автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Белорусская хоровая музыка А CAPPELLA 60-80-х годов (к проблеме жанрового синтеза)

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Черняк, Валентина Адольфовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Белорусская хоровая музыка А CAPPELLA 60-80-х годов (к проблеме жанрового синтеза)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Белорусская хоровая музыка А CAPPELLA 60-80-х годов (к проблеме жанрового синтеза)"

со

^ СГ)

О

со "

О- -V.

Министерство культуры Республики Беларусь Белорусская государственная академия музыки Совет по защите диссертаций К 09.01.01

УДК 78.087.684(476)(043.3)

ЧЕРНЯК

Валентина Адольфовна

БЕЛОРУССКАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА А CAPPELLA 60-80-х ГОДОВ (к проблеме жанрового синтеза)

17.00.02 - Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Минск, 1998

Работа выполнена в Национальной Академии Наук Беларуси. Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Кулешова Г.Г.

Научный консультант - кандидат искусствоведения, профессор Ровдо В.В.

Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, профессор Терещенко А.К. Кандидат искусствоведения, доцент Антоневич В.А.

Оппонирующая организация - Белорусский государственный университет культуры.

Защита состоится « » мая 1998 г. в 15.00 часов на заседании совета по защите диссертаций К 09.01.01. в Белорусской государственной академии музыки по адресу: ул. Интернациональная, 30, тел. 227 11 03.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусской государственной академии музыки.

Автореферат разослан « 24 » апреля 1998 г.

Ученый секретарь совета по защите диссертаций кандидат искусствоведения, доцент Т.СЛегценя

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предметом исследования данной работы является белорусская хоровая музыка 6080-х годов, занявшая одно из важнейших мест в развитии национального искусства и сконцентрировавшая в себе наиболее характерные тенденции времени, связанные с переосмыслением традиций и углублением в сферу новой стилистики. Хоровые произведения А.Бондарекко, С.Бельпокова, О.Залётнева, ЛЗахлевного, В.Кузнецова, И. Лученка, А.Мдивани, А.Ращинского, ЛШлег содержали новые черты, свидетельствующие о модификации хорового жанра. Это обусловило необходимость обращения к специальному исследованию проблемы жанровых преобразований - на гримере хоровой а сарреИ'ной музыки 60-80-ых годов - одной из важнейших теоретических проблем современного музыкознания.

Актуальность настоящего исследования связана с изучением хоровой а сарреИ'ной музыки на современном этапе развития национального музыкального искусства и того круга вопросов, которые пока не нашли специального научного осмысления (за исключением ряда высказываний, касающихся творчества отдельных белорусских композиторов и музыковедческих обзоров, освещающих общее состояние современной музыкальной культуры республики в целом). Изучение современной хоровой музыки позволяет глубже осознать художественные процессы, происходящие в национальной культуре, выявить линии преемственности и значение хоров а cappella в общей панораме белорусского искусства.

Диссертация нахрдится в общем русле работ, посвященных белорусскому музыкальному искусству: «Беларуская имфошя» Т.Дубковой, коллективный труд «Псторыя беларускай савецкай музыы», «Белорусская кангата и оратория» Г.Кулешовой, коллективный труд <(Музычны тэатр Беларуа» (в четырех книгах), а также материалы Р.Аладовой, В.Ангоневич, Т.Варфаломеевой, О.Дадиомовой, З.Можейко, И-Назиной, Р.Сергиенко, О.Савицкой, Т.Щербаковой.

Цель работы заключается в выявлении важнейших закономерностей жанровых преобразований, характерных для хоров а cappella 60-80-х годов. Для осуществления поставленной цели потребовалось решение ряда задач, связанных с определением путей эволюции хоровой а сарреИ'ной музыки изучаемого периода, выявлением характера преобразований и средств модификаций хорового жанра, а также установления его нового качества.

Научная новизна заключается в том, что впервые исследуется белорусская хоровая а сарреИ'ная музыка на современном этапе. В отличие от работы А.Смагшш «Хоры а cappeU белорусских советских композиторов», посвященной хоровой музыке 20-60-ых годов, данном исследовании изучается период 60-80-ых гг. и сделана попытка решения проблем жанрового преобразования на основе процессов синтезирования в хорах а cappella, чт также осуществляется впервые.

Практическая значимость полученных результатов. Изученный материал дае возможность применить данные исследования в музыкально-теоретических курсах хоровых дисциплинах в музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звен (жанровая и стилевая классификация), в курсе истории белорусской музыки (этапы развита современной белорусской музыки а cappella), хороведения и аранжировки, в хормейстерско: и педагогической работе при анализе произведений для хора (типология средств и приемо хорового письма, связь с традицией и значение новаторских элементов в формировани современного музыкального языка).

Методологической основой для изучения данной проблемы послужили труд! известных ученых, посвященные проблемам музыкального искусства и разработк принципов диалектического подхода к исследованию. И в первую очередь рабоп Б.Асафьева, С.Скребкова, А.Сохора, Л.Мазеля, М.Тараканова, Е.Назайкинскогс В.Холоповой, Г.Григорьевой и ведущих белорусских музыковедов.

Материалом исследования послужили хоры а cappella белорусских композиторе 1960-1980-х годов. В центре внимания находятся произведения, получившие общественно признание, неоднократно исполнявшиеся на концертной эстраде в республике и за е пределами (хоровые а сарреИ'ные произведения А.Богатырева, Э.Тырмащ, Ю.Семенякс АМдивани, ЛШлег, Л.3ахлевного, В.Кузнецова, С.Бельтюкова, А.Бондаренко и др.) Основными критериями, обусловившими их выбор, являются яркая творческая индивидуальность авторов и новизна хоровой концепции их произведений. При это» использованы как опубликованные, так и рукописные партитуры.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту. При изученш современной хоровой а сарреИ'ной музыки была разработана проблема жанровьг преобразований, связанная с представлением о синтезе, в основе которой лежа-философские категории преемственности и взаимодействия. В результате такого подход; был затронут широкий круг явлений, связанный^во-первых.с преломлением историчеси сложившихся традиций и структурно-стилевых норм, свойств и качеств, во-вторых,- с( взаимодействием хорового и нехорового начал. В целом жанровое преобразование н;

основе жанрового синтеза в музыкальном искусстве предстает как многосоставное явление, где выделяются обогащение данного музыкального жанрового уровня взаимодействия -за счет привнесения элементов иного музыкального жанра или иного вида искусства, т.е. внемузыкалъного фактора - живописности, театральности и др.

В результате процесс жанрового преобразования в белорусских хорах а cappella протекает в трех направлениях: это органичный сплав элементов инструментальной музыки и вокально-хоровой; влияние звукозаписи, связанной с «изобразительностью», театрального начала, вызывающего ассоциации (в хорах а cappella) музыкально-сценических жанров малых структур - сцен, мизансцен, а также элементов действия, движения. Всё обусловило преобразование традиционной структуры и стилевых особенностей хоров а cappella.

Жанровые модификации на уровне преемственности носят глубинный характер, включая в сферу своего действия православные певческие традиции и фольклор. Они возникают в результате реконструкции исторически сложившихся музыкально-выразительных средств, получающих новую стилевую интерпретацию.

Обобщающее значение художественного синтеза в музыкальном искусстве заключается в том, что он является выражением новой эстетической концепции, пролагая путь к обогащению жанровых и стилевых традиций.

Таким образом, та защиту выносятся следующие положения: многообразие путей эволюции хоровой а сарреИ'ной музыки в период 60-80-ых годов; способы и средства преобразования хорового а сарреП'ного жанра, ведущих к жанровому синтезу; жанровая классификация хоровой сарреИ'ной музыки на данном этапе, типология модифицированных жанровых видов, характеризующих процесс жанрового обогащения и наблюдения о новых тенденциях развития современной хоровой а сарреИ'ной музыки.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании отдела музыкального искусства и этиомузыкологии ИИЭФ HAH Беларуси. Основные теоретические положения работы были изложены на профессорско-преподавательских конференциях БГПУ им.М.Танка в 1986-1988, 1994-1996 гг.

По материалам исследования опубликованы 7 научных статей и 2 методические рекомендации, посвященные хоровой музыке белорусских композиторов и проблематике исследования.

Структура работы состоит из введения (3 е.), общей характеристики работы (4 е.), трех глав (85 е.), выводов (4 е.), списка использованной литературы (8 с.) и нотного приложения (24 е.).

Основное содержание работы.

Во введении кратко охарактеризовано общее состояние белорусской хоровой сарреИ'ной музыки и обоснование необходимости проведения исследования.

В общей характеристике диссертационной работы раскрывается актуально! исследования, его цели и задачи, научная новизна и практическая значимость полученн результатов.

В первой главе - «Основные тенденции развития белорусской хоровой а сарреГГн музыки 60-80-ых гт». - в первом параграфе дается обзор литературы по теме. Анализ ра£ российских и белорусских музыковедов (Б.Асафьева, Г.Григорьевой, О.Коловско Ю.Пансова, М.Скребковой-Филатовой, В.Холоповой, ДХристиасен, а также И.3убр] Л.Костюковец, Г.Кулешовой, А.Смагина и др.) позволяет сделать вывод, что xopoi музыка а cappella 60-80-ых годов не нашла специального освещения. Также не разработа проблема жанровых преобразований. Все это актуализирует исследование, определяя и t новизну.

Во втором параграфе - «Традиционно-академическое направление - первый эз развития белорусской хоровой а сарреИ'ной музыки (60-ые-середина 70-ых годов)» рассматриваются пути развития хоровой а сарреИ'ной музыки последнего тридцатилеп Здесь делается попытка в общих чертах наметить ведущие направления, по котор! развивалось хоровое творчество белорусских композиторов. В работе выделе: традиционно-академическое и современное направления, вобравшие широкую палт жанровых преобразований.

Изучаемый отрезок времени (60-80-е годы) условно разделяется на два этапа: перв! - 60-ые - до середины 70-ых гг. и второй - с середины 70-ых - до конца 80-ых гг. В каж» из них прослеживается единое стремление авторов к разнообразной трактовке принцип хорового письма и освоению богатых возможностей певческой культуры , корни которое в светской и духовной музыке.

Традиционно-академическое направление характеризуется опорой на классическ закономерности в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительное! стилистики в целом. В этот период создавались хоровые песни, миниатюры и обработ: прочно закрепившиеся в репертуаре хоровых коллективов. Это лирическая и героин патриотическая сферы, социальная и жанрово-бытовая (хоры «Прьшяцел! вятры», «Слау» Беларусь», «Шумел! бярозы» А.Богатырева, «Беларусь - моя песня», «Хатынские колокол Ю.Семеняко, «Вечар», «Сасна», «Каб ведалк» Э.Тырманд и др.).

На первом этапе в хоровом белорусском творчестве достаточно четко складываются две стилистические линии. Одна из них опирается на традиции национальной песенно-танцевальной культуры, другая - на советскую (хоровую) массовую песню. Обе линии нашли продолжение и развитие в произведениях 90-х годов. Относительное жанровое разнообразие, присущее хоровой музыке рассматриваемого периода, отражает сложное преломление различных музыкально-стилистических тенденций. Кроме того, в хорах этих лет зарождаются предпосылки к жанровому синтезу, что содействовало расширению выразительных возможностей хоровой музыки и ее творческой палшры.

Однако, в целом в исследуемом периоде в белорусской хоровой а сарре1Гной музыке преобладает охранительная тенденция и традиционно-академическая ориентация.

В третьем параграфе - «Современное направление - второй этап развития белорусской а сарре1Гвой музыки (середина 70-ых-80-ые годы)» - изучается хоровая музыка следующего этапа, которая характеризуется качественно новыми чертами, связанными с переосмыслением значения хорового жанра в национальном музыкальном искусстве и выдвижением его в качестве одного из ведущих в композиторском творчестве, о чем свидетельствует уровень профессиональной культуры. В этот период можно выделить два основных русла развития белорусской хоровой а сарреП'ной музыки:

1) традиционно-академическое (как продолжение);

2) современное, в котором следует отметить:

- возрождение традиций православной певческой культуры с позицией современного художественного мышления;

-новую трактовку фольклора;

- влияние инструментального фактора;

- возникновение связей со смежными видами искусства.

Середина 70-ых годов оказалась рубежной в развитии белорусской хоровой музыки, когда очевидным стало зарождение нового современного хорового стиля, связанного с воскрешением исконно славянской хоровой певческой культуры и соответственно специфического хорового звучания. Создателем этого типа хоровой музыки Беларуси, базирующейся на творчески преломленной традиции церковного (православного) пения, стал А.Мдивани. С его именем связано формирование и другого стиля - фольклорно-ориентированного. Метод претворения А.Мдивани православной и фольклорной певческой традиции широко вошел в творческую практику молодых белорусских композиторов. Тем самым были заложены основы современного хорового композиторского творчества, возникновение которого в середине 70-х годов в Беларуси не было случайностью. Отчасти

б

эти тенденции были присущи также хоровым обработкам ЛШлег, Л.Захлевного, а зате; В.Кузнецова, КЛигвинова, О.Елисеенкова. Новое отношение к традиции и фольклор явилось выражением общестилистических и общеэстетических тенденций, присущих целом советской музыке 70-х годов, когда «возникает новое качество стиля, проявляющего в множественно-стилевом варьировании с его опорой на весь стилистический «срез музыкальной культуры»1

В качестве вывода 1 главы выдвинут тезис о стилевом обогащении хоровой а еарреЦ'ной музыки в период 60-80-х годов, связанном с расширением жанровог диапазона, образного содержания и средств музыкальной выразительности. Развитие много образных стилистических направлений, высокий профессиональный уровень белорусско хоровой музыки, имеющих прочную связь с национальным фольклором и современным течениями, определило ее своеобразие и самобытность, объединяемых емким понятием белорусский хоровой стиль.

Вторая глава - «Особенности хоровой музыки а cappella 60-80-х годов». Основой е содержания является разработка проблем связи (по типу синтеза) между различными ведам искусства, особенностям их преломления в художественном творчестве и осмысление новы процессов, имеющих место в белорусской хоровой музыке на современном этапе, а такж исследование важнейших сторон белорусского хорового а сарреИ'ного стиля с точки зрени действия элементов, участвующих в создании жанрового обогащения.

В первом параграфе -«О специфике хоровой музыки»- дается характеристик двойственности такого феномена как «хор», хоровой музыки как художественного явления: присущих ей особенностей, в частности, раскрывается оппозиция «хорового» ; <даехорового» начал, что необходимо дня выявления характера жанровых преобразований.

Во втором параграфе - «К вопросу о художественном синтезе в музыке» ■ рассматриваются общие вопросы, связанные с синтезом различных видов искусства. В ХЗ веке художественный синтез осуществляется на качественно ином уровне и в ины художественных формах, нежели у романтиков или классиков. Синтез, как художественно явление - процесс исторически обусловленный и закономерный. Его обобщающее значени в музыке современного периода заключается в создании такой художественной целостноста которая оказывается способной выразить современную музыкально-художественнук концепцию. Так прокладывается путь к творческому поиску в области различных жа!фОв, i том числе и хоровом.

1 Григорьева Г. «Стилевые проблемы советской музыки второй половины XX века». - М.: Сов.композитор, 1989. - С.22

Две стороны процесса синтезирования - преемственность и взаимодействие — получают в искусстве специфическое претворение. Преемственность связана с органичным сплавом традиционного и новаторского (исторический аспект); взаимодействие - с органичным сплавом различных явлений, входящих в систему одного вида, в данном случае - музыкального искусства (теоретический аспект). Феномен «преемственности» означает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого»1 или иных сторон его организации при изменении целого или системы. В результате, охватывается круг явлений, связанный с преломлением исторически сложившихся традиций и структурно-стилистических норм, свойств и качеств, входящих в систему искусства.

Категория «взаимодействие» предполагает сплав (или соединение) различных элементов, разных художественных явлений. Отсюда «любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и взаимодействия с другими окружающими явлениями, их частями, свойствами»2.

Анализируя современную хоровую музыку, мы исходим из категории отношения между художественными явлениями. В одном случае это связано с преемственностью в искусстве, предполагая связь явлений (стилей, жанров) исторически удаленных эпох. Отношение на основе преемственности рождает своего рода «преемственный синтез», выражающий вертикальный срез (или глубинный) музыкально-художественных процессов в их исторической перспективе. Спецификой этих произведений искусства является жанровое обновление.

В другом случае отношения между музыкально-художественными явлениями образуются на основе их взаимодействия и взаимосвязи, рождая синтез, который выражает горизонтальный срез (или плоскостной) музыкально-художественных процессов, происходящих в рамках конкретного музыкально-исторического периода, особенностью которого является жанровая неоднородность (произведений искусства).

В процессе художественного синтезирования взаимодействующие элементы являются определяющими, характерными как для музыкально - исторического стиля или жанра - своего рода «знака» (например, ритм тарантеллы, хоральная гармония или инструментальный тип мелодики), - так и для творчества отдельного композитора и отдельного произведения в музыке. На уровне стиля особо важными оказываются связи

1 Философский энциклопедический словарь. - Сов. энцикл., 1983. - С.527.

1 Философский энциклопедический словарь. - Сов. энцикл., 1983. - С.81.

смысловой, образной и языковой сторон сочинений, где отношения реализуются с разно) степенью проявления того или иного вида искусства. И поскольку в основ художественного синтеза лежит воплощение единого замысла средствами смежных видо: искусства, то характер взаимодействия зависит от степени действия каждого из компоненте их представляющих. При паритетном соотношении возникает синтетическое искусств! (например, опера, балет), при доминировании одного как главного - конкретный вид (жанр с элементами, чертами или характеристиками другого вида искусства (например, опера оратория, хореографическая симфония и так далее).-

Каждый вид искусства обладает своими специфическими выразительным) средствами, единственно ему присущими методами художественного обобщения. В музык их роль проступает в форме влияний, ассоциаций, аналогий, то есть через эмоционально! воздействие, психологическое восприятие. Таковы слово, танец, живопись, выражение! которой в музыке является звукоизобразительность, звукопись, ритм, архитектоника композиция1.

Таким образом, и преемственность, и взаимодействие - суть такого феномена ка: художественный синтез. Рассмотрение многообразных явлений искусства с учетом эти сторон позволяет выявить их сущность, своеобразие и специфику, опираясь на исторически процессы, ка развитие белорусской музыки в частности.

Рассматривая проблему жанрового обогащения в хоровой а сарре1Гной музыке отметим, что новое качество определяется наличием в ней главенствующих ■ «субстанциональных»2 и сквозных элементов, пришедших в музыку из других видо! искусства, которые, являются внутренними признаками новизны жанра. Внешни признаки - название произведения, масштаб сочинения (миниатюра - опера) - хотя и в являются определяющими, но также участвуют в процессе-обновления жанра, ибо качеств! синтеза детерминируется глубинными параметрами,' которые и вызывают сущностну» модификацию и ведут к преобразованию жанра. К числу их относятся: 1. сюжетность пришедшая в хоровую музыку из программных симфоний и поэм; 2. концепционност замысла, идущая от симфонии, оратории; 3. драматургическое развитие, берущее начало 1 опере и драме; 4. специфическая новая вокальность, истоки которой - в инструментально) музыке.

1 См. раб. В.Холоповой «Музыка как вид искусства». Москва, 1990. - С.139.

2 Термин Г.Степанова.

В третьем параграфе - «Преломление отдельных сторон художественного синтеза в белорусской хоровой а сарреИ'ной музыке» - рассматриваются жанровые и стилистические преобразования в белорусской хоровой музыке второго - современного этапа развития белорусской хоровой а сарреИ'ной музыки, механизмы художественного синтеза, соответствие общего типового и специфического (индивидуального) в хорах а cappella..

Формирование новых качеств белорусской хоровой а cappelT ной музыки обусловило необходимость разработки их теоретической разработки. На наш взгляд, новые явления, связанные с модификациями хорового жанра, могут быть объединены понятием «жанрового обогащения». В свою очередь, жанровое обогащение имеет различную степень удаления от собственно хорового начала, что вызывает необходимость градуирования степеней Предлагаются следующие понятия: «жанровое преобразование», указывающее на синтез разных видов искусства, «жанровое насыщение» - на синтез «старого» и «нового», «расширение жанровых границ» - на взаимодействие «хорового» и «нехорового» начал. В целом система жанрового обогащения на основе жанрового синтезирования по отношению к хоровой а сарреИ'ной музыке выглядит следующим образом:

1) межжанровый сннтез - обогащение данного хорового жанра за счет привнесения элементов иного музыкального нехорового жанра (по аналогии - песенная симфония, где взаимодействуют песенное и инструментальное начало), ведущее к расширению жанровых границ;

2) полижанровый синтез - обогащение хорового жанра за счет привнесения элементов иного вида искусства: живописи, театра, литературы (по аналогии - «Соната» Чюрлениса для фортепиано, где звукопись уподобляется живописи, и «Соната» Чюрлениса как произведение станковой живописи, где музыкальные образы решены как образы живописные). Взаимодействие различных видов искусства, их значение в хоровой а сарреИ'ной музыке составляет основу . полижанрового синтеза, существующего в белорусской музыке в виде тенденций Значение их пока невелико, но сам факт сближения является интересной ветвью развития хорового а сарреИ'ного творчества, важным стимулом, ведущим к преобразованию хорового жанра;

3) преемственный внутржанровый синтез - обогащение хорового жанра за счет возрождения на новой основе исторически сложившихся музыкально-выразительных средств, получающих современную стилевую интерпретацию (по аналогии - «Пассакалия» Д.Шостаковича, «Ричеркар» Р.Щедрина, где конструктивные принципы старинных жанров обогащены новым содержанием и средствами музыкального языка), что ведет к насыщению хорового жанра.

В белорусской хоровой а сарре1Гной музыке указанные формы синтеза пока еще I сформировались как законченные новые жанровые виды, но представлены отдельные сторонами, выступая как тенденция. В связи с этим в аналитических параграфах делаел акцент на новых качествах хорового жанра.

В четвертом параграфе - «Действие художественного синтеза в академическс хоровой музыке» — тенденция к синтезу обнаруживается во взгкмопроникновега принципов взаимодействия (межжанровый и полижанровый синтез) и преемственной (внугрижанровый синтез), обеспечивающих стилистическое преобразование хоровс музыки.

При взаимодействии историко-стилистических пластов современной хоровой музьп и древнеславянской песенной традиции возникают связи по типу моделирования. Наприме в хорах А.Мдивани «Прославление», «А хто там ¡дзе», «Усяночная», в хоровом концерн А.Бондаренко «Похвала великому князю Владимиру Святославовичу» частичш воспроизведение сторон и характеристик древнеславянского певческого феноме: (знаменного распева), служащего прообразом для современной хоровой музых; ориентировано на нормы старинного стиля. Эта связь различных музыкально-историческт пластов носит обобщенный характер в современных произведениях и выражает! посредством использования отдельных приемов старинного письма.

Усиление роли древнеславянского элемента в хоровом а сарреИ'ном творчееп белорусских композиторов характеризует тот путь жанрового преобразования, которь: связан с линией преемственности, оригинальным преломлением традиционного новаторского. Произведения указанного направления близки старинным хоровым жанра • представляя собой тенденцию к синтезу «старого» и «нового», где композиционнг структура, вертикаль и метроритм остаются принципиально авторскими, а интонационны строй, манера исполнения и ладовые закономерности аккумулируют черты знаменног распева, «соборного» пения и древнеславянской архаики.

Другой путь жанрового обогащения связан с возросшей ролью инструменгальног фактора, поскольку в процессе шировото преобразования активно включается нехорово: невокальньш элемент. Этот путь явился воплощением линии взаимодействия. И т -случайно, ибо творчество современных белорусских композиторов являете художественным выражением представления о мире, связанных с воплощением сложны неоднозначных процессов, с поисками новых синтетических средств выразительно«! способных передать красоту и гармонию мира,- мысль и чувство, строй мышлега художника XX века. В этом отношении путь сближения хорового пения

инструментальным типом фактуры, мелодческого рисунка и принципа формообразования представляется закономерным. Подобную связь можно назвать связью на основе аналогии, которую мы находим в хорах Э.Тырманд "Падарожмк", Ю.Семеняко "Непакой", А.Дмитриева "Из александрийских несен", "Новеть о Горе-Злосчастии", где линия взаимодействия между различными музыкальными жанрами выступает наиболее ярко и убедительно. Она опирается на адекватное отражение явлений действительности и исполнительства в хоровом творчестве, некоторых существенных сторонах принципов стиля инструментальной музыки типа мелодии и ее развития, типа фактуры и типа хоровой инструментовки. Эти связи также носят ассоциативно условный характер.

Путь сближения разных видов искусства, основанный на принципе взаимодействия, является одним из своеобразных путей жанрового преобразования в белорусских хоровых произведениях. В работе выделено возросшее значение декоративного элемента, театрального и программно-сюжетного, представляющих внемузыкальное начало. Его внедрение в хоровую а сарреГГную музыку явилось условием для образования так называемого полижанрового синтеза, где разные виды искусств преломляются в специфической форме. Связи с другими видами искусства носят опосредованный условный характер ассоциативного типа. В этом случае композиция сочинения регулируется отношением "субстанциональных" элементов, составляющих контекст каждого из видов искусства, участвующих в модификации жанра.

В качестве объекта для анализа избраны произведения, богатые внемузыкальными (ассоциативными) связями. Это "Бесы" А.Бондаренко, "Мед" Г.Вагнера, "Люблю як злятаецца снег на зямлю" А.Ращинского.

В пятом параграфе - "Специфика претворения художественного синтеза в фольклорно-ориентированных хорах" - раскрывается дейотвие элементов художественного синтеза в фольклорно-ориентированных хорах, в которых четко представлены два принципа синтезирования. Один из них связан с линией преемственности, другой - взаимодействия.

Линия преемственности представляется весьма характерной для музыки А.Богатырева, А.Мдивани, Л.Шлег, Л.3ахлевного, линия взаимодействия - А.Мдивани, А.Ращинского, В.Кузнецова.

Сущность фольклорно-ориентированной стилистики заключается в создании таких хоровых композиций, где в качестве фольклорного начала выступает, прежде всего и голькодекст народных песен Так, в хоровых циклах А.Мдивани "Снапочак", "Вясельныя", 'Янка Купала" не прибегает к прямому цитированию, а создает свою музыкальную тему, :вой мелодический рельеф, который пропитан народно-песенной шш народно-речевой

интонационностью. Близки к народным и способы музыкального развития, и фактурный рисунок, и метроритмическая организация целого, что обуславливает свободную трактовку формы, максимально приближенную к строфической вариантности народных песен.

Таким образом, будучи частью исторического наследия, фольклорный материал на новом уровне развития национальной культуры переходит в свое новое качество -фольклорную ориентированность в профессиональном творчестве. Так возникает стилистическое соответствие современного мышления и исторического, современной музыкальной стилистики и народной, что и является катализатором преемственных связей, а также основой и детерминангой современной хоровой а сарреЦ'ной музыки, ориентированной на фольклорный текстовой материал, а точнее - на своего рода "фольклорный образ".

Рассматривая процесс развития хоров а сарреДа, необходимо обратить внимание на драматургическую функцию в них обрядового фольклора. Обращение композиторов к этому специфическому пласту народного творчества стимулировало появление в профессиональном искусстве нетрадиционных жанров, а также использование своеобразных принципов формообразования, основанных на динамической "вариативности" (термин Вл.Протопопова). Обращение к таким жанрам, как фольклорная композиция, фольклорный театр-представление, фольклорная сюита определило проникновение в хоровую миниатюру профессиональной музыки элементов народного сценического искусства, в частности театрализованного действа. В результате подобного слияния образовались новые хоровые жанры, такие, как хоровой обряд "Вяселле", "Вясковыя святы" (слова народные) В.Кузнецова, "Брацетка 1 сястрыца" (слова народные) А.Ращинского, "Калядзща", "Лубок (слова народные) Л.Шлег, "Вясельнае застолле" (слова народные), "Галашэнне" (слова Я.Купалы) А.Мдивани. Содержание и композиция этих произведений основаны на принципе взаимодействия с присущим ему жанровыми ассоциациями, базирующимися на реальных связях и представлениях.

Взаимодействие на основе ассоциативных связей в фольклор но ориентированных хорах содержит следующие черты: реализация эффекта действия в несценических произведениях, которые в музыке выражаются посредством особой гибкости интонациойного и ритмического рисунка, а также наличия сюжетной драматургии и функционального подхода к трактовке этапов "действия" (экспозиция, , завязка, развитие развязка и проч.). Эти черты мы находим в хоровой музыке А.Мдивани, Л.Шлег, В.Кузнецова, А.Ращинского, где театральный элемент, связанный с обрядовым сюжетом, специально задуман композиторами. Все это дает основание утверждать, что творчество

белорусских композиторов исследуемого периода приобрело ряд новых свойств, которые связаны с переосмыслением образной сферы, музыкальной стилистикой и принципов формообразования, определивших жанровое преобразование. Важная роль в этом процессе принадлежит как музыкальным, так и внемузыкальным факторам.

Третья глава - "Новожанровые явления в целостных хоровых а сарре1Гных композициях" - посвящена изучению жанровых новообразований в хоровой музыке на уровне целостного произведения. При этом акцентируются два принципа жанрового збогащения. Первый основан на слиянии двух и более признаков разных жанров. Например, ;лияние признаков инструментальной музыки и вокальной. Именно этот принцип мирового обогащения нашел наибольшее распространение в белорусской музыке, обусловив появление "хора-романса", "стихотворения с музыкой1.1 в рамках миниа-поры, а также цикла фольклорной сюиты в области крупных форм. Второй принцип основан на иаимодействии исторически различных стилевых пластов, что оказывает синтезирующее юздействие на стилевое качество современного хорового произведения, преемственно >бирающего отдельные черты старинных хоровых жанров.

В первом параграфе - "Новожанровые явления в хоровой миниатюре {малые формь^1 - рассматриваются произведения, к которым относятся хор-роман и хор-поэма, где канровое обогащение проявляет себя на уровне целого. Исходным пунктом анализа служат гроизведения, предназначенные для концертного исполнения. Признаки, указывающие на говые жанровые качества, выступают в них как носители нехорового начала, то есть Фнанесенные из других музыкальных жанров академической музыки. К числу жанровой азновидности подобного рода относится "стихотворение с музыкой" («Вы чул!уяк плачущ, рэвы" Ю.Семеняко, "Ля абелккау"Л.Сверделя, "Каб ведал1" Э.Тырманд, "Летщ вечар", Над возерам", "Заря прощается с землей" Е.Поплавского), представляющее новый санровый вид а сарреИ'ного хора, где основное внимание композитора сосредоточено на ередаче нюансов поэтического текста, его детализации. Особого внимания заслуживает оровая инструментовка, в которой преобладает дифференциация партий голосов, ерсонификация тембров.

Во втором параграфе - "Новожанровые явления в хоровых композициях крупной ормы" -дается характеристика обрядовым композициям крупной формы, где критерием овожанровых явлений служит категория преемственности, свидетельствующая о нутрижанровом синтезе, породившем новое жанровое качество хорового произведения, в

творчестве современных белорусских композиторов. Таковы хоры "Вясельнае застолле", "Вясельныя" А.Мдивани, "Каляцдарныя пест", "Калядзща" Л.Шлег, "Веснавыя карагоды"

A.Ращинского, "Застольныя" В.Кузнецова и т.д. Большинство из них, вслед за А.Мдивани, ориентировались на традицию обрядового фольклора как наиболее интересного и менее известного до 70-х годов. Синтез фольклорного обрядового цикла и современного циклического хорового произведения в них основан на слиянии закономерностей циклической инструментальной формы - сюиты, концерта - и хорового цикла, который занял ведущие позиции в произведениях 80-х годов. В нем можно выделить хоровой цикл с чертами сюжетности. Он обладает композиционной целостностью и единством, благодаря сквозному развитию тематтма, образной сферы, общему эмоциональному строю и драматургической линией в последовательности хоров. Такие хоровые произведения, в основе которых лежит церковный или фольклорный обряд, а также некое обобщенное календарное действие, передающее жизнь природы в философском аспекте, предлагается назвать обрядовыми композициями. Особое место в них принадлежит хоровым циклам с сюжетами, воскрешающими традиции православной культуры.

В современной хоровой музыке за основу берется, в первую очередь, певческая традиция с присущими ей закономерностями К числу хоровых композиций, воскрешающих православные церковные жанры, относятся литания "Русь святая" АМдивани, хоровой концерт "Похвала великому князю Владимиру Святославовичу" А.Бондаренко.

Анализ хоров а cappella малой и крупной формы свидетельствует о том, что в белорусской хоровой музыке жанровое обогащение проявляет себя как жанровая идея, определяющая стилистику сочинения в целом (произведения АМдивани, Л.Шлаг,

B.Кузнецова, А.Бондаренко) и являющаяся выражением новой тенденции белорусской музыки, тенденции, пока не перешедшей в качество нового (синтетического) произведения, художественного стиля или направления, однако имеющей позитивные результаты.. Новожанровая тенденция стимулировала создание целого ряда высокохудожественных хоровых проадвдений, обогативших белорусское музыкальное искусство. Таким образом, и крупные хоровые а сарре1Гные композиции, и хоровые миниатюры подготовили почву для жанрового преобразования на уровне более высокого порядка - структуры, организованного целого, что является продолжением тенденции к расширению жанровых границ под воздействием нехоровых элементов.

В выводах содержатся наблюдения об основных тенденциях жанрового преобразования в хорах а cappella белорусских композиторов. Отмечается новое их качество, которое характеризуется активным жанровым преобразованием, нашедшим выражение на

ровне музыкальной стилистики (фольклор, ориентация ш фольклор и индивидуальный тиль), отдельных жанровых элементов, связанных с преломлением музыкального инохорового" фактора (инструментального, фольклорного и древнеславянского) и немузыкального "иножанрового" (смежные виды искусства). Отсюда берет начало канровое обогащение, представленное в современной хоровой белорусской а cappell" ной музыке как тенденция, а в 90-е годы получившее свое продолжение в творчестве Мдивани, Л.Шлег, В.Кузнецова, С.Бельтюкова, О.Залетнева, О.Ходоско, В.Копьтгько, З.Поплавского.

Выводы

Белорусская хоровая а сарре1Гная музыка периода 60-80-х годов - один из основных пластов национальной культуры, вобравший в себя своеобразные черты музыки XX века и специфику национального стиля белорусских композиторов. Одной ш новых сторон белорусских хоров является тенденция к жанровому обогащению, обусловленная жанровым преобразованием, насыщением и расширением жанровых границ, связанных с художественным синтезом.

Синтез, как философская категория, определяет понятие преемственности и взаимодействия, соотношение которых дает возможность выявить три основных типа синтезирования: внутрижанровый, межжанровый и полижанровый синтез. Каждый из них является важнейшим стимулом в процессе развития музыкального искусства.

В работе достигнуты следующие результаты:

-определены пути эволюции хоровой а cappell'ной музыки в период 60-80-х годов;

- выявлены средства модификации хорового а cappell'но го жанра;

- осуществлена жанровая классификация хоровой а cappell'ной музыки на, данном

этапе;

- охарактеризованы модифицированные жанровые виды, характеризующие процесс жанрового обогащения;

- раскрыты важнейшие тенденции развития хоровой музыки, ведущие к художественному синтезу.

В диссертации установлены критерии жанрового обогащения, заострено внимание на составляющих компонентах синтетической целостности, на типе и особенностях хоровой инструментовки.

В целом белорусская хоровая музыка а cappella 60-80-х годов отличается внугрижаировым переплетением. Данный этап белорусской музыкальной культуры отмечен освоением новых выразительных ресурсов жанра хоров а cappella, средств музыкального

1 о

языка. Характерным стало слияние инструментального, вокального и театрального начал, а также привнесение в хоровую а сарреИ'ную музыку черт смежных видов искусства. Усиление роли этих факторов способствовало качественному обновлению хорового жанра, отразившему своеобразие композиторской мысли. В работе охарактеризовано общее состояние хорового а сарреЦ'ного жанра 60-80-х годов. Исследование важнейших направлений этого вида творчества позволило прояснить перспективу развития, связанную с движением к обогащению жанра, обновлению музыкальной стилистики, образной сферы и музыкального языка последующего периода 90-х годов.

Список опубликованных работ.

1. Камшштар вошскага гарту (Мастацгва Беларуси - 1984. № 7. - С. 66-69.

2. Шлях пошукау 1 перамог: харавая творчасць А.Багатырова (Мастацгва Беларусь -1986. №№2.-С.53-55.

3. Барановская А.И., Черняк В.А. Изучение школьно-песенного репертуара в классе дирижирования: Метод.рек. (Мин.гос.пед.ин-т. - Минск, 1986. - 96 с.

4. Некаторыя тэндэнцьп развщця беларускай харавой музыю 80-х гадоу (Весщ АН Беларусь Сер.грамад.навук. - 1990. - № 4. - С. 100-103.

5. Богданова Т.С., Черняк В.А. Особенности формообразования в новых хоровых произведениях белорусских композиторов: Метод рек. (Мин.гос.пед.ин-т. - Минск, 1991. -18 с.

6. Важнейшыя сгытстычныя асаблшасщ харавой музьш 60-80-х гадоу СВесщ АН Беларусь Сер.грам.навук. - 1992. № 1. - С.74-81.

7. Аб некаторых агульных заканамернасцях сЬпэзу мастацгва (Вей? АН Беларуси Сер.грам.навук. - 1992. - № 2. - С.94-98.

8. Аб новым аспекце харавога выхавання будучых настаункау музьш (Актуальный праблемы падрыхтоую настаункау музьпа: Тэз.дакл.рэспканф. (Бел.пед.ун-т. - Мшск, 1996. - С.44-46.

9. Белорусская хоровая а сарре11'ная музыка на современном этапе (Славянски культуры: пстарычны вопыт 1 сучасныя праблемы. - Мшск. - 1996. - С.33-35.

Резюме.

Черняк Валентина Адольфовна Белорусская хоровая музыка а cappella 60-80-х годов ( к проблеме жанрового синтеза).

История белорусской хоровой а сарреЦ'юй музыки, жанровое обогащение, лежжанровый, полижанровый, внутрижанровый синтез.

Диссертация посвящена изучению белорусской хоровой а сарреП'ной музыки. Цель исследования - выявление важнейших закономерностей жанрового обогащения в хорах а зарре11а, характерных для 60-80-х годов. В результате исследования выявлено, что зелорусскую хоровую музыку в означенный период условно можно разделить на два этапа. Первый этап - 60-е-середина 70-х годов - связан с традиционно-академическим направлением. Ему присущи опора на классические закономерности в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности. Второй этап - середина 70-х - конец 50-х - связан с традиционно-академическим (продолжающим) и современным направлениями. Его характеризуют влияние православной певческой традиции, национального фольклора, инструментального фактора, а также взаимодействие со гмежными видами искусства. Формирование новых качеств белорусской хоровой музыки гвязано с тенденцией к жанровому обогащению, ведущему к жанровому синтезу. Это выражается в межжанровом синтезе (слияние инструментальной и вокальной музыки), в полижанровом (взаимодействие различных видов искусства) и во внутрижапровом (возрождение на новой основе исторически сложившихся музыкально-выразительных средств, получающих современную стилевую интерпретацию).

Основные положения работы обогащают курс современной белорусской музыки для специальных учебных заведений всех звеньев. Они введены в лекционные и практические крусы по хороведению, используются в хормейстерской и педагогической работе, при анализе произведений для хора в Б ГПУ им.М.Танка.

Р Э 3 ю м э Чарияк Валянцжя Адольфауна.

Беларуская харавая музыка а cappella 60-80-х гадоу (да праблемы жанравага сштазу).

Псторыя беларускай харавой сарреН'най музыы, жанравае узбагачэнне, мжжанравы, пал1жанравы, унутрыжанравы сштэз.

Дысертацьм прысвечана вывучэнню харзвой сарре1Ггай музыю. Мэта даследавання -выяуленне важнейшых заканамернасцей жанравага узбагачэння у хорах a cappella 60-80-х гадоу. У вышку даследавання выявлена, вгто беларускую харавую музыку вызначаннага перыяду умоуна можна падзялщь на два этапы Першы этап - 60-я -сярэдзша 70-х гадоу звязаны з традагцыйна-акадэмчньш напрамкам. Яму уласшва апора на заканамернасць у галше музычнай формы i сродкау музмчкай выразнасщ. Друг! этап - сярэдзша 70-х - канец 80-х - звязаны з традьгцыйна-акадэм1чным (працяг) i сучасным гаюраваннем. Яго харакгэрызуюць уплый праваслаушй пеучай традыцьи, вацыянальнага фальклору, шструментальнага факгара, а таксама узагиадзеянне з сумежньм вщаш мастацгвау. Фармфаванне новых якасцей беларускай харавой музьпа звязана з тэндэнцыяй жанравага узбагачэння, якое нярэдка вядзе да жанравага с ¡низу. Гэта выяуляецвд у мжжанравым сипэзе (злщцё шструменгальнай i вакальнай музыю), у гшпжанравым (узаемадзеянне розных вщау мастацгва) i унутрыжанравым (адраджэнне на новай аснове музычнн-выяуленчых сродкау, якмузшкш пстарычна i атрымам сучасную стылевую шгэрпрэтацыю).

Асно^ныя палажэнт работы узбагачаюць курс сучаснай беларускай музкш для спецыялъных навуковых устаноу ycix звёнау. Яны уведзены J лешыйныя i практычныя курсы па хоразнауству, пры аналЬу творау для хора, выкарыста^ваюада у хармейстэрскай i педагапчнай грады у БДПУ ¡мя М.Танка.

Summary

Cbernyak Valentina Adolfovna Byelorassian choral a cappella music of the 60-s-80-s (to the problem of the synthesis oh janres)

The history of Byelorussian choral a cappella music, janre enrichment, inteijanre, polyjanie, mtrajanre synthesis.

The thesis presents the study of Byelorussian choral a cappella music. The aim of mvestidation is findin out the main regularities of janre enrichment in choruses a cappella, typical for the 60-S-80-S. The analysis has shown that the development of Byelorussian choral music of the mentioned period can be divided into two stages. The fist stage - the 60-s - middle 70-s - is connected with the traditional academic trend. It is based on the classical principals in sphere of musical form and expressive means. The second stage - middle 70-s - late 80-s - is connected with the traditional academic (continued) and the modern trend. It is distinguished by the influence of the

orthodox singing traditional, national folklore, the instrumental factor, as -well by the interaction with ajacent arts. The development of the new qualities of Byelorussian choral music is due to the tendency towards janre enrichment leading to janre synthesis. It manifests itself in the inteijanre synthesis (blendin of instrumental and choral music), in the polijanre synthesis (interaction of different arts) and in the intrajanre synthesis (the revival of traditional expressiv musical means on a new basis, with modern stylistic interpretation).

The main of this work enrich the course of modem Byelorussian music for special edukational institutions of all types. They have been introduced into the lectures and practical couses in chorus theory and are used in the work of teachers and leaders of choruses, for the analysis of choral works in the Byelorussian State Pedagogical University.

1одписано в печать 23.04.1998. Формат 40x62/16 /ч.-изд. л. 1. Тираж 50 экз. Заказ ^S

Бумага «Xerox».

белорусская государственная академия музыки. 220600 г. Минск, ул. 1нтернациональная, 30. Лицензия JIB № 109. Отпечатано в БГАМ.