автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Базисные религиозно-архаические компоненты в структуре самосознания этноса
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фрик, Ольга Владимировна
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. РОЛЬ АРХЕТИПА И МИФА В ОБРАЗОВАНИИ
ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ ЭТНОСА
§ 1. Архетип как основной онтологический компонент самосознания этноса. 14
§2. Мифологизация архетипических образов как способ становления онтологии этноса. 34
§3. Влияние архетипов и мифов древних германцев на развитие родовых ценностей и одинического индивидуализма.65
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНО-АРХАИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ НА КУЛЬТУРУ НЕМЕЦКОГО НАРОДА
§1. Одинический индивидуализм как онтологическая основа Реформации. 91
§2. Влияние архетипических установок древних германцев на становление этноса российских немцев. 109
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Фрик, Ольга Владимировна
Актуальность темы обусловлена рядом причин, требующих ереосмысления в рамках междисциплинарного подхода.
Во-первых, философия является той сферой духовной культуры, в оторой складываются познавательные и ценностные ориентации в олиэтничном социуме. Философский анализ дает возможность говорить об стоках национальной самобытности и раскрывать культурную реемственность духовных ценностей. Подход к реальности нравственной [меет принципиальное значение для понимания реальности как таковой. >илософское понимание важнейших мировоззренческих вопросов тесно вязано с трактовкой проблемы бытия. Изучение национальных ценностей ультуры, нравственности, как специфической реальности человеческого >ытия, ныне имеет не только теоретическое, но и практическое значение в итуации ликвидации прежних духовных ценностей и отсутствия новых. Философский анализ феномена национального представляется сегодня тем 1олее необходимым, что он напрямую связан с выработкой нового 1ировоззрения, а также с культурной трансляцией национальных ценностей.
Во-вторых, исследование архаического духовного наследия тесно связано изучением мифологической традиции На современном этапе научных [сследований весьма актуален взгляд на миф как особую форму общественного ознания, феномен культуры, который продолжает жить и воспроизводится на амых различных ее уровнях, в том числе и на уровне этнической культуры, тносознания. Миф вовсе не утратил своей актуальности, во многом определяя оциально-политические, социально-психологические, социально-культурные [роцессы: ". миф не может быть старым или новым, только его контекст и [нтерпретация связаны со временем"1;
Пятигорский A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. -М.: Языки русской культуры: лшелев, 1996. -С. 15.
В-третьих, изучение германского мифа актуально с той точки зрения, что 1иф вообще всегда оставался и остается специфическим выразителем, прежде сего, этнической психологии, этнонациональных ценностей, несмотря на уществование многочисленных повторов мифологических схем и сюжетных [ерипетий, несмотря на наличие в мифе общечеловеческого содержания. Мифу [рисуща национальная окраска, которая становится неотъемлемой частью тносознания и составляющей национальной идентичности. Существенное лияние на миф оказали архетипические схемы, исследование которых юмогает в изучении онтологической основы самосознания этноса. Изучение шфологических истоков германской культуры представляется нам шобходимым и актуальным как исследование общей духовной основы шмецкого народа, частью которого являются российские немцы.
В-четвертых, исследования общегуманитарного характера имеют на сегодняшний день огромное значение. В качестве приоритетных направлений фундаментальных исследований в настоящее время Российской академией наук обозначены "проблемы человека как субъекта общественных изменений: социальные, гуманитарные и психологические проблемы", "изучения дационального менталитета в общественно-историческом процессе"1. Одним из подходов к решению центральной проблемы, которая стоит перед формирующейся сейчас общегуманитарной дисциплиной (иногда называемой гуманистикой), а именно проблемы Человека, может быть путь через исследование конкретных этнокультурных типов, которые понимаются как культура конкретного этноса (т.е. сообщества людей, объединенных по ряду признаков: общность языка, ментальных установок, зачастую - территории и практики социальной жизни). В силу полиэтничности России внимание исследователей и политиков должно уделяться всем этническим
1 Полный "Перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований" приведен в приложении к
Независимой газете" - "НГ-наука", №3, март 1998. еныпинствам, населяющим ее территорию.
В-пятых, специфика исторической ситуации, в которой мы все живем, опряжена с подъемом этнического самосознания, активизацией национализма, {анный факт ставит на повестку дня необходимость переосмысления феномена [ационального. Происходящие в настоящее время преобразования в юлиэтничной России требуют концентрации внимания на национальном ¡опросе. Современная общественная ситуация характеризуется эмоциональным тпряжением, довольно сильным в религиозной сфере. Имеют место апелляции »азличных религий к национальным чувствам. Фактически происходит ;ближение этнических предпочтений и стереотипов с религиозными, что юзволяет говорить об активизации националистически-религиозных мифов. Эдним из пунктов решения проблемы может стать расширение шформационного поля исследований культуры национальных меньшинств в 5оссии.
В-шестых, проблемы изучения духовной культуры российских немцев 1риобретают в настоящий момент повышенную степень актуальности, так как 50 сих пор приоритет в исследовании жизни немецкого народа принадлежал в основном историкам и этнографам. Важность исследований подобного рода яикто не возьмется отрицать, однако для восстановления целостной картины жизни народа представляется необходимым применение системного, комплексного подхода.
Состояние разработанности проблемы.
Вопросы онтологии рассматриваются в трудах таких философов, как: Р. Гоклениус, X. Вольф, И. Кант, И Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль, Н. Гартман, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. Проблемы национальных ценностей затрагивали в своих исследованиях такие деятели науки и культуры России, как: П.Я. Чаадаев, П.Л. Лавров, П.В. Струве, П.Н. Ткачев,. Н.С.
Трубецкой, Л.П. Карсавин, философы русского зарубежья: H.A. Бердяев, И.А. 1льин, C.JI. Франк, Б.П. Вышеславцев, С.Н. Булгаков и др. Проблемы [ациональных ценностей, их истоков, всегда были и остаются в центре нимания философов и религиоведов. В 90-е годы к проблеме национальных ценностей обращаются: В.В. Ильин, В.Н. Моисеев, А.Ю. Шадже и ряд других. 5 методологическом плане значение имеют работы В. А. Михайлова, ^.А.Нуруллаева, Э.А. Паина, А.И. Холмогорова, A.B. Юдина и др. Постижению уховности нации способствует анализ работ по этнопсихологии таких ученых, ак А. Потебня, Д.С. Овсянико-Куликовский, Г.Г. Шпет. Доминанты ационального менталитета, национальный мир человека разработаны в сследованиях Г.Д. Гачева, И.С. Кона, Е.С. Троицкого, Б.Ф. Поршнева и др. О елигиозном сознании, роли религии в истории культуры писали: Ю.В. юрунков, М. Вебер, JI.H. Митрохин, М.П. Мчедлов, М.Г. Писманик, С.А. окарев, H.A. Трофимчук, И.Н. Яблоков. В науке широко исследованы общие и собенные проявления мифологии в этнической культуре, в которой миф онимается как форма жизнедеятельности этноса, выражение его психологии АФ. Анисимов, В.Г. Богораз-Тан, Дж. Кемпбелл, М.М. Ковалевский, A.M. 1ятигорский, A.C. Токарев, М. Элиаде, К.Г. Юнг). Вопросы религиозного ознания затрагивают в своих работах Н.П. Андрианов, В.Р. Букин, Е. Дулуман, !. Лобовик, В.В. Павлюк, С.Л. Рубинштейн, А.Д. Сухов, Д.М. Угринович. 1онимание этноса в данной работе не выходит за рамки подходов Ю.В. ¡ромлея, В.И. Козлова, И.М. Дьяконова, согласно которым, этнос - это сторически сложившаяся общность людей, которую можно охарактеризовать бщностью территории, языка и осознанием общности культурных и оциально-психологических ценностей.
С конца 80-х гг. возрождение национальной культуры и рост ационального самосознания способствовали появлению разных сследовательских подходов. Отдельные сюжеты национальных ценностей, пецифики национального менталитета анализируются в работах Ю. Бромлея, ЦВ. Дмитриева, Л.М. Дмитриевой, А.Г. Здравомыслова, П.М. Иванова, И. 1льина, И.С. Кона, И. Шафаревича и других, исследующих проблемы ациональных конфликтов, достижения согласия в России, взаимодействия роцессов этнического национализма и глобализации, развития идей олерантности в полиэтничном российском обществе.
Вопросы германского язычества недостаточно изучены в отечественной ауке. Среди российских ученых следует выделить труды М.И. Стеблина-аменского, А.Я. Гуревича, М.Е. Мелетинского, В.И. Жирмунского, Т.В. опоровой, Е.А. Мельниковой. Бесспорный приоритет в изучении вопросов фманского язычества принадлежит западным ученым, и прежде всего, ;рманским. В силу этого факта, автором при подготовке данной части работы ^пользовалась в основном исследовательская литература германских авторов, собо следует выделить работы Я. де Фриса, М. Шрайбера и Г. Фрике, Х.-П. азенфратца, В. Гренбеха, О. Манна, А. Хойслера, Л. Шмидта, Р. Шмекеля, Т. [ершеля, В. и М. Веллер, В. Вундерлих, Э. Нака, А. Лунда, X. Куна, О. ефлера и др. Источниковой базой данной части работы послужили исландские юдовые" саги ("Сага об Эгиле", "Сага о людях из Лаксдаля", "Сага о Ньяле", ?ага о Гуннлауге Змеином Языке") героический эпос германцев, альдическая поэзия. Проблемы изучения мифологии всегда волновали ¡следователей. Только в XX в. выделяется целый ряд подходов к изучению 1фа: психоаналитический, юнгианский, ритуально-мифологический (Б. алиновский, Дж. Фрезер), символический (Э. Кассирер), этнографический (Л. ;ви-Брюль), структуралистский (К. Леви-Стросс, М. Элиаде, В. Тернер), стструктуралистский (Р. Барт, М. Фуко) и др. Большую роль в изучении мифа [грали русские ученые формальной школы (В Я. Пропп) и ученики академика арра (О.М. Фрейденберг).
При исследовании духовных истоков Реформации были использованы [роизведения Мартина Лютера, а также исследователей истории церкви, елигиоведов, философов (А. Белов, Ю.В. Борунков, В.И. Гараджа, С.Ф. {енисов, Л.В. Денисова, Л.М. Дмитриева, Г. Зассе, Эрл Е. Керне, Г. Кречмар, I.A. Крывелев, А. Маграт, Л. Митрохин, А.Т. Москаленко, М.М. Скибицкий, [.В. Цветаев, А.Н. Чанышев, Г. Штрикер)
В следующем блоке работы исследования основывались на той научной азе по изучению российских немцев, которая была заложена отечественными и фубежными учеными к настоящему времени. Как уже было замечено выше, риоритет в исследованиях подобного рода принадлежит историкам и гнографам, проблемы же духовной культуры остаются малоизученными, что и пределяет степень актуальности предлагаемого исследования. Проблемы зучения истории и культуры российских немцев исследуются в работах таких 1еных, как: А. Айсфельд, Э.Р. Барбашина, Л.П. Белковец, Д. Брандес, В.И. руль, Н.Э. Вашкау, A.A. Герман, Я. Дитц, Е.М. Ерина, В. Кале, К. Крамер, .В. Курило, O.A. Лиценбергер, Л.В. Малиновский, В.И. Матис, И.Р. Плеве, Н. Плохотнюк, Т.Б. Смирнова, H.A. Томилов, А. Флегель, И. Фляйшауер, Р. ерманн, В.Г. Чеботарева, Р. Шейерман, И.И. Шлейхер, Й. Шнурр, Г. Штрикер, . Штумп, А. Энгель-Брауншмидт.
Основная проблема исследования - это выявление дохристианской шроды ряда базисных этнокультурных ментальных установок в структуре ^осознания этноса на примере древних германцев и российских немцев. Эта юблема может быть решена при ответе на следующие вопросы. Каким »разом архетип и миф влияют на становление онтологии этноса? Как германо-андинавская мифология повлияла на складывание ментальных установок ювнегерманского родового общества? Каким образом этнокультурные хетипы, сложившиеся в архаическом обществе, повлияли на историческую удьбу немецкого народа, и в частности, немецкого этноса в России? Как елигиозно-архаические компоненты в онтологии самосознания немецкого арода повлияли на начало процесса Реформации церкви в средневековой ермании? Что определило духовный базис немецкого этноса в России и омогло ему сохранить свою национальную идентичность, несмотря на этальное давление насильственной ассимиляции в эпоху существования ССР?
Основная цель исследования заключается в выделении и определении роли азисных религиозно-архаических установок в структуре самосознания емецкого народа.
Основные задачи исследования: выяснить роль архетипа и мифа в образовании онтологической структуры шосознания этноса на примере германо-скандинавской традиции; показать на конкретных примерах раннелитературного творчества древних ;рманцев, каким образом мифологизация архетипических образов повлияла на гановление онтологии этноса; описать влияние архетипов и мифов древних германцев на развитие ценностей эдового общества и индивидуалистических тенденций, одинического ндивидуализма; выявить влияние базисных религиозно-архаических установок ментальности гмецкого народа на процессы Реформации церкви в средневековой Германии; определить влияние архетипических установок древних германцев на гановление этноса российских немцев, сохранение ими национальной центичности в условиях насильственной ассимиляции со стороны государства.
Научная новизна исследования. Основные положения, выносимые на щиту: архетип является основным онтологическим компонентом самосознания гноса. В работе исследованы особенности функционирования архетипа как ундаментальной онтологической реальности этносознания; мифологизация архетипических сюжетов является способом становления итологической структуры этносознания. В диссертации на конкретных римерах германо-скандинавской традиции показан процесс мифологизации эхетипических образов как способ становления онтологии этноса; на конкретных примерах германо-скандинавской традиции показана ифологизация архетипических образов как способ становления онтологии гноса; архетипы и мифы древних германцев оказали существенное влияние на азвитие родовых ценностей и одинического индивидуализма, что и было ыявлено при анализе произведений саговой литературы и скальдической оэзии; одинический индивидуализм является онтологической основой Реформации, диссертации подчеркнута важная роль индивидуалистической константы емецкой ментальности в формировании необходимых предпосылок для начала ассматриваемого процесса; функционирование базисных религиозно-архаических компонентов в груктуре самосознания немецкого этноса в России определило сохранение им немецкости" - сердцевинной реальности немецкой культуры. В работе ыявлено влияние архетипических установок древних германцев на гановление этноса российских немцев.
Методологические основания диссертационного исследования.
Проблема архаических истоков духовной культуры носит интердисциплинарный и полидисциплинарный характер, входит в предмет исследования философии, истории, религиоведения, культурологии, этнографии, этнопсихологии и т.д. Этим объясняется и комплекс и комбинация трименяемых методов в работе.
Методологической основой является принцип системности, в соответствии с которым анализируются архаические истоки германской ¡уховности в соотношении с другими феноменами, и выделяются элементы, ;войства, функции и их место в рамках объекта исследования, с другой.
Из теоретических используется такой метод научного познания как осхождение от абстрактного к конкретному. Автор разделяет ерменевтический метод (И.Г. Гердер, Л. Ранке, Дильтей, Риккерт). Метод онимания, однако, трактуется по М. Веберу, он соединяет понимание с оциальным действием, ценностно-нормативными структурами смысловой заимосвязи социального взаимодействия.
Важным методом, примененным в данном исследовании, является сторизм. Этот подход исходит из единства исторического и логического, спользует в качестве инсгрумснта познания логику истории, имеет в виду ыведение последующих этапов развития из начальной фазы. В нашем сследовании, как и любом другом, исследующем архаическое общество, сторизм предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние :якого явления есть итог развития, изучение этого состояния позволяет создать юретическую модель, которая может помочь характеризовать явление в его редшествующих фазах, в том числе и начальных.
Онтология культурной жизнедеятельности предполагает рассмотрение /льтуры как базисного, изначального или фундаментального способа ?ловеческого бытия. Сущность культуры может быть лучше понята при анализе человеческого существования - ближайшего человеку мира, его жизненного самоопределения, его бытия в культуре или собственно сультурного измерения человеческого бытия. Данная позиция свидетельствует $ пользу онтологического подхода в понимании культуры. Бытие человека в культуре рассматривается нами с точки зрения онтологии самосознания этнической общности. Генезис национального менталитета анализируется с юзиций религиозных представлений; в архаическом обществе вера составляет фундамент мироотношения личности, связывает внутреннее и внешнее, фочность этой связи свидетельствует о ее глубокой онтологической основе.
В работе анализируются философские источники и оригинальные 'тексты" национальной культуры: героический эпос, исландские "родовые" ;аги, скальдические стихи, этнографические, социологические материалы.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного юследования: ряд положений диссертационного исследования может быть использован при »азработке онтологического подхода применительно к изучению этнического •-амосознания как особой реальности; результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем научном [зучении и осмыслении различных аспектов теории наций и национальных (тношений (национальный характер, национальная психология, национальное амосознание, национальные процессы и т.д.); материалы работы могут быть применены при чтении лекций по философии, трановедению, истории, культурологии, социологии, этнографии, спецкурсов го истории российских немцев; ряд положений диссертации может содействовать решению насущных [ациональных проблем в Западно-Сибирском регионе, гуманизации общественных отношений, формированию толерантных межконфессиональных отношений в российском обществе; некоторые положения диссертации могут стать частью концепции шционального воспитания, подчинив последнее воспитанию в целом.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные )езультаты обсуждались на кафедре философии Омского государственного технического университета, на аспирантских методологических семинарах в Змском государственном педагогическом университете и Омском осударственном техническом университете.
Содержание диссертационного исследования доведено до сведения тучной общественности в виде статей в научных периодических изданиях, в укладах на международной конференции "Сибирская деревня: история, ювременное состояние и перспективы развития" (Омск, 2000 г.), при работе в ;екции истории российских немцев в г. Москве (Зимняя академия, 2000 г.) 'езультаты исследования нашли отражение в итоговых документах 1еждународной научной конференции в Омске "Протестантизм в Сибири: гстория и современность" (1998г.), Конгресса по истории российских немцев в -Мамонтовка (Москва, 1999).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, аключения и библиографии (162 стр.), списка литературы - 239 наименований.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Базисные религиозно-архаические компоненты в структуре самосознания этноса"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В работе была предпринята попытка осмыслить историю национальной сультуры немецкого народа как закономерный, социально обусловленный процесс, в то же время обладающий и собственными, имманентными особенностями. В число последних включаются базисные религиозно-фхаические компоненты, которые, обладая онтологическим статусом, вставляют культурно-нравственную основу жизнедеятельности этноса. Менталитет, включая в себя и сферу бессознательного, делает этнокультурные фхетипы неотъемлемой частью образа мышления и модели поведения людей, три надлежащих к данной культурной традиции. Образующим фактором формирования базовых моделей национальной духовности немецкого народа :тала ранняя история германских племен, одним из эпохальных событий хоторой было Великое переселение народов, которое существенным образом повлияло на складывание архетипических образцов, влияющих и сегодня на ментальные установки людей. Миф, как фактор исторической преемственности, носитель культурной информации, посредством оформления архетипической структуры "программирует" базовые модели ментальных установок для всех последующих поколений людей.
Архетипическая сущность главы германо-скандинавского пантеона Водана (Одина) существенным образом повлияла на формирование нравственного идеала в древнегерманском обществе. Один конституирует такие нравственные категории, как: честь, верность, мужество и мудрость; их смысл в древнегерманской традиции до некоторой степени отличен от современного понимания. Одиническая сущность германо-скандинавской традиции проявляется отчетливее всего в ее повышенном индивидуализме, традиционализме и самостоятельности, эти черты приобретают онтологический статус в ментальной сфере духовной культуры немецкого народа.
Реформация явилась отражением архетипической структуры германской сультуры. Онтологической основой Реформации является одинический шдиви дуализм. Данное проявление индивидуалистической константы темецкой духовности в лютеранской Реформации является свидетельством таличия и функционирования религиозно-архаических компонентов в штологии самосознания этноса. В данном контексте Реформация стала сульминацией процесса развития национальной культуры, выразившей ее этно-тсихологическую специфику.
Наличие базисных религиозно-архаических компонентов в духовной сультуре российских немцев предопределило сохранение ими «немецкости» -сердцевинной реальности немецкой культуры, обладающей уникальным штологическим статусом. Глубинная основа немецкой духовности, базирующаяся на религиозно-архаических ценностях, позволила российским темцам сохранить национальную идентичность в условиях насильственной юсимиляции, при утрате языка и забвении традиций и обычаев предков.
С точки зрения автора, результаты исследования могут быть тспользованы при дальнейшем научном изучении и осмыслении теории наций I национальных отношений, в частности, таких аспектов, как: национальный характер, национальная психология, национальное самосознание и т.д. Данное исследование актуально также в контексте изучения этно- и социокультурных троцессов в регионе, т.к. в Омской области проживает самая крупная в Западной Сибири диаспора российских немцев. Таким образом, ряд положений диссертации может быть принят во внимание государственными /правленческими структурами при решении национальных проблем в регионе, ведении политики, способствующей формированию толерантных лежконфессиональных отношений в обществе.
Список научной литературыФрик, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М: Лкола "Языки русской культуры", 1996. 448 с.
2. Андерссон Т.М., Миллер В.Я. Закон и литература в средневековой Исландии Общественные науки за рубежом. Сер.7. 1991. - №2. - С.61-66. . Анохин Г.И. Общинные традиции норвежского крестьянства. -М.: Наука, 971.-207 с.
3. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. -Л.: Лениздат, 1990. -223 с. . Афанасьев А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и шфологии. -М.: Индрик, 1996. -640 с.
4. О.Бендер Э. „Песнь о Нибелунгах" и Кудрун: сравнительный анализ угображения времени и концепции истории //Общественные науки за эубежом. -Сер. 7. -1989. -№2. -С. 24-29.
5. Бердяев H.A. Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. -479 с.
6. Блок М. Апология истории или ремесло историка. -М.: Наука, 1986. -254с.
7. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. -М.: Мысль, 1971. -176 с. Н.Бромлей Ю., Подольный Р. Возможна ли дружба народов? //Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. -Мн.: Харвест, 1998. -С.208-253.
8. Брюхнова Е.А. Календарная обрядность у немцев в XIX начале XX вв. есенний цикл. - М.: Готика, 1998. - 122 с.
9. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. //Сочинения: в г. М., 1993. - Т.2. - С.267-390.
10. Бытие человека в культуре: (Опыт онтологического подхода) /Быстрицкий .К, Козловский В.П., Пролеев C.B., Малахов В.А. /АН Украины, Ин-т (илософии. -Киев: Наукова думка, 1992. -174с.
11. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение //Работы М. :ебера по социологии религии и идеологии. -М.: ИНИОН РАН, 1985. -С.40-75.
12. Вебер М. Избранное: Образ общества: Пер. с нем. -М.: Юрист, 1994. 702 с.
13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. -М.: Высш. шк., 1989. 404с.
14. Гараджа В.И. Протестантизм. М.: Политиздат, 1971. -199 с.
15. Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. -М.: Аспект-Пресс, 1995. -351с.
16. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр.) 1: Просвещение, 1968. -303с.
17. Гвоздецкая Н.Ю. "Язык печали" или "язык мести"? (опыт ингвостилистического анализа героических элегий "Старшей Эдды") // Скандинавская филология. Scandinavica: Сб. статей. -Л.: ЛГУ, 1991. Вып.5.-:.145-156.
18. Гегель Г. Философия религии: в 2-х т. М., 1975. -Т.1. -532 с.
19. Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: Тексты, еревод, комментарий. М.: Ладомир, 1996. - 240с.
20. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. -М.: Наука, 1987. -218с.
21. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. -СПб: Ленингр. обл. пед. ин-т, 994. 170 с.
22. Гумилев Л. Психологическое несходство этносов //Психология ациональной нетерпимости: Хрестоматия. -Мн.: Харвест, 1998. -С.62-71.
23. О.Гуревич А.Я. История и сага (о произведении Снорри Стурлусона Хеймскрингла") -М.: Наука, 1972. 198с. 1 .Гуревич А.Я. „Эдда" и сага. -М.: Наука, 1979. - 192с.
24. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. -М.: Искусство, 981.- 359с.
25. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.: Искусство, 1984. -50с.
26. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами овременников. -М.: Искусство, 1989. 366с.
27. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". -М.: Индрик, 1993. -28с.
28. Гуревич А.Я. "В этом безумии есть метод": К проблеме "индивид в средние ека" // Мировое дерево. 1994. - Вып. 3. - С. 80-97.
29. Гуревич А.Я. Культура Средневековья и историк конца XX в. // История ировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье, »озрождение: Курс лекций / Под ред. С. Д. Серебряного. -М., 1998. С. 21019.
30. Гуревич П.С. Старые и новые расовые мифы// Психология национальной етерпимости: Хрестоматия. -Мн.: Харвест, 1998. -С.84-104.
31. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. -М.: Мысль, 1987. -589с.
32. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья: Пародия в литературе и скусстве 1Х-ХУ1 вв. / Рос. Акад. наук, Ин-т археологии. -М.: Наука, 1992. -85с.
33. Джаксон Т.Н. Язычники и христиане на "Восточном пути" // Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество, христианство, церковь. -М., 995.-С. 14-16.
34. Денини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий: Пер. с итал. -М.: Толитиздат, 1966. 368с.
35. Денисова Jl.В. Философский принцип Мартина Лютера// Лютеране в 'ибири: Сб. науч. ст. -Омск-Эрланген: Изд-во ОмГТУ, 2000. -С. 155-158.
36. ДитцЯ. История поволжских немцев-колонистов. М.: Готика, 1997. -496с.
37. Дмитриева Л.М., Тажуризина З.А. Свободомыслие в истории культуры ападной Европы и России: Учеб. -Омск: Знание, 1995. -163с.
38. Дмитриева Л.М. Религия в технизированном обществе. -Омск: ОмГТУ, 996. -192 с.
39. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада / (АН СССР). М.: аука, 1990. -247с.
40. Дюби Ж. Европа в средние века. -Смоленск: Полиграмма, 1994. -316с.
41. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев: Пер. с фр. / АН СССР, Ин-т остоковедения. -М.: Наука, 1986. 234с.
42. Еремина В.И Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах есенных превращений) // Миф. Фольклор. Литература. -Л.: Наука, 1978,- С. 35.
43. Жаров A.M. Материя и сознание: Учеб. -СПб, 1994. -100с.
44. Жирмунский В.М. Проблемы формы в германском эпосе // Поэтика: сб. -Л., 928. -Вып.4. -С. 90-113.
45. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур: Избр. труды. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. 303с.
46. Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и оциально культурных представлений Средневековья в современной арубежной историографии. -М., 1980. -410с.
47. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные сследования в обзорах и рефератах. -М.: Изд-во РГГУ, 1996. -255с.
48. Кант И. Критика чистого разума //Сочинения в 6-ти т. -М.: Мысль, 1964. -\3. -С.70-756.
49. Карл Густав Юнг о современных мифах: Пер. с нем. -М.: Практика, 1994. -35с.
50. Кассирер Э Опыт о человеке: введение в философию человеческой ультуры//Проблема человека в западной философии. -М.: Прогресс, 1988. -40с.
51. Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний: Ст. 5 // |,ошк. воспитание. 1993. - №12. - С. 47-53.
52. Керне Э.Е. Дорогами христианства. История церкви. -М.: Протестант, 1992. 290с.
53. Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия. -Мн.: Харвест, 1998. -С.5-48.
54. Кон И.С. Социологическая психология. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т; »оронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. -560 с.
55. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. -М.: аспект-Пресс, 1997. -687с.
56. Кречмар Г. Протестантские религиозные организации и осударство//Лютеране в Сибири: Сб. науч. ст. -Омск-Эрланген: Изд-во )мГТУ, 2000. -С.236-252.
57. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Пер. с англ.-М. : Рефл-бук, ACT, К.: Маклер, 1997-3 84с.
58. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ист. археол. очерки. - Д.: ГУ, 1985.- 286с.
59. Леви-Стросс К. Структурная антропология: Пер. с франц. -М.: Наука, 1983. -35с.
60. Леви-Строс К. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994. -384с.
61. Лиценбергер O.A. Евангелическо-лютеранская церковь и советское осударство (1917-1938). -М.: Готика, 1999. -432с.
62. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию. -М.: Изд-во МГУ, 982. -479с.
63. Лукач Й. Пути богов: К типологии религий, предшествовавших ристианству: Пер. с венг. -М.: Политиздат, 1984. -248 с.
64. Лютер М. Лекции по "Посланию к Галатам". -М.: Фонд "Лютеранское аследие", 1997. -694с.
65. Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произведения 1520-1526 гг./Пер. с ем., ист. очерк, комментарии Ю.А. Голубкина. -X.: Око, 1992. -254с.
66. Маграт А. Богословская мысль Реформации: Пер. с англ. -Одесса: югомыслие, 1994. -316с.
67. Малиновский Б. Магия, наука, религия//Этнограф. Обозрение. -М., 1993. -Г°6. -С. 103-114.
68. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. -М.: Школа Языки русской культуры», 1999. -216 с.
69. О.Маролд Э. Искусство кеннингов: проблемы изучения скальдической поэзии ' Общественные науки за рубежом. -Сер. 7. -1984. -№5. -С. 23-26. Л.Матюшина И.Г. Скальдические хулительные стихи и любовная поэзия. -М.: 1аука, 1984. 128с.
70. Мелетинский Е.М. „Эдда" и ранние формы эпоса. -М.: Наука, 1968. 364с.
71. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа/АН !ССР, Ин-т мир. лит. им A.M. Горького. М.: Наука, 1986. - 318с.
72. Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических южетных архетипов // Мировое дерево. 1993. - №2 - С. 9-62.
73. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Российский эсударственный гуманитарный университет. М., 1994 - 133с. - (Чтения по стории и теории культуры; Вып. 4)
74. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. -М.: "Восточная литература" РАН: Школа Языки русской культуры", 1995. 408с.
75. Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи: тексты, перевод, омментарий. М.: Наука, 1977. - 276 с.
76. Мельникова Е.А. Меч и лира: Англосаксонское общество в истории и эпосе. М.: Мысль, 1987. -203с.
77. Менжулин В. Путь героя// Ранк О. Миф о рождении героя: Пер. с англ. М.: ефл-бук; К.: Ваклер, 1997. -С. 7-20.
78. Митрохин J1.H. Философия религии. -М.: Наука, 1993. -350с.
79. Михайлова Н.Г. Народная культура // Культурология. XX век: Словарь. -:пб.: Унив. кн., 1997. -С. 295-296.2.Младшая Эдда. -Д., 1970.
80. Москаленко А.Т. Пятидесятники. -М.: Политиздат, 1973. -199 с.
81. Найдыш В.М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопр. филос. -994. №2-С. 45-53.
82. Николаев В.Г. Ритуал. // Культурология. XX век: Словарь. -СПб.: Унив. кн.,997. -С. 381-383.
83. Никонов К.И. Критика антропологического обновления религии. -М.: МГУ, 989. -192 с.
84. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. -М.: Рефл-бук, Ваклер,998. 462с.
85. Основы религиоведения: Учеб./Под ред. И.Н. Яблокова. -М.: Высш.шк., L994. -368с.
86. Основы религиоведения: Учеб./Ю.В. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. -М.: Высш.шк., 1998. -480с. Ю4.Паллсон Т., Эдварде М. Викинги на Руси // Обществ, науки за рубежом. :ер. 7. -1991. -№4. -С. 17-19.
87. Ю5.Петров C.B. Поэзия древнеисландских скальдов и понятие народности в искусстве // Скандинавский сборник. -1973. -Вып. 18. -С. 176-193. Юб.Пигалев А.И. Вера // Культурология. XX век: Словарь. -СПб.: Унив. кн., 1997. -С. 64-68.
88. Ю7.Писманик М.Г. Личность и религия. -М.: Наука, 1976. 152 с.
89. Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. -М: Готика, 1998. -448с.
90. Проблемы древнескандинавской литературы в журнале „Скандинавистика" Ч Общественные науки за рубежом. Сер. 7. -1982. -№2. -С. 18-25.
91. Ю.Проблемы онтологии в современной буржуазной философии: Сб. статей. -Рига: Зинатне, 1988. -334 с.
92. П.Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. -М.: Наука, 1969. 168с.
93. Пятигорский A.M. Мифологические размышления: Лекции по юноменологии мифа. -М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1996. -279с.
94. Ранк О. Миф о рождении героя. -М.-К.: Рефл-бук-Ваклер, 1997. -252с.
95. Религия в истории и культуре. Пермь: Кн. мир, 1995. - 301 с.
96. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. -154с.
97. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. -М.: Аграф, 1998. -384с.
98. Руткевич A.M. Архетип // Культурология. XX век: Словарь. -СПб.: Университетская книга, 1997. -С. 51-53.
99. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. -М.: Наука, 1981. -607с.
100. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в 9-14 вв.: Материалы и сследования. -М.: Наука, 1978. 240с.
101. Рыкова Н. Героический эпос Средневековья // Западно-европейский эпос. -L: Лениздат, 1977 С. 706-726.
102. Сага о Гуннлауге Змеином Языке /Пер. с исланд. М.И. Стеблин-^аменского // Исландские саги. -М., 1956 С. 21-59.
103. Сага об Эгиле /Пер. с исланд. С.С. Масловой-Лашанской и В.В. Кошкина // 1сландские саги. -М., 1956. -С.61-251.
104. Сага о людях из Лаксдаля /Пер. с исланд. В.Г. Адмони и Т.И. Сильман // 1сландские саги. -М., 1956. -С. 253-439.
105. Сага о Ньяле /Пер. с исланд. С.Д. Кацнельсона (гл. I-XXXVIII), В.П. ¡еркова (гл. XXXIX-CXXIV и CXXXI-CLIX) и М.И. Стеблин-Каменского (гл. :XXV-CXXX) // Исландские саги. -М„ 1956 -С. 441-757.
106. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учеб. -М.: ЮНИТИ, 1999. --06 с.
107. Смирницкая O.A. Композиция висы (несколько замечаний о скальдической ехнике) // Скандинавская филология. Skandinavica. -Л., 1991. -Вып. 5. -С. 15665.
108. Снорри Стурлусон. Круг земной. -М.: Наука, 1980. 687с.
109. Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах // Хрестоматия по истории средних жов: В 3 т. -М, 1961. -Т.1. -С. 376-397.
110. Стам С.М. Диалектика общности и личности в средние века // Вопр. :тории. 1993. - №3 - С. 34-38.
111. Стеблин-Каменский М.И. Миф. -Д.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1976. 104с. 31 .Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. -М.: Наука, т. - 192с.
112. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги: Становление литературы. -Л.: Наука, енингр. отд-ние, 1984. 246с.
113. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. -М.: Наука, 1988. 380с.
114. Тацит. Германия //Древние германцы: Сб. документов. -М., 1937. -224с.
115. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М.: Политиздат, 1990. 621с.
116. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области ифопоэтического //Избранное. М.: Прогресс, 1995. - 624с.
117. Топоров В.Н. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных амятниках // Введение в проблематику. -М., 1988. -С. 167-174.
118. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. -1.: Радикс, 1994. -191с.
119. Тэрнер В. Символ и ритуал: Пер. с англ. -М.: Наука, 1983. -277с.
120. Угринович Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986. 352 с.
121. Удальцов А. Предисловие // Древние германцы: Сборник документов. -М.: осэкгиз, 1937. -С. 5-9.
122. Фаусель Г. Мартин Лютер: Жизнь и дело: Пер. с нем. -Харьков: Майдан, 996. -Т.2: Биографический очерк и источники к биографии Лютера. -400 с.
123. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М.: Прогресс, 986. 544 с.
124. Философия. Религия. Культура/Тавризян Г.М. (отв.ред.) и др. -М: Наука, Э82.- 398 с.
125. Философия культуры. Становление и развитие /Под ред. М.С. Кагана и др. :пб.: Лань, 1998. -448с.
126. Франк СЛ. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992. 511 с.
127. Франке К. История немецкой литературы в связи с развитием бщественных сил (с V в. до наст, времени): Пер. с англ. -СПб., 1904. -592с.
128. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. М.: енессанс, 1992.
129. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. -М.: Наука, 1978. 605с.
130. Фромм Э. Психоанализ и религия //Сумерки богов. -М.:Политиздат, 1990. -1.143-221.
131. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. М.: Iporpecc, 1992. - 464с.
132. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах: Пер. с ем. -М.: Изд-во иностр. лит., 1960. 446с.
133. Чеботарева В.Г. Государственная национальная политика в Республике емцев Поволжья. 1918-1941гг. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 441 с.
134. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Предыстория жлософии. -Л.: Наука, 1971. -240 с.
135. Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1973 -343 с.
136. Шишкина Фишер Е.М. Немецкие народные обряды, обычаи, танцы и есни. Практическое пособие для российских немцев. - М.: Готика, 1997. -:08с.
137. Штрикер Г. Протестантские принципы свободы религии в России? /Лютеране в Сибири: Сб. науч. ст. -Омск-Эрланген: Изд-во ОмГТУ, 2000. -:.290-298.
138. Шюке Я. История немецкой литературы: Пер. с франц. -М.; Л.: Госиздат, 923. -254с.
139. Элиаде М. Космос и история: Избр. работы: Пер. с фр. и англ. -М.: рогресс, 1987.- 311с.бО.Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость: Пер. с >ранц. -СПб: Алетейя, 1998. -249с.
140. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения: Пер. с англ. -М.: Ладом р, 1999. -448с.
141. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. -М.: Высш. шк., 1999. -31с.
142. ЮнгК.Г. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. -297с.
143. Юнг К.Г. О феноменологии духа в сказках // Урания. 1994. - №2 - С. 240.
144. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. -М.: Мартис, 995. -309с.
145. Юнг К.Г. Aion: Пер. с англ. М.; Киев: ЗАО "Совершенство": Port-Royal, 997.
146. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов: Пер. с англ. М.; Киев: ЗАО Совершенство": Port-Royal, 1997. - 384 с.
147. Юнг К.Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. -М.: ACT-ЛТД, :анон+, 1998.-400 с.
148. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. -М.: Космополис, 994. -223 с.
149. Яблоков И.Н. Социология религии. -М.: Мысль, 1979. -182 с.
150. Янг Дж. Христианство: Пер. с англ. -М.: ФАИР, 1998. -384с.
151. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991. 527 с.
152. Ястребицкая А.JI. Западная Европа XI-XIII вв.: (Эпоха. Быт. Костюм.). М.: скусство, 1978. - 175 е., ил.
153. Яшин В.В. История российских немцев: хроника событий (XVI-XXbb.). ->мск: Знание, 1999. -49 с.
154. Becker, Н. Bausteine zur deutschen Literaturgeschichte. Aeltere deutsche •ichtung. -Halle, 1957
155. Boeckman, Walter. Der Nibelungen Tod in Soest-Neue Erkenntnisse zur istorischen Wahrheit. -Duesseldorf; Wien; New York, 1987.
156. Das Atillabild in Geschichte, Legende und heroischer Dichtung. -Bern, 1952.
157. Deutsche Geschichte im Osten Europas. Russland. Hrsg. Von Gerd Stricker, erlin: Siedler Verlag, 1997.
158. Deutsche Literaturgeschichte in einem Band. Hrsg./Von Prof. Dr. Hans Jürgen eerdts. -Berlin: Volk und Wissen, 1965.
159. Doebler, Hannsferdinand. Die Germanen Legende und Wirklichkeit von А - Z. juetersloh, 1975.
160. Draeger, Fr. Das germanische Heldenlied. -Berlin, 1961.
161. Esser, Wilhelm Martin. Abenteuer und Raetsel einer europaeischen Sage: ristan-Sigfrid-Jason. -Kastellaun, 1976.
162. Fehrle, E. Deutsche Feste und Volksbraeuche. -Leipzig; Berlin, 1920.
163. Fricke, Gerhard, Schreiber, Mathias. Geschichte der deutschen Literatur. Verlag ^rdinand Schoeningh. -Paderborn, 1988.
164. Germanen, Slawen, Deutsche. Forschungen zu ihrer Ethnogenese {Protokoll der I. Tagung der Fachgruppe Ur- und Fruehgeschichte vom 7. Bis 10. November 1966
165. Potsdam}. Hrsg. Vom Vorstand der Fachgruppe Uhr- und Fruehgeschichte dersutschen Historiker — Gesellschaft. Redaktionsleitung: Bernard. Gramsch. 2., nveraend. Aufl. -Berlin: Akad.-Verl., 1969.
166. Geschichte der deutschen Literatur. Von den Anfangen bis 1160. Bd. 1. -Berlin, ?76.
167. M.Geschichte der deutschen Literatur von den Anfaengen bis zur Gegenwart. Band Reclam. -Stuttgart, 1980.
168. Geschichte der deutschen Literatur. Von den Anfangen bis 1160. Bd. 1. -Berlin, )76.
169. Groenbech, Wilhelm. Kultur und Religion der Germanen. -Darmstadt, 1954. M.Harmening D. Superstitio. Ueberlieferungs- und theoriegeschichtliche ntersuchungen zur kirchlich theologischen Aberglaubensliteratur des Mittelalters. Berlin, 1979.
170. Hecht, Gretel und Wolfgang. Deutsche Heldensagen. -Frankfurt/ M., 1980. )6.Hinrichs R. Mentalitaeten und Sysreme. Neue Zugaenge zur mittelalterlichen eschichte. -Stuttgart, 1972.
171. Kahle, W. Geschichte der deutschen Dichtung. Verlag Regensberg. -Muenster, >54.
172. Kahle, W. Aufsaetze zur Entwicklung der evangelischen Gemeinden in Lussland. -Leiden/Koeln, 1962.
173. Kahle, W. Die luetherischen Kirchen und Gemeinden in der Sowjetunion: seit 938/1940. -Guetersloh. Mohn, 1985.
174. Kahle W. Froemmigkeit und kirchliches Leben //Eisfeld A. (Hrsg.) Die .usslanddeutschen. -Muenchen, 1992. -S. 178-201.
175. Oö.Koester A. und Petersen J. Geschichte der deutschen Literatur, Bd. I (H. chneider).-Heidelberg, 1925.
176. Kuhn, Hugo. Zugang zur Heldensage. -Berlin, 1971.
177. Kuhn, Hugo. Das alte Island. -Duesseldorf; Koeln, 1971.
178. Lexikon der Weltliteratur. Fremdsprachige Schriftsteller und anonyme Werke an den Anfangen bis zum Gegenwart. -Leipzig, 1966.
179. O.Kurze Geschichte der deutschen Literatur von einem Autorenkollektiv. Leitung Gesamtbearb. Kurt Boettcher u. Hans Jürgen Geerdts. 5 Aufl. - Berlin: Volk u.bissen, 1990.1. .Lund, Allan A. Die ersten Germanen. Ethnizitaet und Ethnogenese. -Heidelberg,m.
180. Mann, Otto. Deutsche Literaturgeschichte. Von der germanischen Dichtung bislr Gegenwart. Verlagsgruppe Bertelsmann GmbH. -Guetersloh, 1976.
181. Mannhardt, W. Wald- und Feldkulte. Bd. 1,2. -Berlin, 1904/1905.
182. Maurer F. Leid. Studien zur Bedeutungs- und Problemgeschichte in den grossen
183. Den der staufischen Zeit. -Bern; Muenchen, 1951.
184. Poertner, Rudolf. Die Erben Roms Staedte und Staetten des deutschen Frueh-littelalters. -Muenchen, 1969.
185. Schnurr, J. Die Kirchen und das religioese Leben der Russlanddeutschen, /angelischer Teil. AER Verlag Landsmannschaft der Deutschen aus Russland. -uttgart, 1978.
186. Schmidt, Ludwig. Geschichte der deutschen Staemme bis zum Ausgang der Delkerwanderung. Die Westgermanen, 2. Teil, Unter Mitwirkung von Hans Zeiss. -uenchen MCMXL
187. Schmoekel, Reinhard. Deutsche Sagenhelden und die historische Wirklichkeit, sorg Olms AG. -Hildesheim, 1995.
188. Schneider, Hermann. Zur germanischen Heldensage. -Darmstadt, 1961. ,6.Schopp, Josef, Versauberte Welt. Mittelhessische Drueck- und Verl. Ges. -essen, 1967.
189. Sinner, Peter. Volksglaube in den Wolgakolonien. In: „Maistube". -N.3, 1925. 8.Sinner, Peter. Das Volksleben der Wolgadeutschen. In: "Das neue Russland" »nderheft, S, Jg.3 (1926).
190. Spamer, Ad. Die deutsche Volkskunde. -Bd.2. -Leipzig, 1934/1935 O.Sprandel, R. Mentalitaeten und Systeme. Neue Zugaenge zur mittelalterlichen ¡schichte -Stuttgart, 1972.162
191. Stricker, Gerd. Religion in Russland. Guetersloher Verlagshaus. -Gueterslohm.
192. Ueber Modernitaet des germanischen Mythos, herausgegeben von Thomas oerschel. -Saarbruecken, 1995.
193. Vries, Jan de, Forschungsgeschichte der Mythologie. Von Jan de Vries. -reiburg-Muenchen, Alber, 1961.
194. Vries, Jan de. Die geistige Welt der Germanen. Wissenschaftliche uchgesellschaft. -Darmstadt, 1964.
195. Vries, Jan de. Zur germanisch-deutschen Heldensage, hrsg. Von K. Hauck. -armstadt, 1965.
196. Wolfram, Herwig. Die Germanen. -Muenchen, 1995.
197. Woeller, Waltraud und Matthias. Sage und Weltgeschichte. -Berlin-Leipzig, )91.
198. Wunderlich, Werner. Der Schatz des Drachentoeters. -Stuttgart, 1977.