автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Скороходов, Вячеслав Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи'

Текст диссертации на тему "Боевые искусства Востока в контексте межмолекулярных взаимодействий и досуговых интересов молодежи"

Российская Государственная Академия Физической Культуры

На правах рукописи

СКОРОХОДОВ ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВОСТОКА В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЁЖИ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии специальность - 24.00.04 - Прикладная культурология

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Быховская И.М.

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение....................................................................... 4

Глава 1. Россия и Восток в контексте межкультурных взаимодействий............................................................ 16

1.1. Традиции взаимодействия России и восточных

культур...................................................................... 16

1.2. Специфика формирования и проявления интереса к культурам Востока в современной России........................... 33

1.3. Традиции боевых искусств Востока в межкультурных взаимодействиях.................................... 57

Глава 2 .Межкультурные взаимодействия как фактор профилирования молодежного субкультурного пространства в современной России................................................... 81

2.1. Факторы и динамика изменений ценностей и интересов молодёжи в современной России........................ 81

2.2. Субкультурные процессы в контексте современных межкультурных взаимодействий.................... 98

Глава 3. Сравнительно-культурный анализ отношения к боевым искусствам Востока в молодёжной среде............. 118

3.1. Анализ ценностных ориентаций и досуговых интересов респондентов................................................ 121

3.2. Оценка молодёжью своего здоровья и проблемы организации активного досуга....................................... 134

3.3. Анализ отношения молодежи различных

групп к традиционным боевым искусствам Востока......................154

Заключение..............................................................................................................................172

Список литературы..........................................................................................................176

Приложение............................................................................................................................194

ВВЕДЕНИЕ.

Обоснование_актуальности_исследования. Проблема

взаимодействия культур занимает в современном мире и в гуманитарных науках особое место, поскольку этот процесс приобретает всё больший масштаб и разнообразие форм. Для России этот вопрос имеет традиционный характер - и в связи с сосуществованием на одной территории множества различных этнических, конфессиональных и других культур, и в силу её положения между Западом и Востоком, и с учётом того, что формирование многоликой российской культуры всегда происходило в постоянном взаимодействии с иными культурными системами. Восток в этом процессе и как непосредственный «участник», и как предмет интереса всегда занимал немалое место.

Интенсивный рост этого интереса происходит особенно явно, начиная с конца 19 века, вылившись в изучение и увлечение восточной мистикой и идеями космизма, в обращении к многообразным религиозным системам и философским школам Востока, а также к различным сопутствующим им духовным практикам. Достаточно вспомнить имена Л. Толстого, И. Бунина, Н. Рериха, уделявших духовному Востоку самое пристальное внимание; деятелей серебряного века русской культуры - В. Брюсова, А. Блока, К. Бальмонта, В. Хлебникова, Н. Гумилёва, И. Стравинского, творчество которых насыщено восточными мотивами; философские работы Н. Данилевского, К. Леонтьева, А. Хомякова, Н. Бердяева, рассматривавших Россию в контексте взаимодействия двух потоков мировой истории - Запада и Востока.

Переломным моментом в процессе освоения восточных культур, углубления знаний о них в России стала, по понятным причинам, октябрьская революция, после которой духовное наследие Востока, лишь в очень ограниченном масштабе осталось в поле зрения исследователей и тем

более широкой публики. В то же время нельзя не упомянуть о школе отечественного востоковедения, которая и в этих условиях развивалась, способствуя сохранению научных традиций в этой области (Тураев Б., Гаркави А., Никольский Н., Хвольсон Д., Коковцев П. и др.).

В «постсоветский» период произошло резкое, почти взрывоподобное увеличение интереса к культурному и духовному наследию Востока. Этот процесс совпал (и не случайно) с глобальной переоценкой ценностей в массовом сознании населения, особенно в молодёжной среде. Причём, как показывают многочисленные исследования (В. Лисовского, Н. Слепцова, И. Ильинского, С. Иконниковой и др.), изменения в ценностном мире молодежи затрагивают не частные, а нередко фундаментальные, жизнеориентирующие элементы культуры личности, отражаясь в её мировоззренческих, религиозных, эстетических исканиях. Расширение , спектра этого поиска, связанное с «открытием границ», утверждением плюралистичности в сфере идеологии, новыми возможностями в получении информации и т. п., определило и многообразие тех направлений, в которых обнаруживается сегодня этот «поиск себя». Наряду с тягой к освоению отечественного духовного наследия, очевидно и сильное стремление молодежи к знакомству с иными культурными традициями, в частности, с многоликим наследием Востока: с религиозно - философскими системами буддизма, даосизма конфуцианства и др.; с самобытным искусством Востока; с нетрадиционными оздоровительными методиками др.

Одной из самых устойчивых и обширных восточных традиций, которые изучаются и осваиваются в современной России, является традиция боевых искусств. Японские (каратэ, айкидо, кендо, джиу-джитсу), китайские (ушу, цигун), корейские (тэквондо, хапкидо) и многие другие направления стали в последние годы одним из наиболее известных элементов традиционной восточной культуры на уровне массового сознания в нашей стране, и особенно, в молодежной среде. Хотя эти искусства существуют на

российском культурном поле уже более четверти века, интерес к ним не ослабевает и остается неизменно высоким. Такая устойчивость вряд ли является случайной и беспричинной. С одной стороны, в её основе -действительное богатство содержания данного культурного феномена; с другой - фактор экзотичности. Несомненно, что мощное воздействие на молодёжь оказывает огромный поток печатной, кино- и видеопродукции, сопровождающийся обильной рекламой. Наконец, важно учесть и социально - психологические особенности молодёжи, её интерес ко всему необычному; особую пластичность взглядов; эскапизм как способ разрешения неизбежных юношеских проблем взаимодействия с социальной средой.

Вероятно, до определенного времени интерес к боевым искусствам Востока стимулировался более всего «ореолом запретности», когда государство не только не приветствовало, но и просто запрещало изучение боевых искусств. Сегодня этот фактор исчез, боевые искусства разрешены и получили широкое распространение в России, открылись огромные возможности для обмена информацией в этой области. Однако, исчезновение стимула в виде «запретного плода» не привело к снижению интереса к боевым искусствам. В этом контексте несомненное значение приобретает изучение тех факторов, которые обуславливают такой устойчивый интерес и анализ вхождения данного инокультурного явления в пространство российской молодёжной субкультуры.

Такого рода анализ приобретает особую актуальность в условиях кризисно - поискового развития современного российского общества, когда возникает своего рода «скрещивание» двух процессов - «поиска себя» и поиска социального, характерного для общества как целого. Молодежь как социальная группа является во многих отношениях средоточием самых острых проблем сегодняшнего дня, заключая в себе и потенциал усугубления накапливающихся противоречий, и характеристики «точки

роста», в которой видны будущие конструктивные подвижки. В этом отношении анализ выбора, который делает сегодня молодое поколение, его приоритетов и ценностных ориентиров, имеет важное социальное значение.

Интенсивный процесс поиска моделей самоопределения, детерминированный как негативными, кризисными явлениями в российском обществе, так и существенным расширением спектра этого поиска, ведёт к возникновению многих явлений, которые не были типичны для молодёжной субкультуры «доперестроечной» эпохи. Это особенно ярко выражено в досуговой сфере, обеспечивающей действительное или иллюзорное освобождение от предписанных канонов, стандартов деятельности и выход в пространство выражения своего «Я». В силу этих особенностей, именно сфера досуга служит нередко тем пространством, где складываются и проявляют себя различные субкультурные группы и течения, формируется множество различного рода объединений и группировок самого разного толка — политических, религиозных, музыкальных, спортивных и т. п., отличающихся как конструктивно - созидательной, так и деструктивно -асоциальной направленностью.

В современной ситуации интенсивных межкультурных

взаимодействий, поиск молодёжью своих ценностей, ориентиров, моделей нередко происходит в ситуации выбора между ценностями отечественной культуры, культур Запада и Востока. Неизбежно при этом возникает вопрос о том, почему при наличии высочайших и многообразных ценностей отечественной и западной культуры, которые часто ближе и понятней для россиянина, часть молодёжи стремится к освоению ценностей восточной культуры, в том числе, традиций боевых искусств Востока. Широкое распространение такого рода увлечений, их институализация в виде центров, федераций, обществ; значительность того места, которое заняли боевые искусства Востока в современных коммуникациях и в сознании молодого поколения, несомненно, акцентируют социально - культурную

значимость этой проблемы.

В то же время, при всём огромном потоке литературы, телепрограмм и т. п., посвященных боевым искусствам Востока, именно социально -культурный аспект анализа, связанный с изучением причин возникновения такого рода феномена в молодёжной среде, его места, роли, влияния в конкретных, сегодняшних обстоятельствах, практически отсутствует. Существование же немалого числа исторических, философско -мировоззренческих работ, связанных с восточными боевыми традициями, как и практических пособий по овладению ими (о «ширпотребе» мы просто не упоминаем), при всей их значимости, не заменяет такого рода анализа а, напротив, скорее заостряет актуальность социокультурного рассмотрения проблемы, который позволяет увидеть и понять сегодняшнее социальное функционирование одной из древних традиций, перенесённых на иное культурное поле и, в силу определённых причин, востребованных и распространяемых в нём. Именно этот процесс, его факторы и влияние на досуговые интересы и досуговую активность молодёжи и являются тем проблемным полем, в котором находится непосредственный предмет данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические предпосылки исследования. Развитие исследований межкультурных взаимодействий России и Востока в значительной мере связано с открытием во второй половине прошлого века в Санкт-Петербургском университете кафедры востоковедения. У истоков отечественной науки о Востоке стояли такие ученые, как Гаркави А .Я., Никольский Н.М., Тураев Б.А., Розенберг О.О., Васильев В.П., Дашиев Д.Б., Щербатской Ф.И. и др., которые заложили мощную базу для отечественных исследователей Востока. В последующем эти традиции были развиты Струве В.В., Конрадом Н.И., Шуцким Ю.Н.. Интенсивно развивалась отечественная компаративистика.

Наряду с востоковедами анализом этих культурных традиций

занимались такие известные философы, как Бердяев H.A., Леонтьев К., Хомяков A.C., Данилевский Н.Я., Рерих Н.К. Этими философами проводился как анализ духовной культуры Востока, так и её сопоставление с культурой России.

Сегодняшние политические и идеологические условия расширили возможности знакомства российской публики с восточными культурами как в процессе непосредственных контактов с её носителями, так и благодаря достаточно широкому распространению трудов таких специалистов по Востоку, как Абаев Н.В., Игнатович А.Н., Бонгард-Левин Г.М., Топоров В.И., Лепихов С.Ю., Васильев Л.С., Торчинов Е.А., Малявин В.В. и др. Этими авторами исследованы философско - религиозные традиции буддизма, даосизма, конфуцианства, другие мировоззренческие системы * древнего Востока и сопутствующие им практики. Межкультурным взаимодействиям и месту традиций Востока в этом контексте посвящены работы Артановского С. Н., Василенко И.А., Ерасова Б.С., Розина В.М., Шапинской E.H., Ю.И., Зарубиной H.H., Ткачевой A.A., Мясникова B.C., Митрохина Л.В. и др. Значительное место в них занимает и проблема взаимодействия России и Востока.

Как уже отмечалось, весьма внушительно выглядит и список изданий отечественных и зарубежных авторов, посвящённых различным аспектам боевых искусств Востока. В нём работы Асмолова К.В., Богачихина М.М., ' Белова A.B., Красулина И.А., Малявина В.В., Тараса А.Е., Долина A.A., Линдера И.В., Маслова A.A., Попова Г.В., Фомина В.И., благодаря которым российское общество получило возможность детально познакомиться с этой многовековой традицией - ведь ещё десятилетие назад в нашей стране почти ничего не было известно о столь мощном культурном феномене.

Таким образом, в рамках изучения традиционных культур Востока постепенно вырисовывается как отдельное направление и исследование восточных боевых искусств в их историческом, философском, спортивно -

прикладном и иных аспектах. В то же время, очевидно, что эта проблема, в силу указанных выше причин, требует своего более целенаправленного и глубокого рассмотрения в современном социокультурном контексте. Важно это и в связи с отсутствием такого рода специальных исследований в контексте изучения собственно молодёжной проблематики, в том числе в рамках изучения досуга, интересов, ценностных ориентаций молодёжи, то есть вопросов, которые разрабатывались в социологии и социальной психологии (И.В.Адеева, Е.М.Бабосов, М.Н.Бобнева, Л.И.Божович, И.В. Бестужев - Лада, И.С.Кон, И.Н.Груздова, Б.А.Грушин, А.Г.Десфонтейнес,

A.В.Лисовский, В.Т.Лисовский, И.О.Мартынюк, Г.И.Минц, К.Г.Мяло, Э.А.Саар, М.Х.Титма, В.Н.Шубкин и др.) и которые имеют немалое значение для нас. Важное значение имели также и работы, посвящённые досуговой деятельности, её структуре и особенностям проявления у различных социокультурных групп. Это, прежде всего, труды Л.А.Гордона, Б.А.Грушина, Г.Е.Сборовского, Э.В.Клопова, Л.Н.Когана, А.С.Орлова, Г.П.Орлова, В.Д. Патрушева, Г.А.Прудненского, С.Г.Струмилина, Э.В.Соколова, Н.Н.Трубникова и др.

Анализу молодежной субкультурной активности посвящены работы С.Н.Артановского, А.С.Запесоцкого. С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, М.Н.Кагана, В.Ф.Левичевой, В.Т.Лисовского, Э.В.Соколова, Т.Е. Щепаньской.

Однако, несмотря на то, что в них рассматриваются достаточно разные по характеру объединения - музыкальные, политические, экологические, просто «системные» и др., вопрос об увлечении боевыми искусствами, об объединениях, возникающих на этой основе, о причинах и следствиях этих процессов в них практически не ставился. Это же относится и к исследованиям, посвящённым активному досугу молодёжи и его организации (В.К.Бальсевич, И.М.Быховская, О.А.Милыптейн, М.Я.Сараф,

B.И.Столяров и др.).

Таким образом, несмотря на достаточно большой массив исследований, связанных с восточными культурами вообще и боевыми искусствами Востока в частности, на богатую традицию изучения молодёжной субкультуры в отечественной науке, проблема устойчивого интереса молодёжи к боевым искусствам Востока, в условиях межкультурных взаимодействий, их влияния на ценностный мир и досуговые ориентации не была до сих пор выделена как специальный предмет исследования, хотя сложился достаточно серьёзный научный фундамент для разработки этого вопроса и его практического осмысления.

Объект исследования — досуговые интересы и ориентации современной молодежи.

Предмет исследования - отношение молодёжи к традициям боевых искусств Востока, факторы и механизмы их освоения как составной части молодёжного досуга.

Цель исследования - осуществить анализ процесса включения боевых искусств в молодёжное субкультурное пространство для более эффективного и научно обоснованного регулирования данного процесса в рамках молодёжной культурной политики.

Задачи исследования:

- провести анализ социокультурных факторов формирования и распространения интереса к восточным культурам в России в контексте современных межкультурных взаимодействий;

- осуществить анализ влияния межкультурных взаимодействий на изменения в молодёжном субкультурном пространстве;

- выявить факторы и механизмы распространения традиции боевых искусств в процессе взаимодействия Россия - Восток;

- дать характеристику места и роли боевых искусств Востока в структуре современного молодёжного досуга;

- провести сравнитель�