автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Антропологический смысл нравственных оснований метафизики

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Ольховиков, Константин Михайлович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Антропологический смысл нравственных оснований метафизики'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Ольховиков, Константин Михайлович

ВВЕДЕНИЕ.

Первая

глава. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕТАФИЗИКИ: ОБРАЗЫ МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

§ 1. Основные смысловые уровни обоснования жизненной позиции.

§ 2. Нравственное оправдание как основной контекст философской аргументации.

§ 3. Понятие и образ нравственной философии.

Вторая

глава. АНТРОПОЛОГИЯ КАК ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ МЕТАФИЗИКИ.

§ 1. Кантианство и постклассический платонизм в рассмотрении нравственных и антропологических оснований метафизики.

§ 2 Философская антропология и нравственные энергии жизненного мира человека.

§ 3 Этическая переоценка тоталитарных нравов в зеркале платонизма (критика проекта Агасси).

Третья

глава. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТАФИЗИКИ МОРАЛИЗМА: НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

§ 1 Нравственная основа русской религиозной философии.

§ 2 Россия и Запад в проекции нравственной философии.

§ 3. Моральная антропология и границы метафизики.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Ольховиков, Константин Михайлович

Актуальность темы исследования. Фактическая незавершенность современных философских антропологических программ, своего рода экзистенциальный тупик, порождает поиск нравственных оправданий сложившегося в европейской культуре образа рационального человека. Этот поиск связан с расширением самого смысла рациональности. Метафизическое умозрение сегодня воспринимается не только как единство логики и онтологии, но и как постижение бытия через призму человеческого существования. А осмысление цельности человеческой жизни связано с прояснением этоса, нравственной интенции личности.

Познание человека, его внутренней склонности традиционно скрывалось в тени философского вопрошания истины. Морализм стоял ниже рассудительности, и, начиная с Сократа, этос не обладал добродетелью вне логоса. Европейская традиция философской мысли, вплоть до наших дней, имеет одним из своих существенных аспектов стремление к рефлексии нравственных основ умозрения. Интеллектуализм начинается с внутренней тяги к оправданию истины перед жизненным миром человека.

Платон и Кант определяют традицию нравственного самосознания и обоснования необходимости метафизики, оставляя открытым вопрос ее достаточного нравственного оправдания, ее общечеловеческой перспективы. Ф. Ницше настаивал: «Со времен Платона философия находится под властью морали»1. Возможное критическое преодоление платонического нравоцен-тризма, восходящего к теории общественных нравов в «Государстве», принципиально обозначено в кантианстве.

Диалог, теория общественных нравов, символ Пещеры, идеальное госу

1 Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. 1994. С. 183 дарство, концепция Эрота схватывают мифологему метафизики. Поворот к субъекту, критика практического разума, метафизика нравов, незавершенность прагматической антропологии и философии истории на фоне развала этико-эстетизма просветителей - выражают протест против мифологемы метафизики, предвосхищают дихотомии разочарованного сознания. Свершенность традиции заставляет вопрошать о возможности содержательно нравственного философствования. Нравственный критицизм абсолютизирует формальную устойчивость субъектного мироотношения (А. Шопенгауэр), развивая на этом фоне постклассическую жизненную установку иррационализма, которая до сих пор воспринимается как органическая частность современной неклассической экзистенциальности, на которую опирается и постмодерн. Сегодня становится ясной востребованность русской нравственной философии. Историко-философский контекст, в котором мышление подписывается под современной культурой, лишен цельности, поскольку игнорируются ключевые фигуры русской мыслительной традиции. Оригинальное нравственное обоснование религиозной веры существенно значимо для общечеловеческой перспективы европейской метафизики.

Объект исследования - основания (понятийные и образные средства) метафизики, сверхчувственной картины мира и человека.

Предмет исследования - взаимосвязь образов и перспектив человека с нравственными основаниями метафизики (этическими ценностями и теориями нравов).

Постановка проблемы. Нравственное оправдание метафизики имеет два аспекта: 1) реконструкция морализма в качестве традиционного основания и перспективы самосознания личности, 2) переосмысление метафизического языка через постижение человеческого бытия, этоса преображения жизненного мира человека. Метафизика все больше предстает как восприятие тотальности бытия через призму человеческого существования.

Нравственная жизнь народов имеет разную напряженность в истории культуры. Также неоднообразна история нравственного оправдания метафизики. Два обстоятельства определяют хронологические рамки (XIX - XX вв.) и компаративный жанр (Россия и Запад) исследования:

1) необходимость уточнения нравственного статуса метафизики на фоне послекантовской этики, берущей мораль почти исключительно в качестве идеализированного объекта,

2) провозглашаемое возрождение русской философии и потребность в осмыслении ее нравственного статуса в контексте классического и неклассического самосознания личности.

Адекватная оценка нравственной философии России в качестве метафизической реконструкции и переосмысления западного секуляризма на совершенно иной социокультурной почве (В.В. Зеньковский) также представляется необходимым условием постижения цельности и вариативного многообразия метафизического инварианта европейского философствования.

Состояние разработанности проблемы может быть адекватно оценено лишь с учетом смысловой многоуровневости метафизического связывания философствующего субъекта и нравственности. Выявление антропологического смысла нравственного оправдания метафизики занимает свое специфическое место среди метафилософских исследований.

Нравственная специфика философии рассматривается в работах по отдельным историческим периодам и об отдельных мыслителях (как светских, так и религиозных). Это прежде всего работы В.Ф. Асмуса, С.С. Аверинцева, М.А. Барга, М.М. Бахтина, Э.Я. Баталова, A.C. Богомолова, Б.Э. Быховского, JL Винничук, А.Я. Гуревича, П.П. Гайденко, А.Х. Горфункеля, A.B. Гулыги,

A.A. Гусейнова, Б.В. Емельянова, Э.В. Ильенкова, В.Г. Иванова, Ф.Х. Кессиди,

B.И. Копалова, В.Б. Куликова, И.Я. Лойфмана, Ю.М. Лотмана, К.Н. Любутина, Г.Г. Майорова, Н.В. Мотрошиловой, Л.А. Мясниковой, И.С. Нарского, М. Оссовской, A.B. Перцева, Д.В. Пивоварова, В.И. Плотникова, Е. Шацкого, Т. Шибутани, М.М. Шитикова и мн. др.

Огромный пласт литературы, связанной с изучением нравов в контексте философской идеи общества, образован работами, опирающимися на толкование и развитие идей Э. Дюркгейма и М. Вебера, К. Маркса и 3. Фрейда.

Этическая реконструкция нетривиальных и неожиданных для повседневного мышления оснований морали достигнута в трудах отечественных авторов советского периода: С.А. Анисимовым, Р.Г. Апресяном, JI.M. Архангельским, О.Г. Дробницким, A.A. Гусейновым, А.П. Скрипником, А.И. Титаренко и др.

Целый ряд конструктивных характеристик и образов, связанных с теоретической реконструкцией нравов, повседневных практик и ориентаций, мы обнаруживаем в рамках отечественной социологии культуры (Ю.Р. Вишневский, Б.А. Грушин, В.Е. Кемеров, JI.H. Коган, В.Т. Шапко и др.). Следует заметить, что и в рамках «чистой», «базисной» (общей) социологии также присутствует философическое содержание, связанное с объяснением и моделированием социального мира личности и общностей (образа жизни, социального пространства и времени), в трудах отечественных авторов - Ю.П. Андреева, Г.Е. Зборовского, А.И. Кравченко, Г.П. Орлова, М.Н. Руткевича, Ж.Т. Тощенко, С.С. Фролова, В.А. Ядова и др.

Отношение философского сознания к общественным нравам в рамках и в контексте историко-философской реконструкции антропологических программ, в том числе и на материале русской мысли, рассматривается в трудах JI.A. Беляевой, Б.Т. Григорьяна, В.Б. Куликова, К.Н. Любутина, J1.A. Мясни-ковой, A.B. Перцева, М.М. Шитикова и др.

Ключевые фигуры нашего историко-философского сопоставления:

A. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Поппер, Н. Хомский, Р. Рорти, Дж. Агасси в качестве представителей нравственного критицизма Запада, и

B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, В.В. Розанов, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский,

C.JI. Франк, представляющие тенденцию нравственного обоснования русской религиозной философии.

Особое значение для исследования имеет концепция истории русской философии в контексте западного секуляризма, разработанная В.В. Зеньков-ским. Совмещая «стандартную» структуру западных метафизических систем с оригинальной стилистикой русских мыслителей, эта концепция позволяет критически дополнять картину философского диалога России и Запада, не проговаривая всякий раз «общие места».

Перспектива нравственного оправдания философии в виде моральной философской антропологии, ведущей к синтезу двух принципиальных программ: (1) философской антропологии, объединяющей все виды познания и деятельности в их отнесенности к человеку и (2) нравственной философии, открывающей основы миропонимания в непосредственности типичных, повседневных сознаний (нравов) завершает диалогический цикл нравственной философии как общеевропейской. Эта перспектива принимает основные результаты, полученные в историко-философских исследованиях антропологии Б.Т. Григорьяна, К.Н. Любутина, J1.A. Мясниковой, A.B. Перцева, М.М. Шишкова и др.

Цель и задачи исследования. Цель - разработать концепцию нравственного оправдания метафизики, выявляющую инвариант целостного понимания истории и перспектив философского морализма и антропологизма европейской культуры. Из этой цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть нравственное оправдание как основное контекстуальное выражение специфики философского познания и аргументации, показав нравственное оправдание метафизики через смысловое (смысложизненное) отношение человека к собственной внутренней склонности (нраву, этосу);

- проанализировать понятие нравственной философии и выявить ее образы, т.е. особенные социокультурные типы и модели интеллектуального самосознания, опираясь на различение морализма и этики в платонизме и кантианстве, показать их поляризацию в нравственной теодицее России;

- установить связь нравственного критицизма и антропологизма с морализмом и теориями общественных нравов, сведя это к структурированию историко-философского контекста этических оценок тоталитаризма;

- выявить способы отношения русской религиозной философии к западному секуляризму, раскрыв его контекстуальное восполнение и своеобразное завершение в перспективе углубления и преодоления платонизма, как и его чувственно ослабленной (формальной) кантианской версии;

- оценить перспективу построения моральной философской антропологии посредством сопоставления новейших антропологических программ с прагматическими императивами, наработанными в истории нравственной философии, поставив вопрос о нравственной перспективе метафизики в предлагаемой программе моральной антропологии.

Методологические основы исследования. Исследование антропологического смысла нравственных оснований метафизики вписывается в теоретический контекст социокультурной эволюции, движения материальных ценностей и символов в пространствах культуры и жизненного мира человека. Культура, в ее инвариантной характеристике представляющая собой способ выживания человека, также нуждается в предельных смыслах и значениях метафизики. Метафизическая потребность человека тесно связана с общением и преодолением дистанции, разделяющей этос интеллектуала и общественные нравы. Наиболее широкой постановкой вопроса о нравственных основаниях метафизики и их связи с определенными образами мысли, общества, человека является идея социальной этики, высказанная К. Поппером.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропологический смысл нравственных оснований метафизики"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной итог нашего исследования состоит в том, что существующие в современной историко-философской науке и философской (как академической, так и образовательной) среде представления о соотношении нрава и мышления, этоса и умозрения фатально недооценивают нравственную составляющую субъекта. Но эта внутренняя сверхприродная склонность генетически и логически предшествует познанию вообще и метафизическому познанию в особенности. Нравы - это другие сознания, представленные во внутреннем мире субъекта. «Даже нефилософ рано или поздно оказывается перед необходимостью признать существование внутреннего мира, отличного от мира внешнего, мира, который образует чувственные впечатления, создания воображения, ощущения, эмоции, настроения, мира склонностей, желаний и решений»1. Нравы - это нормы поведения, обладающие этическим индексом, в которых осознаются интерсубъективные образы внутренних интенций. В этом отношении весьма интересна современная социологическая экспертиза. «Нормы - правила и ожидания, управляющие поведением членов сообщества. Нравы - нормы с высоким уровнем морального значения, нарушение которых обычно встречается энергичной реакцией. Обычаи - нормы, не имеющие большого морального значения, относительно которых допускается большое личностное усмотрение»2. Логистика и социальная теория в равной степени связывают значение нравов с признанием диспозиционных отношений индивидов как условием личностного самосознания и отношения к миру, социуму. Рассмотрение нравственных оснований метафизики, в свою очередь, приво

1 ФрегеГ. Мысль: логическое исследование // Философия. Логика. Язык. М. 1987. С.

30-31

2 Macionis J. Sociology, N.J., 1987, P. 89 dum к переоценке перспектив философской антропологии. Метафизика - необходимое условие оправдания современного человека перед лицом тоталитарного опыта XX столетия, выросшего не без участия 25 веков платонизма. Современный лингвистический анализ позволяет реконструировать нравы в качестве разновидности интенциональных состояний, особых речевых актов, семантически объединяющих внешние образы типичных намерений, восприятий, действий, причинений с понятиями и метафорами, обладающими этико-эстетическим, мировоззренческим статусом. Мы опираемся на структурирование речевого акта, предложенное в «классической» работе - Searle J. Intentionality. An Essay into Philosophy of Mind. CUP, 1983. Русская философская мысль XX в. в лице А.Ф. Лосева позволяет продуктивные трактовки нравов через внутреннее содержание интимности имени и личностности мифа.

Метафизика - всегда результат предшествующего развития интеллектуализма, логический инвариант, воплощаемый в разных по своей схематике образах философствования. Эти образы складываются в осмысленную цельность историко-философского ретроспективизма, отраженного в философско-антропологической перспективе. Нравственность «входит» в философствование по общекультурным и уникально-личностным основаниям. Ее невозможно совершенно «отмыслить» от любой связной жизненной установки, тем более, метафизического построения, ее также нельзя локализовать в качестве специального раздела. Непредсказуемость и устойчивая востребованность философствования связана именно со сверхприродным отклонением внутренней склонности в человеке. Это обстоятельство банально предшествует повседневному вменяемому поведению, и оно же образует точку бесконечно малого смысла, интенции, прорастающей мышлением. Эта исходная точка мышления и определяет возврат, рефлексию в качестве универсальной характеристики мировоззрения. Но не всегда это основание осознавалось как нравственно содержательное, а зачастую и противопоставлялось перспективам метафизики. Нравственное оправдание метафизики показывает ее основания и перспективы как содержательно связное целое, открывает поле многоаспектной типологии смысложизненных установок философствования. Так возникает образ историко-философской перспективы метафизического антиретро-спективизма.

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, -это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования»1. Если мы вполне прониклись этой фразой из заключения «Критики практического разума», то и должны принять как здравомыслящее, кантовское понимание образа метафизики и ее деление на метафизику природы и метафизику нравов. Антропология опосредует эти равно удаленные от человека горизонты созерцания, в ней открывается перспектива нравственно обоснованной метафизики. Мы исходим из того, что построение антропологической программы в любом случае начинается с переосмысления, критики, присвоения и переориентации нравов. Антропология не может быть основанием метафизики, нравственно оправданная метафизика - необходимая предпосылка философской антропологии.

Моральная философская антропология преодолевает неукорененность образа человека в других версиях антропологии, оправдывает перспективу разрыва философии с нравами как условие их преображения.

И, наконец, нравственное оправдание - единственный путь философии к человеку, и этого довольно для осознания его в качестве независимой и неустранимой аксиомы культуры. Метафизическая традиция и диалог составляют нравственное отличие человека от других существ. Между нравом и верой лежит пространство самосознания, его трагедия. «Быть обманываемым в

1 Кант И. Соч., т. 4, ч. 1, С. 499 истории, точнее - надеяться в ней и не получать, есть постоянный удел человека на земле»1. Метафизическое решение вопроса - демонстрация его частных особенностей по отношению к конечности жизни в ее целом. Нравы - зачастую безрассудное зеркало рассудка, их нелогичность оправдывает потребность в умозрении. В свою очередь, метафизическая непреображаемость нрава оправдывает веру, не нуждающуюся в рассудочных доказательствах.

Именно это соображение общего плана собирает воедино частные сюжеты философствования России и Запада в XIX - XX вв., позволяет нам непосредственно помыслить тот способ, которым мироведение прошлого переходит в будущую антропологию. Моральность превращается из формы в содержание нравственности лишь через нрав, преодолевший нравоцентризм умозрения, т.е. через нравственное оправдание метафизики, выросшей из платонизма.

Ближайшие перспективы исследования связаны с разработкой положительной эмпирической программы моральной философской антропологии. Прежде всего - в направлении социологии морали, культурологического моделирования нравов, прояснения мировоззренческой перспективы соотношения секуляризма и религиозности в будущем человечества. И при всем при том, антропологический смысл нравственных оснований метафизики остается не частной задачей, но направлением будущих исследований, связанных с разработкой социально-регулятивных аспектов философской методологии, всегда указывающей (исходя из определенной модели нрава) на определенный образ человека.

Основные методологически значимые находки настоящего исследования, не исчерпывающие всего многообразия выводов и следствий, имеют вид следующих обобщенных положений:

1. Метафизический этос - реконструкция и структурирование интенций,

1 Розанов В.В. Где истинный источник «борьбы века»? // Розанов В.В. Избранные произведения. Религия и культура. Т. 1. М. 1990. С. 161 содержательно представленных в социальном институте нравственности. Нравственные основания метафизики не исчерпываются этической реконструкцией морали в качестве идеализированного объекта.

2. Интерсубъективность нравов шире диспозиционных механизмов индивида. Интенция метафизического этоса выражается в общении как преодоление смысловых границ социально-ролевого, социально-статусного взаимодействия.

3. Антропологизм тесно связан с наивным морализмом жизненной установки, что позволяет его выразителям изобличать метафизические построения в неискренности. При этом, антропологизм совпадает с традиционным метафизическим этосом в своих претензиях на открытие культурных ценностей будущего.

4. Секуляризация мировоззрения - способ переноса радикальных ценностей христианства в арсенал посюсторонних жизненных позиций (рационализм / эмпиризм; иррационализм / экзистенциализм / прагматизм, скептицизм / (нео) позитивизм), которые представляют собой смысловые вариации нравоцен-тризма, платонизма, теории общественных нравов.

5. Постижение личности в русской философии XIX - XX вв. и неклассической западной философии - так или иначе, содержательно или аналитически, противопоставляет новозаветный образ внутреннего человека платоническому нравоцентризму. Критерием, разводящим мыслителей XX века между моральным (христианским в своих корнях) и тоталитарным (утопически просветительским) антропологизмом, стал вопрос о признании исторической предопределенности (историцизм).

6. Этическая оценка тоталитаризма не представляется тривиальной и исчерпанной задачей неклассического умозрения. Необходимость постижения оснований человеческого бытия связана с переоценкой нравственных оснований метафизики, с постановкой вопросов позитивного утверждения образа человека (моральная антропология). Категорически важно корректное преодоление дихотомии К. Поппера «платонизм / критицизм», где «платонизм = забвение личности», а «критицизм = разрушение личности».

7. Моральная антропология сегодня - это своеобразная содержательная аналитика метафизики морализма, открытая социологической экспертизе и моделям культуры. Перспектива моральной философской антропологии также открывает новые теоретические горизонты «чистой» социологии в области концептуализации социокультурных процессов жизненного мира современного человека. Само понимание социального как отличного от природного и психического, выходит из пределов социологизма и получает метафизическую аргументацию, задействующую ресурс традиционного морализма.

8. Русская нравственная философия - это неклассически мистическое отрицание секулярных сюжетов западной метафизики, подготавливающее новое рождение классических вопросов мира и человека в умозрении, преображаемом верой. Таким образом, перспективу получает не платоническая форма, но платоническое содержание антропологизма и метафизики, основанное на нравственном доверии.

9. Секуляризм и теодицея -два отвлеченных начала антропологизма, выросшего из нравственного критицизма постклассической метафизики. Тоталитаризм - нравственное завершение этой версии антропологизма. Вместе с тем, тоталитаризм провоцирует применение неклассической метафизики в образе экстремального антропологизма, отраженного в зеркале социального платонизма.

10. Нравственный процесс тесно связан с языковым. Метафизическая перспектива нравов, не совпадающая с наличной социальной реальностью, выражает радикальную критику культурного неравенства индивидов. Так метафизика завершает свое антропологическое развитие от этического рационализма Сократа - к оправданию нравственных перспектив человечества.

 

Список научной литературыОльховиков, Константин Михайлович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абрамов Л.И. Кантианство в русской университетской философии // Вопросы философии. 1998. № 1. С.58-69.

2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии, 1989, № 3, С. 3-13.

3. Аверинцев С.С. «Мировоззренческий стиль»: подступы к явлению Лосева // Вопросы философии. 1993. № 9. С.16-22.

4. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. 286 с.

5. Айер Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки, 1991, № 1, С. 120-136.

6. Александрова Р.И. Этология и мораль: (Критика буржуазных концепций врожденной агрессивности человека). М.: Знание, 1978. -64 с.

7. Алексеева В.А. Православный образ Отечества: духовный смысл русского патриотизма. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 152 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

9. АнчелЕ. Мифы потрясенного сознания. М.: Политиздат, 1979. -175 с.

10. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988. 127 с.

11. Н.Апресян Р.Г. Из истории европейской этики нового времени (Этический сентиментализм). М.: МГУ, 1986. 80 с.

12. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. 1993. № 8. С.32-54.

13. Апресян Р.Г. Проблема другого «Я» и моральное самосознание личности // Философские науки. 1986. № 6. С. 53-59.

14. Арендт X. Хайдеггеру восемьдесят лет // Вопросы философии. 1998. № 1. С.126-134.

15. Аристотель. Большая этика // Соч., М.: «Мысль», 1984, Т.4. С. 295-374.

16. Аристотель. Никомаховаэтика//Соч., М.: «Мысль», 1984, Т.4. С. 53-294.

17. Аристотель. Политика // Соч., М.: «Мысль», 1984, Т.4. С. 375-644.

18. Аристотель. Поэтика // Соч., М.: «Мысль», 1984, Т.4. С. 645- 680.

19. Аристотель. Топика// Соч., М.: «Мысль», 1984, Т.2. С. 347-531.

20. Архангельский JI.M. Марксистская этика: предмет, структура, основные направления. М.: Мысль, 1989. 239 с.

21. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1998. 400 с.

22. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М.: Знание, 1962. 47 с.

23. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. 534 с.

24. Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1989. 247 с.

25. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в политическую этику. М., Тюмень: АН СССР, ФО СССР, 1990. 181 с.

26. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 343 с.

27. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -616 с.

28. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982. 336 с.

29. Батенин С.С. Человек и его история. Л.: ЛГУ, 1975. 293 с.

30. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М.: Наука, 1965. 196 с.

31. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 199 с.

32. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. -320 с.

33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. -543 с.

34. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Советская Россия, 1979. -420 с.

35. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1.С. 163-168.

36. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -224 с.

37. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс, ХДС-Пресс, 1991. 83 с.

38. Бердяев H.A. Русская идея // Вопросы философии. 1990, № 1. С. 77-144; №2. С. 87-154.

39. Бердяев H.A. Судьба России. М.: МГУ, 1990. 256 с.

40. Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии, 1989. № 2. С. 143-162.

41. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1990. -607 с.

42. Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С.31-42.

43. Богомолов A.C. Английская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1973.-317 с.

44. Богомяков В.Г. Сокровенное как принцип бытия. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 196 с.

45. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. С.-Пб.: Изд-во «Лань», 1999. -244 с.

46. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1966. 216 с.

47. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина ХУ века). М.: МГУ, 1983. 303 с.

48. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания = Vom ursprung der sittlichen erkentnis / Пер. с нем. A.A. Анипко. СПб.: Алетейя, 2000. 186 с.

49. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.

50. Булгаков С.Н. Православие. М.: Гнозис, 1991. 416 с.

51. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: «Путь к истине», 1991.-407 с.

52. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М.: АН СССР, 1954. 238 с.

53. Вазюлин Л.А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. М.: МГУ, 1988.-328 с.

54. Васечко В.Ю. Моральная максима как феномен познания и культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2000. 230 с.

55. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (Формирование мировоззрения и менталитета). М.: Наука, 1989. 309 с.

56. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 592 с.

57. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

58. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991.-240 с.

59. Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.-357с.

60. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. Л.: Госпедгиз, 1940.-457 с.

61. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. -496 с.

62. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958.-132 с.

63. Власть: Очерки современной политической философии Запада / Ред. В.В.Мшвениерадзе. М.: Наука, 1988. 752 с.

64. Волченко Л.Б. Этикет и мода. М.: Знание, 1989. 61 с.

65. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988. 752 с.

66. Время. Философия. Пространство. (Хайдеггер. Шолем. Беньямин. Олсон. Эльштайн). Екатеринбург, 1996. 106 с.

67. Вригт Г.Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8. С.80-91.

68. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. -367 с.

69. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.-367 с.

70. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 19-39.

71. Ганжин В.Т. Нравственность и наука: К истории исследования проблемы в европейской философии. М.: МГУ, 1978. 143 с.

72. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: МГУ, 1987. 216 с.

73. Гегель Г. Феноменология Духа// Соч. Т.4. 4.1. 572 с. M.-JL, 1934.

74. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

75. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Соцэкгиз, 1939. 482 с.

76. Гладышев В.И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. 292 с.

77. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -495 с.

78. Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. М.: Гл. ред. вост. лит. изд-ва Наука, 1987. -218 с.

79. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. -353 с.

80. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. -307 с.

81. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет//Вопросы философии. 1997. № 9. С.82-95.

82. Гулыга A.B. Гегель. М.: Молодая гвардия, 1970. 272 с.

83. Гулыга A.B. Кант. М.: Молодая гвардия, 1981. 303 с.

84. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.398 с.

85. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -398 с.

86. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. 175 с.

87. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.:, 1995. 351 с.

88. Гусейнов A.A. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. 64 с.

89. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. -589 с.

90. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: агентство «Сагу-на», 1994. 387 с.

91. Гуторов В.А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. JL: ЛГУ, 1989.-288 с.

92. Давыдов Ю.М. Этика любви и метафизика своеволия: (Проблемы нравственной философии). М.: Молодая гвардия, 1989. 317 с.

93. XXI век: Будущее России в философском измерении, Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4-х т. Т. 3. Философская антропология и философия культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. 4.1. 242 е.; 4.2.-214 с.

94. Деррида Ж. Московские лекции. Свердловск, УрО АН СССР, 1991. 89 с.

95. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. 512 с.

96. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск: Совр. литератор, 1999. 832 с.

97. Диалектика и теория творчества. М.: МГУ, 1987. 200 с.

98. Дидро Д. О достаточности естественной религии // Соч. Т.1. С. 188-199.

99. Дидро Д. Принципы нравственной философии // Соч. Т.1. С. 58-164.

100. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.

101. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М.: Советская Россия, 1983.464 с.

102. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388 с.

103. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.-333 с.

104. Дубко E.JL, Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М.: МГУ, 1989. -191с.

105. Дубко E.JI. Моральное добро (историко-критический анализ).// Философские науки. № 1. 1986. С. 108-117.

106. Единство общественных отношений и сознания. Свердловск, 1986. -183 с.

107. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. М: Высшая школа, 1987. 160 с.

108. Журавлев Л.А. Позитивизм и проблема исторических законов. М.: МГУ, 1980.-309 с.

109. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец 17 первая четверть 18 века). М.: Наука, 1989. - 266 с.

110. Заветы Пушкина / Ред. В.И.Копалов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 140 с.

111. Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. 199 с.

112. Звиревич В.Т. Цицерон философ и историк философии. Свердловск: УрГУ, 1988.-208 с.

113. Зеньковский В.В. История русской философии в 4-х т. Л.-. МП "Это", 1991.

114. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. 224 с.

115. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. -368 с.

116. Золотухина-Аболина Е.В. Рациональное и ценностное (Проблемы регуляции сознания). Ростов-на-Дону: РГУ, 1988.-141 с.

117. Зотов A.B., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М: Интерпракс, 1994.-432 с.

118. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. -125 с.

119. Иванов ВТ. История этики древнего мира. JI.: ЛГУ, 1980. 224 с.

120. Иванов В.Г. История этики средних веков. Л.: ЛГУ, 1984. 279 с.

121. Ивин A.A. Введение в философию истории. М.: Владос, 1997. 288 с.

122. Идеология, мораль, искусство / Ред. В.И.Григорьев. Киев: Лыбидь, 1991. -189 с.

123. Ильенков Э.В. Проблема идеала в философии // Искусство и коммунистический идеал. М.: Искусство, 1984. С. 106-185.

124. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. -498 с.

125. Калинников Л.А. Проблема философии истории в системе Канта. Л.: ЛГУ, 1978.- 151 с.

126. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. Т.6. М.: Мысль, 1966. С.349-587.

127. Кант И. Критика практического разума // Соч. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. С.311-504.

128. Кант И. Критика способности суждения // Соч. Т.5. М.: Мысль, 1966. С.161-530.

129. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 592 с.

130. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. С.219-309.

131. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709 с.

132. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. № 4. С.19-39.

133. Карамзин H.A. Избранные сочинения в 2-х т. М.-Л.: Худож. лит-ра, 1964.1. Т.1.-811 е.; Т.2.-591 с.

134. Каримский A.M. Философия истории Гегеля. М.: МГУ, 1988. 270 с.

135. Кассирер Э. Техника политических мифов // Октябрь. 1993. № 7. С.153-164.

136. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс, 1996.-215 с.

137. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М.: Мысль, 1982. 199 с.

138. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии). М.: Мысль, 1972.-312 с.

139. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. 220 с.

140. Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983. 295 с.

141. Коган JI.H. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург: УрГУ, 1994. 208 с.

142. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

143. Коган JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988.-203 с.

144. Коган Л.Н.Художественный вкус. Опыт конкретного социологического исследования. М.: Мысль, 1966. 213 с.

145. Козлова H.H. Социализм и сознание масс. М.: Наука, 1989. 160 с.

146. Козловский П. Этическая экономия как синтез экономической и этической теории // Вопросы философии. 1996. № 8. С.66-74.

147. Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования. Материалы Всеросс. Конф. / Ред. И.Я.Лойфман. Екатеринбург, УрГУ, 1997. -190 с.

148. Копалов В.И. Общественное сознание: критический анализ фетишистских форм. Томск: ТГУ, 1985.-287 с.

149. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. Кемерово: Кузбассвуиздат, 1995.-220 с.

150. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990.-638 с.

151. Кузина Е.В. Анализ логико-методологической концепции К.Поппера. М., 1975. 151 с. Дис. . канд. филос. наук.

152. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988.- 220 с.

153. Культура и рынок. Тез. Докл. Межд. Симпоз. /Отв. ред. А.Ф.Еремеев. Екатеринбург, 1994. 357 с.

154. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. М.: Худож. лит., 1974. 541 с.

155. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Правда, 1930. 414 с.

156. Левин И.Д. Сочинения в 2-х т. М.: ТОО «Радикс», 1994.

157. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

158. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении // Соч. Т.2. М.: Мысль, 1983. С.47-546.

159. Лейбниц Г.В. Письма к Гоббсу//Соч. Т. 1. С.107-115. М.: Мысль, 1982.

160. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т.1. 392 е.; Т. 2. - 320 с.

161. Лившиц М.А. Мифология древняя и современная. М.: Прогресс, 1980. -360 с.

162. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

163. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С.3-6.

164. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. С.-Пб.: Наука, 1991. 372 с.

165. Локк Дж. Опыты о человеческом разумении // Соч. T.l. М.: Мысль, 1985. 621 е.; Т.2. М.: Мысль. 1985. С.3-202

166. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 688 с.

167. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии. 1992. № 3. С.5-38.

168. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3. С.39-57.

169. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.

170. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655 с.

171. Лосев А.Ф. Миф число - сущность. М.: Мысль, 1994. - 919 с.

172. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.

173. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

174. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978. 623 с.

175. Лосский И.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.

176. Лосский И.О. Избранное. М.: Правда, 1991. 622 с.

177. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987.-616 с.

178. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Мысль, 1981. 280 с.

179. Майданский А.Д. Русские спинозисты // Вопросы философии. 1998. № 1. С.79-82.

180. Майоров Г.Г. Этика в средние века. М.: Знание, 1986. 64 с.

181. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995. 128 с.

182. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 376 с.

183. Манн Т. Художник и общество. М.: Искусство, 1986. 487 с.

184. Маркс К. Капитал. Т.1 / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23.

185. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.

186. Медведев A.B. Сакральное как причастность к абсолютному. Екатеринбург: 1999.- 152 с.

187. Миронов Д.А., Перцев A.B. Австромарксизм, позитивизм и рабочее движение. Свердловск: УрГУ, 1990. 216 с.

188. Мирошников Ю.И. Аксиологическая концепция социокультурной коммуникации. Дис. . докт. филос. наук. Екатеринбург, 2000. -249 с.

189. Мирошников Ю.И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. 114 с.

190. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. /Гл.ред. С.А.Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. 671 с; - 719 с.

191. Михаленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М.: Наука, 1975. 262 с.

192. Михеева И.Н.Соотношение нравственных и эстетических потребностей. М.: Знание, 1985.-64 с.

193. Морено Дж. JI. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. 289 с.

194. Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из историй философии ХУ11 -ХУ111 веков. М.: Наука, 1969. 212 с.

195. Мудрагей И.С. Вещь-в-себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант -Шопенгауэр) // Вопросы философии. 1999. № 1. С.106-123.

196. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. 325 с.

197. Мясникова JI.A. Тайна и смысл индивидуального бытия. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993. 218 с.

198. Мясникова JI.A., НагевиченеВ.Я. Опыт: обретение открытости и откровения. Екатеринбург: УрАГС, 1997. 96 с.

199. Нарский И.С. Давид Юм. М.: Мысль, 1972. 177 с.

200. Нарский И.С. Исторические судьбы иррационализма // Философские науки. 1989. № 12. С.23-33.

201. Наумова Н.Ф., Роговин В.З. Социальное развитие и общественные нравы (некоторые актуальные вопросы теории и практики). М.: Знание, 1985. 64 с.

202. Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности // Вопросы философии. 1992. № 3. С.134-147.

203. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-books, 1994.-352 с.

204. Новикова JT.H., Сиземксая И.И. Русская философия истории. М.: Магистр, 1997.-327 с.

205. Новые идеи в философии. Вып. 7. Межвуз сб. научн тр./ Ред. В.В.Орлов. Пермь: ПГУ, 1998. 303 с.

206. Нравственно-философские искания современной советской литературы. Л.: ЛГУ, 1986.-142 с.

207. Нравственно-эстетическое формирование личности в молодежном коллективе. Межвуз. Сб. научн. Тр. / Ред. А.П.Скрипник. Саранск: Мордов.ГУ, 1987. -156 с.

208. Общественное сознание и его формы / Ред. В.И.Толстых. М.: Политиздат, 1986.-367 с.

209. Оганесян А.К. Социальная этика американского неоконсерватизма. М.: Знание, 1990. 62 с.

210. Ойзерман Т.И. Философия Канта как радикальная ревизия метафизики и ее новое содержание //Вопросы философии. 1992. № 11. С. 114-129.

211. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы философии. 1997. № 3. С. 103-114.

212. Ольховиков K.M. Нравственное оправдание метафизики: Россия и Запад. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. 132 с.

213. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. 528 с.

214. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. С.119-155; № 4. С.114-155.

215. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М.: Прогресс, 1987. 528 с.

216. Остин Д. Избранное. М.: Идея пресс, 1999. 332 с.

217. Панин A.B. Диалектический материализм и постпозитивизм. М.: МГУ, 1981.-238 с.

218. Партийная этика. Документы и материалы дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1989. 509 с.

219. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. 175 с.

220. Переверзев В.Н. Логистика: Справочная книга по логике. М.: Мысль, 1995.-221 с.

221. Перцев A.B. Типы методологий историко-философского исследования. Закат рационализма. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 196 с.

222. Проблемы нравственной культуры общения / Ред. В:Жямайтис. Вильнюс: ИФ АН Лит.ССР, 1986. 386 с.

223. Платон. Апология Сократа// Соч. Т.1. М.: Мысль, 1968. С.81-113.

224. Платон. Государство // Соч. Т.З. 4.1. М.: Мысль, 1971. С.89-454.

225. Платон. Законы//Соч. Т.З. 4.2. М.: Мысль, 1971. С.83-470.

226. Платон. Кратил//Соч. Т.1. М.: Мысль, 1968. С.413-495.

227. Платон. Определения // Диалоги. М.: Мысль, 1986. С.427-437.

228. Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература, 1965. -442 с.

229. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979. 396 с.

230. Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985.-253 с.

231. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии.

232. М.: Прогресс, 1985. 344 с.

233. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Наука, 1986. 564 с.

234. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. С.65-87.

235. Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х т). М.: Гнозис. 1992

236. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8. С.49-75; № 9. С.22-67; № 10. С.29-64.

237. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель, 1964.-495 с.

238. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 3. С.3-32.

239. Пропп В Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ, 1984. 263 с.

240. Распутин В.Г. В поисках берега. Речь на вручении Солженицынской премии // Литературная газета. 2000. № 19-20.

241. Рациональное и эмоциональное в морали / Ред. А.И.Титаренко. М.: МГУ, 1983.- 156 с.

242. Религия, человек, общество. Докл. Международн. Научн. Религиоведч. Конгресса. В 2 ч. / Отв. ред. И.Н.Степанова. Курган: КГУ, 1998. 4.1. 145 с; 4.2.-132 с.

243. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика (Московские лекции и интервью). М.:Асас1е1ша, 1995. 160 с.

244. Рикер П. 4еловек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2. С.41-51.

245. Розанов В.В. Религия и культура. М.: Правда, 1990. -635 с.

246. Розанов В.В. Уединенное. М.: Современник, 1991. 106 с.

247. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя // Избр. соч. в 3-х т. Т.З. М.: Политиздат, 1961. 726 с.

248. Руссо Ж.-Ж. Трактаты М.: Наука, 1969. 703 с.

249. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль,1994.-384 с.

250. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М. Изд-во политич. лит-ры, 1991.-366 с.

251. Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (критика и анализ). Ереван: АН Арм.ССР, 1980. 226 с.

252. Семенов Ю.Н. Социальная философия А.Тойнби (критический очерк). М.: Наука, 1980. 199 с.

253. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Худож. лит., 1986.-541 с.

254. Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. Гос. Соц.-Эк. Изд-во, М., Л., 1934.-223 с.

255. Серль Дж.Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. № 4. С.58-75.

256. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание. Философско-социологический анализ. Л.: ЛГУ, 1988. 110 с.

257. Сикорский Б.Ф. Взаимоотношения нравственного и эстетического как социологическая проблема. Воронеж: ВГУ, 1985. 135 с.

258. Скрипник А.П. Категорический императив Канта. М.: МГУ, 1973. 189 с.

259. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992-351 с.

260. Скрипник А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М.: Знание, 1983. 63 с.

261. Словарь по этике / Ред. А.А.Гусейнов и И.С.Кон. М.: Политиздат, 1989. -447 с.

262. Смоленцев B.C. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М.: МГУ, 1989.-200 с.

263. Смысл жизни: Антология / Сост. Н.К.Гаврюшин. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. 592 с.

264. Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991.4¡4 с.

265. Современная западная философия: мир человека и мир культуры на пороге третьего тысячелетия. Тез. докл. Росс, научн. конф., Челябинск: ЧГИИК, 1994.- 183 с.

266. Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. Материалы 4-й научной конференции, посвященной памяти проф.З.И.Файнбурга/Отв. ред. М.А.Слюсарянский. Пермь, 1998. 334 с.

267. Современный философский словарь / Ред. В.Е.Кемеров. М, Бишкек, Екатеринбург, 1996. 608 с.

268. Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. СПб.: СПбУ, 1998. 224 с.

269. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания: (гносеологические концепции Л.Витгенштейна и К.Поппера). М.: Наука, 1988. 175 с.

270. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона // Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988. С.582-626.

271. Соловьев B.C. Оправдание Добра. Нравственная философия // Соч. в 2-х т. T.l. М.: Мысль, 1988. С.47-581.

272. Соловьев B.C. Философская публицистика в 2-х т. М.: Правда, 1989. 687 с; - 659 с.

273. Судьба России: исторический опыт XX столетия. Тез. докл.Третьей Все-росс конф. / Отв. ред. В.И.Копалов. Екатеринбург: УрГУ, 1998. 350 с.

274. Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

275. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.

276. Титаренко А.И. Антиидеи: Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1976. 399 с.

277. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.

278. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. 719 с.

279. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 19-23.

280. Тьерно Гальван Э. Что значит быть агностиком? М.: Прогресс, 1983. — 144 с.

281. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. -263 с.

282. Урбанаева И.С. Основания этического знания и единая наука. Новосибирск: Наука, 1988. 194 с.

283. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / Сост. А.Б.Чаликова. М.: Прогресс, 1991. 368 с.

284. Федоркина А.П. Диалектика общественного, коллективного и индивидуального сознания при социализме. М.: Высшая школа, 1989.-64 с.

285. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.-542 с.

286. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. М.: Наука, 1955. Т. 1 -489 е., Т 2 542 с.

287. Феофраст. Характеры. Л.: Наука, 1976. 123 с.

288. Философия и культура: ХУ11 Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. М.: Наука, 1987. 375 с.

289. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. -583 с.

290. Философия. Логика. Язык. М.: Наука, 1987. 457 с.

291. Философское сознание в постмарксистском состоянии. Тез. докл. Росс, научн. конф. / Ред. Н.Г. Апухтина. Челябинск: ЧГИИК, 1996. 228 с.

292. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины (в 2-х т). М.: Правда, 1990. 839 с.

293. Фрагменты ранних греческих философов. В 3 ч-х. М.: Наука, 1989.587 с.

294. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Прогресс, 1989. 448 с.

295. Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. М.: Прогресс, 1976. 325 с.

296. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 238 с.

297. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. 703 с.

298. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-483 с.

299. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии.1992. №4. С.40-56.

300. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С.35-41.

301. Хайдеггер М. Введение в метафизику = Einführung in Metaphysik. СПб.: Высш. религиозно-филос. шк., 1998. 304 с.

302. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика,1993.-447 с.

303. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 с.

304. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. -192 с.

305. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10. С. 118-152; №11. С.123-166; № 12. С.103-150.

306. ХейзингаЙ. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIУ и ХУ веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука. -540 с.

307. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1990. -567 с.

308. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.

309. Человек. Культура. Образование. Сб. научн.тр. / Ред. В.Т.Шапко. Нижний Тагил, 1992.-132 с.

310. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. -455 с.

311. Шварцман К.А. Буржуазная этика в канун XXI века (поиски новой методологии) // Философские науки, 1988. № 12. С.25-33.

312. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. М.: Мысль, 1983. -215 с.

313. Шварцман К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1980. 208 с.

314. Шитиков М.М. Проблема субъекта истории в философии эпохи ранних буржуазных революций. Красноярск: КГУ, 1987. 196 с.

315. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1972. 343 с.

316. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

317. Шестов Л. Памяти великого философа. (Эдмунд Гуссерль) // Вопросы философии. 1989. № 1. С. 144-160.

318. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 535 с.

319. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность: историко-критический очерк. М.: Мысль, 1979. 268 с.

320. Шопенгауэр А. Об интересном. М.: Олимп; ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997.-432 с.

321. Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление Т. 1. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. 672 с; Мир как воля и представление Т. 11. М.: Наука, 1993. - 671 с.

322. Шпенглер О. Закат Европы в 2-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 1 663 с; Т. 2 -589 с.

323. ЭлиадеМ. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996. -240 с.

324. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляевой, Л.И.Новиковой, В.И.Толстых. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

325. Этика и ритуал в традиционном Китае / Ред. Л.С.Васильев. М.: Наука, 1988.-329 с.

326. Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988.-384 с.

327. Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1990.-478 с.

328. Этнические стереотипы поведения / Ред. А.К.Байбурин. Л.: Наука, 1985. 326 с.

329. Этциони А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии. 1995. № ДО. С.72-84.

330. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М.: Издат. группа «Прогресс», 1995.-240 с.

331. ЮнгК.Г. Архетип и символ. M.: Renaissance, 1991.-304 с.

332. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. 254 с.

333. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1996. 330 с.

334. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: ACT, 1997. 367 с.

335. Юности честное зерцало. М.: Планета, 1990. 88 с.

336. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. -155 с.

337. Яковлев М.В. Идеология: Противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций. М.: Мысль, 1979. 217 с.

338. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: 1992. 227 с.

339. Ясперс К. О психологии восточных философий и религий. М.: 1990. -223 с.

340. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. 385 с.

341. Agassi J. Towards a Rational Philosophical Anthropology. The Hague, 1971. -404 p.

342. The American Age of Reason: B.Franklin, T.Jefferson, T.Paine. M.: Progress publ., 1977. -351 p.

343. Ayer A.J. Freedom and Morality and other essays. Oxford, 1984. 257 p.

344. Ayer A.J. The Central Questions of Philosophy. Pelican books, 1981 283 p.

345. Bacon F. Bacon's Essays, including His Moral and Historical Works with Memoir notes and Glossary. L., N.Y., Warne, 1887. 530 p.

346. Benardete J.A. Metaphysics: The Logical Approach. Oxford, at the university press, 1989.-210 p.

347. Berlin I. Against the Current: Essays in the History of Ideas. L., Hogarth, 1987. 394 p.

348. Berman M. The Reenchantment of the World. Oxford, 1981. 352 p.

349. Bernstein J.A. Shaftesbury, Rousseau, and Kant. L., Toronto, 1980. 190 p.

350. Best J.A. The Mainstream of Western Political Thought. N.Y., Human Science Press, 1980.- 132 p.

351. The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought / Ed. By D.Miller. Oxford, N.Y., Blackwell, 1987. 570 p.

352. Bologh R.W. Dialectical Phenomenology. Marx's Method. Routledge and Kegan Paul, Boston, L., 1979. 272 p.

353. Bouquet A.C. Comparative Religion. Pelican books, 1962. 320 p.

354. Bove P. Intellectuals in Power. A Genealogy of Critical Humanism. N.Y., Columbia University Press, 1986. 340 p.

355. Britton K. Philosophy and the Meaning of Life. Cambridge, at the University Press, 1969.-218 p.

356. Burke E. On Taste. On the Sublime and Beautiful. Reflections on the French Revolution. A Letter to a Noble Lord. N.Y.: P.F.Collier & Sons corp. 1937.-421 p.

357. Callinicos A. Marxism and Philosophy. Oxford, Clarendon Press, 1983. 177 p.

358. Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. Oxford, N.Y., Basil Blackwell, 1987. 301 p.

359. Carr B. Metaphysics: An Introduction, L.: Macmillan, 1987. 173 p.

360. Carver T. A Marx Dictionary. Cambridge, at the University Press, 1987.164 p.

361. Chomsky's Revolution in Linguistics N.Y., 1977. 356 p.

362. Chomsky N. Problems of Knowledge and Freedom. L.: Fontana, 1972. 95 p.

363. Chomsky N. Reflections on Language. N.Y.: 1976. 308 p.

364. Derrida J. Of Grammatology. L.: Groom Helm, 1978. 455 p.

365. Derrida J. Limited Inc. Cambridge, at the university press, 1980. 285 p.

366. Dictionary of Philosophy and Psychology in 4 v., N. Y., 1957.

367. Doob L.W. Slightly beyond Skepticism: Social Science and the Search for Morality. New Haven, L., Yale University Press, 1987. 319 p.

368. Dumont L. Essays on Individualism: Modern Ideology in Anthropological Perspective. Chicago, L., 1986. 284 p.

369. Durkheimian Sociology: Cultural Studies / Ed. By J.C.Alexander. Cambridge, at the University Press, 1987. 227 p.

370. Easthope A. British Post-structuralism since 1968. L., N.Y., Routledge, 1988. -255 p.

371. Eisfield R. From Hegelianism to Neo-pluralism: the Uneasy Relationship between Private and Public Interest in Germany // International Review of Sociology. V. 8. N.3. November 1998. P.389-396.

372. Foulquie P. Dictionnaire de la langue philosophique. P.: Press universitaire de France, 1982.-613 p.

373. Gadamer H.-G. Dialogue and Dialectic: Eight Hermeneutical Studies on Plato. Yale University Press, New Haven & L., 1980. 221 p.

374. Gellner E. Culture, Identity, and Politics. Cambridge, at the University Press. 1987.- 189 p.

375. Giddens A. Social Theory and the Social Sciences. Stanford University Press, 1987.-310 p.

376. Grassi E. Rhetoric as Philosophy. The Humanist Tradition. Pennsylvania State University Press, 1980. 122 p.

377. Greenawalt K. Conflicts of Law and Morality. Oxford University Press, 1987. -383 p.

378. Hayek F.A. Social Justice, Socialism, and Democracy. Center for Independent Studies, Sydney, 1979. 61 p.

379. Hoffman J. State, Power, and Democracy. N.Y.: St.Martin s press, 1988. -219 p.

380. Hook S. Convictions. N.Y.: Prometheus books, 1990. 310 p.

381. Hook S. Out of Step: An Unquiet Life in the 20th Century. N.Y.: Harper & Row, 1987.-628 p.

382. Huber R.M. The American Idea of Success. N.Y.: Pushcart, 1987. 563 p.

383. Hume D. An Enquiry Concerning Human Understanding. Indianapolis: Hackett, 1977.- 131 p.

384. Keane J. Democracy and Civil Society. L., N.Y.: Verso, 1988. 253 p.

385. Kellet E.C. A Short History of Religions. Penguin books, 1962. 326 p.

386. Kertzer D. Ritual, Politics, and Power. Yale University Press, 1988. 235 p.

387. Kole D. The Critique of Pure Modernity: Hegel, Heidegger, and the Aftermath. Chicago, the University of Chicago Press, 1986. 316 p.

388. Lacey A.R. A Dictionary of Philosophy. L.: Routledge & Kegan Paul, 1976. -239 p.

389. Laird J. A Study in Moral Theory. N.Y., Macmillan, 1926. 327 p.

390. Lecky W. The Substance of History of European Morals. N.Y.: Vanguard press, 1927.- 115 p.

391. Locke J. An Essay Concerning Human Understanding. N.Y.: Merid. Book, 1976.-475 p.

392. Macionis J. Sociology .N.J.: Prentice Hall, 1987. 681 p.

393. Magee B. Popper. L.: Fontana, 1973. 109 p.

394. The Morality of Capitalism. N.Y. 1992 231 p.

395. Moral Rules and Particular Circumstances. N.J.: Prentice Hall, 1970. 286 p.

396. The Mythmakers: Intellectuals and intelligentsia in perspective / Ed. by R.P. Mohan. L.: Greenwood press, 1986. 156 p.

397. O'Connor D. The Metaphysics of G.E.Moore. Dodrecht: D.Reidel publ. comp., 1982.- 180 p.

398. Orwell G. The Penguin Essays. 1994. 466 p.

399. Parekh B. Marx's Theory of Ideology. L.: Groom Helm, 1982. 227 p.

400. Philosophie contemporaine en France. P.: ADPF, 1994. 140 p.

401. Popper K. Conjectures and Refutations. L.: Routledge & Kegan Paul, 1972. -417 p.

402. Popper K. The Logic of Scientific Discovery. L.: Groom Helm, 1959. 480 p.

403. Popper K. Objective Knowledge. Oxford, at the university press, 1972. 380 p.

404. Popper K. Open Society and Its" Enemies. V.l-2, L.: Routledge & Kegan Paul, 1957. 322 p;-346 p.

405. Popper K. Popper s Selections. N.J.; Princeton, 1985. 479 p.

406. Popper K. The Poverty of Historicism. L.: Groom Helm, 1979. 166 p.

407. Popper K. Unended Quest. Glasgow: W.Collins sons & Co. Ltd., 1976.-255 p.

408. Pragmatism's Freud: The Moral Disposition of Psychoanalysis / Ed. By J.H. Smith. L.: the J.Hopkins university press, 1986. 184 p.

409. Ricoeur P. Main Trends in Philosophy. N.Y., L.: Holmes & Meier publ., 1979. -469 p.

410. Rockmore T. Fichte, Marx, and the German Philosophical Tradition. L.: Feffer & Simons, 1980.- 182 p.

411. Rubinstein D. Marx and Wittgenstein: Social Praxis and Social Explanation. L.: Routledge & Kegan Paul, 1981. 208 p.

412. Russell B. The Philosophy of Logical Atomism and Other Essays, 1914-19. L.: Allen & Unwin, 1986. 418 p.

413. Ryan M. Marxism and Deconstruction: A Critical Articulation. L.: The J.Hopkins University press, 1982. 225 p.

414. Saari D.J. Too Much Liberty?: Perspectives on Freedom and the American Dream. L.: Baeger, 1995.- 169 p.

415. Sagan E. Freud, Women, and Morality. N.Y.: Basic books, 1988. 270 p.

416. Sartre J.-P. Les mots. P.: Gallimard, 1964. 213 p.

417. Sayer D. The Violence of Abstraction. Oxford: Blackwell, 1987. 173 p.

418. Sciences humaines et sociales en France. P.: ADPF, 1994. 112 p.

419. Searle J. Intentionality: An Essay into Philosophy of Mind. Cambridge, at the university press, 1983. 278 p.

420. Solomon R.C. Continental Philosophy since 1750: The Rise and Fall of the Self. Oxford, at the university press, 1990. 214 p

421. Smithson T.A. The Shape of the Whole. Sussex: The Book Guild Ltd., 1990. -264 p.

422. Technology as a Human Affair / Ed. By L.A.Hickman. McGraw Hill publ. comp., 1990. -495 p.

423. Thomas C. The Death of Ethics in America. N.Y.: Word books, 1988. 180 p.

424. Turner J.H. A Theory of Social Interaction. Stanford, at the university press, 1988.-225 p.

425. Voltaire. Romans et contes. M.: Radouga, 1985. 584 p.

426. Vonnegut K. Deadeye Dick. N.Y.: Granada, 1983. 224 p.

427. Zito G.V. Systems of Discourse: Structures and Semiotics in the Social Sciences. L.: Greenwood press, 1984. 158 p.