автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Основные тенденции развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании 1980-1990-х гг. (К проблеме традиций и новаторства в современном искусстве стран арабского Востока)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные тенденции развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании 1980-1990-х гг. (К проблеме традиций и новаторства в современном искусстве стран арабского Востока)"
чг>
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ УЗБЕКИСТАНА НАУЧНО-Р1ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи
АБУ КРАЕМ ХУСНИ
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИОРДАНИИ 1980-1990-х гг.
(К проблеме традиций и новаторства в современном искусстве стран арабского Востока),
Специальность - 17.00.04 Изобразительное и дскоратпвно-пршолдпое иску сета о
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ташкент - 1998
Диссертация выполнена в Научно-исследовательском институте искусствознания Академии художеств Узбекистана
Научный руководитель:
действительный член Академии художеств Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Хакимов A.A.
Официальные оппоненты:
v > почетный член Академии художеств Уз-
'' бекистана, доктор искусствоведения,
профессор Такташ Р.Х.
кандидат искусствоведения Кабилджанова Т. А.
Ведущее учреждешге -
Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада Академии художеств Узбекистана
Защита состоится " <э " ¿^^/¿^CJl- 1998 года в " /Г" часов на заседании Специализированного совета по защите докторских диссертаций Д.092.11.01 в Научно-исследовательском институте искусствознания Академии художеств Узбекистана.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания АХ Узбекистана (Ташкент, пл.Мустакпллик, 2)
Автореферат разослан " " ¡993 г
Ученый секретарь (Jfrfi] ^
Специализировашюго совета Cj &
кандидат искусствоведения Рахматуллаева Д.Н.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Современное изобразительное и декоративно-прикладное искусство Иордании - практически неисследованная отрасль искусствоведческой науки. Несмотря на то, что процесс культурного зозрождения в арабских странах - Египте, Сирии, Ираке, Ливане, Палестине лроисходивший в новейшее время, привлекал внимание многих исследователей, как отечественных так и зарубежных, творческие процессы в Иордании оставались вне поля зрения художественных критиков и искусствоведов.
Это обстоятельство можно объяснить рядом причин. Важнейшая из них заключается в том, что вплоть до середины XX зека Иордания бьша одним из самых отсталых в экономическом и культурном отношениях районов арабского мира. Относительно позднее включение Иордании в общеарабское движение возрождения эбусловило н некоторое отставание страны от культурных процессов, происходивших во всем остальном арабском мире. Вместе : тем следует подчеркнуть, что за неполные три десятилетия Иордания проделала путь от эпохи средневековья к современности, и те изменения, которые произошли в общественной и культурной жизни страны, требуют пристального изучения.
Сегодня проблема формирования национальных культур в развивающихся странах Азии и Африки приобретает особую эстроту, что связано с возрастающим влиянием Арабского Востока за мировой арене. Бывшая еще вчера полузависимой аграрной страной, Иордания стремится к интеграции в мировое сообщество. Этот процесс отразился и в развитии иорданского искусства, которое з короткий срок прошло динамичный путь от первых шагов ученичества до равноправного партнерства в художественной жизни 1рабских стран.
Отличительной чертой процесса культурогенеза в Иордании 5ыла его первоначальная ориентация на опыт развития западноевропейского искусства. Однако некоторое время спустя в :тране вырабатывается собственный взгляд на ход культурных и художественных процессов, ориентированный на традиционные
каноны искусства и ремесел. Включенные в новые структурные связи, классические темы и мотивы искусства арабского Востока придают молодому иорданского искусству черты неповторимой самобытности. В настоящее время модернистские европейские тенденции сочетаются в искусстве Иордании с классическими традициями арабо-мусульманской культуры, но все же именно в освоении художественного наследия арабской культуры молодые иорданские художники видят один из основных путей развития творчества.
Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью в построении интерпретационной картины развития современного иорданского искусства. Тема, рассматриваемая в диссертации, дополняет и расширяет представления об обшей проблеме возрождения культуры арабского мира, на фактическом материале объясняет те тенденции, которые происходят в культурной жизни иорданского общества на современном этапе. Материалы исследования позволяют выявить и объяснить художественные процессы и тенденции современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании, не получившие отражения в научной искусствоведческой литературе.
Степень исследованности проблемы. При разработке темы диссертации мы использовали материалы, посвященные искусству новейшего времени сопредельных арабских государств, поскольку в развитии стран арабского мира всегда существовали и продолжают существовать исторически обусловленная общность, сходство, основанное на этническом, культурном родстве, единых исторических корнях.
К числу наиболее значительных научных работ, посвященных искусству арабских стран, относятся статьи и монографии Б.В.Веймарпа, Т.П.Каптеревой, А.А.Богданова.
В 1980-е годы появляется целый ряд исследований, посвященных новейшему изобразительному и декоративно-прикладному искусству стран арабского мира, авторами которых являются представители арабских стран, получившие образование в Московских высших учебных заведениях. К их числу относятся
сирийцы Зухер Аль-Телль, Госани Ратеб, Хеззи Файруз Тофик, иракцы Рахим Мохаммед Садик, Альхатиб Нафа Джафар, ливанцы Авайда Милед Бутрос, палестинец Разва, Шафик Моттлак и другие.
Особый интерес для нас представляют источники на арабском языке, работы иорданских критиков искусства. Критика в Иордании зарождается в 1970-х годах и развивается параллельно с общим ходом развития искусства.
Издаваемая в стране искусствоведческая литература - в основном газетные статьи, буклеты, каталоги, альбомы - сводилась к обзорам выставок, биографиям художников, прилагаемым спискам выставок, в которых они принимали участие.
Лишь в 90-х годах стали появляться первые монографические издания, тяготеющие к определенным выводам и заключениям или построенные по принципу альбомов. В рассмотрении конкретных вопросов, связанных с развитием изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании, диссертант использовал работы Виждан Али, Мухаммеда Абу Зрейка, Хуссейна Даасэ, Ахмеда Диба, Махмуда Иса Мусы и др.
Цель исследования - провести комплексный анализ основных тенденций в развитии изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании, выявить специфику национальных черт искусства Иордании, основанного на сочетании традиций отечественного искусства и зарубежного художественного опыта, охарактеризовать концепцию общеарабской культурной эволюции и соотнести ее с процессами, происходящими в современном иорданском обществе. Задачи исследования:
- осмыслить процесс зарождения и развития современного искусства Иордании, проанализировать основные проблемы, стоящие перед молодым иорданским искусством;
- рассмотреть становление понятия изобразительности в творческой практике, традиционно ориентированной на неизобразительные каноны;
- проследить роль европейского влияния, восприятие поливариантных форм и достижений европейского творчества;
- выявить соотношение между реалистическим и
формалистическими направлениями в живописи и определить основные модернистские направления, проявившие себя в изобразительном искусстве;
- охарактеризовать основные тенденции в развитии декоративно-прикладного искусства Иордании;
- проанализировать творчество ведущих мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- определить роль традиций и инноваций в развитии современного искусства Иордании.
Научная новизна. В результате исследования введен в научный аппарат оборот большой, практически неизученный и малоизвестный фактологический материал. В источниках на арабском языке - в основном это газетные публикации и единичные монографии - тема становления и развития современного иорданского искусства во всем многообразии проявлений практически не рассматривалась. В отличие от предшествующих исследований, посвященных искусству других арабских стран, в диссертации отстаивается тезис о правомерности сосуществования реалистического и формалистических направлений в искусстве, необходимого в период становления и поиска средств и форм художественного выражения.
Практическая ценность диссертации заключена в ориентации художников и исследователей в сложных процессах современного художественного развития Иордании и шире - арабского искусства. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейших исследованиях в изучении современной культуры арабского мира, составлении учебных программ и специальных курсов для студентов и учащихся художественных институтов, колледжей и лицеев.
Апробация и публикации. Диссертация обсуждена и одобрена на совместном заседании отделов изобразительного и декоративно-прикладного искусства НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана, на научных семинарах в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада и Ташкентском Государственном Педагогическом институте имени Низами. Основные положения диссертации нашли отражение в 3 научных
публикациях и в выступлении на международной конференции «Искусство Центральной Азии: особенности исторического развития», прошедшей в НИИ искусствознания Академии Художеств Узбекистана в 1997 году.
Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна и практическое значение темы, определяются цели и задачи исследования.
В первой главе «Истоки и процесс становления станковых форм иорданского изобразительного искусства» исследуется генезис формирования искусства страны новейшего времени.
Изобразительное искусство Иордании станковых форм зарождалось в 1940-50-х годах, т.е. несколько позже, чем в соседних странах арабского мира. Преимущественно аграрный уклад экономики, слабое развитие городов, зависимость Иордании от Османской Турции (лишь после II мировой войны, в 1946 г., Иордания добилась независимости, к власти в стране пришло национальное правительство), не способствовали культурному развитию страны.
Учитывая крайне низкий исходный уровень развития страны само возникновение совершенно новой для арабского мусульманского искусства формы творчества можно рассматривать как культурный и художественный феномен. И связан он с теми глобальными изменениями политического, социально-экономического характера, которые захлестнули арабский мир в XX веке.
В Иордании, как и в других мусульманских государствах, до XX века изобразительное искусство станковых форм не развивалось, поскольку здесь были сильны иконоборческие традиции и
соответствующие предпосылки религиозного толка. Вместе с тем традиции изобразительности не прерывались в искусстве арабского мира. В качестве примера можно привести фрески средневекового замка Каср Амра (8 в.), искусство арабского лубка - народных картинок. Однако появление в Иордании в XX веке новых форм изобразительного искусства было связано с воздействием европейской культурной традиции. Почва для возникновения изобразительного искусства была подготовлена всем ходом исторического развития и состоянием иорданского общества в рассматриваемый период - оно оказалось готовым в восприятию инокультурных, европейских влияний. Тяга к «европейскому», «современному» быту, образу жизни проявилась в возникновении совершенно новых для арабского Востока станковых форм живописи, которые отличались и по-европейски трактованной изобразительностью.
Первыми художниками - проводниками европейской живописи классицистического и реалистического направлений стали приезжие мастера из Турции, Ливана, России, Палестины. Большинство из приехавших художников имели европейское образование.
Одним из первых собственно иорданских художников, получившим академическое образование за рубежом (Египет, Англия), считается Джамал Бадран.
Организационная сторона художественного процесса была насыщена различными событиями. Большое внимание уделяется подготовке и обучению за рубежом собственных кадров живописцев и графиков. Значительным явлением в культурной жизни страны стало появление в начале 1950-60-х гг. художественных объединений и группировок («Надуат Ал-Фанн», «Рабитат риаят Ал-Фунун Вал Адаб», «Надуат Ал-Раем Вал Нахт»).
Реалистический, конкретно-аласгический способ изображения становится доминирующим в иорданском искусстве. Ведущими жанрами является пейзаж и портрет. Начиная с 1960-х годов, в творчестве некоторых художников Иордании обозначилась также социальная направленность, которая подчас скрывалась за символическими аллегориями.
В целом, к началу 1980-х годов в Иордании сложилась благоприятная обстановка для последующего развития изобразительного искусства.
Во второй главе «Процесс формирования основных тенденции и стилевых особенностей живописи Иордании 1980-1990-х годов»
раскрываются основные положения, связанные с характеристикой изобразительного искусства Иордании новейшего периода.
Если до 1970-х годов включительно в творчестве художников Иордании преобладало реалистическое направление, то начиная с 1980-х годов все активнее проявляет себя модернистская тенденция, зародившаяся еще в 1960-х годах. Проводниками модернизма в иорданском изобразительном искусстве были молодые художники, получившие образование преимущественно за границей, в странах Западной Европы, они придерживались несходных, а нередко и прямо противоположных художественных позиций. Их взгляды положили начало борьбе течений и школ, особенно обострившейся в 1980-1990-е годы.
В это же время во весь рост встает проблема использования местных художественных традиций. Часть иорданских мастеров начинает в той или иной степени осваивать и творчески применят ь достижения искусства различных исторических эпох - от архаики до арабского средневековья. Изучение национального наследия постепенно формируется в особое идейно-эстетическое явление, сыгравшее важную роль в борьбе за утверждение самобытности современного иорданского искусства.
Процесс развития искусства Иордании не был простым и однозначным, он испытал весьма ощутимые сложности и противоречия, которые отразились на всех его этапах. Соотношение реалистической живописи и работ модернистского направления, с постепенным лреобладанием работ ассоциативно-абстрактного характера, обращение к проблемам современности и культурному наследию иорданского народа, традициям арабо-мусульманской эстетики - таковы характерные черты процесса развития иорданского искусства сегодня.
В первом разделе «Дальнейшее развитие реалистического направления в живописи» рассматривается творчество художниковреалистов Муханна Ал-Дурра, Азиза Аммура, Сабахат Ал-Рашдан, Аммара Хаммаша и др. Подчеркивается постепенное усиление декоративных тенденций в творчестве художников-реалистов.
Современных иорданских художников объединяет стремление к экспериментам и обновлению, быстрое освоение нового материала, реалистическое искусство, сыграв роль школы для иорданских мастеров первого поколения, в дальнейшем уступает место модернистским направлениям, прежде всего абстракционизму, символизму, экспрессионизму, в которых главный акцент делается на абстрактное восприятие формы, близкое мусульманской культуре.
Во втором разделе «Примитивизм в иорданской живописи» исследуются причины обращения иорданских мастеров к этому направлению, бывшему одним из центральных в художественной практике современного и иорданского искусства. Широкому распространению примитивизма способствовало с одной стороны, влияние западноевропейского искусства примитива, с другой -творчество многочисленных художников-самоучек и отсутствие хорошей профессиональной школы, способной дать начинающим мастерам глубокие знания. Рассматривается творчество ведущих художников этого направления - принца Наиф Бека Абдуллы, Умара Бсула, Рихам Гасиб, Дяны Шашуункии, Мухаммеда Кайтуки и др. В данном разделе уделено специальное внимание творчеству выдающейся художницы Иордании Фахр Эль Нисы Зейд и учениц ее школы.
В третьем разделе «Возникновение и развитие модернистских тенденций» характеризуется процесс и причины интенсивного распространения таких направлений как абстракционизм, символизм, сюрреализм, поп-арт и др.
Причины отхода от позиций реализма в иорданском изобразительном искусстве были обусловлены как отсутствием собственных устойчивых реалистических традиции, так и самим характером многовекового арабо-мусульманского искусства, для
которого были присущи абстрактные, идеальные формы и метафоризм художественного мышления. Анализируется творчество художников Исхака Нахле, Джалала Урайката, Джамала Аашура, Хусейна Даасэ, Халида Крейса, Ахмеда Наваша и др.
В четвертом разделе «Обращение иорданских художников к наследию арабо-мусульманской культуры» предметом изучения является усилившийся в последние годы процесс обращения художников к собственному культурному наследию, важность которого для молодого поколения мастеров неоспорима. Особое значение приобретает искусство каллиграфии, ставшее основой для возникновения нового направления в современном искусстве -каллиграфического абстракционизма. Ведущим художником этого направления является Рафик Ал-Лаххаш.
Характерной чертой национальной живописи становится колорит - как реалистические пейзажи, так и абстрактные композиции иорданские художники выполняют в традиционной «песочной», желто-коричневой гамме, выявляя подсознательную избирательность цвета, сформированную вмещающим ландшафтом.
Следует подчеркнуть также такую черту иорданской живописи, как асоциальность, бесконфликтность, что роднит ее и искусством Ливана, в искусстве других арабских стран - Сирии, Палестине, Ираке отчетливо выражена социальная направленность. Даже обращаясь к такой актуальной теме, как Интифада, художники прибегают к стилизованным и полу фигуративным решениям, в которых трудно уловить патриотическое звучание.
В пятом разделе «Графика и скульптура» исследуется процесс становления и развития этих новых видов изобразительного искусства Иордании. В них прослеживаются те же тенденции, которые характерны и для развития живописи, однако в связи с более поздним появлением графики и скульптуры, в них более ярко выражены модернистские тенденции.
В целом творчество иорданских художников свидетельствуют о том, что изобразительное искусство страны прошло значительный этап своего развития, характеризующийся определенными достижениями. Статистика утверждает, что за одну неделю в Аммане
в наши дни проходит столько же выставок, сколько в 1970-е годы проходило за год. В то же время осознание собственных недостатков, стремление к постоянному росту являются залогом дальнейшего успешного развития иорданского изобразительного искусства.
Третья глава «Новые тенденции в развитии современного декоративно-прикладного искусства» посвящена анализу состояния основных видов традиционных художественных ремесел и творчества мастеров нетрадиционного декоративного искусства.
В художественной культуре арабских стран декоративно-прикладному искусству принадлежит исключительно важное место. В Иордании, как и в других странах арабского Востока, на протяжении многих веков развивались различные виды ремесел -керамическое производство, ткачество, изготовление предметов домашней обстановки, металлической утвари.
В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом.
Принимая во внимание отсутствие теоретических работ, посвященных современному состоянию и тенденциям развития декоративно-прикладного искусства Иордании, в диссертации делается попытка раскрыть основные пути его развития, выявить значение народных традиций на современном этапе.
В первом разделе «Традиции и новации в современной керамике. Появление декоративной пластики» исследуется процесс развития одного из наиболее развитых видов декоративно-прикладного искусства Иордании. Современные керамические изделия можно условно разделить на две группы. Одну группу можно рассматривать как вариацию на тему традиционного понимания формы, объема, ритма, декора и других составляющих. В этом направлении работают как потомственные ремесленники, так и профессиональные художники Махмуд Садик, Даад Ал-Мефлех, Наджуа Иннаб и др. Другую группу совершенно новую по своей структуре, нацеленную на экспериментальный поиск - отличает пространственность, скульптурность, живописность (произве-дения Маргрет Тадрус, Хазима Ал-Зейбии и др.).
Ведущим иорданским керамистом является Махмуд Taxa. В связи с этим его творчество рассматривается в диссертации наиболее обстоятельно.
Внутренняя выразительность форм, лаконичные декоративные элементы, строгий колорит, зачастую просто естественный цвет глины - такова характеристика работ многих иорданских мастеров, занимающихся керамикой.
Особую отрасль декоративного искусства Иордании составляет декоративная пластика новый, нетрадиционный для страны вид искусства, возникший под влиянием европейского искусства. Наиболее яркими представителями этого вида являются Муна Ал Саудии, Курам Ал-Нишрии, Самер Табаа, Мухаммед Иса и др.
Краткий обзор произведений декоративной пластики Иордании дает возможность выявить ее основные черты -декоративность, энергию ритма, лапидарность объемов и форм, нацеленность современной декоративной скульптуры на пластический эксперимент. Значительное место в творчестве мастеров пластики занимают произведения, рассчитанные на украшение интерьеров.
Во втором разделе «Современный художественный текстиль» исследуется широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства Иордании - ткачество. В основном это изделия ремесленных мастерских, выполненные в традициях народного искусства и работы профессиональных художников, отличающиеся новым пониманием эстетических задач ткачества.
В Иордании сохраняются традиционные формы ковроткачества, проявляющиеся в приверженности строго определенным композиционным принципам и характеру орнаментики. В последние годы молодые мастера с большим увлечением стали работать над созданием и новых по характеру тканных изделий, способных органично войти в ансамбль современного интерьера.
Их произведения демонстрируют неплохое владение техникой гобелена, новое понимание роли материала, осмысление
декоративной формы, что придает изделиям ярко выраженное современное звучание. Вместе с тем характерный колорит работ, используемые орнаментальные элементы, знаки-символы или сюжеты, связанные с реалиями жизни арабов, делают их «узнаваемыми», присущими именно иорданскому - шире - арабскому современному искусству.
В Заключении обобщаются выводы, сделанные в основных главах диссертации.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Иордании молодо, однако развитие его шло очень интенсивно, это дает основание подвести некоторые предварительные итоги пройденного пути, определить общие и специфические черты художественной культуры иорданского общества в контексте проблемы традиций и новаторства.
Рассматривая проблему соотношения традиций и новаторства нельзя не заметить, что инновационные элементы сыграли доминирующую роль в становлении новейшего иорданского искусства, оказавшегося к середине XX века оторванным от собственных культурных и художественных корней. Однако, несмотря на определенный временной перерыв, произошедший в трансляции традиций, обращение к ним все же следует вновь. Оно было продиктовано как возрождением национального самосознания общества, так и ростом интеллектуального потенциала иорданских художников, обратившихся к культурному и художественному наследию арабского народа. Подчеркнутая ориентация на традицию формирует сегодня определяющие черты национальной школы иорданской живописи.
Своеобразным переходным мостом между модернистскими тенденциями и собственными культурными традициями стал в иорданской живописи абстракционизм, являвшийся для иорданских художников новаторским по форме, но по содержанию отвечавший исторически устоявшимся приемам художественного мышления.
В прикладных видах искусства наблюдается иная картина -здесь именно традиции сыграли определяющую роль в формировании современного облика декоративного искусства, в то
время как инновационные элементы проявились позднее в творчестве профессиональных художников.
Сложившаяся картина эволюции традиционных и новаторских черт в иорданском искусстве находит свои параллели в других странах. В частности, много общих черт прослеживается в формировании и развитии новых станковых форм искусства Иордании и Узбекистана, наследие которых связано с традициями мусульманской культуры.
Искусство Иордании проходит в своем развитии один из наиболее интересных и насыщенных художественными явлениями этапов. Оно стремится как бы обрести себя, освоить наследие и богатейшие традиции многих веков и, наконец, избавиться от многих слабых сторон. В то же время в искусстве Иордании сильно ощущается тенденция к сближению с мировой культурой, к отражению воззрений, проблем и тревог сегодняшней эпохи при сохранении национального характера художественного видения мира.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи :
1. О параллелях в формировании и развитии станкового изобразительного искусства в Иордании и Узбекистане. Тезисы Международной конференции «Искусство Центральной Азии. Особенности исторического развития.» - Ташкент. 1997.
3 . Общее и особенное в формировании и развитии станкового изобразительного искусства в Иордании и Узбекистане. Ж. «Общественные науки в Узбекистане», № 12. 1997 .
2. Панорама развития изобразительного и прикладного искусства Иордании в XX веке. (К проблеме традиций и новаторства в современном искусстве стран Арабского Востока). В сборнике статей молодых ученых НИИ искусствознания «Санъатшунос». Ташкент. 1998.
Диссертациянинг ^ис^ача баёни
Тад^ик,от XX аср араб (ва умуман мусулмон) дунёси маданиятининг ^айта тикланишига дойр тасаввурни янада тулдириш ва кенгайтириш мак,садида бажарилган булиб, унда 1980-1990 йилларда Иордания тасвирий ва амалий безак санъатининг ривожланишидаги анъаналар ва новаторлик муаммоси куриб чи^илади.
Диссертациянинг кириш к;исмида мавзунинг долзарблиги ва янгилиги, унинг назарий ва амалий ахамияти белгиланади. Тад^ик;отнинг ма^сад ва вазифалари ани^ланади.
«Иордания тасвирий санъатидаги дастгохлик шаклларининг илдизлари ва шаклланиш жараёни" мавзуидаги биринчи бобда энг сунги даврда мазкур санъатнинг шаклланиш генезиси тад^и^ этилади. Дастгохлик шаклларидаги тасвирий санъат 1940-1950 - йилларда мамлакатга Туркия, Ливан, Фаластин, Россиядан рангтасвирчиларнинг келиши муносабати билан пайдо булганлиги алохида таъкидланади. Иордания тасвирий санъатининг Рарбий Европадаги бадиий тажрибани мулжаллаб равна^ топиши бу даврдаги узига хос бир хусусият булганлиги кузатиб чи^илади ва хулосалар келтирилади.
«1980 - 1990 - йилларда Иорданиядаги рангтасвирнинг асосий анъаналари ва услубий хусусиятлари шаклланиши жараёни» деб номланган иккинчи бобда курсатилган даврдаги Иордания тасвирий санъатининг тавсифномаси билан богли^ асосий ^оидалар очиб берилади. Реалистик ва модернистик йуналишлар нисбати назардан утказилади, бу даврда авж олган рассомларнинг араб ва мусулмон эстетикаси анъаналарига мурожат этиши тенденцияси тад^и^ ^илинади. Мамлакатдаги отакчи усталар ижоди тахлил этилади.
«Хозирги амалий безак санъати ривожланишидаги янги тенденциялар» мавзуидаги учинчи боб анъанавий бадиий хунармандчиликнинг асосий турлари ва ноанъанавий амалий санъат усталари ижодининг ахволи тахлилига баришланган. 1970-йиллардан бошлаб Иорданиянинг амалий санъатидаги бадиий тилнинг янгиланиш жараёни кузатилаётганлиги, безакка оид вазифаларни хал этишга нисбатан янгича ёндошувлар ва янги технологиялар вужудга келаётганлиги ^айд ^илинади.
Диссертациянинг хулоса цисмида тад^и^от юзасидан якунлар ясалиб асосий бобларда амалга оширилган тахлиллар натижалари умумлаштирилади.
Иордания тасвирий санъатининг шаклланиши даврида Рарбий Европа тажрибаси анча устун роль уйнайди. 1980-1990 -йилларда
aHtaHara HMc6aTaH a/ioxn,qa MyHa/iMUJ 6e/irH/iauJHM klopflaHHHHHHr TacBupkifi Ba aMa/iufi 6e3aK caHtaTM mm/i/imm MaKTaÔMHMHr 6e/irn/ioBHM xycycHflT/iapMHM LUaK/l/iaHTMpAM.
Summary
The problem of traditions and Innovation In the development of Jordan tine and applied arts in 1980-90, that adds the nation of general picture of the revival of culture in the Arabic-Muslim world of the XX th century is considered in the dissertation.
The urgency and novelty of research, its theoretical and practical significance are defined in Introduction as well as the tasks and goals of the dissertation are revealed.
In Chapter I «Tile sources and process of formation of easel forms of Jordan line arts» is investigated the genesis of formation of arts in the Gantry of the new period. The fine arts of easel forms was arising in 1940-50 in connection of visits of painters from Turkeys Liebanon, Palestine, Russia.
Direction of attention towards the West European art experience is the distinctive feature of that period.
In Chapter I «The process of formation of the basic tendencies and style peculiarities of Jordan painting in 1980-90 are discovered the main positions connected with characteristic of Jordan fine arts of the mentioned period. The realistic and modernist directions, the tendency of that period of painters appealing to the traditions of Arabic-Muslim aesthetics are the main Issues of the Chapter. The creative activity of the country leading masters is being analysed here.
Chapter III «New tendencies in the development of modern arts and crafts» is dedicated to the analysis of the basic types of traditional arts professions and creative activity of masters of non-traditional arts.
It is stressed that from the beginning of the 1970s this century the