автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Антропоморфное изображение как выразительное средство журналистики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Антропоморфное изображение как выразительное средство журналистики"
МОСКОВСКИЙ ОКШНА ЛЕНИНА» ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ ЕЕВШЗЭЩЯ И ОРДЕНА ТУКОВОГО КРАСНОГО ЗШ.ШСТ ГОСЗДАРСТШШйй УНИВЕРСИТЕТ ииаця И,В.ЯОШНОООВЛ
вАКЛЬТВТ ЖУРНАЛИСТИКИ ' Кафедра париодпчасг-гог пзтата
Ка првваа руашасп
ФРОЛОВА Ирана гагайтавва
АИГРСПОММФВОЕ ИЭОЕРА1ЕНИЕ КАК ВКРАЖШШЕ
сшстш 2л>нш<лжи
10.01.10 - журиашотака
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации не соискания ушвй степа¡з кандидата <1илологнчзскях каук
1'асква - 1992
Диссертация вшолнеш ш кафедре периодической печати факультета журналистика МГУ шш 1г.В.Лошиосова.
доктор филологических наук, профессор Е.ИЛрошн.
доктор филологических шу:
профессор А.С.Варташв; кандидат филологических наук, И.КДзялоишнский, Российский университет дружбы народов.
Занята диссертация состоится "У/" г.
в -/.Стасов на заседании Специализированного совета по журналистика Д 053»05.10 в Московской госуяарствоншм университете ишш. Ы.В.Яоьшюсова по адресу: 103009, Шсква, Шховал ,9 .
С диссертацией ыояго ознагакиться в библиотеке фшсультста яури&истики МГУ.
Автореферат разослав "У/" шили^х^г г.
Учашй секретарь саециализировашаго газета, канадцах исторических наук,
сгаршай научай сотрудшпс Э.Л.Орлов
Научный руководитель -Официальные оппоненты -
Ведущая организация -
Изучение процессов обШНЛвНИЛ, происходящих в отечзствэ limit и мзгяународноИ журналистика в 60-90-в годы, которые определится КОрО ИНЫМИ ИЭЫ81ЮНИЯКИ в политической, хизвя мирового сооб'поства, оздоровлением н гуманизацией социокультурной ситуации, является одной из актуальных зедач, стоягцзх перед наукой о современных средствах цассовой коммуникации. В ряду важкз4-ших социьлышх, политических, экономических, правовых и про^вс-саоналышх проблем, определяя!»« сегодня сама Злрыы существования и характер леятелыюсти прессы, телевидения я радиовещания, ия должны остаться незамзчв ншки периани, ироисходятаа в шполнонии кассовых ин4орыяциошшх потоков, структуре яурна-листских текстов, системе выразительных средств журналистики»
Крушение щеткой си сто ми идеологических стереотипов массового созшшя в 1иоЛходимость последонателыпй ориентации на о бга челом чв скио ценности ш род ко аривоцят к кризисный явлаш-№ в творчестве журналистов, 1»4оркационнок политика вздащй и педагогичаскак практике научных школ. В значительной Степана это связано с вдостаточиым внамашек исследователей дурналис-тика к яурналистов-прахтиков к глуЗдишм тевдевцаяи разватия знаковых систем массового воздействия, в которых проявляется свойственная человеку конца XX столетия практика восприятия, переработки, использования х порояяеная социальной информации В науке уде достаточно давш зафиксирован процесс постепенного перехода от гзстко рационализированной вербальной 4ориы подачи »¿сссовой иЩориации, приспособленной к директивному ¡юса^пенив идеологических схем и дара, столь характерной для сорздинн XX века, к децентрализованной системе янцорыаця-. оншго об(.аиа, в котором участвует многаство равноправных нолу-чаталяк и производимой ащормацлн и который'предполагал
ноем способы подачи материала, болзе соответственно тради-цаошш социокультурным ценшстям, интуитивным механизмам мышления а визуальным 4орыаы кодирования сообщник. В настоякрв время складывается кардинально иные отношения между читателем Е преосоК, когда условней психологической комфортшсти аудитории становятся визуальное обогащение иЩорк-лциошюго шля газе-»ы, синхронизирующее Функция двух основных механизмов человеческою мышления: вербальной и визуальной, образноЬ, переработка информация.
В этих условиях особый исследовательский интерес приобретает такое визуально-символическое средство как антропоморфное ' изобрела ша, транслируемое в средствах массовой информации, поскольку ош, будучи древнейшим архетипом нашего милания, шщ-болев сильно активизирует базовые генетические структуры мозга, а именно те области долговременной памяти, которые связывшт соврошнаоотг, с общемировым историческим процессом эволвции человеческой культуры. Количество и качество присутствуя®« на страницах сегодняшних отечественных газет aiffpono.vopi.iUix иао-бражешй ш в полной мере отражает особенности современного процесса коммуникации в целом. ____ __
Долгое время то- или графическое аетропокор^юа изображение в газета рассматривалось как второстепенное, дополнительг юг по отношению к вербалыюму сообщено. Такой подход бил отраженном сверхцонтрализма и регламентации, утвердившихся во всех сборах нашего обфетва. Сйним из сувдственних условий по- | вшвшя качества российских печатных СШ кожэт стать осознание > закономерностей исторического развития знаковых коммуникативных систем и их современного состояния, и также признание необходимости ыакси1иальной визуализации вербальной информации в газете.
Западными исследователям! надачаш а развиты отдельные теоретические цолохешя о природе, значащи и функциях еитро-поморуешго изойражвшя, oöodme ны исторический onus и практика его использования в мировой кассовой коммуникации и в зарубеа-iioid адналистикв в том числа
1 Birdwhiotell H.Ii< Klneaics and Contexts. Essaya on Body Motion Communication. Phil., 1970} Bouohar do Pertes. Antiquités celtiques et antédiluviennes, Vol.2. P., 1857} Burgage H. Uno otudo contomporaino ot prospeotivo do la pressa funoriooino // I.!edinn-Pouvoireo. 1990. n.19, p.127-134} Coles P.* Ion mimiquo foolaloo do3 hommoa politique 11 La Reohercho. 1990. Vol.21. n.220. p.496-497! Duboifl Ph., Winkin Y. Bhatoriquo du corps. P.-Bruxelles. 1988{ Ekmnn P. L'expreaslon doB emotions // La RochoroHo, 1980. Vol.11, n.117. p. 1403-1415» Evans B.C.' PhiaioEnomios in the ancient world. Phil., 19695 Huggina H.,,10; Entwiolo D.H. Iconic communication. B,-L,,1974î Lavater <J.O, La phislognomonio, ou l'Art de connaître les hoMes d'après les traits do leuro physionomie. P., 18411 levator Gi L'art do oonnoltro les hommes par ln phyalonomio. P., 1935» Lemoina A; Do la physionomie ot do la parole. P., 1865» Uoluhan M., Wataon VJ. From Olioho to Arohetypo. B.Y., 1970» UoLuhan M., Powers B.Tî. Tho global village, Transformation in world lifo and Media in th<- 21-st century. H.Y., Oxford, 1939} Kantegaz-ia P. la physionomie et 1'expression deo sentiment. P., 1885» Sulger F. Les gestes vérités. Saud, 1986» Tytler 0. Phyniog-nomy in tho european Novel: Faces and Fortunes. Princeton, 1902; ï/undt Vi, Tho\languogo of gestures. P., .1973 etc.
Отечественные теоретики иассоьок кошуиикации интересовалась прой&еиоЬ ко иыу шиия ив них возшхюстек антропоморфного а го бр ахания в прессе лишь в связи с решением задач пропагандистского воздействия т и&ссоиуа адеиторда, поэтому характер отношении мевду текстом и шишстргадееЬ рассматривался ш воьси' да ш партнерский, а хек еу<ЗоракиатотшИ. Практически одно-»аачш в теория ■ на пректика утверждалось юиошмшя вербальной в формации в газете
По сути дела стройной систекы в шучшм подхода к анализу все ярче проявляющейся те дае ищи к визуализации печатных периода чэсхюс изданий отечественная теория :гурнялистики так и ш выработала, Цричиш'тому гг иалосгн временного отрезка, на протяжении которого произошли коренаш изкенешя структуры и содержания отечестве иных СШ.
Что касается аюропоиорфиого изображения, то осознанно его шияшя на эМектившсть и усваиваемость газетной. чщорь'Л-ции евд более затрудшш, так как недостаточно очевидно на уровьа ойццецного восприятия. От проявляется опосредованно.
^ ЕЬрев В, Фотография в структуре кассовой комушкации /на иатернало лит.школи худож* <5отогрг4ик/. Вяль нос, 1086; Волчзк Г.В. Сотоилластрация в советской периодкко. М., 1262; Па¡4еров В.П. Восприятие и интерпретация шюднооти .телой /4отогра4ичоских'изображений человеческих лиц/. Аътореф.дисс. ш соискание учоц.стешзнд каш. психол.наук. Л., 1Э69; Свзошв Б.В., Шошников К.Б, О соотшшши: вербальной и визу-ель юк информации в пресс* // Предмет ееккоткки: Теор. и нрькт. про вэглыэдокстаия средств иассовнх юшулххициу., и., 1375; Социологические исследования а44октшзшстг ууриалг.сткки. °108С и т.д.
■ - 5 -
Необходимость рассмотреть антропоморфное изображение ш только хан особое средство массовой коммуникации, ш в как своеобразий йактоо. определявши!* знаково-коммуникативный уровень развц-тия обздства. а тахта оценить проишуа и совреизннуо практику ! его использования в коммуникации в контексте атой задачи, срав-> шть показатель его употребляемости в современной отечественно* печати с общемировым уровюм развития знаково-кокму накативши скстеи необходимо для творческой практики журналистов. В атом а состоит актуальность предлагаемой работ.
Настоящая диссертация посвяиева вопросам изучения комыуш-катшных возможностей акгропошр4шго изображения, которое имеет сивтез-символическуп природу и до юдавнего врвюи являлось доминируэпаш визуальным выразительным средством отечественной журналистики. Работа является попыткой теоретического и эксперимент алые го зовдажшго анализа процессов, происходящих в современной российской печати.
Цель данного исследования - через соотнесение результатов эширического анализа практического использования антропоморфных изобраязний в современных газетах с теоретическими проблемами становления аудиовизуального зяаково-кокмуиикативного уровня как обтешрового информационного пространства выявить своеобразную и важную роль изобра.ташя человека в информационном процессе развития общества. Автор стремится представить целостную картицу эволюции знаково-комыуникатившх систем с древнейших »ремен до наших дней а выделить особую роль синтез-символа, которую на протяяэши всей истории человечества выполняла антропоморфное изобраяашв»
Обращение к культурологическому наслади человечества, к истории искусства, письменности и туки, к данным палеонтологии, семиотики, науки об истории знаковой коммуникации и
современных средствах массовок информации, к материалам, сегодняшних газет разной возрастной, профессиональной и политической ориентации, а также к зарубежному опыту прогнозирования дальнейшего хода развития печати, позволило определить следующие кон- . 1фетнш задачи работы:
- охарактеризовать антропоморфное изображение как важшД компонент знаково-ко\кунакативши системы общества;
- внясшть условия и способа его функционирования в зависимости от слвны знаково-ком^уникатявикх уровней и показать спектр, коммушкативжх возмэлшостек, а такте синтез-сшадаличес-ку.о природу &кгрспо.'.юрфшго образа; -
- выявить современное состояние и перспектива развития знаково-комиуникативных отношена^ в человеческом сообществе и проанализировать процесс их трансформации, его динамку а формы;
- рассмотреть путем анализа информационного процесса одну изСего тенденций - создание и развитие аудиовизуального знако-во-иом'.ушкативтго уровня как концентрированного проявления особенностей СЖ на современной этапе;
- на основе дашшх, полученных в ходе экспериментального зостажшго исследования современной оточественшй нресси, оц-ределить, соответствует ли она каровой тенденции хс визуализации печатной информации;
- сформулировать рококе щации по ошгикизации использования антропоморфного изображения как Фактора повшешя инфорка- | тившсти газетшх публикаций, с одной сторош, а такги особого ' выразительного средства-«урнакЕстикк, сиоозбствудщего визуализации современной прессы. - с другой.
Цель а задачи диссертации позволит определять о<1ьект исследования - отечества икая пресса, фудационаруоздя а давоИ информационной и политической ситуации, а'такгв его предмет -антропоморфное изображение как выразительное средство журна--лкстикп, позволяшее оптимизировать процесс трансляции информации в печати, выводя ее на современный аудиовизуальный уровень массовой коммуникации.
Теоретическую основу исследования составила труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривайишс проблемы знаковой коммуникации. в различных аспектах. Работы, форкпруд'да подход к изучим«) антропоморфного изойраявшя как зваково-хомиунака.-тявнэй системы, сосредоточивай ашкашв на изучаши путей его использования в разнообразных сферах, на описании значений физиогномических типов. видов листов и тех или к дых полола най. тела, на сравюшк их толкования в различных культурах, а такжа па формировании определенного словаря, либо "алфавита" гостов, . касок, поз ,
Однако во мшгих исследованиях в силу объективных причин антропоморфное изобрази кие изолировалось от социального контекста, ох среды функционирования 2, а дройлекы использования.
i
гШввт A.A., Каш X., Аюшва Т.Е. Езсты и мшшса в русской речи: Лангвостраюведческгл; словарь. М., 1991* Петрова Е.А. Психосеглютичесное описание русскок тастикуляцаи // Психосемиотика лоэнгиатсльюй деятельности и о<5аешя. М., 1S89 и мн. др. ö
^Duboia Ph., Winkln Y. Rhotoriquo du оогро, Р.-ЕгихеИез, 1988; Sulser P. Lea gestos vcrites. Saud, 1986 oto.
или графических портретов человека в отечестве ивой печати рассматривались обособленно от развития мировой знакою-комыуни-катившй системы
Имзшю поэтому необходимо било ш ограничиваться конкретными условиями использовашя антропоморфного изобралания в оте-чвствеаюй пресса, а рассматривать более широкий круг проблем, связанных с историей развития знаково-коыыуникативкых систем в целом и а во ладив К "образа человека" с древнейших времен до наших дшй» обосновать и отстаивать взгляд ш антропоморфное изо-браюша как на синтез-символ, выполнявший особ}» информационно-посредшчвскуо функцию в целостной системе обивственного сознания. Вот почему в диссертации рассматриваются вопроса о содержании понятий "коммуникативная среда", "субъект коммуникации", о сущности коммуникативных знаков и символов, своеобразии разных зшково-ко1шушкативных уровней.
Синим из исходных понятий в работе стал "антропоморфизм". Историки, философы и психолога ветадываот в него различное со-
9
держаша . Автор жа рассматривает его в самом обдам смысле как восприятие мира в система, где началом и точкой отсчета является чвловаи В свяеп с принятием подобного наполнения этого понятия'становится невозможным признание позиции некоторых учашх, согласно которой антропоморфизм возник в первобытном общества на этапе ввделения человека из природы, а затем.
* Волчек Г.В. Фотоиллюстрация в советской периодика. ¡¿., 1962; Социологические исследования эффективности журналистики. 1<!.. 1986 и др.
2 См.: Кулебякин Е.В. Антропоморфизм, его супшсть и генезис мышления. Владивосток, 1385; Петренко А.И. К вопросу о видах антропоморфизма в научшм поэнаши //'Бопр.кетолологии наук: Сб. научн.тр. Вш.1. Томск, 1971 ц др.
•'яг'да он окончотелью отделился от íes, начался процесс двангро-шэвдарйизашш, который продолжается и до наших дшй
Опираясь на исследования предшественников и собственные вабдадения, автор пытается утверздать обратное: процесс акгро-потор^язации деЕствителыюсти эксподанциально возрастает. Но т сшку первобытной наглядности "очеловечивания", когда 4ези-IJ3CKS8 4ормы субъекта ишряму» переносились на объекты окружавшего мира, пришли более сложные и утонченные вида ангропомор-фазш* Поскольку образ человека ойяедает огромными кошудака-тившья возизююсгш», то антропоморфное изображение стало своеобразаыа эшаои, кодирующим и»1©рмада® да только об окру-хтиви мара, ш и о самом субъекте обдашя, т.е. специфическим сивтез-сишзолом»
Мзтодологичаское обоснование процедур исследования составили труни, разрабатывающие принципы "системного подхода". Общая теория систем» предложенная отечественными учеными, позволяет снять противоречия в различных подходах к проблема взаимодействия средств кассовой хоккушкащш 2. В результате удалось сформировать оригинальную матрицу, описнвшщую зволацио аяако-во-кокмуникагивной системы с древшйшпс эпох, созрашнша сой-тояша п перспективы ее развития.
Отмоченные работ, а такта трупы отечественных [¡ююссй-оъ -' М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, историков - Д.С.Лихачева^ КА.Ркбакова,
* КулебяюшЕ.Б. Антроцоыор&иэи и генезис мышления: К проблем выделения человека из природы. Владивосток, 158?; Dubois Ph., '.Vinkin Y. Rhétorique du corps. P.-Bruxelles, 1988 sto.
2"
Уркащев В.Д., Общая теория систем: состояние, приложения si перспективы развития // Система, сжкетрия, rapvoкия: (М.ьаучн. тр. M., 1SS8 и др.
- 10 -
лингвистов - И.Р.Гальперина, Н.я.Мирра, психологов и психолингвистов - Л.С.Выготского, Г.А.Глотовой, Т.ЫЛридзв, А.А.Леонтьева, палеонтологов - З.А.Абршовой, В.Е.Ларичева, АЛ .Оклад ш-кова, врачей и 4изиогномистов - А.В.Казеришва, В.В.Куприяиова, нейрофизиологов - Ю.И.Алексащрова, Н.И.Чуприковой, искусство- • ведов - Б. Р. Виппера, О.Э.Грабаря, АЖСтоляра, социологов -ИЛ.йокичевой, Л.Г.Свитич, теоретиков лурналистики - Г.В.Лазу-тиш!1, Е.К.Прошня, М.В.Шковдина использовались для верификации результатов эмпирических процедур и выводов исследования.
. раучцая новизна диссертации заключается в том, что она является первым исследованием, где ьатропмор^ше изобранние .изучается как выразительное средство журналистики, в результате которого удалось предложить ш имевщуо аналогов матрицу, описывающую эволяциа знаково-коммуникатшзных систем, и впервые провести измерение и качественю-количественныи анализ визуальных 5орм подача иЩормации в российских газетах и еже шделымках, а йаонз определить содержание и функциональную нагрузку понятия "антропоморф1»е изображение" как синтез-символа массовой коммуникации.
Эмгсишчвско^ базой работы посдугаиа результаты _зо1«аки>гй количестве иш-качествешюго анализа иэмопонкя характера употребления ашропошр^'ШГо изображения кок выразительного средства журшишетика в газото "Комсомольская правда" /1061-15Э1гг./, окащдалышках "Аргументы и данты" /1267-1992 ГГ./ и "Ко.-;.:ир~ сайт"/1990-1292 гг./, а «шив сравнительного анализа 850-ти ; истовых .антропоморфных изобра.таш!:, одубяшеоваииих в газетах страны разю!: полнтическо£, профессиональной к возрастай ориентации /'Праща", 'Язвостия", "Советская Россия", "Литературная газета", "Рабочая трибуна", "Каихсхольаия правде", "Недоля",
- и ~
"Собосвдшк", "Российская гагата", "Г.Ьсковские швости", "Аргументы и 4-акты", "Могшолпс-Зкспресс", "Советская культура", "Коммерсант" и "Нозависимая"/ в 1090-1902 гг. Автором разработан специальный код для flop ¡/.ал из о ванного описания 4-актов, собранных в хода полевого исследования, Кае сив данных был введен в ко&яьютор, обработан по статистической программе, а получении результаты визуалязироишны с помотаю кошьгаторной графики. Итоговш. диаграмм для разных изданий приводеш в приложения. Предпринятое эширичоскоз исследование было организовано с целью верификации откаченных в теоретических разделах ра/Зоты тенденций. В диссертации используются такта данные других отечественных а заруболишх социологических исследований соврсад ншЬ коммуникация, материалы журналов "Modin, Cultural end Sec toty", "Medias-Pou-volru", "Maao Communication", "La Recherche" И бйллетаней ЮНЕСКО. а такм результаты исследований в области невербальной коммуникации, проваленных французскими, американскими и россий-_ скипи уча hums.
ртоктичаская значимости диссертации состоит в том, что методики исследования и сделанные на его основа обобтошш могут быть применены при организация мониторинга процессов визуализация подачи информации в конкратшм издании. Теоретические выводы и зширачаскио данные предлагаемой работы представляют достаточный материал для разработки спецкурса, полазшго при обучении и переподготовка работников печати и телевидения.
Результаты «иссартациоиного исследования аптобктовяны па «
шсколышх научных кокЛаращиях, таз автором были сделаны доклады а сообщения по проблематике работы: "Советская журналистика в 1990 году. Проблемы реорганизации печати, телевидения, радио в условиях экошмгчасхой и политической разори" Дйсква,
1991/ к "Еурналистика в 1991 году" /Шсква, 1992/. Зезисы опу-Лмимваны.. .Кафедра периодической печати факультета журналистики МГУ обсухила и включила в учебный план разработанный автором ш материале диссертацио шюк работы спецкурс /по выбору/ для студентов П года о буш им.
Структура диссертации опредолена ае целями и задачами. Работа состоит аз введения, трах глав, закяочзшя( сялсзш литературы и приложа шя.
Во введении обосновывается, научная актуальность и практической значжлэсть, определяется цели и задачи диссертации, ао методологическая основа и эширическая база, деется обзор иауч-■ ша литературы по теш диссертации, накачается структура дсль-иеЯшго изло-юная.
В первой главе "Днтропо,7др<П)ов изо'бтажбние в история .развития массою^ коммуникаций" формируется и обосновывается концепция Функцяо шровакая антропоморфного изображения как синтез-символа, очерчен спектр его, коммуникативных возможшстеЬ и рассмотрена степень их использования в различных эволицяонно смзншщих друг друга знаково-комлукикативцых системах. Едесь 2Ш даотся определение антропоморфного изображения как особого средства коммуникации, анализируется суцюсть и происхояденяе аюроаоьорцизмв. Кроь» того в даший главе автор счел шобходи-Ш) проанализировать те особонности, "которые свойственны синтез-символа часкому архетипу - антропоморфизму изобраяени», обозначенному как "антрапогсшм".
Б дотшои параграфа автором обосноваш причины изменения взглядов на формы функционирования антропоморфного азофажзшя в современной коиыукакатившй среда, которые требуют тщаталь-шго рассмотре пая сувдостн антропоморфизма и роли изо брата шя человека в история культуры.
- 13 -
Теркин "антропомрфше. изо брата им" упот реблязтся в данной работе как родовое понятие по отюпемю к видовым: портрет, образ человека, фигура, жест, лицо и т.д. Рассматривая сугшость, происхождение и формы антроггол:ор(}11зиа, автор полагает, что акгропоиэр-физация - это (адделированке rapa по аналоги! с человеком, стихийное считывание лобок информации в антродомрфюй систеш отсчета»
Основываясь на теории К.Г.йига, который рассматривает образ человека как архетип коллективного бессознательного, автор выдвигает гипотезу, согласно которой синтез-сикволическса гштропо&орф-нов изображение, будучи юсителем суммы ищоркащш о мире и о человеке, выступает как социальный или культурный ген, и его ыожю обозначить как "ашропогешм". Антропогеюм является для индивида "юлекулой" комюртюсти, так как фокусирует вел совокупность символов той или иной культурной обчиюсти и представляет собой парадигму мшлешя.
Во втотюм дараэтэайе на основе представлений об антропоморфном изображении как обладающем огромдьг/л коммуникативными возможностями способе кодирования инцоркацни, рассматривается спектр вариаций транслируемого с его помогав ящоркациошюго поля, а таклв этапы трансформации этого образа в разнда исторические периоды.
Автор,анализируя гипотезу Французских ученых, которые полагает, что антропоморфное изобраязнив развивается по лянайшку пути "исчезновения реального тела", формулирует обратное положите, согласш которому в процесса эволюции чаловзческого общества степень антропокор^изаади всех процессов, в той часлз я зшкоЕо-хо!,кушкативных, резко увеличивается. Ш на сквну приы!-тивнюл способам очеловечивания приходят более слоянш метафорические и техничэсквв ijop.vi. а;ярслол:ор1;1зл:а.
Суммируя сокиотичоские потоки, модулируемые кикикок и морфологией лица, жестики и фигурой, а такие нозо&1 человека, автор делает вывод о то«, что снтропо.тер;нов изображение транслирует следукгщга информация:
- физиологичоскуя /иол: мужчина, женщина/;
- интронологичаскуо /раса: европеовд, негроид, монголоид/;
- эволоционнуо /возраст: дотсхиИ, средний, аожилой/;
- анатомическуо /строонио тела: толстый, худо^ и т.д./;
■ • - гоштическуд /вролдешша качоствь, умственши cuocori-цзсти, приметы/; ' ,
- клиническую У жив, мертв, рышн/;
- психологическую /омоционалыюе состояш)/;
- эстетическуо /красивый, обаятельный, уродлишЖ и т.д./;
- психиатрическую /здоров, Оолец/; судебш-кедицинскуо /идентификация личности/;
- социальную /профессия, социальное пологоше/;
- лингвистическую /рассказшзаот о срвершаомок в настоящий каш нт де ¡поли шсти/;
- национальную /национальность/ и др.
Необходимость пристального внимания ко всему спектру ком-мушкативних возможностей образа чоловока продиктована необоснованным сулщшем ого до одшЬ или нескольких характеристик при использовании этого выразительного сродства в различных типах современных СМ".
ВТХНН'Я ГЛМЩ "АМКОНИЗУЯ.'ГЫШЙ УРОВЕНЬ коммуникации КПК зякоюг/.от'нод слеп с тпио исторического нгоггосса знаковых систем и 1"лзуали;ш№я conrm.wwioi'. иге оси" иосвяпюна разработке систем-ши мэдалк а во лоции. з i иково-ко кчуш кат и в Шх средств. В шЬ определятся основные чорты современного и будупрго со сто яш К СЖ.
Исследуется процесс визуализации мировой и отечественной нрассы. Основные теоретические подояаиия чормулируотся на основе результатов организованного автором зощажного анализа материалов российской печати.
В посвом iifiparpa'i.o о целью уточнения'Функции антропоморфного изо брали ния на современном этапе прослеживается история развития з наково-ко мму накат;ш 1шх систем.
На основе обоб;дения большого числа научных исследовании в области искусствоведения, чилософии, лингвистики, истории шук, семиотики и журналистики, а также используя метод системного подхода, автор разработал конспективный проект янтегратившк модели развития мировой знаковой коммуникации. В качество основных выделены следующие этапы:
1. Предистория. Дозшковая коммуникация.
• 2. Формирование графического знаково-коммунякативного -J уровня.
3. Возшкшвсцие домпируааого письмянно-варбьлыюго способа о бае ния.
Следует особо отметить, что возможность построить давмэ. уровни, целиком подо близ первому, дает дай то обстоятельство, что знак, среда, система и сш коммуникатор претораеваэт одш п . то ко изменение; пропорционально увеличивается степень их аигро-йокориизации, то ость предыдущие структуры ш исчезает и не просто сосуществует наряду с аоамдулидая, а новые знакосо-ком-иункяаткввыа crynowi воашкаэт ц <1ормиругися из старыхтаким образом, что свойства последних интегрируется а как бы возводятся в более высокую степе ни,
а, СоаЛГ'Н'.'п н:1Уч1Ю-(.оТ!Унлпзовя'';пго угугти.я кокаупиквцин» 5. спг:пп:-.''1.г',л"п пуядовкзуг»еь нтч» способ/! об-
менп ';)'.•[]:.<.'г.':;. Егот знаксвы:: урляги» отражает сегояшише
состояние ангроноюр^изации действительности, когда новой точкой отсчета, новой коммуникативной средой-делается человечество как комплексный свод разных цивилизаций. Автором выдвигается предположение, что знак, являющийся образом рисунка, слова и вдеи од-новременш, формируется современными CMÍ. Поскольку среди прочих телевидение и видео превращается в доминирующие, а аудиовизуальный текст в самый многотиражный» то, вероятно, таким знаком делается "клип". Под клипом понимается информационный блок, пропу-прнный по одному из телв-вшгао-комаьятерных каналов.
вароэдстшийся коитЕЧтесный уровень коммуникации. Haiop-матика представляет собой не последюо, а промажуточнуи ступень на пути к другому способу знаковой коммуникации. Возможно, из открытых компьютерных систем родится новый глобальный аяаково-коммушкативный комплекс - "гипе$компьа>тер". Его уникальность будет, ао-ввдимому, состоять в том, что он станет единстве ниш и общим для всех народов мира. Постепенно произойдет полное объединение всех современных СКК, а также ввдео, кию, книг и бибди-отек, телеграфа, письменной почты и телефонной связи /уже начавшееся в наши дни/ во всемирную ищормациошуо базу и компьютерное средстьо связи, низшими звеньями которой будут бытовые интеллектуальные терминалы. Это значит, что "открытая" программа ' как знак, который формируется в терминала, монзт со временам превратиться в символический образ не только рисунка, слова и вдеи, но и клипа» Поэтому с некоторой долей вероятности ее можно рассматривать в качестве знакового преобразователя пятого уровня. Под "открытой" программой понимается то, что, с одюй стороны, все программы будут составляться на одшм стандартам для всех компьютерных систем и понятном каждому пользователе мира языка, а с другой, - коммуникатор сможет в лобой момент начать диалог с передаваемым сообщением, будь то газетные нзвости, фильм или
Коммуникативная среда
Субъект Комкуникатив-коммуни- ная система дни
Знак
Вид
текста
доэыаковая
природа —- человек природный
комму ни
I.
-первобытное — искусство
нация
-рисунок—гра4и-чзский
культура
цивилизация
человек культурный
I
- человек о бразо-ванный
- письменность
- наука /математика/
■ слово
-письменно-вербальный
•идея -7-иаучно-/формула/
формализованный
• человечество
личтсть
человек универсальный
■ человек уникальный
- информатика"/ синтетическая ин-формацио иная техническая система/
-мил —-аудио/фильм/
-гипзрком-пьотер
визуальный
- "откры---КОМШ)-
тая терный
программа /терминал/
постзнаковая коммуникация
рекламные объявления, кроме' того он такхе получит возможшсть моделировать далее прерваануа и;/, трансляция по своему плану.
Этот уровень представлен в системной модели последним, хотя, баз сомнения, эволяцик из остановится и по£дет дальше.
- 18 -
7» Постзиаковый .уровэкь. Телепатическое общение. Возможность его достижения в массовом масштабе весьма гипотетична. Однако автор считает необходимым его выделение как высшего проявления Аналитического единства антропоморфизма идеантропоморфной сущности космического информационного поля.
Выяснив основные этапы процесса развития знаковой коммуникации, автор приходит к выводу, что объективность аудиовизуального характера современного этапа информационного обмена, настоятельна трабуат от всех структур CMC и отечественной печати в том числа пересмотреть взаимоотношения между текстом и илда* 'рацией.
Во втором парагвафд на основе данных, полученных в хода полевого исследования российской прессы, обосновывается необхсщд-
ч
, мость визуализировать подачу новостей в массовых печатных изданиях.
^Визуализацией в журналистика автор называет такое преобразование заключенного в вербальном тексте основного содержания, новости, производимое в разных графических или фотоинтарпратаци-ЯХ, которое делает его доступным для зритзльтго восприятия читателя. Визуализации прессы способствуют три причины:
- историческая, се язв иная с дотированием аудиовизуальных ■ способов обмена информацией /взрыв телекоммуникации, широкое рас-прострашше видеопродукции, преобладание образной рекламной информации во всех каналах С!.К, "рисунок" приобретает черты универсального средства кодирования знаний, швш коммуникационные технологии/;
- аси-Шфизиологйчаекая /графичасквд формы презентации информации значительно повшаот психофизиологическую комфортность аудитории/;
- эмшричеекм /паображзкпе является самостоятельном коммуникативным языком соврсконного человечаства/.
, - 19 - .
Западные теоретики и практики .журналистики, проявлял интерес к проблема презентации газетных новостей, активно внедряет модель максимально визуализированной газеты "USA today " /1982 г./, которая осуществляет беспрецедент нуо попытку сформировать концепция издания, вставшего на путь поиска средшго арифметического между газетой и телевидением. РазраЗатывая проекты газеты 2000 года, американские ученые пришли к выводу, что в будущем ожидается стремительная визуализация всех типов прессы.
* Изменение принципов подачи материалов в мировой печати, косвенно повлияло и на перестраивавшуюся отечественную журналистику. Рассматривая сложный комплекс социально-политических причин, автор отмечает, что все переломные моменты новеилак истории России характеризуется преэде всего значительной "вербатазациек"" всех каналов СШ, что связано с суперполитизацией информационного поля в стране. Но вместе с том именно в эти "пиковка" шменты происходило стремительное образное рескрепопвние прессы, что проявлялось в количественном роста, увеличении жанрового п типового разнообразия, а такие смыслового содержания газетных иллюстраций.
Предприняв зощеиюе исследование трех изданий /"Комсомольская правда", "Аргумвнгы и факты" и "Коммерсант"/ с целыо определить характер взаимоотношений газетных иллюстраций с прилагаемыми к ним текстачм, автор в качества типов изо бражник рассматривал фотогрвуи, цотоколлаж, рг.сушк, карту /схему/, график/диаграмму/, комикс и таблицу. Подроби останавливаясь на (¿ормулиро-вашк целой, зедач, катодов, этшоа ii составных частей зонаажного исследования, автор комментирует получении результаты, визуализированные с поковал ко шь а тер ной графики в виде итоговых диаграмм:. Зишрачаскио данные позволяет ему сделать вывод о том, ч-ro процесс вязушгазгЗик хотя и мздленно, m начинает прокжать и в россх&скуо прессу, Это происходит скорое стихийно, наколи сознательно» что
проявляется в некоторой скачкообразности и нестабильности результатов. Таким образом, о визуализации отечественной журналистики можно говорить пока лишь как об одной из тенденций ее посткомыу-• нистического развития.
В уретьей главе "Антропоморфное изображение в современной пвчати" отразив вы та реальные изменения во взаимоотношениях между текстом и иллюстрацией журналист йюго материала и в психосемиотическом содержании антропоморфного изображения, которые были обусловлены провозглашением нового шшюшя и социально-политическими переменами второй половины 80-х годов. ¡Здесь *в предлагается юкоторые направления развития этого выразительного средства журналистики.
В первом параграфе осмысливается опыт исследования зшад-' ными и отечественными учеными невербальной коммуникации, применительно к проблемам использования антропоморфных изо брал® ний в качестве информативных иллюстраций в прессе.
Особенность антропоморфного изображения как выразительного средства журналистики состоит в том, что оно обладает синтез-символическим значением, является носителем всего исторического опыта, "структуршй." памяти поколений, активизирует глубинные механизмы психологии читателя, а также представляет собой самый .. распространенный.способ образшйпрезентавди содержания текстов /54,6 % от всех встречавшихся в исследуемых изданиях иллюстраций/.
Автор выделяет три типа антропоморфных изобраиэшй в прессе: дуйшруощиа, когнитивные /выразитель№е/ и мультииьйормативньа, принципиальное отличие которых состоит в различной информативной насыщенности образа в сравнении с текстом. Эмпирический материал свидетельствует, что в российской журналистике постепенно намечается тенденция к формировании когнитившх взатютнонш-лй между текстом и иллюстрацией.
- 21 -
Сделать изображение человека более информативным позволит рациональное использование возможностей новарбальной комиушка-ции. В современной российской журналистике зарождается янтарао к невербальным способам печатной коммуникации, однако ее огромные возможности используются пока лишь незначительно, 5!о зафиксирован эширичоский 4акт, что дублирующие теист изображения цостадент витосияотсл когнитивными образами, хотя преимущества такой Формы презокгашк содержания газетных материалов осознаны а освоены лишь немногими массовыми отечестве иными изданиями.
Во втором поветрие рассматриваются пути оптимизации использования, атропоморфшго изобрело ния как выразительного средстве журналистики,-дается.его определение, а также шмечаатся некоторые возможные направления ого развития.
Исходным положением стало признание того факта, что только обилие разнообразной ю«$огрсфики, а также аото- или графических антропоморфных изобраизний позволит усовершенствовать ароцосо трансляции печатшй информации и выведет российскую ара осу ш современный ьмромй аудиовизуальный'уровень обмена знаниями.
Газетше антропоморфное изображение - это особый психосемиотический феномен визуальной коммущкации, вшолняэняй са-мзстоятельнуа социокультурную функцию, которая заключается в презентации яизшшс важных цеишстей личности и социума. Как выразительное средство зкурналистики, антропоморфное изобраязние:
- '/кличлваат число информационных и личных контактов читателя;
- является психологическим стабилизатором, зшчительис ловимая достоверность транслируемой информации;
- делает газетше сооб::шме диалогичник»
ЦутГооптимизация, его кснолььоваиш в качестве образной презентации суп; ворбалылй нытмыт состоят в необходимости:
- 22 -
1/ знания отличий и преимуществ антропоморфного изображения как выразительного сродства журналистики;
2/ изучения возможностей антроиоздрфшго изображения, диапазона невербального информационного потока, порождаемого разными коммуникативными зонши образа человека /мимикой, тостами, позой/;
Э/ понимания законов восприятия читателем газеты зрительной вн1ормадаи, передаваемой посредством ког!йтившх иллюстраций.
'В итоге автором помечены некоторые направления дальнейшего развития этого выразительного сродства журналистики: О
- антропоморфное изображение ностопенно трансформируется из чисто дублирулчяго нрилояюния к вербальному сообчвшю в его когнитивный аналог;
и
- в перспективе ода станет равноправным партнером тексту в деле трансляции газетных новостей;
- в будущем возможно появление агенства но производству невербальной информации /что шизбежш приведет к актуализации синтез-символической функции антропоморфного образа/, а такжо газет с преобладанием сообщений такого типа. ■
Основным.выводом этой части работы стало.то, что развитие антропоморфного изображения как выразительного сродства журна- : листики способно помочь Демократизации и гуманизации обчветвеи-ной жизни страны, расшатывая стереотипы, утверждая динамичный образный тип мышления. Кто успешное функционирование - своего рода гарантия ликвидации монополии вербальной шЦормации в прессе и достижиния российским медиа естествонш-исторкчаского аудиовизуального уровня современной мировой коммуникации.
В заклэче н;;и автор подводит итоги диссертации, иитагрируа® результаты экспериментальной и теоретической работы, намечает направления будут« lie реп октав шх исследований.
I,
В црфцзжиниц приводятся сводим диаграммы, в которых наглядно лрадстаалены основные дашт лровелейною зовдажшго эширического изучения соврсмешюк российской прессы.
Но теме диссертации автором опубликованы слоду.о!цие' работы:
1. Синтез-символ /к проблема антропоморфного иэобралвшя в журналистика/ // Вестн. Мэск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1991. * 5. С. 14-21. о
2. Знаковые сродства информации /К проблеме развития анг-тропоиорфного изображения в яурналистико/ // Основные понятия теории журналистики /Извыо подходы к проблеме/: Сб.науч. тр. -М.: Иад-во МГУ, 1992. С. 196-218. /в печати/.
3. Синтез-символ /К проблема развития антропоморфного изображения в журналистика/ // Тезисы-ко«¿.ера нцаи "Советская журналистика в 1990 году. Проблемы реорганизации печати, телеведа-мл и рацио в условиях экономической и политической реформ". Москва, 4-в февр. 1991 г. - М.: Изд-во КГУ, 19Э1. С. 76-78.
4. Визуализация газетных новостей - тащеиция развития мирово!» и отечественной журналистики // Тезисы научно-практической конференции "Журналистика в'1991 году". Москва, 4-8 февр. 1992 Г. - М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 19-21.