автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Болдырева, Елена Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века'

Текст диссертации на тему "Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века"

- . / Р О.?"* :,'"!■

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. К.Д. УШИНСКОГО

На правах рукописи

БОЛДЫРЕВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Специальность 10. 01. 01. - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР В.В. АГЕНОСОВ

ЯРОСЛАВЛЬ 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.........................................................................................................3

Глава 1.

Проблемно-тематические и методологические аспекты изучения автобиографического романа................................................................................12

Глава 2. Основные типы автобиографического романа в русской литературе первой трети XX века ........................................................................40

2.1. Социально-политический автобиографический роман: В.Г.Короленко "История моего современника"..............................40

2.2. Антропософский автобиографический роман: Андрей Белый "Котик Летаев" ......................................................................................................78

2.3. Национально-религиозный автобиографический роман: И.С.Шмелев "Лето Господне"..........................................................................................109

2.4. Феноменологический автобиографический роман: И.А.Бунин "Жизнь Арсеньева"..............................................................................................................131

Заключение..............................................................................................................................................................161

Библиография........................................................................................................................................................170

ВВЕДЕНИЕ

"Тяготение к автобиографизму в разных его проявлениях охватило почти все наиболее значимые литературные течения эпохи", - писал Д.Максимов о литературной ситуации начала XX века1. Действительно, в истории русской литературы традиция автобиографической прозы чрезвычайно сильна и представлена такими всемирно известными произведениями, как "Былое и думы" А.И.Герцена, "Детство", "Отрочество", "Юность" Л.Н.Толстого, "Семейная хроника", "Детские годы Багрова-внука" С.Т.Аксакова, "Лето Господне" И.С.Шмелева, "Детство", "В людях", "Мои университеты" М.Горького, "Жизнь Арсеньева" И.А.Бунина и др. Жанр автобиографического романа занимает особое место в сложном и многообразном литературном процессе XIX - XX в.в., и в этом смысле заявленная тема диссертационного исследования на первый взгляд кажется достаточно изученной в отечественном литературоведении, насчитывающем большое количество монографий, посвященных тому или иному автобиографическому роману.2 Вместе с тем в большинстве подобных монографий жанр автобиографического романа анализируется главным образом в историко-литературном плане и исследовательский интерес сосредоточен на конкретном тексте, а не на теоретической рефлексии над его жанровой спецификой.

Одними из первых в России исследованиями автобиографического романа как самостоятельного жанра стали статьи И.Анисимова, С.Динамова (1928), А.Десницкого (1933), А.Запровской (1928), опубликованные в журналах "На литературном посту" и "Литературная учеба" в 1928 - 1933 гг. При неизбежной (в сложившейся в то время литературной ситуации) тенденциозности3 нельзя не

1 Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Блока. // Блоковский сборник, том 11. - Тарту, 1972, с.34.

2 См, например: Л.Гинзбург "О психологической прозе" - Л., 1971, Б.Бурсов "Лев Толстой" - М, 1960, Я.Эльсберг. А.И.Герцен" - М, 1963, Г. Елизаветина "Былое и думы" А.Герцена и русская мемуаристика Х1Х века". - М., 1968, С.Машинский "С.Т.Аксаков" - М., 1973, Б.Михайлова ий "Автобиографическая трилогия М.Горького "Детство", "В людях", "Мои университеты" - М., 1971, И. Карпов Авторское сознание в русской литературе XX века. - Йошкар-Ола, 1994, Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины (Мемуары русского "серебряного века" и русского зарубежья). - М., 1992, Павлова Н.И. Образ детства - образ времени. О современной автобиографической прозе. - М., 1990. и др.

3 См. "Обычный путь рабочего в литературу лежит через его автобиографию" (Анисимов, Динамов 1928, 45), "Отдельно нужно выделить ту группу автобиографий, которые пишутся рабочими, принимающими участие в партийно-общественной работе... Это разного рода мемуары и автобиографии, которые пишутся по заданию партии... с целью показать на своем примере путь

заметить в данных исследованиях достаточно четких определений отдельных жанровых параметров автобиографического романа: "Автобиографический роман является двусторонним образованием: в нем противостоят друг другу два начала - бытовая действительность и становящееся "я" автора. Бытовая действительность - это область статики автобиографического романа; элементы динамики сосредоточиваются на другом конце - в центральном образе повествователя" (Анисимов, Динамов 1928, 47), "Для дворянской линии жанра характерен, прежде всего, мотив "счастливого детства" (Десницкий 1933, 30). Более того - только в вышеназванных работах используется как самостоятельный сам термин "автобиографический роман", который впоследствии либо станет употребляться сугубо в эмпирических исследованиях, либо будет замещен общим понятием "мемуарная литература" (в собственно теоретических работах).

Проблемы автобиографической (или мемуарной) литературы неоднократно обсуждались на страницах журналов "Литературная учеба" и "Вопросы литературы" ("Обязанности свидетеля, права художника". Обсуждаем проблемы мемуарной литературы), "Литературной газеты" (заметки Р.Петропавловского (1986), В.Полтавчука (1986), А.Латыниной (1982, 1985), В.Кошелева (1986), А.Борщаговского (1986)).

Большое количество работ российских литературоведов посвящено не собственно автобиографическому роману, а другим жанрам мемуарной литературы: жанр мемуаров проанализирован в работах Л.Гаранина (1986),

A.Тартаковского (1980), М.Билинкиса (1968), Г.Гюбиевой (1968), В.Краснокутского (1977), И.Шайтанова (1979), В.Барахова (1984), Г.Елизаветиной (1982), С.Филюшкиной (1990), М.Румянцевой (1998), жанр биографического романа стал предметом исследования Д.Жукова (1980), Ю.Лотмана (1985), жанрам автопортрета и дневника уделено внимание в статьях В.Барахова (1980) и

B.Оскоцкого (1993), роману воспитания посвящена диссертация С.Гайжюнаса (1980).

Некоторые литературоведы ставят перед собой задачу предложить свою классификацию жанров мемуарной литературы: работы Т.Мараховой (1967), Г.Орловой (1975), В.Мильчиной (1987), Т.Колядич (1998). Исследования

C.Машинского (1967), Л.Гинзбург (1971), Ю.Коныииной (1997), Т.Колядич (1998)

несознательного рабочего к активной общественной работе" (Запровская 1928, 68), "Сапожник и пекарь Альфонс Петцольд, написавший "Суровую жизнь", чернорабочий и матрос Патрик Мак-Гилл с его романом "Дети мертвого конца", дровосек Джеймс Стивене, написавший "Здоровяка", батрак

посвящены анализу отдельных аспектов внутренней структуры автобиографического жанра. ' Лингвостилистический аспект изучения автобиографической прозы представлен в следующих работах Н.Николиной (1984), Е.Гончаровой, Л.Бондаревой (1995), М.Буковской (1969). Анализ отдельных аспектов современной автобиографической и мемуарной прозы содержится в работах И.Шайтанова (1981), Н.Старосельской (1987), Д.Быкова

(1994), В.Иваницкого, А.Мещерякова (1992). Одной из ключевых литературоведческих проблем является выяснение "степени документальности" мемуарной литературы и ее "права" на деформацию изображаемого материала, и в этом плане в отечественном литературоведении можно выделить два противоположных полюса: утверждение точности и правдивости автобиографической прозы (О.Валькова (1991), И.Пруссакова (1996), А.Галич (1990)4) и обоснование идеи моделирования реальности и построения автобиографии по законам мифа (В.Руднев (1996), Т.Колядич (1994), С.Неклюдов

(1995), Н.Николина (1988)5). В последние годы наметилась тенденция применения к автобиографическим текстам "недавно открытых" интерпретационных стратегий, например, теории Бахтина о диалогизме как сущностной особенности культурных феноменов (статья Н.Ворониной, И.Сиротиной (1997)).

Вместе с тем следует отметить сравнительно небольшой "удельный вес" литературоведческих исследований автобиографической прозы среди теоретических работ по поэтике разных жанров и их некоторую односторонность, обусловленную спецификой конкретно-аналитического принципа исследования:

а) термин "автобиографический роман" практически не употребляется в вышеназванных теоретических работах, терминологическая доминанта "мемуарная литература" (именно эта категория становится в отечественном литературоведении метажанровым наименованием, в отличие от зарубежных "автобиографическая проза" или "littérature intime") переносит интерес литературоведов в сферу художественно-документальных жанров, и стратегией

Уильям Дэвис с его "Автобиографией сверхбродяги"... - все они прошли через этот жанр автобиографического романа" (Анисимов, Динамов 1928, 45).

4 См., например: "Мемуары... передают объективную информацию о событиях..." (Галич 1990, 100), "горькие, но правдивые свидетельства" (Валькова 1991,44).

5 См., например: "Документальность (или, как выясняется, псевдодокументальность) выступает на правах кода, призванного гарантировать подлинность этого смысла. Следовательно, проявляется разный подход к истинности сообщения в тексте: "правда факта" и "правда общего смысла" (Неклюдов 1995, 668), "создание моделей требует обращения мемуаристов к мифологемам как к архетипам подсознания и в конечном счете к мифотворчеству" (Колядич 1994, 63).

исследования становится не выявление жанрового статуса текста, а анализ его референтной соотнесенности с внетекстовой реальностью,

б) автобиографические романы исследуются преимущественно в историко-литературном плане: как конкретные произведения конкретных авторов, а не как различные типы жанрового инварианта, недостаточно четко выделяются формальные признаки жанра автобиографического романа,

в) жанровая классификация мемуарной литературы оказывается обусловленной прежде всего предметом художественного изображения, "степенью правдивости" отображения действительности или вариантом авторской оценочное™6, а не типом внутренней организации текста,

г) сравнительно небольшое количество попыток терминологической рефлексии приводит к терминологической нестабильности: так, принципиально разные понятия могут использоваться как синонимы - мемуары, записки, автобиографическая повесть, мемуарно-биографический роман, воспоминания, повествование о детстве и т.д.

Основной корпус литературоведческих работ о теории автобиографии представлен исследованиями на французском языке; именно французская теория литературы занимает ключевые позиции в изучении автобиографического жанра и определяет его основные направления. Французская теория автобиографии представлена прежде всего монографией "L'autobiografie" ("Автобиография") Ж.Мэя (May 1980), ставшей универсальным комплексным исследованием данного жанра. В книге исследуются проблемы классификации автобиографий, условий ее возникновения, типы повествовательной и пространственно-временной организации текста, читательского восприятия, а также намечается серия противопоставлений автобиографии с другими жанрами littérature intime. Своего рода классикой теории автобиографии признаны монографии Ф.Лежена (Lejeune 1971, 1975, 1986) "L'autobiografie en France" ("Автобиография во Франции") и "Le pacte autobiografique" ("Автобиографический пакт"), ставшей настолько популярной, что автор вынужден был спустя несколько лет переиздать свою книгу (на "бис" - именно так говорилось в подзаголовке) в новыми замечаниями, назвав ее "Moi aussi" ("Снова я"). Лежен ввел в употребление категорию "автобиографического пакта", разработал концепцию зависимости типа

6 "Что такое "Былое и думы" - мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая хроника? Вопрос о жанре "Былого и дум" в высшей степени важен, потому что речь здесь идет о познавательном качестве произведения, о принципе отражения, преломления в нем

автобиографического текста от вида собственных имен, используемых в произведении, подробно исследовал традицию автобиографии во французской литературе, предложил чрезвычайно детализированную систему критериев, выделяющих автобиографию среди смежных жанров. Большинство исследований Лежена построены на лингвистических аналогиях: так, довольно значимой для его анализа нарративной структуры автобиографии оказывается теория Бенвениста об автореферентном характере личных местоимений. Литературоведческая стратегия Лежена породила множество методологически сходных исследований, посвященных сугубо техническим аспектам автобиографии, представленных в следующих журнальных публикациях: "Le style de l'autobiografie" ("Стиль автобиографии") Ж.Старобински (Starobinski 1970), "Distance et point de vue. Essai de classification" ("Дистанция и точка зрения") Е. Бота (Booth 1970), "Problèmes de l'autobiografie" ("Проблемы автобиографии") Ж.Бореля (Borel, 1971), "Conditions et limites de l'autobiografie" ("Условия возникновения и границы понятия автобиографии") Ж.Гусдорфа (Gusdorf 1956), "L'autobiografie" ("Автобиография") Ж.Лекарма (Lecarme 1974) и др.

Ряд исследований посвящен конкретному анализу различных исторически сложившихся типов автобиографии или произведениям отдельных авторов: "L'autodestruction par l'autobiografie dans L'Education sentimentale" ("Автодеконструкция автобиографии в эпоху Просвещения") П.Когни (Cogny 1975), "De l'autobiografie initiatique a l'autobiografie genre littéraire" ("Назидательная автобиография как литературный жанр" Ж.Гусдорфа (Gusdorf 1975), "Le mythe de premier souvenir: Pierre Loti, M. Leiris" ("Миф о первом воспоминании: П.Лоти, М.Лейрис") Б.Версье (Versier 1975), "Les Mots" de Sartre: un cas limite de l'autobiografie" ("Слова" Сартра как частный случай автобиографии") Ж.Лекарма (Lecarme 1975). В числе работ, посвященных разграничению автобиографии с другими жанрами мемуарной литературы или с тематически близкими ей произведениями, назовем монографии "L'Enfant dans la littérature français" ("Ребенок во французской литературе") Ж.Кальве (Calvet 1947), "Memoire et personne" ("Воспоминания и личность")Ж.Гусдорфа (Gusdorf 1948), "Les journales intimes" ("Дневники") М.Лелё (Leleu 1952), "Le journal intime" ("Дневник") А.Жирара (Girard 1963), "Mémoires in Dictionnaire de Lettres françaises" ("Мемуары в словаре французской литературы") Р.Барру (Barroux 1951 - 1961), статьи "Autobiografie et

действительности. В этом и состоит проблема жанра, если не понимать жанр формально" (Гинзбург, 259).

Mémoires (17-18 siecles), . óu existence et naissance de l'autobiografie" ("Автобиография и мемуары в 17 - 18 веке, или возникновение и сущность автобиографии") П.Куароля (Coirault 1975), "Une forme littéraire le roman par lettres" ("Литературная форма романа в письмах") Ж.Руссе (Rousset 1952), "Type et individu dans Г autobiografie medievale" ("Типическое и индивидуальное в средневековой автобиографии") Е.Вица (Vitz 1975), "Renouvellement du roman français par Г autobiografie" (Возрождение французского романа с помощью автобиографии") П.Буасдорфа (Boisdorf 1971) и др. Появившиеся в последнее десятилетие исследования имеют тенденцию "вписывать" автобиографический жанр в современную литературную ситуацию (таков, например, сборник статей "Autobiografie end Avant-garde") или применять к исследованию данного жанра различные литературоведческие и философские стратегии ("Autobiografie \ Vérité \ Psychanalyse", L' Esprit createur, XX , n 3, automne 1980).

"Немецкая" и "английская" традиции изучения автобиографического жанра не столь многообразны, как французская. Ряд работ на других иностранных языках представлен следующими исследованиями английских и немецких литературоведов: Bode 1966, Olney 1980, Mahrholz 1919, Klaiber 1921, Kaplan 1962, Lillard 1956 и др.

Теоретические исследования специфики автобиографической литературы оказываются одной из немногих областей отечественного литературоведения, которая полностью оторвана от исследовательского опыта зарубежных литературоведов (ни одно из исследований зарубежных литературоведов не переведено на русский язык, более, того - ни одно даже не упоминается отечественными литературоведами, за исключением библиографической справки к статье "автобиография" в Литературном энциклопедическом словаре, где, кроме вышеуказанной книги Л.Гинзбург, названы два зарубежных исследования (на французском - May G. L'autobiographie - и на английском языках - Olney J. Autobiography: essays theoretical and critical), однако теоретические положения, обоснованные Ж.Меем и Ж.Олни, в данной словарной статье не отражены). "Обратная реакция" французских литературоведов оказывается аналогичной: в библиографическом указателе исследований по автобиографической прозе в разных странах основатель французской теории автобиографии Ф.Лежен пишет о русском литературоведении так: "Il ne semble pas exister d'etude d'ensemble sur l'autobiographie russe. On se reportera donc, dans les différentes histoires de la littérature russe, aux passages portant sur les auteurs des meilleures autobiographies

(par exemple Aksakov, Tolstoi, Gorki, Trotski et Berdiaev)"7 (Lejeune 1971, 146). Эта достаточно показательная формулировка, характеризующая специфику изучения автобиографии русскими литературоведами: примат эмпирических исследований над собственно теоретическими работами.

Таким образом, актуальность изучения автобиографического романа в русской литературе первой трети XX века обусловлена тем, что чрезвычайно важно показать всю полноту и многообразие литературного процесса начала XX века, определив статус собстве�