автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Бутьян, Виталий Александрович
Введение.
Глава 1. История изучения антропоморфных наскальных изображений.?
Глава 2. Антропоморфные изображения на памятниках наскального искусства Северной Азии.
2.1. Антропоморфные изображения Ангары, Лены и сопредельных территорий.
2.2. Антропоморфные изображения Саяно-Алтайской зоны.
2.3. Антропоморфные изображения Байкала и Забайкалья.
2.4. Антропоморфные изображения Дальнего Востока.
Глава 3. Выделение физических параметров и хронология антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.
3.1. Выделение физических параметров антропоморфных изображений.
3.2. Проблемы хронологии антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.
Глава 4. Семантика антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.
4.1. Анализ атрибутов антропоморфных изображений и композиций с участием антропоморфных изображений.
4.2. Изображения, связанные с культом плодородия.
4.3. Изображения, связанные с шаманистским культом.
4.4. Изображения охотников, воинов, колесничих.
Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Бутьян, Виталий Александрович
-Диссертация посвящена исследованию антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы на памятниках наскального искусства Северной Азии.
Актуальность. В настоящее время в научный оборот введены материалы многочисленных памятников наскального искусства, открытых на территории Сибири и Дальнего Востока. На большинстве известных памятников присутствуют антропоморфные изображения. Они устойчиво существуют в наскальном искусстве различных эпох, причем антропоморфные изображения эпохи энеолита-бронзы являются одними из самых многочисленных. На них обращали внимание исследователи в связи с публикацией материалов петроглифических комплексов. Однако до сих пор нет обобщающей работы, посвященной антропоморфным изображениям Северной Азии эпохи энеолита-бронзы. В связи с этим многие вопросы, связанные с антропоморфными изображениями этого времени, практически не поднимались. В первую очередь это относится к выявлению физических параметров и атрибутов антропоморфных изображений. Без этого становится затруднителен как хронологический, так и семантический анализ изображений. Дальнейшего исследования требует сюжетный анализ композиций с участием антропоморфных изображений. Этот аспект открывает возможности для выявления сцен, связанных с мифологическими воззрениями, дает представление о повседневной жизни древнего населения. Комплексное рассмотрение этих вопросов дает возможность получить представление о мировоззрении населения, связанного с мирозданием, о магической связи человека с животными, природой и космосом. Изучение схожих образов и сюжетов позволяет выявить общую мировоззренческую основу населения всего североазиатского региона.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы на памятниках наскального искусства Северной Азии.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- Систематизация памятников, содержащих антропоморфные изображения, с учетом характеристики географических и геологических особенностей даного региона, а также техники нанесения рисунков.
- Определение количества антропоморфных изображений и их процентного соотношения с остальными изображениями как в целом, так и в эпоху энеолита-бронзы.
- Выделение физических параметров антропоморфных изображений и сопутствующих им атрибутов.
- Проведение хронологического анализа для определения антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.
- Проведение семантического анализа антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы.
Исходя из поставленных задач, были выбраны приемы н методы исследования. В диссертации использован сюжетно-композиционный метод анализа. В результате были выделены устойчивые сюжеты с участием антропоморфных изображений на памятниках Северной Азии. Кроме этого, в данной работе использовался метод сравнительно-исторического анализа. Все полученные статистические показатели, сведенные в таблицы, являются результатом настоящего исследования. При определении хронологии и семантики использовались данные археологии и этнографии.
Источники. Основными источниками послужили архивные и опубликованные материалы по антропоморфным изображениям на памятниках Северной Азии. Непосредственным объектом исследования явились 8016 антропоморфных изображений, выявленных в материалах 120 памятников Северной Азии. Из них около 600 изображений, использовавшихся при выделении физических параметров и атрибутов, а также для определения хронологии и семантики, опубликованы в приложении. В диссертации использованы архивные материалы основного и вспомогательного научных фондов музея-заповедника «Томская писаница».
Территория. Рассматриваемым регионом является Северная Азия. Границами Северной Азии с запада являются Уральские горы, с востока Берингово море и Тихий океан. С севера моря, относящиеся к системе Северного Ледовитого океана (Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море), а с юга государственные границы России с Казахстаном, Монголией, Китаем.
Эту территорию мы разделяем на четыре природно-исторические зоны: 1. Бассейны Ангары, Лены и сопредельные территории; 2. Саяно-Алтайская зона; 3. Байкал и Забайкалье; 4. Дальний Восток.
Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период Конца III - начала I тыс. до н. э. Выбор нижней даты связан с тем, что именно с этого времени антропоморфные изображения начинают в массовом порядке появляться на писаницах Северной Азии. Выбор верхней даты обусловлен тем, что антропоморфные изображения конца III - начала I тыс. до н. э. достаточно резко отличаются от антропоморфных изображений более поздней скифской эпохи. На значительной части территории Северной Азии к этому времени относится конец эпохи энеолита и эпоха бронзы, хотя на некоторых территориях эпоха бронзы значительно сдвинута по времени вплоть до I тыс. н. э., а иногда вместо нее отмечается эпоха пережиточного неолита, как, например, на Чукотке.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые 1) выделен, изучен и систематизирован материал с антропоморфными изображениями на памятниках наскального искусства Северной Азии с учетом территориальных особенностей и техники нанесения рисунков; 2) определены физические параметры антропоморфных изображений, а также сопутствующие им атрибуты 3) проведен хронологический и семантический анализ антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы Северной Азии.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в курсах по первобытному и древнему искусству, а также в спецкурсах, связанных с историей древних верований и мифологии. Кроме этого, работа может являться частью более полного исследования образов наскального искусства, а также при построении музейных экспозиций.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования. Материалы работы были представлены в докладах ряда научных конференций: Международная конференция по первобытному искусству в Кемерово, 3-8 августа, 1998 год; VI Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы материальной и духовной культуры России и зарубежных стран» в Сыктывкаре, 25-27 марта 1999 года; XXXVII Международная научная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске, апрель 1999 года; 5-th Annual meeting of European Association of Archaeologists. Bournemouth, United Kingdom, 14-19-th September, 1999.
Часть материалов по данному исследованию опубликована в тезисах докладов этих конференций, а две статьи находятся в печати.
Структура работы. Цель и задача исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, а также двух приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Антропоморфные изображения в наскальном искусстве Северной Азии"
Заключение
При изучении антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы были проанализированы 8016 антропоморфных изображений со 120 памятников нскального искусства. Из них 3199 антропоморфных изображений относя гея к эпохе энеолита-бронзы, что составляет 39,9% от общего количества антропоморфных изображений. Такие изображения были выявлены на 88 памятниках из 120 изученных.
Количество антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы на памятниках весьма разнообразно. Большая часть памятников, примерно 65%, содержит от 1 до 100 антропоморфных изображений. Около 27% памятников не содержат антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы, и только на 9% памятников таких изображений более 100. При рассмотрении антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы по территориям вырисовывается следующая картина: на памятниках Ангары, Лены и сопредельных территориях обнаружено 966 антропоморфных изображений с 42 памятников из 46, что составляет 34,72%) от общего количества антропоморфных изображений. В Сая-но-Алтае - 1316 изображений с 22 памятников из 26, что составляет 44,41 % от всех антропоморфных изображений. На Байкале и в Забайкалье - 138 изображений с 9 памятников из 22, что составляет 23,96%) от общего количества антропоморфных изображений. На Дальнем Востоке обнаружено 779 антропоморфных изображений с 15 памятников из 26, что составляет 45,96% от всех антропоморфных изображений на данной территории.
В исследовании проведен анализ антропоморфных изображений. По итогам этой работы были выделены все физические параметры антропоморфных изображений на памятниках наскального искусства Северной Азии. В результате было выделено девять групп антропоморфных изображений: с двумя ногами и двумя руками; с двумя ногами и одной рукой; с двумя ногами и без рук; с одной ногой и двумя руками; с одной ногой и одной рукой; без ног с двумя руками; без ног и рук; в виде столбика и антропоморфные личины. Кроме них были выделены 13 признаков, которые встречаются у различных групп антропоморфных изображений, а также подсчитаны их количественные показатели.
I) силуэтные изображения - 3428 (из них к эпохе энеолита-бронзы относятся 699); 2) антропоморфные изображения, выполненные в виде столбика - 1966 (1482); 3) контурные изображения (полностью или частично) - 919 (144); 4) изображения со ступнями или ступней - 832 (240); 5) фаллические изображения - 637 (104); 6) антропоморфные личины - 562 (404); 7) изображения в фертообразной позе — 367 (90); 8) перевернутые изображения — 246 (62); 9) изображения с пальцами - 207 (76); 10) изображения без головы - 188 (37);
II) изображения с лицом или в маске - 74 (31); 12) изображения с туловищем в «скелетном» стиле - 57 (39) и 13) изображения с грудями - 15(12).
Был произведен анализ атрибутов, сопутствующих антропоморфным изображениям, а также сцен, в которых они участвуют. В результате было выделено десять групп антропоморфных изображений: 1) изображения с оружием и ритуальными предметами - 676 изображений (из них 169 относятся к эпохе энеолита и бронзы); 2) на лыжах - 10 (9); 3) в головных уборах - 827 (452); 4) в одежде - 258 (71); 5) в лодках - 1986 (1525); 6) с животными - 1 157 (56); 7) с орнитоморфными и зооморфными признаками - 45 (31); 8) колесничие - 49 (49); 9) эротические сцены - 14 (14) и 10) изображения людей, взявшихся за руки («хороводы») - 132 (15).
Проведя хронологический анализ, из общей массы были выделены изображения, относящиеся к эпохе энеолита - бронзы, представленные тремя группами.
К первой группе относятся изображения конца III - начала II тыс. до н. э. В эту группу входят наиболее ранние изображения, обладающие зооморфными и орнитоморфными чертами, имеющие отношение к культу плодородия, а также ряд изображений, композиционно связанных с животными, в частности, с лосем. К ним относятся изображения в звериных шкурах с Ангары, Алдана, а также изображения с возбужденным фаллосом. Кроме них к этой группе относятся самые архаичные антропоморфные личины Нижнего Амура: овальной, яйцевидной и сердцевидной формы.
Вторая группа - это изображения ранней и развитой бронзы (окуневская и самуськая эпохи, начало II тыс. - XIII век до н. э.). К этой группе относятся основная масса антропоморфных личин и ряд сходных с ними фигур Саяно-Ал-тая, Ангары, Лены, Алдана, Нижнего Амура. Кроме них к изображениям этой группы относятся шаманские изображения в рогатых и грибовидных головных уборах, с хвостами, посохами, бубнами, а также изображения воинов и охотников в таких же головных уборах, изображения, выполненные в «скелетном» стиле, изображения с «шаманской» короной или лучами. В эту группу можно включить и изображения рожениц. К этой группе относится большая часть антропоморфных изображений эпохи бронзы.
Третья группа изображений отнесена к поздней бронзе (карасукская эпоха, XII - VIII вв. до н. э.). Среди антропоморфных изображений большую часть составляют изображения воинов и охотников. Впервые появляются изображения всадников и колесничих на боевых колесницах. Усиливается схематизм антропоморфных изображений.
Среди антропоморфных изображений эпохи энеолита-бронзы можно выделить три семантические группы, которые в то время являлись основными.
I. Изображения, связанные с культом плодородия. В эту группу входят фаллические изображения, сцены полового акта, а также изображения рожениц.
II. Изображения, связанные с шаманистским культом. К этой группе относятся:
1. Антропоморфные изображения в звериной шкуре и птичьем оперении, а также с зоо- и орнитоморфными чертами (трехпалые, с хвостами, рогами, птичьими клювами и т. д.);
2. Изображения в рогатых, грибовидных головных уборах, «лучистых» и «перьевых коронах», с посохами, булавами, луками и т. д.;
3. Антропоморфные изображения, выполненные в «скелетном» стиле;
4. Антропоморфные изображения в одежде с бахромой;
5. Антропоморфные изображения с бубнами;
6. Антропоморфные личины;
7. Изображения людей, взявшихся за руки («хороводы»), III. Изображения воинов, колесничих, охотников.
Таким образом, антропоморфные изображения встречаются среди наскальных изображений очень часто и играют большую роль в мифологических представлениях местных обитателей. В массовом порядке они появляются только в эпоху энеолита-бронзы и сразу же начинают играть на писаницах ведущие роли. Антропоморфные изображения участвуют во многих сценах, связанных с культом плодородия, шаманистскими культами, а также в охотничьих и воинских сценах. Без понимания сущности антропоморфных изображений наши знания о духовном мире древних обитателей Северной Азии были бы неполными.
Список научной литературыБутьян, Виталий Александрович, диссертация по теме "Археология"
1. Неопубликованные источники1. Писаницы Ангары:
2. Томская писаница. Архив МЗТП, ОФ, Инв. №1844-1886. Новоромановские писаницы. Архив МЗТП, ОФ, Инв. № 1970-2003, 51195132.
3. Висящий камень. Архив МЗТП, ОФ, Инв. №1921-1933. Писаницы Байкала:
4. Опубликованные источники Писаницы Ангары:
5. Третий каменный остров. Окладников А. П., 1966, табл. 95-113, с. 239259.
6. Баля Озерная. Окладников А. П., 1966, табл. 119, с. 263. Баля Сухая. Окладников А. П., 1966, табл. 121-148, с. 264-291. Большая Када. Окладников А. П., 1966, табл. 149-165, с. 292-308.
7. Манзя. Окладников А. П., 1966, табл. 168-171, с. 3 11 -3 14. Каменка. Окладников А. П., 1966, табл. 172-176, с. 315-319. Оленный утес. Окладников А. П., 1966, табл. 177-178, с. 320-321. Писаницы Лены: Верхняя Лена:
8. Тинная. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 1-3, с. 107-109; Кочмар И. Н. 1994, табл. 94-99, с. 181-182.
9. Чиэрбэ. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 5-6, с. 111-112; Кочмар И. Н., 1994, табл. 100-103, с. 182-183.
10. Юедяй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 7-1 1, с. 113117.
11. Ат-Дабан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 12-19 (1), с. 118-125.
12. Сурухтах-Хая. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 19 (2,5) -27, с. 125-132.
13. Мархачан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 28-33 (2). с. 133-137.
14. Ой-Муран. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 61, с. 165. Батык. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 62-63, с. 166167.
15. Чопчу-Бага. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 66-76, с. 170-180.
16. Синское. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 77-79 (1,2), с. 181-183.
17. Петровское. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 85-99 (13), с. 189-203.
18. Юрдюк-Хая. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 102-105, с. 206-209.
19. Тиит-Ары. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 106-113, с. 210-21.7.
20. Бланка. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 120-132, с. 224236.
21. Тойон-Ары. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 140-151, с. 243-254.
22. Сурухтах-Аан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1972, табл. 1 52-156, с. 255-259.
23. Писаницы бассейна реки Алдан:
24. Балаганаах. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 5 (11-111), 7-9, с. 92, 94-96; Кочмар И. Н., 1994, табл. 188-190, с. 210. Бэс-Юрэх. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 12-22, с. 99-109; Кочмар И. Н., 1994, табл. 104-146, с. 185-197.
25. Илим-Орго-Юрэх. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 29-31, с. 116-118; Кочмар И. Н., 1994, табл. 195-202, с. 213-215. Юкаан. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 32-35, с. 119-122; Кочмар И. Н., 1994, табл. 203-211, с. 217.
26. Мая. Окладников А. П., Мазин А. И., 1979, табл. 38-58, с. 125-145.
27. Писаницы Бассейна реки Олекмы:
28. Олекма. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 12-13, с. 134-135. Басынай. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 18-19, 140-141; Кочмар И. Н., 1994, табл. 64-65, с. 171.
29. Устье реки Крестях. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 20-25, с. 142-147; Кочмар И. Н., 1994, табл. 68-83, с. 172-177. Чара. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 42-43, с. 164-165; Кочмар И. Н, 1994, табл. 25-29, с. 156-158.
30. Токко. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 27-41, с. 149-163; Кочмар И. Н., 1994, табл. 32-62, с. 160-170.1. Писаницы Притомья:
31. Томская писаница. Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972, табл. 1-274, с. 23-125.
32. Новоромановские писаницы. Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972. табл. 1-52, с. 126-142.
33. Тутальская писаница. Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972, табл. 131, с. 143-163.
34. Висячий камень. Ковтун И. В., 1993, табл. 3-18, с. 69-84.1. Писаницы Тувы:
35. Мугур-Саргол. ДэвлетМ. А., 1980, табл. 1-76, с. 72-224. Алды-Мозага. ДэвлетМ. А., 1998, табл. 1-52, с. 81-141.
36. Писаницы Хакаско-Минусинской котловины:
37. Шалаболино. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И., 1985, табл. 1-9, 39, с. 147155, 185.
38. Кунинская писаница. Вяткина К. В., 1961, эстампаж 1-51, с. 195-237. Тепсей. Blednova et al, 1995, planche 1-29. Усть-Туба. Blednova et al, 1995, planche 30-79. Оглахты. Sher et al, 1994, Oglakhty I-III.1. Писаницы Горного Алтая:1. Елангаш.
39. Саган-Заба. Окладников А. П., 1974, табл. 1-20, с. 126-145. Бухта Ая. Окладников А. П., 1974, табл. 21 -26, с. 146-151. Елгазур. Окладников А. П., 1974, табл. 33-41, с. 157-165.1. Писаницы Забайкалья:
40. Бага-Заря. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 15-32, с. 119-136.
41. Сарбадуй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 52-58, с. 156-162.
42. Цаган-Усунская МТС. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 59, с. 163.
43. Боргой-Сельгир. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 60 (1,2), с. 164.
44. Селендума. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 61-65, с. 165-169.
45. Малый Алтан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 74, с.178.
46. Большой Алтан. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 75, с.179.
47. Тэмээн-Шулуун. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 76 (2,4-7), с. 180.
48. Тамгата-Халуун. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл.77, с. 181.
49. Павлова гора. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 79-83, с. 183-187.
50. Хайсагар. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 96 (2-4), с. 200.
51. Кашкарга. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 96 (1) 97, с. 200-201.
52. Баин-Хара. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1969, табл. 98-1 1 1, с. 202-215.
53. Шара-Тала. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 5 (4)-8 (1,2). с. 177-180.
54. Наран-Хабсагай. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 8 (3,4)-9, с. 180-181.
55. Онохой. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 33-37, с. 204208.
56. Судунтуй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 45-5 i, с. 216222.
57. Токтуй. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 52, с. 223. Кирочи. Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1970, табл. 53, с. 224. Писаницы Приамурья: Средняя Нюкжа. Окладников А. П., Мазин А. И., 1976, табл. 1-10, с. 123132.
58. Могойтуй. Мазин, 1986, с. 59-60, с. 210, 212, табл. 48 (IV-VII), 50 (I-IV). Калашниково. Мазин, 1986, с. 60-61, с. 212-213, табл. 50(V, VI)-51(1-11). Малый Улистай. Мазин, 1986, с. 61-64, с. 212-214, табл. 50 (VII), 51 (III-IV), 52 (1,11).
59. Маргуцек. Мазин, 1986, с. 64-67, с. 214, 216-219, табл. 52 (III), 54-57 (I). Урулюнгуй. Мазин, 1986, с. 67-68, с. 219, 221-223, табл. 57(11), 59, 60 (ИДУ), 61.
60. Нортуй. Мазин, 1986, с. 68-71, с. 222, 224-225, табл. 60(1), 62-63. Казачий. Мазин, 1986, с. 71-72, с. 226-227, табл. 64-65.
61. Бырка. Мазин, 1986, с. 73-80, с. 228-240, табл. 66-70 (I), 71-78. Архара. Мазин, 1986, с. 82-95, с. 244-258, табл. 82-96. Писаницы Нижнего Амура:
62. Пегтымель. Диков, 1971, с. 75-91, с. 92-124, камень 1-Х1.1. Список литературы
63. Абрамова 3. А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. M.-JL: Наука, 1966.
64. Авдеев А. Д. Маска (опыт типологической классификации по этнографическим материалам) // СМАЭ. Т. 17. - 1957.
65. Амайон Роберта Н. Традиионный сибирский охотничий шаманизм. Поиск «счастья»//Шаман и Вселеная.: Сп-Б., 1997, С. 111-123.
66. Бобров В. В. Некоторые аспекты смены археологических культур // Смены культур и миграции в Западной Сибири. Томск, 1987.
67. Бродянский Д. JL Антропоморфные мифологические образы в системе артефактов неолита и палеометалла Дальнего Востока // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987, С. 58-73.
68. Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Пппсея. Л.: Наука, 1986.
69. Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
70. Вадецкая Э. Б. Женские силуэты на плитах из окуневских могильников // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука, 1970.
71. Вадецкая Э. Б. Изваяния окуневской культуры // Э. Б. Вадецкая, Н. В. Леонтьев, Т. А. Максименков. Памятники окуневской культуры. -Л.: Наука, 1980. С. 37-77.
72. Вадецкая Э. Б. О каменных стелах эпохи бронзы в Хакасско-Минусинской котловине // СА. №4. - 1965. - С. 211-219.
73. Вадецкая Э. Б. О сходстве самусьских и окуневских антропоморфных изображений. // СА. -№1. 1969. - С. 270-274.
74. Вайсброд Р. Л. Методы датировки наскального искусства // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. -С. 21-37.
75. Васильевский Р. С. Антропоморфные изображения и их интерпретация // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука. - 1987. - С. 19-28.
76. Вяткина К. В. Наскальные изображения Минусинской котловины // СМАЭ. 1961. -Т.20. - С. 188-237.
77. Вяткина К. В. Шалаболинские (тесинские) наскальные изображения // СМАЭ. Т. 17. - 1949. - С. 417-484
78. Глушков И. Г. Иконографические особенности некоторых самусьских изображений // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибрск: Наука. - 1987. - С. 89-96.
79. Грязнов М. П. Писаницы эпохи бронзы из д. Знаменка в Хакасии // КСИ-ИМК.-№80.- 1960.
80. Диков Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки. Петроглифы Пегты-меля. М.: Наука, 1971.
81. Диков Н. Н. Пегтымельские петроглифы уникальный археологический памятник Заполярной Чукотки // Наскальные рисунки Евразии. - Новосибирск: Наука, 1992. - С. 45-49.
82. Дэвлет Е. Г. О скелетном стиле в наскальном искусстве (азиатско-американские параллели) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. -Сп-Б., 1996.-С. 173-174.
83. Дэвлет М. А. Большая Боярская писаница. М.: Наука, 1976(а).
84. Дэвлет М. А. Генезис шаманизма по материалам наскальных изображений Сибири // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Сп-Б., 1996. -С. 24-26.
85. Дэвлет М. А. Древнейшие антропоморфные изображения Южной Сибири и Центральной Азии // Наскальные рисунки Евразии. Новосибирск: Наука, 1992.-С. 29-43.
86. Дэвлет М. А. Листы Каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, 1990.
87. Дэвлет М. А. Мугур-Саргол древнее святилище на Енисее // У истоков творчества. Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука, 1978. -С. 164-173.
88. Дэвлет М. А. О головных уборах антропоморфных изображений эпохи бронзы на Верхнем Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980(6).-С. 53-64.
89. Дэвлет М. А. О наскальных изображениях быков в Туве // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. -С. 74-88.
90. Дэвлет М. А. О солярных знаках, «солнцерогих» и «солнцеголовых» 15 наскальном искусстве // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. - Кемерово, 1997(6).-С. 11-17.
91. Дэвлет М. А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии // Окуневский сборник. -Сп-Б, 1997(а). С. 241-250.
92. Дэвлет М. А. Петроглифы Енисея. М., 1996.
93. Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980(а).
94. Дэвлет М. А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). -М.: Памятники исторической мысли. 1998.
95. Дэвлет М. А. Петроглифы на Кочевой тропе. М.: Наука, 1982.
96. Дэвлет М. А. Петроглифы Улуг-Хема. -М.: Наука, 1976(6).
97. Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Каратаусские колесницы // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1973.
98. Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные изображения хребта Ка-ратау. Алма-Ата, 1977.
99. Килуновская М. Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений ранних кочевников Центральной Азии (по материалам из Тувы) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. -Сп-Б., 1996.-С. 149-154.
100. Киселев С. В. К изучению минусинских каменных изваяний // Историко-археологический сборник. А. В. Арциховскому к 60-летию. М., 1962.
101. Ковтун И. В. Петроглифы Висящего камня и хронология Томских писаниц.-Кемерово.: Кузбассвузиздат, 1993.
102. Кожин П. М. Гобийская квадрига // С А. №3. - 1968.
103. Косарев М. Ф. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974.
104. Косарев М. Ф. Древняя история Западной Сибири: человек и природная среда. М.: Наука, 1991.
105. Косарев М. Ф. К вопросу об антропоморфных и солярных рисунках на самусьской керамике //С А. №1. - 1964. - С. 292-295.
106. Кочмар И. Н. Писаницы Якутии. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1994.
107. Кубарев В. Д. Антропоморфные хвостатые существа алтайских гор // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987.-С. 150-170.
108. Кубарев В. Д. Датировка петроглифов по находкам из погребальных комплексов Алтая // Современные проблемы изучения петроглифов. -Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. С. 104-113.
109. Кубарев В. Д. Древнейшие шаманские изображения Алтая // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992.
110. Кубарев В. Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск: Наука, 1988.
111. Кубарев В. Д. О локальном варианте окуневской культуры на Алтае // Скифская эпоха Алтая. Барнаул, 1986.
112. Кубарев В. Д. Окуневско-каракольские памятники Хакасии и Алтая (Корреляция и хронология) // Международная конференция по первобытному искусству (тезисы докладов). Кемерово, 1998. - С. 58-60.
113. Кузьмина Е. Е. В стране Кавата и Афрасиаба. М., 1977.
114. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.
115. Кулемзин В. М. Шаманство васюганских хантов // Из истории шаманства. Томск, 1976.
116. Леонтьев Н. В. Антропоморфные изображения окуневской культуры // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука, 1978.
117. Леонтьев Н. В. Изображения животных и птиц на плитах могильника Черновая VIII // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука, 1970, С. 265-270.
118. Леонтьев Н. В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. - С. 65-84.
119. Леонтьев Н. В. Кундусукские росписи // СА. №4. - 1969. - С. 245-248.
120. Леонтьев Н. В. Наскальные рисунки Коровьего лога // К вопросу о периодизации антропоморфных изображений окуневской культуры. Изв. Сиб. отд. АН СССР. - 1976. -№11.- Сер. Обществ. Наук. - вып. 3.
121. Липский А. Н. Американоиды на Енисее // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969.
122. Липский А. Н. К вопросу о семантике солнцеобразных личин Енисея // Сибирь и ее соседи в древности. Новосибирск: Наука, 1970. - С. 163173.
123. Липский А. Н. Новые данные по афанасьевской культуре // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1961. - С. 269279.
124. Мазин А. И. Древние святилища Приамурья. Новосибирск: Наука, 1994.
125. Мазин А. И. Таежные писаницы Приамурья. Новосибирск: Наука, 1986.
126. Максименков Г. А. Могильник Черновая VIII эталонный памятник окуневской культуры // Э. Б. Вадецкая, Н. В. Леонтьев, Г. А. Максименков. Памятники окуневской культуры. - Л., 1980. - С. 3-24.
127. Максимова А. Г., Ермолаева А. С., Марьяшев А. И. Наскальные изображения урочища Тамгаллы. Алма-Ата, 1985.
128. Мартынов А. И. О датировке памятников наскального искусства Сибири // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. - Кемерово, 1997. - С. 17-24.
129. Мартынов А. И. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и «Всемирно-исторический масштаб» // Изв. Сиб. отдел. АН СССР. Сер. общ. наук.-№11.-Вып. 3.- 1971.-С. 103-118.
130. Мартынов А. И. Шаманизм и наскальное искусство Северной Азии // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. Якутск, 1992.
131. Мартынов А. И., Марьяшев А. Н., Абетеков. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата, 1992.
132. Мартынова Г. С., Покровская А. Ф. Исследователи Томской писаницы. -Кемерово, 2000
133. Матющенко В. И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. II. Самусьская культура. Томск.: Изд-во ТГУ, 1973.
134. Миллер.Г. Ф. История Сибири. -Т. 1 М.: Восточная литература PAI i, 1999.
135. Молодин В. И., Погожева А. П. Плита из Озерного (Горный Алтай) //СА.-№1.- 1990.-С. 167-177.
136. Мотов Ю. А. Нарты, «Берсеркры», «Бцри», шаманы (О мужчинах, пляшущих симд) \\ Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. Сп-Б, 1996. -С. 32-36.
137. Новгородова Э. А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
138. Новоженов В. А., Смирнов Д. А., Шер Я. А. Компьютерный банк данных «Петроглифы Центральной и Средней Азии» (общая концепция и основные структуры) // Современные проблемы изучения -петроглифов. Кемерово.: Изд-во КемГУ, 1993. - С. 48-61.
139. Окладников А. П. Из истории этнических и культурных связей неолитических племен Среднего Енисея // СА. №1. - 1957.
140. Окладников А. П. Лики древнего Амура. Новосибирск: Наука, 1968.
141. Окладников А. П. Олень золотые рога. - М.-Л., 1964.
142. Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.-Л.: Наука, 1966.
143. Окладников А. П. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 1974.
144. Окладников А. П. Петроглифы Верхней Лены. Л: Наука, 1977.
145. Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971.
146. Окладников А. П. Писаницы около поселка Свирского на Ангаре //КСИИМК.-Вып. 14. 1947. - С. 22-25.
147. Окладников А. П. Шишкинские писаницы. Иркутск, 1959.
148. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
149. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. -Л.: Наука, 1969.
150. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. -Л.: Наука, 1970.
151. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. Л.: Наука, 1972.
152. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979.
153. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. -Новосибирск: Наука, 1976.
154. Окладников А. П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. N4.: Искусство, 1972.
155. Окладников А. П., Окладникова Е. А. Древние рисунки Кызыл-Келя. -Новосибирск: Наука, 1985.
156. Окладников А. П., Худяков Ю. С. Образ воина на писаницах Монголии // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С. 21-29.
157. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорыни-на Э. А. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск: Наука, 1980.
158. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы долины реки Елангаш. Новосибирск: Наука.1979.
159. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынп-на Э. А. Петроглифы урочища Сары-Сатак. Новосибирск: Наука, 1982.
160. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорыни-на Э. А. Петроглифы Чанкыр-Келя. Новосибирск: Наука, 1981.
161. Окладникова Е. А. Загадочные личины двух материков и петроглифы Урала // Древние культуры Алтая и западной Сибири. — Новосибирск: Наука, 1978.-С. 74-85.
162. Окладникова Е. А. Истоки шаманистических представлений: Не материалам наскального искусства Сибири // Шаман и Вселенная. -С.-Пб., 1997.-С. 82-88.
163. Окладникова Е. А. Образ человека в наскальном искусстве Центрального Алтая // Антропоморфные изображения. Новосибирск: Наука. 1987.-С. 170-181.
164. Окладникова Е. А. Петроглифы Куюса (долина р. Катуни, Алтай) // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1975. -С. 122-129.
165. Окладникова Е. А. Петроглифы Средней Катуни. Новосибирск: Наука. 1984(a).
166. Окладникова Е. А. Тропою Когульдея. Л.: Лениздат, 1990.
167. Окладникова Е. А. Шаманские петроглифы Сибири. // Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984(6).-С. 131-135.
168. Юб.Пелих Г. И. О методе научной классификации сибирских петроглифов // СЭ. №3. - 1968. - С. 68-75.
169. Погожева А. П., Кадиков Б. X. Могильник эпохи бронзы у поселка Озерного на Алтае // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск, 1979.
170. Подольский И. Л. О принципах датировки наскальных изображений // СА. №3. - 1973. - С. 265-275.
171. Подольский С. Л. Овладение бесконечностью (опыт типологической: подхода к окуневскому искусству) //Окуневский сборник. Сп-Б, 1997. -С. 168-201.
172. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
173. Прокофьева Е. Д. Шаманские бубны // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. - С. 435-493.
174. Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири. // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX начале XX вв //СМАЭ.-Т. 27.-Л., 1971.-С. 5-100.
175. Пяткин Б. Н., Мартынов А. И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск.: Изд-во Красноярского университета, 1985.
176. Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М.: Главная редакцт Восточной литературы, 1989.
177. Русакова И. Д. Петроглифический комплекс Бояры-Абакано-Перевоз г Хакасии и иго место в природно-историческом ландшафте. Диссертацш на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Кемерово 2001.
178. Савватеев Ю. А. Изображения людей в петроглифах Карелии // Проблемы археологии Урала и Сибири. М.: 1973. - С. 284-300.
179. Савватеев Ю. А. Петроглифы Карелии и наскальное искусство лесной полосы Евразии//СЭ.-№1.- 1969.-С. 87-101.
180. Савинов Д. Г. Изображения эпохи бронзы на плитах тагарских курганов юга Минусинской котловины // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово, 1993. - С. 61-74.
181. Савинов Д. Г. Древние поселения Хакасии. Торгажак. Сп-Б., 1996.
182. Савинов Д. Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции // Окуневский сборник. Сп-Б, 1997(a). - С. 202-212.
183. Савинов Д. Г. Новые материалы по истории сложного лука и некоторые вопросы его эволюции в Южной Сибири // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. - С. 146-162.
184. Савинов Д. Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте) // Окуневский сборник. Сп-Б, 1997(6). - с. 7-18.
185. Самашев 3. С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылгым, 1992.
186. Севастьянова Э. А. Петроглифы горы Тунчух // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980.
187. Семенов В. А. Окуневские памятники Тувы и Минусинской котловины (сравнительная характеристика и хронология) // Окуневский сборник. -Сп-Б., 1997.-С. 152-167.
188. Семенов Д. А. Неолит и бронзовый век Тувы. Сп-Б., 1992.
189. Советова О. С. К вопросу о вооружении тагарцев (по материалам сред-неенисейских петроглифов) // Проблемы археологических культур степей Евразии. Кемерово, 1987. - С. 52-61.
190. Советова О. С. Петроглифы горы Тепсей // Древнее искусство Азии Петроглифы. Кемерово, 1995. - С. 33-52.
191. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
192. Студзицкая С. В. Изображение человека в искусстве древнего населения Урало-Западносибирского региона (Эпоха бронзы) // Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1987 (а).-С. 73-89.
193. Студзицкая С. В. Изображение человека в искусстве Прибайкалья в эпоху неолита и ранней бронзы (мелкая пластика). // С А. №1. - 1970. -С. 19-33.
194. Студзицкая С. В. Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР (Археология СССР). -М.: Наука, 1987 (б). С. 318-327.
195. Студзицкая С. В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры // Окуневский сборник.-Сп-б, 1997.-С. 251-262.
196. Таксами Ч. М. Шаман и Вселенная // Шаман и Вселенная. Сп-Б., 1997. -С. 6-16.
197. Тиваненко А. В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. Новосибирск: Наука, 1989.
198. Формозов А. А. Новые книги о наскальных изображениях в СССР. (Обзор публикаций 1968-1972 гг.) // СА. №3. - 1973. - С. 257-265.
199. Формозов А. А. О наскальных изображениях эпохи камня и бронзы в Прибайкалье и на Енисее // СЭ. №3. - 1967. - С. 68-82.
200. Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР.-М.: Наука, 1969.
201. Фролов Б. А. Палеолитическое искусство и мифология // У истЬкое творчества. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1978. С. 106-116.
202. Фролов Б. А. Персонаж с семью лучами в наскальном искусстве // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1975. -С. 58-62.
203. Хлобыстина М. Д. Древнейшие южно-сибирские мифы в памятниках окуневского искусства // Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1971 (а).
204. Хлобыстина М. Д. Культовая символика петроглифических рисунков в культуре ранней бронзы Южной Сибири // СА. №2. - 1971(6). - С. 7381.
205. Хлобыстина М. Д. Могильник Черемушный Лог и эпоха раннего металла на Среднем Енисее // СА. №4. - 1971 (в). - С. 23-35.
206. Хлобыстина М. Д. Происхождение и развитие культуры ранней бронзы Южной Сибири//СА.-№1,- 1973.-С. 24-38.
207. Хлобыстина М. Д. Тотемно-космогонические образы в искусстве южно-сибирской бронзы // У истоков творчества. Первобытное искусство. -Новосибирск: Наука, 1978.-С. 155-164.
208. Хороших П. П. Писаницы Алтая (предварительное сообщение) // КСИ-ИМК. Вып. 14. - 1947. - С. 26-34.
209. Худяков Ю. С. Образ воина на петроглифах раннего железного века в Минусинской котловине // Наскальные рисунки Евразии. Новосибирск: Наука, 1992.-С. 108-122.
210. Чернецов В. Н. О приемах сопоставления наскальных изображений // СЭ. №4.- 1969.-С. 107-113.
211. Шер Я. А. Алгоритм распознавания стилистических типов в петроглифах (К теории стиля в первобытном искусстве) // Математические метод!,I в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М.: Наука, 1977.-С. 127-144.
212. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 1980.
213. BlednovaN., Francfont H.-P., Legtchhilo N., Mantin L., Sacchi D., Sher Ja. A., Smirnov D., Soleilhavoup F., Vidal P. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Siberie Du Sud 2: Tepsei I-III, Ust-Tuba I-VI, (Russie, Khakassiee). -Paris, 1995.-83p.
214. Kubarev V. D. et Jacobson E. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Siberie Du Sud 3: Kalbak-Tash I (Republiqe De L'Altai). Paris. - T. V. 3. -1996.-45p, 662 pic.
215. Sher Ja. A., Blednova N., Legtchhilo N., Smirnov D. Repentaine des petroglyphes d'Asie Centrale. Siberie Du Sud 1: Oglakhty I-III (Russie, Khakassie). Paris. - 1994. - 3 8p.
216. Список используемых сокращений
217. АН СССР Академия Наук СССР
218. КСИИМК Краткие сообщения института истории материальной культуры1. СА Советская археология
219. СМАЭ Сборник музея антропологии и этнографии СЭ - Советская этнография