автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Исаева, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля"

На правах рукописи

□□3486814

Исаева Татьяна Ивановна

АРХАИЧНЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ ТЕКСТИЛЯ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

~ 3 ДЕК 2009

Санкт-Петербург 2009 г.

003486814

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Жукова Любовь Тимофеевна

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Труевцев Алексей Викторович

кандидат технических наук Петрова Светлана Георгиевна

Ведущая организация: Российский этнографический музей,

Санкт-Петербург

Защита диссертации состоится 17 декабря 2009 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д212.236.04 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, дом 18, в Инновационном центре.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПГУТД. Автореферат разослан 15 ноября 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы

В настоящее время создание объектов дизайна непосредственно связано как с применением прогрессивных промышленных технологий, так и с непрерывным развитием творческого процесса в различных сферах художественной деятельности отдельных художников и дизайнеров, а так же многочисленных студий и бюро. Выделение, изучение и систематизация этнической линии в процессе создания продукта дизайна позволит выявить стилистическую точность, самобытность и выразительность отечественного дизайна, что, в свою очередь, будет способствовать расширению номенклатуры изделий, повышению их качества и конкурентоспособности.

В данной работе особое внимание уделено изучению предметов прикладного искусства народов России и ближнего зарубежья, в частности это традиционный текстиль, аксессуары, предметы одежды и интерьера. Исследование призвано выявить художественный потенциал, заложенный в отечественной культурной традиции и определить оптимальные пути его заимствования.

Этническое прикладное искусство и дизайн - одно из популярных направлений современного дизайна. Этим термином обозначают многообразный ряд различных, иногда очень несхожих явлений в отдельных сферах художественной деятельности. Одним из проявлений этнического дизайна является, так называемый, «Русский стиль» или «А ля рус». К настоящему моменту в рамках этого направления преобладают сомнительные по стилю и качеству предложения, что, кроме прочего, имеет причиной недостаток знаний отечественного прикладного искусства. Предприятия и компании, развивающие «Русский стиль» предлагают, кроме росписи по дереву, предметы одежды, составляющие «псевдорусский» костюм или стилизации низкого качества. В связи с этим необходимо изучение отечественного прикладного искусства и отдельных артефактов с точки зрения технологии их изготовления, возможности реконструкции, а также адаптации к современным условиям и задачам.

Зачастую как «этнический дизайн» определяют решение комплексных дизайнерских задач, несущих признаки того или иного национального стиля. Комплексной задачей может быть решение пространственной среды - интерьера, ландшафта, архитектуры, а также коллекции одежды. Задача, решаемая в ключе этнического дизайна, может быть и более локальной, размещенной «внутри» большого формата: набор посуды, ювелирный гарнитур, комплект интерьерного текстиля или костюм.

В изобилии проявлений этнического дизайна существуют его различные трактовки, то есть способы введения этнического в современность. Это, как правило, заимствование общих форм, силуэтов, цветовой гаммы, призванных производить впечатление этничности. Противоположным подходом можно назвать вычленение определенных изображений-знаков или форм, свойственных этническому искусству, их исследование и введение в современный дизайнерский проект. Однако в современный дизайн могут быть введены не только внешние признаки этнического, но и технологии выполнения.

В последнее время сформировался целый ряд научно-технических и эстетических проблем, связанных со значительным ростом предложения продуктов дизайна различных направлений. В большой степени это обусловлено высокой конкуренцией и отсутствием границ для расширения иностранных компаний, которые специализируются на рынке в течение длительного времени. В связи с этим предъявляются более высокие требования к отечественному дизайну, его стилистике, качеству производства, совершенству технологий и их экологично-сти. Современное состояние национального искусства и этнического дизайна доказывает, что необходим научный подход к обозначенной проблеме.

Подробное и детальное изучение редких и отчасти утраченных текстильных технологий, проведенное в данном исследовании, позволяет взглянуть с новых позиций на отечественный исторический и этнографический текстиль, более качественно систематизировать знания в этой области. Систематизация накопленных знаний и изучение архаичных и традиционных текстильных технологий, в свою очередь, создает предпосылки для развития отечественного этнического дизайна на новом уровне.

Исследование предметов этнического искусства проводилось одновременно по различным параметрам, включало исследование материала, технологии, конструкции и эстетических особенностей объекта. В ходе исследования было проведено множество опытов, убедительно доказывающих факт выполнения того или иного из изученных предметов прикладного искусства в определенной технологии во взаимосвязи со способом моделирования. Это позволяло создать системную модель артефакта, выявить закономерности взаимосвязи технологии и конструкции, технологии и эргономики, технологии и эстетики объекта исследования. Разработанные методики экспериментов могут быть применены в ходе исследования археологического, исторического и этнографического текстиля вне зависимости от его конечных целей и задач.

Необходимым и важным аспектом современного дизайна является эргономика. В данном исследовании с точки зрения эргономики было изучено архаичное и традиционное текстильное оборудование, что позволило осуществить научный подход к проблеме и выявить закономерности развития или, наоборот «затухания» традиционных текстильных технологий.

Цели и задачи исследований

Целью работы является восполнение утраченных фрагментов развития отечественных архаичных и традиционных текстильных технологий, формирование наиболее полной картины национального прикладного искусства с точки зрения технологий. Изучение возможностей и закономерностей использования технологий этнического искусства в современном дизайне текстиля.

Основными задачами исследования являются:

1. Выявление и изучение артефактов этнического искусства, имеющих неточное определение технологии выполнения. Воспроизведение отдельных предметов традиционного искусства или фрагментов фактур и структур их составляющих.

2. Разработка метода исследования объекта этнического прикладного искусства с точки зрения технологии, применимого для различных целей и задач.

3. Исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных текстильных технологий по различным параметрам, таким как цвет, ритм, фактура и структура. Исследование вариабельности моделирования форм на основе особенностей технологий.

4. Исследование возможностей создания объектов и проектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных текстильных технологий. Изучение возможностей реализации проектов в данном направлении.

Методы исследования

В работе использовались теоретические и практические методы исследования архаичного и традиционного текстиля и оборудования. В основу исследования положены труды отечественных и зарубежных исследователей прикладного искусства, этнографов, этнологов и культурологов.

В работе использовались следующие методы исследования:

- предметно-аналитический метод изучения литературных источников и музейных экспонатов;

- органолептический метод для исследования структур и фактур артефактов;

- метод экспериментального воспроизведения структур, артефактов этнического искусства или их фрагментов.

На основе полученных результатов создавались реконструкции объектов исследования, устанавливалось их соответствие оригиналу, определялась технология выполнения. В ходе дальнейших исследований изучались возможности моделирования каждой технологии по различным параметрам.

Полученные результаты применялись для создания объектов актуального дизайна: коллекций украшений, аксессуаров, одежды, интерьерного текстиля. Дизайнерские разработки демонстрировались на выставках, конкурсах, конференциях, в том числе международных.

Научная новизна работы

1. Определены и уточнены технологии выполнения отдельных предметов прикладного искусства.

2. Разработана теоретическая и методологическая основа для дальнейшей систематизации архаичных и традиционных текстильных технологий в рамках различных этнических культур и эпох.

3. Изучен принцип традиционного моделирования форм на основе технологии выполнения объекта и эргономики.

4. Введены новые технологии в спектр возможностей этнического дизайна текстиля.

Практическая значимость работы

1. Предложенная методика определения традиционных текстильных технологий позволяет уточнять сведения об экспонатах и ввести новые сведения в каталоги музеев.

2. Систематизация и структурирование сведений об архаичных и традиционных текстильных технологиях позволит повысить уровень разработок проектов отечественных художников-прикладников и дизайнеров текстиля.

3. Предложенная методика определения текстильных технологий может быть использована для реставрации и реконструкции музейных экспонатов.

4. Практические разработки были применены для создания современных объектов этнического дизайна, коллекций аксессуаров, костюмов, текстиля для интерьера.

5. Полученные в результате теоретические сведения и практические разработки могут стать основой для корректировки программ для ВУЗов различных направлений и для создания новых уникальных обучающих программ.

Апробация работы

Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на 5-й и 6-й международных научных конференциях «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (Санкт-Петербург, 2002, 2003), на 6 конгрессе этнологов и антропологов России (Санкт-Петербург, 2005), на 13-й и 14-й Международных научно-практических конференциях студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии СТТ - 2007» (Томск, 2007, 2008), на 1-й и 2-й Международной научно-практической конференции вузов России «Развитие современного искусства. Наука и образование в области ювелирной промышленности» (Санкт-Петербург, 2008), XV International scientific conference materials «Modern texnique and technologies» (Tomsk, 2009).

Текстильная инсталляция из природных материалов, выполненная в традиционной технологии ткачества на берде введена в экспозицию Российского Этнографического музея в раздел «Народы Северо-запада России и Прибалтики 18-20 вв».

Проекты по теме диссертации представлялись на 4-й Петербургской биеннале дизайна «Модулор 2003» (Параллельные выставки. «Этнодизайн», СПб, Российский этнографический музей, 2003); а также на 5-й Петербургской биеннале дизайна «Модулор 2005» (Большой выставочный зал «Манеж», СПб, 2005). Комплект мужских и женских ювелирных украшений из войлока «Моя прелесть» участвовал в 12-м Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирных украшений «Образ и форма» и занял 2 место в номинации «Макет».

Объекты этнического дизайна текстиля, выполненные в технологиях ткачество и войлоковаляние были представлены на выставке в рамках «Культурной миссии Санкт-Петербурга в Пекине» (Пекин, 2009).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 75 наименований, 2 приложений. Текст работы изложен на 146 страницах, содержит 28 рисунков, 2 таблицы.

Достоверность результатов подтверждается научным обоснованием положений, выносимых на защиту, а также многократной апробацией результатов работы. Достоверность результатов подтверждается как теоретически - публи-

кациями и докладами, так и практически - участием в выставках, биеннале и конкурсах, в том числе международных. По итогам участия в дефиле одежды и аксессуаров, а также выставочной деятельности автор был принят в Союз дизайнеров России.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование актуальности темы диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, отражается научная новизна и практическая значимость работы. Разъясняются термины в контексте содержания работы и определяются границы исследования. Приводится краткое изложение структуры диссертации.

Первая глава посвящена обзору и анализу современного состояния изучения поставленной в теме диссертации проблемы и обзору литературных источников. Проанализированы отечественные и зарубежные литературные источники, описывающие предметы этнического искусства народов мира, выполненные в традиционных текстильных технологиях. Изучена отечественная и зарубежная литература, содержащая иллюстративный и аналитический материал по археологии и этнографии текстиля и костюма различных этнических групп. Наиболее полно рассматривается отечественная литература, посвященная изучению восточнославянского и русского традиционного текстиля и костюма.

Представлены сведения о текстильных материалах, их свойства, основные технологии обработки и использования. Приведены сведения о древнейших материалах как животного, так и растительного происхождения, которые не применяются в настоящее время или применяются крайне ограничено. Из материалов животного происхождения к таким относятся рыбья кожа, коровья шерсть и конский волос. Из растительных материалов крайне редко используются крапива, лыко, рогоз, корни растений. Рассматриваются текстильные материалы, происходящие из разных географических зон и, соответственно, бытовавшие у разных культур.

Описаны традиционные способы обработки текстильных материалов растительного и животного происхождения. Рассмотрены традиционные технологии применения редких растительных материалов различного происхождения, таких как лыко, рогоз, корни растений и т.п., применяемых непрядеными. Непряденой применяют также шерсть в процессе получения войлоков. Приведены сведения о наиболее распространенных у восточных славян материалах этнического текстиля, таких как овечья шерсть и лен. Рассмотрены традиционные способы обработки этих материалов и процесс получения из них нити, то есть прядение. Рассмотрена технология процесса прядения в ее ретроспективе и применительно к различным материалам.

Изучены отечественные и зарубежные литературные источники, описывающие наиболее архаичные текстильные технологии и имеющие иллюстративный материал. К таким относится войлоковаляние и древнейшие виды плетений. Проанализирована литература, описывающая приемы изготовления войлока и его декорирования в различных этнических традициях.

Рассмотрены сведения по истории и технологии выполнения архаичных видов плетений, таких как плетение иглой и спрэиг. Эти способы создания текстиля мало изучены отечественной наукой, их определение проблематично в литературных источниках и, соответственно, в коллекциях музеев. Описаны традиционные виды и формы изделий плетеных иглой, характерные для русских и малочисленных народов Ленинградской области. Изучена иностранная литература по данной проблеме, в которой определяется территориальная локализация и этническая принадлежность артефактов, наиболее полно описывается технология этих видов плетений.

Кратко обзор литературы анализирует сведения о технологии вязания крючком и на спицах. Проводятся этнографические сведения о развитии этого вида текстиля у различных народов: русских, финно-угров, народов Прибалтики, севера Европы. Рассматриваются наиболее самобытные и выразительные традиции вязания на спицах. В их числе - орнаментальное вязание на спицах в Архангельской, Олонецкой, Каргапольской губерниях - у русских, своеобразие вязаных изделий латышей, эстонские свитера. Рассматриваются техники вязания на спицах, имеющие своим происхождением Аранские острова близ Ирландии.

Приводятся сведения по такому проблематичному для классификации виду текстиля как «аджибвейское плетение».

Обзор анализирует отечественные и зарубежные литературные источники по ткачеству до станка, то есть ткачеству на раме. Рассмотрены сведения по истории ткачества наиболее изученных культур, таких как Древний Египет и Древняя Греция. Обзор литературы касается наиболее значимых исследования сведений об этническом текстиле Африки и коренных народов Америки.

Изучены литературные источники, посвященные традиционным видам плетения и ткачества восточных славян. Выделены наиболее часто применяемые технологии и техники их применения. Приведены сведения о технологиях ткачества без станка, бытовавших до начала 20 века, таких как ткачество «на дощечках», «на ниту» и «на бердышке». Изучена отечественная и зарубежная литература по ткачеству поясов с использованием данных технологий. Рассматриваются приемы декорирования, характерные для различных этносов. Подробно анализируется литература по ткачеству поясов у восточных славян.

Рассмотрены сведения по истории формирования конструкции традиционного ткацкого станка и принципе его работы. Выделены основные виды тканей, получаемые на традиционном крестьянском станке, и характерные для различных восточнославянских народов. Рассмотрены способы декорирования ткани на крестьянском ткацком станке, описаны приемы характерные для различных регионов. Рассматриваются композиции узорного ткачества, включающие, как правило, несколько приемов в определенных сочетаниях. Основываясь на описаниях и иллюстрациях литературных источников, а также на изучении экспозиций музеев рассмотрены техники узорного ткачества на традиционном ткацком станке.

В результате обобщения сведений, приведенных и проанализированных в литературном обзоре, выявлена необходимость более подробного изучения традиционных текстильных технологий, поскольку обрывочность сведений и неточности в описании не дают возможности воспроизведения наиболее архаичных из них. Кроме того, неточности в определении текстильных технологий могут привести к полной их утрате.

По существу, все приведенные в первой главе сведения служат материалом для развития современного прикладного искусства и этнического дизайна текстиля. Недостаток сведений о технологиях и способах их выполнения ограничивают возможности для творчества современных художников и дизайнеров. Таким образом, изучение и реконструкция архаичных видов плетения и ткачества должно стать материалом для актуального в настоящее время этнического дизайна текстиля.

Исходя из приведенного выше обзора и обобщения литературных источников, сделан вывод об актуальности исследований в этой области. Глава завершается постановкой целей и задач исследования.

Вторая глава описывает методику исследования. Была разработана и применена методика, включающая в себя последовательно три этапа.

Первый этап заключался в выборе объектов и их органолептическом исследовании. При этом выявлялись объекты, имеющие очевидно верную или спорную классификацию с точки зрения технологии выполнения, сопоставлялись с описаниями аналогичных (внешне) объектов в литературных источниках. В круг исследования был включен широкий спектр предметов прикладного искусства:

- изделия, выполненные в технологии войлоковаляния, предметы убранства жилища, одежда и аксессуары, особенности их декорирования у разных народов;

- изделия, выполненные в различных технологиях плетения, такие как пояса, рукавицы, головные уборы, традиционные для разных народов;

- вязаные изделия на спицах и крючком, аксессуары орнаментированные традиционно для различных этносов, свитера;

- изделия, выполненные в различных технологиях ткачества без станка, пояса, тесьмы и т.п., принадлежащие различным этносам;

- текстиль, выполненный на традиционном ткацком станке, предметы убранства жилища, ткани для одежды, декорированные в традициях разных народов.

Версии определения технологии выполнения визуально исследованных объектов на данном этапе основываются на их определении в каталоге музея. Также исследуемый объект определяется по описаниям и иллюстративному материалу аналогичных объектов из других собраний.

Данный метод исследования, основанный на внешнем изучении артефактов и их сопоставлении с литературными источниками, давал противоречивые или недостаточно исчерпывающие результаты. Недостаточность органолепти-

ческого исследования вызвала необходимость проведения ряда практических экспериментов.

На втором этапе исследования проводились экспериментальное воспроизведение той или иной технологии, в которой, по описанию в музейном каталоге, выполнен объект исследования. Итогом этой части работы было подтверждение или опровержение технологии и техники выполнения исследуемого объекта. Основой для выводов служила реконструкция структуры текстиля, соответствующей исследуемому артефакту.

На третьем этапе исследования воспроизводился объект или его фрагмент. Полученные на данном этапе результаты сопоставлялись с объектом исследования и служили главным аргументом для определения его технологии и способа моделирования.

В ходе реконструкции объектов исследования применялись типичные для каждой технологии материалы.

Полученные таким образом результаты последовательно проведенных экспериментов подтверждали или опровергали определение технологии объектов, приведенное в каталоге музея. Также были выявлены расхождения с определением технологий, данные в научных публикациях. В основном, подобные факты, свидетельствующие о недостаточном развитии этой области отечественной науки, касаются архаичных видов плетений, таких как «плетение иглой» и «спрэнг». Выделены признаки, позволяющие точно определить эти технологии: модификации петли при плетении иглой и заработка линии середины спрэнга.

В табл. 1 систематизированы технологические признаки традиционных видов текстиля, сравнение которых позволяет дифференцировать спрэнг от других технологий и техник, имеющих сходную или идентичную (фрашен-тарно) структуру. Наиболее частой проблемой является сходство спрэнга с вязанием на спицах. Большая эластичность при плетении основной спрэнговой сеткой и отсутствие срезов нитей в начале и конце работы обусловливают ошибочное определение данной технологии.

Таблица 1. Сравнительный анализ признаков текстильных технологий

"~\^технологии признаки диагональное переплетение вязание ткачество спрэнг

срезы в начале и конце работы - - + -

уплотнение по кромке - - + -

линия заработки середины - - - +

Примечание: указанный в таблице знак «+» означает наличие признака, знак «-» - его отсутствие.

Из таблицы следует, что проблематично определение фрагментов плетения, если в объекте утрачены и середина изделия и все кромки.

Третья глава посвящена исследованию вариативных возможностей традиционных текстильных технологий, в том числе утраченных к настоящему моменту. Вариативные возможности технологий исследовались с точки зрения моделирования по различным параметрам, таким как количество конструктивных элементов, цвет, ритм, фактура, техника и структура.

Самая простая вариативность технологии возможна при изменении количества конструктивных элементов, участвующих в создании той или иной структуры. Параметры этого способа моделирования определяются, как правило, оборудованием, применяемым для выполнения объектов в данной технологии и его эргономикой.

Исследовалась возможность моделирования каждой технологии на уровне цвета, который сопряжен с ритмом. Использование ритмов заложено в самой природе текстиля, который создается повторением каких-либо действий в определенном ритме. В традиционном текстиле способ моделирования цветом и ритмом наиболее распространен. Несложные орнаменты, как в плетении, так и в ткачестве создаются ритмом полос. Таким способом декорируются пояса, выполненные в различных технологиях.

На основании изучения литературных источников, экспозиций музеев и отдельных экспонатов сделан вывод о редком проявлении традиции моделирования цветом и ритмом при плетении иглой. Исследованы многообразные возможности моделирования этого вида плетения на уровне техники. На основании публикаций и исследованных объектов составлены схемы различных техник плетений и выделены из них наиболее часто применявшиеся в отечественной этнической традиции. Описаны и определены по технике выполнения объекты, представляющие отечественный архаичный текстиль плетеный иглой.

Наиболее подробно по различным параметрам рассмотрена технология спрэнга, поскольку именно этот вид плетения менее других изучен отечественной наукой. Рассмотрены возможности моделирования спрэнга по цвету и ритму на примере этнографических поясов. Изучены возможности моделирования техникой спрэнга на основании белорусских и украинских головных уборов. Выделен и описан ажурный спрэнг, составлены схемы этого способа моделирования основной сетки. Подобное описание и систематизация техник спрэнга ранее в отечественной литературе не приводились, что и создало необходимость ввести новую терминологию, включающую следующую терминологию: основная спрэнговая сетка, саржа спрэнговой сетки, аэюурный спрэнг, диагональный спрэнг, спрэнг-полотно, спрэнг-саржа, линия заработки середины плетения.

Большинство терминов перенесены из ткачества по принципу внешнего и технического сходства, но обозначают специфические понятия.

Дается характеристика основным способам моделирования вязания крючком и на спицах. Описываются наиболее выразительные этнические традиции этих технологий.

Рассматривается технология создания текстильного объекта «Аджибвей-ским узлом», доказывается принадлежность этой технологии к ткачеству. Ад-жибвейский узел сопоставляется с технологией изготовления якутских циновок из конского волоса. На основании литературного и иллюстративного материала доказывается идентичность технологии изготовления изделий аджибвейско-го и якутского происхождения.

Проанализированы техники ткачества «до станка» с точки зрения моделирования по различным параметрам. Выделены техники ткачества «на дощечках», характерные для восточных славян. Описаны приемы ткачества «на ниту» и «на берде» и характерные способы декорирования.

Описана техника ткачества на крестьянском станке и способы моделирования ткани по различным параметрам. Наиболее широко известны «шотландские» традиционные ткани, дизайн которых основан на пересечении ритмов цветных полос по основе и утку, образующих симметричную клетку. Менее известны японские ткани в полоску и клетку из провинции Кавати. В восточнославянской традиции моделирование ткачества на основе цвета и ритма полос выявляется в пестрядинных тканях и половиках.

Рассмотрены техники узорного ткачества на традиционном станке и представлена их систематизация с точки зрения моделирования фактуры и структуры ткани. Техники узорного ткачества разделены на три группы с точки зрения способа создания рисунка:

- моделирование нитями утка структуры ткани;

- моделирование нитями дополнительного утка или утков;

- моделирование нитями основы и утка структуры ткани.

Поэтапное разностороннее исследование традиционных технологий и объектов традиционного текстиля, а также практическая экспериментальная работа создают основу для развития современного творческого процесса. Все приведенные материалы исследований выявляют возможности каждой текстильной технологии с точки зрения современного дизайна.

Четвертая глава исследования посвящена изучению способов моделирования предметов традиционного текстиля, созданных в различных технологиях. Определяются возможности и ограничения моделирования объектов актуального дизайна текстиля, выполненного в различных технологиях.

Определены возможности моделирования изделий, выполненных в технологии войлоковаляния. Основные из них: сшивание, безшовное соединение деталей изделий и моделирование заготовки на форме. Рассмотрен способ создания и моделирования войлочных изделий на вязаной основе.

Описаны возможности и закономерности традиционного моделирования форм изделий, выполненные в различных технологиях плетений, такие как плетение иглой и спрэнг. Описаны приемы моделирования форм техникой плетения, сложением, шнурованием и стягиванием спрэнг-полотна. Выделен способ моделирования спрэнга разрезанием заготовки на две симметричные части с последующим сшиванием и пришиваем дополнительных деталей.

Проанализированы традиционные приемы моделирования вязаных изделий, бытовавших в традициях различных этносов. Среди них наиболее типичный - вязание замкнутой формы с моделированием техникой.

Определена типичная форма изделий, выполненных в различных технологиях ткачества без станка, таких как ткачество на дощечках, «на ниту», на бердышке, а также плетение аджибвейским плетением. Для изделий, выполненных в данных технологиях, параметры длины и ширины ограничены эргономикой, технологией и оборудованием. Поскольку нити основы нарезаются для одного изделия и натягиваются на всю длину, то изделия ограничены по длине. Ширину поясов и тесьмы, выполненной на дощечках, на бердышке и «на ниту» ограничивает способ закрепления основы на фигуре ткачихи.

Описана форма текстиля, выполненного на традиционном ткацком станке. Поскольку нити основы наматываются на вал станка, то практически отсутствие ограничение по длине полотна, что позволяет создавать ткань в современном понимании.

Возможности моделирования традиционных текстильных технологий плетения и ткачества по различным параметрам обобщены в табл. 2.

Таблица 2. Параметры моделирования архаичных и традиционных текстильных технологий

\ Парамеры \ модели-\ рования технологии \ количество конструктивных элементов цвети ритм техники моделирования собствены-ми нитями структуры техники введения дополнительных конструктивных элементов в структуру моделирование формы техникой

плетение иглой 1 + + - +

спрэнг ограничено параметрами оборудования + + - +

вязание 1 + + - +

аджибвей-ское плетение ограничено параметрами оборудования + + - -

ткачество на дощечках ограничено эргономикой + + - -

ткачество на ниту, на берде ограничено эргономикой + + - -

ткачество на станке ограничено параметрами оборудования + + + -

Примечание: указанный в таблице «-» означает отсутствие возможности, «+»- возможность.

Исследованы эргономические свойства предметов традиционного текстиля, а также текстильного оборудования. Для проведения этого исследования

использовались реконструкции артефактов архаичного и традиционного текстиля, воспроизведенные на соответствующем оборудовании. В ходе работы были выявлены закономерности соответствия параметров оборудования и его пользователя - человека, а также производной, то есть различных текстильных форм.

Изучена эргономика объектов, созданных в технологии спрэнг и соответствующего оборудования. Ограничение размера, а также эластичные свойства спрэнга определяют спектр изделий выполнимых в данной технологии.

Наиболее подробно рассматривается эргономика в дизайне традиционного ткацкого станка. Приводятся основные этапы формирования устойчивой формы ткацкого станка, известного по этнографическим исследованиям и музейным экспозициям. В ходе данного исследования были выявлены закономерности формирования конструкций традиционного текстильного оборудования.

Пятая глава посвящена изучению современного состояния этнического дизайна и, в частности, дизайна текстиля.

Рассмотрены материалы, характерные для каждой архаичной и традиционной текстильной технологии. Приводятся типичные примеры использования материалов для создания объектов этнического дизайна текстиля, а также примеры неординарного применения текстильных материалов. Рассматриваются проекты, в которых для создания структуры текстиля, плетения или ткачества, используется не характерный материал, такой как бумага, металлическая проволока и т. д. Представляются авторские разработки в направлении создания эксклюзивных материалов этнического дизайна. Приводятся примеры создания коллекций одежды, аксессуаров и украшений с применением авторских материалов. Определяются основные тенденции в создании эксклюзивных материалов современного дизайна текстиля.

Вводится понятие «этническое моделирование» и «этническая эргономика». Выявляются возможности моделирования форм эластичных структур плетений без кроя, основываясь на закономерностях этнического моделирования. Рассматриваются примеры моделирования форм с учетом опыта этнического моделирования и этнической эргономики. Анализируются возможности этнического моделирования объектов дизайна, основанные на принципе сохранения первоначальной формы текстиля: эластичной структуры спрэнг-полотна, плетения иглой или ткани, созданной на берде. Исследуются возможности и тенденции этого направления.

На основании полученных сведений создавались предметы актуального дизайна текстиля для разных областей применения. Приводятся примеры современных коллекций аксессуаров, одежды и текстиля для интерьера, выполненного в архаичных и традиционных технологиях с учетом особенностей традиционного моделирования форм, соответствующих каждому виду текстиля. Анализируются отдельные артефакты этнического дизайна текстиля и коллекции, выполненные в архаичных и традиционных технологиях, а также их авторских сочетаниях.

Рассматриваются примеры не традиционного применения технологий для создания объектов современного дизайна. К ним относятся коллекции украшений и аксессуаров из войлока, плетеные арт-объекты.

В шестой главе рассмотрены примеры реализации результатов исследований. Созданы отдельные предметы и коллекции аксессуаров, одежды и текстиля для интерьера. Дизайнерские разработки демонстрировались на выставках и биеннале современного искусства. На 5-й Петербургской биеннале дизайна «Модулор-2005» была представлена коллекция современной одежды «от кутюр» «Солнце Гипербореи», выполненная с применением архаичных и традиционных текстильных технологий, «этнического моделирования» и «этнической эргономики». Все модели созданы из авторских материалов.

На 13-м Международном конкурсе молодых дизайнеров одежды «Адмиралтейская игла» в секции белья демонстрировалась коллекция, выполненная архаичными видами плетений. Коллекция получила специальный приз жюри.

Обобщен опыт экспонирования объектов современного этнического дизайна текстиля на выставке совместного Российско-Латвийского проекта «Союз Земли и Воды» (Псков,2006), экспозиции «Стихия кудели» (Псков, 2008). Приведены отзывы прессы о выставке «Восходящие потоки», прошедшей в выставочном зале Выборгского замка (Выборг, 2007), соединившей в экспозиции реконструкции этнического текстиля и актуальный дизайн.

Текстильные инсталляции размещены в экспозиции Российского этнографического музея в разделе «Северо-запад России и Прибалтика».

Материалы исследований включались в работу творческой мастерской и в процесс обучения студентов по специальности «прикладное искусство», а также в дипломное проектирование кафедры.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Установлена технология выполнения некоторых музейных объектов исследования. Выполнена их реконструкция.

2. Разработана методика определения технологии выполнения аналогичных артефактов. Определена технология и техника выполнения предметов прикладного искусства, выполненных в технологии «спрэнг».

3. Созданы возможности для достоверной реконструкции и реставрации музейных экспонатов, выполненных в редких технологиях плетения и ткачества.

4. Доказана возможность применения архаичных и традиционных текстильных технологий в современном дизайне текстиля. Определены возможности и принципы современного моделирования на основе этнической традиции.

5. Создана основа для дополнения и корректировки учебных программ для ВУЗов различных направлений, а также для разработки новых программ обучения художников прикладного искусства и дизайнеров.

6. Получены новые знания в области изучения редких текстильных технологий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНО В

РАБОТАХ

Статьи в журналах, входящих в «Перечень...» ВАК РФ:

1. Лысенко, О.В. Исаева, Т. И. Белорусские и украинские традиционные [Текст] / О плетеные чепцы: технология выполнения и особенности моделиро-вания..В. Лысенко, Т. И. Исаева // Дизайн. Материалы. Технология. - 2007. -№ 1 (2).-С. 77-80.

2. Исаева, Т. И., Жукова, Л.Т. Этнический дизайн текстиля: эксперимент и опыт. [Текст] / Т.И. Исаева, Л.Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. -2007.- №2(3).-С. 30-33.

3. Исаева, Т. И. Технология плетения «sprang» и проблемы ее идентификации. [Текст] / Т.И. Исаева // Дизайн. Материалы. Технология. - 2007. - № 2 (З).-С. 70-72.

Статьи, опубликованные в сборниках научных трудов:

1. Исаева, Т. И. Спрэнг: плетение в пространстве и времени. [Текст] / Т.И. Исаева // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Тез. докл. и выступлений. -СПб.: СПГУТД, 2002. - С.80-81.

2. Исаева, Т. И. Плетение иглой: скромное обаяние архаики. [Текст] / Т. И. Исаева //Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии: Материалы 6-й междунар. научн. конф. - СПб.: СПБУТД, 2003. - С.58-61.

3. Исаева, Т. И. Кисти русского пояса. [Текст] / Т. И. Исаева //Вестник Российского Фольклорного Союза - №1, 2003.- С.45-48; 57.

4. Исаева, Т. И. Русские пояса: тканье с перебросом. [Текст] / Т. И. Исаева //Вестник Российского Фольклорного Союза - №1,2003.- С.50-54; 57.

5. Комарова, С. В. Текстильные инсталляции / С. В. Комарова, Т. И. Исаева // Народы Северо-запада России и Прибалтики XVIII-XX вв.: кат. выст. / Министерство культуры РФ; Российский этнограф, музей. - СПб., 2003. - С.2.

6. Исаева, Т. И. Технология плетение «sprang»: границы возможного. [Текст] / Т. И. Исаева // 6 конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня-2июля 2005г.: Тез. докл. - С-Пб.: МАЭ РАН, 2005 - С.154-155.

7. Исаева, Т. И. Этнический дизайн: эксклюзивные материалы и архаичные технологии. [Текст] / Т. И. Исаева // 13 Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии СТТ - 2007». Россия, Томск, 26 марта - 30 марта 2007 г.

8. Исаева, Т. И. Эргономика в дизайне традиционного ткацкого станка. [Текст] / Т. И. Исаева // 14 Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии СТТ -2008». Россия, Томск, 24 марта - 28 марта 2008 г.

9. Исаева, Т. И. Этнический дизайн текстиля: эксклюзивные материалы и архаичные технологии. [Текст] / Исаева Т. Т. // XV International scientific conference materials «Modern texnique and technologies» (4-8 may 2009). -Томск: ТПУ. - 2009. - т. 4. -С. 581.

Оригинал подготовлен автором. Подписано в печать 3.11.2009 г. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,0. Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии СПГУТД 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Исаева, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

Научная новизна работы

Практическая значимость работы

Апробация работы

Структура и объем диссертации

1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ 13 ИСТОЧНИКОВ

1.1. Древнейшие памятники археологического текстиля

1.2. Формирование нити - процесс прядения

1.3. Древнейшее текстильное оборудование

1.4. Архаичные технологии плетения и ткачества

1.5. Архаичные технологии плетения и ткачества

1.6. Горизонтальный ткацкий стан: формирование 43 технологии

1.7. Развитие технологии ткачества на традиционном стане

1.8. Материалы архаичного и традиционного текстиля

1.9. Этнический дизайн текстиля

1.10. Цели и задачи исследования

2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 53 ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

2.1. Методы исследования

2.2. Методика исследования

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 56 АРХАИЧНЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.1. Войлоковаляние

3.2. Спрэиг — плетение на стене

3.2.1 Плетение основной спрэнговой сетки и заработка 58 середины

3.2.2. Моделирование основной спрэнговой сетки по 63 различным параметрам

3.2.3. Диагональный спрэнг

3.3. Плетение иглой

3.3.1. Техника плетения петлей из Осло

3.3.1. Техника плетения йоркской петлей

3.4. Вязание на спицах

3.5. Аджибвейское плетение

3.6. Ткачество на дощечках

3.7. Ткачество на ниту и на бердышке

3.8. Ткачество на традиционном ткацком станке

3.8.1. Цвет и ритм при моделировании ткани на ручном 97 ткацком станке

3.8.2. Моделирование техникой в традиционном ткачестве

4. ТРАДИЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ 99 ЭТНИЧЕСКОГО ТЕКСТИЛЯ

4.1. Войлоковаляние

4.2. Спрэнг

4.3. Плетение иглой

4.4. Вязание на спицах

4.5. Аджибвейское плетение

4.6. Ткачество на дощечках и на бердышке

4.7. Моделирование формы ткачества и эргономика в 110 дизайне традиционного ткацкого станка

5. ЭТНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН НА ОСНОВЕ АРХАИЧНЫХ 115 И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ФОРМ

5.1. Этнический дизайн моды

5.2. Дизайн среды и арт-дизайн в этнике

5.3. Актуальные материалы этнического дизайна текстиля 124 6. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по искусствоведению, Исаева, Татьяна Ивановна

Заявленная тема диссертации объединяет в своем названии широкие понятия и представления, которые, к тому же, трактуются зачастую по-разному в разных контекстах. В связи с этим необходимо определить границы исследования и уточнить применяемые термины и понятия.

Словом архаичные определяют предметы или, как в данном случае, технологии вышедшую из употребления, устаревшую [1]. В диссертации как архаичные будут рассматриваться технологии создания текстиля, то есть, плетения, вязания, ткачества, уходящие своими истоками в эпоху неолита, бронзового века, средневековья. Это различные виды плетений, такие как nalebinding или плетение иглой и sprang, в русском и славянском мире плетение на стене, ткачество на дощечках, на ниту и на берде. Все перечисленные технологии являются не только вышедшими из употребления или устаревшими на сегодняшний день, но, в первую очередь, памятниками текстиля.

Концепция диссертации объединяет разрозненные, наименее изученные и наиболее интересные факты археологии и истории технологий и не выстраивает линии развития архаичных ремесел отдельных сообществ или этнических групп. Однако, проведенные изыскания, исследования и эксперименты представляют собой мозаичные фрагменты, бывшие пробелами в отечественных исследованиях текстильной архаики и традиции.

Словом традиционный (от лат. traditio — передача) принято обозначать элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени [2]. Первоначально это слово обозначало предание. Традиция может передаваться через практическую имитацию, повторение каких-либо действий, либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами мифологических символических текстов и действий, оформленных в ритуал. В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее потеснили общественные институты (школы, университеты и т.д.) и средства массовой информации.

Традиция в текстиле является частью традиции в прикладном искусстве, и составляет, таким образом, культурное наследие общества. Придерживаясь приведенной выше расшифровки терминов, к традиционным следует отнести такие технологии как войлоковаляние, ткачество на станке крестьянском ткацком станке и вязание.

В данной работе особое внимание уделено изучению предметов прикладного искусства народов России и ближнего зарубежья, в частности это традиционный текстиль, аксессуары, предметы одежды и интерьера. Исследование призвано выявить художественный потенциал, заложенный в отечественной культурной традиции и определить оптимальные пути его заимствования.

Этническое прикладное искусство и дизайн — одно из популярных направлений современного дизайна. Этим термином обозначают многообразный ряд различных, иногда очень несхожих явлений в отдельных сферах художественной деятельности. Одним из проявлений этнического дизайна является, так называемый, Русский стиль или А ля рюс. К настоящему моменту в рамках этого направления преобладают сомнительные по стилю и качеству предложения, что, кроме прочего, имеет причиной недостаток знаний отечественного прикладного искусства. Предприятия и компании, развивающие русский стиль предлагают, кроме росписи по дереву, предметы одежды, составляющие псевдорусский костюм или стилизации низкого качества. В связи с этим необходимо изучение отечественного прикладного искусства и отдельных артефактов с точки зрения технологии их изготовления, возможности реконструкции, а также адаптации к современным условиям и задачам.

Наиболее частой областью развития этнического дизайна является текстиль как модель пластичной, видоизменяющейся стихии, сопровождающей человека на всем пути его исторического развития. Этнические решения дизайна текстиля в современном интерьере уже многие годы остаются наиболее популярными: галереи и супермаркеты предлагают множество изделий и композиций; несущих этнические мотивы Ближнего и Дальнего Востока, Азии, Африки, Америки и крестьянской России. На художественных выставках, дефиле, в бутиках, гипермаркетах и, наконец, на многолюдных улицах мы можем наблюдать достаточно доказательств существования этнического (от греч. ейюБ — народ) или рустикального ( от лат. ШБ^сиБ - грубый, деревенский) стиля.

Зачастую как этнический дизайн определяют решение комплексных дизайнерских задач, несущих признаки того или иного национального стиля. Комплексной задачей может быть решение пространственной среды - интерьера, ландшафта, архитектуры, а также коллекции одежды. Задача, решаемая в ключе этнического дизайна, может быть и более локальной, размещенной внутри большого формата: набор посуды, ювелирный гарнитур, комплект интерьерного текстиля или костюм.

Следует отметить, что исследование касалось только наименее известных видов формообразующего текстиля: плетения, вязания и ткачества; и не затрагивало традиций декорирования готовых структур, таких вышивка, батик, набойка и других.

Актуальность работы

В настоящее время создание объектов дизайна непосредственно связано как с применением прогрессивных промышленных технологий, так и с непрерывным развитием творческого процесса в различных сферах художественной деятельности отдельных художников и дизайнеров, 8 многочисленных студий и бюро. Таким образом, попытка выделения, изучения и систематизации этнической линии в потоке предложений продуктов дизайна позволит повысить качество, то есть стилистическую точность, самобытность и выразительность отечественного дизайна, что, в свою очередь, обеспечит его конкурентоспособность.

В изобилии проявлений этнического дизайна существуют его различные трактовки, то есть способы введения этнического в современность. Это, как правило, заимствование общих форм, силуэтов, цветовой гаммы соотносящихся с искусством какого-либо народа и призванных производить впечатление этничности. Противоположным подходом можно назвать вычленение определенных изображений-знаков или форм, свойственных этническому искусству, их исследование и введение в современный дизайнерский проект. Однако в современный дизайн могут быть введены не только внешние признаки этнического, но и технологии выполнения. I

В последнее время сформировался целый ряд научно-технических и эстетических проблем, связанных со значительным ростом предложения продуктов дизайна различных направлений. В большой степени это обусловлено высокой конкуренцией и отсутствием границ для расширения иностранных компаний, которые специализируются на рынке в течение длительного времени. В связи с этим предъявляются более высокие требования к отечественному дизайну, его стилистике, качеству производства, совершенству технологий и экологичности. Современное состояние национального искусства и этнического дизайна доказывает, что необходим научный подход к обозначенной проблеме.

Подробное И1 детальное изучение редких и отчасти утраченных текстильных технологий, проведенное в данном исследовании, позволяет взглянуть с новых позиций на отечественный исторический и этнографический текстиль, более качественно систематизировать знания в этой области. Систематизация накопленных знаний в области изучения 9 архаичных и традиционных текстильных технологий, в свою очередь, создает предпосылки для развития отечественного этнического дизайна на новом уровне.

Исследование предметов этнического искусства проводилось по различным параметрам, включало исследование материала, технологии, конструкции и эстетических особенностей объекта. В ходе исследования было проведено множество опытов, убедительно доказывающих факт выполнения того или иного из изученных предметов прикладного искусства в определенной технологии во взаимосвязи со способом моделирования. Выделенный принцип этнического моделирования позволил провести исследование объектов этнического текстиля как предметов протодизайна и создать системную, модель артефакта, в которой проявляются закономерности взаимосвязи технологии и конструкции, технологии и эргономики, технологии и эстетики объекта исследования.

Важным аспектом современного дизайна является эргономика. В данном исследовании с точки зрения эргономики было изучено архаичное и традиционное текстильное оборудование, что позволило осуществить научный подход к проблеме и выявить закономерности развития или, наоборот, затухания традиционных текстильных технологий.

Научная новизна работы

1. Определены и уточнены технологии выполнения отдельных предметов прикладного искусства.

2. Разработана теоретическая и методологическая основа для дальнейшей систематизации архаичных и традиционных текстильных технологий в рамках различных этнических культур и эпох.

3. Изучен принцип традиционного моделирования форм на основе технологии выполнения объекта и эргономики.

4. Введены новые технологии в спектр возможностей этнического дизайна текстиля.

Практическая значимость работы

1. Предложенная методика определения традиционных текстильных технологий позволяет уточнять сведения об экспонатах и ввести новые сведения в каталоги музеев.

2. Систематизация и структурирование сведений об архаичных и традиционных текстильных технологиях позволит повысить уровень разработок проектов отечественных художников-прикладников и дизайнеров текстиля.

3. Предложенная методика определения текстильных технологий может быть использована для реставрации и реконструкции музейных экспонатов.

4. Практические разработки были применены для создания современных объектов этнического дизайна, коллекций аксессуаров, костюмов, текстиля для интерьера.

5. Полученные в результате теоретические сведения и практические разработки могут стать основой для корректировки программ для ВУЗов различных направлений и для создания новых уникальных обучающих программ.

Апробация работы

Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на 5-й и 6-й международных научных конференциях Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии

Санкт-Петербург, 2002, 2003), на 6 конгрессе этнологов и антропологов

России (Санкт-Петербург, 2005), на 13-й и 14-й Международных научнопрактических конференциях студентов и молодых ученых Современные техника и технологии СТТ - 2007 (Томск, 2007, 2008), на 1-й и 2-й

11

Международной научно-практической конференции вузов России Развитие современного искусства. Наука и образование в области ювелирной промышленности (Санкт-Петербург, 2008), XV International scientific conference materials Modern texnique and technologies (Tomsk, 2009).

Текстильная инсталляция из природных материалов, выполненная в традиционной технологии ткачества на берде введена в экспозицию Российского Этнографического музея в раздел Народы Северо-запада России и Прибалтики XIX-XX вв.

Проекты по теме диссертации представлялись на 4-й Петербургской биеннале дизайна Модулор-2003 (Параллельные выставки. Этнодизайн, СПб, Российский этнографический музей, 2003); а также на 5-й Петербургской биеннале дизайна Модулор-2005 (Большой выставочный зал «Манеж», СПб, 2005). Комплект мужских и женских ювелирных украшений из войлока Моя прелесть участвовал в 12-м Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирных украшений Образ и форма и занял 2 место в номинации Макет.

Объекты этнического дизайна текстиля, выполненные в технологиях ткачество и войлоковаляние, были представлены на выставке в рамках в рамках Культурной миссии Санкт-Петербурга в Пекине (Пекин, 2009).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 75 наименований, 2 приложений. Текст работы изложен на 146 страницах, содержит 28 рисунков, 2 таблицы.

 

Список научной литературыИсаева, Татьяна Ивановна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Выявление и изучение артефактов этнического искусства, имеющих неточное определение технологии выполнения. Воспроизведение отдельных предметов традиционного искусства илифрагментов фактур и структур их составляющих.52

2. Разработка метода исследования объекта этнического прикладного искусства с точки зрения технологии, применимого для различных целей и задач.

3. Исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных текстильных технологий по различным параметрам, таким как цвет, ритм, фактура и структура. Исследование вариабельности моделирования форм на основе особенностей технологий.

4. Исследование возможностей создания объектов и проектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных текстильных технологий. Изучение возможностей реализации проектов в данном направлении.

5. Натягиваются 2 прочные технические нити, дублирующие верхнюю и нижнюю поперечину на раме. Для устранения сильного провисания нитей рекомендуется сделать вертикальные растяжки вверху и внизу.

6. Натягивается рабочая нить, цепляющаяся по кругу без перекрестов то за верхнюю, то за нижнюю техническую нить (рисунок 10 а).

7. Первый ряд плетения формирует перекрещенные пары нитей, удерживаемые правой (рабочей) рукой (рисунок 10 б).

8. Созданный ряд фиксируется и прибивается палочкой к верхнему и нижнему краю рамки.