автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка
Полный текст автореферата диссертации по теме "Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка"
На правах рукописи
Лысакова Анастасия Алексеевна
СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АРТ-РЫНКА
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
1 7 МАМ 2012
Екатеринбург - 2012
005043627
Работа выполнена на кафедре культурологии и социально-культурной деятельности ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
доктор культурологии, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Кириллова Наталья Борисовна
Астафьева Ольга Николаевна, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», профессор кафедры ЮНЕСКО
Порозов Роман Юрьевич, кандидат культурологии,
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», доцент кафедры культурологии
ФГБ НИУ «Российский институт культурологии»
Защита состоится 29 мая 2012 г. в часов на заседании
диссертационного совета Д 212.285.20 на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» по адресу: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248. ^ , "
V
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина».
Автореферат разослан » апреля 2012 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор социологических наук, профессор
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
щ Л. С. Лихачева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Процессы реформирования российского общества на рубеже XX - XXI веков, в частности, переход от плановой экономики к рыночной, коснулись и социально-культурной сферы, включающей искусство. Развитие рынка искусств, галерейного бизнеса, литературно-книжного дела, рынка кино-, ТВ- и видеопродукции, театральной и музыкальной индустрий, способствовало повышению интереса к изучению функционирования данного сегмента как области обращения художественной (в самом широком смысле этого слова) продукции.
Быстрое развитие и разрастание арт-рыночных институтов, их проникновение в структуру современной культуры, неослабевающий научный интерес к проблематике взаимоотношения рыночных и художественных механизмов в системе потребления, активное развитие творческих индустрий и креативной экономики сделали изучение арт-рынка особенно актуальным. Понятие «арт-рынок» прочно закрепилось в лексиконе современного гуманитарного знания. Эта тема стала объектом исследования многих наук - не только культурологии, но и искусствоведения, истории, менеджмента, социологии и экономики культуры.
В силу системного, философски-углубленного, аксилогического характера культурологического знания, в культурологии арт-рынок предстает как целостный феномен в совокупности различных его аспектов, сущностно связанных с процессом производства и потребления одной из важнейших сфер культуры - искусства как сферы создания художественных ценностей. С другой стороны, поскольку культурология также изучает конкретные исторические, социальные или региональные типы культур или их сочетания, то и арт-рынок исследуется здесь не только в своих универсальных параметрах (таких, как сущность и специфика, структура и социальные функции), но и как конкретный механизм функционирования художественных ценностей, обусловленный определенным типом культуры.
Необходимо отметить, что степень практического интереса к арт-рынку превалирует над теоретической разработанностью этого проблемного поля в современном гуманитарном знании. Одна из ключевых проблем заключается, на наш взгляд, в том, что за границами внимания исследователей остается большая часть арт-рынка, представленная «художественным ширпотребом» и «интерьерным искусством», качественной художественной продукцией массового спроса и современными художественными экспериментами. Таким образом, теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры, влияющего на стратегии создания и потребления художественных ценностей, является актуальными как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Степень разработанности проблемы
Теоретико-методологические исследования арт-рынка своими корнями уходят в изыскания классиков политэкономии, в которых разработаны различные аспекты рынка как экономического института - работы английских ученых А.Смита, Д.Рикардо, У.Петга, исследования немецких социологов и экономистов А. и М.Веберов. Особое значение для изучения рыночной экономики имеют труды К.Маркса, в частности, «Капитал».
Экономике символического обмена, к которой относится и арт-рынок, посвящены работы таких зарубежных ученых, как Дж.Акелроф, Ж.Батай, Ж.Бодрийяр, Б.Гройс, М.Мосс, Ж.Тироль, М.Фридмен, К.Дж.Эрроу и др., а также труды ряда российских исследователей - А.А.Аузана, А.Б.Долгина, С.Л.Кропотова, Д.А.Леонтьева, Е.Е.Меня, Н.М.Нуреева, О.Л.Чернозуба, Л.И.Якобсона и др.
Труды по теории и практике общества потребления, в том числе -престижного потребления (работы Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Т.Веблена, Г.Дебора, Г.Зиммеля, Г.Маркузе, Х.Ортеги-и-Гассета, Д.Рисмена, Э.Фромма и др.) и экономике потребления искусства в частности (статьи и монографии Б. Гройса, К. Каррьеро, А.Д.Боровского, Е.Ю.Деготь, Г.В.Иванченко, В.А.Мизиано и Н.Т.Оганесян и др.) также важны для понимания процессов, определяющих арт-рынок и его специфику.
В качестве системы особых социальных институтов арт-рынок рассматривался французскими социологами П.Бурдье и А.Молем. Ценный эмпирический материал, касающийся состояния современного арт-рынка как феномена культуры, собран в монографиях английского экономиста Д.Томпсона, французского политолога и журналиста Ж.Бенаму-Юэ, польского искусствоведа и юриста П.Досси.
Отечественный вклад в разработку проблем прикладной культурологи, включающей арт-рынок как социокультурный феномен, состоит в значительном числе разнородных научных изысканий. Особо следует отметить труды О.Н.Астафьевой, Д.Е.Барабанова, В.В.Бобкова, И.М.Быховской, Б.А.Денисова, О.Б.Дубовой, Л.А.Закса, Н.Б.Кирилловой, И.М.Лисовец, Е.А.Мелиховой, И.Я.Мурзиной, К.Э.Разлогова, Н.Н.Суворова, Г.Л.Тульчинского, Ю.У.Фохта-Бабушкина, И.Г.Хангельдиевой и др. Необходимо выделить коллективную монографию санкт-петербургских авторов «Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии» под редакцией А.В.Карпова, сборник статей современных западных исследователей «Экономика современной культуры и творчества» под редакцией Е.Е.Меня, сборники научных статей, выпускаемые по итогам конференций, посвященных арт-рынку (в частности, уральской конференции «Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление» под редакцией Л.М.Немченко и международной конференции Российского института культурологии «Культурные индустрии Российской Федерации в контексте мировых тенденций»), а также сборник статей «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований» под редакцией
И.М.Быховской. Однако необходимо подчеркнуть, что в аспектах, заявленных в данном диссертационном исследовании, арт-рынок как целостный феномен культуры отечественными авторами ранее не рассматривался.
Разработка поставленной в диссертационной работе проблемы -исследования влияния, которое оказывают трансформации арт-рынка на стратегии создания и потребления художественных ценностей, опирается на широкий круг разнообразных источников, которые условно можно разделить на несколько блоков.
Первая группа источников представлена базовыми работами по теории и истории культуры, а также специфике управления культурной сферой. Речь идет о трудах О.Н.Астафьевой, М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.М.Быховской, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, А.Ф.Еремеева, Л.А.Закса, М.С.Кагана, Н.Б.Кирилловой, Л.Н.Когана, Ю.М.Лотмана, Э.А.Орловой, Д.В.Пивоварова, К.Э.Разлогова, А.Я.Рубинштейна, Г.Л.Тульчинского, А.Я.Флиера, Ю.У.Фохта-Бабушкина, Н.А.Хренова и др.
Изучение и анализ современного арт-рынка потребовал обращения к трудам признанных теоретиков постклассической (модернистской и постмодернистской) культуры - к работам Р.Барта, П.Бурдье, Г.Дебора, Ж.Делеза, Ж.Дерриды, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, Ж.-Ф.Лиотара, Т.Парсонса, Э.Фромма, Ю.Хабермаса, Р.Харриса, У.Эко и др., а также к исследованиям отечественных культурологов и философов Н.А.Автономовой, В.В.Бычкова, А.А.Грицанова, В.М.Диановой, И.П.Ильина,
B.Л.Иноземцева, М.С.Кагана, С.Л.Кропотова, М.А.Можейко, Н.Б.Маньковской, А.В.Рыкова и др.
Будучи частью культуры, арт-рынок наших дней развивается согласно тенденциям, задаваемым современным информационным обществом с высоким уровнем технических инноваций, новых компьютерных технологий и большой скоростью их внедрения. В связи с этим очевидное значение для понимания и анализа особенностей современного арт-рынка придается трудам таких западных культурологов и философов, как Д.Белл, М.Кастельс, Н.Луман, М.Маклюэн, Э.Тоффлер, Д.Рашкофф, Р.Харрис, и работам отечественных исследователей - В.С.Библера, С.В.Ерохина, В.Л.Иноземцева, К.Э.Разлогова, В.В.Савчука, О.В.Шлыковой.
Еще одну группу источников составили труды по экономике. Во-первых, это классические работы К.Маркса, А. и М. Веберов, А.Смита, Д.Рикардо и др. Во-вторых - изыскания современных авторов, посвященные креативной экономике и творческим индустриям - зарубежные исследования М.Бянчи, Ф.Вуда, Ч.Лэндри, Э.Мак-Илройя, К.Нордстрема, М.Пахтера, Т.Флеминга, Д.Хоккинса, и труды отечественных ученых - А.Б.Долгина,
C.Л.Кропотова, Д. А.Леонтьева, Е.Е.Меня, Н.М.Нуреева, Л.И.Якобсона и др.
Поскольку диссертационная работа строится на изучении механизмов
акт-рынка, влияющих на стратегии и практики производства и потребления художественных ценностей, еще один блок источников объединяет в себе
работы по истории и философии искусства, раскрывающие сущность искусства как особого феномена культур и специфику его функционирования. Это классические труды Г.Ф.В.Гегеля и И.Канта, а также работы современных отечественных историков искусства, философов и культурологов К.З.Акопяна, В.М.Алпатова, Е.А.Андреевой, Л.М.Баткиной, М.Ю.Германа, ВЛ.Головина, В.Д.Дажиной, А.Ф.Еремеева, Л.А.Закса, Ю.К.Золотова, М.С.Кагана, Т.А.Кругловой, В.Н.Лазаревой, И.М.Лисовец, Н.Б.Маньковской, Б.В.Орлова, Е.И.Ротенберга, Ю.К.Тарасова, Н.А.Хренова,
A.К.Якимовича и др., и западных авторов - Т.Адорно, О.Бенеша,
B.Беньямина, А.Данто, Дж.Дики, П.Зютмора, К.Каррьеро, Р.Краус, Л.Кэмпбэл, С.Лангер, М.Прака, Г.Рида, Б.Тэйлора, У.Эко и др.
Необходимые эмпирические данные, касающиеся глобальных арт-рыночных процессов, почерпнуты из специализированных периодических изданий и интернет-порталов - журналов «Артхроника», «Новый мир искусства», «Художественный журнал», газеты «Коммерсант», интернет-порталов www.openspace.ru,www.artinvestment.ru, официальных сайтов крупнейших аукционных домов мира - «Сотбис», «Кристи», «Филип де Пьюри» и др.
Объектом диссертационного исследования является арт-рынок как феномен культуры.
Предметом диссертационного исследования стали стратегии производства и потребления художественных ценностей, обусловленные трансформацией арт-рынка.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении воздействия арт-рынка как феномена культуры на стратегии создания и потребления художественных ценностей.
В соответствии с логикой достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры: раскрыть сущность, структуру и функции арт-рынка.
2. Рассмотреть переход от арт-рынка классического к арт-рынку постклассическому (модернистскому).
3. Проанализировать особенности арт-рынка в постмодернистской ситуации.
4. Раскрыть специфику арт-рынка эпохи глобализма, проанализировав в совокупности особенности арт-рынка глобального и арт-рынка локального.
5. Выявить стратегии производства и потребления художественных ценностей, присущие классическому, модернистскому (постклассическому) и современному (постмодернистскому) арт-рынкам.
Теоретико-методологическая база диссертационного исследования
Работа опирается на синтез общенаучных и частнонаучных методов и подходов:
1. Междисциплинарный подход, благодаря которому стало возможно рассмотрение арт-рынка как сложного феномена культуры, раскрывающего свой потенциал в социокультурном, философском, историческом, экономическом аспектах.
2. Культурантропологический подход, дающий возможность рассмотреть специфику восприятия различных художественных ценностей и установить ее влияние на стратегии арт-рыночного потребления.
3. Метод анализа (позволивший раскрыть специфику арт-рынка как особого феномена культуры, определить его структуру и функции) и синтеза полученных в процессе анализа знаний.
4. Метод перехода от абстрактного (от теоретической модели арт-рынка) к конкретному (к различным реалиям арт-рынка).
5. Метод системного анализа, заключающийся в рассмотрении современного арт-рынка как сложноорганизованного явления, как совокупности различных субъектов, институций и отношений между ними.
6. Историко-сравнительный метод, который позволил проследить историко-культурные трансформации арт-рынка, выявить изменения стратегий производства и потребления художественных ценностей.
7. Социологический метод включенного наблюдения, дающий возможность погрузиться в арт-рыночные процессы и изучить их изнутри.
8. Семиотический метод анализа процесса образования семиотического поля значений различного типа и уровня в процессах производства и потребления художественных ценностей в системе отношений, образующих современный арт-рынок.
Научная новизна исследования заключается в выявлении различных стратегий создания и потребления художественных ценностей, обусловленных историко-культурными трансформациями арт-рынка.
В ходе проведения диссертационного исследования были получены следующие результаты:
1. Представлено авторское определение арт-рынка как особого феномена культуры. Рассмотрены его общие и специальные функции.
2. Выявлена структура современного арт-рынка.
3. Раскрыта специфика классического и модернистского арт-рынков.
4. Проведен комплексный анализ арт-рынка, существующего в современной постмодернистской ситуации, в результате которого были выделены его характерные особенности.
5. Через анализ глобального и локального арт-рынков исследованы особенности арт-рынка эпохи глобализма.
6. Раскрыты обусловленные арт-рыночным механизмом стратегии создания художественных ценностей.
7. Выявлены различные стратегии потребления художественных ценностей.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Арт-рынок - это интегрированный в конкретный историко-культурный контекст феномен, осуществляющий культурно-экономическое взаимодействие между художником как субъектом производства и публикой как субъектом потребления художественных ценностей, легитимирующий художественный продукт по отношению к целостному культурному контексту. Отражением сложной культурно-экономической природы арт-рынка является его полифункциональность. Он реализует как общие функции рынка как экономического института (информационную, ценообразующую, посредническую, санкционирующую), так и специальные функции, присущие арт-рынку как феномену культуры (коммуникативную, культуротворческую, селективную, легитимирующую).
2. Структура арт-рынка имеет вертикальное (художественно-ценностное) и горизонтальное (институциональное) измерения. Арт-рыночная вертикаль представлена группами произведений различного художественного качества: как визуальным «ширпотребом» и дизайнерскими «интерьерными» работами, так и качественной визуальной продукцией и художественными раритетами, а также художественными инновациями и экспериментами. Арт-рыночную горизонталь образуют институции, актуализирующие соответствующие группы произведений. Это рынки-базары и интерьерные салоны; художественные мастерские, субъекты и организации вторичного арт-рынка, представляющие произведения искусства для символического потребления (кураторы, музеи) и продажи (арт-дилеры, аукционные дома, галереи, ярмарки); экспериментальные площадки, реализующие новейшие актуальные художественные акции и арт-проекты. На пересечении художественно-вертикальных и институционально-горизонтальных структурных направлений формируются основные сегменты арт-рынка, получающие свои названия в соответствии с художественно-ценностным статусом актуализируемых ими работ: рынок визуального «ширпотреба» и «интерьерного» искусства; рынок качественной визуальной продукции и художественных раритетов; рынок художественных инноваций.
3. Арт-рынок классического типа сформировался как продукт новоевропейской рациональности в результате аккумулирования следующих условий, а). Появление прибавочного продукта стало предпосылкой развития торговой деятельности, в результате чего система персонализированных заказов уступила место практике свободной купли-продажи художественных ценностей, ориентированной на абстрактного покупателя. Ь). Формирование общественного разделения труда и складывание системы специализаций обусловило выделение занятия художественным ремеслом в особого рода профессию и обособление сообщества профессиональных посредников на рынке искусства. Специфика модернистского арт-рынка определялась развитием все более многочисленного и более разнообразного корпуса
производителей художественной продукции, разрастанием и дифференциацией слоя потребителей художественных ценностей, ростом числа и диверсификацией институтов признания и посреднических организаций. В результате модернистский арт-рынок расщепляется на два сегмента: рынок массовой художественной продукции и рынок художественных инноваций.
4. Современный (постмодернимстский) арт-рынок, существующий со второй половины XX века, характеризуется переходом от рынка артефактов к рынку символических благ; дигитализацией; формированием гедонистической эстетики досуга; непрозрачной ценовой политикой; глобализацией деятельности и умножением центров (полицентризмом); трансформацией и переплетением традиционных функций арт-рыночных субъектов и институций.
5. Арт-рынок эпохи глобализма является двухуровневым образованием. Первый уровень представлен единым глобальным (общемировым) арт-рынком, второй - множеством локальных (региональных) арт-рынков. Глобальный арт-рынок функционирует как децентрализованное ризоморфное поле, образованное активностью мировых художественных столиц. Обращающиеся здесь художественные ценности являются продуктами интернационального потребления. Субъекты глобального арт-рынка связаны не с конкретными, пространственно локализованными территориями, но с определенными арт-проектами. Локальные арт-рынки, в свою очередь, территориально ограничены и имеют конкретную точку притяжения, свой центр. Это рынки определенных регионов, имеющие четко выраженную «местную» специфику, отличающую их и друг от друга, и от глобального арт-рынка. Локальные арт-рынки актуализируют художественные ценности, рожденные внутренней, региональной художественной средой, и преимущественно потребляющиеся либо местной публикой, либо туристами, ищущими объекты, специфичные для данного региона.
6. Стратегии создания художественных ценностей подразделяются на три группы:
a). «Традиционная» («товарная») стратегия, когда стадии художественного производства - формирование творческого замысла и работа над его воплощением, совершаются художником-мастером с учетом последующего сбыта произведений, предназначенных для широкой публики.
b). «Коммерчески-инвестиционная» стратегия, которая, в отличие от «товарной», не подчиняется массовым вкусам. Реализующие ее художники-предприниматели и посредники с помощью маркетинговых технологий формируют моду на создаваемый и «продвигаемый» ими художественный продукт, позиционирующийся как объект капиталовложения.
c). «Авангардная» стратегия создания художественных ценностей воплощается художниками-новаторами, создающими инновационные и экспериментальные произведения, подчиненные внутренней логике развития искусства.
7. Потребление художественных ценностей осуществляется в русле трех стратегий:
a). «Традиционной», когда произведения искусства покупаются согласно критерию их эстетической и художественной адекватности вкусам потребителя.
b). «Инвестиционной», когда с целью вложения капитала осуществляется покупка произведений «инвестиционного качества» -приобретаются «правильные» с точки зрения провенанса работы.
c). Стратегии «увеличения символического капитала», в рамках которой потребление экспериментального искусства становится актом превращения меновой стоимости, т. е. финансового капитала потребителя, в стоимость-знак, т. е. в его символический капитал.
Теоретическая значимость исследования
Диссертация задает новые методологические возможности для дальнейшего культурологического анализа арт-рынка. Результаты диссертационного исследования могут стать основой для последующих научных разработок в области теории и истории культуры, менеджмента культуры, социологии и экономики культуры.
Практическая значимость исследования
Результаты диссертационного исследования могут быть применены при разработке и чтении курсов «История культуры», «История искусства», «Менеджмент культуры», «Менеджмент музеев и галерей», «Социология культуры», «Экономика культуры», а также для создания специальных курсов, посвященных арт-рынку, ресурсной базе социокультурной деятельности, креативным (творческим) индустриям. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности органов государственного управления сферой культуры, быть востребованы агентами арт-рыночных и культурных институций (арт-дилерами, управленцами музеев, галерей, аукционных домов).
Апробация результатов исследования
Результаты приведенного исследования получили апробацию в ряде докладов на следующих научных конференциях. Международные конференции: Международная научная конференция студентов, аспирантов, преподавателей «Проблемы города в культурной антропологии: история и современность. III Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2006); «Человек в мире культурьі.УІ Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2009); Ш Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010); VII Международная научная конференция «Потребление как коммуникация-2011» (Санкт-Петербург, 2011); Международная конференция «Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций» (Москва, Российский институт культурологии, 2011); Ежегодный международный форум «Искусство и Реальность'2011: Художественная критика» (Санкт-Петербург, 2011); I Международная научно-практическая
конференция «Научное искусство» (Москва, 2012). Всероссийские конференции: Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы философии» (Красноярск, 2006); IV научная студенческая конференция «Актуальные проблемы анализа художественного текста» (Красноярск, 2006). Региональные конференции: Студенческая научная конференция «Личность. Общество. Государство» (Екатеринбург, 2009) и др.
Основные идеи исследования апробированы автором в ходе чтения лекций для студентов Уральского федерального университета по курсам «Менеджмент культуры», «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Ресурсная база социально-культурной деятельности».
По теме диссертации опубликовано 11 работ. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и социально-культурной деятельности департамента искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Основные положения диссертации также были апробированы в ходе практической деятельности диссертанта в сфере арт-рынка, заключающейся в работе в качестве менеджера частной художественной галереи «Арт-словарь», г. Екатеринбург (2009-2011 годы).
Структура и объем работы
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 235 наименований, в том числе на иностранном языке - 17. Общий объем работы составляет 169 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность избранной темы, проанализирована степень ее научной разработанности, определены объект и предмет исследования, цель и задачи, охарактеризована теоретико-методологическая база работы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определена структура работы.
В первой главе «Теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры» определяются теоретико-методологические основы исследования, дается комплексная характеристика арт-рынка как феномена культуры.
В первом параграфе «Сущность, структура, функции арт-рынка» выявлен эвристический потенциал понятия «арт-рынок», проанализированы его сущностные черты, раскрыта структура арт-рынка, систематизированы и описаны его функции.
Отмечая полисемантичность понятия арт-рынок, обусловленную его междисциплинарным характером, диссертант выделяет два базовых понимания этого объекта, сформированных в современном научном дискурсе.
В рамках первого, узко специализированного подхода, которого придерживаются экономисты А.Б.Долгин и Б.А.Денисов, арт-рынок понимается как часть экономической сферы общества и трактуется как механизм купли-продажи предметов искусства. Согласно второму, широкому подходу, разделяемому культурологами и философами О.Н.Астафьевой, Л.А.Заксом, Н.Б.Кирилловой, И.М.Лисовец, К.Э.Разлоговым, И.Г.Хангельдиевой, арт-рынок является самостоятельным и самоценным феноменом культуры, в основе которого лежит коммуникация между художником как субъектом производства и публикой как субъектом потребления художественных ценностей.
Придерживаясь второй точки зрения, диссертант обосновывает, что особенности функционирования арт-рынка не определяются экономическими категориями «спрос», «цена» и «предложения».
Проанализировав сформулированные Б.А.Денисовым и А.Б. Долгиным «универсальные» характеристики произведений искусства как товаров, такие, как уникальность; концептуальная и материальная «нерасходуемость» и долговечность; малозначительность категории трудоемкости для экономической оценки произведения; неявное художественное качество, компенсируемое потребительским доверием к репутации художников и посредников, диссертант сравнивает их с особенностями бытования актуального искусства. Последнее характеризуется утратой свойств уникальности и редкости (тиражное воспроизведение закладывается уже на стадии авторского замысла); невозможностью гарантии возврата вложенных средств и получения прибыли при последующей перепродаже произведений; концептуальной и физической «одноразовостью» работ. Посредством этого сопоставления автор приходит к заключению об историко-культурной определенности особенностей рыночного обращения предметов искусства, что позволяет трактовать арт-рынок как исторически обусловленный феномен культуры, осуществляющий культурно-экономическое взаимодействие между художником как субъектом производства и публикой как субъектом потребления художественных ценностей, легитимирующий художественный продукт по отношению к целостному культурному контексту.
Осмысляя многообразие художественных работ, циркулирующих в пространстве современного арт-рынка (сувениры, дизайнерские объекты, классические произведения искусства и антиквариат, новейшие экспериментальные объекты и т. д.), диссертант предпринимает попытку дифференцировать художественные продукты в соответствии с их художественным качеством. Результатом анализа становится выделение трех групп арт-рыночного «товара»: визуальный «ширпотреб» и «интерьерное искусство», качественная визуальная продукция и художественные раритеты, художественные инновации и эксперименты. Согласно авторскому видению, эти группы составляют художественно-ценностную вертикаль арт-рыночной структуры.
Арт-рыночную горизонталь образуют институции, актуализирующие различные по своему художественному качеству группы работы. Это рынки-базары и интерьерные салоны; художественные мастерские, а также субъекты и организации вторичного арт-рынка, представляющие произведения искусства для символического потребления (кураторы, музеи, биеннале) и продажи (арт-дилеры, аукционные дома, галереи, ярмарки); экспериментальные площадки, занимающиеся реализацией новейших актуальных арт-проектов.
На пересечении художественно-вертикальных и институционально-горизонтальных структурных направлений формируются основные сегменты арт-рынка: рынок визуального ширпотреба и «интерьерного» искусства; рынок качественной визуальной продукции и художественных раритетов; рынок художественных инноваций.
Со структурой арт-рынка тесно связаны реализуемые им функции. Поскольку арт-рыночный механизм основывается на культурно-экономических отношениях, он осуществляет как общие функции, присущие рынку как экономическому институту, так частные (специальные) функции, осуществляемые арт-рынком как особым феноменом культуры.
К первым относятся:
-Информационная функция, которая заключается в устранении присущей современной художественной ситуации информационной ассиметрии (термин Дж. Акелрофа), когда профессиональное арт-сообщество владеет большей информацией о предлагаемых произведениях, чем представители публики.
-Ценообразующая функция. В условиях рыночной экономики цена на произведение искусства определяется в процессе его рыночного обращения.
-Посредническая функция реализуется профессиональными посредниками, организующими коммуникацию между художником и публикой, предоставляя художественный продукт для продажи (организуемой арт-дилерами, аукционными домами, галереями и ярмарками) и символического потребления (посредством музейных экспозиций и кураторских выставочных проектов).
- Санкционирующая функция основывается на конкуренции как необходимом элементе арт-рыночного механизма, который определяет состав участников рыночной деятельности.
Диссертантом также выделены специальные функции арт-рынка как феномена культуры:
- Коммуникативная функция, которая заключается в способности арт-рынка связывать воедино все составляющие художественной сферы: производителей художественных ценностей (художников), потребителей результатов их интеллектуальной и творческой деятельности (публику, покупателей, коллекционеров), художественную критику, организации профессионального художественного образования.
- Культуротворческая функция, суть которой в том, что работа арт-рынка направлена на актуализацию искусства, на то, чтобы обогащать внутренний мир потребителей, увеличивать их культурный капитал.
- Селективная функция. Арт-рынок осуществляет культурно-экономическую систему селекции, обращенную к регулярной переоценке системы художественных ценностей.
- Легитимирующая функция, посредством которой арт-рынок определяет статус художественного предмета и наделяет его значением, позволяющим отнести его к области искусства. Механизм легитимации состоит в соотнесении работы художника с наличной системой ценностных ориентиров, позволяющих определить ее статус в отношении искусства. В качестве таких ориентиров могут выступать другие произведения, авторское имя, заключение экспертного сообщества, статус конкретной рыночной институции и т.п. При этом сама легитимация может осуществляться как на основе аналогии, так и по принципу антитезы, как на основе доверия экспертному мнению или репутации институции, так и на основе частного вкуса потребителя. В современном арт-рынке легитимация художественного продукта возникает в отношениях, в которые вступают арт-рыночные агенты (арт-дилеры, представители аукционных домов и галерей, критики, кураторы, эксперты музейного сообщества) и стоящие за ними институции по поводу данного предмета. Чем более влиятельные агенты и институции включают художественный предмет в свой контекст, тем большая художественная ценность ему приписывается.
Во втором параграфе «Переход от классического арт-рынка к модернистскому» проанализированы классический и модернистский (посткалссический) арт-рынки, в результате трансформаций которых появился современный арт-рынок со всеми присущими ему особенностями.
Опираясь на экономические теории К.Маркса и М.Вебера, посвященные взаимообусловленности экономики и культуры, диссертант осмысляет процесс складывания классического арт-рынка как результат становления новоевропейской капиталистической рациональности, ярчайшим образом проявившейся в Голландии ХУ1-ХУП веков. Проанализировав источники, посвященные голландской художественной жизни указанного периода -работы отечественных и западных историков и искусствоведов -Ю.К.Золотова, Ю.К.Тарасова, Е.И.Ротенберга, П.Зютмора, Л.Кэмпбэл, М.Прака, автор выводит следующие особенности функционирования классического арт-рынка: формирование практики свободной купли-продажи художественных ценностей; зарождение системы художественного производства, ориентированного на абстрактного, потенциального покупателя; выделение занятия художественным ремеслом как особого рода профессии; кристаллизация сообщества профессиональных посредников (торговцы картинами, входившие в гильдию Святого Луки); наличие системы фиксированной цены на художественную продукцию, зависимой от жанра произведения, стоимости материалов, трудоемкости исполнения.
Рассмотрев специфику классического арт-рынка, диссертант приходит к выводу о том, что он представлял собой линейно организованное структурированное единство, образованное совокупностью внутренних связей между художниками, торговцами и потребителями, и функционировал как рынок товаров (артефактов).
Далее, обратившись к историко-культурным источникам (записям художников, разработкам современных искусствоведов - М.Ю.Германа, А.К.Якимовича, Г.Рида и др.) и философско-эстетическим изысканиям (трудам И.Канта и Г.Ф.В.Гегеля), а также статьям современных гуманитариев (П.Бурдье и Ю.Хабермаса), осмысляющим социокультурную специфику конца ХУШ-начала XX века, автор приходит к выводу о становлении нового арт-рынка - арт-рынка модернистского (постклассического).
Последний явился результатом тотального распространения капитализма на европейской территории, появления феномена массовой культуры и распространения индустриальных методов художественного производства. Специфика арт-рынка этого периода определялась развитием все более многочисленного и более разнообразного корпуса производителей художественной продукции, разрастанием и дифференциацией слоя потребителей художественных продуктов, ростом числа и диверсификацией институтов признания и посреднических организаций.
Сопрягая приведенные данные с теоретической методологической моделью постклассического «рынка символической продукции», выстроенной П.Бурдье, диссертант характеризует структуру модернистского арт-рынка как раздвоенную, разделенную на «поле массового производства» и «поле ограниченного производства» (терминология П.Бурдье), в соответствии с которыми выделяются два типа производителей и два типа потребителей художественной продукции. Первое поле являлось пространством создания, распространения и потребления «среднего» искусства, предназначавшегося для широкой публики, к которой можно отнести всех тех, кто не являлся профессионалами мира искусства. Второе поле позиционировалось как сфера рождения и функционирования «чистого искусства», то есть искусства, создававшегося художниками для оценки и символического потребления исключительно их «собратьями по цеху», искусства, предназначенного, согласно эстетике И.Канта, исключительно для «незаинтересованного любования». На основе этого в поле ограниченного производства формируется представление об исключительном статусе произведения искусства и невозможности суждения о нем как о простом товаре.
В третьем параграфе «Арт-рынок в постмодернистской ситуации»
рассмотрен и проанализирован современный арт-рынок, раскрыты особенности его институциональной организации и характерные черты.
Опираясь на философские суждения М. С. Кагана, согласно которым «развитие эстетического сознания и художественной деятельности происходит в общем и целостном социокультурном контексте», диссертант
анализирует арт-рынок второй половины XX - начала XXI веков в свете особенностей, присущих современной социокультурной ситуации, которую можно определить как постмодернистская. Рассмотрев большой корпус исследований, осмысляющих качественное своеобразие современной культуры, диссертант выделяет следующие ее черты, обуславливающие характерные особенности современного арт-рынка:
1. Дематериализация экономики, переход от индустриальной экономики к экономике символов и информации (Ж.Бодрийяр, Б.Гройс, Дж.Хокинс, Т.В.Абанкина, А.Б.Долгин). Арт-рынок артефактов трансформируется в арт-рынок символических благ и интеллектуальной собственности.
2. Логическое развитие авангардистских художественных практик начала XX века приводит к размыванию статуса искусства. В результате арт-рынок превращается в рынок предметов неявного качества (Дж.Акелроф) -сформулировать объективные критерии оценки произведения (как художественные, так и экономические) в отношении современного актуального искусства представляется крайне проблематичным. В следствие этого арт-рынок наполняется «одноразовым» искусством - вещами-симулякрами.
3. Дигитализация современной культуры (М.Кастельс, Н.Б.Маньковская). Арт-рынок переводится в «цифровой формат», что проявляется, во-первых, в распространении сетевого способа продажи художественных ценностей (через интернет-гелереи, интернет-аукционы), и, во-вторых, в появлении искусства «без тела» - цифровых произведений, существующих исключительно в сети.
4. Формирование гедонистической эстетики досуга, отличающейся символическим, а не утилитарным характером потребительских ценностей (Ж.Бенаму-Юэ, Н.Б.Маньковская, А.Пирколис). Потребление искусства воспринимается как одна из составляющих светского образа жизни, как форма элитарного досуга.
5. Смена европецентристской картины мира глобальным полицентризмом (М. Маклюэн). Это проявляется в присущих современному арт-рынку тенденциях глобализации.
Анализируя особенности институциональной организации современного арт-рынка, диссертант сосредотачивает основное внимание на посреднических инстанциях и субъектах, осуществляющих функции коммерческой и культурной коммуникации между создателями и потребителями художественных ценностей. Это арт-дилеры, аукционные дома, галереи, музеи, кураторы, арт-критика. Диссертант приходит к следующим выводам. Коммерческое и культурное посредничество в пространстве постмодернистского арт-рынка предельно сближаются, а их функции переплетаются и смешиваются. Выставочный проект, организованный куратором, получает самостоятельное значение (независимо от художественной ценности работ, которые в нем представлены).
Экспозиция воспринимается как целостное произведение, отдельный арт-объект. Исчезают традиционные границы между художником и куратором. Свойство интерактивности, присущее современным произведениям, вовлекает публику в творческий процесс, превращая потребителей в соавторов. Произведение становится открытой структурой, противопоставление художник-публика снимается. Критические тексты создаются и потребляются как самостоятельные, самоценные произведения -размываются границы между деятельностью критика и художественным творчеством. Полученные выводы позволяют охарактеризовать организацию постмодернистского арт-рынка как нелинейную ризоморфную целостность, функционирующую согласно принципам открытости и синергии.
Во второй главе «Специфика арт-рынка в эпоху глобализма» исследуются особенности арт-рынка, связанные с процессом глобализации.
В первом параграфе «Глобальный арт-рынок как форма реализации диалога культур» раскрывается специфика глобального арт-рынка.
Согласно точки зрения диссертанта, социокультурное пространство арт-рынка является диалогичным по своей природе. М.М.Бахтин понимал культуру как «форму общения людей различных культур, форму диалога». Применяя идеи М.М.Бахтина в исследовании арт-рынка, можно отметить, что арт-рынок строится на основе коммуникации. Во-первых, это коммуникация между создателями художественных ценностей (художниками) и потребителями художественных ценностей (публикой). Во-вторых — это диалог различных национальных и региональных культур, осуществляемый в поле глобального, общемирового арт-рынка.
Проанализировав современные формы арт-рыночной коммуникации -ярмарку и биеннале, диссертант приходит к выводу о том, что глобальный арт-рынок характеризуется процессами децентрализации (выделить мировую арт-рыночную столицу невозможно) и полицентрализации - умножением количества арт-рыночных центров (равновеликие по значимости художественные события происходят повсеместно1). Изучив ряд современных выставочных проектов2, диссертант заключает, что участники глобального арт-рынка стремятся осмыслить проблемы сохранения национальной специфики искусства и национальной идентичности художников, вписанных в глобальный арт-процесс, и продолжать поиски
В качестве доказательства приведем перечень международных ярмарок. Австрия: VIENNAFAIR,The International Contemporary Art Fair focused on Central and Eastern Europe, ART BODENSEE. Бельгия: ART Brussels, BAAF. Великобритания: Frieze Art Fair, London Art Fair, Olympia International Art and Antiques Fair, The London Original Print Fair, Glasgow Art Fair. Германия: «Art Forum Berlin», ArtCologne. Испания: «ARCO».Италия: Arte Fiera, Art First, MiArt Art Now! Канада: Toronto International Art Fair.Km-aii: HONG KONG INTERNATIONAL ART FAIR, ShContemporary. Нидерланды: TEFAF - The European Fain Art Fair, ART AMSTERDAM. Объединенные Арабские Эмираты: ArtDubai. Россия: «Арт-Москва», «Арт-Манеж». США: The Armory Show, Bridge Art Fair, Art Chicago, Art Miami, Art Basel Miami Beach. Франция: FIAC, Paris Photo. Швейцария: «ArtBazel», PRINT BASEL, ART ASIA, LISTE - THE YOUNG ART FAIR, ART 40 BASEL, BRIDGE ART FAIR, RED DOT BASEL, VOLTA 5, EUROP'ART, ART INTERNATIONAL ZURICH. Япония: WHAT'SNEWIOITOKYO.
2 Выставочные проекты «Маги Земли», куратор Ж. Ю. Мартен, 1989 год; «Города в движении»,
кураторы X. У. Обрист и X. Ханру, 1990-е годы и др.
ответов на общечеловеческие, смысложизненные вопросы. Однако ценности национальных культур для удобства их арт-рыночного обращения изымаются из целостного социокультурного контекста, что ведет к искаженному пониманию их новыми потребителями.
Во втором параграфе «Локальный арт-рынок в пространстве современной городской культуры» анализируется современный арт-рынок Екатеринбурга как фактор, влияющий на культурный облик города.
Сопоставляя разработанную в первой главе исследования теоретическую модель арт-рынка с практикой местного арт-рынка, диссертант подтверждает свою гипотезу о существовании в пространстве современной городской культуры Екатеринбурга всех трех сегментов арт-рынка - рынка визуального ширпотреба и интерьерного искусства, рынка качественной визуальной продукции и художественных раритетов, рынка художественных инноваций и экспериментов.
Наиболее развитым сегментом локального екатеринбургского арт-рынка является рынок качественной массовой визуальной продукции, образованный деятельностью 16 музеев и центров искусств. Наряду с культурно-просветительскими учреждениями, в пространстве современной городской культуры Екатеринбурга существуют художественно-коммерческие посреднические организации (на данный момент их 15), которые представляют продукцию уральских авторов - произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В целом работа этих учреждений характеризуется эклектичностью и отсутствием четкой экспозиционной стратегии. Несмотря на то, что коммерческие посреднические организации позиционируют предлагаемые творческие продукты как вещи «инвестиционного» качества, рынок художественных раритетов в городе крайне неразвит - сегодня он находится в стадии своего становления. Рынок художественных инноваций и экспериментов представлен деятельностью Екатеринбургского филиала Государственного Центра Современного Искусства. Проекты этой институции направлены, с одной стороны, на актуализацию современного искусства и привнесение опыта мирового художественного сообщества в Екатеринбург (посредством образовательных программ, программ резиденций для местных и иностранных художников и кураторов). С другой стороны, с помощью реализации актуальных художественных проектов с международным участием (таких, как «Первая уральская индустриальная биеннале»), ЕфГЦСИ стремится создать позитивный для международного сообщества образ Екатеринбурга, сгенерировать с привлечением современных художественных практик особенный бренд города.
Третья глава «Функционирование художественных ценностей в условиях современного арт-рынка» посвящена рассмотрению структурообразующих элементов арт-рынка как феномена культуры -художника как субъекта производства и публики как субъекта потребления художественных ценностей.
В первом параграфе «Стратегии производства художественных ценностей», опираясь на результаты анализа различных культурно-исторических типов арт-рынка, полученных в первой главе диссертационного исследования, а также на искусствоведческий материал и философско-эстетические трактаты, автор прослеживает трансформации, происходившие со стратегиями художественного производства в классическом, постклассическом и современном арт-рынках.
Проанализировав исследования историков искусства В.М.Алпатова, Л.М.Баткиной, В.П.Головина, В.Д.Дажиной, В.Н.Лазаревой, О.Бенеша, посвященные истории ренессансного искусства и художественной жизни эпохи Возрождения, автор приходит к заключению о том, что функционирование рынка искусств рассматриваемого периода основывалось на системе заказов (общественных, церковных или частных). Это свидетельствует о персонифицированном характере художественного производства, когда объект создавался не для абстрактного покупателя, но для конкретного лица или группы лиц.
На основе анализа классического арт-рынка Нового времени, предпринятого в первой главе, диссертант приходит к заключению о радикальном изменении характера художественного производства классического арт-рынка в сравнении с художественной системой эпохи Возрождения. В классическом арт-рынке превалировал тип художника-мастера, изготавливающего произведения-товары. Стадии художественного производства - формирование творческого замысла и работа над его воплощением, совершались с учетом последующего сбыта продукции, т. е. принималась во внимание специфика вкусовых предпочтений потребителей. Однако в виду того, что художественное и общественное сознания не противоречили друг другу, товарный характер художественного производства воспринимался и художниками-мастерами, и потребителями как нечто естественное. Такую стратегию создания и потребления художественных ценностей диссертант обозначает как «традиционная» («товарная»).
Качественно новое изменение арт-рынка, приведшее к трансформации товарной стратегии производства художественных ценностей, произошло в период конца XVIII - начала XX веков. Согласно исследованиям П.Бурдье, арт-рынок этого времени (который был назван диссертантом модернистским или постклассическим) характеризовался расщеплением на «поле массового производства» и «поле ограниченного производства», по отношению к которым дифференцировались все субъекты арт-рынка. Следствием разделения производителей художественных ценностей на два оппозиционных лагеря явилось формирование двух различных стратегий создания художественных ценностей. Стратегию, реализуемую художниками поля массового производства, можно назвать «коммерческой». Она заключалась в создании произведений-товаров «массового спроса». Художественный замысел и его материализация генерировались с учетом
последующей продажи работы. Для ее продвижения использовались технологии коммерческой рекламы.
Коммерческой противопоставлена «авангардная» стратегия создания художественных ценностей, когда новаторская авторская идея и нестандартное воплощение имели первостепенное значение. Авангардные произведения предназначались их создателями для символического потребления внутри узкого, элитарного художественного сообщества. Будучи объектами незаинтересованного любования, рожденными полем ограниченного производства, художественные ценности не сводились к статусу товара и не были задуманы как объекты простого материального обладания.
Обращаясь к современному арт-рынку, разделенному на три сегмента, диссертант определяет, что каждый из них задает собственные стратегии производства художественных ценностей. Художники, заполняющие рынок визуального ширпотреба и интерьерного искусства, генерируют произведения-товары, востребованные средним массовым потребителем. Эти авторы работают в рамках традиционной «товарной» стратегии, когда художественный замысел и воплощение произведения определяются дальнейшей рыночной продажей и вкусами широкой «средней» публики.
Арт-рынок качественной визуальной продукции и художественных раритетов задает «инвестиционную» стратегию производства художественных ценностей, суть которой заключается в том, что художественная ценность создается не просто как товар, стоимость которого со временем может уменьшиться, но функционирует как инвестиция - т. е. как объект капиталовложения, приносящий своему владельцу финансовую прибыль. Здесь важное значение придается механизмам легитимации художественного продукта. Анализируя систему художественного производства, созданную американским поп-артом, диссертант выявляет два механизма такой легитимации. Первый состоит в соотнесении качественной художественной продукции одновременно с двумя системами ценностных ориентиров: классической и современной, той, что опирается на разработанное в теории понятие искусства и той, что ориентирована на современный визуальный контекст, сформированный художественными новациями недалекого еще прошлого, а потому сохраняющие не только свою узнаваемость, но и свежесть. Специфика второго механизма легитимации ориентирована на знание истории обращения художественных раритетов, т. е. на наличие документально подтвержденного провенанса произведения -его биографии, включающей время и место создания произведения, его выставочную историю, подтвержденную публикациями в каталогах, а также перечень предыдущих владельцев.
Результатом анализа арт-рынка художественных инноваций и экспериментов становится заключение о том, что он задает противоположную инвестиционной стратегию создания художественных ценностей, которую диссертант называет «антикоммерческой». К этой стратегии прибегают
создатели перформансов и дигитального (цифрового) искусства. Сущность иерформативных практик заключается в их однократности, принципиальной, априори заложенной спецификой этого вида арт-практики невозможности и бессмысленности повторения. Цифровое искусство существует в виртуальном интернет-пространстве и доступно каждому пользователю сети. Свойство интерактивности цифровых произведений превращает их в открытые структуры, позволяющие каждому потребителю стать соавтором.
Второй параграф «Практики потребления художественных ценностей» посвящен рассмотрению публики как главного потребителя арт-рыночной продукции, а также анализу практик потребления художественных ценностей.
Сопоставляя анализ феномена публики, приведенный в исследованиях Х.Арендт и Ю.Хабермаса, автор приходит к пониманию публики как локализованной пространственно либо виртуально общности, связь между субъектами которой поддерживается за счет аудиовизуального коммуникативного канала.
Обращаясь к результатам анализа арт-рынков различных культурно-исторических типов, рассмотренных в первой главе диссертационного исследования, автор выделяет три стратегии потребления художественных ценностей:
a). «Традиционная», когда произведения искусства приобретаются согласно критерию их эстетической и художественной адекватности вкусам потребителя. Данная стратегия зародилась в рамках классического арт-рынка. В модернистском арт-рынке она развивалась в поле массового производства, а в современном - в арт-рынке визуального ширпотреба и интерьерного искусства.
b). «Инвестиционная», когда с целью вложения капитала осуществляется покупка произведений «инвестиционного качества» -приобретаются «правильные» с точки зрения провенанса работы. Данная стратегия складывается на современном рынке качественной визуальной продукции и художественных раритетов.
c). Анализируя труды, посвященные феномену потребления и престижного потребления - работы Ж.Бодрийяра, Б.Гройса, Т.Веблена, Г.Зиммеля, К.Маркса, диссертант приходит к тому, что потребление на современном рынке художественных инноваций и экспериментов осуществляется в русле стратегии «увеличения символического капитала». Потребление экспериментального искусства становится актом превращения меновой стоимости, т.е. финансового капитала потребителя, в стоимость-знак, т.е. в его символический капитал.
Потребительская стратегия увеличения символического капитала становится предметом отдельного анализа, осуществленного в третьем параграфе «Художественные ценности как объекты символического капитала».
Обращаясь к трудам П.Бурдье, посвященным символическому капиталу, диссертант отмечает существующую в научному дискурсе размытость и неопределенность данного понятия, следствием чего является попытка дать собственное определение символического капитала. В контексте данного диссертационного исследования последний понимается как вид капитала, в основе которого лежат такие активы, как репутация, знаки достоинства, социальный статус и принадлежность к определенной социальной группе. Таким образом, символический капитал является средством, маркирующим представителей различных социальных групп в современных условиях, когда прежние показатели отнесенности к элите (такие, как возможность получить высшее образование, доступ к политической власти и экономическим богатствам) становятся потенциально общедоступными. В связи с этим диссертант выдвигает предположение, что в постмодернистской социокультурной ситуации символической экономики возможностью увеличения своего символического капитала является потребление художественных ценностей. При этом, чем менее «доступным» (в финансовом плане и в плане понимания) является произведение, тем большая художественная ценность (и, следовательно, больший объем символического капитала) ему приписывается современным арт-рынком.
В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК РФ:
1. Лысакова А. А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института / А. А. Лысакова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 4 (95). - С. 246 - 255. - 0,8 п. л.
2. Лысакова А. А. Арт-рынок классический и арт-рынок современный: основные отличия / А. А. Лысакова // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (87). - С. 25 - 30. - 0,4 п. л.
3. Лысакова А. А. / А. А. Лысакова // СоШешрогагуаП как предмет потребления в системе арт-рынка новейшего времени // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - № 58. - С. 230 - 241. - 0,8 п. л.
Научные статьи и тезисы докладов:
4. Лысакова А. А. Современный аукцион: удовольствие и/или прибыль / А. А. Лысакова // Проблемы города в культурной антропологии: история и современность. (III Колосницынские чтения) : материалы
междунар. науч. практ. конф. аспирантов, студентов, преподавателей. — Екатеринбург : [Изд-во Урал.ун-та], 2006. — С. 116 - 120. - 0,1 п. л.
5. Лысакова А. А. Художественный аукцион: взаимодействие искусства и бизнеса / А. А. Лысакова // Актуальные проблемы философии. Сборник научных работ студентов и молодых ученых по итогам межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск: СибГТУ, 2006.-С. 123-126.-0, 2 п. л.
6. Лысакова А. А. Основные характеристики аукционных домов Екатеринбурга / А. А. Лысакова // Актуальные проблемы анализа художественного текста. Сборник научных работ студентов и молодых ученых по итогам межвузовской научно-практической конференции. -Красноярск: СибГТУ, 2006. - - Красноярск, 2006. - С. 43 - 46. - 0, 2 п. л.
7. Лысакова А. А. Современное положение художественной критики / А. А. Лысакова // Человек в мире культуры. (ГУКолосницынские чтения) : материалы междунар. науч. практ. конф. аспирантов, студентов, преподавателей. — Екатеринбург : [Изд-во Урал.ун-та], 2009. - С. 142 - 144. -0,1 п. л.
8. Лысакова А. А. Художественный рынок эпохи Возрождения / А. А. Лысакова // Личность. Общество. Государство : материалы регион.студен, науч. конф., Екатеринбург. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2010. —, 2010.-С. 103-105.-0, 1 п. л.
9. Лысакова А. А. Функционирование произведения искусства в условиях современного арт-рынка / А. А. Лысакова // Третий Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации»: Тезисы докладов и сообщений. -Санкт-Петербург: ЭЙДОС, 2010. - С. 171 - 172. - 0,05 п. л.
10. Лысакова А. А. Что такое арт-рынок? / А. А. Лысакова // Общественно-политический журнал «УрФО». - 2011. - № 7 - 8. - С. 58 - 59. -0,2 п. л.
11. Лысакова A. A. Science art: через интеллект и эмоции к новой гуманизации искусства / А. А. Лысакова // Научное искусство: Тезисы I Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В.Ломоносова, 04-05.04.2012. Под ред. В.В.Миронова. - М.: МИЭЭ, 2012. -С. 154- 155,- 0,1 п. л.
Подписано в печать 25.04.2012 г. Формат 60x84 1/16. Гарнитура «Тайме». Бумага офсетная. Печать плотная. Усл. печ. л. 1,4.
Тираж 100 экз. Заказ № 330.
Отпечатано в ИПЦ УрФУ 620000, г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4
Текст диссертации на тему "Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка"
61 12-24/122
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АРТ-РЫНКА
24.00.01 - теория и история культуры Диссертация
на соискание ученой степени кандидата культурологии
На правах рукописи
Лысакова Анастасия Алексеевна
Научный руководитель: Кириллова Н. Б.
доктор культурологии, профессор
Екатеринбург - 2012
Введение
Оглавление
3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена
культуры......................................................................................................16
1.1 Сущность, структура, функции арт-рынка.........................................16
1.2 Переход от классического арт-рынка к
арт-рынку модернистскому......................................................................37
1.3 Арт-рынок в постмодернистской ситуации.......................................44
Глава 2. Специфика арт-рынка в эпоху глобализма................................69
2.1 Глобальный арт-рынок как форма реализации диалога культур.... 69
2.2 Локальный арт-рынок в пространстве современной городской культуры......................................................................................................80
Глава 3. Функционирование художественных ценностей в условиях современного арт-рынка............................................................................95
3.1 Стратегии производства художественных ценностей....................... 95
3.2 Практики потребления художественных ценностей.......................119
3.3 Художественные ценности как объекты
символического капитала.........................................................................133
Заключение................................................................................................142
Библиографический список.....................................................................148
Введение
Актуальность темы исследования
Процессы реформирования российского общества на рубеже XX - XXI веков, в частности, переход от плановой экономики к рыночной, коснулись и социально-культурной сферы, включающей искусство. Развитие рынка искусств, галерейного бизнеса, литературно-книжного дела, рынка кино-, ТВ- и видеопродукции, театральной и музыкальной индустрий, способствовало повышению интереса к изучению функционирования данного сегмента как области обращения художественной (в самом широком смысле этого слова) продукции.
Быстрое развитие и разрастание арт-рыночных институтов, их проникновение в структуру современной культуры, неослабевающий научный интерес к проблематике взаимоотношения рыночных и художественных механизмов в системе потребления, активное развитие творческих индустрий и креативной экономики сделали изучение арт-рынка особенно актуальным. Понятие «арт-рынок» прочно закрепилось в лексиконе современного гуманитарного знания. Эта тема стала объектом исследования многих наук - не только культурологии, но и искусствоведения, истории, менеджмента, социологии и экономики культуры.
В силу системного, философски-углубленного, аксиологического характера культурологического знания, в культурологии арт-рынок предстает как целостный феномен в совокупности различных его аспектов, сущностно связанных с процессом производства и потребления одной из важнейших сфер культуры - искусства как сферы создания художественных ценностей. С другой стороны, поскольку культурология также изучает конкретные исторические, социальные или региональные типы культур или их сочетания, то и арт-рынок исследуется здесь не только в своих универсальных параметрах (таких, как сущность и специфика, структура и социальные
функции), но и как конкретный механизм функционирования художественных ценностей, обусловленный определенным типом культуры.
Необходимо отметить, что степень практического интереса к арт-рынку превалирует над теоретической разработанностью этого проблемного поля в современном гуманитарном знании. Одна из ключевых проблем заключается, на наш взгляд, в том, что за границами внимания исследователей остается большая часть арт-рынка, представленная «художественным ширпотребом» и «интерьерным искусством», качественной художественной продукцией массового спроса и современными художественными экспериментами. Таким образом, теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры, влияющего на стратегии создания и потребления художественных ценностей, является актуальными как в теоретическом, так и в практическом смысле.
Степень разработанности проблемы
Теоретико-методологические исследования арт-рынка своими корнями уходят в изыскания классиков политэкономии, в которых разработаны различные аспекты рынка как экономического института - работы английских ученых А.Смита, Д.Рикардо, У.Петти, исследования немецких социологов и экономистов А. и М.Веберов. Особое значение для изучения рыночной экономики имеют труды К.Маркса, в частности, «Капитал».
Экономике символического обмена, к которой относится и арт-рынок, посвящены работы таких зарубежных ученых, как Дж.Акелроф, Ж.Батай, Ж.Бодрийяр, Б.Гройс, М.Мосс, Ж.Тироль, М.Фридмен, К.Дж.Эрроу и др., а также труды ряда российских исследователей - А.А.Аузана, А.Б.Долгина, С.Л.Кропотова, Д.А.Леонтьева, Е.Е.Меня, Н.М.Нуреева, О.Л.Чернозуба, Л.И.Якобсона и др.
Труды по теории и практике общества потребления, в том числе -престижного потребления (работы Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Т.Веблена, Г.Дебора, Г.Зиммеля, Г.Маркузе, Х.Ортеги-и-Гассета, Д.Рисмена, Э.Фромма
и др.) и экономике потребления искусства в частности (статьи и монографии Б. Гройса, К. Каррьеро, А.Д.Боровского, Е.Ю.Деготь, Г.В.Иванченко, В.А.Мизиано и Н.Т.Оганесян и др.) также важны для понимания процессов, определяющих арт-рынок и его специфику.
В качестве системы особых социальных институтов арт-рынок рассматривался французскими социологами П.Бурдье и А.Молем. Ценный эмпирический материал, касающийся состояния современного арт-рынка как феномена культуры, собран в монографиях английского экономиста Д.Томпсона, французского политолога и журналиста Ж.Бенаму-Юэ, польского искусствоведа и юриста П.Досси.
Отечественный вклад в разработку проблем прикладной культурологи, включающей арт-рынок как социокультурный феномен, состоит в значительном числе разнородных научных изысканий. Особо следует отметить труды О.Н.Астафьевой, Д.Е.Барабанова, В.В.Бобкова, И.М.Быховской, Б.А.Денисова, О.Б.Дубовой, Л.А.Закса, Н.Б.Кирилловой, И.М.Лисовец, Е.А.Мелиховой, И.Я.Мурзиной, К.Э.Разлогова, Н.Н.Суворова, Г.Л.Тульчинского, Ю.У.Фохта-Бабушкина, И.Г.Хангельдиевой и др. Необходимо выделить коллективную монографию санкт-петербургских авторов «Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии» под редакцией А.В.Карпова, сборник статей современных западных исследователей «Экономика современной культуры и творчества» под редакцией Е.Е.Меня, сборники научных статей, выпускаемые по итогам конференций, посвященных арт-рынку (в частности, уральской конференции «Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление» под редакцией Л.М.Немченко и международной конференции Российского института культурологии «Культурные индустрии Российской Федерации в контексте мировых тенденций»), а также сборник статей «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований» под редакцией И.М.Быховской. Однако необходимо подчеркнуть, что в аспектах,
заявленных в данном диссертационном исследовании, арт-рынок как целостный феномен культуры отечественными авторами ранее не рассматривался.
Разработка поставленной в диссертационной работе проблемы -исследования влияния, которое оказывают трансформации арт-рынка на стратегии создания и потребления художественных ценностей, опирается на широкий круг разнообразных источников, которые условно можно разделить на несколько блоков.
Первая группа источников представлена базовыми работами по теории и истории культуры, а также специфике управления культурной сферой. Речь идет о трудах О.Н.Астафьевой, М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.М.Быховской, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, А.Ф.Еремеева, ЛА.Закса, М.С.Кагана, Н.Б.Кирилловой, Л.Н.Когана, Ю.М.Лотмана, Э.А.Орловой, Д.В.Пивоварова, К.Э.Разлогова, А.Я.Рубинштейна, Г.Л.Тульчинского, АЛ.Флиера, Ю.У.Фохта-Бабушкина, Н.А.Хренова и др.
Изучение и анализ современного арт-рынка потребовал обращения к трудам признанных теоретиков постклассической (модернистской и постмодернистской) кулыуры - к работам Р.Барта, П.Бурдье, Г.Дебора, Ж.Делеза, Ж.Дерриды, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, Ж.-Ф.Лиотара, Т.Парсонса, Э.Фромма, Ю.Хабермаса, Р.Харриса, У.Эко и др., а также к исследованиям отечественных культурологов и философов Н.А.Автономовой, В.В.Бычкова, А.А.Грицанова, В.М.Диановой, И.П.Ильина, В .Л.Иноземцева, М.С.Кагана, С.Л.Кропотова, М.А.Можейко, Н.Б.Маньковской, А.В.Рыкова и др.
Будучи частью культуры, арт-рынок наших дней развивается согласно тенденциям, задаваемым современным информационным обществом с высоким уровнем технических инноваций, новых компьютерных технологий и большой скоростью их внедрения. В связи с этим очевидное значение для понимания и анализа особенностей современного арт-рынка придается
трудам таких западных культурологов и философов, как Д.Белл, М.Кастельс, НЛуман, М.Маклюэн, Э.Тоффлер, Д.Рашкофф, Р.Харрис, и работам отечественных исследователей - В.С.Библера, С.В.Ерохина, В.Л.Иноземцева, К.Э.Разлогова, В.В.Савчука, О.В.Шлыковой.
Еще одну группу источников составили труды по экономике. Во-первых, это классические работы К.Маркса, А. и М. Веберов, А.Смита, Д.Рикардо и др. Во-вторых - изыскания современных авторов, посвященные креативной экономике и творческим индустриям - зарубежные исследования М.Бянчи, Ф.Вуда, Ч.Лэндри, Э.Мак-Илройя, К.Нордстрема, М.Пахтера, Т.Флеминга, Д.Хоккинса, и труды отечественных ученых - А.Б.Долгина, С.Л.Кропотова, Д. А.Леонтьева, Е.Е.Меня, Н.М.Нуреева, Л.И.Якобсона и др.
Поскольку диссертационная работа строится на изучении механизмов акт-рынка, влияющих на стратегии и практики производства и потребления художественных ценностей, еще один блок источников объединяет в себе работы по истории и философии искусства, раскрывающие сущность искусства как особого феномена культур и специфику его функционирования. Это классические труды Г.Ф.В.Гегеля и И.Канта, а также работы современных отечественных историков искусства, философов и культурологов К.З.Акопяна, В.М.Алпатова, Е.А.Андреевой, Л.М.Баткиной, М.Ю.Германа, В.П.Головина, В.Д.Дажиной, А.Ф.Еремеева, Л.А.Закса, Ю.К.Золотова, М.С.Кагана, Т.А.Кругловой, В.Н.Лазаревой, И.М.Лисовец, Н.Б.Маньковской, Б.В.Орлова, Е.И.Ротенберга, Ю.К.Тарасова, Н.А.Хренова,
A.КЛкимовича и др., и западных авторов - Т.Адорно, О.Бенеша,
B.Беньямина, А.Данто, Дж.Дики, П.Зютмора, К.Каррьеро, Р.Краус, Л.Кэмпбэл, С.Лангер, М.Прака, Г.Рида, Б.Тэйлора, У.Эко и др.
Необходимые эмпирические данные, касающиеся глобальных арт-рыночных процессов, почерпнуты из специализированных периодических изданий и интернет-порталов - журналов «Артхроника», «Новый мир искусства», «Художественный журнал», газеты «Коммерсант», интернет-
порталов www.openspace.ru,www.artinvestment.ru, официальных сайтов крупнейших аукционных домов мира - «Сотбис», «Кристи», «Филип де Пьюри» и др.
Объектом диссертационного исследования является арт-рынок как феномен культуры.
Предметом диссертационного исследования стали стратегии производства и потребления художественных ценностей, обусловленные трансформацией арт-рынка.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении воздействия арт-рынка как феномена культуры на стратегии создания и потребления художественных ценностей.
В соответствии с логикой достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры: раскрыть сущность, структуру и функции арт-рынка.
2. Рассмотреть переход от арт-рынка классического к арт-рынку постклассическому (модернистскому).
3. Проанализировать особенности арт-рынка в постмодернистской ситуации.
4. Раскрыть специфику арт-рынка эпохи глобализма, проанализировав в совокупности особенности арт-рынка глобального и арт-рынка локального.
5. Выявить стратегии производства и потребления художественных ценностей, присущие классическому, модернистскому (постклассическому) и современному (постмодернистскому) арт-рынкам.
Теоретико-методологическая база диссертационного исследования
Работа опирается на синтез общенаучных и частнонаучных методов и подходов:
1. Междисциплинарный подход, благодаря которому стало возможно рассмотрение арт-рынка как сложного феномена культуры, раскрывающего свой потенциал в социокультурном, философском, историческом, экономическом аспектах.
2. Культурантропологический подход, дающий возможность рассмотреть специфику восприятия различных художественных ценностей и установить ее влияние на стратегии арт-рыночного потребления.
3. Метод анализа (позволивший раскрыть специфику арт-рынка как особого феномена культуры, определить его структуру и функции) и синтеза полученных в процессе анализа знаний.
4. Метод перехода от абстрактного (от теоретической модели арт-рынка) к конкретному (к различным реалиям арт-рынка).
5. Метод системного анализа, заключающийся в рассмотрении современного арт-рынка как сложноорганизованного явления, как совокупности различных субъектов, институций и отношений между ними.
6. Историко-сравнительный метод, который позволил проследить историко-культурные трансформации арт-рынка, выявить изменения стратегий производства и потребления художественных ценностей.
7. Социологический метод включенного наблюдения, дающий возможность погрузиться в арт-рыночные процессы и изучить их изнутри.
8. Семиотический метод анализа процесса образования семиотического поля значений различного типа и уровня в процессах производства и потребления художественных ценностей в системе отношений, образующих современный арт-рынок.
Научная новизна исследования заключается в выявлении различных стратегий создания и потребления художественных ценностей, обусловленных историко-культурными трансформациями арт-рынка.
В ходе проведения диссертационного исследования были получены следующие результаты:
1. Представлено авторское определение арт-рынка как особого феномена культуры. Рассмотрены его общие и специальные функции.
2. Выявлена структура современного арт-рынка.
3. Раскрыта специфика классического и модернистского арт-рынков.
4. Проведен комплексный анализ арт-рынка, существующего в современной постмодернистской ситуации, в результате которого были выделены его характерные особенности.
5. Через анализ глобального и локального арт-рынков исследованы особенности арт-рынка эпохи глобализма.
6. Раскрыты обусловленные арт-рыночным механизмом стратегии создания художественных ценностей.
7. Выявлены различные стратегии потребления художественных ценностей.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Арт-рынок - это интегрированный в конкретный историко-культурный контекст феномен, осуществляющий культурно-экономическое взаимодействие между художником как субъектом производства и публикой как субъектом потребления художественных ценностей, легитимирующий художественный продукт по отношению к целостному культурному контексту. Отражением сложной культурно-экономической природы арт-рынка является его полифункциональность. Он реализует как общие функции рынка как экономического института (информационную, ценообразующую, посредническую, санкционирующую), так и специальные функции, присущие арт-рынку как феномену культуры (коммуникативную, культуротворческую, селективную, легитимирующую).
2. Структура арт-рынка имеет вертикальное (художественно-ценностное) и горизонтальное (институциональное) измерения. Арт-рыночная вертикаль представлена группами произведений различного
художественного качества: как визуальным «ширпотребом» и дизайнерскими «интерьерными» работами, так и качественной визуальной продукцией и художественными раритетами, а также художественными инновациями и экспериментами. Арт-рыночную горизонталь образуют институции, актуализирующие соответствующие группы произведений. Это рынки-базары и интерьерные салоны; художественные мастерские, субъекты и организации вторичного арт-рынка, представляющие произведения искусства для символического потребления (кураторы, музеи) и продажи (арт-дилеры, аукционные дома, галереи, ярмарки); экспериментальные площадки, реализующие новейшие актуальные художественные акции и арт-проекты. На пересечении художественно-вертикальных и институционально-горизонтальных структурных направлений формируются основные сегменты арт-рынка, получающие свои названия в соответствии с художественно-ценностным статусом актуализируемых и�