автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Концепция мелкопоместной усадьбы в творчестве И. А. Бунина 1890-х - начала 1910-х годов
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Зайцева, Надежда Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Формирование концепции усадьбы в художественном мире И. А. Бунина.
§ 1. Истоки концепции усадьбы в творчестве И. А. Бунина.
§ 2. Эволюции образа усадьбы в ранних произведениях
И. А. Бунина.^у.
ГЛАВА ВТОРАЯ. «Жизнь России - жизнь усадьбы».
Концепция усадьбы в творчестве
И. А. Бунина 1900-1912 годов.
§ 1. Бунинские «поэмы запустения» 1900-х годов.
§ 2. Проблема русского национального характера и концепция усадьбы в творчестве И. А. Бунина начала 1910-х годов.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Зайцева, Надежда Владимировна
Книга о русском дворянстве, как это ни странно, далеко не дописана, работа исследования этой среды не вполне закончена. Мы знаем дворян Тургенева, Толстого. Г1о ним нельзя судить о русском дворянстве в массе, так как и Тургенев и Толстой изображают верхний слой, редкие оазисы культуры», - гак говорил И. А. Бунин в 1911 году [Ш, 621]. Достаточно произведений, изображающих мелкопоместное дворянство и жизнь усадьбы, сотворил писатель. При этом художник не просто дописал недостающие страницы в «книгу о русском дворянстве», а создал новую летописную главу.
11. А. Бунин обращает свой взор на ту часть дворянства, которая в конце XIX - начале XX века представляла большую группу своего сословия, в жизненном укладе, образе мыслей и в истории вымирания которого отразилась, по мнению писателя, жизнь целой страны и ее народа. В этом выразилось своеобразие «усадебного» творчества И. А. Бунина.
Однако исследователи смотрели на бунинские усадьбы с позиций традиции, представленной изображениями «дворянских гнезд», созданных в литературе XIX века (в том числе в романах Тургенева и Толстого). В современной И. А. Бунину критике довольно часто проводились параллели между его «дворянско-усадебными» рассказами и произведениями Тургенева. Так, например, критик Р. Григорьев, анализируя «Суходол» и обратив внимание на те страницы, где, по его мнению, ощутим «грустный, нежный колорит», писал, что они вызывают в памятп стихотворения в прозе Тургенева, что художник, подобно Тургеневу, отразил «грустную поэзию разоряющихся дворянских гнезд» (191, с. 88).
Подчеркнул преемственность тургеневского у И. А. Бунина и другой критик - современник писателя В. Севскнй: «Усадьба Тургенева опустела, она брошена, забыта, н такой-то ее любит внук Тургенева -Бунин» (191, с. 117).
Почти аналогично высказался к*. П. Чуковский в статье «Смерть, красота и любовь в творчестве И. Л. Бунина»: «Есть такое тургеневское, щемящее, сладко-грустное чувство, которое всегда зарождается в Бунине при созерцании всякой забытости, брошенности, хотя он и борется со своим романтизмом и развенчивает эти дворянские гнезда, как может» (267, с. 949).
На своеобразие изображения И. А. Буниным «дворянских гнезд» указал известный русский критик начала XX века В. Л. Львов-Рогачевский в своей статье «Поэма запустения (И. А. Бунин)». Он писал: «Автор прекрасного рассказа «Антоновские яблоки» не повторяет старых поэтов, не имитирует, не занимается подделкой, но завершает наше вчера, он говорит свое слово н последнее (курсив Л.-Рогачевского - Н. 3.) слово о прошлом, об отходящем и отошедшем, он договаривает, что сталось с деревней, «где скучал Евгений», где занимался естественными науками Базаров.» (167, с. 5). В данном высказывании «усадебное» творчество II. А. Бунина охарактеризовано уже как самостоятельное, опирающееся на достижения литературных предшественников в разработке темы «дворянских гнезд», но не копирующее, а развивающее, продолжающее их.
Кроме того, В. Л. Львов-Рогачевскнй делает еще одно справедливое уточнение, что II. А. Бунин «не воспел дворянскую усадьбу, а отпел» (курсив Л.-Рогачевского - Н. 3.), то есть критик имеет в виду то, что писатель жил и создавал свои произведения во времена полного упадка и деградации дворянства как класса.
М. Горький, пристально следивший за творчеством своего современника, тоже сделал ряд замечаний по поводу «усадебно-дворянскнх» рассказов И. А. Бунина. Гак, например, отметив художественное мастерство автора «Антоновских яблок», М. Горький тем не менее критически оценил его идейно-эстетические позиции, выраженные в рассказе. В письме к Пятницкому он отмечал: «Хороню пахнут «Антоновские яблоки» - да! - но - они пахнут отнюдь не демократично.» |П, 201].
Критики довольно часто упрекали И. А. Бунина в асониальности его позиций, что, как правило, и усматривали прежде всего в буи и неких «усадебных» произведениях. Литературоведы стремились представить писателя либо в роли своего политического союзника, либо - наоборот. С таких позиций смотрел на творчество II. А. Бунина советский критик В. Г. Вешнев в статье «Лирика утрат (Последние произведения Н. А. Бунина)». Совершенно неверно, по нашему мнению, оценив смысл бунинскнх произведений об усадьбах, критик порой делает странные заявления: «Утрачена милая усадьба, милый отчий дом - и ничего не радует в этой жизни. Даже родина становится безразличной и чуждой» (71, с. 9). В. Г. Вешнев также утверждал, что И. А. Бунин «давно оторвался от своей патриархально-классовой основы, но он остается и до сего дня безутешным певцом землевладельческих утрат» (71, с. 9).
Высказывания такого рода, рассчитанные на сиюминутный эффект, лишающие произведения писателя самоценности, художественно-эстетической значимости, нас интересуют сравнительно мало. Мы проследим историю разработки проблемы усадьбы в наиболее обстоятельных работах, авторы которых претендуют на понимание глубинных основ творческого наследия И. А. Кун и на.
Одно из наиболее известных имен в буниноведеини - Ф. А. Стеиун. Он как русский философ дал своеобразный «умопостигаемый портрет» бунинского дарования в целом» (5, с. 5). Тайна Бунина, по мнению Ф. А. Степуна, «не в пророчестве., а в памяти, не в хлябях, а в тверди, не в отрицании России., а в ее утверждении, лишенном притом всякого приукрашивания прошлого.» (5, с. 7). Размышляя о «Странствиях», он приходит к выводу, что это произведение, как ни одна вещь Бунина, подтверждает, что «стихия бунинского творчества в памяти» (5, с. 9). И эта память рождает незабываемые «лики России - монастыри., старинные поместья. и другие, не столь знаменитые, но столь же дорогие памятливому русскому сердцу места», так создается бунинская «литературная панихида, скорбная и утешительная одновременно» (5, с. 10). Ф. А. Степун тем самым утверждает, что усадьба для И. А. Бунина - один из памятных ликов Родины, часть его русской души.
Другой русский философ И. А. Ильин, исследуя бунннское творчество, справедливо указывал, что Бунин-писатель сформировался в лоне русской дворянской усадьбы и «крестьянской, простонародно-всенародной стихии» (114, с. 212). Однако, говоря об усадьбе, взрастившей II. А. Бунина, исследователь имеет в виду русскую усадьбу вообще как явление, «подарившее . народу столько замечательных талантов - литературных, музыкальных и философских.» (114, с. 210). Причинами такой плодородности «усадебной» почвы, по мнению И. А. Ильина, является ее «строгий климат, . столетний отбор крови и культуры, . досуг усадьбы с ее культом родовой . традиции служения» (курсив М. А. Ильина - Н. 3.) (114, с. 210). Ученый также говорит о «состоятельности» помещичьей усадьбы, способствовавшей формированию у ее питомцев духа «вольнодумного обособления», давшей «своей молодежи утонченное, всесветно обогащенное образование» (114, с. 210-211).
И. А. Ильин учитывает всеобщий фактор усадебного воздействия на формирование творчества И. А. Бунина, но ни слова не говорит об особенности индивидуальной «усадебной» почвенности писателя. Так, например, он пишет, что тот, «кто хочет читать и разуметь Бунина, . должен почувствовать . атмосферу русской усадьбы и уловить ее сложившееся за девятнадцатый век духовное наследие» (114, с. 211). Позволим себе добавить, что И. А. Бунин как человек и художник вырос в своей мелкопоместной усадьбе конца XIX - начала XX века, когда «духовно-культурные» «дворянские гнезда», о которых пишет И. А. Ильин, уже стали фактом прошлого России. То есть мы говорим, учитывая справедливость слов И. Л. Ильина, что Бунин «вышел» из духовной атмосферы усадебного прошлого и современного писателю запустения и вырождения «дворянских гнезд».
Представляется необходимым учесть взгляды философа и публициста П. Б. Струве, определившего общественную позицию писателя: «И. А. Бунин - это русский интеллигент, который бесповоротно перестал быть народником, это - русский дворянин, который окончательно перестал каяться перед народом» (247, с. 101). Он говорит о «подлинно художническом ясновидении» И. А. Бунина (247, с. 102), способствовавшем «совмещению в бунинском творчестве глубочайшего лиризма с беспощадной изобразительностью» (247, с. 102). Эти слова, охарактеризовавшие общие принципы творчества писателя, применительно к конкретным дворянско-усадебным произведениям И. А. Бунина, снимают всякого рода преувеличенные обвинения в излишнем субъективизме писателя.
Одно из серьезных исследований биографии писателя принадлежит А. К. Бабореко. Его книга «И. А. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917» помогла выявить мысль о биографичности истоков концепции усадьбы в творчестве И. А. Бунина.
Значителен вклад в развитие буниноведения О. Н. Михайлова. В его исследованиях, посвященных изучению произведений и жизненного пути писателя, обнаруживается повторение мыслей И. А. Ильина об усадебной и природно-деревенской «почве» И. А. Бунина. В начале статьи, завершающей второй том шеститомного издания собрания сочинений И. А. Бунина, О. Н. Михайлов пишет: «Бунинский талант сформировался в очень «почвенной» обстановке провинциальной усадьбы, на Орловщине, испытывая сильное воздействие дворянскосословных традиций, воспоминаний о былом величии столбового рода.» [II, 461]. Складывается мнение, что исследователь считает писателя представителем дворянской литературы, оплетенной сословными предубеждениями. Но дальнейшие обстоятельные рассуждения статьи раскрываю! демократический характер творчества И. А. Бунина. Исследователь настаивает именно на демократизме художника, а существование в его творчестве произведений «почвенной» тематики» [И, 466] объясняет «необычайной искренностью» художника, не сумевшего преодолеть «сильное давление сословно-дворянских предрассудков» [II, 470].
Исследуя своеобразие художественного воплощения мелкопоместной усадьбы в творчестве И. А. Бунина, нельзя пройти мимо работ Т. М. Бонами. В ее книге «Художественная проза И. А. Бунина 1887-1904)» достаточное место отведено анализу произведений писателя о «внутреннем процессе разорения помещичьего строя» (60, с. 68). Исследователь указала на двойную природу бунинского подхода к изображению «дворянских гнезд»: «идеализация старины» (60, с. 69) и показ реальных картин «разорения и гибели дворянского класса» (60, с. 69). Интересно, что литературными предшественниками Бунина в разработке темы «дворянских гнезд» Т. М. Бонами считает Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Чехова. Тем самым буниновед прослеживает линию преемственности не столько по пути лирически-элегического изображения усадьбы и ее обитателей, сколько в русле «бичующей сатиры» (60, с. 68), которая, тем не менее, в произведениях И. А. Бунина явственно не обнаруживается, то есть бунинское развенчание мифов о «дворянских гнездах» заключается в художественном воспроизведении «атмосферы разорения и гибели дворянского класса» (60, с. 69).
О неоднозначности бунинских «усадебных» произведений говорил другой исследователь творчества писателя В. А. Гейдеко. Мри этом ученый указывает на динамизм развития темы «дворянских гнезд» у И. А. Бунина, который, по мнению В. А. Гейдеко, был обусловлен собственными противоречиями писателя: «Бунин нередко противоречил сам себе. И в его свидетельствах о «дворянских гнездах» было тоже немало непоследовательного. «Антоновские яблоки» н «Суходол» спорят между собой. Эти произведения рисуют, собственно говоря, одну и гу же усадьбу, один и тот же кусок жизни. По в каждом случае Бунин берет разные стороны усадебной жизни, повествует о них с разной интонацией» (83, с. 119).
Не менее интересной работой, раскрывающей тему «дворянских гнезд» в историко-литературном аспекте» (191, с. 91), является книга J1. Н. Назаровой «Тургенев и русская литература конца XIX - начала XX века». Исследователь выявляет развитие тургеневской традиции в творчестве писателей рубежа столетий (в том числе и И. А. Бунина). Л. Н. Назарова, проведя сравнительный анализ «усадебных» произведений Тургенева и Бунина, пришла к следующим выводам: во-первых, близость Бунина к Тургеневу сказывается не только в общности темы (упадок «дворянских гнезд»), но и «в самом отношении к данной теме, к осмыслению и раскрытию ее» (191, с. 118); во-вторых, по мнению исследователя, для обоих писателей «характерным было непонимание и неприятие той силы, которая шла на смену укладу «дворянских гнезд»; и, в-третьих, «объективность в изображении у обоих писателей сочетается с задушевным чувством лирической грусти» (191, с. 118-119). Необходимо отметить, что именно в этой работе тема «дворянских гнезд» впервые рассмотрена наиболее подробно и убедительно. Автор представляет И. А. Бунина, с одной стороны, как наследника и продолжателя тургеневской линии в изображении усадьбы, с другой стороны, делается акцент на самобытность, нетрадиционность бунинского воплощения данной темы.
Интересны и высказывания Н. М. Кучеровского: «Бунинские рассказы-эпитафии, написанные до «Деревни», при всем разнообразии их жизненного материала и многоликости персонажей, - главы одной элегической поэмы о дворянском оскудении и разорении, переходящем, как кажется И. А. Бунину, во всеобщее запустение» (152, с. 49). Исследователь указывает на идейно-тематическое единство и хронологическую преемственность всех произведений И. А. Бунина об усадьбе. На первый взгляд кажется, что мысль эта не нова и естественна сама по себе. Но если учесть, что буниноведы, как правило, обозначали своеобразие (или, наоборот, традиционность) изображения «дворянских гнезд» в творчестве И. А. Бунина в контексте отдельных рассказов, стихотворений, то мысль Н. М. Кучеровского кажется свежей.
Современное буниноведение наиболее активно стало развиваться в последнее десятилетие. В 1991 году вышла в свет книга Л. А. Смирновой «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество». В своей работе автор ставит целью «понять, от каких истоков и к каким высотам шел художник» (233, с. 5). Для достижения поставленной цели Л. А. Смирнова всесторонне исследует творческое наследие II. А. Бунина, при этом внимание обращается и на некоторые «усадебные» произведения писателя. Так, например, анализируя рассказ «Антоновские яблоки», ученый утверждает: «Идеализация здесь есть несомненная, не столько, однако, социальных порядков («мрачные крепостные легенды» признаются), сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, лесными дорогами, долинами, оврагами» (233, с. 33).
Краеведческий аспект изучения творчества И. А. Бунина представлен в работах С. В. Красновой. Она была активным участником экспедиций конца 50-х - 60-х годов, ставивших своей целью «систематическое изучение бунинских мест бывшего Елецкого уезда, ныне Становлянского и Измалковского районов» (142, с. 166). В своей статье «.День мой догорел, но след мой в мире есть» исследователь утверждает, что «литературно-краеведческие материалы во многом раскрывают процесс художественной типизации, в частности, при знакомстве с прототипами, легшими в основу созданных Буниным образов, сюжетов, отдельных зарисовок, портретов» (142, с. 171). В работе ученого представлен интересный материал об усадьбах, с которыми была связана творческая биография И. А. Бунина (Логофетова усадьба, Глотово-Васильевское, Колонтаевка), и обрисовки современного состояния бунинских мест, хранящих «краеведческий завет писателя» (142, с. 182), с помощью которого, как утверждает С. В. Краснова, можно многое увидеть, многое вообразить себе и в итоге погрузиться в «страну поэта» (142, с. 182).
К открытию специфики художественного мира И. А. Бунина -«мира его образов, созданного по законам реалистического искусства» (127, с. 4) - движется Г. П. Климова. Ей принадлежит ряд принципиально важных (для постижения глубины «усадебных» произведений II. А. Бунина) высказываний. Ученый акцентирует внимание на том, что бунинские дворяне - дворяне мелкопоместные. Обращение к данной группе дворянства, по мнению Г. Г1. Климовой, было продиктовано, с одной стороны, фактом биографической и внутренней близости писателя к мелкопоместным, с другой -«осознанием значения в истории России именно этого сословия» (127, с. 87). Г. П. Климова приходит к пониманию И. А. Бунина как христианского писателя, который «утверждает идею человеческого единства, сострадания ко всему» (127, с. 88). С этих принципиально важных позиций ученый делает нетрадиционный вывод: «Писатель не идеализирует класс, который был ему близким, к которому он принадлежал по рождению, хотя и сострадает ему» (подчеркнуто нами-Н.З.) (127, с. 88).
Ряд интересных высказываний обнаружили мы в диссертационном исследовании А. А. Дякиной «И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов». Раскрывая своеобразие и трансформацию в творчестве П. А. Бунина мотива Дома, исследователь говорит о сложном переплетении в поэзии п прозе художника двух образных рядов: «малой родины, отчего гнезда» и «Дома-России» (97, с. 13). Некоторые положения, высказанные
А. А. Дикиной, и прежде всего замечание, что от личных впечатлений «среднерусской природы», «усадебного н крестьянского быта», «традиций, обычаев старины» (97, с. 13) «поэт шел к обобщениям широкого масштаба» (97, с. 13), «к осмыслению исторических судеб страны» (97, с. 17), важны для понимания образа усадьбы.
С точки зрения народнопоэтических традиций II. А. Чистякова делает анализ произведений И. А. Бунина в своем диссертационном исследовании «Эволюция народнопоэтических традиций в творчестве И. А. Бунина конца XIX - начала XX века». II. А. Чистякова указывает, что И. А. Бунин при изображении усадеб, их окружения, обстановки широко использует фольклорно-этнографические элементы, которые призваны подчеркнуть своеобразие бунинской усадьбы, сочетавшей в себе дворянство и крестьянство в единую общность - русский народ.
Л. И. Зверева в своих работах тоже говорит о теме усадьбы в творчестве II. А. Бунина, которая складывалась и воплощалась в слове «на основе личных впечатлений писателя, связанных с детством и юностью в родных местах южнорусского подстепья» (102, с. 90). Справедливо, на наш взгляд, утверждение исследователя, что «стихи Бунина о родном крае очень л и ч постны и философичны, исполнены высокой духовности и любви к родине» (102, с. 90). Л. И. Зверева говорит о бунинской усадьбе как об усадьбе, хорошо известной всем по произведениям писателей XIX века, делая поправку на время (конец XIX - начало XX века) и биографические факты И. А. Бунина.
При поиске подходов к исследованию концепции усадьбы в творчестве И. А. Бунина нами были изучены также литературоведческие работы А. А. Саакянц, Р. С. Спивак, О. В. Сливицкон, В. В. Нефедова, В. Н. Афанасьева, П. А. Николаева, И. Ю. Адрианова, Г. Ю. Карпенко, Е. И. Конюшенко, Е. Г. Мущенко, Т. А. Никоновон, Г. М. Благасовой и других, где удалось почерпнуть достаточно много интересных мыслей и оценок бунннского творчества, благодаря которым путь к пониманию специфики его художественного мира, особенностей изображения И. А. Буниным русской мелкопоместной усадьбы был для нас не столь тернист. В их трудах собственно усадьбе уделялось внимания меньше, чем в ранее рассмотренных.
Однако в буниноведении нет пока целостного подхода к проблеме усадьбы в творчестве писателя. Наша работа будет обращена к глубинным основам названной выше проблемы - концепции усадьбы в художественном наследии И. А. Бунина. Мы будем опираться на признание бунинской усадьбы прежде всего мелкопоместной, учитывая неоднозначность авторского восприятия усадьбы как явления культурной жизни России и исторической действительности конца XIX - начала XX века.
Цель нашего диссертационного исследования - целостное рассмотрение концепции мелкопоместной усадьбы, сложившейся в творчестве И. А. Бунина 1890-х - 1910-х годов. Осуществлению этой цели будет способствовать решение следующих задач:
1) выявить причины, истоки и пути формирования в творчестве писателя концепции мелкопоместной усадьбы;
2) осветить в ходе литературоведческого анализа «усадебных» произведений писателя различные стороны названной проблемы;
3) раскрыть историко-легонисный характер произведений И. А. Бунина, созданных в конце XIX - начале XX века;
4) определить бунинские индивидуально-художественные средства создания образа усадьбы.
Научная новизна данной работы состоит в многостороннем комплексном изучении различных аспектов бунинской концепции мелкопоместной усадьбы. В диссертации впервые предпринята попытка анализа всех «усадебных» произведений II. А. Бунина, созданных в доэмигрантский период его творчества.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили общетеоретические положения по отдельным вопросам литературоведения (художественный образ, содержание и форма литературного произведения и другие), работы современных буниноведов (А. К. Бабореко, Г. II. Климовой, Л. А. Смирновой, О. Н. Михайлова, Ю. В. Мальцева, II. М. Кучеровского, В. В. Нефедова и других) и труды культурологического плана, рассматривающие усадьбу как явление истории и культуры Отечества.
Методы проведенного исследования опираются на теоретические и историко-литературные завоевания отечественного литературоведения. В диссертации используются важные для рассматриваемой темы приемы постижения концепции мелкопоместной усадьбы в контексте литературной и общественной обстановки конца XIX - начала XX века.
Изложение ведется в хронологической последовательности. При этом прозаические и поэтические творения И. Л. Бунина не разделяются, а рассматриваются в единстве, по времени их создания.
Стремление проследить процесс формирования концепции мелкопоместной усадьбы и выявить ее основные положения определило соответствующие теме структуру и диалектику исследования.
Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых делится на параграфы), заключения, библиографии, приложения.
В первой главе «Формирование концепции усадьбы в творчестве И. А. Бунина» рассматриваются истоки указанной проблемы (биографические, литературно-традиционные, социальноисторические), обусловившие своеобразие подхода писателя к изображению усадьбы, прослеживается эволюция образа усадьбы, начиная с самых ранних опытов И. А. Бунина (очерков «Мелкопоместные», «Помещик Воргольский») и заканчивая «вершинным» рассказом раннего творчества писателя - «Антоновские яблоки».
Во второй главе «Жизнь усадьбы - жизнь России. Концепция усадьбы в произведениях И. А. Бунина 1900-х - 1910-х годов» анализируются бунинские «поэмы запустения» с целью выявления художественных особенностей изображения И. А. Буниным данного процесса (начиная с рассказа «Новый год» вплоть до стихотворений 1909 года), раскрывается взаимосвязь проблемы русского национального характера и концепции усадьбы в произведениях писателя 1910-х годов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Концепция мелкопоместной усадьбы в творчестве И. А. Бунина 1890-х - начала 1910-х годов"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая наше диссертационное исследование, считаем необходимым тезисно изложить те основные положения и выводы, к которым мы пришли в процессе изучения концепции мелкопоместной усадьбы в творчестве И. А. Бунина, обозначить принципиально важные составляющие этой концепции, реализованные писателем в его произведениях доэмигрантского периода творчества (1890-х - начала 1910-х годов).
1. Обращение И. А. Бунина к теме усадьбы не было случайным. Это имело свои истоки, одним из которых был фактор биографичноети творчества писателя, поэтому можно говорить о прототипах бунинских усадеб и их обитателей. В своих произведениях художник вывел реально существовавшие мелкопоместные имения средней России, при этом некоторые из них когда-то принадлежали семье писателя. Литературные достижения в разработке данной темы предшественниками И. А. Бунина также дали художественные ориентиры для создания собственной коннепции усадьбы. Дух эпохи конца XIX - начала XX века (это время заката жизни усадьбы вообще, а не только мелкопоместной) наполнил ее оригинальным содержанием.
2. Концепция усадьбы в творчестве И. А. Бунина в своем формировании прошла несколько этапов в рамках рассматриваемого нами творческого периода писателя. В стихотворениях и лирической прозе 1890-х годов отразился процесс складывания общего представления об усадьбе и ее обитателях в л и ч н ос г но-1 во рч ее ком сознании И. А. Бунина. В этих произведениях уже наметились некоторые основные принципы изображения М. А. Буниным мелкопоместной усадьбы: писатель признает историческую неизбежность гибели «дворянских гнезд»; доля объективности в изображении усадеб, критического отношения к ним и их обитателям сочетается у писателя с глубоким чувством симпатии к самому «духу» дворянской усадьбы (передача этого «духа», который, по мнению писателя, является последней опорой, поддерживающей жизнь «дворянских гнезд», становится объектом особого изображения И. А. Бунина). В произведениях 1900-1917 годов образ усадьбы модифицируется, обобщается, отражает мысли писателя о судьбах русского дворянства, русского человека, будущего России.
3. В раннем творчестве И. А. Бунина еще окончательно не сформирована целостная концепция усадьбы. Писатель признает эстетическую сущность усадьбы, значимость ее существования в общественной, культурной жизни России. И. А. Бунин в то же время говорит о возможности этико-эстетического приговора усадьбам и их обитателям конца XIX - начала XX века.
4. Для бунинской усадьбы раннего периода творчества становится характерной особая духовная атмосфера, способная на некоторое время возродить к жизни «дворянские гнезда» и их обитателей. И. А. Бунин в своих произведениях создает своего рода усадебные идиллии, тем не менее уже в них писатель отразил закономерный процесс гибели «дворянских гнезд». Таким образом, в творчестве художника 1890-х годов уже намечается один из парадоксов бунинской концепции усадьбы: объективное осознание надвигающейся гибели «дворянских гнезд», конечности их существования сочетается с субъективным неприятием происходящего, рождая образ усадьбы.
5. Мелкопоместная усадьба в произведениях И. А. Бунина предстает не как нечто абстрактное, не имеющее своего «лица». Писатель создает конкретный, достаточно «объемный» зрительный образ «дворянского гнезда». И. А. Бунин не скупится на детали, призванные передать материальную обстановку, жизненный уклад, традиции и обычаи усадебного существования. В результате мы можем сделать следующее заключение: усадьба у И. А. Бунина достаточно невелика по своим размерам (во владениях бунинских дворян находятся до двухсот десятин), в материально-бытовом плане ее устройство просто (деревянный под соломенной крышей господский дом, ему подстать такие же надворные постройки). Детальное изображение усадьбы, данное еще в ранних произведениях, практически повторяется и во всех более поздних рассказах. И. А. Бунин настаивает, что его усадьба мелкопоместная (данный факт н до сего дня, как правило, не учитывается ни читателями, ни исследователями творчества писателя, пи художниками, иллюстрирующими издания произведений И. А. Бунина) (см. приложение).
6. Особое место в «усадебных» произведениях И. А. Бунина занимает тема «русскости», которая накладывает значительный отпечаток на бунинскую концепцию усадьбы. Русский человек (в том числе дворянин - обитатель усадьбы) в изображении И. А. Бунина неоднозначен. Писатель выделяет в нем созидательные и разрушительные начала, желание жить в гармонии и стремление к: беспорядочному существованию. Уже в ранних произведениях писатель не только показал неизбежность гибели усадьбы, но и внутреннюю связь с гибелью России, ее государственности. На примере жизни и вымирания Суходола II. А. Бунин утверждает, что гибель усадьбы и вырождение ее обитателей стали закономерным итогом пути, избранного самим русским человеком. То есть в произведениях 1910-х годов II. А. Бунин осмысливает жизненный путь России сквозь призму характера русского человека, приведшего к гибели некогда прочные устои человеческой (усадебно-деревенской) жизни. И. А. Бунин говорит о природном актерстве русского человека, в «игре» которого заключаются и положительное, и отрицательное его бытия. Иррациональность русской натуры выражается в своеобразных поведенческих проявлениях, нередко неупорядоченных, противоречивых, бессознательных. И. А. Бунина интересуют причины кризиса русской жизни, место и роль в нем мелкопоместной усадьбы и ее обитателей.
7. Жизнь усадьбы прослеживается И. А. Буниным в двух временных пластах: прошлое (пора расцвета русской усадьбы, характеризующаяся, по мнению писателя, основательностью хозяйственного уклада, крепкими семейными связями, жизнетворящей духовной атмосферой) и настоящее (время угасания всех форм усадебного бытия, вырождения и вымирания всех обитателей усадьбы, материальное «стирание» признаков существования «дворянских гнезд»). При этом настоящее и прошлое не имеют четких хронологических ориентиров, современное состояние усадьбы, выведенное в одном рассказе (стихотворении), в другом становится сущностью воспоминаний, частью прошлого. Такую динамику вымирания усадьбы И. А. Бунин объясняет начавшимся преобладанием в русском человеке «азиатчины». Это, по мнению И. А. Бунина, раскрывает специфическую стихийность, безудержность поведения русского человека. В произведениях, созданных после «Суходола», это представлено как повод для вынесения окончательного приговора усадьбам, их обитателям, русской жизни вообще.
8. «Усадебные» произведения И. А. Бунина представляют собой летопись жизни и гибели «дворянских гнезд» в конце XIX - начале XX века. Писатель отражает объект ивный исторический процесс. При этом И. А. Бунин не пересказывает события. Он изучал огромное количество фактов, записывал воспоминания об усадебной жизни своих близких, друзей, сам был очевидцем свершавшейся трагедии. Все это нашло художественно-творческое воплощение в созданной И. А. Буниным концепции усадьбы. Писатель реально подходил к изображению дворянства, стремясь через него понять сущность русского человека и человечества в целом, и в этом его несомненная заслуга.
9. По отношению к своим героям - обитателям «дворянских гнезд» И. А. Бунин был одновременно едкий и нежный, вспыльчивый и холодный, в его размышлениях обнаруживается тревога об оскудении усадьбы и разрушении деревни. Писатель осознавал
136 необходимость перемен, однако не принимал средств и способов реализации изменения жизни. Отсюда наличие в произведениях И. А. Бунина мотивов безысходности и пессимизма, которые сочетаются с идеей христианского оптимизма.
10. Концепция усадьбы в творчестве И. А. Бунина базируется на законах реалистического искусства и индивидуально-творческом методе самого художника. Здесь субъекгивный лиризм и объективная правдивость составили уникальное единство, раскрыв сущность явления усадьбы в судьбе писателя и жизни страны.
Список научной литературыЗайцева, Надежда Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 9-ти т. - М., 1965-1967.
2. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. / Ред. кол.: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич. М.: Худож. лит., 1987. (Цитаты в тексте даются по данному изданию с указанием в квадратных скобках тома и страницы).
3. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 8-ми т. Том первый /Вступит, ст. Ф. А. Степуна. Составл., подг. текста, коммент. и подбор иллюстраций А. К. Бабореко. М.: Моск. рабочий, 1993. - С. 5-18.
4. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 8-ми т. Том второй / Предисловие II. М. Пильского. М., 1994. - С. 5-9.
5. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 8-ми т. Том третий / Предисловия Ф. А. Степуна и Мих. Цетлина. М., 1994. - С. 5-12.
6. Бунин И. А. Великий дурман / Сост., вступ. ст. и примеч. О. Б. Василевской. М.: Совершенно секретно, 1997. - 352 с.
7. Бунин И. А. Лишь слову жизнь дана. / Сост., вступ. ст., примеч. и имен. указ. О. И. Михайлова. М.: Сов. Россия, 1990. - 368 с.
8. Бунин И. А. Окаянные дни; Воспоминания; Статьи / Сост., подгот. текста, иредисл. и коммент. А. К. Бабореко. М.: Сов. писатель, 1990.
9. Бунин И. А. Окаянные дни: Неизвестный Бунин / Сост., предисл. О. Н. Михайлова. М.: Мол. гвардия, 1991.
10. Бунин в «Южном слове»: Публицистика писателя из одес. газ. Добровольч. армии, 1919 г. / Подгот. к печати, коммент. и примеч. Б. Липина. // Звезда. 1993. - № 9. - С. 125-141.
11. Бунин И. А. Русский «Дон Жуан»: Из лиг.-критич. наследия. / Публ. М. Н. Алексеевой, вступ. ст. и примеч. В. Е. Брагно // Рус. литература. - 1991. - № 4. - С. 184-192.
12. Бунин: «.Сулят золотые горы»: Фрагм. из переписки писателей (1945-1948 гг.) И. А. Бунина и М. Алданова. / Предисл. и публ. А. Чернышева // Журналист. 1995. - № 11. - С. 55-61.
13. Дневники Бунина / Публ., вступит, статья и коммент.
14. A. Бабореко // Подъем. 1979. - № 1. - С. 113-121.
15. Из переписки Ивана Бунина и архимандрита Киприана // Россияне. 1995. - № 9/10. - С. 22-25.
16. Письма Бунина Нилусу: 1907-1917 гг. Публ. писем к рус. писателю и художнику П. А. Нилусу / Под гот. к печати А. К. Бабореко. // Рус. литература. 1979. - № 2. - С. 140-155.
17. Письма Буниных к художнице Т. Логиновой-Муравьевой (1936-1961). Paris: YM( A-Piess, 1982.
18. Письма И. А. и В. И. Буниных к П. Б. и А. П. Струве / Публ.
19. B. Бойкова // Подъем. 1990. - № 11. - С. 214-221.
20. Письма Бунина к А. М. Федорову (1920-1934 гг.) / Публ., вступ. и коммент. А. К. Бабореко // Наше наследие. -1994. № 32. - С. 68.
21. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и др. архивные материалы под ред. Милицы Грин // Нева. 1991. - № 5. - С. 121-129.
22. Адамович Г. В. Бунин // Знамя. 1988. - № 4. - С. 178-191.
23. Адрианов И. Ю. Поэзия И. А. Бунина начала 1900-х годов. Концепция действительности: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Одесса, 1990. 22 с.
24. Айхенвальд Ю. А. Силуэты русских писателей. М., 1994. - 591 с.
25. А катки н В. М. О живом и вечном // Филол. зап. Воронеж, 1995. -Вып. 4. - С. 5-15.
26. Акимов В. М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней. СПб.: Лики России, 1995. - 384 с.
27. Алданов М. Об искусстве Бунина // Литература. 1994. - № 7/8. -С. 6.
28. Алехина И. В. А. П. Чехов и И. А. Бунин. Функции подтекста: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1989. - 20 с.
29. Анпохин Г. Юности светлая пора: О работе И. А. Бунина в ред. газ. «Орловский вестник». // Подъем. 1983. - № 6. - С. 114-118.
30. Афанасьев В. Н. Художественная проза И. А. Бунина: Авгореф. дне. д-ра филол. наук. М., 1966. - 20 с.
31. Афанасьев В. Н. И. А. Бунин. Очерк творчества. -М.: Просвещение, 1966. 384 с.
32. Афонин J1. Иван Алексеевич Бунин. Памятка читателю. Орел: Орловск. обл. биб-ка им. П. К. Крупской, 1958. - 28 с.
33. Бабореко А. К. Из переписки И. А. Бунина // Новый мир. 1956. -№ 10.-С. 197-211.
34. Бабореко А. К. Поэзия и правда Бунина: Дневники. Воспоминания и письма современников // Подъем. 1980. - № 1. -С. 132-140.
35. Бабореко А. К. Бунин в годы войны (1943-1944): К 110-й годовщине со дня рождения И. А. Бунина // Даугава. 1980. - № 10. -С. 119-122.
36. Бабореко А. К. И. А. Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1983. - 350 с.
37. Бабореко А. К. Дороги и звоны: Воспоминания, письма. -М.: Скифы, 1993.-223 с.
38. Баженов А. Понедельник начинается с воскресенья: О творчестве И. А. Бунина. // Лит. учеба. 1995. - № 5/6. - С. 95-111.
39. Бажинов И. Д. Дооктябрьская проза И. А. Бунина: Автореф. дне. . канд. филол. наук. Киев, 1963. - 21 с.
40. Барабаш IO. Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983.-180 с.
41. Баратынский Е. Стихотворения и поэмы. Л.: Лениздат, 1986. -С. 109-111.
42. Бахрах А. Бунин в халате: Но памяти, ио записям. Bayvill: Г-во зарубежных писателей, 1979. - 152 с.
43. Бахрах А. Разговоры с Буниным // Смена. 1992. - № 4/5/6. -С. 104-121.
44. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.-502 с.
45. Бахтин M. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.- 445 с.
46. Белый А. Начало века. М., 1990. - 687 с.
47. Белый А. Между двух революций. М., 1990. - 670 с.
48. Берберова H. Н. Курсив мой. М., 1990. - 310 с.
49. Бердникова А. Г. О поэтике бунинского очерка начала XX века: Авгореф. дис. канд. филол. наук. М., 1974. - 20 с.
50. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. - 240 с.
51. Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.: Республика, 1993.-90 с.
52. Бинилли П. М. Ив. Бунин // Современные записки. 1931. -№ 47. - С. 493-495.
53. Бицилли П. М. Бунин и его место в русской литературе: Из речи, читанной в Софии в День русской культуры, 14 нюня 1931 г. / Публ. подгот. В. П. Вомиерский // Рус. речь. 1995. - № 6. -С. 48-53.
54. Благасова Г. М. Ив. Бунин и М. Горький / Некоторые проблемы стиля /: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1975. - 22 с.
55. Благасова Г. М. И. А. Бунин в оценке русской критики 1910-х годов // Подъем. -1981. № 11. - С. 133-139.
56. Блюм А. В. «Под серпом и молотом»: (Бунин иод советской цензурой) // Звезда. 1995. - № 10. - С. 131-137.
57. Бонами Т. М. Художественная проза И. А. Бунина (1887-1904). -Владимир, 1962. 282 с.
58. Будаков В. Возвращение: К 125-летию со дня рождения И. Бунина // Подъем. 1995. - № 11. - С. 122-134.
59. Бунджулова Б. Е. Стилевые особенности прозы И. А. Бунина: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1972. - 19 с.
60. Бунинская Россия. Липецкий край: Лит. худож. изд-е / Адм. Лин. обл.; Лин. обл. краеведч. музей; Авт. Г. П. Климова. - Липецк: Кода, 1995.-60 с.
61. Бунинская Русь: К 120-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Липецк, 1990. - С. 30-60.
62. Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. А. Бунина (19-22 окт. 1970 г.) / Орлов, пед. Институт. Орел, 1974. - 120 с.
63. Бялик Б. Что такое «русская литература XX века»? // Вопр. литературы. - 1963. - № 6. - С. 80-108.
64. Вантенков И. П. Бунин-повествователь. (Рассказы 1890-1916 гг.) -Минск: Изд-во БГУ, 1974. 180 с.
65. Васильева Л. А. Лирическое и эпическое в творчестве И. А. Бунина (соотношение и взаимодействие): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1979. - 18 с.
66. Верещагина А. А. Концепция личности и общества в прозе И. А. Бунина (1913-1916 гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1978.-20 с.
67. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М.: Междунар. ассон. деятелей культуры «Новое время» и журнал «Горизонт», 1990. -606 с.
68. Вешнев В. Г. Лирика утрат (Последние произведения И. Бунина) // Вешнев В. Г. Книга характеристик. Статьи о современной литературе. М.-Л.: Гос. изд-во, 1928. - С. 9-18.
69. Вешние воды: Свободная литературная газета: Специальный выпуск, посвященный 125-летию со дня рождения великого писателя И. А. Бунина. Орел, 1995. - № 44 (сент.).
70. Вихрян О. Е. Художественное слово Бунина // Рус. речь. 1987. -№ 4. - С. 104-107.
71. Возвращение Ивана Бунина: Подборка статей.: Великому русскому писателю 125 лет // Досье - Л Г. - 1995. - № 11/12.
72. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. М.: Моск. рабочий, 1969. -230 с.
73. Волков И. Ф. Теория литературы.- М.: Просвещение, 1995.- 256 с.
74. Волынская Н. И. Образ лирического героя в поэзии И. А. Бунина конца 80-х 90-х - начала 1900-х гг. // Русская советская поэзия. -М., 1969.-С. 70-74.
75. Волынская Н. И. И. А. Бунин мастер портретной характеристики (На материале первого сборника рассказов писателя -«На край света») // Вопросы литературы: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Л., 1969. - С. 213-228.
76. Вомперский В. II. П. М. Бицилли о творчестве Ивана Бунина // Рус. речь. 1995. - № 6. - С. 46-47.80. «Высочайшая правда творчества»: Современники о И. А. Бунине / Предисл., прим. и подг. текстов В Перхина // Нева. 1995. - № 10. -С. 200-208.
77. Газер И. С. Дооктябрьская проза И. А. Бунина (1887-1910): Автореф. дне. канд. филол. наук. Львов, 1964. - 21 с.
78. Гайнуллина Ф. А. Стих И. А. Бунина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Алматы, 1994. - 20 с.
79. Гейдеко В. А. А. Чехов и Ив. Бунин. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1987.-310 с.
80. Гончаров Ю. Д. Воспоминание Паустовского. Предки Бунина. -Воронеж: Ц.-ч. кн. изд-во, 1972. С. 9-48.
81. Горелов А. Е. Очерки о русских писателях. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1984. - 559 с.
82. Горелов А. Е. Три судьбы. Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1976. - 550 с.
83. Горьковские чтения. 1958-1959. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.-С. 50-53.
84. Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX начала XX века. -Л., 1979.-С. 61-64.
85. Денисова Э. И. Дооктябрьская поэзия И. А. Бунина: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1972. - 22 с.
86. Дерман А. И. А. Бунин // Русская мысль. 1916. - № 5. - С. 23-27.
87. Джимбинов С. Жизнь и поэзия И. А. Бунина // Поэтическая Россия: Иван Бунин. М.: Сов. Россия, 1981. - С. 65-69.
88. Дмитриева Т. В. Документы к биографии И. А. Бунина из архива М. Ф. Хандомирова // Отеч. архивы. 1995. - № 5. - С. 79-81.
89. Добровольский Ю. Литературно-критические взгляды И. А. Бунина: Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1965. - 19 с.
90. Долгополов Л. К. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина // Рус. литература. 1973. - № 2. - С. 93-109.
91. Долгополов Л. К. Судьба Бунина // Вопр. литературы. 1975.-№1.- С. 90-125.
92. Долгополов Л. К. На рубеже веков. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отделение, 1985. - 352 с.
93. Дякина А. А. И. Бунин и А. Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1992. 18 с.
94. Ершова Л. В. Мир русской усадьбы в художественной трактовке писателей первой волны эмиграции. Филологические науки. - 1998. -№ 1. - С. 23-30.
95. Забелин П. В. Идейно-художественная проблематика и стиль повести И. А. Бунина «Деревня». Иркутск: Вост.-Снб. кн. изд-во, 1965.-89 с.
96. Забелин П. В. Художественный стиль в прозе И. А. Бунина о деревне: Автореф. дисканд. филол. наук. Томск, 1966. - 25 с.
97. Зайцев Б. К. Голубая звезда. Гула: Прнок. кн. изд-во, 1989. -362 с.
98. Зверева Л. И. Мотивы усадебной и деревенской жизни в поэтическом наследии И. А. Бунина // Материалы межвузовской научно-методической конференции по итогам НИР за 1995 год. Гуманитарные науки. Липецк, 1995. - С. 90-93.
99. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Т. 2. -Л.: Эго, 1991.
100. И. А. Бунин: Сб. статей. / Известия Воронежского пед. ин-та. Том 114. - Воронеж, 1971. - 170 с.
101. И. А. Бунин и русская культура: Тезисы межвуз. науч. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И. А. Бунина (20-23 окт. 1990 г.). Елец, 1990. - 114 с.
102. И. А. Бунин и русская культура XIX-XX веков: Тезисы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения писателя. (11-14 октября 1995 г.). Воронеж: Квадрат, 1995. -195 с.
103. И. А. Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов. Елец, 1996. - 186 с.
104. И. А. Бунин и русская литература XX века: По материалам Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И. А. Бунина, 23-34 октября 1995 г. / РАН. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наследие, 1995. - 223 с.
105. Иван Бунин (Сб. статей) Редкол.: В. Р. Щербина и др. -М.: Наука, 1973. / Лит. наследство. Т. 84 / АН СССР. Ин-т миров, лит. им. А. М. Горького/. - Кн. 1. Из творческого наследия Бунина. -Письма. - 696 с.
106. Иван Бунин (Сб. статей) М.: Наука, 1973. - / Лит. наследство. Т. 84 / - Кн. 2. Статьи и воспоминания о Бунине. - Сообщения и обзоры. - 551 с.
107. Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 г.): Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ, 1985. - 132 с.
108. Ив. Бунин. Вернись на родину, душа. : К 125-летию со дня рождения: Фотоальбом / Спец. фотосъемка В. Широкобокова; Авг. и сост. текста И. Костомарова. Орел, 1995. - 80 с.
109. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия. Сост. А. Ф. Малышевсктй и др. М.: Просвещение, 1993. - 312 с.
110. Ильин И. А. О тьме и просветлении: Кн. худож. критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. Собрание сочинений в 10-ти т. Том шестой. -Кн. 1.-М., 1996.-С. 210-270.
111. Ильин И. А. История искусства и эстетика. М.: Искусство, 1983.-230 с.
112. К 110-летию И. А. Бунина: Статьи. // Рус. речь. 1980. - № 5. -С. 10-19.
113. К 125-летию со дня рождения И. А. Бунина: Ст. // Звезда. -1995.-№ 10.-С. 131-139.
114. К 125-летию со дня рождения И. А. Бунина: Ст. и воспоминания. // Слово. 1995. - № 11/12. - С. 44-51.
115. Карпенко Г. Ю. Творчество И. А. Бунина в контексте религиозно-философских и антропологических идей конца XIX -начала XX века: (Концепция человека): Автореф. дис. . каид. филол. наук. СПб., 1992. - 22 с.
116. Касторский С. Горький и Бунин // Горький. Материалы и исследования. Т. 2. М. - JI., 1936. - 120 с.
117. Катаев В. П. Святой колодец. Трава забвения. М.: Сов. писатель, 1969. - 344 с.
118. Келдыш В. А. Новое в критическом реализме и его эстетике // Литература в кон. XIX нач. XX века. - М., 1975. - С. 98-130.
119. Киреев Р. Бунин: «Мы в последний раз обнялись»: К биографии писателя. // Огонек. 1994. - № 6/7. - С. 17-19.
120. Киселева Е. И. А. Бунин в столешниках дяди Гиляя // Россияне. 1995.-№9/10.-С. 25-31.
121. Климова Г. П. Творчество И. А. Бунина и М. М. Пришвина в контексте христианской культуры: Автореф. дне. . д-ра филол. наук. М., 1993.-52 с.
122. Климова Г. П. Христианский смысл образа запустения в тв-ве Е. А. Баратынского и И. А. Бунина //Венок Баратынскому: Материалы первых и вторых Российских научных чтений «Е. А. Баратынский и русская культура». Мичуринск, 1994. -С. 74-77.
123. Климова Г. П. Художественный мир И. А. Бунина. -М.: Прометей, 1991.-90 с.
124. Ковалев В. П. Бупинские «рисунки пером» // Рус. речь. 1972. -№ 3. - С. 22-29.
125. Кожемякина Л. И. Сюжетно-композиционная организация рассказов И. А. Бунина 1900-1910-х гг.: Автореф. дне. . канд. филол. наук. Томск, 1983. - 25 с.
126. Кожинов В. Страна поэта // Наш современник. 1978. - № 12. -С. 163-172.
127. Кознова Н. И. Психологическое мастерство И. А. Бунина в прозе 1910-х годов: Автореф. дне. канд. филол. наук. М., 1992. - 23 с.
128. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской реалистической литературе рубежа XIX XX веков. - М., 1987. - 174 с.
129. Колгоновекая Е. Бунин как художник-повествователь // Вестник Европы. 1914. - № 5. - С. 90-102.
130. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. - 690 с.
131. Кошошенко В. И. Литературные связи И. А. Бунина: (Пробл. творч. самоопределения): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1993.-25 с.
132. Корочанцев В. С родиной в сердце: Раздумья над могилой И. А. Бунина // Подъем. 1981. - № 9. - С. 137-142.
133. Косгрова В. Три встречи с Буниным // Сов. культура. 1984. -18 авг. - С. 8.
134. Котляр Л. В. Художественная проза И. А. Бунина (1917-1953): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1967. - 19 с.
135. Кочетов В. Неистовый Бунин // Лит. обозрение. 1989. - № 4. -С. 96-99.
136. Кошут С. С. И. А. Бунин и буржуазная действительность (дооктябрьская проза): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1967.-21 с.
137. Краснова С. В. Идейно-композиционные функции народной поэзии в произведениях И. А. Бунина. // Известия Воронежского гос. пед. ин-та. Воронеж, 1971. - Вып. 114. - С. 131-140.
138. Краснова С. В. «.День мой догорел, но след мой в мире есть» // И. А. Бунин и русская культура. Межвузовский сборник научных трудов. Елец, 1996. - С. 166-186.
139. Краткая литературная энциклопедия. В 4-х томах. М.: Сов. энциклопедия, 1967.
140. Крутикова J1. В. «Суходол», повесть-поэма И. Бунина // Рус. литература. 1966. - № 2. - С. 44-59.
141. Крутикова Л. В. Иван Бунин // История русской литературы в 4-х томах. Т. 4. Литература кон. XIX-нач. XX века. Л., 1983. - С. 150167.
142. Кузнецова Г. Грасский дневник // Знамя. 1990. - № 4. -С. 168-206.
143. Кулешов Ф. И. Лекции по истории русской литературы кон. XIX нач. XX века. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 230 с.
144. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. М.: Худож. лит., 1996. - 365 с.
145. Курноеова И. М. Диалектическая лексика в художественной прозе начала XX века (На материале произведений И. А. Бунина, В. В. Вересаева, Е. И. Замятина): Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Воронеж, 1995. 15 с.
146. Кучеровский Н. О концепции жизни в лирической прозе И. А. Бунина // Русская литература XX века (Доокт. период). Калуга, 1968.-С. 80-106.
147. Кучеровский Н. Эстетическая сущность философских исканий И. А. Бунина (1906-1911) // Филол. науки. 1969. - № 1. - С. 28-36.
148. Кучеровский И. М. И. Бунин и его проза (1887-1917). Тула: Приок. кн. изд-во, 1980. - 319 с.
149. Лавров В. Нужно жить в России!. : О жизни и творчестве И. А. Бунина. // Лит. учеба. 1986. - № 2. - С. 175-186.
150. Лавров В. В. Катастрофа: Ист. роман: Об И. А. Бунине. -М.: Изд. центр «Терра», 1994. 624 с.
151. Лавров В. В. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции (1920-1953): Роман-хроника. М.: Мол. гвардия, 1989. - 540 с.
152. Лакшин В. Я. Биография книги. М.: Современник, 1979,- 186 с.
153. Леонов Л. М. Литература и время. М.: Сов. Россия, 1983. -С. 65-72.
154. Л инков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 175 с.
155. Литература русского зарубежья: Антология: В 6-ти т. / Составление В. В. Лаврова. М.: Книга. - Т. 1, кн. 1-2: 1920-1925.1990.
156. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
157. Лихачев Д. С. «Темные аллеи» // Звезда. 1981. - № 3. -С. 182-184.
158. Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
159. Логвинов А. С. Тема деревни в произведениях писателя-орловца И. А. Бунина. Орел, 1974. - 172 с.
160. Лосскнй П. О. История русской философии. М.: Сов. писатель,1991.-480 с.
161. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. С.-Петербург: Искусство СПб, 1997. - 399 с.
162. Лотман Ю. М. Пушкин. С.-Петербург: Искусство СПб, 1997. -847 с.
163. Львов-Рогачевский В. Л. Поэма запустения (И. А. Бунин) // Львов-Рогачевский В. Л. Снова накануне. Сборник критических статей и заметок. М., 1913. - С. 3-18.
164. Любимов Н. М. Несгораемые слова. М.: Худ. лит., 1983. - 220 с.
165. Лявданский Э. К. Роман И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1974. - 23 с.
166. Мальцев Ю. В. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфург-на-Майне -Москва: Посев, 1994. - 432 с.
167. Марков А. Подарок Бунина // Музыкальная жизнь. 1988. -№ 4. - С. 32.
168. Маркович Я. С. Заметки к поэтике И. А. Бунина // Известия Воронежского гос. пед. ин-та. 1971. - № 114. - С. 104-117.
169. Маркович Я. С. Традиционное и новаторское в поэзии И. А. Бунина: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1977. - 15 с.
170. Материалы к творческой биографии Ивана Алексеевича Бунина: К 125-летию со дня рождения / Сост.: Т. В. Дмитриева, 11. Е. Тропкина. Волгоград, 1995. - С. 25-33.
171. Материалы международной научной конференции, посвященной 600-летию спасения Руси от Тамерлана и 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. Елец, 1995. - 216 с.
172. Мескин В. А. Человек в круге бытия: О творчестве И. А. Бунина // Русская словесность. 1993. - № 4. - С. 16-24.
173. Мир русской усадьбы. Очерки. М.: Наука, 1995. - 294 с.
174. Михайлов А. А. Лирика сердца и разума. М., 1965. - 165 с.
175. Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. -М.: Наука, 1967. 180 с.
176. Михайлов О. Н. Строгий талант: Иван Бунин, жизнь, судьба, т ворчество. М.: Современник, 1976. - 279 с.
177. Михайлов О. II. И. А. Бунин: Жизнь и творчество. Тула: Приок. кн. изд-во, 1987. - 174 с.
178. Михайловский Б. Русская литература XX века. М., 1939. -С. 93-121.
179. Монина Т. С. Семантика синтаксических структур пейзажных зарисовок: IIa материале произведений II. А. Бунина // Рус. яз. в шк. -1995.-№5.-С. 82-86.
180. Морозов М. И. А. Бунин в переписке близких // Сиб. огни. -1990. -№ 12.-С. 168-173.
181. Морозов С. О Бунине // Россияне. 1995. - № 9/10. - С. 7-15.
182. Музей И. С. Тургенева. Орел. Описание материалов Государственного музея И. С. Тургенева. Орел, 1979.
183. Муратова К. Д. Судьба русского реализма начала XX века. -Л., 1942.-240 с.
184. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина, 1870-1906; Беседы с памятью / Сост., предисл., С. 5-22 и примеч. А. К. Бабореко. -М.: Сов. писатель, 1989. 512 с.
185. На родной земле. Лит.-худож. сборник. Орел: Кн. изд-во, 1958.
186. Набоков В. О сб. «Иван Бунин. Избранное» (Париж, 1929). // Другие берега. 1992. - № 1. - С. 219.
187. Назарова Л. Н. Тургенев и русская литература конца XIX -начала XX века. Л.: Наука, 1979. - С. 91-129.
188. Неверов А. С. Приемы художественного творчества И. А. Бунина // Лит. Россия. -1986. 19 дек. - С. 10.
189. Неизвестный Бунин: Воспоминания современников писателя: К 120-летию со дня рождения. // Слово. 1990. - № 10. - С. 69-77.
190. Немзер А. Закатная песня: К 125-летию со дня рождения И. А. Бунина. // Сегодня. 1995. - 20 окт. - С. 10.
191. Нефедов В. В. Поэзия Ивана Бунина: Этюды. Минск: Вышэйш. школа, 1975. - 220 с.
192. Нефедов В. В. Чудесный призрак: Бунин художник. - Минск: Полымя, 1990. - 240 с.
193. Николаев П. А. Ликующее и скорбное слово // Бунин И. А. Поэзия и проза. М., 1986. - С. 5-20.
194. Николнна Н. А. Образное слово И. А. Бунина // Рус. яз. в шк. -1990. № 4. - С. 51-59.
195. Никулин Л. В. Чехов. Бунин. Куприн. Литературные портреты. М.: Сов. писатель, 1960. - 327 с.
196. Нинов А. А. М. Горький и Ив. Бунин: История отношений. Пробл. творчества. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1984. - 560 с.
197. Образцы изучения текста художественного произведения в грудах отечественных литературоведов: Учеб. пособие / Сост. Б. О. Корман. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. - Вып. 1. - 252 с.
198. II ал невский П. В. Пути реализма. Литература и теория. -М.: Современник, 1974.
199. Памятники Отечества. Мир русской усадьбы. 1992. - № 25. -168 с.
200. Паоловлев М. Иван Бунин (1870-1953). Париж, 1987. - 230 с.
201. Паустовский К. Г. Иван Бунин // Паустовский К. Г. Собр. сочинений. Т. 5. М., 1958. - С. 618-621.
202. Паустовский К. Г. Наедине с осенью. М.: Сов. писатель, 1967. -С. 3-18.
203. Паустовский К. Г. Повесть о жизни: В 2 томах. М.: Сов. писатель, 1993.
204. Петров В. М. Под небом Суходола: Иван Бунин: Родина, поэзия, любовь. Липецк, 1995. - 170 с.
205. Писатели Липецкого края: Библиографический указатель. Вып. 1 / Сост. А. С. Курков и Л. Г. Куликова. Воронеж, 1986.
206. Пращерук П. В. Художественная концепция национального в прозе И. А. Бунина 1909-1913 гг.: Автореф. дне. . канд. филол. наук. Свердловск, 1989. - 23 с.
207. Приходько В. «Ты, сердце, полное огня и аромата.»: О поэзии И. А. Бунина. // Лит. учеба. 1979. - № 2. - С. 188-197.
208. Приходько В. «Великая гора был нарь Иван!»: К 125-летию со дня рождения И. Бунина. // Дошк. воспитание. 1995. - № П. -С. 65-69.
209. Проблемы реализма и художественной правды. Сборник. Вып. 1. Львов, 1961.
210. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М.: Прогресс-Академия, 1994. - 295 с.
211. Ржевский Л. Памяти И. Бунина // Грани. 1953. - № 15. - С. 3-8.
212. Рощин П. О. Бунине; Мой Куприн: Из воспоминаний. /Всгуп. ст., публ. и примеч. Л. Голубевой // Вопр. литературы. 1981. - № 6. -С. 158-187.
213. Рощин М. Наука помнить: К 125-летию со дня рождения И. А. Бунина // Лит. газета. 1995. - 18 окт. (№ 42). - С. 6.
214. Руднев Ф. Бунинские места: Записки краеведа // Подъем. -1965.-№ 5.-С. 137-145.
215. Руднев Ф. Город Бунина // Подъем. 1970. - № 5. - С. 137-139.
216. Русская литература XX века (Дооктябрьский период): Сб. статей / Тульский гос. иед. ин-т им. JI. Н. Толстого. Калуга, 1968.-310 с.
217. Русская литература XX века (Дооктябрьский период): Сб. статей. Калуга, 1973. - 340 с.
218. Русская литература XX века (Дооктябрьский период): Сб. шестой / Тульский гос. иед. ин-т им. JI. Н. Толстого. Гула, 1974. -290 с.
219. Русская усадьба Сборник Общества изучения русской усадьбы. М., 1996. - Вып. 2 (18). - 342 с.
220. Русские писатели: Библиографический словарь в 2-х ч. / Под ред. П. А. Николаева. М.: Просвещение, 1990.
221. Саакянц А. А. И. А. Бунин (Вступит, статья) // И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева. Повести и рассказы. М.: Правда, 1989. - С. 5-44.
222. Садыкова Н. А. Проза И. А. Бунина. Учеб.-метод. пособие по литературе для студентов-филологов (Материалы к спецсеминару). -Душанбе, 1975. 179 с.
223. Сидорец В. С. «Лишь слову жизнь дана.» О яз. произведений И. А. Бунина. // Рус. яз. в школе. 1990. - № 4. - С. 59-61.
224. Славецкий В. «Мне кто-то должен сострадать.» Зачет по Бунину // Лит. учеба. 1986. - № 4. - С. 130-139.
225. Славецкий В. «Любовь и радость бытия» // Подъем. 1986. -№ 10.-С. 113-118.
226. Сливицкая О. В. Проза И. А. Бунина 1914-1917 гг.: Авгореф. дисканд. филол. наук. Харьков, 1970. - 25 с.
227. Сливицкая О. В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Рус. лит. 1994. - № 1. - С. 72-80.
228. Смирнова Л. А. Реализм Ивана Бунина. М., 1984. - 93 с.
229. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. -14.: Просвещение, 1991. 192 с.
230. Смоленский В. Воспоминания о Бунине. // Новая юность. -1996.-№1/2.-С. 71-81.
231. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX века. - М., 1979.-399 с.
232. Соколова Е. В. О характере реализма Бунина прозаика дооктябрьского периода: Автореф. дне. . канд. филол. наук. - Минск, 1975.-23 с.
233. Соловьев В. С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. - 421 с.
234. Солоухина О. В. О нравственно-философских взглядах И. А. Бунина // Рус. лит. 1984. - № 4. - С. 47-59.
235. Спивак Р. С. Деревня в изображении Бунина и традиции Л. Толстого // Вестник МГУ. 1969. - № 3.
236. Спнвак Р. С. Исторические мотивы в дооктябрьской лирике И. А. Бунина // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX начала XX вв. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - С. 83-98.
237. Станкевич II. Свет несовременной красоты: К 125-летнему юбилею И. А. Бунина // Слово. 1995. - № 1/2. - С. 26-27.
238. Стан юта А. Дни Бунина: Страницы творч. биогр. // Дружба народов. 1991. - № 11. - с. 258-268.
239. Стерли и а И. Д. Иван Алексеевич Бунин. Липецк: Кн. изд., 1960.-23 с.
240. Страницы жизни и творчества И. А. Бунина / Воронеж, пед. ин-т; В. А. Григоренко и др. Воронеж, 1992. - 150 с.
241. Струве Г. 11. Русская литература в изгнании. Париж - Москва, 1996.-448 с.
242. Струве Г. П. Из переписки с И. А. Буниным. Napoli: Б. и., 1968.
243. Струве П. Б. И. А. Бунин // Рус. литература. 1992. - № 3. -С. 100-102.
244. Сцилард Л. Русская литература конца XIX начала XX века (1890-1917). - Будапешт, 1981.
245. Твардовский А. О Бунине //Твардовский А. Т. О самом главном. М.: Сов. Россия, 1974. - С. 29-37.
246. Твардовский А. Т. Статьи и заметки о литературе. М.: Сов. писатель, 1963. - 258 с.
247. Творческое наследие И. А. Бунина и мировой литературный процесс: Материалы международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И. А. Бунина (18-21 октября 1995 г.). Орел, ОГПУ, 1995. - 165 с.
248. Толкачева Л. В. Художественное творчество И. А. Бунина: (Пробл. поэтики): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1979. - 23 с.
249. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996.-280 с.
250. Удодов А. Б. Временник 1917-1930: история русской литературы в событиях, фактах, комментариях. Воронеж: Изд-во Воронежского педуниверситета, 1994. - С. 25-45.
251. Усенко Л. Еще о Бунине//Дон. 1965. -№ 10. - С. 166-175.
252. Факторович А. Л. Потаенная ясность: Эллиптич. зачин в прозе И. А. Бунина и В. В. Вересаева // Рус. речь. 1990. - № 5. - С. 9-13.
253. Федорин И. Избранник истины // Лит. Россия. 1995. - № 43. -С. 4.
254. Федякин С. Воспоминания о Бунине: К 125-летию со дня рождения // Независимая газ. 1995. - 25 окт. - С. 7.
255. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 814 с.
256. Ходасевич В. О поэзии Бунина // Лит. учеба. 1988. - № 2. -С. 116-119.
257. Храпченко. Горизонты художественного образа. М., 1982. -439 с.
258. Царственная свобода: О творчестве И. А. Бунина. Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж: Квадрат. - 1995. - 167 с.
259. Черников А. П. И. С. Шмелев и И. А. Бунин: по материалам переписки писателей. // Рус. литература. 1980. - № 1. - С. 169-175.
260. Чехов А. П. О литературе. М., 1955. - 404 с.
261. Чистякова И. А. Эволюция народнопоэтических традиций в творчестве И. А. Бунина конца XIX начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Елец, 1997. - 20 с.160
262. Чуковский К. И. Ранний Бунин // Вопр. литературы. 1968. -№5. -С. 83-101.
263. Чуковский К. И. Смерть, красота и любовь в творчестве И. А. Бунина. Нива. - 1914. - № 49. - С. 949.
264. Шальнев В. М., Шахов В. В. Родное и близкое. Липецк, 1992. -92 с.
265. Шешунова С. Бунин против критического реализма. : О месте И. А. Бунина в русском лит. процессе. // Вопр. литературы. 1993. -Выи. 4. - С. 340-347.
266. Шмелев И. Слово на чествовании И. А. Бунина / Публ. и вступ. заметка П. В. Куприяновского // Москва. 1995. - № 10. - С. 174-176.
267. Щербина А. М. Лингвостилистические особенности описания места действия в рассказах А. П. Чехова и И. А. Бунина: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Харьков, 1993. - 25 с.
268. Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.