автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Антропо-социологические взгляды Фэн Юланя

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Якимащенко, Оксана Федоровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Антропо-социологические взгляды Фэн Юланя'

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Якимащенко, Оксана Федоровна

В последние годы наблюдается общецивилизационная тенденция особого интереса к проблемам человека, связанной с ней социологической проблематике, а также к сближению различных культур. При этом недостаток духовности современного мира при решении глобальных проблем человечества заставляет все чаще обращаться к проблемам совершенствования природы человека и его гармонии с окружающим миром и обществом.

Таким образом, человек становится средоточием всех проблем, а концепции человека — той осью, вокруг которой вращаются все теоретические исследования. При этом надо отметить, что если западные теории природы человека в центр своего внимания всегда ставили проблему освобождения человеческой личности и развития ее индивидуальности, то в противоположность им китайские учения концентрировались в основном на проблеме добродетельности и порочности этой природы, тогда как индивидуальные желания и устремления человека в них всячески осуждались. Неизбежным следствием этого стало преувеличение роли социального начала в человеке и принижение роли естественно-природного начала. «В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной общины (патронимии), — говорится во вступительной статье В.Г. Бурова и 1М Л Титаренко к сборнику «Древнекитайская философия». — человек рассматривался как .частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, «человека вообще».1 Тем не менее китайские теории природы человека, ставившие во главу угла проблему добродетельности или порочности этой природы, играли I более активную роль и в большей степени способствовали совершенствованию природы человека. Кроме того, в китайском антропологизме отстаивался постулат гармонии между человеком и обществом, тогда как в западном — их противостояния.

Проблеме эволюции представлений о человеке и его природе в китайской философии, а также некоторым другим аспектам антропологии посвящено немало исследовательских работ, как отечественных, так и зарубежных синологов. Среди них выделяются работы А.И. Кобзева «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия», «Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина), а также его многочисленные статьи в энциклопедическом словаре «Китайская философия»2, статьи М.Л. Титаренко, в частности, «Китайская философия и будущее китайской цивилизации» , где рассматриваются особенности представлений китайцев о единстве неба и человека, В.Ф.Феоктистова «Китайская классическая философия и современность (к методологической постановке вопроса)»4, посвященная некоторым аспектам проблемы перевода и интерпретации китайских терминов,

1 «Древнекитайская философия» (собрание текстов в 2-х томах). Москва, «Мысль». 1972. стр.49. «Китайская философия. Энциклопедический словарь» (главный редактор М.Л. Титаренко). Москва. «Мысль». 1994. М.Л. Титаренко «Китайская философия и будущее китайской цивилизации» // в книге '«Китайская философия и современная цивилизация». Москва." издательство «Восточная литература». 1997. скажем, понятия син («сердца»), работа Т.П. Григорьевой «Человек и мир в системе традиционных китайских учений»3 о проблеме восприятия человека в традиционных китайских учениях и другие. Проблема человека I и общества в философии Запада и Востока затрагивается также и в сборнике «Человек как философская проблема: Восток—Запад», вышедший в издательстве Университета дружбы народов.6

Что касается сегодняшних исследований китайских специалистов, то в них стало больше, чем раньше, уделяться внимания не изложению содержания каждой из концепций о человеке, а процессу их возникновения и развития. Происходит и некоторая переориентация китайской мысли с позиций марксизма. Кроме этого, отдельными китайскими учеными высказывается мысль о необходимости рассмотрения проблемы человека в более широком культурологическом контексте, т.е. о подходе к ней как к явлению традиционной культуры Китая.

Опираясь на данный опыт в разработке антропологической проблематики в отечественной и зарубежной науке и учитывая все возрастающий к ней интерес, мы сочли интересным проследить ее отражение в творчестве одного из самых ярких и видных китайских философов и историков философии Фэн Юланя (1895 — 1990), который соединил в своем творчестве глубокое знание и преемственность

4 В.Ф. Феоктистов «Китайская классическая философия и современность к методологической постановке вопроса)» // в книге «Китайская философия и современная цивилизация». Мбсква. издательство «Восточная литература», 1997.

Т.П. Григорьева «Человек и мир в системе традиционных китайских учений» // в книге «Проблема человека в традиционных китайских учениях». Москва. 1983. л «Человек как философская проблема- Восток-—Запад» (ответственный редактор НС. Кирабаев): Москва, издательство'Университета дружбы народов. 1991. китайским традициям с неподдельным интересом и вниманием к достижениям западной логики и философии. Вобрав в себя традиционные представления китайской философии о человеке как «сердце неба и I земли», составляющем с ними «триединство», Фэн Юлань привносит и некоторые новые идеи в учения предшественников о человеке и обществе.

Хотя человеческая плоть подобно всему остальному сущему также опирается в своем существовании на два основания: тш-принцип, наделяющий вещь сущностными характеристиками и позволяющий относить ее к определенному классу, и субстрат ци, благодаря которому эти сущностные характеристики материализуются. Однако человек — «особое создание вселенной». «Человек, — по определению Фэн Юланя — это создание, способное к осознанию {цзюэ цзе) [своей жизнедеятельности], или [вернее], способное к достаточно высокому уровню [такого] осознания».7 Способность к осознанию и анализу не только придает осмысленность всем действиям человека, но и наделяет его правом выбора, что придает человеческой деятельности определенную рационалистическую и осмысленную направленность, выделяет его среди всего остального существующего в мире и позволяет занимать важное место во вселенной. «Человеческая культура — это творение духа (интеллекта) (синь лш\ — пишет Фэн Юлань, — тогда как общность животных [рождена] инстинктами».8 Именно поэтому «вселенная, в которой присутствует человек, существенно отличается от той, где Фэнь Юлань «Синь юань жэнъ» I «Новый трактат о природе человека». Шанхай. 1947. глава 1. Фэнь Юлань «Синь юань жэнь» / «Новый трактат о природе человека». Шанхай. 1947. глава 1 таковой отсутствует».9 С присутствием человека во вселенной ее существование приобретает иной смысл и облик. Ведь человек способен осознавать и своей жизнедеятельностью рлиять на ее развитие. I

Касаясь проблемы природы человека, Фэн Юлань, как и неоконфуцианцы, выделяет в ней наличие двух составляющих: «небесного (высшего) принципа» (тянь ли) и «человеческих устремлений» (жэнь юй). Высший принцип не может не быть добродетельным изначально, тогда как «устремления» могут быть началом как добродетели, так и порока. Впоследствии эти идеи трансформируются в понятие «сердца-разума», которое занимает место «человеческого сердца», и «природы-сущности», которое может быть соотнесено с «истинным сердцем» у неоконфуцианцев. При этом под «сердцем» {синь) подразумевается как деятельность разума по осознанию и анализу окружающего мира, так и чисто психо-рефлекторная деятельность, т.е. восприятия, ощущения, инстинкты и т.д. Понятие «природа-сущность» {сын), как пишет Фэн Юлань, обычно употребляется в двух значениях: как логическое понятие и как биологическое. При этом Фэн Юлань предлагает именовать логическую природу-сущность — «природой» (ш), подразумевая под ней своего рода «непременный (естественный) принцип», высший эталон всех вещей и явлений реального мира, которому они, однако, могут лишь отчасти соответствовать, а биологическую — «врожденными качествами (наклонностями)» (»/ой), имея ввиду те способности, которые присущи

9 Фэнь Юлань «Синь юань жэнь» / «Новый трактат о природе человека», Шанхай. 1947. глава 1. данной вещи реального мира с момента ее рождения и которые помогают ей реализовать свою «природу-сущность».

Развивая в себе «добродетельны^ начала» и самосовершенствуясь I на основе пяти добродетелей, каждый человек способен стать «подобным Яо и Шуню», способен стать «совершенномудрым» (шэнь жэнь). Отличие же «совершенномудрого» от обычных людей, по мнению Фэн Юланя , состоит в том, что обычный человек способен лишь к осознанию, «совершенномудрый» же способен к «осознанию своего осознания» (или самосознанию). В зависимости от степени самосознания Фэн Юлань делит людей на представителей одной из четырех сфер бытия: естественной, утилитарной, моральной и трансцендентной.

Для лучшего понимания привнесенных в китайскую философию новых идей мыслителя необходимо, на наш взгляд, также и обращение к его новаторскому методу, который соединил в себе на первый взгляд несовместимое — позитивный метод западной философии и негативный метод китайской философии. Соединение этих двух методов, по мнению Фэн Юланя, создаст философию будущего. Аналитический метод западной философии есть тот способ, который необходим для достижения наиболее значимого и существенного в осмыслении первоначал бытия. Подлинная метафизика, используя в процессе познания вселенной и человеческого бытия аналитический метод и категории традиционной китайской философии, подходит, наконец, к тому пределу человеческого сознания, за которым остается только «молчание», ибо осмысляемое нами нельзя уже ни помыслить, ни выразить словами. Подходя к этой стороне метафизики, мы не можем говорить о ней. И это есть применение негативного метода. «Человек должен сперва сказать многое, чтобы потом хранить молчание».10 Соединение двух на первый взгляд противоречащих друг другу методов отражает последовательное развитие 1 человеческого сознания до наивысшего уровня, где человек осознает свою тождественность и единство с «истинной реальностью». Человек, находясь в моральной сфере, использует аналитический метод, как способ достижения более глубоких знаний о вселенной и первоначалах бытия, которых он может достичь лишь перейдя на следующий уровень осознания, в трансцендентную сферу, где получает свое применение негативный метод, как отражение «знания путем незнания».

Надо заметить, что ряд отечественных и зарубежных ученых уже не раз обращались к творчеству Фэн Юланя. Так, например, О'Бриэр в своей книге «50 лет китайской философии (1898—1950)»11, исследуя тенденции развития современного конфуцианства, прежде всего отмечает дееспособность конфуцианских учений по сравнению, скажем, с буддистскими с их специальными теориями, понятными лишь специалистам. Разделяя современную конфуцианскую мысль на два . направления: позитивистский рационализм Ху Ши, превознесенный Фэн Юланем, и интуитивный идеализм Ван Янмина, воспринятый Хэ Линем и другими, он подчеркивает тот особый вклад, который привнес Фэн Юлань в китайскую философию, продолжив видные начинания Янь Фу, Ху Ши, Цзинь Юэлиня и Чжан Шичжао и обеспечив ей недостающий логический метод.

1П Фэн Юлань «Чжунго чжэсюэ шшыли» / «Краткая история китайской философии». Пекин. Н)")?. а р. 295. V. . -X:^

Изложению некоторых аспектов творчества Фэн Юланя в контексте развития китайской мысли и конфуцианства, в частности, посвящены также работы Дж. Левенсона1^, X. Дж. Крила «Китайская 1 мысль от Конфуция до Мао Дзэдуна»13, «Современная китайская философия»14 под редакцией Ф. Адельмана, статья Фрэнсиса Су в «Справочной энциклопедии по философии Азии»15 и т.д. Упоминается имя Фэн Юланя в книге В. Мэйснера «Философия и политика в Китае: полемика о диалектическом материализме 1930-х»16, а также в связи с воспоминаниями о годах учебы в книге «Идеи сквозь культуры. Сборник эссе по истории китайской мысли, посвященный памяти Бенджамина Шварца»17, американского синолога, политолога и советолога профессора Гарвардскогд университета. В книгу Чэнь Юнцзе (Wing-tsit Chang) «Книга первоисточников китайской философии»18 включена статья о Фэн Юлане и перевод с комментариями отдельных частей его работы «Синь ли сюэ» («Новое учение о принципе»). Наверно, единственным серьезным монографическим исследованием творчества Фэн Юланя в зарубежной синологии пока остается книга М. Массона «Философия и традиция.

11 O. Briere S.J. Fifty Years of Chinese Philosophy (1898 — 1950), London, 1956.

12 Levenson Joseph R. Modern China and its Confucian Past. New-York. 1964.

Creeel H.G. Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-Tung, Chicago. 1953.

14 Contemporary Chinese Philosophy (edited by Frederick J. Adelmann). Hague. 1982.

Companion Encyclopcdia of Asian Philosophy (Edited by Brian Carr and Indira Mahalingan). London and New-York. 1997.

16 Meissner W. Philosophy and politics in China: The controversy over dialectical materialism in the 1930s (Transl from Germ By Mann R.); Stanford (Calif.). 1990

1 Ideas across Cultures. Essays on Chinese Thought in honor of Benjamin Schwartz. (Edited by Paul A. Cohen and M. Goldman). London. 1990,

18 Chan Wmg-tsit. A sourcebook in Chinese philosophy. Princeton, 1963

Интерпретация философского прошлого Китая: ФэнЮлань. 1939— 1949»19, изданная в 1985 г.

Среди китайских ученых Ли Цзэхру в своей книге «Чжунго I сяньдай сысян шилунь» / «Очерк истории современной китайской мысли»20 не только обращается к исследованию метафизики синь ли сюэ, социологической и культурологической проблематике философского учения Фэн Юланя, но и пытается определить сходство и различие между философскими системами Сюн Шили, Лян Шумина и Фэн Юланя. Отличие Сюн Шили и Лян Шумина, по мнению Ли Цзехоу, в том. что они в своих философских построениях больше опирались на иррациональные учения Ван Янмина и школы вэйши, Фэн Юлань же, используя современную западную методологию и логику, создает формальную логическую систему, обладающую «научным характером и рационалистическим духом». В культурологической проблематике он также проводит разграничение между взглядами Фэн Юланя и Лян Шумина на различие культур Запада и Востока, отмечая при этом, что основное их отличие в том, что Фэн Юлань делает упор на общности различных культур, а Лян Шумин — на их индивидуальности (или особенности).

Авторитетный китайский ученый Ту Югуан в своей статье «Фэн Юлань синьлисюэ тунлунь» / «Обсуждение философской системы Фэн

19 Masson M:G. «Philosophy and Tradition. The Interpretation of China's Philosophical Past: Fung Yu-lan 1939—1949. Variétés smologiques-nouvelle seiie. № 71. Taipei. 1985. "u Ли Цэхо\ «Чжунго сяньдай сысян шилунь» / «Об истории современной китайской мысли». Пекин. 1987.

Юланя синь ли сюэ»21 анализирует такие особенности философской системы Фэн Юланя, отличающие и выделяющие ее среди прочих философских систем того времени, как осрзнанность, универсальность, общедоступность и сравнительный метод. Анализируются в этой статье и так называемые «глубинные особенности» философии синь ли сюэ, к которым, по мнению Ту Югуана, можно прийти только через глубокое исследование философского мировоззрения данного мыслителя. «Глубинные особенности», пишет Ту Югуан, в основном располагаются вне границ языка, и поэтому их невозможно выразить. Но если нам все же необходимо во что бы то ни стало дать им какое-либо наименование, то лучше всего сказать, что «глубинная особенность» философии синь ли сюэ — это трансцендентность, или иначе говоря, выход за пределы сознания человека, «слияние с единым целым». Помимо данной статьи затрагиваются аспекты философского творчества Фэн Юланя и в других работах Ту Югуана22, им же сделан и перевод с английского «Краткой истории философии» Фэн Юланя.2'" Помимо перечисленных авторов несомненно заслуживают также внимания работы профессора Китайского университета Гонконга Лю Шусяня, который в ряде своих работ24 касается

Ту Югуан «Фэн Юлань синьлисюэ тун лунь» / «Обсуждение философской системы Фэн Юланя синь ли сюэ» // «Чжэсюэ яньцзю», 1988, № 6, стр. 47. Ту Югуан «Синь лисюэ цзяньлунь» / «Краткий очерк «нового учения о принципе» // «Чжунчжоу сюэкань», 1991, № 4.

Ту Югуан «Фэн Юлань иньвэнь чжуцзо цзи» пинцзя» / «Оценка «Собрания работ Фэн Юланя на английском языке» // «Чжунго яньцзю». 1992, № 7.

Ту Югуан «Чосюэ сышэн дэ жэнь — дао сяньши Фэн Юлань сяньшэн» / «Человек, превзошедший жизнь и смерть — скорбь об учителе господине Фэн Юлане» // «Гуанмин :'жиб;ю». 25 сентября 1991.

Фэн Юлань «Чжунго чжэсюэ цяныии» / «Краткая история китайской философии» (перевод с англ Я? Ту Югуана). Пекин, 1985.

24 Лю Шусянь «Пинсинь лунь Фэн Юлань» // «Спокойное paecsждение о Фэн Юланс» // «Дандаи». Vol. 3. 1989. JVb 1. творчества Фэн Юланя и его вклада в развитие постконфуцианской мысли, Ван Цзяньпина, Тянь Вэньцзюня, Чжан Дайняня, Чэнь Лая и других. х I

В отечественной синологии В.Г. Буров в статье «Фын Ю-лань» в «Философской энциклопедии»25 дает краткую биографическую справку и характеристику творчества данного мыслителя, в своей книге «Современная китайская философия»26 и в работе «Философское наследие и идейная борьба в Китае в первой половине XX в.» // «Философское наследие народов Востока и современность» (редколлегия: Буров В.Г. и другие)27 он обращается к творчеству Фэн Юланя в контексте исследования китайской философии 20-40-х годов 20 в., затрагиваются в данных работах и основные аспекты метафизики Фэн Юланя, проблема соединения в ней позитивного и негативного методологических принципов научного исследования, а также теория сфер человеческой жизни. Л.С. Переломов в книгах «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая»28 и «Конфуций: жизнь, учение, судьба»29 дает трактовку Фэн Юланем конфуцианских идей в период «культурной

Лю Шусянь «О новых горизонтах современной неоконфуцианской философии» // в книге «Китайская философия и современная цивилизация». Москва, издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1997.

Лю Шусянь «Жуцзя сысян юй сяньдайхуа» / «Конфуцианская мысль и модернизация» // в «Лю Шусянь сюань цзи» / «Избранные сочинения Лю Шусяна». Пекин. 1992.

В.Г. Буров «Фын Ю-лань» // «Философская энциклопедия» (главный редактор Ф. В. Константинов), том 5, Москва. 1970. В Г. Буров «Современная китайская философия». Москва. 1980. В.Г. Буров «Философское наследие и идейная борьба в Китае в первой половине XX в.» /' «Философское наследие народов Востока и современность» (редколлегия: Буров В.Г. и другие). Москва. 1983. Л.С. Переломов «Конфуцианство и леги т в политической истории Китая». Москва. 1981

Л.С. Переломов «Конфуций: жизнь. \чение. с\дьба». Москва. -«Наука». 1993. революции». В «Философском энциклопедическом словаре»"10 опубликована вкратце характеризующая основные аспекты творчества мыслителя статья С. Кучеры,. Делаются многочисленные ссылки и I упоминание имени Фэн Юланя в связи с исследованием различных аспектов древней и средневековой мысли Китая в ряде работ А.И. Кобзева/1 Полемика начала 20 в., эволюция конфуцианства, а также роль Фэн Юланя и Хэ Линя в создании нового «эклектического учения о синтезе достижений западной материальной цивилизации на базе конфуцианского комплекса «этических ценностей», а также некоторые аспекты антропологического учения Фэн Юланя затрагиваются в работе В В. Зайцева «Конфуцианская концепция человека в философской мысли КНР».32 Во введении к монографии Ф.С. Быкова «Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае»03 освещаются некоторые вопросы историко-философского учения Фэн Юланя. Совсем недавно вышел в свет также и первый перевод с английского языка на русский книги Фэн Юланя «Краткая история китайской философии» (научный редактор Е.А.Торчинов), осуществленный Р.В. Котенков4

30 «Философский энциклопедический словарь». Москва, «Советская энциклопедия», 1989.

31 А.И. Кобзев «Учение Ван Янмина и классическая китайская философия», Москва, «Наука». 1983.

А.И. Кобзез «Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина), в книге «Проблема человека в традиционных китайских учениях». Москва. 1983.

А.И. Кобзев «Конфуцианство» И «Философский энциклопедический словарь. Москва, 1989.

А.И. Кобзев «Неоконфуцианство» // «Философский энциклопедический словарь. Москва. 1989

В В. Зайцев «Конфуцианская концепция человека в философской мысли КНР» // «Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век» (ответственный редактор Стегйшянц М.-Т.). Москва. «Наука». 1985.

Ф С Быков «Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае». Москва. «Наука». 1566 :

4 Фэн Юлань «История китайской философии» (перевод с английского), Санкт-; Псгерб\ рг 1998

Однако до некоторых пор в отечественной синологии все же не существовало серьезных монографических исследований творческого наследия данного мыслителя. И первым ц!агом и глубоким осмыслением в I этом направлении стали работы А.В. Ломанова: кандидатская диссертация «Интерпретация и развитие китайской философской традиции в работах Фэн Юланя 20—40-х г. 20 в.» где анализируется влияние традиционной китайской философии на творчество Фэн Юланя данного периода, статья «Путь высшей просветленности и следования середине» — Фэн Юлань и его философское наследие»^6, где рассматриваются основные вехи интеллектуальной биографии Фэн Юланя, начиная от его обучения в Колумбийском университете (США) и кончая созданием собственной философской системы синь ли сюэ, статьи «Китайский контекст и философия Запада»37, «Постконфуцианская мысль Тайваня и Гонконга (50—70-е годы XX в.)»"8, где имя Фэн Юланя упоминается в контексте развития постконфуцианской мысли, статья «Возвращение к себе» — философское творчество Фэн Юланя в 80-е годы»39, где автор обращается к творчеству Фэн Юланя в 80-е годы, а также многочисленные статьи в энциклопедическом словаре «Китайская философия»40 и ряд других

3" A.B. Ломанов «Интерпретация и развитие китайской философской традиции в работах

Фэн Юланя 20—40-х г. 20 в.» (кандидатская диссертация), Москва, 1993. б A.B. Ломанов «Путь высшей просветленности и следования середине» — Фэн Юлань и его философское наследие» // «Проблемы Дальнего Востока», 1992. № 6. A.B. Ломанов «Китайский контекст и философия Запада»//«Философские науки», 1990,

Хч 12. jS A B: Ломанов «Постконфуцианская мысль Тайваня и Гонконга (50—-70-е годы XX в.) // «Проблемы Дальнего Востока». 1993. №5. j9 A.B. Ломанов «Возврашенне-к себе» — философское творчество Фэн Юланя в 80-е годы» // в книге «Китайская философия и современная цивилизация». Москва, издательская фирма «Восточная литература». РАН. 1997.

-vf A.B. Ломанов «Фэн Юлань». статья в «Китайская философия. Энциклопедический словарь» (главный редактор М.Л Титарснко». Москва. «Мысль». 1994. работ.41 Однако наиболее значительной, можно сказать, итоговой работой, обобщающей многолетний труд по изучению творческого наследия Фэн Юланя, стала монография А. В. Ломанова «Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя»42, где осмысляется накопленный опыт зарубежной синологии по изучению постконфуцианской мысли и творческого наследия Фэн Юланя, а также анализируются основные аспекты его онтологических, гносеологических, антропологических и историко-философских взглядов. Глубоко исследуется в книге и влияние идей западной философии на творчество Фэн Юланя, а также связь его учения с традиционной китайской философией.

Учитывая и опираясь на данный накопленный опыт в отечественной и зарубежной синологии, мы попытались в данной диссертационной работе дать изложение антропо-социологического учения Фэн Юланя, его взаимосвязи с традиционным представлением китайцев о человеке и обществе, а также отражению в нем привнесенных западных идей и новаторского метода Фэн Юланя. Учитывая взаимосвязанность представлений Фэн Юланя о человеке с его

A.B. Ломанов «Постконфуцианство», статья в «Китайская философия. Энциклопедический словарь» (главный редактор М.Л. Титаренко», Москва. «Мысль», 1994.

41 A.B. Ломанов «Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX в.: Фэн Юлань и его интелектуальная эволюция» (ответственный редактор М.Л. Титаренко) // Информационный бюллетень РАН Институт Дальнего Востока. Москва. 1998, № 1.

A.B. Ломанов «Место метафизики в философии периода Китайской Республики» // 4-я Международная научная конференция «Китай и мир». «Проблемы Дальнего востока». 1993. №6.

A.B. Ломанов «К вопросу о понятии «современного нового конфуцианства» // 3-я Международная научная конференция «Китай и мир». Тезисы докладов, часть 2. Москва. 1992.' ' г\

A.B. Ломанов «Конфуцианская философия в США» // «Китай, китайская цивилизация и мир- история, современность, перспективы», часть 1. Москва. 1995.

А. В. Ломанова «Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя». Москва. Издательская фирма «Восточная литерату ра» РАН. 1996. ^ ; онтологическими взглядами, мы сочли необходимым дать также краткое изложение его космологических идей и нового метода, привнесенного в китайскую философию. >

В соответствии с указанной целью диссертационного исследования были определены его следующие основные задачи: максимально полно использовать все имеющиеся материалы по истории древней и средневековой философии, чтобы проанализировать влияние традиционных представлений о человеке в китайской философии на творчество данного мыслителя; рассмотреть и изложить основные положения учения Фэн Юланя о человеке, опираясь, главным образом, на такие его работы как «Синь юань жэнь» («Новый трактат о природе человека») и «Синь ли сюэ» («Новое учение о принципе»), а также проследить взаимосвязь данной проблематики с онтологией Фэн Юланя; проанализировать новаторский метод, привнесенный Фэн Юланем в китайскую философию, а также определить его значение для истории философской мысли Китая.

При этом теоретической и методологической, базой данной диссертации, как уже отмечалось, послужили работы упомянутых выше видных российских и зарубежных синологов. Важное значение для проведения исследования имели методологические подходы, выводы и результаты изучения истории современной китайской философии и ее антропологической проблематики, в частности, содержащиеся в работах Л.С. Васильева. В Г. Бурова, МЛ Гт арен ко. Л. С. Переломова. А.И, Кобзева. В В. Зайцева, А В Ломанова и других. Что касается

16 непосредственно освещения творчества Фэн Юланя, то при написании данной работы учитывались результаты исследований таких авторитетных российских ученых, как В.Г. Буров, Л.С. Дереломов, A.B. Ломанов, а i также зарубежных ученых О Бриэр, Ли Цзехоу, Ту Югуан, Лю Шусянь и другие.

В настоящее время имя Фэн Юланя, как историка китайской философии, уже известно русскому читателю по многочисленным работам исследователя A.B. Ломанова, а также переводу, вышедшему в свет в 1998 году в Санкт-Петербурге и осуществленному Р.В. Котенко. Однако непосредственно антропо-социологическая проблематика творчества Фэн Юланя, на наш взгляд, пока не получила достаточно подробного и детального освещения. В этой связи анализирующиеся в данной диссертации мировоззренческие и философские представления Фэн Юланя могут представлять определенный интерес и позволят обновить и дополнить наше представление об этом неординарном мыслителе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропо-социологические взгляды Фэн Юланя"

Заключение. 138