автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Антонович, Ирина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ"

На правах рукописи

АНТОНОВИЧ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края)

Специальность 22.00.06 -социология культуры, духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Барнаул-2003

Работа выполнена на кафедре социальной работы Алтайского государственного университета

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Гуслякова Людмила Герасимовна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Табакаев Юрий Васильевич

Ведущая организация:

доктор социологических наук, профессор Трофимова Раиса Афанасьевна

Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина

Защита состоится « ¿У » ноября 2003 г. в & сов на заседании диссертационного совета Д 212.005.02 при Алтайском государственном университете по адресу: 656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета.

Автореферат разослан « & ^ » 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Дегтярев С.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.

Со второй половины XIX века благотворительность начала играть заметную роль в общественно-культурной жизни России. Трудно было найти такую область общественной жизни, в которой благотворительность не нашла бы применения. После 1917 года некоторые традиции российской благотворительности были утрачены. Социалистическое государство, отменив частную собственность и сосредоточив в своих руках механизм перераспределения средств, сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от массовой нищеты и безработицы, наладить систему социальной помощи населению. Вместе с тем, утрата отдельных форм благотворительности нанесла определенный урон развитию духовной сферы российского общества, нравственному воспитанию молодежи.

С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые

благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.

Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.

Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами и т.д. В соответствии с этим, можно выделить следующие направления изучения благотворительности:

• анализ теоретических основ благотворительности (Р. Апресян, Дж. Бредли, В. Герье, М. Дмитриева, Е. Красноперова,

A. Линденмайер, П. Лофарг, Д'Оссонвиль, Д. Рэнсел, Э. Мюнстерберг, Э. Фомин, Г. Шмоллер и др.);

• анализ конфессиональных направлений развития благотворительности (П. Георгиевский, П. Дерябин, А.Забелин,

B.Юпочевский, М. Мчедлов, И. Петропавловский и др.);

• анализ особенностей зарождения и возникновения благотворительности в России (П. Власов, Е. Дегальцев, П. Лыкошин, Е. Максимов, М. Мчедлов, П. Нещеретний, Г. Ульянова, М.Фирсов, Е.Харькова, Л. Хорева, Я. Щапова и др.);

• исследование благотворительности как социального института (Ю. Зеликова, И. Модель, Б. Модель, Л. Темникова, Е. Чикадзе, Э.Фомин и др.);

• исследование благотворительности как социальной деятельности (Р. Апресян, Л. Бадя, Н. Беляева, А. Вербицкий, Н.Исакова и др.);

• изучение различных форм благотворительности, например частной благотворительности (А. Боханов, П.Бурышкин, П. Власов,

H. Думова, А. Фролов, В. Скубневский, А.Старцев и др.).

Таким образом, можно заметить, что отсутствуют целостные исследования благотворительности в контексте социологического знания.

Объект исследования: благотворительность как социокультурное явление в российском регионе.

Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности как социокультурного явления в регионе (на примере Алтайского края).

Цель исследования: выявить особенности развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.

Основные задачи исследования:

I. Проанализировать основные теоретические подходы к анализу благотворительности.

2. Осуществить анализ благотворительности в контексте социологического знания.

3. Выявить особенности развития благотворительности в Алтайском крае в контексте виталистской социологии.

4. Проанализировать состояние правовой культуры с целью эффективности обеспечения развития благотворительности в России.

5. Обосновать закономерности развития благотворительности как социокультурного явления в регионе (на примере Алтайского края).

6. Разработать модель общественной молодежной добровольной организации в контексте социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности.

Гипотезы исследования:

1. Наиболее адекватный анализ благотворительности осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны, имманентных характеристик благотворительности как социокультурного явления, с другой стороны, выявление определяющей роли этого явления в обществе.

2. Благотворительность является социокультурным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно- историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества.

3. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона.

4. На уровне региона в настоящее время благотворительность наиболее развита в форме добровольческого движения, причем проявляющегося, прежде всего, в виде одноразовых акций.

5. Рост социальной значимости благотворительности обусловливается с одной стороны, формированием правовой культуры, а, с другой стороны, повышением культуры социального мышления населения, особенно молодежи.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теория социокультурной динамики (П. Сорокин и др.);

- концепция жизненных сип человека, его индивидуальной и социальной субъектности (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов и др.).

Эмпирическая база исследования представлена:

- аналитическими материалами об изменении благотворительности, опубликованными в российских и региональных периодических изданиях и статистических сборниках;

- статистическими данными;

- нормативно-правовыми актами в области благотворительности;

- историческими источниками, архивными документами. Методы исследования:

- анализ научной литературы, нормативно-правовых документов;

- вторичный анализ социологических данных;

- анализ архивных документов;

- историко-сравнительный анализ. Научная новизна исследования:

1. Обосновано, что благотворительность как социокультурное явление включает как константные (проявляющие на всех этапах общества, например, меценатство), так и дискретные компоненты (соответствующие определенным этапам развития общества, например, добровольчество).

2. Осуществлен анализ благотворительности как социокультурного явления в контексте социологического знания, что позволяет определить место благотворительности в социуме.

3. Обоснована необходимость исследования социальной эффективности благотворительности в современном обществе.

4. Обосновано, что благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы - XII век, государственные - ХУШ век, частные - XIX век).

5. Выявлены особенности развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.

6. Разработана и доказана эффективность модели общественной молодежной благотворительной организации.

7. Обосновано, что одним из направлений формирования в общественном сознании населения современного российского общества ценностей благотворительности является социальное образование, в том числе просвещение.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологический подход к анализу благотворительности, в отличие от других подходов, позволяет измерить социальную эффективность благотворительности на определенном этапе развития как российского общества в целом, так и отдельных регионов.

2. Наиболее адекватный анализ развития благотворительности как соцокультурного явления осуществляется в контексте концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и теории социокультурной динамики.

3. Тенденции развития благотворительности на уровне российского общества в целом, и отдельных его регионов, могут не совпадать, особенно это характерно для соотношения таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.

4. К особенностям развития благотворительности в Алтайском крае относятся: во-первых, распространение прежде всего таких форм благотворительности, как частная и общественная; во-вторых,

направленность благотворительных акций чаще всего на детей, в-третьих, достаточно высокая активность в организации и участии благотворительных акций частных лиц (купцов, предпринимателей, интеллигенции и др.).

5. Степень социальной эффективности благотворительности обусловлена, во-первых, правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным нормам и ценностям данного социума, во-вторых, характером смысложизненных ориентаций населения современного российского общества, особенно молодежи.

6. Создание общественных молодежных благотворительных организаций является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается: а) последовательной операционализацией главных теоретических конструктов; б) применением адекватных методов сбора, обработки и осмысления полученной информации; в) внедрением результатов исследования в практику; г) обсуждением полученных результатов на конференциях, семинарах и т. д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретико-методологической базы изучения благотворительности посредством раскрытия эвристической значимости основных идей концепции жизненных сил социальных субъектов, а также в том, что в исследовании обосновывается необходимость социологического анализа благотворительности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические и практические выводы могут быть использованы представителями органов государственной власти и коммерческих структур для более эффективного взаимодействия с благотворительными организациями. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для руководителей благотворительных организаций как рекомендации для привлечения добровольцев.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на следующих конференциях и семинарах: 1) Всероссийская конференция «Создание модели вовлечения молодежи в деятельности по решению социальных проблем и задач общества» (г. Великий Новгород, 1-3 апреля, 2000 г.); 2) Всероссийская конференция «Жизненные силы славян на стыке веков и мировоззрений» (Горный Алтай, 26 июня 2001 г); 3) Всероссийская конференция «Традиции благотворительности в России» (г. Санкт-Петербург, 27-28 июня 2002 г.); 4) Всероссийская конференция «Милосердие и благотворительность в российской провинции» (г. Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г.). Общий объем публикаций -5 п. л., количество публикаций - 7.

Отдельные материалы диссертационного исследования вошли в курс лекций «История социальной работы», «Теория и практика социальной работы». Основные материалы диссертации были опубликованы в методическом пособии «Благотворительность» и использованы в ходе проведения практических и лекционных занятий по спецкурсу «Благотворительность».

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, сформулированы гипотезы, дана оценка научной новизны, теоретической и практической значимости исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В главе I «Теоретико-методологические и методические основы анализа благотворительности как социокультурного явления» рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию благотворительности, осуществлен анализ возникновения и развития благотворительности как социокультурного явления.

В первом параграфе «Основные теоретические подходы к анализу благотворительности анализируется понятие «благотворительность», осуществляется теоретический анализ различных точек зрения и подходов к рассмотрению природы и сущности благотворительности. В связи с этим диссертант выявляет, что исследование природы и сущности благотворительности на современном этапе имеет несколько направлений:

Во-первых, опирающееся на философское обоснование, характеризующее благотворительность как религиозное, социально-этическое явление.

Во-вторых, берущее за основу институциональное обоснование, исследующее институт благотворительности как один из элементов гражданского общества.

В-третьих, опирающееся на прагматическое обоснование, определяющее, в свою очередь, три направления изучения благотворительности: негативистское, утилитаристское и этическое.

Проведенный анализ свидетельствует о многообразии теоретико-методологических подходов к благотворительности. Однако, как подчеркивается в параграфе, сегодня наиболее обоснованно рассмотрение благотворительности в контексте теории социокультурной динамики П. Сорокина и в контексте концепции жизненных сил социальных субъектов.

Диссертантом подчеркивается, что современное исследование благотворительности как социокультурного явления должно осуществляться в рамках диатропической модели познания, посредством применения которой удается преодолеть взаимоисключения и противостояния во взглядах различных научных дисциплин.

Данный подход позволяет проследить динамику форм благотворительности, факторов, влияющих на нее, исследовать содержание, механизмы, которые воздействуют на сохранение отдельных благотворительных форм, а также измерить социальную эффективность благотворительности на определенном этапе развития российского общества.

В конце параграфа делается вывод о том, что в контексте социологического знания благотворительность характеризуется как социокультурное явление, имеющее глубокие исторические и духовные традиции в российской культуре.

Во втором параграфе «Социальный механизм, социокультурная специфика и нормативно-правовые основы развития благотворительности в России в Х1Х-ХХ веках: общий контекст возникновения и развития» выявляются

наиболее существенные характеристики благотворительности в разные периоды российской истории, причины и социальные истоки становления благотворительности.

В параграфе рассматриваются основные элементы социального механизма развития благотворительности в России в Х1Х-ХХ веках: социальная структура, цели, внешние факторы и т. д. Подчеркивается, что важная характеристика данного явления -взаимосвязь всех этих элементов.

Затем в параграфе выявляется социокультурная специфика благотворительности в дореволюционной России, которая выражалась прежде всего в разработке нормативно-правовых основ осуществления благотворительности как государственными структурами, так и частными лицами; в появлении новых принципов социальной помощи (в частности, децентрализацией социального призрения и обеспечения, индивидуализацией помощи т.п.); повышении общественной роли благотворительности в культурной жизни страны и др.

Далее диссертант подчеркивает, что развитие меценатства, с одной стороны, как самостоятельного социального явления, а с другой - как одной из важных составляющих благотворительности во второй половине XIX - начале XX столетия, было связано с расцветом предпринимательства в России.

В параграфе отмечается, что купцы и промышленники делали наиболее значительные пожертвования на различные общественные нужды, обеспечивая финансовую сторону благотворительной деятельности.

В первые годы советской власти произошло отвержение негосударственной благотворительной системы при организации социальной помощи нуждающимся слоям населения. Постепенно

добровольные объединения становятся частью государственной системы управления. Но, несмотря на это, государство сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от нищеты и безработицы, наладить систему социальной помощи населению.

В параграфе осуществляется анализ нормативных документов дореволюционной России и действующего сегодня в российском государстве законодательства, при этом подчеркивается, что нормативно- правовое регулирование благотворительности необходимо на всех этапах.

Правовая культура благотворительности понимается диссертантом как соответствие нормативно-правовых документов нормам и мерам, посредством которых реализуются отношения между субъектами благотворительности и государством.

В заключение параграфа подчеркивается, что, имея общий контекст возникновения и развития, благотворительность наряду с благотворительной деятельностью может рассматриваться и как социокультурное явление.

В главе II «Генезис основных форм и направлений благотворительности в регионе (на примере Алтайского края)» исследуется региональная специфика и особенности формирования и развития благотворительности в Алтайском крае, а также современное состояние благотворительности как в российском обществе в целом, так и в отдельных регионах.

В первом параграфе «Основные особенности развития благотворительности в Алтайском крае» осуществляется анализ возникновения благотворительности в Алтайском крае.

В параграфе отмечается, что главными участниками благотворительных акций в XIX в. были предприниматели, которые

большую часть пожертвований направляли на устройство учреждений, имевших большое значение для развития региона.

Далее в параграфе отмечается, что благотворительность в дореволюционном Алтае была, с одной стороны, прагматичной, а с другой - инновационной (в частности, школа для детей ремесленников, созданная на основе пожертвований, в Стокгольме получила золотую медаль).

Затем диссертант рассматривает основные побудительные мотивы частных лиц, занимающихся благотворительностью на Алтае выделяя, в частности, религиозные побуждения; патриотизм; желание получить определенные социальные льготы и привилегии -чины, звания, ордена; семейные традиции и т.д.

При рассмотрении особенностей развития благотворительности на Алтае, в параграфе подчеркивается, что после реформ 60-70-х годов XIX века начался бурный рост числа самых разнообразных благотворительных обществ, учреждений и заведений, участились филантропические акции. Но наряду с общероссийскими тенденциями развития общественного призрения в Алтайском крае существовали свои особенности становления и функционирования различных обществ.

По мнению диссертанта, благотворительные общества в Алтайском крае можно разделить на несколько групп: 1) общества, занимавшиеся призрением, воспитанием и образованием нуждающихся детей; 2) общества вспомоществования нуждающимся учащимся при учебных заведениях; 3) церковно-приходские общества.

Характерной чертой алтайской благотворительности было оказание помощи чаще всего нуждающимся детям.

В заключение параграфа делается вывод о том, что в конце

XIX - начале XX века в Алтайском крае складывалось новое понимание целей и задач филантропической деятельности, шло осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия государственной, общественной и частной благотворительности.

Во втором параграфе «Тенденции возрождение благотворительности в современном российском обществе: ситуация на Алтае в контексте общероссийской социокультурной специфики» анализируются особенности развития

благотворительности в России и Алтайском крае в настоящее время.

В параграфе отмечается, что в настоящее время благотворительность не является простым следствием сложившегося в обществе нравственного и гуманистического климата или просто результатом усвоения и принятия населением соответствующих ценностей. Развитие благотворительности в не меньшей степени обусловлено тем, в какой мере государство признает право негосударственных агентов осуществлять общественно полезную социальную деятельность в интересах всего общества.

Далее в параграфе подчеркивается, что при решении существующих социальных проблем следует выделить один из важнейших ресурсов - добровольчество. Этот ресурс основан на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Наличие добровольцев является признаком жизнеспособности благотворительной организации,

привлекательности ее программы. Диссертантом были разработаны рекомендации по привлечению добровольцев к благотворительным акциям, проводимым в регионе.

Далее в параграфе обосновывается, что наиболее эффективным методом работы с добровольцами является привлечение их к

конкретным видам деятельности после составления полного, максимально подробного описания работы.

В конце параграфа делается вывод о том, что на современном этапе происходит активное развитие благотворительности, как в России, так и в Алтайском крае. Сфера благотворительной деятельности на сегодняшний день активно формируется при участии государства, бизнеса и общественных организаций.

В заключении формулируются наиболее важные теоретические и практические выводы, предлагаются практические рекомендации и определяются перспективы дальнейшего развития исследования благотворительности.

Основные публикации по теме диссертации:

1. История общественного призрения на Алтае (конец XIX -начало XX вв.) // Студенческие исследования. Барнаул, 1998. Вып.4. С.9-20. 0,6 п.л.

2. Общественное призрение на Алтае (конец XIX - начало XX вв.) // Благотворительность на Алтае в прошлом и настоящем. Барнаул, 2000. С.6-36. 1.8.п.л. (в соавт.).

3. Пожертвования на образование и просвещение // Народное образование 2000, № 10. С. 271 -274. 0,6 пл.

4. История становления и развития благотворительной деятельности в Алтайском крае (1880-е - 1914 гг.) // Благотворительность в России. Тезисы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 2001. С.390-394.0,2 п.л.

5. Социокультурные аспекты явления благотворительности // Милосердие и благотворительность в Российской провинции: Тезисы

докладов Всероссийской конференции. Екатеринбург, 2002. С.5-6. 0,1 пл.

6. История социальной работы: Программа и методические рекомендации для студентов. Барнаул, 2002. С. 1-38. 1,2 пл.

7. Благотворительность: Программа и методические рекомендации для студентов. Барнаул, 2002. С. 1-18.1,3 пл.

Подписано в печать 22.10.2003 г. Формат 60*84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз.

Заказ №3 ¿С.

Отпечатано в типографии Алтайского государственного университета 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66

Р1678 7 IÓ7&7

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Антонович, Ирина Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы анализа благотворительности как социокультурного явления

§1.1. Основные теоретические подходы к анализу благотворительности. И

§1.2. Социальный механизм, социокультурная специфика и нормативно-правовые основы развития благотворительности в России в XIX-XX веках: общий контекст возникновения и развития.

Глава 2. Генезис основных форм и направлений благотворительности в регионе (на примере Алтайского края)

§ 2.1. Основные особенности развития благотворительности в

Алтайском крае.

§ 2.2. Тенденции возрождения благотворительности в современном российском обществе: ситуация на Алтае в контексте общероссийской социокультурной специфики.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Антонович, Ирина Владимировна

Актуальность темы исследования. Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.

Со второй половины XIX века благотворительность начала играть заметную роль в общественно-культурной жизни России. Трудно было найти такую область общественной жизни, в которой благотворительность не нашла бы применения. После 1917 года некоторые традиции российской благотворительности были утрачены. Социалистическое государство, отменив; частную собственность и сосредоточив в своих руках механизм перераспределения средств, сумело преодолеть резкую поляризацию в обществе на богатых и бедных, избавиться от массовой нищеты и безработицы, наладить систему социальной помощи населению. Вместе с тем, утрата отдельных форм благотворительности нанесла определенный урон развитию духовной сферы российского общества, нравственному воспитанию молодежи.

С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции.

Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена — его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.

Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем,, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами и т.д. В соответствии с этим, можно выделить следующие направления изучения благотворительности:

• анализ теоретических основ благотворительности (Р. Апресян, Дж. Бредди, В* Герье, М. Дмитриева, Е. Красноперова, А. Линденмайер, П. Лофарг, Д'Оссонвиль, Д. Рэнсел, Э. Мюнстерберг, Э. Фомин, Г. Шмоллер и др.);

• анализ конфессиональных направлений развития благотворительности (П Георгиевский, П. Дерябин, А.Забелин, В.Ключевский, М. Мчедлов, И. Петропавловский и др.);

• анализ особенностей зарождения и возникновения благотворительности в России (П. Власов, Е. Дегальцев, П.Лыкошин, Е.Максимов, М. Мчедлов, П. Нещеретний, Г. Ульянова, М.Фирсов, Е.Харькова, Л. Хорева, Я. Щапова и др.);

• исследование благотворительности как социального института (Ю.Зеликова, И. Модель, Б. Модель, Л. Темникова, Е. Чикадзе, Э.Фомин и др.);

• исследование благотворительности как социальной деятельности (Р. Апресян, Л. Бадя, Н. Беляева, А. Вербицкий, Н.Исакова и др.);

• изучение различных форм благотворительности, например частной благотворительности (А. Боханов, П.Бурышкин, П. Власов, Н. Думова, А. Фролов, В. Скубневский, А.Старцев и др.).

Таким образом, можно заметить, что отсутствуют целостные исследования благотворительности в контексте социологического знания.

Объект исследования: благотворительность как социокультурное явление в российском регионе.

Предмет исследования: закономерности и особенности развития благотворительности как социокультурного явления в регионе (на примере Алтайского края).

Цель исследования: выявить особенности развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.

Основные задачи исследования:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к анализу благотворительности.

2. Осуществить анализ благотворительности в контексте социологического знания.

3. Выявить особенности развития благотворительности в Алтайском крае в контексте виталистской социологии.

4. Проанализировать состояние правовой культуры с целью эффективности обеспечения развития благотворительности в России.

5. Обосновать закономерности развития благотворительности как социокультурного явления в регионе (на примере Алтайского края).

6. Разработать модель общественной молодежной добровольной организации в контексте социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Гипотезы исследования:

1. Наиболее адекватный анализ благотворительности осуществляется в контексте социологического знания, что предполагает возможность анализа, с одной стороны, имманентных характеристик благотворительности как социокультурного явления, с другой стороны, выявление определяющей роли этого явления в обществе.

2. Благотворительность является социокультурным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно-историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества.

3. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона.

4. На уровне региона в настоящее время благотворительность наиболее развита в форме добровольческого движения, причем проявляющегося, прежде всего, в виде одноразовых акций.

5. Рост социальной значимости благотворительности обусловливается с одной стороны, формированием правовой культуры, а, с другой стороны, повышением культуры социального мышления населения, особенно молодежи.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теория социокультурной динамики (П. Сорокин и др.);

- концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина, Ю.Е. Растов и др-)

Эмпирическая база исследования предста представлена: аналитическими материалами об изменении благотворительности, опубликованными в российских и региональных периодических изданиях и статистических сборниках; статистическими данными; нормативно-правовыми актами в области благотворительности; историческими источниками, архивными документами. Методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов; вторичный анализ социологических данных; анализ архивных документов; историко-сравнительный анализ. Научная новизна исследования:

1. Обосновано, что благотворительность как социокультурное явление включает как константные (проявляющие на всех этапах общества, например, меценатство), так и дискретные компоненты (соответствующие определенным этапам развития общества, например, добровольчество).

2. Осуществлен анализ благотворительности как социокультурного явления в контексте социологического знания, что позволяет определить место благотворительности в социуме.

3. Обоснована необходимость исследования социальной эффективности благотворительности в современном обществе.

4. Обосновано, что благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы — XII век, государственные - XYIII век, частные — XIX век).

5. Выявлены особенности развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.

6. Разработана и доказана эффективность модели общественной молодежной благотворительной организации.

7. Обосновано, что одним из направлений формирования в общественном сознании населения современного российского общества ценностей благотворительности является социальное образование, в том числе просвещение.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социологический подход к анализу благотворительности, в отличие от других, подходов, позволяет измерить социальную эффективность благотворительности на определенном этапе развития как российского общества в целом, так и отдельных регионов.

2. Наиболее адекватный анализ развития благотворительности как соцокультурного явления осуществляется в контексте концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности и теории социокультурной динамики.

3. Тенденции развития благотворительности на уровне российского общества в целом, и отдельных его регионов, могут не совпадать, особенно это характерно для соотношения таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.

4. К особенностям развития благотворительности в Алтайском крае относятся: во-первых, распространение прежде всего таких форм благотворительности, как частная и общественная; во-вторых, направленность благотворительных акций чаще всего на детей, в—третьих, достаточно высокая активность в организации и участии благотворительных акций частных лиц (купцов, предпринимателей, интеллигенции и др.).

5. Степень социальной эффективности благотворительности обусловлена, во-первых, правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным 8 нормам и ценностям данного социума, во-вторых, характером смысложизненных ориентации населения современного российского общества, особенно молодежи.

6. Создание общественных молодежных благотворительных организаций является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечивается^ а) последовательной операционализацией главных теоретических конструктов; б) применением адекватных методов сбора, обработки и осмысления полученной информации; в) внедрением результатов исследования в практику; г) обсуждением полученных результатов на конференциях, семинарах и т. д.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие теоретико-методологической базы изучения благотворительности посредством раскрытия эвристической значимости основных идей концепции жизненных сил социальных субъектов, а также в том, что в исследовании обосновывается необходимость социологического анализа благотворительности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические и практические выводы могут быть использованы представителями органов государственной власти и коммерческих структур для более эффективного взаимодействия с благотворительными организациями. Результаты диссертационного исследования представляют интерес для руководителей благотворительных организаций как рекомендации для привлечения добровольцев.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования составили основу выступлений и докладов на следующих конференциях и семинарах: 1) Всероссийская конференция «Создание модели вовлечения молодежи в деятельности по решению социальных проблем и 9 задач общества» (г. Великий Новгород, 1-3 апреля, 2000 г.); 2) Всероссийская конференция «Жизненные силы славян на стыке веков и мировоззрений» (Горный Алтай, 26 июня 2001 г); 3) Всероссийская конференция «Традиции благотворительности в России» (г. Санкт- Петербург, 27-28 июня 2002 г.); 4) Всероссийская конференция «Милосердие и благотворительность в российской провинции» (г. Екатеринбург, 22-23 марта 2002 г.). Общий объем публикаций — 5 п. л., количество публикаций — 7.

Отдельные материалы диссертационного исследования вошли в курс лекций «История социальной работы», «Теория и практика социальной работы». Основные материалы диссертации были опубликованы в методическом пособии «Благотворительность» и использованы в ходе проведения практических и лекционных занятий по спецкурсу «Благотворительность».

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать вывод о том, что социологический анализ благотворительности, изучение генезиса ее основных форм и направлений в Алтайском крае, выявление тенденций возрождения благотворительности в современном российском обществе являются актуальными. Это обусловлено тем, что в последнее десятилетие XX и в начале XXI века в России происходит поиск и совершенствование иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. На основе традиционного анализа литературы, методических, нормативных и архивных документов, данных статистики цель диссертационного исследования была достигнута, а именно: выявлена особенность развития благотворительности как социокультурного явления в Алтайском крае.

Достижение цели в процессе последовательного решения поставленных в диссертационном исследовании задач позволило доказать справедливость выдвинутых гипотез. В связи с этим можно сделать следующие основные выводы.

Во-первых, теоретико-методологический анализ показывает, что природа и сущность благотворительности на современном этапе развития научного знания наиболее адекватно раскрываются на основе теории социокультурной динамики П. Сорокина и в контексте концепции жизненных сил социальных субъектов. В результате теоретического анализа различных точек зрения и подходов к рассмотрению благотворительности было выделено несколько направлений, которые опираются на: философское обоснование, институциональное обоснование, прагматическое обоснование.

Во-вторых, исследование позволило выделить основные характеристики благотворительности в контексте социологического знания. В связи с этим можно констатировать, что благотворительность характеризуется как

3. При подготовке можно обратиться за помощью в отдел по работе с молодежью, цент занятости и т.д.

4. Провести встречу с журналистами для более широкого оповещения общественности о целях какого - либо мероприятия.

В ходе исследования было выявлено, что наиболее эффективных методов привлечения добровольцев. Он заключается в том, что привлекать добровольцев для конкретных видов работ необходимо только после составления полного, максимально подробного описания предстоящей деятельности (обязанности добровольцев, необходимые навыки и другие требования к добровольцам, время и место работы, условия работы, возможности поощрения добровольцев).

В-пятых, выяснилось, что наряду с общими тенденциями развития благотворительности, характерными для российского общества в целом, существуют те, которые формируются и проявляются на уровне региона. В конце XIX-начале XX веков в Алтайском крае складывается новое понимание целей и задач филантропической деятельности, идет осознание необходимости придания ей более организованного характера, обеспечения рационального взаимодействия различных направлений в благотворительном движении (государственной, общественной и частной благотворительности). Но тенденции развития благотворительности в России в целом, и в Алтайском крае в частности, не совпадают, при соотношении таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных акций.

В-четвертых, результаты исследования свидетельствуют о том, что на современном этапе, степень социальной эффективности благотворительности обусловлена: 1) правовой культурой проведения благотворительных акций, реализацией различных форм благотворительности, адекватных моральным нормам и ценностям данного социума, 2) характером смысложизненных ориентаций населения современного российского общества, особенно молодежи. В связи с этим создание Алтайской краевой молодежной общественной организации «Союз добровольцев», которая использует добровольчество как одну из основных форм работы, является важным фактором повышения эффективности социального воспитания современной молодежи в российском обществе. В структуре добровольческого сектора, появившегося в России за последние годы, выделяют несколько разных типов благотворительных организаций. Среди них наиболее распространены фонды, общества, ассоциации, учреждения. Первый тип — благотворительный фонд. Этому типу соответствуют организации, собирающие средства и затем распределяющие их среди нуждающихся или расходующие их на реализацию различных программ. Второй тип -благотворительное общество или ассоциация, являющаяся, по сути, объединением индивидуальных или коллективных членов.

Наличие добровольцев является признаком жизнеспособности благотворительной организации, привлекательности ее программы. На основе практического опыта работы с добровольцами были предложены некоторые рекомендации по привлечению добровольцев:

1. Необходимо проводить мероприятия, позволяющие охватить большее количество потенциальных добровольцев, например, конференцию добровольцев.

2. Заранее подготовить какой - либо раздаточный материал: бюллетень, листовки, буклеты, визитки. социокультурное явление, имеющее устойчивые исторические и духовные традиции в российской культуре, а также различные механизмы, которые воздействуют на возникновение и развитие отдельных форм благотворительности, что позволяет измерить социальную эффективность этого явления на определенном этапе развития российского общества.

В-третьих, были обоснованы наиболее существенные характеристики благотворительности в разные периоды российской истории и закономерности ее развития как социокультурного явления. Так, после отмены крепостного права в 1861 году в России начинается бурный рост общественных благотворительных организаций, которые создавали приюты, воспитательные учреждения, строили больницы и школы. Всем им были присущи специфические формы и характер деятельности, обусловливаемые типом учреждения. Так, если благотворительные общества оказывали помощь преимущественно тем, кто обращался к ним во время посещения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи нуждающимся, обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях. В зависимости от своего назначения они подразделялись на шесть типов: 1) призрение детей и взрослых; 2) дешевое и бесплатное обучение; 3) дешевое и бесплатное проживание; 4) дешевое и бесплатное пропитание; 5) трудовая помощь; 6) лечебная помощь.

Таким образом, социокультурная специфика благотворительности в дореволюционной России выражалась прежде всего в разработке нормативно-правовых основ осуществления благотворительности, как государственными структурами, так и частными лицами; в появлении новых принципов социальной помощи (в частности, децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи и т.п. ); в повышении общественной роли благотворительности в культурной жизни страны и др.

 

Список научной литературыАнтонович, Ирина Владимировна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. 21 с.

2. Алексеева О.П. Благотворительное движение: регионы России. М., 1995. 132 с.

3. Алтай: Историко-статический сборник. Томск, 1890. 245 с.

4. Алтайский сборник. Вып. XIV. Барнаул, 1991. 143 с.

5. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960. 143 с.

6. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М. JI., 1966. 187 с.

7. Антология социальной работы. Т. I. История социальной помощи в России. М., 1994. 228 с.

8. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С.58 63.

9. Апресян Р.Г. Заповедь любви // Человек. 1994. №1. С. 193-111.

10. Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? // Общественные науки и современность. 1998. №5. С. 52-60.

11. Аристова Н.Г. Благотворительность в условиях стабильности и социального кризиса // Семья в кризисном обществе. М., 1993. С.82-92.

12. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. М., 1995. 114 с.

13. Байтов Г.Б. Очерки Барнаула. Томск, 1906. 121 с.

14. Барышников М.Н. Деловой мир России: Историко-биографический справочник. СПб., 1998. 13 с.

15. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России: Исторический очерк. М.,1993. 24 с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.

17. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового заветов. М., 1988. 684 с.

18. Благотворительная Россия. История государственной благотворительности в России. СПб., 1903. Т.1. 664 с.

19. Благотворительность в России. В 2 т. СПб., 1907. Т.1. 98 с.

20. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001. 828 с.

21. Благотворительность и милосердие в Санкт-Петербурге: Рубеж XIX-XX веков. СПб., 2000. 247 с.

22. Благотворительность и милосердие: сборник научных трудов. Саратов, 1997. 244 с.

23. Благотворительность на Алтае в прошлом и настоящем. Барнаул, 2000. 35 с.

24. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т.1. 934 с.

25. Бобров М.Я. Законы развития общества. Барнаул, 1990. 182 с.

26. Боголепов М.И., Соболев М.Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911,245 с.

27. Большой энциклопедический словарь М., 2000. 1454 с.

28. Боханов А.Н. Крупнейшая буржуазия России. Конец XIX-1914 г. М., 1992. 262 с.

29. Боханов А.Н Исторические портреты: Савва Мамонтов // Вопросы истории, 1990. №11. С.32-37.

30. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989. 154 с.

31. Боцяновский В.Ф. Исторический очерк деятельности Российского Общества Красного Креста. СПб., 1896. 67 с.

32. Браун А.И. Приказы общественного призрения. Энциклопедический словарь. Т.4. СПб., 1898. 54 с.

33. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. М., 1911. Т.2. 476 с.

34. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. 376 с.35