автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Литературные связи И. А. Бунина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Конюшенко, Е. И.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.БУНИН И РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XIX ВЕКА
1. И.Бунин и Л.Толстой. Историческая изменчивость 14 традиции.
2. И.Бунин и Ф.Достоевский. Притяжение ненависти.
3. И.Бунин и А.Чехов. Обманчивость сходства.
ГЛАВА 2.БУНИН И РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XX ВЕКА.
1. И.Бунин и символисты. На границе классики и 80 модернизма.
2. И.Бунин и В.Набоков. Конец классики.
3. И.Бунин и советские писатели (М.Горький, 123 В.Маяковский, В.Катаев). Спор об истории.
Введение диссертации1994 год, автореферат по филологии, Конюшенко, Е. И.
Полное возвращение наследия Бунина на родину означает начало нового этапа в буниноведении, то есть в России создаются предпосылки подлинного научного анализа художественного мира и фило-софско-эстетической концепции крупнейшего русского прозаика XX века. Недостаточность внимания к этому писателю становится совершенно очевидной, в обстановке пересмотра состава русской литературной классики завешающегося столетия остро ощущается потребность в новом взгляде на жизнь и творчество этого художника. Публикации последних лет не оставляют сомнения в том, что начинается новый этап исследования Бунина^; даже неспециалисты раньше видели, что крупнейшему из русских прозаиков послечеховского времени, "ценностному центру" зарубежной России советское литературоведение уделяло мало внимания. Оно прошло, пожалуй, мимо самых существенных вопросов, касающихся статуса Бунина - классика: религиозно-философские мотивы в зрелом творчестве, эстетика Бунина и его историософия, творческие связи, Бунин и мировая литература.
Творческая зрелость Бунина почти полностью ушла из поля зрения советских литературоведов. Без преувеличения можно сказать, что пока у нас нет научной концепции творчества Бунина, его места в литературном процессе первой половины века, в меняющемся мире.
1. СМ.: Бунин И. Лишь слову жизнь дана.- М., 1990 (Русские дневники); Бунин И.А. Окаянные дни: Статьи.- М., 1990; Батраев Б.Н. Как в Россию возвратился архив Бунина: Воспоминания советского разведчика// Лит.Россия.- 1990.-19 окт.; Василевкий А. Разорение. Ш// Новый мир.- 1990.- № 2; Колобаева Л.А. Проблемы личности в творчестве И.А.Бунина// Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа веков. М., 1990; Михайлов О.Н Литература русского зарубежья. Ст.1: И.А.Бунин// Лит.в школе.-1990.- № 4; Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью/ Сост. А.К.Бабореко.- М., 1989; Смирнов В.П. Бунин И.А.//' Рус.писатели. 1800-1917: Биогр.словарь.- М., 1989; Смирнова Л.Д И.А.Бунин. М., 1991.
Сейчас очевидна необходимость постановки интегральных проблем, к ttHCJiy которых относится вопрос о творческих связях выдающегося писателя. Хотя отдельные аспекты этой проблемы освещения в работах современных исследователей, единого изложения вопроса все еще нет.
В шестидесятые-семидесятые годы в работах В.Афанасьева, А.Бабореко, Н.Вантенкова, А.Волкова, В.Гречнева, В.Гейдеко, Л.Долгополова, В.Келдыша, Н.Кучеровского, О.Михайлова был систематизирован материал, позволяющий приступить к целостно-системному изучению художественного мира Бунина, которое, однако, было немыслимо при скудности фактологической базы относительно послереволюционного творчества писателя. Масштаб понимания Бунина изменился с изменением нашего отношения к зарубежной русской литературе XX века и попытками создания проспекта единой русской литературной истории этого столетия, наверное, самого трудного, противоречивого и трагического в истории России.
Наиболее актуальным на современном этапе предоставляется вопрос о литературных связях Бунина: позиция классика в литературной борьбе, его творческие притяжения и отталкивания - это позволяет широко осветить и литературную эпоху и очертить более определенно, чем прежде, творческую эволюцию. Почти все исследователи ограничивают литературные связи Бунина началом века. В статье Л.Долгополова "Судьба Бунина"''" исследовано отношение писателя к своему времени (рубежу веков), к литературной жизни эпохи. Принципиальное неприятие художником своего времени ("спор со временем", как говорит Л.Долгополов), отрицание Буниным почти всех современных ему литераторов - в центре внимания исследователя. Под
1. Долгополов Л. На рубеже веков. - Л., 1985. робно и тщательно анализирует Л.Долгополов сознательную устремленность Бунина к самоизоляции по отношению к литературной эпохе. В сознании Бунина, отмечает Долгополов, наибольшей ценностью всег-даобладало прошлое, вечное, а не историческое. Однако, свой анализ Л.Долгополов ограничивает узкими временными рамками. Своеобразие литературно-эстетической и общественной позиции Бунина (его одиночество, которое сам писатель постоянно выделял) остается как бы фактом только его личной судьбы, изолируется от большой социокультурной проблематики. Между тем, такое отношение И.А.Бунина к современности, шире - к цивилизации вообще, имеет глубокие корни в национальной традиции. Назовем хотя бы адаптированный Л.Толстым руссоизм и эстетизированный Фетом пантеизм Гёте. При формировании Бунина эти традиции были, пожалуй, определяющими.
В книге В.Гейдеко "А.Чехов и И.Бунин" СМ., 1976) исследуются особенности поэтики двух прозаиков. Автор пытался определить своеобразие, неповторимость каждого из этих художников. Но далеко не всегда это удается сделать убедительно, поскольку автор обходит в своем сравни ительном анализе весьма существенные основания художественного мира этих писателей. Так, не получила должного освещения проблема героя у Чехова и Бунина и связанная с нею пробелема жанра. А без выяснения этих основополагающих категорий поэтики нельзя говорить и о своеобразии писателей. Не упоминаются в книге В.Гейдеко и резко отрицательные, гиперкритические высказывания Бунина о чеховской драматургии, что, впрочем, объясняется внешними обстоятельствами - тогдашней недоступностью многих материалов о зрелых критических суждениях Бунина. Близка к этому и концепция Э.А.Полоцкой."'"
1. Полоцкая Э.А. Чехов в художественном развитии Бунина (19801910-е годы)// Лит.наследство.- Т.84.- КН.2.- М., 1973.
- б
Книга А.Нинова "М.Горький и И.Бунин" (2-ое издание - М., 1984) систематизирует обширный историко-литературный материал, и значение её прежде всего историко-информативное, поскольку сама концепция книги не выдерживает критики, далека от современного понимания Бунина. Концептуальная основа книги А.Нинова - тезис о "дружбе" писателей, испорченной пореволюционным разрывом, в котором виноват якобы Бунин; в методологическом отношении взаимоотношения двух художников рассматриваются в рамках биографического и социально-генетического подходов, социально-исторический контекст начала XX веков освещен узко избирательно. При таком подходе, когда социально-политической проблематике уделяется наибольшее внимание, собственно художественное творчество и Горького, и Бунина оказывается простой иллюстрацией общественной борьбы.
От названной работы выгодно отличаются статьи Р.С.Спивак, рассматривающие отношения Бунина и J1 .Толстого'''. Её работы содержат ряд интересных и тонких наблюдений формально-содержательного плана, но большой историко-литературный и философско-эстетический контекст, связывающий этих двух выдающихся художников, лишь затро2 нут, освещен явно недостаточно .
Из работ последнего времени необходимо отметить книгу В.Лин-кова "Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина" (М.,1989).
1. См.: Спивак Р.С. "Живая жизнь" И.Бунина и Л.Толстого (некоторые стороны эстетики Бунина в свете традиции Л.Толстого)// Уч.зап.Пермск. гос.ун-та. 1967.- № 155; Она же. Принципы художественной конкретизации в творчестве Л.Толстого и Бунина: Деталь// Там же.- № 193.
2. Спивак Р.С. Язык произведений И.А.Бунина и традиции Л.Н.Толстого// Филологич.науки.- 1968.- № 3; Она же. Русская деревня в изображении И.А.Бунина и Л.Толстого// Вестник МГУ (серия филологии).- М., 1969.- № 3.
Здесь литературные связи двух писателей понимаются как соотношение двух художественных миров. Автор акцентирует внимание на сравнительной, системно-тематической характеристике прозы этих русских классиков. На фоне традиционно освещаемой близости писателей В.Линков оттеняет их существенное различие. Бунин принципиально антиэпичен по сравнению с Толстым. Художественное видение Бунина по преимуществу лирическое, а Л.Толстого - эпическое. Очень важным и достаточно убедительным представляется вывод исследователя о том, что в творчестве И.Бунина соединились принципы реализма и модернизма, что также отличает его от Толстого.
В книге Н.Кучеровского "И.Бунин и его проза" (Тула, 1980) отмечено сближение Бунина с модернизмом начала века, проявившее-сяв отказе писателя от свойственной классическому реализму, как полагает исследователь, "демистификации представлений о социальном зле""'". Этот тезис не бесспорен, во-первых, потому, что русский реализм не был однозначен в квалификации "социального зла", которое, хотя бы у Достоевского и позднего Толевого предстает порой в действительно мистическом, непостижимом для рационального познания облике; во-вторых, Н.Кучеровский, фиксируя новое по сравнению с классикой прошлого века качество бунинской прозы и давая ему отрицательную оценку, игнорировал катастрофический характер эпохи начала XX века, которая, как бы ни отталкивался от неё Бунин, формировала художественное мировоззрение писателя. Прочные социально-исторические основания, глубокая национально-культурная укорененность, на которых базировался реализм Л.Толстого и И.Гончарова, в начале XX века претерпели катастрофические изменения. Художественный мир Бунина не мог не отразить этот про
1. Кучеровский Н. Бунин и его проза.- С.314. цесс, который и проявился в той, свойственной прежде всего модернизму, мистификации социального зла, которую критикует Н.Кучеровский-''.
В этой связи интересна статья Л.Долгополова "Рассказ "Чистый понедельник" в системе творчества И.Бунина эмигрантского периода" (в его книге "На рубеже веков"). Исследователь с большой проницательностью анализирует мифологическую, символическую природу бунинской образности. И здесь Л.Долгополов обоснованно выделяет как точки соприкосновения, так и точки отталкивания Бунина в отношениях Бунина и русским символизмом.
Творческие связи Бунина бегло освещены и в книге О.Михайлова "Строгий талант. Иван Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество" (М., 1976) в соответствии с традиционной уже схемой: Горький, Куприн, И.Шмелев, А.Толстой. В работах последних лет О.Михайлов сосредоточился на теме "Бунин в кругу классиков", которая освещена им р пока фрагментарно . Факты общения Бунина с разными писателями собраны в книге А.Бабореко "И.А.Бунин. Материалы для биографии" (2-е изд., М.,1983). При бесспорной фактографической ценности этой работы, она остается лишь предпосылкой современного, концептуально нового исследования пути Бунина, художника и публия циста .
1. См.также: Крутикова Л.В. "Чаша жизни" Бунина и споры о смысле человеческого бытия в начале XX века// От Грибоедова до Горького.- Л.,1979; Она же. Бунин// История рус.литературы.- Т.4.-Л.,1983; Горелов А. Звезда одинокая.:Бунин// Горелов А. Избранное.- Л.,1988; Лавров В. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции: роман-хроника.- М.,1989.
2. См.: Михайлов 0. "Окаянные дни" Бунина// Москва.- 1989.- № 3; Он же. И.А.Бунин: Жизнь и творчество.- Тула,1987; Он же. Освобождение Бунина// Слово.- 1990.- № 7.
3. См.также: Бабореко А. На вершине холма: Бунин о литературе// Лит.Россия.- 1978.- 24 февр.(№ 8); Он же. Поэзия и проза Бунина: Дневники, воспоминания и письма современников// Подъем.-Воронеж,1980.- № 1.
В последние годы философско-эстетическая позиция Бунина становится предметом пристального внимания литературоведов^. Тем не менее есть все основания для заключения: литературные связи Бунина исследованы почти исключительно в плане его контактов с художниками-современниками. Но даже здесь, в освещении темы "художник в контексте своей эпохи", есть существенные проблемы. Например, сложная проблема историко-литературных связей Бунина с русским символизмом и шире - с модернизмом начала века - почти не иссле2 дована .
Актуальность диссертационного исследования - в постановке вопроса о литературных связях Бунина как обобщающей проблемы, дающей целостное представление о притяжениях и отталкиваниях писателя. Необходимость такой работы диктуется и общим состоянием современного литературоведения (эта проблематика, в известной степени, как бы вне методологической смуты), и изученностью Бунина -мозаичной, фрагментарной.
Цель исследования: описать эстетические пристрастия Бунина не только как его вкусовые, субъективные оценки (на которых неизбежно останавливается историко-генетический подход),но, главным образом, понять закономерности проявления типа художественного мышления.
Кроме перечисленных выше работ, в равной степени затронувших тему литературных связей Бунина, надо указать еще на вступительную статью к публикации переписки Бунина и В.Брюсова. Добавим: не
1. См.: Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах Бунина// Рус.лит.- 1984.- № 4; Афанасьев А. Неутоленная любовь// Лит.рус.зарубежья: Антология.- В бтт.- Т.1.- М.,1990.
2. См.работы, появившиеся совсем недавно: Дякина А.А. И.Бунин и А.Блок. Соотношение творческих индивидуальностей поэтов:
Автореф.дисс. канд.филол.наук.- М.,1992. Спивак Р.С. Русская философия лирика 1910-годов (И.Бунин, А.Блок, В.Маяковский). Автореф.докт.филол.наук. Екатеринбург, 1992. получило пока аналитического освещения неприязненное отношение Бунина к Гоголю и, особенно, к Достоевскому. Более или менее удовлетворительно изучены связи Бунина с творчески близкими ему прозаиками - Толстым и Чеховым. Это говорит о недостаточно широком, в теоретическом отношении, понимании категории "литературные связи". Методологическая ограниченность не позволяла исследователям-предшественникам поставить проблему разносторонне: ориентация Бунина в мире классики, художественный мир Бунина как грань национального образа мира.
Проблема литературных связей, на первый взгляд, достаточно ясная, не принадлежит к числу хорошо разработанных, вероятно, в силу её кажущейся простоты. А между тем само понятие содержит ряд значений, которые прежде всего необходимо разграничить.
1. Литературные связи как взаимодействие национальных литератур. Это наиболее широкий аспект проблемы, привлекаемый обычно для выявления национального своеобразия той или иной литературы конкретной эпохи. "Литературные связи в самом общем смысле есть проникновение одной литературы в мир другой литературы",- таково определение Н.Конрада1. Исследованию этой проблематики посвящены ставшие уже классическими труды В.М.Жирмунского "Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы" (л.,1978), "Гёте в русской литературе" (Л.,1982). К этой же области литературоведческих изысканий относятся книги М.Н.Алексеева "Пушкин и мировая литература" (Л., 1987) и "Русская культура и романский мир" (М.,1985), книги Ю.Д.Левина "Оссиан в русской литературе, конец ХУШ - первая треть XIX века" (Л.,1980), Шекспир в русской литературе XIX века (Л.,1988). Сюда включается, как видим, и историко-функцио
1. Конрад Н.И. Запад и Восток.- М.,1972.- С.49. нальное освещение проблемы. Сюда же, по-видимому, можно отнести и работы Н.Я.Берковского, М.П.Алексеева о мировом значении русской литературы. Национальное своеобразие любой литературы коренится в образе мира, созданном народом, что очень важно для выявления самобытности писателя-классика и на что советское литературоведение, пожалуй, меньше всего обращало внимание. Проблематика литературных связей, в самом широком смысле, затронута в книге Г.Гачева "Национальные образы мира" (М.,1988).
2. Литературные связи как освоение писателем тех или иных сторон национальной литературной традиции. Наиболее впечатляющие результаты такого подхода дают работы Д.С.Лихачева "Лев Толстой и традиции древней русской литературы", "Летописное время у Достоевского""''. В этом ряду следует назвать работу В.Е.Ветловской "Достоевский и поэтический мир древней Руси" (Т0РДРЛ,т.28.-л., 1974).
3. Литературные связи как взаимоотношения писателей-современников. Это наиболее употребительное значение понятия и, как мы отметили, литературные связи Бунина освещены почти исключительно в данном аспекте. К классическим образцам такого подхода принадлежат, например, статьи Ю.Тынянова "Пушкин и Кюхельбекер", "Пушкин и Тютчев", "Достоевский и Гоголь (к теории пародии)".
4. В аспекте описательной поэтики близко к предыдущему понимание литературных связей как взаимодействия художественных миров крупных писателей. Об этом говорит С.Г.Бочаров: "Авторские миры художников - сообщающиеся миры. ИХ тайными и явными перекличками, р их "диалогом" творится живая картина нашей литературы" . Этому
1. Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература.- Л.,1984.
2. Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.,1985.- С.4. аспекту в нашей работе будет отдано предпочтительное внимание -диалог открытый и косвенный.
Конечно, для полного освещения творческого пути Бунина необходимо осветить большую часть значений термина "литературные связи", однако такой охват - труднодостижимая задача, требующая усилий поколений литературоведов. Пока нет ни одной работы, где бы такая полнота была достигнута. Из работ последних лет в качестве удачного примера можно назвать книгу В.Б.Катаева "Литературные связи Чехова" (М.,1989).
Научная новизна исследования - в постановке проблемы литературных связей как диалога эстетических позиций, как ориентации Бунина по отношению к классическому русскому реализму и символизму, то есть - попытка выявления синтетической природы бунин-ского творческого метода.
Методы исследования. В основе анализа - системное понимание истории культуры и всех форм общественного сознания. Автор диссертационной работы опирался также на достижения историко-функ-ционального подхода при исследовании литературной классики. Активно используются в работе методические обобщения М.Бахтина о диалогической природе художественного мышления.
Практическая значимость работы: результаты её могут использоваться в вузовском преподавании русской литературы XX века. Работа может служить подспорьем в изучении темы "Эстетика русских классиков", "Философско-эстетические концепции в русской литературе". Кроме того работа может быть использована и при разработке темы "Классики русской литературы XX века", являющейся, может быть, первоочередной задачей современного литературоведения.
Источники исследования - собрания сочинений Бунина, сборники статей, монографии, периодическая печать, материалы критикопублицистических дискуссий о русской и советской литературе.
Апробация работы: результаты исследования докладывались на двух региональных научно-теоретических конференциях (Томск, 1988 и 1992гг.), они отражены в лекционном курсе "История русской литературы XX века", читаемом в Кемеровском государственном университете, и в спецкурсе "Литература русского зарубежья XX века".
В соответствии с поставленной задачей работа разделена на две части, в которых рассматривается отношение Бунина к классикам русской литературы XIX века и к "литературному упадку" XX века.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературные связи И. А. Бунина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы отметили отношение Бунина лишь к наиважнейшим литературным явлениям, определившим судьбы искусства в XX веке. В историко-литературном плане материал исследования позволяет назвать некоторые типологические закономерности, касающиеся преемственности, движения русской литературы в XIX и XX веках,- противостояние "органической" и "механистической", или формалистической, поэтики. Противостояние всесильной цивилизации обернулось для Бунина (как и для Толстого) утопизмом руссоистского толка. Только писатель с большой независимостью мировосприятия может упорно считать цивилизацию капитальной ошибкой истории. Бунин таков. Его устойчиво негативное отношение к Гоголю, Достоевскому и символистам и органическое притяжение к Толстому имеет опору в русле той традиции, в русле которой сформировался Бунин.
Одной из центральных теоретических проблем, встающих при изучении Бунина, несомненно, является проблема национального образа мира, национально-фольклорных и религиозно-мифологических источников искусства. Восточная ориентация религиозно-философских исканий Бунина достаточно очевидна. Интерес к буддизму в известном смысле сближает Бунина с Н.Рерихом, делает его предтечей многих "пилигримов на Восток". Проблема эта заслуживает обстоятельного монографического исследования, как и некоторые другие, нами лишь названные. Следует подчеркнуть, что наше исследование - лишь подступ к теме многогранности Бунина-классика, и в задачу нашу входила постановка этой проблемы.
Многогранность художественного мира Бунина - наименее исследованная проблема. Основной творческий парадокс Бунина - сочетание резкой избирательности (творческой субъективности) и многогранности. Эмоциональный солипсизм и "всеведение" кажутся несовместимыми началами, однако Бунин - на редкость цельный художник. Этим постоянством взглядов, уникальным в эпоху смуты, он и предстает перед нами как "эталонная" фигура, как нравственный камертон для литераторов XX века.
Бунин был глубоко консервативен в своих исторических пристрастиях и эстетических оценках. Он одним из первых увидел основную задачу века: "сохранить жизнь на своем месте" (так выразился Ч.Айтматов). Бунин-критик увидел всю пестроту литературных течений, все разнообразие типов художников, но оценил их по преимуществу отрицательно - как выражение всеобщего упадка. Существенной в мировоззрении писателя является циклическая концепция истории: от "пастушеской" бедности к расцвету городов и снова к простоте и нищете. ХХ-й век он и оценил как предельно удалившийся от природы, а его художников - как "больных" по преимуществу. И в этом смысле его литературные связи, по преимуществу, представляются как противостояние общему потоку. Не признавая прогресса, Бунин видел лишь нарастание "фальши", то есть отход от природной нормы, безжизненное экспериментаторство и эстетические излишества. Даже морально-этические нормы, согласно Бунину, диктует природа, всякое другое понимание для него означало "декадентство", фальшь, "дурман". В таком контексте самые разные писатели-современники (Л.Андреев, А.Блок, Ш.Сологуб, С.Есенин, Б.Пастернак) виделись ему в негативном свете.
Глубокой консервативностью понимания пути России (в чем-то Бунин здесь продолжает Фета) объясняется и крайне враждебное отношение писателя ко всей русской революции, начиная с февральской. В этом отношении он сомкнулся (точнее - стал предтечей-авторитетом) с Солженицыным. Однако тема эта - влияние Бунина на литераторов "третьей волны" эмиграции, как и вообще на современную литературу, выходит за рамки нашей проблематики.
Более или менее исследован (хотя и неудовлетворительно, с современной точки зрения) вопрос о "школе Бунина" в советской литературе. Наиболее сильный из его приемников в ней - Юрий Казаков - был, несомненно, и одним из зачинателей так называемой "деревенской прозы". Влияние Бунина признали В.Белов, В.Астафьев, В.Солоухин и другие прозаики, причастные к возрождению национального образа мира и национального самосознания в литературе. За границами нашей темы остались такие важные аспекты, как "Бунин и Твардовский" (и шире - Бунин и крестьянские поэты), "Бунин и экологическая проза XX века" и другие. Детальное исследование всех названных нами аспектов и даст представление о многогранности Бунина.
Смена методологических предпосылок заставляет ожидать выдвижения и других аспектов изучения бунинского наследия как приоритетных. Но не подлежит сомнению, что проблема литературных связей Бунина, связей как с предшественниками, так и с современниками, в ближайшие годы останется первоочередной. В современном сознании Бунин постепенно занимает место, прежде занятое М.Горьким, то есть становится "ценностным центром" литературного процесса первой половины XX века. Разумеется, здесь дело не обойдется без длительной полемики. Но бесспорно, что Бунин дает запрет делить русскую литературу уходящего столетия на "зарубежную" и "здешнюю", требует единства в осмыслении пути России, её духовного опыта.
Новый" Бунин, открываемый ныне, - это писатель, конгениальный XX веку, а не XIX, как считалось ранее. Своим запоздалым руссоизмом, скепсисом в отношении к достижениям прогресса, резкой избирательностью литературной традиции он весь - в традиции Л.Толстого. Однако Бунин знаком с новейшими философскими течениями и творчески связан с ними - с русским космизмом, катастро-физмом как основой исторической концепции, с символизмом, наконец. Борясь с символистами, он фактически вступил в зрелости в ту область, которая считалась их "монополией", особенно в теме рока, любви и смерти, одиночества и трагического избранничества художника.
Лирический натурализм" прозы Бунина - качество, резко отделяющее его от других писателей, что давно отмечено литературоведами. Это качество, представляющееся на первый взгляд сочетанием несочетаемого, также подводит к выводу о синтетичности метода Бунина.
Сложные отношения писателя к русским классикам связаны с монологической природой его художественного метода. Это моноло-гизм толстовского типа (генетически), хотя по преимуществу не эпический, а лирический (не "шекспировский", а "фетовский" тон).
Как мы убедились, изучение литературных связей Бунина, как и всякого крупного художника, дает картину становления творческой индивидуальности. Именно на эту сторону проблемы и обращали внимание исследователи, её можно считать наиболее исследованной советским литературоведением (правда, фрагментарно). Другая сторона проблемы касается уже путей русского реализма в катастрофическом столетии - через судьбу его крупнейшего представителя. Эту тему можно охарактеризовать как самооборону коренной национальной традиции. Какая линия оказалась более перспективной и здоровой - Гоголя и Достоевского или Толстого и Бунина,- этот вопрос не решен окончательно.
Список научной литературыКонюшенко, Е. И., диссертация по теме "Русская литература"
1. Тексты И.А.Бунина
2. Бунин И.А. Собр.соч: В 5 тт.- М:Правда,1956.
3. Бунин И.А. Собр.соч: В 9 тт.- М:Худ.лит.,1965-1967.
4. Бунин И.А. Собр.соч: В 6 тт.- М:Худ.лит.,1987-1988.
5. Лит.наследство.- Т.84.- Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.1.
6. Бунин И.А. Окаянные дни (репринт.изд.).- М:Сов.писатель,1990.
7. С. Бунин Иван. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи.- М:Сов.писатель, 1990.
8. Бунин И.А. Окаянные дни.- М:Современник,1991.
9. Бунин И.А. Окаянные дни: Неизвестный Бунин// Библ."Возвращение": В 10 тт.- Т.10.- М:Молодая гвардия,1991.- Кн.2.
10. Э. Устами Буниных: Дневники Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы: В 3 тт.- Франкфурт-на-Майне:Посев, 1977-1982.
11. Мемуарно-биографическая литература о жизни и творчестве И.А.Бунина1С. Адамович Георгий. Бунин// Знамя,- 1988.- № 4.- С.178-181.
12. Андреев Вадим. Детство.- М:Сов.писатель,1966.- С.135-141.
13. Антонов В. И.А.Бунин во Франции в годы войны// Иностранная литература.- 1.- 1956.- Р 9.- С.250-255.
14. Бабореко А. И.А.Бунин: Материалы для биографии.- Изд-е 2-ое,доп.-М:Худ.лит.,1983.- 350 с.
15. Бахрах А. Бунин в халате// Слово.- 1990.- № 10.- С.69-78.
16. Бахрах А. Разговоры с Буниным// Смена.- 1992.- № 4-5-6 (строенный).- С.104-121.1 6.Берберова Н. Курсив мой// Серебряный век.- М:Известия,1990.-С.519-525.
17. Благасова Г. И.А.Бунин редактор журнала "Северное сияние"// Подъем.- 1986.- № 1.- С.104-111.
18. Блюм А.В. Цензура о раннем Бунине// Рус.лит.- 1970.- Р 3.-С.131-136.
19. Борисов Л. Встреча с Буниным// Дон.- 1957.- № 2.- С.142-144.
20. Борисов Л. Высокая консультация// Нева.- 1957.- № 3.- С.151.
21. Бунин Е.А. Раскопки далекой старины// Лит.наследство.- Т.84. Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.2.- С.224-336.
22. Гончаров Юрий. Вспоминая Паустовского. Предки Бунина.- Воронеж: Центр.- Чернозем.кн.изд-во,1972.
23. Женжурист Л.А. Из воспоминаний о Полтаве// Лит.наследство.-Т.84.- Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.2.- С.236-247.
24. Зайцев Борис. Молодость Иван Бунин// Зайцев Борис. Улица святого Николая.- М:Худ.лит.,1989.- С.277-282.
25. Зайцев Борис. Бунин// Зайцев Борис. Братья-писатели: Воспоминания." М:Правда,1991.- С.22-27.
26. Зернов В.М. Воспоминания врача// Лит.наследство. Т.84.- Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.2.- С.358-365.
27. Кодрянская Н.В. Встречи с Буниным// Там же.- С.341-352.
28. Крандиевская-Толстая Н. Воспоминания.- Л:Лениздат,1977.- С.37-43.
29. Кузнецова Галина. Грасский дневник// Знамя,1990.- № 4,- С.168-206.
30. Кострова В. Три встречи с Буниным// Сов.культура,1984.- 18 авг.-С.8.
31. Лавров Валентин. Холодная осень: Иван Бунин в эмиграции (19201953).- М:Молодая гвардия,1989.- 383 с.
32. Ладинский А. Последние годы И.А.Бунина// Лит.газета,1955.-22 окт.- 3 с.
33. Любимов Л. На чужбине// Новый мир,1957.- № 3.- 151 с.
34. Малахов В. Бунин в "Журнале для всех" (о публикации стихотворений И.А.Бунина на страницах журнала в 1901-1905гг.)// Подъем, 1977.- Р 1.- С.136-138.
35. Михайлов 0. В рассеяньи сущие: Главы из книги "Бунин в Париже"// Подъем,1991.- № 2.- С.146-188.
36. Муравьева-Логинова Т.Д. Живое прошлое: Воспоминания об И.А. и В.Н.Буниных// Лит.наследство.- Т.84.- Иван Бунин.- М:Наука,1973.-Кн.2.- С.300-331.
37. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью.- М:Сов. писатель,1989.- 507 с.
38. Одоевцева Ирина. На берегах Сены.- М:Худ.лит.,1989.- С.238-305.
39. Петров В. Под небом Суходола: К биографии И.А.Бунина// Подъем, 1986.- № 12.- С.110-118.
40. Пешкова Е.П. Иван Алексеевич Бунин// Лит.наследство.- Т.84.-Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.2.- С.247-251.
41. Прегель С.Ю. Из воспоминаний о Бунине// Там же.- С.352-358.
42. Северянин Игорь. Моя первая встреча с Буниным// Северянин Игорь. Сочинения.- Талинн:Ээсти раамат,1990.- С.426-428.
43. Симонов Константин. Из записей об И.А.Бунине// Симонов Константин. Сегодня и давно: Статьи. Воспоминания. Литературные заметки. 0 собственной работе.- Изд-е 4-ое.- М:Сов.писатель,1980.- С.445-457.
44. Соколов-Минитов И.С. Слово о Бунине// Лит.наследство.- Т.84.-Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.2.- С.155-159.
45. Станюта А. Дни Бунина: Страницы творческой биографии// Дружба народов,1991.- № 11.- С.258-268.4G. Телешов Н. Записки писателя. Рассказы.- М:Правда,1987.- С.50-51, 373-374.
46. Хмара Гр. Мои встречи с Буниным// Вопр.лит.,1990.- № 11-12 (сдвоенный).- С.355-356.
47. Шаховская Зинаида. Бунин// Шаховская Зинаида. В поисках Набокова. Отражения.- М:Книга,1991.- С.202-230.
48. Шмидт В.В. Встречи в Тарту// Лит.наследство.- Т.84.- Иван Бунин.-М:Наука,1973.- Кн.2.- С.331-339.
49. Работы о жизни и творчестве И.А.Бунина общего плана
50. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин.- М:Просвещение,1966.- 384 с.
51. Бонами Т.М. Художественная проза Бунина (1887-1904).- Владимир, 1962.
52. Волков А. Проза Ивана Бунина.- М:Московский рабочий,1969.- 447 с.
53. Горелов Анат. Звезда одинокая (И.Бунин)// Горелов Анат. Три судьбы.- Л:Сов.писатель,1980.- С.275-623.
54. Горбов Д. Бунин// Лит.энциклопедия.- М:Госиздат,1929.- Т.1.-Стлб.616.
55. Гречнев В.Я. В мире лирико-философской прозы Бунина// Гречнев
56. B.Я. Русский рассказ конца XIX-XX-го века (проблематика и поэтика жанра).- Л:Наука,1979.- С.44-101.
57. Долгополов Л. Судьба Бунина// Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX начала ХХ-го века.- Изд-ие 2-ое.-Л:Сов.писатель,1985.- С.261-319.
58. Казак Вольфганг. Бунин// Казак Вольфганг. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года.- Лондон,1988.- 133 с.
59. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века.- М:Наука,1975.1. C.114-143.
60. Коган П. Бунин// Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: В 12 тт. Биографии.- М:Бол.Российская энциклопедия,1992.- Т.2.-С.665-667.
61. Колобаева JI.A. Проблема личности в творчестве И.А.Бунина// Коло-баева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа веков.-М:Изд-во МГУ,1990.- С.61-89.
62. Конюшенко Евгений. Рай и Вавилон Ивана Бунина// Лит.Кузбасс,1991.-№ 2.- С.75-77.
63. Крутикова Л.В. Иван Бунин// История русской литературы: Литература конца XIX начала XX века.- Т.4.- Л:Наука,1983.- С.635-666.
64. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза (1887-1917).- Тула:Приокск. кн.изд-во,1980.- 319 с.
65. Михайлов О.Н. Бунин// Краткая литературная энциклопедия.- Т.1.-М:Сов.энциклопедия,1962.- Стлб.472-475.
66. Михайлов О.Н. И.А.Бунин.- М:Наука,1967.
67. Михайлов О.Н. Путь Бунина-художника// Лит.наследство.- Т.84.-Иван Бунин.- М:Наука,1973.- Кн.1.- С.7-56.
68. Михайлов Олег. Строгий талант. Иван Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество,- М:Современник,1976.- 277 с.
69. Михайлов Олег. Мастер (Путь Бунина-художника)// Михайлов Олег. Страницы русского реализма (заметки о русской литературе XX века).- М:Современник,1982.- С.67-142.
70. Михайлов О.Н. И.А.Бунин: Жизнь и творчество.- Тула:Приокск.кн. изд-во,1987.- 317 с.
71. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. Ст.1-ая: И.А.Бунин// Литература в школе.- 1990.- Р 4.- С.32-43.
72. Нефедов В.В. Поэзия Ивана Бунина: Этюды.- Минск:Вышейш.школа, 1975.- 135 с.
73. Нефедов В.В. Чудесный призрак: Бунин-художник.- Минск:Полымя, 1990.- 237 с.
74. Садыкова Н.А. Проза И.А.Бунина: Учебно-методическое пособие по литературе для студентов-филологов (материалы к спецсеминару).-Душанбе:Таджикск.гос.ун-т им.В.И.Ленина,1975.- 88 с.
75. Славецкий В. "Любовь и радость бытия": 0 творчестве И.А.Бунина// Подъем.- 1986.- № 10.- С.113-118.
76. Соколов А.Г. Писатели-реалисты поколения 1890-1910-х годов// Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 20-х годов.-М:Изд-во МГУ,1991.- С.95-107.
77. Солоухина О.В. О нравственно-философских взглядах И.А.Бунина// Рус.лит.- 1984.- № 4.- С.47-59.
78. Твардовский А. О Бунине// Бунин И.А. Собр.соч: В 9 тт.- Т.1.-М:Худ.лит.,1965.- С.7-49.
79. Фриче В. Бунин// Энциклопедический словарь Гранат. Изд-ие 7-ое.-СпБ.,б.г.- Т.7.- Стлб.155.
80. Чуковский К. Ранний Бунин// Вопр.лит.- 1968.- № 5.- С.89-99.
81. Исследования отдельных произведений И.А.Бунина (проза) "Братья"
82. СС. Волынская Н.И. Диалог в повести И.А.Бунина "Деревня"// Филол. науки.- 1976.- № б.- С.95-99.
83. Забелин П.В. Идейно-художественная проблематика и стиль повести И.А.Бунина "Деревня".- Иркутск,1965 (Тр.Иркутск,гос.ун-та.
84. Т.31.- Сер.литературоведения и критики.- Вып.5).
85. Иезуитова Л.А. Роль семантико-композиционных повторений в создании символического строя повести-поэмы И.А.Бунина "Деревня"// Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917г.).-Л:ЛГПИ,1985.
86. Скобелев В.П. "Деревня" Ивана Бунина и "Повесть о днях моей жизни" Ивана Вольнова (к проблеме народного характера, к проблеме стиля)// Бунин И.А. Избранное.- Воронеж,1971.
87. Спивак Р.С. Жанровая структура и авторская концепция в "Деревне" И.А.Бунина// Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917г.).- Л:ЛГПИ,1985.
88. Сурпин М.Л. Династия Красовых: Еще раз о "Деревне" И.А.Бунина// Филол.науки.- 1984.- № 3.- С.18-24.
89. Господин из Сан-Франциско"
90. Э^.Видищев Б.В. Рассказ И.Бунина "Господин из Сан-Франциско" (опыт целостного анализа)// Целостное изучение художественного произведения в вузе и школе.- Саратов,1989.
91. Кулешов В.И. О Бунине и его рассказе// Бунин И.А. Господин из Сан-Франциско.- М:Худ.лит.,1980.- С.3-8.
92. Никольская JI.Д. Эстетические следствия противоречивости мировоззрения И.А.Бунина ("Господин из Сан-Франциско")// Проблемы истории критики и поэтики реализма.- Куйбышев,1977.- Вып.2.- С.118-135.1. Грамматика любви"
93. Блюм А. "Грамматика любви" (к истории одноименного рассказа И.А.Бунина)// Наука и жизнь.- 1970.- Р 9.- С.60-63.1. Ида"
94. Никольская Л.Д. Жанровые возможности русского рассказа конца XIX первой половины XX века ("Ида" Бунина)// Содержательность форм в художественной литературе.- Куйбышев,1990.- С.67-77.1. Жизнь Арсеньева"
95. Аверин Б.В. Из творческой истории романа И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева"// Бунинский сборник.- Орел,1974.
96. Казаркин А.П. Художественная перспектива в романе И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева"// Проблемы метода и жанра.- Томск,1977.10,1. Крутикова Л.В. "Жизнь Арсеньева" итоговая книга И.А.Бунина// Бунинский сборник.- Орел,1974.
97. Бак Д.П. Новелла И.А.Бунина "Книга": Проблема художественного слова// Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе.- Кемерово,1991.-С.99-108.1. Легкое дыхание"
98. Васильева Л.А. Выготский против Выготского (к трактовке рассказа И.Бунина "Легкое дыхание")// Специфика и эволюция функциональных стилей.- Пермь,1979.
99. Вейман С. Трагедия "Легкого дыхания"// Лит.учеба.- 1980.- № 5.-С.137-146.110
100. Сливицкая О.В. Рассказ И.А.Бунина "Петлистые уши" (Бунин и Достоевский)// Русская литература XX века (дооктябрьский период).-Калуга,1971.- Сб.З.1. Сосны"
101. Эйдинова В.В.Барковская Н.В. Рассказ И.А.Бунина "Сосны"// Проблемы типологии литературного процесса.- Пермь,1978.1. Суходол"
102. Крутикова Л.В. "Суходол", повесть-поэма И.А.Бунина// Рус.лит.-1966.- № 2.- С.44-59.
103. Темные аллеи": Автореф.дисс. .канд.филол.наук// Харьков,1990.
104. Иофьев М. Поздняя новелла Бунина// Иофьев М. Профили искусства.-М:Искусство,1965.- С.277-320.
105. Иссова Л.Н. Некоторые особенности структуры новеллы И.А.Бунина "Темные аллеи"// Жанр и композиция литературного произведения.-Калининград,1974.- Вып.1.- С.98-105.
106. Иссова Л.Н. Пространство и время в рассказах И.А.Бунина об эмиграции из цикла "Темные аллеи"// Жанр и композиция литературного произведения.- Калининград,1976.- Вып.З.- С.88-98.
107. U. Лихачев Д.С. Темные аллеи: 0 символике названия рассказа И.А.Бунина// Звезда.- 1981.- Р 3.- С.182-184.
108. Штерн М.С. Рассказ И.Бунина "Темные аллеи" (опыт системного анализа)// Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе: Свердловск,1990.- С.23-30.1. Чаша жизни"
109. Маркин Г.И. Художественное время и пространство новеллы И.А.Бунина "Чаша жизни"// Сюжетосложение в русской литературе.- Даугав-пилс,1980.
110. Художественное своеобразие и формально-содержательные особенности творчества И.А.Бунина
111. Аверьянова А.П. Из наблюдений над языком и стилем И.А.Бунина // Вест.Ленинг.ун-та.- 1972.- № 2.-История,яз.,лит.- Вып.1.-С.104-110.-124, Бердникова А.Г. О поэтике бунинского очерка начала XX века: Автореф.дисс. .канд.филол.наук.- М.,1974.
112. Дроздецкая И.В. К типологии форм повествования в прозе И.А.Бунина// Пробелы типологии литературного процесса.- Пермь, 1980.
113. Смирнова Л.А. Философско-эстетические функции пейзажа И.Бунина// Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции.-М.,1974.
114. Спивак Р.С. Художественное время в поздней новелле И.А.Бунина// Русская литература XX века (дооктябрьский период).- Калуга, 1973.-Сб.4.
115. Литературные связи И.А.Бунина И.А.Бунин и Л.Н.Толстой
116. Лавров В. "Звучат лишь письмена": К истории маргиналий И.А.Бунина на книге о Л.Н.Толстом// Лит.учеба.- 1985.- № 2.- С.198-206.
117. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.-М:Изд-во МГУ, 1989.- 173 с.
118. Спивак Р.С. "Живая жизнь" И.Бунина и Л.Толстого (некоторые стороны эстетики Бунина в свете традиций Л.Толстого)// Уч.зап.Пермск. гос.ун-та.- 1967.- № 155.
119. Спивак Р.С. Принципы художественной конкретизации в творчестве Л.Толстого и И.Бунина// Уч.зап.Пермк.ун-та,- 1968.- № 193.
120. Спивак Р.С. Язык произведений И.А.Бунина и традиции Л.Н.Толстого// Филол.науки.- 1968.- № 3.
121. Спивак Р.С. Русская деревня в изображении И.А.Бунина и Л.Толстого// Вестник МГУ (сер.филологии).- 1969.- Р 3.
122. И.А.Бунин и Ф.М.Достоевский
123. Конюшенко Е.И. Ф.Достоевский в художественном сознании И.Бунина-читателя// Проблемы метода и жанра.- Томск, 1991.- Вып.17.1. С.183-190.
124. Лотман Ю.М. Два устных рассказа Бунина (к проблеме "Бунин и Достоевский")// Тр.по русской и славянской филологии (литературоведение).- Тарту, 1987 (Уч.зап.Тартуск.гос.ун-та.- Вып.781).
125. Станюта А.А. Достоевский в восприятии Бунина// Там же.- С.74-80.
126. Туниманов В.А. Бунин и Достоевский (по поводу рассказа И.А.Бунина "Петлистые уши"// Рус.лит.- 1992.- № 3- С.55-73.1. И.А.Бунин и А.П.Чехов
127. Бабореко А. Чехов и Бунин// Лит.наследство. Т.68.- М.Наука,1960.
128. Бабореко А. Чехов в переписке и записях Бунина// А.П.Чехов Сборник статей и материалов.- Симферополь:Крымиздат,1962.
129. Барковская А. К вопросу о творческих связях Бунина с Чеховым// Филологический сборник (вопр.лит-вед.).-Минск,1966.
130. Газер И. А.Чехов и И.А.Бунин// Лит.музей им.Чехова: Сб.статей и материалов.-Ростов,1963.- Вып.З.
131. Гейдеко Валерий. А.Чехов и Ив.Бунин.- М:Сов.писатель, 1976.373 с.
132. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин и русское декадентство 90-х годов// Рус.лит.-1968.- Р 3.- С.175-181.
133. Васильева И. Бунин о Блоке// Вопр.лит.- 1986.- № 7.
134. Грякалова Н.Ю. А.Блок за чтением "Стихотворений" И.Бунина// Альманах библиофила.- Вып.25.- М:Книга,1989.- С.132-140.
135. Дякина А.А. И.Бунин и А.Блок: Соотношение творческих индивидуальностей поэтов: Автореф.дисс. .канд.филол.наук.- М.,1992.
136. Нинов А.А. Вступительная статья к переписке И.А.Бунина с В.Я.Брю-совым (1985-1915)// Лит.наследство.- Т.84.- Иван Бунин.- М:Наука, 1973.- Кн.1.-С.421-438.
137. Спивак Р.С. Русская философская лирика 1910-х годов (И.Бунина, А.Блок, В.Маяковский): Автореф.дисс. .канд.филол.наук.- Екатеринбург, 1992.1. Бунин и другие писатели
138. Афанасьев В.Н. Иван Бунин и Конрад Гюнтер// Филол.науки.- 1965.1. Р 4.
139. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин и Н.Н.Ляшко// Рус.лит.- 1968.- Р 1.
140. Бабореко А.К. Бунин и Эртель// Рус.лит.- 1961,- №4.- С.150-152.
141. Бабореко А. Бунин читатель Пушкина// Альманах библиофила.-Вып.14,- М:Книга,1983.- С.116-134.
142. Игнатов И. Эртель и Бунин: (К биографии писателей И.А.Бунина и А.И.Эртеля)// Дон.- 1974.- Р 1.- С.180-181.
143. Нинов А. М.Горький и Ив.Бунин.- Изд.2-ое, доп.- Л:Сов.писатель, 1984.- 557 с.
144. Сливицкая О.В. Бунин и Тургенев: Опыт сравнительного анализа// Проблемы реализма.- Вологда, 1980.- Вып.1.
145. Черников А.П. И.С.Шмелев и И.А.Бунин: По материалам переписки// Рус.лит.- 1980.- Р 1.
146. И.А.Бунин в русской и зарубежной критике171 .Айхенвальд Ю. Чаша жизни: (Иван Бунин, рассказы 1913-1914гг.). -Утро России.- 1915.- № 105.
147. Айхенвальд Ю. Бунин// Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей.-Изд.З.- М:Мир,1917.- Вып.З.
148. Вальбе Б. Иван Бунин: (Произведения 1915-191бгг.).- Одесский листок.- 1917.- № 56.
149. Дерман А. Победа художника// Русская мысль.- 1916.- № 5.
150. Благасова Г. И.А.Бунин в оценке русской критики 1910-х годов// Подъем.- 1981.- №11.
151. Колтоновская Е. Бунин как художник-повествователь// Вестник Европы.- 1914.- № 5.
152. Колтоновская Е. Гармония контрастов: (Новейшие произведения Бунина).- Русская мысль.- 1917.- № 2.
153. Лощинская И.А. Бунин в английских и американских исследованиях конца 1960-х начала 70-х годов// Рус.лит.- 1974.- № 3.1. С.422-453.
154. Соболев Ю. Любовь, смерть и вечность в творчестве Бунина// Рампа и жизнь.- 1912.- № 44.
155. Соболев Ю. Иван Бунин// Сполохи.- М.,1917.- Кн.2.
156. Спивак Р.С. Бунин и его зарубежные истолкователи// Русская литература в оценке современной зарубежной критики (против ревизионизма и буржуазных концепций).- М:Изд-во МГУ,1973.- С.325-329.
157. Чуковский К. Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина// Нива.- 1917.- № 50.
158. Степун Ф. По поводу "Митиной любви"// Рус.лит.- 1989.- № 3.-С.112-122.
159. Струве П. Бунин (речь, произнесенная в Белграде 20-го ноября и оглашенная в Париже на чествовании И.А.Бунина 29-го ноября 1933г.)// Рус.лит.- 1992.- Р 3.- С.100-104.
160. Ходасевич В. О поэзии Бунина// Ходасевич В. Колеблемый треножник.-М:Сов.писатель, 1991.- С.546-551.
161. Ходасевич В. Бунин.Собрание сочинений// Там же.- С.551-555.
162. Работы по теории литературы,аксиологии и методологии литературоведения
163. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.:Худ.лит.,1965.- 543 с.
164. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М.:Худ.лит.,1975,-502 с.189, Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.:Сов.Россия,1979.
165. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.:Искусство,1986.-444 с.191, Белый О.В. Литературно-художественная ценность.- Киев:Наук.думка, 1986.- 385 с.
166. Бочаров С.Г. О художественных мирах.- М.:Сов.Россия,1985.-296 с.193, Гачев Г. Национальные образы мира.- М.:Сов.писатель,1988.-448 с.194i Давыдов Ю.Н. Эволюция взаимоотношений искусства и философии//
167. Мейлах Б.С. Предмет и границы литературоведения как науки//Во-просы методологии литературоведения: Сб.статей.-М.:Наука,1966.-С.102-141.
168. Салеев В.А. Искусство и его оценки.- Минск:Изд-во БГУД977.-158 с.
169. Скафтымов А. Идеи и формы в творчестве Л.Толстого// Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей.- М.:Худ.лит.,197-.-С.134-164.
170. Соболев П.В. "Художественная ценность": к вопросу о содержании понятия// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения." Л.Наука, 1983.- С.139-244.
171. Пророков М.В. Критерии художественности литературных произведений: (литература и паралитература): Автореф.дисс.канд.философ, наук.- М.:МГУ им.М.В.Ломоносова,1986.- 19 с.
172. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа.- М.:Высшая школа, 1989.- 134 с.