автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Айни и таджикская просветительская литература

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Бобоёрова, Лутфия Холиковна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Айни и таджикская просветительская литература'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Айни и таджикская просветительская литература"

На правах рукописи

Бобоерова Лутфия Холнковна

АЙНИ И ТАДЖИКСКАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Специальность: 10.01.03. - Литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 3 СЕН 2010

ДУШАНБЕ-2010

004608594

Работа выполнена на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета

Научный руководитель: доктор филологических наук, член

корреспондент АН Республики Таджикистан, профессор Имомов Махмаисуф Сайдалиевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Абдусатторов Абдушукур кандидат филологических наук Солехов Шамсиддип

Ведущая организация: Таджикский государственный

педагогический университет им. С. Айни

¿7 г/

Защита состоится 2010г. в /3 часов на заседании

диссертационного совета Д 734.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки,17)

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки,17)

Автореферат разослан »

Ученый секретарь диссертационного совета /

д.ф.п., профессор .'* У Л^^Т Нагзибекова М.Б.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Известно, что в начале XX века в Бухарском эмирате по инициативе таких просветителей, как Мирзо Абдулкодир Шакури, Мирзо Абдулвохид Мунзим', Усмонходжа, Хамидходжа, Мулло Вафо и ряда других представителей данного течения были открыты школы «савтия» (открытого типа). Эти школы пользовались большой популярностью, так как в них, наряду с грамотой, взрослых и детей обучали новым и полезным для того времени наукам, например, таким как счёт (арифметика) и география. В школе Мулло Вафо даже было введено преподавание русского языка. Садриддин Айни в своём произведении «Таърихи инк,илоби Бухоро» («История Бухарской революции») впервые даёт наиболее полные сведения обо всех нововведениях в системе образования того периода.

Если Ахмад Дониш, как основоположник просветительского движения принадлежит к его первому поколению, то вторая когорта данного движения не только восприняла его идеи, но и внесла много новшеств в практику просветительской работы, обусловленных социально-политическими переменами в общественном сознании. Возглавил эту волну просветительского движения Садриддин Айни.

С.Айни приобрёл всенародную любовь и славу среди народов Востока благодаря глубокому проникновению в судьбу своего народа и отображению в своём творчестве борьбы за справедливость и счастье людей. Произведения Айни воспитывают в читателе стремление к поиску правды, веру в исключительность человеческой личности. Впоследствии Садриддина Айни признали великим писателем-реалистом и просветителем не только таджики, но и все народы мира.

Ярким примером сказанного могут послужить слова '^вестного общественного деятеля Индии Индер Кумара Гуджрала: «Тас.'/е люди, как Айни, принадлежат не одной отдельной стране, а всему миру» [18,67].

В реферируемой диссертационной работе исследуются биография и научная, литературная деятельность великого писателя Садриддина Айни, определяется его вклад в просвещение таджикского народа. Научная и литературная деятельность Айни исследуется с привлечением к анализу его собственных произведений, а также работ Дж.Икроми, С.Табарова, М. Шакури, X. Асозода, А. Махмадаминова и М.Имомова.

Научные и художественные произведения Айни сыграли огромную роль в воспитании национального самосознания, в борьбе за свободу и национальную независимость таджикского народа. Основной темой

произведений Айни являются политические и социальные события его времени, в связи с чем их можно назвать летописью таджикского народа.

В частности, таким важным историческим и, по словам Рахима Хашима, «во всех смыслах документальным» [4, 234] произведением С.Айни является «Таърихи инкилоби Бухоро» («История Бухарской революции»), написанная в начале XX века. Это произведение было опубликовано в 1920 году, а 23 февраля 1921 года было издано на узбекском языке. К созданию данного произведения Айни приступил сразу после того, как оправился от тяжёлых ран, нанесенных ему эмирскими палачами, т.е. 3 июня 1917 года в Самарканде.

В своей книге «Таърихи инкилоби Бухоро» («История Бухарской революции») С.Айни описывает события конца XIX и начала XX веков. Книга является живым свидетельством жизни таджикского народа в условиях Бухарского эмирата.

Утерянный экземпляр данного произведения, хранящийся ныне в НИИ Абурайхона Бируни г. Ташкента, вышел в свет в 2005 году под названием «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро» («История революции мышления в Бухаре»), Издатели этой книги столкнулись с множеством препятствий, так как многие представители государственных органов Бухарской Республики считали себя героями Бухарской революции и хотели оставить свой след в истории. В силу того, что данное произведение было написано на документальной основе, эти чиновники под различными предлогами препятствовали изданию произведения.

Один из друзей Садриддина Айни Юулдош Пулод, работавший в то время инспектором образования Бухары, с целью опубликования «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро» обратился к известному русскому востоковеду Александру Самойлову с просьбой о содействии в этом деле. Спустя некоторое время в журнале «Восток» была опубликована статья об этом труде Садриддина Айни. В статье давалась оценка значения книги и вызывала интерес востоковедов России и Европы, а вместе с ней возрос интерес и к самому произведению таджикского писателя [3;24].

Одним из основных вопросов, освещенных в «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро», является вопрос о школах и медресе, качестве школьного обучения в Бухаре, которая была центром культуры и образования всей Средней Азии и «великим центром таджиков», в прошлом известным во всем мире» [20,219].

Важнейшими вопросами, на которые в первую очередь обращает свое внимание писатель,- это государственное устройство Бухарского эмирата, духовное и интеллектуальное возрождение народа, призыв к овладению полезными профессиями, самосовершенствование и

стремление достичь желаемых результатов, реформа методов обучения и внедрение метода «савтия» в школах и медресе.

«Таърихи инкилоби Бухоро» в 1381 году хиджры (2003), после семи десятилетий забвения, дошла до своих читателей. Она была опубликована по инициативе издательства «Суруш» в г. Тегеране в объёме 208 страниц. Позже, в 2005 году, это произведение было издано в полном объёме 270 страниц, что осуществилось благодаря Камолу Айни (сыну писателя), который является автором предисловия. Составителем текста и ответственным редактором публикации стал Мухаммаджон Умаров.

Вникая в содержание «Таърихи инкилоби Бухоро», мы убеждаемся, что оно значительно отличается от узбекского перевода, осуществленного Рахимом Хашимом. Детали некоторых событий, которые в переводе обойдены молчанием, нашли здесь своё полное освещение.

Необходимо отметить, что в честь 100-летия Айни Рахим Хашим решил перевести это важное произведение с узбекского языка на таджикский, чтобы оно стало достойным подарком к юбилею великого писателя и стало доступным для всех таджикских читателей. В результате долгих поисков он отыскал вариант рукописи данного произведения в центральной библиотеке Ташкента и осуществил его перевод.

Новое просветительское мышление Садриддина Айни проявляется не только в «Таърихи инкилоби Бухоро», но и в таких его работах, как «Тахзибуссибён», «Зарурийёти динийя», «Тартилулкуръон», в его публицистике и стихотворениях.

■В связи с этим актуальным представляется всестороннее исследование литературной, научной, педагогической и просветительской деятельности Айни и, по мере возможности, определение его взглядов на таджикское просветительство.

Цель н задачи исследования. Основная цель работы - раскрыть просветительские взгляды С.Айни, их социальную основу и идейные истоки, определить И показать место и роль писателя в истории развития таджикской просветительской литературы и мысли.

Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие задачи:

- выявить предпосылки и факторы формирования просветительских идей в Средней Азии;

- определить основные цели и задачи просветительских движений;

- рассмотреть процесс становления и развития просветительского мировоззрения С.Айни;

- представить состояние системы образования в Бухарском эмирате и отношение С.Айни к методам преподавания в школах и медресе;

- раскрыть тему просветительства в публицистике и поэзии С.Айни.

Теоретические основы и методология исследования.

Диссертация написана на основе исторических и научных трудов мыслителей прошлого и современности. В ходе исследования были использованы произведения выдающихся мыслителей Запада и Востока, такие как «Пайгоми Шарк;» («Весть Востока») Мухаммада Икбола, «Нури маьрифат» («Свет образования») А.М.Пулодова и А.С.Никифорова, «Фалсафаи равшангарй» («Философия просветительства») Эрнста Кассирера, работы С.Айни, Д.С. Комиссарова, Р.Ходизода, М.Шакури, З.Раджабова, С.Табарова, М.Раджаби, Х.Асозода, А.Махмадаминова, М.Имомова, Н.Хотамова.

Степень изученности темы. Ранее вопросы просветительской мысли С.Айни в своих трудах и научных статьях упоминали такие таджикские исследователи, как Х.Мирзозода, Р.Ходизода, М.Шакури, З.Раджабов, С.Табаров, Х.Асозода, А.Махмадаминов, М.Имомов и ряд других ученых. Примером таких исследований могут служить научные статьи Х.Мирзозода «Садридцин Айни и вопрос о школе в начале XX века», «Устод Айни и просветители начала XX века», труд Камолиддина Садриддинзода Айни «Книга, которая 70 лет находилась в заточении» и научные произведения и статьи М.Шакури «Равшангарй бузург» («Великий просветитель»), «Нигохе ба адабиёти точики садаи бист» («Взгляд на таджикскую литературу двадцатого столетия»), «Падари миллат» («Отец нации»), «Садридцин Айнй - равшангарй бузурги точик» («Садриддин Айни - великий таджикский просветитель»), «Ахмади Дониш ва устод Айнй» («Ахмад Дониш и устод Айни»).

Новизна исследования. В диссертации в полной мере и на основе достоверных источников представлена история просветительского движения в Бухарском эмирате, противоречия между отдельными лицами, группировками и организациями, относящимися к данному движению. Диссертация является первым исследованием, проведенным после публикации произведения Айни «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухорс», в ней впервые рассматривается ряд фактов, многие из которых не упоминаются в других произведениях великого писателя. Кроме того, здесь впервые анализируется просветительская мысль Айни в контексте его поэзии и публицистики.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы работы могут быть использованы при создании фундаментальной истории просветительской мысли таджикского народа, при проведении исследований по истории и практике отечественной педагогики, чтении

курсов лекций и спецкурсов по истории литературы, жизни и творчеству Садриддина Айни и других таджикских писателей -просветителей, при написании учебников и учебных пособий для высших и средних учебных заведений республики.

Источники и материалы исследования. Материалом для исследования послужили, прежде всего, произведения самого Садриддина Айни, такие как «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро», четыре части «Ёддоштхо» («Воспоминания»), «Куллиёт» («Собрание сочинений»), «Тахзибуссибён», «Зарурийёти динийя», «Тартилулкуръон», рассказы «Мактаби нудна» («Старая школа»), «Ахмади Девбанд» и «Мадраса». Наряду с этим использованы образцы творчества поэтов Востока и Запада - Абуабдулло Рудаки, Абулькасыма Фирдоуси, Низами Ганджави, Абдурахмона Джами, Хусайна Воиза Кошифи, Мухаммада Икбола, Эрнста Кассирера и др.

Апробация исследования. Основное содержание работы отражено в научных статьях, опубликованных в периодических изданиях и сборниках статей, список которых приведен в автореферате.

Кроме того, результаты исследования апробированы в виде докладов на республиканских научно-практических конференциях молодых учёных, посвященных 80-летию г. Душанбе (2004г.), 2700-летию г. Куляба (2006г.) и на конференциях профессорско-преподавательского состава Таджикского национального университета.

Диссертация обсуждена на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы филологического факультета Таджикского национального университета и рекомендована к защите (протокол №7 от 8 января 2010г.).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из двух глав, заключения и библиографии. Каждая глава в зависимости от содержания разделена на разделы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе диссертации - «Интеллектуальные истоки просветительства в Средней Азии» - даны сведения об источниках развития просветительской мысли и просветительского движения в Средней Азии, и в особенности в Бухарском эмирате. Данная глава разбита на 4 раздела, где обсуждаются вопросы просветительства, лексическое значение этого слова, его этимология, представители и тенденции данного движения и их цели и задачи. В данной главе можно почерпнуть сведения об источниках развития просветительского течения в Средней Азии, которые берут начало в России, Турции, Иране и Афганистане.

В первой главе также даны подробные сведения об изменениях в культурной жизни народов Средней Азии. В частности, рассказывается об основании первого издательства в 1868 году, открытии первой общественной библиотеки в 1870 году в Ташкенте, создании новой русской школы 19 декабря 1884 года во дворе Саидгани Азимбоева из Ташкента и 10 других в 1911 году в Худжанде, Пенджикенте, Ура-тюбе, Канибадаме, Исфаре, Хороге, в 1894 году в Бухарском эмирате, основании Среднеазиатского научного общества в 1871 году, целью которого было сбор и издание материалов по истории и культуре Средней Азии, о строительстве первой современной обсерватории в 1873 году в Ташкенте, строительстве первой больницы в том же городе в 1865 году и позже в Самарканде, Коканде, Худжанде, Ура-тюбе, Пенджикенте и в 1910 году в Бухаре [ 17, 101 -106].

В первом разделе данной главы, который назван «Становление просветительских взглядов в Европе и на Востоке», со ссылкой на труды М.Икбола и Э.Кассирера анализируются понятия «просветитель» и «просветительство». Здесь речь идёт о специфике просветительского течения и его выдающихся представителях, таких, как Мухаммад Икбол, Махмуд Тарзи, Эрнст Кассирер, о распространении этого течения в некоторых странах Востока Пакистане, Афганистане и Иране.

Просветительство ставило своей целью направить народ в сторону другой, полной перемен жизни и способствовало повышению уровня культуры народа. По выражению Айни, основная предпосылка появления просветительского движения заключается в осведомленности «об истории мира, политике стран, обустройстве жилья и воспитании поколения» [3,55]. Просветительство также считается реформаторским течением, основной задачей которого является пропаганда знания и культуры, основание новых школ и издание новых книг.

На протяжении всей истории человечества просвещение считалось направляющей и развивающей силой общества. Просвещённый человек исследовал окружающий мир и благодаря своему интеллекту и знаниям мог объяснить другим суть многих явлений. В результате глубокого изучения и накопления знаний человеческий разум постоянно совершенствовался, не удовлетворяясь прежним знанием. Человеку всегда было свойственно стремиться к новым открытиям в области науки. Это желание способствовало ещё большему постижению наук, в результате чего он совершал все новые открытия в области наук, подтверждая, таким образом, роль просвещения в обществе.

Источники развития просветительского течения Средней Азии уходят корнями в русское просветительское движение, но наряду с этим, ему не чуждо и европейское просветительство. Необходимо отметить,

что впервые просветительство зародилось в Англии и оказало определенное влияние на Францию.

После того, как просветительская мысль распространилась в Европе, она постепенно расширила свои границы и внедрилась в Россию и некоторые страны Востока, такие как Пакистан, Афганистан и Иран, что, в конечном итоге, не могло не сказаться на взглядах мыслителей Средней Азии.

Икбол — великий мыслитель и просветитель Востока - осознал, что пробуждение сознания народов Востока является одним из основных и важных условий развития науки и культуры. Он приложил много усилий для осуществления данной цели и достиг её. Он сумел своими пламенными сочинениями пробудить сознание народа. В своих сочинениях «Асрори худи» («Тайны собственного») и «Рамузи бехудй» («Осознание безумия») он утверждает, что человек не должен попусту тратить свою силу и мощь, он всегда должен стремиться к осуществлению своих целей.

В данном разделе, со ссылкой на труд известного таджикского литературоведа Х.Асозода «Адабиёти Эрон дар садаи XX» («Литература Ирана в XX столетии»), речь идёт о движении «машрутахохй» (требование конституционного строя). Здесь рассказывается о причинах возрождения данного движения в Иране, что нашло отражение в публикациях в газетах «Хуросон», «Навбах,ор», «Тозабахор», «Суруши Исрофил», «Насими шимол», <<Дарни бистум», «Ирони нав» и в журнале «Донишкада», издании зарубежной литературы, основании Академии наук, а впоследствии исследовательских учреждений и университетов, публикациях статей просветителей в различных изданиях.

Необходимо отметить, что первоначально, после войны между Ираном и Россией, появилась необходимость обратиться к новым современным знаниям и дисциплинам. Кроме того, иранцы, путешествуя в другие страны, становились свидетелями политических, экономических и социальных перемен в них странах. По словам Х.Асозода, ещё в 1851 году в Англию на учёбу выехала первая группа иранских студентов [10, 11]. Поэтому можно утверждать, что революция мысли или защита конституционности ещё более усилилась в данный период..

Однако в Афганистане просветительство или требование конституционности укрепилось в период правления эмира Хабибуллохона. Передовая афганская интеллигенция видела выход из экономической отсталости общества в строительстве современных школ и в воспитании молодёжи. Эмир Хабибуллохон не препятствовал им в этом, что было успехом на пути достижению цели.

В результате больших усилий, наконец, в 1903 году в Кабуле открылась новая школа, которая известна и поныне под названием Хабибия. В этой школе ученикам преподавались язык, литература, история, география, геометрия, химия, религиозные науки и английский язык. Вначале число учащихся данной школы составляло 269 человек, постепенно эта цифра выросла до 1534. Наряду с этим, в других школах, работающих по методу савтия, обучалось в общей сложности более 700 учеников. В эти школы учителя приглашались из Индии и Турции [15, 221].

Афганские реформаторы называли себя «младоафганцами» или «машрутахо^он». Это были молодые люди, которые стремились к переменам и реформам в Афганистане. По характеру своей деятельности они были связаны с младобухарцами и джадидами Бухары. Обе группировки стремились к одному - к переменам и реформам в обществе.

У младоафганцев так же, как и у младобухарцев, было своё общество, которое называлось «Анчумани уламо» («Форум учёных»), В данном обществе состояло более 50 человек, все они были учёными и просвещенными представителями общества. Газета «Хаблулматин», издававшаяся с 1893 года в Калькутте, была органом данной организации.

В результате Иранской революции и Первой русской революции 1905 года, в городах Кабул, Газнин, Герат, Джалалабад, Мазори Шариф . и Кандагар движение реформаторов приняло новое направление. Многие из них жестоко преследовались властями, в результате чего в 1903 году данное движение принимает разрозненный характер, что послужило причиной возникновения второй волны борьбы за конституционные права, т.е. волны просветительства. Во главе движения встал Мухаммад Тарзи, а органом печати стала газета «Сирочулахбор». Так же, как и газета «Бухорои шариф» («Священная Бухара»), газета «Сирочулахбор» подверглась жестокому преследованию и столкнулась с большими трудностями. В 1906 году, после издания первого номера, состоявшего из 36 страниц, газета была закрыта. Но благодаря стараниям Мухаммада Тарзи она вновь возобновила свою работу в 1911 году.

Длительная борьба афганского народа за свою независимость в итоге достигла поставленной цели. Появилась возможность для налаживания взаимоотношений Афганистана с другими странами. Номера газеты «Сирочулахбор» достигли Бухары и в какой-то мере оказали влияние на формирование просветительской мысли общества. В свою очередь, благодаря мощной духовному потенциалу таджикского

народа, просветительство Бухары оказало огромное влияние на просветительство Ирана и Афганистана.

Литературные перемены, которые привнесло иранское и афганское реформаторство, достигли Мавераннахра. Революция в сфере науки, произошедшая в этих странах, приобрела социальное национальное содержание. Просветители своими новаторскими взглядами способствовали решению проблем нации. В частности, таджикские просветители, наряду с распространением культуры, внедрением знаний в народные массы и избавлением нации от вековой отсталости, ставили своей целью укрепление духовных устоев человека и общества. В связи с этим таджикские исследователи сравнивают таджикское просветительство с «тем великим философским и литературным течением, которое можно назвать просветительством, базирующимся на духовности и которое пустило корни на Среднем и Ближнем Востоке, особенно среди иранцев» [19; 50].

Во втором разделе главы - «Внутренние предпосылки зарождения и развития просветительства» - рассказывается о периоде правления династии Саманидов, который считается золотым веком истории таджикского народа и приводятся сведения о развитии науки и литературы, светской культуры и нравственности того периода. Из содержания данного раздела становится очевидным, что предпосылки зарождения и развития образования таджикского народа сформировались на ранней стадии, центры просветительства функционировали в литературных кругах Хорасана, Бухары и Самарканда (XVI век), Бухары, Самарканда и Балха (XVII век), Бухары, Коканда и Хорезма (XVIII век).

В разделе также идёт речь об учёных в области медицины -Авиценне, Абуабдулло Нотили, Закарие Рози, великих поэтах - Рудаки, Фирдоуси, Саади, Носире Хусраве, Низами Ганджави, Абдурахмане Джами, Хусайне Воизи Кошифи, о литературных кругах городов Бухара, Газнин, Мерв, Нишапур, Ургенч.

Третий раздел главы назван «Основные цели просветительских кругов Средней Азии» и посвящен проблеме поиска путей, ведущих к повышению уровня образованности общества.

В начале XX века стараниями и при поддержке интеллигенции было основано множество просветительских обществ, которые проделали большую работу по устранению имеющихся в обществе недостатков.

Перед просветителями стояло много вопросов, требовавших решительных действий. В разделе данные вопросы подвергнуты автором обстоятельному анализу. К этим важным вопросам, в частности, относятся вопросы пользы знаний и светских наук, привлечение

населения к чтению, пропаганды библиотек, критики медресе и их методики обучения, распространения иностранных газет и журналов и создания отечественных издательств, создания обществ интеллигенции и джадидских (дословно: новаторских) школ, пробуждения мысли народа и др.

В данном разделе приведены сведения о деятельности таких представителей интеллигенции, как Абдулкодир Шакури, Мирзо Абдулвохид Мунзим, Усмонходжа, Хамидходжа, Мулло Вафо, Мукаммил-махдум и т.д., которые открывали школы нового типа и вводили в них новую методику обучения. Здесь рассматривается деятельность этих школ, основная цель которых - обучение грамоте, введение новых предметов, таких как арифметика, география, русский язык, а также расширение кругозора учащихся.

Кроме того, в разделе речь идёт о большом количестве кружков и просветительских обществ, таких как кружки чтецов поэзии в селах Соктаре и Махаллаи Боло, во дворе Козиджона-махдума, в медресе Бадалбек, в медресе Олимджон, о научно-литературном обществе Шарифджона-махдума и других, которые функционировали на территории Бухарского эмирата. Эти кружки и общества уделяли большое внимание школам и медресе, усовершенствованию школьных программ, преподаванию точных наук и русского языка в училищах, ликвидации безграмотности среди населения, основанию школ нового типа и обучению грамоте взрослого населения наравне со школьниками.

В разделе отмечается влияние зарубежных газет и журналов, таких как «Тарчумон» («Переводчик»), «Вак,т» («Время»), «Хаблулматин», «Чехранамо» («Лик»), «Парвариш» («Уход»), «Сирочулахбор» и «Сироти мустаким» на пробуждение самосознания в обществе.

Как пишет С.Айни, после революции 1905 года в России наблюдается проникновение в страну большого количества печатных изданий [4; 24]. Помимо информации о событиях в мире, в этих изданиях также обсуждались вопросы школы и образования: «естественно, привезенные в Бухару газеты давали для населения определенную пищу для размышлений» [4; 24]. С печатанием этих изданий в Бухаре стали происходить определенные перемены. Прежде всего, в этот период были основаны школы нового типа, которые способствовали обучению и воспитанию народа и внесли свой вклад в дальнейшее расширение рядов интеллигенции.

Четвертый раздел главы - «Представители просветительских движений в Средней Азии и основные направления их деятельности» - посвящен вопросам, связанным с деятельностью таких известных мыслителей того периода, как Ахмад Дониш, Мирзо Сиродж Хаким, Фитрат, Домулло Икром, Садриддин Айни, Абдулвохид Мунзим,

Абдулкодир Шакури, Хамидходжа, Усманхаджа, Мулло Вафо и ряда других. Здесь приводятся сведения о плодотворной деятельности таких центров просвещения, как школа Шакури, школа Мунзпма, компания «Ширкати Баракат» и «Китобхонаи маърифат» («Просветительская библиотека»), о газетах «Бухоро» и «Турон».

С начала издания до дня закрытия вышло в свет 153 номера газеты «Бухорои Шариф» («Священная Бухара») и 49 номеров газеты «Турон». Эти издания за короткое время сыграли большую роль в пробуждении самосознания в обществе.

В этом разделе отмечается роль произведений «Наводирулвакоеъ» . Ахмади Дониша, «Тухфаи ах л и Бухоро» Мирзо Сироджа Хакима, «Мунозира», «Сайха», «Сайёхи хиндй» и «Рохбарп начот» Фитрата в распространении прогрессивных идей в Бухаре.

Кроме того, в разделе представлена преподавательская и просветительская деятельность школ, учебные программы в школах нового типа, переводческая работа, издание учебников Садриддином Айни.

Садриддин Айни некоторое время работал переводчиком в школе татарина Абдурахмона Сайиди и переводил учебные материалы на персидский язык для бухарских учащихся. Таким образом, он оказал большую помощь школе Мунзима, так как переведенные им материалы использовались и в этой школе. Кроме того, Садриддин Айни, отметив в школе Абдурахмона Сайиди рациональное распределение часов занятий учителей, применил данный опыт в школе Мунзима, что принесло хорошие результаты. Из этого следует, что Айни внес неоценимый вклад в регулирование расписания уроков и распределение должностей среди работников школы.

Необходимо отметить, что Айни достиг больших успехов во время работы в татарской школе. В этот период Абдурахмон Сайиди приобщил Садриддина Айни и Хамидхана Хамди к работе в газете «Вакт» («Время») и журнале «Шуро» («Совет»), он также приобретал для них новые учебно-воспитательные книги, которые издавались в Стамбуле и России. Он приходил в школу Мунзима и объяснял новые методы обучения. Айни, читая издающуюся литературу и периодическую печать, был хорошо осведомлен об успехах России, Турции и других передовых стран мира в области педагогики и при непосредственной помощи Абдурахмона Сайиди принимал участие в деятельности школы Мунзима. В этот период Айни помимо работы в школе Мунзима вместе с Абдурахмоном Сайиди работал над составлением тюркско-татарских словарей, совершенствовал свои познания в области географии и истории. Пользуясь любой

возможностью, он старался накопить больше знаний, был в постоянном поиске и применял свой опыт в школе Мунзима [3; 34].

Айни поставил перед собой следующие задачи:

- перенять методику преподавания татарских школ в школе Мунзима;

- оказать помощь учителям школ в овладении передовыми методами преподавания;

- подготовить методические указания и учебники для школ.

В данном разделе можно почерпнуть сведения об экзаменах в школе Мунзима и успехах её учащихся, о трудностях, вставших в тот период перед образовательной системой Бухары. Здесь же отмечается деятельность Российского посольства и его сотрудников, таких как Шульга, Миллер, Введенский и их помощник мулло Камар Казанский в связи с просветительскими тенденциями того периода.

Во второй главе диссертации - «Окружение и просветительские мысли Садриддина Айни» - даются сведения о таких известных просветителях, как Ахмад Дониш, Мулло Назруллои Лутфи, Зуфунун, Яхёходжа, Содикходжа Гулшани, Хомидбеки Хомид, Абдуллоходжа Тахсин, Кори Абдулкарим Офарин, Мирзоазим Сомии Бустони, Азизходжаи Азиз, Мирзо Хаити Сахбо, жизнь и деятельность которых совпала с периодом правления эмира Абдулахадхона, отмечается невнимание правителей к их социальному положению. Данная глава, состоящая из 5 разделов, полностью посвящена просветительским взглядам Садриддина Айни. Здесь рассматриваются вопросы состояния науки и просвещения в период правления Мангитов с точки зрения великого мыслителя. Кроме того, в главе определяются место и значение известных просветителей Средней Азии в развитии общественной мысли в регионе и рассматриваются основные вопросы просветительского движения в свете просветительских идей Садриддина Айни. Из данной главы можно сделать ряд ценных выводов и интересных наблюдений о просветительском самосознании Айни и факторах его успеха на пути пропаганды знаний и просвещения в обществе.

В первом разделе данной главы, названном «Состояние просвещения в мангитскин период с точки зрения Садриддина Айни», анализируется отношение правителей того времени к положению литераторов и мыслителей, отмечается, что это было время, когда ценность человеческой личности была низведена до самого низкого уровня, когда наблюдалось падение науки и учёных, нравственности представителей учёного мира. Здесь также говорится о распространении обычая «дахякдщй» (благодетельствования), который для представителей власти был единственным путём показать себя просвещенными и заботящимися о просвещении.

Положение центра цивилизации Средней Азии - города Бухары и его окрестностей в период правления последней династии Мангитов было тяжелым и унизительным. В это время в жизни общества наступил застой, учёные и литераторы находились в самом незавидном положении. Мангитские эмиры, которые были очень далеки от науки и просвещения, не уделяли никакого внимания развитию школ и образования.

Бухарский эмират использовал писателей и поэтов, учёных и мыслителей в собственных интересах и для восхваления эмира. Некоторые из литераторов, не найдя других путей избавления от такого унизительного положения, прикидывались слабоумными. Примером такого поведения могут служить Абдулмаджид Зуфунун и Яхёходжа. Слова Шарифджона Махдума, утверждавшего, что «сумасшествие Зуфунуна поддельное, так как он - великий, понятный всем учёный. Однако он прикидывается таким, чтобы не стать востребованным эмиру», свидетельствуют о безвыходном положении мыслителей того времени и своеобразном способе выражения ими протеста [6,9].

Смерть эмира Абдулахада и приход к власти эмира Алимхана стали поводом к тому, чтобы в структуре правления эмиратом произошли некоторые перемены. В связи с этим 1914 год был удачным для реформаторского движения. Однако после некоторых успехов на данном поприще развязанная первая мировая война, а затем и гражданская война оказали своё негативное влияние на развитие событий, и в частности на просветительство. Некоторые просветители, одним из которых был Мунзим, попали под влияние утопических реформаторов и стали готовиться к реформам, по характеру отличавшимся от прежнего позитивного опыта.

В разделе дана информация о реформаторской деятельности младобухарцев, послужившей причиной и поводом к уничтожению передового просветительства в стране. Здесь рассказывается о зверских убийствах многих просветителей, таких как Мирзо Назрулло, Ходжи Сиродж, Мирзо Фаёз, Мирзо Ахмад, Хомидхуджа Мехри, Ходжи Абдусаттор и другие. В разделе даны сведения о переменах, произошедших в 1920 году, например, об издании журналов «Кукалтуш» и «Учкун» («Шарора»).

Во втором разделе - «Влияние среды на просветительство Айни» - устанавливаются источники, которыми пользовался Айни при изучении вопросов просвещения, а также анализируется круг вопросов, связанных с педагогической деятельностью Айни и просветительством.

Одним лз основных вопросов, по мнению Айни, было положение учёных и литераторов, он также уделял особое внимание рациональному распределению уроков и занятий в школах и медресе

Бухары. В «Истории Бухарской революции» Айни красочно описал состояние обучения в бухарских школах и медресе, которые считались центром просвещения и образования всей Средней Азии. Учебные заведения Бухары находились в самом неприглядном состоянии, преподавание мударрисов (учёных медресе) также не соответствовало требованиям времени.

Медресе мангитского периода переживали состояние упадка. Это была среда, в которой учащийся/студент не мог почерпнуть ничего, кроме пустых и бессмысленных рассуждений на ничего не значащие темы.

Период правления Мангитов можно считать трагическим для развития науки и образования нашего народа, так как в это время отсутствовала как новая научная литература, так и какие-либо технические открытия, развивающие общество. Особенно низким уровень образования был в период правления мангитского эмира Абдулахада, наблюдается и падение нравственности представителей науки и культуры. Выступая от имени шариата, они занимались интригами и развратом, бразды правления государством находились в руках именно таких «деятелей». Права человека повсеместно нарушались. Видя такое бесправие, русский учёный Логофет написал о Бухаре и бухарцах произведение под названием «Страна бесправия» [3, 153-4,80]. После публикации данного произведения в прессе появились статьи с резкой критикой структуры управления бухарским эмиратом.

В произведении Айни «История Бухарской революции» внимание автора сосредоточено на вопросах государственной структуры Бухарского эмирата, пробуждения мысли и интереса к новым профессиям и ремёслам, реформы методов обучения и введения метода «савтия» в учебных заведениях, изучения иностранных языков и увеличения количества просветительских кружков.

Третий раздел второй главы назван «Просветительство и культурное самосознание Садриддина Айни». В данном разделе рассмотрен вопрос о вкладе родителей Садриддина Айни в становление его самосознания. Айни впервые пошёл в школу и получил первые знания при активном содействии родителей. Здесь он столкнулся со старыми методами образования и безграмотностью школьных учителей, поэтому старая школа в сознании юного Айни стала ассоциироваться с понятием «ошубхона» (дом потрясений) [5,21].

Помимо родителей к формированию личности Айни были причастны и некоторые учащиеся и многочисленные кружки и общества. Одной из таких наставниц была Хабиба, которую Айни встретил в школе для девочек. Своим чтением газелей великих классиков она пробудила в сердце маленького Садриддина истинную

любовь к поэзии. По мнению Айни, самым лучшим его достижением в раннем возрасте было знание счета абджад, которому его научил отец, и чтение наизусть газелей, которые эта девушка читала с такой искренностью «печальным голосом». Декламация этой влюблённой девушки оставила в душе Айни глубокий отпечаток. «Особенно на меня произвели впечатление те стихотворения, любовный смысл которых Хабиба разъяснила мне, и особенно те газели, которые она декламировала печальным голосом, подобно певице», - вспоминает Айни [5,93].

Таким образом, просветительское самосознание и стремление посвятить себя делу просвещения, науке и знаниям как высочайшим ценностям, желание писать стихи- все это было заложено в Садриддине Айни в шестилетнем возрасте с помощью родителей и девушки по имени Хабиба и сопровождало его на протяжении всего жизненного пути.

Четвертый раздел под названием «Просветительская деятельность в публицистике Айнн» посвящен деятельности Айни как публициста, борца за создание нового таджикского общества в послереволюционные годы. После революции, наряду с литературным творчеством, полностью посвященным национальному пробуждению и образованию, Айни начал активно заниматься публицистической деятельностью, опубликовав в различных газетах и журналах статьи и сообщения, в которых выразил свои мысли по поводу безграмотности и темноты народных масс и поставил вопрос о реформе образования и возрождении духовности нации.

Статьи, воззвания и фельетоны Айни, изданные в прессе и в литературных сборниках с 1919 по 1954 гг., опубликованы в девятом томе его полного собрания сочинений. Айни обратился к жанру публицистики в послереволюционные годы и применил свои просветительские навыки в данном литературном жанре.

Одной из наиболее важных статей, посвященных проблемам общества, является статья «Просветительская деятельность», опубликованная в 23 номере (7-го декабря 1919 года) «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции») за подписью «Син.Мим» (буквы арабского алфавита - Б.Л.). Просветительская деятельность- это просвещение своего народа, о чём мечтал Айни. В статье Айни пропагандирует культуру общения, защиту прав личности, семейные ценности и воспитание здоровых детей [2, 11].

Просветительская пропаганда и назидания Айни проявляются в следующем его высказывании: «Братья! Еженедельно уделяйте час своего времени чтению этой газеты (имеется в виду газета «Пламя революции»), по мере возможности пользуйтесь этим изданием,

опубликованным на вашем родном языке, тем самым вы восполните тот час жизни, который вы потратили в неведении» [2, 13]. Этот призыв заключает в себе страстное желание писателя привлечь народ к просвещению и постижению знаний. Айни уверен, что общество получит от чтения газет только пользу, в нем появится стремление к знаниям. Поэтому он призывает народ к чтению газет и журналов и с чувством восклицает: «Братья! Объедините свои сердца и язык и читайте!» [2, 13].

Статья «Сайфу калам» («Меч и перо») также носит просветительский и пропагандистский характер.

В разделе рассмотрено содержание статей «Акнун навбати калам аст» («Настала очередь пера»), «Хукумати Шуро ба мо чй дод?» («Что дала нам Советская власть?»), «Масъалаи маориф ва китоб» («Вопрос образования и книги»), «Дар бораи мактаб ва маорифи точик» («О таджикской школе и образовании»), «Дар бораи китобх,ои мактабии точикон» («Об учебниках для таджиков») и «Точикони кухистон» («Горные таджики»).

Последний раздел главы назван «Отображение просветительских идей в поэзии Айни».

Стихи Айни, сочинённые в духе великих классиков, соответствуют всем требованиям классического стихотворения. Вопрос ценности поэзии Айни рассмотрен исследователем Шохзамоном Рахмоновым в его работе «Шеър ва Айнй» («Стихи и Айни»).

В данном разделе диссертации рассмотрены такие стихотворения Айни, посвященные школе и образованию, как «Мактаб сабаби хаёт бошад» [20,20], «Эй монда кадам ба рохи мактаб» [1, 238], «Суруди мактаб»[1,250], поэма «Хдсан зад [1,264].

В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Отмечается, что благодаря деятельности С.Айни просветительское движение достойно развивалось вплоть до Октябрьской революции и после революции оно продолжало своё развитие, его высокие идеалы поддерживались интеллигенцией, боровшейся за утверждение национального самосознания и национальной идентичности.

Садриддин Айни был одним из ярых борцов против пантюркизма. Своими произведениями он доказывал несостоятельность всех наветов и злопыхательских выпадов пантюркистов против таджиков. Сильнейшим ударом по их доктрине было издание Садриддином Айни книги «Намунаи адабиёти точик» («Образцы таджикской литературы»).

Во всех произведениях Айни проявляется его просветительский дух и историческая ответственность. Называя роман «Дохунда» просветительским романом, М.Шакури подтверждает мнение русского литературоведа Владимира Дорофеева. Как сторонник данной мысли,

он отмечает, что в романе «Дохунда» просветительская проза поднялась на более высокий уровень и приобрела ещё более высокое положение. Анализируя главы и разделы романа, М.Шакури доказывает пропагандистский талант и дар убеждения великого писателя [192, 6669].

Величайшим достижением Айни в деле просвещения таджикского народа было то, что наряду с освоением светских знаний и современной культуры, он постоянно находился в центре народной массы, внимательно изучал ее жизнь и проблемы. Айни был очень требовательным к себе и окружающим. По его мнению, величайшим благом, которым наградила «Великая Революция» общество Бухары, были культура и знания, школы нового типа, просвещение посредством средств массовой информации, пробуждение сознания общества.

Другом и сподвижником Садриддина Айни в трудный период начала XX века был Абдулвохид Мунзим. Вместе они преодолели путь от простых школьных учителей до великих просветителей и революционеров, борющихся против эмирского строя. Они непримиримо боролись за свободу и благоденствие, экономическое и социальное развитие страны, за повышение уровня знаний таджикской нации. Школа, открытая Мунзимом, в которой он работал в качестве учителя, стала серьёзным испытанием для этих просветителей.

Через всё творчество С.Айни красной нитью проходит тема пробуждения национального самосознания, обогащенного высокой человеческой моралью, тема борьба с невежеством и отсталостью.

В результате исследования вопросов просветительства в творчестве Садриддина Айни в диссертации сделаны следующие выводы:

1. Благодаря таким произведениям С.Айни, как «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро» («История революции мышления в Бухаре»), «Намунаи адабиёти точик» («Образцы таджикской литературы»), «Ёддошт^о» («Воспоминания») таджикские читатели смогли познакомиться с известным» просветителями и просветительскими движениями в Центральной Азии.

2. «Таърихи инкилоби Бухоро» является основным источником сведений о просветительстве и развитии данного направления в Центральной Азии.

3. В своём произведении «Таърихи инкилоби Бухоро» Садридцин Айни реалистично отобразил жизнь Бухары, обнажив пороки и недостатки своего времени. Кроме того, он раскрыл существующие препятствия на пути к развитию образования таджикского народа.

4. Произведения Айни дают нам исчерпывающее представление об истории таджикской нации и о её богатой культуре.

5. Айни собрал и систематизировал достоверные и полные сведения о таких известных просветителях того времени, как Ахмад Дониш, Мирзо Сиродж Хаким, Фитрат, Домулло Икром, Абдулвохид Мунзим, Абдулкодир Шакури, Хамидходжа, Усманходжа, Мулло Вафо, и просветительских изданиях «Наводирулвакоеъ», первых печатных газетах и журналах Бухары «Бухорои Шариф», «Турон», образовательной компании «Ширкати Баракат», библиотеке «Китобхонаи Маърифат», обществе «Ч^амъияти тарбияи атфол».

6. Айни первым установил источники и предпосылки зарождения просветительства в Средней Азии и показал основные направления деятельности просветителей, которые сводятся к следующему:

- пропаганда знаний и светских наук;

- распространение иностранных газет и журналов;

- основание периодической печати;

- создание просветительских обществ и школ с методикой «савтия»;

- пробуждение самосознания народа.

7. Произведения Айни являются важным источником познания реального положения народов Средней Азии, знакомства с жизнью и деятельностью литераторов в период правления эмира Абдулахадхона и свидетельством равнодушия правителей к их бедственному положению.

8. «Таърихи инкилоби Бухоро» или «Таьрихи инкилоби фикрй дар Бухоро» содержит исчерпывающие сведения об особенностях структуры Бухарского правительства, о медресе и методах обучения в них, о жизни студентов в медресе и условиях их обучения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Айни С. Собрание сочинений. Т.8.- Душанбе: Ирфон,1981.- 522с.

2. Айни С. Собрание сочинений. Т.9.-Душанбе: Ирфон, 1989,- 415с.

3. Айни С. Собрание сочинений. Т. 14. История революции мышления в Бухаре,- Душанбе: Матбуот, 2005.- 270с.

4. Айни С. История революции в Бухаре,- Душанбе: Адиб,1987,-240с.

5. Айни С. Воспоминания. 4.1-2.- Душанбе: Адиб, 1990,- 352с.

6. Айни С. Воспоминания. 4.2-3,- Душанбе: Нашр.дав.Точ.,1955.-566с.

7. Айни С. История революции мышления в Бухаре.- Тегеран: Суруш, 1381,- 208с.

8. Айнй С. Тах,зиб-ус-сибён. -Изд. 2-ое // Сост. и изд. Компания «Бухорои Шариф»,- Самарканд, 1917.-88с.

9. Айнй С. Зарурияти диния. Таълими имон. -Изд. 1-ое // Сост. и изд. Компания «Бухорои Шариф».- Самарканд, 1332/1914.-108с.

10. Асозода X. Иранская литература в XX веке. Т.1.- Душанбе: Пайванд, 1977.-272с.

11. Асозода X. Дополнения к биографии устода Айни,- Душанбе: Деваштич, 2004,- 92с.

12. Брагинский И. С. С. Айни. Жизнь и творчество,- М.: Гос.изд.худ.лит., 1959,- 199с.

13. Дониш Ахмад. Наводир-ул-вакоеъ. Кн. 2,- Душанбе: Дониш, 1989.-344с.

14. Икромй Ч. Устоди ман, мактаби ман, худи ман,- Душанбе: Ирфон, 1970.-119с.

15. Назаров М. Роль таджиков в истории Афганистана- Душанбе, 1998,-280с.

16. Раджаби М. Джадидизм и революция //Фарханг,- 1991.- №5,-С.37-42.

17. Хотамов Н. История таджикского народа (с 60-х годов XIX века по 1924 год).- Душанбе: Амри илм, 2001,- 360с.

18. Чдшнномаи Айнй. Т.7.-Душанбе: Дониш, 1991.-295 с.

19. Шакури М. Взгляд на таджикскую литературу XX века.-Душанбе: Пайванд, 2006,- 455 с.

20. Шакурй М. Равшангари бузург,- Душанбе: Адиб, 2006,- 340 с.

Основное содержание диссертации отражено в нижеследующих публикациях автора

1. Бобоёрова Л.Х. Айни и Ахмад Дониш // Молодые учёные и современная наука. Вып.З.-Душанбе, 2003.-С.226-229.

2. Бобоёрова Л.Х. Просветительство и его и роль в развитии духовной жизни общества // Молодые учёные и современная наука. Вып.4.-Душанбе, 2004.-С.190-192.

3. Бобоёрова Л.Х. Первые школы и тайные общества Бухары // Молодые учёные и современная наука. Вып.4.-Душанбе, 2004.-С.192-196.

4. Бобоёрова Л.Х, Основные средства развития сферы образования до событий начала XX века // Молодые учёные и современная наука. Вып.4.-Душанбе, 2004.-С.209-211.

5. Бобоёрова Л.Х. Основные направления деятельности просветительских обществ в Средней Азии // Вестник национального университета.Серия «Филология». - Душанбе: Сино, 2009.-№8 (56).-С. 222-226.

6. Бобоёрова Л.Х. Просветительская деятельность в публицистике Айни // Вестник национального университета. Серия «Филология». - Душанбе: Сино, 2009.-№8 (56).-С. 209-212.

Сдано в набор 17.08.2010. Подписано в печать18.08.2010. Зак.№112 Объем 1,5 п.л. Тираж ЮОэкз. Отпечатано в типографии РТСУ. 734025, Республика Таджикистан, г.Душанбе, ул. М.Турсунзаде, 30

 

Текст диссертации на тему "Айни и таджикская просветительская литература"

Таджикский национальный университет

«Айни и таджикская просветительская литература»

10.01.03.- литература народов стран зарубежья (таджикская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

На правах рукописи

Бобоёрова Лутфия Холиковна

О

со

Научный руководитель:

Член-корреспондент АН Республики Таджикистан

доктор филологических наук, профессор Имомов М. С.

Душанбе-2010

Муцаддима.

МУНДАРИЧД

3-15

Б оби 1. Сарчашмах,ои интел екту алии маорифпарвари дар Осиёи Миёна_16-105

1.1. Ташаккули гоях,ои маорифпарвари дар Аврупо ва

Шарк_30-41

1.2. Заминах,ои дохилии пайдоиш ва рушди

маорифпарвари_42-45

1.3. Хадз-Ф^011 асосии доирах,ои маорифпарварии Осиёи

Миёна_46-58

1.4. Чех,рах,о ва принсипх,ои му^имми маорифпарвари дар Осиёи Миёна_59-105

Боби 2. Мух,ит ва афкори маорифпарварии Садриддин

Айнй_106-169

2.1. Вазъияти маорифи ахди мангит аз назари Садриддин

Айнй_111-123

2.2. Таъсири мух,ит ба маорифпарварии Айнй_124-141

2.3. Маорифпарварй ва худшиносии маърифатии Садриддин

Айнй__142-151

2.4. Масъалаи «танвири афкор» дар публисистикаи

Айнй_152-163

2.5. Инъикоси маорифпарварй дар ашъори Айнй_164-169

Хулоса _170-177

Китобнома_178-189

МУКАДДИМА

Мухдммияти пажух,иш. Арзиши илмии мавзуъ тадкдау тахдик,и худшиносй, башардустй, тачдиди назар ба рузгору фаъолияти инсон, маърифати тозаи ч,омеа, нафрат ба зулму ноадолатй, дарёфти рох,у усул^ои бедбудии рузгори инсон буда, яке аз рохдои мух,ими муайян сохтани мо^ияти тозазу^ури маорифпарварй ба шумор меравад.

Маълум аст, ки аввали асри XX дар аморати Бухоро бо ташаббуси равшанфикрони замон Мирзо Абдулкрдири Шакурй, Мирзо Абдулвохдци Мунзим, Усмонхоча, Х,омидхоча, Мулло Вафо ва чанде дигарон мактаб^ои усули савтия кушода шуданд. Ин мактабх,о талабгорони зиёд доштанд. Чунки дар ин таълимговдо, дар баробари хату савод ба калонсолону хурдсолон, илмх,ои нав ва зарурй, аз забили хдсоб ва чугрофия низ омузонида мешуд. Дар мактаби Мулло Вафо бошад, омузиши забони русй низ ба рох, монда шуда буд. Садриддин Айнй ягона шахсест, ки оиди ин хама дигаргуних,о дар асараш «Таърихи ин^илоби Бухоро» маълумоти пурра медихдд.

Агар Ах,мади Дониш хдмчун поягузори ч,араёни маорифпарварй ба наели аввали он тааллук; дошта бошад, наели дуюми ин чараён онро на танх,о исти^бол кард, балки тачдиди назар ба чузъиёти он намуд ва такмили бунёдй ворид намуд, ки сарвари ин мархдла Садриддин Айнй буд.

Дар дах,солаи аввали кдрни XX- ум дар Шар к,, дар катори маорифпарварони зиёд, адиб ва равшангари барчастаи миллати точик Садриддин Айнй (1878-1954) ба майдони мубориза баромад, ки дар шинохти такдири инсон^о ва тасвири рох,и хакикдту саодат миёни мардуми Шарк, шух,рат пайдо кард. Асархои бузург ва пурарзиши Айнй хонандаро дар рох,и х,ак,ик;ат ва начобат тарбия менамоянд. Садриддин Айниро баъдх,о на танх,о мо- точикон, балки тамоми халкдои дунё чун

фарди х,ак,ик,атнигору маорифпарвари бузург эътироф карданд ва аз у ифтихор доранд.

Мисоли равшан суханх,ои сафири фавкуллодаи Х,индустон дар Иттих,оди Шуравй (солдои 70- ум), Индер Кумар Гуч;рал мебошад, ки дар чашнвораи Айнй гуфта буд: «Шахсоне чун Айнй мансуб ба як кишвар набуда, тааллу^ ба тамоми ча^он доранд» (164,67).

Mo дар ин рисола сарнавишт ва фаъолияти илмию адабии Айниро ба риштаи тавдик, кашида, кушиш кардем сах,ми уро дар равшангарии миллати точ,ик нишон дих,ем. Дар ин замина фаъолияти илмию адабии Садридцин Айнй бо такя ба асарх,ои худи у (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,57,58), Чдлол Икромй (31,32,92), Сох,иб Табаров (41,42,43,44), Мухдммадчон Шакурй (48,49,50), Худойназар Асозода (20,21,22,23), Абдулхдй Мах,мадаминов (35,36), Мухдммадюсуф Имомов (33,34) таджику баррасй мешавад.

Доираи фаъолияти эч;одии Айнй нихрят фарох буда, ^ама пах,лух,ои хдёти инсонро фаро мегирад. Асарх,ои у тачдссумгари дарду ормонх,ои чомеа буда, ба талаботи замон чдвобгу мебошанд.

Айнй яке аз он адибонест, ки дар давраи пур аз фоч;иаи аввали асри XX ором нанишаста ва аз мухолифони равняй маорифпарвари нахдросида бах,ри пешрафти маърифати халк;и точик корх,ои зиёдеро ба анчом расондааст. Вай барои равна^и фархднги халкд точик дар даврах,ои пеш ва баъд аз ш-щилоби Октябр ва худидоракунии чамъияти точ,икон хизмати арзанда кардааст.

Дар пешрафти маърифати халк,и точик асарх,ои таълифнамудаи Айнй накши мух,им бозидаанд. Ин асар^о чун дастури методй дар мактаб^ои нав истифода бурда мешуданд. Х,адафи асосии ин осор омузонидани саводу дониш ба толибилмон ва бедор намудани эътикоду

самимият дар них,оди онх,о буд. Нахустин асарх,ои таълимии дар шакли наср навиштаи Айнй барои мактабх,о- «Тах,зибуссибён» (барои баровардани саводи форси (Самарканд 1328/1909)), «Тартилулк;уръон», ки ба масобаи рисолаи тач;види форсист (Оренбург, чопхонаи царидаи «Вак,т»- 1909), «Зарурийёти динийя» (Самарканд 1332/1914) бо мак,сади пайдо намудани эътрщод дар ниходи хонандагон таълиф шудаанд. Х,адаф аз навиштани ин асарх,о баровардани хату саводи толибилмон ва ро^намойии халк; ба дунёи маърифат буд.

Нашри ин китобх,о дар он замон ба муаллиф хатарнок буданд. Инро ба назар гирифта, дустони Айнй чораи корро дар он диданд, ки хдр сеи ин китобх,оро бо имзои «Мураттиб ва муаллиф Ширкати Бухорои Шариф» чоп намоянд. Айнй низ ин чораи андешидаро писандид ва ба кдвли А. Мах,мадаминов «номашро зуд аз муаллифии китобх,о» (65,47) гирифт. Дар натич;а китобх,о дар тамоми аморат пахн шуда ва зиёне хдм ба ч,они муаллиф нарасид. Баъдтар чанде аз мударрисони Мадраса хам аз ин китоб^о ч;онибдорй намуданд. Онх,о аз мутолиаи ин китобх,о ба хулоса омаданд, ки таълифот вок;еан равшанфикрона буда, маъхази бисёр муфид ва муносиб барои тарбия ва бароварданр1 донишу савод мебошанд. Таълифи ин китобх,оро, пеш аз х,ама, муфтии машхури Бухоро домулло Икром ч,онибдорй намуд. Азбаски домулло дар аморат обруи хосае дошт, дар натичаи тарафдорих,ои у «...китобх,ои «Тартилулк;уръон», «Зарурийёти динийя» ва «Тах,зибуссибён» аз ч;ониби мак;омоти волои замон дар аморати Бухоро ба некй ва хуш пазируфта шуд» (10,11) ва дар дарки маърифати халк, нак;ши мух,им бозиданд.

Гайр аз ин китобх,о, асарх,ои илмии Айнй, монанди «Таърихрт инкилоби Бухоро», «Таърихи амирони мангитияи Бухоро», «Ч,аллодони Бухоро», «Намунаи адабиёти точ,ик» дар давраи бисёр мух,имми таърихи мардуми то^ик ба вучуд омадаанд. «Намунаи адабиёти точик»- и Айнй

5

дар замоне таълиф ёфт, ки пантуркистон ва мухолифони миллати точик зидци ташкилёбии Ч^умхурии Точикистон кушишх,о мекарданд. Таълиф ва тахдрщи ин асарх,о мацоми хдр як алломаи адабиёти миллати точикро дар са^ифаи таърих муайян намуда, бозёфти тозае дар рох,и омухтани хдёт ва эчодиёти онх,о гаштанд.

Асарх,ои илмию бадеии Айнй хдмчун воситаи асосии худогох,ии миллй, мубориза барои озодй ва истшутолияти миллати точик буд ва хохдд монд. Мавзуи асосии тахдикд асарх,ои Айнй вок,еах,ои сиёсй ва ичтимоии давру замон буда, таърихномаи миллати точик ба х,исоб мераванд.

Хусусан, асари мух,имми таърихй ва ба кавли Рах,им Х,ошим «ба тамоми маъно хуччатии устод Айнй» (11,234) дар аввали к;арни XX «Таърихи ин^илоби Бухоро» аст. Ин асар соли 1920 нашр шуда, дар таърихи 23- юми феврали соли 1921 бо номи «Бухоро инкилоби таърихй» ба забони узбекй тасниф шудааст. Ба навиштани ин асар Айнй, пас аз шифо ёфтан аз захмх,ои чазои вахдшёнаи аморат, 3- юми июни соли 1917 дар Самарканд огоз мекунад.

3- юми июни соли 1917 у пас аз табобат ёфтан ба Самарканд меравад. Дар он чо ба шароити номусоид нигох, накарда ба таълифи китоб огоз мекунад. Нусхаи аслии ин китоб, ки бо хатти форси навишта шудааст, аз дувоздах дафтар ва 357 сахдфа иборат аст. Аз огоз то анчом мавзуи бах,си ин китоб масъалаи мактаб, маориф ва таълими усули навро дар бар мегирад.

К^исмати асосии китобро масъалаи мактаб фаро гирифта, муаллиф дар. бораи аввалин мактабх,ои нав дар Бухоро, тайёрй ба бастани мактаби нав ва имтих,он, баста шудани мактаб бори аввал, фатво ва мунозирах,о оиди мактаб, мактаби тоторх,о, матбуот, ташкили фиркди чадид, ах,воли чавонон дар соли 1910, таъсиси чамъияти махфй,

Абдуррауфи Фитрат ва асарх,ои у, масъалаи ислох,и чддвали дарсй дар мадрасах,о, нашри ч;аридах,ои «Бухорои Шариф» ва «Турон», коркой маориф дар солх,ои 1913-1914, бори дуюм баста шудани мактабх,о, масъалаи ислох,от, маъмурони рус ва чавонон, таък;иби цамъияти махфй аз тарафи элчихонаи рус, инкдлоби феврали соли 1917, ^аракати чдвонон дар рох,и исло^от, масъалаи намоиш, аксулхдракат, ах,воли чдвонон баъд аз намоиш ва гайра маълумот медихдд.

Айнй дар «Таърихи инк;илоби Бухоро» тамоми вок;еах,ои Бухорои охири кдрни XIX ва аввали кдрни XX- ро хдк,ик;атнигорона нишон медихдд. Ин китоб шох,иди зиндаи зиндагии онрузаи миллати тоник аст. Во^еах,ое, ки дар «Таърихи инк;илоби Бухоро» ба таври пурра ва возех, тасвир ёфтаанд, мах,сули тахайюли нависанда набуда, балки х,ак;ик,ати вок;ей дар зиндагии ^аррузаи муаллиф ва цомеаи Бухоро аст.

Нусхаи гумшудаи ин асар, ки х,оло дар Пажухдшгох.и Абурайх,они Берунии шах,ри Тошканд нигохдорй мешавад, соли 2005 бо номи «Таърихи инк;илоби фикрй дар Бухоро» аз чоп баромад. Ин китоб дар чопи худ ба садду монеах,ои зиёд ру ба ру омадааст, зеро касоне ки аз мак;омоти давлатии Ч^умх,урии Бухоро буданд, худро кадрамони инкилоби Бухоро медонистанд ва мехостанд, ки дар сах,ифах,ои таърих накше дошта бошанд. Чун ин асар хдки^атнигорона таълиф шуда буд, онх,о ба х,еч, вачх, намегузоштанд, ки китоб чоп шавад.

Яке аз дустони Айнй Юлдош Пулод, ки нозири маорифи Бухоро буд, бо мак;сади ба табъ расонидани «Таърихи шщилоби фикрй дар Бухоро» ба шаркдшноси маш^ури рус Александр Самойлов муроч;иат менамояд. Баъди чанде бо мадади ин шаркшинос оид ба асари Айнй дар мачаллаи «Восток» мак;олае ба нашр расид, ки тавонист арзиши олии асарро ба ховаршиносони Русия ва Аврупо нишон дихдд. Бисёр

мутафаккирон дар натичаи мутолиаи ин мак;ола аз мазмуни пурарзиши он огох,й пайдо карданд (10,24).

«Таърихи инкдлоби фикрй дар Бухоро» фарогири вок,еоти х,аёти сиёсй, ичтимой ва пеш аз хама, хдёти илмию маърифатии чомеаи Бухоро дар бист соли аввали асри XX мебошад. Айнй симои арбоби давлати Бухороро дар ин китоб (бахусус дар сах,ифах>ои аз 9 то 20- и нашри соли 1978) равшан ва барчаста тачассум намудааст. Хусусан дар бораи фасод шудани ахлоци уламо ва истифодаи хонх,о аз ин, ба мулки хусусй табдил ёфтани х,учрах,ои мадрасах,о аз чониби хонх,о ва муллоён, ах,воли бади китобхона^о, муомилаи цозиву раис^о бо халк; маълумоти муфассал до да мешавад.

Яке аз масъалах,ои асосие, ки дар «Таърихи инк,илоби фикрй дар Бухоро» нишон дода шудааст, ах,воли уламо ва мактабу мадрасах,ои Бухоро мебошад. Айнй дар ин китоб чигунагии тах,сил дар макгабу мадрасах,ои Бухороро, ки маркази маърифату маданияти Осиёи Миёна ва «маркази бузурги точикон» (49,219) (шах,ре, ки дар гузашта шухраташ оламгир буд) ба шумор мерафт, хеле хуб нишон медихад.

Инчунин, масъалахои асосие, ки Айнй дар «Таърихи инцилоби ' Бухоро» ва ё худ «Таърихи ин^илоби фикрй дар Бухоро» х,адафи асосии худ к,арор додааст, сохти давлатдории аморати Бухоро, бедории фикрй, пайдо шудани майлу хо^иш ба касб^ои дилхох,и замонавй, саъю кушиш барои расидан ба максад*ои~них,ойй, ислох,и усули таълим ва чорй намудани усули савтия дар мактабу мадрасах,о мебошад.

Чун дар «Таърихи инк;илоби фикрй дар Бухоро» х,ак,ик,ати комили зиндагии чомеаи Бухоро, бахусус миллати точик дар охири асри XIX ва аввали асри XX тачассум ёфтааст, ба душманон ва бадхох,они миллати точик писанд наомада, б а монеах,ои зиёд дучор омад. Зиёда аз 70 сол нусхаи гумшудаи ин асари беназир дар мах,баси бадхох,он ва тангназарон

кар op дошт ва руи чопро надида буд. Ин аст, ки баъд аз дарёфт асар «Китоби зиндонй» (10,27) номгузорй шудааст.

Тавре аз мазмуни «Таърихи инкдлоби фикрй дар Бухоро» маълум шуд, Айнй 34 сол, аз соли 1920 то поёни умр (соли 1954) орзуи пайдо кардани нусхаи аслии гумшудаи ин китобро доштааст (10,25). У боварии комил дошт, ки «Он нусхаи нодир пайдо хо^ад шуд, зеро дар он сарнавишти Бухорои Шарифи чандинхдзорсола ва мардуми бофархангу забони давлатии форсй-точикй, бо умри беш аз хдзорсолааш баён шудааст» (10,26) ва х,еч имкон надошт, ки ин таълифоти бузург батамом нест шуда бошад. Айнй бовар дошт, ки замоне фаро мерасаду ин нусхаи нодир аз ягон бойгонй дарёфт мегардад.

Хушбахтона, китоб бо номи «Таърихи инкилоби фикрй дар Бухоро» соли 1381 х,ичрй (2003) дар хдчми 208 сах,ифа, бо ташаббуси нашриёти «Суруш»- и Те?фон, пас аз х,афт дах,солаи мах,бусй аз чоп бароварда шуда, ба дасти муштокони худ расид. Баъдтар соли 2005 ин китоб дар шакли мукаммал, дар хдчми 270 сах,ифа бо кумаки молиявии Бунёди Сорос ва мусоидати Института «Чрмеаи кушода»- и Точикистон, тах,ти назар, кушиш ва мукаддимаи Камолиддин Садриддинзода Айнй (фарзанди Айнй) ва та^иякунандаи матн- мухаррири масъул Мухаммадчон Умаров бо хати кириллй дар чопхонаи «Матбуот»- и Точикистон тах,ия ва нашр гардид.

Чун ба мазмуни «Таърихи инк,илоби фикрй дар Бухоро» дурусттар диккат дих,ем, пай хох,ем бурд, ки ин асар нисбат ба тарчумаи он аз забони узбеки, ки аз чониби Рах,им Х,ошим сурат гирифтааст, фарьдияти чиддй дорад. Х,акик,ати баъзе вок,еах,ое, ки дар тарчумаи китоб пурра инъикос нагардида буданд, дар ин чо ба таври пурра тачассум ёфтаанд.

Ба мунсибати чашни 100- солагии Айнй Ра^им Х,ошим ба кароре меояд, ки ин асари мух,имро аз забони узбекй ба точикй тарчума намояд,

то дастовези бех,тарине ба чашни Айнй ва дастраси хонандаи точик гардад. Аз ин ру, у дар натичди чу стучу як нусхаи дастнависи китобро аз китобхонаи марказии Тошканд пайдо карда тарчумаи онро ба чо овардааст.

«Таърихи шщилоби фикрй дар Бухоро»- ро асари тарчумаихрлй низ гуфтан мумкин аст, зеро хдмаи вок,еах,ои дар китоб дарчшуда саргузашти хдррузаи нависандаро фаро мегиранд. «Таърихи инк,илоби Бухоро» дар шакли тарчума аз узбеки аз чор боб иборат аст. К^исми аввали китоб тачассумгари вок;еах,ои ак;ибмондагй, муомилаи синфи ^укмрон нисбат ба зердастон, тайёрй ба тщшгоби илмй ва ичтимой ва таъсири инк;илоби соли 1905- и Русия ба Бухоро мебошад. Тамоми вок;еах,ое, ки бо таъсири инк;илоби соли 1905- и Русия ба вучуд омада буданд, дар ин к;исмат равшан инъикос ёфтаанд.

К^исми дуюм фарогири масъалахри мактабу маориф дар чомеаи Бухоро мебошад. Дар ин к,исмат дар бораи аввалин мактаб^ои усули савтия, исло^и барномаи таълимй дар мактабу мадрасах,о, низоъи чадиду к;адим дар байни мусулмонони Русия, низоъи суннию шиа аз сабаби бемаърифатй, а^воли чавонон дар солхои 1910-14, масъалаи ислох,от, таъсири чанги чах,он ба чавонон, вазъи чамъиятх,ои махфй, хдвзах,ои маърифатй, ки бах,ри пешрафти маърифати чомеаи Бухоро таъсис ёфта кору фаъолият мекарданд, таъсири матбуоти давр ба чомеа ва зиддиятх,о ба пешрафти маърифати халкд точик маълумоти пурра дода шудааст.

Илова бар ин, дар ин кисмат муфассалтар ёдоварй мешавад аз хдвзах,ои аввалини маорифпарварй дар Самарканд ва Бухоро- мактаби Шакурй, мактаби Мунзим, чамъияти махфии «Тарбияи атфол», ки хддаф аз таъсисаш ёрй расонидан ба мактабх,ои нав, аз чумла мактаби Мунзим буд, инчунин доира^ои хурди маърифатй ва матбуоти давр, аз кабили мачаллаи «Мулло Насриддин», чаридах,ои Русия- «Вак,т» ва «Тарчумон»,

чдридах,ои «Бухорои Шариф» ва «Турон», ки дар Бухорои аввали асри XX фаъолияти корй ва таблиги равшангаройии худро огоз намуда, пурмах,сул кор мекарданд.

Боби сеюми «Таърихи инк,илоби Бухоро» дойр ба во^еа^ои ин^илоби феврали соли 1917 ва таъсири он ба Бухоро, ислох,от дар сохтори давлатдории Бухоро, к;абули ин талаб аз чониби аморат, хдракати чавонон дар рох;и ислох,от, масъалаи намоиш (митинг), бекор гардидани фармони ислох,от бо кушиш ва игводои муллоёни мутаассиб ва анчоми фочиавии он, балох,ои ба сари Айнй ва маорифпарварон омада, найрангу дасисах,ои маъмурони элчихонаи рус Миллер, Шулга, Введенский, ашхоси алох;ида, чун мулло Кдмари Кдзонй, мулло Холмуроди Тошкандй ва х,аракатх,ои дар Когон ва хукумати Бухоро бавукуъомада маълумот медихдд.

Боби чоруми китоб аз соли 1918 то 1920 вок,еахои охирин рузх,ои хукмронии аморат, бесару сомоншф дар аморат ва пуркувват гардидани муборизаи чомеаи Бухоро бах,ри начот ёфтан аз зиндони зулму истибдод, вок,еаи Колесов ва сабабх,ои он, вазъияти чавонон пас аз ин вок,еа, вах,шонияти ^укумати Бухоро нисбат ба онх,о, ^аракати сиёсии чавонон ва мубориза бах,ри пешравии маърифат дар байни миллати точикро дар бар мегирад.

Еайр аз «Таърихи инкилоби Бухоро» дар «Тах,зибусср1бён», «Зарурийёти динийя» ва «Тартилулкуръон», ки чун дастурхои методй дар мактабх,ои Бухоро истифода мешуданд, афкори маорифпарваронаи Айнй дида мешавад.

Бинобар ин, мо тасмим гирифтем, ки фаъолияти адабиву илмй, омузгорй ва маорифпарварии Айниро х,аматарафа тадащ карда, назари уро ба маорифпарварии точик то чое муайян созем. Эчодиёт ва афкори Садриддин Айниро дойр ба маорифпарварии точик бо хдмаи пах,лух,ояш

11

равшан сохта, ба ин васила ба кадри имкон мавк,еи уро дар таблиги ин равия нишон дих,ем. Инчунин, тахдикд масъала^ои зеринро, ки Айнй дар асархояш мавриди хддафи худ ^арор додааст, дар рисола баррасй намоем:

1. Назаре ба сохти давлатдории амор�