автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Архитектура периода правления императоров династий Мин и Цин на примере дворцовых сооружений

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Не Чунь Хуэй
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Архитектура периода правления императоров династий Мин и Цин на примере дворцовых сооружений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Не Чунь Хуэй

Введение 3

Глава I. Художественно- композиционная характеристика дворцовых ансамблей Китая эпох Мин и Цин в период средневековья. 21

1 .Историко-художественный анализ возникновения дворцовых сооружений, как памятников декоративно-прикладного искусства Китая.

2. Культовая архитектура периодов Мин и Цин

Глава 2.Архитектурно-композиционные и конструктивные особенности в строительстве дворцовых ансамблей Китая эпох Мин и Цин. 51

1.Синтез архитектурных форм и архитектурной пластики в сооружениях эпох Мин и Цин.

2.0рнаментальный декор фасадов и художественная роспись дворцовых ансамблей эпох Мин и Цин.

ГЛАВА 3. Использование традиций эпох Мин и Цин в современной архитектуре. 98

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по искусствоведению, Не Чунь Хуэй

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Искусство Китая всегда привлекало интерес многих ученых, историков, архитекторов и художников. Секреты древней китайской архитектуры не являются исключением.

Китайские мастера оставили исключительное по своему богатству наследие, включающие неповторимые по красоте памятники архитектуры, градостроительства, скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства, соединенные в архитектурных дворцовых ансамблях. Постройки периодов Мин и Цин сохранились до наших дней лучше, чем сооружения других эпох.

Китайская культура принадлежит к древнейшим мировым цивилизациям. Ее долгая, богатая событиями история отмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, отличается многими неповторимыми особенностями. На земле Китая зародилась одна из первых цивилизаций. Подобно ряду других государств и народов прежде, чем вступить в эру новой истории, Китай прошел первобытнообщинный и рабовладельческий этапы, пережил особенно длительный по времени этап феодализма. На протяжении древности и средневековья китайский народ создал многочисленные художественные ценности непреходящего значения. Культура его отличалась не только богатством аспектов, но и большой жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоеваниями страны, художественная жизнь феодального Китая в целом была весьма активной. В течение многих веков она не утрачивала своей интенсивности, сплавляя в себе все внешние воздействия, сохраняя свою монолитность. Китайцы оставили потомкам богатое культурное наследие. Гений китайских мастеров прошлого вызвал к жизни неповторимые по красоте, яркой самобытности и разнообразию произведения зодчества, скульптуры, живописи и художественных ремесел, донес до наших дней одухотворенное звучание лирической поэзии, неистощимую фантастику легенд и мифов, пряный аромат городских новелл. Важнейший след в жизни страны оставил древний период, на протяжении которого был заложен фундамент всей последующей культуры Китая. Огромный и неоднородный, этот отрезок времени разделяется историками на несколько периодов, выявляющих пути развития одной из древнейших цивилизаций мира от зарождения в ней первобытнообщинного строя до возникновения классов и становления государства во II тысячелетии до н.э., а также от образования многих мелких царств в I тысячелетии до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в III веке до н.э. - III веке н.э. На разных этапах древности зарождались мифологические представления, сформировались философские взгляды, выкристаллизовались в стройную систему этические и эстетические суждения. В процессе развития классового общества в Китае сложились присущие всем видам искусства оригинальные выразительные приемы, чрезвычайно устойчивые художественные образы и формы. Уже во II тысячелетии до н.э. сложилась единая система иероглифической письменности, сформировались своеобразные конструктивные приемы зодчества и основы градостроительства.

Феодальное искусство, пришедшее на смену искусству древнему в первых веках нашей эры и созревшее в иных исторических условиях, естественно, во многом от него отличалось. И вместе с тем его связывала с древностью большая стилистическая общность. В отличие от многих стран в Китае переход к средневековью не сопровождался забвением и утратой достижений предшествующего этапа. Непрерывность развития культуры обусловила такую прочную преемственность традиций, что многие характерные особенности художественного языка, сложившиеся в глубокой древности, продолжали свою жизнь на протяжении всей феодальной эпохи. Немаловажное значение для сохранения культурных ценностей имело не только относительное единство территории, на которой произрастали древняя и средневековая китайская цивилизация, но и единство письменного языка. Благодаря многочисленным техническим усовершенствованиям письменных средств, изобретению кисти и туши, применению с 1П века до н.э. для рукописей шелка, а с первых веков нашей эры бумаги, философы, поэты, живописцы и зодчие Китая могли из поколения в поколение передавать друг другу веками накопленный опыт, фиксируя движение творческой мысли в руководствах и трактатах, игравших роль своеобразной школы мастерства. Подобно вехам отмечали эти правила на разных этапах уровень эстетического сознания, отражая периоды его взлета, застоя или упадка. Обращение к проверенным временем образам и формам как в теории, так и в художественной практике, их совершенствование путем длительного наслаивания новых достижений на старые способствовали формированию устойчивых правил. В пору расцвета средневековой культуры эти правила отличались гибкостью и широтой, служили мерилом высоких эстетических требований, предъявляемых к искусству. Они направляли в единое русло художественные поиски, содействовали выработке метода, систематизации взглядов и представлений. Однако не во все времена китайского средневековья, охватывающего собой около полутора тысяч лет, каноны играли прогрессивную роль. Рано расцветшая и вначале передовая по своим устремлениям феодальная культура Китая благодаря чрезвычайной замедленности темпов развития государства постепенно приобрела застойный характер, а бывшие прежде величайшими открытиями законы, утратив живую связь с жизнью, стали тормозом на пути ее поступательного движения. Эпоха феодализма в Китае столь велика по протяженности и своим свершениям, что включает в себя множество явлений самого разного порядка. В развитии феодальной культуры Китая, как и в развитии культуры древней, можно выделить несколько этапов, наиболее значительных с точки зрения художественных преобразований, имевших место в духовной жизни этой страны. Это ранний период (IV-VI вв.н.э.) - время начального формирования принципов китайской феодальной культуры. Период расцвета (VII—XIII вв.), когда происходило утверждение ведущих видов и жанров искусства, воплотивших наиболее совершенные и передовые достижения эпохи. Поздний период (XIV—середина XIX в.), связанный с известной стабилизацией жанров, воспроизведением прежних образов и тем. Этот огромный и неоднородный этап выявляет противоречивую картину завершающих столетий китайской феодальной культуры, приобретающей все более замкнутый характер. На протяжении эпохи средневековья художественная жизнь Китая достигла высокого расцвета. Сложившееся на базе высокоразвитой цивилизации искусство в пору своего расцвета охватывало самые разнообразные стороны жизни, воплощало в красоте и совершенстве архитектурных ансамблей, тонком очаровании пейзажных композиций, изысканности изделий декоративных ремесел гуманистическую направленность идеалов своего времени. Обладавшее уже на ранних этапах феодализма развитой и сильной художественной традицией, искусство Китая, естественно, служило образцом для ряда сопредельных стран. В свою очередь, китайской культурой многое было творчески воспринято от таких древних государств, как Индия, Иран, Афганистан. Типологическая близость культур ряда стран восточных регионов во многом определялась сходством конкретно-исторических форм феодализма и выросших на его базе религии, философии, эстетики. Воздействие индийского искусства активно сказалось на развитии раннесредневековой буддийской пластики Китая; иранские мотивы можно проследить в декоративном искусстве -керамике и тканях VTI-X веков.

Развитие китайского, как и всего восточного средневековья, имеет ряд общих черт и со средневековьем западным. Стремление к синтезирующему охвату всех жизненных явлений, к установлению их взаимосвязей, поиски выражения в каждой детали бытия идеи вселенной характеризуют в равной мере западную и восточную культуру феодального этапа. Вместе с тем особенности художественного мировосприятия, своеобразие исторических судеб, жизненных условий, климата и ландшафта Китая породили свои выразительные приемы, способствовали сложению неповторимой образной системы. Не случайно ведущее значение здесь получили иные, чем в европейских странах, жанры искусства. Как и в любой другой стране, мир природы был в Китае с глубокой древности объектом пристального наблюдения. Однако, в отличие от тех стран, где мерой всех вещей стал человек, через образ которого передавались ощущения жизни и представления о мире, в стране гор и обширных речных долин, где стихия засух и наводнений исстари властвовала над человеком, таким эталоном стала сама природа. Она превратилась в объект религиозного поклонения и философского осмысления. Под воздействием отношения к природе как к огромному космосу, малой частицей которого является человек, сформировалось художественное сознание китайского народа. Вся жизнь человека, вся его духовная деятельность стали соизмеряться с природой, а общение с ней превратилось в сложную и детально разработанную эстетическую систему. Открытие эстетической ценности природы обусловило в Китае сложение своеобразного пространственного мышления, вызвало гораздо более раннее, чем в других странах, возникновение самостоятельного жанра пейзажной живописи, на многие века завоевавшего ведущее положение в художественной жизни общества. Именно через природу люди того времени пытались осмыслить главные законы бытия. Естественно, что пейзажная живопись не исчерпывала всего многообразия тем и образов китайского средневекового искусства. В поисках наиболее всеобъемлющего выражения представлений человека о мире разные поколения на разных этапах обращались к эстетическим возможностям пластики, каллиграфии, живописи в ее многочисленных аспектах. Так, например, вместе с приходом в Китай в первых веках нашей эры религии буддизма, иконографические каноны которой отразили идеалы, сложившиеся за пределами этой страны, символический облик вселенной отождествился с образами милосердных и карающих божеств, населяющих небесные и подземные миры, а одним из ведущих видов искусства IV-VIII веков стала скальная храмовая скульптура. В XI -XIII веках, когда ортодоксальный буддизм пришел в упадок, уже не скульптура, а живопись и каллиграфия выражали пантеистическое сознание. Особенности искусства позднего средневековья с наибольшей полнотой выявились в архитектуре и художественных ремеслах. Но при всех изменениях в соотношении видов и жанров искусства эстетический идеал развитого китайского средневековья отчетливее всего воплотился в пейзажной живописи. Пантеистическое мировосприятие в период расцвета средневековой китайской культуры как бы подчинило живописи разнородные виды художественной деятельности, направив их в единое русло. Не будет преувеличением сказать, что живописное пейзажное начало стало господствующим, определяющим специфику поэзии, декоративных искусств. В ассоциативности мотивов художественных ремесел, в торжественном спокойствии и отчужденности от суеты средневекового китайского портрета прямо или косвенно отразилось то развитое чувство природы, то ощущение вечности и гармонического единства мира, которые так совершенно проявились в пейзажной живописи Китая. За частным мастера всегда видели всеобщее, сообщая каждой малости универсальную значительность.

Глубокое родство связывало также живопись и зодчество средневекового Китая. И архитектура, основанная на решении широких пространственных задач, и живопись являлись как бы различными формами выражения единых представлений о мире, подчиненных общим законам. Подобно художнику-пейзажисту, стремящемуся к фиксации не столько конкретных деталей местности, сколько к созданию образа мира в целом, где противоборствуют стихийные космические начала, китайский зодчий, для которого понятие дома включало понятие природного окружения, воспринимал создаваемые им дворцы и храмы как неотъемлемую часть необозримого природного ансамбля. В величавых архитектурных комплексах Китая нашел отражение всеобъемлющий взгляд на мир средневекового живописца. И хотя традиции зодчества были более древними, чем традиции живописи, только в пору зрелого средневековья, одновременно с совершенствованием мастерства пространственной композиции в живописи, китайские зодчие овладели неповторимым искусством использования природных просторов как живописного фона в своих садово-парковых ансамблях. Неустанное наблюдение природы, тяга к обобщению ее законов способствовали кристаллизации художественных приемов, превращению их в стройную систему. Результатом долгих художественных поисков явилось оформление картин в виде длинных горизонтальных и вертикальных свитков. Оно давало возможность средневековым живописцам Китая решить проблему пространства и времени в их неисчерпаемости, показать мир в его бесконечности и многообразии. Многометровый горизонтальный свиток, развертываемый в руках, предполагал постепенное ознакомление зрителя с его сюжетом, тогда как вертикальный, повешенный на стену, раскрывал перед ним, словно по волшебству, всю необъятную ширь мироздания. Отобранные длительной практикой выразительные приемы позволили китайским художникам высказывать свои ощущения разнообразными средствами. Символический по своей природе, тяготевший к выражению единства и бесконечности вселенной, китайский средневековый пейзаж, получивший название «шань-шуй» («горы-воды»), обобщил и синтезировал наблюдения над самыми характерными особенностями китайского ландшафта. Поэтому китайские картины не являлись натурными зарисовками. Весь их композиционный строй, особенности перспективы были рассчитаны на то, чтобы человек, их воспринимающий, ощущал себя не центром мироздания, а мельчайшей частью, подчиненной его законам. В китайских пейзажных композициях отсутствует линейная перспектива, замененная так называемой рассеянной перспективой, нет единой точки схода, пространство как бы распространяется ввысь, горные пики устремляются в небеса, хижины и лесные тропинки теряются в необъятных просторах природы. Мир вымысла сочетается в китайских картинах с миром реальности. И вместе с тем неиссякаемая ценность китайской пейзажной живописи заключается в том, что навеянные самой природой вдохновение и концентрация поэтических глубоких чувств сохранились для грядущих поколений независимо от того скрытого подтекста, который имел значение во время создания этих картин.

Китайская средневековая живопись, обобщившая высочайшие эстетические достижения своего времени, явилась значительным вкладом в художественную культуру человечества. Наряду с зодчеством она принадлежит к сокровищам мирового искусства. На протяжении всей эпохи средневековья остальные виды изобразительного и декоративного искусства как бы подхватывали и развивали основные идеи этих ведущих областей творчества.

Прежде, чем углубиться в изучение архитектуры, необходимо дать характеристику социально-экономического и политического развития, рассматриваемых периодов, повлиявших на развитие искусства в стране.

Время династий Мин и Цин первоначально являлись периодами возрастания мощи государственной власти и нового расцвета культуры и искусства, а затем застоя и упадка китайского феодализма.

В конце эпохи Юань крестьянское восстание свергло монгольское господство, и в 1368-ом году Чжу Юань-Чжан (первый император династии Мин) основал династию Мин. В истории Китая начался новый период , один из самых сложных и противоречивых.

В XV-XVI вв. одновременно с торжеством освобождения Китай переживает пору экономического расцвета и подъема культуры. Началось восстановление и новое строительство городов, возникают великолепные архитектурные ансамбли, расцветают ремесла и торговля. Развиваются мануфактуры раннекапиталистического типа. В науке происходит ряд новых открытий и изобретений. Быстро развиваются сельское хозяйство и промышленность, которые в средний период династии Мин достигли наивысшего расцвета. Следствием развития товарного хозяйства явился новый уровень подъема градостроительства. С одной стороны, началось строительство столицы Наньцзин (южная столица) и продолжилось строительство тех городов, которые были сформированы в период династий Сун и Юань. А с другой стороны, появилось много средних и малых городов. Одновременно получают новое развитие традиционные торговые, ремесленные и внешнеторговые города, например, Тайюань, Кайфен, Сиань, Ханчжоу, Цзи-нань, и многие другие.

В начальный период эпохи Мин в целях защиты от нападения других народов и от крестьянских восстаний началось большое строительство укрепительных сооружений городов. Каждый город, независимо от его размеров, перестраивал свои городские стены, около крупных строились целые оборонительные системы. Большинство городских стен сохранившихся до наших дней, было перестроено именно в этот период.

В годы правления династии Мин началась реконструкция и дальнейшие строительство Великой Китайской стены и оборонных городов на северной окраине Китая. В приморье также было построено много крепостей и приморских укрепленных городов. Строительство продолжалось около двухсот лет.

Но, несмотря на многие изменения и зарождение новых социально-экономических отношений, в феодальных институтах не происходило особых перемен. Минская династия сохранила черты средневековой системы, с громоздким бюрократическим аппаратом, самодержавной императорской властью, консервативной системой образования. Феодализм, выступавший в качестве реакционной силы, тормозил развитие экономики и духовной жизни, препятствовал развитию науки и искусства, вставал на пути каждого прогрессивного явления.

Спустя 267 лет после восхождения на престол первого императора Мин, в 1644-ом году, крестьянское восстание, под руководством Ли Чжи-Чэн, свергло династию Мин. В том же году Маньчжурская аристократия, к которой обратились за помощью феодальные правители минской династии, использовав плоды крестьянского восстания, захватила власть в свои руки, создав новую династию Цин.

С окончательным воцарением маньчжурской династии началась длительная полоса феодальной реакции, что надолго приостановило Китай в своем экономическом и культурном развитии.

В начале эпохи Цин, вследствие нестабильности власти, градостроительство развивалось медленно. Использовались минские столицы и дворцы. Через несколько десятилетий наступила золотая эпоха Цин (времена императоров Канси -1662-1723 гг и Цяньлун-1736-1796 гг). Именно в эти годы были перестроены пекинские дворцы и началось строительство императорских загородных парков на северо-западной окраине Пекина. В создании самого большого парка - парка Юаньминюань - прослеживались эстетические традиции парковой архитектуры древнего Китая, этот парк явился новой вехой в развитии искусства ландшафтной архитектуры.

Во все времена сады и парковые ансамбли Китая имели усложненную символику, были строго регламентированы по своему назначению: различались сады при императорских дворцах, императорских гробницах, храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых или литературы. Основной отличительной чертой пейзажных построений Китая являлась своеобразная канонизация особенно выразительных ландшафтных участков. Благодаря расцвету городской экономики, купцы и землевладельцы начали строить частные парки и сады в своих резиденциях. Такое явление было весьма распространенным в южных городах, в частности, в городах Сучжоу и Янжоу, которые сыграли важную роль в развитии паркового искусства Китая, противостоявшей другой школе - северной, основным достижением которой было строительство императорских парков. Деятельность этих школ показывает, какого высокого уровня достигло древнее парковое искусство Китая.

В периоды Мин и Цин изменилось соотношение видов искусств, выразившееся в выдвижении на первый план новых сфер творческой деятельности, которые отвечали потребностям жизни города. И если официальная культура характеризуется принципиальной ориентацией на прошлое, превращением некогда живых, наполненных реальным смыслом законов и правил в схематизированные каноны, то ростки нового наиболее явственно обнаружили себя в декоративных ремеслах, откликавшихся на живые запросы времени, зачастую менее скованных в своих образных решениях.

В минскую и отчасти цинскую эпохи сложились, как уже выше упоминалось, наиболее благоприятные условия для развития архитектуры, традиции которой в силу глубокой рациональности оказались жизнеспособны на протяжении довольно длительного периода.

В китайском искусстве нет стилевых вех, как в европейском. Периоды истории Китая связывают временным правлением того или иного императора или династии. В течение многих веков Китай развивался в рамках феодального строя. Социальная его структура изменялась чрезвычайно медленно, а культурные и хозяйственные преобразования связывались с именами отдельных правителей. Китайское искусство отличается от европейского, в первую очередь, своим многовековой привязанностью к традициям, заложенным еще в древности. Наверное, именно поэтому в истории китайской архитектуры почти не сохранилось имен архитекторов и зодчих.

Учитывая все эти особенности, можно предположить, что европейскому исследователю и историку, трудно в полной мере проникнуться и понять искусство и творчество мастеров Китая. Подтверждением этому служат исследования, посвященные этому вопросу, большинство которых отличает описательный характер.

Предлагаемое исследование - одна из немногих работ, посвященных изучению стиля китайской архитектуры периода эпох Мин и Цин в национальном искусствоведении.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые исследуется проблема комплексно, углубленно, введено в научный оборот русского и китайского искусствознания значительное количество художественных, эстетических понятий, проведено систематизирование предмета исследования, сформулировано общее научно-методическое представление о закономерностях художественной формы в пластическом искусстве. Эффективность исследования определяется также тем, что автор - дизайнер и поэтому свободен от традиционного описания произведений искусства, владеет основами структурно-тектонического анализа и размерно-модульной координацией.

Целью исследования является:

- анализ развития дворцовой архитектуры в развитие китайского зодчества периода эпох Мин и Цин;

- форм взаимодействия архитектуры Древнего Китая разных эпох;

- творчества архитекторов на примере дворцовых сооружений.

Данная цель предполагает решение нескольких задач. Это:

- изучение общего плана, орнаментальный декор фасадов архитектуры, описание художественных особенностей стиля сакрального пространства, декоративного экстерьера с учетом культуры Китая.

Задачи исследования заключались в изучении эволюции дворцовой архитектуры Древнего Китая в период с конца XIV- XIX вв.

Это предполагало:

- выявление специфики закономерностей развития архитектурных традиций Древнего Китая, в связи с особенностями традиционных архитектурных канонов;

- определение основных этапов развития архитектуры Китая в период эпох Мин и Цин;

- выявление специфики каждого периода и общих закономерностей, развития;

-анализ архитектурных особенностей ряда дворцовых сооружений в различных городах каждого периода;

- сбор и систематизация графических и текстовых материалов.

Объектом исследования является дворцовая архитектура с конца XIV по XIX век, прежде всего, дворцовые сооружения Пекина, Шеньяна и Синьяна и других крупных городов Китая.

Предметом исследования являются принципы использования традиций дворцовой архитектуры периода эпох Мин и Цин, рассматриваемые в двух аспектах: историческом и теоретическом, на основе анализа теоретических взглядов и творческих приемов китайских зодчих в течение периода с конца XIV по XIX век включительно.

МАТЕРИАЛАМИ И ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКОМ ИСЛЕДОВАНИЯ служили объекты дворцовых сооружений; многочисленные работы по истории Китая, истории философии, литературные памятники, описание отдельных городов, выполненные древними китайскими авторами различных эпох; многочисленные статьи, опубликованные в периодических изданиях как на китайском, так и на других языках, посвященная развитию архитектуры в Китае. Это труды древнекитайских философов, а также Е.А. Ащепкова, Б.П. Деники, Люй Фу-Сюйн, Хань Хинь Фе.

В первую очередь, хотелось бы отметить труд Е.А. Ащепкова «Архитектура Китая» (1). Автор подробно описывает все самые крупные архитектурные сооружения Древнего Китая. Большую часть своего труда Е.А Ащепков уделил архитектурным деталям, их конструктивным особенностям, построению, форме, орнаментальному декору, которой играет огромную роль в китайской архитектуре. При переводе на русский язык некоторых терминов характерных только китайской архитектуре, иногда возникают проблемы с написанием и транскрипцией, вследствие чего один и то же элемент в русскоязычной литературе называется по-разному. В данной работе используется терминология и написание китайских элементов архитектуры такая же как и в работах Е.А Ащепкова.

Пожалуй, среди советских и российских исследователей восточной архитектуры труды. Е.А.Ащепкова, занимает первое место, по систематизации особенностей китайской архитектуры начиная с древних времен и до периода правления императорской династии Цин.

Среди советских авторов хотелось бы отметить труд Б.П. Деники «Китай» (2). Это издание сохранило уникальные фотографии храмов и пагод Древнего Китая.

Одним из основных источников для работы над диссертацией послужил труд китайского искусствоведа Люй Фу-Сюйна «Канон «Као-Гун-Цзи» и развитие традиционного китайского градостроительного искусства» (3). Люй Фу-Сюйн перевел на русский язык большую часть древнекитайской книги «Канон «Као-Гун-Цзи», которая включает в себя основные положения китайской архитектуры и градостроительства. Люй Фу-Сюйн в своем труде отмечает основную особенность развития китайской архитектуры - многовековую приверженность традициям и канонам, передаваемым из поколения в поколение. В отличие от европейских исследователей, Люй Фу-Сюйн объективно подходит к изучению архитектуры Китая, не стараясь связывать конструктивные отличия разных эпох с возникновением нового направления в китайском искусстве, которое, в отличие от европейского, развивалось не по принципу зарождения новых стилей, подчас полностью противоположных предыдущим, а придерживалось канонов, заложенных в древности и дошедших до наших времен.

Среди китайских авторов издаваемых на русском языке хотелось бы отметить диссертацию Хань Хинь Фея «Традиции в современной китайской архитектуре» (4). В своей диссертации Хань Хинь Фея знакомит русскоязычных исследователей с китайской архитектурой после Культурной революции в Китае.

Большая часть данной работы основывается на изучении древнекитайских философских трактатов, переведенных автором.

Границы исследования определяются периодом подъема национальной культуры, наблюдавшемся с конца XIV по XIX век.

Методика исследования. Основным методом исследования выступает системный анализ конкретного материала, его оценка с позиций эстетической и конструктивной насыщенности отдельных форм художественной выразительности архитектурной пластики. В качестве оптимального метода исследования используется системно-структурный подход к композиционной проблеме взаимодействия искусств.

Методика исследования основывается на систематизации и анализе исторического материала, касающегося развития дворцовой архитектуры. Работа носит комплексный характер, обращено внимание не только на изучение архитектурных объектов, но и на рассмотрении социологических, экономических и политических аспектов, повлиявших на их создание, что позволило дать объективный, художественный анализ исследуемой проблемы.

Предполагаемый результат работы заключается во введении в научный оборот результатов исследования. Они могут быть включены в учебные пособия по истории архитектуры Китая для художественных вузов, а также виде справочного пособия для специалистов, работающих над реставрацией и консервацией памятников национального зодчества в настоящее время.

Основные положения диссертации раскрыты и отражены публикациях, в докладах на научных конференциях, как в России, так в Китае. Список трудов прилагается.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения в виде альбома иллюстраций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Архитектура периода правления императоров династий Мин и Цин на примере дворцовых сооружений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дворцовые сооружения периода правления императорских династий Мин и Цин, дошедшие до нашего времени и впитавшие в себя все основные принципы построения архитектурных форм предыдущих этапов истории Китая, сохранили для современных мастеров традиции национальной архитектуры.

Интенсивное строительство в Китае начинается с конца 14 в., после изгнания монголов. Этот период в искусстве, продолжавшийся почти до 18 столетия, можно назвать временем большого подъема архитектуры. Зодчество этой поры характеризуют грандиозный и могучий размах, цельность и единство стиля при разнообразии и богатстве замыслов. От этого времени сохранились в первоначальном виде или перестроенными позднее по старым образцам отдельные памятники и даже крупные ансамбли, городские районы. Облик современного Пекина, несмотря на многочисленные изменения, частично сохраняет черты характерные для минской архитектуры.

В наши дни, после долгих лет «культурной революции», завершившейся в 1976 году, китайский народ стремится наиболее полно понять и творчески переосмыслить все лучшее в культурном наследии прошлых лет и столетий. В последние годы наблюдается общая тенденция постоянно возрастающего интереса молодых китайских ученых-историков и искусствоведов к истории Древнего искусства своей страны. Как и древние ученые, они философски подходят к вопросу необходимости сохранения предметов старины, будь то древняя ваза или Буддийский храм.

Обращаясь к предметам старины, мы достигаем предела наших помыслов и вожделений. Человек наделен слухом, зрением, вкусом, обонянием, умом, сознанием и оттого не может не иметь влечения к звукам и цветам, и всяким ароматам. Встречая то, что ему любо, он радуется. Теряя то, что ему любо, он печалится. Посему, находя удовольствие в звуках, мы непрестанно стремимся услышать самые новые звуки мира, а, находя удовольствие в цветах, непрестанно стремимся увидеть самые яркие краски мира. Так же и обоняние наше влечется к ароматам. Вот почему людей, стяжавших богатство и знатность, влекут к себе жемчуга и шелка, пудра и румяна, пышные перья и меха, представления танцовщиц и певичек, драгоценные украшения, изысканные благовония и чудесные ароматы. Дни и ночи напролет услаждают они себя, забыв об удовольствиях иного свойства. Однако же Небо так распорядилось, что все длящееся в жизни становится нам в тягость и нас обременяет. Посему упоение вещами, достигая своего предела, обязательно открывает вам достоинства простоты и скромности, а крайнее возбуждение внезапно приводит нас к чистоте и покою духа. Стало быть, любители антикварных вещей любят изобилие цветов и звуков, но тот, кто до конца даст волю своим увлечениям, обратится к тому, что угодно разуму. Тогда он поймет, что в мире есть нечто беззвучное и лишенное аромата, но это - великий корень всего слышимого и наделенного запахом. Постигни же сей корень и воссоедини через него ветви, и тогда все звуки и цвета, и все имеющее аромат в мире обретет основу, и наше наслаждение никогда не исчерпает себя. Если же позволить увлечь себя течению преходящих чувств и не уметь возвращаться духом к корню всего сущего, рано или поздно все потеряешь, и тебя охватит отчаяние, которого и словами не высказать. Нет, так покоя в душе не обрести и судьбы своей не претворить. А не старинные ли вещи помогают нам обрести в душе покой и претворить свою судьбу?» - считают современные историки. (49)

Памятники эпох Мин и Цин, дошедшие до настоящего времени в лучшем состоянии, чем архитектура других времен представляют интерес для исследователей и последователей традиционной архитектуры.

В наши дни, когда формируется новая система мировой культуры, необходимо, чтобы китайская традиция сохранилась в ней как оригинальная особенность художественного мировосприятия огромного народа, выраженная в тысячелетнем опыте традиционных форм зодчества. Поиски методов использования традиций в новом современном строительстве Китая можно считать также и проблемой, имеющей огромное международное значение. "Язык" китайского зодчества выходит сегодня из исторической замкнутости и становится составной частью мирового языка архитектуры. Есть и положительные начинания, которые внушают уверенность, что государственная политика по охране памятников окажется успешной. Хочется надеяться, что взаимное изучение особенностей всех культур послужит делу обогащения архитектуры.

Важно понять, что традиции китайской цивилизации и культуры -это не ушедший в прошлое фольклор, а живой организм национальной культуры - это не одна из этнических культур в ряду других. Она является ядром особой цивилизации, одной из древнейших цивилизаций, существовавших на земном шаре.

Кьситайская архитектура, наполненная большим количеством материала для исследований и заимствования архитектурных образов, будет служить источником вдохновения для современных архитекторов и дизайнеров. И основная цель древнего мастера - достижение гармонии человека и природы все же будет первостепенной и для них.

 

Список научной литературыНе Чунь Хуэй, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств // Советское искусствоведение. -М., 1975.2 . Алексеев С. Архитектурный орнамент. М., 1954.

2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. -Т. 1-3. M.-JL, 19481955.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура; терминологический словарь. М., 1997.

4. Артамонов М. И., Культура и искусство Китая, М., 1952.

5. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

6. Архитектур стран Юго-Восточной Азии. М., 1960.

7. Ащепков Е.А. Архитектура Китая: Очерки. М., 1948-1955.

8. Ащепков Е.А. Вопросы истории архитектуры. М., 1958.

9. Белецкий П.А. Китайское искусство. М., 1981.

10. Бокшанин А.А Императорский Китай в XV в. М., 1976.

11. Бокшанин А.А. Современные историки КНР о проблемах феодализма в Китае. М.,1998.

12. Бринкман А.Э. Пластика и пространство. М., 1935

13. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Т.2. - М., 1935.

14. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

15. Васильев JI.C. Древний Китай. М., 1995.

16. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайского государства. -М., 1983.

17. Велыус В.А. Средневековый Китай. М.,1987.

18. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.

19. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -М.,1985.

20. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

21. Вонг Е. Фэншуй. -М., 1998.

22. Воронова О.П. Искусство скульптуры. М.,1981.

23. Всеобщая история архитектуры. В 2-х т. - М.,1958-1963.

24. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.

25. Гартман К.О. История архитектуры. В 2-х т. М., 1936-1938.

26. Герчук Ю.С. Структура и смысл орнамента //ДИ СССР. М., 1979.

27. ГлазычевВ.А. Эволюция творчества в архитектуре. -М.,1986.

28. Глухарева О. Памятники древнего зодчества.-.М, 1952.

29. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура Индии, Китая, Японии. -М., 1999

30. Денике Б.П. Китай JI, 1935.

31. Доронин Б.Г. История Династий Мини Цин. JI., 1976.32. Древний Восток. М.,1969.

32. ЖилкинГ. Рельеф. Композиционные принципы. М.,1995.

33. Залесская JLC., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. Л., 1979.

34. Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

35. Иконников А.В. Организация пространства и художественный37. язык архитектуры//Сов.искусствознание. Вып.23. - М.,1988.

36. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.,1985.

37. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. -М., 1971.

38. Искусство стран и народов мира. -Т.2. -М., 1963.

39. Искусство Китая. М., 1988.

40. История и культура Китая. М., 1974.

41. История религий Востока. М., 1998

42. Кадина И. Монументально-декоративная скульптура: Монография . М.:МГХПУ им. С.Г.Строганова, 1996.

43. Капица JI.JLi Древний город Пекин. М., 1962.

44. Каразинова В.И. Взаимосвязь архитектуры и строительной техники. -М., 1964.

45. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. -М., 1968.

46. Китай, его жители, нравы, обычаи. Спб., 1840.

47. Китай и китайцы. М., 1901.

48. Китай: история, культура и историография. М., 1977.

49. Китай: история, экономика, культура. М., 1975.

50. Китай и соседи в древности и средневековье. М., 1973.

51. Китай: общество и государство. М., 1973.

52. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М., 1999.

53. Крестовский И.В. Монументально-декоративная скульптура. Техника, технология. М.-Л., 1949.

54. Круковская С. Китай. Спб., 1904.

55. Лазарев Г. Сранительный анализ развития архитектуры Китая и Японии в XI-ХДв. М, 1988.

56. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей.: В 4 кн.-М.,1995.

57. Люй Фу Сюйн. Канон Као-Гун Цзи и развитие традиционного градостроительства. М., 1992.

58. Лян Сы-чэн, Традиции и наследство архитектуры Китая

59. Архитектура СССР, М., 1953.- №8.

60. Малявин ВВ. Гибель Древней империи. -М, 1983.

61. Малявин ВВ. Китай в XVI- ХУЛ в.: Традиции и культура. М, 1955.

62. Мелихов Г. К истории освоенияЦинской империей периферии северо-востока Китая. М.,1968.

63. Мельник А.А. Архитектурно-декоративная пластика: Основные закономерности построения рельефа. М., 1985.

64. Мельник А.А. Основные закономерности построения скульптурного рельефа. -М., 1985.

65. Мифологический словарь/Гл.ред.Мелетинский Е.М. -М., 1991.

66. Мифы и легенды в искусстве стран Юго-Восточной Азии.- М., 1990.

67. Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. -М.,1978.

68. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней. М., 1982.

69. Мурина Е.В. Проблема синтеза пространственных искусств. -М., 1962.

70. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий. М.,1991.

71. Общество и государство в Китае. М.,1989.

72. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк. -М., 1993.

73. Пенева Н. Фасадные элементы. М., 1986.

74. Полякова Н.И. Скульптура и пространство: Проблемы соотношения объема и пространственной среды. М., 1982.

75. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М., 1969.

76. Приходько П. И. Архитектурный ансамбль в ландшафтной среде стран Дальнего Востока. М., 1984.

77. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1972.

78. Симоновская Л. В., Юрьев М. Ф., Эренбург Г. Б., Очерки истории Китая, М„ 1956.

79. Система. Симметрия. Гармония. М., 1988.

80. Сидехменов В .А. Китай: страницы прошлого. М., 1987.

81. СмитА.Г. Китай и его жизнь.- Спб.,1904.

82. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. -М.,1990.

83. Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып.2. -М., 1976.

84. Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера: (Принципы, факторы, средства). М.,1996.

85. Социальная и социально-экономическая история Китая. -М., 1979.

86. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л., 1984.

87. Сюй Тао Китай и северные варвары. М., 1996.

88. Тайные общества в старом Китае. М.Д970.

89. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. -СПБ., 1998.89. .Хань Линь Фэй Традиции в современной китайской архитектуре М., 1998.

90. Фицджеральд СЛ. Китай. Спб 1998.

91. Цирес А. Искусство архитектуры. М., 1946.

92. Чекалов Ф.Л. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962.

93. Шевелев ИШ. Принцип пропорций. М., 1986.

94. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды. М., 1990.

95. Энциклопедия восточного символизма. -Кн.4. -М.,1996.

96. Юго-Восточная Азия в мировой истории. М.,1977.

97. Ван Джи-ле, Джо Дзу-Ган. Древне Китайская народная архитектура. - Пекин, 1989. (на китлз.)

98. Ван щун. История китайского искусства.- Шанхай, 1994. (на китлз.)

99. Хоу Жэнь-чжи. история Пекина,. Пекин, 1956. (на китлз.)

100. Jly Хьй, Лу ми. Искусство древний архитектуры Китая. Шанхай, 1995. (на китлз.)

101. Ду щиань джу, Ли мин. Китайская древняя архитектура по технологии ресаврации. Пекин. 1983(на китлз.)

102. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ. СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ДВОРЦА. ПЕКИН, ЭПОХА ЦИН.

103. ЗИМНИЙ Д В А Р Е Ц.Т А Й-Х О Д Е Н П Е К И Н,Х IV-X VH В Е К ил л. 41. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ. О БЩИЙ ВИД

104. ПЕКИН, XIV-XVUB Е к и л л. 5

105. ВОРОТА ТАЙХЭМЫНЬ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ П Е К ИН, X IV-X VII В Е К И Л Л. 6J

106. ЗИМНИЙ Д В О Р Е Ц. В О Р О Т А "В У МЭНЬ" пе к ин, xv1i-XX в ек, э П О X А ЦИН и л л. 7

107. ВЭНЫТУГЭ В ЗИМНЕМ ПЕКИН, XIV-X VD В Е К и л л. 8

108. ЗИМНИЙ Д 13 О РКЦ. ЗУ II ХОЗЙ динь ЭПОХА ЦИН

109. Е К И Н, X VII-X X в Е К И Л Л. 91. ДВОРЕЦ В ПЛАН'ВАНЬ ЭПОХА1. И лл1. ПЕКИ II Е Ч У н ТИН'мин. 11

110. ПЕКИН, ПАРКОВЫЙ ПАВИЛЬОН ЭПОХИ ПИН.пекин, xv1i-xx век и ji л. 12

111. ОБЩИЙ ВИД ПАВИЛЬОНОВ ИМПЕРАТОРК О Г О ДВОРЦА В П F, К И II К, XIV-XV1IB ЕКзимний ДВОРЕЦ. ФЛАГИЕНТ П О ТО Л К л II л к И Л > о IIянсииияи

112. П F. К И Н, XIV-XWB ЕК И Л Я. 14

113. ЗИМНИ fi ЗАЛ Т Э II Е К И Н,д в о 1' к ц. Их Э л Я II 1. xiv-xvnu Е К и л л. 151. ЗИМНИЙ

114. ДВОРЕЦ. ФЛАГМЕН ДЕТАЛЕЙ ПЕКИН, XIV-XV1B Ё К1. И Л Л. 16тконструкции 'доу-гун* эпоха цин, хм-х х в е к и л л. 201. ИЛ Л. 22

115. Схема китайского ордера. Доу-гун без „саян" (разных эпох)

116. Схема китайского ордера. Доу-гун с „саян" (разных эпох)

117. Д О у I УН С ОДНИМ -АН' И ТРЕМЯ В Е Р Т И К А Л Ь Н U М И С Т Р О К А М И 'ДАЙ

118. ЭПОХА ЦИП, ПЕКИН, XVI1-XXBEK1. И Л Л. 25

119. ДОУГУН С ОДНИМ "ЦЯО" ОДНИМ "АН' И ПЯТЬЮ ВЕРТИК АЛЬНЫМИСТРОК АМИ СТРОК АМИ'ЦАЙ'

120. ЭПОХА ЦИН ПЕКИН, X Vll- X X В Е К1. И Л Л . 26

121. Доу-гун с одним „цяо", одним „ан" и пятью вертикальными строками .цай"1. И Л Л. 27

122. Доу-гун с одним „ан" и тремя вертикальными строками ,цай"1. И Л Л. 28

123. Конструктивная схема китайского архитектурногоордера1. Построение прибой крыши

124. Схема здания и архитектурно-конструктивные детали. Династия Цин, XVIII в1. И Л Л. 30

125. РОСПИСЬ ДОУ-ГУНА ЭПОХА ЦИН, ПЕ К ИИ, XVD-X X В Е К И Л Л. 33дл у' 714 МлУШ t 11. и

126. ЭСКИЗ ДЕТАЛИ РОСПИСИ БАЛОК ЭПОХА ЦИН, XVD-XX в Е К и л л. 34

127. ФЛАГМЕНТ РОСПИСИ БАЛОК ЭПОХА цин, xvii-xx в Е к

128. ЭСКИЗ ДЕТАЛИ РОСПИСИ ЭПОХА ЦИН, XVD-XX в Е к и л л. зб1. БАЛОКл о к в к к1. ИЛЛ. .47I1 и 1. И Л Л. 38to л t J Г" 11. С^