автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Антропная витальность: явление и сущность

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Руди, Амина Шамильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Антропная витальность: явление и сущность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Антропная витальность: явление и сущность"

На правах рукописи

РУДИ Амина Шамильевна

АНТРОПНАЯ ВИТАЛЬНОСТЬ: ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Специальность 09.00.13 - религиоведение, философия культуры, философская антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Омск 2003

Работа выполнена на кафедре философии Омского государственного педагогического университета

Научный руководитель -

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Денисов Сергей Федорович

доктор философских наук, профессор Мартишина Наталья Ивановна кандидат философских наук, доцент Попов Дмитрий Владимирович

Ведущая организация -

Омский государственный университет

Защита состоится «19» декабря 2003 г. в.......часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Омском государственном педагогическом университете. Адрес: 644099, Омск-99, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан « ноября 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент а Л.М.Карпова

\j\Ao

Актуальность темы исследования. На современном этапе своего развития человечество достигло чрезвычайно высокого уровня в сфере информационных технологий и материального производства. Рациональность и практицизм составляют основные принципы, которыми руководствуется человек, стремительно движущийся по пути социально-технического прогресса. Однако, искусственный мир, созданный во имя блага человека, не обеспечил человеческой жизни стабильность и надежность. Колоссальные общественные потрясения XX - начала XXI вв., войны, глобальные экологические катастрофы, культурные и цивилизационные разломы, кардинальные экономические, политические, социальные и духовные изменения, обострение нравственных проблем приводят к потере человеком жизненных ориентиров. Проблемы отчуждения, страха, одиночества, незащищенности человека, поднятые в философии XIX - XX вв., так и не находят практического решения и проявляют себя все болезненнее.

Надо признать, что, несмотря на экономические и социальные успехи, достигнутые человечеством за все время его существования, проблема повышения жизненной устойчивости личности продолжает оставаться «вечной проблемой» и сохраняет свою актуальность, а во многих отношениях становится все острее в наши дни. Науки о человеке в настоящее время делают довольно резкий поворот в сторону поиска методов активизации естественных внутренних резервов человеческого организма.

Одной из главных задач философии сегодня становится поиск оснований человеческой жизнедеятельности, осуществляемый вне привычных представлений о ценностях материального характера и - нередко - вне пределов человеческого сознания. Перед наукой и философией встает необходимость формирования адекватного «энергетического обеспечения» необходимых внутренних усилий человека для реализации различных проявлений его жизнедеятельности.

Постижение сущности и особенностей феномена человека во многом связано с пониманием человеческой витальности. Хотя на различных этапах истории философской мысли витальное начало в человеке трактовалось по-разному, массовое и специализированное сознание в подавляющей части исходило из неотъемлемости витального начала для существования человека и вне витальной формы человека не представляло.

Тема витальности человека резко актуализировалась на рубеже XX -XXI веков, в связи с нарастанием исторически беспрецендентной угрозы геобиотическим основаниям человеческой жизни вследствие неконтролируемого развития техногенной цивилизации. В этих условиях инициировались попытки всесторонней рефлексии возможных альтернатив выживания человека.

рос. национальная! библиотека 1

.. .

Лишь на одну из них возлагаются надежды на сохранение современной, сложившейся в ходе антропогенеза, витальной формы человека, обеспечение единства антропной телесно-духовной организации, сохранение субъективной неповторимости индивида. Эта альтернатива связывается с использованием резервов человеческой психики, инициацией принципиально новых способов нервно-психической регуляции человеческой жизнедеятельности. Она нацелена на кардинальное смягчение исключительно инструментально-деятельного отношения человека к миру1.

Сегодня можно говорить о тенденции возрождения некогда активно употреблявшейся в научном и философском обиходе категории витальности. В естественнонаучной и философской традиции за витальностью прочно закрепилось понимание жизненной силы биологического характера. По причине недостаточной разработанности этой категории, несоответствия понятия витальности постоянно растущему уровню познания природы (антропной природы в частности), «витальность» перестала отвечать категориальным требованиям и на некоторое время утратила свою принципиальную значимость. Несмотря на это, указанное понимание витальности, наряду с различными другими, встречается в современном философском дискурсе. Введение понятия витальности в философский категориальный аппарат позволяет преодолеть упрощенное, неперспективное в философском контексте противопоставление телесного духовному, как «плохого» «хорошему», интегрируя в исследовании явления и сущности жизненной силы оба фактора. Ослабление как телесного, так и духовного ведет соответственно к ослаблению витальности вообще. И если болезнь тела еще может компенсироваться хотя бы отчасти усилиями воли, работой разума, высоким сознанием долга, то слабость духовной энергии с неизбежностью отрицательно сказывается на человеческой витальности, опуская индивида с собственно человеческого уровня существования на животный уровень.

Широкий диапазон прочтений смысла витальности рождает острую необходимость концептуального исследования, позволяющего выявить основные онтологические признаки витальности и использовать эвристические возможности этого понятия в разрешении многочисленных антропологических проблем.

Степень разработанности проблемы. Основой для анализа философского понимания витальности явились труды Платона, Аристотеля, Плотина, Сенеки, Фомы Аквинского, Г.В.Лейбница, И.Канта, Г.В.Ф.Ге-геля, И.Г.Фихте, З.Фрейда, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, И.И.Вен-целя. Философский подход к пониманию жизненной силы и источни-

'См.: Щелкунов М.Д. Перспективы человеческой витальности // Человек -Культура - Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. В 2 т. - М., 2002. - Т.2. - С. 247-248.

ков жизнедеятельности человека базируется на принципах всеобщности и абстрактности. Отсюда - стремление охватить в гносеологическом процессе все грани феномена, абстрагируясь от непосредственно физико-биологического аспекта. В результате сформировалось идеалистическое представление о природе человеческой активности, деятельности, творчества.

Попытки преодолеть умозрительно-идеалистическое представление о витальности были предприняты рядом естествоиспытателей, прежде всего учеными-биологами: Л.С.Бергом, И.Рейнке, Г.Вольфом, К.А.Тимирязевым, И.П.Бородиным, И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, В.Л.Круткиным.

Таким образом, в традиции исследования витальности выделяются два направления. С одной стороны - идеализм, рассматривающий источник жизненных сил в сознании человека, его мышлении, что нашло яркое воплощение в формуле Декарта: «Cogito, ergo sum». С другой стороны - биологическое направление, стремящееся выйти за рамки идеалистических концепций, и сводящее витальность к физическому потенциалу человеческого организма.

Различные модификации витальности актуализируются в процессе решения философско-антропологических вопросов. Выявление содержательных тенденций в развитии этой категории и определение характера ее функционирования в современных философских исследованиях проводилось посредством обращения к работам С.Ф.Денисова, М.Д.Щелку-нова, В.И.Красикова, Г.Ч.Синченко, В.М.Розина, в философско-психоло-гическом ракурсе - В.В.Козлова, Ф.Е.Василюка. Здесь представлено направление познания витальности вне установленных философской традицией биологических рамок, в соответствии с чем исследователями (С.Ф.Денисов, В.И.Красиков) указывается связь витальности с трансцендентным. Однако в силу специфики исследований авторы оставили в стороне вопросы о характере связи витальности и трансцендентности, витальности тела и витальности духа, возможности влияния человека на уровень собственной витальности.

Рассмотрение антропологического значения трансцендентного осуществлялось с опорой на идеи Л.Фейербаха, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, П.Тейяра де Шардена, К.-Г.Юнга, Ф.М.Достоевского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, И.А.Ильина, В.И.Вернадского, С.Ф.Денисова, Л.В.Денисовой, В.И.Красикова, Ю.И.Деревянченко.

Трансцендентный характер антропной витальности исследовался с использованием произведений Ф.Аквинского, Н.А.Бердяева, Г.Зиммеля, Г.Риккерта, М.Шелера, А.Маслоу, которые содержат глубокие идеи о трансцендентной природе человека. Однако в этих работах не выявлен специфический характер антроповитальности, а витальность и трансцендентность не рассматриваются в непосредственной взаимосвязи.

Проблема исследования. Проблема исследования состоит в описании и объяснении специфики антропной витальности. Эта проблема может быть выражена в вопросах: как соотносятся ценностные установки личности и стремление к биологическому выживанию в антропной витальности; какова взаимосвязь витального и трансцендентного?

Цель работы. Цель работы заключается в исследовании явления витальности, выяснения ее бытийных признаков и функций на уровне сущности и явления.

Задачи исследования:

1. Зафиксировать антропологические смыслы понятия «витальность».

2. Раскрыть специфику духовной и телесной витальности человека в их взаимосвязи.

3. Описать проявления витальности на уровне психической организации человека

4. Объяснить сущностную специфику связи антропной витальности и трансцендентности.

Методологическая основа работы. Для фиксации явления витальности и вскрытия ее сущностных особенностей активно использовались такие методы научного поиска, как объяснение и описание. Посредством объяснения в работе раскрывается специфика антропной витальности (ее духовной и телесной составляющих), а также природа трансцендентности. Метод описания позволил рассмотреть проявления витальности на уровне психической организации человека и в его бытии.

Среди различных подходов и принципов отечественной и зарубежной философской мысли, открывающих возможность для всестороннего исследования категории «витальность», можно выделить следующие методологические принципы: целостность, дополнительность и системность, в которых проявляется единство общенаучных и философских методов исследования. С их помощью выведено основное положение диссертационного исследования о полиструктурной природе витальности, сущность которой заключается в единстве биологических и психических факторов человеческой жизнедеятельности. Эти факторы также могут быть представлены в виде систем: а) биологической - совокупность различных (физических, химических и т.д.) взаимосвязанных энергетических элементов - источников жизни организма, б) психической - совокупность эмоций, чувств, сознания, бессознательного, нравственности.

В анализе различных мировоззренческих концепций, теорий и идей используется метод сопоставления, метод аналогий.

Основные результаты исследования и его научная новизна.

1. Зафиксированы антропологические смыслы понятия «витальность». Антропологические смыслы «витальности» связаны с необходимостью фиксации в понятийной форме жизненной силы, энергии чело-

века, проявляющейся в созидательной активности и устремленной на утверждение жизни как способа реализации человеческого в человеке. Таким образом, выявляется нравственная компонента природы антропной витальности.

Витальность рассматривается как качественная характеристика жизненной энергетики, «подпитывающей» человеческую активность. Витальность может выступать как философский концепт, предназначенный для предельного обоснования человеческой способности к бытийному са-< моутверждению и творчеству.

2. Раскрыта специфика духовной и телесной витальности человека в их взаимосвязи. Установлено, что в силу многогранности человеческой сущности, антропная витальность обладает полиструктурной природой, суммируя в себе в самом общем виде витальность тела и духа.

3. Описаны проявления витальности на уровне психической организации человека. Предлагается классификация уровней организации витальности в соответствии с фундаментальными потребностями человека. Утверждается, что человек в состоянии воздействовать на уровень' своей витальности как сознательно, так и бессознательно, изменяя свое физическое и психическое состояние.

4. Объясняется сущностная специфика связи антропной витальности и трансцендентности.

Указана узость традиционного понимания витальности как стремления исключительно гедонистической направленности. Антропная витальность есть ориентированность на сохранение себя не только как биологического организма, а сохранение, утверждение, развитие своей личности.

Трансцендентное трактуется как объективированная система разумных регулятивов человеческой активности, выраженных ценностями. Транс' цендирование следует понимать как выход за границы той или иной бытийной ситуации, за пределы низшего бытия (характеризующегося такой жизненной стратегией, которая ставит в итоге человека перед угрозой самоистребления) в бытие высшее (представленное витально ориентированной жизненной стратегией).

Однажды преодолевая пределы «низшего бытия», для поддержания витальности человек должен трансцендировать всегда. Ценности, локализуясь в сфере трансцендентного, являются витально значимыми, выступая источником деятельности, состоящим в воле субъекта действия, своеобразным энергетическим ресурсом человека.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы позволяют расширить возможности исследования ряда онтологических и антропологических проблем с активным использованием категории витальности. Материалы проведенного исследования могут быть

использованы для дальнейшего изучения философских вопросов естествознания, при подготовке спецкурсов, лекций, семинаров по онтологии, антропологии, аксиологии, этике и дисциплин, образованных на стыке гуманитарных и естественных наук.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях и ряде тезисов статей, были представлены для обсуждения на межвузовском аспирантском семинаре при ОмГПУ, на конференциях в г. Омске, г. Москве, г. Ростове-на-Дону, г.Красноярске, г. Кемерово.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна диссертационного исследования, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Первая глава «Витальность в человеческой активности» посвящена исследованию явления витальности, рассмотрению общих форм реализации витальности в антропобытии.

В первом параграфе «Философский витализм и его эволюция» для выяснения историко-философского основания проблемы витальности автор обратился к естественнонаучному рассмотрению витализма, наследие которого оказывает до сих пор существенное влияние на судьбу исследуемой категории. С этой целью были проанализированы основные виталистические идеи таких мыслителей, деятелей медицины и биологии, как Гален, Парацельс, Г. Шталь, Г. Дриш, И. Рейнке, Э. Липмана, Л.ф. Берталанфи, А. Венцля, А. Данилевского, И.П.Бородина, Л.С.Берга, А.Гур-вича. Причины угасания научного внимания к витализму выяснялись посредством рассмотрения теоретических достижений К.А. Тимирязева, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, И.П. Павлова, И.В. Мичурина, А.Н. Баха,

B. Л. Комарова.

Поскольку одной из важнейших философских проблем является проблема начала, источника и сущностного основания человеческой жизни, то можно выделить отдельное виталистическое направление и в сфере философского познания. Традиция философского витализма рассмотрена с привлечением работ Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина, Сенеки, Ф.Аквинского, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, И.Г.Фихте, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, А.Бергсона, О.Шпенгаера, В.Дильтея, Г.Зиммеля, Г.Риккерта,

C.Ф.Денисова, В.И.Красикова.

С целью выяснения характера функционирования категории витальности в современных философских исследованиях, выявления содержатель-

ных тенденций в развитии категории витальности проводится анализ философских работ последних лет. В качестве содержательных тенденций выделены следующие смыслы витальности:

а) витальность как биологический потенциал живого организма;

б) витальность как категория, с помощью которой можно объяснить желание человека жить, распространение жизни, ее рост;

в) витальность как определение уровня «личностной относительности», на котором реализуется индивидуально-субъективное видение реальности;

г) витальность как характер мировоззренческой установки, базирующейся на признании жизни основополагающей ценностью;

д) витальность как трансцендентность, качественная характеристика жизненной энергетики, помогающая человеку осуществлять свое существование (экзистенцию);

е) витальность как определение жизненной силы, большей или меньшей силы жизненной функции. Установлено, что во всех случаях понятие «витальность» служит для обозначения причины, начала, энергетической характеристики или проявления человеческой жизни.

Во втором параграфе « Витальность тела и духа» обосновывается авторская позиция изучения витальности как явления, имеющего полиструктурную природу. Отстаивается неперспективность использования витальности в философском познании исключительно как синонима телесности, брутальности в противовес духовности. Человек представляет собой сложное единство своих сущностных характеристик и проявлений. Исходя из этого, можно предположить, что витальность человека суммирует все возможные виды энергии (физической, химической, космической и т.д.), являющиеся источниками активности индивида, и не сводится ни к одному из них.

Приводится классификация уровней организации витальности в соответствии с фундаментальными потребностями человека: 1) индивидуально-органический уровень (первичные физиологические потребности); 2) родовой (сексуальная потребность и родительский инстинкт) уровень; 3) когнитивно-праксеологический (познание и деятельность); 4) социабель-ный уровень (потребность в общении).

Витальность каждого уровня имеет свои биологические основания. Эти уровни представляют собой векторы жизнедеятельности индивида, являющейся результатом его онтогенетически развивающейся структуры, которая генетически детерминирована и вместе с тем обусловлена средой. Все основные потребности человека социализированы, т.е. ни об одной из них нельзя безоговорочно утверждать, что она есть исключительно биологическая по характеру, хотя соотношение общебиологического фундамента и социального модифицирования в различных уровнях

витальности различно. В качестве общебиологических (или общевитальных) уровней приведены с этой точки зрения первые два витальных уровня, третий же и четвертый уровни суть специфически человеческие, или антропологические;

В третьем параграфе «Антропная витальность как явление» рассматриваются специфически антропологические уровни организации витальности. Уровни витальности человека представлены в виде совокупности нескольких классов жизненных функций человеческого индивида.

При этом указывается, что когнитивно-праксеологическая функция проявляется в познавательных потребностях разного рода и потребности деятельности. Основанием для выделения познания и деятельности в особую витальную функцию человека становится тот факт, что индивид, вынужденный заниматься предметной деятельностью и познавать мир окружающих его вещей в силу своих первичных потребностей (общевитальных потребностей), в определенных ситуациях и на известном уровне своего развития испытывает особую потребность в познании и деятельности. Сама данная потребность достигает достаточной силы лишь в том случае, если общевитальные потребности оптимально удовлетворены. Социабельная функция реализуется в различных видах общения, в потребности сопереживания, сочувствия и самовыражения, она включается как центральный компонент в систему нравственных отношений личности и, пожалуй, является отправным моментом в формировании смысла жизни индивида.

В соответствии с тем, что как насущной необходимостью человека в условиях современной эпохи являются его самосовершенствование и самоорганизация, встает вопрос о возможностях человеческой психики, которую можно определить как одну из форм витальности. Соответственно, в качестве уровней бытийственности витальности выделены структурные элементы человеческой психики - бессознательное, сознание и трансцендентальная сфера (которая трактуется здесь как некая совокупность сознательного и бессознательного, как «коллективное бессознательное», «подпитываемое» индивидуальным сознанием). Показано каким образом проявляет себя витальность на этих уровнях.

Выдвигается тезис о том, что витальность с необходимостью проявляет себя в антропобытии как созидающая активность. В качестве специфического фактора, характеризующего человеческое бытие необходимо назвать нравственность, обусловленную социальной природой человека, его направленностью на других индивидов. Осознание нравственных установок предопределяет формирование человеком смысла своей жизни. Витальность служит обязательным основанием для полноценной реализации «жизненного проекта» личности,-при этом принцип целостности

жизни распространяется на все грани человеческой жизнедеятельности. Отсюда вытекает необходимость философского анализа витального содержания человеческой психики, на уровне сознания и бессознательного. Антропная витальность свое наивысшее проявление находит в осознании смысла жизни. Оптимальным индикатором человеческой витальности являются критические (пограничные) ситуации, обнаруживающие тот факт, что витальность человека проявляется не только в наличной жизни, но и требует выхода за ее пределы, определяя человека как существо трансцендирующее.

Во второй главе «Сущность антропной витальности» используются объяснительные возможности категории трансцендентного для раскрытия сущностных характеристик витальности.

В первом параграфе «Трансцендентность человеческого бытия» очерчивается область авторского понимания смыслов трансцендентности с опорой на соответствующие идеи Л.Фейербаха, А.Маслоу, В.Н.Сага-товского, Л.В.Денисовой. Демонстрируется классическая основа подобного понимания в рассмотрении трактовок трансцендентного у Цицерона, Августина, Боэция, Эриугена, АнсельмаКентерберийского, Раймонда Луллия, Ф. Аквинского, И.Г.Ламберта, И.Канта и др., помогающая установить смысловые акценты в понимании «трансцендентности» и «транс-цендирования»

Трансцендирование следует понимать как выход за границы той или иной бытийной ситуации, за пределы низшего бытия (характеризующегося такой жизненной стратегией, которая ставит в итоге человека перед угрозой самоистребления) в бытие высшее (представленное витально ориентированной жизненной стратегией).

В работе разделяется представление феномена трансцендентного как связанного с отчуждением части человеческой субъективности и наделением ее объективными свойствами, регулирующими человеческую активность. Трансцендентное может быть описано как пограничный между объективностью и субъективностью слой человеческой психики, опосредующий отношение к окружающему миру, как объективированная система разумных регулятивов человеческой активности, выраженных ценностями.

Во втором параграфе «Трансцендентность витальности» отстаивается представление о неотъемлемой трансцендентной природе антропной витальности с опорой на идеи Г.Зиммеля, высказанные в работе «Трансцендентность жизни», Г.Риккерта, М.Шелера. Автор пытается установить характер взаимодействия трансцендентности и витальности.

Ценности, локализуясь в сфере трансцендентного, являются витально значимыми, выступая источником деятельности, состоящим в воле субъекта действия, своеобразным энергетическим ресурсом человека.

Однажды преодолев пределы низшего бытия, для поддержания витальности человек должен трансцендировать всегда. Жизнь личности не является абсолютно стабильной, и каждый ее миг может таить в себе источник негативных переживаний, в силу чего человек для сохранения себя и человеческого в себе вынужден трансцендировать за пределы низшего бытия в бытие высшее.

Несоблюдение законов нравственности ставит человеческое существование на грань гибели так же, как действие вопреки законам биологической природы. Принципы, формулируемые разумом, имеют непосредственное отношение к сохранению личностного в человеке. Нарушение или несоблюдение законов разумной природы приводит к деградации человека, разрушению его личности, трансформации его как индивида к животному состоянию, что является сползанием с высшей ступени эволюции на низшую и может рассматриваться не иначе, как гибель человека. Естественно, индивид никогда не оставляет изначально данного ему естественно-телесного начала и совершенно бессмысленно говорить о запрете на любые проявления в деятельности человека так называемой неразумной природы. Речь должна идти о том, что обусловленные органической природой потребности человека не должны становиться единственной или главной составляющей бытия, детерминирующей жизненные ориентиры и действия человека.

Трансцендентность есть необходимый момент для выхода человеческой жизнедеятельности за рамки биологического существования. Трансцендентность является в жизнедеятельности, витальная жизнедеятельность существенна в трансцендентности.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются основные выводы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Руди А.Ш. Витальность как явление человеческого бытия // Человек -Культура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований: материалы Международной конференции, появященной 60-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, 13-15 февраля 2002г.- М.: Изд-во «Современные тетради», 2002. Т.2. С.233-234.

2. Руди А.Ш. Витальный модус антропореальности // Наука, образование, профессия: актуальные проблемы обучения и воспитания российской молодежи в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской Научно-практической конференции студентов, аспирантов и мо-

лодых ученых. Красноярск, 24-25 апреля 2002г. - Красноярск, ФАГА, АТК ГА, 2002.-С. 40-43.

3. Руди А.Ш. Витальность и толерантность в человеческой активности // Вторые Кузбасские философские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции, Кемерово, 15-16 мая 2002г. - Т.1. Кемерово: ИНТ. - С.49-51.

4. Руди А.Ш. Эволюция философских представлений о жизненной сущности бытия человека // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып.6. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во Ом-ГПУ, 2002.-С. 15-18.

5. Руди А.Ш. Психические основы витальности // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность». Ежегодник. Выпуск 6: Сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С.3-5.

6. Руди А.Ш. Трансцендентность витальности // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып.7. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С.97-100.

7. Руди А.Ш. Полиструктурная природа витальности // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002г.) ВЗт. Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ.2002. С.341-342.

8. Руди А.Ш. Витальность: к вопросу о сущностном основании человеческого бытия // Реальность. Человек. Культура: Материалы межвузовской научной конференции (23-24 декабря 2002г.) - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С.75-77.

9. Руди А.Ш. Витальность тела и духа // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып.8. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - С.87-95.

I

На правах рукописи

РУДИ Амина Шамильевна АНТРОПНАЯ ВИТАЛЬНОСТЬ: ЯВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Специальность 09.00.13 - религиоведение, философия культуры, философская антропология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Омск 2003

Лицензия ЛР № 020845

Подписано в печать 14.11.03 Формат 60x84/16 Бумага офсетная П.л. -1,0 Способ печати - оперативный Тираж 100

Издательско-полиграфический центр ОмГМА 644099, г. Омск, ул. Ленина, 12, тел: 23-05-98

»19140

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Руди, Амина Шамильевна

Введение 3-

Глава I. Явление антропной витальности

§ 1. Витализм и его эволюция 11

§ 2. Витальность тела и духа 34

§ 3. Психические основания витальности 57

Глава II. Сущность антропной витальности

§ 1. Трансцендентность человеческого бытия 82

§ 2. Трансцендентность витальности 106

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Руди, Амина Шамильевна

Актуальность темы исследования. На современном этапе своего развития человечество достигло чрезвычайно высокого уровня в сфере информационных технологий и материального производства. Рациональность и практицизм составляют основные принципы, которыми руководствуется человек, стремительно движущийся по пути социально-технического прогресса. Однако, искусственный мир, созданный во имя блага человека, не обеспечил человеческой жизни стабильность и надежность. Колоссальные общественные потрясения XX - начала XXI вв., войны, глобальные экологические катастрофы, культурные и цивилизационные разломы, кардинальные экономические, политические, социальные и духовные изменения, обострение нравственных проблем приводят к потере человеком жизненных ориентиров. Проблемы отчуждения, страха, одиночества, незащищенности человека, поднятые в философии XIX - XX вв., так и не находят практического решения и проявляют себя все болезненнее.

Надо признать, что, несмотря на экономические и социальные успехи, достигнутые человечеством за все время его существования, проблема повышения жизненной устойчивости личности продолжает оставаться «вечной проблемой» и сохраняет свою актуальность, а во многих отношениях становится все острее в наши дни. Науки о человеке в настоящее время делают довольно резкий поворот в сторону поиска методов активизации естественных внутренних резервов человеческого организма.

Одной из главных задач философии сегодня становится поиск оснований человеческой жизнедеятельности, осуществляемый вне привычных представлений о ценностях материального характера и — нередко — вне пределов человеческого сознания. Перед наукой и философией встает необходимость формирования адекватного «энергетического обеспечения» необходимых внутренних усилий человека для реализации различных проявлений его жизнедеятельности.

Постижение сущности и особенностей феномена человека во многом связано с пониманием человеческой витальности. Хотя на различных этапах истории философской мысли витальное начало в человеке трактовалось по-разному, массовое и специализированное сознание в подавляющей части исходило из неотъемлемости витального начала для существования человека и вне витальной формы человека не представляло.

Тема витальности человека резко актуализировалась на рубеже XX — XXI веков, в связи с нарастанием исторически беспрецендентной угрозы геобиотическим основаниям человеческой жизни вследствие неконтролируемого развития техногенной цивилизации. В этих условиях инициировались попытки всесторонней рефлексии возможных альтернатив выживания человека.

Лишь на одну из них возлагаются надежды на сохранение современной, сложившейся в ходе антропогенеза, витальной формы человека, обеспечение единства антропной телесно-духовной организации, сохранение субъективной неповторимости индивида. Эта альтернатива связывается с использованием резервов человеческой психики, инициацией принципиально новых способов нервно-психической регуляции человеческой жизнедеятельности. Она нацелена на кардинальное смягчение исключительно инструментально-деятельного отношения человека к миру1.

Сегодня можно говорить о тенденции возрождения некогда активно употреблявшейся в научном и философском обиходе категории витальности. В естественнонаучной и философской традиции за витальностью прочно закрепилось понимание жизненной силы биологического и отчасти мистического характера. По причине недостаточной разработанности этой

1 См.: Щелкунов М.Д. Перспективы человеческой витальности//Человек-Культура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. В 2 т. - М., 2002. - T.2. - С. 247248. категории, несоответствия понятия витальности постоянно растущему уровню познания природы (антропной природы в частности), «витальность» перестала отвечать категориальным требованиям и на некоторое время утратила свою принципиальную значимость. Несмотря на это, указанное понимание витальности, наряду с различными другими, встречается в современном философском дискурсе. Введение понятия витальности в философский категориальный аппарат позволяет преодолеть упрощенное, неперспективное в философском контексте противопоставление телесного духовному, как "плохого" "хорошему", интегрируя в исследовании явления и сущности жизненной силы оба фактора. Ослабление как телесного, так и духовного ведет соответственно к ослаблению витальности вообще. И если болезнь тела еще может компенсироваться хотя бы отчасти усилиями воли, работой разума, высоким сознанием долга, то слабость духовной энергии с неизбежностью отрицательно сказывается на человеческой витальности, опуская индивида с собственно человеческого уровня существования на животный уровень.

Широкий диапазон прочтений смысла витальности рождает острую необходимость концептуального исследования, позволяющего выявить основные онтологические признаки витальности и использовать эвристические возможности этого понятия в разрешении многочисленных антропологических проблем.

Степень разработанности проблемы. Основой для анализа философского понимания витальности явились труды Платона, Аристотеля, Плотина, Сенеки, Фомы Аквинского, Г.В.Лейбница, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, И.Г.Фихте, З.Фрейда, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, И.И.Венцеля. Философский подход к пониманию жизненной силы и источников жизнедеятельности человека базируется на принципах всеобщности и абстрактности. Отсюда - стремление охватить в гносеологическом процессе все грани феномена, абстрагируясь от непосредственно физико-биологического аспекта. В результате сформировалось идеалистическое представление о природе человеческой активности, деятельности, творчества.

Попытки преодолеть умозрительно-идеалистическое представление о витальности были предприняты рядом естествоиспытателей, прежде всего учеными-биологами: Л.С.Бергом, И.Рейнке, Г.Вольфом, К.А.Тимирязевым, И.П.Бородиным, И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, В.Л.Круткиным.

Таким образом, в традиции исследования витальности выделяются два направления. С одной стороны - идеализм, рассматривающий источник жизненных сил в сознании человека, его мышлении, что нашло яркое воплощение в формуле Декарта: "Cogito, ergo sum". С другой стороны — биологическое направление, стремящееся выйти за рамки идеалистических концепций, и сводящее витальность к физическому потенциалу человеческого организма.

Различные модификации витальности актуализируются в процессе решения философско-антропологических вопросов. Выявление содержательных тенденций в развитии этой категории и определение характера ее функционирования в современных философских исследованиях проводилось посредством обращения к работам С.Ф.Денисова, М.Д.Щелкунова, В.И.Красикова,. Г.Ч.Синченко, В.М.Розина, в философско-психологическом ракурсе - В.В.Козлова, Ф.Е.Василюка. Здесь представлено направление познания витальности вне установленных философской традицией биологических рамок, в соответствии с чем исследователями (С.Ф.Денисов, В.И.Красиков) указывается связь витальности с трансцендентным. Однако в силу специфики исследований авторы оставили в стороне вопросы о характере связи витальности и трансцендентности, витальности тела и витальности духа, возможности влияния человека на уровень собственной витальности.

Рассмотрение антропологического значения трансцендентного осуществлялось с опорой на идеи Л.Фейербаха, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, П.Тейяра де Шардена, К.Г.Юнга, Ф.М.Достоевского, В.В.Розанова,

В.С.Соловьева, С.Л.Франка, И.А.Ильина, В.И.Вернадского, С.Ф.Денисова, Л.В.Денисовой, В.И.Красикова, Ю.И.Деревянченко.

Трансцендентный характер антропной витальности исследовался с использованием произведений Ф.Аквинского, Н.А.Бердяева, Г.Зиммеля, Г.Риккерта, М.Шелера, А.Маслоу, которые содержат глубокие идеи о трансцендентной природе человека. Однако в этих работах не выявлен специфический характер антроповитальности, а витальность и трансцендентность не рассматриваются в непосредственной взаимосвязи.

Проблема исследования. Проблема исследования состоит в описании и объяснении специфики антропной витальности. Эта проблема может быть выражена в вопросах: как соотносятся ценностные установки личности и стремление к биологическому выживанию в антропной витальности; какова взаимосвязь витального и трансцендентного?

Цель работы. Цель работы заключается в исследовании явления витальности, выяснения бытийных признаков витальности и ее функций на уровне сущности и явления. Задачи исследования:

1. Зафиксировать антропологические смыслы понятия "витальность".

2. Раскрыть специфику духовной и телесной витальности человека в их взаимосвязи.

3. Описать проявления витальности на уровне психической организации человека.

4. Объяснить сущностную специфику связи антропной витальности и трансцендентности.

Методологическая основа работы. Для фиксации явления витальности и вскрытия ее сущностных особенностей активно использовались такие методы научного поиска, как объяснение и описание. Посредством объяснения в работе раскрывается специфика антропной витальности (ее духовной и телесной составляющих), а также природа трансцендентности. Метод описания позволил рассмотреть проявления витальности на уровне психической организации человека и в его бытии.

Среди различных подходов и принципов отечественной и зарубежной философской мысли, открывающих возможность для всестороннего исследования категории «витальность», можно выделить следующие методологические принципы: целостность, дополнительность и системность, в которых проявляется единство общенаучных и философских методов исследования. С их помощью выведено основное положение диссертационного исследования о полиструктурной природе витальности, сущность которой заключается в единстве биологических и психических факторов человеческой жизнедеятельности. Эти факторы также могут быть представлены в виде систем: а) биологической - совокупность различных (физических, химических и т.д.) взаимосвязанных энергетических элементов — источников жизни организма, б) психической - совокупность эмоций, чувств, сознания, бессознательного, нравственности.

В анализе различных мировоззренческих концепций, теорий и идей используется метод сопоставления, метод аналогий.

• Основные результаты исследования и его научная новизна.

1. Зафиксированы антропологические смыслы понятия "витальность". Антропологические смыслы "витальности" связаны с необходимостью фиксации в понятийной форме жизненной силы, энергии человека, проявляющейся в созидательной активности и устремленной на утверждение жизни как способа реализации человеческого в человеке. Таким образом, выявляется нравственная компонента природы антропной витальности.

Витальность рассматривается как качественная характеристика жизненной энергетики, «подпитывающей» человеческую активность. Витальность может выступать как философский концепт, предназначенный для предельного обоснования человеческой способности к бытийному самоутверждению и творчеству.

2. Раскрыта специфика духовной и телесной витальности человека в их взаимосвязи. Установлено, что в силу многогранности человеческой сущности, антропная витальность обладает полиструктурной природой, суммируя в себе в самом общем виде витальность тела и духа.

3. Описаны проявления витальности на уровне психической организации человека. Предлагается классификация уровней организации витальности в соответствии с фундаментальными потребностями человека. Утверждается, что человек в состоянии воздействовать на уровень своей витальности как сознательно, так и бессознательно, изменяя свое физическое и психическое состояние.

4. Объясняется сущностная специфика связи антропной витальности и трансцендентности.

Указана узость традиционного понимания витальности как стремления исключительно гедонистической направленности. Антропная витальность есть ориентированность на сохранение себя не только как биологического организма, а сохранение, утверждение, развитие своей личности. В частности, аскетизм как отказ от определенных благ, скрашивающих и облегчающих существование человека, предполагает приложение немалых душевных сил и свидетельствует о наличии большой витальности.

Трансцендентное трактуется как объективированная система разумных регулятивов человеческой активности, выраженных ценностями. Трансцендирование следует понимать как выход за границы той или иной бытийной ситуации, за пределы низшего бытия (характеризующегося такой жизненной стратегией, которая ставит в итоге человека перед угрозой самоистребления) в бытие высшее (представленное витально ориентированной жизненной стратегией).

Однажды преодолевая пределы «низшего бытия», для поддержания витальности человек должен трансцендировать всегда. Жизнь личности не является абсолютно стабильной, и каждый ее миг может таить в себе источник негативных переживаний, в силу чего человек для сохранения себя и человеческого в себе вынужден трансцендировать за пределы наличной ситуации, собственной слабости и зависимости от человеческой злобы, невежества, глупости, незрелости, направленных против него, отрицательных сторон действительности, не примиряясь с воспринимаемым злом. Ценности, локализуясь в сфере трансцендентного, являются витально значимыми, выступая источником деятельности, состоящим в воле субъекта действия, своеобразным энергетическим ресурсом человека.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы позволяют расширить возможности исследования ряда онтологических и антропологических проблем с активным использованием категории витальности. Материалы проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения философских вопросов естествознания, при подготовке спецкурсов, лекций, семинаров по онтологии, антропологии, аксиологии, этике и дисциплин, образованных на стыке гуманитарных и естественных наук.

Апробация полученных результатов. Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях и ряде тезисов статей, были представлены для обсуждения на межвузовском аспирантском семинаре при ОмГПУ, на конференциях в г. Омске, г. Москве, г. Ростове-на-Дону, г.Красноярске, г. Кемерово.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропная витальность: явление и сущность"

Основные выводы второй главы:

1. Трансцендентное - сфера ценностей, основа антропного бытия, определяющая разумно-нравственную жизнь человека и обеспечивающая единство людей в виде общества. Трансцендентность объективна по отношению к отдельному индивиду, независима от его воли и сознания. Трансцендирование следует понимать как выход за границы той или иной бытийной ситуации, за пределы низшего бытия (характеризующегося такой жизненной стратегией, которая ставит в итоге человека перед угрозой самоистребления) в бытие высшее (представленное витально ориентированной жизненной стратегией).

2. Уровни возрастания трансцендирования аналогичны уровням человеческой сущности и указывают на то, что трансцендирование человека однонаправлено. В той или иной ситуации человек трансцендирует проявления низшего уровня своего Я по направлению к более высокому в соответствующем ряду, где наивысший уровень — духовность.

3. Человек способен возноситься над жизнью, будучи только ее частью. Это, пожалуй, единственное живое существо, которому для того, чтобы быть самим собой необходимо прилагать усилия, трансцендировать границы своего существа, заданные конкретно-ситуационными условиями. Его жизненные ориентиры не могут слагаться исключительно из установок любыми средствами при любых обстоятельствах поддерживать жизнеспособность организма, не они составляют сущность антропной витальности. Если под витальностью подразумевать жизнеутверждающее ориентирование существования, то витальность есть феномен трансцендентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание человека требует системного подхода с учетом специфики природы человека и характера его жизнедеятельности. Человек определяется как сущность, объединяющая в себе биологическое, психическое, социальное и космическое начала или как совокупность тела и духа, испытывающих на себе воздействие вышеперечисленных факторов человеческой природы. Философское знание, претендующее на всеохватность, не может быть ограниченно как естественнонаучными данными, так и результатами психологических или социологических исследований.

Это означает, что в системе категорий философии должны быть такие понятия, которые явились бы соединительным звеном между различными гранями антропной природы, в частности между биологическим (организменным) и личностным началами в человеке. Одной из подобных категорий и является витальность.

Витальность представляет собой главнейшие аспекты интеграции и основные векторы жизнедеятельности организма. Высшие уровни такой интеграции оказываются именно теми звеньями нейродинамики, которые образуют опорные пункты осознания индивидом своих собственных сущностных сил, т.е. атрибутивных функций своего организма как некоего объекта, данного собственному сознанию. Это осознание осуществляется как переживание индивидом характерных для человека потребностей, переживание, принимающее разнообразные формы от неясных, темных ощущений вплоть до таких, которые приобретают характер концептуальных построений.

Витальность человека — это совокупность основных детерминирующих факторов его поведения, внутренняя система, на которой основывается его поведение и деятельность. В целом витальность индивида определяется витальностью тела и витальностью духа. Первая обусловливается физическим здоровьем и отчасти аналогична витальности всех живых организмов. Вторая является специфической особенностью антропной витальности. Выражением витального содержания человеческой психики на уровне сознания и бессознательного служат, в частности, общечеловеческие ценности, индивидуальные ориентиры на самосовершенствование и самоорганизацию, бессознательные установки готовности к действиям в соответствии с жизнеутверждающей личностной направленностью.

В процессе жизнедеятельности человека витальность проявляет себя как созидающая активность. Наиболее зримые «явления» витальности: степень упорства в достижении целей; способность противостояния, противодействия давлению неблагоприятных условий, враждебности других людей; способности к сверхусилиям, мобилизации, сосредоточению, концентрации внимания, времени, сил для реализации своих проектов; времени восстановления после «поражений» и перегруппировки усилий. Индуцировать такую энергию, «субстанцию» мысли, воли и эмоциональности способен разум в единении со своим носителем.

Важна имманентная витальности человеческая форма ее реализации -самополагание, осмысленное устанавливание себя в сущем. Таким образом, форма канализации витальности изначально является сугубо человеческой — смысл и «Я». Для человека «быть» — значит генерировать смыслы. Причем эти смыслы могут быть разными, в том числе: «самосохранение», «власть», «деятельность». Саморазрушение, подчинение, внешнее бездействие могут быть одной из форм проявления витальности, но в случае ориентации личности на жизнеутверждающие ценности.

Витальность человека имеет трансцендентный характер. Она возникает как интегральное выражение общей синтезирующей способности мышления, приводящей многообразие чувственного опыта к единству.

Будучи своеобразным «резервуаром» идеальной активности: волевой, эмоциональной, ментальной, витальность близка к понятию «бессознательного» в психоанализе - в интерпретации «коллективного бессознательного» «духа» у К.-Г.Юнга.

Оптимальным индикатором уровня человеческой витальности являются критические (пограничные) ситуации.

Витальность, имеет перспективу стать одной из основополагающих философско-антропологической категорий, смысл введения которой в том, что она позволяет рассматривать антропологическую проблематику в сфере онтологии.

 

Список научной литературыРуди, Амина Шамильевна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аббаньяно. Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. — СПб.: Алетея, 1998.-306 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299 с.

4. Августин. О бессмертии души // Августин. Творения: В 2 т. СПб., Киев: Алетейя: УЦИММ - пресс, 1998. — Т.1: Об истинной религии. - 740 с. — С.373-394.

5. Августин. О количестве души // Августин. Творения: В 2 т. СПб., Киев: Алетейя: УЦИММ - пресс, 1998. - Т.1: Об истинной религии. — 740 с. - С. 183-264.

6. Аксиология // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — М.: Республика, 2001.-С. 17-18.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2002. - 351 с.

8. Антропология мировой философии: В 4 т. Т. 1. - 4.1. - М.: Мысль, 1969.-846 с.

9. Антропология мировой философии: В 4 т. Т. 1. - 4.2. - М.: Мысль, 1969.-936с.

10. Ю.Анчел Е. Мифы потрясенного сознания. -М.: Политиздат, 1979. 176 с.

11. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб.: Алетейя, 2000. -437 с.

12. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1983. -Т.1.-550 с.

13. З.Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М. : Мысль, 1983.-Т.4.-828 с.

14. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания // Вопросы философии. 1974. - №5.

15. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. М.: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. — 526 с.

16. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. — М.: Политиздат, 1986. 334 с.

17. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. — М.: Мысль, 1964.-416 с.

18. Бакшутов В.К. Философия чувств: информационная концепция. — Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996. -491 с.

19. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования. Омск: Изд-во Омского государственного аграрного университета, 1997. -210 с.

20. Берг J1.C. Теории эволюции. Пб.: Академия, 1922. - 119 с.

21. Бергсон А. Введение в метафизику // Время и свобода воли. Спб.: М.И.Семеновъ, 1914.-224 с.

22. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Харьков: Фолио, М.: ACT, 2002. -678с.

23. Бердяев Н.А. Личность и общество // Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М.: Флинта, 1999. - С. 177272.

24. Бердяев Н.А. Самопознание. J1: Лениздат, 1991. - 400 с.

25. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология. М.: Высш.шк., 1993. - С.28-59.

26. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270с.

27. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.-349 с.

28. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Пер. с нем. СПб.: Лань, 1999.-224 с.

29. Бондаренко И.А. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). — М.: Изд-во Московского государственного университета коммерции, 2000. 384 с.

30. Бородин И.П. Протоплазма и витализм. М.: Наука, 1961. — 275 с.

31. Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества. — Орел: Орл. гос. ун-т, 2000.- 103 с.

32. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. — 1997.-№5.-С. 3-20.

33. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Я и Ты М.: Высшая школа, 1993.-С. 73-158.

34. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216с.

35. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. — Киев: Наукова думка, 1976. 186с.

36. Быстрицкий Е.К. Бытие человека в культуре. Киев: Наукова думка, 1991. -176 с.

37. Вальверде К. Философская антропология. М.: Христианская Россия, 2000.-411с.

38. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во МГУ, 1984. 200с.

39. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Негос. экол. фонд им. В.И.Вернадского, 1997. - 265 с.

40. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. — М.: Юристъ, 1995. - 703 с.

41. Витальность // Философский энциклопедический словарь. М.,1997. -С.69.

42. Витгенштейн Л. Философские исследования //Л.Витгенштейн. Избранные труды. М.: Гнозис, 1994. -С.30-65.

43. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994.-282 с.

44. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. — М.: Мысль, 1983. -188с.

45. Воронович Б.А., Плетников Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме. -М.: Наука, 1975. -268с.

46. Гайденко П. Философия жизни // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1974. - Т.5. - С.348-352.

47. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб.: Наука, 2000.-477 с.

48. Гегель. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. — Т.З. -471с.

49. Герцен А.И. Письма из Франции и Италии. С того берега. JL: Наука, 1931.-245 с.

50. Гольбах П. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. М.: Соцэкгиз, 1940. - 456 с.

51. Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1980. - 216 с.

52. Гречко П.К. Практика человека. Опыт философско-методологического анализа. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. - 151 с.

53. Григорьян Б.Н. Философия о сущности человека. М.: Наука, 1973. -356с.

54. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

55. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат, 1989. -319с.

56. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -526 с.

57. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Вестник, 1997. - 448с.

58. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология XX век: Антология. Кризис культуры. М.: Юристъ, 1994. - С. 4-44.

59. Гуссерль Э. Философия, как строгая наука. М.: Логос, 1991. — кн. 1. — 315 с.

60. Денисов С.Ф. Антропологическая сущность трансцендирования // Материалы третьего Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) в 3 т. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - Т. 3. - С. 301302.

61. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 206 с.

62. Денисов С.Ф., Денисова Л.В. Человеческое и животное в человеке. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. 184 с.

63. Денисова Л.В. Догматическое основание метафизических систем. — Омск: Изд-во Омского юридического института МВД России, 1999. — 243 с.

64. Деревянченко Ю.И. Трансцендентные основания антропогенеза // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Вып. 6. Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. - С.3-9.

65. Джемс В. Психология. М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

66. Дидро Д. Избранные произведения М.: Гос.изд-во худож.лит., 1951. — 411с.

67. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. — №10. — С.129-143.

68. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алея, 1996. - 160 с.

69. Дильтей В. Сущность философии. : Интрада, 2001, - 159 с.

70. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях изречениях знаменитых философов. М.:Мысль, 1979.-620 с.

71. Дробницкий О.Г Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.

72. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -М.: Политиздат, 1967. — 351 с.

73. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М.-Л., Наука, 1966. - С. 25-40.

74. Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970. - С. 462-463.

75. Жаров JI.B. Человеческая телесность: философский анализ. — Ростов-на-Дону, 1988.-312 с.

76. Зиммель Г. Личность Бога // Зиммель Г. Соч.: В 2 т. — Т. 1 .Философия культуры. М.: Юрист, 1996. - С.636-650.

77. Зиммель Г. О сущности культуры // Зиммель Г. Сочинения: В 2 т. — Т. 1. Философия культуры. М., 1996. - С. 475-483.

78. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Там же. С.445-474.

79. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Мысль, 1993. - 207 с.

80. История эстетики. Памятники мировой эстет, мысли. В 5-ти т. Т.1: Античность, средние века, Возрождение /НИИ теории и истории изобразит.искусств. - М.: Изд-во Акад.художеств СССР, 1962. - 682с

81. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974.— 328с.

82. Казаков Е.Ф. Генезис душевной жизни (опыт социально-философской рефлексии на материале искусства). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. -320с.

83. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. - С. 23-100.

84. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Наука, 1964. - Т.6. — 744 с.

85. Кант И. Конец всего сущего //Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.-712 с.

86. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 6 т. М.,- Т.4.- Ч. 1.-544 с.

87. Кант И. О способности духа силою только воли побеждать болезненные ощущения // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - С.298-319.

88. Карасев JI.B. О символах Ф.М.Достоевского // Вопросы философии. -1994.-№10.

89. Карпинская Р.С., Никольская С.А. Социобиология: Критический анализ -М.: Мысль, 1988.-203с.

90. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: АО «Комплект», 1993. - 352 с.

91. Келасьев В.Н. Интегральная концепция человека. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.-216 с.

92. Кириллов В.И. Логика познания сущности. -М.: Высш.шк., 1980. 175с.

93. Книги Нового Завета. Деяния святых Апостолов. Гл. 24. ст. 14-15. Гл. 26. ст.6, 25. Гл. 27.ст. 22-26 // Библия. Финляндия. - by Lansi-Savo Оу / St Michel Print. - Mikkeli 1993. - С. 162-168.

94. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. -М.: Наука, 1990.-С. 131-148.

95. Козлов В.В. Духовный кризис структура и динамика // URL: http://www. info@PSi-net.ru/ 2001 -05- 14

96. Комплексные исследования в суицидологии. М., 1986.

97. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. 336 с.

98. Красиков В.И. Этюды самосознания. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.- 404 с.

99. Круглов А.Н. Понятие трансцендентального у Канта : предыстория вопроса и проблемы интерпретации // Вопросы философии. 1999. — № 11. - С.151-171.

100. Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности (Философские очерки). Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. - 211 с.

101. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. СПб.: АО "Комплект", 1993.-414 с.

102. Михель Д.В. Философский анализ стратегий телесности современной западной цивилизации. Иссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Саратов, 2000. — 357 с.

103. Кузьмина А.Т. Проблема трансценденции в современной буржуазной философии // Вопросы философии 1972 — № 6. - С. 75-86.

104. Купарашвили М.Д. Трансценденталии бессознательного и современный дискурс // Вестник Омского университета, 1996. №2. С.53-56.

105. Купарашвили М.Д. Философия бессознательного. Омск: Изд-во ОмГУ, 1998.-109 с.

106. Ламетри Ж.-О. Человек машина // Ламетри Ж.-О. Сочинения. - М.: Мысль, 1983.-509 с.

107. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

108. Лейбниц. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1983. - Т.2 - 686 с.

109. Леонтьев А.Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения. Вопросы психологии, 1970, №2.

110. Ломоносов М.В. Риторика // Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.-Л., 1952.-Т.7.-547 с.

111. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: Наука, 1975. - 620 с.

112. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. 538 с.

113. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.: Наука, 1969.-714 с.

114. Лосский Н.О. История русской философии. М: Высшая школа, 1991. — 559 с.

115. Максим Исповедник. Мистогогия // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения.-М., 1991.-С. 145.

116. Максим Исповедник. Трудные места // Там же, С. 146.

117. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990.- №3.- С. 3-18.

118. Мамардашвили М.К. Трансценденция и бытие // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. — М.: Прогресс, 1996.

119. Марков Б. Философская антропология: очерки истории и теории — СПб.: Издательство «Лань», 1997 502 с.

120. Марсель Г. Быть и иметь. М.: Изд-во гуманит. литературы, 1995.-216с.

121. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Под ред. Н.Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.

122. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М.: Полит.лит., 1955. - 242с.

123. Миронов М.Н. Творческая активность сознания. — Киев: Наукова думка, 1976.-241 с.

124. Москаленко А.Т. Личность как предмет философского познания: Филос. теория личности и ее психол. и биол. основания Новосибирск: Наука.Сиб.отд-ние, 1984.-319с.

125. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М.: Наука, 1972.-190 с.

126. Нарский И.С., Лейбниц Г. М.: Изд-во «Мысль», 1972. 239 с.

127. Наука и ценности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 208 с.

128. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (18841888).- М.: ТОО «Транспорт», 1995. 302с.

129. Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф. Соч.: В 2т. Т.2. - М.: Мысль, 1990.-486с.

130. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ницше Ф. Сочинения: В 2. М.: Мысль, 1990. - Т.2. - С. 17-93.

131. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. — М.: Мысль, 1997. Т. 2. - С. 5-406.

132. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М: Наука, 1994.-398 с.

133. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Пер. с исп. // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. -М.: Весь мир, 2000. С. 43-163.

134. Памятники литературы Древней Руси. М.: Худ.литература, 1983. -704 с.

135. Переживание // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. — С. 255.

136. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска. Автореф. док. дис.-М., 1977.-24 с.

137. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: Операционный аспект. Свердловск : Изд-во Свердловского ун-та, 1986. - 176 с.

138. Платон. Избранные диалоги. М.: Худ.литература, 1965. - 573 с.

139. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994. - Т. 4. - 493с.

140. По дорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995. - 339 с.

141. Поссе В.А. Из книги " Мой жизненный путь" // Ф.М.Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. — М.: Худ. Литература, 1990. — Т.2. С.439-443.

142. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952.-418 с.

143. Разумная организация жизни личности. Киев: Наукова думка, 1989. — 210 с.

144. Рассел Б. Р История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. В 2 т. -Новосибирск: Изд-во Новосиб.ун-та, 1994. Т. 1: Кн. 1-2. -455с.

145. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания // Риккерт Г. Философия жизни. — Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998.-С. 15-166.

146. Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Философия жизни. -Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998. С. 448-486.

147. Риккерт Г. Философия жизни // Философия жизни. Киев, 1998. - 547с.

148. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Мысль, 1978. - 298 с.

149. Розин В.М. Образ человека в контексте современности // Философские науки.-2000.-№1.

150. Ромеро Ф. Программа философии // Человек как философская проблема: Восток — Запад. М.: Издательство Университета дружбы народов, 1991.-С. 256-271.

151. Ротенберг B.C. Адаптивная функция сна. — М.: Наука, 1982. 240 с.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. - Т.2. -322 с.

153. Сагатовский В.Н. Ценности и духовность // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского филос. конгресса (4-7 июля 1997 г.). В 7 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - Т. 1. Философия в духовной жизни общества. - С. 124-127.

154. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы // Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 9 т. Т.6. — С. 283.

155. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. -М.: Тера-Книжный клуб Республика, 2002. 639 с.

156. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. -№ 3.

157. Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // URL: http://www.phiIosophy.ru/library/sartre/int.htmI / 2003-05-09

158. Сартр. Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

159. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. — 384 с.

160. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека :

161. Психофизиол. пробл. и соврем, биология. Л.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1974.-158с.

162. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-360 с.

163. Сетров М.И. Основы функциональной теории организма. Философский очерк. Л.: Наука, 1972. - 164с.

164. Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: АН СССР, 1952. - 772 с.

165. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы: В 4 вып. -М.: Медгиз, 1952. 512 с.

166. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М., 1975. - 351 с.

167. Синченко Г.Ч. Философия человека и предельные проблемы культуры. Омск: Юридический институт МВД России, 1996. - 64с.

168. Соловьев B.C. Лекции по истории философии // Вопросы философии. — 1989.-№6.

169. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

170. Сорокин П. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современность) // О человеческом в человеке. — М.: Политиздат, 1991.-384с.

171. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303с.

172. Степун Ф.О. О «философии жизни» // Логос. Т. 1. - 1910. — С. 157182.

173. Стоики//История эстетики: в 2 т. М., 1962.-Т.1. - С.137-147.

174. Тимирязев К.А. Витализм и наука. -М.: Наука, 1963. -314 с.

175. Тищенко П.Д. Жизнь как феномен культуры // Биология в познании человека. М., 1989. - 470 с.

176. Тищенко П.Д. Психосоматическая проблема // Телесность человека: междисциплинарные исследования. — М., 1991. — 359 с.

177. Толстой Л.Н. Исповедь // Толстой Л.Н. Собр.соч. В 20 т. М., 1964. -Т. 16.

178. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Наука, 1990. - 370 с.

179. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.

180. Узнадзе Д.Н. Теория установки: Избр. психолог. Тр. — М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1997.-447с.

181. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. - 342с.

182. Фейербах Л. История философии. В Зт. М.: Прогресс, 1967. - Т.З. — 307 с.

183. Фейербах Л.А. Против дуализма тела и души, духа и плоти // Избранные философские произведения. М., 1955. - Т. 1. - С.211-238.

184. Феномен человека: Антология. М.: Высш.шк., 1993. - 349с.

185. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1997. — 576с.

186. Фихте И.Г. Основа общего наукоучения // Сочинения : В 2т. — СПб.: Мифрил, 1993.-Т.1.-358 с/'

187. Фрагменты ранних греческих философов. М.: Наука, 1989. - 574с.

188. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992. — 511с.

189. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. -655с.

190. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - №6. - С.68-131.

191. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. с фр. — М.: Наука, 1989.-455 с.

192. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

193. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. М.: Республика, 1992. - 429с.

194. Фромм Э. Иметь или быть.- М.: Прогресс, 1986. 238 е.;

195. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения. - М.: Политиздат, 1991. — 464с.

196. Человек: философские аспекты сознания и деятельности. — Минск: Наука и техника, 1989. — 208 с.

197. Чернов С.А. Теория физики в «Opus postumum» Канта. Кантовский сборник. - Вып. 10. - Калининград, 1985.

198. Чешев В.В. Человек как мыслящее существо, или оправдание разума. -Томск: Изд-во Том. арх.-строит. ун-та, 1999. 203 с.

199. Шарден Т. Феномен человека: Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002. - 350 с.

200. Шелер М. Ордо аморис // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. — М.: Гнозис, 1994.

201. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.

202. Шелер М. Философское мировоззрение. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. - С. 3-195.

203. Шипкова JI. Витализм // Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1960. - Т.1. - С.262-264.

204. Шкарупа В.М. Предел субъективности. Эссе о трансцендирующем Я // Человек: феномен субъективности, система сущностных сил: Мат-лы меужнивер. симпозиума. В 3 ч. Омск: Изд-во ОмГУ, 1994. - Ч. 3. - С. 114-115.

205. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 592с.

206. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление : В 2 т. — М.: Наука, 1993.-Т.2.-672 с.

207. Щелкунов М.Д. Перспективы человеческой витальности // Человек -Культура Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. В 2 т. — М.:Изд-во "Современные тетради", 2002. - Т.2. - 296 с. - С.247-248.

208. Эстетика Ренессанса: Антология: В 2т. М., 1981. - Т. 1.

209. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-302 с.

210. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М. - Киев: ЗАО «Совершенство» - «Port-Royal», 1997. - 384 с.

211. Юнг К.-Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. — М.: Канон, 1994.-320 с.

212. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека // Философские произведения. М.: Правда, 1990. - С. 69-103.

213. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге. — Екатеринбург, 1992.

214. Ярцев В.В. Жизнь в настоящем времени. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000

215. Knittermeyer Н. Der Terminus transszendental in seiner historischen Entwiklung bis zu Kant. Marburg, 1920. S.l 1-15.

216. Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik. Bern, 1960.

217. Scheler M. Schriften aus dem Nachlass, Bern, 1960. - S. 251.

218. Simmel G. Fragmente und Aufsatze, Miinchen, 1923. 126s.

219. Wenzl Aloys. Wissenschaft und Weltanschauung. Natur und Geist als Probleme der Metaphysik, 2 Aufl. Hamb., 1949.