автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Борис Четвериков. Творческая индвидуальность писателя и проблема историзма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Борис Четвериков. Творческая индвидуальность писателя и проблема историзма"
РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ "ОСУДАРСТБЕШЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.И.ГЕРЦЕНА
На правах рукописи УДК 882 "19"/ 092 / Четвериков Б.
РАЗУМОВСКАЯ Аида Геннадьевна
БОРИС ЧЕТБЕШСВ. ТВОРЧЕСКАЯ ЙЩИВЦЦШШОСТЬ ПИСАТЕЛЯ И ПРОБЛЕМА ИСТОНСМА
АВТ0РЕ5ЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
10.01.02 - Литература народов СССР /сопетского периода/
Ленинград - 1991
Работа выполнена на кафедре советской литератур! Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогичес университета имени А.И.Герцена
Научный руководитель: доктор филологических наук
профессор А.И.Хватов Официальные оппоненты: доктор филологических наук
Л.И.Емельянов кандидат филологических наук доцент Г.А.Цветов Ведущая организация: Новгородский государственный педагогический институт
Защита состоится ¡2/О/г; . 1991'г. в часов на
заседании специализированного совета К 113.05.06 по присуждена ученой степени кандидата наук в Российском государственном пе,в гогическоы университете им.А.И.Герцена/ адрес: Ленинград,В.-о., I линия,дом 52,аудитория 21 /,
С диссертацией ыоуно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан " /3 " . 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета / / кандидат филологических наукд^^,/,^ Н.Н.Кякшто
с
ОБцАЯ ХАРАлТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и изученность твмы. В современном литературоведении острейшей проблемой является переосмысление исторического пути советской литературы, в особенности - её первого послереволюционного десятилетия.До недавнего времени советская наука занималась изучением лишь отдельных,вершинных явлений,забывая о глубоких подземных пластах, о то!; массовой литературе,в которой, по определению Ю.Тынянова,литературная ппоха проступает наиболее рельефно.
Настоящая диссертация посвяцена одному из представителе/ почвенного слоя литератур) - Борису Четверикову ( 16% - 1901гг.),чье наследие составляет более сорока книг,без которых,по всей видимости, могла бы обойтись антология советской литературы,но история ее баз Четверикова оказалась бы неполной.
Цели исследования -■ воссоздать литературную биографию писателя со всеми ее противоречиями,проследить развитие взглядов Четверикова и его таланта, воплоЛнэвегося в разнообразных жанрах,темах, свкетах.
Зтиуи задачами определяется новизна диссертации. Творчество Четверикова рассматривается на основе неизвестного архивного' материала и недостаточно изученной периодики,что позволяет увидеть как индивидуальную эволюцию .так и типичность её в литературном движении эпохи. В научный оборот вводятся также забытые произведения Четверикова,не переиздававшиеся с 20-ххгодов.
Работа выполнена с учетом важнейшего принципа современного литературоведения.принципа исторического изучения литературных фактов и явлений.Методика исследования основывается на конкретно-текстовом и сопоставительном анализе.
Практическая ценность работы заключается в том,что основные ее положения■и вывода могут быть использованы при чтении общего курса по истории советской литературы,а также при разработке специальных курсов по истории литературного движения 20-х годов.
Апробация работы.Основгае результаты исследования докладывались на Герценовских чтениях РГПУ им.Герцена в 1937,1989 годах,на конференциях преподавателей ПГПИ им.Кирова а 1988,1990 годах,на-конференции молодых ученых Псковской области в 1988 году,на аспирантском семинаре при кафедре советской литературы РГ1ТУ им.Герце на.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения и приложения. Объем рабэты страниц машинописного текста.Библиография насчитывает 112 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕЕЯАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы диссертации,её актуаль кость,новизна,определяется цель работы.
Пепзая глава - "Эти 20-е году..." - посвящена творчеству 4ei вериксва б период 20-х годов и состоит из трех параграфов.
В §-1 рассматривается становление Четверикова как писателя, освещаются вопросы: когда,как и при каких обстоятельствах зарождались его литературные начинания.Немалое значения в судьбе молодого литератора имело сотрудничество с пролетарской ассоциацией "Космист",где царил дух безудержного приятия революции и отчаянно веш в будущее. В этой среде Четвериков стал своеобразным идейны;.' центром,возглавив журнал космистов "Литературный Еженедельник",и одновременно пробовал себя в поэтической форме,культивируя главным образом лиро-эпические жанры (баллада,поэма).Именно через сво "фабулярную" поэзию Четвериков пришел к прозе,отразив тем самым основную тенденцию литературы. Уже саше первые литературные опыт Четверикова выявили эпическую направленность его дарования.Талант Четверикова - прежде<всего пюзаический,и,обращаясь к поэзии ( а eqe ранее - к драматургии ) ,он пробует разные пути,разные стили,о словно спутывает слово и открывает его возможности,учится владеть еловом как материалом искусства.
Такой же пробной явилась и первая книга рассказов "Сытая зе ля"(1324),в которой критика отмечала эскизность и ориентировку на анекдот (И.Машбиц-Веров,Ф.Жиц). Современная действительность пека еце Представала перед писателем ках ряд занимательных анекдотов, любопытных происшествий,но уже в этой книге чувствовался острый, наблюдательный глаз автора и его интерес к устной речи с её бытовыми красками.3 определенной мере эта маленькая книжка прогнозиро вала склонность автора к изображению быта,увлечение сказом,внимание ко всему трагическому и смешному. В ней уже была намечена единая и главная тема его будуюк книг - противоборство жизнеспособного и TtoptiecKOi'O нового мира с одряхлевшим и заживо разла-
эщимся старым.
В работе особо отмечается,что ни поэзия,ни проза косклстсв, :то которых в литературном движении 20-х годов науйой не onps-тено, не отличались новизной и оригинальностью: поэзия тематичес-перекликается с "Кузницей",а формально - с открытиями ыодерниз-, Что касается прозы,то,как верно запечено Е.Замятиным, космксты это "передвижники,Верещагины" в литературе.В современной науке :нка пролеткультовской прозы С куда включены и косгисты; требует эчнэния.Мы придерживаемся взгляда,что '.'иксация быта - ггаЕьая збенность творчества пролеткультовцев (я космистэв в гок числе).
Б,1Товнз1.: сЕО.'ствекен и прозе Бориса Четверикова.В ранни Г- лери-творчества хиснь предстает у него не как ряд социально-психолсги-:ких проблем,а как ряд бытовых зарисовок драматического или анек-гического склада,на фоне которых по заранее отработанно? схеме '•ствуыт его герои( "Атапа", "Будни") .Схематизм в изображении ха-стера (особенно положительного) - весьма распространенное явле-; в литературе 20-х годов.В ногеллистике Четверикова тоже придает умение нивописать бытовую обстановку, а не характеры.Уже в з первых литературных опытах определилось своеобразие творческой швидуальности и социальной позиции: с одной стороны, это писатель 'ытовик,длл которого характерно не столько яркое,индивидуальное, злько типическое; его интересует ке столько героика,сколько полдне еность, основная" установка - не на сюжет,а на материал.С дру-' стороны, Четвериков стремится быть буквальным исполнителем "сольного заказа" .который выразился , в тематике( современность) ,"де-(ратизме".понимаемом как доступность,и тенденциозности повестао-1Ш,за что подвергался постоянной критике.
Писательская (и человеческая) судьба Четверикова во многом зеделилась положением так называемого "попутчика" и была тем cart характерной.Он колебался 'между пролетарскими писателями и вы-щаки из низовой демократической интеллигенции,с которыми его юывало происхождение. В I92C, году,после распада "Космиста",Чет-зиков создал литературную группу "Содружество^ 1Э23-1929),где зел родственную ему среду так называемых "колеблющихся", писате-
и "левых попутчиков" :Б.Лавренева,М.Козакова,Вс.Рождественс-■•о и др. О "Содружестве" в науке не сказано ничего,в то время : в литературной жизни Петрограда 20-х годов это писательское
объединение играло заметную роль одновременно с полярно противопо ложными РАППом и "Серапионовыми братьями".В самое первое время "С дружелтво" было "лабораторией коллективного опыта над словом,прие ком,жанром к ст;илеы"(П.Медведев) .Однако оно не обезличивало молов дарования,а помогало им крепнуть,поскольку' строилось на принципе признания творческой свободы: здесь лткивались "живописец природы . сопркродногс" А.Чапыгин и склонны;", к психологизму [¿.Козаков,роман тик Б.Лавренев и бытовик Б.Четвериков,воспитанны!1 на традициях кл сической поэзии Вс.Рождественски? и идущий к футуризму Н.Браун.Ощ кдя себя современниками эпохи,содружнкки запечатлели её в самых р< нообразных проявлениях: А.Чапыгин - з новом для него обращении к герою-рабочему,Б.Лавренев - в романтике и героике повеете? об Оки .ской. революции,Вс.Рождественский - в социальном уклоне поэзии,11.Б< шев - р детальной разработке проблемы обывательщины.Но наиболее о( вино современность предстала в прозе Б.ЧетЕерикова: в поисках пол( жительного героя ("Ирбит"."Веденьковски? клуб","Бунт инженера Кар! ского"1,в обращении к недавне? истории ("Заиграв овра?кки"),в оске> нии уродливых сторон действительности С"Любань").Аналогично "Сераг оковым братьпк" "Содружество" продолжало традиции классической лм ра туры,но не зарубежной,а русской. Общим направлений!.; движения гр\ явился реалистический стиль,на пути к которому преодолевался аьекх как основной жанр изображения действительности.Обращение к класса кому наследию способствовало более глубокому освоению современное! познанию человека в его сложности и неодномерности.Эволюционную рс сыграл в этом процессе й сказ. ■
5 2 рассматривает поступательны? процесс вызревания романног мышления писателя. При анализе многообразного творчества 20-х годе внимание обращается, ка то .насколько самостоятельны были произведен Четверикова- и в чем отражали общие устремления литературы данного периода.
В начале и середине 20-х годов ведущим канром четвериковской прозы!как и советской прозы в целом) являлся рассказ.Своеобразие п е.ателя в наибольшей степени' прослеживается в деревенских рассказах Сюжеты их однотипны,для литература своего времени традиционны: нео дакно в сонную одурь вторгается сила обстоятельств,которые нарушая мирное,привычное течение жизни,- то новый герой,привносящий с соСо новое понимание хизки( "Рхашй Д0л"),1'0 драматический поворот собыг
в самой косной крестьянской среде( "Кривулина").Деревня Четверикова при всей её отсталости изображена не однородно пассивно?,не безнадежной,как в рассказах А.Платонова,Л.Леонова,К.Федина,а хотя и дико/,но облагороженное- мечтою о будущем,таяще? в себе ростки нового. В рассказах Четверикова вариативно разрабатывается мотив спящей красавицы ("рыжая земля спала").которой предстоит еще проснуться и "стать городом".Писатель с любопытством исследует пока еще неповоротливо-темное,но постепенно просветляющееся сознание деревенских жителей. Потому тон его повествования не трагедийный,а жизнеутверждающий.
Творчество Четверикова начала и середины 20-х годов пронизано праздничностью,предчувствием чего-то небывалого и удивительного.И связано ото не столько с "социальным заказом".сколько с тем,что революционная действительность захватила Четверикова своим отбором всего жизнеспособного за счет хилого,анемичного.Писатель органический,он и названия книг брал из мира природного,растительного! "Сытая земля","Атава","Бурьян"г"ЗанграГ овражки").Четверикову не свойственно философское осмысление действительности,углубленная проблематика, он,по мнению критика,"вскрывал положительное содержание революционной эпохи___только в первичных и элементарных её образовани-
ях"(П.Медведев).Установка Четверикова - не на проблемкость.а на быт. Он писал,по преимуществу,бытовые рассказы,корнями уходящие в анекдот и не теряющие связи-с примитивной формой рассказывания.В его новеллах нет ни детальных характеристик,ни лирических или философских отступлений,ни подробных описаний природы,но есть живой народный язык с его особо? "внглитерагурной" физиономией,есть разные языковые планы,за которыми видны разные характеры и разные психологии.
Характерным свойством таланта Четверикова являлась широта поиска,что делало его фигуру не только индивидуальной,но и глубоко типично/ для своего времени.Писатель пробовал свои силы и в орнаментальной проэе{ "Ажагуль") ,и в производственной "Двести процентов,"Будни") , и з сатирической! "Матлет"."Национализация женщин", "Нестяной ангел").Определенная несвобода в выборе тем и характеров,юношеская склонность к экспериментам оборачивались порою неудачами: манекенностью персоьажей,стилевыми контрастами внутри одного текста,разорванностью повествования.
Многообразные поиски молодого Четверикова тем не менее не заслоняли перед ним главного - человека.Тема роэдения нового челове-
ка постепенно стала основной темой прозы писателя,связала внешне самые разные его произведения в единое целое,делая его самого в известном. смысле "однотеыным" писателем.По мере созревания таланта эта единая и главная тема творчества писателя раскрывалась с разьы: сторон и в разных отношениях: от героя сознательно-заданного,пряно-линейного - к сложному,противоречивому; от статичного - к развивающемуся; от судьбы благополучной - к драматичной.Поворотным в этом смысле стал рассказ "Человек"! 1925).совпавший с обращением всей советской литературы к живому человеку и его "тайному тайных".Хотя в рассказе нет еще детального прослеживания перемен в психологии Baci ки и вообще нет сложных душевных переживаний,происходящие измененш в его дуие не только называются автором,но и обнаруживаются в его жесте.мимике.движении.
Дальнейшее постижение психологии человека наблюдается в автобиографической трилогии 1927-28гг.Обращаясь к теме детства ребенка из учительской семьи'"Калиновые дни","Синяя говядина"),по шсли coi ременного исследователя,запретной для многих q этот период'U.Чудаке ва).Четвериков двигался в глубины человеческой души,лишь намеченные в рассказе "Человек" .Тема произведений и её сшсл<}вое решение застг ляют вспомнить Л.Н.Толстого,на которого Четвериков бесспорно ориентировался в своем стремлении овладеть изображением противоречивой i подвижной детской души.Повести строятся как цепь нравственных испытаний мальчика,но впечатления его освещены пониманием -вещей зрелогс человека,что достигается слитностью лирического и повествовательно! начал.
Последний роман {рилогии - "Заиграй овражки" - исследует путь исканий повзрослевшего главного героя на фоне гражданской войны.Зде впервые современность предстает у Четверикова не в праздничной,приподнятой атмосфере,а в сдвинутости.в смертельной борьбе и мучительной ломке.В своем понимании истории автор следует за Л.Толстым! непредсказуемость хода истории,равноценность частных,семейных и общенародных событий).Однако главная сила Л.Толстого - область глубокого психологического анализа - не всегда доступна Четверикову.Писате лю больше удаются такие теш, при разработке.которых психологическо му анализу отводится второстепенное место."Дубине народней войны" посвящены лучеие страницы романа,в особенности - описания партизане ких отрядов,зарисовки характерных крестьянских типов.Как и некоторы
угие писатели (Вс.Иванов,Л.Леонов)',Четвериков подчеркивал стихий-з,земляное начало в партизанском движении и создал немало правди-х и высоко трагедийных сцен.Однако столкновение человеческой лич-:ти с неумолимо-.'! историеи не вырастало у Четверикова в трагедию, ровосприятие писателя пока еще светло и радостно,потому в финале вражки заиграли".
Обращение писателя к классике не только обогащало его ( в сфера ;тижения внутреннего мира человека и приемов его изображения),но и то к подражанию.Воспринятый ЧетЕериковым лозунг "Даешь красного за Толстого!" замедлял его личный творческий поиск,что сказалось упрочении до примитивном схемы толстовской идеи обновления героя ; влиянием событи;: народной лизни (на примере Еиктора Чердынцева).
Одновременно с произведением о гражданской волне Четвериков пи: в 1927-28гг. еще два романа: социально-психологический ("Бунт г.енера Каринского") и сатирический ("Любань").В "Лвбани" писатель эеходит к современной действительности,как бы "снижая" материал: :пея с отдельными фарсовыми моментами сменяет сатира.Та же вздыб-¡ная действительность предстает с инои стороны - как деиствитель-:ть невероятная.почти Фантастическая, в которой все возможно.Лишь лершй взгляд роман имеет антидворянскую направленность.На саком :е Четвериков отталкивается от проблемы вырождения "дворянских !зд",к тому времени достаточно разработанной в литературе (А.Тол->й.Б.Пильняк),и дает более широкий проблемный фон.Внимание писате-приховано к самой действительности,в которой все сгустилось и скон-трировалось до предела.Революция,"взбороздившая всю землю",убив-"р;хлую уверенность в прочности вечи",сделала действующих лиц "не-тоящими".Более всех даром приспособленчества,социальной мимикрии елен Аничков - тоже "герой своего времени".Его стремительные прошения !из наглого доносчика и шпиона Гоги в солидного гредседате-уисполкома Георгия Вениаминовича,а из безжалостного карателя - в ¿кого работника Рискина) продолжают традицию,широхо представлен-литературо;'. XX века,- традицию изображения людей,"выплывающих в олюцию'Ч Лавренев,Платонов и др.).Метаморфозы героя и сам авантюр-сгажет строятся на парадоксах,которые подвергают изображение внут-нему ироническому взрыву.На парадоксах строятся и характеристики оев.Писатель показывает,как в колдовском котлз революции всплывала поверхность ничтожество.И дело не только в Аничкове,в'котором
>
все доведено до абсурда,но во всех остальных "чудаках,красочных и нелепых"(А.Толстой).Даже в характерах больпевиков писатель видит воплощение великой идеи,доведенной до парадокса.В романе звучит горькая мысль о том,что революция,докатившись до глубинки,становий ся. окарикатуренное,"никакого нового быта не видать:не дунет,не шелохнет".
Свкетно-смысловой контекст романа чрезвычайно широк:леитмотш перевернутого мира и парадоксальных,почти фантастических деяний ге роя внутри реальной дглствительностиСА.Платонов); проблема обывательщины,кондовой России!М.Горький.Е.Замятин.Л.Леонов).Гоголевское влияние усматривается е выборе теш,героев,в анекдотичности ситуаций,в иронической интонации,но более всего - в отборе изобразител! ных средств и приемов сатиры!алогизм,"расчеловечивавчее" уподобление персонажей растительному миру и др.).Много общего между "Любаь и "Похождениями Невзорова" в сюжетном и стилистическом плане,в характерах Аничкова и Невзорова.Однако Аничков менее корыстолюбив и более тщеславен,а потому и более агрессивен:"Пойду по земле в шап* невидимке.Все теперь мое и буду брать.что понравится,пока не обо-крусь аизнью,вещами и людьми".В характер этого довольно типичного для литератур* героя автор вносит и свои,новые краски:Аничков - "i терклассошй",ни дворянин,ни крестьянин,человек без почвы,в психологии которого Бее сдвинулось.
Общепринято в науке считать,что первым советским сатирически* романом был роман И.Ильфа.и Е.Петрова "Двенадцать стульев".Такой взгляд представляется не совсем точным,поскольку одновременно с oi книгой был опубликован роман Четверикова,а первый вариант его под названием "Записи о дворянине Аничкове" появился в печати даже на год раньве.Как и Остап Бендер,Аничков впервые в советской сатире предстает кивой натурой,а не образом-маской,и даже по-своему разв; вается.
Создавая роман,автор занят не только изображением человеческ! типов и воспроизведением серии анекдотов,но обращается к важным сс циальным проблемам.Главная мысль выявляется.через кольцевую компо: цкю:все "революционные" преобразования оказались лишь "сотрясениеь воздухов" и благоприятной почвой для процветания жуликов,авантюрис тоб и выскочек.По сравнению с началом десятилетия взгляд автора ст значительно реалистичнее,безудержный оптимизм уступил место тревоге. Эти перемены в сознании писателя нагляднее всего прослеживаются в изображении деревенского быта,куда привносятся грусть,боль,горе*-
СоЕре!.". иная писателю критика не оценила "Любань" по дсстсинст-одни,отмечая творческий рост Четверикова,не почувствовали всей ¡рьезности сатирического облкчения(А.Лежнев) .другие вульгарно тол-тали роман(В.Красильников).Произведение Четверикова следует рас-гатривать как своеобразную модель гоЯ литературной борьбы,которая :а в 20-е годы,в частности,полемики о путях развития прозы:с одной, 'ороны,действии романа присущи авантюрные элементы,с другой - наедается некая разорванность,новеллисткчность повествования.
Как и многие писатели тех лет(Л.Леонов,К.Федин,А.Толстой!.Четников обратился к психологии интеллигента,пережившего "голодные зодячие года резолвции" и заживсего спокойной сытой жизнью,но при 'Ом не о£[уЕ;аюЕ;его себя счастливым.Смысл революции Четвериков уже в )-е года понимал как счастье каждого маленького человека,непоЕТсри->й индивидуальности.И ради своего счастья и своей любзи бунтовали :рои романа "Бунт инженера К&ринского" - люди "живые,с мясом,с косыми",как и все любимые герои Четверикова.Защищая их,автор слагал *.мн Любви.В романе отчетливо слт^на полемика с современниками ш:са-;ля.проповедовавшими как аскетический отказ от любви,так и отрица-всякой иоралиСС.Малайзии,П.Романов и дс.) .По-види'.гсму ,ссть ос.чо-шие рассматривать Карпнекого как лирического героя.Бултует не толь) герой, отстаивая "свое право на любовь,но бунтует и азтор - про,.в )циального давления на личность.Рсмаш "Любань" и "Бунт инженера. гл-шского" оказались удивительно с озвучил скорее нашему премии, пред->схитив многие из остройслх соврел'ешмх проблем!в частности,вопрос семье и женской эмансипации).Значение романа заключается и э том, го в нем Четвериков присел к аналитическому изображ.ениэ человека, тереболев" схематизмом и иллюстративностью.
Анализу эволюции сказа в творчестве Четверикова посвящен § 3 зрвой главы.По сложившейся традиции,гказ в литературе XX века свивается с немногими именами!!.!.Зощенко,Вс.Иванов,Л.Леонов) .Между эм.это было явление чрезвычайно распространенное в литературе пер-:х десятилетий XX веха,которая ела под знаком "возвра£;енил к сложности"! Б. Эйхенбаум) .Интерес к сказу у Четверикова объяснялся не злько всеобщим обращением к "почвенному" языку,но и жизненными об-гоятельствами:дружеским! связями с Вс.Ивановым,М.Зощенко,К.¿единым, <итальчеством!Урал.Сибирь.Украина,Поволжье,Средняя Азия).множеством рсфесспй.
В своем стремлении обрести собственный голос Четвериков пробо-
вал различные сказовые форш.Одной из первых была использована tj диция мотивированного автором ввода социального рассказчика,кото vу поручается повествование!Пушкин,Гоголь,Тургенев) - личный сказ ("Зестяной ангел").Присутствует s прозе Четверикова и -такие скгзо системы,когда рассказчик не мотивирован никахим авторским вступле ем и прямо обращается к слусателю!Лееков1 - импровизация живой на ной речи благодаря безымянной "языковой маске'Ч В.Виноградов) ("Тра тырь","Самовар","Бурьян").Многообразный мир вокруг себя Четверико воссоздавал при помощи словесных конструкций,свойственных ледям р личных социальных,профессиональных,возрастных уровней.Писатель ра< творял свой авторский лик в игре "масок".Однако в новеллистике Че-рикова сказ как таковой гораздо чаг;е заменялся диалогом,построена не по принципу сценического действия,а по принципу речевой характ( тики данного лица как своего рода рассказчика.Такой диалог рассма^ ривается в науке как некая ступень к сказу!Б.Эйхенбаум).
Рядом со сказом в творчестве писателя активны и формы повеси зания.как бы отколовшиеся от него:несобственно-прямая речь,когда t торотра.-5ает лишь "точку зрения герол,облеченную в формы его слово} требления"(Н.Кожевникова).создаваемые теми же средствами,что и илi зия сказа(сломы интонации,разговоршй синтаксис и порядок слов в рассказе "Человек").Находятся в прозе Четверикова примеры и другой формы повествования,наиболее удаленной от собственно сказа,но роде эенной ему благодаря особому тону,-"сказовое, повествование".Этот т возникает благодаря инверсиям,хранящим иллюзию "сказовости'Ч "Алыг-гуль").
Не менее,чем склад речи,Четверикова занимал сюжет и возмолиос гармоничного соотношения фабулы и слова,некий остросюжетный сказ,с единяг.щий две линии,лротивопосгавленше в литературе 2С-х годов бульннй роман"(Ю.Тынянов) и "линейкый.плоскостной,лишенный психоло гической и фабульной перспективы роман"!Б.Эйхенбаум).Стремление к этому наблюдалось с само/ первой: книги рассказов,но если в "Сытой земле" связь фабулы и стиля внеакля.то к концу десятилетня Четвериков ухе овладел синкретической формой,когда сатирически" сказ не m 'сто уж;вается,но и существенно дополняет асантЕрко-приклочекческий сюжет! "Национализация женщин" ,"Лебакь") .В "Любани" трехлик'.гй сказ (сочувствующий обыватель,комментатор.мизансцен,автор) стал не только формой повествования,но и приемом гротескового разоблачения.Писатель не только создавал иллюзии живого сценического действия и к: вой речи,но и ергвал всеыаски с персонажей,обназая их сущность.То,
| движение писателя было от чистого сказа к своеобразному компро-суего с фабулой,к слиянию сказа с его орнаментальным,игровым от-:ением к слову и свгетной прозы,доказывается историей создания ро-а.В 1927 году он был опубликован под названием "Записи о дворяни-АничкоЕе" и представлял собоо стилизацию под немудреные записки, «ончательном варианте история Аничкова дополнилась прекрасными ¡аницаыи уездной жизни и - новой манеро;: рассказывания,когда в :нуи силу зазвучал авторски.; голос.Авторское "я" Еыразилось в растениях,в лирических отступлениях,которые разрывают повествование, ¡тормаживают фабулу!проявление "литературной" ориентации романа). >6ань" вписывается в многочисленный ряд произведений 20-х годов, шестивсих в себе разнообразие принципов изображения и типов,посе-ювания:в нем соседствуют не только сказ,стилизация, пряше автор-:е характеристики,публицистические и лирические отступления,но и менты орнаментальной прозы!инверсии,тропы).
Однако к концу 20-х годов,когда проза все заметнее начала обра-ься к "готовому" беллетристическому языку и испытанным классичес-I художественным фермам,Четвериков все больно стал ориентироваться роман Л.Толстого с преобладанием внутренних монологов и авторских :актеристик("Заиграй овраг.ки","Бунт инзенера ¡Саринского").
Зависимость Четверикова от литература,приближенной.к устному сказыганн:о!Гоголь,Лесков),в большой мере опосредована прозой XX а_:А.Ремизовым,О.Сологубом и близайш«.:и современниками - М.Зоцен-Вс.Ивановым,К.$едикым.Особенно заметное влияние оказал на него ант Н.Зсценко.Оба они используют в своих сатирических рассказах знонаправленноэ двухголосое слово"(Н.Бахтин).Подобно Зощенко,Чет-1ИКОВ а своих повествованиях образы рассказчиков то суживает наи-ованием,обозначением профессии! Цуся,мать Анна),то расширяет до ¡аза "писателя"("Будни","Любань").Однако,заслоняя свое "я" призмой ставного рассказч!иа,Четвериков не ориентируется лишь на обывате-Если скал Зощенко возник из юмористического освецения.быта,то з Четверикова многофункционален,поскольку охватывает быт неизке-¡о шире.Стремление воспроизвести быт,а не одно лииь комическое за-ие диктует метод обращения с материалом у ЧетЕерикова,отсюда в сказе зачитывается прежде всего анекдот!занимательная история), е словесные явления быта!сдвинутая лексика,сатира на фразеологии р.),как у Зощенко.Истинные события в рассказах писателя совераа-я на уровне фабулы,а не на уровне повествования.
Екола сказа помогла писателю, перешагнув через рамки анекд прийти к психологическому произведении,но эта плодотворная тенд Сыла искусственно прервана в 30-е годы,когда тяга к очищению и , рядочению языка как следствие сбрацения к нормативному языку кл возобладала над интересом к разнообразным пластам живого,устног слова.
Вторая глава - "Всего бывало на веку"- рассматривает перед творчестве Бориса Четверикова и состоит из двух параграфов.
§ I посвячен 30-40-м годам в судьбе Б.Четверикова,когда тв кий процесс был приостановлен под давлением внесних обстоятельс Написанные км в 30-е года произпеденкя( "Голубая река"."Деловые свидетельствуют о самоповторении и даже об отказе от поиска.Цен ной проблемой прозы этих лет является открытая ранее проблема с определения интеллигенции.И хотя из сферы сеыейной( "Бунт иняене ринского")писатель перенес своего героя в сферу производственну ("Голубая река"),и сккетно.и композиционно новая книга повторяв дыдучув.лишь идеологически превзойдя её:"выпрямление" личности ного героя происходит в процессе активной созидательной деятель а но благодаря любви.Слабость "Голубой реки" - в прямолинейное! схематизме характеров,в традиционности самой систеш образов.
Другой роман 30-х годов,"Деловые люди"( 1938г).написанный в редкого для данного десятилетия жанра памфлета, такг.о несет на с следы давления на талант,проявившиеся в заданности.сконструироз ти авторской мысли и самого повествования.И хотя автор использу знакомые ег(е по "Любани" приели гротеска( заостренность и сгущен характеристик,парадоксы,элементы пародийности), а также новыеСо и яркие аналогии,гиперболизация портретных черт),- все они не р вт сильного сатирического эффекта,поскольку роману не хватает с да дыхания.В годы,когда в литературе наступило господство "обуе ленных т2ы"( героика пятилеток .жертвенность во имя будущего, tcj/ ■ лина).Четвериков "с большим напряжением","мучительно долго"пигс
го несколько произведений; в 20-е года каждый год шходило их 5 . а впоследствии,не желая идти на компромисс с совесть» и "мучать по чужому подобью",замолкает.
Грянувшая война шзвала духовный подъем Четверикова,как и литераторов.Он участвовал в боях за Ленинград и создал большое произведений в разных жанрахСпоэзия,проза,драматургия).Особой и
юстыэ пользовалась его поэма "Ленинград".Имя Четверикова вписано я блокадную литературу самой историей,поскольку с 1941 по 1943 год эн работал редактором фронтовой радиогазеты и совместно с О.Берггольц запустил в эфир несколько номеров устного радиожурнала.На Ленинградом радио не осталось даже следов-о работе там писателя,поэтому представление об этой его деятельности далеко не полное)можно составить нивь по отдельным черновым фрагментам.
Герои Четверикова - новеллиста военной пор)|,независимо от того, изображены ли они в духе веселого народного анекдота(байка "Ничего юдобного") или в лаконичной,слегка очерково.; манере("Бессмертие"), тписаны без внепнел патетики.Страницы военной прозы Четверикова на-зелены яркими,выразительными характерами.Его герои искренни,благород <ы и бескорыстны ,они "в великом - обыкновенные'Ч "Сахар" ,"Ладанка" , 'Бессмертие").Вместе с тем,писатель избегает прямолинейности в их характерах; он рисует внутренние движения героев,прорывающиеся в жестах,ми/ике, использует психологически точные детали.А рядом с величи-гм обыкновенных людей выявляет алчность и малодушие обывателей,создавая при этом плачатные, лишенные оттеночности фигуры.
Параллельно с работой над новеллами Четвериков в соавторстве с Груздевым написал.пьесу "Вороний камень"'1943г).тематически и образ-10 потзтсряючцую прозу( "поляризация героев") ,но уже без психологической эбрисовки характеров.Несмотря на признание и активную творческую деятельность, всю войну Четверикова упорно не печатали,его мрачные предчувствия нагнетались цепью неприятных обстоятельстве снятие с поста редактора,обыски в квартире и пр.) и разрешились арестом 12 апреля [945 года.
Рассмотрении творчества писателя после освобождения в 1956 году юевяцей § 2.Полоса скитаний по тюрьмам и лагерям,длившаяся II лет, вселила в него ужас от осознания "жуткой эпохи".Большой и сильный че-ковек, он был надломлен,хотя и не ожесточен.Но вырванный из яизни и литературы на десятилетие,Четвериков вернулся словно в другой мир,где
осталось ни друзей,ни шогих близких.Начинать жизнь сначала в 60 нет было особенно трудно,и лишь прирожденное жизнелюбие писателя и :амоотверженная любовь гены спасли его от отчаяния.
Сразу жэ по возвращении он обратился к случайно сохранившимся ■;а0роскам романа о Котовском,который был написан за год и опубликован а 1957 году.Автор проделал колоссальную работу по сбору материала и установил чич истинного убкйцы Григория Котояского.Небывалая л/.чность
героя,будившая воображение ыногихС Э.Багрицкого,И.Бебеля,Б.Лаврене Еа).привлекла Четверикова своей неиссякаемой энергией,фантастическ жизнелюбием,несворотимостьв убеждений - словом,внутренней близость родственностью характера.Потому роман имеет автобиографический отт кок.Это произведение о любимой гэпохе 20-х годов и о её необыкнове них людях было чрезвычайно дорого автору: после пережитого кошмара оно помогло Четверикову обрести себя.
Своеобразие художественной системы романа определено было и п общением Четверикова к судьбе народной в трагические 40-50-е годы, что вызвало интерес к проблеме русского национального характера.Им но Котовский был тем легендарный героем,которий отвечал представле ниям писателя о национальном характере,героем во многом былинным,и, альным.В создании образа Котовского Четвериков опирался на принцип народного творчества!идеализация.гиперболизация;,а также на открыл предшествующей литературой приемы изображения легендарного героя (; Фурманов,Вс.Иванов,А.Первенцев).Перед писателем встала известная д; лек:.!--,: дать ли его "со всею человеческой требухой или,как обычно, дать фигуру фантастическую".И если предшественник Четверикова Б.Ла] ренев поддался искушению изобразить Котовского "страстным любителе; приключений"("Буйная кизнь"),то у Четверикова б!^ла иная xyдcкecтвe^ над задача;Котовский предстал у него в двух ипостасях -* как легенде ная личность я как айвой человек.Однако,несмотря на то,что Четвери? пытался внести в его изображение некоторые реалистические детали,хс рактер Котовского получился идеализированным,нэ освещенным изнутри, в то время как герой Лавренэга жизненно достовернее.Герой. Четверике ва прежде всего являет собоо воплощение народной мечты о защитнике и расплатчике.Созданный в национально-символическом плане,"человек-легенда" „как всякий идеальный горой,лишен подлинного внутреннего развития.потому его путь от своеобразного анархизма к большевизму автор воссоздает лишь описательно.Идеализация ведет к поверхностной интерпретации и характеров котовцев.Следует пошить,а каком роковом состоянии находился в это время автор книги и вместе с тем,не изверившись окончательно,надеялся на воскреазгние своего народа,в душе которого,он верил", всегда хранится образ Георгия Победоносца.
Эта идея вносит а роман сознательно-заданный,преднамеренный эл мент,когда вместо разнообразия психологических коллизий и человечес ких чувств есть упрощение,четкая "поляризация",по которой все красные неизменно вызывает восхищение,изумление и гордость,а белые чаще
зего глуга,смешны и отвратительны.И даже в тех редких случаях,ког-» автор питается отойти от схеш( история Орешникова),в изображении арактеров преобладают описательность,иллюстративность,сильно разви-зе дидактическое начало.
Время деформировало,губило талант писателя.В 60-70-е года он зедстает иным литератором,с другим восприятием мира и другим стилем, зиобретением зрелого Четверикова становится масштабно зазвучаыпая зма Родины. Если в 20-е годы книги писателя отличались "народным сладом восприятия мира"(Л.Емельянов),то в послелагерный период Чет-зриков обращается к историческому прошлому русского народа,осмысля-г судьбу России.Осуществление замысла семикнижия под общим названием 1аше поколение" совпало с широким потоком панорамных произведений зветских писателе.:(Ф.Гладков,Ф. Панферов,Г.Марков и др.) .Написанная зтвериковым трилогия "Утро"."Навстречу солнцу","Во славу жизни" зх-1тил& события с 1899г. по 1940-е гг. Обилие исторического ь-атериа-
формирование партии большевиков, Февральская и Октябрьская резолн-5и,гражданская война и Великая Отечественная) подсказало автору жанр змана-хроники.В этой трилогии Четвериков вновь использовал личный шт свидетеля революций и участника войн.Он возвратился к своим ро-шам "Ыалиновыз дни","Синяя говядина"."Заиграй овражки" и перенес из та з новые книги целые сюжетные линии,эпизоды,характера,иьогда без змененнйСизображение Колчака,семейных перипетий Авдеевых, судьбы зриса,партизанской войны) или же - с существенной корректировкой, зрректировалась прежде всего роль большевиков в годы революции и зажданской во":ны: стихийность партизанского движения заменилась це-знаправленным воздействием коммунистов на массы.Усиление идеологи-зского содержания прослеживается и в появлении новых г.ерсснажейСЛе-1на,Дзержинского,5рунзе,Тухачевского и др.).психологическая сбри-звка которых,как и в романе о Котовском,беглая,эскизная.Многие сце-i из ранних произведений писатель сознательно ухудшал е угоду трепаниям Времени( сравнивается сцена обыска в доме Авдеевых в к1-лгах ¡алиновые дни" и "Утро"). В новой трилогии писатель отказался от галитического изображения человека и возвратился к иллюстративнос-) и схематизму.
После лагеря Четвериков уке не писал свободно из-за вынужденно) самоконтроля,который преодолевал лишь в книге сеоих воспоминании ¡тежкч-дорожки".Над ней он работал последние десять лет своей жиз-I и внскагал здесь "самоп выстраданное,выкошенное и заветное" об
эпохе и людях.Из написанных трех книг(полностью зашеел не осущес вился) самыми важными Четвериков считал свои тюремно-лагерные вое «икания "Всего бывало на веку".которые несут в себе раздвознност! сознания писателя,горячо любящего свой народ и испытывающего чувс боли,обиды и стыда за нацию.Именно в этих воспоминаниях открывав! подлинное лицо позднего Четверикова,страдавшего болью за Россию 1 род,которые "дороговато платят за право быть".
Несмотря на то,что воспоминания Четверикова стали известны ' телгс на широком фоне "невыдуманной прозы"'опубликованы в 1989год1 отличаются от литературы такого рода отсутствием сцен истязания 1 человечных шток,они тоже производят сильное впечатление.Происте.1 это из того,что автор,взойдя на свою Голгофу,сохранил неунывающие рактер.не растерял жадное любопытство к людям и к жизни во всех е проявлениях,даже уродливых.В отличие от других мемуаристов! Н.Забс кого,А.£игулина,Е.Гинзбург) .Четвергов предстает в своей книге б( наблюдателем,нежели жертвой.В своей лагерной прозе писатель изучг что получается из людей при особых обстоятельствах,исследует раз: ние ¿ори зла в дуве человека и человеческих отношениях и прежде го • развращающее влияние власти над людми.Он показывает,как тер; человеческий облик люди,чьими руками осуществлялось истребление у рода,и как растлеваются души в период брежневского культа.В запж предельно раскрыяг.етсч личность Четверикова - человека высокой н] твенности,
В заключении подводятся итоги исследования и делаются еыводь
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1.Разумовская А.Г. Еизненный и творческий путь Бориса Четвериков; Вклад молодых ученых и специалистов Псковщины в ускорение соцж
но-экономического развития области.Тезисы научной конференции.-Псков,1988.-с.173-175.
2. Разумовская А.Г. Проблема сказа в творчестве Б.Четверикова Ру* пись депонирована в ШИШ АН СССР,8.Сб.1990г. 42063,22С.
_З.РазумоЕская А.Г. Отзыв на книгу Б.ЧетверикоЕа "Всего бывало на куп.//Ленинградская панорама.-1990.-К8.-с.40.
"<зО /Л ¿V ■ У/\ с^/7
" ■ ' ■ ' I /