автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бесчастнов, Николай Петрович
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России'

Текст диссертации на тему "Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России"

4,$ < [г) ' и • и

а

Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики Министерство науки и технологий Российской Федерации

< Президиум _ 7 „

| (решение от" " 19 Шт., №

\ присудил -ученую степень ДОКТО£. А На правах рукописи

| тш^ЫчШжиА__ж

I: убавления ВАКТРоса

БЕСЧАСТНОВ Николай Петрович

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА В РОССИИ (история, теория, практика)

Г ■

17.00.06 - Техническая эстетика и ; . дизайн

Диссертация

на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Москва - 1998: г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ................................ 4

ГЛАВА I. ПРЕДЫСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА........ 15

1. Истоки текстильного орнамента ................. 16

2. Канон р орнаменте русских ремесленных тканей ........ 26

3. Канон в текстильном орнаменте русских дворцовых мастерских ................................. 32

Выводы по материалу главы .................... 38

ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА В РОССИИ ХУШ-НАЧАЛА XX ВЕКА. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ОРНАМЕНТА И РУССКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ .... 40

1. Проектирование орнамента в российской Академии художеств

и художественный текстиль ХУШ-первой трети XIX века ... 41

2. Основы построения орнамента и развитие художественного проектирования текстильного рисунка в период эклектики . . 59

3. Орнамент модерна и художественное проектирование текстильного печатного рисунка.................... 85

Выводы по материалу главы ....................103

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА XX ВЕКА. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ............106

1. Предпосылки кардинальных изменений в художественном проектировании текстиля в первые десятилетия XX века. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и деятельность конструктивистов-"производственников", "бойцов" агиттекстиля.........107

2. Художественное проектирование текстильного печатного

рисунка при общем курсе развития советского искусства "на реализм и народность"......................134

3. Формирование современного художественного проектирования текстильного рисунка и печатный текстиль....... 154

Выводы по материалу главы.................... 178

ГЛАВА IV. СОВРЕМЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА. СИСТЕМА ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ГРАФИКИ В ДИЗАЙНЕ ТКАНИ...............................180

1. Печатный рисунок на ткани как графика-деятельность и

часть графического дизайна................... 182

2. Выразительные средства текстильного печатного рисунка в современной теории и методике художественного проектирования ............................. 201

3. Элементы графики текстильного печатного рисунка и методы

их использования в проектной работе ............. 234

4. Изображения, построенные на различных сочетаниях элементов графики........................ 251

5. Графические эффекты текстильных печатных композиций . . 264

6. Возможности совершенствования автоматизированного художественного проектирования текстильного печатного рисунка .............................. 284

Выводы по материалу главы ................... 291

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ .......................... 292

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......... 296

ПРИЛОЖЕНИЕ ......1.................... 329 - 599

ВВЕДЕНИЕ

Лавинообразное увеличение производства художественных текстильных изделий в XX веке, вызванное научно-техническим прогрессом и изменениями в уровне жизни человека в развитых странах мира, становление такой специфической формы деятельности как дизайн и осознание художественного проектирования текстильного рисунка как части дизайна требуют современного осмысления истории создания изображений на тканях, определения теоретических основ и особенностей языка текстильного орнамента - основной составляющей текстильного рисунка.

Особый интерес к художественному проектированию текстильного рисунка и, в частности, к теории текстильного орнамента вызывает стабильность и масштабность применения орнамента в художественном текстиле несмотря на коллизии творческой деятельности в XX веке, выразившиеся как в упорном стремлении порвать с культурными традициями XIX века (сформировавшиеся в 1920-е годы архитектурно-дизайнерское "современное движение" или "функционализм"), так и в кризисе этого "современного движения" в конце 1970-х - начале 1980-х годов и вступлении искусства в фазу "после модернизма" (постмодернизм). После попыток вычеркивания орнамента из контекста современной культуры и приравнивания А.Лоосом человека, интересующегося или работающего с орнаментом к преступнику или дегенерату [1, с. 143-148], последующего разочарования в существовании в монотонной однообразной жизненной среде примитивного дизайна, орнамент вновь стал притягивать исследователей и рассматриваться как носитель образов традиционной духовной и художественной культуры-. Постепенно формируется убеждение, что одни только материальные потребности не могут быть абсолютной ценностью ни в жизни, ни в дизайне [2, с.3-4] и если "прошлое нельзя уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности" [3, с.461]. Воссоздание в структуре среды

"нового дизайна" традиционных функций, качеств жизни, бытовых и художественных ценностей становится одним из плодотворных направлений работы [4, с.44]. Три принципа переосмысления достижений прошлого: контекстуализм, аллюзионизм и орнаментализм, предложенные американцем Робертом Стерном, по своей содержательности выходят далеко за рамки архитектуры постмодернизма и действенны в других областях художественной проектной деятельности [5, с.211].

В чем же неподвластная времени жизненная сила орнамента в самой близкой к человеку части дизайна - текстильном дизайне? Какие вечные ценности человечества он аккумулирует и как? Как "уживается" орнамент и современное массовое промышленное производство текстильных изделий, без которого немыслимо наше существование? Является ли "орнамент глубочайшим проникновением в ритм и строй жизни" [6, с. 135]? Ответ на эти вопросы невозможен не только без анализа современного художественного проектирования текстильного рисунка, но и истории текстильного орнамента, уходящей к древнейшим формам орнаментации тела, одежды и жилища человека. Масштабы практического наследия в области текстильного рисунка для научного анализа требуют достаточно развитой теории орнамента, так как "без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах" [7, с. 109]. Без развитой теории и теоретически обоснованной методики ущербна современная и невозможна будущая практика текстильного рисунка, так как автоматизация художественного проектирования текстильных изделий остро поставила вопрос о комплексном программном обеспечении машин, на которых работает художник. Специализированные программы могут эффективно работать только по четко выверенным и логично построенным схемам действий.

Орнаментированный текстиль стал объектом целенаправленных исследований как в России, так и за ее пределами, в основном, в XX веке.

Он изучался в плане общих стилевых изменений искусства Н.Н.Соболевым [8,9], С.М.Темериным [10], Т.К.Стриженовой [11], Ф.С.Рогинской [12], И.А.Алпатовой [13] или как технология производства с частичным включением проблем композиции рисунка и ассортимента тканей Н.Г.Рудиным [14], М.Н.Никитиным [15], Л.Г.Лейтес [16], Т.А.Журавлевой [17], С.А.Малаховой [18], И.И.Емельянович [19], И.П.Смирновым [20] и др. Имеются интересные работы В.Я.Бересневой [21], В.М.Шугаева [22], В.Н.Козлова [23], А.Г.Пушкарева [24, 25], Е.Морозовой [26], излагающие некоторые положения теории текстильного орнамента. В последнее тридцатилетие нашего века в ряде публикаций Г.С.Гориной [27, 28], Т.В.Козловой [29, 30], Г.И.Петушковой [31, 32], Ф.М.Пармона [33, 34] были предприняты попытки научного обоснования взаимодействия формы костюма и орнамента.

Однако данные труды, в основном, посвящены выявлению специфичности текстильного рисунка или решению проблем формального единства текстильного рисунка и изделия. Направленность исследований художественного проектирования костюма не позволяла углубляться в фундаментальные проблемы текстильного орнамента, его образную организацию. Расширенное изучение проблем формообразования в костюме, совпавшее со взрывом интереса к проблемам объемного формообразования в нашем дизайне, проходило на фоне явного отставания исследований в области художественного проектирования текстильного рисунка. Появившаяся диспропорция в масштабах исследований породила определенный спад интереса к текстильному рисунку. Этому способствовало и общее снижение объема научных работ и творческих поисков в сфере проектирования орнаментальных плоских структур в СССР. Содержательное по своей сути высказывание А.А.Федорова-Давыдова о "растворении проблем текстиля в проблеме внутреннего оформления жилища и проблеме костюма" [35, с. 199] стало трактоваться излишне

прямолинейно и, в ряде случаев, низводится до понимания орнамента как простого фактурного заполнения.

Дискуссия "Быть ли орнаменту?", проведенная на страницах журнала "Декоративное искусство СССР" в 1960-е годы с участием В.М.Василенко [36], М.А.Ильина [37], А.В.Иконникова [38], Б.А.Смирнова [39] и ряда других видных деятелей русского искусства, затронувшая и художественный текстиль, была первой заметной реакцией на выхолащивание содержательной стороны орнамента. Призывы к возрождению значимости орнамента и созданию новой семантики орнаментальных форм, брошенные в пылу обсуждения, показали лишь сложность и многогранность поставленного вопроса, вскрыли необходимость проведения кропотливых исследований. В первую очередь стало очевидным привлечение к исследованиям художественного проектирования текстильного рисунка историко-теоретических разработок в области народных текстильных изделий и народного костюма. Труды И.П.Работновой [40, 41], О.С.Поповой [42], Г.С.Масловой [43, 44], Н.И.Каплан [45], М.Н.Некрасовой [46, 47], И.Я.Богусловской [48], Т.М.Разиной [49] начинают использоваться дизайнерами ткани как материал для анализа структуры архаичных орнаментов, действия древних канон-программ.

Фундаментальной по хронологической глубине научного поиска, объемности археологического и этнографического материала, системности выводов является книга Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян" [50], в которой "полотнянный фольклор" раскрывает архаичные представления славян о мироздании, зафиксированные в орнаменте. Для дизайнеров книга Б.А.Рыбакова ценна как научно обоснованное раскрытие целей и методов орнаментации на ранней ступени развития человека.

Не меньший интерес, чем народный текстиль, вызывают сегодня исследования по проектированию орнамента в Европе XVIII-XIX веков -времени поклонения орнаменту как эстетическому идолу, олицетворяющему красоту и "развивающему эстетический вкус" [51, с. 129]. Словосо-

четания "развитие эстетического вкуса" и "развитие орнаментального вкуса" часто трактовались однозначно и в первые годы XX века [52, с.45].

Такие ныне почти забытые имена теоретиков и практиков рисования орнаментов в художественно-промышленных целях как М.Маурер, К.Крумбгольц, А.Содер, И.Э.Якобсталь, Шуберт фон-Зольдерн, Т.Вундерлих и др. [52, с.46] снова начинают фигурировать в научном обиходе современных дизайнеров ткани [53, с. 18], а методики отрисовки орнаментальных мотивов, разработанные в XIX веке, приносят успех в обучении текстильному рисунку в конце XX века [53, с.46-48]. Понимая орнамент как "части произведения архитектурного или художественно-промышленного искусства, цель которых есть украшать, но не являться неизбежно необходимой составной частью целого" [54, с.7], указанные выше исследователи искусства в своих попытках построения основ единой концепции орнамента придерживались убеждения о универсальной "украшающей" функции орнамента. Различные формы проявления данной концепции можно найти в таких хорошо известных в России обширных трудах, как "Внешний быт народов от древнейших до наших времен" Г.Вейса [55], "История внешней культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен" Ф.Готтенрота [56], "Быт русского народа" А.Терещенко [57], "Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной" В.А.Прохорова [58], "Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях" И.Е.Забелина [59] и в ряде специальных работ второй половины Х1Х-начала XX века по истории орнамента, утвари, тканей и одежды [6070].

Таким образом, художественное проектирование текстильного рисунка сегодня кроме практики вбирает в себя три "ветви" исследований: специальные исследования дизайна ткани, включающие методы проектирования, технологию изготовления и теорию композиции текстильного орнамента, историко-теоретические разработки, посвященные народно-

1

му текстилю и костюму, и труды по построению и использованию орнамента в художественной промышленности и архитектуре Европы XVIII-начала XX века. На сплетении этих "ветвей" возникает и развивается теория современного текстильного рисунка. Идея проектной культуры, являющаяся доминирующей в теории отечественного дизайна конца 1980-х - 90-х годов [2, 71-75], позволяет анализ наследия прошлого с возможной "реанимацией" культурной памяти и выхода на новые рубежи образного осмысления орнаментальных форм без отрицания наработанного ранее. Опираясь на традиции европейского искусствознания [76] и близкие нам по духу современные зарубежные [77, 78] и отечественные концепции развития проектной культуры [2], уже на новом уровне можно говорить о формировании единства современного производства и ценностей древней культуры орнамента.

В диссертации "Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России (история, теория, практика)" комплексно ставится ранее не изучавшаяся проблема развития художественного проектирования русского текстиля и обосновывается формирование текстильного дизайна в России.

Поскольку данная диссертация - первый опыт комплексного системного исследования художественного проектирования текстильного рисунка, мы ограничиваемся художественным проектированием текстильного печатного рисунка - наиболее ярком и хорошо документированном примере с многовековой историей, изначально направленном на массовое производство и массовое потребление. Печатный текстиль - необычайно динамичная и перспективная часть текстильного дизайна, открытая к контактам с другими областями художественного проектирования. В первую очередь это относится к художественному проектированию всех номенклатуры изделий из ткани и графическому дизайну. Такие особенности печатного текстиля позволяют при обработке результатов

исследования как делать выводы широкого обобщающего плана, так и давать конкретные практические указания.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - анализ путей становления и принципов формирования художественного проектирования текстильного печатного рисунка в России. При этом попытка обозначить в художественном проектировании текстильного печатного рисунка контуры теории текстильного рисунка опирается с одной стороны на исследование современного состояния текстильного дизайна, с другой - на "реанимацию" древних основ работы с орнаментом.

Для реализации этой цели решаются следующие исследовательские задачи:

- определяются условия возникновения и древний образно-художественный смысл орнаментальных форм на ранней стадии сложения канонов;

- выявляются хронологические рамки развития теоретических воззрений на орнамент;

- дается сравнительный анализ теоретических концепций проектирования орнамента;

- прослеживается взаимосвязь развития теоретических воззрений на орнамент и методов создания текстильного рисунка;

- выявляется роль центров русского художественного образования в развитии теории орнамента и методов его проектирования;

- очерчиваются основные составляющие теории художественного проектирования текстильного печатного рисунка и раскрывается их содержание;

- раскрываются связи текстильного печатного рисунка и сферы графического дизайна.

Объект, предмет, материал и границы исследования. Объектом исследования является теория и практика работы с орнаментом в контексте

становления и развития текстильного дизайна; предметом исследования -художественное проектирование текстильного печатного рисунка.

Работа построена на материале истории и теории культуры, археологии, этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, истории и теории промышленного дизайна, методологии проектирования. Выбор и организация материала подчинены основным задачам исследования. Материалы по истории теоретических воззрений на орнамент и теории текстильного орнамента освещены в литературе крайне незначительно, поэтому в работа существенную