автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровое движение в лирике И. А. Бунина 1886-1952 годов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Владимиров, Олег Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Жанровое движение в лирике И. А. Бунина 1886-1952 годов'

Текст диссертации на тему "Жанровое движение в лирике И. А. Бунина 1886-1952 годов"

/ Г ■ ' , -к" U ... А

и *

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ВЛАДИМИРОВ Олег Николаевич

ЖАНРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЛИРИКЕ И.А. БУНИНА

1886-1952 ГОДОВ

10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -кандидат филологических наук, доцент A.C. Сваровская

Томск - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

Глава 1. ПЕЙЗАЖНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ РАННЕГО БУНИНА

1.1. Эволюция изображения природы в стихах первого периода бунинского творчества...............................................................18

1.2. Образный строй лирики Бунина 1886-1900 годов....................44

Глава 2. СОНЕТ БУНИНА КАК ВЕДУЩИЙ ЖАНР ВТОРОГО

ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА

2.1.0 формировании поэтики бунинского сонета..........................59

2.2. Сонет «На высоте, на снеговой вершине...» и его роль в самоопределении Бунина-поэта.................................................75

2.3. Бунинские сонеты в контексте стихов 1900-х годов.

Поэтика сонетов.........................................................................84

Глава 3. БАЛЛАДА В ПОЭЗИИ 1910-х ГОДОВ............................... 126

Глава 4. СТИХОТВОРЕНИЯ 1916-1952 ГОДОВ.............................. 160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................182

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Частотный словарь языка Бунина (На основе первых 100 стихотворений)........................................................................... 187

2. Баратынский и Тютчев в творческом становлении Бунина.....194

3. Сонеты и 14-стишия Бунина. Общие сведения..........................202

4. Названия и строки стихотворений со словом «полдень».........206

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................208

ВВЕДЕНИЕ

Заслуги Бунина перед русской стихотворной культурой, действительное историко-литературное значение его поэтического1 творчества до сих пор осознаются далеко не полностью.

Инерция аксиологического подхода к бунинской лирике вызвана в первую очередь особым ее местом в поэзии рубежа Х1Х-ХХ веков2 и приоритетной ролью прозы, начиная с «Деревни»,3 в читательском и исследовательском внимании к писателю. По сей день сохраняет силу замечание Набокова о том, что « [...] стихи Бунина не в чести или, в лучшем случае, рассматриваются как не совсем законная забава человека, обреченного писать прозой».4 Проза писателя, к которой обращено преимущественное внимание исследователей, изучена относительно систематично и целостно. Особенно большой вклад в изучение бунинского прозаического наследия внесли в 1960-1990-е годы Н.М. Кучеровский, А.Е. Горелов, Л.К. Долгополов, Л.В. Крутикова, Л.А. Смирнова, в

1 Термины «лирика», «поэзия» и производные от них здесь используются как синонимы «стихов».

2 См. об этом: Баевский B.C. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум. - М., 1996. - С. 237.

3 До появления «Деревни» интересы критики распределялись равномерно между бунинскими стихами и прозой. См.: История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под ред. К.Д. Муратовой. - М. -Л., 1962. -№№3830-3900.

4 Сирин В. [Набоков В.В.]. Ив. Бунин. «Избранные стихи». Изд. «Совр. записки». Париж, 1929 // Руль, 1929, 22 мая. Ср.: «Стихи Б[унина] в своей ясности приближаются к прозе, но их мало знают и ценят» - Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. - Лондон, 1988. -С. 134.

значительной мере определившие место и роль творчества писателя в русской литературе XX века. Наиболее глубоко осмысляют сущностные проблемы бунинского наследия О.В. Сливицкая и Ю.В. Мальцев,1 уникальная творческая индивидуальность Бунина ими рассматривается на фоне западной и восточной культурных традиций, а не только русской.

Но в работах названных исследователей стихи «в лучшем случае» иллюстрируют рассуждения о бунинском творчестве в целом. Эта односторонность во взгляде на писателя не преодолена и в обстоятельной монографии Ю.В, Мальцева, хотя он и оговаривается: «[...] общепринятое мнение о поэзии Бунина, как о бесстрастном «парнасском» искусстве и архаичном «неоклассицизме» - может быть отнесено лишь к некой небольшой (и далеко не лучшей) части его поэтической продукции, но вовсе не характеризует ее в целом».2

Проблема соотношения обоих «языков» в художественном «билингвизме» писателя, имеющая долгую историю,3 рассматривается, как правило, не на уровне «стих - проза», а на уровне «лирика - эпос».

1 Сливицкая О.В. О природе бунинской внешней изобразительности // Русская литература. 1994. № 1. - С. 72-80; Она же. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И.А. Бунина: Межвуз.сб.научн.трудов к 125-летию со дня рожд.писателя. Воронеж, 1995. - С. 5-34 и другие работы этого исследователя; Мальцев Ю.В. Иван Бунин.[М.], 1994.

2 Мальцев Ю.В. Указ. соч. С. 196-197.

3 См. об этом: Двинятина Т.М. Специфика прозаического в поэзии И.А. Бунина // Русская литература, 1996, № 3. С. 197-198. Указанные Т.М.Двинятиной работы по этому вопросу дополним следующими: Адрианов С. Критические наброски // Вестник Европы, 1*912, № 11. С. 346; Дерман А.Б. И.А. Бунин // Русская мысль. - М„ - Пб., 1914, № 6, отд. II.

Указавший на это Ю.Б. Орлицкий1 моделирует «картину динамики стиха и прозы»2 в бунинском творчестве, причем оба типа художественной речи здесь уравнены в правах на исследовательское внимание.

Говорить о стихах писателя безотносительно к его прозе невозможно, тем более, что сам он неоднократно подчеркивал их синтетичность: « [...] я не признаю [...] деления художественной литературы на стихи и прозу;3 «Свои стихи [...] я не отграничиваю от прозы» (9,375) и т.д.

Другое деле, что в современном буниноведении назрела потребность более пристального взгляда на стихи как один из равноценных для художника языков. Перспектива такого прочтения стихов Бунина была намечена еще в дореволюционной критике, отмечавшей, что «его (Бунина -О.В.) поэзия и его проза вполне автономны,4 что «поэзии Бунин отдал свои очарования, прозе - свои разочарования»,5 что стихам Бунина присуща «склонность к синтетическому миропониманию» в отличие от его прозы, «выразившей пессимистическое понимание художником

действительности»,6 что «жизнерадостная многозвучность поэзии Бунина может вознаградить тех, которые недовольны «беспросветным мраком» и

С.52-75; Проходова В. П. Эволюция жанра миниатюры в прозе И.А. Бунина: Автореф.дисс. ... канд.филолог.наук. - М., 1990.

1 Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в творчестве И. Бунина. К постановке проблемы // И.А. Бунин и русская культура XIX-XX веков, Воронеж, 1995,-С.59.

2 Там же. - С. 60.

3 Бунин И.А. Собр.соч. в 9 т. Т. 9. - М., 1967. - С. 539. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием тома и страницы в скобках.

4 Дерман А.Б. И.А. Бунин // Русская мысль.-М.-Пб.,1914, № 6, отд.П.- С. 52.

5 Там же. - С.53.

6 Адрианов С. Критические наброски // Вестник Европы, 1912, № 11. С. 346.

«пессимизмом» его прозы».1 Тогдашняя критика хорошо различала двух художников в одном, понимая, что в своей эволюции Бунин-стихотворец не всегда соответствует Бунину-прозаику.

Кроме выявления соотношения между стихами и прозой ( лирикой и эпосом) буниноведение обращается и к таким проблемам, как «традиционное и новаторское в поэзии Бунина» - так называется диссертация Я.С. Марковича, этому же посвящен ряд его публикаций,2 -«Бунин и русская поэзия рубежа 19-20 вв.»,3 однако говорить о глубоком и полном освещении этих аспектов бунинской лирики пока не приходится. Буниноведение накопило большой опыт в выявлении как черт эстетического своеобразия лирики поэта, особенностей ее поэтики (работы

1 Колтоновская Е. Гармония контрастов. Новейшие произведения И.А. Бунина // Русская мысль, 1917, № 2, отд. II. - С. 94.

2 Маркович Я.С. Традиционное и новаторское в поэзии И.А. Бунина (18831917): Автореф. дисс. ... канд.филолог.наук. - М., 1977; Он же. Ранняя проза H.A. Бунина // Вестник общественных наук АН Арм. ССР, - Ереван, 1972, № 1 (349). - С. 19-32; Он же. Истоки (Бунин: классйческая школа) // Литературная учеба, 1983, № 3-С. 120-190; здесь же укажем работы Л.А. Смирновой «Пушкин в поэтическом мире Бунина» // Поэзия A.C. Пушкина и ее традиции в русской литературе. XIX - начало XX века: Межвуз.сб.научн.трудов. - М., 1989. - С. 102-114, Т.Г. Динесман По станицам ранних поэтических тетрадей Бунина // Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. Кн. 2. - М., 1973. - С. 121-138.

3 См.: Афанасьев В.Н. И.А. Бунин и русское декадентство 90-х годов // Русская литература, 1968, № 3,-С. 175-181; Денисова Э.И. Поэзия И.А. Бунина рубежа веков (К проблеме «Бунин и модернизм») // Русская литература XX века (Дооктябрьский период). Сб. 4. - Калуга, 1973. - С. 1726; Грякалова Н.Ю. А. Блок за чтением «Стихотворений» И. Бунина // Альманах библиофила. - М., 1982. Вып. 25. - С. 132-140.

A.K. Тарасенкова, Б.О. Костелянца, Э.И. Денисовой, JI.B. Толкачевой,

B.И. Славецкого* P.C. Спивак и др.1), так и его версификационного мастерства (исследования А. Белоусова, Ф.А. Гайнуллиной, Я.С. Марковича, наблюдения M.JI. Гаспарова2). В меньшей степени поэзия Бунина изучена в других аспектах. Проблемы западно-восточного синтеза, как и вообще «экзотических» мотивов в его лирике, касаются такие исследователи, как П.И. Тартаковский, В. Свет, М.Н. Раудар.3

1 Тарасенков А.К. Поэзия Ивана Бунина // Бунин И.А. Стихотворения. - JL, 1956. - С. 5-24; Костелянец Б. Иван Бунин-поэт // Бунин И.А. Стихотворения. - JL, 1961. - С. 5-89; Денисова Э.И. Любовная лирика И.А. Бунина // И.А. Бунин: Известия Воронежского гос.пед.ин-та. Т. 114. -Воронеж, 1971. - С. 62-68; Денисова Э.И. Лирика Бунина: Концепция времени и особенности реализма // Проблемы реализма. - Вологда, 1975. -

C. 104-120; Толкачева Л.В. Художественное творчество И.А. Бунина

(Проблемы поэтики): Автореф.дисс. ... канд.филолог.наук. - М., 1979;

Славецкий В.И. Диалектика бунинского поэтического стиля // Вопросы и.

теории истории лирики. - Воронеж, 1988. - С. 34-47; Спивак P.C. Русская философская лирика 1910-х годов (И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский): Автореф.дисс.... докт.филолог.наук. - Екатеринбург, 1992.

2 Белоусов А. О метрическом репертуаре поэзии И.А. Бунина // Русская филология: 3-й сб. научн.студ.работ. - Тарту, 1971. - С. 48-61; Гайнуллина Ф.А. Из наблюдений над хореическими 5-стопниками И.А. Бунина // Проблемы стихотворного стиля. - Алма-Ата, 1987. - С. 38-49; Маркович Я.С. Заметки о поэтике И.А. Бунина // Бунинский сборник. - Орел, 1974. -С. 104-117; Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. - М., 1993. - С. 168, 259, 299.

3 Тартаковский П.И. Поэзия Бунина и арабский Восток // Народы Азии и Африки, 1971, № 1. - С. 106-121; Свет В. Вещный мир как элемент восточной среды в ориентальной поэзии Бунина // Взаимодействия и

Мало сказано о поэтических переводах писателя,1 о фольклорном начале в его лирике.2

В буниноведении остается открытым вопрос о логике пути поэта, писавшего стихи 66 лет (первое стихотворение датировано 1886 годом, а последнее создано за год до смерти, в 1952 году).3 Перспектива движения Бунина-стихотворца прочерчивается в содержательных работах P.C. Спивак, исследующей философию истории в поэзии Бунина и в целом его философскую лирику на материале, в основном, стихотворений 1900-1917 годов.4

преемственность литератур; Сб.научн.трудов. - Ташкент, 1988. - С. 104-114; Свет В. Женские характеры в ориентальной поэзии Бунина // Литературный процесс в его жанровом и стилевом своеобразии. - Ташкент, 1987. - С. 61-74; Раудар М.Н. Север и Скандинавия в поэтическом творчестве И.А. Бунина // Скандинавский сборник. Т. XXVIII. - Таллин, 1983.-С. 94-108.

1 Любимов Н.М. О переводах Бунина // Бунин И.А. Собр.соч. в 9 т. Т. 8. -М., 1967. - С. 409-421; Бабореко А. И.А. Бунин о переводах // Мастерство перевода. 1966. - М., 1968. - С. 375-388; Сапожникова О.С. И.А. Бунин -переводчик Леконта де Лиля // Тетради переводчика. Вып. 18. - М., 1981. -С. 17-24.

2 Романичева Е.С. Древнерусские предания в творчестве И.А. Бунина // Литература Древней Руси: Межвуз.сб.научн.трудов. - М., 1986. - С. 136-141; Славецкий В.И. Зачет по Бунину // Славецкий В.И. Возвращение Марии. -М., 1991.-С. 5-49.

3 Диссертация В.В. Нефедова «Бунин-поэт» (Минск, 1973) носит обзорный, а не концептуальный характер, и ценна отдельными наблюдениями.

4 Спивак P.C. Философия истории в дооктябрьской лирике И.А. Бунина // Спивак P.C. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985. - С. 85-101; Она же. Исторические мотивы в

Анализ лирики Бунина в предложенном P.C. . Спивак аспекте

философского метажанра не исчерпывает глубины содержания бунинской

поэзии, что оговаривается самим исследователем.1 Между тем в

современной работе о Бунине нельзя не учесть замечания Ю.В. Мальцева о

том, что «в начале всякого разговора о Бунине [...] должен быть опознан и дра

указан» «мотив паГмяти [...] и метемпсихоза», «ибо именно здесь, в этой темной области подсознания и тайны берут свое начало многие, казалось бы, безначальные и необъяснимые черты человеческого бытия, к которым постоянно приковывалось внимание Бунина» (132,9). Это должно быть сделано, подчеркивает исследователь, и «в силу хронологии [...] и по причинам методологическим» (132,9). Выявление имманентных особенностей в лирике Бунина, как и логики ее развития, невозможно без изучения творчества поэта начального периода.

Хронологические же рамки работ, посвященных бунинским стихам, как правило, ограничены 1900 и 1917 гг., причем 1910-м годам уделено в них места значительно меньше, чем предшествующему десятилетию. Стихи же 1916-1952 гг. остаются наименее исследованной частью поэтического

дооктябрьской лирике И.А. Бунина // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX - начала XX вв. - Д., 1985. - С. 79-93; Она же. Подсистема «животворного Космоса» в философской лирике Бунина 1910-х годов // Типология литературного процесса (на материале русской литературы XIX- начала XX вв.): Межвуз.сб.науч.трудов. - Пермь, 1990. - С. 80-94; Она же. Грозный Космос Бунина // Литературное обозрение, 1995, № 3. - С. 35-39.

1 Спивак P.C. Философия истории в дооктябрьской лирике И.А. Бунина // Спивак P.C. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. Красноярск, 1985. - С. 136.

наследия писателя.1 Вопрос о том, почему стихотворный дар поэта иссякает в эмиграции, в науке не исследован.

Совершенно очевидно, что ранние пейзажные стихи, сонеты 1900-х годов, баллады 1910-х и лирика эмигрантского периода представляют каждый раз нового поэта. Разным уровням бунинского видения мира, усложняющейся эстетике соответствует и разная поэтика. Возникает вопрос: каковы закономерности движения Бунина-поэта от периода к периоду? Представляется, что жанровый подход к рассмотрению бунинской поэзии и ее диахронии, к выявлению в ней причинно-следственных связей будет наиболее продуктивным.

Жанр в данной работе понимается как динамичная формально-содержательная структура, имеющая жанровое ядро и воплощающая определенную эстетическую концепцию действительности.

В этом определении учитываются все аспекты современной жанровой теории: классификационный (нормативный), генетико-эволюционный и функциональный (конвенциональный).2 Преимущественное же внимание в работе уделяется генетико-эволюционному аспекту, причем в рамках этого аспекта акцентируется такой фактор жанра, как творческая индивидуальность писателя. H.JI. Лейдерман, подчеркнувший необходимость рассмотрения этого фактора в понимании'категории жанра,

1 См., например, короткие замечания о них: Тарасенков А.К. Поэзия Ивана Бунина // Бунин И.А. Стихотворения. - Л., 1956. - С. 23-24; Михайлов О.Н. [Послесловие] // Бунин И.А. Собр.соч. в 9т. - М., 1965. Т. 1. - С. 518; Зуев H.H. «Достойны ль мы своих наследий?» Иван Бунин - поэт // Зуев H.H. Жизнь и поэзия - одно. - М., 1990. - С. 164-171.

2 Обобщающие рассуждения о различных жанровых концепциях см., в частности, в монографии Л.Г. Кихней «Из истории жанров русской лирики. Стихотворное послание начала XX века. Владивосток, 1989. - С. 4-

I

17. V

указал, что «для писателя жанр - это форма его художественного мышления, которая трудно поддается перестройке или смене».1 На этот момент обращают внимание и другие теоретики жанра.

По мнению Ю.В. Стенника, жанр - это «формула добытой эстетической истины, которая отражает момент «конечности» определенного этапа развития художественного сознания».2 Исследователь выделяет две основные функции жанра: «выявлять устойчивое в литературном потоке» и «служить инструментом литературной классификации».3 C.JI. Страшнов считает, что лирический жанр воплощает «тип связи личности с миром».4 , Понимание жанра как «формулы добытой эстетической мысли», формы художественного мышления особенно актуально в лирике, так как при данном походе к жанру снимаются вопросы, возникающие при рассмотрении лирики в классификационном (нормативном) аспекте.5 В рамках этого аспекта проблема жанра в лирике постклассицистической эпохи неразрешима принципиально, ибо «сущность лирики - потенция особенного, или различимости».6 Выражение внутреннего мира поэта, большей частью спонтанное, сиюминутная субъективная реакция,

1 Лейдерман Л.Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. -С.ЗО.

2 Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: проблемы и методы прочтения. - Л., 1974. - С. 173.

3Там же. - С. 189, 175.

4 Страшнов С.Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте. -Иваново, 1983. - С. 10.

5 О проблематике внутриродовой типологии в лирике см., в частности: Маркевич Г. Основные проблемы науки о лите