автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09
диссертация на тему: Авторские мировоззренческие концепции как фактор модернистских тенденций художественного творчества первой половины XX века: типологический анализ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кузнецова, Татьяна Викторовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЦИОНАЛЬНО-КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И ИНТУИТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ФАКТОРОВ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА.
1. 1 Рациональное мышление и эстетическая интуиция как взаимодействующие факторы художественного процесса.
1.2 Модернистские тенденции искусства XX века: своеобразие интеграции рационально-концептуального и интуитивно-эстетического творчества.
ГЛАВА II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖНИКОВ КАК ФАКТОР ОБНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКА ИСКУССТВА XX ВЕКА В АСПЕКТЕ ИХ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
2. 1 Радикальное обновление языка искусства XX века и роль рациональных концепций деятелей искусства в этом процессе.
2. 2 Варианты соотношения эстетического и рационального начал в художественно-творческом процессе развития искусства: выделение типов авторских мировоззренческих концепций художников в их отношении к переформированию языка искусства XX века.
2. 3 Мистико-символические мировоззренческие концепции (на примере творчества Н.
Рериха и А. Скрябина).
2.4 Теоретико-художественные концепции и их мировоззренческое значение (на примере творчества В. Кандинского и А. Шенберга).
2. 5 Концепции эстетического переустройства мироощущения (на примере сочинений К. Малевича, Дж. Кейжда).
Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Кузнецова, Татьяна Викторовна
Актуальность темы и постановка проблемы исследования. Процесс формирования художественных ценностей в XX в. содержит в себе проблему, которая, несмотря на постоянно пополняемый багаж исследований, продолжает волновать искусствоведов, культурологов, философов. Прежде всего, это вопрос кардинального изменения системы норм и принципов искусства. Ведь способы выразительности, формообразования, художественного мышления в развитии искусства XX в. приобрели радикально новые черты в сравнении с веками вырабатываемыми, формируемыми и совершенствуемыми и ставшими классическими эталонами художественного творчества.
Несмотря на то, что пик художественного модернистского творчества пришелся на первую половину XX в., этот феномен продолжает интенсивно изучаться, осмысливаться; суждения о нем продолжают выглядеть дискуссионно. Происходит процесс переосмысления роли модернизма в искусстве и культуре в целом, масштабных рамок самого понятия, представляющего важнейшую культурную тенденцию XX в. С зарождением модернизма на рубеже XIX-XX вв. это явление захватило практически всю сферу деятельности людей: науку, искусство, культуру. Для человека XX в. стремление к новому стало определяющим ориентиром в его мировоззрении и жизнедеятельности. Культура модернизма и, в частности, искусство с необыкновенной силой начинает открывать новые сферы творчества. С другой стороны, явление модернизма - не что иное, как реализация проекта просвещения, направленного теперь уже не просто па познание, но па решительное преобразование мира силами разума.
Именно с опорой на преобразовательные возможности разума мастера искусства открывали и вновь создавали «новые миры», зачастую непохожие на окружающую их реальность. Каждый художник творил свой мир, реализовывал свой стиль, опираясь на выработку своего мировоззрения, индивидуально складывающегося стиля мышления. Именно авторские мировоззренческие концепции служат в творчестве того или иного деятеля искусства тем обнаруживаемым «кодом», с применением которого обретает смысл дерзкий эстетический эксперимент и оригинальная художественная новация; мировоззрение предстает важнейшей скрытой, а порой и намеренно выраженной, импозантно высказанной гранью его художественной деятельности. Без учета и внимательного изучения авторской мировоззренческой концепции зачастую трудно понять возможности самого художественного языка, оценить авторскую идею, запечатленную в произведениях.
В современном отечественном и зарубежном искусствознание, эстетике, культурологии все чаще затрагивается проблема изучения авторских мировоззренческих концепций мастеров искусства XX столетия. Но особое внимание исследователей привлекает вопрос взаимосвязи авторской мировоззренческой позиции и творчества художника в культуре и искусстве XX в., этот феномен проявляется через взаимосвязь авторской мировоззренческой концепции и творчества художника. Такие новые формы взаимосвязи постижения художественного пространства начали прогрессировать именно в XX в., хотя подобные явления наблюдались в художественно-культурном процессе и ранее.
Дискуссионной остается проблема оценки значения модернизма в развитии искусства и художественной деятельности и вообще в развитии культуры XX в. Так, одни исследователи указывают на несостоятельность и ограниченность такого художественного явления, как модернизм, другие, наоборот, пытаются доказать, что именно этот феномен художественной культуры является тем способом постижения нового человеческого пространства не только культуры, но и завоевания новых форм человеческой деятельности. Третьи исследователи придерживаются мнения, что модернизм это лишь переходное явление в искусстве и культуре. Теперь, когда XX в. миновал, настало время взвешенного осмысления идей модернизма, с учетом того, что многие из них не потеряли своей актуальности и сегодня. В сфере архитектуры, дизайна, рекламы и телевидения, кино и видео-продукции, радио, музыки, театра, новейших средств массовых информационных технологий используются те художественные формы, приемы, которые были выработаны в «эпоху великого эксперимента». Культура постмодерна, конечно, акцентирует это пост-, то есть, как бы отторгает нацеленный преобразовательный энтузиазм, не так давно владевший обществом, и избирает свободные игровые стратегии смыслового потребления, по все же содержит в себе - модерн - то измерение радикальной новизны, после которого только можно вступать в игру со смыслами. Кроме этого, модернизм - это не только радикальное пересоздание мира, это еще и освобождение человека, покорившего, таким образом, мир. Но ощущение освобождения до пересоздания и после пересоздания - разное. В первом случае это дерзкий творческий порыв, характерный для эстетики модернизма, во втором - ироничная игра, характерная для эстетики уже постмодернизма.
Еще одной проблемой, которая продолжает интенсивно обсуждаться и в отношении, которой высказываются разные мнения, является проблема модернистской эстетики как особого, невиданного ранее способа мирочувствования, ценности и ориентиры которого существенно отличны от эстетики в привычном классическом смысле. Искусство модернизма в связи с этим нельзя просто разместить в ряду предшествующих феноменов смены художественных стилей, оно в этом ряду напоминает намеренный и дерзкий эксперимент с самой эстетической чувственностью, раздвигающий, тем самым и границы искусства, причем так, что эти границы начинают становиться с этого времени принципиально расплывчатыми и проницаемыми для переходов к другим (от других) способов деятельности в культуре. Такие «проницаемые» границы искусства возникли не случайно. Ведь еще в древности искусство было единым (синкретичным). Художники эпохи романтизма намеренно стремились к стиранию границ между различными видами искусств, в XX в. эта тенденция максимально усиливается. Поэтому в XX в. появился новый феномен, который дал новый толчок к взаимодействию не только разных видов искусств, но и к взаимопроникновению разных уровней человеческого мышления, связанных с разными способами организации человеческой деятельности. В частности, одним из важных узлов такого взаимодействия стало художественное и рациональное мышление в искусстве и культуре XX столетия. Одним из факторов такого расширения поля художественного процесса является, на наш взгляд, и та роль, которую начинают играть авторские мировоззренческие концепции в искусстве и культуре XX столетия.
Эта тенденция связана с взаимодействием и взаимопроникновением разных по своему складу форм сознания и деятельности, характерным для интенсивной модернизации культуры и общества в первой половине XX в. Проявлением этого же общекультурного процесса выступило, видимо, как и упомянутое размывание границ искусства, так и трансформация самого эстетического сознания. Эти процессы вызывают целый ряд вопросов, представляющих особый исследовательский интерес. Ранее, в классической европейской культуре, различные сферы сознания и способы мышления и деятельности выступали если не изолированно, то автономно. В XX в. именно эта автономность сфер сознания теряется: они начинают активно взаимопроникать и взаимодействовать, образуя своеобразные феномены культурного творчества, такие, как, например, массовая культуpa, основанная на своеобразном симбиозе эстетического и обыденного типов сознания. Именно поэтому массовая культура являет собой особый эффект, разрушающий привычное представление о границах искусства. Другой яркий пример такого рода - художественное модернистское творчество - эстетический эксперимент, тоже во многом выходящий за рамки искусства в его классическом варианте. Здесь активно взаимодействуют рациональное и даже абстрактно концептуальное начало, и, с другой стороны, эстетическая интуиция. Глубина взаимопроникновения этих по сути различных модусов сознания, присущих им форм мышления, особая интенсивность их взаимодействия в модернистском творчестве - проблема, требующая пристального, внимательного анализа.
На современном этапе развития человечества мы убеждаемся, что весь XX в. пропитан идеей коренного переосмысления тех процессов в искусстве, культуре, науке, социальной сфере, которые складывались на протяжении столетий. Научно-технический прогресс Нового времени, который привел к расширению сферы человеческого интеллекта, сознания, захватил и художественное пространство деятельности человека, которое в свою очередь породило новые формы мирочувствования, новую мировоззренческую позицию, в конечном итоге сформировало нового человека. В XX столетии общество осознает, что не может всецело опираться на рациональный эгоцентризм как на единственный, трансцендентально заданный, смысловой ориентир, что необходимо расширение смыслового поля сознания, в том числе в направлении реабилитации внерациональных форм. Такой особой сферой внерациопального сознания является и художественное мышление, которое под влиянием общественных, политических, научных, культурных процессов приобрело в XX в. более сложный, чем прежде, более многоплановый характер. Искусство XX в. интегрировало в себе сложный конгломерат культурных феноменов. Это побуждает раздвигать границы понимания искусства с тем, чтобы адекватно освоить наследие XX в. и верно осмыслить те процессы, которые происходят в искусстве XXI в.
Огромный пласт культурной ииформации XX в. является значимым для освоения и осмысления современного процесса образования и культуры общества. На современном -постмодернистском этапе трансформации культурного сознания происходит смещение соотношения рациональных и эстетических моделей осмысления от логики разума с ее четким творчески-преобразовательным проектом к свободной игре с ее спонтанностью. Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Отсюда появился новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственнога. Пересмотр же классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. Но для того, чтобы понять это новое изменение сознания - «расширение рациональности», надо адекватно понять и детально прояснить то «расширение эстетики», которое происходило на модернистском этапе. Все это - важные аспекты понимания современной культурной эволюции человечества.
Таким образом, авторские мировоззренческие концепции - это то новое, что объективно вносится человеком в его преобразующее отношение к действительности в условиях развертывания деятельности субъекта на новом витке исторического осуществления социальной эволюции. Авторские мировоззренческие концепции являются одним из важных оригинальных факторов формирования модернистского искусства XX столетия.
На примере ярких авторских мировоззренческих концепций и творчества таких деятелей искусства, как Н. Рерих, А. Скрябин, В. Кандинский, А. Шенберг, К. Малевич, Дж. Кейдж возможно выявить тонкую грань взаимодействия художественного и рационального способов мышления. Деятели культуры, поясняя свое искусство, нередко пользовались и вербальными, концептуальными средствами, дополняли творчество теоретическими изысканиями. Тем самым, расширялись «границы рациональности», а с другой стороны, теоретические труды становились неотъемлемой, органичной частью творчества художника, порой в них он раскрывал то, что пе мог полностью представить в произведении искусства, то, что требовало интегрированных усилий сознания. Как известно, музыка, живопись, в своей основе являются невербальными видами искусства. Но мастера искусства XX в. показывают общее стремление оснащать свое творчество оригинальными вербальными построениями. Вербальные построения в некоторых случаях являются вариантами философского миропонимания открывающегося при помощи художественной экспериментальной интуиции мастеров искусства и культуры.
В свою очередь, модернистская эстетика становится особым способом мирочувство-вания, в рамках которого действуют мастера искусства. Художники выстраивают и оперируют целыми системами ценностных ориентиров, которые в свою очередь могут быть диаметрально противоположными друг другу по смыслу, по своим целям и задачам. Искусство модернизма, в связи с этим, напоминает намеренный эксперимент с самой эстетической чувственностью, раздвигающей, тем самым и границы искусства, причем так, что эти границы истончаются и становятся проницаемыми для переходов из одной области культурной деятельности в другую. Одним из принципиальных факторов такого расширения поля художественного процесса являются авторские мировоззренческие концепции в искусстве и культуре XX столетия. Эта тенденция связана с взаимодействием и взаимопроникновением разных по своему складу форм сознания и деятельности, характерных для интенсивной модернизации культуры общества в первой половине XX в.
Авторские мировоззренческие концепции предстают как особый фактор художественного модернистского творчества. Именно в эпоху модернизма мастера искусства много теоретизируют, сочиняют манифесты, программы, утопии, соединяя в своем творчестве две сферы: рационально-концептуальную и интуитивно-эстетическую. Причем, рацио-налыю-копцегпуалыюе и интуитивно-эстетическое начала проявляются в творчестве каждого художника индивидуально, неповторимо. Именно эта неповторимость в сочетании рационально-концептуального и интуитивно-эстетического дает возможность определить типовое разнообразие авторских мировоззренческих концепций в модернистском искусстве первой половины XX в.
На данном этапе развития искусствоведческой науки, на наш взгляд, еще не существует исчерпывающего типологического анализа авторских мировоззренческих концепций в модернистском искусстве XX столетия. Кроме того, многие вопросы, касающиеся осмысления творческого наследия модернизма XX в., остаются дискуссионными. Дискуссионным, в частности, является и вопрос о взаимодействии двух сфер человеческого сознания -рационального и иррационального - в современном развитии культуры, философии, эстетики и теории искусства; продолжается напряженный поиск «золотой середины» в их соотношении. С этим вопросом тесно связано и выяснение специфики соотношения вербально-концептуальных и интуитивно-художественных форм мышления, которые были характерны для формирования культурных идей модернизма. Все это делает актуальным изучение существования в культурном пространстве XX в. такого феномена, как авторские мировоззренческие концепции художников-модернистов.
Многообразие авторских мировоззренческих концепций требует типологической систематизации, один из вариантов которой может строиться на выяснении соотношения рационального и интуитивно-эстетического. На данном этапе современного искусствознания и культурологии лишь намечаются попытки определить место и роль авторских мировоззренческих концепций в формировании языка искусства XX в.
Проблемой данного исследования является: 1) внутренняя связь рационально-концептуального и интуитивно-эстетического способов мышления в художественном процессе, 2) своеобразная интеграция этих способов мышления, приводящая к возникновению различных типов авторских мировоззренческих концепций в искусстве модернизма, 3) роль этих концепций в формировании и понимании языка искусства модернизма.
Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно классифицировать по нескольким направлениям.
Первую группу источников составили труды философов, искусствоведов XX в., в которых дан общий анализ состояния современной им культурно-исторической ситуации и существенно изменившихся художественных приоритетов XX столетия. Это работы о модернистских тенденциях в искусстве X. Ортеги-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, Н. Бердяева, Т. Адорно.
Темой русского и зарубежного модернизма занимались такие авторы, как С. Можня-гун, Н. Малахов, М. Герман. В осмысление теоретических проблем культуры авангарда большой вклад внесли работы А. Накова, А. Крусанова.
Отечественные философы-культурологи С. Можнягун, В. Бычков, О. Кривцуп при анализе феномена модернистского художественного творчества акцентируют мысль о том, что в культуре и искусстве XX в. чрезвычайно усилилась роль рационального мышления, связь с философией и мировоззренческими концепциями. Авторами указывается, что этот процесс происходит из-за интенсивного сближения рациональной и интуитивной сфер, свойственного эпохе, нацеленной на поиск новых форм эстетической и вообще культурной деятельности. В качестве одной из причин этих процессов является особая интенсивность развития науки и техники в XX в., доминанта этих рациональных форм, равно как и смена классической модели мышления неклассической, указывается в работах В. Степина, М. Кагана, В. Бычкова. Другой подход к проблеме взаимодействия различных модусов сознания и форм мышления связан с выделением принципиально разных, не сводимых друг к другу типов смыслообразования - эстетического, мистического, рационального, для которых характерны свои ценностные ориентиры и мотивы, свои постигающие возможности и символические формы, которые взаимодействуют на протяжении культурно-исторического развития общества. Этот подход отражен в исследованиях языка культуры Э. Кассирера, в анализе внерациональных форм мышления В. Поруса, В. Розина, в работах об искусстве Б. Раушенбаха, в исследовании типологии сознания В.
Панкина. В связи с этим, указывается, что роль и значение каждого типа смыслообразова-ния с соответствующими ему формами мышления различно в разных типах культуры и исторически изменчиво, с чем связана смена стилей мышления и выражения мысли, демонстрируемая, в частности, в развитии искусства.
Проблема языка культуры XX в. отражена в работах В. Бибихина, С. Батраковой, В. Бычкова, М. Германа. И каждый из этих авторов отмечает, что проблема языка во всем ее широком спектре (язык науки, философии, искусства, живописи, поэзии), является одной из самых главных проблем культуры XX в. Она связана с вопросом об истолковании смысла и сущности бытия и человека в мире.
Анализ поступательного развития искусства и его основные закономерности и взаимообусловленности эстетических вкусов, потребностей и взглядов, их влияния на методы и стиль творчества отдельных деятелей культуры дай в работах К. Горанова, П. Трофимова, в трудах зарубежных исследователей по истории искусств, таких, как X. Арнсон, X. Рид, которые анализируют развитие современного искусства.
Для исследуемой нами проблемы важны работы по теории музыки, изобразительному искусству, в которых анализируется ситуация, сложившаяся в искусстве и культуре XX столетия. Это материалы Ю. Холопова, В. Ванслова. Подробный анализ развития искусства в XX в. дан в работах В. Полевой, Г. Поспелова, Я. Тугендхольда.
Вторую группу исследований составляют материалы, которые носят специальный, в том числе междисциплинарный, искусствоведческий характер, и освоение темы исследования происходит с разных позиций: музыковедения и теории изобразительного искусства. Эти работы направлены на анализ отдельных феноменов культуры и искусства XX столетия. В связи с проблемой нашего исследования нам необходимы труды, посвященные творчеству деятелей искусства первой половины XX в., которые создали яркие авторские мировоззренческие концепции. Это труды о Н. Рерихе, А. Скрябине, В. Кандинском, А. Шенберге, К. Маневиче, Дж. Кейдже, и их собственные теоретические работы. Монографии В. Дельсона, А. Альшванга, В. Рубцовой о А. Скрябине, в которых прослеживается попытка анализа связи рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начал в композиторско-творческом мировоззрение А. Скрябина. В статье Р. Овчинникова «А. Скрябин и теософия Е. Блаватской», творчество А. Скрябина рассматривается как синтез мировоззренческих идей и композитореко-творческих устремлений мастера в свете теософского учения. Свои творческо-философские идеи А. Скрябин излагает в записях, которые опубликованы в книге «Русские пропилеи» [1919].
Анализ творчества Н. Рериха отражен в исследованиях П. Беликова, В. Князевой, О. Петровой, Е. Островской, в данных трудах вопрос, касающийся, авторской мировоззренческой концепции художника посит односторонний характер. Практически остается малоизученным вопрос о выявлении в его творчестве - теоретическом и живописном - мис-тико-символических черт. Пристального внимания заслуживают культурфилософские работы Н. Рериха «Об искусстве» [1974], «Письмена» [1977], «Зажигайте сердца» [1978], «Культура и цивилизация», «Нерушимое» [1992], в которых он рассматривает феномен культуры с мистико-символических позиций.
Теоретико-художественное видение проблемы современного искусства изложено в сочинениях В. Кандинского «О духовном в искусстве [1911], «Ступени» [1913], «Точка и линия на плоскости» [1926]. Вопрос о своеобразии интеграции рационально-концептуального и интуитивно-эстетического в творчестве В. Кандинского затрагивали такие исследователи, как В. Бычков, М. Герман. В диссертации Н. Каргаполовой «Музыкальные идеи в теоретическом и художественном наследии В. Кандинского» [2003] автор говорит о проблеме влияния музыки на творчество В. Кандинского. В ряде статей В. Степанова, С. Даниэля исследуется проблема тесной связи художественного и теоретического наследия художника.
Теоретико-художественные идеи излагал в своих работах А. Шенберг «Учение о гармонии» [1911], «Стиль и идея» [1950]. В статьях Ю. Кона, С. Исхаковой анализируется связь между появлением феномена А. Шенберга и возникновением в истории музыкальной культуры сериальной техники.
Концептуальные взгляды К. Малевича анализируются Я. Смирновым, Д. Сарабьяно-вым, Е. Баснером, которые акцентируют внимание на том, что живопись и теоретическое наследие художника непосредственно связано с мировоззренческой концепцией, в которой прослеживается связь рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начала. В книгах К. Малевича «От кубизма к супрематизму», «Черный квадрат» - художник провозглашает новый тип живописи.
Монография Г. Шнеерсона, статьи П. Ван Эммерика, Е. Дубинец, А. Ивашкина освещают творчество Дж. Кейджа, характеризуя его как концептуального законодателя новой музыки. Книги Дж. Кейджа «Тишина» [1961], «Нотации» [1969], «Дневники», [1967, 1968] постулируют о создании новой истории музыки.
Анализируя все выделенные исследования и систематизируя их направления, можно сделать вывод, что многие аспекты основательно исследованы и проанализированы в специальной научной литературе, по проблема авторских мировоззренческих концепций как фактора художественного модернистского творчества остается не до конца освоенной. Анализ степени разработанности проблемы показывает, что остаются открытыми вопросы: 1) какое место занимает проблема авторских мировоззренческих концепций в истории мирового искусства и культуры, 2) каким образом можно скоординировать все многообразие авторских мировоззренческих концепций, 3) возможно, ли произвести типологический анализ авторских мировоззренческих концепций в модернистском искусстве, 4) повлияли ли авторские мировоззренческие концепции на формирование языка искусства XX столетия. Кроме того, выстроенная типология авторских мировоззренческих концепций даст ответы на многие нераскрытые вопросы современного развития искусства. Ведь те опыты, дерзкие эксперименты, которые ставили художники XX в., сейчас находят продолжение, их результаты используются в современных условиях развития культуры и искусства. Таким образом, выделенная нами тема исследования требует более углубленного, детального и систематизированного рассмотрения. Все это вместе подтверждает научно-теоретическую актуальность предпринятого нами исследования.
Таким образом, объектом исследования является художественный процесс культуры и искусства первой половины XX в., содержащий авторские мировоззренческие концепции как активный фактор модернистского творчества.
Предметом исследования является взаимосвязь рационально-концептуальной и интуитивно-эстетической стороны в творчестве деятелей искусства первой половины XX в. как результат реализации их мировоззренческих, концепций.
Цель исследования заключается в определении особой роли и значения авторских мировоззренческих концепций в художественном процессе XX столетия, в формировании обновляемого языка искусства этой эпохи.
Задачи исследования:
Для достижения общей цели исследования и позитивной реализации поставленной в нем проблемы, необходимо решение следующих задач:
1. Прояснить категориальное своеобразие основных понятий - «эстетическое», «рациональное», «концептуальное», «художественное» при раскрытии логики их взаимодействия при описании сложного художественно-исторического процесса;
2. Проследить исторический аспект взаимодействия эстетических и рационально-концептуальных начал в развитии художественного творчества;
3. Проанализировать своеобразную интеграцию рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начал в модернистских тенденциях искусства XX в.;
4. Выявить роль мировоззренческих концепций художников в формировании и радикальном обновлении языка искусства XX в.;
5. Выделить типы авторских мировоззренческих концепций художников первой половины XX в.;
6. Проследить степень своеобразной интеграции рационально-концептуального и интуитивно-эстетического на примере ряда ярко выраженных авторских мировоззренческих концепций выдающихся деятелей разных сфер искусства XX в.: II. Рериха, А. Скрябина, В. Кандинского, А. Шенберга, К. Малевича, Дж. Кейджа.
Методологической базой и методами данного исследования выступают:
Системный подход к выявлению взаимодействия различных форм человеческого сознания и деятельности в процессе формирования ценностей искусства и культуры XX в.
Исторический подход для анализа художественного процесса как развивающегося явления, для анализа и сопоставления эпох, выделения периодов в эволюции искусства, для выявления истоков, тенденций, историко-культурных параллелей изучаемого феномена.
Комплексный междисциплинарный подход при анализе философских, культурологических, искусствоведческих концепций, отражающих такое сложное, многоплановое явление, как искусство модернизма.
В основе применяемых методов лежит принцип единства логического и исторического аспектов в развитии закономерностей таких процессов, как культура и искусство. Используется категориальный анализ при выделении базовых понятий и раскрытие логики их взаимодействия при описании сложного художественно-исторического процесса.
Применяется сравнительный анализ и типологическое обобщение (эмпирического) материала, относящегося к такому феномену культуры, как авторские мировоззренческие концепции в модернистских тенденциях искусства первой половины XX столетия; применяется теоретическое моделирование процессов своеобразной интеграции рационально-концептуального и шлуитивно-эстетического, включающих создание авторских мировоззренческих концепций в художественном процессе развития искусства модернизма на основе принципа восхождения от абстрактного к конкретному.
Применен метод художественно-структурного анализа при рассмотрении художественных произведений ряда мастеров искусства первой половины XX в.
Исследование ведется в ключе современной философии сознания, предполагающей ряд различных форм деятельности (мышления), в частности, рационально-концептуального и интуитивно-эстетического в их взаимодополняющем единстве.
На защиту выносятся следующие положения:
- Авторские мировоззренческие концепции творцов искусства представляют собой новое оригинальное явление культуры и искусства, характерное для модернистских тенденций художественного творчества первой половины XX в. Особая значимость авторских мировоззренческих концепций состоит в том, что они представляют собой своеобразный «ключ» к постижению языка искусства XX столетия и оказали непосредственное влияние на формирование системы выразительности искусства модернизма.
- В авторских мировоззренческих концепциях переплетаются, подкрепляя друг друга, два типа осознания и смыслообразования - рациональный и эстетический.
- Взаимодействие эстетического и рационального начала в авторских мировоззренческих концепциях характеризует модернистский проект в целом и искусства, и художественно-творческого процесса в XX в., который связан с постижением и завоеванием новых форм чувственности.
- Идеи, выраженные в виде философских или теоретических концепций в первой половине XX в., призваны были привлечь внимание к тому, что изменение художественного взгляда имеет универсальное мировоззренческое значение. Понятийная форма позволяет здесь придать художественно обновляемому опыту чувств всеобщность, манифестируемую принудительность и конструктивную незыблемость.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- На основе нового подхода в сопоставлении рационального и эстетического типов смыслообразования проведен анализ своеобразной интеграции авторских мировоззренческих концепций и, собственно, художественных свершений в творчестве ряда деятелей искусства первой половины XX в.
- Показано, что выявленная на этой основе специфическая интеграция рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начал в художественном творчестве, представляет собой одну из ведущих исторически закономерных тенденций модернистского искусства первой половины XX в.
- Произведен оригинальный типологический анализ авторских мировоззренческих концепций как фактора модернистских тенденций художественного творчества, в результате которого осуществлена систематизация таких концепций по их роли в сложном художественном процессе на основе выделения основных типов (моделей) взаимодействия рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начал в процессе развития искусства первой половины XX в.
- На основе представленной аргументации показано существенное значение такого феномена, как авторские мировоззренческие концепции в художественном процессе позволяющего квалифицировать их как непосредственный фактор формирования языка искусства XX в.
Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры и аспирантских семинарах кафедры философии Бийского государственного педагогического университета имени В.М. Шукшина. Ряд аспектов исследуемой темы излагался на международных, всероссийских конференциях и в периодических изданиях. Результаты исследования могут использоваться как в курсе преподавания отдельных предметов, посвященных культуре, так и отдельным искусствам: музыке, живописи. В подготовки спецкурса по русскому и зарубежному музыкальному, живописному авангарду.
Структура диссертации соответствует логике поставленных и решаемых в ней задач. Общий объем диссертации - 180 страниц стандартно оформленного текста. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 219 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Авторские мировоззренческие концепции как фактор модернистских тенденций художественного творчества первой половины XX века: типологический анализ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя культурное пространство первой половины XX в. мы пришли к выводу, что модернизм охватил все процессы жизнедеятельности человека. Для модернизма идея новизны стала определяющим ориентиром мировоззрения художника. Культура модернизма и в частности искусство открывают новые сферы творчества с помощью рационального мышления. Следует отметить особую роль рационализации модернистской эстетики - она представляется как особого, невиданного ранее способа мирочувст-вования, ценности и ориентиры которого отличны от эстетики в привычном (классическом) смысле. Искусство модернизма напоминает намеренный и дерзкий эксперимент с самой эстетической чувственностью, раздвигающий, тем самым и границы искусства, причем так, что эти границы начинают становиться принципиально расплывчатыми и проницаемыми для переходов к другим (от других) способ деятельности в культуре. В связи с этим, в первой половине XX в. усилилась роль феномена, который дал новый толчок к взаимодействию разных уровней человеческого мышления, связанного с разными способами организации человеческой деятельности. Одним из важных узлов такого взаимодействия стало художественное и рациональное мышление в искусстве и культуре XX столетия. Расширение сферы рационального мышления в искусстве породило феномен авторских мировоззренческих концепций в культуре XX в., которые в свою очередь являются фактором художественного модернистского творчества. Авторские мировоззренческие концепции творцов искусства модернизма представляют собой новое оригинальное явление культуры и искусства, характерные для художественного процесса XX века. Их особая значимость состоит в том, что они представляют собой своеобразный «ключ» к постижению языка искусства XX столетия и оказали непосредственное влияние на формирование системы выразительности искусства модернизма.
В авторских мировоззренческих концепциях переплетаются, подкрепляя друг друга, два в принципе различных истока человеческого мышления, два типа осознания и смыс-лообразования - рациональный и эстетический. Взаимодействие эстетического и рационального начала в авторских мировоззренческих концепциях, характеризует модернистский проект в целом и искусства, и художественно-творческого процесса в XX в., который связан с постижением и завоеванием новых форм чувственности. Идеи, выраженные в виде философских или теоретических концепций в первой половине XX в., призваны были привлечь внимание к тому, что изменение художественного взгляда имеет универсальное - мировоззренческое значение. Понятийная форма позволяет здесь придать художественно обновляемому опыту чувств всеобщность, манифестируемую принудительность и конструктивную незыблемость.
В диссертации была выстроена типология авторских мировоззренческих концепций в искусстве первой половины XX столетия. Определяющим аргументом в выстраивание типологии стал феномен взаимодействия эстетического и рационального форм мышления. Таким образом, при историческом анализе западноевропейского искусства первой половины XX в. в художественном творчестве выделились три типа взаимодействия эстетического и рационального форм мышления. Критерием выделения типов является соотношение эстетического и рационального начал в художественно-творческой практике мастеров искусства и культуры первой половины XXв.
Первый тип мотивации авангардистского эстетического поиска в связи с синтезом эстетического начала и рационального мышления можно связать с именами мастеров искусства, строящих оригинальные мистико-символические мировоззренческие концепции. Второй тип мотивации авангардистского эстетического поиска в творчестве мастеров связан с приоритетом рационального фактора над эстетически-интуитивным при осуществлении их синтеза. Он связан с аналитическими теоретико-художественными концепциями, за счет которых язык искусства сводится к абстрактным элементам - с последующим построением рационально выверяемых конструкций. Своеобразной интеграцией эстетического и рационального отличается третий тип мотивации авангардистского эстетического поиска в искусстве первой половины XX в. Его характеризует не столько органичное взаимодополнение эстетического и рационального типов мышления, сколько их соперничество, приводящее к переустройству всего мироощущения на революционных началах. Этот тип характеризуется вытеснением художественного сознания и деятельности в искусстве в область экспериментальных поисков, толчок для которого дает революционно-творческий, преобразующий мир разум, активное, но не вполне конструктивное, «авантюристическое» рациональное начало.
На этих мотивах - взаимодействия эстетического сознания и рационального мышления в рамках художественного творчества формируются мировоззренческие концепции. Именно здесь, по нашему мнению, проявляется аспект (глубокого включения сферы рационального), который позволяет понять внутреннюю неразрывную связь рационально-концегпуалыюго начала фактора со всем строем художественного мышления модернизма XX в. И позволил выделить следующие типы концепций:
1. Мистико-символический тип мировоззренческой концепции;
2. Теоретико-художественный тип мировоззренческой концепции;
3. Мировоззренческая концепция эстетического переустройства мироощущения.
В исследовании произведен оригинальный типологический анализ авторских мировоззренческих концепций, сопровождающих художественное модернистское творчество, в результате которого осуществлена систематизация таких концепций по их роли в сложном художественном процессе на основе выделения основных типов (моделей) взаимодействия рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начал в процессе развития искусства первой половины XX в.
На основе нового подхода в сопоставлении рационального и эстетического типов смыслообразования проведен анализ своеобразной интеграции авторских мировоззренческих концепций и (собственно) художественных свершений в творчестве Н. Рериха, А. Скрябина; В. Кандинского, А. Шенберга; К. Малевича, Дж. Кейджа. Синтез интуитивно-эстетических и рационально-концептуальных установок дал следующее своеобразие мистико-символическому типу мировоззренческой концепции в искусстве первой половины XX столетия, который проявился в творчестве Н. Рериха и А. Скрябина; теоретико-художественному типу авторской мировоззренческой концепции, который проявился в творчестве В. Кандинского и А. Шенберга; мировоззренческой концепции эстетического переустройства мироощущения, которая проявилась в творчестве К. Малевича, Дж. Кейджа. Показано, что выявленная на этой основе специфическая интеграция рационально-концептуального и интуитивно-эстетического начал в художественном творчестве представляет собой одну из ведущих исторически закономерных тенденций модернистского искусства первой половины XX столетия.
Главный вывод работы состоит в том, что именно авторские мировоззренческие идеи, выраженные в виде манифестов, философских или теоретико-художественных концепций, призваны были привлечь внимание к тому, что изменение художественного взгляда имеет универсальное мировоззренческое значение. Таким образом, тезис о том, что искусство оперирует образами, а наука понятиями стал в XX в. неоднозначным. Сращивание сфер сознания происходит и на сегодняшнем этапе развития культуры и искусства. Эта проблема на современном этапе развития философии, культурологии, искусствознания остается малоизученной и представляет собой исследовательский интерес.
Особое внимание в диссертации отводится проблеме языка искусства первой половины XX в., который формируется под воздействием стремительной рационализации принципов культуры и искусства, под воздействием трансформации, обесценивания классических законов познания и творчества, под сильным воздействием индивидуального «я» художников XX в., нередко при этом происходит процесс упрощения языка искусства, ставшего более абстрактным, рационально-упрощенным, концептуальным.
Проведенное исследование не является всеохватывающим и исчерпывающим. Еще остается определенный круг вопросов, требующих своего разрешения и конкретизации. В частности, в ходе исследования выяснилось, что в культурном пространстве XX в. существуют оригинальные варианты философского миропонимания вербально зафиксированные, которые открываются при помощи художественной экспериментальной интуиции мастеров искусства. Таким образом, заложены перспективы для будущего исследования.
Список научной литературыКузнецова, Татьяна Викторовна, диссертация по теме "Теория и история искусства"
1. Аверьянова, О. Русская музыка второй половины XX века / О. Аверьянова. М., Росмэн, 2004.-387 с.
2. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. М., 2001. - 378 с.
3. Алыиванг, А. Жизнь и творчество А. Скрябина / А. Алыиванг. М., 1988. - 257 с.
4. Алыиванг, А. О философской системе Скрябина / А. Алыиванг. М., 1964.- 284 с.
5. Античная музыкальная эстетика / Под ред. В.П. Шестакова. М.: Музгиз, 1961. -304 с.
6. Асафьев, Б. О музыке XX века / Б. Асафьев. Л., 1982. - 299 с.
7. Афасижев, М.Н. Эстетические проблемы в эпоху НТР / М.Н. Афасижев. М.: Знание, 1975.- 198 с.
8. Ахутин, А.В. Эпический исход // Mathesis. Из истории античной науки и философии/А.В.Ахутип.-М., 1991.-231 с.
9. Бандура, А. Скрябин и новая научная парадигма XX века / А. Бандура // Музыкальная академия. 1993. - № 4. - С. 175 - 180.
10. Баснер, Е. Неизвестный Малевич / Е. Баснер // Наше наследие. 1998. - № 46. -С. 170- 177.
11. И. Батракова, С.П. Художник XX века и язык живописи / С.П. Батракова. М., 1990.
12. Беликов, П. Рерих Н.К. / П. Беликов, В. Князева. М.: Молодая гвардия, 1972. -253 с.
13. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г. Белинский. М.: Академия наук СССР, 1953-1959.
14. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. СПб., 1914. - 346 с.
15. Бердяев, Н. Кризис искусства / Н. Бердяев. М.: СП Интерпринт, 1990. - 48 с.
16. Бессонов, О.В. Художественный авангард как феномен культуры. Философско-эстетический анализ: Автореф. дисс. . канд. филос. наук: 09.00.04 / О.В. Бессонов; Государственная академия сферы быта и услуг. М., 1997. - 24 с.
17. Бибихин, В. Язык философии / В. Бибихин. М., 1993. - 407 с.
18. Блаватская, Е.П. Тайная Доктрина: Синтез науки, религии и философии. Космо-генезис / Е.П. Блаватская. Новосибирск: Алгим, 1991. - Т. 1. - 845 с.
19. Блок, А. Краски и слова / А.Блок.//Золотое руно. 1906. -№ 1.-С. 101.
20. Бобринская, Е. Футуризм / Е. Бобринская. М.: Галарт, 2000. - 192 с.
21. Борев, Ю.Б. Эстетика в 2-ух томах / Ю.Б. Борев. 5-е изд., допол.- Смоленск: Русич, 1997.- 567 с. ил. Т. 2. 640 с. ил.
22. Бычков, В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2000. - С. 470 - 481.
23. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2002. - 556 с.
24. Бэлза, И.Ф. Скрябин А.Н. / И.Ф. Бэлза. М., 1982. - 367 с.
25. Вальтер, В. Рассуждения о музыке. Скрябин и Стравинский / В. Вальтер // Музыкальная академия. 1997. № 2. - С. 150-151.
26. Ванечкина, И. Куда скачет «Синий всадник» / И. Ванечкина // Музыкальная академия. 1994. -№ 1. - С. 122 - 124.
27. Ванслов, В.В. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли / В.В. Ванслов. М.: Искусство, 1969. - С. 714.
28. Ванслов, В.В. Что такое искусство / В.В. Ванслов. М.: Изобразительное искусство, 1989.-326 с.
29. Ванслов, В.В. Эстетика Искусство и Искусствоведение / В.В. Ванслов. М., 1983.-439 с.
30. Васильченко, Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в традиционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия) / Е.В. Васильченко. М.: РУДН, 2001. - 408 с.
31. Веберн, А. Лекции о музыке / А. Веберн. М., 1975. - С. 114.
32. Вентури, Л. От Мане до Лотрека / Л. Вентури. М., 1958. - 376 с.
33. Видгоф, В. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход. Опыт философского анализа / В. Видгоф. Томск, 1992. - 153 с.
34. Витрувий. Десять книг об архитеюуре / Пер. Ф.А. Петровского. Л., 1936. - Т. 1. -С. 154.
35. Власов, В.Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь / В.Г. Власов. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 320 с.
36. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М., 1968. - 170 с.
37. Галлеев, Б. Скрябинские идеи на рубеже веков / Б. Галлеев // Музыкальная академия. 2001. -№ 2. - С. 51-54.
38. Герман, М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века / М.Ю. Герман. СПб.: Азбука-классика, 2003. - 480 с.
39. Герпх, Н. Радость искусству / Н. Герпх. Казань, 1912. - С. 15.
40. Гессе, Г. Игра в бисер: Роман; Пер. с нем. С.К. Апта / Г. Гессе. М.: ООО ACT; Харьков: «Филио», 2003.- 448 с.
41. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь / К. Горанов. М.: Искусство, 1970. - 519 с.
42. Григуревич, П.Р. Сикейрос / П.Р. Грегуревич. М.: Искусство, 1980. - 248 с.
43. Даниэль, С.М. От вдохновения к рефлексии: Кандинский теоретик искусства / С. Даниэль // Вступит, стат. С.Даниэля Точка и линия на плоскости / С.М. Даниэль. -СПб.: Азбука, 2001.- С. 5-18.
44. Даниэль, С.М. От иконы до авангарда: Шедевры русской живописи / С.М. Даниэль. СПб.: Азбука, 2000. - 368 с.
45. Дельсон, В.Ю. Скрябин. Очерки жизни и творчества / В.Ю. Дельсон. М., 1971.430 с.
46. Дернова, В.П. Гармония Скрябина / В.П. Дернова. JI., 1968.-165 с.
47. Дмитриева, Н. Пабло Пикассо / Н. Дмитриева. М., 1971. - С. 19.
48. Докторовая, B.C. Полифония форм и цветов. Сотворчество художника В. Ка-нинского / B.C. Докторовая // Искусство (ПС) 2002. - № 34. - С. 14 -15.
49. Долгов, К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура / К.М. Долгов. М.: Искусство, 1990. - 397с.
50. Дубинец, Е. Творчество сквозь призму нотации / Е. Дубинец // Музыкальная академия. -1997.-№ 2. С. 191-201.
51. Егоров, И.М. Казимир Малевич / И.М. Егоров. М.: Знание, 1990. - 56 с. - Новое в жизни, науке, технике. Искусство. - № 7. - 1990.
52. Житомирский, Д. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. Житомирский, А. Леонтьева. -М.: Музыка, 1989.
53. Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 376 с.
54. Записи А.Н. Скрябина, Русские Пропилеи / М.Гершензон // Собр. М. Гершен-зон. Материалы по истории русской мысли и литературы. - М.,1919. -Т. 6.-432 с.
55. Зись, А.Я. Философское мышление и художественное творчество / А.Я. Зись. -М.: Искусство, 1987. 255 с.
56. Ивашкин, А. Вечное, сиюминутное / А. Ивашкин // Советская музыка, 1988. -№ 1.- С. 97.
57. Ивашкин, А. Предисловие к сборнику «Пьесы американских композиторов XX века для фортепиано» / А. Ивашкин, А. Хитрук. М. 1991. - С. 5.
58. Ильенков Э.В. Диалектическая логика / Э.В. Ильенков. М., 1989. - 245 с.
59. Ильин, И.А. Собрание сочинений / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М.: Русская книга, 1996. - 560 с.
60. Ильин, И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа/И.П. Ильин.-М.: Интрада, 1998.-255 с.
61. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Н.А. Хренов. М.: Наука, 2002.-467 с.
62. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в пяти томах / Под. ред. М.Ф. Овсянникова, В.П. Шестакова. М.: Академия художеств СССР, 1962. - 683 с.
63. Исхакова, С. Арнольд Шенберг: взгляд в будущее / С. Исхакова // Музыкальная академия. № 2. - 1997. - С. 215 - 222.
64. Каган, М. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. 2-е изд., расш. и перераб. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 766 с.
65. Каган, М. Философия культуры / М. Каган СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.
66. Кандинский, В.В. / Вступ. ст. С. Чумакова. / В.В. Кандинский. М.: Изд. центр «Классика», 2000. - 63 с.
67. Кандинский, В.В. Избранные труды по теории искусства / В.В. Кандинский. -М.: Гилея, 2001. Т. 1. 1901-1914.-319 с.
68. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве. Живопись / В.В. Кандинский. Л., 1990.-С. 36.
69. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. Нью-Йорк, 1967. -С. 5-143.'
70. Кандинский, В.В. О сценической композиции / В.В.Кандинский // Изобразительное искусство. Пг., 1919. - № 1. - С. 49.
71. Кандинский, В.В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский. СПб.: Азбука, 2001.-560 с.
72. Кандинский, В.В.: Жизнь и творчество / Паола Рапелли; Пер. с англ. Е. Сорокиной. / В.В. Кандинский М.: ACT: Астрель, 2002. - 143 с.
73. Каргаполова, Н.А. Музыкальные идеи в теоретическом и художественном наследии В.В. Кандинского: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.04 / Н.А. Каргаполова. Барнаул, 2003. - 30 с.
74. Кассирер, Э. Идея и образ / Э.Кассирер / Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. -231с.
75. Кассирер, Э. Логика наук о культуре. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. -М., 1998.-С. 7-154.
76. Кейдж, Дж. История экспериментальной музыки в США / Дж. Кейдж // Музыкальная академия. 1997. - № 2. - С. 205 -211.
77. Князева, В.П. Н.Рерих / В.П. Князева. М.: Изд-во, Искусство, 1968. - 47 с.
78. Коллингвуд, Р.Д. Принципы искусства / Р.Д. Коллингвуд. М.: Языки русской культуры, 1999.- 325 с.
79. Кон, В. История стилей изобразительных искусств / В. Кон. М.: Сварог и К, 2000.-219 с.
80. Кон, Ю. О теоретической концепции Ксенакиса / Ю. Кон // Кризис буржуазной культуры и музыки. М., - 1976. - Вып. № 3. - С. 103 - 108.
81. Кон, Ю. Шенберг и «критика языка» / Ю. Кон // Музыкальная академия. 1994. -№ 1.-С.113 -117.
82. Корабельникова, Л. Скрябин и музыкальная критика русского зарубежья / Л. Корабельникова // Музыкальная академия. -1997. № 2. - С. 145 - 146.
83. Краснова, О. Энциклопедия искусства XX века / О. Краснова. М., 2003. - 530 с.
84. Кривицкая, Е. Органное творчество О. Мессиана в зеркале национальных традиций / Е. Кривицкая // Музыкальная академия. -1999. -№ 1. С. 225 - 232.
85. Кривцун, О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ / О.А. Кривцун. М., 1992. - 300 с.
86. Критика немарксистских концепций диалектики XX века / Под. ред. Ю.Н. Давыдова.-М., 1988.-354 с.
87. Крючкова, В. Кубизм. Орфизм. Пуризм / В. Крючкова. М., 2000. - 267 с.
88. Кукушкина, Е.И. Мировоззрение, познание, практика / Е.И. Кукушкина. -М.,1989.-265 с.
89. Куликова, И.С. Философия искусства модернизма / И.С. Куликова. М.: Политиздат, 1980.-272 с.
90. Культурология XX век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб.: Университетская книга, 1998.-Т.1.-447 с.
91. Купицкая, Р.И. Французские композиторы XX века: Э. Варез, А. Жоливе, О. Мессиан, П. Булез / Р.И. Куницкая. М.: Советский композитор, 1990. - 207 с.
92. Ланкин, В.Г. Аксиоматические принципы науки и философия познания культуры/В.Г.Ланкин.-М., 2001. Деп. в ИНИОН РАН 15.09.01; №56110.
93. Ланкин, В.Г. Понятие как образование смысла и образовательное призвание философии / В.Г. Ланкин. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, СПб, 2003. С. 26 - 31.
94. Ланкин, В.Г. Событие смыслообразования и горизонты формирования теории сознания / В.Г. Ланкин. // Философсике науки № 3. С. 23.
95. Ланкин, В.Г. Явление смысла. Эстезис и логос / В.Г. Ланкин. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2003. - 423 с.
96. Левая, Т.Н. Советская музыка: диалог десятилетий / Т.Н. Левая // Советская музыка 70-80-х гг. Стиль и стилевые диалоги. М., 1986. 230 с.
97. Левая, Т.Н. Современное западное искусство. XX век / В.В. Турова, Т.Н. Леонтьева. М.: Наука, 1988.-366 с.
98. Лившиц, М.А. Кризис безобразия. От кубизма к «поп-арт» / М.А. Лившиц, Л.Я. Рейнгардг. М., Искусство, 1968. - 201 с.
99. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. - 439 с.
100. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике. Литературные размышления философа / А.Ф. Лосев.-М.,1990,-345 с.
101. Луначарский, А.В. Система трансцендентального идеализма / А.В. Луначарский. М.,1936. - С. 380.
102. Лурье, А. Скрябин и русская музыка / А. Лурье // Музыкальная академия. -1997,-№2.-С. 141-145.
103. Мазель, Л.О. Проблемы классической гармонии / Л.О. Мазель. М., 1972. - 267с.
104. Малахов, Н. О модернизме / Н. Малахов. М.: Изобразительное искусство,1975.-279 с.
105. Малевич, К.С. От кубизма к супрематизму // Статьи, манифесты, теоретические сочинения/К.С.Малевич.-М.:Гилея-1995.-Т. 1.1913 1929.-396с.
106. Малевич, К.С. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине / К.С. Малевич. М.: Гилея, 1998. - Т. 2. 1924 - 1930 - 369 с.
107. Малевич, К.С. Черный квадрат / К.С. Малевич. СПб.: Азбука, 2001. - 574 с.
108. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / К. Мамардашвили, А. Пятигорский. М., 1997. - 217 с.
109. Манн, Т. Доктор Фаустус / Т. Манн. М., 1985. - 489 с.
110. Маркин, Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура XX века. Сб. статей / Ю.П. Маркин. М., 2002. - С. 145 -161.
111. Маркус, В.А. О Скрябине, «Прометее» и публике: Записки старого москвича / В.А. Маркус // Музыкальная жизнь. 1988. - № 13. - С. 23.
112. Марципский, Г. Метод экспрессионизма в живописи / Г. Марцинский. СПб., 1923.-254 с.
113. Мастера искусства об искусстве: В 7 т. / Под. ред. А.В. Афасижева. М., 1969. -Т. 5.; Кн. 1,2.-234 с.
114. Медушевский, В. Музыкальный современник/ В. Медушевский. М.: Советский композитор», 1984. - Вып. 5 - С. 5 -17.
115. Мессиан, О. Техника моего музыкального языка / О. Мессиан. М.,1994. - С.36.
116. Михайлов, А.В. Музыка и история культуры / А.В. Михайлов. М.: Моск. гос. консер. им. П.И. Чайковского, 1998.-264 с.
117. Многогранный мир Кандинского // Гос. Третьяковская галерея, науч. совет по ист.-теорет. проблемам искусствознания отделения литературы и языка. Рос. акад. Наук / Гл. ред. Н.Б. Автономова. М.: Наука, 1998. - 208 с.
118. Можнягун, С. О модернизме / С. Можнягун. М.: Искусство, 1970. - 279 с.
119. Музыка XX века: Очерки Ч. 1, книга 1 / Ред. Д.В. Житомирский. М.: Музыка,1976.-439 с.
120. Музыка XX века: Очерки Ч. 2, Книга 5А / Ред. М.Г. Арановский, Д.В. Житомирский. М.: Музыка, 1987. - 490 с.
121. Наков, А.Б. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша / Пер. с фр. Е.М. Титаренко / А.Б. Наков. М.: Искусство, 1997. - 416 с.
122. Неизвестный, Э.И. Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии: Сборник эссе / Э.И. Неизвестный. М.: Прогресс Литера, 1992. - 238 с.
123. Никитина, Л. Советская музыка. История и современность / Л. Никитина. М.: Музыка, 1991.-351 с.
124. Никольская, И. Самый лучезарный из творцов / И. Никольская // Музыкальная академия. 1993. - № 4. - С. 168 - 175.
125. Ницше, Ф. Стихотворения Философская проза / Ф. Ницше // Пер. с нем., сост. М. Коренева.- М„ 1993. 672 с.
126. Новая философская энциклопедия в 4-х томах / Ред. Г.Л. Гевинталь. М.: Мысль, 2001.-Т. 2.-489 с.
127. Овчинников, Р.А. А.Н. Скрябин и теософия Е.П. Блаватской / Р.А. Овчинников Сибирский музыкальный альманах, 2001/ Новосиб. Гос. Консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2002. - С. 25 - 29.
128. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М., 1991.-С. 218.
129. Ортега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сборник / X. Ортега-и-Гассет. М.: Радуга, 1991. - 638 с.
130. Петрова, О.Ф. Николай Рерих (Художественное творчество и научно-общественная деятельность) / О.Ф. Петрова, Е.П. Островская. Л.: Знание, 1990. - 32 с.
131. Повелихина, А.С. Наше наследие / А.С. Повелихина, П.Б. Песочная. М.: 1989. -№ 2.-С. 117.
132. Полевой, В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира / В.М. Полевой. М., 1989. - 342 с.
133. Полевой, В.М. Малая история искусств: Искусство XX века. 1901-1945 / В.М. Полевой.-М.: Искусство, 1991.-303 с.
134. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1993. - Т. 2. - С.36.
135. Порус, В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Критический анализ ненаучного знания / В.Н. Порус. М., 1989. - 341 с.
136. Поспелов, Г.Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России/ Г.Г. Поспелов. М.: Наука, 2000. - 128с.
137. Поспелов, Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н. Поспелов. М.: Искусство, 1984. -352 с.
138. Проскуровская, С.Д. Концептуализация игры в постметафизической культуре (музыкальный план реализации): Дисс. канд. филос. Наук: 09.00.01 / С.Д. Проскуров-\ екая. Томск, 2002.-133 с.
139. Рабинович, B.JI. Синий всадник еще в пути: Время Кандинского в большом времени XX века / B.JI. Рабинович, A.M. Рылеева // Вопросы философии. 1999. - № 6. -С. 37-58.
140. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппопорт. М., 1980. - 234 с.
141. Раушенбах, Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию. О человеческом в человеке // Под. ред. И.Т. Фролова / Б.В. Раушенбах. М.: Политиздат: 1991.-384 с.-С. 22-39.
142. Рерих, Н.К. Письмена / Н.К. Рерих. М., 1977. - 203 с.
143. Рерих, Н.К. «Нерушимое». Предприятие «Алгим» и Т.О.О. «Аура» / Н.К. Рерих. Новосибирск: Изд-во Вико, 1992. - 232 с. '
144. Рерих, Н.К. Зажигайте сердца / Н.К. Рерих. М., 1978. - 243 с.
145. Рерих, Н.К. Из литературного наследия // Под ред. М.Т. Кузьминой / Н.К. Рерих. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 534 с.
146. Рерих, Н.К. Из литературного наследия. Листы дневника // Избр. статьи, письма/Н.К. Рерих.-М„ 1974.-356 с.
147. Рерих, Н.К. Избранное / Сост. В.М. Сидоров / Н.К. Рерих. М.: Советская Россия, 1979.-384 с.
148. Розин, В.М. Культурология / В.М. Розин. М., 1998. - С. 298 - 339.
149. Рубцова, В.В. Скрябин А.Н. / В.В. Рубцова. М., 1989. - 590 с.
150. Рычкова, Ю. Энциклопедия модернизма / Ю. Рычкова. М., 2002. - 256 с.
151. Сабанеев, Л.Л. Воспоминания о Скрябине / Коммент. С. Грохотова. 2-е изд. / Л.Л. Сабанеев.- М.: Классика - XXI, 2000. - 400 с. - (Музыка в мемуарах).
152. Савенко, С. Музыкальные идеи и музыкальная действительность Карлхайнца Штокхаузена. Теория и практика современной буржуазной культуры. Проблемы критики/С. Савенко. М., 1987.-134 с.
153. Сайко, Э.В. Методологические аспекты стадиального подхода к изучению цивилизации как явления всемирно-исторического процесса / Э.В. Сайко // Цивилизации. -М. 1993.
154. Сайфуллина, М.В. Русская ментальность в контексте музыкально-художественной культуры «серебряного века» / М.В. Сайфуллина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004. № 2. - С.118 -122.
155. Сарабьянов, Д. Казимир Малевич. Живопись. Теория / Д. Сарабьянов, А. Шат-ских.-М., 1993.-С. 263.
156. Сартр, Ж.П. Произведение искусства. Западноевропейская эстетика XX века / Ж.П. Сартр.-М., 1991.-309 с.
157. Скрябин, А.Н. В кн.: «Русские пропилеи» под ред. М.О.Гершензона., вып. 6 /
158. A.Н. Скрябин. М., 1919. - С. 95 - 247.
159. Смирнов, Л. Год Малевича / Л.Смирнов. М., 1992. - С. 114.
160. Современное западное искусство. XX век: Проблемы и тенденции. М.: Наука, 1982.-317 с.
161. Соколов, А.С. Введение в музыкальную композицию XX века: Учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов высших учебных заведений / А.С. Соколов. М. - 2004.
162. Соловьев, В. Сочинения: В 2-х томах / В. Соловьев. М., 1988. - Т. 2. - С. 398.
163. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Пер. с фр. под ред. А.А. Хлодовича / Ф. де Соссюр. М., 1977. - 695 с.
164. Степанов, В.Г. Проблема духовного в художественном и научном творчестве
165. B.В. Кандинского / В.Г. Степанов // Психологический журнал. 1996. - № 2. - С. 88 - 98.
166. Степин, B.C. Научная рациональность в гуманистическом измерении / О человеческом в человеке / B.C. Степин. М.: Политиздат, 1991,- С. 138 - 167.
167. Степин, B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция / B.C. Степин.-М., 2000.-С. 21 -29.
168. Стравинский, И. Диалоги / И. Стравинский. Л., 1971. - С. 14.
169. Тараканов, М. Альбан Берг / М.Тараканов // Музыка XX века, Ч. П.; Кн.4. -М., 1984.-С. 438.
170. Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы всероссийской научной конференции 12-14 марта. Новосибирск, 2000.
171. Трофимов, П.С. Основные закономерности исторического развития искусства / П.С. Трофимов. М.: Искусство, 1970.-239 с.
172. Тугендхольд, Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства/Я. Тугенхольд. М., 1987. - 156 с.
173. Тэн, И.А. Философия искусства/ И.А. Тэн.-М.: Республика, 1996.-351 с.
174. Тюлин, Ю. Современная гармония и ее историческое происхождение. Теоретические проблемы музыки XX века /10. Тюлин. М., 1989. - 239 с.
175. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии / А.Н. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990.
176. Флоровский, Г. Путь русского богословия / Г. Флоровский. Париж, 1937. -876 с.
177. Фохт, Б.А. Философия музыки А.Н. Скрябина // А. Н. Скрябин: Человек. Художник. Мыслитель / Гос. мемор. музей А.Н. Скрябина; сост. и коммент. О.М. Томпаковой / Б .А. Фохт М, 1994. - С. 201 - 225.
178. Хайдегтер, М. Путь к языку. Время и бытие / М. Хайдеггер. М., 1993. - С. 46.
179. Холопов, Ю. Классические структуры в современной гармонии. Теоретические проблемы музыки XX века / Под ред. Ю. Тюлина / Ю. Холопов. М.,1967. - 345 с.
180. Холопов, Ю. Очерки современной гармонии / Ю. Холопов. М.,1974. -286 с.
181. ХолоповаВ. Антон Веберн/В. Холопова, Ю. Холопов. М., 1984.-267 с.
182. Царьгородская Т. Оливье Мессиан / Т. Царьгородская // Искусство. 2002. - № 22 (262). - С. 5 - 7.
183. Чередниченко, Т. Музыка в истории культуры. Курс лекций / Т. Чередниченко. М.: Аллегро - Прес, 1994. Т. 1,2. - 290 с.
184. Чинаев, В. Из традиций в будущее / В. Чинаев // Музыкальная академия. 1993. -№4.-С. 185-191.
185. Шахназарова Н. Современность как традиция / Н. Шахназарова // Музыкальная академия. 1997. - № 2. - С. 3 -14.
186. Шахназарова, Н. К проблеме «прошлое» и «настоящее» в музыке / Н. Шахназарова // Музыкальная академия. 2002. - № 2. - С. 31 - 32.
187. Шевлякова, JI. Искусство на рубеже веков / JI. Шевлякова // Музыкальная академия. -1999.-№ 3. С. 28-31.
188. Шеллинг, Ф.В.И. Сочинения в двух томах / Ф.В.И. Шеллинг. М., 1987. - Т. 1. -С. 478.
189. Шеллинг, Ф.В.И. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. М., 1966. - 349 с.
190. Шестаков, В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. Исследование / В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1975. -351 с.
191. Шлёцер, Б.Ф. А.Скрябин: Монография о личности и творчестве / Б.Ф. Шгтёцер.- Берлин: Грани, 1923. XXXII, Т. 1. - 357 с.
192. Шнеерсон, Г. О музыке живой и мертвой / Г. Шнеерсон. М., 1964. - 231 с.
193. Шукурова, А.Н. Архитектура Запада и мир искусства 20 века / А.Н. Шукурова.- М.: Стройиздат, 1990. 239 с.
194. Шульгин, Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке / Д. Шульгин. М., 1993. -С. 20.
195. Элик, М. Spechgesang в «Лунном Пьеро» А.Шенберга // Музыка и: современность: Сб. статей / М. Элик. М., 1997.
196. Эммерик, П. Джон Кейдж и «креолизация» сериализма / П. Эммерик // Музыкальная академия. 1997. - №2. - С. 201 - 205.
197. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 394 с.
198. Этелис, Л. Силуэты композиторов XX века/ Л. Этелис. Л.: Музыка. - 1975.
199. Юон, К.Ф. Об искусстве / К.Ф. Юон. М.: Советский художник, 1959. Т. 1. -384 с.
200. Яворский, Б. Избранные труды. Т. 2. / Общ. ред. Д.Д. Шостаковича/ Б. Яворский.-М„ 1987.-296 с.
201. Яковлев, Е.Г. Эстетика: Учебное пособие для вузов / Е.Г. Яковлев. М.: Гарда-рики, 1999.-464 с.
202. Янсон, X. Основы истории искусств / X. Янсон, Э. Янсон. СПб., 2002. - С. 235 -398.1. Иностранная литература.
203. Andersen, Т. Moderne russisk kunst. 1910-1930 / T. Andersen. Cobenhavn., 1967. -312 p.
204. Arnason, H. History of Modern Art. Painting, Sculpture, Architecture, Photography / H. Arnason. L., 1988. - 234 p.
205. Austin, W. Music in the 20-th centuiy / W. Austin. New York, W.W. Norton, 1996. -305 p.
206. Boules, P. Penser heute gesehen / P. Boules // Melosl Nz. 1960. - № 2 - S. 32 - 47.
207. Cabanne, P. LArt du XXe siecle / P. Cabanne. P., 1982. - 346 p.
208. Cage, J. Silence. Lectures and writings by John Cage / J. Cage // The M. I. T. Press, 1969.-S. 71.
209. Doelman, C. Wassily Kandinsky / C. Doelman. Berlin, Munchen, 1964. - S. 75.
210. Galejev, B. Kandinsky and Schoenberg: the problem of internal counterpoint / B. Galejev //Language of of desigh.- 1993.-№2,-S. 184- 186.
211. Gelding, J. Cubusme: a Histoiy and an Analyses. 1907-1914 / J. Gelding. N.Y., 1959.-300 p.
212. Gould, G. Arnold Schoenberg a perspective // Foreword by Dr. Arthur Darach / G. Gould. - Cincinnati, 1964. - S. 9,22.
213. Grohmann,W. Wassily Kandinsky. Life and Work / W. Grohmann. N. Y., 1958. - S.16.
214. Messer, T.M. Wassily Kandinsky / T.M. Messer. Munchen, 1976. - S. 41.
215. Raynal, M. Peinture moderne / M. Raynal. Geneve, 1966, - S. 9.
216. Read, H. Art Now / H. Read. N.Y; L., 1948. - 243 p.
217. Rosenblum, R. Cubism and Twentieth-Century Art / R. Rosenblum. N.Y, 1960. -264 p.
218. Schoenberg, A. New music, out model music, style and idea / A. Schoenberg. -N.Y., 1956.-S. 39.
219. Shoenberg, A. To the late Alban Berg / A. Shoenberg. N.Y., 1937. - S. 254.
220. Stockhausen, K. Freibrief an die Jugend / Frankfurter Allgemeine Zeitung / K. Stockhausen.- 22 / VIII. 1968. - S. 22.