автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Бунин-художник

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Нефедов, Валерий Васильевич
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Бунин-художник'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Бунин-художник"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет Д 113.08.08

На правах рукописи

НЕФЕДОВ Валерий Васильевич

БУНИН — ХУДОЖНИК (предшественники, современники, наследники)

Специальность 10.01.01 — русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук

Москва 1991

Работа выполнена в Минском институте культуры. Официальные оппоненты:

доктор филологических паук, профессор ЗАХАРКИН А. Ф. доктор филологических наук, профессор ИЛЮШИН А. А. доктор филологических наук, профессор СМИРНОВА Л. А.

Ведущая организация — университет Дружбы народов имени П. Лумумбы.

сов на заседании специализированного совета Д 113.08.08— по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, М. Пироговская, д. 1, МИГУ им. В. И. Ленина.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: Москва, М. Пироговская, д. 1, МИГУ им. В. И. Ленина.

Защита состоится

Автореферат разослан

Ученый секретарь спей ^о совета

ТРЫКОВ в. п.

« ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСГШСА. РАБОТЫ '

Актуальность, чсслодоллтая. Научные дискуссии и конференции 80-х гг. по проблемам русской литературы ¡юнца XIX - начала XX века показали, что в общем русло рассуждений индивидуальность писателя на первой планэ.

.Последовательное изучение индивидуальности ирупнейшаго прэдстазптелл критического реализма И.Л.Бунина лап худокника а его связях с прэдяосгпенншсзмн, современниками, наследниками только начинается. Обобщающих исследований, специально по-сз.тцешшх отоЯ тсмо, нот, чем и опредзлэ"а актуальность еэ разработки.

Оеобуэ шступльность яриобротао? изучокио худояестаегаюй индивидуальности Бунина потому, чго оно позволяв*- кояаторски постигать и эсгэгпчоошо, п моральное, и соцнпльноз содзрт.а-1г:з наследия зел:г.:зго писателя, ппрз - коронньлз особенности псэгрзссп г—лло.ллглзлоЛ позтгпсн з национальной осуотипзсгюй традиции.

\: :"Г1 пасшего исслоурзгнпя та-.гозо: личность Г-,':;::.'!:"! о у..1::т."гтыя>й сглоетолтельпостъп рдозрилзоь з •.;го елзз ;?::сч "л-с^й/го: оно яэлязгся глпэшЯ ого би-

тчл.

р.,.,,^ ,, •••'!.- тгошфэтпо-пстоЕппзсгээ псе юдоллплз .—•ягогг;"'лг.::".'1 - худ-окяпт слоза и художника мп-шь

С т;:п:.:» .^пл^ел зздгга:

1) лроглг..;." • "пг.ть с^эсознлипо Бугана-яудомгт;

2) 'лозе'.::, 'ллллх тзорчосгзп позлциз Бушшэ-худод-

:г.г.'Л

'■)) ".где-:.:;.''-» - гэбр^з.Лулглта'* з качзотзо "гт/зопма-

"л'1 ч

'•) лэлтачзсплз озлзн Ъуггм'Л п ого прздеес?-

*нт",'г,; с "г" :-лл'.оэ, иаолодшнгогз.

'.'ГГ{0 ^Т»1'"''* •"¡"•ЗТ.'Л'И« Рлйота базируется на зезораопшх сл'Л'гс-т:;":! разных рздалрях. Прв!гу.чвстзогаоо

,з ллл згчкггазу ?о но произзэденпй аиеателл, п

л го "•л'зег.аа ,!я" еглзллоеь рзльел-ло. Изучены л ".ллло- ..'л,ог':" '""л;. лз оу-ЗД0;::!Я Бунина и о Бунина.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма, документы Коммунистической партии Советского Союза, работы видных эстетиков-марксистов и авторитетных советских писателей и литературоведов.

Методы исследования, обусловленные задачами диссертации, опираются на традицию комплексного изучения явлений литературы.

Научная новизна диссертации выражается уже в той, что в ней впервые в литературоведении Бунин рассматривается как художник в жизни и литературе. Традиционно же Бунин истолковывается в качестве историко-литературной фигуры, авторитет которой гарантируется тем, что Бунин стал (в силу природных данных) мастером языка.

Впервые анализируется автором специфика уникального вклада Бунина в словесное искусство русского и европейского реализма.

Впервые в диссертации изучается Бунин пак худокник тонн.

Практическая значимость диссертации состоит в той, что ее основные положения и вкбоды шгут бить использованы при исследовании творчества Бунина, ого роли в словесном искусстве, в спецкурсах и споцсс^инарах, посзвдзшшх Бунину и проблемам развития реалистической позтшш в XX воко, при изучении русской литературу ганца XIX - начало XX вока.

Апробсшип исплег.огжнш!. Ос:;ош:::з полокзиия ¿••"-сортации докладывались на заседаниях ягл'оратурц :..:аского ш-

ститута культуры, ка£одр совстсиэИ а р^ссг.о'Л яктерэтури Московского Государсгчэешаго пздагогкчое:эго института гсл.О.П, Ленина в 1984-1369 гг.

Положения, материали, выгода дпеезртецки докладшались также на различ!шх науч!шх ко14оронцплх» в той число на иа-учшх и научно -методических юлгфзронципх профоссорсш-пропо-давательского состава Минского института культуры в 19841930 гг.,.на научной конференции Болгосушшорситета ш.В.П. Ленина пушнин и напо вре^л" (г.!-;;нск, 1987), на научной кон-форенции Пинского Государствошгэго педагогического института rai.ll.Горького (г.Илкси, 1968).

•Пологення диссертации отразились в публикациях, список которых приводится в конце автореферата.

Структура г.иссертпнии. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВШЕ СОДЕРЖАНИЕ РАШТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, характеризуются цель, задачи, методологическая и методическая основа диссертации.

Первая глава "Самоопределение художника" состоит из двух частей.

1.1. Этическая проблематика, аспекту и формы-самопознания. Раздел I. Проблема индивидуального счастья - генеральная в творчество Бунина. В литературе о писателе э.'а проблема так иэ ставилась и но изучалась. Исследование показывает, что она вырастает из'существа бунинского самоопределения. Мастер выясняет ее, будучи открытым миру гуманистом, не замыкаясь в кругу личных переживаний, наследуя Гете.

Бунин опоэтисовал деятельную чэловечоскуп личность. Горы;::Д отдаот долгого о Еункцу, гоплотиппсму, по его мнению, "великую творческую тоску о счастье". Однако образ человека-созидателя в произведениях Бунина остался невосприняткм А.Твардозскнп ("О Бунине"), Н.Банниковым, составителем весьма популярного нздашш "Три века русской поэзии".

Одно'из клвчозых произведений Бунина - сонет "Вечер" (1909). Сонет пропшшут атмосферой характерных раздумий Гете и Л.Толстого (только по видимости связан с исканиями Тютчева), глубоко восприняты:: Буниным: мир осознается худотшиком персо-,шф:ц!!рова!п:э).

Чтобы быть счастливым, необходимо разбираться в себе. Тот, ¡ко знает сзбл, органично проникает з источники индивидуального счзстья. Недопустимо пассивное, босштодно-бесцель-из<з сг.мэуглубл?п;!о.

Эуиин прививает читателю любовь к конкроткоыу, близкому миру.' 0а находи? поэтическую прелесть уг.з в самом изображении простой среднерусской действительности, которое и принос"? ему счастье худоетнаа.

Конечно, слова из "Вечера" "Мы мало видим, знаем, о счастье только .знающим дано" нетрудно понять (подобно Паустовскому) преимущественно в смысле соколония о том, что мы мало странствуем и поэтому бедны наши пизнвнные впечатления, стало быть, и созмогаюсти обозначить во внутреннем содержа-ник то неповторимое, что дает полное владение "любовью и радостью бытия".

Итак, Бунин сознает себя художником и в качестве худонника находит счастье. На процесс обретенья Буниным личной творческой позиции повлиял Тургенев - родственная душа, носитель русской духовности.

Бунин всегда в движении - такова его "гетеаисгсая" черта. Творчество Бунина - "стремление капанное постичь" ("Мекай"), запечатлеть его в слове. Сокровенную жизнь художника Бунин раскрывает в "Балагуло". На внешний, равнодушный к эстетической натуре Бунина взгляд, стихотворение (единственность его в литературе о Бунине не фиксируется) является мелодраиатизп-рованюй жанровой зарисовкой. На самом деле это не обезличенное лирическое излияние, которое мояет принадлежать самим разным людям, оказавшимся в подобной ситуации. Это словоснап {орма, передающая динамическое стремление художника сохранить свои суверокную личность в неблагоприятных обстоятельствах.

Бунин показал психологизм мастера, не знающего мертвой точки покоя, в "Одиночестве" ("И ветер, и довдик, и мгла..."); здесь основное содержание композиции, пропавиес для критики (от К.Чуковского до 0.Михайлова), которая видит в стихах спелое контрастное изображение слотах перехаашшй с^иремэшюго "человека сообща", но собственно яудошшка.

Едаа ли на до конца дней Бунин обновляет текст "Еориарая с те<л, чтобы окепресспБпез екгать о периост;; долгу творца, общечеловеческий пркнщшаы благородства е рояье&:го обрнсоЕЛУЬ свое индивидуальность.

СЬдер.тлтеяьгшс результаты дает анализ профессионального "почерка" Букина, когда ыастер обращается к учителям, традиции: Бунин брал в ней то, что ьюгло, будучи преображешшц, подчертить его своеобразие. Насторои владели к страсть вбирать наследство, и жажда улавливать отли< -:е от нрздпестяев-ннков, населивши ого дуиезнкй ыир образами. Бунин иыелил себя представителей классики и сэврсиенности (так, осознанно

км любви к Пушкину - это одно из продуктивных начал его творческого мира). Он трактовал тексты классиков в индивидуальном поятическом ключе (например, Дерглвина, Фета, Полонского). Его чувствам нужны были "формулы" предаественников; стилист, он знал силу хранимой ими, выдержанной эмоциональности.

В природе Бунина естественно сочетание идеи самопознания с идеей верности своему "я". Бунин протестует против влиятельного в модернистской среде взгляда на жизнь как на маскарад и обусловленного этим взглядом культа тьорчзской многоли-• гости. Он стремится достичь завершенности, в границах индивидуальности осуществлять жизненную инициативу: и в этйм -"флоберизм" русского писателя, отнюдь не только в. его "сти-лизме", который один традиционно усматривается во влиянии на Бунина французского классика.

Идея верности признанию воплощена Бунин:.?! п разних текстах в качество фэрмэобразуацзго фактора: Всесдав в "Кнлзе Всзслязо", мать в "Скутари", Сосиозская в "Деле корнета Ыла-:: др. Для Сял ва~зн вопгоо: ro.rro ли оиргэгАТЬ

злзлу'С'"'" гп г?::звян!т, '?e:::¡ ят.»." п.у.-ь пт:о?::иэрочит :.•.■> Р'''-t гумтлг-ОГО trinyva ("Дело триста Здяпшг', "Маргарита зиоягал-з*» а сэото:г:у", ''0 Погра-рлзСоГш:п:з" - зтюэттгорзние, ::пя:;а::::ээ з Пушкина, Лорантоза: зго глуСо:агЛ скри-

т:.*'1 о*:'мл !i3 ?осп; критикой)? Гумпипс?, Бушш осулдпо« norpü';::; обг;г>.'з С'.;. м.

Бy.v":?. «регнгтт гра«:щ, ~ 'л :»гор:з::{ с:пд'™го7оп ítyib" 1;о;1сгззпноЛ ::н,рiммдуаль.чоа: ото явление Vf.'-:o о:;уэде:штгел Гор?;-"1',. Оп отд-от долт'ое красот искус-?/тт Бу".:':'п, ГакоГорьтогэ :: Буппму соадкм^о.'ел ч гге.-^лиеггеп"/! ¡фкткцисчом.

2. Пр \ч якэтеть Бу:;к;:л призвания обиарухтвт ого T^ror.rvoo ".•погпос'гоэ Характер Бунина зпечат-

тг^лзегл::')'.-. vj. Он зоетгсзп Г.РДор-агмунгт, Л.С.Пуи-

Д.З.Тол«-*" Л,Я.Чохоя::\?. íbtrrr.o способ-п з*:о;г:!?ь псэ п;г/тро«я:13 ресурсы з одно дупезпеч -г/э-.изо, э одну-мысль, ТакоЛ способностьо

Б.у::гл вадзяпя с^н,::; раз:::-; герозз: папрммэр, Осень з "Листо-апдо"» яэрсэиггл з ;,Су::одало", ткигдого з "Маленьком романа", "Тсжк-аллаях", !:'1узз" (::оаслла, з которой'Бунин трактует тзчу "Пунпка ii Бабурина" Турггнеза), "Чугай", "Пвснэ" ("На

пирах веселых..."); впечатляет героиня "Песни" С Л простая девка на баштане..."), глубина и сила натуры которой подчеркивается ее близостью к знаменитым образам Пушкина (Русалка) и Горького (Изергиль) и др. Структурный мотив женского образа из "Холодной осени" интерпретируется Ю.Бондаревым в "Береге", в фигуре Эммы - госпожи Герберт.

Бунин анализирует трагедийность сконцентрированного в себе бытия человека: Хвощинский и "Грамматике любви", Маро в "Сыне", Митя в "Митиной любви" - образ, по-своему воспринимаемый Рильке и соприкасающийся с лирико-патетическими настроениями Тургенева, Фета, Мопассана. В "Деле корнета Елагина" в Сосновской и Елагине Бунин показывает конвульсии замкнутого любезного чувства, которое душит любовь к самой жизни (жизнь в любви убивает любовь 'к жизни). Эта любовь рассматривается писателем как патологический факт, однако писатель считается с его реальностью.

Бесспорно, гуманна художническая консолидация Бунина на изображении способности человека всего себя вложить в Определенное жизненное состояние, утвердить подлинное "я", выявить его в поступке наперекор внешней ситуации, грозящей погубить индивидуальность. Ценна и трезвость реалистического мышления Бунина, знатока психологического анализа, верного идее облагороженной активности человека.

Самообладание Бунина сказывается и в его творческом подвижничестве. Бунин - "мастер-отшельник". Максимализм его доходит до жертвенности ("Луна"). В Бунине нет фанатизма ("Матфей Прозорливый", навеянный Пушкиным), и выразительно желание воплотить в слове внутреннее богатство ("Кадильница").

^ртвенный максимализм Бу1 лна чужд декадентской стихии, он сродни суровому сопротивленчеству косной социальной и природной материи. В бунинском наследии опоэтизировано достоинство человека искусства, который, протестуя против сковывающих его сил, устремлен в будущее (А.Твардовский СО Родине большой и малой", 1958) отрицал рассматриваемую содержательность позиции Бунина).

У Бунина, писателя-максималиста, темперамент обличителя, проповедника. Он обрушивается на идеологов буржуазного эгоизма и декадентства, явления, по его мысли, далекого русскому духу. Бунин убежден в красоте, искренности и перепек-

тивности национального реализма.

Раздел 3, В отличие от Л.Никулина автор считает, что основное для Бунина в образах его стихов и прозы - это понимание телесной радости, но не превращение ее в мысль, абстрагированное от действительности ей соответствие. Бунин мыслить красками (но не делает мысль сюжетом образов, как Л.Леонов).

В бунинском служении "солнцу бессмертному ума" Горький видел борьбу с декадентской догматизацией темных сторон человеческой натуры.

Реалистически выдержанное (хрустально ясное) бунинское литературное сознание сказалось в мельчайших текстовых деталях. Оно охарактеризовано в "Парусе". Ст^гость души Бунина -ее органическое свойство. У "Паруса" есть общее с "Героем нашего времени" М.Лермонтова. Вслед за Н.Раленковьм необходимо отвести истолкование этого свойства Бунина в плане проявления холодности виртуоза.

К Бунину тянулся Блок. Это было одним из симптомов его нарастающего отхода и отречения от модернизма. Блок считает, что Бунин проникся нравственно-эстетическим-своеобразием, Пушкина-. Принцип ясной поэтической духовности сближал Бунина с Мопассаном.

Один из лучших образцов бунинского наследия - поэма "Листопад". Два глазных образа: лес - терем и Осень. Б пейзажах Бунин выражает и восхищение осенними пирами природы и яадаый интерес к стихийным переменам. Горький писал, что Бунин подобно Левитану, наделяет пейзаж душевной мелодией. Анализ поэмы показывает правоту Горького и ошибочность основных суждений Б.Кэстелянца о пейзажизме Бунина (как и частичную его правоту).

Бодрствующая мысль Бунина - в образр Осени: в нем знание того, что все в ыире преходяще, и осенняя краса - это "прощальная краса". Образ Осени несет естественные для человека переживания, когда данная жизненная материальность иссякает перед тем, как ей трансформироваться в другую. Жизнелюбивая натура Бунина не может примириться с представления-№1 о зиме - царстве угасания, холода, смерти. "Осенняя поэ-иа" (первоначальный подзаголовок "Листопада4) заключается зарисовками прекрасной, обновленной природы.'4

Интеллектуальное ядро поэ;ли делается наглядным от сопоставления ее с композицией И.Лнненского "Сентябрь", запечатлевшей кризисный психологизм. "Сентябрь" написан тогда же, что и по с:.: с Бунина, прозвучавшая в унисон с настроениями передовой интеллигенции времени общественного подъема; недаром она была опубликована (1900) с посвящением Горькому.

Образный строй "Листопада" основан на национальном фольклоре, произведениях русских классиков (Деревина, Жуковского, Пушкина, Некрасова) и Лонгфелло ("Песнь о Гайавате"). Колорит поэмы пестр, но внутренне согласован, пробувдает гармонический отклик. Борна направленность раздумий о "Листопаде" Н.Рыленкова, Б.Саченко, интерпретация поэмы, данная М.Лу-жанинкм в его переводе на белорусский язык. Л.Твардовский, следуя за В.Брвсовым, был равнодушен к мелодии пейзажей Бунина (эту точку зрения разделяет 0.Михайлов).

Неповторимая духовность Бунина ярко сказалась в "Жизни Арсеньева". Не образы, не пластическая обрисовка людей, а авторские эмоции - главный объект, разработки в романе. Вот как бы исповедь личности писателя. Говорит память. У автора "Жизни Арсеньова" все существуют в меру их причастности к Арсекьеву. Дика - одинокий образ, воспринимаемый в его относительной независимости от Лрсеньева. Однако и этот образ преимущественно соткан из чувств Лрсеш.ева-Бунина.

"лизиь Арсеньева" - "свод" характерное свойств Бушнш, обдуманных ии. Наблюдается преемственность цекду романами Бунина и Лермонтова ("ГороП шггегс времени"), Еосходядая к • РОдстбошвш или одинаковые дня swac писателей cuuiicreau творческой психологии.

Само стоягелыасть едрссстссюэм Букшз, выра-

батывающего зстстнческко фзргк вгаваскаго разуши бигкя, акцентируется кзяцноП сяаессгастьв сiv боаъжх. .

В отличие от Бунина B.Keeuju }iter сбраз::, каторге с;:улхт вдг&ноцу кщяешяз, ипрехви еэо:шк:я» согииьх границу

чувств, не но разлагает id; рссеуд*.к>" па сос?сб;е.'Э слеконгк, как ¿1.Пруст. В протголологкоеть Брзетву Булки ио ирозрйця-ет впечатления с отслсченкыз катетера;».

1.2. Стиль «шленип. Стиль ишксипя Бунина ценили представители разных поколений в русской литературе, М.Горький к КЛа^стосскпй (всегда учившийся у Бунина).

•Мастер толкует о своем одухотворенной воображении вопреки тем, кто считает, что он все пииет с натуры. При этом Бунин в противоположность ценимому им Киплингу, выражает правду жизни полно: так, как понимает ее; Киплинг из того, что знал, поэтизировал определенное, что должно было нести читателю иллюзию органичности рассудочно избираемой им позиции.

Бунин верит, что миром управляет высаая сила. Однако он признает за человеком, отстаивающим право на творчество, возможность бросить этой силе вызов. Бунин героизирует творческую индивидуальность ("Ьсхил"). Вез это в канонах Бунина-ху-доглика в яизни и литературе.

Этот интеллигент, не бываий последоьательным.мыслителем, аоспр::к:а?ает и мифология, философии, поэзио древних Греции, Ри наивную мистику североамериканских кндейгев (его пер. "Посни о ГаГтзате" Лонгфелло), и пантеистическое учение Д.Бру-по ("Длэрдано Бруно"). И русское православное, и катзличес'.гое христианство.

Кли носитель роплистичесхого иызленнп ("Проснусь, прос-.'угь - . о:а:а:.а: л салу...") Буг-"-; презир--за- сэьр5.:с!П2:Г1 су :'::стигг;с:: ('"¡истину"). Бгчю для нас то, что у Бунина ьегэти-лазхин сс:жер2::5яг по::орлет £хдософ:;ч::ость, рс-£зеиси'о ("Бог". "В Архипелага"), Го™зсгзо Бунина - бо.тлетьо худогзп'.кг, ("'Михаил").

L'acaop оелла "загнрузт на обаептипнуп пааолзла ость пригнать ::аепу;з на.тел.:а>, злрзссиануц пз относами:; :: --алзБОлзскз-

сознллпип. Попа прзклонкзтзя перед лздыя: а их СорьСо с материал ('Тоспэлзл па Сан-.р-мадизло"). Рзссиз.з, написаны::'! в т.тпкуо лдл налза а-юзала лору, отмзче*! пафосом ;:заернл и трудовому чолзп.-'^аотзу (лоторнл бал про-аулегаозан Л.Лазнза:-: и о отплел нзаослуплаа: Э.Олекзз из-за его лпздззятого аосприя-тлл S2zq?.z pacora::;).

Б га::а'олз". ? --лг. Бунина отображается духовпост», оенз-а: :л-:ап :ла апнга, не на канон-гадаз ф.нгзззфзлоЛ нонцогцлн. Писатель настает ''тарной" то, что ¡аз молот помять а себе и з дзЯст:;птельноот::. На эту направленность геь-эдоиия Ьукина поалиял И.С.Никит:-;:. Присутствие в мира тайны, притем алой, отнпдь ::з елла-- лакана. изоборот, пезгаадт а на>< аонаманнз м'—зст^а, знуал'л' • 'а ласазров ллогнносан. Ьуп'.-;; - ааа аа:аа-аа':ть лапать порол, липом колнтзнал. сунинзале

моральное кредо воплощено в миниатюре "Перевал". Чолоеек дакз в одиночестве борется с косной матерной, чтобы до последнего (горчайшего!) вздоха сохранить достокнстбо, благородство, болю к счастью, красоте, хотя и неведом путь к спасению.

Окончательным и неоспоримым доказательством ценности п красоты жизни была для Бунина земная плоть. Эту тенденцию мастера укреплял А.Майков. Для Бунина специфично отношение к окружающему как среде обитания худо?кника. Для него подлинная действительность та, которую он вопринял пятью чувствами, интерпретируя творящим разумом доставляемые ими данные. Писатель не принимает интуитивизм Бальмонта.

В сознании Бунина реальность мира, "условия среды", по . родившие его, человека искусства (а;, об этом его статью "Н.А.Баратынский"). В модернизме идет отказ от деистаитоль-ности, "печзы" - торжествует уцоор::гслы;эса-ь. Бунин отрицает творчество как "авторский театр", когда Coi «тая смять расходуется на ьпечатлякядие, но обр:;".::, дслэратиши::, ненаполненнне псследоасиием Сытин.. Так, npa:;;'a:;a Byir.aia противопоставлена зкспрессгалсг.: ("бутаТорскк:;") сспсктги: творчестве Л.Андреева.

Центральное в бушшега" госарлятеи пра/лмстпэсп; ~ и о активная отошчибость иг, се ¿ааачссипс сгоГ.сгвп. В "узкой" плане восприимчивость а: ijtv; ¡ости «'.блгд.огся у вродстачкто-лей литературы ьсох срс:.:ои, ог.::ггз а тдаш^усльностк Бунина - в качество сс iíp;v/kt¡:;<¿;3i\) f. -ойсшь - он:, едчнетпонн:: в своем роде (ср. с T.yj;; с::с;,г;;},

Реалистическая чссгиэсзд %»::.-."». - сто nuipc." достоверность шкай« обыкги. Он <:■;, уисл'очгаетеГ:. Его достоверность цсисидалл. Оа "но шд-драалпат'1 реальность рад;: требований изобразительной усхгиа;. Оа пободает ш:иош:сиэсть дойствителылсг;;. Однако, 4ioC:,; иы:ча,дш»в его ссоИстсо Бунина в его строках, псоС::од;и: oc<-Ca;;i:i:.4» про^сссиональшгй, и ¡bü подход, к пх раонил редакция:.;, ::otí: впалио сна tro гут казаться просто описанием.

Бунин наследует культуру то «ого слови Слобора» Коп^ссл-на, Чехова. Стихи к проза Бунина подчас по £а;ггура схоеи с отрывками из дисишка фонолога; тшгло саписн проникаэтея лирикой: здесь свойство Бунина s уцрочегиио с его ¡лгллешш Л.М.Ееичу;гаглк)ЕЫм.

'Бунину могла доставить муку деталь, которая оказалась бы 513 связанной с его сошдавлеющим стилем художественного мышления, не отражала бы его исполнительской манеры. Мастер, обновляя тзкеты, доносит до читателя содержательные нюансы. Бунин заставляет читателя испытать глубину индивидуализированного, избирательного эстетического вкуса к материалу в противоположность Чохозу, как бы предлагающему читатели погрузиться в яизконко-позтичосиую среду, созидаемую им.

Поэтические формы Бунина лияеш нарочитости. Он презирает искусственность слога, усматривая за ной душевную пустоту. II форсированна щпсок, ::отиз2!розшшоо приподнятостью'чувств, как, например, у раннего Горького (любимоа Луначарским) - но для Бунина.

Пр?з:!лэ еуш'т^а: п:п;а:п:х зефзлтоэ» которое нр были бы зполнэ а ого тг-орлзелом характера. Он остается сачки по себе а пуа1л:лз;:о--:л1леепл:зс;сом стало: содэргяпго знраязотек им лрг'зг."-» о помогу-,:з :лцп::лу;<а аюзошю-асобрйзлтзлызлс ерздетв. Рлспрзслузлзулз 'ллл:з о раелолл псоБуннил л :;илз."л"з у.тг". лл он пп елг.г? "псголлгзльлос'ЗИг он лздр т а прздзла::, срзбус::::* фэр"эл :\и; рэоуль-

глзулззгз лз^зллзлля ;улс;Ул:зл ззззлл.

С ?лл ".'< гзлм'оот:.",), что л :: л оуллгз лслрзл--

лзутл ;УУ!>' " "згзз о:; отлзелтел ": лруггм

у:с:,у\- "", "зл.лмл::. ул„, гупт; '"утл; л-лллз к б: :■>•-

":'!), '"г'-гт,-? по:,зллгзезь цзгзллззллл Нллзллл:! и

лз -!лс':зллз " з' 1 :л/у:! сзлллуузотп, пусть л тзл лплглой» "уг"Л л'ллг,у\ ' уззз ез;Тл: зго лэ поплллл? II. Сед гряпиц п злллузуу л ''"/"■-'• "гуту л:, плелтзлл избгллулз тслозч :уз лзл л ул:у,

Сл< <з> ......".I Гул'ул -угллглрлзумул оттгчлзд"?гя;;'.?м от

I?'1 уллуу> лзеелгоа слзг.оплнпо трауадлл - ото Гзгзп": .'•.—"! ( бугляжих слаг,-гтоггьстз о соцкй.ть-

:з.1 гл луу'у 3.1"орэ::с;го; гм отдуч язлгноо Л.Тзардов-П Руууз гпзпулу;ип лпторзуууллл пор!,

¡ю/уллу:-;:г: .....:о:5?9р:тэ-л:га:зо вндзпие, ого вдохноБчта-

.т? ЛДЪг.г;с!1, Л.'' ч<п, Гл до Потесан. Борьбой Бу:лл;л оз. час-п • рзгт.з:п| сор "узееллззз л стл~

" " з улуз-'. ДЛ'зардэзсзпЛ "гз^гзльло лзулзл

л ■ -*

С7!:;:о'г-зг;?уп ^волду "Одтэиостзо" ("И яог'ер, и

ч

дождик, и мгла..."). Мастерство автора "кратких рассказов" явилось уроком для Ю.Бондарева, В.Богомолова, Я.Брыля.

Пафос активного сашпознания, самореализации, воспитания деятельной, реалистически мыслящей личности, свойственн ный творческой работе Бунина, понятен и близок нашему современнику.

Задача второй главы "Художник жизни" состоит прежде всо-го в анализе художественности форм жизнелюбия Бунина. Глава подразделяется на три части.

2.1. Артистизм Бунина, Ьтоыу артистизму отдают должное Л.Толстой, В.Короленко, А.Чехов, А.Блок, Ы.Горький, А.Куприн, Л.Андреев, И.Шмелев, В.Боровский, А.Луначарский и младеше современники писателя - Л.Леонов, М.Шолохов, А.Толстой, КЛо-дин, А.Твардовский, К.Паустовский, В.Бондарев, Ч.Айтматов, А.Нураеисов; в белорусской литературе - il.Taii::, И.йймякил, Я.Брыль, Я.Скрыган, В.Адаччик, А.Адамович, В.Еиков, И.йздо^, Г.Буравкин, А.Вертинский, Н.Гилевич, В.Йуепои, Т.Бондам, Х.Лялысо.

Бунину была присуждена Нобелевская премил (1933) "за строгий артистический талант..."

Для Бунина радость заключается уке в самом проард^они;! материала жизни в создание искусства. Таи, преднамеренно, как мастер, подошел он к одному уголовному долу и шшксая "Дело корнета Елагина", наглядно продемонстрировав пород читателями артистизм.

Художническая змзция но Сила у Бунина Труд

мастера в представлении Бунина - "подвиг благор-,(Пушкин). Поэт творит произведения, шторме обладают и большой силой эстетического влияния, и высокими нравственными достоинствами. У Бунина "красота... л:р стремит вперед" ("Огни небес").

Но до сих пор бытуат отголоски оипбочни;; и влнятолышх суждений о Бунине, повторяемых агторптетнмми писателями -А.Твардовским, Ю.Олезей, Л.Никулиным, суть которых сводится к тому, что Буши! - пессимист, не ворнт в совершенствование человечества. Мепду тем, проницательно высказываются о бушш-ском искусстве В.Быков, В.Катаев, К.Поустсвский, И. Со ко лов-Микитов.

Бунин в качестве "поэта, артиста" ("Балагула"), "поэта,' художника" ("Жизнь Арсеньева"), как он сам называет себя, излагает вневременной подход к исторической жизни (личностный, но носящий топологического характера), оставшийся необдуманный критиками (например, непонятый Ю.Олеаей вследствие того, что Бунин рассматривался им как мыслитель).

Артистизм Бунина ничего общего не имеет с техницизмом, за га то рым кроется равнодушие к людским судьбам. Бунин следует за Л.Толстым с его милосердием и правдивостью.

Случается, радование собственному искусству переходит у Бунина п радование себе в искусстве. Вообще сказать, щегольство искушенностью в мастерстве как самоцель - но в духе Бунина, что, наоборот, наблюдается в практике позднего В.Катаева, декларировавшего ученичество у классика.

Артистизм Бунина - артистизм простоты, литейскиа картины, подробности, изображенные Буниным с подлинной тонкость», вызывает у читателей искренний эстетический подъем. Бунин вникал в уроки французских натуралистов, что явно в его произведет!- > ях и бездоказательно отрицалось А.Твардовским ("О Бунина"). Бунин пошел цалыло наставника своей молодости И,Никитина, который отказывался от обыденных подробностей ради красоты к«зоб-рачтания. Высшим авторитетом для Бунина был Пушкин. Артистизм бушшского письма стремились усвоить его современники.

2.2. Национальный характер мастера. "Огромное сознание." рускости своего "л", "великого простора, великих н разнообразных богатств, сил и дол России"" - в природа Бунина. Фундамент ого труда - штуитппноо ощущыиа Родины, личной причастности к "поройдошитм исконного духа России" ("Кизнь Арсеньо-яа").

Притом Бунин исключительно зосприаччпв к инонациональному искусству. Он обогащает русский стиль чужими красками, ут-ворздая универсальность мировой эстетической культуры. Горький видит в этом подвиг Бунина, писателя, который испытюам» особетюе состояние всемирностн и дает творчеств примером чувство солидарности лвдеП в их способности иэ к декларативно!.^, но настоящему - худошически продуктивному - согласию.

Бунин показьшаот артистизм родного народа (в духе дсмо-прзтичеспого реализма Тургенева). Русский человек у Бунина стремится превратить жизнь в искусство, внести в роя ц на-

всегда заведенный унылый порядок творческую кишшку. Бунин близок Горькому ("Яшка"). По-бунински воспринял пророду русского артистизма В.Шукшин.

Мастер на только рассказывает о талантливости крестьян, но и выступает от их лица в словесном искусства, будучи убежденным в той, что чувство красоты, воля к эстетическому обладанию миром в народе явна и неистребима. Аксинья ("Веселый двор") или Аверкий ("Худал трава") смотрят на действительность так, как это пристало бы профессионалу-живописцу (характерность последнего образа, отмеченная Ю.Олеаей, осталась им непонятой).

В изображении Бунина "сокрытый двигатель" (Блок) простого русского человека, одухотворяемого сознанием красоты, -совестливо-деятельноо сострадание, не oimy.tm страха ста г?™ бра, сердобольности ("Лалтк"). !ст оскэ:;с-лг.;Л (кодобло Л.0вч:> рзнш) утверждать, tiro Буйки уеллтрлзал суииасгь' руссюго национального характера в прааирз!.'':« с кизиъи, кротости, тог.:ли-пии. Мотив, воплощенный в "Jianvax", варьирует B.lilyin;ni ("Кгл: зайка лота;? на Боздудшх сариках").

Однако poaaasit Буи;;;;:, суров. Букли гобэслт правду о чачо-ss:;o, из прикрлллвся ез ь угоду рлссудо«ш;л продлтлллхлллл о ней. Бунин показал дсф!ру«5орс:»о влшишо дзЗсгзкгеды.'аота ¡и русскую душу ("Суходол", "Дорззия", "Sasep Bopfesu", Лрсоньсаа"). Но на? в реалксиэ Бунина (foc^ocirJciM. С н.л-..-«¡чзеюй сс-рдлчлзстъл плелтоль paccscsoa о чодагс'иогда« -аровтьш. И.Брзпбурр безо скос столько толллзг.л ('Исрлллпплл Чехова") о "сухости езрдцл" Бушяа. Созр-.-.зш^'2 ш:ь:.г..ли прллор, ¿..Нуряеисоз или ИЛ'снаас) чу«^ г.ооар;заг2з.- i'jM.;:;« шегь Бушиш-худэгашка.

Благодаря остстичзекп лзбоикэпу, кра^зчкому пза о г лл:лллл) Бугошш Русской «шояк четче пони^аз^ь его глроал, прз'пклл^л-ся их чувства::;! п гисягдо» екдлль из рлелл'ллглллззл

силуоты, г. ионтрлстылз фигуру. В'З'гоп ш:г:!3 раезр';"--- L. Твардовский ("О Бушпю"); иную, врэдаэятус, позец;«» "лл.; В.Олеиа ("Ни дня без строчки").

В стихотворении,знаменательноназванном иХудог.цпх'% показывает, как радость творчества, одахнэаеишШ русгллй гп-тистизм, олицетворяемый Чеховым, побеждав г - в границах, разумеется, в течение своего действия - ьлрлк <;.'•'*{•.-

ти. Бунин лишен прекраснодушия в постижении этого содержания. Глубина бунинской концепции человека-художника (недооцененной К.Чуковским и непонятой В.Ггйдеко) раскрывается в обращении к биографиям учителей писателя - Пушкина, Мопассана, Чехова. Факты, почерпнутые здесь, подтверждают верность высказываний Бунина о реальном артистизме.

2.3. Худокник и ого кизненная позиция. Раздел I. Автором изучаются основные из морально-философских аспектов миропонимания Бунина как художника. Бунин попирает смерть эмоцией артистизма, восхищением мастерством, с каким он запечатлевает себя в образах. А.Твардовский (вслед за ним Н.йе-галов) игнорирует в Бунине личность, действующую в искусство, когда толкует об "элегичности, грусти как привычном душевном состоянии" писателя ("О Бунине"). Лиризм Бунина - лиризм активной творческой воры в жизни. Элегическая тональность возникает как обаятельная тональность этого лиризма, обусловливая сознанием, присущим Бунину, неизбежности утраты дорогого ц красивого л ГП13НИ и вечной загадочности ее течения.

Для Бунина произведения искусства - это яизнь людских сордец, богатство уроков, оставляемых поколениям, и фонд со~ зидателыюй знергип, стк.чул для отречения от сосредоточенно стн ил пагубной, парализующей волю, мысли о личном исчез-пзгенли ("Скарабеи"). Предметность разруаония; смерти в по-•лазо Буплпл кодчоргисаот яргасть кизни. Убедительно выразилось л'ггнллпбно Еушша-худогзшка в "Исходе", традиционно кс-тоягсшгзеглюн пая законченное прелоилонио авторского чувства Tioi-rtra. Бунин зистуяас? против декадентского пульта смерти (О.СЬ.югуб, И.Дпнснскпи),

Бунин шщел долг :5удоп:иг.а в укреплении жизнестойкости лг"?:1. Пк'л сто!! его ко о «утеплял реализм самооценки: сета еллрть оенлплот псчоп::зоен;:о отдельного сознательного "я", ПЗЛЛ" ГС!{, гкень Еозрогдаотся по вез тових кидиэндууяах, ffccraKGtma. Еесопибочко - в качество худояшка лизни - вое-пр:'::::.:алп Бунина Н.ЛзрькиП и В.Качалов.

Бунин, чуздый рассудочно-киикному посприлтиа бытия, передает п слово и простоо счастье тать, и падовторжкй пиутрисшй настрой, как бы призывая читателя ощутить эем-tryn тело сипеть под знаком его лирического обаяния.

Художник разработал такую, неизученную литературоведением, форму радости жизни, как радость воскресшей радости, счастье возрожденного счастья в его первозданном объеме, первоначальной чистоте ("Жизнь Арсеньева", "Вот он снова этот белый...", "Венеция": разные редакции). Мастер радуется творчеству, этой борьбе с разруиением памяти, забвением. Когда Бунин занят правкой, он живет прошлым как настоящим (Пастернак же варьировал свои произведения, отражая в этих вариантах новые духовные грани).

В радовании жизни Бунин отнюдь не замкнут в круге только личных чувств и впечатлений, "душевного эгоизма", который отыскивался в нем Л.Твардовским ("О Бунине"): он писал о поэзии старости, испытывал сочувствие, сострадание к покинутым, беспомощным людям, которым, ь ого показе, свойственно , как великим мира сего, и любить >.. оознааать ее иссякший,.

Раздел 2. Задача раздела - лпллауть а своеобразие клала-любиаых тенденций киалекия Бунина, обусловленного соцлалыо-обцествеп:-1ЫМ бытием писателя. изучая наследие Бунина,

постоянно нст&лютаатся на еьч.л'й ь искусстве вопрос об остс-ткчоском к эткчгскэм в их линаллчослом всалмэотшаонш.. Бунин в слове прообразует лазил л озаотичзеш: прзкраенэе «глеиаь (чем любуется П.Горький), Пол игам Бунин огрицаог.щшдеш тсорчоского индилпруаллал... Эсасгичооное иерарастьс-т у Бунина в этическое и наоборот. Красиным дол:аао быть кскусагво, • но и прйьдиео: ь езоал ^р.-.сэаи, пеполкемилл доброа,зл^.алльаа-ва к людям, справедливоела ("Одалочастсо". 1915; "гннл.она". заключался энергичную нзл;лш;у с Гете, е;о худз::а;пчаз::;а: рааюдулпал к обеодАявнн^.:;. Ьупла на отъздзшял артистические переливании от опта, к&к, исяря:ер, пастор, герой Г..Булгакова ("Кастор и Марларла_"),'сникаого ь психолэгиз:-.: бунлн-скэгс письма.

В "Ззьете Саьда'' Бун;:а гоюрат о том, что челэеег, паз; с эстетически.-; саз о зализало:.! рзлаан ь^пло:;:ть ь дела, аазр-чоегье луча;иь на характер: кле саолх чорт. Е агон залз1 дос.с -инства личнос?с. Бунин ц-а.1лг чааоаа, чело:'.лл,, х\ дозль'.ха, целеустремленно передаваьизго ь «-наш: и а искусстве ензокнз черты саоей пндпиидуилыоегк.

Бунпнзкпа урок;: били уелнлллл; лероюыгч« ладил;, прогрессивной молодимы:, напри.,;ор, К-.Паустоы:1:о;.

В самосознании Бунина эстетическое и этическое объединяются с гражданским, образуя нерушимое триединство (прослеживаемое от ранних ученических стихов писателя го шедевра "Жизнь Лрсениева" с заключенным в его части "Алексей Арсень-ев. Записи" обличительным социальным показом, пусть и окра-Ее;шым нарочитыми тонами эмигрантских настроений). Горький в свое время хотел от Бунина - именно как от художника -повышения гражданской активности, социальной целенаправленности взгляда на жизнь; он отнюдь не ожидал превращения художника в публициста - такова при ближайшем рассмотрении логика его хрестоматийно известных высказываний.

- Не политические страсти сделали Бунина подлинным мастером слова: они не повлияли на его стилистику. Однако мощное освободительное движение глубоко взволновало всю его творческую натуру.

Критико-реалистическая тенденция творчества Бунина -нарастающая тенденция. Не было резкого перелома в натуре якобы лиричного Бунина (автора миниатюр в прозе вроде "Тишины" или "Надежды"), как полагал В.Боровский, анализируя "Деревню". Высказывания Боровского питоют суждения о Бунине по сой день. В действительности в силу воздействия указанного-вьпго социального фактора, специфики индивидуального развития Букин, достигнув зрелости, превратил присущий ему с сности повышенный лиризм с одно из начал критического изоб-, ранения действительности.

Россия для Бунина - главная ценность нации. Отношение Бунина г: русскому народу - зто ои.женио к народу в целой, создавшему великое государство, н сострадание к отдельны! обездоленны:! лпдяп.

Реакционная критика (В.Буренин и др.) утверждала, что писатель унижает национальное достоинство великого русского парат. Од-ята большая дрозда заключается в том, что Буши ю прзигонялеп перед "рабской нищетой" России, все.'! сердцем желая Родшга прогресса, иэ скрывая бережной любви « "роди-•"„-{ чертам" ("В лесу, с гора родник, живой и звонкий..."). Стихотворение сто превратно истолковано В.Катвевш в его по-пуляргай книге "Трава забвения" (Бунина якобы "умиляла нищая Россия...."). Чусстго, катя о Бунин испнтнзает к Родине, - зто чувство кровной связи с ней, с'лш я матери ("Родине"); вполкз

вероятно, что на формировании этого чувства сказался критический интерес Бунина к образу Аркадия из "Подростка" Достоевского.

Писатель, находясь в 10-е годы на вершине, со всей решительностью выступил против эстетвующей интеллигенции, сочинявшей салонный, надуманный образ смиренной России; Он испытывал боль из-за неблагополучия на Родине. Он вовсе не уходил, как считает А.Твардовский, от актуальных вопросов в сторону "вечных" тем: он тревожился за чистоту и прочность фундаментальных устоев человеческой личности, сотрясаемых злой действительностью. Бунин утверждал ценность разума, творческого начала в человеке. Близость интеллектуальных настроений Бунина умственной жизни передовых людей прочувствовал И.Шамякин ("Петроград-Брест").

Бунин никогда не был личность», отъединенной от России. В ранней редакции "путевой поэмы" "Тень птицы", 'истолковываемой Б.Костелянцем ("Иван Бунин - поэт") в плане принципиального аполитизма писателя, как убеждает ее разностороннее изучение, Бунин не отрывал суждений о судьбах человечества от раздумий о России: он озабочен мыслью о месте Родины в потоке времени.

В условиях первой мировой войны Бунин выступал под флагом единения деятелей культуры, был в этом солидарен с Андреевым, Блоком, Брюсовым, Вересаевым, Горьким. Его заботило будущее всемирных ценностей. В русском Бунин искал прогрессивно-общечеловеческое. Национальной кичливостью Бунин, протестовавший против колонизаторской "нравственности", на был отмечен (в отличие от Киплинга).

Писатель ожидал катастрофу старого мира, однако не смог отыскать конструктивных общественных течений. Бунин убежден в том, что, воспринимая "чужую" философию, формирующую определенную социальную модель мира, он перестает быть самим собой художником, становится пропагандистом навязанной идейности, теряет личную честность. Существенна у Бунина боязнь растворения индивидуального самосознания в коллективности: Вот причины, определившие бункнскую позицию отрицания'революционного движения.

Бунин замкнут в границах личного творческого самообладания. Реалистический опыт гражданина он трансформирует в кар-

тины вневременного бытия людей. Нарастание революционных событий мыслится им как проявление всеуничтожавщвй стихии, хранящейся в народе, доведенном до отчаяния, слепо озлобленном на господ. Бунин не находит сил, которые бы могли спасти общество от разрушения, предложить ему политическую перспективу, облагораживающе повлиять на личность.

У подлитого художника исторический процесс становится внутренней реальностью. Непризнание революции 1917 года в качестве фактора, конструктивно совершенствующего и общественную и личную жизнь людей, надломило Бунина ("Ты странствуешь, ты любишь, ты счастлива..."). В этой миниатюре очевидно вторжение истории в мир чувств поэта. Из эмоционального материала Бунин создает образ лирического героя. У Катаева ('Трава забвения") неправомерно отождествляются Бунин - человек-поэт и действующее лицо стихотворения. Герой стихотворения максимально субъективен, неотделим от автора, однако это -лирический герой. Бунин фиксирует обусловленное внешними обстоятельствами состояние человека старого мира, изучает душевное содержание хранителя былого.

В последующем Бунин-эмигрант наблюдает трудное развитие обновленной России и мировое признание советской культуры русского народа. Смысл жизни для Бунина заключается в служении русской традиции. Подводя итоги, он нэ отделяет себя как художника от Отечества.

В годы Великой Отечественной войны Бунин занимает патриотическую позицию. Н.Симонов ("Из записей об И.А.Бунине") истолковывает ее с излишней обобщега^стью. Для Бунина советское государство отнюдь не форма народной власти, а воплощение несокрушимой силы и величия русской нации.

Наследование патриотическим культурным ценностям, соци-влъно-психологическсму'реализму и открытость европейским литературным идеям - главное в искусстве зарубежного Бунина. Мудрость и критицизм художника преодолевают эмигрантские предрассудка, камерность, реакционные взгляды. Описывая ушедшую русскую жизнь в рассказе "Темные аллеи", Бунин обнажает общественную природу любви, социальный эгоизм. В "Холодаой осени" писатель предлагает анализ психологической чуждости героев, я не только лирическую зарисовку былого. Известная книга Темные аллеи" рождена порывом к правдивости в показе отношений

иувчшш и женщины, взятых без слащавого ханжества или сенти-иентальдо-романтических условностей. Бунин обличает вожделенна, сластолюбие; в этом ему отчасти близок, отчасти чалек ф.Мориак. Бунин взвешивает оттенки изменчивых личных чувств, учитывая опыт Мопассана. Разумеется, в книга Бунина наблюдаются крайности, они обусловлены его "несчастным сознанием" той поры; он испытывает тоску по идеалу человеческих отношений и сугубо трезвое ощущение недостижимости этого идеала. В поздних произведениях Бунина вовсе на господствует стиль "ретро" (воспоминаний о проалом, настроенных на всепрощение, печальную нежность).

Заграничный Бунин изобратлет человека, который оберогп-ет благородство, хотя и не расстается с заблуждениями ума и сердца: в нем но утихает борьба добра со алом п тормосгвуег добро ("Жизнь Лрсеньеза"). Еун.ш по сомно^лзгхя в уом, что люди, укрепляясь в верности глобальны-1 и н злоходлллл принципам, обротают нравственное бессмертие.

На основании проделанного г.о второй глазе разкосхоро^з-го и взвешзндаго исследования диссертант приходит к вьзоду о том, что Бунин в поэтически: формах воплоти?: аизизлвб::-'»,'"лото ро о входит в духовность поколений, вызызач ;лал,пу «дород**-» ва, всечеловеческие чувства.

Глгша трдгьп »й»»орнг-">рт?.. лпопсгуого ''екуе^ч/у Д.-;лу; лЦ. Гласа вырастаот из логики, заключенной в главах церззК и корой. Бунин-художник стрсхггся ~ная;:/.ого) ; ^..уи:'л ■ тохвику уподобил, сшзоцисхя!;. Буинп - вид:;:.";. пу-дег"!«:-'¡.'•ель раззитой типдохщли е^гопсГ.а:эго литорглтркэго м„ ¿:оици XIX - XX еоюп. Наследие Бунина - "г.ллзхшоь" в -лгара-турз. К ной воспримичиэи ПЛЬлус (в цолнэИ ::зрз: ого. езлтьл "Иван Бунин и ого творчеотсо" опубликована л рэдшщи;: Еупллл), с такхз А.Блок, П.Бицилли, учятшагаий указглшя Бунина. Здзсь исходная платформа для анализа езэсобр'лзня иэи?ш:и Букллл л реализма с XX веко.

Бунин - профоссмоная пера, ш с -текла огаозешзд г: е-'.хуу, какое соответствует отиэаеаи» шгзописца к ¡лулокз. Снопом Цу-нин передает характер телесности цвета .как если бы слэео обладало чувствемю-выразнюлыой ыатариальноогьэ краски. Его производэння кажутся речью ишописца, который отлошш кисть, чтобы словами показать органичное для наго отноеонйо. к миру.

"Живописец" Бунин настойчиво добивался последовательности в своем искусстве, которое отмечено тенденцией к исключению гампромиссоп с приемами эмоционального изложения. Примечательно, ка.ч Бунин - в духе словесной живописи - редактировал учителей - Державина, Фета, Полонского:

Красноречие Бунина но прельщает, его отношение к тропаи СЕОйстпешш представителю живописи в литературе: здесь говорится не о количестве тропов у Бунина, а о том, насколько он умзл обходиться без них, выявляя творческое "л", - об одной кз доминирующих тенденций творческого мышления (Ю.Тынянов констатирует: "Основной прием конкретизации слова - сравнение, «етафэра - бессмыслен для живописи"). Бунин продолжил в своп направлении работу Чехова, который принципиально избегал интенсивного использования сравнений, метафор, устанавливая жесткую «ору их употребления, янтогонисты Бунина в работе над словесной живопись» - Л.Андреев, М.Волошин, В.Маяковский.

CaoПетао тропов Бунина заключается в том, что они несут на себе печать живописного реализма в литературе: они матери- < алыш, наглядго», но интригуют технологичностью (как метафоры Баболя, Цаидслктгала', Олсзн, у которых мысль конструирует' иотафору).

Бунин одоряиц стратьз показать: но описывает, а дает со-;:ор!1стичоскио решения. Этому он планомерно учился у профессионалов кисти. Бунин учитывает открытия импрессионистов.

Писателя характеризует отчуждение от аитрэпоморфпзоции обрасоп» фигуры олицетворения, влиятельного средства сугубо литературного изъясиешш. Дело идет не о фактах стиля, но о направленности становлении худопкиса (в это?г он противоположен Сзту), гаторуп отличая Ю.Олсша (противопоставляя Бунина Чехову).

В слопосноп ¡ккописи Бунина происходит процесс превращо» Ш!я оцртзпшя в скоцпэ - ^ундгагектаяышй процесс, сообщающий ей редгзстнуп оригинальность. Диссертант вникает в этот совсем неисследованный процесс. Бунин совершенствовал своеобразно езоей KüBonncü, енадизнрул специфические тендо:щии худого стланного ia-злстгя Л.Мицкевича, Т.Иевчоипо, Г.Флобера, Я. Полонского. Сул.ост-ь бутшепого преобразования ощущения в kíoit.ío.пршпртгалыя долгот Волошин. Отдельные черти живописи Букина о ее неяовторЕязсти восприняли учивииося у него

Б.Катаев, Ю.Олеша, К.Паустовский, М.Рыльский.

В глубоко осознанной Буниным трансформации ощущения в еыоцию заключается необыкновенное, ш не небывалое его свойство: он преемник Л.Толстого и Ги де Мопассана. Это бушшс-кое свойство стимулировал ¿.Чехов, сам прошедший школу Толстого и Мопассана.

Ощущения у Бунина - плоть его эмоций: вот почему Бунин насыщает словесное письмо физическими ощущениями. Образы Бунина заставляют нас, воспринимающих их телесность, как бы жить в той действительности, какую они изображают; в намеченном аспекте видна коренная разница между Буниным и Тургеневым.

Ход творческой мысли Бунина - "спрятать" эмоцию в ощущение. Уникальные краски фольклора привлекали Бунина не толы» поэтичностью, но и запечатлением своеобразия окоций. Самобытность стиля Бунина подчеркиваете:: сравнением его.с изобразительностью Пильняка или Ремарка.

Неповторимость письма Бунина признавал Чехов, но но считал его новаторство единственно возможны:.! опытом обновления литературной живописи. Если Бунин стремится сберечь "сгущенность" слога (ибо в нем развивается трансформация физических впечаг'лешш в _вмоции), хочет цздрее, материальнзе. запечатлеть этот процесс, то Чехов оголкзт эмоции. Тенденция обнажать змоции абсолютизируется И.Анненеким.

Однако внутреннее напряжение, испытываемое Бушпшм, .бывало чрезвычайным: он "развоплощал" чувства, но скршал пх с живописи (в "На Невской" или в "Просыпаюсь в полумраке..."); образцовый пример - в "Старой яблоно".

Бунин отвергает своим искусством ыодоршютскуи изобразительность. Он отрицает в натурализма наивное преклонение перед наглядностью фактов. Он противостоит импрессионизму, окрашенному декадентскими тонами (И.Анненский с его утошеш;эк1 эстетизацией "осенних" эмоций), символизму и акнеизду (&.Сологуб или В.Ивьиов.в их расоудэчш-дэКТрЯНЗрсКОМ БКДСЛНП, основанном на' таолиэации объектов, как зкоений '"по ту сто го п-них" метафизических супа»стой. М.Волошин пли И. Северяне и их актерский артистизм (своеобычный у какдэго из них), фз?и-шизация физических ощущений (Северянин).

К футуризму Бунин относился. с уничтожающей иронией. В наиболее полной из тенденций футуристического киллк-шя -

кубистической - наблюдается распад собственно живописи словом. В футуризме (во всех его оттеночных проявлениях - от архаистических до авангардистского толка) происходлл ненавистный самой природе Бунина-художника тотальный отказ от отражения действительности.

Диссертант уточняет и обогащает понимание того нового, что внес Бунин-художник в поэтику русского реализма XX века. Бунин, стимулируя "процесс превращения ощущений в эмоции", делает вклад в искусство реализма - это "живописный или картинный реализм": так диссертант называет его в смысле наглядности, упо до бления словесного описания произведении профессионала кисти. В предметном изображении Бунина наиболее важны не детали внеинего мира сами по себе, но эти детали в ка-чостве продолжения, материальности "я" мастера. Так на холсте подробности, сами по себе нейтральные по отношению к личности шазописца, характеризует ее, являясь ее телесной оболочкой. Употроблля это определение "гшвописный или картинный реализм" автор но впадает в искусственность: оно пришло из духовного обихода Бунина (подсказано ого произведениями, статьей П.Нилуса, формулировки которой тщательно выправлены Бу-и1яшу, сочинениями Флобера, до Лиля).

В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются основные выводы и обозначаются перспективы изучения темы.

Оценка той или иной черты искусства Бунина в сопостаз-, ленлп его с мастерами, ему близкими гаи чуадыни, раскрывает ого самостоятельность.

По цношга автора, будущий анализ контактов советских писателей с мастерством Бунина евпза?« с отказом от обобщеи-пих» тсряг^тх то'П'ло содергспио, рассуядений о гуманизма п

пясателп, ого уроках литературного метра. Иссле-Еззптсль говорить о том, что та или иная особенность

тгорчзстаго "л" Бунина по-сэосму истолковывается современт-!"п писатслпми.

Взгляд на худо-оствош!уп индивидуальность Бунина позволил по-посо1зу определить остетичосгсэе, торзяыгав, соцяалъно-оСщостпешяо содержите ого наследил.

Изучение Бушта-худотяетяа рэсттрггаает ого как пр^дегяпи-»ояя'гаяопкеп в искусстве слова.

В работе прослеживается взаимодействие И.Бунина,М.Горь-" кого в качестве художников слова.Мысли Горького о Бунине сохраняют актуальность и по существу и в плане дальнейшего изучения реализма в русской и других,например,белорусской литературах народов СССР.

В работе по-новому обдумано и использовано понимание В.Воровским творческого самоопределения Бунина.

Бунин воспел яркие черты русского национального гошш.ко-торые гарантируют позитивное развитие мировой культуры.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Нефедов В.В. Поззия Ивана Бунина.-Мн.: Выаьик.,1975-

136с.

2. Нефе лов В.В. Чудесный призрак :Бушш-худоя:ник.-Мн.: Полымя,1990,-239с.

3. Нефедов В,В."Ив. Бунш!.Сткьазэрзшш". - Поводов В.В, Творчеству - всю жизнь. - !,!н., 1578. - С.62-73.

4. Нефедов В.В. "... Счасгее то лысо онаьдим дано". По-федов В.В. Творчеству - всю мпзнь. Ын., 1978. - С.24-61.

5. Нефедов В.В. " Я творчеству отдам всю жизнь юэ..." •Нефедов В.В. Творчеству - ваа жизнь. - Кн.1978. С.74-/6.

6. Неф,знов В.В. Об изобразительности ИД.Бунина. -Вестник Белорусского университета, сер.4, филол., жури,, над,, психол. - 1986. - № 3. - С.9-11.

7. Нефедов В.В, Об особенностях мастерства Й,А.Бунина прозаика. - Вестник Боло русского университета, сер; 4, Тал эл., курн;, пед., поихол. - 1907. - ^ 3. - С. 13-18.

. 8. Нефедов В.В. 0 Бутшо как хулохашко. - Русская фхло-логия. - 1969. й 3, - С. 12-21. (Индия. г.Хайпарабап. Центр, ин-т англ. и иностр.язикоп. ИаучннЗ куриал отделения русскою язика).

9. Нефедов В.В. Художественная культура.Букина и аз восприятие боло русски:.ш икса те лам;:. - Вопросы культу!« и искусства Белоруссии. - 1990. - а 9. - С, 1(77-1 П.

и

/