автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Исрапилова, Зарема Ахмедхановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Исрапилова, Зарема Ахмедхановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. БРАК.

ГЛАВА И. СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ.

ГЛАВА III. ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ГЛАВА IV. ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Исрапилова, Зарема Ахмедхановна

Актуальность темы. В нашем изменяющемся мире изучение проблем, связанных с семейно-брачными отношениями, бытовой культурой и вообще всего того, что составляет духовную культуру народа, его историческую память представляет особую актуальность, так как эпоха научно-технического прогресса внесла много нового не только в сферу материального быта, но и затронула семейно-брачные отношения, обрядность, отношение к ритуалу и церемониям.

Семейно-бытовые обряды - одно из проявлений образа жизни человека. Они сопровождают такие важнейшие события в жизни людей как создание семьи, рождение ребенка, воспитание детей в семье. Семейно-бытовые обряды способствуют созданию торжественной обстановки, праздничности, веселья, они же ритуально обставляют достойный уход из жизни, придавая такому печальному, но неизбежному событию как смерть, известную са-кральность и трепетное уважение.

Прошло время безверия и нигилизма, время борьбы с «отжившими» традициями и внедрения новых так называемых безрелигиозных обрядов. В настоящее время интерес к традициям, народным обычаям и обрядам в обществе заметно возрос. Характерная тенденция наших дней - не отрицание старых обрядов, а широкое использование положительного опыта и культурного наследия прошлого. В этой связи изучение обрядов, связанных с семейно-брачными отношениями, а также обрядов, связанных с рождением ребенка и похоронно-погребальные обряды представляют особую значимость и актуальность.

Семейно-бытовые обряды и вопросы, связанные с заключением брака являются значительным социальным явлением и от результатов их исследования во многом зависят возможности научного изучения не только собственно социальных институтов, но и вообще всестороннего исследования быта и культуры народов.

Поскольку от характера брачных отношений зависят количественный рост населения, плотность, формирование духовного облика и физического типа поколений, постольку общество с самых ранних времен было заинтересовано и сейчас заинтересовано в урегулировании этих отношений путём соблюдения как морально-обрядовых, так и законодательных норм.

Результаты исследования брачных и семейно-бытовых обрядов часто предопределяют дальнейшую научную разработку единого комплекса социальных взаимоотношений в обществе, поэтому проблему эту сегодня исследуют многие общественные науки: этнография, социология, социальная психология, психология, экономика, правоведение, демография и т.д. Каждая из них имеет свою цель, направление и методику. Подобное многостороннее исследование позволяет специалистам объяснить и проанализировать эту важную сторону социальной жизни, происхождение и развитие входящих в неё отдельных элементов и закономерность их функционирования.

Исследование брачных и семейно-бытовых обрядов в этнографии является частью крупной научной проблемы - этнической истории народов, конкретная же его цель - определение базиса происхождения каждого брачного и семейно-бытового обычая и сопутствующего ему ритуала, его сути и значения, места в общей системе семейно-бытовых отношений. Изучение содержания каждого ритуала, благодаря их устойчивости, позволяет определить - в какой социальной среде он осуществлялся. Комплексное изучение брачных и семейно-бытовых обычаев выявляет процессы в их историческом развитии. Поэтому отдельные их элементы должны рассматриваться на основании как исторических, так и современных данных. Все это убедительно свидетельствует о большом теоретическом и практическом значении всестороннего изучения брачных отношений.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является описание и исследование вопросов, связанных с браком и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала как традиционных, так и новых. При этом основной упор предполагается сделать именно на традиционном материале. Представленный инновационный материал позволит выявить степень трансформации брачных норм и семейно-бытовых обрядов в современное время.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- исследовать основные нормы брака у аварцев андалальского общества, формы и условия его заключения

- изучить и описать свадебные обряды аварцев-андалальцев

- рассмотреть и описать обряды, связанные с рождением ребенка

- исследовать похоронно-погребальные обряды

- определить степень инноваций в брачно-семейных отношениях и в семейно-бытовых обрядах.

Хронологические рамки в работе строго не определены, но поскольку речь в основном будет идти о традиционном обществе, то предполагается, что это будет период - конец Х1Х-нач. XX в. Что касается инновационных процессов, то они затрагивают весь XX век, но особый упор делается на последних 20-30 годах, т.е. с 70-х годов и до наших дней.

Методологической основой диссертации в рассматриваемом контексте является сравнительно-исторический метод. Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды российских и дагестанских этнографов: Г.Ф.Чурсина, Е.М.Шиллинга, М.О.Косвена, Ю.В.Бромлея, Н.А.Кислякова Н.П Лобачевой, С.Ш.Гаджиевой, М.А.Агларова, Я.С.Смирновой и др.

Новизна и практическая значимость диссертации. Работа является первым опытом комплексного изучения брачных и семейно-бытовых обрядов аварцев Андалала как традиционных, так и инновационных. В научный оборот включено значительное количество нового материала, главным образом полевого. Разрабатываемый в работе комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на ряд не изученных или малоизученных проблем и значительно расширить сведения по этнографии аварцев. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов, при публикации статей по этнографии народов Дагестана.

Состояние изученности проблемы. Состояние изученности вопросов, связанных с браком и семейно-бытовой обрядностью, несмотря на давний интерес этнографической науки к этим проблемам, оставляет еще много места для исследования. В таком уникальном регионе, каким является Дагестан, народные традиции, обычаи и обряды, несомненно, представляли собой богатейшую находку для исследователей. Тем не менее, сведения дореволюционных авторов о семейно-бытовых обрядах аварцев весьма скудны. Еще меньше этих сведений, относящихся к андалальским аварцам.

Выдающаяся роль в распространении этнографических знаний принадлежала газете «Кавказ», которая начала выходить в 1846 г. в Тифлисе. Более двадцати лет газета «Кавказ» была едва ли не единственным периодическим изданием, где регулярно печатались статьи различного содержания на этнографические темы1.

Среди работ, содержащих обширные этнографические сведения о горцах Дагестана, следует назвать статью Н.Абельдяева «Заметки о домашнем быте дагестанских горцев» . Это - весьма содержательный очерк, который относится к населению Мехтулинского ханства, северной части Даргинского округа и части Казикумухского владения. Но, как отмечал сам автор, «все сказанное здесь о домашнем быте этих горцев может относиться и ко всем вообще дагестанским горцам» . Наряду с разнообразными вопросами этнографического характера рассматриваются также вопросы, связанные с семейными отношениями.

Косвен М. О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС.- 1962,- Ч.З.- С.321.

2 Абельдяев Н. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // К,-1857.-№50-51.

3 Там же.

Разносторонние и содержательные статьи о Дагестане принадлежат П.Г.Пржецлавскому1. Сведения, сообщаемые автором в одной из них, относятся к населению Мехтулинского ханства, а в другой - к жителям Гуниб-ского округа и другим аварским территориям, еще недавно находившимся в подчинении у мюридов Шамиля. В них содержатся интересные и при этом весьма подробные сведения о браке и семейно-бытовых обрядах: свадьбе, родильных и похоронных обрядах.

Свидетельством возросшего интереса к жизни и быту кавказских народов явилось возникновение первого серийного издания «Сборника сведений о кавказских горцах» (далее - ССКГ), издававшегося в Тифлисе. За время издания этого сборника (1868-1881 гг.) на его страницах появилось множество интересных статей и очерков, посвященных Дагестану и его народам. В них содержится ценный материал, отражающий различные стороны быта горцев2.

Особо следует сказать о Н.Львове, в работах которого содержаться ценные сведения о браке и семейно-бытовой обрядности аварцев. Волею судьбы он дважды побывал в плену у горцев-аварцев. Живя среди них, он изучил их язык и обычаи. Его перу принадлежат две довольно объемные ста

•5 тьи об аварцах, их быте и нравах .

1 Пржецлавский П.Г. Нравы и обычаи в Дагестане // ВС.- 1860.- № 12; его же. Дагестан его нравы и обычаи // ВЕ.- 1867.- Т.З.

Омаров А. Воспоминания муталима//ССКГ.- 1868.-Вып. 1; 1869.-Вып.2; его же. Как живут лаки // ССКГ.- 1870.- Вып.3-4. Воронов Н.И. Из путешествия по Дагестану//ССКГ.- 1868.-Вып.1; 1870.- Вып.З; АмировГ.-М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста) // ССКГ.- 1873.-Вып.7.

3 Львов Н. О нравах и обычаях дагестанских горцев // К.- 1867.- №70-73; его же. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ,- 1870.- Вып.З.

Примерно в это же время появился труд Н.Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе» (Т. I.: Очерк Кавказа и народов его населяющих), где он подытожил и обобщил весь собранный к тому времени этнографический материал по всему Кавказу1. Особый интерес представляет первая книга этого тома, посвященная народам Кавказа Довольно обширный материал представлен в разделе о народах Дагестана. И хотя описания Дубровина основываются на опубликованных данных, они представляют большую ценность, так как в них широко использованы все имевшиеся источники и публикации. Это делает труд Дубровина важным средством для изучения этнографии Дагестана. Значительное место в описаниях Дубровина уделено браку и различным обрядам, в том числе семейным. В работе широко привлекается и аварский материал.

Важное значение для темы нашего исследования имеет опубликованная в ССКГ статья А.В.Комарова «Адаты и судопроизводство по ним»2. Она написана исключительно по материалам Дагестана с использованием большого числа источников и прежде всего адатов. Наряду с многочисленными рассмотренными вопросами, относящимся к судопроизводству, Комаров дал оценку и комментарии адатам по брачным делам.

С начала 80-х годов XIX в. появилось новое серийное издание -«Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (далее -СМОМПК). Ряд публикаций в указанном сборнике посвящены дагестанским селениям. Особый интерес для нас представляет статья О.Каранаилова о селении Чох3. Это, пожалуй, единственная в дореволюционное время публикация, относящаяся к андалальским аварцам. В ней наряду с прочими вопро

Дубровин Н. Указ. соч.- Т.1: Очерк Кавказа и народов его населяющих.- Кн. 1: Кавказ.- СПб.,1871.

2 Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним: (Материалы для статистики Дагестанской области) // ССКГ.- 1868.- Вып.1.

3 Каранаилов О. Аул Чох // СМОМПК.- 1884.- Вып.4. сами он описывает свадебные обряды, причем весьма подробно. Касается он также и других семейно-бытовых обрядов. Каранаилову принадлежит также неопубликованная работа о свадебных обрядах некоторых аварских селений, в которой особое внимание уделено зрелищно-развлекательной стороне свадьбы1.

Огромный вклад в изучение народов Дагестана внес М.М.Ковалевский. Юрист по образованию, Ковалевский имел весьма разнообразные научные интересы. Его знаменитый труд «Закон и обычай на Кавказе» не потерял своего значения и в настоящее время2. Значительная по объему часть его монографии посвящена горцам Дагестана. Особенно пристальное внимание он уделил обычному праву дагестанцев, тухумной орга

V/ I—' низации и внутритухумнои эндогамии, семейным обычаям, имущественному и наследственному праву, а также браку и свадебным обрядам.

Необходимо отметить ряд публикаций, появившихся в конце XIX-начале XX в. Здесь следует назвать статью А.Т.Васильева «Тавлинцы», в которой автор акцентировал внимание на таких сторонах жизни и быта горцев, 2 как похищение невесты, обрядах при рождении ребенка, гостеприимстве .

Ценные сведения об обрядах и обычаях, правда, у тюркских народов (кумыки, ногайцы), содержатся в монографии Н.Семенова «Туземцы северовосточного Кавказа»4. Однако некоторые его материалы представляют интерес и для темы нашего исследования.

Среди авторов, писавших о Дагестане, следует также отметить А.П.Андреева. Его заметки «По дебрям Дагестана» представляют собой главным образом его путевые впечатления, в которых ему удалось передать

Каранашов О. Бытовые адаты и песня аварцев // РФ ИЯЛИ.- Ф.9.- Оп.1.-Д.99.

2 Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.- М.,1890.- Т.1-2.

3 Васильев АЛ. Тавлинцы//НО.- 1889.-№ 1919.

4 СеменовН. Туземцы северо-восточного Кавказа.- СПб., 1895.- С.262. колорит горской жизни конца XIX века1. Отдельные рассматриваемые им сюжеты касаются семейных обычаев и нравов горцев.

Интересны также путевые очерки К.Ф.Гана и прежде всего тем, что он широко привлекает аварский и даже андалальский материал, говоря об обычаях и обрядах горцев2.

Особо следует сказать об Алиханове-Аварском. Заметки этого дагестанского автора, аварца, в течение 1895 и 1896 гг. печатались в газете «Кавказ»3. В них приведен разнообразный этнографический материал, в том числе о свадебных обычаях и обрядах. Автор значительную часть материала в своих очерках посвящает аварцам.

К началу XX в. относится серия публикаций о Дагестане А.Золотухина в издававшейся в Ставрополе газете «Северный Кавказ». Среди очерков особо следует отметить очерк о Гунибском округе, в котором он касается быта и нравов аварцев4.

Интересные сведения о некоторых брачных обычаях содержатся в статье Д.Б.Бутаева «Ловля жениха»5. Среди других работ этого автора следует также отметить статью, посвященную свадьбе лакцев6.

Новый этап в изучении Дагестана наступил в советское время. Он ознаменовался оживлением интереса и к этнографии. Уже в начале 20-х годов в Дагестан была послана комплексная экспедиция, участники которой побы

1 Андреев А.П. По дебрям Дагестана // ИВ.- 1899.- Т.78.- С.678-679.

2 Ган К. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан летом 1898 года // СМОМПК.-1902.-Вып.31.

Алиханов- Аварский A.M. В горах Дагестана: путевые впечатления и рассказы горцев // К!-1895.- № 1-339; 1896.-№ 55.-337.

4 Золотухин А. Гуниб Дагестанской области (Из жизни горцев дагестанцев). Переселение кочевников // CK.- 1901.- № 72.

5 Бутаев Д.Б. Ловля жениха // Каспий.- 1906.- № 38.

6 Бутаев Д.Б. Свадьба лаков // ЭО,- 1915.- № 1-2. вали в разных частях Дагестана и собрали интересный этнографический материал1.

К Дагестану было привлечено также внимание известных этнографов. В их числе был Г.Ф.Чурсин, известный еще с дореволюционных времен этнограф-кавказовед. В своем этнографическом очерке «Авары», написанном по результатам поездки в Гунибский округ в 1927 г., он поднимает самые разнообразные вопросы, касавшиеся жизни и быта аварцев . Особенно ценные сведения относятся к семейно-бытовым обрядам - свадебным, родильным и похоронным.

Среди исследований, посвященных Дагестану, следует отметить неопубликованную работу Башира Далгата «Обычное право и родовой строй народов Дагестана». В ней он дает характеристику различным сторонам жизни и быта дагестанцев, их обычаям и обрядам, в том числе и семейноо бытовым . Особо хочется отметить ценнейшее собрание материалов по обычаям и обычному праву даргинцев4. Однако его материалы содержат самые разнообразные сведения, касающиеся форм брака, свадебной обрядности и целого ряда других сторон быта даргинцев. Значение этих материалов состоит не только в том, что они представляют ценность как этнографический

1 Буткевич Б. Запись об участии в Дагестанской этнографической экспедиции. 1925 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.49; Данилина Н.П. Этнографическое обследование дидоев // Там же.- Д.66; Попов Н.П. Рукопись путевых очерков участника этнографической экспедиции. 1925 года в Дагестане // Там же.- Д.42.

Рукопись хранилась в РФ ИИАЭ и в 1995 г. опубликована, см.: Чурсин Г.Ф. Авары. Этнографический очерк.- Махачкала, 1995.

3 Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана. 1934 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.22.- Л.41.

4 Далгат Б. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана.- Махачкала, 1968. источник, но и как исследование прошлого и не только даргинцев, но и вообще всех горцев Дагестана.

Большая заслуга в этнографическом изучении народов Дагестана принадлежит Е.М.Шиллингу. Им написаны яркие и выразительные очерки о народах Дагестана, в том числе и об аварских народностях. Они содержат самые разнообразные сведения об их жизни и быте. Не оставил он без внимания и семейно-бытовые обряды1.

Выдающийся вклад в изучение народов Кавказа и в становление кавказоведения, как направления в отечественной этнографии, внес М.О.Косвен . Большую известность ему принесла разработка теории семейной общины и патронимии3. При разработке этих проблем Косвен широко привлекал материал по народам Кавказа и Дагестана.

Свой вклад в изучение этнографии Дагестана внесли и другие советские и российские этнографы. Среди исследователей, занимавшихся изучением народов Дагестана, а именно аварцев, следует назвать З.А.Никольскую. В круг ее научных интересов входили прежде всего семейные отношения и семейно-бытовая обрядность4.

Из числа этнографов, занимавшихся изучением Дагестана, следует отметить Г.А.Сергееву. Ее исследования затрагивают самые разнообразные

1 Шиллинг Е.М. Малые народы Дагестана.- М., 1993; Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана.- Махачкала, 1996.

Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС.- 1955.- Вып.1; 1958.- Вып.2.- 1962.- Вып.З; его же. Этнография и история Кавказа.- М.,1961. 3

Косвен М.О. Семейная община и патронимия.- М., 1963.

4 Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ.- 1946,- № 2. ее же. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. // КСИЭ.- 1949.- Вып.8; ее же. Аварцы // Народы Дагестана.- М., 1955. вопросы, в том числе о положении женщины, ее роли в семье, семейно-бытовым обрядам и др.1.

Говоря об этнографах, чьи исследовательские интересы связаны с Дагестаном, нельзя обойти вниманием Ю.Ю. Карпова. Его работы содержат ценные сведения о семейных обычаях и обрядах горцев Дагестана2.

Выдающийся вклад в развитие этнографии и в дело этнографического изучения народов Дагестана вносят дагестанские этнографы, среди которых прежде всего следует назвать крупнейшего дагестанского этнографа С.Ш.Гаджиеву, чьи исследовательские интересы весьма разнообразны. Однако наиболее ярко ею исследованы вопросы, связанные с семьей и браком, семейными обычаями и обрядами, как у отдельных народов, так и в целом по Дагестану3.

Столь же весомый вклад в исследование семьи, брака и семейно-бытовых обрядов народов Дагестана внесли и другие дагестанские этногра

1 Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана // КСИЭ.- 1959.- Вып.32; ее же. Положение женщины в дореволюционном и советском Дагестане // КЭС.- 1969.- Вып.4. ее же. Арчинцы.- М.,1967; ее же. Похоронные обряды народов Дагестана: традиции и современность // Похоронно-поминальные обряды.- М.,1993.- С.229-255;

2\

Карпов Ю.Ю. Джигит и волк.- СПб., 1996; его же. Женское пространство в культуре народов Кавказа - СПб., 2001. л

Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование.-М., 1961.ее же. Семья и семейный быт народов Дагестана.- Махачкала, 1967; ее же. Семья и семейный быт дореволюционного Дагестана // Современная культура и быт народов Дагестана.- М.,1971.- С.153-166; ее же. Очерки по истории семьи и брака у ногайцев Х1Х-начало XX в. - М.,1979; ее же. Семья и брак у народов Дагестана в Х1Х-начале XX в.- М.,1985; ее же. Дагестанские терекеменцы Х1Х-начало XX в.- М.,1990; ее же. Дагестанские азербайджанцы Х1Х-начало XX в.- М.,1999 и др. фы, в их числе: С.С. Агаширинова., М.М. Ихилов, А.Г. Булатова, М.А. Агла-ров, Б.М. А.И. Исламмагомедов, Алимова, С.А. Лугуев, Б.Р. Рагимова, М.К. Мусаева М.К., М.Ш.Ризахаиова, и др. Ценные сведения о браке и семейно-бытовых обрядах содержатся в их монографиях, статьях1. Особо следует от

1 Алиев А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ.- 1953.- № 4; Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин (XIX-нач. XX в.) // УЗ ИИЯЛ.- 1964.-Вып.12; ее же. Патронимия у лезгин // УЗ ИИЯЛ.- 1965.- Вып.14; ее же. Материальная культура лезгин XIX-начало XX в.- М.,1978; Ихилов М.М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ.- 1950.- № 1; его же. Народности лезгинской группы,- Махачкала, 1967; Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в XIX в. // СЭ.- 1964.- № 6; его же. Сельская община в Нагорном Дагестане в

XVIII-начале XIX в.- М.,1988; Булатова А.Г. Лакцы (Х1Х-нач.ХХ в.): Исто-рико-этнографические очерки.- Махачкала, 1971; ее же. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX века.-Л.,1988; ее же. Лакцы: Историко-этнографическое исследование (XIX-начало XX вв.).- Махачкала, 2000; Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан.- Махачкала, 1989; ее же. Табасаранцы (XIX-XX в.): Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1992; ее же. Ботлихцы Х1Х-нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1993 (совм. с Д.М.Магомедовым); ее же. Годоберин-цы: историко-этнографическое исследование XIX-XX в.- Махачкала, 1997 (совм. с С.А.Лугуевым)', ее же. Кайтаги Х1Х-нач.ХХ вв.: историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1998; Мусаева М.К. Хваршины

XIX-XX в.: историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1995; Лугуев С.А. Бежтинцы в XIX-нач. XX вв.: историко-этнографическое исследование.- Махачкала, 1994 (совм. с Д.М.Магомедовым); его же. Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX веках (аварцы, даргинцы, лакцы).-Махачкала, 1999 (совм. с Б.Б.Булатовым)-, его же. Дидойцы (цезы) Махачметить историко-этнографическое исследование андалальцев, проведенное А.И. Исламмагомедовым1. К сожалению, работа не опубликована и хранится в Рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Специальный отдельный раздел в его исследовании посвящен семейным обрядам.

Источники. Источниковую базу исследования составили: 1) полевой этнографический материал; 2) обычное право - адаты; 3) литературные источники и исследования; 4) архивный материал и материалы Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; 5) фольклор.

Важнейшим источником для исследования данной проблемы является полевой этнографический материал. В диссертации привлекается полевой материал, собранный в районе проживания андалальцев: (сел. Бацада, Унты, Шулани, Кулла, Ругуджа, Салта, Кегер, Кудали, Обох, Согратль, Чох, Ме-геб, Гамсутль Гунибского района) в 1999-2001 гг. Материал собирался по кала, 2000 (совм. с Д.М.Магомедовым)\ Семейный быт народов Дагестана.-Махачкала, 1980; Быт сельского населения Дагестана (XIX-нач. XX в.). -Махачкала, 1981; Вопросы общественного быта народов Дагестана (XIX-нач.ХХ в.).- Махачкала, 1987; Брак и свадебные обряды у народов Дагестана в Х1Х-нач.ХХ в.- Махачкала, 1986; Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. Махачкала, 1988; Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала XX в. Махачкала, 2001; ее же. Семейная обрядность лезгин (вторая половина Х1Х-нач.ХХ в.).- Депон. в ИНИОН РАН,- М.,1991; Ризсосанова М.Ш. Гунзибцы XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование - Махачкала, 2001; Исламмагомедов А.И. Общественный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Рукопись. 1990 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.-Оп.З.- Д.717 и др.

1 Исламмагомедов А.И. Общественный быт андалальцев XIX - начало XX в.

Махачкала, 1993 // РФ ИИАЭ. - Ф. 3. - Оп. 3. - Д. 779. индивидуальной программе, охватывавшей широкий спектр вопросов по браку и семейно-бытовой обрядности.

Ценный материал по семейно-брачным отношениям содержат адаты. В Дагестане почти каждое сельское общество или союз сельских общин имели свои законы - адаты, решения, предписания - регулировавшие различные стороны их жизни, а также правовые взаимоотношения между членами общества. Имелись такие адаты и у андалальцев. Они опубликованы в специальных сборниках1.

В диссертации широко используются литературные источники: статьи и очерки, помещенные в различных периодических изданиях; труды ученых и исследователей. Они затрагивают практически все аспекты изучаемой проблемы. Большинство литературных источников помещены в периодических изданиях тех лет («Кавказ», «Военный сборник», «Вестник Европы», «Исторический вестник», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Кавказский сборник», «Северный Кавказ», «Каспий» и др.).

Безусловно, ценным материалом при исследовании семейно-бытовых обрядов является фольклор. В работе привлекаются фольклорные материалы, собранные автором и опубликованные фольклорные тексты.

В работе привлекаются некоторые архивные материалы (Ф.2.- Канцелярия военного губернатора Дагестанской области, Ф. р-566), а также материалы Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН, главным образом неопубликованные труды этнографов.

Структура диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате изучения и сопоставления, имевшихся в нашем распоряжении этнографических материалов, архивных и письменных данных, установлено, что брак в Дагестане представлял и представляет собой сложный и многоступенчатый институт, характеризовавшийся как общими народными традициями, так и отдельными региональными специфическими особенностями.

Сравнение и анализ брачных обычаев населения разных уголков Дагестана убеждают в их единстве, схожести, в общности их происхождения и путей развития. Брак и брачные нормы андалальцев составляли единое целое с аварцами Нагорного Дагестана. В то же время имелись существенные различия в условиях заключения брака с народами Южного и Равнинного Дагестана (отсутствие калыма у андалальцев, обеспечение невесты землей в качестве приданого и при заключении магьара). Формы заключения брака также имели некоторые специфические особенности. Похищения и побеги у андалальцев встречались значительно реже, почти не практиковалось повторное замужество вдов, особенно с детьми.

Анализ семейно-бытовой обрядности андалальцев показал, что она в целом была единообразна. Более того, она имела много общего и с обрядностью других народов Дагестана, что, несомненно, свидетельствует об их единой основе. Выполняя важнейшую роль в жизни общества, семьи и каждого отдельного человека, семейные обряды - свадебные, родильные и похоронные - по своему характеру и содержанию достаточно отличались друг от друга. Объединяло их то, что все они одинаково были связаны с основными циклами жизнедеятельности человека: рождение, вступление в брак, смерть.

Для свадебной обрядности в исследуемое время в большей степени были характерны элементы зрелищно-развлекательного характера. Свадьба -это праздник нередко для всего села, красочное и яркое событие, привлекавшее к себе почти всех его жителей (если село было небольшим). Неотъемлемой частью свадебного празднества являлись всевозможные театрализованные представления с участием шуточных персонажей и ряженых, с обилием танцев, скачек и других развлекательных действий. Ритуалы свадьбы были весьма разнообразны - от магических до символико-демонстративных. Среди магических обрядов превалировали те, которые должны были обеспечить молодой семье счастливую жизнь и здоровое потомство. Эти обряды были самыми многочисленными и сопровождали свадебную обрядность на протяжении всех ее циклов (осыпание невесты зерном и сладостями, раздавливание ложки или блюдца с маслом, обмазывание медом и т.п.). В них отчетливо проявляется магия плодородия. Другие магические действия имели более скрытый характер и были направлены на защиту молодых от всяческого воздействия сверхъестественных сил, злых духов, сглаза и т.п. (приемы апотропеической магии). Целая серия защитных мероприятий была предусмотрена во время церемонии мусульманского заключения брака - магъар и др. В конечном итоге и эти действия имели своей целью обеспечить молодых здоровым потомством. Остальные магические обряды в общей массе были незначительны.

Особенно многообразными были обряды символико-демонстративные. Ритуалы этой группы совершались открыто, принародно, как, например: шествие с подарками в дом к невесте, демонстрация приданого, поздравление невесты, вывод новобрачной и множество других обрядов и церемоний. В канву этих обрядов неизбежно вплетались и действия зрелищно-развлекательного характера.

Особую группу обрядов составляли те обряды, в основе которых лежали определенные правовые нормы, и подготовительные обряды социализирующего характера, которые обеспечивали переход молодых из одной группы в другую. Обряды этой группы пронизывали весь цикл свадебных обрядов - от первоначальных уговоров о материальных условиях брака (сватовство, обручение) до мусульманского обряда заключения брака. Социальный переход молодых в ритуализированной форме отчасти выражался в таких обрядах, как девичник, прощание жениха с холостой жизнью, церемония утверждения новой семьи в кругу родственников и в сельской общине и т.п.

Родильные обряды в отличие от свадебных были практически лишены развлекательности и зрелищности. Однако и этот обрядовый комплекс был весьма неоднороден и включал в себя как обряды магического, так и обряды социализирующего характера. Но если в свадебной обрядности в магических ритуалах преобладали обряды, направленные на обеспечение молодых потомством, то в родильной обрядности основными были обряды и действия, цель которых - защита роженицы и новорожденного от якобы возможного воздействия сверхъестественных сил, злых духов и т.п. С этими же обрядами была связана целая система запретов и ограничений. Обряды социализирующего характера или обряды приобщения, призванные приобщить ребенка к окружающей среде, к обществу (посещение роженицы с ребенком группой женщин, ритуальная трапеза), отражали вместе с тем и определенные возрастные этапы жизни ребенка (первая стрижка, обряды с появлением и выпадением зуба, первый шаг, обрезание и др.).

В сравнении со свадебными и родильными обрядами в похоронных или погребальных обрядах андалальцев существенный приоритет принадлежал мусульманскому духовенству, а потому этот обрядовый комплекс обнаруживал много общего с похоронной обрядностью других народов, испове-дывавших ислам. В основе большинства погребальных ритуалов лежали нормы и предписания шариата, которые способствовали тому, что многие из них продолжают на протяжении веков оставаться неизменными. Однако в этих ритуалах сохранялись и элементы домусульманских верований и обрядов. Они не были лишены и этнически специфических черт, особенно в части послепогребальной обрядности.

Безусловно, семейная обрядность в известной мере отражала существовавшие общественные отношения и в соответствии с ними происходила динамика ее основных форм. Изменения наметились еще до Октябрьской революции 1917 г., они были связаны с теми процессами, которые происходили в андалальском обществе: проникновение товарно-денежных отношений, рост отходничества, частичное разрушение традиционных родственных связей.

Коренное переустройство жизни горцев началось с Октябрьской революции. В первые годы Советской власти были приняты ряд декретов и постановлений, которые в конечном итоге трансформировали бытовой уклад их и духовную культуру. Октябрьская революция способствовала преобразованию форм собственности, хозяйства, вместе с тем началась и работа по ликвидации неграмотности, юридическому уравниванию прав женщины наравне с мужчиной. Провозгласив отделение церкви от государства, новая власть повела решительную борьбы на ликвидацию старых "отживших" ада-тов. В создании новой, безрелигиозной обрядности виделось важное средство коммунистического воспитания масс. В Дагестане внедрение и быт новых обрядов зачастую проводилось без учета специфики горской действительности. Искоренялся целый пласт народной культуры, традиций, обычаев, обрядов. И этот процесс был характерен не только для Дагестана. По всей стране утверждение новых форм общественной и семейной жизни привели к заметному отходу от традиционных форм обрядности.1 Происходило это, разумеется, не сразу, а постепенно. В Дагестане этому способствовали также индустриализация и усилившаяся урбанизация, вызвавшие отток сельских жителей в города, где влияние многонационального окружения и стандартизация быта трансформировали многие стороны традиционной обрядности. Среди факторов, повлекших изменение некоторых традиционных черт обрядности, явилось массовое переселение с гор на равнину.

В конце 50-60 гг. в целях развития культуры и атеистического воспитания началась вестись работа по созданию новой гражданской обрядности.

1 Лобачева Н.П. О формировании новой обрядности у народов СССР // СЭ.-1973.-№4.-С. 14-24.

В Дагестане при областном и районных комитетах КПСС были созданы комиссии по внедрению новых безрелигиозных обрядов. Было нарушено естественное, спонтанное развитие обрядов, что привело к утрате многих положительных сторон этих обрядов. Образовавшуюся брешь с поразительной быстротой заполнили различные негативные новшества.

О процессах, происходящих в семейно-бытовой обрядности андалальцев в настоящее время, нельзя сказать однозначно. Каждая из ее подсистем претерпела соответствующую трансформацию в той или иной мере.

Современные брачные нормы, условия и формы заключения брака у андалальцев, осуществляются в полном соответствии с нормами российского (ранее советского) законодательства.

Современная свадебная обрядность андалальцев представляет собой сложное переплетение традиционных и новых форм. На нее не могли не оказать влияния новый тип семейно-брачных отношений. Нельзя не отметить, что свадьба стала более демократичной. В структуре ее появилось новое звено - регистрация в ЗАГСе.

Вместе с тем, структура традиционной свадьбы по-прежнему составляет основу современной свадьбы, хотя некоторые ее звенья, особенно в предсвадебной и послесвадебной части, значительно сокращены и упрощены. Видоизменились и ритуалы свадьбы. Можно сказать, что она почти лишилась ритуалов магического содержания, а те оставшиеся, как, например, осыпание невесты сладостями и др. все больше выполняют символико-демонстративную функцию. К сожалению, приходится констатировать, что современная свадьба утратила многие свои положительные черты истинно народного празднества, яркую зрелищность и привлекательность. И напротив, в ней все больше стали проявляться негативные тенденции, чего раньше она была лишена: обильные алкогольные возлияния, возросшие материальные расходы на вынужденные подарки и свадебный стол. Интернационализация быта отчасти привела к проникновению в свадебную обрядность андалальцев элементов общесоветских гражданских ритуалов.

Родильная обрядность в современных условиях из всех видов семейных обрядов претерпела наиболее существенные изменения, можно сказать коренные. Изменилась прежде всего структура: отпала целая группа обрядов и действий магического характера, связанных с родами и первыми днями после родов. С появлением и ростом сети медицинских учреждений и родильных домов исчезли и другие магические обряды, связанные с рождением ребенка. Иным стало отношение к оберегам, прибегают к ним не повсеместно, зато усилилась та часть обрядности, которая касается празднования в честь появление ребенка на свет, наречения имени. В цикле детских обрядов появились такие в прошлом нетипичные для народов Дагестана, как празднование дня рождения и других возрастных этапов (получение паспорта, окончание средней школы, поступление в ВУЗ, получение диплома и т.п.).

Похоронная обрядность, как наиболее консервативная часть семейной обрядности, подверглась весьма незначительной трансформации. Современные похоронные обряды андалальцев, как и традиционные, в основном имеют общеисламский характер. Имеющиеся перемены касаются преимущественно послепогребальной части. Повсеместно стали отмечать годовщину со дня смерти, что прежде встречалось редко.

Итак, семейные обряды аварцев-андалальцев продолжают сохранять в своей массе традиционную основу, хотя и в различной степени. В последнее время интерес к традиционным народным обычаям и обрядам в обществе заметно возрос. Характерная тенденция наших дней - не отрицание старых обрядов, а широкое использование положительного опыта и культурного наследия прошлого.

 

Список научной литературыИсрапилова, Зарема Ахмедхановна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Постановление Даг. ЦИК 7 марта 1926 г. «О правах трудящихся женщин-горянок // ЦГА РД. Ф.566-р. - Оп.2. - Д.1.б) Материалы Рукописного фонда ИИАЭ и ИЯЛИДНЦ РАН

2. Буткевич Б. Запись об участии в Дагестанской этнографической экспедиции. 1925 г. //РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.49.- 29 л.

3. Гаджиев Г.А. Багулалы в Х1Х-нач.ХХ вв. Историко-этнографическое исследование // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д.787.- 230 л. Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана // РФ ИИАЭ.-Ф.5.- Оп.1.- Д.22.-76 л.

4. Данилина Н.П. Этнографическое обследование дидоев // РФ ИИАЭ.- Ф.5.-Оп.1.- Д.66.-41 л.

5. Исламмагомедов А.И. Общественный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. 1990 г. // РФ ИИАЭ.- Ф.З.- Оп.З.- Д.717.- 360 л.

6. Исламмагомедов А.И. Общественный быт андалальцев XIX начало XX в. Махачкала, 1993 // РФ ИИАЭ. - Ф.З. - Оп.З. - Д. 779.

7. Исламмагомедов А.И, Дибиров М.А. Аварцы: Этнографическое исследование. Махачкала, 1998 // РФ ИИАЭ. Ф. 3. - Оп.З. - Д. 860. Ичалов Г.Х. Полевые записи по истории аулов // РФ ИИАЭ. - Ф.1. - Оп.1. -Д. 487.

8. Каранашов О. Бытовые адаты и песня аварцев // РФ ИЯЛИ.- Ф.5.- Оп.1 .-Д.65.- 17 л.

9. Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды аварцев, связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала, 2000 // РФ ИИАЭ. Ф.З. - Оп.З. -Д.887. - 75 л.

10. Попов Н.П. Рукопись путевых очерков участника этнографической экспедиции в Дагестане // РФ ИИАЭ.- Ф.5.- Оп.1.- Д.42.- 132 л.в) Опубликованные документы и материалы

11. Адаты Гунибского округа // Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899.- С.267-430.

12. Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Сост. А.Омаров Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1968.-240 с. Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х века: Архивные материалы / Сост. X.О.Хашаев. - М.:Наука, 1965.- 268 с.

13. Свод решений обязательных для жителей Андалальского округа // Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х века. М., 1965.- С.62-70.2. Книги

14. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. Махачкала, 1989.

15. Аварская народная лирика. Махачкала, 1975.

16. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин Х1Х-начало XX в. М.: Наука, 1978.- 304 с.

17. Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в ХУШ-начале XIX в.-М.: Наука, 1988.- 240 с.

18. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: Судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления / Под ред. И.Я.Сандрыгашо.- Тифлис: Тип.главнонач. гражд.частью на Кавказе, 1899.622 с.

19. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.- 112 с.

20. Булатова А.Г. Традиционные праздник и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX в.- Л.: Наука,1988.- 200 с.

21. Булатова А.Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (Х1Х-начало XX вв.).- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000.- 387 с.

22. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука, 1991.- 182 с.

23. Гаджиев Г. А. Амулеты и талисманы народов Дагестана. Махачкала, 1996. -184 с.

24. Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-387 с.

25. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала: Дагкнигоидат, 1967.- 104 с.

26. Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в.- М.: Наука, 1976.-228 с.

27. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака ногайцев. XIX-начало XX в. -М.: Наука, 1979.- 173 с.

28. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана XIX-начало XX в.- М.: Наука, 1981.- 150 с, илл.

29. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX-начале XX в. М.: Наука, 1985.- 360 с.

30. Калоев Б.А. Осетины. (Историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1971,-357 с.

31. Карпов Ю.Ю. Джигит и волк: Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.- 312 с.

32. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. - 416 с.

33. Керимов Г.-М. Шариат и его социальная сущность.- М.: Наука, 1978.- 223 с. Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969.- 240 с. 410 с.

34. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М.: Б.и, 1890. - Т.1-2.-304 с. 1948.-329 с.

35. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа: Исследование и материалы. -М.: Изд-во восточ.лит., 1961.- 260 с.

36. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М.: Изд-во АН СССР, 1963.219 с.

37. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.,1978.-Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал) в Х1Х-нач.ХХ вв.): Историко-этнографическое исследование. - Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1994.- 250 с.

38. Лугуев С.А., Магомедов Д.М Дидойцы (цезы). Махачкала: Изд. ДНЦ РАН 2000.- 189 с.

39. Массэ А. Ислам. М.: Изд-во восточ. лит-ры, 1963. - 168 с. Материальная культура аварцев / Отв.ред. М.М.Ихилов. - Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1967,- 304 с.

40. Мусаева М.К. Хваршины XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1995.- 251 с. Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана.-Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1996.- 112 с.

41. Песни народов Дагестана / Сост. Н.В.КапиевойЛ.: Сов.писатель,1970.- 580 с.

42. Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (2-я пол.Х1Х-начало XX в.). -М.,1991. Рук.деп. в ИНИОН АН СССР №44770 от 17.06.91.- 195 с.

43. РагимоваБ.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX начала XX в. - Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2001. - 158 с.

44. Республика Дагестан: административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в. 90-е годы XX в.) (статистический справочник) - Махачкала: Юпитер, 2001.- 192 с.

45. Ризаханова М.Ш. Гунзибцы XIX-начало XX в.: Историко-этнографическое исследование Махачкала, 2001. - 190 с.

46. Семейный быт народов Дагестана: Сб.статей / Отв. ред. М.-З.О.Османов -Махачкала: Изд. Дагфилиала АН СССР, 1980.- 120 с.

47. Семенов Н.П. Туземцы северо-восточного Кавказа: (Рассказы, очерки, исследования, заметки о чеченцах, кумыках и ногайцах и образцы поэзии этих народцев). СПб.: Тип.А.Хомского и К., 1895.- 487 с. Сергеева Г.А. Арчинцы.-М.: Наука, 1967.- 192 с.

48. Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Куппа-Махачкала, 1999.

49. Сефербеков Р.К, Булатов Б.Б., Алимова Б.М. Из истории духовной культуры табасаранцев. Махачкала, 2000.

50. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX-XX в.). М.: Наука, 1983.- 264 с.

51. Современная культура и "быт народов Дагестана / Отв. ред. С.Ш.Гаджиева. -М.: Наука, 1971.-240 с.

52. Тахнаева П.И. Чох в блистательную эпоху Шамиля 1840-1850 гг. Махачкала: ДНЦ РАН, 1997.- 160 с.

53. Тер-Саркисянц А.Е Армяне. История и этнокультурные традиции. М.,1998. Фрезер Дж. Золотая ветвь: Пер. с англ. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1980.832 с.

54. Хайбуллаев С.М. Аварская народная лирика.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973.- 112 с.

55. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М.: Изд-во АН СССР, 1961.- 262 с.

56. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис: Тип. К.П.Козловского, 1913.- 191 с.

57. Чурсин Г.Ф. Авары: этнографический очерк. 1928 г. Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 1995.- 92 с.

58. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1949.- 223 с.

59. Шиллинг Е.М. Малые народы Дагестана. М.: Изд. Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1993.- 227 с.3. Статьи

60. Абдурахманое A.M. Ритуалы традиционной и современной свадьбы салатав-ских аварцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана. -Махачкала, 1998.- С.81-104.

61. Абелъдяев Н. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев // К.- 1857. № 50,51.

62. Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин XIX-начала XX века // УЗ ИИ-ЯЛ.- 1964,- Т.12.- С.133-154.

63. Агаширинова С.С. Патронимия у лезгин // УЗ ИИЯЛ.- 1965.- Т. 14.- С.308-322.

64. Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебнойобрядности у андийцев в XIX в. // СЭ.- 1964.- № 6,- С. 130-137.

65. Агларов М. А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак исвадебные обычаи у народов Дагестана в XIX-нач. XX в. Махачкала, 1986.1. С.5-11.

66. Алиев А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ.- 1953.- № 4.- С.120-124.

67. Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтаг-ских кумыков (конец Х1Х-нач.ХХ в.) // Быт сельского населения Дагестана (Х1Х-нач.ХХ в.). Махачкала, 1981. - С.55-72.

68. Амиров Г.-М. Среди горцев Северного Дагестана: (из дневника гимназиста) // ССКГ.- 1873.- Вып.7,- С.1-80.

69. Андреев А.П. По дебрям Дагестана // ИВ.- 1899.- Октябрь-декабрь.- С.207-230, 653-688, 1081-1116.

70. Арутюнов С.А. Материальная культура: Пища и жилище // Народы Кавказа, Книга 4.-М, 1995.-С. 13-16.

71. Арутюнов С.А. Свод этнографических понятий и терминов.- М, 1989.- С. 137, 138.

72. Басилов В.Н. Албасты // Мифы народов мира.- М.,1980.- Т.1.- С.58. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография.// Этнознаковые функции культуры. -М, 1991.-С. 10,18.

73. Бромлей Ю.В., Кашуба М.С. Брак и семья у народов Югославии. М, 1982. -с. 174, 175, 188, 189, 193, 195, 196, 197, 198.

74. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии // Очерки теории и истории.- М,: Наука. С.215

75. Бромлей Ю.В. Народы мира: Историко-этнографический справочник. М, 1988 - С.36,37

76. Булатова А.Г. Смеховой компонент в традиционной свадьбе народов горного Дагестана // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. - Махачкала, 1986. - С.79-95.

77. Бутаев Д.Б. Ловля жениха: (из быта казикумухцев) // Каспий.- 1906.- № 38. БутаевД.Б.Свадьба лаков // ЭО. 1915. - №1-2. Васильев А. Т. Тавлинцы//НО. - 1889. -№ 1919.

78. Воинов K.M. Очерки Дагестана. Эскизы пером. «Той» // ВС. 1990, № 6. Воронов H.H. Из путешествия по Дагестану // ССКГ.- 1868.- Вып.1,- С. 1-36; 1870.- Вып.З.- С. 1-40.

79. Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан (летом 1998 г.) // СМОМПК,-1902.- Вып.31.- С.49-96.

80. Далгат Б. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана.- Махачкала, 1968,- С.77-144.

81. Золотухин А. Гуниб Дагестанской области (Из жизни горцев-дагестанцев). Переселение кочевников // CK. 1901. - № 72.

82. Исламмагомедов А.И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX-нач. XX в. Махачкала, 1987. - С.45-62.

83. Ихилов М.М. Большая семья и патронимия у горских евреев // СЭ.- 1950,- № 1. С.188-192.

84. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // СМАЭ. -1929. Т.8. - С.152-193.

85. Каранаилов О. Аул Чох // СМОМПК.- 1884.- Вып.4.- С. 1-24.

86. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним: (материалы для статистики

87. Дагестанской области) // ССКГ.- 1868.- Вып.1.- С. 1-64.

88. Косвен М.О. Очерки по этнографии Кавказа // СЭ,- 1946.- № 2.- С.109 -144.

89. Косвен М.О. Авункулат//СЭ.- 1948. № 1. - С.36-48.

90. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС,- 1955.- Ч.1.- С.265-374; 1958,- Ч.2.- С.139-274; 1962.-Ч.З.- С.158-288.

91. Мусаева М.К. Украшения свадебной одежды аварцев (на примере с. Ругуд-жа) // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX нач. XX в. -Махачкала, 1986. - С.112-118.

92. Львов Н. О нравах и обычаях дагестанских горцев // К,- 1867. № 70-72. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. - 1870. - Вып.З. - С.1-32.

93. Лобачева Н.П. О формировании новой обрядности у народов СССР // СЭ.-1973.- № 4. С. 14-24.

94. Никольская З.А. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района: (полевые этнографические заметки) // СЭ.- 1946. № 2. - С.193-197. Никольская З.А. Из истории семейно-брачных отношений у аварцев в XIX в. //КСИЭ. - 1949. - Вып.8. - С.53-59.

95. Никольская З.А. Аварцы. // Народы Дагестана. М., 1955.- С. Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. - 1868. - Вып.1. - С.13-64; 1869. - Вып.2. - С. 1-70.

96. Омаров А. Как живут лаки (из воспоминаний детства) // ССКГ. 1870. -Вып.З. - С. 1-46; Вып.4. - С. 1-24.

97. Пржещавский П.Г. Нравы и обычаи в Дагестане // ВС. 1860. - № 12. -С.269-318.

98. Пржещавский П.Г. Дагестан, его нравы и обычаи // ВЕ. 1867. - Т.З. - С. 141192.

99. Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины-матери // ЭО. 1899. - № 1-2. -С.54-131.

100. Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана // КСИЭ. 1959. - Вып.32. -С.30-36.

101. Сергеева Г.А. Положение женщины в дореволюционном и советском Дагестане//КЭС. 1969. - Вып.4. - С.120-146.

102. Соловьева Л.Г. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX нач. XX в.) // КЭС. Вып. 7. - С.

103. Халидова М.Р. Мифология // Возрождение. 1995.- № 2. - С.64. Харузина В.Н. Программа для собирания сведений о родильных и крестильных обрядах у русских крестьян и инородцев // ЭО.- 1904.- № 4.- СЛ20-156.

104. Цадаса Г. Адаты о браке и семье у аварцев в Х1Х-начале XX в. // Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х века. М., 1965. - С.55-61. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК.- Махачкала, 1929. - Вып.46.- С. 197-240.