автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Арсений Несмелов: Поэтическая судьба в контексте переломной исторической эпохи

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Царегородцева, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Арсений Несмелов: Поэтическая судьба в контексте переломной исторической эпохи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Царегородцева, Татьяна Ивановна

Введение.

Глава I. Творческое становление Арсения Несмелова: поиски адекватного поэтического самовыражения.

1.1. Бытовая эмпирика ранних произведений

А. Несмелова («Военные странички»).

1.2. Футуристический опыт А. Несмелова.

1.3. Преодоление творческой смерти и культ поэзии как ремесла.

1.4. Харбинская эмиграция А. Несмелова и формирование нового поэтического мышления.

Глава II. Поэтическая историософия зрелого Арсения Несмелова.

Сборник «Белая флотилия» как итог пути поэта.

2.1. Своеобразие мотива изгнания в эмигрантской лирике

А. Несмелова.

2.2. Поэтический диалог о Китае (А. Несмелов и Н.Гумилев)

2.3. Апокалипсис русской истории (тема войны и гибели России в сборнике «Белая флотилия»).

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Царегородцева, Татьяна Ивановна

Творчество наиболее яркого представителя восточной ветви русского литературного Зарубежья Арсения Ивановича Митропольского-Несмелова (1889-1945 г.г.) стало объектом читательского и исследовательского интереса сравнительно недавно. Это было вызвано в первую очередь идеологическими причинами (Несмелов воевал в годы гражданской войны в армии Колчака и тайно эмигрировал в Харбин, считавшийся центром белогвардейцев); другая причина заключается в научной установке на европейский приоритет, согласно которой эмигрантская литература в ее лучших образцах существовала только в Европе и была представлена несколькими именами, такими, например, как В. Набоков, М. Цветаева, Вл. Ходасевич, Г. Иванов. Между тем, в последнее время все больше утверждается мнение, что фигура А. Несмелова претендует на столь же серьезное внимание, что и перечисленные выше имена.

В свое время и советская, и эмигрантская критика достаточно высоко оценила творчество этого поэта. Известны положительные отклики на его стихи Б. Пастернака, Н. Асеева, В. Итина, Г. Адамовича, Ю. Терапиано и других, причем западная пресса отмечала прежде всего особый, не характерный для европейской эмиграции «суровый», мужественный и уверенный тон его поэзии.

На современном этапе начало изучению творческого наследия А. Несмелова положили Е.В. Витковский и А.В. Ревоненко, осуществившие ряд публикаций его стихотворений в периодической печати и подготовившие издание книги произведений А. Несмелова «Без Москвы, без России» (М., 1990), включающей все известные 4 прижизненные поэтические сборники, стихотворения, не вошедшие в их состав, и прозу поэта. Е.В. Витковским была составлена первая творческая биография Несмелова, намечены пути дальнейшего исследования его поэзии и прозы.

Первые отклики на публикации произведений Несмелова носили по преимуществу критический, обзорный характер, касались отдельных тем, образов, мотивов его творчества (заметки и статьи JL Хаиндравы, Б. Можаева, Ю. Иванова и других). Первичное освоение наследия А. Несмелова и ряд мемуаров о харбинской эмиграции, опубликованных и ставших доступными в последнее время (В. Перелешин, Ю. Крузенштерн-Петерец, Е. Рачинская, Е.П. Таскина), стали той необходимой базой, которая сделала возможным научное осмысление художественного дара А. Несмелова.

Со второй половины 90-х годов творчество А. Несмелова стало предметом диссертационных исследований. В трех диссертациях (Цзяо Чень, Сюй Гохун, Лю Хао), посвященных харбинской литературной эмиграции, ему отведены отдельные главы. Первым монографическим исследованием стала диссертация Трусовой И.С. (Владивосток, 2000), которая рассматривает творческую эволюцию Несмелова в контексте литературного процесса первой половины XX века. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет часть работы, посвященная владивостокскому периоду творчества поэта, мало известному его исследователям. Диссертантом введены в научный обиход неизвестные ранее публикации поэтических текстов А. Несмелова, сделан обстоятельный обзор местной критической прессы.

В диссертации Трусовой И.С. впервые выдвигается положение об акмеистической ориентации Несмелова. Принимая в целом этот 5 тезис, мы, тем не менее, хотели бы его откорректировать. Опираясь на труды Б. Эйхенбаума, JI. Гинзбург, В. Жирмунского, взятые за методологическую основу исследования, автор диссертации понимает акмеизм в духе академической школы литературоведения, как «апелляцию к бытию, данному в категориях вещности, плотности, в непосредственно чувственном его восприятии»1. Как известно, это первоначальное представление об акмеизме существенно дополнено и переосмыслено современной наукой. Сейчас установлено, что своеобразие акмеистической поэтики заключается не столько в ее вещественной предметности, сколько в многослойности, культурной полигенетичности ее образов и мотивов.

Вопрос о влиянии на творчество А. Несмелова поэтических традиций акмеизма требует специального рассмотрения. Поэты, с именами которых связывают становление этого направления, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, представляют собой вершину поэтических достижений XX века. Признанная ныне незаурядность творческого дара А. Несмелова нуждается, тем не менее, в аргументированном обосновании. Таким обоснованием должен стать анализ его лирики в контексте поэзии ведущих имен эпохи. Правомерность данного научного подхода обусловлена сознательной, на наш взгляд, установкой А. Несмелова на характерную для акмеистов поэтику литературного диалога.

Постановка и решение данной проблемы и составляют актуальность нашего исследования.

Общим местом в работах, посвященных А. Несмелову, стало утверждение о том, что его творчество представляет собой поиски

1 Трусова И.С. Арсений Несмелов: Поэтическая биография: автореф. дис. . 6 собственного стиля, определившие сложное становление его поэтической личности. В связи с этим, целью исследования является выяснение закономерностей и особенностей его внутренних творческих метаморфоз, обусловленных экстремальными событиями времени. Начиная свой творческий путь в русле традиционной реалистической манеры, Несмелов приходит к осознанию ее анахронизма, ощущая необходимость нового поэтического метода, адекватного исторической эпохе. Об этом свидетельствует его внимание к авангарду - искусству нового времени, с которым он соприкоснулся по окончании гражданской войны. После вынужденной эмиграции его художественные поиски ведутся уже в ином направлении. Чувство утраты живой культурной почвы и вызвало, на наш взгляд, притяжение Несмелова к акмеистам, чья поэтика являлась следствием актуализации культурной памяти. Диалог с «большой литературой» способствовал росту его профессионального мастерства.

Задачи исследования, определенные в соответствии с заявленной темой, состоят в следующем:

1. Выявить внутреннюю логику основных этапов творческого пути А. Несмелова в их зависимости от перипетий жизненного пути поэта, непосредственного участника кардинальных событий переломной эпохи.

2. Рассмотреть творчество А. Несмелова в контексте ведущих поэтических тенденций русской литературы начала XX века, выяснить степень их влияния на творческое самоопределение поэта. канд. фил. наук - Владивосток, 2000.- С. 14. 7

3. Определить адресатов поэтического диалога А. Несмелова на основании цитатного подтекста его лирики.

4. Раскрыть своеобразие историзма как доминанты художественного мышления зрелого поэта.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Поэтическая судьба А. Несмелова, обусловленная трагическими обстоятельствами эпохи, представляет собой путь от традиционного реализма к обретению принципиально иного художественного видения, сформированного под влиянием акмеистической поэтики с ее установкой на культурную память.

- Временное соприкосновение с авангардным искусством явилось следствием сознательного творческого разрыва Несмелова с исчерпавшими себя старыми художественными формами. «Футуризм» Несмелова оказался лишь ироническим освоением формальных приемов, испытанием собственного профессионализма.

- В условиях харбинской эмиграции происходит переосмысление исторических событий прошлого и, соответственно, смена характера историзма: традиционная позиция «поэт в истории» меняется на противоположную -«история в поэте».

- Целостность итогового сборника Несмелова «Белая флотилия» обусловлена единой историософской концепцией, в основе которой представление о гибели старой России как ее роковой участи.

- Новое историческое мировоззрение Несмелова сложилось в диалоге с ведущими поэтическими системами «серебряного» 8 века (А. Блок, И. Анненский, А. Ахматова, Н. Гумилев, О.

Мандельштам).

Научная новизна работы состоит в том, что в диссертации впервые рассматривается концепция истории А. Несмелова, сложившаяся в диалоге с философской и художественной мыслью начала XX века.

Предметом исследования является специфика художественного зрения А. Несмелова, отразившаяся в выборе поэтических тем, в характере лирической образности его произведений.

Материалом для исследования послужили преимущественно лирические сборники А. Несмелова, организованные им самим и изданные при жизни поэта. Выбор этого материала обусловлен тем, что поэтическое наследие Несмелова до сих пор не представлено в полной мере в имеющихся изданиях. В диссертации не ставится целью специальный анализ поэм Несмелова, так как это требует особого, на наш взгляд, исследования в ракурсе другой методологии.

В работе использованы материалы литературно-критических статей, написанных современниками Несмелова, воспоминания о поэте, опубликованные в эмигрантской печати, новейшие исследования его творчества.

Методология исследования обусловлена эстетическими и мировоззренческими установками А. Несмелова. При изучении раннего творчества поэта были использованы традиционные историко-культурный и сравнительно-типологический методы исследования текста. Особенности поэтики зрелого Несмелова вызвали обращение к иной методологической основе, предложенной в коллективной работе «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма» (авторы: Левин Ю., Сегал 9

Д.М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В.). Эта методология предполагает выявление подтекстовых цитатных слоев, сквозных поэтических парадигм, связывающих отдельные тексты в единый лирический сюжет.

Апробация работы. Отдельные положения диссертационного исследования излагались в ходе выступлений на межвузовской научной конференции «Судьбы отечественной литературы» (Магнитогорск, 1995), на межвузовской научной конференции «Художественная индивидуальность писателя и литературный процесс XX века» (Омск, 1995, 1997), на международной научной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» (Омск, 1997), на региональном симпозиуме «Национальный гений и пути русской культуры: Пушкин, Платонов, Набоков в конце XX века» (Омск, 1999), на региональной научной конференции «История литературы в культурологическом измерении» (Омск, 2001).

Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров, посвященных литературе русского Зарубежья .

10

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Арсений Несмелов: Поэтическая судьба в контексте переломной исторической эпохи"

Заключение

Поэтическая судьба Арсения Ивановича Несмелова складывалась в прямой зависимости от времени. Благодаря активной жизненной позиции, деятельной натуре, он стал участником основных исторических событий эпохи, лично пережив ее трагические катаклизмы. Творческая эволюция поэта свидетельствует о его чуткой реакции на перемену духовной атмосферы в России и в целом отражает основные тенденции русской поэзии начала века. Ощущая себя в потоке времени, Несмелов начал свой творческий путь как поэт, откликающийся на реалии самой жизни. Тематика его первых стихотворений непосредственно связана с фактами его биографии. Реалистическое зрение стало доминантой его художественного дара и не было утрачено им и в зрелый период творчества. Однако в контексте культурной переломной эпохи традиционный реализм уже не был искусством времени. Поэтические достижения в этот период были связаны с различного рода модернистскими исканиями. Отсутствие реакции на них у раннего Несмелова объясняется тем, что его внутреннее самочувствие поначалу не было самочувствием поэта. Осознание себя поэтом пришло к нему позже и именно тогда, когда он оказался в стороне от новой социальной реальности. Попытка приобщения к бытию постреволюционной России сблизила его с футуристами, но, примеряя на себя роль поэта нового времени, он внутренне дистанцируется от него, оставаясь чуждым мировоззренческой основе нового искусства. Прикосновение к авангардной поэзии оказалось на деле лишь внешним усвоением формальных футуристических принципов. Ощущая свою непричастность к новому витку истории, Несмелов понимает, что не

140 может быть поэтом современной формации, отсюда ирония по отношению к себе как поэту-«футуристу».

Выход из событийного потока времени, утрата своей социальной роли обусловила внимание Несмелова к собственно эстетической сфере искусства. Он стремится к обретению адекватного стилевого самовыражения, отвечающего его новому мироощущению поэта-«изгоя». Следствием этих творческих поисков стал сборник «Уступы». Здесь живая реакция на происходящие события, опора на непосредственный жизненный опыт, что было характерно для ранней поэзии Несмелова, уступает место поэзии как «мастерству», как «медленной науке». Поэт, изгнанный из жизни, переставшей быть для него источником творческого вдохновения, усилием воли, упорным трудом создает свой стих. Позиция поэта-«труженика» обретена Несмеловым не без влияния О. Мандельштама, творчество которого оказалось ему особенно близким. Мандельштам был одним из тех художников, кто стал для Несмелова образцом героического сопротивления удушающему времени.

В эмиграции завершается формирование поэта. Харбин становится для Несмелова своего рода сферой инициации, или тем «дном» исторического бытия, которое стало одновременно и местом рождения, то есть обретения нового поэтического мировидения. Именно в Харбине происходит переход поэта из пространства истории в пространство культурной памяти: из реального времени в «мемуарное время». Как и акмеисты, Несмелов воспринимает сферу поэзии как особую, теперь единственно возможную форму культурного бытия. Естественным следствием такого перехода стало усвоение Несмеловым основного принципа акмеистической поэтики - принципа литературного диалога: поэт ведет разговор уже не с

141 современником-читателем, а со своими предшественниками-поэтами. Этим вызвано появление широкого цитатного подтекста в его зрелой лирике. Стихотворный текст становится своего рода пересечением различных поэтических голосов. Литературная авторитетность этих голосов свидетельствует о глубине его творческой зрелости. Особенность диалога Несмелова со своими предшественниками заключается в том, что этот диалог становится у него, как правило, тематически определенным. Если с Мандельштамом он ведет разговор о мужественном противостоянии поэта времени, то Гумилев становится его собеседником в размышлениях о Китае - мнимом пристанище духа, уставшего от борьбы. Анненский и Ахматова открывают ему тему «серебряного» века как заката русской классической культуры, а Блок осознается им как центральная фигура умирающей эпохи.

Новое поэтическое мышление Несмелова обусловило особую структуру его последнего прижизненного сборника «Белая флотилия»: он выстраивается поэтом как итоговый, причем в двояком смысле. Это итог личной творческой судьбы поэта и одновременно итог культуры, к которой он принадлежал. Стихи в сборнике представляют собой, как правило, воспоминания, связанные с фактами личной биографии поэта (родина детства, война, революция), но те же события представлены здесь как конечные этапы истории России. Трагическая участь Петровской России становится общей темой поэтического диалога Несмелова с названными выше поэтами. Ретроспективный взгляд на историю, поэтическая рефлексия позволяют понять глубинный смысл произошедших исторических катаклизмов. История премещается в иное, метафизическое измерение, обнажая перед поэтом роковую

142 предопределенность событий. Убеждение акмеистов в том, что смысл истории принадлежит поэту, нашло глубокий отклик у Несмелова и укрепило его творческую волю.

Поэтическая историософия Несмелова является наиболее значительным его вкладом в русскую литературу. Судьбу России он воспринимает в апокалиптическом ракурсе. Историческая катастрофа осмысляется Несмеловым как возмездие исчерпавшей себя петербургской культуре, оказавшейся бессильной перед натиском разрушительной варварской стихии. Его концепция истории выстраивается как ответ на возникшие в начале XX века философские и художественные версии будущего России. Несмелов полемизирует с той частью творческой интеллигенции, которая уповала на обновляющую функцию революции. Он не видел никакого созидающего пафоса в революционных преобразованиях. Развязанность грубого насилия, торжествующего на Родине, поэт считал завершением процессов, начавшихся с гибели Пушкина, воплощающего для него идеальную основу национального бытия в его целостности. Несмелов отрицает также идеализацию Востока как духовной прародины России. С его точки зрения, «исход к Востоку» способствовал не обновлению, а поглощению самобытности русской культуры, реальным доказательством чего для него стала участь Харбина.

В целом, представление Несмелова об истории можно пояснить в контексте идеи Шпенглера о Петровской России как исторической псевдоморфозе. Революционное возмездие Петербургу поэт объясняет тем, что чуждые формы европейской цивилизации не способствовали развитию национально-культурной самобытности и вместо свободного роста собственных творческих сил вызвали

144

 

Список научной литературыЦарегородцева, Татьяна Ивановна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Митропольский А. Военные странички (Рассказы и стихотворения). - М., 1915.- 48 с.

2. Несмелов А. Стихи. Владивосток, 1921. -63 с.

3. Несмелов А. Тихвин (Повесть). Владивосток, 1922. -14 с.

4. Несмелов А. Уступы (Стихи). Владивосток, 1924.

5. Несмелов А. Кровавый отблеск. Харбин, 1928.

6. Несмелов А. Без России. Харбин, 1931.

7. Несмелов А. Через океан. Шанхай, 1934.

8. Несмелов А. Полустанок. Харбин: Белышев, 1938.-30 с.

9. Несмелов А. Протопопица: Поэма. Харбин: Гаммер, 1939.-16с.

10. Несмелов А. Белая флотилия. Харбин, 1942.

11. Несмелов А. Избранная проза: Под ред. и с коммент. Э. Штейна. Orange: Antiquary, 1987. -151 с.

12. Несмелов А. Без Москвы, без России. Стихотворения. Поэмы. Рассказы / Сост. и коммент. Е.В. Витковского и А.В. Ревоненко, предисл. Е.В. Витковского . М.: Московский рабочий, 1990. -461 с.

13. Несмелов А. Без России. Собр. стих. / Предисл. Штейна Э. -Orange, 1990. -Т. 1.

14. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна.-1921.- 30 января (17 января).

15. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна.-1921.- 15 февраля (2 февраля).

16. Несмелов А Стихи 11 Дальневосточная трибуна.-1921. -20 февраля (7 февраля).

17. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна.-1921,- 27 февраля (14 февраля).

18. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна. -1921.-6 марта (21 февраля).

19. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна. -1921. -27 марта (14 марта).

20. Несмелов А. Жестокий день (рассказ) // Дальневосточная трибуна. 1921. - 7 апреля (25 марта).

21. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна. -1921.- 10 апреля (28 марта).

22. Несмелов А. Сквозь рухнувшие этажи (О творчестве Н. Асеева) // Дальневосточная трибуна. -1921.-10 апреля (28 марта).145

23. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна.- 1921.- 24 апреля (11 апреля).

24. Несмелов А. Крыса (рассказ) // Дальневосточная трибуна. -1921. -1 мая.

25. Несмелов А. Стихи // Дальневосточная трибуна. 1921.- 15 мая.

26. Несмелов А. Тысяча девятьсот четырнадцатый (Главы из поэмы) //Врата.- 1934.-Кн. 1.-С. 12-17.

27. Несмелов А. Неронов сестерций // Врата. -1935. -Кн. 2. С. 1726.

28. Несмелов А. Перед последним боем // Вселенское дело: Сб. 2. -Рига, 1934. -С.3-6.

29. Несмелов А. Прощенный бес. Цикл стихотворений // Новый журнал. -1973. -март.

30. Несмелов А. О себе и Владивостоке // Рубеж.-1995.-№ 2.-С. 228.

31. Дозоров Н. Только такие. Харбин, 1936.

32. Дозоров Н. Георгий Семена: Поэма. Берн, 1936.

33. Анненский И. Лирика. Л., 1979.- 368 с.

34. Асеев Н.Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1967.-734 с.

35. Ахматова А. Соч.: В 2 т. М., 1997.- Т. 1.-448 с.

36. БлокА. Собр. соч.: В 8 т.-М.-Л., 1960-1963.-Т. 1-3.

37. Венок Пушкину. Из поэзии первой эмиграции / Сост., предисл. и коммент. М.Д. Филина. М., 1994. -288 с.

38. Гесиод. Работы и дни // Вересаев В. Собр. соч.: В 4 т. ОГИЗ, 1978.-С. 325-327.

39. Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 6 т. М., 1952.- Т.1- 351 с.

40. Гумилев Н. Соч.: В 3 т. М., 1991.- Т. 1. -590 с.

41. Маяковский В.В. Собр. соч.: В 12 т.-М., 1978.-Т. 1-2.

42. Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990.- Т. 1.- 638 с.

43. Овидий. Метаморфозы. М., 1977.- С.33-35.

44. Островский А.Н. Собр. соч.: В 12 т. М., 1974. -Т. 3.-559 с.

45. Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. -Т. 1.- 751 с.

46. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 т. М., 1957.- Т. 4.-640 с.

47. Северянин И. Стихотворения и поэмы. М., 1990.- 493 с.

48. Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л., 1990.-800 с.

49. Лермонтов Ю.М. Собр. соч.: В 4 т. Л., 1980.- Т. 2.- 575 с.1.

50. Библиография русской зарубежной литературы. 1918-1968. / Сост. док. фил. наук Л.А. Фостер. GK HALL CO.,70 LINCOLN STREET, BOSTON, MASS, 1970. -T. 2.

51. Русская эмиграция. Журналы и сборники на русском языке. 1920-1980. Сводный указатель статей. The Russian emigration. Jornais and Miscellanea 1920-1980. General index of Articles.146

52. Hinrichs J.H. Verbannte Muse. Miinchen, 1992.

53. Stephan J. John. The Russian Far East ("A History"). Stanford University Press. Stanford, California, 1984.-C. 133-245.

54. Адамович Г. Рец.: Арсений Несмелов. «Через океан» // Последние новости. 1935. -20 июня.

55. Асеев Н. Полузадушенный талант // Дальневосточная трибуна. -1921.-Б/н.

56. Витковский Е. В. Дань живым // Новый мир.- 1989. № 9.-С. 57.

57. Витковский Е.В. «На сопках Маньчжурии» // Несмелов А. Без Москвы, без России. -М 1990.-С. №-22.

58. Витковский Е.В. «Не убежавший от борьбы» (Предисл.) // Октябрь. -1988 . № 11.- С. 144-155.

59. Витковский Е.В. «Только побежденный не судим.» // НовоБасманная, 19.-М., 1990.-С. 674-678.

60. Витковский Е.В. Еще одна страница // Рубеж. -1992 . № 1 (863).- С. 6.

61. Витковский Е.В. Несмелов //Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918-1940. Писатели Русского Зарубежья. -М.: РОССПЭН, 1997.

62. Волин М. Русские поэты в Китае // Континент. -1982 . № 34.- С. 338-344.

63. Ганкин A.M., Янгиров P.M. «Неизбывен горечи родник» (Вступительная заметка к публикации стихов А. Несмелова) // Юность. -1988. № 9.- С. 80.

64. Глухих Д. Два поэта // Столичный проспект. -1995. -21 декабря.

65. Иванов Ю. «Встречи долгожданный час» (О поэзии и судьбе Арсения Несмелова) // Дальний Восток. -1990. № 3. -С. 145151.

66. Иванов Ю. Близость к человеку: Художественная проза Арсения Несмелова// Дальний Восток. -1992. № 1.- С. 153-159.

67. Иванов Ю. Прошедший все ступени. «Идеологический сюжет» в поэзии Арсения Несмелова // Литературное обозрение. -1992. -№ 5-6.- С. 28-34.

68. Индриксон Е. Неостывший пепел строк: Стихи Арсения Несмелова // Сибирские огни. -1988. № 8. -С. 154-156.

69. Итин В. Рец.: «Уступы» // Сибирские огни. -1924 . № 4.- С. 189190.

70. Колесов А. «Много нас рассеяно по свету.» // Тихоокеанский комсомолец. -1990. -27 января.

71. Крейд В. Арсений Несмелов. Без Москвы, без России. // Новый журнал. -1991. № 184-185. -С. 669.147

72. Крузенштерн-Петерец Ю. «Чураевский питомник» (О дальневосточных поэтах) // Возрождение. -1968. № 204.- С. 5161.

73. Крузенштерн-Петерец Ю. Памяти ушедших // Новый журнал. -1983.-№153

74. Курбский Б. Рец.: Арсений Несмелов. «Кровавый отблеск» // Вольная Сибирь. -1930 . -№ 8.- С. 104-105.

75. Лазунин А.И. Три стихотворных переложения «Жития протопопа Аввакума» // Труды Отдела древнерусской литературы АН СССР. Институт русской литературы. М.-Л., 1958.-Т. 14.- С. 408-412.

76. Лю Хао. Поэзия русской эмиграции в Харбине: основные имена и тенденции: Автореф. дис. . канд. фил. наук. -М., 2001.- 29 с.

77. Можаев Б. В этот день // Новый мир. -1991. № 4.- С. 136-139.

78. Молчанов Э. Арсений Несмелов. «Без Москвы, без России» // Уральский следопыт. -1996. № 10/12.- С. 8-9.

79. Моравский Н. Пражский сборник сибиряков-эмигрантов // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1994. -Т. 26.-С. 317-320.

80. Неизвестный Несмелов: Воспоминания, письма, стихи / Комментарии Витковского Е., Колосовой А. // Рубеж. -1995. № 2.

81. Перелешин В. Арсений Несмелов ( к двадцать пятой годовщине гибели поэта) // Новое Русское слово. -1970. -12 июля.

82. Перелешин В. Два полустанка: Воспоминания свидетеля и участника литературной жизни Харбина и Шанхая. Amsterdam, 1987.-С. 27-79.

83. Перелешин В. Несмеловские посещения К Новое Русское слово.-1973.-11 декабря.

84. Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. -М., 1990.-С. 665-674.

85. Перелешин В. Русские поэты Харбина // Современник. -1979. -№ 43/44.

86. Перелешин В. Русский дальневосточные поэты // Новый журнал. -1972. -№ 107.- С. 237.

87. Петров В. Литературная жизнь в Харбине и Шанхае // Вопросы литературы. -1989. № 8.- С. 276-279.

88. Пильский П. Рец.: Арсений Несмелов. «Полустанок», «Протопопица» // Сегодня. -1940. -24 января.

89. Рачинская Е. Калейдоскоп жизни. Воспоминания. Париж, 1990.-С. 188-189.

90. Рачинская Е. Перелетные птицы. США, 1982.148

91. Ревоненко А. «И встала обновленною страна.» // Дальний Восток.- 1988.- № 12.- С. 80-81.

92. Сентянина Е. Харбинские писатели и поэты // Рубеж. -1940. № 24.

93. Слоним М. О молодых поэтах // Воля России. -1930. № 4.- С. 358-368.

94. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж. 1984.- С. 173-370.

95. Сюй Гохун. Литературная жизнь русской эмиграции в Китае (1920-1940-е годы): Дис. . канд. фил. наук. М., 1996.- С. 91108.

96. Таскина Е.П. Литературное наследие русского Харбина // Харбин ветка русского дерева. Проза. Стихи.- Новосибирск , 1991.- С. 3-36.

97. Таскина Е.П. Неизвестный Харбин. М 1994.

98. Таскина Е.П. Поэты русского Харбина // Проблемы Дальнего Востока. -1989. № 3.- С. 121-131, № 4.- С. 118-126.

99. Терапиано Ю. Рец.: Без России // Числа. -1933. № 7/8.- С. 275277.

100. Трусова И.С. Арсений Несмелов: Поэтическая биография: Автореф. дис. . канд. фил. наук.-Владивосток, 2000.-25 с.

101. Хаиндрава Л. Арсений Несмелов. Возвращение (Предисл.) II Знамя. -1988. № 9. -С. 76-78.

102. Хаиндрава Л. Судьба поэта: об Арсении Несмелове // Дон. -1989. № 4. -С. 176.

103. Цзяо Чень. Русский литературный Харбин 1920-1930-х г. г.: Дис. . канд. фил. наук. Иваново, 1994.- С. 80-200.

104. Штейн Э. Журналы русского Китая // Знамя. -1990. № 5.- С. 232-236.

105. Штейн Э. Письмо в редакцию журнала «Знамя» // Знамя. -1989. -№7.-С. 232-235.

106. Штейн Э. Предисловие и комментарии к избранной прозе А. Несмелова // Несмелов А. Избранная проза. Orange: Antiquary, 1987.-С. 6-7, 143.1.l

107. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990. -368 с.

108. Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского Л., 1983.- 248 с.

109. Альфонсов В.Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. СПб., 1999.- С. 5-66.

110. Байдин В. «Космический бунт» русского авангарда // Российский ежегодник, 1990. -М, 1990.-Вып. 2.- С. 181-207.149

111. Белый А. Луг зеленый // Символизм как миропонимание. М., 1994.- С. 328-334.

112. Бердоносова С.Ю. Символика «китайских» мотивов в поэзии Н. Гумилева // Школа филологического ремесла: Сб. ст. Омск, 1996.- С. 85-93.

113. Ю.Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.-С. 152-181.

114. Блок А. Записные книжки. М., 1965.-664 с.

115. Блок А. Каталина // Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. -Т. 5.-С. 4-18448.

116. Блок А. Крушение гуманизма // Собр. соч.: В 6 т. М., 1971.-Т. 5.-С. 452-472.

117. Блок А. Народ и Интеллигенция // Собр. соч.: В 6 т. М., 1971.Т. 5.-С. 259-268.

118. Блок А. Рыцарь-монах // Собр. соч.: В 6 т. М., 1962.-Т. 5.-С. 345-352.

119. Булгаков С. Размышления о войне // Звезда. -1993. № 5.-С. 136150.

120. Волошин М. Клодель в Китае // Лики творчества. Л., 1988.- С. 78-94.

121. Ганкин A.M., Янгиров P.M. «Неизбывен горечи родник» (Вступительная заметка к публикации стихов А. Несмелова) // Юность. -1988. № 9.- С. 80.

122. Гаспаров М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама И De visu. -1993 . № 10.- С. 41-68.

123. Гинзбург Л. Поэтика ассоциаций // О лирике. Л., 1974.- С. 385386.

124. Глухих Д. Два поэта // Столичный проспект. -1995. -21 декабря.

125. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Письма о русской поэзии. М., 1990. -С. 55-58.

126. Долгополов Л.К. Александр Блок. Л., 1980.- 224 с.

127. Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». М., 1988.-416 с.

128. Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.- С. 205-237.

129. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Теория литературы. Поэтика. Стилистика.-Л., 1977. -С. 106-134.

130. Жирмунский В.М. Анна Ахматова и Александр Блок // Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977,- С. 323-354.

131. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон / Сост. София Снессорева. Омск: Омско-Тарская епархия, 1996.- С. 184-189.150

132. Зобнин Ю. Стихи Гумилева, посвященные войне 1914-1918 годов (военный цикл) // Николай Гумилев. Исследования. Материалы. Библиография. СПб., 1994.- С. 128-142.

133. Зобнин Ю. Странник духа (О судьбе и творчестве Н.С. Гумилева) // Николай Гумилев: Pro et contra. СПб, 1995.- С. 552.

134. Иванов В.В. Волк // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1997.-Т. 1 .С. 242.

135. Иванов В.В. Темы и стили Востока и поэзии Запада // Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. —М., 1985.- С. 425.

136. Иванов-Разумник. Две России // Скифы.-1918.-Сб. И.- С. 201231.

137. Иванов-Разумник. Поэты и революция // Скифы.-1918.- Сб. II. — С. 1-5.

138. Инокентий Анненский и русская культура XX века : Сб. научных трудов. СПб., 1996. -156 с.

139. Кацис Л.Ф. Словарь «Стихов о неизвестном солдате» // De visu.-1993.- №6. -С. 39-43.

140. Китайская пейзажная лирика III-XIV в.в.: Стихи, поэмы, романсы, арии. М.: издательство Московского университета, 1984.-320 с.

141. Колобаева Л.А. «Аристократический индивидуализм» и трагический гуманизм в поэзии и прозе русских символистов // Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -С. 148-276.

142. Корецкая И. Валерий Брюсов: «Грядущие гунны» // Над страницами русской поэзии и прозы начала века. — М.,1995.-С.164-183.

143. НО.Кошелев В.А. Гумилев и «северянинщина». Две «маски» // Русская литература. -1993. -№1. -С. 165-170.

144. Лавров А.В. Андрей Белый и девятисотые годы. М., 1995.-336 с.

145. Левин В.И., Цивьян Т.В., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature.-1974.-№ 7-8.-С. 4761.

146. Левинтон Г.А. Инициация и мифы// Мифы народов мира: В 2 т. -М., 1997.-Т. 1.- С. 543-544.

147. Лекманов О.А. «То, что верно об одном поэте, верно обо всех» (вокруг античных стихотворений Мандельштама) // Мандельштам и античность: Сб. ст. М ., 1995.- С. 142-153.151

148. Лекманов О.А. Акмеисты: поэты круга Гумилева. Статья 1 // Новое литературное обозрение. -1996 . № 17.- С. 172-180.

149. Лекманов О.А. Акмеисты: Поэты круга Гумилева. Статья 2 // Новое литературное обозрение 1996 . № 19.- С. 148-153.

150. Литературные манифесты: От символизма до «Октября» / Сост. Н.Л. Бродский и Н.П. Сидоров. М., 2001 .-384 с.

151. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Историческая поэтика русской литературы. СПб., 1999.- С. 343-383.

152. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.-Л., 1984.-С. 72-86.

153. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города //Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам: Ученые записки Тартуского унта. Тарту, 1984.-С. 30-45.

154. Максимов Д. Поэзия и проза Александра Блока. Л., 1975. -528 с.

155. Максимов Д. Русские поэты начала века. Л., 1986.-405 с.

156. Мандельштам Н. Моцарт и Сальери // Знамя. -1993. № 9 - С. 123-142.

157. Мандельштам О. О природе слова // Соч.: В 2 т. М., 1990. -Т. 2 -С. 172- 187.

158. Мандельштам О. Слово и культура // Соч. : В 2 т. М., 1990. -Т. 2.-С. 167-172.

159. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000. -438 с.

160. Микушевич В.Б. Опыт личного бессмертия в поэзии Осипа Мандельштама // Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М, 1991.-С. 298-321.

161. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. -727 с.

162. Молодняков В. Историософия и геополитика: В. Брюсов о Востоке // ОСН: Общественные науки и современность. М., 1994.-№4. -С. 74-84.

163. От берлина до Константинополя // РЖ.- Сер. 7. Литературоведение. 1996.- № 4.- С.3-54.

164. Пшыбыльский Р. Рим Осипа Мандельштама // Мандельштам и античность: Сб. ст. М., 1995.- С. 33-64.

165. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919 1936. -М., 1994.- С. 96-133.

166. Рифтин Б.Л. Инь и ян // Мифы народов мира: В 2т. М., 1997. -Т. 1.-С. 547.-С. 3-18.

167. Ронен О. Осип Мандельштам // Литературное обозрение.-1991.-№ 1.-С.152

168. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. Терехина В.Н., Зименков А.П. М.: ИМЛИ РАН, 2000480 с.

169. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991.-448 с.

170. Савицкий П. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. -М., 1993,- С. 102-104.

171. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки по морфологии мировой истории: В 2 т.-М., 1993.- Т. 1.-С. 5-122.

172. Сегал Д. «Сумерки свободы». Мандельштам и русская ежедневная печать 1917-1918 годов // Дружба народов. -1991. -№ 1.-С. 243-247.

173. Семенко И. Поэтика позднего Мандельштама. М, 1997.- 144 с.

174. Соловьев B.C. Три разговора// Собр. соч.: В 2т. М., 1990. -Т. 2. -С. 635-762.

175. Спор о том, должны или не должны поэты «молчать» о войне // Бюллетень литературы и жизни. -1915/1916. № 9.- С. 440-444.

176. Струве Н. Мандельштам. «Стихи о неизвестном солдате» // Дружба народов.- 1991. -№ 1. -С. 247-253.

177. Топорков А.Л. Из мифологии русского символизма. Городское освещение // Мир Блока: Ученые записки Тартуского ун-та,-Тарту,1985.-С. 102-106.

178. Топоров В.Н. Ахматова и Блок. Berkeley, 1981.

179. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст» русской литературы (Введение в тему) // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995.- С. 259-368.

180. Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.- С. 70-76.

181. Ходасевич Вл. Колеблемый треножник. М., 1991. -684 с.

182. Ходасевич Вл. Литературные статьи и воспоминания. Нью-Йорк, 1954. -С. 212.

183. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М., 1996.-С. 120-121.

184. Чужак Н. Через головы критиков. Чита, 1922. -С. 94-95.

185. Чуковский К. И. Образцы футурлитературы // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1965. -Т. 6. -С. 240 -259.

186. Чуковский К.И. Куприн // Собр. соч.: В 6т. М., 1965. -Т. 2. -С. 173-210.