопии особенностей. Кроме того появляется возможность получать адекватное представление о различных динамично изменяющихся силах и средствах осуществления антиутопических проектов, что создает условия для социально-философского анализа, позволяющего осмыслить глубинные источники и причины возникновения и развития антиутопий, которые в свою очередь тесно связаны с художественно-эстетическими и духовно-практическими поисками формы самовыражения их субъектов.

4. Социальные последствия реализации аитиутопического образа социального будущего для человеческого общества можно условно разделить на позитивные (предупреждение о неверном векторе общественного развития, определение недостатков реализуемых социальных проектов, предостережение о возможном отрицательном воздействии на человека и общество новых научных открытий, разработанных технологий, экологии и др.) и негативные, которые подвергаются дальнейшей детализации на: политические (способствование в разрушении социально-политических общностей, в частности, Советского Союза), экономические (утверждение в обществе идеологии общества потребления - кон-сюмеризма), собственно социальные (дестабилизация устоявшихся социальных взаимосвязей, общественного сознания, разрушение общественных символов и ритуалов, традиционных эстетических и религиозных переживаний, преобразование социальных отношений производства, потребления и коммуникации, преображение действия культурных традиций, как опоры личности и др.), духовно-идеологические (утвер-

ждение алармического мироощущения, отвлечение от реальных духовно-нравственных проблем, примитивизация духовных интересов и др.).

Одним из наиболее опасных последствий антиутопии является отвлечение от реальных духовно-нравственных проблем. Современная жизнь заполнена всевозможными «живыми» развлечениями, назначение которых -убежать от вопроса о смысле жизни. Механизмами такого «бегства от свободы», по Э. Фромму, выступают зависимость (состоит в тенденции отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду), разрушительность (заключается в способности избавиться от чувства собственного бессилия по сравнению с окружающим миром, разрушая этот мир), автоматизирующий конформизм (означает полное усвоение типа личности, предлагаемого человеку общепринятым шаблоном, человек становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть).

5. Основные направления преодоления негативных последствий реализации антиутопий в социальных практиках могут быть обозначены в различных сферах общества: политической (осознание антиутопий как разновидностей деструктивной политической идеологии, выявление политической ангажированности их авторов, раскрытие их деятельности по производству антиутопий как своеобразной формы «ложного сознания»); экономической (разоблачение экономических проектов, выступающих материальной базой реализации антиутопий: концепции «золотого миллиарда», деятельности «экономических убийц» Дж. Стиглица, доктрины шока - капитализма катастроф Н. Кляйн, теории «угрозы хорошего примера» Н. Хомского); социальной (укрепления глубинных оснований социальных практик индивидов - габитуса, стабилизирующих общественные институты с помощью информационно-коммуникативных, дискурсивных социальных технологий по созданию «электронной агоры» - места, где граждане могли бы обозначать собственную позицию и иметь возможность обсуждать общественные вопросы: социальные сети, телевизионные ток-шоу, живые журналы, блого-сфера, интернет-форумы, 11-1 иЬ) и духовной (учет принципа надежды Э. Блоха, всемерное способствование возрождению надежды на будущее, каковая в наибольшей мере представлена в утопическом социальном творчестве).

Ориентируясь на неоднозначный, многогранный характер антиутопии следует признать, что общественные изменения, инициированные антиутопиями часто влекут за собой самые различные социальные последствия как негативной, так и позитивной направленности. При этом необходимо учитывать, что социальные последствия могут иметь следующие признаки: содержание наносимого ущерба, которое может быть материальным, и духовным, при этом обязательно нужно иметь в виду ценностный и моральный вред, поскольку антиутопия может посягать и на нравственные устои общества, а также культурные, религиозные, национальные ценности; объект, которому

наносится вред: человек, социальная группа, общество, государство, цивилизация; тяжесть наступивших последствий в результате осуществления антиутопии и др.

IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и специфики антиутопии в современной действительности, тенденциях проявления и приоритетных направлениях развития. Выводы диссертации могут быть использованы в интересах дальнейшего теоретического осмысления состояния и развития утопии и антиутопии в мире и России в современных условиях и их воздействия на все стороны жизнедеятельности личности и социальной общности.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанные в диссертации положения могут быть использованы при исследовании общественной мысли и социальных процессов в России и в мире. Материал представленный в диссертации, найдет применение в преподавании общего курса по социальной философии, в чтении специальных курсов, посвященных проблемам социальной утопии и антиутопии и способам социального конструирования реальности для слушателей, адъюнктов и студентов.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа проблемы влияния антиутопических практик на социальные связи и отношения позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- необходима дальнейшая разработка научно обоснованных подходов к ' выявлению различных субъектов антиутопической деятельности;

- следует продолжить социально-философский анализ источников и причин антиутопии;

- представляется крайне важным теоретическое углубление и расширение знаний о возникновении, видоизменениях, динамике и тенденциях антиутопических образов социальной реальности;

- предложенные идеи могут служить базой междисциплинарного исследования и критического анализа концепций, обосновывающих антиутопическое видение социальных процессов;

- необходимо обратить внимание на разработку новых подходов к проблеме влияния антиутопических проектов на различные сферы общества;

- следует продолжать критическое исследование методологических основ антиутопии;

- имеет смысл расширить изучение различных проявлений антиутопии в социуме и продолжить разработку оснований для их классификации;

- выводы исследования могут быть использованы в интересах совершенствования изучения механизмов взаимовлияния утопии и антиутопии на процессы общественного развития.

- сформулированные подходы к проблеме воздействия антиутопических образований на социальные практики могут служить методологической базой для разработки научно обоснованной системы взаимодействия личности, общества и государства в противодействии разрушительным последствиям влияния антиутопий на современное российское общество.

К организационно-практическом группе рекомендаций относятся:

1. Обществоведам, ученым и педагогам ВУЗов предлагается использовать материал диссертации в следующих целях:

- для проведения занятий по философии, культурологи, социологии, истории, психологии и другим предметам;

- для разработки и включения в тематический план по философии тем: «Философия антиутопии», «Антиутопический проект социального развития общества»;

- для подготовки и издания учебных пособий для слушателей и курсантов ВВУЗов и студентов: «Антиутопия: социальные вызовы и угрозы реализации», «Антиутопия как социальный феномен: сущность и особенности проявления».

2. Офицерам, осуществляющим обучение, воспитание и руководство личным составом материал диссертации поможет при подготовке и проведении занятий в системе общественно-государственной подготовки, а также в системе командирской подготовки по следующим темам:

- для офицеров - «Антиутопический облик будущего общества: сущность, содержание, направления развития и основные направления противодействия»;

- для солдат и сержантов - «Антиутопия как метод социального противоборства».

Группу рекомендаций, касающихся дальнейшей теоретической разработки исследуемой проблемы, составляют:

Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, но их учет в деятельности обществоведов, высших учебных заведений в понимании имеющихся источников и причин возникновения и развития феномена антиутопии, выявление сущности этого явления, его содержания, основных тенденций развития, поможет определить степень опасности его для социума и определить основные пути противодействия антиутопическим вызовам и угрозам с участием различных субъектов общественной жизни, а также окажут помощь ученым, государственными органам и общественным организациям в области проектирования основных направлений социального развития российского общества.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, а также в процессе проведения занятий по философии с курсантами, слушателями и адъюнктами Военного университета.

Основные результаты исследования отражены в публикациях автора: а) Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Брега С.С. Феномены утопии и антиутопии в социуме // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - № 3. - 0,5 п.л.

2. Брега С.С. Воздействия антиутопии на систему ценностей современного студенчества // Социология образования. - 2010. - № 6. - 0,5 п.л.

б) Публикации в других изданиях:

3. Брега С.С. Сущность и содержания антиутопии как социального явления //Сборник научных статей адъюнктов. М.: ВУ, 2009. - 1 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного ¡фследования составил 2 п.л. ^

С. Брега

Подписано в печать 9.09.2010 г. Заказ 524. Формат 60x84/16. Объем 1,3 п.л. Тираж 100 экз. Типография Военного университета.

 

Текст диссертации на тему "Феномен антиутопии в социальных практиках современности"

военный университет 61 11-9/219

На правая рукописи

Брега Сергей Сергеевич

феномен антиутопии в социальных практиках современности (социально-философский анализ)

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук Специальность 09.00.11 - социальная философия

Научный руководитель -доктор философских наук, доцент Кафтан В.В.

Москва - 2010

Содержание

Введение........................................................................................................................................................................3

Раздел 1. Сущность антиутопии в социальных практиках

современности........................................................................................................................................................15

Раздел 2. Содержание антиутопии и характер влияния

на социальные практики современности..........................................................................................64

Раздел 3. Основные направления преодоления негативных последствий

реализации антиутопий в социальных практиках современности............................115

Заключение..................................................................................................................................................................163

Литература..................................................................................................................................................................................170

Введение

В начале XXI века человечество активно исследует возможные пути своего развития, это связано с усиливающимся динамизмом социальных процессов, развертыванием незаметных ранее тенденций. Современное общество несет в себе часть черт, которые присущи антиутопии: угроза мировых войн с применением ядерного, химического, бактериологического оружия, социальные манипуляции и зомбирование сознания, массовые болезни и эпидемии, голод и нищета, перенаселение и генетическая катастрофа, тоталитарное государство и коррупция, зависимость людей от машин и химии, отравленные вода и еда, синтетическая пища, одежда и жильё и др.

В отношении современного состояния социума и возможности воплощения в нем антиутопий среди философов существуют различные мнения. Так, Ж. Бодрий-яр считает, что антиутопия уже осуществлена на практике. Это «случилось с нашими мечтаниями, находящимися под радикальным знаком антикультуры, ниспровержения смысла, деструкции разума и конца репрезентаций, - вся эта антиутопия, которая вызвала в Европе столько теоретических, политических, эстетических и социальных конвульсий, так никогда в действительности и не реализовавшаяся, воплотилась здесь, в Америке, более простым и более радикальным образом... здесь реализуется антиутопия: антиутопия безрассудства, де-территоризации, неопределенности субъекта и языка, нейтрализации всех ценностей, конца культуры»1.

Э. Тоффлер напротив полагает, что создаваемая ныне глобальная цивилизация Третьей волны не является антиутопией. «Несмотря на то что, «Третья волна» бросает вызов человечеству и таит в себе опасности - от экологической катастрофы до угрозы ядерного терроризма и электронного фашизма, она не является просто кошмарным продолжением индустриализма»2. Это цивилизация, поощряющая индивидуальное развитие, приветствующая (а не подавляющая) расовое, региональное, религиозное и культурное разнообразие. Цивилизация, не застывшая,

1 БодрийярЖ. Америка. - СПб., 2000. С. 175-176.

2 Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2004. С. 451.

но пульсирующая, непрерывно порождающая новое, и в то же время способная обеспечить стабильность тем, кто в ней нуждается. Цивилизация, которая не отдает все свои силы и энергию рынку. Цивилизация, способная направить сильные страсти в искусство. И, наконец, это демократическая и гуманная цивилизация, поддерживающая равновесие с биосферой и не попадающая в опасную экономическую зависимость от остального мира.

В этой ситуации растет значимость не только определения перспектив дальнейшего видоизменения общества, но и способности преодолеть возникающие перед человечеством угрозы, основные контуры которых часто пытались обозначить различные мыслители в виде социальных предостережений, антиутопий.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, определенным кризисом в построении социальных проектов будущего развития общества, обусловленного крахом проекта Модерна, упадком коммунистической идеологии и имеющимися рисками, прежде всего в плане духовности, предлагаемого в качестве социальной альтернативы общества потребления, выступающего «концом истории».

Во-вторых, наличием крайне противоречивых взглядов и социальных иллюзий в отношении будущего человечества, которые вступают в определенное противоборство друг с другом.

В-третьих, активными попытками некоторых социальных акторов масштабного осуществления антиутопий в современной социальной жизни.

В-четвертых, определенной компрометирующей ролью, которую сыграли антиутопические образы, массово создающиеся и распространяющиеся в общественном сознании посредством литературы, телевидения, кино- и видеофильмов, коммуникационных сетей в дискредитации целого ряда социальных проектов.

В-пятых, наличием масштабных антиутопических настроений среди широких масс людей, совокупность которых по своему характеру можно определить как глобальный пространственно-временной эсхатологический кризис, ставящий на повестку дня вопрос об ожидании гибели человечества в мировой катастрофе.

К проблеме изучения антиутопии обращались многие исследователи, которые сформулировали подходы к ней в различных науках.

В рамках филологического знания антиутопия исследуется, прежде всего, как разновидность литературного жанра. Так, Е.Ю. Козьмина сделала попытку создать теоретическую модель жанра романа-антиутопии, определить границы между пониманием романа-антиутопии в литературном и историко-политическом контексте современной автору действительности1.

А.Н. Воробьева установила, что в XX веке происходит осуществление утопии в реальной истории, что ведет мировое сообщество к катастрофическим последствиям, антиутопия при этом происходит из утопии путем естественного схождения на одних и тех же объектах изображения, становясь, наряду с утопией, наиболее адекватной формой художественного воплощения общечеловеческого стремления

к коллективному совершенствованию общего мира .

В культурологии сложилось понимание антиутопии как самостоятельного жанра художественного творчества, который возможен только через систему социокультурных и культурфилософских критериев: восприятие социума как антиутопического зависит от субъективного видения представленной модели читателем. По мнению И.Д. Тузовского основной процедурой формирования «ощущения антиутопического» является перверсия системы ценностей моделируемого социума относительно современного автору общества при сопереживании (самоотождествлении) читателя герою3.

В социологии внимание исследователей направлено на анализ институциона-лизации социальных антиутопий как элементов доктрин обществ, которые используют различные концепции социологии политики и социологии управления. Так, В.Г. Немировский и Д.Д. Невирко доказывают, что весь исторический процесс развития общества можно рассматривать как смену борющихся между собой социаль-

1 Козьмина Е.Ю. Поэтика романа-антиутопии (На материале русской литературы XX века): Автореф. дис. ...кандид. филол. наук. - М., 2005.

Воробьева А.Н. Русская антиутопия XX - начала XXI веков в контексте мировой антиутопии: Автореф. дис. ...доктора филол. наук. - Саратов, 2009.

3 Тузовский И.Д. Образ будущего в современных социокультурных концепциях (на материале анализа футурологии и антиутопий): Автореф. дис. ...кандид. культурологии. - Челябинск, 2009.

ных моделей утопий и антиутопий на вещественно-энергетическом, функционально-организационном, информационном и др. уровнях, при этом реализация антиутопии приводит к социальному краху общества1.

Собственно философские исследования посвящены изучению массового соз-

л

нания, его эхатологического характера, как источника антиутопии , а также глубокой взаимосвязи и определенной трансформации утопии в антиутопию, что стало возможным в условиях современной катастрофогенной социокультурной реальности3.

Вместе с тем следует признать, что исследователи антиутопии, оставили за рамками своего изучения целый ряд вопросов, таких как определение собственно антиутопии, не как литературного жанра, а как социального явления, имеющего довольно сильное влияние на развитие общества, кроме того не получила должного освещения проблема содержательных сторон антиутопии в ее взаимосвязи с субъективной и объективной стороной ее конструирования и распространения в социуме, а также остались не выясненными последствия реализации антиутопии в обществе.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что феномен антиутопии как социального явления, активно влияющего на общественные процессы и отношения не получил в научной литературе всестороннего освещения в рамках социально-философского анализа.

Степень исследования научной проблемы. Представление об уровне социально-философского осмысления феномена антиутопии можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых рассматриваются сущностные черты и особенности антиутопии как социального явления.

1 Немировский В.Г., Невирко Д.Д. Социальные утопии и антиутопии в массовом сознании и бессознательном // Социология человека. От классических к постнеклассическим подходам. - М., 2008.

Цуркан А.А. Эсхатостическое сознание как источник антиутопической традиции (социально-философский анализ): Автореф. дис. ...кандид. филос. наук. - Воронеж, 1996.

3 Якушева Н.Б. Трансформация утопии в антиутопию в культуре XX века: Автореф. дис. ... кандид. филос. наук. - СПб., 2001.

В трудах Б.А. Ланина, Л. Тульчинского, М. Эпштейна, И. Фролова,

B. Чаликовой1 раскрывается тесная взаимосвязь дихотомии утопии и антиутопии, которые носят по сути амбивалентный, взаимообусловленный характер.

Сущностные черты антиутопии пытались выявить Ф. Аинса, Р. Гальцева, И. Роднянская, И.Д. Тузовский, В. Штепа, Л.М. Юрьева2

Для выявления сущности антиутопии представляют интерес собственно антиутопические произведения Э. Бёрджесса, Р. Брэдбери, Ж. Верна, В.Войновича, К. Воннегута, Д. Глуховского, Е. Замятина, С. Лема, Дж. Лондона, Дж. Оруэлла, Т. Толстой, Г. Уэллса, О. Хаксли,3 анализ которых, позволяет вычленить такие постоянно присутствующие черты антиутопии, такие как: сатирическое изображение утопического проекта, иерархизация социума, массовые репрессии, контроль и программирование социальных и индивидуальных действий, псевдокарнавальность реальности, в центр которой ставится абсолютный страх и др.

Имеется также ряд трудов, анализирующих антиутопии на кино- и телеэкране, среди них наибольшего внимания заслуживают позиции Г. Йеффета,

C. Жижека, Д. Рашкоффа, М. Роулендса4, показывающих смещение антиутопического проектирования в плоскость медийно-визуального отображения социума.

1 Панин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века: Автореф. дис. ...доктора филол. наук. - М., 1993; Тульчинский Л., Эпштейн М. Проективный философский словарь. - М., 2003; Фролова И. Антиутопия // Философский словарь. - М., 2001; Чаликова В. Зеркала антиутопий // Антиутопии XX века. - М., 1989.

Аинса Ф. Реконструкция утопии. - М., 1999; Гальцева Р. Роднянская И. Помеха - человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. - 1988. - № 12; Тузовский ИД. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. - Челябинск, 2009; Штепа В. 1Штопия. -Екатеренбург, 2004, Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. - М., 2005.

Бёрджесс Э. Заводной апельсин. - СПб., 2005; Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. -СПб., 2000; Верн Ж. Пятьсот миллионов бегумы. - М., 1975; Войнович В. Москва 2042. - М., 2002; Воннегут К. Механическое пианино (Утопия 14). - М., 2002; Глуховский Д. Метро 2033. -М., 2009; Замятин Е. Мы. - М., 1990; Лем С. Возвращение со звёзд. - М., 2007; Лондон Дж. Железная пята // Собр. соч.: в 4 т. - М., 1984. Т. 3; ОруэллДж. 1984. - Пермь, 1992; Толстая Т. Кысь.

" - М., 2009; Уэллс Г. Машина времени. - СПб., 2004; Хаксли О. О дивный новый мир. - М., 2002.

4 Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице» / Под ред. Г. Йеффета. - М., 2003; Жижек С. Матрица: Истина преувеличений //Матрица как философия. -Екатеринбург, 2005; Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.; Екатеринбург, 2003; Роулендс М. Философ на краю Вселенной: НФ-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах. - М., 2005.

Ко второй группе следует отнести исследования, которые посвящены непосредственному анализу содержания антиутопии и ее роли в социальных процессах и отношениях.

Субъекты антиутопии в значительной мере были проанализированы в книгах С.И. Гессена; С. Г. Кара-Мурзы1. Объекты антиутопии, главным из которых для современного общества выступает массовое сознание получили всестороннее освещение в работах Б.А. Грушина, Н.П. Кирилова, А.К. Уледова, Т.В. Науменко, В.Г. Немировского . Т.А. Пчелинцевой удалось в значительной мере приблизится к выявлению функций антиутопии . Научные изыскания В.Г. Браунинга, A.A. Зверева, О. Хаксли, Э. Фромма4 позволили получить представление о технологиях реализации антиутопии в социальном пространстве современного общества.

Д.М. Володихин, А.Н. Воробьева, Б.А. Ланин, Э. Тоффлер С.Г. Шишкина5 выделили некоторые основания для классификации проявления антиутопии в социальных практиках.

Третью группу представляют исследования, затрагивающие возможные последствия реализации антиутопий в социальных практиках. Здесь следует назвать

1 Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М., 2001; Гессен С.И. Крушение утопизма // Современные записки. - 1924.- Кн. XIX.

2 Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М., 1987; Кирилов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики: Вопросы теории и методологии. - Томск, 1995. Кн. 2; Уледов А.К Структура общественного сознания. -М., 1968; Науменко Т.В. Массовое сознание // Теоретический журнал Credo. - 2000; Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // Социологические исследования. - 2006. - № 2.

3 Пчелинцева Т.А. Функции утопии // Закономерности развития современной науки: Сб. статей. Томск, 1981.

4 Browning W.-G. Toward a Set of Standards for Antiutopian Fiction //Cithara. - 1970. - № 10; Зверев A.A. Предисловие // Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. - М., 1989; Huxley A. Brave New world revisited. - N.Y., 1965; Fromm E. Afterword to George Orwell Ts 1984. - N.-Y., 1962.

5 Зверев А. «Когда пробьет последний час природы...». Антиутопия. XX век // Вопросы литературы, 1989, №1; Чаликова В. Утопия и свобода. - М., 1994; Шишкина С.Г. К вопросу об особенностях жанра антиутопии в контекстах русской и английской литератур // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX веков. - Иваново, 1998; Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2004; Воробьева А.Н. Русская антиутопия XX века в ближних и дальних контекстах. - Самара, 2006; Володихин Д.М. Война сценариев // Агентство политических новостей -2005 - 10 июля; Ланин Б.А. Антиутопия в литературе русского зарубежья // netrover.narod.ru/lit3wave/l 5.htm

исследователей как образов будущего в целом, так и антиутопии в частности А. Азимова, Е. Брандиса, А. Ваджры, С. Волкова, Д. Галковского и др.1

Негативные последствия антиутопии стали объектом анализа в трудах Дж. Де Графа, В. Дмитревского, С.Г. Кара-Мурзы, Н. Кляйн Ж.Бодрийяра Э. Фромма2.

Четвертую группу образуют работы ученых, в которых затрагивается проблемы преодоления негативных последствий антиутопий. Здесь могут быть обозначены работы С. Джорж, К. Мангейма, С.Жижека исследующие возможности раскрытия в политической сфере общества тесной взаимосвязи антиутопии с идео-

о

логией . Экономическим аспектам реализации антиутопии уделяется внимание в работах Н. Кляйн, Дж. Перкинса, Н. Хомского4.

Особенности осуществления антиутопий в социальном пространстве общества проанализированы в книгах З.Баумана, М. Кастельса, Ю. Хабермаса и др.5

Духовные аспекты противодействия антиутопиям затронуты в исследованиях Э. Блоха, С.Е. Вершинина, К. Квина, Г. Марселя, Э.Фромма и др.6

Следует признать, что проблема изучения антиутопии в современных социальных условиях в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с выбором пути социальных изменений в стране и состав-

1 Азимов А. Меня здесь нет. - М., 2003; Брандис Е., Дмитревский В. Тема предупреждения в научной фантастике // Вахта Арамиса. - Л., 1967;

л

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или Конец социального. - Екатеринбург, 2000; Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. - М., 2007; Де Грааф Дж. По-треблятство. Болезнь, угрожающая миру. - М., 2003; Кара-Мурза С., Волков С, Галковский Д. и др. Что для России лучше? - М., 2004; Кляйн Н. NO LOGO. Люди против брэндов. - М., 2005; Фромм Э. Иметь или быть? // Величие и ограниченность теории