автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему:
Башкирская этнонимия

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Сиражитдинов, Рафаэль Ахметжанович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Башкирская этнонимия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сиражитдинов, Рафаэль Ахметжанович

Введение.

I ГЛАВА. Семантическая структура башкирских этнонимов.

1.1. Отражение модели мира в башкирской этнонимии.

1.2. Этнонимы, восходящие к названиям животных,птиц, рыб и насекомых.

1.3.Этнонимы, восходящие к названиям растительного мира.38 1.4.Этнонимы, связанные с территорией и особенностями расселения башкир.

1.5.Этнонимы, восходящие к антропонимам башкир.

1.6.Этнонимы, восходящие к этнонимам башкир и других народов.

1.7.Этнонимы, восходящие к социальным и имущественным терминам.

1.8. Числовые этнонимы.

II ГЛАВА. Структурно-словообразовательный анализ башкирских этнонимов.

2.1. Простые этнонимы.

2.2. Двухкомпонентные этнонимы.

2.3. Трехкомпонентные этнонимы.

2.4. Четырехкомпонентные этнонимы.

III ГЛАВА. Происхождение этнонимов башкирского языка.

3.1. Этимологизируемые этнонимы башкирского языка.

3.2. Неэтимологизируемые этнонимы башкирского языка.

IV ГЛАВА. Отражение башкирских этнонимов в антропонимии и топонимии.

4.1. Отражение этнонимов в антропонимии башкир и других народов.

4.2. Отражение башкирских и других этнонимов в топонимии Башкортостана и других территорий.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Сиражитдинов, Рафаэль Ахметжанович

Диссертационная работа посвящена исследованию башкирских этнонимов - особого пласта лексики башкирского языка. В работе анализируются семантическая и словообразовательная структуры башкирских этнонимов. Этнонимия - это наука о происхождении, распространении, функционировании и структуре этнонимов, которые составляют особый разряд исторической лексики. Необходимость углубленного изучения этнонимии диктуется прежде всего задачами развития ономастической науки как в республике, так и России в целом, ибо ономастика в наши дни становится одним из самых перспективных направлений антропологической лингвистики. Во-вторых, башкирская этнонимия, тесно связанная с этнической и этнокультурной историей народа, историей формирования башкирского языка и его диалектов, историей формирования языковой картины мира, еще не была предметом специального монографического исследования. Безусловно, это не значит, что к изучению этнонимии в башкироведении не обращались.

Наиболее ранние сведения о башкирских этнонимах содержатся в средневековых восточных письменных источниках. «Баижорт» и ряд других этнонимов в различных фонетических вариантах в качестве названий племен, местностей упоминаются в трудах Саллама-ат-Тарджумана (IX в.), Ал-Масуди (X в.), Ибн-Фадлана (X в.), Махмуда Кашгари (XI в.), Абу-Райхана-ал Бируни (XI в.), Ал-Идриси (XII в.), Рашид-ад-дина (XIII в.), Ал-Омари (Х1У в.), Хамдаллаха Казвини (Х1У в.), Ал-Бакуви (Х1У в.) и др. (Хисамитдинова, 1994, с. 8-9).

В «Сокровенном сказании монголов» (XIII в.) нашли отражение этнонимы кацлы, кыпсак, башкорт л др. (Козин, 1941, с. 192; 194).

Этнонимы башкорт, бврйэн, болгар в различных фонетических вариантах зафиксированы в трудах западно-европейских путешественников и исследователей ХП1-Х1У вв. (Аннинский, 1940, с. 65; 92).

Башкирская родо-племенная этнонимия фиксируется и в русских письменных источниках. Уже в летописях упоминаются этнонимы башкорт; тархан в качестве личного имени хана Башкорда и титула привилегированной верхушки башкир. (Хрестоматия по истории России, 1994, с. 109).

После присоединения Башкирии к России во всех документах русской администрации, в географических и исторических трудах русских исследователей присутствуют те или иные этнонимы башкирского языка. Наиболее ценные материалы по башкирской этнонимии содержатся в «Материалах по истории Башкирской АССР» (далее МИБ). Данный источник состоит из пяти опубликованных и одного неопубликованного сборников, включающих документы ХШ-ХУШ вв. (МИБ, ч. 1. М., Л., 1936; МИБ, т. 3. М., 1949; МИБ, т. 4, ч. 1. М., 1956; МИБ, т. 4, ч. 2. М., 1956; МИБ, т. 5. М., 1960). Почти во всех документах содержится этнонимический материал, представляющий собой названия башкирских родов и племен, отэтнонимические наименования волостей и населенных пунктов, отэтнонимические имена и фамилии башкир ХУ1-ХУ1П вв. В частности, в первом томе МИБ фиксируются этнонимы буляр, бурзян, дуван, елан, кыпчак, мин и др. в качестве названий башкирских волостей и деревень (МИБ, 1936, с. 596-611).

Богатый этнонимический материал, причем с объяснением и некоторой этимологией, содержится в трудах В.Н. Татищева, П.И. Рычкова, И.И. Лепехина, П.С. Палласа (Татищев, 1968; Рычков, 1770; Лепехин, 1795; Паллас, 1773-1788). Например, И.И. Лепехин, называя гору Калмак-тау, добавляет «.названа по причине когда-то одержанной победы над калмыками» (Хисамитдинова, 1994, с. 19).

Ценным источником по башкирской этнонимии ХУП-Х1Х вв. являются «Экономические примечания к генеральному межеванию» и материалы Уфимской приказной избы (Экономические примечания к генеральному межеванию России. Ф. 1355, оп. 1; Уфимская приказная изба. ЦГАДА. Ф. 1173, ед. хр. 1440, д. 4, 5, 299, 381, 396, 441, 443, 449, 476, 641, 698, 990, 1096, 1100, 1240). В названных документах содержатся названия почти всех родо-племенных групп башкир. В частности, в межевых документах указываются территории, населенные пункты, занятия не только той или иной родо-племенной группы башкир, но и пришлого населения из Поволжья, Средней Азии, часть которых со временем была инкорпорирована в состав башкир. В частности, в материалах Уфимской приказной избы приводятся названия следующих башкирских ойконимов, восходящих к этнонимам: Унлар 'Унлар', Салагош 'Салагуш', Байлар 'Байляр', Булэр 'Буляр', Иске Кыргы? 'Старый Киргиз', Кацлы 'Канглы', Меркет 'Меркит', Терьэк 'Терсяк' и др. Из башкирских письменных источников по этнонимии большой интерес представляют шежере, генеалогические летописи родов и племен башкир (Башкирское шежере. Сост. Р.Г. Кузеев. Уфа, 1960).

В связи с тем, что традиции составления шежере у башкир древние, существуют шежере почти всех родов и племен. Поэтому материалы шежере, как и предыдущие два документа, содержат более полный корпус этнических наименований башкир.

Этнонимия северных и северо-западных башкир фиксируется в «Письме Батырши». Например, Булэр кэлгэсе 'крепость Буляр', Салжугут илэуе 'кочевье салзигутов', Кудэй илэуе 'кочевье кудейцев' и т.д. (Башкорт о?эбиэтенец текстологияыы мэсьэлэлэре, 1979, 132157 66.).

Материалы по этнонимии башкир содержатся в трудах таких башкирских ученых и писателей как М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, М. Бурангулов и др. (вмотбаев, 1984; Буранголов, 1929; Фэхретдинов, 1909). В частности, М. Уметбаев в своих историко-этнографических статьях упоминает этнонимы башкорт, кесе табын, йомрантабын, мец, истек, катай ж др. (0метбаев, 1984, 189-260 бб.).

Наиболее полный корпус башкирской этнонимии представлен в трудах С.И. Руденко, А.З. Валиди и Р.Г. Кузеева, посвященных этнической истории башкир (Руденко, 1955; Валиди, 1994; Кузеев, 1974).

С.И. Руденко в своей фундаментальной монографии «Башкиры» специально останавливается на аймаках и тюбах башкир, имеющих иноэтническое происхождение. Он пишет: «.вместе с припуском на свои земли иноплеменников в подразделениях башкирских родов появились тюбы: Сартовская (узбеки), Калмыкская (калмыцкая), Ногайская (ногайцы), Мишерская (мишари), Трухменская (туркменская). Кроме того, образовались крупные роды или волости, получившие новые названия (айлинцы, таныпцы)». Перечисленные родо-племенные объединения были относительно молодыми по сравнению с коренными башкирскими племенами. С.И. Руденко пишет: «В домонгольское время, по преданию, башкиры разделялись на двенадцать основных родов, из которых семь были расположены на территории бывшей Уфимской губернии, а пять - в зауральской части. В Уфимской провинции к западу от реки Ик жили бюлярцы, в верховьях реки Ик и по Деме - киргизы, в бассейне среднего течения реки Белой и правых ее притоков - табынцы, к югу от киргизов и табынцев большую территорию по Общему Сырту занимали кипчаки, а в верховьях реки Сакмары и на востоке в верховьях рек Сакмары и Урала - бурзяне». Из вышеизложенного следует, что С.И.Руденко не только перечисляет «коренные» башкирские племена, но и указывает на территории их расселения.

Указанная работа С.И. Руденко ценна еще тем, что он на материалах переписей 1735, 1737 гг. показывает, сколько было волостей в Уфимском уезде.

С.И. Руденко затронул вопросы родо-племенной терминологии. В частности, он пишет: «В документах ХУП-ХУШ вв. термины «аймак» и «тюба» применяются для обозначения семейно-родовых и территориальных единиц внутри большого рода или волости. «Аймак» - термин, вошедший в употребление в монгольское время, - означает совокупность нескольких, обычно родственных семей; «тюба» (тубэ) - понятие территориальное, обычно пастбищная территория, принадлежащая данному аймаку» (Руденко, 1955, с. 5053).

А.З. Валиди, опираясь на византийские источники, устанавливает родо-племенные названия венгров, среди которых диюрматыъ. йенех, совпадают с башкирскими этнонимами юрматыъ йэнэй(Вэлиди, 1994, 18 б.).

Наиболее полный материал по названиям мелких родовых подразделений башкир (ара, зат, тубэ, нэдел, током, аймак и т.д.) собран Р.Г. Кузеевым. Данный материал, представленный в его монографии «Происхождение башкирского народа» и других его трудах, является ценным источником по башкирской этнонимии (Кузеев, 1957; 1974; 1978).

Кроме указанных трудов, источниковедческую ценность представляют собой тома башкирского фольклора, толковый, диалектологические, топонимические словари, труды ономастов, диалектологов, фольклористов, этнографов и историков республики, содержащие как введенные, так и не введенные в оборот, названия мелких родовых подразделений (БНТ, 1987; БХИ, 1980; БХИ, 1997; БТЬ, 1993; БЬЬ, 1967-1970; Словарь топонимов БАССР, 1980; Шэкур, 1993; Миржанова, 1991; Галин, 1996; Кузеев, 1978; Ахмеров, 1994).

Сопоставление материалов разных источников дает возможность с достаточной полнотой и достоверностью восстановить этнонимическую систему башкирского языка.

Как уже отмечалось выше, изучение башкирской этнонимии имеет свою историю.

Как показывает обзор источников, уже в работах дореволюционных исследователей края, содержатся некоторые этимологические разыскания, толкования отдельных этнонимов башкирского языка (Филоненко, 1913; Хвольсон, 1869; Юматов, 1989).

В.С.Юматов об этимологии этнонима башкорт пишет следующее: «Башкурт значит: «главная пчела», «главный над пчелами», «пчеловод». Башкирцы не от других народов приняли себе название башкурт. Всего вероятнее, что они назвали сами себя башкурт - «пчеловодами», а пчеловодство всегда составляло одно из важнейших занятий башкирцев» (Юматов, 1989, с. 399-401).

Специальную статью этимологии этнонима башкорт из г дореволюционных исследователей посвятил В.И. Филоненко. В статье «Башкиры» он приводит более двадцати этимологий. Из всех версий он склоняется к той, согласно которой этноним башкорт имеет тотемистическое происхождение и связан со словами баш 'главный' и курт'волк' (Филоненко, 1913, с. 168).

После революции начинается бурный рост башкироведческой науки. В связи с изучением башкирской этнографии, археологии, языка, фольклора появляются статьи и по этнонимии башкир.

Одной из первых работ, посвященных башкирской этнонимии, является книга известного археолога Р.Б. Ахмерова «Наскальные знаки и этнонимы башкир». В данной работе он дает этимологии этнонимов башкорт, бврйэн, тамъян, удэргэн, катай, мец, ко?эй, табын, юрматы, туцгэуер, кыпсак. В частности, по этимологии этнонима башкорт он пишет следующее: «.если обратимся к языку древних тюрков, то увидим, что термин кор буквально означает смелый, отважный мужчина, а термин корти - выражает слово народ. Отсюда происходит, вероятно, этноним башкорт». Далее он пишет: «. этноним башкорт можно толковать и по-другому. В частности, персидский термин бажкиренд означает тамгасы; то есть клеймовщик, который почти идентичен с этнонимом башкорт» (Ахмеров, 1994, с. 74).

К этимологии этнонима башкир обращался известный тюрколог Н.А. Баскаков. В статье «О происхождении этнонима башкир» он проанализировал следующие этимологии: 1) волк-вожак; 2) главный пчеловод; 3) главный аксакал; 4) народы главного ведущего племени; 5) пять огузов; 6) башкорт идентичен с этнонимом булгар [бунтовщик] и выдвинул несколько своих гипотез. Вот одна из его гипотез: «. этимология этнонима башкорт может быть связана с этнонимом огур ~ огуз, в состав которых входили печенеги. Они находились в тесных отношениях с родо-племенным объединением он-огуров, то есть «десятью огурами», в то время, как башкиры - кыпчаки по происхождению, смешавшиеся с булгарами, были тесно связаны с родо-племенным объединением котригузов, то есть «тридцатью огурами», приходясь друг другу ваджа (свояками) по выбору невест и жен из третьего родо-племенного союза» (Баскаков, 1984, с. 13-14).

Башкирский ученый А.Г. Биишев этноним башкорт делит на три составных элемента: баш-, -кор-, -т. Он подчеркивает, что еще до него такое деление этнонима башкорт предложил А.Н. Усманов, который, по мнению автора, не учел лишь конечный элемент -т.

А.Г. Биишев считает, что башкорт - сложное слово, где баш 'голова, главный', а кор 'круг, нечто, расположенное по кругу', 'совещание разных людей, сидящих по кругу, а -т - монгольский аффикс множественного числа. Не считая бесспорным свою этимологию, А. Г. Биишев допускает, что может быть и другая этимология этнонима башкорт (Биишев, 1971, с. 221-222).

Серию специальных статей башкирской этнонимии посвятили известные ученые Р.Г. Кузеев и Т.М. Гарипов. В своих статьях они останавливались на стратиграфии, происхождении двойных этнонимов, семантической классификации отдельных этнических названий башкир (Кузеев, Гарипов, 1971; 1969; 1976). В частности, появление двойных этнонимов Р.Г. Кузеев и Т.М. Гарипов объясняют следующим образом: «. разрешение на браки давались аксакалами, знавшими генеалогические древа своих родов на десять-двадцать поколений вглубь и старавшихся не допустить смешений в пределах родовых подразделений. Отсюда - широкая возможность межродовых контактов и вероятность складывания «двойных» этнонимов: барын-табын, карагай-кыпсак, ьарт-эще и т.д. (Кузеев, Гарипов, 1971, с. 214).

Стратиграфия башкирских этнонимов была разработана Р.Г. Кузеевым. В частности, он выделяет следующие историко-стратиграфические пласты: 1) ранний финно-угорско-самодийский пласт; 2) булгаро-мадьярский пласт; 3) древнебашкирский пласт; 4) огузско-кыпчакский пласт; 5) кыпчакский пласт; 6) ногайский пласт; 7) поздний поволжско-среднеазиатский пласт названий мелких родовых подразделений типа калмак, калмык, казах, каракалпак, узбек, туркмен, татар, типтяр, мишар, черемис, чуваш, мукшы, ар и др. (Кузеев, 1978, с. 183-199).

Обзору и выдвижению новой гипотезы посвящена статья Т.М. Гарипова «Новые версии происхождения этнонима башкорт». Рассмотрев все имеющиеся тридцать пять версий происхождения этнонима, он делает следующие выводы: 1) башкорт - двуосновная композита; 2) дентальный консонант в роли финали уже входил в состав второй базы ко времени сложения всего этнонима; 3) большинство догадок и домыслов относятся к категории так называемых «народных этимологии»; 4) страницы историко-филологических опусов пересыщены наукообразными компиляциями и некритическими копированиями графем, резко разнящихся от текстовых оригиналов; 5) создание целого ряда относительных, неокончательных, «временных» этимологий для одного этнонима вполне допустимо. Это касается и этимологических судеб этнонима башкорт, 6) территориальная обособленность протобашкир могла способствовать их наречению «отдельным, особым становищем» среди большинства остальных тюркских племен.

Исходя из изложенного Т.М. Гарипов дает свою этимологию этнонима башкорт. Согласно его этимологии, этноним башкорт восходит к слову башкурд, возникшему в результате стяжения словосочетания башка урда в значении 'другое, особое войско' (Гарипов, 1987, с. 4-19).

На наш взгляд, наиболее убедительной является гипотеза Н.В. Бикбулатова, связывающая слово башкорт с антропонимом Башкорт. Приводя примеры из русских летописей, типологические параллели из этнонимии и антропонимии других тюркских языков, Н.В. Бикбулатов довольно убедительно доказывает происхождение этнонима башкорт от имени хана Башкорда (Бикбулатов, 1995, с. 710).

Этимологии второго названия башкир - иштэк посвящена статья венгерского тюрколога А. Рона-Таша. Он, подвергая сомнению прежние этимологии, связывающие иштэк с финно-угорским этнонимом остяк, доказывает отантропонимичность названия иштэк. Для убедительности своей гипотезы венгерский тюрколог приводит типологические параллели типа этнонима огуз и антропонима Огуз-хан (Рона-Таш, 1987, с. 55).

Цветообозначения в башкирской этнонимии рассмотрены в статье З.Г. Ураксина. Он выделяет активные, пассивные прилагательные - цветообозначения, характерные для башкирской этнонимии. Прилагательные ак 'белый', кара 'черный', нары 'желтый' являются, согласно его исследованиям, наиболее активными в этнонимообразовании башкирского языка. В данной статье З.Г. Ураксин особое внимание уделил этнонимам с основой коба. На большом этнонимическом, антропонимическом материале он убедительно доказал, что прилагательное коба встречается в составе личных имен (Кобагош), этнонимов (.кыбау) и топонимов (Идке 'Кыбау). Прилагательное коба встречается и в других тюркских языках. З.Г. Ураксин с точки зрения происхождения этноним коба связывает с этнонимом кыуакан(Ураксин, 1987, с. 127131).

Этнонимы с основой на числительные стали объектом исследования Р.Х. Халиковой. Она выделяет следующие числительные, участвующие в этнонимообразовании: 1) единицы: а) биш 'пять' (бишауыл-уцгар (табын), бишка$ак (юрматы), бишкалак (табын), бишвй (удэргэн), бишул (борйэн)) и т.п.; б) алты 'шесть' (алтау?ар (эй), алтый (мец)) и т.п.; в) ете 'семь' {етекэй(борйэн), етеырыу (кыпсак)) и т.п. 2) Десятки: а) ун 'десять' {ун (табын, сунарсы)) и т.п.; б) кырк 'сорок' {кырк тамга (тамъян), кырктар (hbi?fbi)) и т.п.; в) алтмыш 'шестьдесят' {алтмыш колак (эй)) и т.п. 3) Субстантивированное количественное числительное мен, 'тысяча' (мен; (мен;, табын), мецдэр (бврйэн), мецлэр (мен,)).

Этнонимы, в основе которых имеются числительные, Р.Х. Халикова делит на: 1) этнонимы-числительные: ундар 'десять\ 2) этнонимы-словосочетания, которые состоят из а) числительного и существительного: ете-ырыу 'семь племен\ б) имени собственного или нарицательного и числительного: ершэк-мец 'уршак-минцы\ в) имени прилагательного и числительного: кара-туты? 'черный девять

Исходя из анализа этнонимов с основой на числительные, Р.Х. Халикова делает выводы о том, что этнонимы, в структуре которых имеются те или иные числительные, представляют ценный материал, подтверждающий отдаленность или общность происхождения тюркских родов и племен. (Халикова, 1987, с. 133138).

Башкирско-венгерским параллелям в этнонимии посвящены статьи Ю.Ф. Немета, С.Ф. Миржановой, И. Мандоки и др. (Немет, 1971; Миржанова, 1981; Мандоки, 1991).

Вопросы взаимоотношения этнонимии и топонимии нашли отражение в работах Дж.Г. Киекбаева, Э.Ф. Ишбердина, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.З. Шакурова, A.A. Кама лова, М.Г. Усмановой и др. (Киекбаев, 1956; Ишбердин, 1973; Хисамитдинова, 1991; Шакуров, 1986; Камалов, 1994; 1997; Усманова, 1994).

Взаимопроникновение этнонимов и антропонимов рассмотрены в трудах Т.Х. Кусимовой, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.З. Шакурова и др. (Кусимова, 1991; Хисамитдинова, 1991; Шакуров, 1986).

В целом, как показывает обзор литературы, башкирская этнонимия не была обделена вниманием ученых. Существуют этимологии отдельных этнонимов, довольно подробно изучены проблемы стратиграфии башкирской этнонимии, взаимоотношение этнонима и топонима, существуют ряд семантических классификаций и т.д. Однако до сих пор систематического монографического исследования башкирской этнонимии нет. Учитывая этот пробел, мы задались целью разработать историко-лингвистические вопросы башкирской этнонимии, указать ее связи с этнонимией соседних родственных и неродственных языков, выявить параллели и по возможности определить их хронологию.

Актуальность исследования связана с несколькими факторами. Во-первых, башкирские языковеды приступили к составлению этимологического и этнокультурного словарей. В связи с изложенным разработка вопросов этнонимии, одного из архаичных пластов лексики, является актуальной задачей башкирского языкознания. Во-вторых, этнонимия, тесно связанная с этнической, этнокультурной историей башкир, историей формирования языка, его диалектов, историей формирования языковой картины мира, может пролить свет не только на нерешенные проблемы башкирского этногенеза, но и его культурогенеза, ментальности и т.д. В-третьих, разработка вопросов башкирской этнонимии, являющейся частью общетюркской этнонимии, будет способствовать решению проблем историко-культурного развития тюркских народов, продвижению этимологических исследований в тюркологии. В-четвертых, бурное развитие антропологической лингвистики делает актуальным все виды и типы ономастических исследований.

Целью данного исследования является комплексное изучение башкирской этнонимии. Будут рассмотрены семантические, структурно-словообразовательные группы этнонимов. Этнонимия любого языка тесно связана с историей самого этноса. Поэтому исследование этнонимов на семантическом, структурно-словообразовательном уровнях нельзя проводить без исторических обоснований. С учетом этого наряду с решением лингвистических целей и задач автор стремится решить отдельные вопросы башкирского этногенеза и культурогенеза.

Стратиграфия башкирских этнонимов достаточно полно освещена в трудах Р.Г. Кузеева. Поэтому мы не стали затрагивать данную проблему в нашем исследовании.

Объектом исследования является этнонимия вообще, а предметом - башкирские этнонимы, микроэтнонимы, изучение их в плане системной организации, функционирования, этимологии, связь этнонимии с топонимией и антропонимией.

Задачи исследования: а) выделить основные семантические группы башкирских этнонимов, выяснить их мотивацию; б) показать структурно-словообразовательные особенности, определить лингвистические и исторические закономерности, обусловившие их; в) уточнить этногенетические и этнокультурные связи башкир с различными народами и народностями на основе параллельных (повторяющихся) этнонимов.

Методологические основы и методы исследования. В работе использованы достижения современной ономастики в целом, труды башкирских ономастов в частности. В ходе исследования были изучены труды H.A. Баскакова, В.А. Никонова, А.И. Попова, Н.Г. Волковой, М.В. Крюкова, Р.Г. Кузеева, Т.М. Гарипова, А.З. Валиди, С. Атаниязова и других. При выполнении диссертации использованы монографические труды, посвященные башкирскому языку, башкирскому народу, академические издания по ономастике современных тюркских языков, материалы различных экспедиций. Диссертант придерживается сравнительно-исторического метода в сочетании с историко-типологическим методом и методом системного анализа.

Научная новизна работы обусловлена актуальностью темы исследования и состоит в том, что до сих пор огромный этнонимический материал башкирского языка не был предметом специального исследования лингвистов. Во-вторых, впервые в башкирской лексикологии на материале этнонимов рассматриваются вопросы номинации и закономерностей образования новых названий. В-третьих, на этнонимическом материале впервые рассматриваются вопросы языковой модели мира башкир.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты диссертации могут быть использованы в исследованиях по башкирской и тюркской лексикологии, этнологии, ономастике.

Теоретические выводы и обобщения могут быть учтены при подготовке общих и специальных курсов по лексикологии и ономастике башкирского языка.

Конкретный материал, представленный в приложении диссертации, может найти применение при составлении словарей башкирского и тюркских языков. Работа может быть полезной и для этнографов, изучающих этногенез и этническую историю башкир и других тюркских народов.

Материалы исследования. Материалом для работы явились этнонимы, зафиксированные в «Материалах по истории БАССР», «Экономических примечаниях к генеральному межеванию», башкирских шежере (МИБ, 1936; 1949; 1956; 1960; Экономические примечания к генеральному межеванию России, ЦГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 929, 1884, 1874, 1861 и др.; БШ, 1960).

Кроме первоисточников, мы пользовались материалами, которые содержатся в трудах С.И. Руденко, А.З. Валиди, Р.Г. Кузеева и др. В процессе исследования широко привлекались материалы народного творчества, толковый и другие словари, произведения башкирских и русских писателей, путешественников, исследователей Оренбургского края. Не остались в стороне исторические романы и повести современных башкирских писателей, труды этнографов, топонимистов, фольклористов и языковедов Башкортостана, собственные полевые материалы автора (БНТ, 1987; БХИ, 1980; БТЬ, 1993; Башкорт ьейлэштэренец ьу?леге, 1967-70; Мэргэн, 1981; Рафиков, 1993; Хэкимов, 1982; 1986; Паллас, 1773-1788; Лепехин, 1795; Ибраьимов, 1977; 1987; Кузеев, 1974; Галин, 1996; Ишбердин, 1973 и др.).

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры филологии и методики преподавания родных языков и литературы Бирского госпединститута, отдела истории языка и диалектологии ИИЯЛ УНЦ РАН, кафедры башкирского и общего языкознания Башгосуниверситета. Основные положения работы опубликованы в научных сборниках и материалах региональных, межвузовских, вузовских конференций и семинаров. Всего опубликовано четыре статьи и одно учебное пособие:

1) Башкирская этнонимия. Учебное пособие для спецкурса филологических факультетов. Уфа, 1999. 114 с.

2)Башкирская этнонимия. В журнале «Учитель Башкортостана», 1998, № 3, с. 77-79.

3) Классификация этнонимов башкир. Язык, культура, традиции, новаторство: Материалы межвузовской научной конференции. Бирск, 1997, с. 130-132;

4) Родо-племенная структура башкир // Культура и языки народов Башкортостана (формирование культуроведческой компетенции): Тезисы докладов и сообщений региональной научно-практической конференции. Башкирский институт повышения квалификации работников образования. - Янаул, Башкортостан, 1996, с. 46-47;

5) Как рождаются этнонимы? // Человек. Язык. Культура. Тезисы докладов научно-теоретического семинара. БГУ, Уфа, 1996, с. 136-138;

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Башкирская этнонимия"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Башкирская этнонимия развивалась на протяжении многих веков. В ней нашли отражение социально-экономические, общественные и историко-культурные изменения в жизни башкирского народа. На содержание и структуру этнонимов существенно влияли время и место.

2. С точки зрения семантики в башкирской родо-племенной этнонимии установлены следующие группы названий:

- этнонимы, восходящие к наименованиям животных, птиц, рыб и насекомых;

- этнонимы, восходящие к названиям растительного мира; -этнонимы, связанные с территорией и особенностями расселения башкир;

- этнонимы, восходящие к антропонимам башкир;

- этнонимы, восходящие к этнонимам башкир и других народов; -этнонимы, восходящие к социальным и имущественным терминам;

-числовые этнонимы.

В башкирской этнонимии из перечисленных групп больше всего представлены этнонимы, восходящие к тотемистическим, географическим, антропонимическим и этнонимическим названиям. Причины данного явления связаны с особенностями этногенеза и культурогенеза, этнической и социальной историей башкир.

Наиболее древними этнонимами у башкир являются тотемные названия, связанные с древними мифическими представлениями башкир. В этнонимии нашли отражение следующие тотемы башкир: волк, медведь, журавль, лебедь, орел, ворон, змея и др., являющиеся общими со многими тюркскими народами. Данное явление свидетельствует о том, что в этногенезе башкир основную роль сыграл общетюркский компонент. Об этом же свидетельствует обилие этнонимов, восходящих к наименованиям древних и более поздних тюркских народов, племен и родов.

Таким образом, башкирская этнонимия еще раз доказывает наличие не только общего компонента, но и общей истории формирования тюркских народов.

В башкирской родо-племенной этнонимии отмечается обилие оттопонимических названий, что свидетельствует, во-первых, о территориях формирования, расселения, миграциях, кочевом и полукочевом быте башкир. Во-вторых, оттопонимические этнонимы свидетельствуют о структурном делении родо-племенных групп башкир. В частности, о делении башкир на внутренних и внешних свидетельствуют этнонимы эске йылан 'внутренние еланцы' и тышкыйылан 'внешние еланцы'.

В башкирской родо-племенной этнонимии одной из самых представительных групп являются антропоэтнонимы. Обилие этнонимов данной группы свидетельствует о том, что в башкирском обществе важную роль играли родо-племенные вожди, бии, батыры, позднее старшины и другие «лучшие люди» того времени. Эта особенность объединяет башкир с другими тюркскими народами. Сравните: этнонимы и антропонимы узбэк - Узбэк, ногай - Ногай, бапжорт — Бапшорт и т.д.

3. С точки зрения структуры и словообразования в башкирской родо-племенной этнонимии установлены следующие группы названий:

- простые или одноосновные;

- сложные или многоосновные.

Простые этнонимы сами представлены безаффиксными и аффиксальными названиями. Двуосновным этнонимам в основном относятся названия родов (барын-табын 'барын-табын', урман-катай 'лесные катайцы' и т.д.). В небольшом количестве представлены трехосновные и четырехосновные этнонимы. Все они образованы на базе двух- и трехосновных этнонимов. Первые компоненты трех-, четырехосновных этнонимов восходят к антропонимам. Малое количество трех- и четырехосновных этнонимов объясняется действием закона экономии в языке.

При этнонимообразовании участвуют в основном общепринятые аффиксы башкирского языка. Это объясняется тем, что этнонимия является неотъемлемой частью лексической структуры языка.

4. С точки зрения происхождения этнонимы башкирского языка подразделяются на этимологизируемые и неэтимологизируемые.

К этимологизируемым относятся этнонимы, восходящие к: -антропонимам;

-нарицательным именам существительным;

-сложным словам;

-этнонимам;

-сложным этнонимам;

-гидронимам;

-ойконимам;

-оронимам.

Неэтимологизируемые этнонимы, во-первых, имеют иноязычное происхождение. Во-вторых, к данной группе относятся очень древние этнонимы тюркского происхождения. Этимологии подобных этнонимов могут быть представлены только в виде гипотез.

5. Башкирская этнонимия тесно связана с другими группами ономастики. Особенно этнонимия тесно взаимодействует с топонимией и антропонимией. Почти все племенные, большинство родовых названий нашли отражение в топонимии Башкортостана и других территорий. Башкирские этнонимы вошли в названия больших и малых рек, гор и холмов, районов и населенных пунктов. В исторических источниках башкирские этнонимы функционировали в качестве названий волостей, кантонов, земель. Все эти факты дают ценный материал о территории расселения, миграциях тех или иных племен и родов башкир, так как этнотопонимы обычно возникали на границах территории родо-племенной группы или на местах их миграций. Что же касается этноойконимов, то они обычно указывают на первоначальные родовые населенные пункты. В исторических документах этноойконимы и названия волостей, кантонов указывают на основую территорию расселения той или иной родо-племенной группы. Так по названиям волостей, населенных пунктов установлено расселение, миграции отдельных восточных башкир в Западном Башкортостане.

В целом, башкирская этнонимия тесно связана как с историей башкирского народа, так и с историей его языка.

 

Список научной литературыСиражитдинов, Рафаэль Ахметжанович, диссертация по теме "Языки народов Российской Федерации (с указанием конкретного языка или языковой семьи)"

1. Абрамзон С.М. К семантике киргизских этнонимов// Советская этнография. 1964. - № 3. - С. 128-135.

2. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIY вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. - № 3. -С. 65-92.

3. Аристов H.A. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведений об их численности // «Живая старина». -1869. № 3 - 4. - С. 454-456.

4. Ахмаров Г.Н. Тептяри и их происхождение. Казань, 1908. - С.9.10.

5. Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир. Уфа, 1994. - 113 с.

6. Ахметзаки Валиди Туган. История башкир. История тюрков и татар. Уфа, 1994. - 352 с.

7. Ахметьянов Р.Г. Сравнительное исследование татарского и чувашского языков. -М.: Наука, 1978. 248 с.

8. Баскаков H.A. К вопросу о происхождении этнонима киргиз // Советская этнография. 1964. - № 2. - С. 33-48.

9. Баскаков H.A. Модели тюркских этнонимов// Ономастика Востока. 1968. - С. 199-208.

10. Баскаков H.A. О происхождении этнонима башкир// Этническая ономастика. М., 1984. - С. 13-18.

11. Башкирские шежере (Составление, комментарии Р.Г. Кузеева). Уфа, 1960. - 104 с.

12. Берхгольц Л. Горные башкиры катайцы// Этнографическое обозрение. - М., 1893. - С. 74-84. - № 3-4.

13. Бибиков М.В. Проблема этнонимов, территориальных и государственных наименований // Древнейшие государства на территории СССР. М., 1980. - С. 42-46.

14. Биишев А.Г. Еще раз об этнониме башкорт // Проблема общности алтайских языков. Л., 1971. - С. 221-222.

15. Бикбулатов Н.В. Терминология и система родства башкир // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1964. - Т. II. - С. 164-175.

16. Бикбулатов Н.В. Башкирская терминология родства как этногенетический источник // Научная сессия по этногенезу башкир. Уфа, 1969. -С. 90-95.

17. Бикбулатов Н.В. Башкирская терминология и система родства как этимологический источник // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. - Т. IY. - С. 178-183.

18. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М.: Наука, 1981. - 124 с.

19. Бикбулатов Н.В. Этноним башкорт // Башкиры (краткий этноисторический справочник). Уфа, 1995. - 35 с.

20. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950. - 420 с.

21. Благова Г.Ф. B.B. Радлов и изучение тюркской топонимики в аспекте современных топонимистических проблем // Тюркологический сборник. -М.: Наука, 1972. С. 108-114.

22. Бломквист Е.Э., Аверкина Ю.П. Индейцы северо-восточного и приозерского районов США (ирокезы и алгонкины) // Народы Америки. М., 1970. - С. 194-228.

23. Богданович А.Е. Язык земли. Ярославль, 1966. -198 с.

24. Булатов А.Б. Восточные средневековые авторы о башкирах // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. - Т. IY. - С. 323329.

25. Вайнштейн С.И. Кеты // Советская историческая энциклопедия. М., 1965. - Т. YII. - С. 197.

26. Василевич Г.М. Самоназвание орогон, его происхождение и распространение // Известия Сибирского отделения АН СССР.-Новосибирск, 1963. С. 110-115.

27. Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников о численности и социально-экономическом положении населения по деревням в середине XIX в. // Южноуральский археографических сборник. Уфа, 1976. - Выпуск 2. - С. 78-82.

28. Вторая археографическая экспедиция (рукопись). Уфа, 1974.

29. Гарипов Т.М., Кузеев Р.Г. Следы алтайской этнонимии в родо-племенной номенклатуре башкир // Проблема общности алтайских языков (тезисы докладов). Л., 1969. - С. 26-27.

30. Гарипов Т.М., Кузеев Р.Г. Башкирские родо-племенные названия и их алтайские параллели // Проблемы общности алтайских языков. Л., 1971. - С. 214-221.

31. Гарипов Т.М. Новые версии происхождения этнонима банжорт // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. - С. 4-29.

32. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русах. С.-П., 1870.

33. Гордеев Ф.И. О происхождении этнонима «башкир» // Научная сессия по этногенезу башкир. Уфа, 1969. - С. 162-165.

34. Гордеев Ф.И. О происхождении этнонима «башкир» // Археология и этнография Башкирии . Уфа, 1971. - Т. IY. - С. 314317.

35. Добродомов И.Г. Из древнерусской этнонимики// Советская этнография. 1966. - № 3. - С. 122-129.

36. Еремеев Д.Е. К семантике тюркских этнонимов. Этнонимы. -М, 1970.

37. Erdmann А. Uber die Heimat und der Namen der Angeln. Uppsala, 1890.

38. Закиев М.З. Волжские булгары и их потомки. — Казань, 1993. —159 с.

39. Золотаревская И.А., Степанова М.В. Индейцы Юго-Запада // Народы Америки. М., 1959. - Т. 1. - С. 284-306.

40. Ибн-Хордадбек. Книга путей и стран. Баку, 1986.

41. Игнатьев Р.Г. Названия вод, урочищ и проч., как памятники югров Уфимской провинции // «Записки Оренбургского отдела и русского географического общества» . Оренбург, 1881.- Выпуск 2.

42. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Научная сессия по этногенезу башкир. Уфа, 1969. - С. 124-125.

43. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. - Т. IY. - С. 224-228.

44. Ишбердин Э.Ф. Этнонимы в топонимии Башкирии // Ономастика Поволжья. 1973. - Выпуск 3. - С. 255-257.

45. Камалов A.A. Кыпчакский этнический ареал в топонимии Башкирии // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. Уфа, 1980. - С. 70-71.

46. Камалов A.A. Башкирская топонимия. Уфа, 1994. - 304 с.

47. Камалов A.A. Башкирские географические термины и топонимия. Уфа, 1997. - 384 с.

48. Киекбаев Дж. Г. Вопросы башкирской топонимики. Учебные записи Башкирского госпединститута им. К.А. Тимирязева. - 1956. -Выпуск 8, серия филологическая. - Na 2- 4. - С. 230-247.

49. Книга Большому чертежу или Древняя карта Российского государства, пополненная в разряде и вписанная в книгу 1627 г. -СПб, 1838. Издание 2.

50. Ковалев Г.Ф. Этнонимия славянских языков. Воронеж, 1991.175 с.

51. Ковалевский А.П. Книга Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. - 347 с.

52. Козин С.А. Сокровенное сказание. М., JL, 1941.

53. Кононов А.Н. Опыт анализа термина тюрк // Советская этнография. 1949. - № 1. - С. 40-47.

54. Кононов А.Н. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского. М., Л., 1958. - 192 с.

55. Кононов А.Н. К этимологии этнонимов «кыпчак», «кумак», «кумык» //Ural-Altaishe Jahrbücher. Bd. 48. Wiesbaden. s. 159-166.

56. Корнилов Г.Е. К вопросу об участии отдельных башкирских родов в этногенезе смежных с ними народов // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. - Т. IY. - С. 298- 300.

57. Крюков В.Г. Этноним «бурджан» у арабских авторов IX-X вв. // Тезисы конференции аспирантов и молодых научных сотрудников. --М., 1981. T.I.- С. 5-7.

58. Крюков М.В. «Люди», «Настоящие люди» // Этническая ономастика. -М., 1984. С. 6-12.

59. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957. - 184 с.

60. Кузеев Р.Г. К этнической истории Башкирии // Археология и этнография Башкирии. Уфа. 1968. - Т. III. - С. 228-249.

61. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. - 571 с.

62. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. -Уфа, 1978.

63. Кузеев Р.Г., Гарипов Т.М. Этноним тархан у башкир, чувашей, венгров и булгар // «Ономастика Поволжья». Саранск, 1976. - С. 1317.

64. Кузеев Р.Г., Рафиков У.С., Юмагужина Н.Х. Этногенез и генетическая дивергенция восточных башкир // Советская этнография. М., 1982. - № 4. - С. 26-34.

65. Кусимова Т.Х. В мире имен. Уфа, 1991. - 192 с.1.ngenfeit J. On the origin of tribal names // Anthropos. Wien, 1919.

66. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия академика Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства: в 1768, 1769 и 1770 годах. СПб, 1795. - Ч. 1.

67. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. 1. М., Л., Издательство АН СССР, 1936; Т.З. - М.: Издательство АН СССР, 1949; Т. 4. ч. 1. - М.: Издательство АН СССР, 1956; Т. 4. ч. 2. - М.: Издательство АН СССР, 1956; Т. 5. - М.: Издательство АН СССР, 1960.

68. Махмутов В.У. Смысловые модели этнонимов «Дивану лугат -ит тюрк» Махмуда Кашгарского и их топонимическая классификация//Известия АН КазССР. -1980. - № 2. - С. 41 - 46.

69. Миржанова С.Ф. Этноязыковые взаимосвязи северо-западныхбашкир с финно-угорскими народами // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. -Уфа, 1980. С. 74- 77.

70. Миржанова С.Ф. К этимологии некоторых башкирских этнонимов // Вопросы топонимии Башкирии. Уфа, 1981. - С. 60 - 63.

71. Миржанова С.Ф. О древних этноязыковых связях башкир и венгров // Советская тюркология. -1981. № 1. - С. 37 - 48.

72. Мурзаев Э.М. Топонимика — популярная. М.: Знание, 1973. —64 с.

73. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. — М.: Мысль, 1984. 653 с.

74. Мусаев K.M. Лексика тюркских языков в сравнительном освещении. -М.: Наука. 1975. - 358 с.

75. Научная сессия по этногенезу башкир (доклады и сообщения). -Уфа, 1969. 188 с.

76. Немет Ю.Ф. Венгерские племенные названия у башкир // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. - Т. IY. - С. 249263.

77. Никонов В.А. Введение в топонимику. М.: Наука, 1965. - 179 с.

78. Никонов В.А. Этнонимия// Этнонимы. М., 1970. - С. 5-34.

79. Орлов А. Происхождение названия русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племен и местностей. Вельск, 1903. ~

80. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773-1778. - Ч. 1-3.

81. Пантусов И.П. Как далеко простирались сведения арабских географов вглубь Средней Азии. Казань, 1969.

82. Полякова E.H. Из топонимии Пермской области // Языки и ономастика Прикамья. Пермь, 1973.

83. Попов А.И. Основные проблемы изучения этнонимики СССР // Питания ономастики. Кшв, 1956.

84. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. M.-JL, 1939.

85. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 18881911.

86. Рамазанова Д.Б. Функционирование терминов «мещеряки», «башкиры», «тептяри» в Западной Башкирии // Исследование языка древнеписьменных памятников. Казань, 1980. - С. 142-154.

87. Рона-Таш А. Иштэк // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. - С. 49-59.

88. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. -М.-Л., 1955. -394 с.

89. Рычков П.И. Топография Оренбургская. СПб, 1762.- 137 с.

90. Рычков П.И. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычков а по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 годах. СПб, 1770.

91. Рычков П.И. Лексикон или словарь топографический Оренбургской губернии (рукопись). 1776. - Ч. 1. -128 с.

92. Саттаров Г.Ф. Этнотопонимы Татарии // Советская тюркология. 1980. - № 1. - С. 32- 49.

93. Саттаров Г.Ф. Башкирский компонент в топонимии Татарии // Исследования по башкирской диалектологии и ономастике. — Уфа, 1986. С. 91-100.

94. Словарь топонимов Башкирской АССР. Уфа, 1980. - 200 с.

95. Султанов Т. И. Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа» // Средняя Азия в древности и средневековье. М, 1977.

96. Тодоров-Бемберский X. Лексикално-семантични категории в этнонимията и някои аспекти етимологичната интерпретация на етнонима българин. БЕ, 1989.- Книга 1.

97. Ураксин З.Г. Цветовые обозначения в башкирских этнонимах //Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. С. 127-133.

98. Усманова М.Г. География топонимов, связанных с племенем бурзян // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. -Уфа, 1985. С. 173 -174.

99. Усманова М.Г. Имя отчей Земли. Уфа, 1994. - 272 с.

100. Уфимская приказная изба. ЦГАДА. Ф. 1173. ед. хр. 1440, д. 4, 5, 271, 299, 381, 396, 441, 443, 449, 476, 647, 698, 990, 1096, 1100, 1240.

101. Филимонов Е.С. Что такое тептяри // Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1893. - Выпуск 2. - С. 56.

102. Филоненко В.И. Башкиры // Вестник Оренбургского учебного округа. Уфа, 1913. - № 2.

103. Халикова Р.Х. Этнонимы в актовых памятниках башкир XYIII-XIX вв. // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. Уфа, 1980. - С. 84-85.

104. Халикова Р.Х. Этнонимы с основой на числительные // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. - С. 133-139.

105. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, булгарах, славянах и руссах. СПБ., 1869.

106. Хисамитдинова Ф.Г. Об этнических и языковых связях башкир с восточными и центральноазиатскими тюрками // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. Уфа, 1980. - С. 86 - 87.

107. Хисамитдинова Ф.Г. Этнонимы северо-восточных башкир в топонимии Западной Башкирии // Башкирская этнонимия. Уфа, 1987. - С. 83-97.

108. Хисамитдинова Ф.Г. Башкирская ойконимия XYI-XIX вв. -Уфа, 1991.-304 с.

109. Хисамитдинова Ф.Г. Географические названия Башкортостана. Уфа, 1994. - 96 с.

110. ЦГА БАССР. Ф.И. 138, оп. 2, д. 192-196, 205-285, 285 а, 469, 565-566а и т.д.

111. Чеснов Я. В. Ранние формы этнонимов и этническое самосознание // Этнография имен. М., 1971. - С. 6 - 12.

112. Чеснов Я.В. Название народа: Откуда оно? // Этнографы рассказывают. М., 1978. - С. 14 - 31.

113. Шакуров Р.З. Этнотопонимы бассейна реки Демы // Башкирский языковедческий сборник. Уфа, 1975. - С. 116-123.

114. Шакуров Р.З. По следам географических названий. Уфа, 1986. - 181 с.

115. Экономические примечания к генеральному межеванию России // ЦГАДА, ф. 1355, on. 1.

116. Экономические примечания к генеральному межеванию Шадринского уезда // ЦГАДА, ф. 1355, on. 1, д. 451.

117. Этническая ономастика. М.: Наука, 1984. -192 с.

118. Юматов B.C. О названии башкирцев // Башкирия в русской литературе.- Уфа, 1989. Т. I. - С. 399-402.1.

119. Атаниязов С. Этнонимы в туркменском языке. Дис. докт. филол. наук. Ашхабад, 1990. - 289 с.

120. Баскаков H.A. Русские фамилии тюркского происхождения. -М., 1979.-279 с.

121. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Научное издательство «Башкирская энциклопедия». Уфа, 1996.

122. Башкирско-русский словарь.- М., 1996. 884 с.

123. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа, 1987. - Т. 2. - 460 с.

124. Башкорт халык ижады. Риуэйэттэр ьэм легендалар. 0фе, 1980.- 187 6.

125. Башкорт халык ижады. Риуэйэттэр ьэм легендалар. Т. II. -0фе, 1997. 440 б.

126. Башкорт теленец ьу^леге. М., 1993. - Т. I. - 862 б.

127. Башкорт теленен; ьу?леге. -М., 1993. T. II - 815 б.

128. Банжорт ьойлэштэренец ы^леге. I-II тт. 0фо, 1967- 1970.

129. Батырша хатыныц акка кусермэ нохсэье // Башкорт э?эбиэтенец текстологияьы мэсьэлэлэре. 0фе, 1979. - 131-158 бб.

130. Биишев Э. «Башкорт hY?e кай?ан килэ?» // Агизел, 1962. № 8. -94-95 бб.

131. Виноградов В.В. Вопросы русского словообразования // Русский язык в школе. -1951. № 2.

132. Галин С.Э. Тарих ьэм халык поэзияъы. 0фе, 1996. - 288 б.

133. Гарипов Т.М. Башкирское именное образование. Уфа: БФАН СССР, 1959.-223 с.

134. Грамматика русского языка: Т. 1. Фонетика и морфология. М.: Издательство АН СССР, 1960.

135. Грамматика современного башкирского литературного языка. -М.: Наука, 1981. 496 с.и

136. Гэрэй И. Был ьуззэр кай?ан килэ? 9фв, 1971. - 184 б.

137. Елисеев М.М. Из прошлого Катав-Ивановского завода. Катав-Ивановск, 1957.

138. Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990.

139. Мандоки И.К. Ьак менэн Сук кеуек// Башкортостан, 07.01.1991.

140. Миржанова С.Ф. Северо-западный диалект башкирского языка. Уфа, 1991. - 296 с.

141. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. -М., 1984. 653 с.

142. Нэ^ершина Ф.А. Халык хэтере. 0фе, 1986. - 192 б.166о

143. Орузбаева Б.И. Словообразование в киргизском языке. -Фрунзе: «Илим». 1964.

144. Ометбаев М. Йэдкэр. 9фе, 1984. - 288 б.

145. Суперанская A.B. Структура имени собственного. Фонология и морфология. М., 1969.- 207 с.

146. Супрун В.И. Семантическая и словообразовательная структура славянских этнонимов: Дис. канд. филол. наук. Л., 1976.

147. Татищев В.Н. История Российская. Л., 1968. - Т. 7. - 493 с.

148. Топорова Т.В. Семантическая мотивировка концептуально-значимой лексики в древнеисландском языке. Автореф. Дис. канд. филол. наук. М., 1986.

149. Фахретдинов Р. Тарихыбыдга гаид. -Шура, 1909. № 17.

150. Хрестоматия по истории России. М., 1994. - С. 109.

151. Шэкур Р.З. Исемдэрдэ ил тарихы. - 0фе, 1993.