автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Беллетристика Акакия Церетели

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Гиоргадзе, Отар Ягорович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Кутаиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Беллетристика Акакия Церетели'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Гиоргадзе, Отар Ягорович

Введение

Глава первая. Идеи национально-освободительной борьбы в прозе А.Церетели

1. Трагические переживания, связанные с положением грузинского народа, и стремление преодолеть их.

2. На службе у прошлого, настоящего и будущего

Глава вторая. Идеи освобождения от социального гнета в беллетристических сочинениях А.Церетели

Глава третья. Женский вопрос, вопрос любви и семьи в прозе Акакия Церетели.

1. Женщина - опора семьи, патриотка

2. Любовь - "небесный дар", "возвышающая сила", основа прочности семьи

Глава четвертая. Рассказы А.Церетели для детей

1. А.Церетели о литературе для детей и юношества

2. Патриотизм.

3. Любовь к труду.

Гуманизм.

5. Природа.

Глава пятая. Сатирическая проза А.Церетели

Глава шестая. Исторические источники прозаических произведений А.Церетели и особенности их использования

Глава седьмая. Некоторые вопросы беллетристического искусства Акакия Церетели.

1. Худояественный язык и стиль.

2. Композиция

3. Жанры.

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по филологии, Гиоргадзе, Отар Ягорович

Труд и заслуги Акакия Церетели грузин сохранит в своем сердце навсегда"-'-, - так писал великий И.Г.Чавчавадзе. И действительно, имя Акакия Церетели, его бескорыстная деятельность, величие его поэзии так глубоко запечатлены в сердце грузинского народа, что время не властно над этим. В своем творчестве поэт всегда непоколебимо стоял на защите интересов родины, народа, звал его к борьбе против национального и социального гнета, укреплял веру в будущее.

Вместе с И.Г.Чавчавадзе А.Р.Церетели во второй половине XIX века играл ведущую роль в общественной жизни грузинского народа. Эти два великих шестидесятника дали нашей литературе, нашей общественной мысли и грузинской культуре новое направление. Только вступив на литературное поприще, они сразу же подняли свой голос против крепостного строя, с гневом обрушились на эксплуататорские классы, воспели свободного человека и свободный труд, объявили войну царизму и его реакционно-колониальной политике. Отказавшись от всего отжившего в литературе и общественной жизни, они поставили литературу на службу народу. "Начиная с 60-х и по 90-ые годы, эти два писателя были властителями дум в нашей литературе"^.

А.Церетели твердо защищал принципы материалистической эстетики. "Его эстетика была порождением шестидесятых годов"3. Поэтому, касаясь вопросов искусства и в своей практической творческой деятельности, поэт всегда придерживался ее. Так же, как и И.Чавчава

1 Чавчавадзе И.Г. Полное собрание сочинений. - Тбилиси: Госиздат, 1955, т.У, с.187. На груз.яз.

2 Зандукели М.З. Новая грузинская литература. - 4-е изд., Тбилиси: ТГУ, 1962, П, с.421. На груз.яз.

3 Джибладзе Г.Н. Критические этюды. - Тбилиси: Сабчота Сакарт-вело, 1958, I, с.370. На груз.яз. дзе, А.Церетели считал искусство художественной формой отражения действительности.

Акакий Церетели всегда увязывал искусство, в частности, литературу с актуальными проблемами общественной жизни. Согласно его концепции, "муза поэта должна служить народу"1. Литература представлялась А.Церетели оружием в борьбе за насущные нужды людей, "рупором обстоятельств". Он считал, что писатель должен не просто хладнокровно и правдиво отражать явления жизни, но быть их судьей, последовательным и принципиальным критиком. Истинным творцом А.Церетели называл того, кто мог быть наставником своего народа, защитником его интересов, выразителем дум и ваяний.

А.Церетели, "хорошо понимавший мировое значение грузинского р фольклора , и в создании высокохудожественных произведений придавал большее значение народному творчеству. Он считал, что, если у писателя нет тесного контакта с фольклором, народной мудростью, если он не в состоянии проникнуть в самую суть фольклорных творений, понять боль, страдания и радость народа, то он не сможет создать крупных полотен, отражающих народно-национальные идеалы.

Оценивая с таких правильных позиций важную роль искусства в материальной и духовной жизни людей, в преобразовании реальной действительности, сам А.Церетели в своем творчестве поднимал вопросы морали и нравственности, воспевал национальные и общечеловеческие идеалы, дружбу народов, их единение. В то же время он гневно бичевал угнетателей, поработителей трудовых людей и народов,

1 Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм. - Тбилиси: ТГУ, 1967, с.432. На груз.яз.

2 Сихарулидзе H.A. Акакий Церетели и народное творчество. - В кн.: Акакий Церетели. Юбилейный сборник. - Тбилиси: 1940, с.234.

На груз.яз. вел непримиримую борьбу с царским самодержавием.

Когда говорят о А.Церетели, то, в первую очередь, перед нами встает великий лирик, И это естественно. Ведь его стихи не только насыщены глубоким идейным содержанием, они поражают высоким мастерством, непосредственностью, богатством чувств, многообразием красок, они чаруют, захватывают читателя. Сказочно прекрасны и упоительны песни А.Церетели. Следует отметить, что огромный поэтический талант А.Церетели с неменьшей силой дает о себе знать и в других жанрах. Можно сказать, что в грузинской литературе XIX в. никто не отличается таким универсализмом.

Чем обусловлена насыщенность произведений А.Церетели социальной и национальной проблематикой? Безусловно, здесь огромную роль сыграли прогрессивные революционные идеи, распространенные в России и Западной Европе в 60-х годах прошлого столетия, тяжелая жизнь народа, классовый антогонизм, потеря грузинским народом национальной независимости.

Конечно, А.Церетели, воспитанный на революционно-демократических идеях "Современника", глубоко чтивший поэзию Н.А.Некрасова, не мог не написать стихотворения "Рабочая", "Имеретинская колыбельная", не мог не приветствовать с восторгом революцию 1905 года.

Не мог он не прочувствовать глубоко поэму Николоза Бараташвили "Судьба Грузии", не мог не создать "Ввысь", "Долой правительство", "Кинжал" и "Горе мне". Ведь родина была для него святыней, как же мог он примириться с потерей ею независимости. Тяжелое настоящее Грузии заставляло страдать поэта, но он не терял надежды, стремился найти героев и сплотить их, дабы освободить томящуюся в плену у каджей "Нестан-Дареджан" - родину. Поэт верил в то, что его мечта сбудется, с надеждой смотрел в будущее.

Чтобы воодушевить своих современников на борьбу, А.Церетели обращался к образам великих предков, показывая своим павшим духом, сломленным соотечественникам, как надо любить родину, служить ей и жертвовать собой для нее.

Заслуги А.Церетели не исчерпываются вышесказанным. Можно смело сказать, что во второй половине XIX века не было ни одного события в культурной и общественной жизни Грузии, в котором бы поэт не принял участия и о котором не сказал бы своего весьма авторитетного слова. В этом отношении заслуги А.Церетели неизмеримы.

Глубоко народное и насыщенное большим содержанием творчество А.Церетели с самого же начала было горячо встречено грузинской общественностью, которая, познакомившись с произведениями писателя, всем сердцем полюбила их. Эта искренняя, глубокая любовь сильна, животворна и поныне. Акакий Церетели после Ш.Руставели является одним из самых популярных поэтов в Грузии.

Вполне естественно, что большой интерес к произведениям поэта с самого же начала их появления на страницах периодической печати вызвал пристальное внимание читательной общественности к жизни самого автора и его творчеству вообще. Вскоре стали высказываться и критические замечания в его адрес.

Обсуждение стихов А.Церетели началось еще в 1860-1861 годах. Первыми свое мнение о поэтическом дебюте А.Церетели высказали приверженцы теории трех стилей - отец Ефрем и князь Ираклий Лорд-кипанидзе. Затем в журнале "Цискари" о поэте и некоторых его произведениях высказались Г.М.Бараташвили, Б.Д.Джорджадзе, А.Н.Пурце-ладзе, Гвимели, Д.И.Джананашвили, М.Н.Бетанели, а в "Сакартвелос моамбе" - Г.Е.Церетели.

В этот период, а также в какой-то мере и позднее, при обсуждении произведений А.Церетели прибегают к сопоставительному методу, что, по существу, выражается в рассмотрении в одном аспекте произведений А.Церетели и И.Чавчавадзе, на основании которого и делается вывод о том, какой из поэтов стоит выше. Можно сказать, что почти ни одно из критических мнений, высказывавшихся в 60-х годах, не является точным и не выражает полностью идейно-художественной ценности произведений А.Церетели.

Относительно интенсивнее творчество А.Церетели начали изучать в 70-ых годах, когда в грузинских периодических изданиях стали часто появляться статьи о деятельности поэта, затрагивающие разные вопросы его творчества (А.А.Цагарели, Г.М.Туманишвили, А.А.Чкония, "X" /псевдоним не выяснен. - О.Г./, А.П.Нанейшвили, С.С.Месхи, Т.К.Киквадзе, С.З.Мгалоблишвили, И.Г.Гомартели и др.). Затем было опубликовано несколько специально посвященных А.Церетели работ (Чичинадзе З.й. Акакий. - Тбилиси: 1897. На груз.яз.j Абашидзе К.Г. Акакий Церетели. - Кутаиси: 1908. На груз.яз.; Келенджеридзе М.Н. Акакий Церетели, как певец - сын отечества. - Кутаиси: 1909. На груз.яз.; Гарсеванов A.A. Поэт Грузии кн.Акакий Церетели. -Кутаиси: 1915; Хундадзе С.И. Акакий Церетели. - Кутаиси: 1918. На груз.яз. и др.), однако жизнь и творчество А.Церетели в них не находят совершенного отображения. Здесь нет глубокого научного анализа произведений писателя. Его произведения рассматриваются бледно, поверхностно, в общих чертах, а. в ряде случаев даже тенденциозно. О мировоззрении поэта, его литературно-эстетических взглядах, разносторонности мотивов его творчества либо вообще не говорится, либо говорится мельком. Также слабо показаны особенности творчества А.Церетели как великого мастера слова.

Однако нельзя не отметить, что эти работы имели для своего времени определенное положительное значение с точки зрения ознакомления с жизнью А.Церетели, его поэтическими достижениями. Здесь мы встречаем интересные сведения о личной жизни писателя, а также ряд верных высказываний по тому или иному вопросу его творчества. Следует также принять во внимание то, что большинство признавало А.Церетели самым популярным поэтом второй половины XIX в., славным сыном своей родины, ее крупным общественным деятелем.

По мнению М.Н.Келенджеридзе, "Акакий Церетели - двойник грузинского народа, его образ, его отчизна, его зеркало, его дух, его гений, воплощение его чувств и стремлений, достоинств и НеДОСТаТКОВ"*.

Несмотря на это, в дореволюционной литературной критике, как уже отмечалось, творчество А.Церетели изучено весьма слабо. Удивительно, но факт, что даже такой талантливый критик, как К.Г.Абашидзе почему-то не смог правильно понять творчество А.Церетели, рассмотреть его во всей полноте. Как справедливо указывает проф.Д.М. Гамезардашвили, "К.Абашидзе. не смог воспринять все величие художественного слова в творчестве этого крупнейшего писателя и дать объективную оценку его поэтических заслуг. Предлагаемый им анализ не полон и не глубок. Такого разностороннего и многогранного писателя, каким был А.Церетели, К.Абашидзе охарактеризовал лишь на фоне лирических произведений и то весьма однобоко. Он совершенно не затронул поэтического эпоса, прозы и драматических произведений

А.Церетели, сыгравших очень большую роль в развитии новой грузинр ской литературы .

1 Келенджеридзе М.Н. Акакий Церетели как певец - сын отечества.-Кутаиси: 1909, с.128-129. На груз.яз.

2 Гамезардашвили Д.М. Кита Абашидзе и его "Этюды". - В кн.: Этюды. Тбилиси: 1962, с.53. На. груз.яз. Аналогичное мнение высказывается проф.Д.Й.Рамишвили (Кита Абашидзе. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1964, с.116-120. На груз.яз.).

Нельзя пройти мимо работы Хомлели (Романоза Панцхава) "Акакий Церетели как великий национальный поэт", в которой, по справедливому замечанию проф.Д.М.Гамезардашвили, "нет ничего спорного. однако здесь много общих фраз, материала же значительно меньше, чем в статьях о А.Церетели."1.

Хомлели рассматривает Акакия Церетели, как лирика, "здесь он занимает престол царя царей". Что же касается беллетристики, то он не анализирует ее, ограничиваясь замечанием: "Как прозаик Акакий Церетели очень крупный художник жизни, прекрасный знаток человеческой души} в своих произведениях он рисует характеры и типы, что р всегда и всюду являются украшением произведений искусства" .

Эта статья, как известно, была опубликована в 1915 году в нескольких номерах журнала "Гантиади". Несмотря на то, что Хомлели дал такую высокую оценку прозы А.Церетели, он все-таки обнаруживает и несколько нигилистическое отношение к его беллетристике. По мнению С.И.Хундадзе, "Лирика маленьких стихотворений - вот царство Акакия Церетели^ в остальных областях он относительно слаб и малозначителен" .

К сожалению, такая точка зрения была распространена довольно широко, что в определенной мере препятствовало основательному изучению беллетристических произведений А.Церетели.

По настоящему научное творчество А.Церетели стало освещаться уже после установления Советской власти в Грузии, когда партия и

1 Гамезардашвили Д.М. Хомлели. - В кн.: Избранные сочинения Хомлели, Тбилиси, 1963, с.52. На груз.яз.

2 Хомлели. Акаки Церетели как великий национальный поэт. - В кн.: Избранные произведения. - Тбилиси, 1963, с.259. На груз.яз.

3 Хундадзе С.И. Акакий Церетели. - Кутаиси, 1918, с.54. На груз, яз. правительство обратили особенно большое внимание на объективный анализ национального классического наследия, собирание и издание произведений известных писателей, должную оценку их заслуг. Конечное, творчество великого А.Церетели стало в центре всеобщего внимания.

Здесь, не то что оценить, но даже перечислить невозможно все те работы, которые были посвящены вопросам жизни и творчества А.Церетели и большая часть которых написана интересно, добросовестно. В них со знанием дела и большой любовью освещаются многие кардинальные вопросы творчества писателя.

Можно сказать, что чуть ли не все исследователи, занимающиеся вопросами грузинской литературы, касались вопросов жизни и творчества А.Церетели и высказывали заслуживающие внимания соображения. Опубликовано и несколько значительных монографий, посвященных этому некоронованному королю. Однако, в то же время многое еще предстоит выяснить, исследовать и уточнить. В особенности это касается прозы А.Церетели, которая и по сей день не стала предметом специального изучения, что вызывает справедливые нарекания.

Известно, что "Историю литературы без прозы невозможно представить, и великая проза исторически является выразительницей великой литературы"1. К сожалению, у нас "старшее поколение грузински р романтиков не сумело развить художественную прозу" .

Великие многовековые традиции грузинской прозы после Сулхана-Саба Орбелиани пришли в упадок. Значительное оживление литературной жизни началось вслед за основанием И.Кереселидзе журнала "Цис

1 Джибладзе Г.Н. Критические этюды. - Тбилиси: Цодна, 1959, Ш, с.400. На груз.яз.

2 Чумбуридзе Д.Н. Проза Григола Орбелиани. - В кн.: Григол Орбелиани. Полное собрание сочинений. - Тбилиси, 1959, с.9Ч. На груз.яз. кари". В этом журнале стали постепенно появляться, с одной стороны, переводы произведений русских и европейских прозаиков, а с другой - оригинальные произведения грузинских прозаиков"1. Хотя таких писателей было немало, но действительно значительных, художественно сильных беллетристических произведений написано немного. Поэтому "среди этих многочисленных писателей история литературы выделила имена Л.Ардазиани и Д.Чонкадзе, ибо в первую очередь именно с ними связано утверждение критического реализма в прозаиче-р ском жанре" . Эти писатели вполне справедливо признаны основополож3 никами грузинской реалистической прозы в грузинской литературе . Однако это, конечно, не означает, что данный жанр на рубеже 60-ых годов прошлого столетия достиг того уровня развития и совершенства, на каком он находился в ранние века. До вступления на литературное поприще членов "тергдалеули" грузинская проза должным образом не отвечала требованиям времени, сильно хромала как в идейном, так и в художественном отношении. И это естественно, ибо реалисты 4050-ых годов "не овладели реализмом как художественным методом, чтобы решить все существенные задачи литературы. Их творчеству еще много недоставало для того, чтобы оно стало зеркалом действительности"^. По словам акад.Г.Н.Джибладзе, "Беллетристика не пойдет далеко, если не создаст своих героев, свои типы, которые должны быть взяты из самой жизни, должны принадлежать ей и украшать ее.

1 Гамезардашвили Д.М. Очерки по истории грузинского реализма. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1961, с.278. На груз.яз.

2 Там же, с.279.

3 Гачечиладзе А.Н. Очерки по истории грузинской литературы XIX века. - Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1952, с.172-173. На груз.яз.; Гамезардашвили Д.М. Очерки по истории грузинского реализма, с.227, 397.

4 Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм, с.206.

5 Джибладзе Г.Н. Критические этюды, Ш, с.403.

И в этом отношении грузинская проза того времени, действительно, находилась не на высоте.

Ныне ухе не надо доказывать, что вступление на литературное поприще участников "тергдалеули" "заложило фундамент новой грузинской литературы"Это значит, что, наряду с другими жанрами, был заложен фундамент и новой грузинской прозы, которая является "самым удобным жанром для реализма, который призван создавать широкие р полотна, отражающие действительность" .

Истинное возрождение грузинской прозы началось в 1863 году, когда в "Сакартвелос моамбе" было полностью напечатано произведе3 ние И.Чавчавадзе "Человек ли он?!" и 1-У1 главы "Рассказа нищего" . В 70-х же годах увидели свет "Записки путешественника", полностью был напечатан "Рассказ нищего", затем вышел в свет рассказ "На виселице", "Вдова Отарашвили", "Николоз Госташабашвили". В 1868 г. появляются беллетристические произведения А.Церетели. С 70-80-х годов в области прозы начинают работать и другие.

Как видим, среди участников "тергдалеули" первым испробовал перо в области прозы И.Чавчавадзе. Но главная его заслуга состоит не в этом, а в том, что он является "основоположником классической грузинской прозы современного типа"\ В его произведениях идея и форма ее выражения сочетаются так естественно и гармонично, что оказывают огромное воздействие на читателя, врезаются в его

1 Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм, с.209; Медзвелиа К.Н. Участники "тергдалеули" и революционные деятели России 60-х годов. - Тбилиси: Цодна, 1959, I, с.274-275. На груз.яз.

2 Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм, с.163.

3 Некоторые рассказы И.Чавчавадзе были написаны значительно раньше, но из-за строгого цензурного режима не опубликованы.

4 Кенчошвили А.Д. Илья Чавчавадзе. - Тбилиси: АН ГССР, 1962, с.134. На груз.яз. память.

По нашему глубокому убеждению, тот, кто глубоко ознакомился с беллетристическим наследием А.Церетели, знает, что "царь поэтов" в этом жанре литературы работал вместе с И.Чавчавадзе и создавал высокохудожественные произведения. Именно поэтому известный исследователь жизни и творчества А.Церетели Леван Асатиани пишет: "Можно смело сказать, что богатое беллетристическое наследие А.Церетели научно еще не разработано и не изучено. В то же время оно заслуживает серьезного критического исследования, глубокого анализа и оценки. В грузинской литературе, правда, делались попытки исследования художественной прозы А.Церетели, но не в целом, а отдельных произведений. К тому же эти попытки носили случайный характер. Эти работы не могли претендовать и не претендовали на исчерпывающее и всестороннее освещение прозы А.Церетели. Здесь необходима глубокая и систематическая работа, что является задачей нашей критики и научно-литературных сил""1". По мнению Л.Асатиани, "будет несправедливо, если прозу (А.Церетели. - О.Г.) не оценят по достоинству, если она не займет высокое место (курсив наш. -О.Г.) в грузинской литературе" .

Выдающийся грузинский писатель Л.М.Киачели отмечает: Велико и многообразно литературное наследие, оставленное нам поэтом. В этом наследии одно из первейших мест должна занять художественная проза (подчеркнуто нами. - О.Г.). Заслуги А.Церетели перед грузинской прозой велики .

Писатель и критик Г.Н.Натрошвили указывает: "А.Церетели обогати

1 Асатиани Л.Н. Избранные сочинения. - Тбилиси: Сабчота Сакарт-вело, 1958, с.298-299. На груз.яз.

2 Там же.

3 Киачели Л.М. Сочинения. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1964, У, с.13. На груз.яз. грузинскую литературу прекрасными рассказами"1.

С.Р.Горгадзе считает, что беллетристические произведения Акакия Церетели "являются шедевром новой грузинской литературной прозы"2.

По мнению проф.П.Л.Кекелидзе, А.Церетели создал множество замечательных художественных шедевров во всех областях литературы. Проф.П.Л.Кекелидзе отмечает, что "А.Церетели создал множество несравненных шедевров во всех жанрах литературы - лирике, эпосе, з драматургии".

Проф.С.Е.Чилая полагает, что Акакий Церетели как прозаик "представляет весьма интересное явление. Это великий мастер прозы.Очень трудно сказать, в чем сильнее А.Церетели - прозе или поэзии". "Проза А.Церетели - это совершенно независимый мир в новой литературе"^.

Проф.А.Д.КеНчошвили указывает: "Прозу А.Церетели знают обычно по "Баши-Ачуки" и "Пережитому". И создается впечатление, что в художественной прозе А.Церетели не создал больше ничего значительного. Фактически же художественная проза А.Церетели, помимо "Баши-Ачуки" и "Пережитого", содержит несколько десятков значительных произведений, в которых так же, как и во всем своем творчестве Акакий Церетели предстает как проповедник общечеловеческих, передовых

1 Натрошвили Г.Н. Литературные этюды. - Тбилиси: Госиздат, 1941, с.93. На груз.яз.

2 Горгадзе С.Р. Акакий Церетели. Избранные произведения. - Тбилиси, 1926, П, с.XXXI. На груз.яз.

3 Кекелидзе П.Л. Акакий Церетели. - Тбилиси: Саблитгами, 1953, с.5. На груз.яз.

4 Чилая С.Е. Акакий Церетели. Юбилейный сборник. - Тбилиси: ТГУ, 1940, с.47. На груз.яз. Эта же мысль была повторена исследователем в статье, написанной много лет спустя "Акакий" (см. его книгу: Предки и друзья. - Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1964, с.75. На груз.яз.). гуманистических и демократических идей, довольно сильный грузинский прозаик, борющийся за новую Грузию"-*-.

Рассматривая произведения А.Церетели, проф.Ш.Д.Радиани высказал следующую мысль: "Признание его проза получила позднее. В прозе А.Церетели проступает поэт. Крупный мастер чуть ли не всех жанров художественного творчества А.Церетели и здесь выступает как новатор, поднявший грузинскую реалистическую прозу на высокую ступень развития (подчеркнуто нами. - О.Г.). Можно сказать, что до конца еще не определено то место, которое занимает А.Церетели в развитии грузинской литературы. Так же, как и его поэзия, проза р

А.Церетели отвечала требованиям и интересам своего времени .

Таким образом, в специальной литературе признано, что проза А.Церетели - большое и новое явление в грузинской литературе, требующее монографического изучения.

Как отмечалось, в дореволюционной научной литературе рассказов А.Церетели касались мельком и эпизодически, и поэтому мы считаем излишним останавливаться на рассмотрении этих работ. Пользуясь словами Л.Н.Асатиани, скажем только, что "заслуживает внимание то обстоятельство, что проза А.Церетели осталась почти незамеченной грузинской критикой и историками литературы прошлого столетия, которые не сумели оценить ее должны образом .

Что же было сделано в этом отношении в наше время? Одним из первых, кто весьма серьезно подошел к этой теме и развил очень интересную точку зрения был Л.М.Киачели. В своей статье,

1 Кенчошвили А.Д. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, - Тбилиси: ТГУ, 1940, с.87. На груз.яз.

2 Радиани Ш.Д. Избранные статьи. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, с.407-408. На груз.яз.

3 Асатиани Л.Н. Избранные сочинений. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958, с.295. На груз.яз. объемом в 12 страниц "Баши-Ачуки" Акакия Церетели"1 он коснулся только композиции произведения и некоторых вопросов мастерства писателя. Следует отметить, что мимо весьма важных и метких наблюдений, содержащихся в этой статье, не сможет пройти ни один исследователь. Об этом отчетливо свидетельствуют работы, которые были написаны на эту тему позднее. о

В статье "Проблема А.Церетели , написанной в 1938 году, Л.Н. Асатиани собственно беллетристике посвящает 8 страниц, однако делает весьма важные выводы по некоторым вопросам. В частности, Л.Н. Асатиани указывает, что "В беллетристических произведениях А.Це3 ретели разрабатывал главным образом патриотические мотивы" . Проза А.Церетели имеет свои особые черты, сообщающие ей большое высокохудожественное значение. Она обладает достоинствами, несомненно свидетельствующими о замечательном мастерстве Акакия Церетели в области прозы".

Л.Н.Асатиани выделяет в прозе А.Церетели произведения трех типов: исторические, дидактико-воспитательные и автобиографические.

Л.Н.Асатиани считает, что самыми значительными и художественно совершенными прозаическими произведениями А.Церетели являются "Баши-Ачуки" и "Пережитое".

Наряду с этими двумя произведениями, исследователь касается "Истории грузинских денег" и "Смерти". Все четыре произведения рассмотрены весьма схематично, что, конечно, обусловлено характером статьи. При этом с самого же начала исследователь указывает: "В этой статье мы не ставили задачу полно и всесторонне оценить худо1 2 3 явственную прозу А.Церетели. Мы хотели лишь в общих чертах осветить эту область творчества писателя".

Этому жанру в творчестве А.Церетели в 1941 году было посвящено две заслуживающие внимания работы - "Проза Акакия Церетели"1 р проф.С.Е.Чилая и "Композиция художественной прозы А.Церетели" проф.А.Д.Кенчошвили.

По мнению проф.С.Е.Чилая, "темы рассказов А.Церетели главным образом носят исторический характер" . Он объясняет, почему и для чего прибегал поэт к событиям прошлого в своем творчестве. Здесь в центре его внимания находится прежде всего "Баши-Ачуки".

Далее следует одно весьма меткое наблюдение С.Е.Чилая: "Когда говорят о прозе А.Церетели, обычно имеют в виду историческое произведение А.Церетели "Баши-Ачуки" и автобиографическую повесть "Пережитое". В то же время упускают из виду, что вне поля зрения остается целый ряд интересных прозаических произведений А.Церетели. В этих маленьких рассказах А.Церетели предстает перед нами, как интересный и талантливый мастер прозы. Здесь Акакий Церетели предстает перед читателями не менее сильным и острым, чем в "Баши-Ачуки" .

Исследователь перечисляет некоторые произведения и в общих чертах характеризует их тематику и целенаправленность, особенно выделяя при этом рассказ "Смерть", как яркое сатирическое произведение. В конце затрагиваются вопросы поэтического стиля прозы А.Церетели и развивается ряд интересных положений. Вывод же, к которому приходит автор, таков: "А.Церетели создал независимую оригинальную

1 Чилая С.Е. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.47-61.

2 Кенчошвили А.Д. Указ.труд, с.87-103. форму поэтического искусства, опираясь на реалистический принцип, он создал новый стиль письма. Такой, совершенно новый стиль он создал в грузинской прозе".

Проф.А.Д.Кенчошвили в своей называвшейся выше статье выявляет своеобразие композиции беллетристических произведений А.Церетели, их главные характерные черты. По его мнению, "Акакий Церетели предстает перед нами как замечательный мастер композиции в истории грузинской художественной прозы"1. Исследователь подчеркивает, что композиция А.Церетели в художественной прозе в основном критически-реалистическая. Этому совершенно не противоречит то обстоятельство, что организация художественной прозы А.Церетели иногда имеет романтическую оболочку ("Сон", "Сказка", "Мечта" и т.п.), ибо в эту "иногда романтическую скорлупу всегда заключены здоровые передовые идеи и мысли, здесь всегда имеется "рациональное зерно".

И интересная статья проф.Г.К.Кикнадзе - "Вопрос поэтичности р прозаических произведений Акакия Церетели" в основном касается некоторых вопросов художественного мастерства писателя, а выводы в основном делаются на основе "Баши-Ачуки". Стилевой анализ того же произведения дан в кандидатской диссертации проф.С.Г.Гачечиладзе, существующей в виде рукописи^. Исторических источников "Баши-Ачу-ки" касается Л.М.Сулханишвили^.

Вот те несколько интересных и значительных исследований, кото

1 Кенчошвили А.Д. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.90.

2 Кикнадзе Г.К. Вопрос поэтичности прозаических произведений А.Церетели.-Мнатоби, 1955, № I, с.144-156. На груз.яз.

3 Гачечиладзе С.Г. "Баши-Ачуки" Акакия Церетели (попытка стилевого анализа). 1945. Рукопись. Научная библиотека ТГУ. На груз, яз.

4 Сулханишвили Л.М. Исторические источники "Баши-Ачуки". - В кн.: Вопросы новой грузинской литературы. - Тбилиси, 1969, I, с.59 87. На груз.яз. рые специально посвящены прозе А.Церетели. Как видим, они касаются только нескольких проблем и, естественно, не дают полного представления о его многостороннем и многокрасочном беллетристическом наследии.

По нашему мнению, те исследования, которые пишут о творчестве А.Церетели, вообще мало способствуют изучению его прозы, т.к. в них очень мало места уделяется прозаическим произведениям А.Церетели. Основное внимание их авторы уделяют только "Пережитому" и "Ба-ши-Ачуки".

К сожалению, такой известный ученый как проф.М.З.Зандукели в своем труде, посвященном А.Церетели, уделяет прозе только четыре страницы*1'.

По мнению М.З.Зандукели, А.Церетели в своей беллетристике не поднимается до таких высот как в лирике. Однако автор все же признает, что рассказы А.Церетели занимают видное место в его творчестве наряду с произведениями других жанров и что писатель в этой направлении работал весьма плодотворно.

М.З.Зандукели мельком касается только "Баши-Ачуки". По его мнению, "и исторические поэмы А.Церетели, и повесть "Баши-Ачуки" не являются истинно историческими произведениями. Автор весьма произвольно использует фактический исторический материал, не соблюр дает точно исторической правды" . Как указывает М.З.Зандукели, А.Церетели в "Баши-Ачуки" ставил целью описать прошлое привлекательными красками, заставить читателя полюбить это прошлое и вызвать у него стремление защитить его".

Мы полагаем, что обе эти точки зрения нуждаются в уточнении,

1 Зандукели М.З. Новая грузинская литература. П, с.415-419.

2 Там же, с.416. т.к., как убедимся ниже, А.Церетели не пользовался историческими фактами "произвольно" (это можно сказать об А.Н.Пурцеладзе, Г.Д. Эристави). Он воскрешает в "Баши-Ачуки" прошлое не только потому, что хочет заставить читателя полюбить его, вызвать стремление защитить его. Ведь это романтический метод отношения к старине, характерный для романтиков, что является чуждым для А.Церетели.

Однако ученый, признающий, что "тяжелые переживания действительности ввергли поэта в пучину пессимизма", иначе и не может оценить целеустановку "Баши-Ачуки".

Известный исследователь П.И.Ингороква признает, что "Акакий Церетели оставил большое и значительное наследие в области художественной прозы"^, однако, к сожалению, в своем большом очерке "Акар кий Церетели" этому жанру автор не уделяет и трех страниц .

По мнению П.И.Ингороква, "Баши-Ачуки" - это романтическая поэма в прозе". Так же, как и А.С.Хананашвили, он считает, что "герои повести представлены несколько идеализированно".

После весьма общей характеристики "Баши-Ачуки" П.И.Ингороква лишь в общих чертах перечисляет несколько прозаических произведений А.Церетели, по существу удовлетворяясь этим.

И по мнению проф.В.И.Котетишвили, "Акакий Церетели, в области поэтического творчества был крупной фигурой, однако ценность его прозаических произведений не меньше. Правда, прозаических произведений у А.Церетели не так уж много, но, опираясь на них, можно 3 поставить вопрос: в чем писатель сильнее, в прозе или поэзии" .

Подобно другим, он в работах, посвященных А.Церетели, отвел его прозе только пять страниц, и то здесь главным образом говорит

1 Ингороква, П.И. Собрание сочинений. - Тбилиси: Сабчота Сакартве-ло, Î963, I, с. 515. На груз.яз.

2 Там же, с.515-518.

3 Котетишвили В.И. История грузинской литературы. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959, с.394. На груз.яз. ся о "Баши-Ачуки".

Следует отметить, что эта работа В.И.Котетишвили приложена к 1У тому избранных сочинений А.Церетели, изданных в 1928 году, т.е. это одно из первых исследований, посвященных А.Церетели в советский период.

Согласно В.И.Котетишвили, "Баши-Ачуки" весьма художественное, исполненное пафоса произведение, в котором идея прекрасно слита с исторической действительностью, что нашло краткое и сильное выражение".

По словам исследователя, "здесь действует идеализированный герой (Баши-Ачуки. - О.Г.), и все же здесь нет авторского произвола. В.И.Котетишвили считает, что в образе Бакрадзе писатель "создал исторический тип. Акакий Церетели сумел в совершенстве воспроизвести условия действительности, его произведение проникнуто таким духом прошлого, что читатель без усилия представляет себе живых людей. Именно поэтому "Баши-Ачуки" не напоминает сказку, что так характерно для романов Вальтера Скота. В мировой литературе найдется не так уж много примеров такой художественной и столько сдержанной передачи величайшего героизма". В то же время исследователь отмечает, что "Баши-Ачуки" почти реалистическое произведение, но в нем сильно чувствуется аромат романтизма".

Можно согласиться с В.И.Котетишвили в том, что в "Баши-Ачуки" действительно чувствуется "аромат романтизма", что вполне естественно для произведения такого характера. Однако нельзя разделить его мнение, будто "среди прозаических произведений А.Церетели "Баши-Ачуки" одна-единственная историческая повесть. В других своих творениях писатель не придерживается определенной канвы, пишет свободно". Ниже мы покажем, что эта точка зрения неверна.

В.И.Котетишвили мельком касается "Чертей" и "Пережитого", од-: нако развивает весьма значительную точку зрения. В заключение же делает такой вывод: "В лице А.Церетели мы имеем не только великого поэта в специальном смысле этого слова, но и великого мастера прозы".

Удивительно, но факт, что проф.Г.Н.Абзианидзе в своей довольно большой по объему работе (72 стр.), которая так и называется "Акакий Церетели" совершенно не касается его беллетристического наследия*. Исследователь касается вопросов творчества А.Церетели и в других статьях, но и в них он не затрагивает вопроса о А.Церетели -прозаике.

Проф.А.С.Махарадзе среди прозаических произведений А.Церетели рассматривает только "Баши-Ачуки" (в идейно-смысловом отношении).

В его исследовании, называющемся "Акакий Церетели" (109 стр.) "Бар ши-Ачуки" уделено только 9 стр. Ученый верно определяет цель писателя в этом произведении и правильно характеризует основных героев произведения.

Баши-Ачуки" изучался также и проф.П.Л.Кекелидзе. "Баши-Ачуки" рассматривается им в работе, называющейся "Акакий Церетели", включенной в школьные учебники по родной литературе.

В большой монографии, посвященной проф.А.Н.Гачечиладзе жизни и творчеству А.Церетели и вышедшей в 1966 году, прозе посвящено то3 лько 19 стр. Несмотря на то, что исследователь развивает здесь правильную точку зрения, та часть, которая относится к прозе, имеет обзорный характер. В центре внимания, в основном, находятся "Пере

1 Абзианидзе Г.Н. Акакий Церетели. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1960, с.47. На. груз.яз.

2 Махарадзе А.С. Очерки из истории грузинской литературы. - Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1952, с.335-344. На груз.яз.

3 Гачечиладзе А.Н. Акакий Церетели. - Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1966, с.184-202. На груз.яз. житое", "Баши-Ачуки" и "Смерть".

Проф.А.Л.Чавлейшвили в своей книге "Вопросы художественного мастерства Акакия Церетели" затрагивает только несколько прозаических произведений. Его фактически интересует только мастерство писателя и ряд связанных с ним вопросов"1.

В 1970 году проф.Щ.Д.Радиани издал первую книгу избранных статей, в которой довольно большое место занимает работа "Акакий Церетели" (134 стр.). По сравнению с другими исследователями, Ш.Д.Ра

Г) диани более подробно анализирует прозу А.Церетели (27 стр.) , но и он акцент делает на "Пережитом" и "Баши-Ачуки". В данном исследовании А.Церетели рассматривается как художник-беллетрист, здесь интересно рассмотрены некоторые особенности мастерства писателя и отдельные черты его творческого метода.

Конечно, как указывает сам проф.Щ.Д.Радиани, этого совершенно недостаточно, ибо не дает полного представления "о новаторской художественной прозе А.Церетели".

Следует отметить, что вопросы беллетристики А.Церетели мало затрагиваются и в статьях, опубликованных на русском языке. Тольз ко Е.Г.Лундберг посвятил газетную статью прозе А.Церетели . В довоц. льно крупных исследованиях Г.Г.Маргвелашвили и А.А.Кутелия^посвященных творчеству А.Церетели, его проза не рассматривается.В.В.Голь

1 Чавлейшвили А.Л. Художественное мастерство Акакия Церетели. -Батуми: Сабчота Ачара, 1969, c.III-115, 132-135, 148-158. На груз.яз.

2 Радиани Ш.Д. Избранные статьи, с.406-433.

3 Лундберг Е.Г. Акакий Церетели - прозаик. - "Литературная газета", 1940, 20 июня.

4 Маргвелашвили Г.Г. Акакий Церетели. Избранные произведения, перевод с грузинского. - Тбилиси: Заря В0стока, i960; его же. Акакий Церетели. - Тбилиси: Заря Востока; Кутелия A.A. Философские и общественно-политические взгляды Акакия Церетели. - Тбилиси: Мерани, 1972. цев также не касается прозаических произведений писателя1.

Таково положение дел в области изучения прозы Акакия Церетели в настоящее время.

Полагаем, что все сказанное выше позволяет сделать следующий вывод: А.Церетели - великий беллетрист, однако эта сторона его творчества мало изучена. Художественные произведения А.Церетели, в которых реалистически звучат социально-национальные и дидакти-ко-воспитательные мотивы, в которых показана неодолимая сила любви и гуманизма и в которых проповедуются высоконравственные идеалы, произведения, проникнутые гражданским пафосом и пламенным патриотизмом, нуждаются в научном анализе, монографическом изучении. Это будет способствовать успешному завершению того дела, которым занята ныне грузинская советская филология, стремящаяся в совершенстве изучить литературное наследие величайшего грузинского писателя и общественного деятеля - А.Церетели.

Мы попытались внести свою лепту в решение этой весьма ответственной задачи.

Настоящая работа является первой попыткой монографического исследования прозаического наследия А.Церетели. В связи с этим в ней рассматривается и изучается множество вопросов, которые либо вообще не изучались специалистами, либо изучались недостаточно. Например, здесь впервые рассмотрено и проанализировано более тридцати рассказов, благодаря чему расширилось наше представление о национальном и социальном кредо А.Церетели; кроме того, пролит свет на ряд спорных моментов, а также выдвинут и решен ряд новых вопросов. Интересными с разных точек зрения оказались прозаические

I Гольцев В.В. Акакий Церетели и его творчество. - В кн.: Литературно-исторические статьи. - Тбилиси: Заря Востока, 1957, с.37-59. произведения, посвященные женщине, любви и семье, которых доныне почти никто не касался. То же можно сказать о замечательных произведениях для детей. Около пятнадцати произведений, относившихся прежде к публицистическим, вошли в цикл рассказов. Видовая классификация прозаических произведений показала, что с точки зрения жанрового многообразия никто из шестидесятников не может сравниться с А.Церетели, Впервые были установлены источники шести исторических рассказов А.Церетели ("Коринфец", "Эристав Рачи Ростом", "Отряд святого Георгия", "Отиа Месхи", "Датуна Гоциридзе", "История грузинских денег"), а также указаны особенности их использования. Работа же над историческими материалами "Баши-Ачуки" позволила поставить под сомнение ряд соображений, высказанных в научной литературе по данному вопросу, и выдвинуть новую точку зрения.

В центре внимания оказались некоторые сатирические произведения, не исследовавшиеся доныне и позволившие прийти к ряду интересных выводов. На вопрос, поднятый в научной литературе: в чем более силен А.Церетели - в поэзии или прозе? - дан следующий ответ: как художник и мастер слова А.Церетели одинаково силен и в поэзии и в прозе.

Научный анализ беллетристических сочинений А.Церетели показал твердость и неизменность идейных и граждаяско-патриотических позиций писателя.

Не вызывает сомнений, что проза А.Церетели действительно "является независимым миром в новой грузинской литературе" (проф.С.Чи-лаиа), что Акакий Церетели вместе с И.Чавчавадзе - один из основоположников новой грузинской прозы.

В диссертации имеется и ряд других новых положений.

Насколько нам удалось справиться с поставленными задачами и отвечает ли труд современным требованиям, скажет нелицеприятная критика.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Беллетристика Акакия Церетели"

Подводя итог всему тому, что было сказано о беллетристике А.Церетели, можно следующим образом определить роль этого великого мастера в деле утверждения прогрессивных идей, усилении националь но-освободительного движения, создании и развитии новогрузинской прозы, Воспитанный на многовековых традициях грузинской культур и литературы и на мировоззрении передовых русских революционных де мократов, А.Церетели правильно понимал огромную роль литературы в общественной жизни в сплочении народных масс на борьбу с социаль ной и национальной несправедливостью. Выполняя эту благороднейшую и сложнейшую миссию, писатель пробовал в самых разных жанрах выра зить все многообразие жизни, народного характера, и талант никогда не изменял ему. Заслуги А.Церетели перед грузинской прозой "вели т ки, как и подобает классику"-^.Ошибочным является утверждение, что А.Церетели был создан только для поэзии, В отношении гениев, великих писателей вопрос так и не должен ставиться. Гете такой же великий беллетрист, как и поэт, то же можно сказать о Гейне, Гюго, Пушкина, Лермонтове, Илье Чавчавадзе, Ваша-Пшавела и многих других.И действительно, "очень трудно сразу сказать, где поэт силь р нее - в поэзии или прозе" , Если А.Церетели все же более известен как поэт, то это, с одной стороны, вызвано тем, что он более пло дотворно работал в области поэзии, нежели беллетристики. С другой 1 Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм. - Тбилиси; ТГУ, 1967, с,2^. На груз.яз.2 Чилаиа С Е . Проза Акакия Церетели. - В кн.: Акакий Церетели.Юбилейный сборник, с.48.стороны, в большинстве случаев поэтические произведения в силу своей специфики, скорее приобретают популярность, нежели произве дения прозаические. Лирическое стихотворение А.Церетели "Тайное послание" сразу же захватило читателей (особенно читательниц), а его блестящая новелла "Черти" осталась почти без внимания. Если бы ни Илья Чавчавадзе, бессмертный рассказ Важа-Пшавела "Рассказ олененка" долго оставался бы незамеченным.Хорошо подмечено: "В искусстве поэзия занимает такое же место, как весна среди других времен года. Поэзия - весна искусства"^.В идейно-познавательном отношении с точки зрения борьбы про тив социальной несправедливости и национально-освободительного дви жения поэзия и проза А.Церетели, разумеется, неравноценны (первая превалирует над второй). Однако в творчестве писателя оба эти жан ра неразделимы и стоят одинаково высоко.А.Церетели, подобно Илье Чавчавадзе, внес в грузинскую беллет ристику много нового не только в тематическом отношении, но и с точки зрения выразительных возможностей и культуры письма. Писатель никому слепо не подражает, не следует другим и твердо стоит на на циональных позициях. Его произведения своеобразны и в высшей сте пени оригинальны, они проникнуты грузинским духом, в них отражены боль и радость грузинского народа, вся суть его прошлого, настояще го и будущего. Заслуживает также внимания, что в произведениях Акакия Церетели звучат и общечеловеческие - гуманистические моти вы, они проникнуты интернациональными устремлениями, и во многих случаях национальное поднято на высоту общечеловеческого. Однако основная направленность произведений А.Церетели - это освещение I ДжибладзеТ.Н. Ода поэзии. - Критические этюды, - Тбилиси: 1974, т.У, с.5. На груз.яз, социально-национального гнета, испытываемого грузинским народом, и непримиримая борьба против него. Это является общей характерной чертой всего творчества Акакия Церетели.Творчество А.Церетели служит ярким примером того, что в искус стве тема и приемы изображения не имеют самодовлеющего значения, Главное - в другом, а именно, в том, как подходят к изображаемому предмету и как раскрывают характеры героев. Естественность и не посредственность, красота и легкость повествования, художествен ная правда, совершенство и жизненность образов, композиционное разнообразив, высокая идейность - вот основные характерные черты прозы Акакия Церетели.Прозаическое наследие А.Церетели отличается каким-то особен ным богатством, разнообразием типов, их универсализмом и в то же время оно и не бедно в этом отношении.Ни один из шестидесятников не расширил так грузинскую беллет ристику :в жанровом отношении, как Акакий Церетели. Он создал мно жество оригинальных сказок, легенд, басен, новелл, рассказов, ему принадлежат блестящие образцы автобиографической прозы, интерес ные маленькие истории. В грузинской прозе Акакий Церетели положил начало типичной новелле.А.Церетели по праву можно назвать одним из самых выдающихся грузинских беллетристов. Можно сказать, что ни у кого из грузин ских прозаиков язык не характеризуется такой легкостью, безыску ственностью, поэтичностью, народной простотой и свободой, как у Акакия Церетели. Его творения проникнуты иронией, юмором, иног да едкой сатирой. Для них характерен эзоповский язык. Писатель утвердил своеобразный стиль не только в поэзии, но и в прозе.Следует отметить, что и сложные произведения А.Церетели, и его мелкие бесфабульные рассказы в композиционном отношении стоят одинаково высоко. В маленьких бессюжетных произведениях основной композиционной опорой является волшебная сила слова писателя, ав торская характеристика явления. В новой грузинской литературе про изведения такого типа впервые создаются А.Церетели.Неверно мнение, будто большая часть беллетристических сочине ний А.Церетели строится на исторической тематике. Фактически эти произведения в большинстве своем касаются актуальных проблем об щественно-политической жизни второй половины XIX века. В центре внимания писателя всегда находится родной народ, его нужды и забо ты.Что же касается отношения поэта к исторической тематике, то совершенно очевидно, что А.Церетели, говоря о прошлом своей роди ны и обращаясь к "жизни Грузии, всегда думает о настоящем и буду щем своего народа. Романтическое восхищение прошлым, идеализация быта грузинских феодалов чужды творчеству Акакия Церетели. Акакий Церетели создает и утверждает в грузинской литературе исторические произведения нового типа.Следует отметить, что прозаическое наследие А.Церетели гораз до обширнее и содержательнее, чем принято было считать доныне. Ог ромна заслуга Акакия Церетели и в создании весьма интересных пат риотических и дидактико-воспитательных произведений для детей, значительно обогативших литературу для юношества, В этом направ лении он сделал гораздо больше других грузинских шестидесятников.Проза А.Церетели, как и все его творчество, выражает дух эпохи, она проникнута идеей борьбы народов за свержение самодер жавия, независимость; все творчество А.Церетели дышит стремлением к свободе, счастью человечества освещена высокой любовью к людям и верой в их лучшее будущее. Поэтому А.Церетели глубоко почитают не только соотечественники поэта, но и вся прогрессивная читающая общественность.Акакий Церетели вместе с Ильей Чавчавадзе являются основопо ложниками новогрузинской прозы. Беллетристическое новаторство этих двух великих мастеров и их традиций, также как и их поэтиче ская новизна, послужили стимулом для многих писателей последующе го поколения испытать свои силы в прозе, в каком-нибудь из ее жан ров. Успеху некоторых талантливых представителей молодежи А.Цере тели и И.Чавчавадзе еще успели порадоваться при жизни. Они широко популяризировали этот успех. И тем самым завещали последующим поко лениям писателей всегда так реагировать на успехи талантов.

 

Список научной литературыГиоргадзе, Отар Ягорович, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Кекелидзе П.Я. Исторические поэмы А.Церетели. Тбилиси: ТГУ, 1961, с.134. На груз.яз.

2. Гачечиладзе А.Н. Акакий Церетели. Тбилиси: Сабчота Сакартве-ло, 1966, с.192-193. На груз.яз.

3. Бердзенишвили H.A., Дондуа В.Д., Думбадзе М.К. . История Грузии. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958, I, с.293.

4. Батонишвили В. Описание царства Грузинского. Жизнь Грузии. Текст, установленный акад.С.Г.Каухчишвили. Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1973, 1У, с.905. На груз.яз.

5. Церетели А. Полное собрание сочинений, т.УП, с.153.

6. По мнению некоторых исследователей, эти две исторические личности в "Баши-Ачуки" являются одним и тем же лицом. На этой ошибочной точке зрения подробнее мы остановимся ниже.

7. По мнению И.Джавахишвили, это произошло в 1615 г. См. его История грузинского народа, т.1У, с.342.4 Жизнь Грузии, П, с.400.

8. Посольство князя Мышецкого и дьяка Ключарева в Кахетию 16401643 годов. Изд. М.Полиэвктова, 1928, с.124-125.

9. Джавахишвили И.А. История грузинского народа, 1У, с.358.

10. Церетели А. Полное собрание сочинений, т.УП, с.152.

11. Лишены основания сведения Г.П.Сабинина о годах правления в Кахети Пейкар-хана.

12. Неточно высказывание И.А.Лолашвили, согласно которому А.Церетели "неукоснительно следует исторической действительности" ("Об одном эпизоде в "Баши-Ачуки". В кн.: Вестник Грузинского государственного музея. Тбилиси: 1941, № II, с.253).

13. Квали, 1895, 17 сентября. На груз.яз.

14. Церетели А. Полное собрание сочинений, т.УП, с.189.2 Жизнь Грузии, 1У, с.600.

15. Квали, 1895, 26 ноября. На груз.яз.

16. В первом издании правителем Кахети всюду называется Пейкар-хан. Всего упоминается 17 раз.

17. Церетели А. Полное собрание сочинение, т.УП, с.247.

18. Бурджанадзе Ш.В. Комментарии. В кн.: Жизнь Грузии, с.241.

19. Жорданиа Ф.Д. Хроники. Тбилиси: Мецниереба, 1967, т.Ш, с.65, 308. На груз.яз. Бочоридзе Г.К. Хроника Пурцеладзе. В кн.: Исторический вестник. Книга I. - Тбилиси: 1925, с.179. На груз, яз.

20. Канделаки С. Соломон Первый Великий, царь Имерети. В кн.: Церетели Акакий. Полное собрание сочинений, т.УШ, с.324.

21. Церетели А. Полное собрание сочинений, т.УШ, с.16-17.

22. Цагарели A.A. Грамоты и другие исторические документы ХУШ столетия, относящиеся к Грузии. С.-Петербург, 1891, т.1, с.73-74.

23. Канделаки С.Н. Соломон Первый Великий царь Имерети. В кн.: Церетели А. Полное собрание сочинений, т.УШ, с.328-329.

24. Батонишвили Б. Новый рассказ, с.54. Такайшвили Е.С. Материалы для истории Грузии. Тбилиси: 1895, с.54. Здесь читаем: "Царь погубил эристава в 1768 году".

25. Бочоридзе Г.К. Хроника Пурцеладзе. В кн.: Исторический вестник. - Тбилиси: 1925, I, с.179. Цагарели A.A. Грамоты, I, с.74$ Такайшвили Е.С. Материалы для истории Грузии, с.58.

26. Согласно исследованию проф.О.Н.Соселиа, Ростом до 9 апреля 1790 года был жив, в более же поздних документах он уже не упоминается.

27. Дадиани Н.Г. Жизнь грузин, с.179.

28. Иоселиани П.Э. Жизнь Георгия Тринадцатого, с.З.

29. Иоселиани П.Э. Жизнь Георгия Тринадцатого, с.253.

30. Измену Реваза Андроникашвили и вообще действия царевича Георгия против царя Ираклия во время его борьбы с Ага-Магомет-ханом опровергает проф.И.З.Цинцадзе, не считающий изменником и Иосифа Аргутяна (Аргуташвили).

31. Иоселиани П.Э. Жизнь Георгий Тринадцатого, с.271-272.

32. См. статьи А.Церетели: Господин Иона Меунаргиа и его дипломатия и В ответ. Первая напечатана в 1895 году в журнале "Квали", № 40, а вторая в том же журнале № 45.

33. Бутков П.Г. Второй период в жизни царя Ираклия. Квали, 1895, 10 сентября. На груз.яз.

34. Вестник, 1895, № 8, с.120. На груз.яз.

35. Кикодзе Г.Д. Избранные сочинения. Тбилиси: Сабчота Сакартве-ло, 1963, т.1, с.156. На груз.яз.

36. Радиани Ш.Д. Образы и впечатления. Тбилиси: Сабчота мцерали, 1962, с.69. На груз.яз.

37. Ломидзе Г.И. Единство многонациональной советской литературы. -Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1974, с.60. На груз.яз.

38. Чилаиа. С.Е. Два имени одного предмета. Литературули газети, 1959, 27 марта. % груз.яз.

39. Хинтибидзе А.Г. Акакий Церетели о поэтическом искусстве. -Мнатоби, 1960, № 10, с.97. На груз.яз.

40. Чавлейшвили А.Л. Художественное мастерство Акакия Церетели. -Батуми: Сабчота Ачара, 1969, с.16. На груз.яз.

41. Бенашвили Д.Г. Важа-Пшавела. Тбилиси: Сабчота. мцерали, 1961,с.31. На груз.яз. л ; „ , . л . , с I /V лл/мпс

42. Кикнадзе Г.К. Вопросы стиля речи. Тбилиси: ТГУ, 1957, с.241. На груз.яз.

43. Дудучава. М.И. Проблема художественного стиля. В кн.: Вопросы литературной теории и эстетики. Тбилиси: 1965, П, с.43. На груз, яз.

44. Кекелидзе П.Л. Акакий Церетели. Тбилиси: Саблитгами, 1953, с.123-124. На груз.яз.

45. Об этом вопросе см. нашу работу Первая критическая статья И.Чавчавадзе. В кн.: Труды Кутаисского государственного пед.ин-та, им.А.Цулукидзе. - Кутаиси: 1957, т.ХУЛ, с.331-348. На груз.яз.

46. Гацерелиа А.К. Язык и стиль. В кн.: Собрание сочинений. - Тбилиси: 1962, I, с.346. На груз.яз.

47. Горький М. О литературе. М.: Советская литература, 1933, с.189.

48. Гацерелиа А.К. Язык и стиль. В кн.: Собрание сочинений, I, с.346,

49. Махарадзе A.C. Очерки по истории грузинской литературы. Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1952, с.315. На груз.яз.

50. Асатиани Г.Л. Акакий Церетели и поэтическое искусство 19 века. В кн.: Поэзия и поэты. Тбилиси: 1963, с.5. На груз.яз.

51. Чавчавадзе Н.З. Вопросы эстетики. Тбилиси: Сабчота Садартвело, 1958, с.95. На груз.яз.

52. Гацерелиа А.К. Язык и стиль. В кн.: Собрание сочинений, I, с.346.

53. Гамезардашвили Д.М. Последние годы жизни Акакия Церетели. В кн.: Из истории грузинской литературы и критики. Тбилиси: 1974,П, с.497. На груз.яз.

54. Акакис кребули, 1898, № 9, I раздел, с.52.

55. Церетели А. Полное собрание сочинений, т.Х1У, с.445.2 Там же.

56. Дзидзигури Ш.В. Акакий Церетели и грузинской язык. В кн.: Литературно-языковедческие очерки. Тбилиси: 1974, с.118. На груз.яз.

57. Хинтибидзе А.Г. Акакий Церетели о поэтическом искусстве. Мна-тоби, 1960, № 10, с.97. На груз.яз.

58. Тимофеев Л.И. О принципах анализа языка литературного произведения. Литература в школе, 1939, № 3, с.31-40.

59. Цитируется по книге: Ефимов А.И. О языке художественных произведений. - М.: 1954, с.103.

60. Церетели А. Полное собрание сочинений, т.УЛ., с.207.

61. Дудучава М.И. Проблема художественного стиля. В кн.: Вопросы теории литературы и эстетики, П, с.53.

62. Доборджгинидзе В.И. Эпоха, писатель, история литературы. В кн.: Вопросы теории литературы и эстетики, П, с.20. На груз, яз.

63. Чумбуридзе З.Г. Максим Горький и вопросы литературного языка. -В кн.: Первый луч, книга третья. Тбилиси, 1952, с.325. На груз.яз.

64. Бенашвили Д.Г. Важа-Пшавела, с.34.

65. Кенчошвили А.Д. Композиция художественной прозы Акакия Церетели.-В кн.: Акакий Церетели. Юбилейный сборник. Тбилиси: 1940,с.87-103. На груз.яз.

66. Чавчавадзе И.З. Вопросы эстетики, с.76.

67. Чилаиа С.Е. Предки и друзья, с.82.

68. Кенчошвили А.Д. Композиция художественной прозы Акакия Церетели. В кн.: Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.89.2 Там же.

69. Радиани Ш.Д. Избранные статьи, с.411.

70. Кенчошвили А.Д. Композиция художественной прозы Акакия Церетели. В кн.: Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.92.

71. Радиани Ш.Д. Избранные статьи, с.426.

72. Бенашвили Д.Г. Жизнь и творчество Михаила Джавахишвили. Тбилиси: АН ГССР, 1959, с.127. На груз.яз.

73. Тевзадзе Д.Г. Вопросы современной грузинской литературы. Тбилиси: АН ГССР, 1962, с.65. На груз.яз.

74. Чилаиа А.Р. Георгий Церетели. Тбилиси, Цодна, 1964, с.315. На груз.яз.

75. Асатиани Л.Н. Проза Акакия Церетели. Избранные произведения, с.300.

76. Кенчошвили А.Д. Илья Чавчавадзе. Тбилиси: АН ГССР, 1962, с.179. На груз.яз.

77. Сихарулидзе К.А. Акакий Церетели и народное творчество. В кн.:Акакий Церетели. Юбилейный сборник. Тбилиси: 1940, с.239-240.На груз.яз.

78. Эти два произведения проф.С.Е.Чилаиа относит к рассказам.

79. Вспомним басни И.А.Крылова "Певцы", "Капризная невеста", "Князь и мудрец", "Старик и трое молодых", "Крестьянин и разбойник", "Госпожа и служанки", "Мельник", "Скупец" и др.

80. Чхеидзе А.И. Акакий Церетели как переводчик Крылова. Акакий Церетели. Юбилейный сборник, с.329.

81. ГачеМиладзе С.Г. Введение в литературоведение. Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1957, с.489. На груз.яз.

82. Котетишвили В.И. История грузинской литературы, с.397.

83. Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм. Тбилиси: ТГУ, 1967, с.246. На груз.яз.

84. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.:Политиздат, 1973. 128 с.

85. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В двух томах. М.: Искусство, 1957, т.1. 631 е., Т.П.- 758 с.

86. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Госполитиздат, 1948. - 221 с.

87. Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. Избранные произведения: В 3-х т., т.П, с.170-207.

88. Ленин В.И. Крепостное хозяйство в деревне. Полное собраниесочинений, т.25, с.90-92.

89. Ленин В.И. В редакцию газеты "Правда". Полное собрание сочинений, т.48, с.77-80.

90. Абашидзе Г.Г. Писатель и история. Литературули Сдкартвело,1974, 19 апреля. На груз.яз.

91. Абашидзе К.Г. Этюды из истории грузинской литературы XIX века. Тбилиси: ТГУ, 1962. - 451 с. На груз.яз.

92. Абашидзе К.Г. Акакий Церетели. Кутаиси: 1908. - 52 с. Нагруз.яз.

93. Абзианидзе Г.Н. Акакий Церетели. Очерк жизни и творчества.Тбилиси: Сабчота мцерали, 1960. 72 с. На груз.яз.

94. Абзианидзе Г.Н. Примечания редактора. В кн.: Акакий Церетели. Полное собрание сочинений: В 15 т. Тбилиси: 1950, т.1, с.407-408. На груз.яз.

95. Арчил. Собрание сочинений. Тифлис: изд-во Музея Грузии,1937, Т.П. 200 с. На груз.яз.

96. Асатиани Г.Л. Поэзия и поэты. Тбилиси: Литература да хеловнеба, 1963. 236 с. На груз.яз.14» Асатиани Л.Н. Проза Акакия Церетели. В кн.: Избранные сочинения. - Тбилиси: 1958, т.1, с.293-306, На груз.яз.

97. Асатиани Л.Н. Жизнь Акакия Церетели. Тбилиси: Сабчота мцерали, 1953. 502 с. На груз.яз.

98. Асатиани Л.Н. Поэтесы древней Грузии. Тбилиси: изд-во Грузинского филиала АН СССР. 1936. 283 с. На груз.яз,

99. Аствацатуров Е.Д, Мировоззрение Акакия Церетели. Комунистуриагзрдисатвис, 1940с.7-20. На груз.яз.

100. Бакрадзе Д.З. Грузинские женщины (исторический обзор), Тифлис: 1891, 15 с. На груз.яз.

101. Барамидзе А.Г. Теймураз Первый. В кн.: Полное собрание сочинений Теймураза Первого.- Тифлис: 1934, с.171-220. На груз.яз.

102. Бараташвили Г.М. Письмо редактору. В кн.: Хрестоматия по истории грузинской литературной критики, составленная С.Г. Хуцишвили. Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1955, с.187-198. На груз.яз.

103. Батонишвили Б. Новый рассказ (Под ред.К.Ломоури). Тбилиси:АН ГССР, 1941. 189 с. На груз.яз.

104. Батонишвили Д.Г. Материалы по истории Грузии. Тифлис: 1905.187 с. На груз.яз.

105. Баскаков В.Г. Мировоззрение Н.Г.Чернышевского. М.: АН СССР,1956. 756 с.

106. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья первая.Собрание сочинений: В трех томах. М.: 1948, т.Ш, с.172203.

107. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений: В трех томах. М.: 1948, т.Ш, с.641-683.

108. Бердзенишвили H.A., Дондуа Б.Д., Думбадзе М.К., Месхия Ш.А.,Ратиани П.К. История Грузии. Тбилиси: Сабчота Сакартве-ло, 1958, кн.1. - 559 с. На груз.яз.

109. Бенашвили Д.Г. Жизнь и творчество Михаила Джавахишвили.Тбилиси: АН ГССР, 1959. 139. с. На груз.яз.

110. Бенашвили Д.Г. Важа-Пшавела. Тбилиси: Сабчота мцерали, 1961.552 с. На груз.яз.

111. Бетанели М.Н. Поэтическое восприятие. Дроэба, 1868, 22 марта. На груз.яз.

112. Боцвадзе И.Л. Грузинская журналистика. Тбилиси: ТГУ, 1967.223 с. На груз.яз.

113. Боцвадзе И.Л. Важная монография. Литературули Сакартвело,1974, 7 июня. На груз.яз.

114. Бочоридзе Г#К. Хроника Пурцеладзе. В кн.: Исторический вестник, кн.1. Тбилиси: 1925, с.179-184. На груз.яз.

115. Бурджанадзе Ш.В. Комментарии, В кн.: Жизнь грузин. - Тбилиси: 1962, с.213-244. На груз.яз.

116. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по1803 год, часть П. С.-Петербург: 1889. - 601 е., часть Ш. - С.Петербург, 1869. - 62 с.

117. Бутков П.Г. Второй период жизни царя Ираклия. Квали, 1895,10 сентября. На грузлз.

118. Важа-Пшавела. Талантливый писатель, Полное собрание сочинений: В 5 томах, Тбилиси: 1961, т.У, с.259-263. На груз, яз.

119. Вартагава И.П, Акакий Церетели как сатирик, В кн.: Критические статьи. Тбилиси: 1958, т.1, с.3-26. На. груз.яз.38« Вашакмадзе Ш.Н. Акакий Церетели и революция 1905 г. Литературные разыскания, 1961, т.ХШ, с.55-84. На груз.яз.

120. Ваханиа В.А. Мировоззрение Антона Пурцеладзе. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958. 259 с. На груз.яз.

121. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. -654 с.

122. Гамезардашвили Д.М. Грузинский критический реализм. Тбилиси:ТГУ, 1967. 671 с. На груз.яз.

123. Гамезардашвили Д.М. Кита Абашидзе и его "Этюды". В кн.:Этюды. Тбилиси: 1962, с.3-76. На груз.яз.

124. Гамезардашвили Д.М. Хомлели. В кн.: Избранные произведенияХомлели. Тбилиси: 1963, с.7-56. На груз.яз.

125. Гамезардашвили Д.М. Древняя литература, как тематический источник для Акакия Церетели. В кн.: Юбилейный сборник, посвященный Акакию Церетели. - Тбилиси: 1940, с.208-221. На груз.яз.

126. Гамезардашвили Д.М. Очерки по истории грузинского реализма.Тбилиси: Сабчота. Сакартвело, 1961, I. 536 с. На груз.яз.

127. Гамезардашвили Д.М. Из истории грузинской литературы и критики. Тбилиси: ТГУ, 1974, П. - 526 с. На груз.яз.

128. Гаприндашвили М.М. Очерки по истории грузинской общественноймысли (60-70 годы XIX в.). Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959, I. - 505 с. На груз.яз.

129. Гаприндашвили М.М. Грузинское просветительство. Тбилиси:Мецниереба, 1966. 323 с. На груз.яз.

130. Гарсеванов A.A. Поэт Грузии кн.Акакий Церетели. Кутаиси:1915. 29 с.

131. Гадерелиа А.К. Язык и стиль. В кн.: Собрание сочинений.Тбилиси: 1962, I, с.344-350. На груз.яз.

132. Гачечиладзе А.Н. Очерки по истории грузинской литературы XIXвека. Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1952, I. -368 с. На груз.яз.

133. Гачечиладзе А.Н. Жизнь и творчество Акакия Церетели. Тбилиси:АН ГССР, 1954. 218 с. На груз.яз.

134. Гачечиладзе А.Н. Акакий Церетели. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1966. 242 с. На груз.яз.

135. Гачечиладзе А.Н. Акакий Церетели. В кн.: Очерки по историигрузинской драматургии и театра второй половины XIX в. -Тбилиси: 1963, с.51-136. На груз.яз.

136. Гвимели. Писатели нашего времени. В кн.: Хрестоматия по истории грузинской литературной критики, составленная С.Г. Хуцишвили. Тбилиси: Научно-методический кабинет, 1954, с.391-394. На груз.яз.

137. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.: Соцэкгиз, 1940, т.ХШ. - 363 с.

138. Ги-ви. Рецензия на 2 номер 1899 г. "Акакис Кребули". Квали,1899, 4 апреля. На груз.яз.

139. Гиоргадзе О.Я. Первая критическая статья й.Чавчавадзе. ТрудыКутаисского государственного педагогического института, 1957, т.ХУП, с.331-348. На груз.яз.