автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Проза Серго Кадиашвили

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Яшвили, Тамара Ревазовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Проза Серго Кадиашвили'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Серго Кадиашвили"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ГРУЗИЯ ИНСТИТУТ ГРУЗИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ НОТА РУСТАВЕЛИ

На правах рукописи

ЯШШй ТАМАРА РИВАЗОВНА

ПРОЗА СЕРГО ющшшгаш

10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)

автореферат диссертации на соисианио ученой степени кандидата филологических паук

Тбилиси - 1991

Работа г.полнепа в Институте грузинской литературы имени Шота Руоташли.

Научний руководитель - доктор филологических наук, п£оф. ТЕВЗАДЗЕ Д.Г.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

проф. НШШИШВИЛИ А.о.

кандидат филологических наук БШАШШ Г.Д.

Ведущая организация - Тбилисский государственный университет им. И.Д'кавахишвили

Защита состоится 'V. .." УЧ_1991 г. в часов

но заседания Специализированного совета Д 007.11.02 при Институте грузинской литературы имени Шота Руставели АИ Грузинской Республики.

Адрес: 360008, Тбилиси, ул. Костава, 6.

С диссертацией ыояшо ознакомиться в библиотеке Института грузинской литературы им. Шота Руставели АН Грузии.

Автореферат разослан ( " ^ I ^_1291' г.

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат филологических наук

КАРВЕДЛШВИЛИ

• общая х^ржгтот. работы

Актуальность .темь;; Творчество вццплцзгося грузинского писателя Сорго Давидовича Клдиашвили, его проза, представлявшая собой значительное явление о грузинской литературе Ж века, до сих пор не изучена монографически. Отдельные опубликованные работы и статьи не ставили цель*} решение этой проблемы. Мояду тем на современном этапе, когда утвердились новиа остетцческиэ критерии, необходимо по-новому прочесть сочинения С.Клдиашвили,подойти под современным углом зрения к изучению его творчества, которое но только является органической частью грузинской литературы нашего времени, но и в определенной мера оказывает на н<зе влияние.

.Цель нашей работы - монографическое изучение прозы С.КлдИ-ашвили» рассмотрена ее в полном вадэ и на этом фойе анализ творческого пути прекрасного мастера прозы, нвобьашовенно благородной личности - писателя Серго Нлдиашвили.

ЙАУЖйД, новизна. Настоящая работа - еще один шаг в дела монографического изучения творчества классиков современной грузинской литературы, в частности - прозы Серго Кддиаивили.

С.Клдиашвили посвящен ряд интересных трудов л статей, но в настоящей работе впервые предпринята попытка полного монографического исследования его творчества, к тому ж'э необходимо п^ расмотреть некоторые положения, вытекающие из т.наз. "социалистического реализма" и соответствующих установок. Научной новизной является первая глаза исЕяе.допания: "Сорго Клдиаивили и грузинский символизм". Символистский/период творчества СЛСддиашви-ли изучен недостаточно, можно-даже сказать - вообше не рассматривался и не получил оценки в нау :ной литературе. Причиной этого, с одной стороны, является библиографическая редкость тех

периодиш-жих изданий,в которыл публиковались раннио проиэшде- ' пт С.Клдиашвили. В атом отношении нами проделана трудоемкая и интересная ро^ота,о*(наружоны и описаны и получили доллшу.о оценку пойти ясе символические по характеру произведения писателя.

В работе впервые в нау-шой литературе подвергнута основательному разбору вторая книга известного романа С.Кчдиашвили -"Пепел", опубликованная автором спустя большой интервал времени (в 195о году).

Поль работы: I. Нами представлена проза классика современной грузинской литературы С.Клдиашвили, изучена его биография и длительный творческий путь на фона политического положения Грузии начиная с 10-х годов XX века и вплоть до позднего периода творчества писателя (70-о0-е годы).

В настоящей работе ш задались целью по-новому осветить творчество С.Клдиашвили, отказаться от господствовавших до недавнего ареыени в советском литературоведении вульгарных критериев, т.наз. марксистско-ленинских руководящих принципов и подойти с новыми литературными морками к оценке многогранного творчества писателя.

2. Исследована ранняя проза С.Хлдиашэили, его символистские произведения, зарисовки, эскизы, новеллы ("Л/оймА. /Т/ог^е-!', "Взгляд с небес На землю Голубой Дэвы", "Агония", "Возвращение"

и другие), в которых отразились характерные для символистской прозы меланхолическое настроение, бегство от действительности, стремление к идеальному миру.

3. Широко изучены известные романы писателя:. "Тихая обитель" (1929), "Пепел" (1932). Оба эти романа были смелым шагом для истории литературы своего времени. В них, помимо богатой галереи художественных образов, С.Клдиашвили предстал не только

Иа^лодателем, да'аим оценку суровому, беспощадному времени, но и как точный аналитик тогдашних соштий: в первом случае (» "Тихой обители") болезненного периода большевизации Груои" и ее губительных результатов, do втором слушав - коллектиоиэации, финалом которой стало исчезновений крестьянства.

4. Рассмотрен цикл лоепоминаний писателя, в которых С.КлдиаШпили предстает мастером попестпогщнин. В работе воспоминания писателя прочитана как единый1 мемуарный рассказ.

5. Раоота выполнена на основе изучения иэпосхных, а Тпкмо редких публикаций произведений писателя.

Методологические основы. В работе испольэопани руколодгщие указания миропой прогрессивной литературы и грузинский классиков, труды, статьи, публикации литературопедой и писателей, а также специальная литература, посвященная вопросам симаолизма и модернизма aoofuae и, я частности, их проникновони.о и развитии а грузинской литературе начала XX пека, что оказало определенное ¡влияние на общее научное осмысленно работы и концептуальное решение целого ряда проблем.

Теоретическое и практическое..значение. Работа ;озполит пре дета нить творчество Серго Клциашяили и его место п современной грузинской литоратуре. Она может бить учтена при создании курса новейшей грузинской литературы и окажет помощь преподавателям грузинской литератур« и студентам филологических факультетов я основательном изучении творчества Сорго Клдпаголитш.

Апробация. Диссертация рассмотрена на научных со:сич< Отделения ногойввЯ грузинской литературы Института грузинской литературы им. llSo'in Руо'рпели.

Оснопныа вопросы темы и результаты опу'ликопаны а различных нау ¡них и литературных журналах, про ;итаны п пидо тезисов

- о -

на научных соссиях.

Структура работы. Работа построена по хронологически-тематическому принципу,содержит 177 страниц машинописного текста, состоит из предисловия, введения и шести глав. Завершают работу выводы. Прилагается список использованной литературы.

краткое содардшЕ рав0т11

Предисловие. Сорго Клдиашсили - один из ацдашихся представителей грузинской литературы XX века. С его именем связан качественный подъем грузинской прозы. Писатель прошел сложный творческий путь от символизма к реализму и создал созвучные времени встетико-литературные творения, запечатлел коллизии исторического значения, характерные сложные процессы, те-матшсу, типы, образы, эпохи и обогатил грузинскую художественно-литературную галерею.

Введение. Жизненный путь Сорго Клдиаявили. Клдиашвили -•выходцы из Ыесхети. В ХУ1 веке, когда турки захватили Месхе-ти, в Имерети переселился отец царя Георгия Н - Баграт Ш,тогда еще наследник престола. В числе других за ним последовал и предок Дазида и Серго Клдиашвили - Клдиа Иаликашвили и обосновался а Сшонети. (Исторический документ об Имеретинском царстве а княжествах Гурия-Одиши". Академия наук Грузии, Институт рукописей, 1959). Существует несколько документов, касающихся фамилии Клдиашвили. Напр., в книге М.Гоникашвили "Имерети на рубеже 18-19-го веков" читаем: "Имеретинским царством, раэдашшда с 1790 года на 26 областей (самоураО ), фактически правили ?Л ыоурава. Из Симонети поселился дворянин (езнаур) из рода Клдиаивили".

Серго Давидович Клдиашвили родится 6(1о) октября 1893 го- ^ да в селе Зеда Сгмонети (нынешний Терджольский район). С^ был

пороим сыном классика грузинской литературы Давида Клдиашпили и ого супруги ^ариам Мачавариани.

"Вс'о жизнь неизменно сопровождала меня бозграни (Пая любовь к л.-зднм", - писал Давид Клдиашвили, с детских лет ставший эталоном для сына. Писатель Серго КлдиашпиЛи получил а наследство от родителя "данный вишо дар", благородство и безмерную л.эбовь к ладям.

Серго Клдиашвили был поистине счастливым художником. Во-первнх, он был сыном проолаапвнного отца, во-вторых - на протяжении долгой жизни его связывала дружба с такими гениальными л.эдьми, как Галактион Табидза, Григол Робпкидзо, Тициан Табид-зв, Георгий Леонида«, Паоло Ни вили, Лоо Киа'оли, Симон Чиковв-ни, Демна Шонгелая, Александра Кутатоли, Валериан Гаприндашпи-ли, Сандро Цирекидзе, Нинолоз Мицишпили, а также Константин Бальмонт, Борис Пастернак и многие другие, еозданшио широку5 галерею грузинской, и не только грузинской, литературы XX вока, и наконец, Серго Клдиашвили уже при жизни был признан и оценен. Недаром сказал великий Даяид Клдиашпили: "Род Клдиашвили должен дать Грузии двух писателей".

Серго Клдиашвили скончался п 190и году, сохранив, несмотря на глубокую старость, до конца дней по-молодому ясный,светлый ум и чистое, доброе сердце.

В 199В году исполняется 1Ш лет со дня рождения Сорго Клдиаигаили.

Глава первая. Серго Клдиашвили и грузинский символизм. Устетическио и художественные принципы Сорго Клдипилили с^орми-ропелись к середине 10-х годов нашего столетия. Первые ого ми-ниапры были напечатаны в газ. "Синатло" в 19.ll году. Здось ужо проявилась индивидуальность писателя, его художестяонные интв-

- и -

ресы - тяга к малым прозаическим жанрам.

10-е годы - период рефляционного подъема, роста национального самосознания грузинской интеллигенции, активизации культурной и революционной деятельности. В отот период расширяется философсно-эстетичоскив интересы грузинского общества. В дальнейшем философеко-эсуетическио интересы грузинского общества постепенно расширяется. Соответственно формируется принципы новых художественно-литературных школ, весьма неоднородные. Популярны Ницше, его ццзя сверхчеловека, Оскар Уайльд и его эстетизм.

Грузинский символизм возник непосредственно на фоне европейского и русского символизма» когда в развитии европейского и русского символизма наступил кризис.

В научной литературе широко известна история грузинского символизма, в частности, его ордена - "годубороговцев", его эстетические и художественные принципы и отношение к европейскому и русскому символизму, поотому мы но станем останавливаться иа данной вопросе, отметим только, что характерные черты символизма: бегство от объективной действительности, пренебрежение социально-политическими проблемами, религиозно-мистические настроения, пессимизм, признание культа страстей высшим принципом, болезненный индивидуализм - все это проявилось в творчестве "голу-бороговцов". Наряду с грузинскими поэтами-символистами, "голубо-роговцаш", появились и молодые прозаики: Са!Щро Цирекидзе и Серго 11лдиашвили. Они отказались от эпических жанров крупной §ор-Ш, в их творчестве господству;щее место заняли миниатлра, эскиз, фрагмент, психологическая новелла.

Григол Робакидзе писал: "О Сандро Цирекидзе и Серго Клдиа-швили я хотел <5ы говорить вместо и один, и другой для меня -поотц; пишут поэмы в виде ыиниатзр... Многие произведения Сандро Цирекддзо на редкость поэтичны... То же ыокно сказать и о

"Натор-морте" Серго Клдиашиили".

Символизм Серго Клдиашпили своеобразен. В ого новзл.-.а* и ш!ниат_)ра'< отразились мотивы одиночества» бегства от мира и меланхолии, но не встрйча.этсл крайние проявления символизма: мистицизм, богемтеть, апология агонии и смерти. Более того, п но-которш: ого произ ведения с отого'пе.риоаа заметны апомоити реализма .

В 1919 г'оцу в журнала "Мочтптоли Лицморы" бича опубликована символистская нополла Сорго Клдиашвшш "ПьячаЯ беседа", которая сразу жо привлекла внимание читательской общественности. В этой новелле молодой писатель в качестве основного поразительного средства использовал слово-символ, име «ее своз психологическую нагрузку, выражалауысп в меланхолическом настроении писателя. Это зарисовка; грусть, зародившаяся в бортов человека с ок-ружа'вдим миром, единственная надежда которого - "опьяневшая от дыма комната" - символ красоты и босконечной неги. Здесь каждая минута пьянит: "караванов, сказок и хнмэр". Это вроде бы невообразимо о сочетание мрачных красок, дыма, "замшелых стран", где "вопят ещ невиданные" и где царит красота а комнате, пькноП, измученной тихой красочностью бесконечности". В миниаг>ро словно би откуда-то едва слышно доносятся странные налом, музыка, пьяная словами, подернутыми дымкой мечты.

Типиинши образцами грузинской символистской прозы могут служить такие произведения Сорго Клдиашвили, как "Солнцо над балдахином" ("Лэоцнэбэ Ниамораби" ("Мечтатели ¡¡иаморц") ,19¿l, У» и), MoliOt m4tc" (там же, 1922, 7), "Взгляд с небес на землю Голубой Девн" (там жо). Они являггся символистскими по жанру (малая форма), тематика, образности, художественной экспрессии, настроения и решениэ, К тому же это - поэтическая проза,

ритмически упорядоченная. Настроение, картина, каждая фраза, ее

риты, слово - все подчинено принципам символизма.

Привлекает внимание высокая культура письма, рафинированный стиль письма, что в дальнейшем но только обусловило формирование стилл автора, но и вообще оказало положительное влияние на новойшу.о грузинскую прозу.

О Серго Клдиашвили как мастере символистской прозы можно сказать еще и то, что в этих миниатзрах он предстает как поэт, художник слова, удовлетворяющий принципам, сформулированным С.Цирекидзе в "Параллелях" (С.Цирокидзо, Параллели, "Мечтатели Ниаморы", 1921, № Ь).

В выводах I главы диссертации говорится, что позже С.Клдиашвили постепенно уходит от мотивов неясности и Одиночества, и в его новеллах появляется реалистические элементы. Несмо'тря на то что п своем ра'1шем творчество писатель разделял принципы символизма, все ае его нельзя считать ортодоксальным символистом.

Творчество С.КлдиаИвили 20-х годов следует признать переходным этапом, периодом формирования его художественной природы (новелла "Возвращение", 1922). Таким образом, произведения этого периода, как и следовало ожидать, различны по тематике, художественному осмысление и ццейноиу решени.з. Нередко привлекает внимание гармоничное слияние, переход одного в другое ("Гонорар за галстук", 1923; "Благо лжи", "Попугай", 1925, и др.).

Глава вторая. По пути реализма. Серго Кпдиашвили одним из первых "голубороговцев" встал на путь реализма. В 1922 году С.Клдиашвили опубликовал новеллу "Возвращение" (жури.

в), ставшую Началом поворота в его творчестве. Позднее сами "голубороговцы" и вообще литературная критика (В.ГаприндаШвили, Гр.Робакидэе) признали эту новеллу поворотом к реализму в творческой жизни объединения "Голубые роги".

В 1927 году писатель опубликовал в журнале "Картули мцор-а" f"Грузинская литература") два рассказа: "»%ртиа" (глава рассказа "Счастье") и "Бес". С этих произведений начинается мирование С.Клдиашвшш уже как гтсателн-роалиста.

В 1929 году С.Ллдиапгоили публикует большой по объему раО-з "Луна прозинции" (в дальнейшем - роман "Тихая обитать"), нчательно определивший его реалистическую пооициэ. Действие вивается в Грузии во времена большевистской диктатуры. Самый епективный персона:« романа - Ирина Тухарели. Почти все дей-уэщие лица романа "Тмхая обитель" охвачтш бпэиодожность.о и действием, и только Иринз Тухарели разрушает царящуо вокруг .TianbBb. В чем состоит порспоктипнооть Иринз Тухороли как оини? С.Клдиашвили ужя тогда э образе Иринз видел неугасимую еяду Грузии. Как известно, после советизации часть интолли-ции, мыслящая часть общества, змигрироагуча, многие остввшие-^а родине были уничтожены тогдашними большевистскими'плаоти-rmh. Ирина Тухароли - драматический представитель этой волны, и 9сть та искра, которой предстоит возродить утраченный и итоженный грузинский ген. В "Тихой обители" Copre Кпдипшпили элыпим реалистическим мастерством отобразил время, Наложившее 5оку.о, неизгладимую почать на новейшую истори) Грузии.

Тема первой мировой войны бита одной из ведущих ШядноЧ литературе. Уцелевшее л войне, но д/xotmo ушрбноо элшже иээостно в литературе {западной и американской) как терянное поколении" ú.«\п0 пргимредоничм Эриха

ш Ремарка "На Западном Ьроите без пг'рпмон", Гц трда Олдннг-) "Смерть героя", сборнику рассказов "Дороги н '-лапе", 1ц0ца >йси "Серебряный кубок", Арнольда Цвейга "¡Лллодял! яенпаша I года", "Воспитание под Верденом" и др.

В грузшк.кой литературе тема первой мировой войны ост ала почти незатронутой, не считая некоторых поэтических произвело ний, промелькнувших в позднем творчестве классиков грузинской литературы.

В этом отношении роман Серго Клдиашвили "Пепел" (1932) щ обротает большое значение. "Пепел" был издан в двух книгах, в; рал книга - спустя большой интервал времени после первой(1955]

В первой книге романа можно заметить переплетение реалии ческого стиля с романтическим. В первой части писатель отрази; почти все социально-политические события того времени: роволад-цию 1905 года, Февральскую револчцио, далее перпул мировуд вог ну. Основная тома романа - проблема войны и мира прекрасно ос-шелона писателем через призму человеческого фактора, через по каз коллизий и противоречий, в которых проявляется отношение мирного человека к войне, ко всем тем ужасам, ничем не- оггравда нш трагическим последствиям «которые она влечет за собой.

В настоящей работе подробно разобраны обе Части первой кн га романа "Пепел", особенно отмечено значение второй части (те ыа войны), в которой писатель предстает как бы очевидцем и участником войны.

Вторая книга романа "Пепел" з новой редакции опубликована в 1955 году. Она является непосредственным продолжением первой книги, но существенно отличается от первой книги по проблематика, в ней также значительно видоизменены и доработаны характер! героев на фоне социально-политической обстановки, сложившейся ъ Грузии в результате установления советской власти и коллективизации.

■ Трагедия, обрушившаяся во второй книге романа На крестьяни на Ананио Арбеладзе, есть именно плачевный результат вторжения "социализма" и насаждения колхозов. Коллективизация, якобы

шущоствляшаяся во имя улучшения жизни и положения крестьянст-)а. приобретает На первый взгляд циничный характер, но ее трагк-lecKue последствия затрагивают почти всех персонажей.

Совершенное крестьянином АнаниоП Арбелядэе убийство Минаго [екишвили не есть трагедия одного крестьянина» Яо захотевшим ¡мириться с колхозным движением, отнявшим у него унаслодопаннув iT отцов и дедов зешп. Ыинаго Лекишвили - жертва трагедии и в ■о же время ее причина. Он является именно тем отвратительным -бразом, олицетворяющим "нооуа жизнь", которые ?>ак размножились i процессе осуществления коллективизации. Ток что трагедия сос-•оит не столько а факте убийства» а и его печальных попдодстви-х ~ аресте Анании и горестной участи ого оомьи.

Роман С.Клдиашвили "Пепел" (Я книга) был довольно смелым [агом в литературе того времени.

Глава третья. ЗО-о годы, а) "Сванские новоллы". С 30-х го-ов в советской литературе начались новыо процессы, она 'обога-илась тематически, жанрово. В этот период постепенно енладыва-тся традиция "прозаических циклов". Состоялся 1 Всесоюзный ъезд писателей, партия вщвинула лозунг перехода сс „етской ли-ературы на новый творческий метод, утверждения принципов т.Наз. социалистического реализма". За проведение в жизнь этих прин-ипов беспощадно боролись пролетарские писатели .и критики.

Поколения •■.'алантлипььс грузинских писателей не разделяли ' э только принципы "социалистического роализма", но и ту полижу, которую осуществляло тоталитарное государство. Сорго идиашвили относится к той группе писатолой, которые,-начиная 30-х годов, обратились к традициям грузинского классического эалиэма, обогатив груэинскуо прозу реалистическими гсроизввдо-

1ШИ.

Цикл «Л'о "Свяш-ких новелл" (1934) как тематически, так и жанропо, с точки уронил художественного мастерства и идейного решения - ¿шу слоимо этапное явление в творчестве самого писа телт и больше достижение грузинской проси 30-х годов. В отли чие от произведений бытового характера, писатель в "Сванских новеллах" избирает иной стиль повествования и предстает рассказчиком оозшыонного тина, но но изменяет при отом прилично му для него основному методу повествования, оставаясь наблюда тельным, вдумчивым эпиком. В "Сванских новеллах" С.Клдиашэдли прсдстоот великолепным знатоком Сианетии - прекраснейшего уго. ка Грузни, он реалистически запечатлел но край экзотических Л1 гецд и загадочной действительности, а страну необыкновенно ш тереснуы, где живут л.оди, бережно хранящие древние обычаи, С1 ровые и справедливые, воссоздав тем самым символический облик могучей, непреклонной Сваиетии - неотъемлемой части Грузии. Централышй герой "Сванских новелл" - сванский народ, свободо-. лдбивый, всегда ишуиий правды и борощийся за нее, народ героический по духу ("Владетель Лашхети", "Ушгули", "Халде"), спаяь ные единой национальной психикой.

В диссертационной работе широко рассмотрены образцы "свак ского" цикла: "Владетель Лашхети", "Ушгули", "Халде". Эти прекрасные новеллы словно созданы на одном дыхании. В них писател с большим мастерством рисует' могучие образы сванов (Девлет, Ки пиани, Мурзакан Хергиани), их неукротимый рыцарский дух (Ислам Беслани, Тамби Ратиани), "Бездна" (где такие нравственные кате гории, как верность, взаимовыручка в дружбе, честность противо вставлены алчности, эгоизму и злу, которое они несут с собой) а также новелла "Мурзакан", (Критик Э.Карелишвили в свое время охарактеризовал эту новеллу как туманное, ничего не говорящее

©неведение). При внешней простоте фабулы, в этой нокеллв пи-тель продемонстрировал такое знание человеческой души, кал-й нюанс жизни героя изображен так ясно, что совершенно недо-отшо считать произведение в целом туманным и, тем более,яи-го не говорящим.

"Сванские новеллы" отличаются остротой ситуации, что спра-дливо отметил Виктор Гольцев в статье "Серго Клдиашвили" .Гольцев. Серго Кдциашвили. "Наше поколение", 1935, Л I). В ке время В.Гольцев сравнивает С.Клдиашвили с Просаером Мече: "...Пользуясь приемом гротеска и заостряя действитель-сть, Клдиашвили нередко достигает большой художественной вн-зительности, роднящей его с Проспером Мерные. Сохраняя само-гность а национальные особенности своего творчества, грузин-1й писатель не раз перекликается с автором "Кармен" и "Колом-Здесь подразумевается в основном сходство нг-еллы С.Клдаа-Ш1 "Бездна" (также "Партизаны", "Расщ тина", 1932) с изве-тай новеллой Проспера Мериме "Маттео Фальконе". В обеих ношах вина героя одна и та же - измена, одинаков и конец -грть за измену. В "Магтео Фалытоне" отец убивает сына, в гздне" - брат брата. Несмотря на такое сходство тематики, ¡здна" - ярко индивидуальное, специфически грузинское по те-'ике произведение, отличающееся от "Маттео Фалхконе" и с точ-зрения художественной.

Древним обычаям Сванети противопоставил С.Клдяашвиля канищую позднее новеллу "Враги", в которой изобразил происшедшие ; влиянием нового времени сдвиги в психике сванов. Об отрече-I от отживших обычаев свит тельствует поступок персонажей ноли - Омана и Отара, в прошлом смертельных врагов, подтвервдв-Д истинную любовь и дружбу: одп для спасения жизни другого

дает свою кровь и избавляет его от снерти.

б) Тема "маленького человека" (30-е годи). Одна из ха] терных черт Серго Клдиашвили как большого художника - глубс знание натури человека, его внутреннего мира и переживаний, Особенно привлекает писателя казнь "маленьких людей", их ас дневннй быт, их связи с внешним миром. В этом отношении у г много общего с А Л .Чеховым. Подобно персонажам Чехова, герс С .Клдиашвили заставляют задуматься, вызывают смех сквозь сд и всегда возбувдают сочувствие, Давид Клдиашвили сказал о с героях: "Она были би жалкими, не будь смешнши". 0 глалельки людях Серго Клдиашвили можно сказать наоборот: она били бы смешными, не будь жалкими. В новеллах цикла "маленьких ладе; "Жизнь маленького человека", "Грустный человек", "Страсти С даона Ноша", "Абесалом расстрига".и др. писатель представи. богатую галерею героев.. Показав их кизяь, он еще раз подчерк аул драматичность окружающего мира и с большей выразительностью, через смех сквозь слезы, с грустным сочувствием показ: бессмысленность казна, бита своих героев, жизни, которая об] чеяа быть поглощепной тем же окружающим миром.

Выделяя тему "маленького человека" в творчестве С.Клда£ швили, в первую очередь следует подчеркнуть его значительные новелла» созданные в 30-е года: "Абесалом расстрига" (1933) "Страсти Сардиона Шоиаа" (без даты), которые украсила бы тво чество любого великого писателя.

В новелле "Абесалом расстрига" писателю превосходно уда лось, изобразив "времешдика", создать общус картину тогдаане жизни и откровенно описать ее порочные стороны: переоценку цеаяостей, потерю вери, отказ от всего истинно высокого, от убевдедий рада сохранения физячеонОго существования»

Прибегнув к приему гротеска, С.Клдиашвили создал иптерес-)браз монаха-расстриги. Сама по себе это довольно широко |щая в литературе проблема, в разное время разработанная ми писателями. Отец Георгий и Абесалом расстрига - лади а XX нега. "Социалистическая революция" и новая жизнь ли-их жизнь ее изначальной функции. Пастыри * некогда ароао-авише слово Бояие, ныне, напуганные жестокостью нового , отступаются от своего прошлого и начинают "новув жизнь", I грех п хула простятся человекам; а хула на Духа Святого эстится ему..."(Евангелие от Матфея, гл. 12, 31). Знают 5е салом и отец Георгий, знает это и Сардион, но яелапие ипъ свою кизпь в них сильнее, неяели заповеди Христа, явящешшса меняется на одеэду трактирщика, и, саг« по себе ишзщай, этот факт изображен писателем с таким шором и ом мери, я приговор, нанесенный проведением этим людям, я не таким уж суровым, и сами они в. ляядят даже смеяяы-гда бы не были такими жалкши ввиду обстоятельств, обрекла такую участь.

эвелла цикла "маленьких людей" отличается ясности стиля, 1 композицией, они безусловно обогатили грузинскую пси-з с скую новеллу как ианр.

гава четвертая. 40-е годи. Б 40-е года весь пафоо гру! литературной критики бил направлен к тому, чтобн поиу-иературу вдохнуть героический дух в советских людей. 'Орая мировая война, или "Великая Отечественная война", )естилп ее в советской истории, принесла народам всех ли, входивших в Советг :яй Союз, неисчислимые жертвы и иия. В хрде войны решался ае вопрос о том,-быть шш не оцяалистпчзскому" гбсударст у, а в первузо очередь это •

была бесчеловечная, ничем не оправданная война за почти пс мировое господство.

Грузинская литература в гот период главное внимание 3 ляда отображению самоотверженности грузинских воинов (во£{ стоила грузинскому народу более ТОО тысяч хизней).

а) Серго Клдиашвили и вторая мировая война. В 40-е гс в частности в произведениях на тему войны, с точки зрения оокой художественности и современности, вполне проявились бенности тЕорческой манеры Серго Клдиашвили. Писатель свои глазами увидел страшные картины войны. Из его фронтовых оч ков в диссертации выделены: "Друзьям", 'Утреннее происшеот "Счастливый день".

С.Клдиашвили, во всеоружии художественного мастерства сумел показать чатателю отношение к войне людей герояческо души. В произведениях военного периода он всегда думал о о героях, их семьях ("Возвращение", "Зураа"), проницательный писателя анализирует кавдую важную деталь причин, вызвавши войду, в неизгладимые последствия на псшшу лвдей и дальн шую аазнь спасиихоя, уцелевших на войне ("Тост", "История ноге шшовквка", "Темной нпью").

В бтой глава диссертационной работы рассмотрена извес новелла СДлдиашвшш "Бесенята", которая, несмотря на свою матику, пронизана поэтическим настроением и напоминает сти творение в прозе о неодолимой силе жизни,

б) Явнаатсры-зарисовки. В 40-е года С.Клдиашвили созд небольшие, отличающиеся высокими художественными достоинст: и мастерством зарисовки: "На сельских дорогах Грузии","Взг, с Зедазена*, "РтЕели", "Священная земля", а позднее "Сельс: ночь™, "Камни вопиют", каадая строчка которых дышит дюбовы

дате, доходящей до благоговения.

Глава пятая. Писатель и история, а) Язычник, б) История фбп'Аского юноши.

Творчество С.Клдиашвили органически связано о традициями питается от корней древнегрузинской литературы. В диссерта-:онной работе автор останавливается на двух интересных в этом ношении произвелениях: "Язычник" и "История дирбийского гано-

н • «

"Язычник" условно можяо было бы отнести к "сванскому цин-", так как основная тема произведения - тема Сванетии, а от-шение старого и нового в нем не менее проблематично. В "кс-рии дирбийского юноши" С.Клдиашвили, можно сказать, первым ратплсл, причем в идой концепции, к теме гениального Руста-ли и его поэш 'Витязь в барсовой шкуре", которая в грузия-ой литературе XX века представлена богатыгл нагг чалом (осо-1шо в новейшей грузинской литературе лрс леяивается мотив еследованш Руставели). В этом рассказе Руставели преследуют люди духовного зваяил (как это широко известно, так как цер-вь считала Ш.Руставели безнравственным поэтом и вреднш рато-ком, пряслухником злого духа), а миряяяя, грузиноким князем -адетелем Дирби. Финал произведения оставляет надевду: поэму итязя в барсовой шкуре" от уничтожения спасет молодой просто-цин, кшшшх Гоча, олицетворяющий силу, которая отстоит и и не даст ей погибнуть.

В пятой главе диссертации встречаются таккз следующие подголовки:

В мире детей. Разбирая - -орчество С.Клдиашвили, нельзя эйти вниманием его интерес как писателя к внутреннему миру гей. Душевное состояние ребенка, его переживания с изумитель-

ной яркостью и наглядностью переданы в ■ новелле "Манко". По ь шш СЛСядиашвили, воспринятая детским разумом реальность от! не столь же чиста и непорочна, как сам ребенок. Заслуживает внимания в этом смысле новелла "Дерзкий ребенок", где воспри гие окружающего мира, переоценка повседневных ценностей, сур вость шзна и лицемерие людское - все это изображено в прело лении через ясный, чистнй ум главной героини произведения, м ленькоЙ "дерзкой" девочки. Эта чистота не прощает лэдям их фальшь и порочность.

Судьба художника. Б этой подглаве с точки зрения художе! венно-фалооофского и концептуального решения произведения ра< смотрена великолепная новелла С.Клдиашвили "Серафита", в коте рой противопоставлена друг другу величественные образцы искус ства прошлого и современность. Новелла проникнута безмерной х бовью к жизни, глубокой- верой в огромные возможности человека и надедцой на сегодняшний день.

Проблеме отношения к искусству и исходящим от пего ценно тяы, духовного богатства и, напротив, низости, бездарности че ловека посвящены новеллы С.Клдиашвили "Статист", "Эмаль, прян сенная в ломбард", "Старая, старая история", "Добрая кешцива" интересно прочитанные и проанализированные в диссертации.

удава шестая. Новеллы позднего периода. Серго Кдциашвшш на протяжения своего многолетнего плодотворного творческого пути отдал дань почти всем литературным жанрам, хотя в первув очередь он все же остается крупным, выдающимся мастером новеллы.

В даваой главе огруппироваш и подытожены, вне хронологш (разумеется, в раде случаев она использована), произведения ш сатедя, относящиеся к последнему периоду его деятельности с

пси эрешш проблем и тематики.

В диссертации довольно оснозательно рассмотрели новелла ¡енний дождь", психологическая новелла "Исикумба", новелла 1лекая", в которой господствует тема тоски по родной земле, ном отношении данная новелла, как и созданная яозлга новелла рист" (1962), тематически близка произведениям Михаила Джа-лшбшш "Зов земли", "История пяти", "Чашка". Почти аналогич-: вопрос поставлен в новелле "Последыш" (1955), но несколько шшм углом, осуящая лкщей, бросающих родную деревня а бегу-в город за красивой жизнью.

Мемуарные рассказы. Цешшм вкладом в грузинскую мемуарную ературу XX века являются воспоминания СЛСддиашвили. Среди поминаний и монографий, посвященных Давиду Кэдиашвшш, ие-горимымд остаются прекрасные воспоминания, оставлешше вдпашвшш: "Давид Клдиашвилия и "Па большой дороге жизни", знтре системы образов этих многопланов с воспоминаний яахо-зя фигура Давида Клдиашвили, весь жизненный путь которого Зщен и дан в сжатом изложении, но с таким мастерством, оби-í бытовых реалий, воссозданием внутреннего мира и интересов, перед читателем рельефно вырисовывается светлый образ круп-I художника и обаятельной личности.

Не менее интересна, с точки зрения литературной и нацио-,по-обществешюй, оценка жзня и деятельности Акакия з-[, данная С.Клдяапшшш в его мемуарном рассказе "Орфей", ¡pee С.Клдиашвили к гению Акакия Церетели обусловлен двумя инами. Во-первых, он застал в,еликого поэта зшвнм и успел акомиться с ним, во-втор "X, проза Акакия Церетели, сила слова придавали особый импульс творческому духу С.Клдаа-и. "В прозе Акакий мог создатт не один шедевр, но, возмог-

но, оа придавал недостаточно значения прозе в своем твор* ва", - пишет С.Клциашвшш (С.Клдиашвили, Собр.сочинений, ТО., 1975, с.400). Характеризуя Акакия: "Акакий казался * жителем, явившимся на землю, в действительности он бил бл родным воплощением всего того, что являет собой зешой че век" (там же, с.402), - С.Клдиаивили как бы подчеркивает главное, что сближает его с творчеством Ак.Церетели: это обыкновенная способность о изумительной легкостью изобраз действительность а все сущее на земле.

Письма я воспоминания. Эпистолярное наследие и п.убли тика Серго Клдяашвяла привлекают внимание не только опяса. личностей и фактов, ко и глубиной и образностью изложения бытий, что дает основание считать письма а воспоминания ш тедя самостоятельными художественными произведениями.

Спектр его писем, и воспоминаний, восходящий еще к 20-годам нашего столетия (С.Клдиашвили "Истоки грузинской пр; газ. "Баггриони", 1922, & 10; С.Клдиашвили "Проснувшийся I серватор"5 там ке; С.Кддиаившш "Рецензия на "Лунатика" Се Цирекидзе", там же, & 12), богат и разнообразен. Воспокшг 8ссе 'к публицистика СЛОдо^шеили заслуживают отдельного иг ная. Они доставят большое удовольствие и читателю, и иссле тел»,

В Н В О Д Ы

I. Ведающийся грузинский писатель Серго Клдиашвили -из основоположников современной грузинской реалистической вы, £го творчество - вагаейиее явление в грузинской литера XX века, ;

С.Клдиапшиш как мастер прозы сформировался на традиц

'зянской классической прозы; он обогатил прозу XX века новц-мотиваш л средствами художестве/шоП выразительности.

Творчество^ С.Кдциагашщ до сих пор ¡.топографически не изу-о в полном объеме, хотя отдельным периодам его творчества вящэио немало интересных, с точки зрения художественной нки прозы писателя, научных публикаций.

2. Многогранное творчество С.Клдиашвили охватывает почти лсанри: новеллу, эскиз, зарисовку, роман, драматические про-

едения, эссе, воспоминания.

Кавдое произведение несет на себе печать своего времени' ' зумеется, не в хронометрическом измерении), что создает лоы-иционную канву произведения.

3. Рашшя проза С.Клдиашвали - своего рода ступень иевду льной жизньа и мнрои идей. Несмотря на то, что в произведо-х этого периода отчетливо обозначались хзракте -ада для склизка меланхолическое построение, бегстг 1 от действительноо-

стремление к ирреальному миру ("Агония", " п,

лнце над балдахином", "Взгляд с небес на землю Голубой Де~ ), что проявляется в свободном построения произведений, ла~ ескои а ритмическом стиле, природе персонажей, особом звуча-тональности слова, - художественно-эстетическая манера па-еля содержит также и итряхи психологически-реалистические.

Та к игл образом, в так паз. "символистский период" свосх j у рчества писателя нельзя считать ортодоксальным символистом. : • дителышм подтверждением этого является новелла "Возврате" (1922), ставшая как бы поворотной ступенью от символизма еалязму. ''••','

4. Известные романы Серго Ктеяашвили: "Тихая обитель" ' 29) и "Пепел" <Г93Й) передав® t/лье своей эпохи. По своей

специфике оба романа определены точно во времени и простра ве и, с точки зрения художественного исполнения, являются -раженяем данного времени, решенных в собственных кокпозшда нш: контрапунктах. Таком образом, эти романы бшш смелым и< в истории литературы того периода и сегодня сохраняют свое чение„ '

5. СЛлдиашвили во всем своем творчестве прежде всего веллист. В его признанные новеллистических циклах, особеннс "Сванских новеллах", отчетливо проявились эстетико-художест вые интересы автора, его верность реализму, жанровые склони ти (проза "малого аанра"), национальная тематика (патряотич кая„ социально-бытовая) и эпический стпль повествования.

СоКлдиашвили одним из первых ввел в свою прозу малой ф ш нового героя - народ. Это единая масса, проникнутая обще: национальной психикой,.верой в борьбу за социальную ("Владе Дашхети") и национальную ("Хадце") свободу.

6. Литературное наследие СЛСлдаашвшш глубокими корня?,и уходит в грузинскую почву. Он твердо верил в будущее родины всем овоим творчеством был обращен к человеку как "редча&га, и неповторимому дару казни*.

7. Проза СДлдиашвилл - проза лирическая. Поэтому среда прозаиков нашего века, обогативших грузинскую беллетристику ричесними элементами, СДлдиаавяли занимает выдающееся, поче аде место.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих трудах автора:

1. "Ранняя проза С.Клдиашвили. "Мацне",1990, Л 3, с.21-

2, "Роман С,т"тдиашвшш *Пвпед,'.*,Мацне,',1991,)6 4,0.57-73

3. "С.КлцяашЕили и грузинская символистская проза".

Л научная сессия (план работи и тезиси докладов) Института узпнской литературу им. Шота Руставели. Тбилиси, "Мецниере-", 1989, с.37-38.

4. "Цикл"Сванских новелл" в творчестве С.Клдиаишили".

ГУ научная сессия (план работи и тезиси докладов) Института финской литературы им. Йота Руставели. Тбилиси, "Мецняере-1990, с.73.