автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Пилюк, Андрей Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия"

На правах рукописи

11ИЛЮК АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

АРТ-РЬШОК И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Специальность -10.01.10 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре литературной критики Российского государственного гуманитарного университета

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор О.И. Киянская

Официальные оппоненты:

доктор культурологии Е.С. Федорова кандидат филологических наук Н.Е. Кочеткова

Ведущая организация: кафедра журналистики и массовой коммуникации Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания

Защита состоится « » ноября 2005 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета К. 212. 198. 05 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: Москва, 125267, Миусская площадь, д. 6., ауд. 535.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Автореферат разослан октября 2005 г.

¿ООС-Ч /9015

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Становление рыночных отношений в России сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества.

Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как объективная реальность, оказывающая существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество. Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка в России.

Арт-рынок - это социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства, способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин арт-рынок используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко - Л^т^ШЯЧ^Мктей. Арт-

СП.

•а

ЗЭЬУ.'

рынок выступает необходимым элементом развития цивилизованного общества. По общепризнанному мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественной школы. Очевиден рост популярности русского искусства и как следствие увеличилась рыночная стоимость работ российских мастеров. Русское искусство в очередной раз стало чрезвычайно интересным для зарубежного зрителя. Появилось устойчивое выражение «Soviet art-boom», которое можно было встретить во всех популярных западных изданиях, освящающих вопросы искусства и художественного рынка.

Естественно, что всплеск интереса ж-интерееа к искусству вообще, и к антиквариату в частности весьма серьезно отразился на деятельности отечественных СМИ. Резко увеличилось количество печатных изданий, освещающих данную проблематику. Кроме того, проблемами арт-рынка активно занимаются Интернет-издания. Становление, развитие галерей и аукционов, определение основных концепций их деятельности осуществлялось в печатных изданиях и сопровождалось журналисткой полемикой. Этот процесс происходит и в настоящее время, оказывая влияние на журналистику. Отношение к отечественному арт-рынку никогда не было вопросом, который мог решаться нейтрально.

Арт-рынок как социокультурный феномен всегда порождал противоречия, а зачастую и взаимоотталкивающие точки зрения на его суть, форму и функциональную принадлежность. Поэтому освещение проблем становления арт-рынка в публицистике всегда теснейшим образом связано с коммерческой направленностью изданий. Большое количество публицистических материалов, появившихся в последние годы и

посвященных тем или иным аспектам российского арт-рынка свидетельствуют о важности этой темы для общества.

Пресса освещает художественные события и при этом выступает открытым источником информации для исследования. Отчасти пресса выступает как организатор рынка, хотя по большей части скорее пропагандирует его, чем рекламирует. В прессе происходит полемика о создании цивилизованного арт-рынка в России.

СМИ рассматривает арт -рынок с точки зрения нескольких аспектов:

С точки зрения экономического аспекта СМИ выявляет основные факторы привлекательности художественного рынка для финансовых инвестиций:

• потенциал рынка выражается миллионами долларов, т.к с одной стороны, в России накоплены огромные культурные ценности, а с другой стороны - накоплен громадный финансово-коммерческий капитал, в значительной степени омертвленный, в виду высокой степени риска инвестиционной деятельности, снижения доходности кредитных операций и финансовых спекуляций, часто криминального происхождения капитала и сложности его легализации.

• надежность вложений и высокая доходность, вследствие стойкой тенденции к постоянному повышению цены на предметы искусства;

• инвестиции в этот рынок придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвестора;

• вложения в этот рынок - оптимальный способ легализации накоплений и снижений налоговых выплат;

• наличие зарубежных партнеров, готовых продвигать на западный рынок произведения русского изобразительного искусства, только после их оценки в России.

В средствах массовой информации отмечается, что, с одной стороны, это сектор долгосрочного инвестированияа, а с другой - отрасль для «отмывания» значительных капиталов. Большинство изданий и организаций,

официально существующих на арт-рынке, выполняют как раз последнюю функцию. С этой точки зрения в арт-бизнесе присутствует некий теневой компонент. Теневая сторона арт-бизнеса связана с громкими похищениями и продажами произведений искусства. Большая роль прессы в создании ажиотажа вокруг аукционных продаж, привлечение интереса общественности к аукционному дому "Гелос". Пресса создает имидж солидности людям, готовым вкладывать деньги в искусство. Однако так как арт-рынок основывается больше на традициях делового оборота - он требует прозрачного и позитивного освещения в СМИ, используя богатый исторический опыт развития меценатства в России. Одна из задач СМИ создать моду на покупку произведений искусства в России.

Рассматривая арт-рынок с точки зрения политического аспекта, СМИ отмечают, что в арт-бизнесе используются те же самые технологии, что и в политическом РЛ, когда из группы художников надо выбрать и продвинуть одного - наиболее выгодного. Яркий пример - деятельность Галереи Марата Гельмана и поддержка государственными структурами большинства печатных изданий.

Большинство российских политиков поддерживают сферу культуры для создания благоприятного имиджа. Их активность на арт-рынке носит циклический характер, но, как правило, всегда возрастает в преддверии выборов.

Предпосылки создания арт-рынка, особенности его развития в России, анализ причин его нынешнего состояния - все это уже давно требовало осмысления не только с позиции искусствоведов, критиков, социологов, экономической и управленческой науки, но и с точки зрения истории и теории журналистики. Анализ публикаций по теме арт-рынка давно требовал осмысления с точки зрения науки, что и определило выбор темы диссертационного исследования.

Хронологические рамки исследования - 1988 - 2003 г.

Научная новизна работы состоит в том, что в диссертации впервые предпринимается попытка описания и анализа российского арт-рынка в отечественных СМИ. Актуальность исследования связана с резко возросшим интересом СМИ к этому сектору отечественного бизнеса. Кроме того, сегодня необходимо осмыслить динамику развития арт-рынка не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения его влияния на отечественную культуру. Сочетание признанных в науке подходов к изучению СМИ с методами изучения экономических феноменов составляют методологическую базу работы. В ходе выполнения работы использовались также методы системного анализа и экономико-статистические методы.

Целью диссертационного исследования является исследование основных закономерностей, особенностей и факторов становления арт-рынка России в связи с развитием современной прессы.

Этой цели соответствуют задачи исследования:

1. Выяснение специфики арт-рынка как экономической категории;

2. Выявление основных составляющих арт-рынка, его типологии;

3. Описание арт-рынка как общественного феномен;,,

4. Формулировка основных задач пишущих об арт-рынке СМИ - в связи с общественной значимостью этого сектора экономики.

Источниковой базой исследования послужили публикации в отечественных СМИ. И это не случайно: исторически сложилась ситуация, при которой арт-рынок может существовать и развиваться только при наличии средств массовой информации. При этом основной упор делается на специализированные издания, т.е. издания, специально посвященные проблемам искусства.

Периодические издания, используемые в работе в качестве источников, с точки зрения их статуса можно разделить на три группы:

1. Государственные издания. Ведущие среди этих изданий -журналы «Художественный журнал», «Мир Музея», «Наше наследие», «Русское искусство». Государственные издания отличает стабильный тираж,

практическое отсутствие рекламы - а следовательно, большая (по сравнению с иными изданиями) объективность. Однако эта группа изданий в журналистской полемике по поводу арт-рынка всегда выражает точку зрения государства.

«Художественный журнал» (Moscow Art Magazine)1 - выпускается при поддержки Государственного Музейного выставочного центра «Россйское изобразительное искусство» (РОСИЗО) - посвящен формированию современного искусства в России. Цель журнала - поддержка российского искусства и его освящение со стороны СМИ, знакомство публики с современным искусством, осуществление государственных образовательных и культурологических программ.

Журнал рассматривает процессы, происходящие в сфере искусства, с культурологической точки зрения. В журнале описываются российские и международные художественные события, описывается деятельность галерей Москвы. На страницах журнала ведется полемика о возможностях и тенденциях развития современного искусства.

«Мир Музея»2 - культурологический журнал, который посвящен деятельности ведущих российских музеев в сложившихся экономических условиях. В концепцию издания входит также поднятие идеи национального освещения искусства, воспитание чувства патриотизма.

«Наше наследие»3 - иллюстрированный историко-культурологический журнал. Его издание осуществляется при поддержки Федерального агентства по культуре и кинематографии. Этот журнал был основан на заре перестройки. Это уникальное в России издание, в котором слиты воедино текстовая и визуальная составляющая. Это исторический взгляд на русскую культуру, предполагающее знакомство публики с экспонатами ряда ведущих отечественных музеев, в том числе Эрмитажа.

1 Художественный журнал М., 1988 -2003. № 1-89.

2 Мир Музея. M., 1931-2005 №1-215.

3 Наше наследие. M., 1988-2005. № 1-73.

«Русское искусство»4. Журнал содержит в себе справочно-библиографический материал. Это красочное издание, напоминающее каталог. Статьи посвящены архитектуре и искусству. Авторы статей -известные деятели культуры, доктора и кандидаты наук. Они знакомят читателя с культурными и архитектурными особенностями России.

2. Издания, выходящие при поддержке государства. Ведущие среди этих изданий - журналы «Арт-Хроника» и «Новый Мир Искусства». Эти издания издаются частными лицами, но пытаются - и небезуспешно -добиться государственной поддержки. Эта поддержка выражается, прежде всего, в позволении распространять данные издания в государственных учреждениях, издатели и редакторы пользуются поддержкой государственных чиновников при решении внутриредакционных проблем и проблем взаимоотношений с другими изданиями. В спорах между владельцами художественных галерей и государством эти журналы чаще всего принимают точку зрения государства.

Журнал «Арт-Хроника»5 делает попытку описать арт-рынок с экономической точки зрения, поднять престиж русского искусства и показать российский арт-бизнес с точки зрения привлекательности инвестирования. Издание дублируется на английском языке. Журнал издается при поддержке Министерства культуры РФ и преследует следующие цели: - поддержка коллекционеров и продвижение их коллекций на западный арт-рынок; -реклама и продвижение национальной идеи современного искусства; - отбор художников, галерей и арт-дилеров с целью получения дивидендов от публикаций и продажи их работ; - знакомство политической и экономической элиты с проблемами российского арт-рынка; - привлечение внимания к русскому искусству со стороны западного капитала; - информационная поддержка ведущих московский галерей.

4 Русское искусство. М ,2005. .№ 1-5

5 Арт-Хроника. М., 1999-2005 . № 1-10

Интервью и статьи подобраны таким образом, чтобы убедить читателя в привлекательности этой сферы для инвестиций. На рынке российских СМи журнал существует уже 6 лет

«Новый Мир Искусства» («НОМИ»)6 описывает деятельность ведущих московских галерей. Рубрики журнала раскрывают концепцию галерей и политику их деятельности, рассказывают о наиболее удачных выставках и международных проектах. Так же публикуются статьи и эссе известных критиков и искусствоведов. Журнал хорошо иллюстрирован.

3. Частные издания. В данной группе наиболее значимым является журнал «Арт-Менеджер»7 - деловое издание, издающееся при поддержке Фондом Сороса.

Издание способствует становлению профессиональной журналистики в области культурной политики, экономики и менеджмента. Рассчитано на аудиторию арт-дилеров, профессионалов, а так же студентов, обучающихся по специальностям менеджеров в области культуры и искусств, людей, способных работать в новых условиях рынка. Журнал издается с 2002 года. Цель - международная реклама русского искусства и подготовка профессионального сообщества менеджеров.

Особенностью данного типа журналов является их практически полная зависимость от рекламы или спонсорской помощи. Как правило, журналы такого типа существуют на рынке недолго, большинство из них являются малотиражными и убыточными. В их существовании не заинтересованы даже владельцы художественных галерей. Они предпочитают давать информацию о проходящих в галереях мероприятиях не в частных специальных изданиях, а в частых изданиях, рассчитанных на массового читателя («Voge», «Cosmopolitan» и т.п.).

6 НОМИ(Новый Мир Искусства). СПб., 1998 -2005. №1-42

7 Арт-менеджер. М., 2002 - 2005. № 1-10

и

По тематике проанализированные в работе издания можно разделить на бизнес-издания и издания культурологические.

Бизнес-издания - это издания, ориентированные прежде всего на получение прибыли. Это, прежде всего, журналы «Арт-Хроника» и «Арт-Менеджер». В отличие от них, главная цель культурологических изданий - не только получение прибыли, но и поднятие престижа современной русской культуры. К ним можно отнести журналы «НОМИ», «Наше Наследие», «Мир Музея» и др.

Источниками в данном исследованияя являются также законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации8, документы ЮНЕСКО по культурной политике на рубеже XX-XXI веков9. Среди источников - материалы специальных справочных изданий для арт-дилеров и коллекционеров. В работе использованы также каталоги зарубежных галерей «Sotheby» и «Christie». Учтен и практический опыт художественных галерей, антикварных магазинов города Москвы.

Степень научной проработанности проблемы представляется в отечественной литературе недостаточной, т.к. арт-рынок выступает сегодня совершенно новым сектором российской экономики. Проблемы становления художественного рынка, особенности произведений искусства как товара и как объекта освещения в СМИ оказываются мало разработанными в литературе.

Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведения искусства, актуальные для рассматриваемой темы,

* Конституция РФ М., 2003; Основы законодательства РФ о культуре М, 1992; Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М., 1995; Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М, 1993, Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» М , 1996; Закон «Об авторском праве и смежных правах» М.,1993; Закон РФ «Об учреждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства» М, 1996.

' Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. М, 1972, Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. М„ 1970 и др.

не получили достаточной разработки в отечественной науке. На сегодняшний день многие вопросы функционирования арт-рынка активно обсуждаются в прессе, но научных исследований по этому вопросу нет. Одной из причин также является закрытость этого сектора в советское время.

Проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры, возможности применения маркетинга в сфере искусства изучались в работах Ю.М. Помпеева10, Г.Л.Тульчинского" и др.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, отражающих системный подход в изучении этого явления (Литвина Л.П. и Котлер Ф.13 A.A., Яковенко И.Г.'4, М.С. Каган15, Ю.М.Лотман16). В проведенном диссертационном исследовании для выявлении специфики художественного произведения как товара используются идеи представителей «институтациональной» теории искусства, представленных в работах П.Бурдье17, Л.М.Молосовой18.

Практическая ценность исследования заключается в том, что основные результаты и выводы могут найти применение в развитии деятельности СМИ, освещающих проблемы арт-рынка. Положения диссертации могут быть использованы для чтения курсов лекций, подготовке методических материалов и учебных пособий. Поскольку в диссертации исследуется новый сектор российской экономики, ее результаты представляют интерес для обучения будущих журналистов. Данные материалы могут быть положены в основу курса «Художественный рынок

10 Помпеев Ю.А,Экономика социально-культурной сферы. СПб., 2000.

11 Тульчинский Г_Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2003

12 Литвина Л.П. Арт-рынок современного искусства России Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов)// Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации СПб, M , 2001. Вып.5. С. 2-15

" Коглер Ф Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль СПб, 1999

14 Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

" Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке СПб., 2001 С 9 - 18; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

" Лотман Ю.М. Феномен искусства // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб ,2000. С 129-136

17 Бурдье П. Рынок символической продукции//Вопросы социологии 1993 №1-2 С 49-62

" Основы теории художественной культуры /Под общей Редакцией Л.М. Молосовой СПб, 2001 С.288-295

России - глазами СМИ» на факультетах журналистики и истории искусств РГТУ. Результаты работы могут быть использованы и как материалы для подготовки кадров системы масс-медиа. Кроме того, выводы и рекомендации могут быть использованы государственными органами управления с целью легализации данного сектора экономики.

Разработанные направления по совершенствованию предпринимательской деятельности на арт-рынке России будут способствовать интеграции отечественного искусства с его профессиональным потенциалом в систему мирового арт-бизнеса.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Во Введении к работе определяются цели и задачи исследования, выявляются его новизна, актуальность и методологическая база, дается обзор источников и литературы вопроса.

В первой главе - «Арт-рынок как экономическая категория» -выясняется специфика арт-рынка как экономической категории и выявляются основные составляющие и типология арт-рынка. Источниками для данной главы послужили материалы СМИ. В главе проанализированы труды современных западных и отечественных экономистов применительно к арт-рынку.

В основе становления и развития арт-рынка лежит новый вид предпринимательства - художественное предпринимательство, в котором основным компонентом выступает посредничество.

Предпринимательство - основа развития и становления рынка. Рассмотрены подходы к предпринимательству, Изучены причины, по которым люди приобретают произведения искусства, исследована инвестиционная, декоративная и имиджевая функция произведений искусства.

Исследована структура арт-рынка. Выявлено, что коммерческими организациями на арт-рынке являются галереи, аукционные дома, комиссионные магазины. Сегодня под галереями понимают художественные музеи, а также коммерческие предприятия занимающиеся торговлей произведениями живописи.

В структуре арт-рынка художественные галереи и коллекционеры играют значимую роль. Появление негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества.

Торговые дома - аукционы также играют на арт-рынке важную роль. Аукционная торговля является выгодной там, где нет четкой градации уровня цен и механизма ценообразования. Аукционы обладают мощными

рычагами воздействия на ценообразование на предметы искусства, привлечения капиталов и публичного внимания. Публичная продажа предметов искусства с молотка вносит в процесс торговли элемент азарта и социального престижа, а также открывает для общества новые культурные ценности и стереотипы. Проанализирован опыт работы западных аукционных домов. Аукционная форма торговли рассмотрена нами как самая перспективная.

Проанализированы особенности формирования цены на произведения искусства.

Сложность и специфичность художественного рынка заключается, прежде всего, в ценообразовании на товар. На арт-рынке продается не столько сам товар, сколько его имидж, репутация и престиж обладания им

На рынке искусства ценообразование действует во многих аспектах так же, как и на фондовом рынке - на основе котировки, которая строится на результатах систематических фиксаций аукционных продаж. Произведение начинает иметь ликвидность и переходит из состояния "сырья" в состояние "товара" только после того, как оно откопировано на одном из признанных мировых аукционах, все продажи которых фиксируются в сводных каталогах и становятся базой для определения текущей цены на произведения, потом продаваемые дилерами, галереями, аукционными домами.

Таким образом, из данной главы можно сделать следующий вывод: арт-рынок представляет собой совершенно новый сектор российской экономики. Арт-рынок подразделяется на рынок современного искусства и антикварита. Значение предпринимательства состоит в том, что оно выступает основой развития рынка. В главе проанализированы экономические аспекты обращения произведений искусства как товара в художественном рынке, заключающихся в особых критериях ценообразования. Художественный рынок, как и любой другой конкурентно-рыночный механизм представляет собой систему экономических отношений,

складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Таким образом, из данной главы можно сделать следующие вывогды: арт-рынок является специфической экономической категорией. Эта специфика связана в первую очередь с тем, что арт-рынок - это комплексная система, в которой деятельность в сфере искусства носит коммерческий характер. Здесь искусство рассматривается как объект купли-продажи и обладает всеми свойствами товара. Будучи продуктом труда, искусство несет в себе все качества, свойственные товарам: цена, стоимость, удовлетворение потребностей. Основньми составляющими арт-рынка являются художник, коллекционер, посредник в лице галерей, аукционов, специализированных СМИ.

Во второй главе - «Арт-рынок России. Особенности становления и развития» - арт-рынок рассматривается как общественный феномен. На основе исторических документов и публикаций СМИ проанализированы экономические и политические условия становления арт-рынка России и даны этапы его развития. Проведен анализ его современного состояния. Рассматривается социально-психологический портрет предпринимателя.

Неотъемлемой информационно-коммуникативной частью современной российской экономики является система массовой информации. Бизнес, как и другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей, широкой сети информационных отношений между его субъектами. Формирование такой информационно-коммуникативной целостности невозможно на уровне непосредственного, контактного взаимодействия, и требует массового информационного воздействия, обеспечивающего целостность и единую направленность действий множества субъектов коммуникативных актов.

Применение категории системного анализа позволило рассмотреть проблемы функционирования СМИ на арт-рынке. Выполненный в работе

анализ показал структуру арт-рынка, рассматриваемой в качестве закрытой системы. Перейдя к анализу функционирования СМИ как компонента информационной и социальной подсистем общества, автор показал, что СМИ целенаправленно формируют информационные поля и, как следствие, СМИ в состоянии изменить существующее информационное поле, обладающее принципиально новыми характеристиками. Его можно назвать вторичное информационное поле — именно эта сфера является сферой функционировании СМИ.

Обратившись к анализу функционирования СМИ в закрытых системах, автор работы отмечает локальность передачи информации в них. Изменить состояние СМИ силовым усилием невозможно, поскольку оно формируется в соответствии с протекающими социальными, политическими и экономическими процессами в обществе. Законы рынка не ммуг не влиять на развитие СМИ в обществе, которые в свою очередь развиваются по тем же самым закономерностям, являясь одновременно производственным предприятием и пропагандистским инструментом в руках владельца.

В основе становления и развития арт-рынка лежит новый вид предпринимательства - художественное предпринимательство, в котором основным компонентом выступает посредничество.

В процессе изучения публикаций СМИ проведено исследование художественного рынка как общественного феномена, в результате которого определена «посредническая» функция этого феномена во взаимоотношениях между субъектами производства и потребления художественной продукции, установлены основополагающие признаки товара художественного рынка.

СМИ служат интересам экономических и политических отдельных социальных групп. Крупный капитал финансирует СМИ для продвижения собственных концепций и осуществления политики. Изменить состояние СМИ силовым усилием невозможно, поскольку оно формируется в

соответствии с социальными, политическими и экономическими интересами в обществе.

Проанализирована эволюция рынка произведений искусства в СМИ, рассмотрены основные исторические этапы возникновения и развития товарного обращения культурных ценностей. Показано, как, оперируя психологическими стимулами разной модальности, современные СМИ оказывают решающее значение на мировоззрения предпринимателя

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что арт-рынок является не только коммерческим, но и общественным феноменом, функция которого - быть «посредником» во взаимоотношениях между субъектами производства и потребления художественной продукции.

В третьей главе работы - «Современное состояние арт-рынка и перспективы его развития» - сформулированы основные задач пишущих об арт-рынке СМИ - в связи с общественной значимостью этого сектора экономики.

В России сейчас развивается новый этап формирования арт-рынка, связанный с преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества. СМИ выступают как организатор рынка. В диссертации сделан вывод о необходимости легализации и государственной поддержке этого сектора экономики. Арт-рынок это новый сегмент экономики, который был закрыт долгие годы и легализация которого возможна только при поддержки прессы. Российский арт-бизнес должен стремится к легализации цен, к максимальной открытости в области ценовой политики.

Журналистика, интегрированная в сферу искусства формирует общественное мнение и реализует таким образом управленческую функцию. Кроме того, она формирует культуру общества. Проблема заключается в том, что часто капитал, стоящий за тем или иным органом печати, превращает прессу в средство в широком смысле - освящения одной стороны рынка, обычно с позиции государства.

Создание галерей, работа с аукционами, антикварными магазинами, выпуск газет и журналов по тематике арт-рынка - все это новая сфера деятельности, открывающая для предпринимательства колоссальные возможности. Арт-бизнес нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей, широкой сети информационных отношений между его субъектами.

Сегодня не существует никакого реально действующего, свободного и демократического центра, информация которого была бы общедоступной (освещалась газетами и телевидением) и могла бы достоверно просветить заинтересованного человека в вопросах того, что из продающегося в салонах, галереях и на вернисажах действительно является произведением искусства, достойного вложения денег, а что не более, чем кич.

Культурные события в области искусства должны быть соотносимы с мировыми аналогами, необходимо чтобы информация о фактах продаж современного искусства в мире чаще появлялась на страницах нашей прессы и специальных изданиях.

Таким образом, из данной главы можно сделать следующий вывод: в связи с общественной значимостью этого сектора экономики в современном обществе велика роль пишущих об арт-рынке СМИ. СМИ должны выступать как организатор рынка. Роль СМИ велика еще и потому, что перед периодическими изданиями стоит задача помощи государству в легализации арт-рынка и помощи арт-рынку в получении государственной поддержки. Необходимо создание реально действующего, свободного и демократического центра информации граждан России о деятельности арт-рынка.

Заключение. Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Арт-рынок является специфической экономической категорией. Эта специфика связана в первую очередь с тем, что арт-рынок - это комплексная

система, в которой деятельность в сфере искусства носит коммерческий характер. Здесь искусство рассматривается как объект купли-продажи и обладает всеми свойствами товара. Будучи продуктом труда, искусство несет в себе все качества, свойственные товарам: цена, стоимость, удовлетворение потребностей.

2. Основными составляющими арт-рынка являются художник, коллекционер, посредник в лице галерей, аукционов и специализированных СМИ.

3. Поскольку арт-рынок - уг§, прежде всего, экономическая категория, его главным действующим лицом является предприниматель. Предприниматель выступает катализатором развития арт-рынка, использует новые коммерческие возможности для продвижения российского искусства как внутри России, так и за рубежом.

4. Арт-рынок является не только коммерческим, но и общественным феноменом, функция которого - быть «посредником» во взаимоотношениях между субъектами производства и потребления художественной продукции.

5. В связи с общественной значимостью этого сектора экономики в современном обществе велика роль пишущих об арт-рынке СМИ. СМИ должны выступать как организатор рынка. Роль СМИ велика еще и потому, что перед периодическими изданиями стоит задача помощи государству в «

легализации арт-рынка и помощи арт-рынку в получении государственной поддержки. Необходимо создание реально действующего, свободного и демократического центра информации граждан России о деятельности арт-рынка.

И, наконец, главный вывод, который можно сделать из данного диссертационного исследования - вывод о том, что предпринимателылво и СМИ - два основные фактора, наиболее влияющие на развитие современного российского арт-рынка. И для успешного развития этого сектора экономики необходимо наладить между ними цивилизованное и экономически выгодное взаимодействие.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Пилюк A.B. Некоторые особенности менталитета российского предпринимателя. Экономика России: теория и современность. РГТУ, 2002

2. Пилюк A.B. Этическое начало и политическое решение. Материалы межд.конференции «Этика и Политика». РГТУ , 2001

3. Пилюк A.B. Обучение средствами искусства. ЮНЕСКО. Материалы международной конференции. 2001.

I

Напечатано с готового оригинал-макета

Издательство ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИД N 00510 от 01.12.99 г Подписано к печати 24.10.2005 г. Формат 60x90 1/16. Усл.печ.л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ 684. Тел. 939-3890. Тел./факс 939-3891. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, 627 к.

f I

Í

I

I

i

I

[

j

]

I' !

» ? О 33 8

РНБ Русский фонд

2006-4 19023

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Пилюк, Андрей Васильевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. АРТ-РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Глава 2. АРТ-РЫНОК РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Глава 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ APT-РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ОСВЕЩЕНИИ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Пилюк, Андрей Васильевич

Тема данной диссертации - арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия.

Становление рыночных отношений в России сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества.

Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, произошедшие в России, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели художественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и на творческие процессы и личность художника.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область "художественного" предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество.

Многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, салонов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка в России.

Арт-рынок - социально-экономический и культурно-исторический феномен, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Это способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. В исследовании термин «арт-рынок» используется для обозначения понятия товарооборота не столько произведений искусства, но и более широко - культурных ценностей.

Арт-рынок - необходимый элемент развития цивилизованного общества. По мнению специалистов, его можно назвать зеркалом социально-культурных процессов, происходящих в обществе.

Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественных школ. Очевиден рост популярности русского искусства и - как следствие -увеличилась рыночная стоимость работ российских мастеров. Русское искусство в очередной раз стало чрезвычайно интересным для зарубежного зрителя. Появилось устойчивое выражение «Soviet art-boom», которое можно было встретить во всех популярных западных изданиях, освещающих вопросы искусства и художественного рынка.

Естественно, что всплеск интереса к искусству вообще, и антиквариату в частности весьма серьезно отразился на деятельности отечественных средств массовой информации. Резко увеличилось количество печатных изданий, освещающих данную проблематику. Кроме того, проблемами арт-рынка активно занимаются Интернет-издания. Становление, развитие галерей и аукционов, определение основных концепций их деятельности происходило при участии журналистов, сопровождалось журналисткой полемикой.

Так, например, журналистка Н. Истомина безапелляционно утверждала: «Аукцион позволяет выявить реальную стоимость произведения искусства на данный отрезок времени»1. Между тем, по словам известного журналиста, главного редактора журнала «Арт-Хроника» и руководителя соответствующего отдела в газете «Известия» Н. Молока, дело в данном случае обстоит не столь вдохновляющее: «Никто, естественно, не объявляет, за сколько продал или купил. Журналистам про цены говорят неохотно, а если и говорят, то не факт, что правду»2.

Арт-рынок и в настоящее время оказывает сильное влияние на журналистику. Отношение к отечественному арт-рынку никогда не было вопросом, который мог решаться нейтрально.

Арт-рынок как социокультурный феномен всегда порождал противоречия, зачастую взаимоисключающие точки зрения на его о суть, форму и функции . Поэтому освещение проблем становления арт-рынка в журналистике всегда теснейшим образом связано с коммерческой направленностью изданий.

1 Истомина Н. Аукционный дом «Гелос» // Арт-Хроника. 2003. № 2. С.58.

2 Молок Н. Национальная ярмарка для всех // Арт-Хроника. 2004. № 1. С.56.

3 Крайние точки зрения на этот феномен см: Петровская Е. «Серое по серому»: философия и конец искусства // Искусствознание. 2001. № 1. С. 8 - 16; Сидорияа Т.Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конференции. М.,2001. С. 6-8.

Большое количество публицистических материалов, появившихся в последние годы и посвященных тем или иным аспектам российского арт-рынка, свидетельствуют о важности этой темы для общества. Пресса освещает художественные события и становится важнейшим источником информации для исследования4.

Отчасти пресса выступает как организатор рынка, хотя по большей части скорее пропагандирует его, чем рекламирует. В прессе происходит полемика о создании цивилизованного арт-рынка в России.

Журналисты обычно обсуждают проблемы арт-рынка в нескольких аспектах.

В экономическом аспекте СМИ выявляют основные факторы привлекательности арт-рынка для инвестиций:

• потенциал рынка (тут журналистами отмечается, что потенциал колоссален, так как в России накоплено огромное количество предметов, представляющих художественную ценность, накоплен и финансово-коммерческий капитал, причем это в значительной степени омертвленный капитал, в силу высокой степени риска инвестиционной деятельности, снижения доходности кредитных операций и финансовых спекуляций, криминального происхождения самого капитала, обусловливающего сложность его легализации);

См. об этом подробнее: Литвина. Л.П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М. , 2001. Вып. 5. С. 36.

• степень надежности вложений и степень доходности (тут обычно учитывается стойкая тенденция к постоянному повышению цены на предметы искусства);

• престижность инвестиций (принято считать, что инвестиции в эту область придают респектабельность капиталу и повышают престиж инвестора);

• возможность легализации накоплений и получения налоговых льгот (отмечено, что вложение капитала в произведения искусства - оптимальный способ легализации накоплений и снижений налоговых выплат);

• расширение бизнес-контактов (отмечено, что в области арт-рынка много зарубежных партнеров, готовых продвигать на западный рынок произведения русского изобразительного искусства, правда, только после их оценки в России).

В средствах массовой информации также отмечается, что, с одной стороны, арт-рынок - сектор долгосрочного инвестированияа, а с другой - отрасль для «отмывания» капитала.

Большинство изданий и организаций, официально существующих на арт-рынке, привлечены - в той или иной степени -к «отмыванию».

С этой точки зрения в арт-бизнесе присутствует есть и некий «теневой» компонент. «Теневая» сторона арт-бизнеса связана с громкими похищениями и продажами произведений искусства.

Велика роль прессы в создании ажиотажа вокруг аукционных продаж, привлечение интереса общественности к аукционному дому «Гелос». Насчет «Гелоса» в современных арт-изданиях можно, например, прочесть следующее: «Сфера деятельности аукционного дома постоянно расширяется, поддерживая и развивая уже сложившиеся традиции, идут постоянные поиски новых форм работы, для чего осваиваются новейшие информационные технологии. Действующие филиалы аукционного дома есть в Санкт-Петербурге, Киеве и Великобритании»5. И подобные отзывы о «Гелосе» встречаются постоянно.

Однако в СМИ сложно найти статьи не только с критикой в адрес этого аукционного дома, но даже и с нейтральным рассмотрением его достоинств и недостатков.

Пресса формирует устойчиво положительный имидж тем, кто готов вкладывать деньги в искусство. Одна из задач подобного рода СМИ - создать моду на покупку произведений искусства в России6.

Однако по сути арт-рынок основывается больше на традициях реального делового оборота. Вот почему арт-рынок требует прозрачного и позитивного освещения в СМИ. , используя богатый исторический опыт развития меценатства в России.

Обсуждая арт-рынок в аспекте политическом, журналисты отмечают, что в данной области используются технологии, сходные с политическими.

Сходство технологий отчасти обусловлено сходством задач. Из группы художников арт-бизнесменами обычно выбирается один кандидат. Все средства используются для его продвижения. И тут, конечно, опыт политтехнологов оказывается весьма кстати.

Характерный пример - деятельность Галереи Марата Гельмана. Можно также отметить, что ряд печатных изданий официально субсидируется государственными структурами.

5 Тумасова И. Аукционный Дом «Гелос» // Арт-Хроника 2003. № 1. С.61.

6 См. : Сиповская Н. Русские рекорды: истерика или тенденции // Арт-Хроника. 2003. № 3-4. С.52-54.

Ci

Большинство российских политиков расходуют средства на развитие отечественной (и не только отечественной) культуры с целью формирования собственного положительного имиджа. Их активность на арт-рынке носит циклический характер, но, как у правило, всегда возрастает в преддверии выборов .

Предпосылки создания арт-рынка, особенности его развития в России, анализ причин его нынешнего состояния - все это уже давно требовало осмысления не только с позиции искусствоведов, критиков, социологов, экономической и управленческой науки, но и с точки зрения истории и теории журналистики.

Деятельность средств массовой информации в области арт-рынка отражает как специфику отечественных средств массовой информации, так и специфику отечественного арт-рынка. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Хронологические рамки исследования - 1988 - 2003 гг.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринимается попытка анализа взаимодействия арт-рынка и отечественных СМИ.

Актуальность исследования связана с резко возросшим интересом СМИ к этому сектору отечественного бизнеса. Кроме того, сегодня необходимо осмыслить динамику развития арт-рынка не только с точки зрения бизнеса, но и с точки зрения его влияния на отечественную культуру.

Сочетание признанных в науке подходов к изучению СМИ с методами изучения экономических феноменов составляют методологическую базу работы.

7 См. напр., Семенова Н. О традициях и нетрадиционности нашего художественного рынка // Арт-бизнес. 1991. № 2. С.29.

В ходе выполнения работы использовались также методы системного анализа и экономико-статистические методы.

Целью диссертационного исследования является исследование основных закономерностей, особенностей и факторов становления арт-рынка России в связи с развитием современной прессы.

Этой цели соответствуют задачи исследования:

1. Выяснение специфики арт-рынка как экономической категории;

2. Выявление основных составляющих арт-рынка, его типологии;

3. Описание арт-рынка как общественного феномен;

4. Формулировка основных задач пишущих об арт-рынке СМИ - в связи с общественной значимостью этого сектора экономики.

Источниковой базой исследования послужили публикации в отечественных СМИ. И это не случайно: исторически сложилась ситуация, при которой арт-рынок (именно рынок в современном понимании термина, а не стихийный поиск покупателей производителями товара) может существовать и развиваться только при наличии средств массовой информации. При этом основной упор делается на специализированные издания, т.е. издания, посвященные проблемам искусства.

Периодические издания, используемые в работе в качестве источников, с точки зрения их статуса можно разделить на три группы: государственные издания, Издания, выпускающиеся частными лицами, однако получающие и поддержку государства и частные издания.

Государственные издания.

Ведущие среди этих изданий - журналы «Художественный журнал», «Мир Музея», «Наше наследие», «Русское искусство».

Государственные издания отличает стабильный тираж, минимизация собственно рекламных публикаций, что подразумевает установку на объективность. Однако эта группа изданий в журналистской полемике по поводу арт-рынка всегда выражает точку зрения государства. о

Художественный журнал» (Moscow Art Magazine) -выпускается при поддержки Государственного Музейного выставочного центра «Российское изобразительное искусство» (РОСИЗО) - посвящен формированию современного искусства в России. Декларируемая цель журнала - поддержка российского искусства, его пропаганда, знакомство публики с современным искусством, реализация государственных образовательных и культурных программ.

Авторы, печатающиеся в этом журнале, обычно анализируют процессы, характерные для сферы искусства, с культурологической точки зрения. В журнале обсуждаются российские и международные художественные события, описывается деятельность галерей Москвы. На страницах журнала ведется полемика о возможностях и тенденциях развития современного искусства.

Мир Музея»9 - культурологический журнал, который посвящен деятельности ведущих российских музеев в сложившихся экономических условиях. В концепцию издания входит также поднятие идеи национального освещения искусства, воспитание чувства патриотизма.

8 Художественный журнал. М., 1988 - 2003. № 1- 89.

9 Мир Музея. М., 1931 - 2005. № 1-215.

Наше наследие»10 - иллюстрированный историко-культурологический журнал. Его издание осуществляется при поддержки Федерального агентства по культуре и кинематографии. Журнал во второй половине 1980-х годов позиционировался именно как альтернативный, противостоящий официозу в области культуры. Тогда это было уникальное издание, где удачно сочетались текстовая и визуальная компоненты, пропагандировался исторический взгляд на русскую культуру, что расширяло возможности знакомства публики с экспонатами ряда ведущих отечественных музеев, в том числе Эрмитажа.

Русское искусство»'1. Журнал содержит в себе справочно-библиографический материал. Это красочное издание, напоминающее каталог. Статьи посвящены архитектуре и искусству. Авторы статей -известные деятели культуры, ученые. Они знакомят читателя с культурными и архитектурными особенностями России.

Анализируя эту группу журналов, следует отметить, что они далеко не всегда следуют заявленным в них целям. Государство в лице организаций, курирующих искусство, по справедливому замечанию журналистки С. Фриммель, практически «никогда не задавалось вопросом, как определить актуальные направления отечественного искусства и адекватно их представить»12. Государство мало волную и проблемы «продаваемости» российских произведений искусства за рубежом: «Если русские проекты и бывали более или

10 Наше наследие. М., 1988-2005. № 1-73.

11 Русское искусство. М.,2005. .№ 1-5.

12 Фриммель С. Как показывать Россию в Венеции? // Арт-Хроника. 2003. № 1. С.22.' менее успешными, то происходило это исключительно благодаря

13 личнои инициативе художника» .

Издания, выпускающиеся частными лицами, однако получающие и поддержку государства.

Ведущие среди них - журналы «Арт-Хроника» и «Новый Мир Искусства». Хотя они и выпускаются частными лицами, но издатели постоянно и небезуспешно добиваются государственной поддержки. Эта поддержка выражается, прежде всего, в позволении распространять данные издания в государственных учреждениях, что существенно снижает расходы на реализацию. Издатели и редакторы пользуются поддержкой государственных чиновников при решении внутриредакционных проблем, а также отношений с другими изданиями. В спорах между владельцами художественных галерей и государством эти журналы обычно принимают точку зрения государства.

Журнал «Арт-Хроника»14 предпринимает попытки описать арт-рынок с экономической точки зрения, поднять престиж русского искусства и доказать инвестиционную привлекательность отечественного арт-рынка. Журнал издается при поддержке Министерства культуры РФ.

В качестве целей декларируются поддержка коллекционеров и продвижение их коллекций на западный арт-рынок; пропаганды национальной основы современного искусства; отбор художников, галерей и арт-дилеров для получения дивидендов от публикаций и продажи их работ; знакомство политической и экономической элиты с проблемами российского арт-рынка; привлечение внимания к

13 Фриммель С. Указ. соч.С. 22.

14 Арт-Хроника. М.,1999-2005 . № 1-10. русскому искусству со стороны западного капитала; информационная поддержка ведущих московский галерей.

Интервью и статьи подобраны таким образом, чтобы убедить читателя в привлекательности этой сферы для инвестиций. На рынке российских СМи журнал существует уже 6 лет

Новый Мир Искусства» («НОМИ»)15 описывает деятельность ведущих московских галерей. В журнале характеризуются концепции галерей, политика галерей, описываются наиболее удачные выставки и международные проекты, публикуются публикуются статьи и эссе известных критиков и искусствоведов. Журнал хорошо иллюстрирован.

Оба эти журнала размышляют не только о проблемах собственно арт-рынка, но и об общественно-политических проблемах современного общества. Так, например, одна их главных тем в «Арт-Хронике» - тема возможности или невозможности для женщины быть художником, и причем «покупаемым» художником. Этот журнал активно включился в полемику, начавшуюся еще тридцать лет назад в англоязычном издании «ARTnews». Там была напечатана статья журналистки Р. Нохлин, в которой утверждалось, что «женщины не смогли соперничать с мужчинами в изобразительном искусстве из-за общеизвестной исторической дискриминации»16.

Статьи «Арт-Хроники» не только опровергают это мнение, но и пытаются выяснить, каким образом высказанное Р. Нохлин мнение повлияли «на искусствоведческий дискурс, используемый в

15 НОМИ(Новый Мир Искусства). СПб., 1998 -2005. №142.

16 Цит. по: Лзндлг Э. Великие художницы: существуют ли они вообще? // Арт-Хроника. 2003. № 5. С.56. академических, музейных и академических кругах»17. В качестве примера успешной женщины - художницы и галеристки - приводится пример известной Айдан Салаховой: «заслугой Айдан Салаховой является то, что она сумела создать публичный, одновременно элегантный и богемный образ самой профессии галериста»18.

Частные издания

В данной группе наиболее значимым является журнал «Арт-Менеджер»19 - деловое издание, издающееся при поддержке Фондом Сороса.

Издание способствует ■ становлению профессиональной журналистики в области культурной политики, экономики и менеджмента. Аудитория - арт-дилеры, художники, критики, а также студенты, обучающиеся по специальностям менеджеров в области культуры и искусства. Журнал издается с 2002 года. Декларируемая цель - международная реклама русского искусства и подготовка профессионального сообщества менеджеров.

Особенностью частных изданий является их практически полная зависимость от рекламы или спонсорской помощи. Естественно, подобные журналы вовсе не интересуются общественно-политической проблематикой. Как правило, журналы такого типа существуют на рынке недолго, большинство из них малотиражны, в силу чего и убыточны. В их существовании не заинтересованы даже владельцы художественных галерей. Владельцы галерей предпочитают издания, хоть и позиционирующие себя как

17 Там же. С. 57.

18 Орлова М. Женская Квота // Арт-Хроника. 2003. № 5.

С. 73.

19 Арт-менеджер. М., 2002 - 2005. № 1-10. элитарные, но пользующиеся значительным спросом. («Vogue», «Cosmopolitan» и т.п.).

По тематике анализируемые в работе издания можно разделить на бизнес-издания и издания культурологические.

Бизнес-издания - это издания, преимущественно ориентированные на получение прибыли. Это, прежде всего, «Арт-Хроника» и «Арт-Менеджер». В отличие от них, главная цель культурологических изданий - не только получение прибыли, но и поднятие престижа современной русской культуры. К ним можно отнести журналы «НОМИ», «Наше Наследие», «Мир Музея» и др.

Источниками в данном исследовании являются также законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации , документы ЮНЕСКО по культурной политике на

9 1 рубеже XX-XXI веков . Среди источников - материалы специальных справочных изданий для арт-дилеров и коллекционеров.

20 Конституция РФ. М., 2003; Основы законодательства РФ о культуре. М., 1992; Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М., 1995; Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М., 1993; Закон РФ «О музейном фрнде РФ и музеях в Российской Федерации». М., 1996; Закон «Об авторском праве и смежных правах». М.,1993; Закон РФ «Об учреждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства». М., 1996.

21 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. М., 1972; Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. М., 1970 и др.

В работе использованы также каталоги зарубежных аукционов «Sotheby» и «Christie». Учтен и практический опыт художественных галерей, антикварных магазинов города Москвы.

Степень научной разработки проблемы вряд ли можно охарактеризовать однозначно.

Иностранные специалисты сделали немало для теоретической разработки аналогичных проблем. Однако их опыт далеко не всегда можно экстраполировать на российскую ситуацию.

В России же проблема эта сравнительно мало разработана.

Арт-рынок - новый сектор экономики, по крайней мере, экономики легальной. Конечно, и в СССР искусство существовало. И это искусство, искусство соцреализма, являлось, по справедливому замечанию Б. Гройса, «грандиозной рекламной компанией, имеющей

22 целью построение коммунизма» . Однако искусство в Советском Союзе официально не рассматривалось как товар.

Однако и сегодня, когда рыночные отношения в России уже практически сложились, проблемы становления рынка, особенности произведений искусства как товара осознаются далеко не всегда даже журналистами, постоянно работающими в сфере арт-рынка -- не говоря уже о научном осмыслении этой проблемы. Вопросы соотношения эстетической ценности и экономической стоимости произведения искусства, актуальные в аспекте темы исследования, не получили достаточной разработки в отечественной науке.

По данной теме существует только лишь одна публицистическая работа - статья Л.П. Литвиной «Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной

Цит. по: Козлова О. Соц(реализм)APT // Арт-Хроника. 2003 №5. С. 46. периодики девяностых годов)» . Однако ее интересовали только лишь взаимоотношения периодики и арт-рынка 1990-х гг.; этапы становления и развития современного арт-рынка остались за пределами ее работы. Специальных же научных исследований по этому вопросу нет. Однако следует отметить, что проблемы взаимосвязи бизнеса и культуры затрагивались в работах Ю.М. Помпеева24, Г.Л. Тульчинского25 и др.

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных философов, культурологов, отражающих системный подход в изучении этого явления (Литвин Л.П. 26 Котлер Ф.27 А.А., Яковенко И.Г.28, М.С. Каган29, Ю.М.Лотман30).

В проведенном исследовании для выявлении специфики художественного произведения как товара используются идеи

23 Литвина Л.П. Указ. соч. С. 30 - 58.

24 Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. СПб., 2000.

25 Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2003.

26 Литвина Л.П. Указ. соч.

27 Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., 1999. о о

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998 . о 9

Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке. СПб., 2001. С. 9 - 18; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

30 Лотман Ю.М. Феномен искусства // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С.129-136. представителей «институтациональной» теории искусства,

31 32 репрезентированные в работах П. Бурдье , JI.M. Молосовой .

Практическая ценность исследования заключается в том, что основные результаты и выводы могут найти применение в развитии деятельности СМИ, освещающих проблемы арт-рынка. Положения диссертации могут быть использованы для чтения курсов лекций, подготовке методических материалов и учебных пособий.

Поскольку в диссертации исследуется новый сектор российской экономики, результаты исследования важны для подготовки специалистов в области журналистики, менеджмента, социологии искусства.

Результаты исследования используются при разработке учебного курса «Художественный рынок России - глазами СМИ», который может быть прочитан на факультетах журналистики и истории искусств РГГУ. Результаты работы могут быть использованы и как материалы для подготовки кадров собственно системы масс-медиа. Кроме того, выводы и рекомендации могут быть использованы государственными органами управления с целью легализации данного сектора экономики. Разработанные рекомендации по направлениям совершенствования предпринимательской деятельности на арт-рынке России будут способствовать интеграции отечественного искусства с его профессиональным потенциалом в систему мирового арт-бизнеса.

31 Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1-2. С.49-62.

32 Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С.288-295.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия"

Заключение

Проведя анализ материалов специализированных российский средств массовой информации, посвященных российскому же арт-рынку, можно прийти к следующим выводам:

1. Арт-рынок представляет собой относительно новый сектор российской экономики. Его основные составляющие: галереи, аукционы, специализированные печатные издания. Арт-рынок - это комплексная система, в которой деятельность в сфере искусства носит коммерческий характер.

3. Поскольку арт-рынок - эти, прежде всего, экономическая категория, его главным действующим лицом является предприниматель. Предприниматель выступает катализатором развития арт-рынка, использует новые коммерческие возможности для продвижения российского искусства как внутри России, так и за рубежом.

4. Соответственно, и подавляющее большинство пишущих об арт-рынке СМИ - явления прежде всего коммерческие. Это закономерно: средства массовой информации как полноправные участники экономической жизни ориентированы на получение максимальной прибыли от своей деятельности при разумном уровне риска.

4. Арт-рынок является не только коммерческим, но и общественным феноменом, функция которого - быть «посредником» во взаимоотношениях между субъектами производства и потребления художественной продукции.

5. В связи с общественной значимостью этого сектора экономики в современном обществе велика роль пишущих об арт-рынке СМИ. СМИ должны выступать как организатор рынка. Роль СМИ велика еще и потому, что перед периодическими изданиями стоит задача помощи государству в легализации арт-рынка и помощи арт-рынку в получении государственной поддержки. Необходимо создание реально действующего, свободного и демократического центра информации граждан России о деятельности арт-рынка.

И, наконец, главный вывод, который можно сделать из данного диссертационного исследования - вывод о том, что предпринимательство и СМИ - два основные фактора, наиболее влияющие на развитие современного российского арт-рынка. И для успешного развития этого сектора экономики необходимо наладить между ними цивилизованное и экономически выгодное взаимодействие.

 

Список научной литературыПилюк, Андрей Васильевич, диссертация по теме "Журналистика"

1. Законодательные и нормативные акты1. Конституция РФ. М., 2003.

2. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». М., 1995.

3. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». М.,1993.

4. Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации». М., 1996.

5. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». М.,1993.

6. Закон РФ «Об учреждении премий Президента Российской Федерации в области литературы и искусства». М., 1996.

7. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. М., 1970.

8. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 // Сборник международных докладов СССР. М., 1991. Вып. XLV.

9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, 1972. Список всемирного наследия // Сборник международных докладов СССР. М., 1991. Вып. XLV.

10. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. М., 1972.

11. Основы законодательства РФ о культуре. М., 1992.

12. Указ Екатерины II от 11 февраля 1764 // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание I. Т. 4. СПб., 1830. № 22345.12. Материалы СМИ

13. Денисов Б. Не продается вдохновенье // Наука и жизнь.1998. № 1.С. 40-54.

14. Дягтерев Б. Раз, два, три . продано // Бизнес и выставки.1999. №2 (10). С. 30-38.

15. Истомина Н. Аукционный дом «Гелос» // Арт-Хроника. 2003. № 2. С.54 69.

16. Козлов Г. Искусство заказывали? // Арт-Хроника. 2003. № 1. С.64 70.

17. Козлова О. Русское небо над Берлином // Арт-Хроника.2003. №5. С.3-18.

18. Козлова О. Соц(реализм)АРТ // Арт-Хроника. 2003 №5. С.44 49.

19. Лэнди Э. Великие художницы: существуют ли они вообще? // Арт-Хроника. 2003. № 5. С.56 58.

20. Маркина Т. Пятьдесят тысяч одних предметов // Арт-Хроника. 2003. № 2. С.58 61.

21. Мизиано В. Андеграунд вчера, а что сегодня? //Декоративное искусство СССР. 1990. № 10. С 57 59.

22. Мир Музея. М., 1931 -2005. № 1-215.

23. Молок Н. «Будете себя так вести, отправитесь резьбой по дереву заниматься» // Арт-Хроника. 2004. № 1.С. 119-121.

24. Молок Н. Национальная ярмарка для всех // Арт-Хроника.2004. № 1. С.56-58.

25. Молок Н. Трудовые будни в Москве // Арт-Хроника. 2003. №3-4. С.109 -111.

26. Никич Г. Искусство как товар //Россия. 1998. № 2. С. 18

27. Орлова М. Женская Квота // Арт-Хроника. 2003. № 5. С.72.73.

28. Петровская Е. «Серое по серому»: философия и конец искусства//Искусствознание. 2001. № 1. С. 8 16.

29. Семенова Н. О традициях и нетрадиционности нашего художественного рынка// Арт-бизнес. 1991. № 2. С.29- 31.

30. Сиповская Н. Русские рекорды: истерика или тенденции // Арт-Хроника. 2003. № 3-4. С.52 54.

31. Танаев К. Свобода печати в ущерб свободе слова // Советник. 1997. №7. С. 5 10.

32. Тевосян Т. Теория искусства в конце XX века: итоги и перспективы // Искусствознание. 1999. № 2. С. 24 30.

33. Тумасова И. Аукционный Дом «Гелос» // Арт-Хроника 2003. № 1. С.61.

34. Флэш Арт. Ведущий европейский художественный журнал. 1989. № 1.

35. Фриммель С. Как показывать Россию в Венеции? // Арт-Хроника. 2003. № 1. С.22 23.

36. Фроля А.В. Об идентичности СМИ // Свободная мысль. 2002. №9. С. 6-12.

37. Художественный рынок Москвы // Арт-Медиа. 1992 № 2. С.27-28.

38. Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1997. №6. С. 115-120; 1998. №1. С.116-120.

39. Челенков А.П. Основы классификации услуг как маркетингового продукта//Маркетинг. 1998. № 3.

40. Чередниченко С. Печатная графика как предмет для коллекционирования // Пинакотека. 1997. № 3.

41. Чучайкина И.Е. Искусство как феномен культуры // Социально-политический журнал. 1994. №8. С. 67 80.

42. Шатских А. Упаковка мечты // Арт-Хроника. 2004. № 4.1. С.34.

43. Norman G. Snobs, thugs and auctioneering // Art-market.1993. Sunday, 7 march.1.. ЛИТЕРАТУРА

44. Блауг M. Экономическая мысль в ретроспективе. М.,1994. 234 с.

45. Боханов А.П. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.308 с.

46. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1-2.

47. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 1994. 346 с.

48. Галитарова Н.М. Барьеры в восприятии сообщений печати, радио, телевидения // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». М., 1970. №4. С. 16-28.

49. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке. СПб., 2001. 234 с.

50. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 322 с.

51. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001.436 с.

52. Котпер Ф. Маркетинг и менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб., 1999. 240 с.

53. Ликовенко И. Роль Союза журналистов России в становлении гражданского общества // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М., 1999. С. 18-23.

54. Литвина Л.П. Арт-рынок современного искусства России. Первые шаги (Обзор центральной периодики девяностых годов) // Панорама культурно-социальной жизни Российской Федерации. СПб., М., 2001. Вып. 5. С. 30-58.

55. Лотман Ю.М. Феномен искусства // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. 456 с.

56. Меценаты и коллекционеры: Альманах всероссийского общества охраны памятников истории и культуры // Памятники Отечества. №29. 1993. С. 34 56.

57. Мизес Л., фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. М., 2005. 248 с.

58. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М., 2003.346 с.

59. Основы теории художественной культуры. СПб., 2001.398 с.

60. Пелипенко А.А., Якоеенко И.Г. Культура как система. М., 1998. 456 с.

61. Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: (Социально -психологическая концепция). СПб., 1995. 234 с.

62. Петров В.М., Боядлсиева Л.Г. Перспективы развития искусства: Проблемы методологии и методики исследования. М., 1997. 248 с.

63. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. СПб., 2000. 344 с.

64. Пономарева Г.М. Проблемы коммуникационного взаимодействия культур // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения. М, 1997. Вып. 5. С. 24 30.

65. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени. М., 1994. 134 с.

66. Проблемы информационной культуры. М., 1997. Вып. 4.128 с.

67. Ревзин Г.И. Завершение модернистского проекта XX века. Художественные модели мироздания. М., 1999. Кн. 2: XX век. 236 с.

68. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М, 1996. 248 с.

69. Розин В.М. Техническая реальность и ее влияние на искусство (три этапа расколдовывания техники) // Полигнозис. 2000. №4. С. 3-12; №5. С. 15-23.

70. Розин В.М. Формирование, современные проблемы и методологический идеал культурологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М, 2001. Вып. 5. С. 14-20.

71. Российская массовая культура конца XX века: Материалы круглого стола (4 декабря 2001 г., С.-Петербург). СПб., 2001.36 с.

72. Савицкая Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 2002. Вып. 1. С. 34 42.

73. Сидорина Т.Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конференции. М.,2001. С. 6 8.

74. Скубневский В.А. Барнаул купеческий // Алтай. 1994. № 4. С. 15-19.

75. Старцев А.В., Гончаров Ю.М. История предпринимательства Сибири (XVII начало XX в. Барнаул, 1999. 236 с.

76. Степанская Т.М. Творческие союзы в современных условиях // 60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Барнаул, 2001. С. 56 68.

77. Степанян Н.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999. 128 с.

78. Сухарев Ю.А. Глобализация и культура. М., 1999. 248 с.

79. Толстой В. П. XX век. Итоги и кануны // Художественные модели мироздания. М., 1999. Кн. 2. 246 с.

80. Толстой В.П. Искусство и общество: Взгляд из XX века. М, 1994. 254 с.

81. Толстой В.П., Швидковский Д.О. Синтез пространственных искусств как образ мироздания // Художественные модели мироздания. М., 1997. Кн. 1. С. 36 49.

82. Трошкин Ю.В. Свобода слова, печать и власть //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. Материалы междунар. науч.-практ, конференции. М., 1999. С. 11 14.

83. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2003. 238 с.

84. Турчин B.C. Поп-арт. Искусство успеха // Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993. С. 62 80.

85. Уледов А.К. Взаимодействие гражданского общества и государства (теоретико-методологические аспекты анализа) // Психология госслужбы. Очерки по социальной психологии. М, 1997. С. 23 40.

86. У ледов А.К. Общественное мнение как предмет социологического исследования //Вопросы философии. 1959. Т.З. С. 36-48.

87. У ледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963.

88. Урсул А.К. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М., 1990. 348 с.

89. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. 456 с.

90. Ушакова Е.В. Системная философия и системно-философская научная картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Барнаул, 1998. Ч. 1-2. 234 с.

91. Уэбстер Д. Создание свободных и независимых СМИ // США: экономика, политика. Идеология. 1994. №2. С. 20 26.

92. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 128 с.

93. Федякин И.А. Общественное сознание и массовые коммуникации в буржуазном обществе. М., 1989. 246 с.

94. ФукоМ. Это не трубка: Пер. с фр.. М., 1999. 214 с.

95. Хаек Ф. Закон, законодательство и свобода: В 3-х тт. Киев, 1999.

96. Хассан И. Культура постмодернизма // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 15-15.

97. Художественный рынок. Информационный сборник ГБЛ. М., 1989. Вып. 3. 56 с.

98. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. М., 1882. 364с.

99. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт; постмодернизм или неоархаика // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 8-15.

100. Шевченко А.В. Информационное законодательство в России: формирование и применение // Массовые информационные процессы в современной России: очерки. М., 2002. С. 102 124.

101. Шевченко А.В. Особенности взаимодействия государства и прессы в России // Средства массовой информации: состояние и тенденции развития. М, 2001. С.20 28.

102. Шевченко А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь, 1999. 364 с.

103. Шевченко А.В. Система средств массовой информации: тенденции развития // Информационная политика. М., 2003. С. 18 -25.

104. СМИ как организационная система для формирования гражданского общества // Сборник материалов международного конгресса "300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа". М., 2002. С. 23 30.

105. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 234 с.

106. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002. 128 с.

107. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995. 86 с.

108. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993. 764 с.

109. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.435 с.

110. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959. 238 с.

111. Юзвишин И.И. Информациология. М., 1993. 346 с.

112. Brockhaus R.H. The Psychology of the Entrepreneur // Kent C.A., Vesper K.H. Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliff, New Jersey, 1982. 346 p.

113. Drucher P. The practice of management // Harper and Brothers. N.-Y.; 1954. 200 p.

114. James W.H., Rotter J.B. Partial and 100% reinforcement under chance and skill conditions // J. Exp. Psychol. 1958. N 55. P. 397— 403.

115. McClelland D.C. The Achieving Society. Princeton, 1961.112 p.

116. Rotter J. Jeneralized expectaticies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs. N-Y, 1966. 112 p.

117. I. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ И СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

118. Алтайский край. Энциклопедия. Барнаул, 1997.

119. Арт-азбука. Словарь современного искусства // http:www.azbuka.gif.ru

120. Большой экономический словарь. М., 1997.

121. Большой энциклопедический словарь. СПб., 1995.

122. Маллалью X. Антиквариат: Самая полная история антиквариата. М., 2003.

123. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск, 2001.

124. Предприниматели Алтая. 1861 1917 гг.: Энциклопедия. Барнаул, 1996.

125. Художники Алтая. XX век. Барнаул, 2001.

126. The new Encyclopaedia Britanica. Chicago, 1993.