автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Единство гуманизма и атеизма. Методология и практика
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Маслова, Алла Гавриловна
Введение
Глава I. ЕДИНСТВО ГУМАНИЗМА И АТЕИЗМА В ИХ
ГЕНЕЗИСЕ И ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
§ I. Генетическое единство атеизма и гуманизма
§ 2. Элементы гуманизма, свободомыслия и атеизма в древнем мире.
§ 3. Гуманизм Возрождения как система светских знаний о человеке
§ 4. Критический гуманизм и воинствующий. атеизм эпохи буржуазных революций и становления капитализма
Выводы
Глава П. РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ КАК ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ОСВОБОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ I. Сущность марксистско-ленинского гуманизма и гуманистическое содержание научного коммунизма
§ 2. Специфика гуманистического содержания марксистско-ленинского атеизма
§ 3. Преодоление отчуждения - как освобождение человека.
§ 4. Ленин о действенном характере пролетарского гуманизма и гуманистической сущности марксистского атеизма
§ 5. Критика богословских и ревизионистских спекуляций вокруг проблем гуманизма
Выводы
Глава III. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНСТВА ГУМАНИЗМА И АТЕИЗМА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМ.
§ I. Гносеологический и мировоззренческий аспекты единства гуманизма и атеизма
§ 2. Единство нравственного содержания гуманизма и атеизма. 24.
§ 3. Гуманизация общественных отношений -закономерность развития социалистического общества.
§ 4. Гуманизм ленинских принципов свободы совести и ее осуществления.
Выводы
Глава 1У. ЕДИНСТВО ГУМАНИЗМА И АТЕИЗМА В ПРАКТИКЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
§ I. Гуманизм ленинских принципов атеистического воспитания.
§ 2. Специфика проявления единства гуманизма и атеизма в практике воспитательной работы на различных этапах становления и развития социалистического общества
§ 3. Гуманистический смысл взаимодействия атеистического воспитания с другими направлениями воспитательной работы
§ 4. Единство гуманизма и атеизма в практике атеистического воспитания
Выводы
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Маслова, Алла Гавриловна
Общественную мысль всегда волновали проблемы человека - его природа и сущность, его место и роль в обществе, его социальная ценность, свобода и счастье, смысл жизни, его предназначение, призвание и ответственность и т.д. В современную зпоху эта проблематика, в самом широком смысле обобщаемая определением "гуманистическая", приобрела особую остроту и актуальность. К ней обращаются философы, социологи и историки в своих научных трудах, политики - в своей практике, публицисты и журналисты - в печати, писатели и деятели искусств - в своем творчестве. То или иное событие, политическая доктрина, социальное учение, научная теория и т.д. сейчас все чаще оцениваются в зависимости от того, как они соотносятся с кардинальными проблемами человеческого бытия, социальной справедливости и прогресса, насколько соответствуют потребностям людей -как всего человечества в целом, так и отдельной личности. Апелляцией к гуманистическим критериям отмечены сегодня практически все идейные течения и направления буржуазной философии, представители которых - и либеральные филантропы, и откровенные апологеты капитализма, и воинствующие антикоммунисты, и христианские идеологи - ведут интенсивные поиски (каждое направление - со своей специфической целью и своими средствами) ответов на вопросы, связанные с положением личности в современном мире.
Наиболее глубокие причины столь пристального внимания к гуманистической проблематике следует искать прежде всего в переходном характере нашей эпохи, эпохи революционного обновления мира, перехода к социализму и коммунизму. Все притягательнее для трудящихся как капиталистических, так и развивающихся стран становится опыт осуществления принципов социалистического гуманизма, обеспечения прав и свобод человека, создания необходимых предпосылок для его всестороннего и гармоничного развития в мире реального социализма.
Углубляется общий кризис капитализма, охвативший теперь не только экономическую, но и политическую, духовную сферы буржуазного общества. Обостряются все органические противоречия капитализма, что сопровождается небывалой интенсификацией процессов деперсонализации личности, моральной деградации, приводит к осознанию широкими массами растущего социального отчуждения, экономического и гражданского неравенства, несостоятельности системы ценностей, выработанной капиталистической цивилизацией и религиозной идеологией. Для многих верующих людей, задумывающихся и над глобальными проблемами бытия человечества и над конкретными вопросами своей жизни, драматизм ситуации углубляется еще и осознанием того, что двухтысячелет-ние нравственные ценности христианства к концу IX века особенно наглядно обнаружили свою несостоятельность.
Обращаться к коренным проблемам человеческого бытия заставляет современного человека и то драматическое обстоятельство, что развязанная и подстегиваемая силами империализма гонка вооружений - прежде всего ядерных, взрывоопасная конфронтация, ставят выне под угрозу само существование человеческой цивилизации на нашей планете.
В таких условиях глубоко гуманный, глобально-человеческий смысл приобретают мирные инициативы Советского Союза, направленные на предотвращение ядерной катастрофы, на всеобщее разоружение и обращение огромных средств, поглощаемых гонкой вооружении, на цели социального прогресса и благосостояния людей*
Естественно поэтому, что и сама гуманистическая проблематика стала в наши дни полем острейшей идеологической борьбы, причем само понятие "гуманизм" используется в качестве оружия в этой борьбе. Пропагандисты антикоммунизма и их ревизионистские оруженосцы лозунги гуманизма используют также и для того, чтобы скомпрометировать в глазах трудящихся масс марксистско-ленинское учение, представить его как "негуманное", "тоталитарное", "авторитарное", якобы подчиняющее интересы личности чуждым ей общественным интересам. Предпринимаются и попытки "подправить" марксизм-ленинизм, лишить его классового содержания, придать ему "гуманное лицо" - то есть из методологии революционного мышления и революционного действия превратить в абстрактную, бездеятельную доктрину.
Все это ставит перед обществоведами-марксистами в качестве одной из первоочередных задач теоретическую разработку всего комплекса гуманистической проблематики. Она включает, с одной стороны, показ гуманистической сущности учения марксизма-ленинизма и его воплощения в практике реального социализма, а с другой - показ антигуманной сущности капитализма, его враждебности человеку, дегуманизирующего, разрушительного влияния на личность капиталистических общественных отношений, разоблачение попыток использовать понятие "гуманизм" и "гуманистическую" фразеологию в идеологической борьбе, которую силы империализма и пропагандисты антикоммунизма ведут против СССР и других социалистических стран.
Из широкого спектра гуманистической проблематики нами избрана в качестве предмета исследования диалектика единства гуманизма и атеизма - не только в теоретическом плане, но и как двух социальных явлений, сопровождающих духовную историю человечества на всем ее протяжении.
Актуальность исследования определяется прежде всего потребностями дальнейшего творческого развития марксистско-ленинской теории и теоретического обобщения опыта строительства социализма и коммунизма в СССР, углубляющегося процесса гуманизации общественной жизни в условиях развитого социализма, а также научного осмысления практики коммунистического воспитания и выявления путей ее совершенствования.
Развитой социализм - это общество, достигшее высокого уровня зрелости, когда происходит не только выравнивание и развитие всех основных элементов и сторон общественной системы, но и появляется реальная возможность всесторонней реализации гуманистической сущности социализма, что проявляется в ориентации на максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, на всестороннее развитие его личности. "Социализм есть общество, которое не просто "верит" в гуманизм, "исповедует" гуманизм, "говорит" о гуманизме, а является воплощением гуманизма в своей реальной практике, в своих наличных отношениях. Только социализм впервые в истории сделал гуманизм не фразой, не абстрактной мечтой, не отвлеченным идеалом социальных утопистов, а конкретным практическим делом, смыслом и содержанием всей общественно-преобразующей деятельности людей"1.
Реализация гуманистического идеала в практике строительства социализма и коммунизма требует дальнейшего теоретического осмысления, обобщения и обоснования. К здесь понятие
I. Социалистическое общество. Социально-философские проблемы современного советского общества. М., 1976, с.115.
И и гуманизм выступает как систематизирующий центр, через который опосредуются и интегрируются все основные положения и выводы такого исследования*
Это относится и к всестороннему теоретическому осмыслению с позиций научного коммунизма всей системы многообразных факторов, определяющих механизм формирования нового человека, к разработке путей всестороннего развития личности, средств коммунистического воспитания, представляющего собой, сложный комплекс органически взаимодействующих между собой направлений воспитательной" работы, в том числе и направления, связанного с формированием у всех советских людей научного, материалистического мировоззрения, атеистической убежденности. Это направление коммунистического воспитания - важный участок той большой работы "по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека", работы, представляющей собой "одну из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель которой -благо и счастье советских людей"*.
Как и все коммунистическое воспитание, атеистическое воспитание проникнуто действенным, жизнеутверждающим гуманизмом, проявляющимся, однако, в этой сфере особым, специфическим образом, что диктует необходимость обстоятельного исследования диалектики взаимодействия таких социальных явлений, как гуманизм и атеизм. В то же время такое исследование невозможно без выяснения форм их взаимодействия в прошлом, а также без анализа теоретических и социологических аспектов их взаимодействия*
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с*64.
Выявление органического единства гуманизма и атеизма, обоснование гуманистической сущности марксистского атеизма приводит к выводу, что его движущая сила - достижение духовной свободы человека, его всестороннего развития.
Это позволяет обосновать глубоко гуманные по своей сущности принципы подхода к верующим людям, формы и методы атеистической воспитательной работы, наметить пути совершенствования этой работы, повышения ее эффективности.
Актуальность исследования состоит также в том, что оно дает новые аргументы для критики религиозной идеологии, помогающие раскрыть несостоятельность религиозного гуманизма, нравственных норм и всей системы духовных ценностей, освящаемых религией.
Только с позиций марксистско-ленинского гуманизма можно дать убедительный ответ на один из самых насущных и самых сложных в нашей атеистической работе вопросов - о том вреде, который религия приносит личности и обществу. Углубление знаний по этому кругу проблем и их пропаганда призваны способствовать совершенствованию всей системы коммунистического воспитания, в том числе и такого важного ее направления, как атеистическое воспитание* Осмысление единства гуманизма и атеизма, гуманистической сущности атеизма помогает глубже учитывать качественное отличие религиозных пережитков от других пережитков прошлого и антиподов коммунистической морали, а значит эффективнее вести работу по их преодолению.
В условиях обострения идеологической борьбы на международной арене дальнейшая теоретическая разработка проблемы единства гуманизма и атеизма имеет актуальное значение и в связи с необходимостью "своевременно давать достойный отпор идеологическим диверсиям империализма и его приспешников"^. Как известно, в этих диверсиях использование религии играет немалую, а в последние годы все возрастающую роль; клерикальный антикоммунизм становится заметным фактором современной идеологической борьбы. "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только поддерживать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую р направленность".
Буржуазные идеологи, ревизионисты всех мастей, пропагандисты клерикального антикоммунизма прилагают усилия к тому, чтобы извратить марксистско-ленинский атеизм, представить его в лонном свете - как учение антигуманное, бездуховное, нравственно обедняющее человека. Они фальсифицируют положение церкви и верующих в СССР, распространяют вымыслы о том, будто в нашей стране нет свободы вероисповедания, религиозные организации загнаны в подполье, религия искореняется методами насилия о и репрессий0. Этой клевете должна быть противопоставлена правда о подлинном демократизме социалистического общества, о гуманистической природе марксистского атеизма, о гуманных целях и методах атеистического воспитания.
1. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979, с.9.
2. Черненко K.J. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на июньском (1983) Пленуме Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года, стенографический отчет. М., 1983, с.37.
3. Об использовании религии в современной идеологической борьбе см.: Кантеров И.Я. Клерикальный антикоммунизм» М.,1979; Лисавцев Э.И. Критика буржуазных фальсификаций положения религии в СССР. М.* 1975; Белов A.B., Шилкин А.Д. Диверсия без динамита. М., 1976; Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Л., 1982; ежегодник "Аргументы". М., 1980, 1981, 1982» 1983.
Степень разработанности проблемы. Исследованию гуманизма и советские ученые и зарубежные марксисты всегда уделяли большое внимание, но особенно пристальным оно становится в последние два десятилетия. Одна из характерных особенностей современного изучения проблем гуманизма - многоплановость. Достаточно полно исследованы основные разновидности как домарксистского гуманизма, так и атеизма; вопросы формирования марксистского гуманизма. В этой связи особое внимание уделено исследованию ранних произведений К.Маркса, показаны их роль и место в процессе становления марксистских взглядов на гуманизм. Критическому анализу подвергнуты буржуазные концепции гуманизма, ревизионистские искаа<ения марксистско-ленинского понимания гуманизма; пути решения глобальных проблем современности с позиций марксистско-ленинского гуманизма.
Большой вклад в разработку как общих проблем человека и личности, так и различных аспектов гуманистической проблематики внесли такие советские ученые, как Б.Г.Ананьев, Й.И.Анто-нович, Е.А.Ануфриев, С.С.Батенин, Г.С.Батищев, Н.М.Бережной, В.П.Волгин, Б.Т.Григорьян, Г.Б.Глезерман, В.Д.Давидович, А.М.Каримский, В.Ж.Келле, В.В.Кешелава, А.М.Ковалев, С.М.Ковалев, И.С.Кон, А.Н.Красин, М.Я.Корнеев, Ф.В.Константинов, М.С.Кудряшова, Х.Н.Момджян, А.Г.Мысливченко, Я.И.Неделя, Т.И.Ойзерман, М.И#Петросян, С.И.Попов, Г.Л.Смирнов, Л.Н.Суворов, П.Н.Федосеев, В.МЛхиквадзе, й.Т.Фролов, А.Ф.Шишкин, и другие. Основная тенденция современной гуманиотической мысли заключается в разработке и обосновании целостной концепции гуманизма.
Значительно активизировалась и разработка методологических аспектов марксистско-ленинского гуманизма, исследование его качественно новых черт, обобщение опыта реализации его принципов в развитом социалистическом обществе*.
Критический анализ различного рода немарксистских и ревизионистских взглядов на гуманизм содержится в работах, посвященных критике буржуазной идеологии, буржуазной демократии, р свободы и прав человека .
Теоретическую разработку различных аспектов гуманизма ведут и ученые социалистических стран: С.Ангелов, Н.Мизов (НРБ), О.Кецан (PHP), А.Курелла, М.Фритцханд (ГДР), Е.Анчел, А.Геде, Й.Лукач (ВНР), Л.Грзал, Я.Обзина (ЧССР), Т.Ярошевскии (ПНР) и другие.
Большое внимание исследованию гуманизма уделяют также коммунистические деятели и ученые-марксисты капиталистических стран Г.Аптекер, А.Агости, Ги Бесс, Б.Данэм, Я.Кэндзюро, Л.Сэвх Г.Селзам, Г.Холл, В.Холличер, Дж.Хофман и другие.
Таким образом, имеется достаточно обширная марксистская литература, разрабатывающая философско-гуманкстическую проблема
1. См.: Бережной Н.М. Действенность социалистического гуманизма. М., 1979; Попов С.И. Социализм и гуманизм. М., 1974; Проблемы гуманизма в марксистско-ленинском философии (История и современность). Под ред.Мысливченко А.Г. и Суворова Л.Н. М», 1975; Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. Под ред.Давидовича В.Д. Ростов н/Д, 1977; Гуманизм. Проблемы методологии и истории, Владимир, 1977; Неделя Л.И. Гуманизм коммунистической морали. Шнек, 1977; Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1979 и др.
2. Гранов В .Д. Но.вые реальности и борьба идей. М., 1977; Кудряшова М.С. Социалистический гуманизм и современная идеологическая борьба. М., 1979; Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., 1976^ Критика современных буржуазных и реформистских фальсификации марксизма-ленинизма. м», 1980; На фронтах идеологических битв: проблемы идеологической борьбы на современном этапе. М., 1979; Социализм и идеологическая борьба: тенденции, формы, методы. М., 1979 и др. тику как в позитивном плане, так и дающая критический анализ немарксистских концепций гуманизма.
Б то же время именно с позиций научного коммунизма эта проблематика изучается еще недостаточно - нет фундаментальных исследований, посвященных социально-политической сущности социалистического гуманизма, его комплексному анализу, специфике проявления на различных этапах развития социалистического общества, гуманистической сущности развитого социализма^. Между тем реализация актуальной задачи теории научного коммунизма -исследование углубления гуманизации экономической, социально-политической, духовной и других сфер жизнедеятельности социалистического общества - невозможна без их всестороннего анализа с точки зрения марксистско-ленинской концепции гуманизма, позволяющей выявить взаимосвязь между закономерностями развития новой общественно-экономической формации и наиболее полным воплощением в жизнь гуманистических идей.
На необходимость подобного анализа нацеливают и партийные документы, в частности решения ХШ съезда КПСС. Это имеет не только первостепенное значение для всего дела коммунистического строительства, но и большую международную значимость* Это важно и для аргументированной критики немарксистских взглядов на гуманизм, для разоблачения различного рода фальсификаций и искажений теории марксистско-ленинского гуманизма, его воплощения в практике реального социализма.
I. Этот пробел в определенной мере восполняет работа М.С.Куд-ряшовой "Социалистический гуманизм и современная идеологичеокая борьба", однако работа в этом направлении должна быть продолжена. Из проблем научного коммунизма наиболее активно исследуется гуманистическая природа социалистического образа жизни: Жибуль И.Я. Гуманизм социалистического образа жизни. Минск, 1982; Гуманистическая природа социалистического образа жизни. Киев, 1982 и др.
Некоторые из названных выше авторов касались и вопросов взаимосвязи гуманизма и атеизма, однако лишь попутно, не / подвергая их специальному исследованию. Долгое время, почти до конца 60-х годов, проблема гуманизма в контексте "гуманизм -атеизм" решалась практически только через разоблачение антигуманной сущности религии, вероучения отдельных конфессий, освящаемых религией нравственных постулатов и т.д.* Такое - критическое - направление остается преобладающим и до настоящего времени. Все еще недостаточно исследуется гуманистическая природа марксистско-ленинского атеизма, разоблачаемому и отвергаемому псевдогуманизму религии слабо противопоставляется дейр ственный, животворный гуманизм марксистского атеизма .
Научную разработку круга проблем, связанных с гуманистической сущностью марксистского атеизма, нельзя считать законченной - ряд важных вопросов ждет своего углубленного исследования. Из них в данной диссертации взята для исследования такая кардинальная научная проблема, имеющая важное теоретическое, политическое и социально-культурное значение, но остающаяся практически не разработанной, как единство гуманизма и атеизма.
1. См., например: Курочкин П.К. Православие и гуманизм. М., 1962; Филимонов Э.г. Баптизм и гуманизм. М., 1968; Шердаков Б.Н. Евангельская нравственность и гуманизм * Л., 1967; Прокофьев В.И. Гуманизм и христианство. М., 1968 и др.
2. Среди работ, освещающих гуманистическую сущность марксистско-ленинского атеизма, следует назвать: гуманизм, атеизм. Принципы и практика. М., А ПЕГ, 1966, 1968 (сборник вышел на английском и французском языках и был адресован зарубежному читателю); Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966 (параграф "Осуществление принципов коммунистического гуманизма - уоловие освобождения нравственного сознания от религиозных предрассудков"); Григорьян Б.Т. Гуманистическая направленность атеизма. -Вопросы философии, 1970, J6 5; Гришанов Л.К. Атеизм как утверждение бытия человека. Кишинев, 1973; Гуманизм, атеизм, религия. Москва-София, 1978; Гуманизм марксистского атеизма. М.,
Нель и задачи исследования. Исходя из потребностей практики коммунистического строительства, указаний партии и задач идеологической борьбы в диссертации поставлена цель - разработать целостную концепцию единства гуманизма и атеизма, позволяющую выявить их генетическую общность, специфику взаимодействия на различных этапах исторического развития, показать конкретные проявления их сущностного единства в развитом социалистическом обществе - в происходящих в нем социальных процессах, в практике формирования нового человека. Зта цель представляется автору как новое по существу направление исследования, в русле которого могут быть получены значительные теоретические обобщения и выводы, а также практические следствия из них.
В плане реализации указанной цели автор ставит в данном исследовании следующие задачи:
- подвергнув содержательному анализу философскую и социологическую модификации понятия "гуманизм",дать уточненное определение марксистско-ленинского гуманизма, отражающее единство его теоретического содержания и практического воплощения; дать аналогичное определение научного атеизма;
- выявить генетическое родство и сущностное единство гуманизма и атеизма в гносеологическом, мировоззренческом, этическом плане; показать действенный характер их единства на примере преодоления религиозного и.других видов отчуждения;
- выявить закономерности проявления единства гуманизма и атеизма на различных исторических этапах развития человеческого общества;
- раскрыть, как в процессе гуманизации социалистических общественных отношений реализуется и единство гуманизма и атеизма - в экономической, социальной, правовой, духовной сферах;
- проанализировать пути практического воплощения единства марксистско-ленинского гуманизма и научного атеизма в многообразной работе по коммунистическому воспитанию советских людей, в частности, по формированию у них научного, материалистического мировоззрения и атеистических убеждений;
- дать критику богословских и ревизионистских спекуляций V вокруг проблем гуманизма, показать их несостоятельность.
Научная новизна исследования» В диссертации впервые исследуется единство гуманизма и атеизма в плане теории научного коммунизма. Принципиально новые аспекты исследования проблемы:
- На основе теоретических положений марксизма-ленинизма проведен методологический анализ понятий "гуманизм", "атеизм", "гуманизм атеизма", "религиозное отчуждение" в контексте их философской и социологической модификаций, В результате содержание этих категорий уточнено, в известной мере дана самостоятельная их трактовка.
- Разработана концепция диалектического единства гуманизма и атеизма в' различных его аспектах. Впервые в нашей обществоведческой науке прослежено единство гуманизма и атеизма в их генезисе и историческом развитии. При этом соблюдается диалектический принцип общего и особенного, согласно которому выявляются закономерности этого процесса, то общее, что присуще ему в разные исторические эпохи, и в то ке время устанавливал ются те основные исторически обусловленные формы, в которых эти общие черты модифицируются на различных этапах развития общества .
- Единство гуманизма и атеизма исследуется также в теоретическом и практическом плане. Эта проблема прежде в нашей науке не ставилась. Здесь показано единство гуманизма и атеизма с точки зрения гносеологии, мировоззрения, этики, правоведения, выявлен гуманизм процессов, составляющих в своей совокупности социальный прогресс в условиях общества развитого социализма .
- Впервые исследованы многообразные проявления единства гуманизма и атеизма в современной практике коммунистического воспитания, показана специфика проявлений этого единства во взаимодействии различных направлений идеологической, политико-воспитательной работы (комплексный подход ко всему делу коммунистического воспитания). Особое внимание уделено анализу того, как единство гуманизма и атеизма реализуетоя в практике атеистического воспитания. Исследуя эту сторону проблемы, автор формулирует положение о том, что выявление, развитие¿ выдвижение на первый план в практике атеистического воспитания гуманистического его аспекта представляет собой перспективный путь активизации атеистической воспитательной работы,, усиления ее доходчивости, воздействия на верующих, а в конечном счете - существенного повышения ее эффективности.
Таким образом, новые направления исследования проблемы, представленные в диссертации, идут прежде всего и главным образом в аспекте теории научного коммунизма, то есть в связи с изучением процесса становления и развития общества зрелого социализма, а также с решением задач воспитания нового человека.
Практическая значимость исследования
- Сформулированные в диссертации положения, обобщения и выводы дополняют анализ социалистического гуманизма, раскрывают ту его сторону, которая до настоящего времени оставалась недостаточно разработанной, и тем самым способствуют более полному осмыслению социальных процессов в условиях развитого социализма, служат дальнейшему развитию теории научного коммунизма.
- Обобщения и выводы этого исследования могут быть использованы в практике коммунистического воспитания, содействуя в известной степени той перестройке идеологической работы, о которой говорилось на ХХУ1 съезде партии и Июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС. Они помогут дополнить существующие тематики лекций и бесед, выделить в них гуманистическую проблематику в самостоятельные разделы, дадут методические ориентиры и кон-ч кретный материал для выступлений пропагандитов.
Обогащение гуманистической проблематикой, акцент на этот круг проблем, показ гуманистической сущности атеизма будут способствовать повышению доходчивости и эффективности воспитательной работы, в частности по отношению к верующим, поможет преодолению их предубежденности к атеистической пропаганде.
Вывод о том, что гуманистическая сущность научного атеизма может проявиться во всей полноте, во всем объеме, во всем многообразии только при том условии, если будет обеспечено тесное взаимодействие атеистического воспитания с другими направлениями коммунистического воспитания (идейно-политическим, патриотическим, интернациональным, правовым, нравственным, трудовым, эстетическим), - поможет воплотить в жизнь поставленную ХХУ и XXII съездами КПСС задачу комплексного подхода ко всему делу коммунистического воспитания.
Обоснование гуманных целей и задач атеистического воспитания, вывод о преодолении религиозных пережитков как гуманном акте духовного освобождения человека будут содействовать совершенствованию атеистической воспитательной работы, повышению эффективности, более строгому соблюдению ленинских приндипоб и норм подхода к верующим, законодательства о религиозных культах, преодолению рецидивов административного воздействия на них.
- Положения и выводы настоящей работы могут быть использованы в процессе преподавания научного коммунизма, в спецкурсах, посвященных проблемам социалистического гуманизма, гуманизации общественных отношений, гуманизму коммунистического воспитания, могут стать предметом обсуждения на научно-практических конференциях.
- Выводы исследования могут быть использованы в практике нашей контрпропагандистской работы. Они дают новые аргументы для опровержения идеологических диверсий, предпринимаемых под прикрытием религии, для разоблачения фальсификаций сущности марксистского атеизма, положения религии, церкви, верующих в СССР.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения диалектического и исторического материализма. Автор исходил из основополагающих идей по проблемам гуманизма, выдвинутых в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, Б.И.Ленина, материалах съездов, других партийных документах, выступлениях руководителей партии и Советского государства.
В диссертации осмысливаются и широко используются работы советских ученых, зарубежных марксистов, материалы советской прессы, данные социологических исследований. Критически анализируются концепции буржуазных идеологов в области рассматриваемой проблемы, религиозная литература.
Апробация работы.- Основное содержание диссертационного исследования, его существенные положения и выводы изложены автором в научных публикациях общим объемом около 50 авторских листов. Монография "Гуманизм марксистско-ленинского атеизма" (1974) и "Гуманизм атеизма" (1980) получили положительную оценку в прессе.
Многие положения диссертационного исследования излагались автором в докладах и сообщениях на всесоюзных и республиканских научно-теоретических конференциях и семинарах. Материалы диссертации использовались автором в лекциях по линии общества "Знание".
Б течение ряда лет на механико-математическом факультете МГУ автором читался спецкурс "Гуманизм осуществления социалистической революции", "Гуманизация общественных отношений в социалистическом обществе". Отдельные положения исследования используются в лекциях и семинарских занятиях по курсу научного коммунизма.
Разработанные автором темы вошли в соответствующие разделы тематики лекций по научному атеизму, принятой обществом "Знание" РСФСР, составлена программа республиканского семинара лекторов по теме "Гуманизм марксистско-ленинского атеизма".
Реализация целевых установок исследования и его внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав, включающих 17 параграфов, заключения и списка литературы. Во введении дано обоснование концептуальной идеи исследования, обоснована актуальность темы, показана степень разработанности проблемы, сформулированы цель исследования и его задачи, раскрыты научная новизна и практическая значимость. В первой главе - выявлена генетическая общность гуманизма г атеизма, прослежены формы проявления их единства в историческом плане. Во второй главе - разрабатывается категориальный аппарат, выявляется сущность гуманизма, рассматривается специфика его проявления в атеизме, исследуется феномен религиозного отчуждения, реальный гуманизм характеризуется как теория и практика освобождения человека. В третьей главе - исследуются мировоззренческие, нравственные и социально-политические проблемы единства гуманизма и атеизма в условиях развитого социализма, гуманизация общественных отношений показана как закономерность развития социалистического общества. Четвертая глава посвящена исследованию проявления единства гуманизма и атеизма в практике коммунистического воспитания, в ходе осуществления комплексного подхода к воспитательной, работе, в собственно атеистическом воспитании*
Заключение научной работыдиссертация на тему "Единство гуманизма и атеизма. Методология и практика"
Выводы:
Итак, проведенный анализ свидетельствует о том, что гуманистическая сущность марксистско-ленинского атеизма находит свое воплощение во всей многообразной работе по формированию у советских людей научного, материалистического мировоззрения и атеистических, убеждений.
Как узловые здесь следует выделить следующие моменты:
I. Реальным, действенным, революционным гуманизмом пронизаны сформулированные В.И.Лениным принципы атеистического воспитания, которые и сегодня остаются его методологической основой. Успех этой работы, ее эффективность и практические результаты определяются в первую очередь тем, насколько последовательно руководствуется она этими основополагающими принципами: насколько органично ее задачи согласуются с общими задачами коммунистического строительства; насколько прочно опирается она на фундамент социально-экономической политики партии, как она ориентирована на вовлечение верующих в трудовой процесс и в общественную жизнь; насколько последовательно проводится принцип уважительного, доброжелательного отношения к верующим, насколько надежно они ограждены от нарушения их прав, от оскорбления религиозных убеждений и чувств.
2. На этапе развитого социализма созданы все условия для того, чтобы гуманистическая сущность нашего атеизма воплощалась в практике во всей своей полноте, самым свободным образом. Поэтому в настоящее время крайне важно вооружить всех пропагандистов атеизма и всех, кто причастен к атеистическому воспитанию, четким пониманием этой истины и соответствующими знаниями. Надо, чтобы гуманистическая проблематика заняла должное место в программах факультетов научного атеизма университетов марксизма-ленинизма, разного рода школ и семинаров пропагандистов,- атеизма, в тематиках лекций и бесед, рассчитанных на различные категории слушателей. Следует существенно увеличить количество лекций и бесед о гуманистической сущности марксистского атеизма, о гуманизме ленинских принципов отношения к верующим, о том вреде, который религия приносит обществу и личности, по критике антигуманизма религиозных догматов и нравственных поучений.
3. Гуманистическая направленность атеистической воспитательной работы может получить свое полное воплощение на практике при том условии, если будет последовательно осуществляться требование комплексного подхода, - если атеистическая работа будет вестись в тесной связи с другими направлениями коммунистического воспитания - идейно-политическим, патриотическим, интернациональным, правовым, трудовым, нравственным, эстетическим. Только в таком взаимодействии атеистическое воспитание может быть продуктивным и действенным.
4. В современных условиях крайне важно не ограничивать сферу атеистической воспитательной работы только верующими людьми. Воспитание у всех неверующих твердых атеистических убегедений, активного неприятия религии, потребности принять участие в преодолении религиозных пережитков существенно расширяет массовую базу атеизма, активизирует его пропаганду, содействует угасанию религии.
5. Самым решительным образом необходимо пресекать попытки отдельных любителей административных мер бороться с религией окриком, приказом, ущемлением законных прав верующих людей. Такие действия представляют собой нарушение гуманистической сущности марксистско-ленинского атеизма и наносят серьезный ущерб всей нашей работе по преодолению религиозных пережитков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем итоги.
Б результате всестороннего исследования проблемы единства гуманизма и атеизма мы более полно сформулировали понятие марксистско-ленинского гуманизма, в котором отражено единство его теоретического содержания и практического воплощения. Дано также более полное по сравнению с существующими понятие научного атеизма - не только как системы взглядов, но и как социального явления, включающего в себя те практические действия, которые способствуют угасанию религиозных пережитков.
В свете этих определений открываются новые аспекты единства гуманизма и атеизма - не только как систем взглядов, теорий или концепций „ но и двух взаимноподдерживающих и обогащающих друг друга социальных явлений, процессов реальной жизни, совместно о содействующих социальному прогрессу.
Именно под таким углом зрения и показана во второй главе разработка основоположниками марксизма теории реального гуманизма, обогащение ее в новых исторических условиях В.И.Лениным.
Указанный выше подход оказался перспективным и при исследовании различных конкректных аспектов единства гуманизма и атеизма.
Исследование генезиса каждого из этих социальных явлений позволило сделать принципиально валеный в теоретическом смысле вывод о том, что генетическое единство гуманизма и атеизма изначально, что их общей социальной базой на заре человечества явилась та сторона общественной практики первобытных людей, которая связана с развивающимся овладением силами природы, фиксирует меру господства над ними, меру свободы человека от внешних обстоятельств его жизни.
Исследование проблемы в историческом плане позволило сделать выводы о том, что с появлением классов на протяжении всей дальнейшей истории социальной основой как гуманизма, так и атеизма была классовая борьба против угнетения и эксплуатации, что обе эти формы духовного производства были связаны с прогрессивными силами сменявших друг друга исторических эпох, и в ходе общественного развития крепли, обогащались новыми формами взаимные связи между гуманизмом и атеизмом. Закономерным завершением этого процесса развития и сближения гуманизма и атеизма стал их синтез высшего порядка - в составе марксистского учения о революционном преобразовании мира. Единство гуманизма и атеизма приобрело форму единства марксистско-ленинского гуманизма и научного атеизма.
Исследование проблемы с точки зрения гносеологии выявило, что у гуманизма и атеизма один и тот же объект отражения - человек и окружающий его мир. И общий способ отражения, дающий объективную, проверенную на практике истину об этом объекте. о
С мировоззренческой точки зрения гуманизм и атеизм родственны друг другу своим материалистическим монизмом. Общее у них и нравственное содержание; для марксистско-ленинского гуманизма и научного атеизма это - коммунистическая мораль. Правоведче-ский аспект исследования выявляет это единство воплощенным в принципе свободы совести. Социологический аспект исследования позволил сделать вывод о том, что гуманизация общественных отношений является важной закономерностью развития социалистического общества; эта гуманизация распространяется и на верующую его часть.
Наконец, исследование практики работы по коммунистическому воспитанию советских людей, в частности атеистического воспитания, позволило сделать выводы о том, что в ней в многообразных формах проявляется единство гуманизма и атеизма и дальнейшее выявление этого единства, опора на него, расширение гуманистической тематики представляет собой важное средство повышения эффективности воспитательной работы.
Е целом же в результате проведенного исследования разработана концепция, всесторонне объясняющая феномен единства гуманизма и атеизма, позволяющая сделать научно значимые теоретические обобщения и выводы, из которых вытекают и существенные практические следствия.
Б самом обобщенном виде эти выводы сводятся к тому, что прогрессирующее, развивающееся, приобретающее все новые формы и проявления единство гуманизма и атеизма - это закономерность социального прогресса. Она прослеживается как тенденция во всей истории человечества, а с победой социализма получает возможности для наиболее полного своего воплощения.
Б условиях социалистического общества ход, успех, результаты процесса секуляризации общественной низни, ограничения сферы влияния религии, преодоления религиозных пережитков, формирования научного, материалистического мировоззрения и атеистической убежденности находятся в прямой зависимости: - от процесса гуманизации общественных отношений I - от той меры гуманности, которой реально может пользоваться каждый гражданин; -от того, как гуманизм проявляется в трудовом коллективе, в той среде, где живут верующие люди, в отношениях к ним неверующего окружения; - от того, как соблюдаются ленинские принципы подхода к верующим, - от того, насколько полно гуманизм социалистического строя выявляется и используется в идеологической работе, - от того, в какой мере в атеистической воспитательной работе проявляется гуманистическая сущность марксистско-ленинского атеизма, насколько полно в разных формах этой работы используется гуманистическая проблематика, выявляется тот вред, который приносит религия личности и обществу.
Сказанным определяются и те практические рекомендации, которые вытекают из исследования:
- Работа может послужить стимулом для дальнейшего научного исследования данной проблемы, в частности по таким ее аспектам, как выявление на конкретном социологическом материале благотворных последствий гуманизации различных сторон общественной жизни в условиях развитого социализма, воздействия ее на упрочение социалистического образа жизни, на процессы секуляризации и атеизации; обобщение конкретного опыта различных направлений коммунистического воспитания, их взаимодействия с атеистическим воспитанием, а также осмысление практического опыта атеистического воспитания в различных регионах страны, с различными социальными группами с целью выявления гуманистического аспекта этой работы; разработка с точки зрения гуманистической сущности атеизма вопроса о том вреде, который религия приносит личности и обществу; научная критика буржуазных фальсификаций марксистского атеизма, противопоставление им его гуманистической сущности.
- Обобщения и выводы настоящей работы могут быть рекомендованы для изучения в системе политического просвещения, подготовки идеологических кадров, в вузовских обществоведческих курсах, ь лекциях, беседах и т.д.
-Б практике идеологической .политико-воспитательной работы необходимо исходить из того, что преодоление религиозного сознания и формирование научного, материалистического мировоззрения и атеистических убеждений у всех советских людей предполагает учет гуманизации общественных отношений, образа их жизни, воздействия этих факторов на духовный облик населения, выдвигает проблемы научного управления процессами преодоления религиозных верований, корректировки механизма действия системы атеистического воспитания. Перестройка сознания, переход от религиозного к научному миропониманию - постепенный процесс, длительность которого зависит от того, формируется ли мировоззрение у человека стихийно или происходит это под активным влиянием обучения, самообучения, общественной и производственной практики, культурно-просветительной, естественнонаучной и атеистической пропаганды, то есть насколько этот процесс слажен, насколько поддается управлению, насколько учитывает переходные этапы формирования новых форм миропонимания, научного мировоззрения. Достичь этого можно тем успешнее, чем полнее будет выявляться и использоваться единство гуманизма и атеизма, чем больше наше атеистическое воспитание будет проникнуто гуманистическими принципами.
При организации атеистического воспитания необходимо исходить из того, что оно - составная часть всей системы коммунистического воспитания, активно взаимодействует со всеми другими направлениями воспитательной работы. Из этого следует, что все направления коммунистического воспитания имеют атеистические аспекты и выполняют атеистические функции, а атеистическое воспитание со своей стороны содействует решению ряда вопросов других направлений коммунистического воспитания. При этом плодотворным представляется выявление и стимулирование гуманистического смысла и содержания таких связей в практике комплексного подхода ко всей воспитательной работе.
- Из единства гуманизма и атеизма, из гуманистического содержания атеизма должны исходить и средства массовой информации, работа которых, по выводам социальных психологов, более действенна, если она адресуется к положительным знаниям и привычкам, которыми обладает верующий и неверующий человек, если больше пропагандируются философские, естественнонаучные и гуманитарные знания, раскрывается научная природа, нравственная и культурная ценность атеизма, его позитивный, жизнеутверждающий характер.
Весь круг вопросов, связанных с единством гуманизма и атеизма, должен шире освещаться и средствами массовой информации, и устной пропагандой в плане контрпропаганды, противодействия антикоммунистическим идеологическим диверсиям. Следует всестороннее, активнее, наступательнее опровергать измышления буржуазных фальсификаторов, пропагандировать гуманистическую сущность марксистского атеизма, его духовно-освобождающую направленность.
Список научной литературыМаслова, Алла Гавриловна, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"
1. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья первая) . Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с*30-84.
2. Маркс К. Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.119-160.
3. Маркс К. Передовая в JS 176 , ftofnt'säe %e¿¿u/J$. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.93-113.
4. Маркс К. А.Руге, май 1843 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.372-378.
5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.419-429.
6. Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382-114.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.
8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.
9. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.
10. IQ. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.291-321.
11. Маркс Ii. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.130-136.
12. Маркс К. Речь на юбилее "Theo people's рарегпдроизне-сенная в Лондоне 14 апреля 1856 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,, 2-е изд., т.12, с.3-5.
13. Маркс К. Учредительный манифест международного товарищества рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.3-11. . .
14. Маркс К. Временный устав товарищества. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.12-15.
15. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.194-203.
16. Маркс К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.17, с.317-370.
17. Маркс К. Наброски "Гражданская война во Франции". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.17, с.497-616.
18. Маркс К. Запись беседы с корреспондентами газеты "The World". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 17, с.633-637.
19. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32.
20. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,тт.23-26.
21. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.40, с.156-168.
22. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.
23. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, c.I-H.
24. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.
25. Маркс К., Энгельс Ф. Циркуляр против Криге. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.1-16.
26. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
27. Маркс К., Энгельс Ф. Рецензия. Г.Фр.Даулер. "Религия нового века. Опыт комбинаторно-афористического основоположения". Соч., 2-е изд., т.7., с.208-214.
28. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1„ с.572-597.
29. Энгельс Ф. Положение рабочего класса б Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,. 2-е изд., т.2, с.231-517.
30. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,, 2-е изд., т.4, с.322-339.
31. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-347.
32. Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч*, 2-е изд., т.18, с.203-284.
33. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.
34. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т.20, с.5-326.
35. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.345-499.
36. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.
37. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах, и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23.
38. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.495-516.
39. Энгельс Ф. Роль насилия в истории. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.419-479.
40. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К», Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465-492.
41. Энгельс Ф. Предисловие к английскому изданию "Положения рабочего класса в Англии" 1882 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.272-285.
42. Энгельс Ф. Вильгельму Либкнехту, 9 марта 1890 года. -Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.37, с.309-311.
43. Энгельс Ф. Конраду Шмидту, 27 октября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414-422.
44. Энгельо Ф. Лауре Лафарг, 19 октября 1890 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.412.
45. Маркс К. Запись беседы К.Маркса с корреспондентом газеты "Chicago Tribune". Маркс К., Энгельс Ф., Соч.,т.45, с.474.
46. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.1, с.347-534.
47. Ленин В.И. Что такое "друзья" народа и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., 5-е изд., т.1, с.125-312.
48. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.2, с.505-550.
49. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., 5-е изд., т.6, с.1-192.
50. Ленин В.й. Замечания на второй проект программы Плеханова. Полн.собр.соч., т.6, с.212-235.
51. Ленин В.й. Политическая агитация и "классовая точка зрения". Полн.собр.соч., 5-е изд., т.6, с.264-270.
52. Ленин В.й. К деревенской'бедноте. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.7, с.129-203.
53. Ленин В.й. Социализм и религия. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.12, с.142-147.
54. Ленин В.й. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.12, с.99-105.
55. Ленин В.й. Победа кадетов и задачи рабочей партии. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.12, с.271-352.
56. Ленин В.й. Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе. Полн.собр.соч., 5-е изд.,т.15, с.127-160.
57. Ленин В.й. Памяти графа Гейдена. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.16, с.37-45.
58. Ленин В.й. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.17, с.15-26.
59. Ленин В.й. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.17, с.415-426.
60. Ленин В.й. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.17, с.429-438.
61. Ленин В.й. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр. соч., 5-е изд., т.18, с.7-384.
62. Ленин В.й. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.20, с.19-24.
63. Ленин В.й. Два мира. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.20, с.10-18.
64. Ленин В.й. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.20, с.100-104.
65. Ленин В.й. Исторические судьбы учения Карла Маркса. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.23, с.40-48.
66. Ленин В.й. Три источника и три составные части марксизма. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.23, с.40-48.
67. Ленин В.И. Кому выгодно? Полн.собр.соч., 5-е изд., т.23, с.61-62.
68. Ленин В.И. Слова и дела. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.23, с.335-336.
69. Ленин В.И."Спорные вопросы. Открытая партия и марксисты. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.23, с.65-88.
70. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве. Полн. собр.соч., 5-е изд., т.24, с.361-364.
71. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.321-352.
72. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.43-93.
73. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.106-110.
74. Ленин В.И. Под чужим флагом. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.131-154.
75. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.209-265.
76. Ленин В.И. Вопрос о мире. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.301-306.
77. Ленин В.И. Социализм и война (Отношение РСДРП к войне). Полн.собр.соч., 5-е изд., т.26, с.307-350.
78. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.27, с.299-426.
79. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн. собр.соч., 5-е изд., т.29, с.77-218.
80. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.31, с.149-183.
81. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.33, с.1-119.
82. Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.34, с.151-199.
83. Ленин В.И. Запуганные крахом старого и борющиеся за новое. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.35, с.191-194.
84. Ленин В.И. Как организовать соревнование? Полн.собр. соч., 5-е изд., т.35, с.195-205.
85. Ленин В.И. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Полн.собр.соч., 5-е изд.,т.35, с.259-290.
86. Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., 5-е изд., т.36, с.165-208.
87. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.36, с.377-386.
88. Ленин В.И. Письмо к американским рабочим. Полн.собр. соч., 5-е изд., т.37, с.48-64.189. .Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работниц. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.37, с.185-187.
89. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.37, с.235-338.
90. Ленин В.И. Завоеванное и записанное. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.37, с.512-514.
91. Ленин В.И.Успехи и трудности Советской власти. Полн. собр.соч., 5-е изд., т.38, с.39-73.
92. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию 6-9 мая 1919 г. Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства. Полн.собр.соч., 5-е изд.,т.38, с.333-372.
93. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.39, с.1-29.
94. Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.39, с.271-282.
95. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.39, с.259-268.
96. Ленин В.И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.40, с.41-47.
97. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., 5-е изд., т.41, с.1-104.
98. П. Официально-документальные материалы
99. П.1. Программа Коммунистической партии Советского Союза.
100. М., Политиздат, 1977. 144 с. П.2. Материалы ХХП съезда КПСС. - М., Политиздат, 1961.464 с.
101. П.З. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М., Политиздат, 1971. -320 с.
102. П.4. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976. -256 с.
103. П.5. Материалы ХХП съезда КПСС. М., Политиздат, 1981. -223 с.
104. H.H. 0 дальнейшем улучшении идеологической, по лит ико-во с питательной. работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. 16 с.
105. П.12. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
106. Постановление ЦК КПСС. М., Политиздат, 1979. - 30 с. П.13. О 80-летии Второго съезда РСДРП. Постановление ЦК КПСС.
107. П.19. декреты Советской власти. М., Госполитиздат, 1957, т.1 626 с. т.П - 686 с.
108. I. Произведения деятелей КПСС и международного коммунистического и рабочего движения
109. Ш.1. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М., Политиздат, 1983.- 31 с.
110. П1.2. Андропов Ю. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М., Политиздат, 1982.- 30 с.
111. Ш.З. Андропов Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии 15 августа 1983 г. Всегда - в строю. М., Политиздат, 1983, с.6-16.1..4. Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М., Политиздат, IS83. 320 с.
112. Ш.5. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. М., Мысль, 1973. 343 с.
113. Ш.6. Деятели Октября о религии и церкви. М., Мысль, 1968. -239 с.
114. Ш.7. Деятели международного рабочего движения о религии и церкви. М., Мысль, 1976. 271 .
115. I.8. Крупская Н.К. О Ленине. Сборник статей и выступлений. Изд.4-е. М., Политиздат, 1979. - 382 с.
116. Ш.9. Луначарский А.В. Об атеизме и религии (Лекции, статьи, письма и другие материалы). М., Мысль, 1972. 508 с.
117. Ш.Ю. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. М., Мысль, 1977. 355 с.
118. I.II. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. (Ответ критикам). 2-е изд. М., Политиздат, 1979. 95 С.
119. Ш.12. Пономарев Б.Н. Реальный социализм и его международное значение. М., Политиздат, 1979. 47 с.
120. Ш.13. Черненко К.У. Выступление на заседании Комиссии ЦК КПСС по подготовке новой редакции Программы КПСС 26 апреля 1984 года. М., Политиздат, 1984. 15 с.
121. Ш.14. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. М., Политиздат, 1984. 672 с.
122. Коммунист, 1983, 1" 4, с.29-40. 1У.61. Волков Ю.Е., Роговин В.З. Вопросы социальной политики
123. Мысль, 1983. 260 с. 1У.230. Надольный И.Ф., Лазоренко Е.В. Социализм и личность.
124. Дряхлов Н.И., Никишов С.И. и др. М., Мысль, 1973. -480 с.1У.234. Научный коммунизм и фальсификация его ренегатами.
125. Политиздат, 1977. 134 с. 1У.302. Советский образ жизни: сегодня и завтра. М., Молодаягвардия, 1976. 255 с. 1У.303. Современный правый ревизионизм. М., Мысль, Прага, Свобода, 19 73. - 616 с. 1У.304. Современный антикоммунизм. Критика новейших течений.
126. Paris, 1970. 163 p. IV.402. Garaudy R. Pour un modèle français du aocialisme.
127. Berlin, 1972. XVII, 300 S. IV.410. Pannenberg N. Was ist der Mensch? Anthropologie derfiegenwart im Lichte cfer Theologie. 5.Aufl., Göttingen, 1976. 114 S.1..411. Ponce Anibal. Humanismo burgbés y humanismo proletario:
128. У.1. Анисимов А.Н. Гуманизация общественных отношений какисторический процесс. Автореферат диссертации на соискание уч.ст.доктора философских наук. М., МГУ, 55 с.
129. У.2. Асатрян Г.Е. Марксистское понимание гуманизма. Автореферат диссертации на соискание уч.ст.канд.философских наук, Ереван, 1969. 22 с.
130. У.З. Дьячкова H.H. Научно-техническая революция и гуманизм. Автореферат диссертации на соискание уч.ст.доктора философских наук. Львов, 1973. 48 с.
131. У.4. Левицкая А.И. Гуманизм коммунистической морали. Автореферат диссертации на соискание уч.ст.кандидата философских наук. Киев, 1966. 24 с.
132. V.5. Тычинина Г.П. Гуманизм пролетарской идеологии. Автореферат на соискание уч.ст.кандидата философских наук. М., МГУ, 1973. 24 С.1. VI. Журналы и газеты
133. VI.1. Антирелигиозник. Ежемесячный журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, издавался с 1926по 1941 г.
134. У1.2. Наука и религия. Ежемесячный научно-популярный атеистический журнал Всесоюзного общества "Знание", издается с сентября 1959 г.
135. У1.3. Революция и церковь. Издавался с 1919 по 1924 г. Народным комиссариатом юстиции.
136. У1.4. Журнал Московской Патриархии. Ежемесячный журнал Русской православной церкви, издается с 1943 г.
137. У1.5. Братский вестник. Журнал Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, издается с 1944 г.
138. VI.6. Humanist« Buffalo (N.-Y.), журнал Американской гуманистической ассоциации, may-juli, 1970, N .3, .1981. vi,7. Ragione, Roma. 7^урнал Национальной ассоциации: свободомыслящих Италии: 1981 Ш 1-6; 1982 - Ш 1-6; 1983т 1-6.
139. VI.8. Oaservatore Romano, еженедельная газета официальный орган Ватикана, 16.П.1977.