автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Белая идеология и Белое движение как концепты патриотизма в творчестве Ивана Ильина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Белая идеология и Белое движение как концепты патриотизма в творчестве Ивана Ильина"
вращения идеологий с их поисками общественного идеала1. Представляется, обращение к идейному наследию И. А. Ильина в дальнейшей работе по разработке и совершенствованию своей идеологии российскими партиями было бы продуктивным.
Следует подчеркнуть еще один момент, актуализирующий тему исследования. Это опасность социального нигилизма, снижения чувства человеческого единства и достоинства, утраты понимания многими гражданами единства и взаимосвязи личных и общественных судеб, в условиях отсутствия внятной идеологии, суть которой, по Ильину, должна быть заключена в «священной идее Родины», подразумевающей любовь к национальной России, чувство ответственности за нее и чувство собственного достоинства каждого россиянина. Таким образом, тема исследования имеет актуальное теоретическое и практически-политическое значение для разработки современной государственной идеологии (национальной идеи) России, которая объединяла бы всех российских граждан и направляла модернизационные процессы в соответствии с положительно воспринимаемым обществом образом будущего страны.
Степень научной разработанности темы. Избранная тема ранее не ставилась как самостоятельная, хотя в контексте изучения Белого движения и его идеологии анализ отдельных работ И. А. Ильина имеет место.
В историографических работах по истории Белого движения выделяются следующие проблемы, требующие дальнейшего изучения: «определение самого понятия и содержания белого движения»; исследование «идеологических установок белых, их эволюции...»2; вопросы, «связанные с определением политических, социальных и ментальных основ данного феномена российской государственности»3.
Среди современных подходов к изучению Белого движения П. И. Гри-шанин считает перспективной историческую феноменологию4. История Белого движения, по его мнению, «представлена в виде мифов», а изучение ее «представляет собой изучение архетипов, как социально передаваемых типовых образцов поведения»5. Полагаем, что данный подход к исследованию идеологии Белого движения является особенно важным, ибо в феноменологической парадигме основная задача — «понять человека прошлого и через
1 См.: Казаков Л. Правящая партия обретает собственную идеологию [Электронный ресурс] // Свободный мир. 09.12.2009. - Режим доступа: http://www.libertv.ru/colurnns/Nad-shvatkoi/Pravvaschava-partiva-оЬге1аеЬ5с^[успгщуи-1<1ео1ос1'уи (дата обращения: 4.10.2013).
2 Бордюгов Г. А., Ушаков А. И., Чураков В. Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. Историографические очерки. - М.: «Русский Мир», 1998. С. 272,273.
Гришанин П. И. Гражданская война и Белое движение в исследовательской практике конца 80 - начала 90-х гг. XX в.: историографическое осмысление. С. 56.
4 См.: Гришанин П. И. Современные подходы к изучению Белого движения // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2009. № 26. С. 212-226; Он же. Современные подходы к изучению гражданской войны и Белого движения // Вопросы истории. 2009. № 6. С. 160-168; Он же. Белое движение и гражданская война: историческая феноменология и историческая память // Вопросы истории. 2008. № 2. С.167-172.
3 Гришанин П. И. Белое движение и гражданская война... С. 167, 168.
него окружающий его мир»1. Подобная методология имеет место и в работах И. А. Ильина.
Историографический срез истории Гражданской войны в России и Белого движения целостно представлен в исследованиях В. И. Голдина2. Всю отечественную историографию истории Гражданской войны в России он делит на два этапа (1920-е - первая половина 1980-х гг.; к. 1980-х - н./время), исходя из того, что с к. 1980-х гг. изменились тематика, методология, источнико-вая база исследований, а также политическая и социально-экономическая ситуация в стране3. Среди задач и перспектив дальнейшего исследования антибольшевистского движения в России данный исследователь выделил изучение эволюции его идеологических установок, жизни и деятельности эмигрантских колоний и др.4
Б. И. Мухачев пишет, что с точки зрения новых подходов к изучению истории Белого движения, оно являлось «носителем реальной альтернативы развития исторического процесса в России ...в буржуазно-демократическом направлении»5. Следует отметить, что в современной историографии существует и противоположное мнение6.
Отечественной историографии антибольшевистского движения в годы Гражданской войны посвящена докторская диссертация А. И. Ушакова, где подчеркивается необходимость восстановления единой историографии антибольшевистского движения, разъединенной на советскую, эмигрантскую и западную, а также «преодоления рассмотрения гражданской войны под углом зрения исключительно войны белых и красных, что следовало из идеологического противостояния»7.
Проблема идеологии Белого движения в период Гражданской войны в России нашла определенное отражение в работах В. Ж. Цветкова, С. В. Ус-тинкина, В. Д. Зиминой, В. И. Голдина, О. А. Платонова, Г. 3. Иоффе и др.8
1 Цит. по: Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 36.
См. например: Голдин В. И. Революционный пролог и гражданская война в России на историографическом рубеже конца XX-начала XXI в. // Проблемы новейшей истории России: Сборник статей к 70-летию со дня рождения Г. Л. Соболева. - СПб.: Издательский дом СПб. гос. ун-та, 2005. С. 191-202; Он же. Среди «замазанных фигур». Белое движение: перспективы исследования // Родина. 2008. № 3. С. 3-8; Он же. Гражданская война в России сквозь призму лет: историографические процессы. - Мурманск: Изд-во Мурманского государственного гуманитарного университета, 2012. - 333 с.
3 Голдин В. И., Журавлёв П. С., Соколова Ф. X. Русский Север в историческом пространстве российской гражданской войны. - Архангельск: Изд-во «СОЛТИ», 2005. С. 8.
4 Голдин В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии (вторая половина 1980-х-90-е годы). - Архангельск: Изд-во «БОРГЕС», 2000. С. 137,138.
5 Мухачев Б. И. Новые подходы к изучению истории Белого движения // Дальний Восток России: Исторический опыт и пути развития региона (Первые Крушановские чтения, 1998 г.). - Владивосток: Даль-наука, 2001. С. 131.
6 См.: Ципкин 10. Н. Являлось ли Белое движение буржуазно-демократической альтернативой советской власти? // Россия и АТР. 2005. № I. С. 33-45.
Ушаков А. И. Антибольшевистское движение в годы гражданской войны в России. Отечественная историография: дис... .доктора ист. наук: 07.00.09. - Москва, 2004. С. 357, 360.
* См.: Иоффе Г.3. «Белое дело». Генерал Корнилов/Отв. ред. В.П. Наумов-М.: Наука, 1989.— 291 е.; Кенез П. Идеология белого движения // Гражданская война в России: перекресток мнений. - М.: Наука, 1994. С. 94-105; Карпенко С. В. Очерки истории белого движения на юге России (1917-1920 гг.). - М.: Изд-
6
вает Н. В. Работяжев1. Наиболее отчетливо и масштабно это влияние заметно в Русской доктрине, разработанной большой группой отечественных ученых, мыслителей, политологов, политиков, публицистов и экспертов-профессионалов в различных областях деятельности, которая предлагает для современной России программу общественно-политических преобразований2. Не менее показательным в этом плане является сборник статей широкого круга авторов под названием «PRO суверенную демократию», ставящих острейшие вопросы современного политического развития России - о дефиците идеологии и поиске стратегии; о том, где взять элиту с идеологией; что такое русские; какими должны быть ценностные основания проведения модернизации страны; о национальных ценностях; о судьбе демократии и т. д.
Влияние методологии Ильина, состоящей в создании национального будущего через эксплуатацию национального прошлого, собранного в национальном настоящем", можно проследить в книгах В. В. Феллера и А. Г. Чернышева, размышляющих о сценариях будущего России5.
Проведенный анализ степени разработанности темы показал, что возникла необходимость качественно нового исследования, позволяющего целостно изучить Белую идеологию и Белое движение как концепты патриотизма в творчестве Ивана Ильина, выявить их теоретико-методологическое и практическое значение в создании идеологической структуры современного российского общества, обеспечивающей верные ориентиры политического развития в условиях системной модернизации.
Цель исследования состоит в выявлении теоретико-методологического значения патриотического дискурса Ивана Ильина в контексте современного этапа системной модернизации России. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1) выявление структуры и смысла концептов «Белой идеи» и «Белого движения», представленных в работах И. А. Ильина 1917-1922 гг.;
2) анализ особенностей и тенденций развития патриотических идей и принципов в германский период эмиграции И. А. Ильина (1922-1938 гг.);
3) исследование концептов патриотизма как ядра идеи будущей России, представленных в творчестве И. А. Ильина швейцарского периода (19381954 гг.);
1 См.: Работяжев Н. В. Российская национальная идентичность в зеркале современного отечественного консерватизма// Полития. 2013. № 3. С. 68-69.
2 См.: Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А. Б. Кобякова и В. В. Аверьянова. - М.: Яуза-пресс, 2008. - 864 с.
' См.: Pro суверенную демократию. Сборник / сост. Поляков Л. В. - М.: Издательство «Европа», 2007. - 632 с.
4 См.: Изергина Н. И. Теория органической демократии И. А. Ильина и проблемы социально-политической трансформации современной России: автореф. дис. ...д. полит, н. Саратов, 2009. С. 12.
s См.: Феллер В. В. В смуту XXI века. Очерки движущих сил и предопределенных исходов кризисного развития 2000-2030. - Самара: Самар. Дом печати, 2002. - 416 е.; Чернышов А. Г. Цена будущего. Тем, кто хочет (вы) жить... - М.: Алгоритм, 2013.-352 с.
Связь И. А. Ильина с деятельностью ВНЦ требует изучения программных документов этой организации и сопоставления ее идеологии с взглядами Ильина1. В сборнике документов и материалов «Всероссийский Национальный Центр» впервые опубликованные протоколы заседаний ВНЦ, следственные материалы по делу Национального и Тактического центров позволяют сделать вывод, что главное направление деятельности московского ВНЦ заключалось в политико-идеологической работе2. Именно идеологическая работа стала главным вкладом Ивана Ильина в дело белой борьбы.
Логическим продолжением издания «Всероссийский Национальный центр» является документальная публикация «Тактический центр. Документы и материалы», включающая следственные материалы, стенограмму судебного процесса 16-20 августа 1920 г., комплекс газетных советских и эмигрантских публикаций, а также документы и материалы, отражающие связи Тактического центра с руководящими структурами Добровольческой армии3.
Четвертая группа источников — периодическая печать. Особое значение имели такие издания, как газета «Возрождение», выходившая в Париже в 1920-1940-е гг. и журнал «Русский Колокол», издававшийся в Берлине в 1927-1930 гг. под редакцией И. А. Ильина4. Русская эмигрантская газета «Возрождение» - это умеренно консервативный монархический орган печати. Для раскрытия темы диссертационного исследования были проанализированы статьи И. А. Ильина, опубликованные в данной газете в 1925-1926 гг. Журнал «Русский Колокол», в котором печатались статьи Ильина, не был печатным органом политической организации, но его идеи во многом были восприняты РОВСом и НСНП6.
Ценным источником явились еженедельные бюллетени И. А. Ильина на политические темы («Наши Задачи»)7, которые конфиденциально рассылались членам РОВСа и другим единомышленникам в эмиграции. Это был последний издательско-просветительский проект философа, исполнявшийся
ькухот/Ы51о|УМЬгагу/ет!';гаПрп/епнага1юнЗД«т# Тос74029062 (дата обращения: 07.02.2013); НТС. Мысль и дело 1930-2000. - М.: «ПОСЕВ», 2000. - 128 с.
Основные положения Всероссийского Национального Центра // Всероссийский Национальный Центр. - М.: РОССПЭН, 2001. С. 358-359; Программа преобразования России / Там же. С. 360-388; Программа экономического возрождения страны, составленная «Национальным центром» в 1919 году // Неизвестная Россия. XX вск.-М.: Историческое наследие, 1992. С. 148-182.
2 См.: Всероссийский 11ациопальпыП Центр. - М.: «РОССПЭН», 2001. - 608 с.
5 Тактический центр. Документы и материалы. - М.: РОССПЭН, 2012. - 758 с.
Ильин И. А. Собрание сочинений [Доп. Т. 16]: Русский Колокол: журнал волевой идеи. - М.: Православный Свято-Тихоновский гум. ун-т, 2008. - 854 с.
5 Ильин И. Л. Зачем нам идеология // Возрождение. - Париж. 1925. 3 ноября. № 154. С. 2.; Он же. Направо // Возрождение. - Париж. 1925. 24 ноября. № 175. С. 2; Он же. О признании революции // Возрождение. - Париж. 1925. 13 августа. № 72. С. 2; Он же. Пересмотр идеологии // Возрождение. - Париж. 1925. И сентября. № 101. С. 2; Он же. Идеология и борьба//Возрождение. - Париж, 1926. 15 мая. № 347. С. 2; Он же. Об искоренении либералов // Возрождение. - Париж. 1926. 3 сентября. № 458. С. 2-3 и др.
6 См.: Назаров М. «Русский колокол. Журнал волевой идеи»// Посев. - 1980. № 10. С. 58-61. Ильин и. А. Паши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948 - 1954 годов. В. 2-х
т. - М.: МП "Рарог", 1992.
лизм. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что разумная вера достигается духовной любовью к совершенному; настоящей веры и любви не может быть без свободы, первым проявлением свободы является совесть; первой ячейкой любви, веры, свободы и совести служит семья-, обретение родины (духовный патриотизм) осуществляется силой веры, любви, внутренней свободы, совести, семейного духа и различными видами духовного творчества; на основе всего этого возникает истинный национализм. Последний в отрыве от веры - гордыня, - в отрыве от любви - самомнение, - в отрыве от свободы -стремление поработить чужие народы, - в отрыве от совести - агрессивность, - в отрыве от органической семейственности - неискренняя выдумка, - в отрыве от патриотизма - противо-духовное, противо-культурное начало.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.В процессе разработки И. А. Ильиным идеологии Белого движения можно выделить три этапа: первый - «российский» (1917-1922 гг.); второй -«германский» (1922-1938 гг.); третий - «швейцарский» (1938-1954 гг.). На первом этапе нашли отражение мотивы патриотизма, добровольчества, отстаивания духовного достояния русского народа всеми способами, включая насильственные, идея демократии как идея правовой организации «народоправства», идея «нового русского правосознания», которые позже станут идеями Белого движения. На втором этапе, став вне- и надпартийным идеологом Белого движения, Ильин философски обосновал движущую идею Белой борьбы, выражавшуюся в патриотизме и знаменовавшую зарождение новой, государственно-здоровой России. На третьем этапе Белая идея обосновывается как идея грядущего возрождения России, включающая «принципиальные основы» государственного устройства будущей России, «формулы» для определения основ будущей российской гражданственности и ставящая в центр новое, предметное воспитание русского духовного характера, чем и будет определяться ее будущее, в том числе и политическое обновление. Значит, патриотическая идея И. А. Ильина - динамическая теоретическая программа, имеющая потенциал приложения к современной модерниза-ционной практике в России и к праю-ике современных поисков национально-государственной идеи.
2. Тема патриотизма как одной из базовых ценностей в прошлом, настоящем и будущем России является одной из центральных в современном дискурсе коммуникаций между властью и обществом. В этой связи патриотическая идея Ивана Ильина, все масштабнее и активнее включаясь в этот дискурс в качестве общей темы, создает почву для политико-культурного взаимодействия всех субъектов политического процесса и тем самым для их реального объединения, ибо позволяет уяснить конструктивное содержание в современных политических и научных коммуникациях различных компромиссных теорий прошлого и настоящего.
3. Значение творческого наследия Ивана Ильина в идейном оформлении Белого движения заключается в том, что оно представляет собой опыт теоре-
граждан» (общей безопасностью, правопорядком, ограждением личной свободы). Государство, требуя от граждан службы и жертв, само должно служить и жертвовать; рассматривать гражданина не только как средство для государства, но и как его «живую цель»1. Отсюда, в представлении идеолога, Белое движение на заключительном этапе должно было стать движением за национальную духовную культуру, за национальное воспитание. Содержательная характеристика Белого движения и Белой идеологии как концептов патриотизма в творчестве Ильина дает основание сделать вывод об их методологическом потенциале для решения проблемы формирования единой политической нации на основе принятия ценности человека как патриота и слуги Отечества и одновременно как носителя самобытной культуры, своеобразной этнической принадлежности. Формула патриотического «симбиоза» народов, предложенная идеологом, такова: «я русский, и притом калмык».
Методологическое значение в поисках национально-государственной идеи России, включающей и определение ее роли в современном глобализирующемся мире, имеет трактовка концепта «сверхнациональное» (общечеловеческое) в патриотическом дискурсе философа. «Сверхнациональное» доказывает он, вырастает из духовной сущности национализма и патриотизма, так как каждое истинное духовное достижение является достоянием общечеловеческим, объединяющим «всех людей», независимо от эпохи, нации и гражданской принадлежности. Настоящий патриот и националист не может ненавидеть и презирать другие народы, видя их духовные достижения, не может отвергать и «всякое» их влияние. Однако он осознает «творческую меру» в духовном взаимодействии народов, не стремясь «наводнять свою культуру полою водою иноземщины». Человек или народ, отказывающийся от «своего индивидуального духовного лица» - идет не к общечеловеческому, а к «исчезновению с арены истории» 2. Следовательно, роль России в глоба-лизационных процессах будет тем значимее, чем вернее и полнее сможет она сохранить и преумножить достижения своей национально-духовной культуры, понятные «всем векам и народец^».
Анализ современных научных и публицистических поисков национально-государственной идеи для модернизирующейся России показал высокую степень интегрируемости патриотических концептов Ивана Ильина в его структуру. Идеи Ильина оказали существенное влияние на все течения российского консерватизма в посткоммунистический период. На них ссылаются и представители «партии власти» (В. В. Путин), и их оппоненты с левого фланга (Г. А. Зюганов). Ярким подтверждением встроенности патриотического дискурса Ильина в поиск национально-государственной идеологии для современной России служит идеология Русской доктрины («динамический консерватизм»), суть которой - использование традиционных принципов и
1 Ильин И. Л. Почему мы верим в Россию: Сочинения. - М.: Эксмо, 2006. С. 326, 334, 337-339.
2 Там же. С.302.
Текст диссертации на тему "Белая идеология и Белое движение как концепты патриотизма в творчестве Ивана Ильина"
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
На правах рукописи
04201453249
Изергина Вера Павловна
БЕЛАЯ ИДЕОЛОГИЯ И БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК КОНЦЕПТЫ ПАТРИОТИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ИВАНА ИЛЬИНА
Специальность 23.00.01 - Теория и философия политики, история и методология политической науки
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель: доктор политических наук, профессор Д. В. Доленко
Саранск 2013
%
Содержание
Введение
1 Эволюция патриотического дискурса Ивана Ильина
1.1 Белая идея и Белое движение в работах И. А. Ильина 1917-1922 гг.
1.2 Развитие патриотических идей и принципов в германский период эмиграции И. А. Ильина (1922-1938 гг.)
1.3 Концепты патриотизма как ядро идеи будущей России в
творчестве И.А. Ильина швейцарского периода (1938-1954 гг.)
2 Политический и ценностный контекст патриотического дискурса
Ивана Ильина
2.1 И. А. Ильин о патриотическом содержании Белой идеологии и ее роли в политическом развитии России
2.2 Патриотические концепты в творчестве И. А. Ильина и современность
Заключение
Список использованных источников и литературы
3
29
29
59
103
124
124
149 181 185
Введение
Актуальность темы исследования определяется особенностью современного этапа осуществляемой системной модернизации российского общества, которая проявляется в том, что в центр современного дискурса политических коммуникаций общества и политической элиты все настойчивее встает проблема государственной идеологии (национальной идеи) как патриотической идеи1. Она рассматривается как «вопрос национальной безопасности» (Никита Михалков), «мать государства» (Александр Проханов), «аграрная реформа» (Михаил Прохоров), «единая для всего народа задача» (Михаил Веллер), как «идея российской гражданской нации» и «идея патриотизма» (Вячеслав Никонов). Вся эта разноголосица свидетельствует о том, что «современная российская политика осуществляется без четких идеологических ориентиров»2; у правящей элиты и общества нет ясности в том, какая идеология должна определять перспективу политического развития страны. В свете конкретных экономических и социально-политических проблем развития современной России и особенностей политической культуры россиян многие исследователи обращаются к «минусам» либерализма, негативным последствиям разрушения коллективной идентичности, «заставляющим с осторожностью отнестись к этой идеологии как перспективе политического развития России»3.
В первом десятилетии XXI в. в российском обществе произошел явный поворот к консервативным идеям и ценностям. Сегодня в России существует
1 См.: Бахтурина А. 10. «Национальная идея» в отечественной историографии 1990-х гг.: традиции и современное осмысление // Национальная идея иа европейском пространстве в XX веке. - М.: ИВИ РАН, 2005. С. 9-23; Богатырев К. А. Конституционные основы государственной идеологии и национальной идеи России // Право и безопасность. 2010. № 2. С. 22-29; Вилков А. А. Идеологический фактор формирования российской политической идентичности // Идентичность как предмет политического анализа. Сб. ст. по итогам Всероссийской науч.-практич. конф. (ИМЭМО РАН, 21-22 октября 2010 г.). - М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 157-162; Рабо-тяжев Н. В., Соловьев Э. Г. От «возвращения в мировую цивилизацию» к «суверенной демократии»: эволюция внешнеполитических концепций российских «партий власти» // Полития. 2013. № 1. С. 36-54; Волков Ю. Г. Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России). - М.: AHO РЖ «Соц.-гуманит. знания», 2004. С. 6, 7, 13.
2 Зимин В. А. Формирование политико-культурного контекста постсоветской модернизации: автореф. дис.... доктора полит, наук. - Саратов, 2013. С. 3.
3 См.: Мальцева А. П., Синикина П. А. «От какого либерализма мы отказываемся»: о негативных последствиях либерализации общественной жизни // Власть. 2013. № 9. С. 24; Шатилов А. Б. Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты // Власть. 2013. № 9. С. 18.
три основных консервативных течения - национал-консерватизм, левый консерватизм (представленный прежде всего «государственно-патриотическим» крылом КПРФ) и бюрократический консерватизм «партии власти». Однако ни одно из них не способно предложить «убедительный и приемлемый для большинства образ российской идентичности», все они «страдают заметной односторонностью и далеки от просвещенного консерватизма», суть которого сохранять то, что имеет вневременную ценность1. Думается, что основой современного российского консерватизма могла бы послужить патриотическая идея И. А. Ильина, согласно которой прошлое дорого не как таковое, а в его соотнесении с вечными ценностями.
Актуальность патриотической идеи И. А. Ильина как объединяющей общество идеи обусловлена также тем, что прошлое России «крайне политизировано и "раздергано" на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного)». Для преодоления данного положения «необходима тонкая культурная терапия», чтобы потомки и «красного комиссара», и «белого офицера» ощущали себя наследниками общей истории России2. Для выработки и осуществления такой культурной политики глубокое осмысление Белого движения и Белой идеи как концептов патриотизма в творчестве Ильина значимо потому, что они, указывая нам «нашу историческую задачу и наш духовный путь», позволяют анализировать современные модерни-зационные процессы не с привычной материальной и технико-экономической стороны, но с точки зрения их духовного содержания и измерения. Это, в свою очередь, расширяет предметное поле и методологические возможности политической науки.
Содержательно обоснованная философом патриотическая идея в качестве творческой идеи нашего будущего, представляет для нас интерес сегодня по ряду причин. Она может стать и уже становится почвой для обсуждения общих
1 См.: Работяжев Н. В. Российская национальная идентичность в зеркале современного отечественного консерватизма//Полития. 2013. № 3. С. 62, 63, 81.
2 См.: Путин В. В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // «Российская газета» 23.01.2012. - Режим доступа: Ьпп:/Лу\у\у.га.ги/2012/01 /23/пасуорго5.1ит1 (дата обращения 09.01.2013).
проблем, связанных с политическим настоящим и будущим страны, способствуя тем самым возникновению политико-культурного взаимодействия между различными субъектами современного политического процесса. В условиях властно-общественной коммуникации может быть создан оптимальный проект политического будущего России и преодолена нынешняя ситуация, когда идейной опорой модернизации стали многочисленные и крайне противоречивые "проекты" ее политического будущего1. Системная методология, реализованная философом при анализе патриотизма, дает возможность разработать современную патриотическую доктрину как систематически обоснованную, а вследствие этого наиболее убедительную и приемлемую для российских граждан. Методологически актуальным для создания современной патриотической идеологии как системы является выделение в качестве ее главного элемента «свободы патриотической инициативы», в обеспечении которой Ильин видел основной смысл прав и обязанностей российских граждан.
Белая идея как идея патриотизма актуальна в свете идеологического самоопределения современных российских партий, в особенности правящей. Некоторыми исследователями данный процесс считается началом новой эпохи в развитии современной российской политической культуры - эпохи возвращения идеологий с их поисками общественного идеала . Представляется, обращение к идейному наследию И. А. Ильина в дальнейшей работе по разработке и совершенствованию своей идеологии российскими партиями было бы продуктивным.
Следует подчеркнуть еще один момент, актуализирующий тему исследования. Это опасность социального нигилизма, снижения чувства человеческого единства и достоинства, утраты понимания многими гражданами единства и взаимосвязи личных и общественных судеб, в условиях отсутствия внятной идеологии, суть которой, по Ильину, должна быть заключена в «священной
1 См.: Зимин В. А. Формирование политико-культурного контекста постсоветской модернизации: авто-реф. дис.... доктора полит, наук. С. 22.
2 См.: Казаков А. Правящая партия обретает собственную идеологию [Электронный ресурс] // Свободный мир. 09.12.2009. - Режим доступа: http://www.liberty.ru/columns/Nad-shvatkoj/Pravyaschaya-partiya-obretaet-5оЬ5^еппиуи^ео1о§1уи (дата обращения: 4.10.2013).
идее Родины», подразумевающей любовь к национальной России, чувство ответственности за нее и чувство собственного достоинства каждого россиянина.
Таким образом, тема исследования имеет актуальное теоретическое и практически-политическое значение для разработки современной государственной идеологии (национальной идеи) России, которая объединяла бы всех российских граждан и направляла модернизационные процессы в соответствии с положительно воспринимаемым обществом образом будущего страны.
Степень научной разработанности темы. Избранная тема ранее не ставилась как самостоятельная, хотя в контексте изучения Белого движения и его идеологии анализ отдельных работ И. А. Ильина имеет место.
В историографических работах по истории Белого движения выделяются следующие проблемы, требующие дальнейшего изучения: «определение самого понятия и содержания белого движения»; исследование «идеологических установок белых, их эволюции...»1; вопросы, «связанные с определением политических, социальных и ментальных основ данного феномена российской государственности»2.
Среди современных подходов к изучению Белого движения П. И. Гриша-
о
нин считает перспективной историческую феноменологию . История Белого движения, по его мнению, «представлена в виде мифов», а изучение ее «представляет собой изучение архетипов, как социально передаваемых типовых образцов поведения»4. Полагаем, что данный подход к исследованию идеологии Белого движения является особенно важным, ибо в феноменологической парадигме основная задача - «понять человека прошлого и через него окружающий его мир»5. Подобная методология имеет место и в работах И. А. Ильина.
Историографический срез истории Гражданской войны в России и Белого
1 Бордюгов Г. А., Ушаков А. И., Чураков В. Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. Историографические очерки. - M.: «Русский Мир», 1998. С. 272, 273.
2 Гришанин П. И. Гражданская война и Белое движение в исследовательской практике конца 80 - начала 90-х гг. XX в.: историографическое осмысление. С. 56.
3 См.: Гришанин П. И. Современные подходы к изучению Белого движения // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2009. № 26. С. 212-226; Он же. Современные подходы к изучению гражданской войны и Белого движения // Вопросы истории. 2009. № 6. С. 160-168; Он же. Белое движение и гражданская война: историческая феноменология и историческая память // Вопросы истории. 2008. № 2. С. 167-172.
4 Гришанин П. И. Белое движение и гражданская война... С. 167, 168.
5 Цит. по: Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 36.
6
движения целостно представлен в исследованиях В. И. Голдина1. Всю отечественную историографию истории Гражданской войны в России он делит на два этапа (1920-е - первая половина 1980-х гг.; к. 1980-х - н./время), исходя из того, что с к. 1980-х гг. изменились тематика, методология, источниковая база исследований, а также политическая и социально-экономическая ситуация в стране2. Среди задач и перспектив дальнейшего исследования антибольшевистского движения в России данный исследователь выделил изучение эволюции его идеологических установок, жизни и деятельности эмигрантских колоний и др.3
Б. И. Мухачев пишет, что с точки зрения новых подходов к изучению истории Белого движения, оно являлось «носителем реальной альтернативы развития исторического процесса в России ...в буржуазно-демократическом направлении»4. Следует отметить, что в современной историографии существует и противоположное мнение5.
Отечественной историографии антибольшевистского движения в годы Гражданской войны посвящена докторская диссертация А. И. Ушакова, где подчеркивается необходимость восстановления единой историографии антибольшевистского движения, разъединенной на советскую, эмигрантскую и западную, а также «преодоления рассмотрения гражданской войны под углом зрения исключительно войны белых и красных, что следовало из идеологического противостояния»6.
Проблема идеологии Белого движения в период Гражданской войны в Рос-
1 См. например: Голдин В. И. Революционный пролог и гражданская война в России на историографическом рубеже конца ХХ-начала XXI н. // Проблемы новейшей истории России: Сборник статей к 70-летшо со дня рождения Г. Л. Соболева. - СПб.: Издательский дом СПб. гос. ун-та, 2005. С. 191-202; Он же. Среди «замазанных фигур». Белое движение: перспективы исследования // Родина. 2008. № 3. С. 3-8; Он же. Гражданская война в России сквозь призму лет: историографические процессы. - Мурманск: Изд-во Мурманского государственного гуманитарного университета, 2012. - 333 с.
2 Голдин В. И., Журавлёв П. С., Соколова Ф. X. Русский Север в историческом пространстве российской гражданской войны. - Архангельск: Изд-во «СОЛТИ», 2005. С. 8.
3 Голдин В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии (вторая половина 1980-х-90-е годы). - Архангельск: Изд-во «БОРГЕС», 2000. С. 137, 138.
4 Мухачев Б. И. Новые подходы к изучению истории Белого движения // Дальний Восток России: Исторический опыт и пути развития региона (Первые Крушановские чтения, 1998 г.). - Владивосток: Дальнаука, 2001. С. 131.
5 См.: Ципкин 10. Н. Являлось ли Белое движение буржуазно-демократшгеской альтернативой советской власти? // Россия и АТР. 2005. № 1. С. 33-45.
6 Ушаков А. И. Антибольшевистское движение в годы гражданской войны в России. Отечественная историография: дис. ...доктора ист. наук: 07.00.09. - Москва, 2004. С. 357, 360.
сии нашла определенное отражение в работах В. Ж. Цветкова, С. В. Устинкина, В. Д. Зиминой, В. И. Голдина, О. А. Платонова, Г. 3. Иоффе и др.1
В. Ж. Цветков отмечает эволюцию идеологии Белого движения - от патриотической идеи спасения Российской империи от развала и гибели на основе только вооруженной борьбы с советской властью в 1917-1918 гг. до идеи созидания новой, «Белой России» на основе возврата к традиционным ценностям русской истории одновременно с осуществлением широких политических и со-
о
циально-экономических преобразований в 1919 г. И. А. Ильина данный автор упоминает лишь при определении сущности Белого движения, указывая, что он «подчеркивал важность патриотической идеи»3.
В монографии С. В. Устинкина «Трагедия белой гвардии» представляются важными, с позиции темы диссертации, следующие положения. Указание на то, что «единая идейно-политическая линия сложилась», хотя идеологические противоречия в Белом движении до конца «никогда ...не были устранены». Выдвижение в качестве одной из главных причин поражения белых такого элемента их идеологии, как «непредрешенчество». Отнесение Ильина к «религиозно-идеалистическому» направлению «крайне правого фланга» Белого движения, с чем вряд ли можно согласиться. Выделение качественных характеристик Белого движения на основе работы Ильина «Белая идея» - традиционный ха-
1 См.: Иоффе Г. 3. «Белое дело». Генерал Корнилов / Отв. ред. В. П. Наумов. -М.: Наука, 1989. -291 е.; Кенез П. Идеология белого движения // Гражданская война п России: перекресток мнений. - М.: Наука, 1994. С. 94-105; Карпенко С. В. Очерки истории белого движения на юге России (1917-1920 гг.). - М.: Изд-во Иппо-литова, 2002. - 352 е.; Зимина В. Д. Белое движение и российская государственность в период Гражданской войны. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 1997. - 485 е.; Она же. Белое дело взбунтовавшейся России. Политические режимы Гражданской войны 1917-1920 гг. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. - 467 е.; Зайнутдинов Д. Р. Правовая идеология как часть правосознания (в аспекте Гражданской войны и Белого движения) // Альманах современной науки и образования. 2011. № 10. С. 20-22; Платонов О. А. Под властью зверя. - М.: Изд-во «Алгоритм», 2004. - 576 е.; Полторацкий Н. П. «За Россию и Свободу...». Идейно-политическая платформа Белого движения // Русское прошлое. 1991. № 1. С. 280-308.; Пученков А. С. «Быховская программа» генерала Корнилова и ее значение в формировании идеологии Белого движения // Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического ун-та ЛЭТИ. 2012. № 4. С. 120-124; Романишина В. Н. Белые: кто они? // Родина. 2008. № 3. С. 19-22; Устинкин С. В. Трагедия белой гвардии. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1995.-408 е.; Цветков В.Ж. Белое движение в России. 1917-1922 годы // Вопросы истории. 2000, № 7. С. 56-73; Цветков В.Ж. Белое дело в России. 1917-1918 гг. (формирование и эволюция политических структур Белого движения в России.). - М.: «Посев», 2008. - 520 е.; Ходаков И. М. Политические взгляды генерала А. И. Деникина // Отечественная история. 2006. № 1. С. 141-147.
2 См.: Цветков В. Ж. Белое движение в России. 1