автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Арабская семья: традиция и современность (на примере Ирака и Иордании)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Арабская семья: традиция и современность (на примере Ирака и Иордании)"
На лрзвах рукописи ^ цю^р/атт ддуд щшй?
ДРАЕС2Ш? Ш-ЬЯ! ТРЛДВДШ Я (»ВРШЗШОСТЬ (на принерэ Ирака п Иордании) ..
п А ■
^Специальность 09.00.11 - социагьнея фшооофэд)
.АВТОРЕФЕРАТ, диссертации на ссискашэ .ученой степени нандидвта философских наук .
1№щц 19В5-.Г.
Работа вшшшена па иафедро »ультурсшогяи ¡¿ сшшаюпш догори-jco-филологического Факультета Российского университета jipyijöü пародов i
Каущшй. руководитель: кандидат философских паук,
доцеят Шткшюва М- П.
ОФищшышз окпонеяю: доотор философских наук, }салд1щаг йзшософсюш наук.
профессор Уштав A.ÎI доцент Шевдак И. И.
Ведушл оргштаагш: Инсггаут Бштогкзведешш РАЙ
3a:orm состоится " "
г. в
часов на.
¡заседании Диссертационного совета К C53.5i2.27 a Российское университете друибы народов по адресу: U7iß8, Ейсква, уд.lüBtayxo-lteKsait, д.О
Азтор&фера? расосяад
1095 г.
Ученый секретарь диссертационного совета ' ¡{андащет философсгак наук, доцент
Т.А.длекспза
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
г
Предмет исследования. Семья возникла, на заре человеческого общества и относятся к одному из древнейших социальных институтов. Она является важнейшим элементом социальной с-оуктури общества, основатам на супружеском союзе и родственник сея-8ЯХ, то есть отделениях «езду мужем и женой, родителями и .детьми, братьями к сестрам, и другими родственниками,- жив/шила вместе и ведущими с&иа хозяйство на осноге единого семейного биддета.
Сешя &то сс»о, в котором индивид учится жить для других; содаалшвируется, усваивает и передает традиции следующему поколению.-. Именно семья- помогает индивиду изживать свой природ- • ний эгоизм и подготавливает его к жизни в обществе.
С цемента своего возникновения, семья прсвла сложный путь от верюй известной в истории простейшей групповой формы брака до современной моногамной семьи с ее сложными социальными функциями. 8 этой эволюции семьи не было ничего случайного. Прогресс брачно-семейных отношений был обусловлен прогрессом общества з целом: зяояомическим. социальным и духознш.
Представляя собой социальную единицу, неотделимую от общества, форма и структура семьи непосредственно обусловлена тем этапом. юторий переживает общество в свое).! развитии, Вследствие. этого пошлю сощшьно-экоаомичесют условий на Формирование определенного типа сети влияют и мировоззренческие установки данного общества. Для арабских стран такой установкой и определяющим фактором,'ироаиаызаадгм•все стороны «надо общества, является ^пслач.
Ислам, религия, отраженная в Коране и друг;« священных тзкстан, с самого своего возникновения бсшьгоэ место отводила ,-ЯроЯлемам брага я семьи, так как сохранение и укрепление сь-мейнш отношений являлось важнейшей обязанностью мусульманина. Целый ряд сур посвящен 'правилам семейной жизни, особенно предписаниям, адресогашшы, конечно, .в первую очередь, мужчине как главе семьи. В сурач говорится о регулировании родственны^ и имущественных отнозенйй, о содержании я воспитании детей,., об отношении к женам. ' • ■ ■
Наиболее существеннима функциями чеыьи являются; естественно-биологическая, которая охватывает движение численности,
рождаемости, планирования семьи, хозяйственно-экономическая. - Она образует материальную основу бытия семьи, духовно-психологическая, - к ней относятся любовь и долг (любовь между супругами, .любовь к детям и ответные чувства детей к родителям). Все эти функции проявляются и в современной арабской сем|>е.
Однако существует и'определенная специфика арабской семьи и се Функций. Зхо касается прежде всего полигамии. В современном арабсглм обществе наряду с традиционным отношением к дай- -кому йлвекио существует _и__новде, проявляющееся прежде всего & осуждении.. порой даке.презрении к людям, состоящим в полигоном бра'-:с. Это противоречие обусловлено изменением положения, . довгины 1! обаостве. В последние годи воодрио много факторов, которые повлияли на статус женщины в семье и обществе, ёто лкономэтескле преобразования. урбанизация, внутренняя и внЬа-нли нитрация, рост новых возможностей в получении образования, влияние средств массовой.информации и др. .Так, например, мужчина. не мотет жениться вторично без письменного заверения своего семейного положения и должен.уведомлять свою деву о тбм, что сн готовится вступить £ брак с очередной женой, ограшии-" вая число жен четырьмя. '•■':!■'.
ГеСормы 1971) года так же обеспечивают женщине проживание ь доке. где ока юна с супругом до развода; либо супруг должен предоставить ей новое дмье. Это новое положение значительно усилило зконом^еское положение женкины пси разводе и предро-тавшо еце сяну экономическую предпосылку Ц самому разводу.' •
В диссертации показано историческое раввитие и изменение структуры семьи начиная от.ее родовой доисламской формы, затем . расширенной и ьуклеарной- Новый тип семьи! устанавливался |;во мере роста ее .самостоятельности, а также в ^соответствии с ростом свободы и иезависймосги членов семьи. Особенно это касается положения женлшы в семье-и обществе. -.'.;.'■ "
Актуальность теш диссертации состоит в тш, что в Последнее время модно все чаше встретиться с ' теориями, так иди иначе отрицаювими роль и значение семьи в обществе и жизни человека. К семье начинают относиться как к некоторому "пережитку", наследию прсилых времен и современному средневековью. Пропагандируется полная свободы ст семейных уз как некий идеал. В связи с этим встает острая необходимость вновь выявить
-:з -
непреходящие функций и смысл данного института в лизни общества и человека.
В диссертации ¡детально рассматриваются тенденции развития и проблемы современной арабской семьи, такие как поиск супруга, возраст вступления в брак, виды брака, образование, трудовая деятельность вне дома,- отдых, виды развода и т.д. Приводите связи с этим обширные статистические данные.
Дели и задачи- диссертация заключаются в комплексном исс-..яедованин эволюции арабской семьи. При этом ставятся следующие цели: ....
- изучить и проанализировать социально-истср}<ческл?. корни ргавити^структуры семьи до возникновения ислама;
- показать влияние ислама на Фсрш-рование и структуру арабской севсьи; \
- исследовать социально-экономические преобразования на Ближнем Врстоке и влияние реформ на изменение структура арабской семьи; ;
- списать специфику современной арабской семьи на Есияием Востоке (на примере Ирака;
- провести синологический анализ современной Иорданской семьи.
Степень разработанности тепы. Проблема специфики арабской семьи получила определенное отражение, в-литературе, а поэтому, и источниковедческая база диссертации достаточно [ обшпрна. Прежде всего она строится на изучении материалов арабских исследователей.' К тЫ относятся, например, Зухир Хатай, написавший книгу "Развитие арабской семъи"(198б г.), четыре главы которой ' посвящены главным образом ходу развития арабской семьи. Байхзм М., "Женщина в арабской цивилизации"(1962, исследовав, ией положение и рель кеидшш в арабском обществе). 8 работе Зидана Д. "Арабы до ислама" (1368) дается обшая картина образа жизни арабов до ислама. В книге Аль-Карш X. "Лсдаи и организация семьи" (1973)' описывается жиань арабского общества в "исламе, описывается"" роль последнего в организации нового типа семьи. Касим Амин в произведении "Освобождение женщины"(1970) -рассматривает положение женщины в обществе» допросы ж пр^оле-мы. : встающие в связи с ее эмансипацией. Диссертантом изучены также' работы У ¡ела М. ("Организация семьи в исламе",1В90) и
Мажд-аль-дин У.У- ("Социальное отношения в иорданской семье",1685). ежегодные статистические хурна'ч Иордании и журналы "Аль-Арабы". Кроме того, тах&с суры Корана 1Ж "хепттн", "корова", "развод", "аалрешение" и другие.
Значительную помощь в работе над диссертацией оказали также работы российских авторов, в которых проанализированы жизнь и культура мусульманства, происхождение ислама и его роль с cet-'Ae. Это работы таких исследователей, как Вагабов М.В., Бартолъд В.В.. Беляев Е.А., Всльпаков О.Г., Еремеев Д.М., Почта Ю.М., Скверцева ?.Е>., Сюкизт'-шег Л. Р. и др.
Из работ английских исследователей -выделяется труд Эдвкиа Герря "ending family pattern's in the Arab East". Здесь 'рассматривается те тенденции и проблемы в араЬсксй семье, ко-, торые является наиболее актуальными в настоящее вреыя. Приводятся статистические данные.
Методологической основой диссертационного нееледования являются работы в основном арабских ученых по данной проблематике, таких как Зухир Хатаб. Байкам М., Задан Л, и др. Кроме того, научно-теоретической базой исследования являются разработки таких известных Французских социологов как З.Деркгейм и Парсснс. Основным методологическим понятием, использованным диссертантом, является понятие куклеаряой семьи, которое било введено З.Двркгеймси.
В целой хе методологической основой работы является принцип историзма, который наполняется конкретным содержанием при анализе структуры семьи в определенное время, в определенном обществе и социальной группе.
Научная новизна работы заключается в тем, что в ней комплексно изучается эволюция структуры арабской семьи начиная с доисламской эпохи вплоть до кастояаего дреыеяи. В диссертации представлен социологический анализ современной иорданской сеыьи и освещается новый Фактический материал, документы и Источники, которые ранее не были испольгованы. 1
В рабстэ. посредством теоретического к социологи1 "?с-ко- статистического анализа покааано ^регрессирующее, хотя и противоречивое развитие семейно-брачшк отношений в арабских странах.
Практическая значимость диссертации состоит в той, что ее
I' • '
.1-
результаты, выводы;. рекомендации^ а также 'фактологический материал могут представлять немаловажный интерес для востоковег дов работающих в . области изучения , социальных и культурных , проблем, социологических исследований арабской сеиьи на Елиж- 1 яец Востоке. Ilx Tajtjie мохно использовать при составлен!.., соот-SfXCT£]/jpaj!X'лекцуофа курсов и учебных пособий по истории, срцксрэтии и ку^туродога» в странах арабского 'Восток?.
•'"Апробация.' Диссертация обсуждалась на соьыестном заседа-. гфи кз^-др культурологии и социологии, и социальной философии в зфсслйскш yjîKsepsjjjreyô " дружбы народов и была рекомендована к . врщите, " ■ \! " , ' : Осщ>еные полодеши диссертации нашли отражение в тстун-. линиях на иаучшх конференциях (второй Международный философский' сзашозкуы "Днагрг цвзилизаций: Восток-Запад", Москва, Российский университет) лружбы народов, апрель 1995 г.. Всерос-; ^вбскзя и^у-шая кспфрррицпя "Актуальные проблемы ' гуманитарных яаук", Носяэг, РорсгЛсЬЩ уииверсигет дружбы народов, январь "]ÇD5 г.), а ' также'з статье "Брачуо-семейные отношения арзбов 'jjo• 1о5кихзоаеаяа'йслвиа",''дев. в МНИОН РАН N Б0741 от 19.09.9В •г.. ■ '' • . . .
Структура работа отражает стремление к комплексному ана-*Ф<зу 'по врсбле^о-хрсно/еогическоыу принципу. Она состоит из ¿ведения, двух ' r,ian, ' еакдючешм и би&виографии.
Со лзедсц.чи. сбосноаквается ■ актуальность тейа, показала степень ее 'научней разработанности, ■ определяются цели и задачи ;кссзедрЕШШ,' его #есретяческзя бага, раскрнваетзя научная но-Îiàaiiâiи 'практическая ьначидасть работы.''■■. '
Первая глава, "Ссвдашю-исторические корни развития арабской сшьИ"-, 'сссгодаа.ив двух параграфов, восвядена соци- . ...аи>.ао-1жторшесгам я духовней корням развития арабской семьи.
В первом парагрг^е, ''Семейно-брачные откояенил арабов до везишгавения ислрла", ставится задача изучения структуры и фушщиоянровглня семьи до вогшшовешш ислама. Подчеркивается, что гфабск'.е-пш.'зка г V-VI вв., т.е. до возникновения иола^, находилась lia стадии первобытнообщинных отиопений, ...свойствеввш родоЕому оСдеству.* Дается.определение pot вого . . i _.
* Лль-Джшили Р. История арабов. - Бейрут, 1972.
- б'
общества вообще, включая Дэевшй Китай и Индию, но. вместе с тем, вскрывается спеш!фика родо-племенных отношений, уста^о-вигшхся в арабских племенах. Эта специфика ¡заключается в тш, что основное население Драги; в то время:составляли кочевни-кн-а:агсг.о;ш, образ жизни которых определил и их мироЕоспрйа-тко, .на основе которого,' строились и семейио-брачные отношения. . • ; , . '' Независимость от зеиледедьческой и городами цимдаэадаи способствовала, с одной стороны, сохранению- патриархальных отнесения, а с другой, создавала условия, для;возникновения вовр-го типа религии. Язмческо-тотемяческое мировоззрение, исчерпало с*вя как. в' сфер* духовной, так и в содааныю-экояомичеаздй. . Сткоетш-я, основанные' на кровной местк и кровном родстве стали , тормоза« ъ жшдойзд* развитии. Отсутствие;государственно-политического л духовного едияетва способствовало сохранению хр- ,. отеческих отнояений мехду племенами, не могло остановить разрушительных и постоянных войн. 'Индивид,' будучи полностью вор-лшеиньа! радевши откозекикка, _бил лиЕен^сьыосток'гельности. Семья пометалась родои а выполняла задачи, ¡стояние перед ¡¡и. " которую- свалились, преде всего» к биологическому всспргив- ■ яодству. . '■■''■'•'■:'...
В качестве главного 'регулятора семейей. отиоиепий выступай патриарх адьно-родовые традиции и родовая нора». Каждое меня состояло - ив больного ки? малого числа кланов и родс^а,- . чкслекасся» чдеяоь кпгор« определяла могущество и мйжплемаи- • • иое .влияние. того уж иного изо.'-ж. зо главе которого егшл Сайед. ' | , *
К рубежу У1~Т?11 вв. социаяьикй.''■политический и■ духовный, кривис в Аравии достиг предала,' возрастало ^мудзствеввсс и &>-швзьпае неравенство. Вместе с те« процесс возвышения ),!е>:- . ки. старей зде в яеические времена центрам идеологического единства аравийских племен. Однако в этот период у арабов рф-лнгковные представления еаз не получили развитая и не быки, объединены ь идеодогйческук систему.. У каждого племени б-'до свое божество. Пантеон бодаств сложился только у оседлого населения Йемена, где сусествовади 'храш и получил развитие религиозный культ. I
Еивнь мужчины и жекшины в арабских племенах подчинялась
строгому разделению (по половому признаку, о чем свидетельствует. например, существование "женской половины", куда не имел права войти мужчина.' До женитьбы жених имел право только на получение информации'о будущей жене, после же свадьбы отношения между супругами попадая» под влияние 1 племени,, выходцамл которого они были.1 Глава' семьи пользовался неограниченной'; пластав и ему принадлежало все, чем владела семья. Совет ста-рейши племени принимал решение о целесообразности создания новой семьи. ;; , ' ■ ;
В- то время существовало нескшько. видов браса: эндогенный (''внутренний", представляющий собой брачную связь внутри плеч ¿¡¡. ни) и,-реже - экзогамный ("внешний", при котором супруга били Еиходца'га ив разных; племен), полиандрия и полигамия (без ограничений).
Начало разложения родо-племенных отношений и становления новых форы жизнедеятельности вело к подразделению хозяйственных функций'мужчины' и женщины внутри племени и семьи.
. Следующий, второй параграф. "Влияние ислама на формирование и структуру арабской семьи", посвящен роли и влиянию ислама на формирование арабской семьи. ' • ■
Становление монотеистических религий трансцендентного типа. к 'которым относится, и ислам, было действительно революционным, так как отбрасывало' освященные временем языческие цсн-йости и провозгласит новые. Главное достояние таких религий -это качественно новое учение о человеке уже не как микрокосме, . •а скорее - "микротеосе": человек здесь- мыслится как . творелие ' божье, достойное его любви и возвышающееся над всеми природными явлениями и организмами. Антропология данного мировоззрения характеризуется тем, что все люди, как предмет любви единого .г йога, провозглашаются равными ыезяду собой. Такая идея, входя в мир языческий, газнечно, не могла ие претерпевать некоторце изменения, но и мир, под ее воздействием, вынужден был меняться. Меняться должны были и взаимоотношения медду людьми на уровне'' но только социально-общественном, но и брачио-семейном. Такпм ебрааои очевидно, что для радикального изменения этих отноше-, ний мало было только социально-экономически^ преобразований, должны были произойти и революционную изменения в сфере духа, связанные с утверждение» повой, более высокой формы религиозности.
Семья становится центром социальной структуры нового Ьб-иества. Новая религия улучшила положение декииы, она стимулировала ее участие в общественно-политической жизни. Брак,1 в понимании основателя ислама заключается, с целью создаЬия семьи, воспитания потомства, при этом каждый из супругов обладает правами основанными'на свободном соглашении для каждой' из , двух сторон, вступащйх вбрак. Большой вклад внес ислам в Определение прав и обязанностей супругов друг к другу, родителей к детям, близким и дальним родственникам. 1 |
Во втором параграфе рассматривается возникновении ноЬой структуры семьи ~ малочисленной, появлению которой способствовало социальное расслоение некоторых племен. Название данного типа семьи исходит из того, что в нее включаются все во-
I-
казенна, которые жили в одном ломе отца. Власть отца распро&Р ранялась на сыновей м их жен. Внутрисемейнце отношения'в та*ад$ семье били запутанными из-ва большого количества людей и, очевидно, что ислам стимулировал людей к поиску взаимопонимания й приветствовал связь как родственную, так имущественную, йе-редачу имущества иа рук в руки. Вместе с тем новая семья стала типичным религлоБКш институтом с засгаввей структурой, кото-/ рая зависела л тому же от многих внешних Факторов.
Во второй главе ,"Социально-экономические преобразования ни Ближнем Востоке и их влияние на изменение структуры арабской семьи", рассматривается современное состояние семьи и факторы, способствующие ее становлению. ! • В первом параграф исследуются такие гвлмые события в истории арабского общества, как реформы XIX-XX вв., которые сзо- • собствовали исчезновению рада перзжитков в 1семейно-брачнш от- . ношениях, унаследованных из прошлого и негативно отражавшихся на культуре и положении женщины в обществе,! Подробно анализируется роль реформаторов (Мухаммад Али, Дауд Паш, Модахат Паши, Бутрук аль-Еустаяи, Ахмед Фарис али-(Пидьяк, Рифаа дек от-Тахтави и Касим Амин), религиозных миссионеров, которые действительно внесли позитивный вклад в развитие арабского общества. культуры, вкономики, улучшение положения женщины в об-аестве.*
* Зухир X. Развитие арабской семьи.
- Бейрут, 1935.
' •■ ■ . '
Реформаторы конца - начала XX в. немало внимания уделяли женскому вопросу. Ника1сая другая проблема в исламе не вызывала столько критики и борьбы мнений, как женская. Реформаторы выдвинули свою обстоятельную концепцию по этому актуальному вопросу, дали новое истолкование тем положениям Корана, : .которые касались правового положения женщины, -о браке, полигамии, затворничестве, разводе, праве наследства и т.д. Арабские просветители понимали, что без решения вопроса об эмансипации женщины, о предоставлении ей элементарных прав в обществе нельзя будет достигнуть прогресса..
3-лсим. Амин и его последователи в вопросах правового положения женщины в исламе, признавая ее угнетенное положение, не . связывали его с исламом. Напротив, по их мнению, ислам имел прогрессивное значение для положения женщины в семье и обществе. Они считали, что главной причиной закабаления женщины является неправильное'толкование законов'ислама отдельным богос- ' ловами и религиоведами и, следовательно, неправильное применение их в жизни. •
Все указанные факторы повлияли на формирование новой модели семьи. Семья расширенная и' "многопоколенная" Стала -пере- ■ ходной ступенью к наиболее развитой семье - нуклеарной. С "По-• явлением новых гуманичстических и просветительских • ценностей, гражданских свобод и финансовой независимости стали возникать такие "атомарные" или "малые семьи". В основе таких браков стала лакать любовь, а не власть родственников, выбор супруга стал свободным, женщина приобрела больше прав. ,
Основоположником учения о нуклеарной семье' считается Эмиль Дюркгейм, известный французский ученый-социолог. Он открыл законы развития семьи и разработал понятие нуклеарной семьи.- Учений отмечал, что нуклеарная семья как структурная форма явилась продуктом всеобщего развития в сторону "специализации", "индивидуализации", "разного". В арабских странах . создан!® такого, типа семьи, который продолжается и сейчас, способствует урбанизация. Дюркгейм показывает, что результатом двух процессов, расслоения семьи и индивидуализации общества, структура нуклеарной семьи стала господствующей в "общесемейной" социологической картине. Но поскольку в арабских странах
"' ( I
не проивовло полного перехода к современному т^пу; цивилизации, в них нуклеарная семья так и не стала господствующей.
' Другой ученый-социолог - Парсонс, известный своими работами по проблемам социологии семьи, развил и^дополнил'прение Э.Люркгейма о разукрупнении семьи. Он обратил внимание на процесс формирования семьи, обобщил и проанализировал различные новые показатели и факты. В результате своего исследования Парсонс пришел к выводу, что отстраниться ог социальной структуры общества невозможно;, продолжающиеся социальная дифференциация и специализация не ваканчиваютоя лидь чистят социальными обязанностями, но приводит к кошле-ксиыы изменениям как са.гой семьи, так и .ее ыеста и роли в обществе.
Экономическая самостоятельность семьи, ' естественно, сказалась в различных сферах семейной .кивни: на отношениях супругов, на росте культурного уровня и фактора удовлетворения условиями жизни. Факт, что супруга вносила свой вклад в бидаег семьи, стал сказываться и ка ее положении, женщина стала ощущать равенство с супругом, что практически реализовывалось-в их отношениях. '
Нуклеарная семья представляется в »той связи наиболее развитой ло сравнению с наиболее примитивной - родо-племенной (традоадаонной).'Однако развитие арабской семьи и арабского об- . дества очень неоднородно и зависит от разь'бобаазшх внутренних 'факторов, уровня образования и развития ротка труда, что порождает новые проблемы как на уровне данного мша сеыьи, так и на степени ее _ распространенности.
Во-втором параграфе, "Специфика современной арабской семьи на Ближнем Востоке (на примере Ирака),. рассматривается воздействие технического прогресса на рост доли иуклеарных семей на арабском Востоке па примере Ирака. 8а период с середины 40-х до 80-х гг. их количество возросло с 16 до-ббХ. Социалъ-но-экономические преобразования введи новые черты в структуру 'арабской семьи.-' ее функции, состав, родственные взаимоотноше-шш, привязанность к делу.
■ . Мудчины и женщины как члены семьи стали находить себе работу ' вне -дома в сфере экономики и общественной деятельности, как в государственном^так и в частном секторе, получая за сьс„ труд от работодателя фиксированную оплату. В результате
- и -
зтого глава семьи лишился традиционной привилегии распределителя обязанностей между членами семьи. С одной стороны, перестав быть главой семейного производства, он утратил и ответственность за материальное положение семьи, с другой - ограниченный доход «ленов семьи, работающие на производстве, на фоне рас тупя ьч потребностей и роста цен. способствовал тому, что мужчина в семье перестал быть единственным кормильцем и единсг »аелшм обладателем права распределения дохода. . .. . .
Социально-экономические преобразования явились причиной возникновения семей современного типа. Такая семья, как правило, состоит из отца,матери и нескольких детей. В основном эти семьи живут в небольших квартирах и почти полностью самостоятельны.- Тем не менее, отделившись от родственников, семья современного типа стала зависимой от государства и общества, сбеспечкваэдгх ей, точнее ее членам, право на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д.
Однако, существование семей подобного типа хотя и является кеогьеияемой часть» жизни арабского общества, с точки зре-иия сбцествйнного сознания эти семьи представляют собой eme нечто чуждое' традициям сеньи и брака. Иными словами, арабское общество продолжает жить в атмосфере противоречия, существующего ¡¿еглу реальным устройством обцества и консервативным общественным мнением. В связи с этим можно прийти к выводу, что в настоящее время арабская современная семья как общественный институт переживает серьезный кризис. Его причиной является тот факт, что появление и распространений семей современного ткпа происходило в идеологически враждебной ей атмосфере, когда общественное мнение иглор;фовало существование изменений в обществе. в особенности, изменение положения женщшш и ее роли в семье к обществе. Можно даже сказать, что если бы законы о гражданских состояниях настаивали по сей день на отношении к женщине как к зависимой, ни на что Не способной личности, то арабская жешдияа до сих пор имела бы право лишь на алименты и махр, функция которого в условиях современного брака стала весьма неопределенной.
Относительным решением вышеупомянутых проблем стало создание на опыте цивилизованных стран нового закона о граждански состояниях, гарантирующего права супругов (особенно яенци-
- 1L
licoJioMüWcKii cabo« средства He.
ни) , и защиту ceiioB. Современные сеыьи, став мостоятельяымн,- получили возможность трарить личные нужды, быт и образование детей. Усдаеще роли [ Культуры л образования в воспитании. детей, содействовало появлении поього поколения, обладающего нег-авиелнш'мьсцдекиеи. Эти про* цесси приобретают необратимый характер и пржодзт к утверждению нуяЕвацной сейм: в обществе и более равноправному подорви» женщины в семье.
Но несмотря нз то, что нукле-арпая семья является более прогре-селисй в сравнении с традиционной, j¡ ода n¿ ite-
рззре.шешшл противоречий. Действительно, ):ук?е?<щ?я с«и?.я ел г,-да те острую противоречия, которые не дзь-аш возможности нормальному развития традиционной семьи, кроне того, в семье нового . типа восторжествовали шахе -г^шистическке принципа, что особенно повлияло на морально« jj ако/,омическое полг&ение _«einn;iiíií, возрастание степени ее сьо^одо и с^юстоатедьности. На вместе с теи в секье нового тина обострились неглуорые ранее ьеиагестныо проблемы, • как, ¿¡anpünop, ра*сС;;енвос»ь, расстройство супружеских и родственных ежглл, разг.о-дов, сш№ние роияа?мости и т.д. Орав неааьиаг'ой от родственников п льюрихети CiapjiiM ьагод&л ^гць гвд кабалы, стешсьяоь ншюоелыз «ёукс:,^;.;'! о. о^'сстьа в ксиогсл
■ заработка и средств сдазувошая,- . Casas граагазшц "Авдеякем в жизий co^pvWt'iiiioA ejsvüc«ой семги cJseüyej c4j:í¿7í> роо^од, - га-кош ^ад^рлад йавоеккишай ц саяосхо.^ч^ы-.осап.
Далее ь , параграф представлял },oA^júr„jÁ cciuzv.z современной иракской ceajii. что подгЕвр^раетс? цроведевнаа ездидоги-ческш ацаадеси. Уошиы»шапс>;, «а о те^шг-ксч-ал v.porpocc сш'рал Саа>15>о роль м г.ръьра^нии i!p.'««KOft в семью сов-
ременного Tiwa. Каимадасг> чкфйа ар$дш»к»шоЙ
. с?мьи: ее состав, функция, ^едс^ляуе ¡.гаичосйю^шы, оущ>у-jtócime евдаи. дркйяеаниость к дег.у; иомениллл. а роль ссльн. Нрезде оаз. являлась только посредыихй! ийзду и.-!дн«щйл и оО-щестрои, ачъйкоД ьэсароиаec&cf ta ¡ыснцутси ьоспа-
таыйн н садиалябыии индивидов, г\с теперь в ей доба-
вилось еие а осуйествлеще сьлаи i¡;iv¡y аг/.м'фйоЛ и жеь'щшо» не тсльш дсш. но и на.'зроааводстве. Современные семьи, став
■ акадецачгош cajocrcá хельшии, получили возможность тратить
средства на дичн-е нугщы, быт, образование детей. В результате ослабления родственных связей отношения членов современных семей друг к другу стали более близкими.
Третий параграф посвящен социологическому исследованию современных сеней, прожпваших в различных районах Аммана. ■ Рассмотрение статистических дачных по иуклеарным семьям дает основание для констатации того факта, что в арабских странах существует тенденция преобразования устройства семьи от традиционного к яукяеариому.
Так, в исследовании кувейтского ученого Фахди Сакиба говорятся о том, что болывуэ часть кувейтских семей, среди опро-сешшх, )'ол!го отнести к группе нуклеарных семей - 59%, в то время как расширенные типы семей составляют не более 227..* Хотя, следует отметить, что зтот процесс особенно превалирует в городах и густо населенных районах. Оа связан с ростом промышленного производства, урбанизацией и политикой существующих ■ там правительственных режимов, особенно, в области демографического развитая.
Но, тем не менее, данные эмпирических исследований, проведенных по этой проблемы, показывают, что и в сельских, райо- -нах происходят изменения в сторону нуклеарнго устройства семыг. Так, данные исследований, проведенные касательно сельских районов Иордании, в частности, в районе Алан, расположенном недалеко от столицы Иордании -Аммана, свиде тельствуют, что большинство семей, задействованных в опросе, принадлежат к так называемым супружеским семьям, состоящим из супружеской пары и ее детей. Всего такие семьи составляют 62%.
На основании этих данных мсшга сделать вывод, что, иорданская семья претерпевает изменения от традиционного к нукле-арному ишу независимо от ее местонахождения. Но в отличие от города в деревнях зтот процесс более вамедлен в силу устойчивости традиций и обычаев.
Несомненно нуклеарные семьи на Востоке отличны от анало-
л Фахди Сакиб. Арабская кувейтская семья, устройство и статистика. //Социологические науки, Й 1-2, 1976.С.84 (ал.яз.).
гичных семей Запада, та« как имеют свою специфЦку£ Это , и большое количество детей, более тесная родственная! ¡связь, I невелико число работавших женщин и т.д.
Кроме-того, в результате, проведенного исследований бщк выявлено два важных аспекта. Первый из них связан ,с особенностью устройства нуклеарной семьи, ее специфическими чертами и характеристиками, которые позволяют отличить' нуклеарну» семью от . традиционных семей. Эти особенности, в частности, связаны с уровнем образования, с размером семьи, крепостью внутрисемейных отношений. Что касается второго аспекта,- то он .имеет отношение к межродствгшшм связям, а тазсхе отношениям между семьями данного вида, друзьями, соседями, коллегам? по работе. Анализ данного аспекта показывает, что нуклеарные ; семьи.не остаются изолированными в окружающем обществе. Напротив, отношения строятся на конструктивной основе и связывает, в первую очередь, данную семью с родителям: супругов и, во вторую очередь, с их братьями и сестрами. Тагскз'тесные отнсше-ния нуклеарной семьи устанавливаются с соседями и друзьями.-коллегами по работе, что содействует "социализации" данного-типа семьи. В доказательство вышесказанного в диссертации при-' водятся обширные социологические данные. • • • ;
'Что касается социально-экономических ■изменений,' происхо- . дивших а арабском общесие во ьторой_ половике ,ХХ века,' то в целом они оказали заметное и устойчивое влияние на социальную структуру вообще•и 'на базисные общественные институты в частности. Изменились' специфические черты традиционной арабской семьи и появились новые, более.прогрессивные, но и несущие с собой неизвестные ранее проблемы, к июлу которых относятся развод, полная зависимость семьи от социума, вынужденные поиски рабочего места, катастрофическое снижение-уровня рсвдаемос-ти и др.
В заключении диссертации подводится итог проведенного исследования, формулируются выводы по основным вопросам, отмечаются принципиальные изменения в орачно-семеных отношениях.
По теме диссертации опубликовано: 1. Желбайя Сами'р. Бр,"?р-семейные отношения арабов до возникновения ислама.- М'., 1995. - Юс. - Деп. в ЙНИСШ РАН 09.09.95. N 50741.
Саш;,, Шаукат Дауд Желбайл (Иордания) Арабская семья: традиция и современность (ha примере Ирака и Иордании)
Настоящее диссертационное посвящено анализу современной арабской семьи," выявлению ее специфики, проявляющейся в сочетаний в ней традиционных и современных черт.
Автор прослеживает тот исторический путь, который прошла арабская семья от ее простейших форм к нуклеарному типу семьи. В диссертации утверждается, что изменение структуры и типа арабской семьи иыдо непосредственно обусловлено социально-экономическими и духовными факторами; определяющим из них явился ислам. В связи с этим подробно анализируется влияние ислама на изменение структуры семьи.
Основным еыводом диссертационного исследования является утверждение о росте числа нуклеарных семей (на примере Ирака, и
Иордании) и об изменении статуса женщины в общрстЕе.
• '
Sarair Shawkat Daoud Shelbaleh (Jordan) Arabian Faaily: Tradition and The modern time (on the examples of Iraq and Jordan)
The thesis deals with the analysis of the contemporary Arabian family covering Its speslfIcatlon manifested in the Interrelation between traditional and modern characters.
The author covers"the historical way.by which the Arabian family has gone through fran its simple form to the nuclear form of families. The thesis conforms that the change in.the structure and type of the Arabian families was directly conditioned by the socio-economic and spiritual factors in which Islam played a decisive role.
With this" view a detailed analysis of the influence of Islan on the changes in the structure of the Arabian family Is given.
The author ccnes to the main conclusion that the number of nuclear families has increased (on the examples of Iraqi and Jordanian families) and the status and position of woman In society have changed.
л»_ ■Хцр. ZOO._Загг. 57S,
ïan. ¿/¿И» Ордхоккхвдзе, 3.