автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дударенок, Светлана Михайловна
1.ВВЕДЕНИ Е. 3
2.Глава первая.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕШ СУЩНОСТИ АТЕИЗМА
В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 15
§ 1*0 понятии "атеизм". 15
§ 2.Корни массового атеизма в СССР. 31
§ 3.Влияние изменений социальной структуры развитого социалистического общества на распространение атеизма. 46
§ Функции научно-атеистического воспитания 58-
§ 5.Особенности научного атеизма в развитом социалистическом обществе. 72
3.Глава вторая.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ АТЕИЗМА И РАЗЛИЧНЫХ
ФСРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ 81
§ 1.Философия и атеизм. 84
§ 2.Наука и атеизм. 96
§ 3 .Политика и атеизм. 107
§ 4.Право и атеизм.119
§ 5.Мораль и атеизм. 132
§ б.Искусство и атеизм .145
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Дударенок, Светлана Михайловна
В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" говорится о необходимости активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять боль1 шое внимание атеистическому воспитанию. Для того,чтобы оно было более действенным и эффективным, нужно усилить дальнейшую разработку проблем марксистско-ленинского атеизма как философской науки,изучающей наиболее общие законы возникновения, развития и преодоления религии.
Перед советскими философами, исследующими проблемы теории научного атеизма, стоит сложная задача: выяснить, как в содержании научного атеизма, в формах и методах его распространения отразились те глубокие преобразования во всех сферах жизни людей, происшедшие в развитом социалистическом обществе. Этот вопрос приобрел сейчас особое значение, когда идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете.
Одним из итогов развития нашей страны по социалистическому пути, предопределившему огромные социально-экономические и культурные преобразования, является становление и неуклонный рост массового атеизма. Главным объективным критерием в определении периодов его развития являются коренные сдвиги в социально-экономической и политической жизни общества, классовая борьба. Исчезновение в нашей стране антагонистических классов привело к тому, что острие классовой борьбы обращено вовне. Огромную роль в распространении научного атеизма играет идеологическая дея
1 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 19 83 г. М.,1983,с.72-73. тельность Коммунистической партии. В.И.Ленин считал признаком партийности философии атеистическую направленность ее, называл борьбу с религией азбукой материализма. Наконец, существенное влияние на характер развития массового атеизма, на содержание, формы и методы его пропаганды оказывала и оказывает политическая позиция религиозных организаций.
Историю развития атеизма в нашей стране мшено разделить на четыре основных периода.^"
Первый период охватывает 1917-1921 годы и может быть охарактеризован как начало массового антирелигиозного движения.В эти годы происходило становление и упрочение Советского государства.? ождение нового общественного строя протекало в условиях острой классовой борьбы. Значительная часть духовенства всех конфессий вела активную контрреволюционную деятельность. Антисоветская позиция духовенства привела к развертыванию в стране борьбы с клерикальной контрреволюцией. Это был этап антицерковной агитации, главная цель которой состояла в том,чтобы сломить сопротивление реакционного черносотенного духовенства,разоблачить церковную контрреволюцию. В это время широкое распространение в нашей стране получили понятия "безбожие", "безбожник" (а не "атеизм" и "атеист"). Термин "безбожник" как более понятный для крестьянства был господствующим в нашей популярной литературе до 40-х годов.Этому способствовало назва
1 Попытки дать периодизацию становления и развития атеизма в СССР предприняты в нескольких книгах. См.: Ярославский Ем. Против религии и церкви,т.1У.М.,1935,с.92; Шахнович М.И.Ленин и проблемы атеизма.М.-Л.,1962; Вещиков А.Т. Путь к атеизму.М. ,1965; Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитаниа газеты "Безбожник", имевшей большой тираж.
Второй период начинается с 1922 г., после опубликования статьи В.И.Ленина "О значении воинствующего материализма".Это был период массового антирелигиозного движения.В 1922 году,выстояв в открытой схватке с внутренними и внешними врагами,страна получила возможность приступить к мирному строительству. В этих условиях Российская коммунистическая партия большевиков и Советское государство усиливают политико-просветительную и культурно-воспитательную работу. В стране создается Главполит-просвет во главе с Н.К.Крупской, которому была подчинена вся антирелигиозная пропаганда, игравшая существенную роль во внедрении в массы пролетарской идеологии, в распространении научно-атеистических взглядов среди населения.
В результате укрепления позиций Советской власти, которая завоевывала на свою сторону все более широкие слои народа, в том числе и верующих, в религиозных организациях происходил процесс размежевания. В православной церкви появилось "обновленчество". Его сторонники провозгласили курс на лояльное отношение к Советской власти.
Второй период развития атеизма был связан с деятельностью Союза воинствующих безбожников,возникшего из ячеек обцества друзей газеты "Безбожник"(ОДГБ). Союз воинствующих безбожников внес большой вклад в развитие теории и практики антирелигиозной пропаганды ,разработал программы и методические пособия для антирелигиозных университетов, кружков, семинаров,1 подготовил прония в практике партийной работы.Воронеж,1972,с.25-27; Коновалов Б.Н.К массовому атеизму.М.,1974,с.52-57; Воронцов Г. В.Массовый атеизм.Становление и развитие.!.,1983. пагандистов-антирелигиозников, издавал много книг, брошюр и журналов, создал Центральный антирелигиозный музей в Москве. С самого своего возникновения Союз воинствующих безбожников боролся против "левых загибщиков", требовавших немедленной "ликвидации религии", против оскорбления религиозных чувств верующих.
Третий период (1937 г. - начало 60-х годов) был периодом превращения СССР в страну массового атеизма, когда большинство советских людей окончательно порвали с религией. Построение в СССР к середине 30-х годов основ социализма привело к подрыву социальных корней религиозности широких масс.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в 1941 г. прервало мирный труд советских людей» Во время Великой Отечественной войны вся идейно-политическая работа партии и государства была подчинена мобилизации советского народа на разгром немецко-фашистских захватчиков. Неисчислимые страдания и потери, выпавшие на долю советских людей в годы войны, трудности первых послевоенных лет вызвали оживление религиозных настроений среди части населения. В послевоенные годы Центральный Комитет партии принял меры по ликвидации запущенности научно-атеистической пропаганды,по исправлению ошибок,допущенных в период культа личности.Большую роль в организации пропаганды атеизма сыграли постановления ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" (июль 1954 г.) и "Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения" (ноябрь 1954 г.).
В условиях зрелого социалистического общества развитие массового атеизма в нашей стране вступило в новый период,который можно охарактеризовать как период научно-атеистического воспитания. В это же время возникли понятия "научный атеизм", сменившее "безбожие" и атеистическая пропаганда" вместо "антирелигиозная пропаганда".
Начало новому этапу в становлении массового атеизма положили решения ХХП съезда КПСС,который принял Программу строительства коммунизма в СССР. В области идеологической работы новая программа КПСС поставила как одну из важнейших задач коммунистического строительства задачу преодоления пережитков прошлого^ том числе религиозных предрассудков и суеверий, формирование научно-материалистического мировоззрения у всех членов советского общества.На съезде говорилось: ".Нужна продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и под-1 ростков".
Конкретизацией программных положений в области идейной борьбы с религией явились "Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения"(1964 г.). На их основе был разработан комплекс мероприятий» предусматривающий повышение идейно-теоретического уровня и действенности научно-атеистического воспитания.
ХХ1У съезд КПСС уделил огромное внимание вопросам воспитания нового человека. В резолюции съезда по Отчетному докладу ЦК записано, что "формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения,высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали остается и впредь центральной зар дачей идеологической работы партийных организаций".
На ХХУ съезде КПСС была выдвинута идея комплексного подхо
1 Материалы ХХП съезда КПСС.М.,1961,с.111-112.
2 Материалы ХХ1У съезда КПСС.М.,1971,с.205. да к постановке всего дела воспитания как условие достижения эффективности идеологической деятельности. Комплексный подход, отмечалось в Отчетном докладе, означает "обеспечение тесного единства идейно-политического,трудового и нравственного воспи1 тания с учетом особенностей различных групп трудящихся".
В Отчетном докладе ХХУ1 съезду партии отмечено,что мы "располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем,чтобы какдый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того,каковы интересы,потребности личности. Вот почему в их активном,целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики". Немалую роль в этом процессе играет формирование у людей научно-материалистического мировоззрения.
Указания ХХУ1 съезда КПСС непосредственно относятся и к атеистическому воспитанию: оно должно быть действенным,актуальным, глубоко и всесторонне учитывать не только специфику идеологической работы,но и содержание,основные направления социальной политики партии. Повышение ответственности коммунистов за эффективность научно-атеистического воспитания во многом определяется теми требованиями,которые выдвинул новый этап коммунистического строительства в нашей стране и все более обостряющаяся идеологическая борьба на международной арене.
Научная и политическая актуальность исследования. Совет
1 Материалы ХХУ съезда КПСС.М.,1976,с.74. г Материалы ХХУ1 съезда КПСС.М. ,1981,с.63. ское общество было охарактеризовано на ХХУ съезде КПСС как общество,в котором "господствует научное материалистическое миро-1 воззрение". Органической частью этого мировоззрения является атеизм. Подъем культурного уровня трудящихся,рост трудовой и общественной активности маес,совершенствование социалистического образа жизни обусловили дальнейшее отмирание религии в условиях развитого социализма. Важнейшим показателем этого является сокращение воспроизводства религиозности в новых поколениях,и прежде всего среди наиболее социально активных слоев населения. Об этом говорят данные социологических исследований степени атеистической зрелости квалифицированных рабочих,сельских тружеников и интеллигенции.
Марксизм-ленинизм никогда не исключал возможности существования религии в социалистическом обществе, не отвергал участия верующих в созидании новой жизни. Русская православная церковь на протяжении последних десятилетий поддерживает политику Советского государства, сейчас активно выступает против угрозы ядерной войны.
Восемьдесят процентов населения может быть отнесено к тем людям,которых Ф.Энгельс характеризовал как людей,которые "попросту покончили с богом", они живут и мыслят в действительном мире и являются поэтому "материалистами".
Под влиянием религии и церкви в нашей стране еще находится некоторая часть населения и "часть,прямо скажем,не такая уж малая".'^ Данные социологических исследований, проведенных в
1 Материалы ХХУ съезда КПСС.М.,1976,с.87.
2 Энгельс Ф. Эмигрантская литература.- П.Программа бланкистских эмигрантов.- Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.,т.18,с.514.
3 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.,с.60.
РСФСР,на Украине,в Белоруссии,Молдавии,республиках Средней Азии и Прибалтике доказывают,что верующие составляют от 8 до 10 процентов взрослого населения."'" В западных районах страны влияние религиозных традиций более сильно. Так, например, в
Литовской ССР под влиянием религии еще остается 19,5 проценр тов взрослого населения в городе и 41,3 процента на селе.
Сохранение религии в развитом социалистическом обществе обусловлено наличием в нем пока неразрешимых не антагонистических противоречий, порождающих различные негативные явления,от которых нередко ищут утешения в религиозном опиуме. Оживление религиозных верований иногда вызывается влиянием зарубежной пропаганды и активной деятельностью молодого духовенства и сектантских проповедников.
Формирование научного мировоззрения у всех советских людей - важное направление идеологической работы в период зрелого социализма. А эффективность идеологической работы прямо зависит от того, "насколько точно учитываются особенности периQ ода, переживаемого страной". Поэтому вопрос о месте и роли атеизма в обществе развитого социализма выдвигается все более на первый план. Этим и продиктован выбор темы предлагаемого исследования.
Изучение проблем научного атеизма должно способствовать совершенствованию управления процессом преодоления религиозности. Большое значение для повышения эффективности пропаган
1 См.: Андрианов Н.П.,Никонов К.И.Актуальные вопросы атеистического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.М., 1982,с.И.
2 См.: Бальсис А.Б.Становление научного мировззрения личности. Вильнюс,1974,с.54.
3 Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.,с.27. ды атеизма имеет научный анализ того,какие именно социальные потребности вызвали атеизм к жизни и способствуют его дальнейшему утверждению в общественном сознании,а также проблемы соотношения атеизма с различными формами общественного сознания.
Научная и политическая актуальность теш исследования обусловлена еще и необходимостью разоблачения буржуазно-клерикальной фальсификации,отрицающей закономерный характер массового атеизма в СССР. Составной частью нового "крестового похода" американских империалистов против СССР и других социалистических стран являются идеологические диверсии,в которых видное место занимает антикоммунистическая враждебная клерикальная пропаганда. "Многочисленные идеологические центры империализма, - отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС,-стремятся не только поддерживать,но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов. Одновременно распространяются измышления о "нарушении свободы совести в СССР".1
Современные фальсификаторы марксизма-ленинизма продолжают традицию старых буржуазных и клерикальных "специалистов" по религиозному вопросу в СССР, клеветнически заявляя о якобы имеющихся у советских атеистов планах ликвидации религии в кратчайшие сроки. Так, например, к планам "жестокой антирелигиозной кампании",направленной якобы на "ближайшее уничтожение религии и церкви в СССР", советологи относят все современные мероприятия ЦК КПСС по улучшению и совершенствованию на2 учно-атеистического воспитания.
1 Материалы Пленума ЦК КПСС Н-15 июня 1983 г.,с.60.
2 См.: Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации поло
Одним из направлений фальсификации массового атеизма в СССР является стремление советологов обосновать миф,связанный с якобы "новым религиозным возрождением" в СССР. Большинство авторов пытаются доказать,что несмотря на активную атеистическую пропаганду , число верующих в СССР якобы неуклонно растет. По утверждению религиозных комментаторов "Би-Би-Си", "число верующих в СССР не меньше,чем 50 лет назад". Необходимость опровержения буржуазной фальсификации массового атеизма в нашей стране, потребность контрпропаганды требуют изучения его в развитом социалистическом обществе.
Состояние исследования проблемы. В последнее время в атеистической литературе возник интерес к философским вопросам атеизма в обществе развитого социализма. Хотя исследование проблемы места и роли научного атеизма, его сущности, его соотношения с различными формами общественного сознания не стало еще предметом специального рассмотрения, тем не менее некоторые из перечисленных проблем так или иначе затрагиваются в книгах Н.П.Андрианова, Д.М.Аптекмана, В.Р.Букина,В.И.Гарадки, Н.С.Гордиенко,П.Ф. Колоницкого, П.К.Курочкина,М.П.Новикова, С.Н.Никишова,А.Ф.Окулова ,В.А.Сапрыкина,В.А.Черняк,М.Й.Шахновича,И.Н.Яблокова и др.
В современной советской атеистической литературе существует стремление к более углубленному пониманию предмета научного атеизма и точному определению его места в системе общественных и естественных наук,особенно в системе философского знания. В настоящее время усиливается изучение связи теории и практики атеизма с разработкой общих проблем коммунистического воспитания. Критика религиозной идеологии все полнее базируется на глубоком жения религии в СССР Л.,1975. знании места и роли религии б обществе,знании целей и задач атеистического воспитания» В литературе заметно стремление к конкретному и, вместе с тем, к комплексному изучению социальных процессов и явлений на всех уровнях.
Цель и задачи исследования. В диссертации ставится цель дать философско-социологический анализ места и роли атеизма в обществе развитого социализма,и на этой основе предложить рекомендации,которые могут повысить эффективность научно-атеистического воспитания.Цель работы и специфика исследуемого материала обусловили ее основные задачи:
- проанализировать понятие "атеизм", его формы,функции атеистического воспитания в развитом социалистическом обществе ;
- исследовать социальные гносеологические и психологические корни массового атеизма в СССР закономерность становления и развития в общественном сознании развитого социалистического общества научно-материалистического мировоззрения;
- выявить особенности научного атеизма на современном этапе строительства коммунистического общества;
- исследовать влияние изменений в социальной структуре развитого социалистического общества на процесс становления научно-материалистического мировоззрения;
- рассмотреть проблемы взаимоотношения атеизма с различными формами общественного сознания в обществе развитого социализма.
Теоретико-методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения К.Маркса,Ф.Энгельса,В.И.Ленина,документы и решения ХХ1У,ХХУ,ХХУ1 съездов КПСС, постановление ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной рабо-тыП(апрель 1979 г.),материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС,труды Генерального секретаря ЦК КПСС тов.К.У.Черненко. Диссертант опирался также на труды видных деятелей КПСС и Советского государства,на работы советских философов,занимающихся теорией научного атеизма.
Научная новизна исследования. В процессе решения перечисленных выше задач было осуществлено первое систематическое исследование места и роли атеизма в развитом социалистическом об' ществе.
Научную новизну диссертации определяет то, что в ней впервые: осуществляется специальный систематический анализ причин (корней социальных, гносеологических и психологических) массового атеизма в СССР; установлено,что вступление нашей страны в период развитого социализма привело к новому этапу развития массового атеизма,который обладает тремя особенностями; проанализированы проблемы взаимоотношения атеизма с различными фор мами общественного сознания в развитом социалистическом обществе.
Практическая ценность диссертации. Выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования актуальных проблем теории научного атеизма в условиях развитого социалистического общества, могут быть использованы в процессе преподавания основ научного атеизма в высших и средних специальных учебных заведениях, в деятельности организаций общества "Знание", других идеологических учреждений по формированию научно-материалистического мировоззрения у всех членов нашего общества; в пропаганде научного атеизма,в усилении ее эффективности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество развитого социализма, утвердившееся в СССР начиная с 1961 г., стало первым обществом в истории человеческой цивилизации, в сознании людей которого господствуют идеи научного материализма. Это оказало большое влияние на дальнейший процесс преодоления, отмирания и исчезновения религиозных пережитков в нашей стране. Однако и в зрелом социалистическом обществе формирование у людей такого уровня сознания, который полностью исключал бы возможность обращения к религии, остается актуальной задачей идеологической работы Коммунистической партии.
В процессе изучения методологических принципов осуществления данной задачи выявилась потребность" в дальнейшем философском осмыслении места и роли атеизма в обществе развитого социализма. Понятие "научный атеизм" возникло и приобрело распространение именно с вступления нашей страны в период развитого социализма. Анализируя его сущность, мы пришли к следующим выводам:
1.Важным методологическим принципом изучения научного атеизма в развитом социалистическом обществе служит системный,комплексный анализ, выясняющий многообразие связей и отношений данного феномена с другими социальными явлениями. Атеизм в развитом социалистическом обществе - это, во-первых, существенная черта научно-материалистического мировоззрения, неотъемлемая особенность марксистско-ленинской философии; во-вторых, отрасль философского знания; в-третьих, социальное явление, сущность которого в освобождении людей от религии.
2.Преобразования в духовной культуре, развертывание научно-технической революции,укрепление советского образа жизни,формирование нового человека и другие явления,происходящие в развитом социалистическом обществе привели к появлению новых явлений в сфере научного атеизма. Это, во-первых, в условиях развитого социалистического общества сформировалась система научно-атеистического воспитания; во-вторых,в связи с развитием советского образа жизни начала формироваться система социалистической гражданской обрядности и, в-третьих, в системе контрпропаганды все большее значение приобрело разоблачение клерикального антикоммунизма.
3.Me сто и роль атеизма в обществе развитого социализма невозможно правильно охарактеризовать без учета того, какие именно социальные потребности вызвали атеизм к жизни и способствуют его дальнейшему распространению в общественном сознании. Проблема корней массового атеизма в СССР вытекает из необходимости критики фальсификации закономерности превращения нашей страны в страну массового атеизма. Если религия как социальное явление имеет социальные, гносеологические и психологические корни, то и его противоположность - атеизм тоже должен иметь свои социальные,гносеологические и психологические корни.
Главное и определяющее в развитии массового атеизма в нашей стране - совокупность общественных отношений развитого социалистического общества как объективного, так и субъективного порядка. Гносеологические и психологические корни массового атеизма в СССР создаются под влиянием совокупности предпосылок,возможностей и условий формирования и распространения научно-материалистического мировоззрения, неуклонного роста образовательного уровня трудящихся, изменений в познавательной деятельности людей, изменений в характере самого процесса отражения общественного бытия в общественном сознании,так как сама по себе психическая и умственная деятельность людей не определяет преобладание тех или иных идей и представлений в обществе. Индивиды создают теории или представления,но сохранятся ли они в обществе, получат ли они распространение, зависит не от их умственной деятельности, а от социальных условий и потребностей.
5. Процесс преодоления и отмирания религии в условиях развитого социалистического общества в значительной степени обусловлен изменением в социальной структуре советского общества. Движение общества к социальной однородности обусловило тот факт, что подавляющая часть интеллигенции в нашей стране фактически безрелигиозна,в группе квалифицированных служащих процент верующих очень невелик, он повышается среди рабочих,сельских тружеников и особенно у лиц,не связанных с процессом общественного труда - пенсионеров, домохозяек, иждивенцев. Продвижение нашего общества к социальной однородности приведет к тому,что все группы и слои населения будут иметь равные возможности в использовании материальных благ и духовных ценностей,развития своих способностей, что будет способствовать формированию научно-материалистического мировоззрения у всех советских людей. б.В развитом социалистическом обществе атеизм органически связан со всеми формами общественного сознания.Нет таких форм общественного сознания,в которые бы он не проникал и на которые бы он не оказывал своего влияния.?азличные формы общественного сознания зрелого социализма способствуют преодолению религии и формированию научно-материалистического мировоззрения. Так, советское право помогает понять человеческую, а не сверхъестественную основу его законов; коммунистическая мораль воспитывает людей в духе преодоления религиозной морали; советское социалистическое искусство способствует вытеснению религии из эмоциональной сферы личности; политика советского государства и Коммунистической партии обеспечивает распространение атеизма; наука критикует религиозную картину мира.
7.Теоретической основой научного атеизма в СССР является марксистско-ленинское философское учение о месте человека в природной и общественной среде. Органическое единство марксистско-ленинской философии и научного атеизма, единство их исходных философских позиций обусловливает философскую суть научного атеизма. Решение диалектическим материализмом основного вопроса философии определяет онтологическую, диалектико--методологическую и гносеологическую основы научного атеизма. Применяя диалектический метод к анализу общественной жизни, исторический материализм является философско-социологической основой научного атеизма.
8.Научный атеизм в зрелом социалистическом обществе не только испытывает на себе влияние со стороны различных форм общественного сознания,но и сам оказывает влияние на развитие форм общественного сознания. Проникая в различные формы общественного сознания,освобождая их от всяческих остатков религиозности и мистики, научный атеизм способствует дальнейшему прогрессу духовной культуры.
Список научной литературыДударенок, Светлана Михайловна, диссертация по теме "Философия религии"
1. Маркс К^Энгельс Ф.,Ленин В.И. О религии.2-е изд.,доп.- М., Политиздат,1983.-368 с.
2. Маркс К.'Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.8,с.115-217.
3. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.1,с.119-160.
4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф.Соч.,2-е изд.,т.1,с.219-368.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права.Введение.-Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.,2-е изд.,т.1,с.414-429.
6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.
7. Маркс К., Энгельс Ф.Соч.,2-е изд.,т,42,с.41-174.
8. Маркс К.,Энгельс Ф.Избранные письма. М.,Госполитиздат, 1948.- 536 с.
9. Маркс К.,Энгельс Ф.Немецкая идеология.Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра, Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.2,с.7-544.
10. Энгельс Ф.Письмо Эдуарду Бернштейну,июль,1884 год.-Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.3б,с.161-162.
11. Энгельс Ф.Эмигрантская литература.- Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.18,с.501-548.
12. В.И.Лвнин об атеизме,религии и церкви.- М.,Мысль,1980. -- 405 с.
13. Ленин В.И.Детская болезнь "левизны" в коммунизме.- Полн. собр.соч.,т.41,с.1-104.
14. Ленин В.И.Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 20 октября 1920 г.) Полн.собр.соч.,т.41,с.298-318.
15. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр.соч., т.35,с.195-205.
16. Ленин В.И.Классы и партии в их отношении к религии и церкви.- Полн.собр.соч.,т.17,с.429-438.
17. Ленин В.И.Материализм и эмпириокритицизм.Критические заметки об одной реакционной философии.- Полн.собр.соч., т.18,с.7-384.
18. Ленин В.И.Об отношении рабочей партии к религии.- Полн. собр.соч.,т.17,с.415-426.
19. Ленин В.И. Очередные задачи советской власти.- Полн.собр. соч.,т.36,с.165-208.
20. Ленин В.И. Рецензия. Н.А.Рубакин.Среди книг,т.П (изд-во Наука).М.,1913 г.- Полн.собр.соч.,т.25,с.111-114.
21. Ленин В.И. Социализм и религия.- Полн.собр.соч.,т.12,с.142--147).
22. Ленин В.И. Уроки Московского восстания.- Полн.собр.соч., т.13,с.369-377.• 1.25.Ленин В.И. о литературе и искусстве.- М.Дудокественная литератур а, 19 69.- 822 с.
23. Официально-документальные материалы
24. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик.-М.Политиздат,1978.- 62 с.
25. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года,т.У.- М., Статистика,1973.- 448 с.
26. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года,т.У1.- М., Статистика,1973.- 808 с.
27. Матеоиалы ХХП съезда КПСС.-М.,Госполитиздат,1961.-464 с. 2.5.Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.Политиздат,1971.- 320 с. 2.6 .Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.Политиздат,1976.- 256 с.
28. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.Политиздат,1981.-223 с.
29. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня
30. Политиздат, 1983 г. М.',1983.- 80 с.
31. Народное хозяйство СССР за 60 лет.Юбилейный статистический ежегодник.- М.,Статистика,1977.- 350 с.
32. Политиздат,1977.- 639 с. 2.13.Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М., Политиздат,1976.- 144 с.
33. СССР в цифрах в 1981 году.Краткий статистический справочник.- М.,Статистика,1982.- 301 с.1. З.К н и г и
34. Акмурадов А. Роль туркменской советской литературы в преодолении пережитков религии и формировании научно-материалистического мировоззрения у трудящихся. -Ашхабад,Ылым,197б.- 131 с.
35. Андрианов Н.П.,Никонов К.И.Актуальные вопросы атеистического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.-М.,Знание,1982.- 40 с.
36. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания.- Л.,Лен-издат,1974.- 172 с.
37. Актуальные проблемы истории развитого социализма в СССР. М.,Мысль,1984.- 414 с.
38. Антоненко В.Г.Мировоззрение:- идейная основа художественного творчества.- Киев,Высшая школа,1979,- 207 с,
39. Аптекман Д.М.Атеистическое воспитание коллектива.- Л., . Лениздат,1977.- 96 с.
40. Аптекман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе.' Л.,изд-во Ленингр.ун-та,1979,- 130 с.
41. Артемов В.Л. Правда о неправде. Критические очерки по империалистической антисоветской пропаганде 70-х годов." М.Политиздат,1979.- 270 с.
42. Астахова В.И.Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе.-Харьков^Вища школа,1976.- 155 с.
43. Атеизм и культурный прогресс(на укр.яз.).- Киев,Наукова думка,1977.- ЗС8 с.
44. Атеистическое воспитание.Справочник для идеологического актива.-М.Политиздат, 1983.- 175 с.
45. Ашманис М.Г.Мировоззрение и условия его формирования.-Рига, Зинатис,1977.- 118 с.
46. Бабосов Б.М.Научно-технический прогресс и религия.- М., Знание,1973.- 64 с.
47. Байков Е.М.Религия и духовный мир человека.- Саранск, Мордовок.кн.изд-во,1972.- 160 с.
48. Байрамсахатов Н. Духовная культура народа и атеизм.- Ашхабад, Туркменистан,1981.- 223 с.
49. Балтанов Р.Г.Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания.- Казань, изд-во Казанск.ун-та, 1973.- 215 с.
50. Бальсис А.Б.Становление научного мировоззрения личности.-Вильнюс,Периодика,1974.- 346 с.
51. Баннов Б.Г.,Вачнадзе Г.Н.Чужие голоса в эфире.- М.,Молодая гвардия, 1981.- 287 с.
52. Баскин М.П.Материализм и религия.- М.,Госполитиздат,1955.-136 с.
53. Бляхман Л.С.,Шкаратан О.И. НТР, рабочий класс, интеллигенция.-М. Политиздат,1973.- 320 с.
54. Большухин А.А.,Киселев В. О социальных и гносеологических корнях религии.- Горький,изд-во Горьковск.ун-та, I960.- 52 с.
55. Букин В.Р.,Ерунов Б.А.На грани веры и неверия.Философско--психологический очерк.-JI.,Лениздат, 1974.-164 с.
56. Букин В.Р.Психология верующих и атеистическое воспитание.1. М.,Мысль,1969.- 230 с.
57. Великович Л.Н.Современный капитализм и религия.-М.Политиздат,1984.- 238 с.
58. Вещиков А.Т.Путь к атеизму.-М.,Советская Россия,1965.- 160 с.
59. Воронцов Г.В.Массовый атеизм: становление и развитие.-JI., Лениздат,1983.- 182 с.
60. Ворошилов А.С. Молодежь: атеизм и религия.Социологические исследования.- Ростов-на-Дону,Ростовск.кн.изд-во,1979.- 97 с.
61. Гак Г.М.Учение об общественном сознании в свете теориипознания.-М.,изд-во ВПШ и АШД960.- 200 с.
62. Гелюта A.M.,Староверов В.И.Социальный облик рабочего --интеллигента.-М.,Мысль,1977.- 183 с.
63. Горбачев Н.А.Диалектика и проблемы атеизма.Критика религиозных концепций развития.- Саратов,изд-во Саратовск. ун-та,1972.- 278 с.
64. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей.-Л. ,Лениздат,1982.- 175 с.
65. Гордиенко Н.С. Творческое развитие научного атеизма в теории и практике КПСС.- Л.,Знание,1980.- 35 с.
66. Гордиенко Н.С.,Курочкин П.К.Особенности модернизации современного русского православия.-М.,Знание,1978.-64 с.
67. Григорьян М.М.Курс лекций по истории атеизма.-М.,Мысль, 1974.- 309 с.
68. Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека.Проб-лема единства гуманизма и атеизма в истории философии.- Кишинев, Штинца,1973.-224 с.
69. Гуров Ю.С. От безразличия к убежденности. Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи.- Чебоксары,
70. Чувашек.кн.изд-во,1982.-112 с.
71. Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников.Москва,16-17 октября 1979 г.- М. Политиздат, 1980.- 319 с.
72. Джунусов М.С.Вопросы теории интернационального воспитания.-Ташкент, Узбекистан,1980.- 280 с.
73. Дудель С.П. Диалектика развития зрелого социализма.- М., Знание,1983.- 64 с.
74. Дулуман Е.К.,Киришко Н.И.,Яроцкий ПЛ. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения.- Киев,Наукова думка,1980.- 311 с.
75. Дулуман Е.,Лобовик Б.,Танчер В. Современный верующий.
76. М.Политиздат,1970.- 176 с.
77. Духовный мир развитого социалистического общества.- М., Наука,1977.- 479 с.
78. Емелях Л.И.Крестьяне и церковь накануне Октября.- Л.,Наука,1976.- 182 с.
79. Иванченко И.Г. Идеологическая диверсия империализма: система,содержание направленность.- Киев,Наукова думка, 1980.- 387 с.
80. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.-М.Политиздат,1963.-319 с.
81. Калинин М.И. За эти годы,т.2.- Л., Государственное издательство, 192 6.- 377 с.
82. Кантеров И.Я.Клерикальный антикоммунизм.- М.,Наука,1979,-144 с.
83. Кантеров И.Я.Критический анализ клерикальных фальсификаций научного атеизма.- М.,Знание,1983.- 64 с.
84. Клочков В.В.Закон и религия.От государственной религии в России к свободе совести в СССР.-М.Политиздат,1982. 160 с.
85. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма.- Л.,изд-во Ленингр.ун-та,1978.- 118 с.
86. К обществу,свободному от религии.Процесс секуляризациив условиях социалистического общества (сборник ста-Мысль,тей). М.,'1970.- 278 с.
87. Колоницкий П.Ф. Атеизм и формирование коммунистической личности.- М.,изд-во Московск.ун-та,1975.-183 с.
88. Колосницин В.Й. Лекции по теории научного атеизма в 3-х частях,ч.1-я.- Свердловск,изд-во Уральск.ун-та,1975.-171 с.
89. Коновалов Б.Н.К массовому атеизму.-М.,Наука,1974. 167с.
90. Конституционный статус личности в СССР (Б.Н.Топорин,Л.Д. Воеводин,В.С.Шевцов и др.).- М., Юридическая литература,1980.-256 с.
91. Копейчиков В.В. Конституция развитого социализма: теоретические основы,сущность,функции. Киев, Вища школа,1979.- 175 с.
92. Костенко Н.А. Атеизм и нравственность.- М.,Мысль,1982.-175 с.
93. Крупская Н.К. Из атеистического наследия.-М.,Наука,19 64. 307 с.
94. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе.-М. Политиздат,1984.- 256 с.
95. Куроедов В.А, Советское государство и церковь.- М.,Знание,1976.- 79 с.
96. Курочкин П.К.Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы.-М.,Знание,1980.- 64 с.
97. Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. -М. Политиздат, 1976.- 71 с.
98. Ленсу М.Я.Основы атеистического воспитания (Методологические проблемы).- Минск}Вышэйшая школа.1976). 255 с.
99. Лисавцев Э.й.Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.-М.,Мысль,1975.-316 с.
100. Лисавцев Э.И. Религия в борьбе идей.- М.,Политиздат,1975.- 64 с.
101. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире.-М.,Знание,1981.- 64 с.
102. Лукин Ю.А.Художественная культура зрелого социализма.-М., Искусство,1977.- 271 с.
103. Луначарский А.В.О народном образовании.- М.,Изд-во Акад. пед.наук РСФСР,1958.- 558 с.
104. Марат Я.Н.Использование памятников культового искусства в атеистической пропаганде.-Минск,Полымя,1980,-40 с.
105. Могилевский А.Л.Правосознание и религия.-Ашхабад, Ылым, 1977.- 268 с.
106. Мчедлов М.П.Религия и современность.- М.Политиздат,1982.- 272 с.
107. Нарский И.С. Философия Давида Юма.- Изд-во Московок.унта, 19 67.- 357 с.
108. Никитин В.Н.Атеизм как социальное явление.- Л.,Лениздат, 1977.- 104 с.
109. Никишов С.Н.Актуальные проблемы пропаганды атеизма в развитом социалистическом обществе.-М.,Знание,1982.- 63с.375.06 антирелигиозной пропаганде.Сб.-Москва-Ярославль,Ярославское обл.изд-во,1937.- 128 с.
110. Овчинников В.С.Мировоззрение как явление духовной жизни общества: опыт анализа понятий.-Л., изд-во Ленингр.унта,1978.- 100 с.
111. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия.- М.,Мысль, 1982.-191 с.378.0ншценко А.С. Социальный прогресс,религия,атеизм.- Киев,
112. Наукова думка,1977.- 344 с. 3.79.0т Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы современного буржуазного гуманизма и свободомыслия).-М., Мысль,1969.- 303 с.
113. Партийная организация и атеистическое воспитание.- М.,Политиздат, 1975.- 254 с.
114. Персиц М.М.Атеизм русского рабочего (1870-1905 гг.).- М., 1965,Наука.- 256 с.
115. Петропавловский Р.В.Диалектика прогресса и ее проявлениев нравственности.- М.,Наука,1978.- 280 с.
116. Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения.-Йошкар-Ола,Марийск.кн.изд-во,1976.- 184 с.
117. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры (Избранные произведения и извлечения из трудов).-М. ,Мысль,1977.- 355 с.
118. Попов Л.А.Ориентиры атеизма.- Тула,Приокск.кн.изд-во,1983.-с.97.
119. Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков.- Минск,Наука и техника,1965.- 256 с.
120. Проблемы преодоления социально-экономических различий между городом и деревней.-М.,Наука,1976.- 280 с.
121. Прокофьев В.И.Диалектический материализм основа научного атеизма.-М.,Знание,1962.- 32 с.
122. Религия в век научно-технической революции.Под ред.В.И.Га-раджи и О.Клора.-М.Политиздат,1979.-85 с.
123. Руткевич М.Н.Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. -М.Политиздат,1977.- 96 с.
124. Сапрыкин В.А.Роль субъективного фактора в преодолении религии.-Алма-Ата,Казахстан,1972.- 1СВ с.
125. Сапрыкин В.А.Социалистический город и атеистическое воспитание.- Алма-Ата,Казахстан,1976.- 129 с.
126. Сапрыкин В.А.Социалистический коллектив и атеистическое вос-питание.Опыт,система,пробле мы.-М.,Политиздат,19 83.-175 с.
127. Сапрыкин В.А.Урбанизация.Атеизм.Религия. Проблемы формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения в условиях социалистического города.-Алма-Ата,Казахстан,1981.- 287 с.
128. Советские традиции,праздники и обряды: Аннотированный указатель литературы(сост.Р .А.Лопаткин).-М.,Знание,1981.-46 с.
129. Соловьев В.С.Атеизм и духовное развитие советского человека. -Йошкар-Ола,Марийск.кн.изд-во,1973.- 74 с.
130. Соловьев В.С.Атеизм и формирование нового человека.-Йошкар--Ола,Марийск.кн.изд-во,1979,- 167 с.
131. Социальное развитие рабочего класса в СССР.Рост численности,квалификации,благосостояния рабочих в развитом социалистическом обществе.Историко-социологические очерки.-М.,Наука,1977.-287 с.
132. Активность атеизма.Передовица.-Советская Россия,1983,16 сент.
133. Андреева Г.М.Актуальные проблемы советской социальной психологии.-Социологические исследования,1977,1 4,с.91--101.
134. Баширов Л.А.Советский образ жизни и преодоление религиозных пережитков.-В кн.: Вопросы научного атеизма,вып. 26.-М.,Мысль,1980,с.149-164.
135. Белов А.В.Художественная литература в атеистической пропаганде.-В кн.:Вопросы научного атеизма,вып.9.-М., Мысль,1970. с.293-304.
136. Берар П.Место научно-атеистического воспитания в социалистической культуре.- В кн.: Социально-идеологические функции научного атеизма.- М.,Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1981,с.31-42.
137. Бражник И.II.Правовое содержание научного атеизма и формирование политической культуры граждан.- В кн.: Вопросы атеизма,вып.17.- Киев,Вища школа,1981,с.11-19.
138. Бусленко II.Н. Ленин об органическом единстве материалистической философии и научного атеизма.- В кн.: Вопросы научного атеизма,вып.8.- М.,Мысль,1968,с.42-67.
139. Воспитывать убежденных атеистов. Передовица.- Правда, 1981,8 авг.
140. В Центральном Комитете КПСС.Передовица. Правда,1982,30 июля.
141. Гендель В.Г. К вопросу о предмете атеизма.-Философские науки, 1975,№ 1,с.152-153.
142. Горбачев Н.А.К вопросу о предмете теории научного атеизма.- В кн.: Вопросы научного атеизма, вып.1.- М., Мыс ль, 1966, с. 68-87.
143. Губанов Н.И.Разработка проблем атеизма в советской философской науке.- В кн.: Вопросы научного атеизма, вып.4.- М.,Мысль,196?,с.183-204.
144. Научный и социальный подход к решению глобальных вопросов.- Вопросы философии,1977,11,с.46-59.
145. Кедров Б.М.Материализм.- В кн.: Философская энциклопедия, т.З.-М.Советская энциклопедия,1964.-584 с.
146. Колосницин В.И. Изменение социальной структуры социалистического общества и основные тенденции отмирания религии.- В кн.: Научный атеизм.Вопросы методологии и социологии.-Пермь,изд-во Пермск.ун-та,1975,с.13--20.
147. Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников.- В кн.: Вопросы научного атеизма,вып.4.-М.,Мысль, 19 67, с. 63-93.
148. Крянев Ю.В.Атеистические исследования.-Вопросы философии,^ ,№5,с.153-156.
149. Куроедов Б.А.Неотъемлемая конституционная норма социалистического государ ства.-Коммунист,19 80,№5,с.45-55.
150. Курочкин П.,Тимофеев В. Свобода совести и атеистическое воспитание.- Правда,1979,30 марта.
151. Лупарев Г.II.Правосознание и религиозные пережитки.-Вестник Академии наук Казахской ССР,1978,№9,с.29-34.
152. Никонов К.Н.О некоторых тенденциях в проповеднической деятельности современного баптизма.-В кн.: Конкретно-социологическое изучение состояния религиозностии опыта атеистического воспитания.Под ред.И.Д.Панцхава.-М.,изд-во Московск.ун-та,1969,с.174-199.
153. Нистор 0.Научно-атеистическое воспитание- составная часть процесса формирования и развития социалистического сознания.- В кн.: Социально-идеологические функции научного атеизма.- М.,изд-во АОН при ЦК КПСС,1981,с. 3-16.
154. Новиков М.П. О предмете научного атеизма.-В кн.: Вопросы научного атеизма,вып.15.-М.,Мысль,1973,с.25-36.
155. Маринюк В.И.Гносеологические и психологические аспекты формирования научного мировоззрения.-В кн.: Вопросы атеизма,вып.17.- Киев,Вища школа,1981,с.71-78.
156. Минкявичюс Я.В. О содержании религии.- Советская этнография ,1980,№4,с.72-85.
157. Музей очаг воспитания.Передовица.- Правда,1982,20 авг.
158. Пашков Н.А. Актуальные проблемы научно-атеистических исследований.-Философские науки,1974,№1,с.126-138.
159. Пашуто В. Научный историзм и содружество муз.- Коммунист, 1984, №5,с.82-92.
160. Персиц М.М. Великая Октябрьская социалистическая революция и создание условий для распространения атеизмав массах.-В кн.: Вопросы научного атеизма,вып.4.-М., Мысль,1967,с.15-37.
161. Пешка Вильмош.Психологические концепции в современной буржуазной теории права.- В кн.: Критика буржуазной теории права.-М.,Прогресс,19^,с.74-117.
162. Портнов А.В.Марксизм-ленинизм о свободе совести.- В кн.: Учен.зап.Бийского гос.пединститута,сер.историческая и философская,вып.У.-Бийск,19 62,с.33-104.
163. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР: конституционно-правовой аспект.- В кн.: Вопросы научного атеизма,вып. 27.-М.,Мысль,19 81,с.26-40.
164. Смирнов Г.Л. За решительный поворот философских исследований к социальной практике.-Вопросы философии,1983, с.3-19.
165. Товстоногов Г.,Товстоногов А. О "секретах режиссерского мастерства".-Литературная газета,1977,14 дек.
166. Федосеев П.Н.Гносеологические корни религиозных представлений. -Антирелигиозник,1939,№8,с.5-10.
167. Федосеев П.Н.Конституция СССР и социалистический образ жизни.-Коммунист,1978,№2,с.56-69.
168. Федосеев П.Н.Ленин о социальных и гносеологических корнях религии.-Под знаменем марксизма,1933,№4,с.159-178.
169. Францев Ю.П.Великий исторический опыт.-В кн.: Вопросы научного атеизма,вып.4.-М.,Мысль,1967,с.5-12.
170. Хитров В.Ю. Взаимодействие атеизма (постановка проблемы). В кн.: Сборник аспирантских работ.Общественные науки. -Казань,изд-во Казанск.ун-та,1976,с.68-71.
171. Цвигун С.О происках империалистических разведок.- Коммунист, 1981,№14,с.88-99.
172. Черненко К.У. Сверяясь с Лениным,действуя по-ленински.--Правда,1981,23 апр.
173. Шахназаров Г.X.,Бурлацкий Ф.М.О развитии марксистско-ленинской политической науки.-Вопросы философии,1980,12,С.10-;13.
174. Шахнович М.И. Атеизм.- В кн.: Философская энциклопедия, Т.1.-М.,Гос.научн.изд-во, 1960.-504 с.
175. Шахнович М.И.Философское содержание курса "Основы научного атеизма".-В кн.: Вопросы научного атеизма,вып.15. -М., Мысль ,1973, с.37-44.
176. Щедрин В.К. В.И.Ленин о принципах диалектико-материалисти-ческого миропонимания как философском обосновании научного атеизма.- В кн.: Вопросы атеизма,вып.16.- Киев,Вица школа,1980,с.11-17.
177. Шинкарук В.И.Диалектический материализм методологическая основа научного атеизма.- В кн.: Атеизм и религия в современной борьбе идей.- Киев, Политиздат Украины,1975, с. 53-69.5.Авторефераты
178. Колоницкий П.Ф. Философские проблемы атеистического воспитания.- Автореферат докт.дис.-М.,изд-во МГУ, 1974.-54 с.
179. Петрушов В.Н.Марксистско-ленинская философия теоретическая основа научного атеизма.- Автореферат канд.дис.-Л.,ЛГУ,1981.- 18 с.
180. Литературно-критическая и художественная литература
181. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.,Молодая гвардия,1982.- 293 с.
182. Гальцева Р. ,Роднянская И. К портрету восходящей культуры. -Новый мир,1978,№ 12,с.266-271.
183. Друцэ Ион. Белая церковь.- Новый мир,1982,Ш 6,с.15-64; № 7, с.42-126.
184. Жуков Д. Владимир Иванович.- Новый мир,1978,№ 7,с.173-241.
185. Солоухин В.А. Камешки на ладони.- Наш современник, 1981,1153, с.30-47.
186. Сурков А.Избранные стихи в 2-х томах,т.1.М.,Художественная литератур а,1974.-502 с.
187. Николай Черкасов.Сборник.-М.всероссийское театральное общество, 1976.-430 с.
188. Шефнер Вадим-Сторона отправления.Книга стихов.-М.Современник,1979.- 239 с.
189. Шумаков Н.Сергий Радонежский.- Смена, 1978,№23,с.23.7.Богословская литература
190. Заболотский Н.А. Природа и человек-христианин.- Журнал Московской патриархии,1972,с.44-48, №7
191. Иванов В.В.Эстетика священника Павла Флоренского.-Журнал Московской патриархии,1982,№5,с.75-77.
192. Интервью Святейшего Патриарха Пимена корреспонденту берлинского издательства "Фрайе вельт".- Журнал Московской патриархии,1978,№ 2,с.2-5.
193. Нагорная проповедь.-Братский вестник,1975,№5,с.64-66.
194. Никодим,митрополит Ленинградский и Новгородский. Иисус Христос освобождает и объединяет (богословский аспект). -Журнал Московской патриархии,1975,№5,с.55-59.
195. Обращение автономной независимой церкви ЕХБ города Баку. -Братский вестник,1974,№ 1,с.67-74.
196. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы.Всемирная конференция.Москва,10-14 мая 1982 г.-М.,изд-во Московской патриархии,1983.-286 с.
197. Соколов В.,протоиерей.Слово в день святителей Московских. Журнал Московской патриархии,1975,№2,с.44-45.
198. Соколова М.Н. Картина и икона.- Журнал Московской патриархии, 1981,№7,с.73-78.
199. Специальный выпуск Журнала Московской патриархии,посвященный 50-летию восстановления патриаршества,1971г128с.