автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Китайский костюм эпохи Мин

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Чжань Янь
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Диссертация по искусствоведению на тему 'Китайский костюм эпохи Мин'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Чжань Янь

Введение.2-

Глава 1. Характерные особенности костюма эпохи Мин.10

1.1. Особенности конструктивных деталей в зависимости от назначения, основные материалы, используемые в костюмах разного назначения.16

1.2. Основные составляющие национального костюма; головные уборы, Обувь.29

1.3. Ювелирные украшения: виды украшений, символика, их место в общем ансамбле костюма, основные материалы.44

Глава 2. Орнамент в китайской одежде эпохи Мин.

2.1. Основные типы орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, природный, эпиграфический, предметный.

2.2.0бщие закономерности создания орнаментальных композиций одежды периода правления династии Мин.100

Глава 3. Принципы создания единого ансамблевого целого в костюме эпохи Мин.117

3.1. Основные составляющие костюмного ансамбля: соотношение частей и целого в национальном костюме.125

3.2. Традиции костюма эпохи Мин в Китае и за его пределами. .139

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Чжань Янь

Предлагаемая работа «Китайский костюм эпохи Мин: орнамент, декоративные особенности и символика» посвящена изучению конструктивных и формообразующих особенностей национального костюма в период его наивысшего расцвета (эпоха династии Мин, 1368-1644 гг.). Костюм Эпохи династии Мин представляет собой одно из самых интересных явлений многовековой национальной китайской культуры. В нем отразились особенности исторического развития страны, социальных отношений, религиозных верований, эстетических представлений китайского народа.

При исследовании особенностей создания костюмного ансамбля определенной исторической эпохи, возникает необходимость анализировать его составляющие на трех и более уровнях; функциональном, этническом, семантическом и художественном, так как они тесно взаимосвязаны. Этот метод и тезис были положены в основу исследования.

Одежда имеет широкую область бытования, поэтому искусство украшения костюма интересно тем, что в этом виде материальной культуры отчетливо проявляются художественные тенденции определенной исторической эпохи. Китайский императорский двор поражал непосвященных роскошью и великолепием. И огромную роль в восприятии величия и могущества государственной власти играл придворный костюм, в определенных ситуациях предписываемый весьма строгими правилами этикета самому императору, всей императорской семье, а также и высшим государственным чиновникам, представлявшим для простого народа сильную и могущественную государственную власть и служащим как бы связующим звеном между великим императором и остальным населением огромной страны. Возрождение государственных иерархических отношений требовало четко оформленного канона, воплощенного в костюмных ансамблях, отразивших необходимые сословные различия. В эпоху правления династии Мин этим целям служила и тщательно продуманная и законодательно утвержденная разработка деталей, составляющих костюмный ансамбль императорской семьи и чиновников, его орнаментация.

Декоративное оформление костюма орнаментом подчинялось тем же задачам. В эпоху династии Мин мотивы орнамента запечатлели космическое осознание и фольклорно-поэтическое отношение к миру (солярные знаки, знаки земли, воды, огня и др.). С течением времени древние орнаментальные мотивы нередко утрачивали свой первоначальный смысл, теряли магическое значение, сохраняя декоративную выразительность. Буддизм оказал значительное влияние на сюжетику и образный строй не только культового искусства. Китайское искусство вообще часто синкретически сочетало древнейшие традиции и более новые для Китая буддийские сюжеты и образы.

Представления о мироздании еще в VI-III вв. до н.э. стали оформляться в Китае в философские школы. Одной из таких школ был даосизм, основное внимание уделявший природным закономерностям. Главной идеей даосизма является мысль о вечной изменчивости мира и естественности при i екагищил d nciv. .рсцссссз. Равновесие мира основано на гармонии и противоборстве противоположных начал - Ян и Инь, т.е. мужского и женского, света и тени, активных и пассивных сил. Даосизм воспевал природный мир и призывал человека следовать непосредственным законам естества, выступая против каких-либо ограничительных законов и правил.

Другая философская школа в Китае - конфуцианство - центральное место отводила системе морально-этических ценностей в жизни общества. Конфуцианство разработало целую систему правил для всех проявлений жизни в государстве, опираясь на культ предков и обращаясь к "золотым временам" древности с её обычаями подчинения младших старшим, подданных государю. Конфуций обосновывал свою теорию традиционными верованиями в божественную силу неба; в его учении небо выступает в качестве высшей целенаправленной силы, от которой зависит судьба жителей Поднебесной.

Идеи строго иерархического общества с жесткой регламентацией всей жизни, с культом императора, власть которого была сопоставлена с властью неба, стали опорой и поддержкой Ханьской империи. Так конфуцианство превратилось в официальное философское учение Китая на долгие века.

Древнейшие языческие, даосские, конфуцианские и буддийские религиозно-мифологические представления о мире так или иначе нашли отражение в системе китайского орнамента эпохи Мин. Орнамент использовался в Китае очень широко с глубокой древности. Именно он наиболее полно отразил особенности китайской философии и религии, китайского мирошзерцапии, ни»/««я» «а ср;;аг.:с:: тацию произведений других видов декоративно-прикладного искусства, например изделий из фарфора.

Эпоха Мин выбрана для исследования не случайно. Время династии китайских правителей Мин (1368-1644 гг.) - это очень важный период в развитии китайского государства. Изгнав монгольских завоевателей, в XIII веке захвативших Китай и установивших в стране жестокий экономический, политический и национальный гнет, императоры династии Мин восстановили хозяйственную жизнь и укрепили политическую мощь государства, превратив его в могущественную империю. Поэтому живопись этого периода отличается от прошлого усилением канонизации художественных приемов. Большое место в искусстве минского периода занимает жанровая живопись (это объясняется тем, что в литературе в это время получает развитие повествовательная линия, классический китайский театр находится на подъеме). В миниатюрах представлены образцы одежд того времени. Мастера бытового жанра создавали картины, иллюстрирующие старинные легенды и поэмы. В прикладном искусстве возросло производство многоцветного фарфора с пейзажными, жанровыми, растительными мотивами декора, повлиявшие и на Европу.

Во времена Мин расцвета достигла архитектура, окончательно утвердились принципы регулярной планировки городов с огромными комплексами дворцовых и храмовых зданий (Пекин, Нанкин). Сооружения приобретают динамичность, декоративность, расписываются яркими красками с применением позолоты и введением жанровых и пейзажных мотивов.

В искусстве костюма и его орнаментального украшения в эпоху Мин нашли отражение аналогичные тенденции. Искусство орнамента достигло больших высот, собрав лучшие традиции предыдущих периодов. Влияние минского орнамента на искусство следующих периодов, вплоть до сегодняшнего дня, было значительным.

Актуальность темы.

В настоящее время в Китае остро встала проблема возрождения национальных традиций. В русле этих тенденций становится актуальным изучение и анализ особенностей создания костюмного ансамбля в период его расцвета.

Целью настоящей диссертации является изучение костюмного ансамбля эпохи династии Мин, для этого нужно было рассмотреть следующее:

- рассмотреть конструктивные особенности китайского костюма эпохи династии Мин;

- раскрыть образно-семантическое содержание элементов декора и связь их с костюмом;

- рассмотреть исторические этапы изменения отдельных предметов, входящих в костюмный ансамбль;

- особенно важно выявить принципы, генезис отдельных форм художественного оформления костюмного ансамбля, их самобытность;

- рассмотреть влияние, которое оказали принципы создания костюмного ансамбля на традиционные формы одежды сопредельных стран: Японии, Кореи;

- показать взаимосвязь костюма с другими видами китайского искусства эпохи династии Мин;

- проследить связь костюма минского периода с последующим развитием китайского национального костюма.

Метод исследования. В диссертации был применен следующий метод. Образную и художественную систему костюма эпохи династии Мин необходимо рассматривать во взаимодействии с другими видами эпохи художественной культуры династии Мин (живопись, фарфор, ткани, используя системный искусствоведческий анализ конкретного материала и оценивая с позиций эстетической, семантической и конструктивной наполненности. Последовательное изучение художественно-образной сущности костюма разных сословий, конструкции, специфики формообразования, знакового изучения орнамента, и все это в сочетании с другими элементами, т.е. не в механическом соединении, а в виде тесной структурной взаимосвязи

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первую попытку комплексного исследования особенностей художественного решения китайского костюма этого периода в тесной взаимосвязи с культурой и искусством данного периода истории Китая. В формировании костюма минского периода выделяются доминирующие стилевые тенденции в истории декоративно-прикладного искусства Китая. Представлены и аргументированы основные признаки ансамблевой системы минского костюма, оказывавшие значительное воздействие на национальный костюм Китая вплоть до настоящего времени.

Практическая значимость работы. Теоретическая часть диссертации, публикации по теме, частично изобразительный материал были апробированы в спецкурсе "История костюма", который введен в учебный план кафедру ТИИ с 1998 г. Материалы диссертации могут найти применение как справочный материал в научно-исследовательских институтах этнографии, стать важным подспорьем в работе музеев, особенно при создании экспозиций, воссоздающих общую атмосферу такой важной в истории Китая эпохи, как династии Мин. Полученные результаты могут помочь найти новые оригинальные решения современным модельерам одежды.

Предполагаемый результат работы заключается во введении в научный оборот результатов исследования, которые могут быть использованы как практическая основа для дальнейших исследований в области изучения китайского традиционного костюма, системы его орнаментики, а также в учебных заведениях.

В силу определенных исторических причин подлинных хорошо сохранившихся образцов минских костюмов и тканей, украшенных орнаментом в настоящий момент осталось немного. К сожалению, эти образцы недостаточно хорошо изучены, тем более, что многие книги, посвященные данной проблематике не переведены на русский язык.

Комплексный подход к заявленной в диссертации проблеме определил и круг научных исследований, привлеченных в процессе работы: от обще теоретических, посвященных теории костюма, трудов по китайской истории, философии и культуре, до частных работ, в которых рассматриваются отдельные вопросы китайского декоративно-прикладного искусства эпохи династии Мин.

Большой материал накоплен российскими исследователями по истории китайского костюма. Книга Л. П. Сычева и В. Л. Сычева "Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве" впервые на основе комплексного изучения письменных свидетельств, реальных предметов и памятников изобразительного искусства освещает историю и семантику одежды китайцев ъ ту-бокой древности до начала XX века. Авторы исследования уделили внимание символике используемых в одежде изображений, в том числе орнаментальных мотивов.

В работе над диссертацией мы обратились к трудам, написанным на китайском языке. В современном искусствознании научные труды, посвященные китайскому орнаменту, немногочисленны. Имеющиеся материалы по китайскому орнаменту собраны, как правило, в альбомах с комментарием. Китайские исследования "История китайского костюма" (1994 г.) и "История китайского декоративно-прикладного искусства" (1990 г.) дают мало информации об орнаментальной системе.

Вышедшая в 1981 г. работа Шэнь Цунвэня "Исследования по древнекитайскому костюму" построена как комментарий к репродукциями и прорисовками (700 иллюстраций). Аннотированный иллюстративный материал (реконструкции форм костюма) собран в работах Чжоу Сюня и Гао Чуньмина "История китайского костюма" и "5000 лет китайского костюма". В 1986 r. вышла книга Чжоу Сибао "История древнекитайского костюма" с прорисовками, достойными внимания при изучении китайской одежды. Весь материал разбит по историческим периодам. Внутри разделов выделены материалы, посвященные мужской и женской одежде. Изобразительный материал дал толчок для дальнейших исследований.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и альбома иллюстраций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Китайский костюм эпохи Мин"

Заключение

Китайский костюм времени правления династии Мин (1368-1644) представляет весьма интересное и своеобразное явление в традиционной китайской одежде. Ансамбль традиционного китайского костюма минского времени является уникальным явлением в истории прикладного искусства не только Китая, но и всего мира. Его конструктивные особенности, символика цвета и орнамента, социально-иерархическая детерминированность определили специфику создания, использования и декорирования как деталей, так и всего ансамбля.

На основе анализа сохранившихся материальных памятников, научной литературы, художественных коллекций традиционный костюм периода Мин представлен в диссертации как ансамбль, в котором разнообразие достигается возможностью свободного варьирования элементов. При этом утилитарность, стилистическое и иерархическое значение составляющих костюм элементов, выбор материала и цвета были строго детерминированы обязательными для всех сословий требованиями, зафиксированными в специальных указах императора.

Китайский костюм, как одежда любого народа, отражает его представления об изяществе, рационализме и нравственности. Различные составляющие костюма - головной убор, обувь, ювелирные изделия - связаны с ансамблем и подчинены общей стилистике, будучи иногда дополнением, но не композиционным центром ансамоля. iy же роль в минском костюме играет орнамент, символика которого и смысловая наполненность почти не изменялись на протяжении веков.

Символика орнаментальной системы могла не только воплощать философские концепции (в частности, конфуцианские идеи иерархии общества), но и наполнять их определенной повествовательностью (особенно при использовании эпиграфических элементов).

Композиционное построение национального костюма обычно определяла его социальная направленность, частично связанная с пластическим искусством. При создании законченной композиции в ансамбле костюма, минские мастера исходили из его назначения и социального положения человека.

Структура костюма формировалась при помощи основных средств выразительности: массы, площади (для плоскостей), линией, материалами, которые способствовали выявлению конструктивных особенностей платья. В композиции костюма эпохи династии Мин особое значение придавалось силуэтному очертанию фигуры.

Основную роль в композиции минского костюма играет пластика. Движение помогало выявлению структурных и пластических особенностей костюма, чему способствовало «волнение» свободно падающей ткани, жесткое чередование складок, движение швов, рукавов, элементов отделки.

Принципы построения и декора традиционного костюма династии Мин позднее претерпели значительные изменения, что было связано с историко-политической ситуацией середины XVII в. Включение в ансамбль костюма чужеродных (манчжурских) элементов, нарушение стилистического и колористического единства способствовали усложненности и иивышспиия inoriuwi*. HZZTIZV.Z "СЗД112ГС мени.

Национальный костюм минского времени был востребован в дальнейшем уже не в основных, а «окраинных» сферах: в театре («Пекинская опера») и ритуальных действах (свадьба и погребение), где он

-161 служил скорее знаком, эмблемой, определяя время, место и значение события или персонажа.

В XX веке широкое практическое применение структурной формы китайской одежды эпохи династии Мин (многослойность, силуэтная четкость очертаний, выверенность пропорционального соотношения составляющих), принципов ее композиционного и декоративного решения определило характер изысканий современных китайских модельеров в современных моделях одежды.

Опираясь на результаты работ, проведенных в области моделирования, можно выделить два направления в использовании традиционных мотивов при моделировании одежды. Первое из них выразилось в обыгрывании образного строя традиционных орнаментальных мотивов национальной одежды в современных моделях путем широкого использования ярких цветовых сочетаний, элементов и деталей, сконструированных по мотивам китайской народной одежды. Второе направление связано с формированием цельных коллекций моделей с применением конструктивной формы традиционной одежды, ее пластических особенностей и образной системы древнекитайской одежды.

 

Список научной литературыЧжань Янь, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств // Советское искусствоведение. М., 1975.

2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1-3. - М.-Л., 1948-1955.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. М., 1997.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,1974.

5. Артамонов М. И., Культура и искусство Китая, М., 1952.

6. Ащепков Е.А. Архитектура Китая: Очерки. М., 1948-1955.

7. Белецкий П.А. Китайское искусство. М., 1981.

8. Бичурин (Иакинф) Н.Я. Китай, его жители, нравы, обычаи. -Спб., 1840.

9. Востока. Новосибирск, 1990.

10. Васильев Л.С. Древний Китай. М., 1995.

11. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998.

12. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

13. Вельгус В.А. Средневековый Китай. М.,1987.

14. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. М., 1962.

15. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. -М.,1985.

16. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.21. Вонг Е. Фэншуй. М., 1998.

17. Всеобщая история искусств. (Под общей редакцией Б.В. Веймара и Ю.Д. Колпинского). "Искусство", М., 1961.

18. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

19. Герчук Ю.С. Структура и смысл орнамента //ДИ СССР. М., 1979.

20. Гессе-Вартег Э.Китай и китайцы. Спб., 1900.

21. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура Индии, Китая, Японии. М., 1999

22. Денике Б.П. Китай Л, 1935.

23. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. -М., 1989.

24. Доронин Б.Г. История Династий Мин и Цин. Л.,1976.30.Древний Восток. М.,1963.

25. LicrcpiV.f китайской идеологии. — М.,1984.

26. Искусство стран и народов мира. -Т.2. М., 1963.

27. Искусство Китая. М., 1988.

28. История и культура Китая. М., 1974. Зб.История религий Востока. - М., 1998

29. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. -СПб., 1997.

30. Капица Л.Л. Древний город Пекин. М., 1962.

31. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. -М., 1968.

32. ЗЭ.Китай: история, культура и историография. М., 1977.

33. Китай: история, экономика, культура. М., 1975.

34. Китай и соседи в древности и средневековье. М., 1973.

35. Китай: общество и государство. М., 1973.

36. Козлов В.Н. Основы оформления текстильных изделий. М., 1981.

37. Кравцова М.Е. История культуры Китая. М., 1999.

38. Круковская С. Китай. -Спб., 1904.

39. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей.: В 4 кн.-М.,1995.

40. Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей. С.-Пб., 1998.

41. Лубо-Лесниченко Е, Древние китайские шелковые ткани и вышивки Vb. до н.э- III в. н.э. Л., 1961.

42. Малявин В.В. Гибель Древней империи. М., 1983.

43. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII в.: Традиции и культура. М., 1955.- ' ■«- ------- г^ г-> 1Г--------- \Л ОПЛ1

44. I ■ IVICU iriDrin Ы.и. Itru I uri V<\u/I .W. .,---

45. Малявин В.В. Конфуций. М., 2001.

46. Мелихов Г. К истории освоения Цинской империей периферии северо-востока Китая. М., 1995.

47. Мерцалова Н.Н. История костюма. М., 1972.

48. Мифологический словарь /Гл.ред.Мелетинский Е.М. -М., 1991.

49. Мифы и легенды в искусстве стран Юго-Восточной Азии.- Мм 1990.

50. Моде X. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. -М.,1978.

51. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней. М., 1982.

52. Мурина Е.В. Проблема синтеза пространственных искусств. -М., 1962.

53. Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения. М., 1999.

54. Неглинская М.А. Семантика и эстетика китайских ювелирных украшений периода Цин (XVII-начало XX вв.): Автореф.дис. -М„ 1998.

55. Неглинская М.А. Традид ионные китайские ювелирные украшения и шинуари (китайщина) в европейских ювелирных украшениях XVIII в. // Проблемы искусства Восточной и Юго-Восточной Азии. М.,1996.

56. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М., 1972.

57. Николаева Н.С. Япония Европы. Диалог в искусстве (середина XVI- начало XX вв. - М., 1996.. --------------- \г------ЯД ново

58. UJ.4/Uli(Cl/ t DU VI ■ u^^^upu I uw .»>., . ---бб.Одежда народов зарубежной Азии. Л.,1997.67.0рнамент всех времен и стилей. М., 1995.

59. Петрова И.В., Бабушкина Л.Н. Что вы знаете о японском костюме. -М., 1992.

60. Поспелов Г.Н. О природе искусства. М., 1969.

61. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л., 1972.

62. Рандхава М. Сады через века. М., 1981.

63. Симоновская Л. В., Юрьев М. Ф., Эренбург Г. Б., Очерки истории Китая, М., 1956.

64. Система. Симметрия. Гармония. М., 1988.

65. Сидехменов В.А. Китай: страницы прошлого. М.,1987.

66. СмитА.Г. Китай и его жизнь. Спб.,1904.

67. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М.- Л., 1934.

68. Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып.2. -М., 1976.

69. Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера: (Принципы, факторы, средства). М.,1996.

70. Социальная и социально-экономическая история Китая. М.,1979.

71. Стенли-Бейкер Дж. Искусство Японии. М.,2002.

72. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. -Л., 1984.

73. Сычев В.Л. Из истории китайского женского костюма (с древности до эпохи Сун) // Проблемы искусства Восточной и° —«—■■ Л ".I. ftj) 1 QQft1ЧУ> W UWv I > w . .

74. Сычев Л. П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

75. Сюй Тао Китай и северные варвары. М., 1996.

76. Тайные общества в старом Китае. М.,1970.

77. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. СПБ., 1998.

78. Фицджеральд С.П. Китай. Спб 1998.

79. Ван щун. История китайского искусства. Шанхай, 1994.

80. Место и функция национальных художественных традиций в современном искусстве: Сборник. Пекин, 1989.

81. Гробница Дин. Пекин, 1978. -В2тт.

82. Бянь Цун Цзун. История китайского декоративно-прикладного искусства. Пекин, 1990.

83. Ван Ци. Сань цай тухуэй (Собрание иллюстраций, рисующих Небо, Землю и Человека). VIII ханъ. Б.м., б.г. (Энциклопедия периода Мин).

84. Дай Чжэн. Краткая древнекитайской одежды. Пекин, 1988. 2Z.Z м феникса: Альбом. - Шанхай,1997.

85. Китайский орнамент (альбом). Пекин, б.г. .

86. Костюм в Пекинской опере: Альбом. Пекин,б.г. .

87. Лю Цзянь Пин, Яо Чжун Синь. Древнекитайский костюм. -Тянь Цзин, 1988.

88. Хе Чан Хуа. Китайский орнамент в фарфоре: Альбом. -Шанхай, 1997.

89. Хуа Нзн Юй, Чин Чюн-Чюн. История китайского костюма. -Пекин, 1994.

90. Хуа Нэн Юй, Чин Чюн-Чюн. История китайского костюма -Пекин, 1995.

91. Чан Чун. Китайский растительный орнамент: Альбом.-Шанхай, 1995.

92. Чжао Чао, Сюн Цунь Жуй. Парадные одежды и головные уборы. -Чэн Ду, 1996.

93. Чжоу Си Бао. История древнекитайского костюма. Пекин, 1984.

94. Чжоу Сюнь, Гао Чунь Мин. История китайского костюма. -Шанхай, 1984.

95. Чжоу Сюнь, Гао Чунь Мин. Древнекитайская традиционная одежда. Си Ань, 1988.

96. Чжоу Сюнь, Гао Чунь Мин. Древнекитайская одежда. Чун Цин, 1994.

97. Чжоу Сюнь, Гао Чуньмин. 5000 лет китайского костюма.----- ^ЛАГ1.Unl\wnI , I

98. Шэнь Цунвэнь. Искусство дракона и феникса. Гонконг, 1986.

99. Шэнь Цунвэнь. Исследования по древнекитайскому костюму. Гонконг, 1981.