автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Философско-нравственное осмысление судьбы России в прозе Пантелеймона Романова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философско-нравственное осмысление судьбы России в прозе Пантелеймона Романова"
*ТВ ОД " 6 ИЮН 1999
На правах рукописи ЩЕРБАКОВА Наталья Ивановна
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУДЬБЫ РОССИИ В ПТОЗЕ ПАНТЕЛЕЙМОНА РОМАНОВА
10.01.01 - Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Краснодар
1999
Работа выполнена на кафедре современной отечественной литературы и критики Кубанского государственного университета
Ф1
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор В. А .Каналшин
Официальные оппоненты: доктор филологических
наук, профессор В.И. Гусев, . кандидат филологических наук, доцент Ю.М.Павлов
Ведущая организация: Краснодарский государственный
университет культуры и искусства
Защита состоится 29 апреля 1999 г. в ^& часов на заседании диссертационного совета К 063.73.10 в Кубанском государственном университете (350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Куб1Т Автореферат разослан 29 марта 1999 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук
доцент А.И.Мельников
Общая характеристика работы
Пантелеймон Сергеевич Романов вошел в отечественную литературу в 20-е годы текущего столетия. Для историка литературы эти годы представляют большой интерес. Литература первых послевоенных десятилетий была закономерной наследницей тех "трансформированных и на новой основе сохраненных традиций, которые уходили корнями в почву изначальных культурных пластов" 1.
В контексте нарождающейся пролетарской культуры, в которой по верному замечанию И .Касатаина, пропала главная примета художественного творчества - тип и типизация, - философско-нравственная проблема связи мира и человека, связи времен и духовной культуры поколений более всего была обозначена в творчестве писателей-"традиционалистов": П.Романова, И.Макарова, И.Соколова-Микитова, Б.Шергина, А.Яковлева и др. В их ряду творчество П.Романова занимает особое место. И сторонниками таланта и его оппонентами (С.Ингуловым, Н.Фатовым, Д.Горбовым) он был признан самым читаемым, идущим вслед заМ.Горьким, АЛолстым, И.Эренбу-гом. "Из русских писателей по читаемости, - отмечает газета "Московский комсомолец", - на первом месте идет Пантелеймон Романов, за ним Л.Толстой, МХорысий, Вересаев, Достоевский, Лавренев и др. Старые классики читаются значительно больше, чем советские писатели (за исключением П.Романова)" (1929г., 12 сентября).
Актуальность предлагаемого исследования связана с тем фактом, что, несмотря па большой читательский интерес современников к писателю П.С.Романову, попытки критиков 20-30 годов объективно оценить достоинства его прозы содержательного и художественно-эстетического плана ограничены были классово-детерминированным подходом. В результате
1. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. Воронеж. 1975 Сб..
чего если многими из них (А.Воронским, В.Полонским, АЛежневым, А.Лу начарский) и были высоко оценены юмористические рассказы писателя, -в целом же отвергался "деклассированный" принцип типизации образов, в котором нашла отражение не героика, но "накипь революции". Восприятие творчества писателя сквозь призму социально-детерминированного подхода явилось причиной того, что Романову было отказано в художественном мастерстве, а сам он был объявлен как явление "не литературное, но общественное". После смерти писателя в 40-е годы, когда идеологически были узаконены духовные параметры соцкулмуры, имя П.Романова было изъято из живого литературного процесса. Лишь в 70-е годы имя писателя вновь зазвучало как заявка на необходимость ликвидировать "белые пятна" в истории отечественной литературы в работах А.Вулиса, В.Бузник, Н.Грозно-вой, М.Семановой. Несмотря на немногочисленные, вышедшие в конце 80-начале 90-х годов исследования (В.Петроченков, О.Малышкина, Л.Орехова, М.Злобина), которые можно считать началом развернутого разговора о творчестве ПРоманова, по-прежнему невыясненной остается сама природа творческого мировидения писателя. И, как следствие, отсутствует адекватный подход к анализу его художественных текстов. Симптоматичным является факт того, что научный интерес к творчеству П.Романова совпал в 90-е годы с возросшей активностью национального самосознания россиян, пробуждением их соборного чувства, помогающего реально прозреть историческую судьбу Отечества. В связи с чем особо актуальным представляется нам рассмотрение того образа художественного осмысления П.Романовым исторического пути России, что воплощен в его этапных произведениях.
При всей разноаспеетности вышедших в 80-90-е годы работ, сближает их то обстоятельство, что авторами их был применен историко-литературный подход к исследованию. Осуществленный в рамках "социологической
школы" (В.Гусев), он позволил осмыслить тот комплекс национально-исторических проблем, которые подняты в творчестве писателя. В результате чего талант П.Романова был оценен на уровне бытописательства.
Тем не менее, наличие глубокого духовно-нравственного подтекста в ху дожественной ткани свидетельствует о том, что П.Романов не столько социален, как историчен. Он является писателем-мыслителем, чьи философс-ко-эстеткческие воззрения выстраиваются в определенную систему историософских представлений о сущности бытия, которые восходят к трудам А.С.Хомякова, И.Киреевского, ПЛаадаева, Н.Я.Данилевского, КЛеонтъе-сва.
Новизна исследования определяется тем обстоятельством, что изучение духовно-нравственных основ творчества писателя осуществляется с помощью так называемого аксиологического (мировоззренческого) подхода 1, позволяющего на материале этапных произведений проследить эволюцию творческих принципов на уровне философско-эстетических поисков писателя. Впервые предпринята попытка исследования художественной прозы Романова сквозь призму ведущих в отечественной духовной культуре нравственно-эстетических категорий; историзма, соборности, правосознания, национального и общечеловеческого, правствственно-эстети-ческого идеала.
Целью диссертационного исследования является изучение своеобразия философско-нравсгвенного осмысления П.Романовым судьбы России сквозь призму художественно-эстетической категории историзма.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Есаулов И. Категория соборности в русской литературе. Петразаводск, 1995. С.6.
■ > определение религиозно-1фавственных основ творческого мирови-дения писатедя;
2 ? установление особенностей художественного историзма повествований;
5; характеристика онтологических черт прозы ПРоманова; !: прояснение содержательных сторон концепции соборной личности; 5) обозначение творческих предвидений писателем исторической судьбы России.
Работа не претендует на полноту аналитического обзора всего объема вышедших из-под пера писателя произведений. Творчество П.Романова многоаспектно. Сатирическая тенденция присутствует в разговоре как сопутствующая духовно-нравственной, которая является главным п р е д м е том иследования.
Материалом для исследования послужили этапные в концептуальном отношений произведения ПРоманова: самая ранняя повесть "Детство" которая создавалась в течение 20 лет. Из рассказов взяты лишь те тематические группы, в которых, на наш взгляд, наиболее зрело в мировоззренческом отношении проявлен философско-нравствешшй аспект. А именно: лирико-философские рассказы ("Зима", "Русская душа", "Без черемухи", "Хороший характер" и др.); социально-психологические зарисовки ("Бессознательное стадо", "Дар Божий", "Хорошие места" и др.). Роман-эпопея "Русь", которую сам автор считал "единственной книгой" своей жизни.
Методологической базой диссертационной работа являются историко-литературоведческие исследования В.Скобелева, В.Гура, С.Ше-шукова, ИЕсаулова; труды, посвященные проблеме историзма: В.Новикова, Д.Лихачева, АБушмина; работы представителей отечественной фило-
софско-эстетической мысли: С.Франка, П.Флоренского, С.Булгакова, И.Ильина, М.Меньшикова; теоретические труды методологического характера: П.Палиевского, В.Гусева, В.Чередниченко; современные историософские труды: мит. Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, В.Кожино-ва, И.Солоневича; работы ведущих критиков 80-90-х годов: М.Лобанова, Ю.Селезнева, М.Назарова, Н.Федь и др.
Методы исследования: сравнительно-исторический, биографический в той мере, в какой позволяет выявить влияние фактов личной биографии на формирование мировоззренческих основ писателя, сопоставительный, описательный.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что применение аксиологического подхода позволило углубить представление о философско-нравственной основе художественных повествований П.Романова, обозначить онтологический уровень его эпического письма. На основе содержательного анализа концепции личности в научном обиходе современного литературоведения актуализировано понятие соборной личности, нравственно-этических категорий историзма, правосознания, эстетического идеала.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования материалов и результатов исследования при чтении курса "Истории русской литературы", спецсеминара по творчеству П.С.Романова, спецкурсов, посвященных философско-нравстаенной проблематике онто- ... логической прозы XX столетия и проблеме историзма "деревенской прозы".
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое мировидение П.Романова, основанное на "религии отцов и морали отцов", имеет природу религиозно-этического характера, наделе- ,, нную духовной волей и соборным мироощущением. На протяжении всей
творческой биографии писателя творческое сознание его пребывало "в сочувственном согласии с верой" (ДКиреевскнй).
2. В контексте художественных повествований П-Романова историзм-как категория мировоззренческая - позволила автору прозреть онтологические основы российского бытия (истоки соборного механизма государственного обустройства и причины его разрушения) и провиденциально определить духовные параметры нарождающейся соцкультуры.
3. Многоуровневосгь философско-нравственного содержании художественных произведений Романова позволяет установить такие онтологические черты прозы; как: приоритет первичной духовной реальности над реальностью эмпирически-чувственного характера; концепция человека, восходящая к духовно-нравственным основам соборной личности; обнаружение на уровне художественно-изобразительной системы традиционных средств, характерных для поэтики древнерусской литературы и пр.
4. Являясь приметой онтологического письма, концепция соборной личности .основанная на идее нераздельно-неслиянного единства богочеловека, обладает следующими содержательными характеристиками: формирование духовного волевого характера, обретение внутренней свободы, аскетизм мышления, внеисторизм мировосприятия, вбирающий конкретику переживаемого исторического времени посредством здорового правосознания. В духовно-нравственном отношении соборная личность иерархически выше индивидуальной.
5. Согласно историософской концепции писателя, мировоззренческий стержень которой восходит к духовно-нравственным основам Святой Руси, революция 17-го года чревата для исторического будущего Руси не столько общественно-политическими переустройствами, сколько тем, что впервые на едином духовном пространстве Отечества произошло столкновение двух противоположных культурных менталитегов: традиционного, основа-
ного на исповедании высшего гфавстаенно-эстетического идеала, и силового поля пролетарской культуры, основанной на приоритете чувственной истины. Что явится причиной дальнейших духовных деформаций.
Апробация научных результатов исследования осуществлялась в процессе подготовки и проведения курса лекций по актуальным проблемам отечественной литературы, спецсеминаров по творчеству ПРоманова, в процессе научного руководства написанием курсовых и дипломных работ по творчеству писателя. По теме диссертации опубликовано 6 публикаций.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность диссертационной работы, ее научная новизна, определяются теоретико-методологическая база, цели, задачи исследования, характеризуется степень научной адоптации обозначенных проблем в отечественном литературоведении. Оговаривается нравственно-эстетическое содержание категории историзма. Дефиниция понятая выстраивается с учетом трактовок историзма, содержащихся в работах В.Новикова, Д.Лихачева, А.Бупшина, А.Баже/юва н раскрывающих сущность данной категории с точки зрения гносеологического подхода: как степень проникновения художника в суть истории на основе знания ее законов Связывая этическое содержание категории историзма с духовной сущностью того менталитета, на творческом пространстве которого она жизнедей-ствует, за методологическую основу понятия историзма в диссертационном исследовании взята подмеченная П.ГГалиевским на основе анализа исторических поэм Пушкина такая особенность национального стиля литературы, которая заключается в "сгущении истории в идеально переживаемую
мысль - в предание" 1. В контексте исследования поэтики художественных повествований Романова под историзмом понимается мера философско-нравственного постижения писателем онтологической сути бытия, основанного на признании абсолютной духовной реальности.
В первой главе определяются духовно-нравственные основы творческого мировидения П.Романова, сформированные в лоне православного культурного менталитета. Что в творчестве предопределило уход писателя от социально-классового детерминизма и формирование объективности творческого восприятия путем обретения "духовной очевидности".
Приметой нарождающейся литературы соцреализма первых послереволюционных десятилетий, в лоне которой вызревало творчество ПРомано-ва, была утрата главной опоры художественного творчества - типичности, ориентация на социально-психологический уровень "человека массы", классово-идеологическая обусловленность характеров и сюжетных коллизий. Примечательной в контексте текущей литературы чертой художественных повествований П.Романова явилась типизация образов, основанная на осуществлении высшего нравственно-эстетического идеала христоцентризма, имплицитно присутствующего в живой повествовательной ткани, на глубоком чувстве историзма, принципах соборного мировосприятия, эстетическом чувстве внутренней гармонии, красоты.
В основе принципа типизации художественных образов лежит установка писателя на то, чтобы определить устойчивые, неизменные черты национального характера, найти причину того, "почему русский народ, помимо объективных причин, дольше всех народов остается в своем нынешнем состоянии". Для чего в основу концепции личности ПРоманов помещает "религию отцов и мораль отцов" . Класс при этом отнесен ПРомановым 1. Палиевский П. Литература и теория. М.,1979. С.52.
к внешним условиям и в сгруюуру личности не входит.
Проведенный нами сквозь призму историзма идейно-художественен-ный анализ ранних произведений П.Романова позволяет сделать вывод о наличии эволюции принципа типизации, проявленной в движении от изо-изображения социально-психологических типов эпохи - в сторону типологии устойчивых коренных черт национального характера, соотнесенных с историческим временем рубежа веков. Установление писателем типологии консервативных черт национального характера определило нравственно-этическую сторону содержания концепции личности, восходящую к соборным началам. Истоки формирования концепции соборной личности в творчестве П.Романова приходятся на самую раннюю повесть "Детство", над - которой писатель работал почти в течение почти двадцати лет.
Тема "Детства" - зарождение духовного характера соборной личности, выполненная в лирико-философском ключе, предопределила метафизический уровень разрешения внутреннего конфликта героя повести. Внешний сюжет в повести отсутствует. Композиционно повествование организовывается с помощью центрального образа-метафоры тишины, который на уровне поэтики проявляет в тексте менталитет православной духовной культуры. С одной стороны, образ тишины представлен как примета житейского быта (так было заведено, что каждый в доме спокойно занимался своим любимым делом), с другой - передавая особый, молитвенный строй души, этот образ как бы изымался автором из жизненной реальности, символизируя собой таинство соборования души, собирания человеком себя воедино.
Главный герой повести не просто молчит, он внемлет тишине, постигая себя и великую тайну жизни. Христоцентризм проявляет себя в тексте эксплицитно, ориентируясь на Евангелие: образ Христа возникает во время мо-
литвы героя, во время описания Великопостной недели, Пасхальной Лшур-гии.
Итогом творческого поиска автором устойчивых национальных черт в образе главного героя повести "Детство" явилось установление особенностей духовно-нравственного облика соборной личности: обретение внутренней свободы, аскетизм сознания (зрело промедитарованное суждение о вечных предметах), молитвенное состояние души, с помощью которого преодолевается состояние греха, способность эстетического переживания красоты (именно в момент рождения эстетического опыта происходит воссоединение человека с окружающим миром). В понимании писателя, соборная сущность личности воплощает в Себе идею богочеловечности, идею неразде-льно-неслиянного единства тварного, земного, преходящего и - непреходящего, вечного. Соборная личность иерархически выше индивидуальной. В своей духовной ипостасийности она внеисторична. Внутренний конфликт повести построен на преодолении главным героем состояния греха. Кульминационным моментом внутреннего сюжета обозначен автором момент одухотворения инстинкта. Его раскрытию способствует художественный прием усиления эмоционально-смыслового содержания эпитета: в момент особо возвышенного состояния души простой эпитет в контексте повествования перерастает в метафору: "холодная прозрачность", "унылая, великопостная тишина".
К стилистическим особенностям самой ранней повести "Детство" можно отнести преимущество живописательной манеры изображения, колорит которой создается" не за счет богатого арсенала художественных средств, а благодаря точности называния верно подмеченных деталей психологического состояния и имеющих значимость деталей быта. Сдержанность в применении автором изобразительных приемов искупается за счет появления в в тексте особых, глубоких по своей содержательной символике средств ху-
дожественной изобразительности, восходящих к поэтике древнерусской литературы, таких, например, как топос дома. В его создании проявилась такая повествовательная особенность, которая объединяет на одном смысловом пространстве лексемы "дом" два содержательных уровня: чувственно-эмпирический, бытовой (с неповторимым ванильным запахом и старинными портретами на стенах); другой - духовно-зримый, в виде пространства, которое своими корнями восходит к духовному опыту предков (подробно описанные в тексте религиозные обряды, обычаи). Это сопряжение, выявляя содержательную глубину образов, как характерологическая черта онтологического письма, явится устойчивой приметой эпической прозы П.Романова.
С точки зрения историзма повесть "Детство", прослеживая этапы внутреннего становления соборной личности, внеисторична по своему концептуальному замыслу, так как ценностные ориентиры героя соотнесены в ней с абсолютным духовно-нравственным идеалом.
Появившиеся в свет в момент работы писателя над романом-эпопеей "Русь" многочисленные рассказы, бытовые зарисовки, лирические этюды интересны как предмет исследования не только тем, что явились художественным приуготовлением к "главной книге жизни", но и тем, что они обладают несомненной художественно-исторической достоверностью, способствуют раскрытию "тайны несовершенных поступков, невысказанных мыслей, переживаний", которые таят в себе сущностное самого бытия.
Проблема души человеческой является заглавной проблемой творчества П.Романова. Идейно-композиционный строй лирико-фююсофских рассказов позволяет проследить развитие темы внутри лирического цикла повествований. Так, осуществленный в рассказе "Зима" анализ поэтики позволяет сделать вывод о том, что концепт метафоры "душа-дух" не случайно выде-выделен автором как наиболее значимый. В социально-психологических
зарисовках "Бессознательное стадо", "Божий дар", в эпопее "Русь он явится тем внутренним рубежом народной души, по границе которого произойдет раскол на индивидов, руководствующихся чувственной системой истины и тех, кто исповедует духовную истину.
Сюжетообразующей в рассказе является проблема греха, относительно которой автор композиционно выстраивает взаимоотношения героев друг с другом и с окружающим миром. Обозначенная проблема раскрывается Романовым в русле православной этики: в идейно-образной системе рассказа грех не имеет собственной онтологии, он возникает там, где утрачивается благодать, где теряет силу духовный закон. Главный герой впадает в грех, совлекается не потому, что греховной по сути является нравственная природа соблазнившей его Маши, но потому, что ослабла его собственная воля, утрачена духовная очевидность, с какой человек прозревает истину. Кульминацией возникшей психологической коллизии разлада явился момент духовного раскола личности героя: "душа его теперь далеко", "для меня она уже совсем умерла". Стилистически обозначению дайной авторской мысли способствует особое, характерное для лирико-философских повествований построение абзацей: самое главное в смысловом отношении предложение, по аналогии с сонетом, выносится в отдельную строку. Тем самым достигается идейно-смысловая "маркировка" текста, усиливающая философскую направленность творческой мысли писателя.
Онтологическая суть процесса духовного раскола осмыслена в рассказе "Зима" как момент отпадения "чувственного" начала от "спекулятивного". Душа как компромисс двух стихий - тела и .духа - совлекается в стихию телесной чувственности. В поэтике это нашло отражение в метафорическом образе "овеществленной души": "теперь душа его глуха и тяжела".
Исследуя природу индивидуального сознания, воплощенного в образе
Маши, П.Романов приходит к выводу о том, что жизненная стихия, которая ярко выражена в характере героини и увлекает в событийный круговорот окружающих, по сути своей лишена созидающего смысла. Вокруг себя она создает силовое поле, которое порождает парадоксальную на историче-ческом уровне ситуацию: жажда жизни, лишенная духовных оснований, призвана разрушать эту жизнь. В контексте повествовательного пространства в связи с образом Маши появляется образ шума. Являясь по смыслу аптошшичным образу тишины, шум воплощает в себе бессмыслицу, утрату личностным началом "третьего", духовного измерения и образование пустоты. Пространственно-временные параметры образа героини характеризуются расколотостью, иллюзорностью, которые порожденны утратой ховной очевидности, реального смысла жизни, заменой духовной воли -энергией как явлением психо-физиологического порядка. Таким образом, понятийный ряд "тишина", "смысл", "гармония", "сущность" противопоставлен в идейном замысле рассказа содержательной сущности слов: "шум", "пустота", "иллюзия", "игра". Отображенная в нравственно-этическом плане бытовая коллизия рассказа легко проецируется на ист орическую ситуацию в России рубежа векоз. Особенностью историзма рассказа можно считать онтологически верно угаданную писателем парадигму дальнейшего развития отечественной культуры, в котором замена духовной истииы на чувственную породит возможность формирования постмодернистского сознания с характерными признаками иллюзорности восприятия жизни, утраты смысла жизни и господства игры в качестве заглавного принципа художественной этики.
Относительно рассказа "Зима", в котором образ души человеческой предстает в ее абсолютной, метафизической обусловленности, в рассказе "Русская душа" проблема духовного наполнения личности воплощена автором на уровне конкретно-исторического истолкования. Внешний конф-
ликт лирико-философского повествования основан на противостоянии идеализированной антропологической сущности "настоящего, природного" русского человека, воплощенного в образе помещиков Авенира и Николая, проживающих в деревне, и цивилизованного, "прогрессивного" мировосприятия, которое нашло отражение в характере их брата, профессора Московского университета. Антиномия "интеллекта и духа", которая исторически появляется в культуре русского барокко, символизируя собой два разных способа метальной ориентации: самоутверждение в земной жизни и духовное спасение, на рубеже веков, как свидетельствует сюжетно-композицио-нная структура рассказа, нивелируется, переходя на уровень бытовой, душевной организации. Причем, простота жизнеустроения, за которой сокрыта мудрость и тайна бытия, в системе эстетических ценностей чувствования, исповедуемых Авениром и Николаем, подменяется опрощением. Хотя лексический строй диалогической речи героев рассказа вбирает в себя понятия высокие - "Бог", "душа", "вдохновение", но состояние их религиозного сознания таково, что утратив "качественную волю", оно по сути изымает из активного жизненного обихода творческое вдохновение, переводит его в ранг того непогрешимого, неприкосновенного естества, которое, по мнению П.Флоренского, составляет суть "этнического христианства" 1. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рассказе "Русская душа" концептуально значимом для проявления идейно-творческой эволюции писателя, П.Романов впервые пытается исследовать причины деформации духовного облика соборной личности. И находит их в утрате живого чувства православной веры и замене его на обрядоверие, следствием которого явилось угасание воли к жизни. Пространственно-временная характеристика жизненного поля, в каком проистекают судьбы героев рассказа, носит пря-
1. Флоренский ГГ. Записка о православии. Собр. соч. в 4-х т. Т.2. М .,1996. С.546.
меты "аисторизма", "нулевого историзма" (А.Лосев).
Своеобразие историзма в рассказе "Русская душа" определяется местом и значением, какое отводится в идейно-образной системе повествования так называемой "национальной самокритике". Тема обличения "национальных грехов", которая в полной мере воплотится в идейном замысле романа "Русь", не является в творчестве ПРоманова самодельной. Она подчинена задаче исследования механизма разрушения соборного мироуклада
Онтологический аспект ранней прозы ПРоманова формировался в связи с такой содержательной особенностью бытовых рассказов, как изображение крестьянского быта с точки зрения православной аксиологии, предполагающей сакрализацию смысла лексических понятий "земля", "хлеб", "отечество". Исходной методологической основой, определяющей типизацию характеров бытовых повествований ("Хорошие места", Бессознательное стадо", "Дар Божий" и др.), является этическая установка автора на фи-философско-нравственное воплощение идеи крестьянского труда как "особого религиозного делания" (С.Булгаков). Несмотря на разный бытовой контекст, изображенный в рассказах, объединяет их, как показало исследование, единый трагикомический подтекст. С одной стороны, сатирическое разоблачение факта изживания психологии хозяина, утраты нравственного чувства долга крестьянина перед землей и ответственности за ее историческую судьбу, обретение потребительской психологии. С другой, - присутствие в авторском голосе высокого эпического начала, направленного на утверждение нравственно-эстетического идеала православной духовной культуры.
Мотив "дармового хлеба", который обнаженно проявлен в рассказе "Хорошие места" как момент утраты сакрального смысла и "овеществленнос-ти" метафоры "земля-матушка" ("сапоги, скажем, снашиваются, так и земля" ), в рассказах "Дар Божий" и "Бессознательное стадо" перерастает в
проблему идеологической переориентации национально-исторического самосознания и обретение иной религии. Онтологической характеристикой повествовательного контекста в рассказах служит указание автора на механизм подмены культурного православного менталитета на "чувственную систему истины, которая отрицает любую Богоявленную сверхчувственную истину" и потому неизбежно материалистична (получив "дармовой хлеб" -как дар божий - от чужой беды, крестьянка на радостях крестилась, благодарила своего Бога).
Поэтика рассказа "Бессознательное стадо", выявляя эксплицитное присутствие в тексге-христоцешризма, в сцене написания стоящими в очереди за хлебом порядкового номера на руке - напрямую соотносится с библейским текстом (Откровение Иоанна Богослова, гл. 13). Верно угаданная П.Романовым духовно-нравственная парадигма новой пролетарской культуры позволила уже в начале века провиденциально определить тот знаковый образ времени, который писателем-современником определен на исходе XX столетия как Апокалипсис (см.: интервью В.Распугана с В.Кожемяко, август, 1998г.).
Своеобразие художественного историзма бытовых, социально-психологических зарисовок П.Романова заключается в умении автора соотнести в идейно-психологической характеристике героев план социально-исторических перемен с поиском тех неизменных, постоянных черт национального характера, которые позволяют русскому народу дольше всех сохранить свой нравственный облик. Этапный в творческой эволюции писателя рассказ "Без черемухи" тематически лишь условно можно отвести к бытовым сценам. Нравственно-психологическая коллизия безответной любви, которая разыгрывается на фоне коммунального быта общежития, символизиру-щего собой коллективную психологию устроителей нового социалистического будущего, раскрывается писателем в ключе высокой православной
этики. Момент противостояния в общественном сознании высших устремлений души, которые в рассказе символизирует собой образ черемухи - и воспринятых законов "свободной морали" обозначен как проблема фило-софско-нравственного звучания. Будучи исторгнутыми из лона высшей духовной реальности и вовлеченными в жизненное пространство "горизонтали", нравственно-этические категории любви, добра, красоты обрели социально-классовые очертания ("Поэзии не хватает? Так я не барон какой-нибудь.."). Анализ поэтики рассказа приводит нас к выводу о том, что утра-утра благодатную основу, историческое бытие россиян начала XX века обрело режим внешнего закона жизни, парадоксального в своей социально-этической сути: "чистота" пролетарского происхождения словно бы выверялась нарочито опрощенным, грязным бытом ("...все, что связано с заботой о красоте, мы обязаны презирать").
Существенным моментом исследования механизма разрушения соборной личности явилось в рассказе "Без черемухи" обозначение писателем проблемы эмансипации (расцерковливания) общественного сознания, понимаемого как освобождение его от догм религии и строгих законов государственной жизни. Особенностью историзма повествования явилась авторская мысль о том, что более подверженным эмансипации оказалось индивидуальное сознание, отпавшее от единого соборного разума народа. Совлеченной в грех оказалась главная героиня рассказа потому, что боялась остаться одной. Но онтологический подход к проблеме одиночества, наличествующий в голосе автора, заставляет читателя вспомнить о том, что бо-гочеловеческая сущность соборной личности включает ее личностное сознание во всеобщее духовное пространство.
Вторая глава диссертации "Роман "Русь". Философско-нравственный аспект проблемы: человек и время" посвящена исследованию идейно-художественного своеобразия эпопеи сквозь призму категорий историзма, со-
борноста, правосознания, национального и общечеловеческого. Анализ по-тики романа позволил установить закономерность развития его жанровой характеристики, которая восходит к эпосу Гоголя ("Тарас Бульба"), эпопее Л.Толстого "Война и мир". Что выходило за рамки литературно-исторического контекста эпохи, в котором место классического философско-психо-логического романа все больше занимал жанр очерка.
В сопоставлении с романами Толстого "Война и мир" или "Тихим Доном" Шолохова, можно сказать, что достоинство "Руси" П.Романова заключается не,,в колорите художественного описания или жизненной достоверности образов, а в их духовно-нравственном содержании. Главным идей ным центром романа является авторская идея, организующая повествование в русле философско-нравственного осмысления исторического пути России. С точки зрения эволюции нравственно-эстетических принципов писателя необходимо подчеркнуть, что в концептуальном своем свойстве они остались неизменными, благодаря чему ГТРоманов мог утверждать, что все созданные им на протяжении всей жизни характеры представляют собой один и тот же образ, проявленный в разное историческое время. Можно судить лишь о внутренней динамике образов, то есть о развертывании их идейно-смыслового содержания.
На основании анализа типологических свойств образов, выведенных в эпопее, можно сделать вывод о том, что каждый из них, совмещая в себе данность историческую, бытовую и реальность духовного порядка, отвечает творческой задаче воссоздания живого духовного пространства под названием "Русь". Образ Руси, олицетворяющий собой религиозно-нравственную мифологему Святой Руси, является в эпопее центральным, выстраивающим сюжетные линии романа. В архитектонике идейного замысла,ком-позиционпо представленного пятью частями романа, духовное содержание мифологемы развертывается многоуровневым приемом, который в самом
начале эпопеи раскрывает вечные, непреходящие начала в духовном облике Святой Руси. "Все было как всегда" - авторский комментарий, который лейтмотивом проходит через всю 1-ю часть романа. Благодаря эпическому размаху (обилие эпитетов- "большой", "свободный", "широкий", "без конца"; описательных картин, которые сдерживая изнутри повествование, придают ему обьем), авторская мысль организует события во времени условном ("деревня оставалась такою же, какою была пятьдесят;, сто лет тому назад"). Жизнь, изображенная в первой части "Руси", осуществляется не по астрологическому календарю, а по календарю религиозному. Реалистическая конкретика изображаемого создается за счет присутствия в тексте концептуально значимых деталей российского быта, в которых отражена живая связь поколений, традиционные праздники, обычаи. Мифологизации образа Святой Руси способствует в тексте сгущение автором истории в "идеально переживаемую мысль", в предание, которое положено в основу историзма эпопеи. Образ Святой Руси своим мифологизированным содержанием воскрешает в идейно-повествовательной структуре романа традиционный для дренерусской поэтики образ града Китежа.
Внеисторизм первой части романа сменяется двучастной архитектоникой духовно-нравственного содержания образов 2 и 3 частей романа, в которых повествуется о времени, предваряющем события первой мировой войны. Являясь органичной частью единого соборного механизма государственного обустройства России, образы народа, царя и Церкви представлены в романе в виде взаимодействующих сюжетных линий, в которых переплетаются план исторический и план надисторический или внеисторический, где проявлено авторское ощущение "великого замысла" истории.
Образ народа, представленный типологическими характерами крестьян: Данилы, работающего на полях Авенира, кучера Войекова Митрофана -претерпевает в повествовании свою внутреннюю эволюцию. Если в начале
романа Данило и Митрофан изображены богатырями, чьи силы были невостребованными в хозяйстве, то во время войны у Митрофана, попавшего в плен к немецкому помещику, автор подчеркивает пробуждение исторического самосознания. Парадоксальная историческая ситуация, в какой оказался русский народ во время мировой войны, подчеркивает предательский характер царской власти по отношению к Родине. Топос Дома, возникший в лоне изобразительного контекста, расширяет свое традиционное содержание, впервые в истории русской культуры символизируя обретение кре-- стьянином своего дома на той земле, на какой он увидел порядок в государственном обустройстве и, будучи востребованным в деле созидательном, почувствовал себя хозяином жизни.
Таким образом, образ тишины, который характеризует в тексте предвоенное состояние русской деревни, больше не наделен в романе благодатной сутью, но таит в себе тревогу ожидания внутреннего взрыва в общественной жизни страны. Социально-классовая оппозиция "крестьянин-помещик" переросла в нравственно-психологическое противостояние тех, кто уходит на войну (а ими были в основном крестьяне и те, кто не сумел добыть для себя льгот) и тех, кто всеми правдами и неправдами добился привилегии жить. В контексте онтологического письма данная оппозиция обретает ¿ эпопее метафизический смысл: противостояния жизни-смерти, бытия - небытия. Обозначенное автором в третьей чает романа противоречие внутренних сил общества подчеркивает разрушение идиллического жанра повествования, берущего начало в творчестве Н.В.Гоголя "Миргород", "Вечера на хуторе близ Деканьки"). Специфика идиллического повествования определялась не бесконфликтностью письма, но религиозно-нравственным, этическим равновесием в отношении всех членов русской обпщнности.
Исследуя механизм разрушения соборных начал российской культуры,
П.Романов в общественном сознании героев выделяет уровень общинности и соборности как живого устремления общинного сознания к осуществлению высшего нравственного идеала в истории. Разрушение единого духовного пространства Родипы П.Романов объясняет в романе моментом утраты русской общинностыо соборного чувства.
Образ Николая 11 в романе лишен правдоподобной фактографической основы. В системе образов "Руси" он играет функциональную роль. Историзм образа определяется авторской идеей разоблачения процесса угасания в русской истории великого державного начала, за которое нес бремя нравственной ответственности Царь как Помазанник Божий. Моменту нарочитого шаржирования образа способствуют использование автором гротеска, ирониии при изображении портретной характеристики, внутренних монологов Царя, его публичных выступлений перед народом. Символичный смысл обретает в тексте эпизод долгого молчания Царя в момент, когда народ с благоговением ожидал услышать от правителя "не то что слово, хотя бы звук живой..". Сакральный смысл приобретает, таким образом Слово: личность, утратившая благодатную основу, лишается дара речи. Ей нечего сказать миру. При всей шаржированности образа, исторически убедительным является вывод писателя о духовной несостоятельности Николая 11 как Царя, основными характеристиками которого в романе являются зависимость от своей жены, утрата жизненной воли, отсутствие реального представления о судьбе вверенного Богом государства.
Своеобразие художественного историзма романа "Русь" заключается в усилении в тексте философско-публицистического начала, с помощью которого автору удается выразить свое отношение к изображаемому. Особое место в образной структуре романа отведено собирательному образу русской интеллигенции, воплощенному в характерах молодого помещика Дмитрия Войекова, фабриканта Мозжухина, местного философа Авенира,
журналиста Лазарева, героя японской войны Валентина Елагина. Типологическое начало образов проявлено в отсутствии в них "личного содержания". Раскрывая общее, что характерно для мировоззрения русской интеллигенции рубежа веков, автор выделяет: такие черты, как отсутствие живой живой веры, замененной обрядоверием (Дмитрий Войеков только тогда почувствовал облегчение в жизни, когда "наконец-то освободился от бремени свободы"), релятивизм мироощущения, утрата воли к жизни. Историзм романа проявляется в попытке автора раскрыть нравственную генеа-генеалоппо интеллигенции, которая обнажает промежуточное ее положение в соборном общественном организме. Интеллигенция, по мнению Романова, это то маргинальное в духовном смысле общественное образование, которое, начиная с 17 века, находится между народом и царем, исторически отвоевывая свое право на определяющую роль в управлении государством. Философско-нравственным итогом романа-эпопеи "Русь" является установление ее автором причин разрушения соборного механизма государственной жизни России. Среди них главными являются: утрата общинностью высшего духовного идеала в виде соборности, изживание государственной воли в лице Царя-самодержца, утрата народного смысла монархии, замена живой православной веры обрядоверием, невостребованность здорового правосознания народа государственным жизнеустроением.
В заключении подводятся итоги исследования и устанавливаются его дальнейшие перспективы.
Выявленные в исследовании признаки онтологической прозы П.Романова позволяюгопределшъ перспективы дальнейшего исследования творчества писателя. Установленное своеобразие художественного историзма прозы Романова как категории мировоззренческой является ключом к осмыслению онтологической природы так называемой "деревенской прозы".
Установленный П.Романовым такой характерологический признак новой пролетарской культуры, как буржуазность, понимаемая не в плане социально-классовом, но мировоззренческом (как то мироощущение, которое сопряжено с приоритетом материального благополучия над духовным) - в полной мере отражено в идейно-художественной структуре образов повестей и романов Ф.Абрамова, В,Проскурина, В.Распутина, Астафьева. Благодаря творчеству П.Романова, И.Макарова, И.Соколова-Микитова, И.Касаткина, Б.Шергина и других писателей-"традиционалисгов" в 30-е годы текущего столетия уже был определен тог творческий путь духовно-нравственного развития реалистической литературы, который сегодня является единственно жизнеспособным.
Основные идеи н положения диссертациогаюй работы отражены в следующих публикациях:
1. "На том стоит род человеческий..." (К проблеме национального и общечеловеческого) // Кубань. 1987, №10. С.8В-90.
2. "Прорезь в небе" (К вопросу об эстетическом идеале) // Кубань.
1990, №12. С.91-96.
3. Опричнина в папахе? (К проблеме историзма) // Кубань. 1994, №4-6.
С.87-92.
4. Проблема гуманизма в русской прозе 20-30 годов XX столетия // Русская литература XX века. Учебные программы спецкурсов и спецсеминаров. Краснодар. КубГУ, 1996. С.45-49.
5. Тайна, чье имя Россия... (К проблеме онтологического аспекта прозы) // Кубань. 1997, №1. С.250-256
6. "Казачий кобзарь" Ивана Вараввы (К вопросу о народности) // Бежин луг. Москва. 1997, №2. С.68-75.
Текст диссертации на тему "Философско-нравственное осмысление судьбы России в прозе Пантелеймона Романова"
Кубанский государственный университет
На правах рукописи ЩЕРБАКОВА Наталья Ивановна
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУДЬБЫ РОССИИ В ПРОЗЕ ПАНТЕЛЕЙМОНА РОМАНОВА
10.01.01 - Русская литература
Научный руководитель -доктор филологических наук профессор КАНАШКИН В.А.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Краснодар 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3
ГЛАВА 1: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПАНТЕЛЕЙМОНА РОМАНОВА...........................13
ГЛАВА 2: РОМАН "РУСЬ". ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕН-НЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ:
ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ..................................101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................176
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...........................
185
ВВЕДЕНИЕ
Пантелеймон Сергеевич Романов вошел в отечественную литературу в 20-е годы текущего столетия. Для историка литературы эти годы представляют большой интерес. Широта таящихся здесь перспектив исследования определяется прежде всего переломным характером эпохи. По словам В.П.Скобелева, Октябрьская революция, будучи катаклизмом огромной силы, вместе с тем явилась связующим звеном всемирно-исторического развития как в области социальных отношений, так и в сфере культуры. Потому "ни величайшее историческое потрясение, ни новаторство отдель-дельных писателей, ни художественные открытия литературы в целом - ничто не нарушало плодотворную связь времен" (107, 3 ). Литература первых послереволюционных десятилетий была наследницей тех трансформированных и на новой основе сохраненных традиций, которые уходили корнями в почву изначальных культурных пластов.
"Гуси-лебеди" (1919), "Андрон Непутевый" (1922) А.Неверова, "Партизанские повести" (1921) Вс.Иванова, "Падение Дайра" (1921) А.Малышки-на, очерки и рассказы Серафимовича, Вяч.Иванова, "Голый год" Б.Пильняка - эти и другие произведения, ставшие в советском литературоведении эталоном нового, социалистического творчества, составили предмет исследования таких работ, как: "Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов" В.П.Скобелева, "Историзм, формирование, теория и типология соцреализма" С.Г.Ассадулаева, "Революция и литература. Отображение Октября и гражданской войны в русской советской литературе и становление соцреализма" Ю.А.Андреева, "О теме народа в прозе первых лет революции (1917-1921) А.Н.Смирновой , "Роман и революция. (Пути советского романа. 1917-1929)" М.Гура и др. Характеризуемые разной степенью глубины проникновения в философско-нравственную суть творческого сознания эпохи, указанные произведения концептуально объединены социа-
льно-классовым подходом к изображению народных характеров. Актуальное художественного смысла произведений в контексте данной социально детерминированной аксиологии связывается с "его политическим бытием, включенным в идейную борьбу эпохи".
За пределами внимания литературоведческой науки советской поры остались произведения писателей, достаточно активно публиковавшихся в 2030 годы: П.Романова с его повестью "Детство" (1926), романом "Новая скрижаль" (1928), повестью "Товарищ Киеляков" (1930), романом-эпопеей "Русь" (1922-1936); репрессированных прозаиков Ивана Касаткина, оставившего читателю глубокие циклы социально-психологических рассказов о крестьянском быте и Ивана Макарова, ярко запечатлевшего трагическую судьбу русского крестьянина в романе "Голубые поля", повестях "Казачий хутор" (1933), "Рейд "Черного жука" (1932); самобытного сказителя о земле русской Бориса Шергина; живописца богатств российской природы Ивана Соколова-Микитова и др.
Самым популярным и читаемым писателем той поры был Пантелеймон Романов, что признавалось не только почитателями таланта молодого прозаика, но и его оппонентами. Так, С.Ингулов, автор саркастической статьи в "Молодой гвардии" (№11, 1929) "Бобчинский на Парнасе" - вынужден констатировать факт того, что "о Пантелеймоне Романове написано гораздо больше, чем следовало бы. Его даже кто-то из критиков принимал все-рьз. О нем писали не только Фатов, Львов-Рогачевский и Никитина, но и многие из критиков-коммунистов" (45, 71 ).
"Красная газета" в декабре 1927 года сообщила, что "современную литературу возглавляет Б.Пильняк, П.Романов, К.Федин, Вс.Иванов, А.Сейфул-лина, И.Бабель, И.Эренбург, А.Н.Толстой" . По числу переводов за рубежом (более чем на десяти европейских языках) П.Романов шел вслед за М.Горьким, И.Эренбургом, А.Толстым. Только в США до Великой отечественной войны вышло 2 издания полного собрания сочинения П.Романова. "Из русских писателей по читаемости, - отмечает газета "Московский
комсомолец" от 12 сентября 1929года, - на первом месте идет Пантелеймон Романов, за ним А.Толстой, М.Горький, Вересаев, Достоевский, Лавренев и др. Старые классики читаются значительно больше, чем советские писатели (за исключением П.Романова)" .
Критикой 20-30-х годов высоко оценены были юмористические рассказы писателя (см.: Воронский А. Литературные записи.М., 1926; Полонский В. Заметки журналиста // Известия. 1927, 3 апреля; Луначарский А. Русь // Известия. 1922, 22 марта; Лежнев А., Горбов Д. Литература революционного десятилетия. 1917-1927. Харьков, 1929; Горбов Д. Итоги литературного года // Новый мир, 1925, №12; Замошкин Н. Два романа о завтрашнем дне // Новый мир, 1926, №12). Более полный обзор творчества молодого прозаика дан в работах: Никитиной Е. Пантелеймон Романов. Анализ повествовательных произведений // П.Романов. Критическая серия №13. М.: Ники-тенские субботники, 1928; Пильского П. Пантелеймон Романов // Пильский П. Затуманившийся мир. Рига, 1929; Когана Л. Комическая новелла Пантелеймона Романова // Литература и марксизм. 1929, №6; Фатова Н. Пантелеймон Романов // Прибой. Альманах. 1925, № 1. В названных работах предпринята попытка систематизации творческих поисков писателя в области сатирической манеры письма, создания типичекого образа времени, актуализации идейно-композиционных коллизий и пр.
Несмотря на большой читательский интерес современников к писателю П.С.Романову, попытки критиков 20-30 годов объективно оценить достоинство его прозы содержательного и художественно-эстетического плана ограничены были классово-детерминированным подходом. В результате чего отвергался "деклассированный " принцип типизации образов, в котором нашла отражение не героика, но "накипь революции". Восприятие творчества писателя сквозь призму социально-детерминированного подхода явилось причиной тому, что Романову было отказано в художественном мастерстве, а сам он был объявлен как явление " не литературное, но общественное".
Плодом фракционно-партийных споров явились работы: Адриганов П. Вербицкая в брюках и ее покровители // Ленинградская правда. 1926, 17 июня; Ионов П. Без черемухи // Правда. 1926, 4 декабря; Лебедев-Полянский П. Письма о литературе. Письмо первое // На литературном посту. 1927. №7; Ермаков И. Интеллигенция в зеркале П.Романова // Литературная газета. 1930, 24 сентября и др. Для современного литературоведения публичные диспуты, какие велись вокруг имени П.Романова, примечательны той своей стороной, что указывают на неоднозначную природу творческого мировидения писателя. Исповедуемые изначально П.Романовым нравственно-эстетиченские принципы не вписывались в рамки тех идейно-художественных установок соцреализма, которые были подвержены идеологическому влиянию времени.
После смерти писателя в 40-е годы, когда идеологически были узаконены духовные параметры соцкультуры, имя П.Романова было изъято из живого литературного процесса. Лишь в 70-е годы оно вновь зазвучало в работах В.Бузник, Н.Грозновой, М.Семановой, А.Вулиса как заявка на ненеобходимость ликвидировать "белые пятна" в истории отечественной литературы, открыв имена несправедливо забытых, самобытных в национальном отношении писателей. В 1988 году как продолжение разговора в США вышла монография американского ученого В.Петроченкова "Творческая судьба Пантелеймона Романова". Работа представляет интерес как опыт "стороннего" взгляда на отечественную литературу, в котором систематизирован историко-литературный и критико-биографический материал по творчеству писателя.
Этапным в изучении творческого наследия П.Романова стало появление в конце 80-х-начале 90-х годов в отечественном литературоведении работ О.Малышкиной ( "Новеллистика П.С.Романова 1920 г."), в которой предпринята попытка идейно-тематической классификации рассказов и дана развернутая характеристика поэтики, а также диссертационного исследова-
ния "Поэтика "серьезного" в сатире 1920 г. (М.Зощенко и П.Романов)", в котором сквозь призму соотнесенности творческой манеры писателя с особенностями сатирического письма Зощенко определено место Романова-сатирика в русской сатирической прозе 20-30 годов. Причем, концптуа-льно указанное исследование опирается на работу Вешнева В. "Комические близнецы (М.Зощенко, П.Романов, М.Козырев)", где типологическое сходство характеров указанных сатириков выстраивается на основе социально-исторического контекста.
Актуальность предлагаемого исследования определяется тем фактом, что, несмотря на отдельные, вышедшие в конце 80-начале 90-х годов тематические статьи-обзоры М.Злобиной, Ст.Никоненко, Л.Ореховой,, по-прежнему невыясненной остается сама природа творческого мировиде-ния писателя. И, как следствие, отсутствует адекватный подход к анализу его художественных текстов. Симптоматичным является факт того, что научный интерес к творчеству П.Романова совпал в 90-е годы с возросшей активностью национального самосознания россиян, пробуждения у них чувства соборности, помогающего реально прозреть историческую судьбу Отечества. В связи с чем особо актуальным представляется нам рассмотрение того образа художественного осмысления П.Романовым исторического пути России, что воплощен в его этапных произведениях. При всей разноаспектности вышедших в 70-90-е годы работ, сближает их то обстоятельство, что авторами их в процессе исследования был применен историко-литературный подход. Осуществленный в рамках "социологической школы" (В.Гусев), он позволил в определенной степени осознать тот комплекс национально-исторических проблем, которые подняты в творчестве писателя. В результате чего талант П.Романова был оценен на уровне бытописательства.
Тем не менее, наличие глубокого духовно-нравственного подтекста художественных повествований свидетельствует о том, что П.Романов является писателем-мыслителем, чьи философско-эстетические воззрения
выстраиваются в определенную систему историософских представлений о сущности бытия, которые восходят к трудам И.Киреевского, А.Хомякова, П.Чаадаева, Н.Я.Данилевского, К.Леонтьева.
Как и славянофилы, чей исторический метод Лев Карсавин признал "единственно верным пониманием сущности истории", П.Романов не исчерпывался добросовестным сбором фактов и их критическим осмыслением - этот участок работы составлял лишь начальный этап его творческой деятельности. Осмысление истории П.Романовым основывалось на "художественной интуиции, опиралось на внутреннее чувство человеческой истины, которое не обманет и не сможет обмануть" (51, 46 ). Абсолютная истина бытия открывается писателю в его религиозном чувстве истории. Благодаря именно православно-соборному мировидению в историософской концепции Романова снимается характерное для западноевропейской философии истории противоречие между метофизически-единым и социологически-множественным восприятием истории. В творчестве П.Романова это противоречие вбирается целостным пространством абсолютной духовной реальности, которая является основополагающей для вторичной реальности эмпирического бытия.
Новизна предлагаемого исследования заключается в актуализации аксиологического подхода (И.Есаулов) применительно к творчеству П.Романова, позволяющего на материале этапных произведений проследить эволюцию художественно-эстетических принципов на уровне философско-нраственных поисков писателя. Впервые предпринята попытка обоснования онтологических свойств художественной прозы Романов сквозь призму ведущих в отечественной культуре нравственых и эстетических категорий: историзма, соборности, национального и общечеловеческого, нравственно-эстетического идеала, правосознания.
Целью диссертационного исследования является изучение своеобразия философско-нравственного осмысления П.Романовым судьбы России сквозь призму художественно-эстетической категории историзма.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) изучение духовно-нравственных основ творческого мировидения писателя;
2)прояснение содержательных сторон концепции "соборной личности" и ее реализации в творчестве П.Романова;
3) характеристика онтологических черт прозы П.Романова;
4) определение особенностей художественного историзма повествовательных текстов, направленного на выявление сущностных основ российского бытия;
5) обозначение творческих предвидений писателем исторической судьбы России.
В контексте особенностей историософских взглядов П.Романова необходимо оговорить своеобразие нравственно-эстетического содержания категории художественного историзма. В современном литературоведении в работах В.Новикова ("Новый историзм"), А.Бушмина ("Принцип научного историзма"), Д.Лихачева ("Принцип историзма в изучении литературы"), А.Баженова ("Принцип историзма в эстетическом исследовании") и др. историзм рассматривается с точки зрения гносеологического подхода и как
СС 99 99 ££
осознанный историзм или научный историзм означает степень проникновения художника в ход истории на основе знания ее законов, умение понять и раскрыть исторический смысл явлений в реальных жизненных связях с прошлым, настоящим и будущим" (85, 275). По меткому выражению А.Толстого, бешеный конь истории был обуздан и направлен по верному пути. Подобный гностический подход к истории приводит к разрыву духовно-нравственного пространства: новое отношение к прошлому, с точки зрения "осознанного историзма", заключается в том, что "досоциалис-листические формации рассматриваются как предыстория человечества".
Изучение эволюции категории историзма не входит в круг проблем ди-
ссертационного исследования. Отметим лишь, что, связывая этическое содержание данной категории с духовной сущностью того менталитета, на творческом пространстве которой она жизнедействует, за методологическую основу понятия историзма в диссертационном исследовании мы взяли подмеченную П.В.Палиевским ("Литература и теория") на основе анализа исторических поэм Пушкина такую особенность национального стиля литературы, которая заключается в "сгущении истории в идеально переживаемую мысль - в предание" (88, 52).
Историзм художественных повествований П.Романова, основанный на художественной интуиции и "сочувственном согласии с верой" - явление, свободное от влияния социально-классового детерминизма. В системе нравственно-эстетических ценностей, исповедуемых писателем, эта категория по своему характеру является мировоззренческой. В контексте исследования поэтики художественных повествований Романова под историзмом мы будем понимать меру философско-нравственного постижения писателем онтологической сути бытия, основанную на признании существования первичной, абсолютной духовной реальности.
Работа не претендует на полноту аналитического обзора всего объема вышедших из-под пера писателя произведений. Творчество П.Романова многоаспектно. Сатирическая тенденция присутствует в разговоре как сопутствующая духовно-нравственной, которая является главным п р е д м е том иследования.
Материалом для исследования послужили этапные в концептуальном отношении произведения П.Романова: самая ранняя повесть "Детство" которая создавалась в течение 20 лет. Из рассказов взяты лишь те тематические группы, в которых, на наш взгляд, наиболее зрело в мировоззренческом отношении проявлен философско-нравственный аспект. А именно: лирико-философские рассказы ("Зима", "Русская душа", "Без черемухи", "Хороший характер" и др.); социально-психологические зарисовки ("Бессознательное стадо", "Дар Божий", "Хорошие места" и др.). Роман-эпопея
"Русь", которую сам автор считал "единственной книгой" своей жизни.
Методологической базой диссертационной работы являются историко-литературоведческие исследования В.Скобелева, В.Гура, С.Ше-шукова, В.Петелина, И.Есаулова; труды, посвященные проблеме историзма: В.Новикова, Д.Лихачева, А.Бушмина; работы представителей отечественной философско-эстетической мысли: С.Франка, П.Флоренского, С.Булгакова, И.Ильина, М.Меньшикова; теоретические труды методологического характера: П.Палиевского, В.Гусева, В.Чередниченко; современные историософские труды: мит. Иоанна Петербургского и Ладожского, В.Ко-жинова, И.Л. Сол