автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Беда Достопочтенный
Текст диссертации на тему "Беда Достопочтенный"
у , ' * I1
/ / * • «- (
Институт Всеобщей Истории РАН
На правах рукописи
ЗВЕРЕВА Вера Владимировна
БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ: САМОСОЗНАНИЕ ИСТОРИКА И ТЕОЛОГА РАННЕГО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (медиевистика)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
научный руководитель доктор исторических наук, профессор В.И.Уколова
/
Москва - 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................3
Постановка проблемы...........................................................................3
Обзор источников..................................................................................9
Обзор научной литературы..................................................................21
ГЛАВА 1..................................................................................................34
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................................................34
1.1. Жизненный путь Беды...................................................................34
1.2. «Библиотека» и труды Беды..........................................................52
1.3.Судьба работ Беды после его смерти. Легенды о Беде.................73
1.4. Образы Беды в историографической культуре Х1Х-ХХ в...........88
ГЛАВА II...............................................................................................117
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОШЛОГО В «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ АНГЛОВ»..............................................................................................117
2.1. Христианизация Британии по сочинениям Беды Достопочтенного................................................................................117
2.2. Формы и способы историописания в «Церковной истории англов»................................................................................................141
ГЛАВА III..............................................................................................161
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОСПРИЯТИЯ БЕДЫ ДОСТОПОЧТЕННОГО.......................................................................161
3.1. Представления об устройстве мира............................................161
3.2. Наставления в христианской вере...............................................201
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................221
Источники. Литература
227
« Бог..., явивший в четвертый день творения мира солнце на Востоке, в шестой век человечества возвел Беду как новое солнце на Западе, чтобы осветить весь мир»1.
Введение
Постановка проблемы
Беда Достопочтенный (672/3-735) - англосаксонский монах, богослов, ученый, историк, один из крупнейших учителей средневековой Европы, святой, канонизированный римской церковью в 1899 году. Беде принадлежат многочисленные сочинения, посвященные практически всем областям христианского знания - комментарии на книги Святого Писания, труды по истории, хронологии, грамматике, основам стихосложения, работы, рассказывающие об устройстве мира, Божественных творениях и «природе вещей».
Эти произведения широко известны в христианском мире со времени их создания. В средние века значительным авторитетом пользовались экзегетические труды и проповеди Беды, его изыскания в области летоисчисления и церковного календаря. Благодаря частым обращениям к книгам Беды англосаксонских миссионеров на континенте, учителей и теологов, деятелей Каролингского возрождения его идеи и суждения стали частью интеллектуальной жизни, культуры средневековой Западной Европы. Вокруг Беды сложились легенды как о мудреце и праведнике, наставнике в вере.
О Беде Достопочтенном написано немало научных работ в европейской и американской историографии, его сочинения многократно издавались и переводились на разные языки. Тем не менее, личность этого человека и его творчество продолжают интересовать исследователей.
Наибольшую известность получило историческое сочинение Беды -«Церковная история англов», снискавшее ее автору славу «отца английской истории». Эта работа стала своеобразным каноном историо-писания для многих средневековых авторов в Британии и на континен-
1 Ноткер Заика. Цит по:\\^Ы1е1оск Б. Айег Веёе // Ргош Вес1е АНгес!. 1лк1., 1980. Р.10.
те. Исторические сведения, приведенные Бедой, легли в основу историографических представлений о прошлом англосаксов; с течением времени утвердилось мнение об их значительной достоверности и объективности.
В гуманитарном знании XIX-XX в. внимание исследователей сосредоточилось прежде всего вокруг «Церковной истории англов». Образ «Беды-теолога» и «учителя» постепенно был вытеснен образом «Беды-историка». Причисление в конце XIX века Беды к лику святых можно рассматривать как своеобразный отклик римской церкви на «канонизацию» историка в историографии того времени.
Специфика прочтения «Церковной истории англов» обусловлена рядом обстоятельств. Произведение Беды представляет собой уникальный источник. В исторической науке знание о прошлом англосаксов в основном строится на свидетельстве «Церковной истории англов»; в соответствии с этим сочинением реконструируется ранняя британская история - от римского завоевания до VIII в. Вопрос о степени достоверности сведений, заимствованных из этого труда, долгое время безоговорочно решался в пользу Беды как одного из самых авторитетных историков средневековья. На восприятие «Церковной истории англов» оказывали влияние особенности ее стиля, целостность замысла, тщательность автора в отборе материала, точность в цитировании документов, стремление опираться на письменные источники и свидетельства очевидцев событий. Сочинение англосаксонского монаха служило эталоном для верификации данных других источников.
В последней трети XX века стали предприниматься попытки пересмотреть устоявшиеся взгляды на личность и деятельность Беды Достопочтенного, по-новому соотнести его творчество с контекстом той культурно-исторической эпохи, в которой он жил и писал.
Однако и в новейшей историографии исторические и теологические сочинения Беды нередко продолжают рассматриваться в отрыве друг от друга. Беда - автор «Церковной истории англов» - в интерпретации современных исследователей имеет мало общего с Бедой-экзегетом, составителем проповедей и толкований Святого Писания. Представления Беды Достопочтенного о мире, «природе» творений, о предназначении человека как правило остаются на периферии внимания историков.
Сочинения Беды, в которых излагались основы знаний о «природы вещей», об истории, равно как и его теологические работы, обобщающие авторитетные суждения Отцов Церкви, попали во многие библиотеки на континенте, стали распространенными и читаемыми произведениями. По этим трудам Беды Достопочтенного училось не одно поколение; через них усваивались самые общие, касающиеся различных областей сведения, которые воспроизводились в новых сочинениях и становились общим достоянием ученой культуры средневековья.
Вместе со сводом знаний Беда передавал читателям многое из своего личностного опыта. При этом он принадлежал своему времени. Самосознание англосаксонского автора формировалось в пространстве коллективных представлений, которые основывались на христианском вероучении, смыслов, порожденных высокой интеллектуальной культурой, обыденных взглядов и суждений. Особенности его восприятия, переживания, понимания мира сложным образом выражались в его сочинениях.
В настоящем исследовании предпринимается попытка рассмотреть путь становления самосознания Беды Достопочтенного, на основании изучения его исторических, теологических, естественнонаучных трудов выделить основные черты, свойственные миропониманию Беды. Предмет данной работы - исследование творческой индивидуальности англосаксонского автора по его сочинениям и, прежде всего, -«Церковной истории англов».
Цели исследования состоят в том, чтобы составить целостный образ Беды в контексте культуры христианского мира, проанализировать его самосознание как раннесредневекового теолога и историка, выявить круг его представлений о мире, христианской вере, истории, интерпретировать «Церковную историю» в свете этих представлений. Такие цели определяют композиционное построение и проблематику работы.
В исследовании ставятся следующие задачи:
- рассмотрение жизненного пути Беды Достопочтенного;
- изучение особенностей восприятия его личности и произведений современниками и учениками; анализ истории чтения произведений Беды в историографии Х1Х-ХХ в.;
- характеристика его основных трудов; изучение «Церковной истории англов», экзегетических сочинений Беды, его космологических трактатов;
-изучение комплекса представлений о мире, о христианской вере и церкви;
- выявление идей Беды о целях историописания и сущности истории; анализ особенностей репрезентации прошлого в историческом сочинении Беды.
Хронологические рамки исследования охватывают время жизни Беды Достопочтенного и соотносятся с периодом второй половины VII -первой трети VIIIв., получившим в историографии наименование «века Беды».
Изучение комплекса взглядов Беды Достопочтенного связано с рядом сложностей методологического и содержательного характера. При всей относительности и условности термина «понимание», обращенного к феноменам прошлого, достижение их корректного видения и репрезентации остается желаемой целью предпринимаемого анализа. Осуществление такой задачи неизбежно носит отпечаток авторской интерпретации; лучшим подтверждением тому служит множественность образов Беды в историографии.
При ближайшем рассмотрении проблема видится в том, насколько оправдано описание «системы» представлений Беды как целостности. Действительно, упорядоченное изложение некоторых рассуждений о «природе вещей», позволяющих говорить о «картине мира», присутствует в одноименном сочинении англосаксонского автора. Но значительная часть сюжетов, которые относятся к христианской вере и к обыденным простым представлениям, «само собой разумеющимся» для Беды и не требующим специального объяснения, трудно установи-ма и вычитывается из разрозненных фрагментов его работ. Систему как таковую достраивает исследователь, привнося собственные логические связи между отрывками, извлеченными из источников. На текст проецируются ожидания, порожденные современной культурой; при этом сохраняется возможность того, что в логике англосаксонского автора эти фрагменты соединялись по-иному и что важные для него
смыслы ускользают в «зазоры» между вопросами, поставленными к тексту.
Более обоснованным, на наш взгляд, выглядит подход, сочетающий анализ содержания сочинений Беды и способов выражения, формы, в которое оно облекается. Подобная стратегия чтения позволяет разрешать следующую исследовательскую проблему.
Сочинения англосаксонского автора можно рассматривать как часть универсального раннесредневекового христианского нарратива. Постановка задачи выявления индивидуального, личностного взгляда Беды Достопочтенного подразумевает возможность определения степени оригинальности его идей, интерпретаций, оценок. Но разграничение индивидуального и общего в большинстве случаев достаточно условно; каждое создаваемое произведение существовало в кругу других христианских сочинений, написанных в согласии с традицией. Часто приходится только строить предположения, из каких произведений были заимствованы те или иные суждения Беды, поскольку одна и та же мысль высказывалась многократно одним автором и с незначительными вариациями повторялась в новых работах других писателей. Насколько идеи, заимствованные Бедой, к примеру, из «Этимологий» Исидора Севильского, которые тот почерпнул в книгах Амвросия Ме-диоланского, могут характеризовать культурное сознание Беды?
На наш взгляд, своеобразие Беды Достопочтенного в трактовке трудов предшественников присутствует прежде всего на уровне выбора сюжетов, приоритетных мнений, расстановки акцентов, деталей, которые сообщают сочинениям Беды индивидуальный «голос» в общем «хоре» раннесредневековых христианских сочинений. Важной характеристикой индивидуального стиля Беды является то, какими способами он составлял свои произведения, шел «по следам Отцов церкви».1 В данном случае исследователя интересует не только вклад Беды в ученое знание раннего средневековья, но и то единственное и неповторимое сочетание в сознании автора излюбленных понятий и ходов мысли, оригинальных идей и воззрений, заимствованных из разных источников. Поэтому в настоящей работе рассматриваются как содержатель-
1 Beda. Epístola ad Nothelmum // Patrologiae cursus completus. Series latina/ed Migne. P., 1862. Vol. 91, 716A.
ные аспекты представлений Беды Достопочтенного, так и вопросы, связанные с самим способом написания, построения его произведений. Следствием избранного метода изучения является «нарративность», необходимость воспроизведения логики рассуждений Беды.
В исследовании используется историко-сравнительный метод, позволяющий более корректно говорить об особенностях самосознания автора, выраженных в его работах. Сочинения Беды рассматриваются в их соотнесении друг с другом, с трудами его современников и предшественников, произведениями, которые послужили своеобразными ориентирами, источниками для англосаксонского писателя. Этот подход присутствует на уровне текстуального анализа и при сопоставлении социокультурных условий, в которых были созданы изучаемые труды.
В настоящем исследовании не ставится задача специального рассмотрения политических, экономических и социальных аспектов жизни англосаксов того времени, которому принадлежал Беда. Эти темы требуют отдельного изучения, привлечения других источников и других подходов.
В данной работе нас интересует возможность описать и проанализировать составляющие мира Беды, увиденные при прочтении его сочинения. Этот подход изначально ограничен тем выбором приоритетных проблем и сюжетов, который был предложен самим англосаксонским автором. Элементы социальной истории представлены в настоящем исследовании также через произведения Беды, настолько, насколько об этом позволяют судить изучаемые труды.
Осознание сложности истолкования раннесредневековых христианских источников и понимания тех значений, которыми обладали ключевые слова из рассматриваемых текстов, побуждает с особым вниманием относиться к выбору понятий при описании ранней истории Британии. В историографии устойчиво употребляется ряд широких терминов, которые носят «согласительный» характер (например, «римское» и «ирландское (кельтское) христианство», под которыми понимается совокупность норм, установлений, обычаев, принятых в изучаемое время в римской католической церкви и христианской церкви Ирландии; «англосаксонское возрождение», «золотой век» англосаксов, под-
разумевающие тот культурный подъем, который наблюдался в высокой христианской культуре англосаксов во второй половине VII - первой трети VIII веков). Они достаточно условны, что вполне осознается исследователями, применяющими их в своих работах. В современной западной историографии под влиянием историко-антропологической трактовки культуры некоторые метафоры были произведены в ранг исследовательских категорий. Такие слова, например, как «англосаксонский мир» в процессе расширения исследовательского языка приобрели черты понятия, которое предполагает наличие определенных разделяемых представлений, ряда коллективных воззрений в ран-несредневековой британской культуре, чье существование было связано с конкретными историческими условиями. К этому же ряду можно отнести слово «Британия», которое историки часто употребляют по отношению к англосаксонским королевствам (хотя это не исключает существования других государств на Британских островах). В настоящей работе слова такого рода используются в значениях, принятых в историографии.
Необходимо также оговориться, что в данном исследовании употребляется ряд имен собственных, которые в отечественной историографии переводились и транскрибировались по-разному. Так, в трудах российских историков Беда именуется и Достопочтенным, и Почтенным, и Преподобным. Различные написания имеют названия мест, (Ярроу, Джарроу и др.) имена англосаксонских святых и королей; в этой работе делалась опора на одну из существующих традиций.
Постановка темы требует обзора привлеченных для работы источников и научной литературы, авторы которой в той или иной мере обращались к изучению «века Беды», его жизни и трудов.
Обзор источников
Источники, привлеченные для настоящего исследования, могут быть разделены на несколько групп. К первой группе мы относим труды самого Беды Достопочтенного. Анализ сочинений Беды помогает выявить его представления о мире, вере, истории, определить интеллектуальные источники его творчества, цели и ориентиры, которых он при-
держивался как богослов, историк. Труды Беды, посвященные разнообразным вопросам, позволяют составить представление о христианской культуре раннего средневековья.
Авторство Беды, как правило, устанавливается исследователями по списку его работ, составленном им сами