автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Армянская литературная критика 70-80-х гг. XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Асмарян, Левон Ашотович
стр. П Р ЕД И СЛ О В ИЕ.'. 2
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗИ И ТЕНДЕНЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ 1870-1880-х гг.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ПЕРИОДИЧЕСКОМ ИЗДАНИИ "АРЕВЕЛЯН МА-МУЛ". МАТТЕОС МАМУРЯН. 35
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СТОРОННИКИ ГАЗЕТ "МЕГУ АЙАСТАНИ" И "МШАКА"
1. Литературная критика "Мегу Айастани". 60
2. Григор Арцруни и литературная критика в газете "Мшак". 91
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
РАФФИ - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК. 137
ГЛАВА ПЯТАЯ
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В ЖУРНАЛЕ "ПОРЦ". СТЕПАНОС ПАЛАСАНЯН.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
ВЫСОКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. (Предшественники западноар-мянских восьмидесятников). 214
1. Акоп Паронян - литературный критик. 214
2. Егиа Темирчидашян - литературный критик. 240
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЗАЩИТА РЕАЛИЗМ В ЗАПАДН0АРМЯНСК0Й ЛИТЕРАТУРЕ. 260
I. Арпиар Арпиарян. 260
2. Карапет Тюрян.281
3. Заладноармянские восьмидесятники. (Главные тенденции нового литературного движения в газете "Аревелк").291
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
НОВОЕ В ВОСТОЧНОАРМЯНСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ.319
1. Анализ "Гамлета" В.Шекспира.319
2. Литературная критика в журнале "Горц".326
3. Литературная критика в еженедельнике "Ардзаганк".337
4. Литературная критика в газете "Нор дар".355
ПОСЛЕСЛОВИЕ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ). .369
ВЫВОДЫ.371
Заключение научной работыдиссертация на тему "Армянская литературная критика 70-80-х гг. XIX века"
ВЫВОДЫ
1. В диссертации показан путь, пройденный армянской критикой 1870-1880 гг. Под влиянием теоретических взглядов Х.Абовяна и М.Налбандяна начался новый этап ее развития, когда внимание критики сосредоточивается на узловых вопросах литературы. Защита общественных идей в литературе велась в основном в периодической печати с помощью критики публицистического характера. Критика 1870-х гг., исходя из просветительских идей предшествующего периода, выдвигает на первый план не столько эстетическое, сколько нравственное содержание литературы и ее гражданственность.
2. Армянская литературная критика 1870-1880-х гг. шла самостоятельным путем. В этих условиях в органах печати прослеживаются специфические тенденции различных общественных течений, относительно путей развития и перспектив национальной литературы.
3. Армянская критика обращает особое внимание на переводы и переложения, которые являлись необходимым компонентом на пути к утверждению независимого и самостоятельного художественного мышления. Однако критика считала, что значение литературы обусловлено созданием собственных ценностей.
4. В этот период в армянской критике начинается борьба за утверждение в литературе реализма и высокой идейности. Несмотря на эти обстоятельства, романтизм того времени тоже был созвучен требованиям высокой идейности, ибо он следовал девизу искусство для жизни" и отрицал точку зрения отдельных защитников теории "искусство для искусства". Движущей силой передовой
- 372 армянской литературы и критики того периода становятся скептический и критический дух, самоанализ и самопознание. Передовая критика борется против устаревшей мелодрамы и отжившей свой век исторической трагедии, за развитие новой литературы и драматургии.
5.- В центре внимания критики стояли задачи развития романа как особо продуктивного жанра в литературе XIX в., а также поэзии и драматургии. На основе многочисленных фактов опровергаются отдельные попытки отрицания существования самобытной армянской литературы.
6. В 1870-е годы с новой силой ставится проблема освобождения западных армян и отражения этой проблемы в литературе, а) Важное место в критике занимал вопрос о создании единого языка, которому предстояло служить делу взаимопонимания, единения и освобождения армян; б) Особое внимание уделяется развитию программного политического романа; в) Критика впервые развивает теорию исторического романа, ставя историю на службу нуждам современной жизни; г) С идеей самопознания народа и национальной независимости связан выдвигаемый критикой вопрос о необходимости использования армянского фольклора.
7. Критика 1870-1880-х гг. стремилась обратить особое внимание общественности на русскую литературу XIX века, ее высокую художественность и способность ответить на первостепенные, злободневные вопросы времени.
8. Представители западноармянской литературы, ставя перед собой цель - сблизить литературу с жизнью, особо подчеркивают важность изучения здоровых истоков литературы восточных армян и использования ее опыта в западноармянской литературе, особенно идеи мужества в противовес упадочническим настроениям. Этапом утверждения реализма в литературе является движение задад-ноармянских восьмидесятников.'
9. Высший этап развития реализма этого периода - критический реализм - в силу целого ряда важных признаков был новым явлением в армянской литературе. Внимание армянских критиков обращается на идеи демократизма и народности.
Список научной литературыАсмарян, Левон Ашотович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Абовян X. Полное собрание сочинений, т.З, Ереван, 1948. Абов Г. Габриел Сундукян, Ереван, 1953. Адамян П. Сочинения, Ереван, 1956.
2. Авагян С. Маткриалы по истории досоветской прессы Карабаха,
3. Ереван, 1969. Арутюнян А. Ночной путник, Ереван, 1968. Арутюнян С. Габриел Сундукян, Ереван, I960. Арутюнян С. Творчество Раффи (см.Раффи, собр.соч., т.1, Ереван, 1962).
4. Арутюнян С. Раффи-критик (см.Раффи, собр.соч., т.9, Ереван,1964). Арутюнян Саркис. Манук Абегян, Ереван, 1971. Вольтер. Задиг или судьба, Константинополь, 1867. Воскерчян А. Основоположники армянской марксистской критики, Ереван, 1962.
5. Габриелян Г. История армянской философской мысли, т.З, Ереван, 1959.
6. Гегамянц Е. Армянские освободительные движения в XIX веке,
7. Баку, 1915. Гете. Вертер, Смирна, 1868.
8. Гукасян 3. Ленинская партийность литературы и армянское литера- 375 туроведение, Ереван, 1970. Даниелян К. Григор Арцруни (см."История новой армянской литературы", т.З, Ереван, 1964). Енгибарян Г. Рецензия, Тифлис, 1909.
9. Ерицян Ал. 0 Григоре Арцруни и его 25-летней литературной деятельности, Тифлис, 1890. Зарьян Р. Адамян, Искусство, Ереван, I960. Иоаннисян Аш. Налбандян и его время, кн.1, Ереван, 1955, кн.2, Ереван, 1956.
10. Лео, Григор Арцруни, тЛ, Тифлис, 1902, т.2, Тифлис, 1903, т.З,
11. Тифлис, 1905. Мамурян М. Сочинения, Ереван, 1966.
12. Манвелян Л. История литературы русских армян, Тифлис, I9II.
13. Манукян С. Левон Башалян, Ереван, 1969.
14. Маркарян А. Тигран Камсаракан, Ереван, 1964.
15. Мовсес Хоренаци, История Армении, Ереван, 1940.
16. Мхитарян М. Журнал "Юсисалайл", Ереван, 1956.
17. Мхитарян М. Из истории восточноармянской периодической печативторой половины XIX века, Ереван, 1976. Налбандян М. Полное собр.соч., т.2, Ереван, 1947. Налбандян М. Полное собр.соч., т.З, Ереван, 1940.
18. Раффи. Собр.соч., т.1, Ереван, 1962, т.7, Ереван, 1963, т.9,
19. Ереван, 1964, т.10, Ереван, 1964. Раффи. Самвел, Ереван, 1941. Раффи. 0 литературе, Ереван, 1958.
20. Рштуни В. Из истории армянских общественных течений, Ереван, 1956.
21. Саринян С. Раффи, Ереван, 1957. Саринян С. Литературные заметки, Ереван, 1964. Степанян Г. Арпиар Арпиарян, Ереван, 1955. Степанян Г. Акоп Паронян, Ереван, 1964.
22. Степанян Г. Силуэт истории западноармянского театра, т.2, Ереван, 1962.
23. Срвандзтянц Г. Торос ахбар, Константинополь, 1879.
24. Сю Э. Парижские тайны (с предисловием М.Мамуряна). Смирна,1868.
25. Тамразян Гр. Ширванзаде, Ереван, 1961.
26. Терзибашян В. История армянской драматургии, т.1, Ереван, 1959.
27. Тертерян А. Армянские классики, Ереван, 1944.
28. Товмасян Ст. Эстетические взгляды Паласаняна, Ереван, 1959.
29. Абовян X. Раны Армении, Ереван, 1977.
30. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики, М., 1968.
31. Ванслов В. Эстетика романтизма, М., 1966.
32. Вентури Л. Художники нового времени, М., 1956.
33. Гоголь Н.В. 0 литературе, М. , 1952.
34. Горький М. Собр.соч., т.27, М., 1953.
35. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т.З, М., 1967.
36. История русской критики, т.2, М.-Л., 1958.
37. Кеттл А. Введение в истории английского романа, М., 1966.
38. Кожинов В. Происхождение романа, М., 1963.
39. Кулешов В.И.История русской критики, М., 1972.
40. Лану А. Здраствуйте, Эмиль Золя!, М., 1966. Луначарский А.В. Собр.соч., т.8, М., 1967. Луния Б.Н. История индийской культуры, М., I960. Манн Т. Собр.соч., т.9, М., I960. Налбандян М. Сочинения, т.2, Ереван, 1970.
41. Очерки по истории русской журналистики и критики, т.1, Л.,1950. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма, Л., 1958.
42. Роллан Р. Собр.соч., т.14, М., 1958.
43. Сучков Б. Исторические судьбы реализма, М., 1967.
44. Толстой Л.Н. 0 литературе, М., 1955.
45. Тэн-И. Философия искусства, М., 1933.
46. Шкловский В. Тетива о несходстве сходного, М., 1970.
47. Чехов А.П. 0 литературе, М., 1955.
48. Шиллер Франц. История западноевропейской литературы нового времени, т.2, М., 1937. Фрид Я. Стендаль, М., 1958. Чернышевский Н.Г. Избр.сочинения, М.тЛ., 1950.
49. Периодическая печать (на армянском языке)
50. Андес амсореа", 1887, 1888, 1889 гг. "Ардзаганк", 1890 г.
51. Банбер граканутян ев арвести", кн.1, 1903, С.Петербург, кн.2,1904, С.Петербург. "Гракая ев имастасиракан шаржум", т.1, 1883, т.2, 1883, т.З, 1885.•"Горц" 1882 № I, 1884 - В I. "Еркрагунд" 1883, 1888 гг.
52. Масис" 1880, В 2725, 1881 19 января, 26 марта, 1884 - J&№ 3607, 3734, 3739.
53. Нор дар", 1887, В 201, 1888, Jfe№ 40, 42, 1889, Ш 176, 183, 204,1890, М 40, 196, 197. "Порц", 1876, В 2, 1877-1878, Ш I, 3, 4, 1879, В 2, 1879, В II, 1880, № I, 8-9.